Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
8 июля 1956 г., Л1 133 (614) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ с т ^ ы и с ^ а ^ Д р у г о т ц а — Безотцовщина, известное дело,— разглагольствовала тетя Даша, немолодая, дородная женщина, в небольшом кругу со седок, собравшихся возле крыльца ее дома. — И что только мать думает? Парень ведь скоро и в тюрьму может угодить,— возмущалась другая. — Тебе-то, Маруся, можно говорить. Ты мужа имеешь, который деньги носит немалые, и сама дома сидишь. А Дусвве- > каково? Одна — ни родных, ни близких, л на работе всегда почти с утра до вече ра,— заступилась за Евдокию Звягинце ву, о сыне которой шел разговор, Фаина жена известного в городе шофера грузовой автомашины Андрея Ковригина. — Здравствуйте! О чем толкуете? Около женщин остановился Андрей Ков ригин. Он шел домой после работы. Андрея на Подовражной улице вое считали хоро шим хозяином и семьянином. «Непьющий, на редкость из шоферов»,— говорили со седки, завидуя Фаине. — Володю Звягинцева вчера в клубе милиция забрала, а сегодня Евдокию туда вызывали,— сказала мужу Фаина. — За что же? — Подрались спьяна. — Сынок-то твоего погибшего друга, Сергея. Какими вы были неразлучными. Теперь, небось, забыл уже, где и дом Сер гея? —■ в словах Маруси прозвучал упрек. ...Действительно, нехорошо получается, • думал Ковригин, шагая к дому. С мужем Евдокии, Сергеем Звягинце вым, рни были друзья детства. Вместе по соседству росли, учились, после работали в одной автоколонне. Года за три до вой ны женились. Его жена Фаина была мест ная горожанка, а Евдокия росла в детском доме где-то на Украине, ио женщины быстро нашли общие интересы и стали хорошими подругами. Началась война. В армию Ковригин и Звягинцев тоже ухо дили вместе. Уехали на своих же автома шинах из автоколонны. Тут-то их судьбы и разошлись. Сергей погиб еще в начале войны. Андрей оказался счастливее: дошел до Берлина и возвратился домой. В первые годы после демобилизации Ковригин не раз встречался со Звягинцевой. Поговорят, вспомнят Сергея. Но шли годы, и все меньше становилось воспоминаний. В дом Звягинцевых он сейчас и не заглядывал. А вот сейчас не выходили из головы сло ва женщины: «Сын твоего друга...» Евдокия Звягинцева, как и всегда пос ле работы, торопилась домой. День ей се годня показался тяжелым и длинным. На душе было горько до слез. И все сын... Вчера Володя домой пришел поздно, пья ный, весь в грязи. Где он был — она не знала, и утром добиться от него ничего не могла. А в милиции сказали, что в этот вечер ее сын в клубе механического завода вместе со своими друзьями чуть было не учинил драку. Что теперь делать? Какая же мать не желает своим детям что ни на есть луч шего? Из последних сил выбивалась, что- Р а с с к а з бы -ни в чем не было сыну отказа. Дума ла, вырастет Володя, выучится, хоть ста рость будет спокойная. А теперь все ру шится. Давно ужо стала замечать Евдокия, что с сыном творится неладное. Вечерами дол го пропащая на улице. За уроками сидел мало. Учителя жаловались на Володю, что плохо стал учиться и плохо ведет себя в школе. «Ничего, повзрослеет, поумнеет»,— отвечала Звягинцева, когда ей говорили об этом. Вышло же все наоборот. Осенью вдруг Володя бросил школу. Может быть, на следующий год одумается, еще питала она надежду в душе. Но того, что сейчас случилось, Евдокия никак не ожидала. Володю она застала дома. Уткнувшись в подушку лицом, он лежал на диване. Раскрытая книга валялась на полу. Ира, ученица седьмого класса, готовила уроки, сидя за столом. — Все спишь? — раздеваясь, дрожа щим от волнения голосом спросила Ев докия. — Он с утра валяется то на кровати, то на диване,— недружелюбно взглянув в сторону брата, ответила Ира. — Чего молчишь? Боишься людям в лицо поглядеть,— со слезами на глазах продолжала Евдокия,— бесстыдник ты! — Не твое дело,— чувствуя, что надо же что-то ответить, буркнул Володя. Звягинцева в отчаянии схватила под вернувшееся тощ руку полотенце и хлест нула сына то вихрастому затылку. Воло дя вскочил. Кто-то постучал в дверь. — Войдите,— сдавленным голосом, ста раясь подавить волнение, сказала Звягин цева. — Здравствуйте, хозяева, Евдокия Де нисовна и Владимир Сергеевич,— басови то произнес Андрей Ковригин, делая уда рение на последних словах. Неожиданное появление Ковригина, его громкий голос, крепкая фигура как бы заполняли всю комнату Звягинцевых. Евдокия молча поклонилась и недо уменно взглянула на Ковригина, не пони мая, что его привело. Володя с опаской, недоверчиво, подал гостю руку и, насупившись, опустил го лову. Перед Ковригиным стоял широкопле чий рослый юноша. Вылитый отец, не вольно подумал Андрей. То же смуглова тое, как будто всегда загорелое лнцо с широким лбом, те же густые черные воло сы. Сергей в молодости... Даже завидно стало Ковригину: сыновей у него не было. Прерывая неловкое молчание, Ковригин заговорил. Что произошло, он знал. Начи нать же расспросы о проступка^ Володи считал ненужным. — Я, Владимир Сергеевич, к тебе по делу, — сказал Ковригин. — У вас в ав токолонне в скором времени увеличится автопарк, нужны шоферы, а их не хвата ет. Щколы еще не успевают готовить. По этому решили готовить шоферов прямо на производстве. Прикреплять к опытным шо ферам грамотных молодых парней и учить. Мне тоже дали задание найти себе такого ученика. Долго думал над этим. Скажу прямо, что, кроме тебя, другого у меня нет на примете. Образование имеешь за восемь классов, здоровье хорошее — в отца. Кому ж, как не тебе, пойти его дорогой? Володя молча слушал. Ковригина он знал давно и ничем его не отличал от других шоферов города. Мать рассказывала как-то, что отец до войны работал вместе с Ков ригиным, и все. — Я вот двадцать лет шофером и очень доволен своей специальностью. На другую ни за что не променяю. Ну, что скажешь мне? — Не знаю,—все еще не поднимая го ловы, ответил Володя. — Работа тебе обязательно понравится. Народ у нас боевой. Ты, наверно, привык видеть шофера только в грязном комбине зоне. Но можно и при галстуке работать на матине. Все зависит от самого себя. Да и не те теперь машины, что были рань ше, когда мы е твоим отцом начинали. Ковригин вспомнил, как они вместе с Сергеем учились, впервые получали авто машины. И ему захотелось рассказать это му упрямому, ершистому пареньку об ин тересной и нелегкой шоферской жизни. И он вспоминал случай за случаем. Володя задумался. Не было в рассказе Ковригина ничего уж такого особенного. Но все, о чем он говорил, как живое ста новилось перед глазами. То ли обращение к нему как к взрослому, то ли напомина ние об отце вызвало чувство доверия и уважения к сидящему перед ним челове ку, другу его отца. Мать об отце расска зывала обидно мало. Даже фотографии пос ле эвакуации Не осталось дома. — Посмотри, какой твой отец был. Это меня с ним как лучших шоферов в город ской газете поместили еще в сороковом го ду. — и Ковригин развернул перед Воло дей местами истертую и пожелтевшую от времени местную городскую газету. Фаина, любившая похвастаться своим мужем, су мела каким-то ччдом сохранить эту газету. После ухода Ковригина Володя бережно разгладил газету и долго рассматривал неясный снимок. Отец на снимке улыбал ся и глаза его казались добрыми-доб- рыми. — Отец. — еде слышно прошептал он дрожащими губами... — Садись в кабину, да присматри вайся получше, — крикнул Ковригин Во лоде, с интересом наблюдавшему за маши нами, выходившими из гаражей. — Наша машина 27— 35. Запомни! — Андрей' за хлопнул дверцу. В опущенное окно в лицо Володи ударил теплый тугой ветер, весе лый ветер дальних дорог. В. СТЕЦЮК. Б а о и я Х О М Я К В каком-то ведомстве ответственном лесном Хомяк назначен был заведывать столом. Начальник ведомства—Медведь — Его напутствовал: «По службе не робеть, Решать вопросы смело, быстро И чувствовать себя в .своих делах министром!» Иначе глянула на дело Хомячиха: __ Не худо нам самим, голубчик, обсудить, Как надобно тебе служить, Чтоб не иметь потом какого лиха. Коли не хочешь ты по службе оплошать, То мой совет: — вопросы лично не решать, Есть у тебя начальник, есть и зам, Пусть кто-нибудь из них решает сам — Всегда тебе найдется, на кого сослаться. За новые дела не вздумай браться, Пускай другие начинают их, А ты и мнений не высказывай своих — В сторонке будь. Но если видишь, выйдет толк,—спеши примкнуть. Держи себя с людьми солидно, чинно, Однако же соображаясь с чином. Особо помни об одном: Не выступай иначе, как «вообще» и «в основном», А уж о том, Как ты изводишься, ночей не спишь, Как безответно трудишься, корпишь— Поведать всем я на себя беру заботу. — Так понял ли? •— Еще бы! — То-то! И вот теперь (который год!) Хомяк покладистым работником слывет, И в этом ведомстве пока Не беспокоят Хомяка. * * * От нас дела лесные далеки, Но и у нас бывают Хомяки. Г. СОЛОДКОВ. Критика и библиография „ Д О Б Р О В О Л Ь Ц Ы " Недавно вышел в свет роман в стихах «Добровольцы» поэта Евгения Долматов ского. В одной из глав поэт так пишет о своем произведении: Читатель! Я знаю, ты мной недоволен: О юности звонкой обещан роман, А что за герои? Тот ранен, тот болен, Тот гибнет, взлетая навстречу громам. Но я ничего переделать не властен От правды не вправе, не в силах свернуть. Нам выпало самое трудное счастье— Идти впереди и прокладывать путь. И действительно, это произведение ли шено лакировки действительности. Жиз ненная правда — вот основное положи тельное качество его. Этим, повидимому, определяется и отбор жизненного материа ла, который лег в основу произведения. Поэт описывает в нем самые напряженные, самые трудные периоды в жизни нашей страны. Начинается роман е описания строи тельства московского метро. Далее чита тель видит, как тысячи советских юношей и девушек по призыву Вали Хетагуровой поехали осваивать Дальний Восток. Стра ницы романа переносят нас и за Пиренеи, когда героический испанский народ вел борьбу за свое освобождение. Затем война с Финляндией, героика Великой Отечест венной войны и, наконец, годы послевоен ного мирного строительства. Этим объясняются и большое число дей ствующих лиц, и пространственная мас штабность романа. События, описываемые в нем, происходят в самых различных уголках нашего государства, а также и за *) Евг. Долматовский, «Добровольцы», роман в стихах. Журнал «Знамя», № 1, 2 1956 г, его пределами, в целом ряде стран. Основные герои романа — это юное по коление советских людей, которое входило в самостоятельную жизнь в тридцатые го ды. О них автор пишет: Одним рождены мы — октябрьским рассветом. Для нашей души настоящая пытка, Что мы не успели в амурские дали, Что домну без нас запустила Магнитка И на Днепрострой мы чуть-чуть опоздали. Через весь роман проходят образы четы рех комсомольцев — Коли Кайтанова, Сла вы Уфимцева, Алеши Акишина и самого автора романа, тогда еще, в тридцатые го ды, только робко вступившего в литерату ру, а впоследствии известного советского поэта-песенника. И всегда они на «главном направлении» строительства социализма в нашей стра не, «добровольцы» всех тех начинаний, которые выдвигала перед народом партия. Их жизненные пути скрещиваются и рас ходятся. Автор не просто описывает внешние факты из жизни своих героев, а показыва ет, как они идейно растут, преодолевают свои ошибки, все налетное, отрицатель ное. Поэт раскрывает личную жизнь сво их героев, поднимает вопросы дружбы, любви, товарищества. Но нужно прямо сказать, что не все основные и эпизодические образы в романе в художественном отношении равноценны. Бесспорно, удались автору образы Сла вы Уфимцева и Алеши Акишина. Читателю уже запоминается Уфимцев в начале ро мана в той сцене, когда погибает его люби мая девушка Маша во время прыжка с па рашютом. Психологически убедительны и ярки в художественном отношении и стра ницы, посвященные описанию участия Уфимцева в боях в Ис пании, в период вой ны с Финляндией, в годы Великой Отече ственной войны. И перед читателем рас крываются черты характера этого обыкно венного русского человека, способного на самопожертование во имя великой цели. При этом важно отметить, что поэт избе жал соблазна сделать Уфимцева идеальным героем, наделив его. реальными положи тельными и отрицательными чертами. Образ Алеши Акишина также жизненен и обаятелен. Скромный, пожалуй, даже за стенчивый, он живет интересами Родины. Когда это нужно было, он поехал на Даль ний Восток. Но вот началась война, и Алеша уходит во флот. В его душе все вре мя живет образ Дели, которая стала женой Кайтанова. Подводная лодка, на которой воевал Акишин, совершила свой героический под виг, но оказалась поврежденной. Она на дне Черного моря. И Акишин пишет Деле письмо, хотя знает, что вряд ли она когда- нибудь прочитает его: Любимая моя! В последний час Тебе пишу всю правду—а первый раз. (Потоплен транспорт в девять тысяч тонн, Но корпус лодки сильно поврежден). Я чувств своих ничем не выдавал. Я никогда тебя не целовал. (Разбит отсек центрального поста. Матросов душит углекислота). Ты не жалей меня. Я счастлив был Хотя бы тем, что так тебя любил. (Кончается зарядка батарей). Я должен все сказать тебе скорей. (Наш командир убит). Настал мой срок «Прощай...» В романе «Добровольцы» больше всего места отведено Николаю Калтанову, но все же этот образ нельзя признать удач ным, во-первых, потому, что Кайтанова очень трудно представить зрительно, а При клубе Липецкого тракторного завода создан кружок изобразительного искусства, В нем занимаются дети трак" торостроителей. На снимке: кружковцы делают натурные зарисовки с гипсовых скульптур. На переднем плане Александр Заострожин и руководитель кружка С. К. Маликов. „ .. Фото И. Нарциссова. С т и х и о л е т е В п о м е Нам хорошо идти с тобою. В моей руке — твоя рука. Вокруг все близкое, родное: И луг, и роща, и река. И даль, манящая, сквозная, И степь, омытая дождем, И эта тропка полевая, Которой мы с тобой идем. Ты так взволнованна и рада, Что отливает солнцем рожь, Что свой комбайн со мною рядом Впервые в жизни поведешь. Б. ЦВЕТАЕВ, ☆ Рыболовы Над рекою синей-синей, Над зеленою кугой Смотрит месяц спелой дыней, Гнутся удочки дугой. И стоят мальчишки рядом, Громких слов не говоря. И плывет за дальним садом Осторожная заря. Вот она багряно, пылко Разлилась на берегу. Вот уже пришла косилка, Застучала на лугу. И краснеют, как редиска, Пред глазами поплавки. Петя смотрит—круг раздался Дрогнул чуткий поплавок. Потянул, глядит — попался Красноперый окунек. Ваня смотрит и вздыхает: Не идут его дела. Наблюдает, наблюдает... Видит, рыба повела. Дернул... Крепко держит леска. И бултыхнула к ногам, Ослепив зеркальным блеском, Щука весом в килограмм! ...Наша речка мелковата, Но прозрачна и щедра. По траве несут ребята Свежей рыбы полведра. во-вторых — о*н слишком расплывчат. Неудачен, на наш взгляд, и образ старого большевика «дяди Сережи», который обри сован слишком отвлеченно и схематично. В «Добровольцах» выведены также образы германских рабочих Фрица и Гуго. Читатель впервые знакомится с ними на первых страницах романа, когда Фриц и Гуго приезжают в Москву, как посланцы немецкого рабочего класса, Но в дальней шем они уже выступают как абстракт ные носители определенной идеи: Фриц— борца за народное дело, Гуго — сторон ника фашизма, но- при этом они порой теряют свое индивидуально® лицо. Неудачен в романе и отрицательный образ Оглотвоша, завистника и клеветни ка. Автор слишком упрощенно рисует, как разоблачают этого человека, что, безуслов но, противоречит жизненной правде. Такое большое поэтическое полотно, как роман в стихах, требует особенно тщательной и упорной работы над поэти ческим словом и образом. Только тогда это произведение будет глубоко волновать чи тателя и найдет дорогу к его сердцу. Но нужно сказать, что с точки зрения поэтической формы роман в стихах «Доб ровольцы» Долматовского—неровное про изведение. В нем много страниц подлинно1 поэти ческих, свежих. Таковы, например, рас сказ о посещении М. Горького рабочими Метростроя; описание первых затяжных прыжков с парашютами; глава о героиче ской борьбе испанского народа и бойцов интернациональной бригады; размышления Кайтанова на Красной площади; пафос героики военных лет н другие места. Особенно взволнованны, подлинно ли ричны те строки романа, когда поэт го ворит о любви к своей Родине, к народу: Отечество! При имени твоем Волненье перехватывает горло. Смуглых рук ведро не режет, Путь друзей от речкн прям: Будет завтрак очень свежий, Вкусный завтрак косарям! П. КАСАТКИН. ☆ Ливень Туча солнце спрятала сначала, а затем, немного погодя, по листве, по крышам застучала каплями тяжелыми дождя, ветром на дорогах зашумела, извергая молнии и гром, и, уже набухши до предела, разразилась ливнем над селом... Хорошо! Тучнеть хлебам на ниве, не по дням расти им — по часам! И звенеть все громче и счастливей девичьим задорным голосам. Хлещет дождь, и слышен возле доме звон ручья и шум сырой листвы... Перемешан запах чернозема с ароматом сада и травы. В каждой струйке — стеблю рост да сила... Гром — и загудели провода. Весело вдоль улиц забурлила шумными потоками вода. Теплый, торопливый и веселый этот ливень славным гостем нив обошел разбуженные села, землю вдосталь влагой напоив. После ливня, вроде коромысла, на краю колхозного села радуга над заводью повисла, искристо и ярко зацвела. И опять в распахнутые окна полились, светлы и горячи, солнца золотистые волокна — ласковые летние лучи. н. дьяков. Старинным русским словом «окоем» Твой горизонт я величаю гордо. И, верно, не измерить, не обнять Просторов, орошенных нашей кровью. Идем к тебе, чтоб снова побеждать И снова верность доказать сыновью. И рядом с этими подлинно поэтически ми, яркими строчками в романе соседст вуют строфы, лишенные образности, мно гословные, что, безусловно, снижает поэти ческое звучание романа в целом. К недостаткам 'романа надо отнести и то, что автор нередко прибегает в нем к искусственным ходам. Особенно это отно сится к там сценам, когда ему нужно столкнуть героев. Так, например, Башта нов в Берлине случайно встречает Фрица, от которого случайно узна:ет, что один русский спас его от смерти. Здесь же, -в Берлине, Кайтансв случайно попадает в дом Гуго, где узнает его по портрету на стене, хотя с момента их встречи прошло много лет. Возвратившись в Москву, Еай- танов рассказывает Тане, невесте Уфим- цева, историю с Фрицем и тут случайно выясняется, что спас Фрицац видимо, отец Тани. Все это, оказывается, понадобилось ав тору для того, чтобы познакомить чита телей с дальнейшей судьбой своих героев. При всех этих недостатках роман в стихах «Добровольцы» заслуживает того, чтобы читатель не дрошел равнодушно мимо него. Роман в стихах стал почти забытым жанром, и он не развивался вместе с ро стом советской литературы. Опыт Евгения Долматовского показывает, что советские поэты должны работать и в этом жанре и воспеть в нем героические дела и дни советского народа. П. КАШМЕНСКИЙ, преподаватель Липецкой средней школы № 1. ИЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 1957 ГОДУ На днях на расширенном заседании ре дакционного совета Гослитиздата рассмат ривался план издания художественной ли тературы в будущем году. Директор изда тельства А. Е. Ботов сообщил, что нш е- чено выпустить книги почти 700 назва ний. Значительно расширяются разделы русской классической и современной со ветской литературы, а также националь ной и зарубежной литературы. Удваивается количество выпусков «Ро ман-газеты». На ее страницах будут пуб ликоваться оригинальны» црошведешия. Большое место в плане уделено подписным изданиям. Принимаются меры к тому, чтобы сократить сроки их выхода в свет. Всего в предстоящем году будет осущест вляться выпуск тридцати собраний сочи нений. Это в общей сложности составляет свыше 100 томов. В числе их произведе ния А. Герцена, И. Тургенева, Ф. Достоев ского, Н. Лескова, А. Чехова, Г-. Успенско го, М. Пришвина, В. Маяковского, М. Шо лохова, Р. Роллана, Жюля Верна, Ф. Шил лера, Р. Тагора и других писателей. Уве личится выпуск книг серии «Библиотека литературных мемуаров». В числе отдельных изданий — четы рехтомник «Русских сказок» А. Афанась ева, три тома русской сатиры, русские пословицы, сборники произведений совет ских поэтов, прозаиков, очеркистов. В план включены издания произведений М. Еоль- цова, В. Еиршона, Б. Ясенского и других авторов. Намечается выпуск художествен но иллюстрированных книг. Широко пред ставлена зарубежная литература. Выйдет более двухсот названий книг иностранных авторов, общий тираж их произведений — 27,5 миллиона экземпляров. (ТАСС), Сборник „Египетские новеллы" Издательство иностранной литературы выпустило на русском языке сборник «Еги петские новеллы». В него включены про изведения восьми современных писателей Египта, принадлежащих к различным по колениям и художественным направлениям. Здесь — рассказы старейшего египетского новеллиста и драматурга, действительного члена Египетской академии наук Махмуда Теймура, писательницы Бинт Аш-Шати, молодого прозаика Юсуфа Идриса и дру* гих. В новеллах нашли отражение многие стороны жизни египетского народа, раз личные проблемы, которые волнуют сейчас жителей этого государства. В предисловии к сборнику, озаглавлен ном «Книга большой правды», Всеволод Иванов дает высокую оценку творчеству талантливых представителей египетской ли тературы. Он пишет: — Закрыв страницы книги «Египетские новеллы», вы надолго останетесь под впе чатлением больших и хороших слов, ска занных сердечно и просто. Пройдут часы, дни, может быть годы, а вы все еще буде те помнить египетских писателей, познако мивших вас с жизнью простых людей сво ей страны. (ТАСС). НОВЫЕ КНИГИ Н. А. Булганин, Н. С. Хрущев. Речи вс время пребывания в Индии, Бирме и Аф ганистане. Госполитиздат, 1956 г. Цене 4 руб. 20 коп. A. И. Полыциков. Роль тяжелой индуст рии в развитии социалистического сельского хозяйства. Госполитиздат, 1956 г. Цена 1 руб М. Саков. Организация хозяйственного расчета на промышленном предприятии Госполитиздат, 1956 г. Цена 1 руб. Г. А. Аксенок. Право социалистического землепользования колхозов. Госполитиздат 1955 г. Цена 1 руб. 25 коп. Из передового опыта в сельском хозяй стве. Успехи садоводов. Сельхозгиз, 1956 г Цена 2 руб. 60 коп. B. И. Эдельштейн. Индивидуальный ого род. Сельхозгиз, 1956 г. Цена 1 руб. 45 коп Б. А, Поронцов-Вельяминов. Очерки с вселенной. Государственное издательстве технико-теоретической литературы, 1955 г Цена 9 руб. 85 коп. Иван Заботин. Лобачевский. Роман. Изда тельство «Молодая гвардия», 1956 г. Ценг 10 руб. 40 коп. А. Фадеев. Молодая гвардия. Роман. Из дательсгво «Правда», 1956 г. Цена 15 руб Леонтий Раковский. Генералиссимус Суво ров. Военное издательство Министерство обороны СССР, 1956 г. Цена 10 руб. 70 коп Ольга Бергольц. Лирика. Госполитиздат 1956 г. Цена 6 руб. 30 коп. Виталий Бианки. Лесная газета. Деттиз 1956 г. Цена 10 руб. 90 коп. Иван Улин. Зеленый богатырь. Детгиз .1956 г. Цена 2 руб. 45 коп.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz