Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

2 4 августа 1956 г., X 152 (633) Через месяц в школах начнется новый учебный год. В связи с этим небезинтерес- но подвести некоторые итоги деятельно­ сти партийной организации, так как ре зультаты учебно-воспитательной работы в школе, как известно, во многом зависят от уровня партийно-политической работы в коллективе учителей. В первичной партийной организации школы К; 22 г. Липецка в настоящее вре­ мя состоит на учете семь человек. Как правило, на партийных собраниях у нас обсуждаются вопросы, главным образом, производственяото характера, связанные с улучшением учебно-воспитательной рабо­ ты школы, повышением деловой и поли­ тической подготовки учителей. В октябре прошлого года, в связи с указанием пар­ тии об улучшении политехнического обуче ния в школах, на партийном собрании обсуждался вопрос: «Организация работы и выполнение программ по труду в 1— 4 и 51— 7 классах». Готовились мы к этому собранию около двух месяцев. Коммунисты учителя А. А. Погорелова, А. П. Есипова, В. Д. Шума­ ков, П. П. Харин тщательно изучали по­ становку трудового обучения в школе. Они посетили уроки труда; проверили наличие необходимого материала и инст­ рументов по двум школам— № 16 и № 22. В ходе подготовки вопроса особое внима­ ние обращалось на изучение опыта учите­ лей Е. П. Ольчук, С. П Паршевниковой, В. К. Моисеевой, М. Д. М-очалиной и А. И. Вознесенской. Они разработали ме­ тодику привития трудовых навыков детям начальных классов, мастерски ведут по­ литехническое обучение. В ходе подготовки вопроса были обнаружены и недостатки в этом деле: плохая обеспеченность инст­ рументом; на некоторых уроках труда не соблюдались гигиенические правила, осо­ бенно при работе с глиной, пластилином, клеем, бумагой. Обсуждение вопроса на партийном соб­ рании вылилось в интересную дискуссию, после которой коммунисты пришли к еди­ нодушному решению — продолжить изу­ чение опыта лучших учителей, настойчиво внедрять его в практику всех учителей школы. Были намечены пути устранения недостатков, О выполнении этого решения коммуни­ стам сообщалось на каждом очередном пар­ тийном собрании. Недостатки мы устрани­ ли сравнительно быстро. Изучение же опыта лучшей учительницы школы т. Ольчук продолжалось в течение почтя всего года. Посещались вс© ее уроки тру­ да, велись наблюдения за ее подготовкой в урокам. После того, как изучение опыта т. Ольчук и других учителей было закон­ чено, мы направили материал для рецен­ зия в редакцию журнала «Начальная школа», а вскоре была получена и сама- рецензия. В ней, кстати сказать, указы­ валось на положительные моменты, а так­ же 4а отрицательные стороны даже хоро­ ших и отличных, на наш взгляд, уроков. Рецензия редакции обсуждалась на сове­ щании учителей школы. Теперь опыт т. Ольчук используют учителя не только нашей, но и других школ города и области. Тов. Ольчук дала несколько показатель­ ных уроков по труду для учителей, ди­ ректоров и завучей школ города и обла­ сти. Ее опытом работы по труду заинте­ ресовался институт усовершенствования учителей и Министерство просвещения РСФСР. Этот пример характерен в том отноше­ нии, что парторганизация стремится, во- первых, довнести начато© дело до конца, во-вторых, помочь учителям овладеть пе­ дагогическим мастер­ ством. Парторганиза­ ция школы . постоян­ но озабочена тем, чтобы, творческая мысль в коллективе била ключом, чтобы быстрее становились всеобщим достоянием хороший почин, ценный опыт. Главное— забота обойденном воспитании учителей и учащихся. Многие учителя школ М 16 и М 22 самостоятельно изу­ чают теорию марксизма-ленинизма. Город­ ской комитет партии выделил в помощь нашим коммунистам двух консультантов. Они постоянно интересовались тем, над какими произведениями классиков марк­ сизма-ленинизма работает учитель, в чем затрудняется, в какой помощи нуждается. Учительница английского языка т. Боро­ дина, учительница литературы т. Мордов- кина и многие друга© систематически ра­ ботают над повышением своего идейно- политического уровня, и в этом немалая заслуга консультантов. Парторганизация нашла пути вовлечения в учебу тех учи­ телей, у которых не было вкуса к этому делу. И все же мы не могли н© видеть того, что в деле марксистско-ленинской подго­ товки у нас было много серьезных недо­ статков. Тогда мы этот вопрос вынесли на обсуждение открытого партийного собра­ ния. А что бы не отрывать личную полити­ ческую подготовку учителя от его произ­ водственной деятельности, вопрос был сформулирован так: «О повышении идей­ но-теоретического уровня преподавания». Само собой разумеется, что и на этот раз к подготовке к собранию мы отнес­ лись со всей серьезностью. И это понятно. Для того, чтобы убедить учителя в необ­ ходимости повышения теоретических и по­ литических знаний, надо было вскрыть, прежде всего, корни недостатков в препо­ давании гуманитарных дисциплин. Мы поручили коммунистам тт. Есиповой и Шумакову посетить уроки учителей немец­ кого языка В. И. Качановой и учителя истории Л. А. Канунлиюовой, которые слабо повышали свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию. Вме­ сте с тем, посещались уроки и молодой учи­ тельницы английского языка К. Н. Боро­ диной, которая много и хорошо работает над собой. На открытом партийном собрании К. Н. Бородина рассказала о том, как она изу­ чает работу В. И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», как увя­ зывает это изучение с новыми теоретиче­ скими положениями, выдвинутыми IX съездом партии. С докладами об идейном содержании и методике ее уроков высту­ пили коммунисты тт. Есипова и Шумаков. Обстоятельно обсуждались также уроки и других учителей. Собрание приняло конк­ ретное решение, выполнение Которого обеспечило устранение ряда недостатков в политической подготовке и повышении деловой квалификации работников. Коллектив учителей школы настойчиво изучает исторические решения IX съезда КПСС. По материалам XX съезда состоялось восемь теоретических собеседований. Учи­ теля выступали с рефератами по отдель­ ным разделам доклада товарища Н. С. Хру­ щева. Учителя на практике применяли но­ вые теоретически© положения, разрабо­ танные съездом партии. С учащимися были проведены беседы по материалам съезда. * В честь XX съезда КПСС в школе со­ стоялся пионерский сбор. Были изготовле­ ны монтажи, посвященные шестой пяти­ летке. Коммунисты-учителя посетили уро­ ки истории, литературы, биологии, интере­ суясь идейным уровнем преподавания в свете требований съезда. Были проведены парторганизации показательные уроки по географии, исто­ рии, литературе. В нашей школе стал» традицией шефст­ во опытных учителей над молодыми и малоопытными. Учительница т. Паршевни- кова шефствует над учительницей парал­ лельного 2-го класса Майоровой, учитель­ ница т. Ольчук шефствует над учитель­ ницей т. Замараешой. Это очень помогает их росту П. Я. Замараева и А. И. Майорова закончили учебный год с полной успевае­ мостью своих учащихся. Для укрепления дисциплины в школе коллектив учителей составил 20 методи­ ческих разработок — на каждый пункт «Правил для учащихся». К этим разработ­ кам сейчас большой интерес проявляют педагоги многих школ области. В нашем коллективе, кроме того, изучаются труды А. С. Макаренко. Это так же серьезно по­ могает классным руководителям в их прак­ тической деятельности по сплочению уча­ щихся, в работе с активом. Коммунисты-учителя добились полной успеваемости учащихся по своим предме­ там, систематически делятся опытом. А. П. Есипова повседневно оказывает помощь пионерской организации, направляет рабо­ ту редколлегии школьной стенной газеты. Кандидат в члены КПСС Ф. Ф. Антипов проводит беседы с техническими слу­ жащими. Активное участие коммунисты принимают в проверке и исполнении ре­ шений педсовета. Если на педсовете ста­ вится отчет массного руководителя или учителя, коммунисты выступают с содо­ кладами, вскрывают недостатки, указыва­ ют пути их устранения. Значительную работу педагогический коллектив и особенно учителя-коммунисты ведут с юомеомольцами-учителями и уча­ щимися, с пионерами. С комсомольцами- учителями проведена читательская кон­ ференция по книге А, С. Макаренко «Педа­ гогическая поема», с комсомольцами-уча- щимися— конференция по книге того же автора «Флаги на башнях». В результате повысились успеваемость п дисциплина учащихся. Из 350 учеников оставлено на второй год только пять чело­ век. Все учащиеся, допущенные к экзаме­ нам, получили хорошие и отличные оцен­ ки. 8 полных классов школы закончили учебный год с полной успеваемостью. Комсомольцы успевают все. Из числа пио­ неров не успевают всего лишь двое. Это вовсе не означает, что в работе парторганизация школы нет недостатков. Коллектив не добился полной успеваемо­ сти всех учащихся. Комсомольские органи­ зации, как учительская, так и учениче­ ская, мало еще проявляют самодеятельно­ сти и инициативы в работе, особенно в вопросах учебно-воспитательного характе­ ра. Есть еще много недостатков в жизни пионерской организации. В этом повинны не только школьная партийная организа­ ция, но и горком комсомола, который очень мало работает с секретарями школь­ ных комсомольских организаций, со стар­ шими пионервожатыми. Партийная организация озабочена тем, чтобы поднять роль комсомольцев в школе, помочь учителям хорошо в течение лета подготовить учащихся, получивших зада­ ние на осень, и успешно перевести их в следующий класс. Надо лучше пропаган­ дировать и смелее внедрять передовой опыт, серьезно и повседневно работать с каждым коммунистом, чтобы еще выше поднять звание и значение члена партии. А, ДВУРЕЧЕНСКАЯ, секретарь парторганизации школы К» 22 г. Липецка. Семинар агитаторов в МТС имени Димитрова Партийная организация МТС имени Ди­ митрова накануне уборки пересмотрела со­ став агитколлектива, направив в трактор­ ные бригады лучших агитаторов. На днях здесь состоялся семинар сель­ ских агитаторов. Секретарь райкома пар­ тии по зоне МТС т, Щукин выступил на се­ минаре с докладом о мерах улучшения мас­ сово-политической работы на уборке уро­ жая и заготовках сельскохозяйственных продуктов. Редактор районной газеты «Впе­ ред» т. Шалунов сделал доклад о задачах агитаторов по разъяснению постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Затем участники семинара поделились опытом работы в первые дни уборки. Колхоз имени Крупской, Волынского района, занимает первое место в районе по надоям молока. С 1 октября по 28 июля от каждой из 92 коров надоено по 2266 килограммов молока. Среднесуточ­ ный надой в июле от каждой коровы составил 18 килограммов. На снимке: лучшая доярка колхоза имени Крупской К. П. Пантюхина (справа) и учетчица Т. В. Савотина. Фото Л, Черкашина. ------------- ♦ ♦------------- Готвеятся к зимовке скота В колхозе имени Буденного, Липецкого района, широко развернулось строитель­ ство животноводческих помещений. Круп­ ным объектом строительства является ти­ повой свинарник на 230 голов. Для строи­ тельства его правление колхоза организо­ вало бригаду мастеров разных профессий в составе 12 человек, которой руководит П. Д. Олимпиев. Колхозники подвозят к месту строительства камень, кирпич, шлак, лес и другие строительные материалы. Работа идет дружно. Бригада строите­ лей взяла на себя обязательство построить это помещение до 1 сентября, на месяц раньше срока. Среди строителей разверну­ лось социалистическое соревнование за до­ срочное выполнение взятых обязательств. Особенно хорошо работают строители П. К, Гунькин, И. Ф. Коблявов, А. Ф. Самохин, Ф. А. Чурсин, А. Н. Чурсина, А. Е. Хому- тинникова. Недалеко от свинарника с ранней вес­ ны полным ходом идет строительство типо­ вого-со сводчатым перекрытием короч т к а на 200 голов. Строительство и оборудова­ ние коровника выполняет трест «Липецк- строй», шефствующий над колхозом. В новом коровнике и свинарнике уста­ новят подвесную дорогу, оборудование для которой уже закуплено. Фермы будут электрифицированы, подведен водопровод. Здесь установят, кормоперерабатывающие агрегаты, приводимые в движение электро­ моторами. Одновременно со строительством новых объектов идет ремонт имеющихся живот­ новодческих помещений. П. МАРЧЕНКОВ. Концерт д л я п о д ш е ф н о г о к о л х о з а На днях участники художественной са­ модеятельности Елецкой артели «Комби­ нат» дали концерт в колхозе «Путь Ленина», Рябиновского сельсовета, Елецко­ го района. Перед началом концерта секре­ тарем партбюро артели «Комбинат» т. Ни­ кулиным был сделан доклад о международ­ ном положении. Колхозники внимательно выслушали доклад и тепло встретили исполнителей программы концерта. рАДйО является, одним из важ­ нейших средств поли- . тического и культур­ ного воспитания масс. 0 каждым годом в пашей стране увели­ чивается число ра- = = = == = = = = = = = диоузлов, все больше становится радиото­ чек, все новые десятки и сотни тысяч лю­ дей получают возможность слушать голос столицы нашей Родины— Москвы и мест­ ные передачи. Растет радиосеть и в нашей области. В настоящее время осуществляет­ ся большая работа по радиофикации кол­ хозов и в этом достигнуты существенные результаты. В первой половине текущего года по­ строено шесть радиоузлов разной мощности, семь энергобаз, проведены серьезные работы по прокладке подземного кабеля, подвеске цепей и установке радиоточек в домах колхозников. В настоящее время но­ вые узлы работают в колхозах имени Ленина, Тербунского района, имени Сталина и имени Калинина, Добринского района, имени Хрущева, Липецкого райо­ на, имени Горького, Елецкого района, и в некоторых других. Вступили в действие более 7500 новых радиоточек. Коллектив работников Липецкого обла­ стного строительно-монтажного управле­ ния радиофикации за первое полугодие вы­ полнил план со значительным превыше­ нием. Особенно отличились и труде брига­ ды тт. Алиничева, Романова', Перова, Манынина. Среди монтажников пример показывают тт. Донцов, Эпельбаум, Чер­ ных, Тихонов, Полунчуков. . Успех работы в деле радиофикации кол­ хозов в огромной степени зависит от то­ го, как к ней относятся районные конто­ ры связи. Там, где начальники контор проявляют инициативу, настойчивость,— там дело идет успешно и количество радио- точек в колхозных домах непрерывно уве­ личивается. К таким конторам следует от­ нести Добринскую, Добровскую, Долгору­ ковскую и Хлевенскую. В этих районах план установки радиоточек выполнен на 115— 130 процентов. 7500 радиоточек Усилить работу по радиофикации колхозов области Иное положение в Березовском, Грязин- ском, Воскресенском и Молотовском райо­ нах. Здесь районные коиторы связи не­ удовлетворительно занимаются радиофика­ цией колхозов, не придают этому делу должного значения, и план установки ра­ диоточек в районах систематически не выполняется. Темпы работ по радиофикации в значи­ тельной степени зависят от деятельности облпотребсоюза и других снабжающих ор­ ганизации, которые обязаны обеспечить радиофикаторов всеми необходимыми ма­ териалами Однако они об этом беспокоят- ся мало. По решению облисполкома эти ор- ганизации ооязаны были завезти в об­ ласть 13.000 розеток, столько же подро- зетников, 10.000 ограничительных, коро­ бок и много другого монтажного материала. Яо ничего этого в распоряжении монтаж­ ников пока нет, что серьезно замедляет работы. Для того, чтобы добиться полного вы­ полнения плавна работ по радиофикации колхозов, необходимо усилить внимание к этому делу_ районных контор связи. Мест­ ные партийные и советские органы долж­ ны требовать от них обязательного выпол­ нения плана установки новых радиото­ чек. Не должно мириться с неудовлетвори­ тельным ходом радиофикации в отдельных районах и областное управление связи. Радиофикация колхозов — важная по- л и тш в еш задача, и план, установленный на 1956 год по введению в строй новых радиоузлов и радиоточек, должен быть вы­ полнен. Т. УСАЧЕНКО, главный инженер Липецкого областного строительно­ монтажного управления радиофикации. Д е н ь в горсобесе Человек без ноги, с палкой в руке оста­ новился у входа в горисполком, спросил, обращаясь к прохожим, как пройти в гор- собес? Ему охотно объяснили, и бывший фрон­ товик, инвалид Отечественной войны Ва­ силий Иванович Панарин направился во двор горисполкома. Работа в учреждениях только что нача­ лась. У дверей с вывеской «Горсобес» уже стояли и сидели на скамье убеленные се­ динами мужчины и женщины. Многолюдно н у стола справок. Справки дает и разъясняет новый Закон о государ­ ственных пенсиях дежурный инспектор т. Дмитриева. Она внимательно выслуши­ вает каждого посетителя, записывает в тетрадку фамилию, имя п отчество, узна­ ет, что интересует пенсионера, и обстоя­ тельно разъясняет порядок оформления и перерасчета пенсий. — Вот у меня, — говорит, обращаясь к инспектору, пожилой пенсионер, бывший рабочий завода «Свободный сокол» т. Ев­ докимов, — на иждивении три сына. Же- ну-домохозяйку я не считаю — до пен­ сии ей еще далеко. Я сейчас получаю по старости 150 рублей, но с октября поло­ жение изменится — пенсия моя увеличит­ ся вдвое, за что большое спасибо партии и Советскому правительству. Мне хочется только узнать, как будет с иждивенцами? Выяснилось, что все трое сыновей у не­ го учатсд в школе. Одному из них, стар­ шему, с'коро исполнится 18 лет, осталь­ ные — малолетние. — Вот на них вы и получите надбавку до совершеннолетия, — говорит инспек­ тор. — Только вы должны представить справку от домоуправления или от уличного комитета о ваших иждивенцах. — Очень хорошо, — соглашается за­ ботливый отец семейства, освобождая ме­ сто для следующего посетителя. К столу подходит инвалид войны, с по­ ходной сумкой за плечами. Он подает инспектору бумажку— на­ правление облсобеса, присаживается на скамью, вытирая вспотевшее лицо. — Вам, товарищ, придется зайти вот в этот кабинет, к заведующей,— возвра­ щает ему бумажку инспектор. Все посетители— инвалиды труда, Оте­ чественной войны, престарелые пенсионе­ ры — находят в горсобесе чуткое, забот­ ливое отношение. За день их перебывает здесь не менее двухсот человек. И каждо­ му из них надо разъяснить все, что по­ лагается им по новому Закону о государ­ ственных пенсиях. В горсобесе состоит на учете 11 ты­ сяч пенсионеров. На каждого из них хра­ нятся в папках пенсионные дела. Все их надо пересмотреть, уточнить, сделать пе­ рерасчет в установленный срок— до 25 сентября, с 1 октября пенсии должны вы­ плачиваться уже в соответствии с новым Законом. В горсобесе установлен график де­ журств инспекторов для разъяснения пен­ сионерам нового Закона. В перерасчете пенсий будут участвовать две специально назначенные комиссии и 8 бригад из ква­ лифицированных счетных работнике». То и дело звонит телефон. Кто-то про­ сит прислать представителя горсобеса для разбора конфликта между администрацией и инвалидом труда. Кто-то спрашивает о размерах надбавки на иждивенцев. С каж­ дым надо поговорить, каждому надо объяс­ нить. В кабинет входит инвалид войны. — Вы ко мне,, товарищ? По какому де­ лу?— спрашивает заведующая горсобе- сом т. Гущина, предлагая сесть. Инвалид объясняет, что он приехал в Липецк и получил здесь новую мотоко­ ляску. За счет государства, конечно. — Ее надо отправить в Елец. Деньги у меня были на это, но я заболел в Липец­ ке и оказался сейчас без средств. Прошу оказать мне помощь. Тов. Гущина просит секретаря узнать в бухгалтерии, есть ли в кассе деньги. Получив утвердительный ответ, она раз­ решает выдать бывшему фронтовику тре­ буемую им сумму на обратный проезд. ...Так прошел один из обычных рабочих дней в горсобесе. М. ПОДЛЕТОВ, пенсионер. В А Л Л . Р Ы Ж М Н Н А Н А В Е Р Н О М П У Т И 9 мая 1945 года... Весь советский на­ род торжественно праздновал День Победы. Танцы прямо на улицах, песни, радость, светившаяся на лицах людей, счастливые толпы вокруг сообщений Совинформбюро — все говорило о наступившем долгождан­ ном дне. Победа! Сколько значило это слово для миллионов советских граждан. Вернутся с фронта сыновья, мужья, от­ цы. Наконец-то можно быть спокойным за жизнь близких... Весть о победе - молниеносно стала из­ вестна всем в селе Тербунах, Липецкой области. Узнала о ней и Пелагея Василь­ евна Рыжкина, высокая полная женщина с живыми задорными глазами. Было ей в то время лет тридцать. Еще в начале вой­ ны, не плача и не причитая, проводила Пелагея Васильевна мужа на фронт. Мол­ ча смотрела, как в последний раз целует он детей, маленького Виталия, четырех­ летнюю Валю. Проводила, стиснув от вол­ нения зубы, чтобы не разрыдаться во весь голос. Шли суровые военные годы. Бои под Москвой, Ленинградом, у Сталинграда. Пе­ лагея Васильевна работала в совхозе «Пя­ тилетка». трудилась, не покладая рук. По­ лучит весточку от мужа — «Живой, мол, целую детей», сомкнет упрямые губы и снова за дело. А вот сегодня, в этот радо­ стный день, не выдержала. Прижала в се­ бе головку Валентины и заплакала от из­ бытка чувств, от радостного волнения и еще чего-то непонятного, смутного. Потом, стараясь говорить спокойнее, сказала: — Ну, вот, доченька, мы и дождались! В этом году ты ведь в школу идешь, а по- <7 й О ч е р к ведет тебя туда папа! Ты помнишь его? Притихшая было девочка весело отве­ тила: — А как же, мамочка, очень даже пом­ ню. А он с орденами приедет?.. Но встретить мужа Пелагее Васильевне не пришлось. Командование части с при­ скорбием известило, что Никита Филиппо­ вич Рыжвин в последних боях с гитлеров­ цами был тяжело ранен и умер в госпи­ тале. Может быть, с этого дня в волосах Пелагеи Васильевны появились первые се­ дые нити. Посерьезнела и маленькая Ва­ ля. Вся жизнь Пелагеи Васильевны с этих пор была отдана детям. Летели дни, проходили годы. Валя Рыж­ кина стала высокой, стройной, красивой девушкой. «Вся в отца» — любовалась ею мать. Орлиный взлет черных бровей Вали, упрямая складка у губ, задумчивый взгляд светлых глаз — все говорило о характере волевом, настойчивом. Училась Валя легко, много читала и никогда не довольствовалась положенным по программе.. Особенно увлекалась она изучением минералов. Еще в восьмом клас­ се на экскурсиях по району ее радостно удивляло разнообразие природы, ее богат­ ства. Девочка собрала коллекцию минера­ лов для школьного «уголка природы». К десятому классу девушка твердо решила: буду геологом. Окончу десятилетку и — в горный институт. Большим событием для Вали в школь­ ной жизни был прием ее в члены комсо­ мола. Взволнованная стояла она перед своими товарищами: она вступала в ря­ ды организации, вырастившей Николая Островского, Зою Кос­ модемьянскую-, Олега Кошевого. «Я буду следовать их примеру, буду достойной по­ мощницей партии, бойцом за дело Денина!» С тех пор Валя стала строже к себе, к товарищам. По это только увеличивало их уважение к ней. Валю любили эа спра­ ведливость, скромность, отзывчивость. В июле прошлого года выпускники Тербунской средней школы № 1 получи­ ли аттестаты зрелости. Валя сдала экза­ мены хорошо и аттестат ей директор шко­ лы вручил одной из первых. Вот она, путевка в жизнь! Валя так разволновалась, что, едва пожав руку поздравлявшему ее директору, выбежала за дверь. Кончилась школьная жизнь, та­ кая простая и понятная. Ей предстоит из­ брать для себя сейчас верный путь, где бы она смогла принести Родине наиболь­ шую пользу. А вдруг ошибусь? Вдруг ге­ ология всего-навсего увлечение? Ведь про­ фессию эту я знаю только по книгам... Валя думала о своей будущей жизни с та­ кой сосредоточенностью и волнением, как еще ни о чем не думала. Мысленно она уже видела себя.в инсти­ туте, в красивом незнакомом ей здании. Она четко отвечает на вопросы экзаминатора и он одобрительно кивает головой. И вот она уже студентка. Валя открывает глаза и улыбается своим мечтам. Она верит, что мечты станут явью. Уже поздним летом, уставшая от днев­ ной работы в поле. Валя как-то прочита­ ла в «Комсомольской правде» призыв группы десятиклассников к молодежи — идти' на производство. Прочитав, задума­ лась. Может быть, это и есть мой насто­ ящий путь? Но тут же возникла корот­ кая, тревожная мысль: «А институт?» Валя ходила сумрачной, скучной. Мать первая заметила состояние дочери. И де­ вушка, волнуясь, рассказала Пелагее Ва­ сильевне о своей тревоге. — Понимаешь, мама, я очень хотела бы получить высшее образование. Но что же я буду за инженер, если не имею пред­ ставления о производстве. Вот я и думаю, а не лучше ли сначала поработать, поло­ жим, на заводе? Что скажешь, мама? Пелагея Васильевна задумалась, потом сказала:’ — Ты уже взрослая. Валюта. Перерос­ ла мать в знаниях за эти десять лет. Что я могу тебе посоветовать? Одно скажу — труд помогает вырабатывать настоящий характер, приучает ценить многое. Как решить — думай сама. Валя любовно смотрела на мать, на ее натруженные в мозолях руки, ссутулив­ шуюся с годами фигуру. Много'пришлось перенести ей в жизни. Валя обняла Пе­ лагею Васильевну и ласково произнесла: — Какая же ты у меня старенькая стала. Тебе- отдохнуть пора. А высшее об­ разование я все равно получу. Спасибо тебе, мама, за все и за совет. Вскоре после этого разговора перед на­ чальником отдела кадров Елецкого завода гидроаппаратуры, неловко переминаясь с ноги на ногу, стояла Валя Рыжкина. — Окончила десять классов. Хочу ра­ ботать. Хочу знать жизнь, своими рука­ ми ее попробовать. Иванов выдал ей направление в литей­ ный цех. Там. конечно, нелегко. Но если испугаться, значит грош цена ее реше­ нию. Валя не испугалась. Встретил ее на­ чальник цеха Соколов, окинул несколько скептическим взглядом и позвал мастера. — Покажите ей наше хозяйство. Если понравится, пусть выбирает профессию! С каким волнением вспоминает Валя этот первый день. 0на впервые видела литейный цех. Она шла вслед за своим провожатым, жадно всматриваясь во все. что творилось вокруг — раскаленный до­ бела металл, формовочные машины, вра­ щающиеся бегуны. Было немножко страшно и в то же вре­ мя самой хотелось взяться за работу, что­ бы чувствовать себя в цехе также просто и уверенно, как вот эти формовщицы. По больше всего ее привлекла работа стер­ женщиц. Быстрые движения рук, точные расчетливые удары по какому-то составу, и вот уже получились стержни самой раз­ ной формы и сложной конфигурации. Мастер участка Семен Николаевич Мо­ гучий заметил восхищенный взгляд Вали. — Хочешь быть стерженщицей? Смущенно улыбаясь, девушка согласно кивнула головой. — Ну что ж, так и доложим начальни­ ку цеха. 24 октября 1955 года для Вали был памятным днем. В этот день она самосто­ ятельно начала работать стерженщицей. Незаметный как будто этот труд, но сколь­ ко ответственности в нем. Сделай стер­ женщица неправильный стержень, рых­ лый, с другими размерами, и деталь при заливке окажется бракованной. Труд мно­ гих людей — вагранщика, заливщика, формовщика — пропадет даром. И, глав­ но©, план будет сорван. Вот почему вол­ новалась Валя, выполняя впервые пору­ ченную ей работу по изготовлению стерж­ ней для фитингов. Вспоминались ей сове­ ты опытных стерженщиц, ее учителей Тамары Иванниковой, Полины Медведе­ вой, Валентины Дворянкиной. Они по­ могали Вале освоить трудную профессию. Мастер Могучий издали поглядывал на нее, незаметно для Вали взял первый сде­ ланный ею стержень, критически осмот­ рел его. Ни слова не сказал, но наблюдав­ шие за ним подруги Вали по довольной улыбке его поняли — Валя работает хо­ рошо! Сейчас Валентина научилась уже де­ лать стержни. Она освоилась с набивкой их, умеет приготовить стержневой состав, знает, как ведет себя различный по влаж­ ности стержень при заливке. Валя жадно учится у опытных стерженщиц, не сте­ сняясь, расспрашивает их, и никто ни ра­ зу не отказал ей в ответе. Смотрела она и работу механических цехов, и Валю уже не тянет быть геоло­ гом. — А чем плохо быть станкостроите­ лем? — отвечает она на шутливые воп­ росы своих новых подруг. — Разве пре­ вращение бесформенного куска металла в деталь для насоса не является мастер­ ством? Разве в наших насосах не нуж­ даются многие заводы? И не только на­ ши. Болгары, китайцы, индийцы тоже по­ лучают нашу продукцию! — И как бы подводя итог, своим размышлениям, за­ канчивает: — В этом году обязательно сдам экзамен в станкостроительный тех­ никум при заводе. Фамилию Вали называют в числе пере­ довых стерженщиц завода. С каждым днем ее мастерство, умение повышаются. Гордо вручает она матери заработанные -своим трудом деньги. На заводе Валя чувствует себя сейчас как дома. Она активный член редколлегии цеховой стенной' газеты «Ковкий чугун» и заводской газеты «Говорит комсомоль­ ский пост», с увлечением занимается в хоровом кружке. — Мне бы хотелось, чтобы десятиклас­ сники перед институтом на деле знакоми­ лись с производством. Это поможет стать настоящими специалистами в дальнейшем, — убежденно говорит стерженщица Вален­ тина Рыжкина. М. ПРОНОФЬЕВ. г. Елец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz