Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

25 июля 1956 г., N 145 (626) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 3 С та в р о п о л ь с к о г о к р а я Изучайте и перенимайте опыт лучших колхозов нашей страны! Спасла кукуруза Нельзя думать, что в хорошем колхозе все идет гладко. И григориполисские кол­ хозники встречаются порой с трудностями, которые нелегко преодолевать. В прошлом году посевы пшеницы и других культур очень серьезно пострадали от суховея. Урожай зерна был много ниже того, что планировалось, что нужно было для удов­ летворения всех нVжд такого большого хо­ зяйства. Нависла угроза бескормицы скота. Многие говорили о том, что придется пой­ ти по пути значительного сокращения по­ головья всех видов скота. Но положение было спасено кукурузой— она сыграла решающую роль в сохране­ нии всего поголовья скота. В 1955 году намного были расширены площади кукурузы. Для посева этой цен­ ной культуры на зерно колхоз отвел две с половиной тысячи гектаров. Хорошая подготовка почвы и семян, в частности «выравнивание» их по величи­ не (калибровка), выбор правильных сроков сева, надлежащий уход за посевами— все это обеспечило успех борьбы за высокий урожай кукурузы. Урожай кукурузы, уб­ ранной на зерно, составил в среднем 29,8 центнера с гектара — это в 2,2 раза больше урожая всех остальных зерновых культур. Кукурузного силоса колхоз сумел заложить более 18 тысяч тонн. В это чис­ ло входит 3298 тонн зеленой массы, соб­ ранной е .пожнивных посевов кукурузы на площади 800 гектаров. Так была создана кормовая база, предот­ вратившая угрозу упадка общественного животноводства. Используя накопленный опыт, убедив­ ший всех в том, что кукуруза является культурой больших возможностей, григори­ полисские колхозники посеяли в этом году 3.200 гектаров кукурузы на зерно. Кроме этого для силосования будет посеяно по ЖНивыо 3.000 гектаров кукурузы. Куку­ руза- даст колхозу около 140 тысяч центнеров зерна и десятки тысяч тонн зе­ леной массы для силосования. Школьная бригада колхоза В Григориполисской в прошлом году по инициативе учителей местной средней школы и правления колхоза имени Ста­ лина родилась новая, весьма интересная и эффективная форма связи школы с жизнью, с колхозным производством — школьная бригада.. Решение создать из учеников 8— 10 классов самостоятельную бригаду, как девятую комплексную бригаду колхо­ за с выделенным для нее участком земли и соответствующей техникой, вызвало очень много возражений, споров. — Много трепки было нам за это, — смеется Н. Ф. Лыекин.— Сейчас вот сме­ юсь, вспоминая о том, как рождалась школьная бригада, а тогда не до смеха было: и меня, и директора школы везде предупреждали, что не позволят нам «са­ мовольничать и проводить сомнительные эксперименты». Но мы, убежденные в том, что нащупали п р а в и л ь н ы й ____ путь, не сдавались. В апреле 1955 года прав­ ление колхоза выделило для школьной бригады участок площадью около 25 гектаров. На этом участке силами чле­ нов бригады, в которую вошло 110 человек, были проведены все весенние работы. С увле­ чением ухаживали ребята за посевами. Много радости при­ несла им уборка урожая, пока­ завшая, что их труд не пропал даром. Средний урожай под­ солнечника в колхозе был 17 центнеров с гектара, а в школьной бригаде собрали 23,4 центнера с гектара. Кор­ мовая свекла на полях колхоз­ ных бригад дала в среднем 250 центнеров с гектара, а в школьной бригаде — 422 = центнера. Школьники собрали центнеров помидоров с гектара. В этом году колхоз выделил школьной бригаде уже свыше 150 гектаров земли. На одиннадцати гектарах выращивается кукуруза с целью получения гибридных семян этой культуры. На различных по величине участках выращивается пшени­ ца, подсолнечник, кормовая свекла, кар­ тофель, клевер, люцерйа. сорго, помидоры, капуста, огурцы, лук. При этом выращи­ вается несколько сортов каждой культу­ ры. Например, капусты весной высажено 28 сортов, помидоров — 12 сортов. Это пробуждает в ребятах пытливость и наблю­ дательность, заставляет их делать прак­ тические выводы о том или ином -еорте. Конечно, все наблюдения ведутся под ру- . ководством преподавателя-биолога. Школьная бригада имеет свой сад пло­ щадью 5 гектаров. В ближайшие годы он будет значительно расширен. Осенью ру­ ками самих ребят на площади 2 гектара заложен плодовый питомник. На терри­ торию бригады правление колхоза решило пересадить 12 гектаров «взрорлого сада», деревья которого давно уже плодоносят. Как и колхозники каждой бригады, школь­ ники имеют хорошо благоустроенный по­ левой стан. Обслуживается школьная бригада специальной тракторной бригадой Григориполисской МТС, имеющей три трактора и другую технику. В штате бригады есть агроном. Правление колхоза выделило автомашину для перевозки ре­ бят на работу и с работы. С этого года школьная бригада будет заниматься не только растениеводством, но и животноводством. Решено организо­ вать здесь кролиководческую ферму. Сей­ час ребята под руководством специалистов сами делают клетки для содержания кро­ Центральный корпус механизированной птице­ фермы, являющейся гордостью григориполисского колхоза. В этом здании размещены цехи цыплят первого и второго возрастов и красный уголок. Фото В. Васильева. по 238 Ц И Ф Р Ы II Ф А К Т Ы О В этом году колхоз сдаст в счет обязательных поставок 404.840 штук яиц и продаст государству 70.000 штук. О Стоимость основных средств производства в колхозе возросла за истекшее пятилетие в 5,7 раза и со­ ставила в целом 20 миллионов руб­ лей. © Вот уже больше года в Кисло­ водске работает принадлежащий кол­ хозу имени Сталина санаторий на 50 мест. В нем отдохнуло более 300 колхозников и колхозниц. О 2542 экземпляра различных га­ зет выписывают колхозники Григори­ полисской. О В колхозе работают 20 специа­ листов сельского хозяйства. Все они состоят членами сельхозартели. ра. Тогда же у ребят возникла идея соз­ дать музыкальное звено из учеников 4— 6 классов. Желающих попасть в него ока­ залось много, пришлось пойти на стро­ гий отбор будущих музыкантов. А прав­ ление колхоза приняло на работу квали­ фицированного руководителя оркестра. В 6 часов 50 минут утра к флагштоку на центральной площадке полевого стана выходят пятеро горнистов. Они трубят сбор. Бригада выстривается по звеньям. У флагштока, лицом к общему строю — бригадир, ученик десятого класса Анато­ лий Любивый, позади него завуч и агро­ ном. Анатолий командует: «Смирно!» Ор­ кестр исполняет Гимн Советского Союза. После этого Любивый принимает рапорты звеньевых о явке на работу. Затем он да­ ет каждому звену наряд на день. Под зву­ ки бравого марша звенья расходятся на свои участки. Норма выработки членов школьной бригады равна 70 процентам нормы взрос­ лого колхозника, а получают они за это столько же, сколько взрослый за полную норму. . В прошлом году средний зара­ боток ученика составил 60 трудодней, а в этом году он будет не менее 120 тру­ додней. Это — уже серьезная материаль­ ная помощь семье. Заведующему учебной частью бригады начисляется 30 трудо­ дней в месяц и биологу -— 25 трудодней. Большую роль в жизни школьной брига­ ды играет совет звеньевых. Он созывает­ ся каждый понедельник для обсуждения назревших вопросов жизни бригады. На совет вызываются для объяснения все, кто не выходил на работу без уважитель­ ных на то причин или проявил недисцип­ линированность во время работы, нару­ шил указания агронома и, таким образом, допустил брак. Здесь узаконен такой по­ рядок: накануне обязательно сообщи звень­ евому, что завтра ты не можешь быть на работе. Помощь родителям в хозяйстве по дому считается вполне уважительной при­ чиной неявки в бригаду. « Необходи мо обеспечить дальнейшую механи­ зацию в сельском хозяйстве, в кратчайший срок перейти от механизации отдельных работ к комп­ лексной механизации всего сельскохозяйственно­ го производства, коренным образом улуч­ шить дело пропаганды и внедрения в производство достижений советской и за­ рубежной науки и техники, опыта пере­ довых колхозов, МТС и совхозов с тем, чтобы на этой основе добиться резкого сокращения затрат труда и материаль­ ных средств на производство единицы сельскохозяйственной продукции, повы­ шения урожайности всех культур и про­ дуктивности животноводства. Съезд считает, что в настоящее время, когда экономические возможности мно­ гих колхозов значительно выросли, необ­ ходимо наряду со всемерным расширени­ ем производства, которое должно всегда быть на первом плане, уделить серьезное внимание строительству в колхозах жилых до ­ мов, клубов, детских и других культурно-быто­ вых учреждений». (Из резолюции XX съезда Коммунистической партия Советского Союза ив отчетному докладу Центрального Комитета КПСС). Каждая комплексная бригада григори­ полисского колхоза имеет прекрасно бла­ гоустроенный стан с помещениями для общежитий, красного уголка, столовой, ларька сельпо. На снимке: вход на полевой стан тре­ тьей бригады. Фото В. Васильева, -----------------Й С ----------------- Школьная бригада стала хорошей сель­ скохозяйственной школой, замечательной формой сколачивания в процессе, совмест­ ного труда дружного, здорового коллекти­ ва детей, умеющих ценить важность ра­ боты в колхозе. Недаром две трети уча­ щихся десятых классов написали в своих сочинениях, что они сельском хозяйстве. хотят работать в Образцовые полевые станы Что это примкнул к ликов. В значительных масштабах будет развито здесь и пчеловодство. Осенью ре­ бята продолжат разбивку уже заложенной «шелководни». Вступление в бригаду — дело добро­ вольное. Но попасть в нее не всякий мо­ жет. Обязательное условие приема — хо­ рошая успеваемость в школе. Вопрос о на­ правлении того или Иного ученика в кол­ хозную бригаду рассматривается комите­ том ВЛКСМ. Сам прием обставляется тор­ жественно ■— так, чтобы ребята всегда помнили о нем. На общем собрании учи­ телей, учеников, изъявивших желание пойти в колхозную бригаду, и их роди­ телей, в присутствии правления и коми­ тета ВЛКСМ колхоза, каждому из направ­ ляемых в бригаду вручается комсомоль­ ская путевка и трудовая книжка колхоз­ ника. В школьной бригаде ученики работают без отрыва от учебы круглый год. В учеб­ ное время у них двухчасовой рабочий день, а в каникулярное — шестичасовой. Шестичасовой рабочий день разбивается на две части: с 7 до 10 часов и с 16 до 19. В перерыв ребята отдыхают у себя на стане, купаются в реке, занимаются спортивными играми, читают или играют на музыкальных инструментах, готовят к выпуску очередной номер стенной газеты «Молодой колхозник», учатся танцевать, собираются на репетиции художественной самодеятельности. Многие на это время отправляются в станицу, чтобы дома по­ мочь родителям по хозяйству. Сейчас в бригаде 12 звеньев: четыре звена полевых культур, четыре — ого­ родных, одно — животноводческое, одно — садоводческое, одно — шелководческое и одно музыкально". Да, да — музыкаль­ ное. В прошлом году, отмечая успешную производственную работу школьной брига­ ды, правление колхоза наградрло ее на­ бором инструментов для духового оркест­ за зеленый прямоугольник полевой дороге возле полеза­ щитной лесополосы? Высокая голубая арка наводит на мысль о том, что за ней — или дом отдыха, санаторий, или пионер­ ский лагерь. Нет, совсем не то. Надпись на арке говорит о том, что здесь полевой стан четвертой комплексной бригады. Дорога, посыпанная чистым кубан­ ским песком и окаймленная бровкой из кирпича, ведет на центральную пло­ щадку стана. Здесь как в хорошем сквере: большая клумба, покрытая яркими пятна­ ми цветов, скамейки садового типа— со спинками. Аккуратные дорожки расходятся вправо и влево— к красивым домикам дач­ ного типа. Под густыми кронами деревь­ ев — дом тракторной бригады. На откры­ той веранде — настольный биллиард. В двух комнатах 17 хороших кроватей. На добротных одеялах белые покрывала. Дом управления полеводческой бригады. Здесь — контора. Возле аптечки ящик с табличкой: «Для вопросов на медицинские темы». Отдельная комната для бригадира, с рабочим столом и койкой для отдыха. В этом же доме оборудован красный уголок. На стане имеется также общежитие для колхозников, хорошо обставленная столо­ вая, ларек сельпо, хозяйственные построй­ ки. По ту сторону стана — площадка для техники тракторной бригады. Ровны­ ми рядами, точно на смотре, стоят ком­ байны, подготовленные в раздельной убор­ ке хлебов, тракторы, культиваторы...— все, чем помогает колхозу МТС. Еще лучше благоустроен стан третьей бригады. Здесь больше зелени, много фруктовых деревьев и цветов. В централь­ ном скверике — назовем его так— на вы­ соком постаменте большой бюст В. И. Ле­ нина, по сторонам каменные вазоны с цветами, впереди большая клумба. Хоро­ шее место отдыха для тех, кто любит ти­ шину! Веером расходятся отсюда аллейки акаций и сирени. ^ Построек здесь больше, чем на стане четвертой бригады. В общежитиях кол­ хозников и трактористов— точно в палатах санатория— кровати с никелированными спинками, тюлевые занавески, хорошие скатерти на столах, во всем образцовый порядок. В отдельном домике — светлая и просторная столовая. В зале семнадцать столиков под скатертями, цветы. Любите­ ли могут обедать на свежем воздухе — четыре стола вынесены на открытую ве­ ранду. В красном уголке, занимающем большую половину дома управления брига­ ды, в свободное от работы время колхоз­ ники читают газеты й книги, слушают радио, играют в шашки и шахматы. Есть на стане ларек сельпо, баня, большой зер­ носклад. Такие станы есть в каждой из девяти комплексных бригад. Все они имеют теле­ фонную свцзь с правлением колхоза и с МТС. ^ Опыт создания хорошо благоустроенных (объединенных станов полеводческих и тракторных бригад вполне оправдал себя. Стан стал центром хозяйственной деятель­ ности комплексной бригады в летнее вре­ мя, центром массово-политической и куль­ турно-просветительной работы с колхоз­ никами и механизаторами. В них находит свое выражение . растущая забота о лю­ дях,, выращивающих высокие урожаи сельскохозяйственных культур. венной выставки, ббязательно выступи перед колхозниками своей бригады, рас­ скажи — что хорошего видел, что можно бы было перенять. Новое, передовое — всегда в центре внимания правления и партийной органи­ зации колхоза, в составе которой 103 ком­ муниста. Каждый успех передовика бы­ стро становится достоянием всех кол­ хозников. Люди, добившиеся лучших по­ казателей в животноводстве или в поле­ водстве, выступают перед микрофоном колхозного радиоузла. А выступление пе­ ред микрофоном — это выступление почти перед всеми колхозниками, так как стани­ ца полностью радиофицирована, много радиоточек установлено также на полевых станах и на животноводческих фермах. С рассказом об опыте передовиков выступа­ ют перед микрофоном и работающие в колхозе специалисты сельского хозяйства. Широко практикуется также запись рас­ сказа передовика на ленту магнитофо­ на — она затем транслируется по фермам и полевым станам бригад. Большое внимание уделяется печатной пропаганде опыта передовых людей кол­ хоза. Их выступления помещаются в стен­ ной газете, в боевых листках, в специ­ альных листовках, издаваемых типограф­ ским способом в районном центре. В прошлом году первое место в социалисти­ ческом соревновании среди доярок колхоза завоевала 3. Казакова из второй бригады, надоившая в среднем по 3.365 килограм­ мов молока от каждой коровы своей груп­ пы. Ее рассказ об опыте получения вы­ соких удоев был издан отдельной листов­ кой-книжечкой. В клубах комплексных бригад и в крас­ ных уголках на полевых станах и живот­ новодческих фермах систематически чи­ таются лекции на различные темы. В местной лекторской группе 15 епециали­ стов сельского хозяйства, 18 учителей, 5 медицинских работников. С лекциями выступают и передовые колхозники. Люди практики тесно связаны с нау­ кой — это в буквальном смысле. Вот уже в течение нескольких лет поддерживаются крепкие деловые взаимоотношения колхо­ за с. Ераснодарским институтом растение­ водства. Ученые приезжают в Григорипо- лисскую и выступают с лекциями перед колхозниками. А из Григориполисской десятки колхозников выезжают на поля института и на практике учатся передо­ вым методам растениеводства. Хорошо поставлена в колхозе наглядная агитация, она здесь тесно увязана е прак­ тическими задачами бригад и ферм, носит конкретный, мобилизующий характер. Главное в наглядной агитации — глас­ ность соревнования, доведение до колхоз­ ников лозунгов партии, боевых хозяйст­ венных задач. ) Смелые мысли, трезвые расчеты Новое, передовое—-всегда в це нтре внимания Хозяйственные успехи григориполисско­ го колхоза во многом объясняются пытли­ востью колхозников. Руководители колхо­ за, бригадиры, звеньевые, рядовые кол­ хозники внимательно следят за газетами, журналами, радио. Узнают о чем-нибудь новом, интересном, и сразу же предприни­ мают попытку своими глазами посмотреть это новое и после этого — применить у себя. Мысль о строительстве мощной меха­ низированной птицефермы, например, по­ явилась здесь после того, как большая группа колхозников Григориполисской по­ бывала в Подмосковье, на Томилинской го­ сударственной птицефабрике. Несколько колхозниц из числа работающих ныне на птицеферме и учились на Томилинской фабрике, А как появились «зеленые квадраты» пропашных культур на полях колхоза имени Сталина? Мастерством «зеленых квадратов» славились в свое время, как известно, совхозы и колхозы Краснодар­ ского края. Туда и выезжали на учебу григориполисские колхозники, выезжали группами по сто— двести человек. А теперь и в колхозе имени Сталина можно по­ учиться высокой культуре возделывания пропашных культур. Учиться организации виноградарства ездили в Ростовскую об­ ласть, где на больших массивах закла­ дываются виноградные плантации. — Да и сейчас смотрим, где и что мож­ но было бы позаимствовать,— говорит Николай Фадеевич Лыекин. — Поэтому не скупимся и на поездки колхозников в Москву, на Всесоюзную сельскохозяйствен­ ную выставку — пускай учится народ. Чем больше узнают наши люди, чем ши­ ре будет их кругозор, тем больших успехов сумеет добиться 'колхоз. На Всесоюзной выставке позаимствовали мы и механиза­ цию животноводческих ферм и зимнее ягнение овец и многое другое. В колхозе заведен такой порядок: вер­ нулся ты со Всесоюзной сельскохозяйст­ Хорошо, когда люди мечтают, загляды­ вают в завтрашний день, прикидывают, что можно сделать, чтобы жизнь стала еще интереснее. Речь идет о жизненной, кон­ кретной мечте, являющейся следствием уже завоеванного, достигнутого в упорном труде, о мечте, как результате трудовых расчетов людей широкой мысли и хозяйст­ венной сметки. Вот. к таким людям и отно­ сятся председатель григориполисского кол­ хоза Николай Фадеевич Лыекин и все, кто помогает ему смело вести большое много­ отраслевое и, мы сказали бы, своеобразное хозяйство. — Ео многому мы подходим, учитывая завтрашний день,— говорит Николай Фа­ деевич. — В таком большом хозяйстве, как наше, имеющем 2700 трудоспособных, обя­ зательно надо знать — что можно и нуж­ но будет делать через год, через пять лет, через десять лет... Решая текущие хозяй­ ственные дела, надо стотреть вперед. Смотря вперед, и делают здесь многое. В животноводстве, например, стремятся к то­ му, чтобы строительство помещений для скота опережало темпы роста поголовья. Планом предусмотрен быстрый рост пого­ ловья дойных коров в третьей комплексной бригаде — и подготовку к этому там на­ чали со строительства двух коровников, приобретения автопоилок и аппаратов для механической дойки коров, установки под­ весной дороги. Н. Ф. Лыекин вынашивает сейчас идею более рационального ведения строительства в колхозе, е применением индустриальных методов — так, как это делается в горо­ дах. Но применение железобетона в рамках одного колхоза — дело довольно сложное. Почему бы, говорит, он, не объединить си­ лы всех четырех колхозов Ново-Алексан­ дровского района для того, чтобы создать механизированный полигон по производст­ ву стеновых блоков для строительства жи­ вотноводческих помещений и других хозяй­ ственных сооружений, а также и домов колхозников? Сырье для этого есть — это кубанская галька. Еолхоз намечает построить в ближайшее время свои кирпичный и черепичный за­ воды. — Это будут самые обыкновенные не­ большие заводы, — говорит Н. Ф. Лы- скин.— А вот если и тут нам объединить материальные ресурсы четырех колхозов, Г п тш й комплексной «ригады григориполисского колхоза много зелени, цветов. На центральной площадке, украшенной большой клумбой, красивый домик с открытой верандой у в и т о й Такой^же домик Л меют на "стан^ м Л М Т С 3ДЫ " КРаС‘ШШ °ТДМЬН0М доме о ^ РУ Л ^ н а хорошая столовая (второй снимок). В одном из лучших домов-общежитие колхозников (третий снимок). Фото В. Васильева и Н. Рыбина. можно иметь прекрасные механизирован? ные заводы. Потребность в кирпиче и черепице ог­ ромная — ведь у колхоза уже сейчас очень много строительных объектов. Заканчи­ вается подготовка к строительству большо­ го механизированного тока. Это будет, по сути дела, зерновой комбинат. В правлении колхоза имеется хорошо выполненный макет будущего зернокомбината. На боль­ шой территории, обнесенной живой зеле­ ной изгородью, высится несколько зданий. Это — зернохранилище, элеватор, мельни­ ца, комбикормовый завод, хлебозавод, под­ собные хозяйственные помещения... Вопрос о строительстве в Григориполие- ской^колхозного хлебозавода и большой сто­ ловой общественного питания за последнее время все настойчивее ставится перед правлением колхоза. Возникает также во­ прос о водопроводе. Многое из больших планов нового строи­ тельства уже осуществляется. В настоящее время строятся и должны быть сданы в этом году в эксплуатацию следующие объекты: два коровника на 240 голов, шесть кошар на 6 тысяч овец,- маточный свинарник на 200 уолов, лагерь для сви­ ней на тысячу голой, два телятника на 400 голов, комбикормовый завод произво­ дительностью 20 тонн в сутки, десять цыплятников на 25 тысяч голов, третий корпус ^ механизированной птицефермы, большой автогараж... В ближайшие дни на­ чинается строительство колхозного клуба со зрительным залом на 500 мест. Проблем у колхоза много. Больших и ма­ лых хозяйственных вопросов — не перс- честь. Все ярче выпячиваются задачи улуч­ шения условий труда и быта колхозников. И вот уже появилась и выдвигается на повестку дня коллективная думка не толь­ ко о поправках к перспективному плану, но и о составлении генерального плана строительства колхоза на несколько пяти­ леток. Думают в колхозе над тем, чтобы найти более правильные, то есть более эффектив­ ные формы управления хозяйством, добить­ ся, чтобы большее количество людей отве­ чало за ту или иную работу. В этом отно­ шении оправдывает себя опыт создания советов бригад, как органов коллективной творческой мысли. Правление колхоза счи­ тает назревшим вопрос о расширении прав бригадира, В бригадах колхоза внедряются элемен­ ты хозяйственного расчета. Еаждая из них получает конкретное задание по произ­ водству продукции полеводства и животно­ водства и определенное количество тру­ додней для выполнения этого задания. При этом лимитируется и натуроплата за ра­ боты, выполняемые силами МТС. Все это заставляет бригадира бережливо относить­ ся к трудодню, ооязывает его считать каждую копейку. В зависимости от тоге, как бригада выполнит план производства продукции, устанавливается натуральная и денежная стоимость трудодня. Следо­ вательно, в одной бригаде трудодень может оыть более весомый, чем в другой. Непрерывное искание новых, более про­ грессивных форм и методов ведения об­ щественного хозяйства — это и есть то главное, что движет вперед большое, креп­ нущее е каждым годом хозяйство григо­ риполисского колхоза, занимающего до­ стойное место в*числе ведущих колхозов чашей страны. Л. БАШКУРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz