Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

О Е З Н А М Я 30 сентября 1 950 г., Л1 197 (6789 Завтра начинаются занятия в системе партийного просвещения Завтра — 1 октября в городах и сельской местности нашей области начинаются занятия в системе пар- тийного просвещения. Партийные организации области, руководствуясь постановлением ЦК КПСС «Об итогах учебного года в системе партийного просвещения и задачах партийных организаций в но­ вом учебном году», провели боль­ шую работу по правильному уком­ плектованию сети партийного просве­ щения, подбору и повышению квали­ фикации пропагандистов, подготовке пособий. В процессе подготовки боль­ шое внимание уделялось устранению недостатков прошлого года, усиле­ нию экономического образования кадров. С самого начала нового учебного года необходимо добиваться того, чтобы успешно выполнялась главная задача партийной пропаганды — во­ оружать коммунистов знанием основ марксизма-ленинизма, знанием зако­ нов общественного развития, законов строительства коммунизма, глубоким пониманием внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского правительства. Не допустить ошибок прошлого года В ряде партийных организаций Чаплы- гинского района к комплектованию еети партийного просвещения отнеслись фор- иально. Например, секретарь партийной организации колхоза имени Е. Маркса т. Горин до самых последних дней не за­ нимался вопросами партийного просвеще­ ния. Лишь когда в колхоз приехал пропа­ гандист, райкома партии, в спешном по­ рядке был организован кружок текущей политики, в который зачислили членов партии и колхозный актив без учета об­ разования и пожеланий слушателей. Многие коммунисты партийной органи­ зации колхоза имени Сталина (село Колы- бельское) до сих пор не знают, где они будут заниматься. Секретарь партийной организации колхоза т. Ельчанинов еще «не успел» поговорить с коммунистами, определить форму учебы для каждого чле­ на партии и беспартийного товарища. Существенным недостатком в поста­ новке партийной пропаганды является отрыв теории от практики. Так, .гро- пагандиет кружка текущей политики при партийной организации колхоза «Оборо­ на страны» учительница Е. М, Берябина изучение материалов сводила к заучива­ нию отдельных положений. Слушатели кружка неохотно посещали занятия, пас­ сивно относились к учебе. На заключи­ тельных беседах слушатели кружка вы­ ступали неактивно. Секретарь партийной организации колхоза т. Нодлесных не еде- лал нужных выводов из уроков прошлого года. Яо сих пор коммунисты толком не зна-гот, где и как они будут заниматься в новом учебном году. Из партийной орга­ низации колхоза в последних числах сен­ тября поступил в отдел пропаганды и аги­ тации райкома партии список слушателей кружка, но с самими слушателями никто не разговаривал. Неорганизованно вступает в новый учебный год партийная организация рай­ потребсоюза. Задача заключается в том, чтобы не до­ пустить ошибок прошлого, когда во мно­ гих кружках процветало начетничество, когда пропагандисты не связывали вопро­ сы теории с практикой социалистического строительства. Ю. АЛЕКСАНДРОВ. В тесной связи с практикой После XX съезда КПСС несколько уси­ лилась связь пропагандистской работы с выполнением практических задач хозяй­ ственного и культурного строительства. Коммунисты ^елецкой швейной фабрики «Росглавшвейпрома» настойчиво работают над повышением своих знаний, видят в изучении марксистско-ленинской теории руководство в своей практической ра­ боте. В прошлом учебном году в системе пар­ тийного просвещения все коммунисты бы­ ли охвачены различными формами поли­ тической учебы. Коммунисты и беспар­ тийные товарищи занимались в вечернем университете марксизма-ленинизма при Елецком горкоме КПСС, в кружке по изу­ чению истории Коммунистической пар­ тии, самостоятельно изучали марксистско- ленинскую теорию. Изучение решений и материалов XX еъезда КПСС позволило коммунистам еще теснее увязать теорию с практическими задачами предприятия, добиться улучшения производственных показателей. В начале года фабрика работала нерит­ мично, в январе план по валовой продук­ ции был выполнен на 72,2 процента, а в феврале— на 93,7 процента. На основе изучения материалов XX съезда партии коммунисты на занятиях, во время беседы вскрывали недостатки в работе своего предприятия, о которых мы, пропаганди­ сты, сообщали руководителям фабрики, партийной организации, контролировали, чтобы претворялись в жизнь предложения коммунистов и беспартийных. Агитаторы— слушатели кпужков— В. Т. Дергачева, К. М. Борисова, Е. А. Кравчен­ ко, К. М. Буланова и другие стали широко распространять опыт передовиков произ­ водства. сажи показывали пример инициа­ тивной работы. Так, слушатели кружка начальник закройного цеха комсомолка К. М. Калинина и мастер этого цеха ком­ мунистка К. М. Борисова организовали бес­ перебойное снабжение кроем работниц це­ ха. добились безостаткового раскроя т к а ­ ней. Это и ряд других мероприятий обеспечи­ ли успешное выполнение производственных заданий. С марта наша фабрика системати­ чески перевыполняет производственный план, а задание за 8 месяцев текущего го­ да выполнено на 103,5 процента. План по­ вышения производительности труда выпол­ нен на 101,8 процента. Перед коллективом нашей фабрики стоят большие задачи. Успешное осущест­ вление их требует квалифицированного руководства командиров производства. И вполне естественно, что стало уделяться больше внимания экономическому образо­ ванию кадров. Этим и объясняется то, что коммуни­ сты и многие беспартийные работники фабрики изъявили желание изучать в текущем учебном году конкретную эконо­ мику промышленности. В числе их комму­ нисты— начальний* отдела кадров II. М. Дежемесов, старший инженер В. Т. Дер­ гачева, мастер производства К. М. Борисо­ ва и другие. Была проведена подготовка к органи­ зованному началу нового учебного года в системе партийного просвещения. Подо­ браны опытные лекторы— директор фабри­ ки Н. А. Штепа, главный инженер 3. В. Русакова и другие. Большое внимание уде­ ляется устранению прошлогодних недо­ статков, повышению активности слушате­ лей, тщательной подготовке каждого за­ нятия, и особенно самих пропагандистов. Следует отметить, что в этом году наши пропагандисты приступают к занятиям е чувством большой ответственности за по­ рученное им дело. Мы сознаем, что от нас во многом зависит качество занятий. Я, как пропагандист, заранее подготовил весь материал, составил план первых двух занятий, продумал методику занятий, на­ метил вопросы производства, с которыми будут увязаны основные теоретические по­ ложения первых двух тем. Вопросы сни­ жения себестоимости продукции, распро­ странения передовых методов труда, повы­ шения производительности труда в кон­ кретных условиях нашего предприятия будут находиться в центре внимания слу­ шателей и пропагандистов. В связи е началом нового учебного го­ да мне хотелось бы высказать свои поже­ лания. Надо, чтобы в Елецком горкоме пар­ тии учли, что пропагандисты нуждаются в повседневном внимании и конкретной по­ мощи, чего не всегда хватало в прошлом году. Пропагандисты, обладающие и теоре­ тическими знаниями, и практическими на­ выками, наиболее успешно руководят заня­ тиями экономических школ, кружков и се­ минаров. Поэтому необходимо, чтобы город­ ской комитет партии по-настоящему занял­ ся изучением, обобщением и распростране­ нием опыта лучших пропагандистов. С. РЕДЬКИН, О чем умолчал докладчик Россыпи ярких огней озаряют но вечерам ши­ рокие улицы поселка Ли­ пецкого тракторного за­ вода. Светятся окна за­ водских корпусов, проф­ союзной библиотеки, за­ водского клуба, зажигается свет в ком­ натах молодежных общежитий. Закончив трудовой день, молодые тракторостроите­ ли или берут интересную книгу, или идут в кино, иные предпочитают пройтись по лесу, подышать чистым осенним воздухом. А вот группа юношей и девушек с книга­ ми и тетрадями торопится в школу рабо­ чей молодежи. Но не вся молодежь тракторного завода тянется к культурному, разумному от­ дыху. Выйдите вечером на улицу Покрышки­ на, где каждый дом— молодежное обще­ житие. Особенно оживленно бывает здесь в субботние и воскресные вечера. Вот группа парней и девчат собралась в кру­ жок, среди них— гармониет. Раздаются нестройные звуки, напоминающие не то «барыню», не то так называемую «мата- ню». Минуту— две спустя эти звуки вдруг заглушает душераздирающий крик: кто-то из девушек с невероятно высокой ноты «запел» частушку. Затем начи­ нается топанье ногами, причем со сверх­ человеческими усилиями. Это и называет­ ся «матаней». Крик, гомон, каждый поет по-своему и поет, что знает. И в эту ме- машину звуков вплетается другая частуш­ ка — непристойного содержания. Кто-то из ребят нод одобрительный смех показал свое «искусство». Мы не случайно нарисовали эту кар­ тинку. Она говорит о многом. Под звуки охрипшей гармоники и пьяные выкрики был убит один из лучших комсомольских активистов завода передовик производства Иван Шацких. Убил его под пьяную руку молодой рабочий прессового цеха Бабуш­ кин, принятый незадолго до этого в ряды комсомола. Не так давно ,«отличился» в Москве ра­ бочий завода комсомолец Александр Нау­ мов. Он разгулялся в одном из ресторанев столицы и в залог оставил комсомольский билет. В июле этого года заводским комитетом ВЛКСМ было решено провести экскурсию молодежи цехов шасси и чугунолитейного в Водопьяновский район. Но экскурсия не была организована по-настоящему. В ре­ зультате выделенная для этой цели маши­ на была использована для поездок по де­ ревням подвыпившей компании «экскур­ сантов». Руководитель поездок бывший ‘секретарь бюро ВЛКСМ цеха шасси Швыр­ ков не преминул завернуть и к теще, вспомнив, что она проживает в* упомяну­ том районе. На радостях было изрядно вы­ пито и в довершение во всему устроен де­ бош. Эти факты свидетельствуют о' том, что воспитательная работа среди молодежи тракторного завода стоит на очень низком уровне. Приведем такие примеры. В начале 1955— 1956 учебного года в системе комсомольского политпросвещения на за­ воде было укомплектовано 35 кружков с 740 слушателями. К концу учебного года осталось 25 кружков, а слушателей в них— 581 человек. И это только потому, что комитет ВЛКСМ несерьезно подошел к подбору пропагандистов, не контролировал работу кружков. Работа кружков комсомольского полит­ просвещения, за очень редким исключени­ ем, не обсуждалась ни на цеховых комсо­ мольских собраниях, ни на заседаниях це­ ховых бюро ВЛКСМ и комитета комечмо- ла. В инструментальном цехе к концу го­ да кружок совсем прекратил свое сущест­ вование, в.цехе шасси из 45 слушателей кружка на итоговое занятие пришли только трое. И это никого не взволновало, никто не выяснил, почему так получилось. Х о р о ш о п о д г от о в и л и с ь Партийные организации колхозов, ма­ шинно-тракторных станций, совхозов, про- .мышленных предприятий, учреждений и организаций Хворостянского района после тщательной подготовки организованно на­ чинают новый учебный год в системе пар­ тийного просвещения. для плодотворной политической учебы коммунистов в районе создано 16 кружков текущей политики, пять политшкол, два кружка по изучению истории Коммунисти­ ческой партии Советского Союза, четыре кружка но изучению шестой пятилетки и экономики сельского хозяйства, один кру­ жок по изучению политической экономии. Организованы три двухгодичных экономи­ ческих школы. В предстоящем учебном го­ ду в системе партийного просвещения бу­ дет обучаться свыше 700 человек, 70 ком­ мунистов будут изучать теорию марксизма- ленинизма самостоятельно. Все кружки и политшколы укомплекто­ ваны опытными и квалифицированными внештатными пропагандистами, имеющими высшее и незаконченное высшее образова­ ние. Подобрано и утверждено более 30 ком­ мунистов на пропагандистскую работу. На днях райком партии провел семинар пропагандистов, на котором было обсужде­ но постановление ЦК КПСС «Об итогах учебного года в системе партийного про­ свещения и задачах партийных организа­ ций в новом учебном году». Участники се­ минара прослушали две лекции: «Основа­ ние В. И. Лениным революционной марк­ систской партии нового типа — поворот в истории русского и мирового рабочего движения», «Большевистская партия в борьбе за диктатуру пролетариата». Участники семинара внесли ряд конкрет­ ных предложений, направленных на улуч­ шение работы школ и кружков партийно­ го просвещения в новом учебном году. П. ГАЛУШКИН. Более ЗО^лет работает С. Е. Евстафьев в вагонном депо ст„. Елец. Богатый про­ изводственный опыт помогает ему трудиться высокопроизводительно, намного пере­ выполнять установленную норму. На распрессовке и обжимке рессор т. Евстафьев дает до двух норм в смену. На снимке; С. Е. Евстафьев за работой. Фото А. Хлудекева. Политехнизация в сельской школе В Молотовской средней школе хорошо оборудована мастерская. Здесь есть все не­ обходимое для проведения занятий. Учащиеся старших классов изучают устройство и работу трактора. Молотовская МТС выделила школе для этой цели два трактора — колесный и гусеничный. Школьники участвовали в ремонте этих машин. Получены от МТС также различ­ ные детали узлов трактора, которые ис­ пользуются в качестве наглядных пособий. В школе работает автомобильный кружок. Разборку и сборку различных узлов ма­ шины школьники осваивают на старом легковом автомобиле, который передал шко­ ле райисполком. Н. ИВАКИН, преподаватель. ■МП»™* ....... ——> Секретарь комитета В.1КСМ т. Прибит* ков был редким гостем в цехах, не оказы­ вал секретарям низовых организаций практической помощи. А помощь эта бы­ ла необходима. Пропагандист стальцеха т. Нагибин, например, готовился к заняти­ ям плохо или не являлся на них. Вместо вопроса об улучшении работы кружка он обсуждал с секретарем цехового бюро ВЛКСМ вопрос о скорейшем объединении его с каким-либо другим кружком. Не луч­ ше вел себя пропагандист т. Епифанцев (электроцех), который всячески старался избавиться от порученной работы. Многие учащиеся бросили занятия в школе рабочей молодежи. Но и здесь квин­ тетом ВЛКСМ не было принято никаких мер. . Плохо поставлена агитационно-массовая работа. Лекции в молодежных общежити­ ях читаются от случая к случаю. К этому делу не привлекаются руководящие ра­ ботники завода. Ни главный металлург т. Антонов, ни главный технолог т. Ерма­ ков, ни другие руководители цехов и отде­ лов ни разу не побывали в общежитиях, не прочитали ни одной лекции, не провели ни одной беседы с молодыми рабочими. Организованная при комитете комсомо­ ла группа докладчиков бездействует. На­ значенные в цехах комсомольские агита­ торы никакой работы не ведут, не уст­ раивают даже громких читок газет. Не проводятся в цехах и читательские кон­ ференции. Заглохла работа художественной саме- деятедьности. Мало проводится вечеров молодежи и других мероприятий куль­ турно-массового характера. Не получили должного развития на заводе физкультура и спорт. Членами ДСО «Торпедо» являют­ ся всего лить 300 комсомольцев. Ровно час занял отчетный доклад се­ кретаря комитета ВЛКСМ т. Прибыткова на состоявшейся недавно 14-й заводской комсомольской конференции. К сожалению, докладчик использовал это время лишь для^ общего обзора проделанной за отчет­ ный период работы. Приводимые им при­ меры тех или иных недостатков не под­ вергались анализу, не вскрывались под­ линные причины неудовлетворительной деятельности комитета и в целом органи­ зации. В разделе доклада «Идеологическая работа» обвинялись главным образом це­ ховые бюро ВЛКСМ и их секретари, т. е. низовые комсомольские организации, пе­ речислялись недостатки и отрицательные явления «в общем плане». А ведь^лсдостаточная воспитательная работа среди молодежи привела к тому, что в цехах участились случаи нарушения трудовой дисциплины, а это отрицательно сказывается на производстве. Влияет это и на организацию соревнования молодежи. В прессовом цехе, например, комсомольско- молодежные бригады существуют лишь на бумаге. Никто из комсомольцев здесь не знает, с кем он соревнуется, каковы его обязательства. Такое же положение в чу­ гунолитейном цехе. ■ Неудовлетворительно1 распространяет­ ся опыт передовиков. А пример брать есть с кого. Это— бригада кузнецов комсомоль­ ца^ Владимира Соломонова, бригада слеса­ рей прессового цеха, руководимая комсо­ мольцем Михаилом Талубьевым, бригада формовщиков Василия Бобровского (сталь- цех) и многие другие, которые настойчи­ во борются за повышение производитель­ ности труда, вносят достойный вклад в борьбу за выполнение заданий шестой пя­ тилетки. Задача заводской комсомольской орга­ низации— настойчиво повышать уровень воспитательной ^работы среди молодых тракторостроителей, добиваться, чтобы каждый молодой рабочий завода был ак­ тивным общественником и хорошим произ­ водственником. Ст. СЕРИКОВ. На естественно-ваучвые темы Глубины микромира Все вещества, из которых состоят ок­ ружающие нас предметы, разделяются на простые и сложные. Такие вещества, ко торые невозможно химическим способом .разложить на более простые, называются химическими элементами (водород, ге­ лий, кислород, алюминий, уран и т. д.). Большинство же веществ относится к числу сложных: они состоят из большего пли меньшего числа химических элемен­ тов. Таковы, например, вода, которую можно разложить на кислород и водород, сталь, состоящая из железа, углерода и других элементов. В настоящее в р ем из­ вестен сто един химический элемент. Око­ ло 90 из них существуют на Земле в природных условиях и одиннадцать эле­ ментов, отсутствующих в природе, полу­ чены в последние 16— 15 лет искус­ ственно из других элементов в лабора­ торных условиях. Каждый химический элемент состоит из мельчайших частиц— атомов. Атолы представляют собой сальте ма­ ленькие частицы, на которые распадают­ ся элементы при химических реакциях. По современным представлениям атом состоит из тяжелого положительно заря­ женного ядра, обладающего очень малыми размерами, й легких электронов, движу­ щихся вокруг ядра в обширной области, получившей название электронной оболоч­ ки. Причем, само атомное ядро состоит из положительно заряженных, частиц—прото­ нов и электрически нейтральных— нейтро­ нов. Между протонами действуют колос­ сальные силы электрического отталкив ,- ття, стремящиеся разрушить ядро. Одьа- ко в’ нормальных условиях атомные ядра нс распадаются, они устойчивы. Объяс­ няется это тем, что в ядре над силами электрического отталкивания преобладают еще более мощные, так называемые ядер- нып силы сцепления, величина которых "Ч . п . ^ ' 9 доз легких элементов, связанных эти- м о г у ч и м :! пилами без воздействия пз- ;щ;с слота гобой никогда не распадаются. ИВ;дче ведут себя ядра тяжелых химиче­ ских элементов, например, урана-235. Ядро урана-235 состоит из 235 частиц: 92 протонов и 143 нейтронов. Но чем больше в ядре протонов, тем сильнее становятся действующие между прото­ нами еилы отталкивания, стремящиеся разорвать ядро. Поэтому силы сцепле­ ния и электрические силы отталкива­ ния в тяжелом ядре — урана-235 — становятся почти равными. Ядро, как говорят, делается неустойчивым. Та­ кие тяжелые неустойчивые ядра способны самопроизвольно делиться на части. При этом мгновенно высвобождается энергия, заключенная в ядре. Под действием элек­ трических сил отталкивания осколки раз­ летаются г. громадной скоростью (около 15— 20 тысяч километров в секунду) и на своем пути сталкиваются с окружаю­ щими молекулами и атомами, приводя их в быстрое движение. В результате этого температура окружающей среды резко по­ вышается. Деление ядра сопровождается также ис­ пусканием в окружающую среду невиди­ мых электромагнитных лучей, которые действуют на все живое подобно рентге­ новским лучам. Свойство некоторых веществ самопро­ извольно испускать невидимые лучи по­ лучило название радиоактивности. В последующем было обнаружено, что радиоактивностью, помимо элементов ур'а- на, радия и полония, обладает тажже и торий. В результате многолетних исследований было установлено, что радиоактивность— ядерный процесс, что испускание радио­ активных лучей является следствием весьма сложных превращений в ядрах атомов 1радиоактивных веществ. Оказалось, что ядра урана, радия полония самп бед всякого внешнего воздействия последова­ тельно превращаются в более простые и устойчивые ядра атомов других элемен­ тов. Подобные самопроизвольные превва- гаеяпя ядер атомов одних элементов в ядра атомов других элементов называются радиоактивным распадом. В течение весь­ ма длительного времени, например, уран превращается в результате целой цепи последовательных радиоактивных распадов в ядра тория, радия, радона, полония, свинца и ртути. Тайна превращения одних элементов в другие заложена именно в ядрах атомов. Средневековые алхимики, не зная это­ го, упорно стремились научиться полу­ чать из неблагородных металлов золото. Им казалось, что достаточно найти особое чудодейственное вещество — «философский камень», применить его к любому небла­ городному металлу и получится золото. Алхимикам, конечно, не под силу было получить хотя бы ничтожную крупинку золота из свинца или ртути. Но современная физика атомного ядра доказывает, что в этом нет ничего невоз­ можного. В самом деле, если в ядре ртути один протон превратится в нейтрон, ртуть обратится в золото. Толькб стоит ли в на­ стоящее время тратить силы на передел­ ку свинца в золото, если наука о стро­ ении атома раскрыла перед человечеством другие, гораздо более захватывающие пер­ спективы? Из атома люди могут получать и уже получают нечто бесконечно более пенное, чем золото, — энергию! Современное учение о етооении атом­ ного ядра зародилось в 1932 году, когда при растеплении ядер легкого металла бериллия были найдены новые, ранее не­ известные частицы— нейтроны, имеющие массу равную приблизительно массе про­ тона. Они не обладают э юктрическим за­ рядом. Благодаря этому нейтроны легко проникают внутрь атомов и производят ях перестройку, разрушение. В конце 1938 года открыто совершенно новое явление. Было установлено, что яд­ ро атома захватившее нрйтроя. раскалы­ вается яа две примерно одинаковые ча­ сти. Оба эти осколка разлетаются в про­ тивоположные стороны е очень большой скоростью. Измерения показали что при такой распаде ядра урана в ы д р тсс-с.« лисп гии в несколько десятков раз больше. при обычном радиоактивном распаде. Но интересней всего то, что из каждого рас­ коловшегося ядра урана выбрасывается несколько нейтронов. Это-то обстоятельст­ во и открыло новые горизонты. Впоследствии ученые заметили, что «свободные» нейтроны, сталкиваюсь на своем пути с двумя— тремя другими ядра­ ми урана, могут вызвать и их деление. В результате образуется 4— 9 свободных нейтронов, которые также могут вызвать деление соседних ядер, что приведет к появлению 8— 27 нейтронов и т. д. Та­ кой непрерывный лавинообразный процесс деления ядер получил название цепной ядерной реакции. Энергия, образующаяся в результате деления тяжелых ядер, огромна. Так. на­ пример, при делении всех ядер атомов, со­ держащихся в килограмме урана, выде­ ляется такое количество энергии, которое можно получить при сжигании примерно 3000 тонн каменного угля или при одно­ временном взрыве 20.000 тонн взрывча­ того вещества— тротила. Преобладающая часть этой энергии, выделившейся в виде кинетической энергии осколков, вызывает повышение температуры в зоне взрыва уранового заряда до нескольких десятков миллионов градусов, а давления— до не­ скольких десятков миллиардов атмосфер. При каких же условиях может идти мгновенная ценная ядерная реакция? Во- первых, к такой реакции способны не все тяжелые химические элементы, а только уран и плутоний. Во-вторых, лавинооб­ разное нарастание числа делящихся ядер возможно только в химически чистом ура­ не— уран-233 и уран-235 или плуто­ ний-239 и лишь в том случае, если мас­ са этого вещества будет достаточная. Наименьшее количество (более кило­ грамма) делящегося вещества, в котором может идти цепная ядерная реакция, на­ зывается критической массой. Выделение внутриядерной энергии мож­ но вести двумя способами: постепенно, как это делается в атомных котлах (реак­ торах), и мгновенно. Последний способ по­ ложен в основу изготовления атомных бомб. Исходными материалами для атомных бомб являются: уран-233, уран-235 и гтлутокпй-239 (одни из них). В атомных котлах (реакторах) исходными материала­ ми могут быть: уран-238, уран-233, то­ рий-232 и плутоний-239. Ко второму способу можно отнести дру­ гие ядерные реакции, при которых так же, как и при реакциях деления тяжелых ядер, выделяется огромное количество внутриядерной энергии. Это— реакции со­ единения легких атомных ядер. Оказы­ вается, если искусственно сблизить ядра атомов, имеющих малый атомный вес, то силы сцепления, преодолев электрическое отталкивание между протонами, могут об­ разовать одно ядро. Наиболее интересны реакции, в которых соединяются между собой ядра так называемого тяжелого во­ дорода (дейтерия) и сверхтяжелого (три­ тия). Дейтерий и тритий по химическим свойствам ничем не отличаются от обыч­ ного водорода. Однако ядра их тяжелее, ибо состоят соответственно из одного про­ тона и одного и двух нейтронов. В результате реакция соединения ядер дейтерия и трития образуются новые, бо­ лее тяжелые ядра гелия. При этом вы­ деляется внутриядерная энергия, количе­ ство которой на единицу реагирующего вещества в несколько раз больше, чем нрн делении тяжелых ядер. Однако соединение ядер может протекать только при темпе­ ратуре в несколько миллионов градусов. Пока известен лишь один способ получе­ ния таких температур: это взрыв атомной бомбы. Регулировать скорость этой ядер­ ной. или, как ее еще называют, термоядер­ ной, реакции пока не научились. Однако советские ученые стоят на нуги к откры­ тию процессов управления этой реак­ цией. Нейтрон — ничтожно метая частица атома. Но при помощи стой частицы мик­ ромира мы можем получать и такие веще­ ства, которых нет в природа и которые- также являются ядернгам топливом, й, на­ конец, получать значительно большее ко­ личество ядерного горючего, чем затрачи­ вается. Это получается при так называе­ мом расширенном воспроизводстве ядерно­ го горючего в цикле уран-2315 — торий- 232 (реактор на тепловых, т. е. медлен­ ных нейтронах с замедлением реакции тя­ желой водой) или в цикле плутоний-239— храи-238 (реактор на быстрых нейтронах с охлаждением расплавленным металлом-— натрием). Сущность этого воспроизводства ядерного горючего заключается в следую­ щем: В отличие от обычного топлива — уг­ ля и нефти ядерное топливо, сжигаемое в реакторах, позволяет получать новые ве­ щества— плутоний и уран-233. Таким об­ разом, мельчайшая частица атома — ней­ трон дала возможность не только создать грозное оружие — атомную и водородную бомбы, но и развить атомную энергетику. Помимо действующей атомной электро­ станции Академии наук СССР мощностью в 5000 киловатт, в шестой пятилетке, как записано в Директивах XX съезда КПСС, намечено построить атомные электростан­ ции общей мощностью в 2— 2,5 миллиона киловатт. Это в два с лишним раза боль­ ше, чем суммарная мощность всех элект­ ростанций царской России. В 1956— 1960 годах намечено постро­ ить пять больших атомных электростан­ ций мощностью в 400— 600 тысяч кило­ ватт каждая. Они будут сооружены в раз­ личных пунктах страны. Большие пер­ спективы открываются в области создания атомных силовых установок для транс­ портных целей. Уже строится ледокол с атомным двигателем мощностью в 44 ты­ сячи лошадиных сил, способный разви­ вать скорость в 18 узлов. Такой ледокол еможет плавать, не заходя в порт два — три года. Будут также созданы самолеты и атомовозы с атомным двигателем. Огромное значение имеет все возраста­ ющее внедрение атомной энергии в произ­ водстве. Рент, идет о радиоактивных изо­ топах, которые производятся в больших количествах как в атомных котлах (ре­ акторах), та® и на ускорителях элемен­ тарных частиц. Радиоизотопы, набор кото­ рых включает почти все элементы перио­ дической системы Менделеева, рассыла­ ются во все концы нашей страны, а так­ же в ряд других стран. Ядернне излуче­ ния радиоактивных изотопов используют­ ся для интенсификации технологических процессов, служат весьма удобным средст­ вом бесконтактных измерений, автомати­ ческого контроля, дистанционного регули­ рования и управления в различных обла­ стях техники. И. КОЛОМИЙЦЕВ, преподаватель Липецкого машинострои­ тельного техникума. - А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz