Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
2 4 августа 1956 г., X 152 (633) Через месяц в школах начнется новый учебный год. В связи с этим небезинтерес- но подвести некоторые итоги деятельно сти партийной организации, так как ре зультаты учебно-воспитательной работы в школе, как известно, во многом зависят от уровня партийно-политической работы в коллективе учителей. В первичной партийной организации школы К; 22 г. Липецка в настоящее вре мя состоит на учете семь человек. Как правило, на партийных собраниях у нас обсуждаются вопросы, главным образом, производственяото характера, связанные с улучшением учебно-воспитательной рабо ты школы, повышением деловой и поли тической подготовки учителей. В октябре прошлого года, в связи с указанием пар тии об улучшении политехнического обуче ния в школах, на партийном собрании обсуждался вопрос: «Организация работы и выполнение программ по труду в 1— 4 и 51— 7 классах». Готовились мы к этому собранию около двух месяцев. Коммунисты учителя А. А. Погорелова, А. П. Есипова, В. Д. Шума ков, П. П. Харин тщательно изучали по становку трудового обучения в школе. Они посетили уроки труда; проверили наличие необходимого материала и инст рументов по двум школам— № 16 и № 22. В ходе подготовки вопроса особое внима ние обращалось на изучение опыта учите лей Е. П. Ольчук, С. П Паршевниковой, В. К. Моисеевой, М. Д. М-очалиной и А. И. Вознесенской. Они разработали ме тодику привития трудовых навыков детям начальных классов, мастерски ведут по литехническое обучение. В ходе подготовки вопроса были обнаружены и недостатки в этом деле: плохая обеспеченность инст рументом; на некоторых уроках труда не соблюдались гигиенические правила, осо бенно при работе с глиной, пластилином, клеем, бумагой. Обсуждение вопроса на партийном соб рании вылилось в интересную дискуссию, после которой коммунисты пришли к еди нодушному решению — продолжить изу чение опыта лучших учителей, настойчиво внедрять его в практику всех учителей школы. Были намечены пути устранения недостатков, О выполнении этого решения коммуни стам сообщалось на каждом очередном пар тийном собрании. Недостатки мы устрани ли сравнительно быстро. Изучение же опыта лучшей учительницы школы т. Ольчук продолжалось в течение почтя всего года. Посещались вс© ее уроки тру да, велись наблюдения за ее подготовкой в урокам. После того, как изучение опыта т. Ольчук и других учителей было закон чено, мы направили материал для рецен зия в редакцию журнала «Начальная школа», а вскоре была получена и сама- рецензия. В ней, кстати сказать, указы валось на положительные моменты, а так же 4а отрицательные стороны даже хоро ших и отличных, на наш взгляд, уроков. Рецензия редакции обсуждалась на сове щании учителей школы. Теперь опыт т. Ольчук используют учителя не только нашей, но и других школ города и области. Тов. Ольчук дала несколько показатель ных уроков по труду для учителей, ди ректоров и завучей школ города и обла сти. Ее опытом работы по труду заинте ресовался институт усовершенствования учителей и Министерство просвещения РСФСР. Этот пример характерен в том отноше нии, что парторганизация стремится, во- первых, довнести начато© дело до конца, во-вторых, помочь учителям овладеть пе дагогическим мастер ством. Парторганиза ция школы . постоян но озабочена тем, чтобы, творческая мысль в коллективе била ключом, чтобы быстрее становились всеобщим достоянием хороший почин, ценный опыт. Главное— забота обойденном воспитании учителей и учащихся. Многие учителя школ М 16 и М 22 самостоятельно изу чают теорию марксизма-ленинизма. Город ской комитет партии выделил в помощь нашим коммунистам двух консультантов. Они постоянно интересовались тем, над какими произведениями классиков марк сизма-ленинизма работает учитель, в чем затрудняется, в какой помощи нуждается. Учительница английского языка т. Боро дина, учительница литературы т. Мордов- кина и многие друга© систематически ра ботают над повышением своего идейно- политического уровня, и в этом немалая заслуга консультантов. Парторганизация нашла пути вовлечения в учебу тех учи телей, у которых не было вкуса к этому делу. И все же мы не могли н© видеть того, что в деле марксистско-ленинской подго товки у нас было много серьезных недо статков. Тогда мы этот вопрос вынесли на обсуждение открытого партийного собра ния. А что бы не отрывать личную полити ческую подготовку учителя от его произ водственной деятельности, вопрос был сформулирован так: «О повышении идей но-теоретического уровня преподавания». Само собой разумеется, что и на этот раз к подготовке к собранию мы отнес лись со всей серьезностью. И это понятно. Для того, чтобы убедить учителя в необ ходимости повышения теоретических и по литических знаний, надо было вскрыть, прежде всего, корни недостатков в препо давании гуманитарных дисциплин. Мы поручили коммунистам тт. Есиповой и Шумакову посетить уроки учителей немец кого языка В. И. Качановой и учителя истории Л. А. Канунлиюовой, которые слабо повышали свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию. Вме сте с тем, посещались уроки и молодой учи тельницы английского языка К. Н. Боро диной, которая много и хорошо работает над собой. На открытом партийном собрании К. Н. Бородина рассказала о том, как она изу чает работу В. И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», как увя зывает это изучение с новыми теоретиче скими положениями, выдвинутыми IX съездом партии. С докладами об идейном содержании и методике ее уроков высту пили коммунисты тт. Есипова и Шумаков. Обстоятельно обсуждались также уроки и других учителей. Собрание приняло конк ретное решение, выполнение Которого обеспечило устранение ряда недостатков в политической подготовке и повышении деловой квалификации работников. Коллектив учителей школы настойчиво изучает исторические решения IX съезда КПСС. По материалам XX съезда состоялось восемь теоретических собеседований. Учи теля выступали с рефератами по отдель ным разделам доклада товарища Н. С. Хру щева. Учителя на практике применяли но вые теоретически© положения, разрабо танные съездом партии. С учащимися были проведены беседы по материалам съезда. * В честь XX съезда КПСС в школе со стоялся пионерский сбор. Были изготовле ны монтажи, посвященные шестой пяти летке. Коммунисты-учителя посетили уро ки истории, литературы, биологии, интере суясь идейным уровнем преподавания в свете требований съезда. Были проведены парторганизации показательные уроки по географии, исто рии, литературе. В нашей школе стал» традицией шефст во опытных учителей над молодыми и малоопытными. Учительница т. Паршевни- кова шефствует над учительницей парал лельного 2-го класса Майоровой, учитель ница т. Ольчук шефствует над учитель ницей т. Замараешой. Это очень помогает их росту П. Я. Замараева и А. И. Майорова закончили учебный год с полной успевае мостью своих учащихся. Для укрепления дисциплины в школе коллектив учителей составил 20 методи ческих разработок — на каждый пункт «Правил для учащихся». К этим разработ кам сейчас большой интерес проявляют педагоги многих школ области. В нашем коллективе, кроме того, изучаются труды А. С. Макаренко. Это так же серьезно по могает классным руководителям в их прак тической деятельности по сплочению уча щихся, в работе с активом. Коммунисты-учителя добились полной успеваемости учащихся по своим предме там, систематически делятся опытом. А. П. Есипова повседневно оказывает помощь пионерской организации, направляет рабо ту редколлегии школьной стенной газеты. Кандидат в члены КПСС Ф. Ф. Антипов проводит беседы с техническими слу жащими. Активное участие коммунисты принимают в проверке и исполнении ре шений педсовета. Если на педсовете ста вится отчет массного руководителя или учителя, коммунисты выступают с содо кладами, вскрывают недостатки, указыва ют пути их устранения. Значительную работу педагогический коллектив и особенно учителя-коммунисты ведут с юомеомольцами-учителями и уча щимися, с пионерами. С комсомольцами- учителями проведена читательская кон ференция по книге А, С. Макаренко «Педа гогическая поема», с комсомольцами-уча- щимися— конференция по книге того же автора «Флаги на башнях». В результате повысились успеваемость п дисциплина учащихся. Из 350 учеников оставлено на второй год только пять чело век. Все учащиеся, допущенные к экзаме нам, получили хорошие и отличные оцен ки. 8 полных классов школы закончили учебный год с полной успеваемостью. Комсомольцы успевают все. Из числа пио неров не успевают всего лишь двое. Это вовсе не означает, что в работе парторганизация школы нет недостатков. Коллектив не добился полной успеваемо сти всех учащихся. Комсомольские органи зации, как учительская, так и учениче ская, мало еще проявляют самодеятельно сти и инициативы в работе, особенно в вопросах учебно-воспитательного характе ра. Есть еще много недостатков в жизни пионерской организации. В этом повинны не только школьная партийная организа ция, но и горком комсомола, который очень мало работает с секретарями школь ных комсомольских организаций, со стар шими пионервожатыми. Партийная организация озабочена тем, чтобы поднять роль комсомольцев в школе, помочь учителям хорошо в течение лета подготовить учащихся, получивших зада ние на осень, и успешно перевести их в следующий класс. Надо лучше пропаган дировать и смелее внедрять передовой опыт, серьезно и повседневно работать с каждым коммунистом, чтобы еще выше поднять звание и значение члена партии. А, ДВУРЕЧЕНСКАЯ, секретарь парторганизации школы К» 22 г. Липецка. Семинар агитаторов в МТС имени Димитрова Партийная организация МТС имени Ди митрова накануне уборки пересмотрела со став агитколлектива, направив в трактор ные бригады лучших агитаторов. На днях здесь состоялся семинар сель ских агитаторов. Секретарь райкома пар тии по зоне МТС т, Щукин выступил на се минаре с докладом о мерах улучшения мас сово-политической работы на уборке уро жая и заготовках сельскохозяйственных продуктов. Редактор районной газеты «Впе ред» т. Шалунов сделал доклад о задачах агитаторов по разъяснению постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Затем участники семинара поделились опытом работы в первые дни уборки. Колхоз имени Крупской, Волынского района, занимает первое место в районе по надоям молока. С 1 октября по 28 июля от каждой из 92 коров надоено по 2266 килограммов молока. Среднесуточ ный надой в июле от каждой коровы составил 18 килограммов. На снимке: лучшая доярка колхоза имени Крупской К. П. Пантюхина (справа) и учетчица Т. В. Савотина. Фото Л, Черкашина. ------------- ♦ ♦------------- Готвеятся к зимовке скота В колхозе имени Буденного, Липецкого района, широко развернулось строитель ство животноводческих помещений. Круп ным объектом строительства является ти повой свинарник на 230 голов. Для строи тельства его правление колхоза организо вало бригаду мастеров разных профессий в составе 12 человек, которой руководит П. Д. Олимпиев. Колхозники подвозят к месту строительства камень, кирпич, шлак, лес и другие строительные материалы. Работа идет дружно. Бригада строите лей взяла на себя обязательство построить это помещение до 1 сентября, на месяц раньше срока. Среди строителей разверну лось социалистическое соревнование за до срочное выполнение взятых обязательств. Особенно хорошо работают строители П. К, Гунькин, И. Ф. Коблявов, А. Ф. Самохин, Ф. А. Чурсин, А. Н. Чурсина, А. Е. Хому- тинникова. Недалеко от свинарника с ранней вес ны полным ходом идет строительство типо вого-со сводчатым перекрытием короч т к а на 200 голов. Строительство и оборудова ние коровника выполняет трест «Липецк- строй», шефствующий над колхозом. В новом коровнике и свинарнике уста новят подвесную дорогу, оборудование для которой уже закуплено. Фермы будут электрифицированы, подведен водопровод. Здесь установят, кормоперерабатывающие агрегаты, приводимые в движение электро моторами. Одновременно со строительством новых объектов идет ремонт имеющихся живот новодческих помещений. П. МАРЧЕНКОВ. Концерт д л я п о д ш е ф н о г о к о л х о з а На днях участники художественной са модеятельности Елецкой артели «Комби нат» дали концерт в колхозе «Путь Ленина», Рябиновского сельсовета, Елецко го района. Перед началом концерта секре тарем партбюро артели «Комбинат» т. Ни кулиным был сделан доклад о международ ном положении. Колхозники внимательно выслушали доклад и тепло встретили исполнителей программы концерта. рАДйО является, одним из важ нейших средств поли- . тического и культур ного воспитания масс. 0 каждым годом в пашей стране увели чивается число ра- = = = == = = = = = = = диоузлов, все больше становится радиото чек, все новые десятки и сотни тысяч лю дей получают возможность слушать голос столицы нашей Родины— Москвы и мест ные передачи. Растет радиосеть и в нашей области. В настоящее время осуществляет ся большая работа по радиофикации кол хозов и в этом достигнуты существенные результаты. В первой половине текущего года по строено шесть радиоузлов разной мощности, семь энергобаз, проведены серьезные работы по прокладке подземного кабеля, подвеске цепей и установке радиоточек в домах колхозников. В настоящее время но вые узлы работают в колхозах имени Ленина, Тербунского района, имени Сталина и имени Калинина, Добринского района, имени Хрущева, Липецкого райо на, имени Горького, Елецкого района, и в некоторых других. Вступили в действие более 7500 новых радиоточек. Коллектив работников Липецкого обла стного строительно-монтажного управле ния радиофикации за первое полугодие вы полнил план со значительным превыше нием. Особенно отличились и труде брига ды тт. Алиничева, Романова', Перова, Манынина. Среди монтажников пример показывают тт. Донцов, Эпельбаум, Чер ных, Тихонов, Полунчуков. . Успех работы в деле радиофикации кол хозов в огромной степени зависит от то го, как к ней относятся районные конто ры связи. Там, где начальники контор проявляют инициативу, настойчивость,— там дело идет успешно и количество радио- точек в колхозных домах непрерывно уве личивается. К таким конторам следует от нести Добринскую, Добровскую, Долгору ковскую и Хлевенскую. В этих районах план установки радиоточек выполнен на 115— 130 процентов. 7500 радиоточек Усилить работу по радиофикации колхозов области Иное положение в Березовском, Грязин- ском, Воскресенском и Молотовском райо нах. Здесь районные коиторы связи не удовлетворительно занимаются радиофика цией колхозов, не придают этому делу должного значения, и план установки ра диоточек в районах систематически не выполняется. Темпы работ по радиофикации в значи тельной степени зависят от деятельности облпотребсоюза и других снабжающих ор ганизации, которые обязаны обеспечить радиофикаторов всеми необходимыми ма териалами Однако они об этом беспокоят- ся мало. По решению облисполкома эти ор- ганизации ооязаны были завезти в об ласть 13.000 розеток, столько же подро- зетников, 10.000 ограничительных, коро бок и много другого монтажного материала. Яо ничего этого в распоряжении монтаж ников пока нет, что серьезно замедляет работы. Для того, чтобы добиться полного вы полнения плавна работ по радиофикации колхозов, необходимо усилить внимание к этому делу_ районных контор связи. Мест ные партийные и советские органы долж ны требовать от них обязательного выпол нения плана установки новых радиото чек. Не должно мириться с неудовлетвори тельным ходом радиофикации в отдельных районах и областное управление связи. Радиофикация колхозов — важная по- л и тш в еш задача, и план, установленный на 1956 год по введению в строй новых радиоузлов и радиоточек, должен быть вы полнен. Т. УСАЧЕНКО, главный инженер Липецкого областного строительно монтажного управления радиофикации. Д е н ь в горсобесе Человек без ноги, с палкой в руке оста новился у входа в горисполком, спросил, обращаясь к прохожим, как пройти в гор- собес? Ему охотно объяснили, и бывший фрон товик, инвалид Отечественной войны Ва силий Иванович Панарин направился во двор горисполкома. Работа в учреждениях только что нача лась. У дверей с вывеской «Горсобес» уже стояли и сидели на скамье убеленные се динами мужчины и женщины. Многолюдно н у стола справок. Справки дает и разъясняет новый Закон о государ ственных пенсиях дежурный инспектор т. Дмитриева. Она внимательно выслуши вает каждого посетителя, записывает в тетрадку фамилию, имя п отчество, узна ет, что интересует пенсионера, и обстоя тельно разъясняет порядок оформления и перерасчета пенсий. — Вот у меня, — говорит, обращаясь к инспектору, пожилой пенсионер, бывший рабочий завода «Свободный сокол» т. Ев докимов, — на иждивении три сына. Же- ну-домохозяйку я не считаю — до пен сии ей еще далеко. Я сейчас получаю по старости 150 рублей, но с октября поло жение изменится — пенсия моя увеличит ся вдвое, за что большое спасибо партии и Советскому правительству. Мне хочется только узнать, как будет с иждивенцами? Выяснилось, что все трое сыновей у не го учатсд в школе. Одному из них, стар шему, с'коро исполнится 18 лет, осталь ные — малолетние. — Вот на них вы и получите надбавку до совершеннолетия, — говорит инспек тор. — Только вы должны представить справку от домоуправления или от уличного комитета о ваших иждивенцах. — Очень хорошо, — соглашается за ботливый отец семейства, освобождая ме сто для следующего посетителя. К столу подходит инвалид войны, с по ходной сумкой за плечами. Он подает инспектору бумажку— на правление облсобеса, присаживается на скамью, вытирая вспотевшее лицо. — Вам, товарищ, придется зайти вот в этот кабинет, к заведующей,— возвра щает ему бумажку инспектор. Все посетители— инвалиды труда, Оте чественной войны, престарелые пенсионе ры — находят в горсобесе чуткое, забот ливое отношение. За день их перебывает здесь не менее двухсот человек. И каждо му из них надо разъяснить все, что по лагается им по новому Закону о государ ственных пенсиях. В горсобесе состоит на учете 11 ты сяч пенсионеров. На каждого из них хра нятся в папках пенсионные дела. Все их надо пересмотреть, уточнить, сделать пе рерасчет в установленный срок— до 25 сентября, с 1 октября пенсии должны вы плачиваться уже в соответствии с новым Законом. В горсобесе установлен график де журств инспекторов для разъяснения пен сионерам нового Закона. В перерасчете пенсий будут участвовать две специально назначенные комиссии и 8 бригад из ква лифицированных счетных работнике». То и дело звонит телефон. Кто-то про сит прислать представителя горсобеса для разбора конфликта между администрацией и инвалидом труда. Кто-то спрашивает о размерах надбавки на иждивенцев. С каж дым надо поговорить, каждому надо объяс нить. В кабинет входит инвалид войны. — Вы ко мне,, товарищ? По какому де лу?— спрашивает заведующая горсобе- сом т. Гущина, предлагая сесть. Инвалид объясняет, что он приехал в Липецк и получил здесь новую мотоко ляску. За счет государства, конечно. — Ее надо отправить в Елец. Деньги у меня были на это, но я заболел в Липец ке и оказался сейчас без средств. Прошу оказать мне помощь. Тов. Гущина просит секретаря узнать в бухгалтерии, есть ли в кассе деньги. Получив утвердительный ответ, она раз решает выдать бывшему фронтовику тре буемую им сумму на обратный проезд. ...Так прошел один из обычных рабочих дней в горсобесе. М. ПОДЛЕТОВ, пенсионер. В А Л Л . Р Ы Ж М Н Н А Н А В Е Р Н О М П У Т И 9 мая 1945 года... Весь советский на род торжественно праздновал День Победы. Танцы прямо на улицах, песни, радость, светившаяся на лицах людей, счастливые толпы вокруг сообщений Совинформбюро — все говорило о наступившем долгождан ном дне. Победа! Сколько значило это слово для миллионов советских граждан. Вернутся с фронта сыновья, мужья, от цы. Наконец-то можно быть спокойным за жизнь близких... Весть о победе - молниеносно стала из вестна всем в селе Тербунах, Липецкой области. Узнала о ней и Пелагея Василь евна Рыжкина, высокая полная женщина с живыми задорными глазами. Было ей в то время лет тридцать. Еще в начале вой ны, не плача и не причитая, проводила Пелагея Васильевна мужа на фронт. Мол ча смотрела, как в последний раз целует он детей, маленького Виталия, четырех летнюю Валю. Проводила, стиснув от вол нения зубы, чтобы не разрыдаться во весь голос. Шли суровые военные годы. Бои под Москвой, Ленинградом, у Сталинграда. Пе лагея Васильевна работала в совхозе «Пя тилетка». трудилась, не покладая рук. По лучит весточку от мужа — «Живой, мол, целую детей», сомкнет упрямые губы и снова за дело. А вот сегодня, в этот радо стный день, не выдержала. Прижала в се бе головку Валентины и заплакала от из бытка чувств, от радостного волнения и еще чего-то непонятного, смутного. Потом, стараясь говорить спокойнее, сказала: — Ну, вот, доченька, мы и дождались! В этом году ты ведь в школу идешь, а по- <7 й О ч е р к ведет тебя туда папа! Ты помнишь его? Притихшая было девочка весело отве тила: — А как же, мамочка, очень даже пом ню. А он с орденами приедет?.. Но встретить мужа Пелагее Васильевне не пришлось. Командование части с при скорбием известило, что Никита Филиппо вич Рыжвин в последних боях с гитлеров цами был тяжело ранен и умер в госпи тале. Может быть, с этого дня в волосах Пелагеи Васильевны появились первые се дые нити. Посерьезнела и маленькая Ва ля. Вся жизнь Пелагеи Васильевны с этих пор была отдана детям. Летели дни, проходили годы. Валя Рыж кина стала высокой, стройной, красивой девушкой. «Вся в отца» — любовалась ею мать. Орлиный взлет черных бровей Вали, упрямая складка у губ, задумчивый взгляд светлых глаз — все говорило о характере волевом, настойчивом. Училась Валя легко, много читала и никогда не довольствовалась положенным по программе.. Особенно увлекалась она изучением минералов. Еще в восьмом клас се на экскурсиях по району ее радостно удивляло разнообразие природы, ее богат ства. Девочка собрала коллекцию минера лов для школьного «уголка природы». К десятому классу девушка твердо решила: буду геологом. Окончу десятилетку и — в горный институт. Большим событием для Вали в школь ной жизни был прием ее в члены комсо мола. Взволнованная стояла она перед своими товарищами: она вступала в ря ды организации, вырастившей Николая Островского, Зою Кос модемьянскую-, Олега Кошевого. «Я буду следовать их примеру, буду достойной по мощницей партии, бойцом за дело Денина!» С тех пор Валя стала строже к себе, к товарищам. По это только увеличивало их уважение к ней. Валю любили эа спра ведливость, скромность, отзывчивость. В июле прошлого года выпускники Тербунской средней школы № 1 получи ли аттестаты зрелости. Валя сдала экза мены хорошо и аттестат ей директор шко лы вручил одной из первых. Вот она, путевка в жизнь! Валя так разволновалась, что, едва пожав руку поздравлявшему ее директору, выбежала за дверь. Кончилась школьная жизнь, та кая простая и понятная. Ей предстоит из брать для себя сейчас верный путь, где бы она смогла принести Родине наиболь шую пользу. А вдруг ошибусь? Вдруг ге ология всего-навсего увлечение? Ведь про фессию эту я знаю только по книгам... Валя думала о своей будущей жизни с та кой сосредоточенностью и волнением, как еще ни о чем не думала. Мысленно она уже видела себя.в инсти туте, в красивом незнакомом ей здании. Она четко отвечает на вопросы экзаминатора и он одобрительно кивает головой. И вот она уже студентка. Валя открывает глаза и улыбается своим мечтам. Она верит, что мечты станут явью. Уже поздним летом, уставшая от днев ной работы в поле. Валя как-то прочита ла в «Комсомольской правде» призыв группы десятиклассников к молодежи — идти' на производство. Прочитав, задума лась. Может быть, это и есть мой насто ящий путь? Но тут же возникла корот кая, тревожная мысль: «А институт?» Валя ходила сумрачной, скучной. Мать первая заметила состояние дочери. И де вушка, волнуясь, рассказала Пелагее Ва сильевне о своей тревоге. — Понимаешь, мама, я очень хотела бы получить высшее образование. Но что же я буду за инженер, если не имею пред ставления о производстве. Вот я и думаю, а не лучше ли сначала поработать, поло жим, на заводе? Что скажешь, мама? Пелагея Васильевна задумалась, потом сказала:’ — Ты уже взрослая. Валюта. Перерос ла мать в знаниях за эти десять лет. Что я могу тебе посоветовать? Одно скажу — труд помогает вырабатывать настоящий характер, приучает ценить многое. Как решить — думай сама. Валя любовно смотрела на мать, на ее натруженные в мозолях руки, ссутулив шуюся с годами фигуру. Много'пришлось перенести ей в жизни. Валя обняла Пе лагею Васильевну и ласково произнесла: — Какая же ты у меня старенькая стала. Тебе- отдохнуть пора. А высшее об разование я все равно получу. Спасибо тебе, мама, за все и за совет. Вскоре после этого разговора перед на чальником отдела кадров Елецкого завода гидроаппаратуры, неловко переминаясь с ноги на ногу, стояла Валя Рыжкина. — Окончила десять классов. Хочу ра ботать. Хочу знать жизнь, своими рука ми ее попробовать. Иванов выдал ей направление в литей ный цех. Там. конечно, нелегко. Но если испугаться, значит грош цена ее реше нию. Валя не испугалась. Встретил ее на чальник цеха Соколов, окинул несколько скептическим взглядом и позвал мастера. — Покажите ей наше хозяйство. Если понравится, пусть выбирает профессию! С каким волнением вспоминает Валя этот первый день. 0на впервые видела литейный цех. Она шла вслед за своим провожатым, жадно всматриваясь во все. что творилось вокруг — раскаленный до бела металл, формовочные машины, вра щающиеся бегуны. Было немножко страшно и в то же вре мя самой хотелось взяться за работу, что бы чувствовать себя в цехе также просто и уверенно, как вот эти формовщицы. По больше всего ее привлекла работа стер женщиц. Быстрые движения рук, точные расчетливые удары по какому-то составу, и вот уже получились стержни самой раз ной формы и сложной конфигурации. Мастер участка Семен Николаевич Мо гучий заметил восхищенный взгляд Вали. — Хочешь быть стерженщицей? Смущенно улыбаясь, девушка согласно кивнула головой. — Ну что ж, так и доложим начальни ку цеха. 24 октября 1955 года для Вали был памятным днем. В этот день она самосто ятельно начала работать стерженщицей. Незаметный как будто этот труд, но сколь ко ответственности в нем. Сделай стер женщица неправильный стержень, рых лый, с другими размерами, и деталь при заливке окажется бракованной. Труд мно гих людей — вагранщика, заливщика, формовщика — пропадет даром. И, глав но©, план будет сорван. Вот почему вол новалась Валя, выполняя впервые пору ченную ей работу по изготовлению стерж ней для фитингов. Вспоминались ей сове ты опытных стерженщиц, ее учителей Тамары Иванниковой, Полины Медведе вой, Валентины Дворянкиной. Они по могали Вале освоить трудную профессию. Мастер Могучий издали поглядывал на нее, незаметно для Вали взял первый сде ланный ею стержень, критически осмот рел его. Ни слова не сказал, но наблюдав шие за ним подруги Вали по довольной улыбке его поняли — Валя работает хо рошо! Сейчас Валентина научилась уже де лать стержни. Она освоилась с набивкой их, умеет приготовить стержневой состав, знает, как ведет себя различный по влаж ности стержень при заливке. Валя жадно учится у опытных стерженщиц, не сте сняясь, расспрашивает их, и никто ни ра зу не отказал ей в ответе. Смотрела она и работу механических цехов, и Валю уже не тянет быть геоло гом. — А чем плохо быть станкостроите лем? — отвечает она на шутливые воп росы своих новых подруг. — Разве пре вращение бесформенного куска металла в деталь для насоса не является мастер ством? Разве в наших насосах не нуж даются многие заводы? И не только на ши. Болгары, китайцы, индийцы тоже по лучают нашу продукцию! — И как бы подводя итог, своим размышлениям, за канчивает: — В этом году обязательно сдам экзамен в станкостроительный тех никум при заводе. Фамилию Вали называют в числе пере довых стерженщиц завода. С каждым днем ее мастерство, умение повышаются. Гордо вручает она матери заработанные -своим трудом деньги. На заводе Валя чувствует себя сейчас как дома. Она активный член редколлегии цеховой стенной' газеты «Ковкий чугун» и заводской газеты «Говорит комсомоль ский пост», с увлечением занимается в хоровом кружке. — Мне бы хотелось, чтобы десятиклас сники перед институтом на деле знакоми лись с производством. Это поможет стать настоящими специалистами в дальнейшем, — убежденно говорит стерженщица Вален тина Рыжкина. М. ПРОНОФЬЕВ. г. Елец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz