Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

1 сентября 1956 г., № 172 (653) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД Школа и жизнь Необходимость пе­ рехода школ к поли­ техническому обуче­ нию, к установлению тесной связи обучения с производительным трудом была определена еще в решениях XII съезда КПСС. XX съезд партии подчерк­ нул особую важность этого дела. Съезд обязал работников просвещения «развивать политехническое обучение в общеобразова­ тельной школе, обеспечив ознакомление учащихся с важнейшими отраслями совре­ менного промышленного и сельскохозяйст­ венного производства». За последние 2— 3 года претерпели серьезные изменения учебный план и программы общеобразовательной школы. Введено преподавание труда в начальных ~ \ классах, практические работы учащихся 5— 7 классов в учебных мастерских и на пришкольных опытных участках, для уча­ щихся 8— 10 классов введена практика по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике. Увеличилось количество производственных экскурсий, практиче­ ских и лабораторных работ на уроках фи­ зики. химии, биологии, математике и дру­ гих учебных предметов. В наступающем учебном году в двух средних школах области будет проходить опытная проверка нового учебного плана, введен новый предмет— основы производ­ ства. Увеличивается время на труд и прак­ тические работы в 1— 7 классах, учащие­ ся 8— 10 классов будут проходить дли­ тельную производственную практику в колхозах, совхозах и на предприятиях. Че­ рез факультативные курсы и внеклассную работу будет достигаться углубленная профессиональная подготовка оканчиваю­ щих школу. Этот учебный план после проверки и уточнения предполагается ввести во всех школах со следующего учебного года. По­ этому педагогическим коллективам школ следует уже теперь приступить к подго­ товке условий для работы по новому учеб­ ному плану. V Переход к политехнизации обучения требует значительного укрепления мате­ риальной базы школ. В последнее время, особенно за прошлый учебный год, проде­ лана известная работа в этом направления. Большую помощь школам оказала переда­ ча предприятиями школам пригодного для политехнического обучения оборудования и материалов. Сейчас мало сельских сред­ них школ, .в которых не было бы тракто­ ра, сельскохозяйственных машин, а в го­ родских школах, как правило, имеются ав­ томобили. станки, оборудуются механиче­ ские мастерские. К концу прошлого учебного года почти во всех школах были земельные участки для постановки опытов. В 520 средних и семилетних школах имелось 411 учебных мастерских и рабочих комнат, 332 учеб­ ных кабинета, 81 географическая площад­ ка для наблюдений за погодой. Работники школ и органов народного образования до сего времени сосредоточи­ вали свое внимание, главным образом, на организации мастерских, учебных каби­ нетов, опытных участков, стремились к тому, чтобы каждая школа имела их. Это хорошее стремление, и надо его довести до конца, добиться, чтобы все школы имели необходимые условия для выполнения но­ вых программ. Требуется обратить самое серьезное вни­ мание на качество политехнического обу­ чения. Руководителям школ следует глуб­ же вникать в организацию общественно­ полезного труда учащихся, со знанием де­ ла руководить практикумами, повышать квалификацию всех работников, расши­ рять знание ими конкретной экономики окружающих школу предприятий, колхозов и совхозов. За истекшие летние каникулы школь­ никами области выработано 570 тысяч трудодней. Но если присмотреться к тому, как организован труд учащихся, какое уча­ стие принимают в этом школы, как дости­ гаются цели соединения труда с прохожде­ нием программ, то станут ясными крупные недостатки в этом деле. Не отрицая других форм производственной деятельности уча­ щихся, следует со всей решительностью подчеркнуть ведущую роль школьных про­ изводственных бригад. Преимущества про­ изводственных бригад очевидны. Если ра­ бота в школьной мастерской часто сводит­ ся к ручному труду или к работе на уста­ ревших станках, то в производственных бригадах ребята имеют дело с самыми со­ временными машинами и орудиями. Труд в мастерских и на практикумах в школе не преследует непосредственно целей произ­ водства материальных благ, хотя и являет­ ся подготовкой к этому. Труд в производст­ венных бригадах вливается в общенарод­ ный труд и поэтому становится наиболее мощным средством коммунистического вос­ питания учащихся. Закрепление за школьной производст­ венной бригадой участков земли, выделе­ ние ей машин, удобрений, семян помогают школе решить трудности создания мате­ риальной базы для политехнического обу­ чения. Сочетание теоретической подготов­ ки учащихся с практической работой на со­ временной технической базе, которая дает­ ся бригаде, дает возможность получать вы­ сокие урожаи и тем способствовать росту культуры земледелия. Все это на деле ис­ пытано в ряде школ Ставропольского края и может быть применено в каждой нашей школе. Необходимо теперь же решить с правлениями колхозов все организацион­ ные и хозяйственные вопросы по созданию школьных производственных бригад и включить их в борьбу за урожай будущего года. Немаловажное значение в обучении ре­ бят играет опытническая работа. Но какая может быть опытническая работа в тех школах области, участки которых сущест­ вуют лишь ради формы. Там участки ие огорожены, никем не охраняются, да и ра­ ботают на них только ранней весной. Опыт лишь тогда достигает образовательной и воспитательной цели, когда он завершает­ ся, когда фиксируются его результаты и он переносится из «зеленой лаборатории» на полевой простор. Сочетание опытнической работы с выращиванием урожая на площа­ дях производственных бригад— вот к чему следует направлять усилия и внимание учителей биологии. Борьба за повышение качества политех­ нического обучения требует значительного улучшения постановки преподавания фи­ зики, химии и математики. В передовых школах области уроки по физике проводят­ ся в форме ресед, лек­ ций, демонстраций опытов, лабораторных работ. На этих уро­ ках пропагандируются новейшие достиже­ ния науки и техники, задачи энергетики в шестой пятилетке. На знания учащихся по физике опирается практикум по машинове­ дению и электротехнике, особенно если их проводит тот же учитель физики. Учащие­ ся практически знакомятся с устройством и эксплуатацией автомобиля, работой и ре­ монтом электрических машин, измеритель­ ных приборов, выполняют монтажные ра­ боты по радиофикации и электроосвеще­ нию. Нам надо обеспечить подобное препо­ давание физики во всех школах. Оставляет желать лучшего преподавание математики. У многих учителей оно остается весьма абстрактным, оторванным от жизни. В частности, не уделяется долж­ ного внимания материальному обеспечению уроков. Часто не проводятся измеритель­ ные работы на местности потому, что нет вешек, мерной ленты, эккера. А ведь каж­ дая школа может все это изготовить сама. В знаниях учащихся по геометрии много формализма. Многие ученики не справля­ ются е решением простых задач на вы­ числение площадей и объемов, хотя с этим они повседневно будут встречаться в жиз­ ни. Характерным недостатком экзамена­ ционных работ оканчивающих среднюю школу являлось нарушение требований ак­ сонометрических проекций, неправильное вычерчивание оснований конуса и пирами­ ды, вычерчивание невидимых линий сплош­ ными и т. д. Уроки математики слабо насыщаются данными технико-экономических расчетов, мало решается задач с таким содержанием. В продаже имеется достаточное количе­ ство химической посуды и реактивов, каж­ дая школа может по-настоящему знакомить учащихся с сырьем химической промыш­ ленности. Нельзя мириться с тем, что на уроках химии преобладают демонстрации опытов учителем при пассивной роли уча­ щихся. Познать свойства веществ, их спо­ собность вступать в соединения, научиться обращаться с ядовитыми элементами, с ре­ акциями можно только во время лаборатор­ ных работ, когда каждый учащийся все проделывает сам. Наибольшее количество неуспевающих продолжает оставаться по русскому языку. Следовательно, необходимо уделять больше внимания преподаванию этого предмета. Учащихся надо научить, прежде всего, грамотно писать, лаконично и точно выра­ жать свои мысли. Для этого не нужно хо­ дить ни на завод, ни приобретать дорого­ стоящее оборудование. Надо только хорошо проводить уроки. Но как ни странно, уро­ ки русского языка у нас проводятся еще плохо. На уроках преобладает работа учи­ теля с одним учеником при бездеятельно­ сти всего класса. Плохо следят за речью и письмом учащихся преподаватели других предметов. Ликвидация отрыва школы от жизни и улучшение практической подготовки уча­ щихся требуют значительного улучшения всей работы школы и органов народного образования в наступающем учебном году. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий облоно. Еще издали бросается в гла­ за участок земли, заботливо обсаженный декоративными растениями и обнесенный сте­ ной. Над калиткой крупно вы­ ведено: «Учебно-опытный уча­ сток Стегаловской средней школы». Черные ленты дорожек от­ деляют одну делянку от дру­ гой. Над каждой из них таб­ лички: по латыни написано на­ звание культуры. Ученица 8 класса Л. Саввина проводит опыты по выращива­ нию .канатника, ученица 9 класса Веревкина акклимати­ зирует клещевину. Мы подошли к двлянке са- О В © И М И лата. Часть его прикрыта по­ лотном. — Это, — говорит директор школы Александр Митрофа­ нович Полосин, — четвертое звено проводит опыты: влия­ ние света на растения. — А почему у вас «а этой делянке разная кукуруза? — Здесь семиклассница Из- малкова выращивает кукур/зу в различных условиях: без подкормки, с подкормкой пе­ регноем, с внесением мине­ ральных удобрений. Влияние калийных удобре­ ний на сахаристость корней сахарной свеклы определяют юннаты Саввина и Рощупкина. 1Интересные опыты проводятся р у к а м и на делянке с девятипольным севооборотом. Под руководством заведую­ щей участком т. Лукиной звеньевые и бригадиры ведут дневники наблюдений. В днев­ никах записываются итоги каж­ дого опыта, замечания и вы­ воды. Своими наблюдениями, вы­ водами школьники делятся с учащимися Сочинской школы № 7. Им они посылают семена растений нашей области, а от них получают семена южных культур. Перенять опыт работы дру­ гих школ поехала на ВСХВ за­ ведующая участком Мария Ва­ сильевна Лукина. На участке работает весь коллектив школы Инвентарем участок Стегаловской школы обеспечен хорошо. С небольшого лесопитомни­ ка в 0,07 гектара учащимся школы розданы тысячи сажен­ цев: клена, акации, березы, смородины. Выращиваются свои саженцы и для школы. Уже заложено 0,17 га фрукто­ вого сада. Десятилетние пло­ довые деревья хорошо разви­ лись и имеют правильную крону. Н. ФИЛИМОНОВ, председатель Долгоруков­ ского райкома профсоюза работников просвещения. К ончилось в еселое лето, распах нулись ш ироки е школь ны е дв ер и. «Добро пож аловать!» — нап исан о с е годн я н ад входом к аж дой школы. Л ю д а Б учай, Ю ра С п ера нский, Т ам ара В одопьянова и В ал ер ик Х омяков, уч е ники начальны х классов 27-й, 5-й и 12-й школ г. Л ип ецка, се годня снова встр ет ятся со своим и учит ел ям и, со своими школьными товарищ ам и. В п ере ди — год упорной уч ебы , вп ере ди — и н т ерес­ ны е урок и и трудны е за дан и я. Ф ото И. Нарциссова. -------------------------------- ф ф----------------------------------- Ч е го н е было ра ньш е П Е Р В О Е С ЕН ТЯ Б РЯ Снова ты над ела форменное платье, Воротник и фартук блещут белизной. Снова так привычно ты сидишь за партой, Только класс не пятый, а уже шестой. Пролетают годы... И тебе в наследство Остаются в жизни светлые мечты, Чтобы, встретив юность, распрощавшись с детством, Их осуществила непременно ты. Помнишь, как сажала тонкие березки Перед входом в школу в длинный ровный ряд’ А теперь взгляни-ка: деревца-подростки Поднялись, окрепли и листвой звенят. И стоят березки гордые собою, Словно, в путь собравшись, вышли за порог, А над ними солнце, небо голубое, И ласкает кудри легкий ветерок. Снова ты надела форменное платье, Легкое волненье вновь стучится в грудь, Снова пред тобою книги и тетради... Что ж! Ведь это в жизни самый светлый путь. Ст. СЕРИКОВ. В хож у в свой класс У школы — сад, Деревьев позолота. Ребячий спор, что многих вдруг увлек. Знакомо все, а сердце ждет чего-то... Звонок. И начинается урок. Вхожу в свой класс. Волнения не скрою, хотя уже давно я не студент, И тишина заходит в класс со мною, как добрый постоянный ассистент. И солнце щедро свет струит на парты для детворы, пришедшей из села... А чуть спустя, уж девочка у карты рассказ неторопливо повела. и. дьяков. В жизни Липецкой школы Л? 31 к на­ чалу этого учебного года произошли зна­ чительные изменения, возросло число уча­ щихся. В школу придут около 1200 детей. Пришлось увеличить число классных ком­ нат, оборудовать специальное помещение для буфета. Это — изменения обычного типа, привычные, постоянные. Но есть изменения иного характера, в корне меняющие содержание учебного про­ цесса, направление воспитательной ра­ боты. Над дверью одной из самых просторных комнат на первом этаже сегодня вы може­ те увидеть красочные изображения двух машин: трактора и автомобиля. Это — кабинет машиноведения и ма­ стерские школы. Многое из того, что в них находится, появилось в школе еще в прош­ лом учебном году, но только теперь обору­ дование мастерских закончено полностью, получено все, что необходимо для работы школьников различных возрастов. Войдем в этот кабинет. Посреди комна­ ты— шасси и мотор автомобиля «ГАЗ-57». Это — любимое место учеников. Ничего, что подчас после урока не только руки, но и носы бывают перепачканы в масле. Разборка и сборка двигателя — увлека­ тельнейшее дело! На стенах — витрины: полный набор мерительного, режущего инструмента. Эго для изучения, для показа, а для работы — такой же инструмент в шкафу. Рядом с витринами наглядные пособия: технологический процесс изготовления поршня двигателя, устройство узлов трак­ тора и автомобиля. Не менее интересно и в слесарной ма­ стерской. В прошлом году тут были только маленькие настольные тисочки. Теперь здесь 3 слесарных верстака, 20 самых на­ стоящих тисков и полный набор инстру­ мента: микрометры, напильники, сверла., плоскогубцы на 20 рабочих мест. Тут вось­ миклассники будут учиться разметке лис­ товой стали, резанию и рубке металла. Они сами будут изготовлять угольники, нутромеры, кронциркули. Столярную мастерскую школьникам обо­ рудовали родители — рабочие деревообде­ лочного цеха Липецкого тракторного заво­ да. Работали они по своей инициативе, в свободное время. Они сделали добротные верстаки, установили циркулярную пилу, электроточило, электродуганок,. В оборудовании механической мастер­ ской также приняли самое активное уча­ стие рабочие тракторного завода. Они под­ вели трехфазный то®, установили свер­ лильный станок и три токарных: два — для работы по дереву, один — по металлу. 9 сентября намечено провести день по­ каза политехнического оборудования уча­ щимся школы. Полный цикл политехниче­ ского обучения, включая и практику в це­ хах тракторного завода для учащихся старших классов, уже разработан деталь­ но. Выпускник школы № 31, пройдя* после десятилетки на завод, уже не будет смотреть на станок, как на что-то незна­ комое, сумеет разобраться в чертеже де­ тали. Но это еще не все. Кроме обязательных программных занятий, всестороннему раз­ витию школьников будет способствовать работа технических кружков. Еще в прошлом году 8 членов кино- кружка — Марк Амбург, Владимир Чебо­ тарев, Валерий Понявши, Виктор Заев и другие получили удостоверения кино меха­ ника. Они продемонстрировали в школе 122 учебных фильма, летом обслуживали городской пионерский лагерь, пионерский лагерь обкома профсоюза работников про­ свещения. В этом году в виновружке бу­ дут заниматься 25 человек. Расширяют свою работу также кружки радио-и фотолюбителей. В апреле 1957 года будет проведена от­ четная выставка технических кружков. Результаты политехнического обучения будут показаны родителям в январе, а к 8 марта ученики младших классов подго­ товят выставку по ручному труду. В новом учебном году администрация школы намечает создание совета родите­ лей— специалистов разных областей хо­ зяйства, задачей которого будет помочь школе по вопросам политехнизации. Так укрепляется связь школы с произ­ водством, связь воспитания с жизнью, связь обучения с общественно-полезным трудом. И. ВАСИЛЬЕВ. У читель Ровно год тому назад Валя Дюкова на­ чала учиться по-новому. В четвертом классе и арифметику, и русский язык, и географию вел один учитель. А теперь на каждом уроке учитель был новый. И ребята тоже все были новые. Раньше Валя училась на Украине и говорила так, как все украинские хлопчики и девчата говорят, а здесь для ребят это было не­ привычно, и кое-кто посмеивался над нею. Когда Вера Капитоновна, учительница русского языка и классный руководитель, спрашивала о чем-нибудь Валю, девочка боялась слово сказать, краснела и молча­ ла. От подруг держалась в сторонке. А одноклассники были озорные, бойкие. Свинцов и Белоусов то и дело ссорились. Многие мальчики недружелюбно относи­ лись к девочкам. Слава Голобоков грубил, задирал всех... Настоящей дружбы в клас­ се не было. И именно с создания крепкого коллекти­ ва начала свою работу классный руково­ дитель Вера Капитоновна Попова. Первые уроки, которые она дала, первые сочине­ ния, которые написали ее ученики, пока­ зали, что так называемая «проблема пя­ тых классов» встает перед преподавателем и на этот раз. Дело в том, что школьники, переходя в пятый класс, не сразу осваива­ ются с новой для них системой обучения и особенно плохо успевают по русскому языку. Пятые классы считаются у препо­ давателей русского языка самыми трудны­ ми. От учителя требуется много мастерст­ ва а любви к своему делу, чтобы научить пятиклассников грамотно писать и пра­ вильно излагать свои мысли. Валя Дюко­ ва, Галя Подолина, Сидоров, Богомолова, а всего— 10 человек из 35 написали свое первое сочинение на двойку. - в о с пи т а т На рабочем столе учительницы появи­ лось десять тетрадей. На обложке каждой из них фамилия отстающего ученика. Учи­ тельница выписывала ошибки каждого, анализировала их и в зависимости■от ин­ дивидуальных особенностей школьника проводила с ним дополнительную работу. Ничего особенного в'«той работе не было: все преподаватели русского языка прово­ дят с отстающими дополнительные заня­ тия, дают им дополнительные задания, практикуют различные формы диктантов: творческие, зрительные и т. д. Но не у всех преподавателей бывают та­ кие результаты, каких к концу года доби­ лась Вера Капитоновна. Успех определила в этом случае большая любовь к своему делу, очень чуткое и правильное отноше­ ние к детям. Вере Капитоновне пришлось работать одной только в начале года, а потом у нее появился очень сильный помощник — дружный коллектив класса, который она сумела создать. А коллектив создавался не сразу. Чтобы школьник жил интересами школы, нужно, чтобы в коллективе он нашел интересное для себя дело', чтобы вносил свою часть труда в общий труд. У Веры Капитоновны каждый ученик имел какое-нибудь пору­ чение. Подобрать школьнику дело по душе можно только в том случае, если хорошо знаешь его характер, его склонности и стремления. Был в пятом «А» озорной парнишка Ко­ ля Кузин. Он даже и учителю мог нагру­ бить. Вера Капитоновна нашла к нему правильный подход. Заметив у Коли лю­ бовь к животным, учительница помогла ему стать членом кружка юннатов. Коля увлекся юннатской работой, незаметно ель вошел в коллектив, стал дисциплиниро­ ванным, старатель­ ным учеником. Иногда приходилось вдохнуть в школь­ ника веру в свои силы. Голобоков Вяче­ слав занимался очень плохо, нарушал школьную дисциплину и даже бравировал этим. Однажды он выполнил письменную работу лучше обычного, и учительница умело использовала эго. — Ты же можешь работать, Голобо­ ков!— сказала она ему.— И очень хорошо можешь работать. Ну-ка, расскажи ребя­ там, как ты этого добился. Мальчик, пожалуй, и сам удивился, что он «может работать», но этот случай сде­ лал для него учебу целеустремленной, ин­ тересной. Одно дело, когда учишься и ду­ маешь, что из этого все равно ничего не выйдет, и совсем другое, когда знаешь, что твой труд не останется безрезультатным. — Вообще важно во-время заметить в ребенке хорошее,— говорит Вера Капито­ новна.— Это очень действенное средство воспитания. Так, проводя е каждым учеником в от­ дельности учебную и воспитательную рабо­ ту, Ве*ра Капитоновна добилась того, что класс стал дружным, сплоченным. Неуспе­ ваемость, недисциплинированность стали осуждаться всем коллективом класса. Надолго запомнят ученики В. К. Попо­ вой увлекательные пионерские сборы, ко­ торые она помогла провести: «Что надела­ ла добрая волшебница», «Не трать попус­ ту время», «Русские народные сказки». На одном из этих вечеров и подружи­ лись, наконец, Свинцов и Белоусов. В ин­ сценировке одного произведения им приш­ лось играть роли двух персонажей, кото­ рым по ходу действия надо было обняться. Как нарочно, мальчики перед самым вы­ ходом на сцену поссорились. Потом ни за- что- не хотели играть вместе. Воздействие на них оказали все члены кружка: не от­ менять же инсценировку из-за глупой ссо­ ры! Пришлось мальчикам идги на сцену и обниматься, а потом пришлось еще не­ сколько раз выступать в этой инсцениров­ ке. Так и подружились ребята. Сборы, вечера, увлекательные беседы Веры Капитоновны, совместная учеба и работа в классе, на пришкольном участке и в литературно-драматическом кружке сдружили и сплотили ребят. Настал день, когда на квартиру к Вале Дюковой пришло все ее звено и председа­ тель сонета отряда Тамара Чучупак. Они больше не смеялись над тем, Как произно­ сила слона Валя. Они принесли с собой книжку, которую дала им Вера Капито­ новна, прочли несколько рассказов вместе с Валей, а потом начали по очереди пере­ сказывать содержание прочитанного. Ва­ ля тоже пересказывала, и когда она оши­ балась, ребята поправляли ее. И так не один раз. К концу года Валя уже смело читала на сборе отряда стихи наизусть. Количество ошибок в ее сочинениях зна­ чительно уменьшилось. Помогли ребята и другой ученице. Эта девочка не отличалась усидчивостью, за­ дания готовила плохо, могла нагрубить и товарищам, и учителю. Ее и на заседание педагогического совета вызывали, и на ро­ дительское совещание. Но она не менялась. Однажды ребята пошли к девочке домой уз­ нать, почему она не готовит уроки, что ей мешает. Девочка встретила товарищей не очень приветливо. Потом кто-то увидел на полу кролика. — Это же наш! Пз живого уголка школы! ...Суровым и строгим был пионерский сбор, когда разбиралось поведение пионер­ ки. Девочка сначала пыталась оправ­ дываться. говорила, что взяла кролика, потому что ей стало его очень жалко. Кролик был такой худой. Она его хотела подкормить. Но ребята были тверды: ведь взяла кролика без разрешения, а кроме того, у нее и по русскому языку двойка, п по арифметике... — Пионеры так не поступают,— ска­ зали ребята, В этот день девочка впервые в жизни серьезно посмотрела на свои ошибки. И рада бы она скоро исправиться, да не так- то это легко. Ошибки в диктанте появля­ ются, сколько ты ни старайся, сколько ни учи правила, а задачи по арифметике как на зло попадаются самые трудные. Все-таки ученица завоевала право на уважение. Пусть и не в отличницы вышла, и даже экзамен по арифметике только осенью сдала, но все-таки про нее уже никто не скажет обидное слово «неуспева­ ющая». К концу первой четверти в классе 8 человек не 'успевали по русскому языку, к концу второй — четверо, к концу года только один Романенко имел двойку, но и он‘успешно сдал экзамен в августе. Последовательность, строгая система в работе помогли Вере Капитоновне все вре­ мя повышать грамотность своих учеников. И борьба с ошибками в диктантах была неразрывно связана с воспитанием у де­ тей чувства долга, трудолюбия, аккурат­ ности. Перед занятиями можно было видеть, как Галя Скребнева, ученица, которой бы­ ло поручено следить за чистотой в классе и за опрятностью товарищей, останавлива­ ла какую-нибудь подругу и спрашивала: — Ты почему пришла опять без бан­ та? Почему такая растрепанная? В это же время Женя Свинцов проверял, как выучил Сидоров урок по русскому языку; и, открыв книгу, начинал объяс­ нять ему непонятое грамматическое пра­ вило. От пятиклассников требовалась боль­ шая собранность и усидчивость. Иначе кое-кто из них не смог бы избавиться от двоек. И эта собранность и усидчивость воспитывались у учеников даже в самом маленьком деле. Большую роль в этом сыграла тесная связь классного руководителя с родителя­ ми школьников. Учительница нередко приходила в семьи своих учеников, роди­ тели тоже были частыми гостями в клас­ се. Они присутствовали на пионерских сборах, на занятиях, помогали учителю в любом деле. Весь класс уважал т. Филиш- кинского, который не -один раз выступал на пионерских сборах. Большое влияние оказал т. Филйшкинский на пятиклассни­ ка Сергеева и, конечно, на своего сына, которые вначале не отличались особой дисциплинированностью и усидчивостью. ...Сегодня бывший пятый «А» снова со­ берется в одном из классов десятой школы. Сначала будут уроки, потом, может быть, пойдут они со своей любимой учительни­ цей на прогулку. Много будет рассказов о лете, воспоминаний. В этих воспоминани­ ях^ не будет ни капельки горечи. На вто­ рой год из класса никто не остался, дру­ гу в письме «закОлись» вместо «закА- лись» никто не напишет. И пусть впере­ ди не одни пятерки, пусть еще не гаран­ тированы многие из учеников от троек л даже двоек в будущем — Вера Капитонов­ на Попова может гордиться своим классом и своей работой. «Проблема пятых клас­ сов» ею решена на практике. Средством решения этой проблемы было умелое соче­ тание воспитательной и учебной работы, умелая организация здорового коллектива учащихся, способного помочь учителю в работе с отстающими учениками. Это сред­ ство не пришло к Вере Капитоновне само собой — оно было результатом большой любви учителя к своему делу. И, ОСТАНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz