Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
О Е З Н А М Я 30 сентября 1 950 г., Л1 197 (6789 Завтра начинаются занятия в системе партийного просвещения Завтра — 1 октября в городах и сельской местности нашей области начинаются занятия в системе пар- тийного просвещения. Партийные организации области, руководствуясь постановлением ЦК КПСС «Об итогах учебного года в системе партийного просвещения и задачах партийных организаций в но вом учебном году», провели боль шую работу по правильному уком плектованию сети партийного просве щения, подбору и повышению квали фикации пропагандистов, подготовке пособий. В процессе подготовки боль шое внимание уделялось устранению недостатков прошлого года, усиле нию экономического образования кадров. С самого начала нового учебного года необходимо добиваться того, чтобы успешно выполнялась главная задача партийной пропаганды — во оружать коммунистов знанием основ марксизма-ленинизма, знанием зако нов общественного развития, законов строительства коммунизма, глубоким пониманием внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского правительства. Не допустить ошибок прошлого года В ряде партийных организаций Чаплы- гинского района к комплектованию еети партийного просвещения отнеслись фор- иально. Например, секретарь партийной организации колхоза имени Е. Маркса т. Горин до самых последних дней не за нимался вопросами партийного просвеще ния. Лишь когда в колхоз приехал пропа гандист, райкома партии, в спешном по рядке был организован кружок текущей политики, в который зачислили членов партии и колхозный актив без учета об разования и пожеланий слушателей. Многие коммунисты партийной органи зации колхоза имени Сталина (село Колы- бельское) до сих пор не знают, где они будут заниматься. Секретарь партийной организации колхоза т. Ельчанинов еще «не успел» поговорить с коммунистами, определить форму учебы для каждого чле на партии и беспартийного товарища. Существенным недостатком в поста новке партийной пропаганды является отрыв теории от практики. Так, .гро- пагандиет кружка текущей политики при партийной организации колхоза «Оборо на страны» учительница Е. М, Берябина изучение материалов сводила к заучива нию отдельных положений. Слушатели кружка неохотно посещали занятия, пас сивно относились к учебе. На заключи тельных беседах слушатели кружка вы ступали неактивно. Секретарь партийной организации колхоза т. Нодлесных не еде- лал нужных выводов из уроков прошлого года. Яо сих пор коммунисты толком не зна-гот, где и как они будут заниматься в новом учебном году. Из партийной орга низации колхоза в последних числах сен тября поступил в отдел пропаганды и аги тации райкома партии список слушателей кружка, но с самими слушателями никто не разговаривал. Неорганизованно вступает в новый учебный год партийная организация рай потребсоюза. Задача заключается в том, чтобы не до пустить ошибок прошлого, когда во мно гих кружках процветало начетничество, когда пропагандисты не связывали вопро сы теории с практикой социалистического строительства. Ю. АЛЕКСАНДРОВ. В тесной связи с практикой После XX съезда КПСС несколько уси лилась связь пропагандистской работы с выполнением практических задач хозяй ственного и культурного строительства. Коммунисты ^елецкой швейной фабрики «Росглавшвейпрома» настойчиво работают над повышением своих знаний, видят в изучении марксистско-ленинской теории руководство в своей практической ра боте. В прошлом учебном году в системе пар тийного просвещения все коммунисты бы ли охвачены различными формами поли тической учебы. Коммунисты и беспар тийные товарищи занимались в вечернем университете марксизма-ленинизма при Елецком горкоме КПСС, в кружке по изу чению истории Коммунистической пар тии, самостоятельно изучали марксистско- ленинскую теорию. Изучение решений и материалов XX еъезда КПСС позволило коммунистам еще теснее увязать теорию с практическими задачами предприятия, добиться улучшения производственных показателей. В начале года фабрика работала нерит мично, в январе план по валовой продук ции был выполнен на 72,2 процента, а в феврале— на 93,7 процента. На основе изучения материалов XX съезда партии коммунисты на занятиях, во время беседы вскрывали недостатки в работе своего предприятия, о которых мы, пропаганди сты, сообщали руководителям фабрики, партийной организации, контролировали, чтобы претворялись в жизнь предложения коммунистов и беспартийных. Агитаторы— слушатели кпужков— В. Т. Дергачева, К. М. Борисова, Е. А. Кравчен ко, К. М. Буланова и другие стали широко распространять опыт передовиков произ водства. сажи показывали пример инициа тивной работы. Так, слушатели кружка начальник закройного цеха комсомолка К. М. Калинина и мастер этого цеха ком мунистка К. М. Борисова организовали бес перебойное снабжение кроем работниц це ха. добились безостаткового раскроя т к а ней. Это и ряд других мероприятий обеспечи ли успешное выполнение производственных заданий. С марта наша фабрика системати чески перевыполняет производственный план, а задание за 8 месяцев текущего го да выполнено на 103,5 процента. План по вышения производительности труда выпол нен на 101,8 процента. Перед коллективом нашей фабрики стоят большие задачи. Успешное осущест вление их требует квалифицированного руководства командиров производства. И вполне естественно, что стало уделяться больше внимания экономическому образо ванию кадров. Этим и объясняется то, что коммуни сты и многие беспартийные работники фабрики изъявили желание изучать в текущем учебном году конкретную эконо мику промышленности. В числе их комму нисты— начальний* отдела кадров II. М. Дежемесов, старший инженер В. Т. Дер гачева, мастер производства К. М. Борисо ва и другие. Была проведена подготовка к органи зованному началу нового учебного года в системе партийного просвещения. Подо браны опытные лекторы— директор фабри ки Н. А. Штепа, главный инженер 3. В. Русакова и другие. Большое внимание уде ляется устранению прошлогодних недо статков, повышению активности слушате лей, тщательной подготовке каждого за нятия, и особенно самих пропагандистов. Следует отметить, что в этом году наши пропагандисты приступают к занятиям е чувством большой ответственности за по рученное им дело. Мы сознаем, что от нас во многом зависит качество занятий. Я, как пропагандист, заранее подготовил весь материал, составил план первых двух занятий, продумал методику занятий, на метил вопросы производства, с которыми будут увязаны основные теоретические по ложения первых двух тем. Вопросы сни жения себестоимости продукции, распро странения передовых методов труда, повы шения производительности труда в кон кретных условиях нашего предприятия будут находиться в центре внимания слу шателей и пропагандистов. В связи е началом нового учебного го да мне хотелось бы высказать свои поже лания. Надо, чтобы в Елецком горкоме пар тии учли, что пропагандисты нуждаются в повседневном внимании и конкретной по мощи, чего не всегда хватало в прошлом году. Пропагандисты, обладающие и теоре тическими знаниями, и практическими на выками, наиболее успешно руководят заня тиями экономических школ, кружков и се минаров. Поэтому необходимо, чтобы город ской комитет партии по-настоящему занял ся изучением, обобщением и распростране нием опыта лучших пропагандистов. С. РЕДЬКИН, О чем умолчал докладчик Россыпи ярких огней озаряют но вечерам ши рокие улицы поселка Ли пецкого тракторного за вода. Светятся окна за водских корпусов, проф союзной библиотеки, за водского клуба, зажигается свет в ком натах молодежных общежитий. Закончив трудовой день, молодые тракторостроите ли или берут интересную книгу, или идут в кино, иные предпочитают пройтись по лесу, подышать чистым осенним воздухом. А вот группа юношей и девушек с книга ми и тетрадями торопится в школу рабо чей молодежи. Но не вся молодежь тракторного завода тянется к культурному, разумному от дыху. Выйдите вечером на улицу Покрышки на, где каждый дом— молодежное обще житие. Особенно оживленно бывает здесь в субботние и воскресные вечера. Вот группа парней и девчат собралась в кру жок, среди них— гармониет. Раздаются нестройные звуки, напоминающие не то «барыню», не то так называемую «мата- ню». Минуту— две спустя эти звуки вдруг заглушает душераздирающий крик: кто-то из девушек с невероятно высокой ноты «запел» частушку. Затем начи нается топанье ногами, причем со сверх человеческими усилиями. Это и называет ся «матаней». Крик, гомон, каждый поет по-своему и поет, что знает. И в эту ме- машину звуков вплетается другая частуш ка — непристойного содержания. Кто-то из ребят нод одобрительный смех показал свое «искусство». Мы не случайно нарисовали эту кар тинку. Она говорит о многом. Под звуки охрипшей гармоники и пьяные выкрики был убит один из лучших комсомольских активистов завода передовик производства Иван Шацких. Убил его под пьяную руку молодой рабочий прессового цеха Бабуш кин, принятый незадолго до этого в ряды комсомола. Не так давно ,«отличился» в Москве ра бочий завода комсомолец Александр Нау мов. Он разгулялся в одном из ресторанев столицы и в залог оставил комсомольский билет. В июле этого года заводским комитетом ВЛКСМ было решено провести экскурсию молодежи цехов шасси и чугунолитейного в Водопьяновский район. Но экскурсия не была организована по-настоящему. В ре зультате выделенная для этой цели маши на была использована для поездок по де ревням подвыпившей компании «экскур сантов». Руководитель поездок бывший ‘секретарь бюро ВЛКСМ цеха шасси Швыр ков не преминул завернуть и к теще, вспомнив, что она проживает в* упомяну том районе. На радостях было изрядно вы пито и в довершение во всему устроен де бош. Эти факты свидетельствуют о' том, что воспитательная работа среди молодежи тракторного завода стоит на очень низком уровне. Приведем такие примеры. В начале 1955— 1956 учебного года в системе комсомольского политпросвещения на за воде было укомплектовано 35 кружков с 740 слушателями. К концу учебного года осталось 25 кружков, а слушателей в них— 581 человек. И это только потому, что комитет ВЛКСМ несерьезно подошел к подбору пропагандистов, не контролировал работу кружков. Работа кружков комсомольского полит просвещения, за очень редким исключени ем, не обсуждалась ни на цеховых комсо мольских собраниях, ни на заседаниях це ховых бюро ВЛКСМ и комитета комечмо- ла. В инструментальном цехе к концу го да кружок совсем прекратил свое сущест вование, в.цехе шасси из 45 слушателей кружка на итоговое занятие пришли только трое. И это никого не взволновало, никто не выяснил, почему так получилось. Х о р о ш о п о д г от о в и л и с ь Партийные организации колхозов, ма шинно-тракторных станций, совхозов, про- .мышленных предприятий, учреждений и организаций Хворостянского района после тщательной подготовки организованно на чинают новый учебный год в системе пар тийного просвещения. для плодотворной политической учебы коммунистов в районе создано 16 кружков текущей политики, пять политшкол, два кружка по изучению истории Коммунисти ческой партии Советского Союза, четыре кружка но изучению шестой пятилетки и экономики сельского хозяйства, один кру жок по изучению политической экономии. Организованы три двухгодичных экономи ческих школы. В предстоящем учебном го ду в системе партийного просвещения бу дет обучаться свыше 700 человек, 70 ком мунистов будут изучать теорию марксизма- ленинизма самостоятельно. Все кружки и политшколы укомплекто ваны опытными и квалифицированными внештатными пропагандистами, имеющими высшее и незаконченное высшее образова ние. Подобрано и утверждено более 30 ком мунистов на пропагандистскую работу. На днях райком партии провел семинар пропагандистов, на котором было обсужде но постановление ЦК КПСС «Об итогах учебного года в системе партийного про свещения и задачах партийных организа ций в новом учебном году». Участники се минара прослушали две лекции: «Основа ние В. И. Лениным революционной марк систской партии нового типа — поворот в истории русского и мирового рабочего движения», «Большевистская партия в борьбе за диктатуру пролетариата». Участники семинара внесли ряд конкрет ных предложений, направленных на улуч шение работы школ и кружков партийно го просвещения в новом учебном году. П. ГАЛУШКИН. Более ЗО^лет работает С. Е. Евстафьев в вагонном депо ст„. Елец. Богатый про изводственный опыт помогает ему трудиться высокопроизводительно, намного пере выполнять установленную норму. На распрессовке и обжимке рессор т. Евстафьев дает до двух норм в смену. На снимке; С. Е. Евстафьев за работой. Фото А. Хлудекева. Политехнизация в сельской школе В Молотовской средней школе хорошо оборудована мастерская. Здесь есть все не обходимое для проведения занятий. Учащиеся старших классов изучают устройство и работу трактора. Молотовская МТС выделила школе для этой цели два трактора — колесный и гусеничный. Школьники участвовали в ремонте этих машин. Получены от МТС также различ ные детали узлов трактора, которые ис пользуются в качестве наглядных пособий. В школе работает автомобильный кружок. Разборку и сборку различных узлов ма шины школьники осваивают на старом легковом автомобиле, который передал шко ле райисполком. Н. ИВАКИН, преподаватель. ■МП»™* ....... ——> Секретарь комитета В.1КСМ т. Прибит* ков был редким гостем в цехах, не оказы вал секретарям низовых организаций практической помощи. А помощь эта бы ла необходима. Пропагандист стальцеха т. Нагибин, например, готовился к заняти ям плохо или не являлся на них. Вместо вопроса об улучшении работы кружка он обсуждал с секретарем цехового бюро ВЛКСМ вопрос о скорейшем объединении его с каким-либо другим кружком. Не луч ше вел себя пропагандист т. Епифанцев (электроцех), который всячески старался избавиться от порученной работы. Многие учащиеся бросили занятия в школе рабочей молодежи. Но и здесь квин тетом ВЛКСМ не было принято никаких мер. . Плохо поставлена агитационно-массовая работа. Лекции в молодежных общежити ях читаются от случая к случаю. К этому делу не привлекаются руководящие ра ботники завода. Ни главный металлург т. Антонов, ни главный технолог т. Ерма ков, ни другие руководители цехов и отде лов ни разу не побывали в общежитиях, не прочитали ни одной лекции, не провели ни одной беседы с молодыми рабочими. Организованная при комитете комсомо ла группа докладчиков бездействует. На значенные в цехах комсомольские агита торы никакой работы не ведут, не уст раивают даже громких читок газет. Не проводятся в цехах и читательские кон ференции. Заглохла работа художественной саме- деятедьности. Мало проводится вечеров молодежи и других мероприятий куль турно-массового характера. Не получили должного развития на заводе физкультура и спорт. Членами ДСО «Торпедо» являют ся всего лить 300 комсомольцев. Ровно час занял отчетный доклад се кретаря комитета ВЛКСМ т. Прибыткова на состоявшейся недавно 14-й заводской комсомольской конференции. К сожалению, докладчик использовал это время лишь для^ общего обзора проделанной за отчет ный период работы. Приводимые им при меры тех или иных недостатков не под вергались анализу, не вскрывались под линные причины неудовлетворительной деятельности комитета и в целом органи зации. В разделе доклада «Идеологическая работа» обвинялись главным образом це ховые бюро ВЛКСМ и их секретари, т. е. низовые комсомольские организации, пе речислялись недостатки и отрицательные явления «в общем плане». А ведь^лсдостаточная воспитательная работа среди молодежи привела к тому, что в цехах участились случаи нарушения трудовой дисциплины, а это отрицательно сказывается на производстве. Влияет это и на организацию соревнования молодежи. В прессовом цехе, например, комсомольско- молодежные бригады существуют лишь на бумаге. Никто из комсомольцев здесь не знает, с кем он соревнуется, каковы его обязательства. Такое же положение в чу гунолитейном цехе. ■ Неудовлетворительно1 распространяет ся опыт передовиков. А пример брать есть с кого. Это— бригада кузнецов комсомоль ца^ Владимира Соломонова, бригада слеса рей прессового цеха, руководимая комсо мольцем Михаилом Талубьевым, бригада формовщиков Василия Бобровского (сталь- цех) и многие другие, которые настойчи во борются за повышение производитель ности труда, вносят достойный вклад в борьбу за выполнение заданий шестой пя тилетки. Задача заводской комсомольской орга низации— настойчиво повышать уровень воспитательной ^работы среди молодых тракторостроителей, добиваться, чтобы каждый молодой рабочий завода был ак тивным общественником и хорошим произ водственником. Ст. СЕРИКОВ. На естественно-ваучвые темы Глубины микромира Все вещества, из которых состоят ок ружающие нас предметы, разделяются на простые и сложные. Такие вещества, ко торые невозможно химическим способом .разложить на более простые, называются химическими элементами (водород, ге лий, кислород, алюминий, уран и т. д.). Большинство же веществ относится к числу сложных: они состоят из большего пли меньшего числа химических элемен тов. Таковы, например, вода, которую можно разложить на кислород и водород, сталь, состоящая из железа, углерода и других элементов. В настоящее в р ем из вестен сто един химический элемент. Око ло 90 из них существуют на Земле в природных условиях и одиннадцать эле ментов, отсутствующих в природе, полу чены в последние 16— 15 лет искус ственно из других элементов в лабора торных условиях. Каждый химический элемент состоит из мельчайших частиц— атомов. Атолы представляют собой сальте ма ленькие частицы, на которые распадают ся элементы при химических реакциях. По современным представлениям атом состоит из тяжелого положительно заря женного ядра, обладающего очень малыми размерами, й легких электронов, движу щихся вокруг ядра в обширной области, получившей название электронной оболоч ки. Причем, само атомное ядро состоит из положительно заряженных, частиц—прото нов и электрически нейтральных— нейтро нов. Между протонами действуют колос сальные силы электрического отталкив ,- ття, стремящиеся разрушить ядро. Одьа- ко в’ нормальных условиях атомные ядра нс распадаются, они устойчивы. Объяс няется это тем, что в ядре над силами электрического отталкивания преобладают еще более мощные, так называемые ядер- нып силы сцепления, величина которых "Ч . п . ^ ' 9 доз легких элементов, связанных эти- м о г у ч и м :! пилами без воздействия пз- ;щ;с слота гобой никогда не распадаются. ИВ;дче ведут себя ядра тяжелых химиче ских элементов, например, урана-235. Ядро урана-235 состоит из 235 частиц: 92 протонов и 143 нейтронов. Но чем больше в ядре протонов, тем сильнее становятся действующие между прото нами еилы отталкивания, стремящиеся разорвать ядро. Поэтому силы сцепле ния и электрические силы отталкива ния в тяжелом ядре — урана-235 — становятся почти равными. Ядро, как говорят, делается неустойчивым. Та кие тяжелые неустойчивые ядра способны самопроизвольно делиться на части. При этом мгновенно высвобождается энергия, заключенная в ядре. Под действием элек трических сил отталкивания осколки раз летаются г. громадной скоростью (около 15— 20 тысяч километров в секунду) и на своем пути сталкиваются с окружаю щими молекулами и атомами, приводя их в быстрое движение. В результате этого температура окружающей среды резко по вышается. Деление ядра сопровождается также ис пусканием в окружающую среду невиди мых электромагнитных лучей, которые действуют на все живое подобно рентге новским лучам. Свойство некоторых веществ самопро извольно испускать невидимые лучи по лучило название радиоактивности. В последующем было обнаружено, что радиоактивностью, помимо элементов ур'а- на, радия и полония, обладает тажже и торий. В результате многолетних исследований было установлено, что радиоактивность— ядерный процесс, что испускание радио активных лучей является следствием весьма сложных превращений в ядрах атомов 1радиоактивных веществ. Оказалось, что ядра урана, радия полония самп бед всякого внешнего воздействия последова тельно превращаются в более простые и устойчивые ядра атомов других элемен тов. Подобные самопроизвольные превва- гаеяпя ядер атомов одних элементов в ядра атомов других элементов называются радиоактивным распадом. В течение весь ма длительного времени, например, уран превращается в результате целой цепи последовательных радиоактивных распадов в ядра тория, радия, радона, полония, свинца и ртути. Тайна превращения одних элементов в другие заложена именно в ядрах атомов. Средневековые алхимики, не зная это го, упорно стремились научиться полу чать из неблагородных металлов золото. Им казалось, что достаточно найти особое чудодейственное вещество — «философский камень», применить его к любому небла городному металлу и получится золото. Алхимикам, конечно, не под силу было получить хотя бы ничтожную крупинку золота из свинца или ртути. Но современная физика атомного ядра доказывает, что в этом нет ничего невоз можного. В самом деле, если в ядре ртути один протон превратится в нейтрон, ртуть обратится в золото. Толькб стоит ли в на стоящее время тратить силы на передел ку свинца в золото, если наука о стро ении атома раскрыла перед человечеством другие, гораздо более захватывающие пер спективы? Из атома люди могут получать и уже получают нечто бесконечно более пенное, чем золото, — энергию! Современное учение о етооении атом ного ядра зародилось в 1932 году, когда при растеплении ядер легкого металла бериллия были найдены новые, ранее не известные частицы— нейтроны, имеющие массу равную приблизительно массе про тона. Они не обладают э юктрическим за рядом. Благодаря этому нейтроны легко проникают внутрь атомов и производят ях перестройку, разрушение. В конце 1938 года открыто совершенно новое явление. Было установлено, что яд ро атома захватившее нрйтроя. раскалы вается яа две примерно одинаковые ча сти. Оба эти осколка разлетаются в про тивоположные стороны е очень большой скоростью. Измерения показали что при такой распаде ядра урана в ы д р тсс-с.« лисп гии в несколько десятков раз больше. при обычном радиоактивном распаде. Но интересней всего то, что из каждого рас коловшегося ядра урана выбрасывается несколько нейтронов. Это-то обстоятельст во и открыло новые горизонты. Впоследствии ученые заметили, что «свободные» нейтроны, сталкиваюсь на своем пути с двумя— тремя другими ядра ми урана, могут вызвать и их деление. В результате образуется 4— 9 свободных нейтронов, которые также могут вызвать деление соседних ядер, что приведет к появлению 8— 27 нейтронов и т. д. Та кой непрерывный лавинообразный процесс деления ядер получил название цепной ядерной реакции. Энергия, образующаяся в результате деления тяжелых ядер, огромна. Так. на пример, при делении всех ядер атомов, со держащихся в килограмме урана, выде ляется такое количество энергии, которое можно получить при сжигании примерно 3000 тонн каменного угля или при одно временном взрыве 20.000 тонн взрывча того вещества— тротила. Преобладающая часть этой энергии, выделившейся в виде кинетической энергии осколков, вызывает повышение температуры в зоне взрыва уранового заряда до нескольких десятков миллионов градусов, а давления— до не скольких десятков миллиардов атмосфер. При каких же условиях может идти мгновенная ценная ядерная реакция? Во- первых, к такой реакции способны не все тяжелые химические элементы, а только уран и плутоний. Во-вторых, лавинооб разное нарастание числа делящихся ядер возможно только в химически чистом ура не— уран-233 и уран-235 или плуто ний-239 и лишь в том случае, если мас са этого вещества будет достаточная. Наименьшее количество (более кило грамма) делящегося вещества, в котором может идти цепная ядерная реакция, на зывается критической массой. Выделение внутриядерной энергии мож но вести двумя способами: постепенно, как это делается в атомных котлах (реак торах), и мгновенно. Последний способ по ложен в основу изготовления атомных бомб. Исходными материалами для атомных бомб являются: уран-233, уран-235 и гтлутокпй-239 (одни из них). В атомных котлах (реакторах) исходными материала ми могут быть: уран-238, уран-233, то рий-232 и плутоний-239. Ко второму способу можно отнести дру гие ядерные реакции, при которых так же, как и при реакциях деления тяжелых ядер, выделяется огромное количество внутриядерной энергии. Это— реакции со единения легких атомных ядер. Оказы вается, если искусственно сблизить ядра атомов, имеющих малый атомный вес, то силы сцепления, преодолев электрическое отталкивание между протонами, могут об разовать одно ядро. Наиболее интересны реакции, в которых соединяются между собой ядра так называемого тяжелого во дорода (дейтерия) и сверхтяжелого (три тия). Дейтерий и тритий по химическим свойствам ничем не отличаются от обыч ного водорода. Однако ядра их тяжелее, ибо состоят соответственно из одного про тона и одного и двух нейтронов. В результате реакция соединения ядер дейтерия и трития образуются новые, бо лее тяжелые ядра гелия. При этом вы деляется внутриядерная энергия, количе ство которой на единицу реагирующего вещества в несколько раз больше, чем нрн делении тяжелых ядер. Однако соединение ядер может протекать только при темпе ратуре в несколько миллионов градусов. Пока известен лишь один способ получе ния таких температур: это взрыв атомной бомбы. Регулировать скорость этой ядер ной. или, как ее еще называют, термоядер ной, реакции пока не научились. Однако советские ученые стоят на нуги к откры тию процессов управления этой реак цией. Нейтрон — ничтожно метая частица атома. Но при помощи стой частицы мик ромира мы можем получать и такие веще ства, которых нет в природа и которые- также являются ядернгам топливом, й, на конец, получать значительно большее ко личество ядерного горючего, чем затрачи вается. Это получается при так называе мом расширенном воспроизводстве ядерно го горючего в цикле уран-2315 — торий- 232 (реактор на тепловых, т. е. медлен ных нейтронах с замедлением реакции тя желой водой) или в цикле плутоний-239— храи-238 (реактор на быстрых нейтронах с охлаждением расплавленным металлом-— натрием). Сущность этого воспроизводства ядерного горючего заключается в следую щем: В отличие от обычного топлива — уг ля и нефти ядерное топливо, сжигаемое в реакторах, позволяет получать новые ве щества— плутоний и уран-233. Таким об разом, мельчайшая частица атома — ней трон дала возможность не только создать грозное оружие — атомную и водородную бомбы, но и развить атомную энергетику. Помимо действующей атомной электро станции Академии наук СССР мощностью в 5000 киловатт, в шестой пятилетке, как записано в Директивах XX съезда КПСС, намечено построить атомные электростан ции общей мощностью в 2— 2,5 миллиона киловатт. Это в два с лишним раза боль ше, чем суммарная мощность всех элект ростанций царской России. В 1956— 1960 годах намечено постро ить пять больших атомных электростан ций мощностью в 400— 600 тысяч кило ватт каждая. Они будут сооружены в раз личных пунктах страны. Большие пер спективы открываются в области создания атомных силовых установок для транс портных целей. Уже строится ледокол с атомным двигателем мощностью в 44 ты сячи лошадиных сил, способный разви вать скорость в 18 узлов. Такой ледокол еможет плавать, не заходя в порт два — три года. Будут также созданы самолеты и атомовозы с атомным двигателем. Огромное значение имеет все возраста ющее внедрение атомной энергии в произ водстве. Рент, идет о радиоактивных изо топах, которые производятся в больших количествах как в атомных котлах (ре акторах), та® и на ускорителях элемен тарных частиц. Радиоизотопы, набор кото рых включает почти все элементы перио дической системы Менделеева, рассыла ются во все концы нашей страны, а так же в ряд других стран. Ядернне излуче ния радиоактивных изотопов используют ся для интенсификации технологических процессов, служат весьма удобным средст вом бесконтактных измерений, автомати ческого контроля, дистанционного регули рования и управления в различных обла стях техники. И. КОЛОМИЙЦЕВ, преподаватель Липецкого машинострои тельного техникума. - А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz