Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Творцы т ехниче ского прогресса 1 водст а. Рационализаторы предприятий нашей ■ 1 Сегодня в Москве открывается Все­ союзное совещание р а ц и о нализаторов, _ _ ________ изобретателей и новаторов произ в . области, как и всей страны, отмечают это совещание новым подъемом творче­ ской активности. Только на тракторном заводе сейчас более тысячи рационали­ заторов, от внедрения предложений которых в этом году завод получит свы­ ше 6 миллионов рублей экономии. Много замечательных рационализаторов на предприятиях Ельца, Грязей, Лебедяни, Данкова и других городов области. Ниже публикуются материалы о работе наших рационализаторов — творцов технического прогресса. тт™. к и ш Предложения бригадира Чулимова Александр Николаевич Чулимов около двадцати лет работает (в вагонном депо Гря­ зи. Коллектив знает его как хорошего про­ изводственника, человека пытливой мысли. — Беспокойная душа, — говорят о нем рабочие. И это верш . Работая бригадиром инст­ рументального цеха, Чудимов все время стремится совершенствовать технологию производства, внедрять механизацию. За время работы в депо он внес много рационализаторских предложений, которые способствуют повышению производительно­ сти труда. Раньше расточку приваленных фланцев производили на токарном станке. Это была очень кропотливая работа, требовавшая много времени. Чтобы установить фланец на станке, требовалось около двух часов. Токари всегда неохотно брались за эту работу. Чулимов долго думал, над тем, что сде­ лать для ускорения расточки фланцев. Н вот он изготовил приспособление, дающее возможность быстро обрабатывать фланцы. Чулимов вспоминает, как родилось его предложение, дающее возможность опрее- совки мариупольских рессор на прессе I варова. Вместе с бригадиром Батищевым он удлинил стрелу прогиба на прессе, из­ готовил новую скоб 5 ' и успешно решил вопрос опрессовки рессор в условиях депо. Взять механическую щетку для очистки поясов тележек грузовых вагонов. Сколь­ ко неудобств было прежде. Пескоструйный аппарат, которым производили очистку, часто выходил из строя. Зимой песок за­ мерзал. Приходилось нести аппарат в куз­ ницу, на горне отогревать его, вновь за­ правлять. Очистка задерживалась. Чулимову приходилось частенько подол­ гу возиться с пегкоструйпым аппаратом, г'Монтировать его. Не раз в голову прпхо- ч и а мысль: как бы упростить процесс ччпоткп? И вот Александр Николаевич сам изготовил из отходов стальной проволо­ ки механическую щетку, при помощи ко­ торой один человек легко производит очи­ стку поясов тележек грузовых вагонов. Александр Николаевич живо ингересует- 'с я внедрением всего пового, передового, что имеется в другпх депо. Однажды он [ почитал в дорожной газете о рационали­ заторах вагонного депо Ртищево, узнал, что там применяют элевтрогайковерт. — Вот бы нам устроить такое приспо­ собление, — говорил Чулимов своим то­ варищам. Пришел он к инженеру Троицкому и сказал: — Пошлите меня в Ртищево, там можно многое позаимствовать для внедрения ма­ лой механизации. Польза будет. Руководство депо решило удовлетворить просьбу рационализатора. В Ртищеве он внимательно осматривал приспособления, подробно расспрашивал, уточнял отдель­ ные детали. По возвращении из Ртищево Чулимов ■изготовил электрогайковерт. Рабочие с ин­ тересом рассматривали действие нового приспособления. Раньше для того, чтобы отвернуть гайки буровых и колоночных болтов тележек грузовых вагонов, слесарь обычно ложился на землю. Особенно плохо было осенью и зимой. Теперь с помощью электрогайковерта эта работа производится очень легко. Чулимову, как бригадиру инструмен­ тального цеха, приходится изготовлять приспособления других рационализаторов. При этом он часто приходит им на по­ мощь. Слесарь Двуреченский предложил при­ способление для правки крышек люков ватопов без снятия крышек. Когда Чули­ мов работал над изготовлением этого при­ способления, у него появилась мысль не­ сколько изменить скобу. Поговорил он с автором предложения, с инженерами тех­ нического отдела. Предложение его было одобрено. $ Некоторые усовершенствования внес Чулимов и в предложение рационализато­ ра Гаврикова по транспортировке запас­ ных частей на пункте технического ос­ мотра. Когда речь зашла о Всесоюзном сове­ щании рационализаторов, изобретателей и новаторов производства, т. Чулимов ска­ зал: Наши, рационализаторы с интересом будут следить за работой этого совещания. Оно послужит толчком для дальнейшего развития творческой мысли рабочих В . Д Е В О Ч К И Н . Нужны комплексные бригады Ш ш ж ЩШ ! ВН И И ^„■,.ул.у^Д Н И Н К .КЯ :,.^:- ........* : | | ж З ) ☆ '☆ Плотник Яков Петрович Курьянов — один из лучших рационализаторов строй­ управления «Жилстрой» треста «Липецк- строй». Работая в передовой комплексной бригаде т. Туезова на сооружении 80- квартирного жилого дома по улице 9 Мая, т. Курьянов применил новый способ переноски лесов без разборки — пакетами при помощи крана. Это позво­ лило на 50 процентов сократить рабочее время, потребное для переноски лесов, и сэкономить примерно 8 кубометров лесоматериалов. Предложением рационализатора т. Курь­ янова заинтересовалась делегация сталин­ градских строителей, побывавшая недав­ но в Липецке. «Это мы применим у, себя на стройках», — заявили они. — Свое новшество я посвящаю Всесо­ юзному совещанию рационализаторов и изобретателей, — говорит новатор. На снимке: Я. П. Курьянов. Фото Л. Черкашина. & *■ Без остановки котла Пять лет назад на Елецком заводе ста­ ночной гидроаппаратуры было 29 раци­ онализаторов. теперь их более 80. Уве­ личение количества рационализаторов сви­ детельствует о росте творческой актив­ ности рабочпх и инженерно-технических работников предприятия. За последнее время много предложений впеелн рационализаторы слесарь Е. Кри- ношеин, токарь В. Кондратов, сверловщик Л. Ульянов, фрезеровщик Н. Антонов, тех­ нолог М. Барков, мастера В. Абреимов, В. Черышев и другие. Внедрение в произ­ водство только одного предложения Е. Кршвошеина дает заводу более 17 ты ­ сяч рублей годовой экономии. Однако в одиночку не все рационализа­ торы в состоянии осуществить свои замы­ слы. Необходимо организовать коллектив­ ное творчество новаторов, создать ком­ плексные бригады рационализаторов. Та­ кие бригады у нас на заводе были не­ сколько лет тому назад. Но часть из них, завершив свою работу, распалась. Осталь­ ные, не получая постоянной поддержки со строны инженеров и БРИЗ'а завоза, суще­ ствуют формально. Мне недавно довелось побывать в Киеве на отраслевом совещании рационализато­ ров «Главстанкопрома». На этом совеща­ нии об опыте комплексных бригад раци­ онализаторов говорили главный инженер Ленинградского завода станков-автоматов т. Плоткин, главный инженер Дубенского завода «Коммунар» т. Дмитриев и другие. Опыт работы рационализаторов этих предприятий мы сейчас внедряем у себя на заводе, организуем комплексные бригады. Такие бригады следует создать и на других предприятиях нашей области. Это обеспечит новые успехи в борьбе за тех­ нический прогресс. В Киеве мы побывали на заводе стан­ ков-автоматов. Там обратили внимание на красочно оформленные плакаты: «Где мое предложение?», которые вывешены во мно­ гих цехах. На этих плакатах написаны фамилии рационализаторов, показано, как осуществляются внесенные ими предложе­ ния, их движение (техотдел, эксперимен­ тальный цех и т. д.). Таким образрм, к аж ­ дый рационализатор видит, как продви­ гается его предложение и если оно за­ стряло, то где именно. Такие плакаты-щиты мы вводим сейчас на нашем заводе. Это заставит лучше работать БРИЗ, а также руководи­ телей цехов и технического отдела. В . Ч ЕУ С О В . В топке котла бушует пламя. Огненные языки прожорливо уничтожают угольную пыль. Маши­ нист котла Щукин вни­ мательно наблюдает за показаниями приборов. Вот он остановился у одного из люков, при­ стально посмотрел в топку, и на лице его от­ разилась тревога. Пла­ мя в топке, до того бушевавшее равномер­ но и спокойно, вдруг начало постепенно уга­ сать. Минуты три пламя шло на погашение, но потом, резко вспыхнув, охватило все пространст­ во топки. — Все ясно, — поо- говорил Щукин. — Ко­ тел зашлаковался. — Этого можно было ожидать, — сказал стар­ ший качегар. — Котел уже давно паботает без остановки. Сегодня при­ дется останавливать ко­ тел. Вы смотрите, а я доложу начальнику це­ ха... Вместе с начальником цеха к котлу пришел и бригадир слесарей ко­ тельного цеха Алексанло Васильевич Петров. Он подошел к смотровому люку, долго и присталь­ но смотрел в топку кот­ ла. Вверху бушевало пла­ мя, а внизу, Вуда осы­ пается сгоревшая пыль, лежал большой слой за­ стывшего шлака. Знает Петров, что как только потушат котел, ему со своей бригадой придется сразу же при­ ниматься за работу, очи­ щать этот шлак, прочи­ щать холодную ворон­ ку, через которую посту­ пает необходимый для поддержания горения кислород, и идет шлак, Работы он не боялся. Не первый раз произво­ дить расшлаковку. В этом уже приобретен богатый опыт. Другие мысли занимали его сейчас. Он думал о том, как бы произвести рас­ шлаковку котла на ходу. Ведь каждая такая оста­ новка приносит громад­ ный убыток станции. За время стоянки ма­ шины и котла ТЭ Ц недо­ дает большое количест­ во электроэнергии. Долго ходил он во­ круг котла, залезал в са­ мые потайные его места и все приглядывался. рассчитывал, отвергал один вариант за дру­ гим, и снова думал. Смекалка, смелый расчет помогли ему. В слесарной мастерской он встретил другого бри­ гадира Василия Матве­ евича Беляева. — Опять как и в прошлый раз? — усмех­ нулся Беляев. — Пом­ нишь нашу попытку? Да, Александр Ва­ сильевич помнил. Сов­ сем недавно они пробо­ вали на ходу котла смыть шлак мощной струей воды .Но вода в раскаленной топке сразу же превращалась в пар и, естественно, не могла дать никакого эф­ фекта. — Нет, — решитель­ но проговорил Петров.— Попробуем стальной трубой. Вырежем окно в стенке котла не выше места скопления шлака, как в прошлый раз, а немного пониже. При по­ мощи трубы мы осилим эту массу, столкнем ее вниз. Полностью, воз­ можно, не расшлакуем, но месяца два котел бу­ дет работать без оста­ новки. Беляев задумался. На­ рисованный мелом на стене вариант Петрова, казалось, был неплохим. — Давайте попробуем. Возможно удастся, — сказал он. В кабинете начальника цеха собрались мастера и бригадиры. Когда во­ шли Петров и Беляев, начальник цеха Бровман сказал: — Через два часа ко­ тел начнем тушить. Бу­ дем расшлаковывать. До полной остановки подго­ товить все необходимое для работ. — Мне кажется, оста­ навливать котел сейчас не следует,—сказал Пет­ ров,—попробуем рас- шлаковать на ходу. — На ходу? — недо­ верчиво спросил Бров­ ман. — Да, на ходу. — Что вы предлагае­ те? — Мы вот с Василием Матвеевичем посовето­ вались и решили испро­ бовать еще один вари­ ант... И Петров подроб­ но рассказал о своем за­ мысле, который, по его расчетам, даст возмож- Л Е К Ц И Я Религия—искаженное отражение действительности ность успешно провести расшлаковку котла. Работы начались в тот же день. Труба, весом в четверть тонны, легко подалась талями. Таль медленно пошла в про­ резанное окно. Нагрузка котла была частично сни­ жена, и работать при­ шлось быстро, не медля ни минуты. Труба нагрелась так, что в рукавицах за нее нельзя взяться — дымят­ ся. Пришлось срочно подводить холодную во­ ду, охлаждать трубу. Дав команду тянуть трубу дальше, Петров продол­ жал смотреть в топку. Пламя не мешало про­ сматривать весь объем котла. Через минуту мас­ са сдвинулась, зашата­ лась и рухнула. Тупой конец трубы показался в топке, очищенной от шлака. Изменив направление тРубч, рабочие снова начали постепенно отжи­ мать ее в топку. И снова шлак, треснув, развалил­ ся на мелкие куски, по­ сыпался вниз. Глядя на осыпающийся шлак, Пет­ ров радостно крикнул: — Идет! Через несколько ми­ нут мокрые от пота ра­ бочие закончили очист­ ку и со второй сторо­ ны котла. Трубу вытащи­ ли и быстро заварили прорезанные окна. Рас- шлаковка успешно за­ кончилась. Улыбаясь, Петров по­ дошел к машинисту кот­ ла. — Ну, как идет ко­ тел? — Хорошо! Набираю нагрузку. — Теперь можно на полную мощность. — И, довольный, Петров ушел вниз... Он твердо решил совместно с Беляевым основательно разрабо­ тать этот метод и подать р а ц и о н а л изаторское предложение в цеховой БРИЗ. При этом они ре­ шили вместо трубы сде­ лать специальный метал­ лический клин, а вместо тали установить специ­ альную лебедку. Это будет двадцать четвертое рационализа­ торское предложение коммуниста Петрова. С. шопин. Новолипецкий завод. связано с усложне­ нием производства и общественных отно­ шений. От каменных орудий б металлич-е- Все Формы общественного сознания ■ политические и правовые взгляды, мораль, паука, философия, искусство, религия - являются отражением общественного бы- , тия. Каждая из этих форм присущим ей способом отражает материальную жизнь общества. Развитие науки, например, свя­ зано с возрастающим господством людей над природой и явлениями общественной жизни; при этом научные знания дают правильное отражение действительности. Специфической же чертой религии являет­ ся то, что в ней искаженно, фантастически отражаются те или иные явления природы и общественной жизни. Чтобы правильно понять религию, нуж ­ но знать не только социальные причины, породившие и питающие религиозные веро­ вания, но и те причины, которые связаны с самим процессом познания человеком ок- Р'"кающей его .действительности. Без ана­ лиза процесса человеческого познания нельзя ответить на вопрос: почему рели­ гия, отражая Действительность, приходит вместе с тем к представлениям, искажаю­ щим окружающий человека мир? ' * * * Человеческое мышление обладает спо­ собностью не только пассивно, «созерца­ тельно» воспринимать окружающий мир, но и создавать различные обобщения того, что воспринимается органами чувств, тво­ рить новые мыслительные образы. Скажем, зрение дает нем образы единичных деревь­ ев: липы, тополя, акации и т. д. Но мы знаем, что каждый современный человек, говоря об отличии одного вида растений от другого, например, тотииго от* -сосны, имеет в виду не данный тополь, растущий под окном, и не данную сосну, растущую на берегу реки, а «тополь» вообще, «сосну» вообще. Здесь мы имеем дело с простейши­ ми абстракциями (отвлеченными понятия­ ми), когда люди, отбрасывая ряд частных признаков отдельных вещей (в данном случае отдельных деревьев), обобщают в мышлении важнейшие признаки, свой­ ственные многим сходным предметам. Человеческое сознание способно созда­ вать и еще более широкие абстракции, отражающие глубокие связи между вещами и явлениями в природе и обществе. К та­ ким абстракциям относятся, например, по­ нятия: «материя», «причина», «стои­ мость». Многие из них явились продуктом длительной общественной практики и раз­ вития теоретических знаний. Продукты человеческого мышления, в которых образы действительности так или иначе преобразуются, принято называть «фантазией», что в переводе с греческого значит «воображение». При этом следует четко различать фантазию, связанную е жизнью, полезную для людей, и фантазию, оторванную от жизни, вредную для людей. Религиозная фантазия относится к числу вредных фантазий Марксизм-ленинизм, опираясь на данные целого ряда наук, из­ учающих развитие общества и человече­ ского мышления, дает возможность понять все «тайны» религиозной фантазии, кото­ рая своими корнями у х о д и т в гл у б ь веков. Сознание человека вначале было очень бедным. На заре своей истории люди мы­ слили чувственными образами и простей­ шими представлениями, что было след­ ствием узости и ограниченности условии их существования. Длительное время у людей не было да­ же таких общих понятий, как «рука», «рыба», и соответствующих слов для их обозначения. Например, североамериканские индейцы ко времени открытия Америки ев­ ропейцами не имели понятия «рука» вооб­ ще, а говорили: «моя рука», «твоя рука» и т. д. 0 счетных способностях людей пле­ мени дамарра (Нейтральная Африка) путе­ шественники XIX века сообщали, что при покупке скота здесь за каждое животное нужно было платить отдельно. Если при цене овцы в две пачки табака у дамарры брали две овцы и давали ему четыре пач­ ки. то он приходил в большое затруднение. Дамарра предпочитал, чтобы ему давали две пачки табака и уводили одну овцу, а затем, дав другие две пачки, уводили дру­ гую овцу. Весьма наивно выглядит в этом свете библейское предание о том, что мифиче­ ский «первочеловек» Адам дал имя всем существующим на земле животным. Как установлено наукой, весь словарный запас первобытных людей был во много раз мень­ ше числа существовавших на земле видов животных. На ранних ступенях общественной жиз­ ни у людей совершенно отсутствовали та­ кие понятия, как «вера», «дух», «бог» и т. и. Это был безрелигиозный период в истории человечества, измерявшийся сот­ нями .тысяч лет. Мышление более или менее широкими по­ нятиями появилось лишь в период за­ рождения родового строя. Это было тесно ским, от охоты к ско­ товодству и земледе­ лию— такова общая картина прогрессив­ ных изменений в жизни первобытно-об­ щинного строя. На основе этих изменений развивалось и человеческое сознание, обо­ гащаясь новыми все более сложными об­ щими понятиями. Для того, чтобы добыть пищу, убе­ речь _себя от стихий природы п диких зверей, человек с ранних пор пользовался способностью своего воображения. Совет­ ский этнограф А. Ф Анисимов пишет, что, например, эвенки в пропессё охоты за зверем с давних пор проявляли боль­ шую изобретательность. «Настораживая самострелы, охотник исходил из повадок зверя, образа его жизни, из его харак­ тера и решал, откуда может подойти зверь к ловушке, как он будет вести себя в этой местности и т. л. Сообразуясь с этим, он и ставил свои самостилы так,- что про­ ходящий мимо зверь непременно стано­ вился их жертвой...» (Краткие сообщения. Нзд-во Академии наук СССР. Институт этнографии. Вып. VIII, 1949, стр. 23). Человек не смог бы вообще существо­ вать, если бы его у м пе был прежде всего направлен на решение практических во­ просов, на понимание действительных свя­ зей между явлениями окружающего мира. Творческие способности человеческого ра­ зума, в том числе и способность переходить от восприятия единичных предметов к их обобщениям, развивались у людей именно при решении практических вопросов, а не на пути размышлений о таинственных «духовных сущностях», как это утвержда­ ют некоторые буржуазные исследователи первобытных религий. В первых проявлениях сознания людей К о м с о м о льс ка я жизнь ИНИ ЦИАТИВА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОЕ В РА БОТ Е Не мириться с недостатками В колхозе «Стра­ на Сонетов» много бое­ вой, трудолюбивой мо­ лодежи. Юноши и де­ вушки хорошо помогают колхозу в реше­ нии хозяйственных задач, от.тнчно тру­ дятся в колхозе. Прошедшей зимой 18 комсомольце® трудились на животноводче­ ских фермах. Все комсомольцы участвова­ ли в уборке урожая. С раннего утра до позднего вечера рабо­ тал на отгрузке зерна от комбайнов шо­ фер-комсомолец т. Трубаче®. Комсомольцы Егоров, Фунтиков, Фомин, Шумилин днем отгружали от комбайнов зерно, а ночью выФозили хлеб государству. Почетной гра­ мотой Ц К ВЛКСМ награжден за свой труд комсомолец Чумичев, а Волков, Дулебов, Пашков и многие другие получили Почет­ ные грамоты обкома ВЛКСМ и Похвальные листы райкома. С помощью комсомольцев колхоз готовит корма для общественного животноводства, убрана и заскирдована вся яровая и ози­ мая солома ва площади 1500 гектаров. Комсомольцы заготовили 100 центнеров веточного корма, заложили более 700 тонн кукурузного силоса. Бригадир полеводче­ ской бригады комсомолец т. Бабанов хоро­ шо сумел организовать дело, его бригада уже закончила выборку картофеля. Сами комсомольцы, однако, считают, что они могли бы еще активнее участво­ вать в колхозном производстве, если бы во главе организации стоял боевой, рабо­ тоспособный комитет. Комсомольцы заявля­ ли на своем отчетно-выборном собрании о том, что они не хотят мириться с недо­ статками в руководстве организацией, с равнодушием комитета к нуждам моло­ дежи. По всей области развернулось соревно­ вание за выращивание телочек и птицы. Комитет В1БСМ не увлек на это дело мо­ лодежь. За лето кадры колхозных живот­ новодов не пополнились за счет комсо­ мольце®. — Надо, чтобы каждый из нас посто­ янно чувствовал влияние членов комите­ та,— заявил на собрании комсомолец т. Забалов.—• В комсомольской работе са­ мое^ опасное— это равнодушие. Комсомолец т. Рожков говорю о том, что давно волнует колхозную молодежь,— о культурном отдыхе. Село стоит далеко от районного центра. Надо у себя на месте на­ лаживать культутрно-масоошую работу. Ком­ сомольцы подсказывали комитету, что можно сделать. В колхозе есть неплохое здание клуба, надо привести 'его в порядок, отремонтировать. Но и та этом практиче­ ском деле комитет не сумел проявить себя хорошим организатором. На собрании был избран ноты ! комитет ВЛКСМ во главе с секретарем т. Чуммче,- вым. Заместителем избран т. Забанов. Им был дан строгий наказ улучшить работу комсомольской организации. Серьезно критиковали свой комитет комсомольцы колхоза имени Булганина. Они говорили о запущенности учета, в ор­ ганизации, об отсутствии воспитательной работы. Секретарем был избран инициа­ тивный комсомолец т. Гра'че®. В конце октября в Краснянском рай­ оне состоится районная конференция ВЛКСМ. Готовясь к ней, сельские комсо­ мольцы подводят итоги деятельности пер­ вичных организаций, мобилизуют свои си­ лы на быстрейшее устранение недостат­ ков. Б . Ю Р 0В , и н с т р у к т о р К р а с н и н с к о г о р а й н ом а ВЛКСМ п о зо н а К р а с н и н с к о й МТС. Заб]ыто основное Отчетный доклад секретаря Отановлян- ского райкома ВЛКСМ т. Воробьева длился больше часа. Докладчик добросовестно пе­ речислил множество ошибок и недостат­ ков, признав, что ответственность за них лежит прежде всего на райкоме комсо­ мола. — Мы слишком много говорим,— сжа- ал т. Воробьев,— но мало делаем. Действительно, разрыв между словом и делом характерен для деятельности райко­ ма ВЛКСМ. Работники райкома охотно со­ ставляют планы различных мероприятий, не скупятся на обещания, но как только доходят до дела, у них опускаются руки. «Вырастим 1925 телочек, 31 тысячу голов птицы!»,— призывал райком. К со­ жалению, это обязательство оказалось не- Четыре года работает токарем на Липецком тракторном заводе Александра Чумичева. За это время она в совершенстве овладела специ­ альностью, самостоятельно затачивает и уста­ навливает резцы, может наладить станок без помощи наладчика. Сейчас А. Чумичева работает одновременно на двух станках и выполняет сменное задание на 140—150 процентов. На снимке: А. Чумичева за работой. Фото Л. Черкашииа. выполненным. Невыполненными остались и другие обязательства. Делегат конференции т. Цыгаяко® спра­ ведливо заметил: — В районе запущена воспитательная работа среди молодежи. Представители ин­ теллигенции, особенно учителя, не высту­ пают с лешщиями перед молодежью. — Сельская молодежь*,— говорил ком­ байнер Становлянекой МТС Владимир Боб­ ко®,— предоставлена самой себе. Ни гром­ ких читок, ни лекций, ни докладов для нее не организуется. В отдаленных насе­ ленных пунктах не бывает нинопере- ДВ1 ЕЖ К-3,. 0 том, что райком комсомола плохо, за­ ботится о быте и отдыхе молодежи, говорил механик Становляндаой' МТС т. Ракитин. --------В МТС не создано надлежащих ус­ ловий для механизаторов. В обще­ житии грязно, нет стульев, настоль­ ных игр. Вечера отдыха, как пра­ вило, пе проводятся, очень редко читаются лекции и доклады. Работ­ ники райкома бывают здесь наез­ дами. Настойчиво улучшать воспита­ тельную работу среди молодежи — вот основное требование комсомоль­ ской конференции. м . НОСОВ. (С об. к о р р . « Л ен и н ск о го зн а м е н и » ). Комбайнеры- передовики Задонский райком комсомола недавно подвел итоги социалисти­ ческого соревнования молодежных комбайновых агрегатов. Первенст­ во в соревновании занял комсо­ мольско-молодежный агрегат ком­ байнера Александра Башева и штурвального Ивана Есина из Владимировской МТС. Коллектив агрегата награжден Почетной грамотой обкома ВЛКСМ. Второе место в соревновании присуждено молодежному комбай­ новому агрегату Калабинской МТС, где комбайнером Иван Кар­ лов и штурвальным Виктор Насо­ нов. И. ЛОГУНОВ. ' не было ничего мистического. Но с раз­ витием творческого воображения человека, что было огромным шагом вперед, одно­ временно появилась и возможность зарож­ дения в умах людей религиозных фанта­ зий, искаженно отражающих действитель­ ность. Под воздействием усложнившейся в те­ чение тысячелетий общественной практи­ ки человеческое познание стало представ­ лять собой, как писал Ленин, акт, « ...в к л ю ­ ч а ю щ и й в с еб я возможность отлета фанта­ зии от жизни; мало того: возможность превращения (и при том незаметного, несо­ знаваемого человеком превращения) аб­ страктного понятия, идеи в ф а н т а зи ю (в последнем счете=бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей об­ шей идее («стол» вообще) е с т ь известный кусочек фантазии» (В. И. Ленин. Философ­ ские тетради, 1947 г., стр. 308). Первобытный человек был подав­ лен трудностью борьбы за свое су­ ществование. А тех зачатков знаний и практических навыков, которые у него накопились в процессе борьбы с приро­ дой. было совершенно недостаточно, что­ бы правильно понять ее явления, а также сложные акты своего собственного мыш­ ления. Низкий уровень экономического разви­ тия и придавленность человека силами природы как бы подстерегали момент, ко­ гда у Человека более или менее окрепнет способность воображения. И эта способ­ ность в определенной мере направилась на путь создания извращенных фантазий о таинственных, сверхъестественных силах, которые якобы управляют жизнью приро­ ды и самого человека. В классовом эксплуататорском обще­ стве к придавленности людей силами при­ роды присоединяются и становятся глав­ ными придавленность трудящихся гнетом эксплуататоров, страх людей перед сти­ хийными силами экономического развития. Здесь религия и церковь активно поддер­ живаются эксплуататорским государством. Все. эти причины и обусловили то, что религия в течение тысячелетий была гос­ подствующим мировоззрением. В ней мысль человека направляется против самого чело­ века. так как он переносит себя из ми­ ра действительного в мир несуществую­ щий и тем ослабляет свою волю к борьбе за реальное счастье. К. Маркс называл религию « и л л ю зо р ­ ны м счастьем народа», « о п и у м о м народа» и призывал к упразднению общественных порядков, которые нуждаются в религиоз­ ных иллюзиях. Отлет фантазии от жизни принимает в религии самые причудливые формы. Раз­ личные религии как бы соревнуются меж­ ду собою в измышлении «чудес». Многие боги, по религиозным сказаниям, родились от непорочных дев. Христос и Будда, со­ гласно вероучениям, ходили свободно по воде, спасая своих тонущих учеников, и т. д. Но при всей своей причудливости религия является отражением окружающей человека действительности. Религия жи­ вет не небом, а землей. К религиозной Фантазии полностью при­ менимы положения научной психологии о порядке образования фантастических об­ разов в человеческом сознании. Согласно этим положениям, любой фантастический образ является не чем иным, как видоиз­ менением в мозгу человека того, что вос­ принял он из окружающего мира. При этом видоизменение в мышлении челове­ ка может происходить различными спосо­ бами: существование вещей окружающего его мира может быть сокращено или про­ длено во времееи (вплоть до бесконечно­ сти): вещи могут быть увеличены или уменьшены в объеме, усилены или ослаб­ лены в свойствах: у них могут быть от­ брошены отдельные части или признаки; несколько свойств разных вш е й могут Г »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz