Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
16 оеттабря 1956 г., <№ 185 (666) т Токарь Елецкого заво да станочной гидроаппа ратуры В. Черепов — активный рабкор газеты «Ленинское знамя». До настоящего времени он выступал в га зете с заметками и корреспонден циями. Недавно он написал рассказ «Дело N 2 1». Отмечая творческий Рост т- Черепова, редакция публи кует этот рассказ. Однажды не вышел на работу старей ший рабочий налпого цеха Петр Федорович Моисеев. Мы, конечно, встревожились: за долгие годы впервые пустовал верстак рабочего ветерана. Направили на кварти ру Петра . Федоровича ребят. Вернулись они хмурые. Избили нашего старичка, — дели лись они новостью. — Шел со второй сме ны, встретили трое и ударили. Думали, очевидно, что деньги у лето. Когда прогудел гудок и рабочие один йа другим стали покидать цех, нас оста лось пять парней, пять бывших учеников и воспитанников Петра Федоровича. — Что будем делать? — спросил я, Старший из них. — Найти бандитов, — буркнул Шурка Болдырев. — И отомстить за старика, — добавил самый молодой из пятерых Петька Пету хов. Немного позже я разговаривал с руково дителем секции бокса Трофимычем. Он торжественно пообещал научить всех нас приемам бокса и борьбы. Испытание пред стояло серьезное — требовалась уверен ность в своих силах. Когда в цех вернулся Петр Федорович, мы оказали ему: — Хотим найти, кто шалит в городе... Одобряешь, отец? Петр Федорович, погладив прокуренные усы, проговорил: — Доброе дело, ребятки, но трудное, рискованное. Оружие у них. — Мы. свяжемся с милицией, нам по могут, — запальчиво бросил Петька Пету хов. — Ну, добре. Удачной вам дороги, — согласился старый рабочий. Вечером того же дня нас принял началь ник милиции. Сначала он позвонил на завод, в комсомольский комитет. Секре тарь ответил: — Инициатива, правда, частная и не согласованная, но мы одобряем. Ребята хорошие — верить можно. После разговора с секретарем комитета начальник милиции проговорил: — Присаживайтесь ближе. Сейчас по смотрим, где ваша помощь будет нужнее всего. Город имел два городских сада, три кинотеатра и Дом культуры. Майор-й" ре шил отдать под нашу опеку все эти куль турные учреждения. Отъявленные хули ганы в городе были редкостью, но, безус ловно, работа там нам нашлась бы: не пе ревелись у нас еще сквернословы, забияки и дебоширы. — Мы, товарищ майор, хотели бы другое задание. Недавно было совершено нападение на нашего рабочего... — На Моисеева? — Да. Хотим заняться этим делом. Майор на несколько минут задумался. Потом выглянул за дверь, приказал де журному: — Попросите Овинцова. Вошел хмурый, с суровым взглядом, ка питан милиции. — Вы занимаетесь делом номер один? — Так точно! — Вот, — майор указал на нас, — комсомольская подмога. Знакомьтесь. Капитан Свинцов был, видимо, неразго ворчивым человеком: он М'Олча проводил нас в свой кабинет и, вытащив из сейфа папку, подал нам. — Входите в курс дела. Я начал листать дело № 1. Притихшие ребята сидели рядом. Даже при беглом зна комстве с материалом становилось ясно, что действовала одна дерзкая банда: на считывалось четыре ограбления с приме нением какого-то тупого и тяжелого ору жия. Банда действовала, главным образом, в районе Черной Слободки. Черная Слободка в полном смысле оправ дывала свое название: разношерстные, петровских времен домики, узкие улочки лепились по крутому косогору. Ни зарево центра, ни уличные фонари не могли про бить густую тень этого захолустья В горо де поговаривали, что по плану в ближай шее десятилетие Черная Слободка будет снесена, и на месте ее вырастет рабочий поселок строящегося цинко-прокатного за вода. А пока Слободка существовала, и сейчас на ее темных улицах промышляла группа л ю -' р й . — безжалостных, злобных. И вот мы трое — старшина милиции, Петька Петухов и я — шатали по узким улицам, чтобы помешать этим людям со вершить очередное преступление. Одновре менно с нами, но по другомч маршруту, по Слободке шла другая группа во главе е капитаном Свинцовым. Где-то рядом жалобно и тонко прокри чал сыч. Я вдруг вспомнил рассказ Петра Федоровича: в ту ночь, перед нападением, оп тоже слышал крик этой ночной птицы. Д е л о № 1 Г А С С П А З Я оглянулся. Старшина шагал рядом, положив руку на кобуру пистолета. Ря дом с ним, с глазами, в которых даже темь не потушила восторженных огоньков, шагал Петька. Меня всегда тянуло к этому молодому пареньку. В нем чувствовалась какая-то скрытая сила в характере. Душа у Петьки была пытливая и неспокойная. Он жил и работал неровно. Парень мог вдруг удивить весь завод, выполнив план одного месяца на триста процентов, а мог неожиданно съехать до семидесяти процентов. Одно увлечение у него сменялось другим, одна привязанность к чему-либо уступала место другой. На одном из поворотов улицы мы неожи данно натолкнулись на лежащего челове ка. Он пьяно мурлыкал «Рябинушку». — Нализался, — разочарованно протя нул Петька,— что же с ним делать? — Оставить здесь, — приказал стар шина,— ночь теплая — не простудит ся, будем возвращаться — захватим. Наша группа уже подходила к услов ленному месту встречи с группой капита на Свинцова, когда раздался двукратный свист милицейского свистка. Петляя пере улками, мы бросились к звавшим нас то варищам, Вскоре мы были около них. Вы хватывая из темноты круг булыжной мо стовой и бледное окровавленное лицо мо лодого парня, дрожал в руках капитана фонарик. Лицо его было мрачнее обычного. Рядом стояли притихшие ребята. — Не успели. С дозором работают мер завцы. «Сыч» предупредил их, — сквозь зубы выдавил капитан. Так закончился ваш первый маршрут по Черной Слободке. На второй день после этой ночи мы опять сидели в кабинете начальника ми лиции. Петька сказал: — Нам оружие бы. Без него мы — сле пые котята... Майор ответил: — Зачем оно вам? В горячке такого наделаете, что и не разберешься потом. Капитан Свинцов предложил: — Я считаю, надо пока прекратить наши рейды. Они сейчас бесполезны. Сле дует несколько дней понаблюдать. Нас, работников милиции, почти всех знают, поэтому нам труднее это делать. Придется взять это дело вам, ребята. Несколько дней мы ходили по театрам и паркам города, и все безрезультатно. — Ищите, — глухо говорил нам капи тан.— Они здесь — удобное место для них эта Слободка. Обращайте внимание на ме лочи... ...Было уже около одиннадцати вечера, когда мы с Петькой возвращались домой. Настроение было подавленное: наша ра бота не принесла результатов* В Доме культуры шел концерт. Не сговариваясь, мы свернули к освещенному подъезду. Старушка-контролер преградила нам доро гу, но мы показали удостоверения. В фойе было людно: начался антракт. В своих поисках мы всегда особое место отводили буфетам, поэтому первым делом направи лись туда. В густом, туманном воздухе стоял запах духов, вина и крашеных по лов; слышался звон стаканов, говор, смех. Отыскав единственный свободный сто лик, Петька позвал меня. Заказав бутылку пива, мы сидели и наблюдали. К буфет ной стойке подошли трое. Их широкие плечи красиво облегали хорошо сшитые костюмы. Нагрузив руки бутылками, они оглянулись в надежде увидеть свободный столик. У Петьки лязгнули зубы о стакан. — Они, — сдавленно прошептал он,— Вот тот, со шрамом, пьяным тогда прики дывался, сычом кричал. — Зови их к своему столику, — ска зал я, — познакомься, следа за ними, а я иду звонить капитану. Капитан пообещал прибыть через 15 минут. Бандиты уже сидели рядом с Петь кой, бросая по сторонам настороженные взгляды. — Выбирают себе цель, — подумал я, прячась за одну из колонн. Выпив, все трое поднялись из-за стола. Поднялся и Петька. куда, то варищи? — услыхал я его вопрос. — К Черной Сло бодке,— недружелюб но ответил тот, что со шрамом. — Это удача, — вдруг обрадовался Петька, 1— ведь нам по пути. Пошли, ре бята. Я не знал, что мне делать: следовать ли за Петькой, ждать ли капитана. В темноту, окруженный банди тами, уходил това рищ, а я беспомощно метался у освещен ного подъезда. К счастью, капитан приехал быстро. Его сопровождал наряд милиции. Мы устре мились к Черной Сло бодке. На одном из поворотов улицы, под светлым пятном уличного фонаря, заметили группу людей. Это были они. Но мы опять их потеряли; темнота захолустья словно проглотила бандитов. Прошло несколько минут. Вдруг глухо один за другим прозвучали два выстрела. Не раздумывая, мы бросились вперед, к трем, ютившимся на самом косогоре до микам. А навстречу нам летел тревожный свист товарища. Петька был любителем голубей — только он мот так свистеть. Мы были уже близко, когда раздался третий выстрел. С ним оборвался петыми свист. Через несколько минут затрещали прогнившие оконные рамы домика, и су ровый голос капитана резко прозвучал в гулкой темноте: — Вы окружены. Зажечь свет и сло жить оружие. Не выполните — стреляем. Вскоре мы молча стояли в комнате. На широком столе лежал тяжело раненый Петька, рядом лежали пистолеты, ножи, какие-то тяжелые гири. В углу, окруженные милиционерами, озлобленные жались бандиты. Один из них, со шрамой, болезненно гладил вспухший глаз, другой неприятно шмыгал окровавленным носом. — Петькина работа, — с гордостью подумал я о товарище.— Молодец, Петька! Под окном просигналили вызванные, машины Посадив в одну из них бандитов, всхлипывающую хозяйку, давшую пригон банде, а в другую положив Петьку, мы направились в город. Несколько дней наш раненый товарищ боролся со смертью. Пуля, пройдя грудь и задев легкие, осталась внутри. Но врачи отвели от парня смерть. Через десять дней он мог уже разгова ривать, а в тот день, когда мы с капи таном сообщили о награждении его медалью «За отвагу», Петька впервые, держась за стенку, прошел по палате. В этот же день он рассказал нам о той ночи... Когда в Доме культуры, сев за нетькия столик, бандиты переглянулись, один из них шепнул: — Один из тех пяти. Бандиты, оказывается, знали о сущест вовании нашей группы. Наскоро выпив пиво, они хотели уйти, но неожиданно Петька навязался в попутчики. Но бандиты угадали, в чем дело. Втолк нув его в освещенную комнату слободского домика, они решили расправиться с Петькой. — Что гад, попался,— прорычал Сьгч. — Припороть его, ребята... Петькина рука метнулась к выключате лю — комната стала темной, страшной ямой. В ту же секунду спйну парня холодно лизнул нож. — Легко, — мелькнуло в голове. В ответ Петька ударил... Применяя на прак тике боксерскую науку Трофимыча, Петь ка сыпал удары, защищался, пробивая се бе дорогу к открытой двери в другую ком нату. Уже в дверях он услыхал два выст рела. — Мимо, — радостно мелькнула мысль. Навалившись на дверь, Петька отды шался; бандиты остались в другой комна те. И тогда Петька засвистел. Чтобы пре кратить этот громкий пронзительный свист, один из бандитов выстрелил сквозь дверь... Так прошло наше первое боевое креще ние. Теперь мы — активные помощники милиции в борьбе с нарушителями об щественного порядка. Одни нас боятся, другие уважают. При нашем появлении в саду или в театре гаснет храбрость и развязность хулиганов. Особенно на них действует яркий блеск петькиной медали «За отвагу». В. ЧЕРЕПОВ. г. Елец. Б а с н я С л о н и к у р и ц а Слон по протекции устроился однажды На птицефабрику высиживать цыплят. И приняли, хоть знает каждый. Что Слон для дел таких тяжеловат. Пришла и Курица в контору эту вскоре: — Работу дайте мне! — кудахтала она. — Места все заняты, — сказали ей в конторе, Недавно приняли Слона. Ушла' Хохлатка прочь, и скоро добрый дядя Работу ей нашел на лесоскладе С темна н до темна ворочать бревна и таскать к дороге. И что ж увидели в итоге: Не вывел Слон цыплят, все яйца подавил, Съел корму — курице на сотню-б лет хватило, А Курица хоть выбилась из сил Ни одного бревна не укатила. Случается у нас нередко (Глядеть обидно. Срам и стыд!) Бревно ворочает Наседка А Слон в курятнике сидит, В. РУДА. В читальном зале Водопьяновской районной библиотеки. Фото И. Нарциссова. --♦ «-- - Необъятное слово Все вместило в себя: * и далекие дали; и березки под родимым окном, и похоронных маршей рыданья, и пляски, вспыхивающие огнем, и небосвод, насквозь бирюзовый, и простор земли, никому не отданный, — все вместило в себя необъятное слово: РОДИНА! В нем — крепость смолистых лесных пород, в нем — тысячелетний семьи нашей род, в нем —• сила целебной воды » родника, в нем — клад благородного рудника, в нем, — солнцем народа живительным осиян.. бессмертный океан Ив. КУЧИН. н а т о к у В эту осень счастье мне дано, Небывало я впервые так богат. Золотистым веером зерно С мягким шорохом срывается с лопат. И растут на диво вороха Под усердный сортироцок перестук, И кипит работа —- ураган В сотнях ловких, загорелых Рук. До вечерних сполохов зари Не смолкает гул и говор трудовой. Как мне любо—дорого творить Для моей Отчизны дорогой. П. САПРЫКИН. Колхоз «Оборона», Елецкого района. У друга свадьба На селе хозяйничает осень, За окном чуть слышный листопад,. И сквозь ветки Смотрит неба просинь Ясная, как твой блестящий взгляд. И взгрустнулось мне, родная, что-то, Стало вдруг совсем не до небес. Вон дружок мой, Что недавно с флота, А теперь механик МТС — он домой вернулся в час заката, толком оглядеться не успел, а влюбиться уж сумел когда-то... И вчера, своим меж прочих дел он сказал о свадьбе. И сильнее сердца громкий стук в его груди. А отец: — Смотри, тебе виднее! Мать, со вздохом, тоже: — Сам гляди! Не одну невесту на примете для него имела и, видать, неспроста от старика в секрете берегла вина бутылку мать. Мать уж сватов посылать готова, враз помолодев намного лет. ...Время свадеб подоспело снова, а тебя со мною рядом нет. Николай ДЬЯКОВ. Л и р и к а Ст. СЕ РИКОВ, Хо дит осень В синем облаке-тумане. Над рекою лес продрог». В яркожелтом сарафане Ходит осень вдоль дорос. Ходит осень в алых лентах, С золотистою косой. Блекнет выцветшее лето Пред солерницей-сестрой. Блекнет лето, уступая Молодой своей сестре. Голубое небо мая, Свежий ветер на заре. Ходит осень, сушит травы, Светит месяцем в ночи. На зеленые дубравы Надевает кумачи. Ходит осень легким шагом. Как хозяйка, по земле, Разливая по оврагам Аромат ржаных полей. По колхозным огородам Ходит осень, по садам_ Нет конца ее щедротам. Нет цены ее дарам. Д ва стихотворения , На старом клене листья заалели, Пришла пора туманов и дождей,4 А мы с тобой попрежнему в аллее Встречаемся, скрываясь от людей. И сказано как будто бы немало. А, может быть, ошиблись мы— как знать? А-может просто время не настало Все наше счастье людям пока^ть. * * * Синяя излучина реки. Легкое пожатие руки. Мне пора. Бледнеют звезды в небе, Веет ветер. Выпала роса. Ты не знаешь, как хотелось мне бы Все смотреть, смотреть в твои глаза. Ты не знаешь, как горька разлука, Как тоскует сердце вдалеке.. Потому я маленькую руку Долго-долго так держу в руке. Борис ЦВЕТАЕВ. Ж у р а в л и На ветру горят берез метелки, Дым багряный стелется вдали. С легкой грустью над моим поселком Пролетают к югу журавли. Посвист крыльев слышен на рассвете, В тихий час вечернею порой, Как и в детстве, журавлей заметив, Я махну приветливо рукой. Постою в знак доброго прощанья За окном, у кряжистой сосны. До свиданья, птицы, до свиданья. До зеленой будущей весны! М о л о д а я у ч и т е л ь н и ц а Зоя Николаевна, девушка с физмата, Прошлою весною, кончая институт, Знала ль ты, что где-то сельские ребята Твоего приезда с нетерпеньем ждут? Пролегла дорога светлыми просторами. На душе отрадно, на сердце тепло. Зоя Николаевна, с мыслями веселыми Ты спешишь, торопишься в дальнее село. В мыспях ,труд так легок, путь широк и светел... Школа рисовалась сказочным дворцом. Но тебя немного по-иному встретил Под железной крышей невысокий дом. С первых дней занятий детвора решила: — Старый математик вроде лучше был... Двадцать лет работать... Ясно, это сила. Что ж! А начать в двадцать— будет больше сил. И горит, не гаснет до зарницы первой За твоим окошком розоватый свет. Учишь ты и учишься. — Это признак верный, Что придет когда-нибудь день т е о и х побед, г. Уемань. А. ЛАСКИН. РЕДАКЦИЯ Гря- * зинской районной газеты «Ленинская искра» довольно часто печатает «литературные страницы» из произведений своих читателей. С января по сентябрь в газете было опубликовано шесть таких страниц. Появление в газете стихов, рассказов, басен, юморесок вызывает инте рес читателей, дает молодым литературным силам возможность творчески расти, совер шенствоваться. В числе авторов, выступающих со своими произведениями на «литературных страни цах», есть прозаики, поэты, баснописцы. Ре гулярно, в частности, в газете печатаются произведения Б. Цветаева, Н. Емельянова, 3. Лукиной, Д. Марчукова и других. Почти в каждой странице появляются стихи 3. Лукиной — ученицы десятого класса. Лукина, конечно, начинающий ав тор, но выбор ею тем для своих стихов свидетельствует о том, что ее волнует все, что она видит в жизни. Из села в город уезжает учиться юноша. Он с грустью расстается с родными места ми, где родился и вырос. В стихотворении «Будущий агроном» Лукина правдиво по казывает эту хорошую грусть. Но если по содержанию стихи Лукиной интересны, то с точки зрения формы они нередко бывают слабыми. Много в стихах трафаретных рифм, нередко автор сбивает ся с размера, в стихах больше риторики, нежели поэтических образов. Разумеется, эти недостатки—следствие неопытности мо лодого автора. Однако повторение их на протяжении длительного времени свиде тельствует о том, что редакция недоста точно строго подходит к отбору произведе ний для «литературной страницы», не тре бует от авторов серьезной работы над сво ими произведениями. Это подтверждается не только ошибками, имеющимися в сти хах 3. Лукиной. Литерат урные страницы в районной газете Н. Емельянов — поэт сатирического направления. Он пи шет басни, и их не мало напечатано на страницах «Ленинской искры». Многие из этих басен, к сожале нию, написаны поспешно, многословны. Ча сто читателю приходится догадываться о том, что хотел сказать автор, так как бас ня написана туманно. Иногда Н. Емелья нов допускает в своих произведениях не грамотные обороты речи. В басне «Безза ботная сорока», в которой высмеиваются праздные, ни к чему не приспособленные девицы-белоручки, Н. Емельянов пишет: Жила Сорока праздно и беспечно, Держась на выстрел от мирских забот, А Дрозд, по простоте сердечной, Не смел все как-то дать ей укорот. (?) Строфа сделана явно плохо. Автор не затруднил себя работой над ней. Редакция же не посоветовала ему переделать ее. Не требовательно относится редакция и к прозаическим произведениям. Рассказы, на печатанные в «литературных страницах», как правило, бессюжетны и часто больше п о х ожи о бык н о в е н ные корреспонденции очеркового характера, чем на литератур ные произведения. В последних двух «литературных стра ницах», например, напечатаны два рассказа Д. Марчукова «Случай с бюрократом» и «Зина». В первом из них носящем сатирический характер, автор, стремясь сделать рассказ возможно более острым, допускает ненуж ные передержки. Что касается рассказа «Зина», то он мо жет вызвать у читателя улыбку своей на ивностью и несерьезностью. Комбайнер Николай Аксенов не пользо вался симпатией девушек. Однако пришло время и «самая бойкая, непоседливая де вушка Зина» обратила на него внимание. У обоих возникло хорошее чувство друг к другу. Но вот у Николая поломался ком байн. Зина, встретив парня, из-за этого не разрешает ему даже подходить к ней, не хочет с ним разговаривать. Когда же Ни колай, огорченный отношением девушки к себе, решает показать свои деловые каче ства и перевыполняет нормы на уборке ржи, девушка меняет свое отношение к парню и вновь начинает его любить. Редакции' надо было посоветовать автору стараться быть ближе к жизни, писать не надуманные, а взятые из жизни рассказы. Следует заметить, что круг авторов, пе чатающихся в «литературных страницах» газеты, пока очень узок. На каждой из них почти одни и те же фамилии. Взявшись за выпуск «литературных страниц», редакция должна расширять круг авторов, помогать им в творчестве. Нельзя забывать и пропаганду книги. Ни в одной из шести страниц редакция не на печатала ни библиографических заметок, ни отзывов читателей о новых книгах. Литературная страница в районной газе те—хорошее и нужное дело. Надо только со всей серьезностью к нему относиться, больше работать с авторами, помогать им требовательностью, советом, консультация ми. Это будет способствовать повышению качества публикуемых литературных произ ведений и творческому росту их авторов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz