Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

20 мая 1956 г., № 98 (579) Л Е Н И Н С К О Е З Н А - М Я 5 М и н Ъ к а о Кины» очень подвижен. Он бегает ту­ да-сюда по комнате и что-то лепечет. А что — трудно разобрать. Все елова он произносит по-своему, изменяя их и со­ кращая. Собственно, таким образом он изобрел и свое имя. «Минька» — это со­ кращенное «Мишенька». Набегавшись, он устраивается на коленях у своей золото­ волосой мамы. — Минька, иди ко мне, — зовет его отец.— Ну, быстрее! Минька еклоняет голову набок и пря­ чет свое лицо на груди у мамы. И только секунду— другую спустя он открывает свое местопребывание и протягив&ет ру­ чонку к отцу. Однако при его приближе­ нии снова прячется. Это игра. Называется она примерно так: «От мамы никуда не пойду». Во время игры он звонко хохочет. Но вот на стене блеснул солнечный «зайчик». Минька немедленно спускается на пол. Начинается охота'за «зайчиком». Она продолжается до тех пор, пока внима­ ние не привлекает новое явление — пе­ реливчатые звуки. Они исходят из боль­ шого черного ящика — пианино, около которого сидит мама. Звуки наполняют комнату и где-то исчезают. Минька за­ глядывает за буфет. Там ничего нет. Тогда он прикладывает к буфету ухо. Внутри что-то позванивает. Так вот и живет Минька в своем тесном мирке, ограниченном стенами комнаты. Дни его заполнены играми, знакомством с окружающими вещами или просто бегот­ ней. Единственное место, которое привле­ кает мальчика более или менее постоян­ но — это окно. Почти после каждой игры он подходит к матери и, притопывая от нетерпения ногами, настойчиво твердит одно слово: «Окно, окно!..» Это означает, что он хочет на подоконник. Прижавшись к- оконному стеклу, Минь­ ка подолгу смотрит на улицу. Сейчас там весна, бегут ручьи, в лужах отражается ослепительное солнце. Около ручьев с не­ истовым гвалтом суетятся мальчишки. И хотя Минька мало смыслит в ручьях, он чувствует: мальчишки обсуждают срочные, важные и, очевидно, увлекательные дела. Он еще не все понимает. Но ему нравится этот другой, огромный и яркий мир. Минька зовет маму к окошку. Он щу­ рится, улыбается, возбужденно машет ру­ чонками. Он пытается объяснить маме, как ему хЛется попасть на улицу. Но ма­ ма делает вид, что ничего не понимает. Она опасается за его здоровье. На прошлой неделе он слегка простудился, и теперь, по мнению пугливой мамы, мальчику опасно выходить на улицу. Ах, мама... Глазенки у Миньки становятся грустны- ми-груетными. — Они большие мальчики,— говорит ему мать, чтобы как-то объяснить необхо­ димость остаться в такой хороший день дома. Минька умолкает. Но затем, выпятив ЖИВОТИК, ОН ВЫСОКО'-ВЫСОКО, как только может, поднимает над головой руки. Зна­ чит, он тоже большой. Мать смеется. Так и не попал Минька сегодня на ули­ цу. Зато он подолгу наблюдал за ней из окна. Вот уже и вечер. Солнце спустилось за горизонт. Дневной гомон улегся. Однако Миньке все еще чудится, что он слышит Р А С С К А З * голоса мальчишек, звонкое чириканье во­ робьев. Вид у него изумленный. Он смот­ рит вдаль, туда, где за синим краем земли скрылось солнце. В светлом небе золотятся облава причудливых форм. Их нечеткие контуры неуловимо перемещаются, меня­ ют цвет. Там край большого и влекущего к себе мира. Миньке вдруг хочется заглянуть за этот край: а что там? Но это не так просто, как заглянуть за буфет. А попросить об этом он не умеет. И поэтому лицо его становит­ ся вновь очень грустным. — Иди во мне, мой мальчик,— говорит мать, и в голосе ее звучит тревога. Она каким-то внутренним чутьем понимает, что происходит с еыном, и инстинктивно старается удержать его около себя. — Ты спать хочешь, да? Ты болен? Она берет притихшего ребенка на руки. Мальчик попрежнему смотрит в окно и молчит. ...В комнате необычайно светло и про­ сторно. Настежь раскрыты двери, широко распахнулись окна. Папа подхватывает Миньку на руки и быстро кружится с ним. — Май наступил, Минька! Затем он опускает его на пол и говорит, указывая на дверь: — Ну, герой, иди встречай май! Мальчик предоставлен самому себе. Он стоит перед открытой дверью и вопроси­ тельно оглядывается на мать. Но она мол­ чит и только улыбается. Тогда Минька де­ лает шаг — другой, и решительно пере­ ступает порог. Он идет навстречу солнцу и зелени, которые манят, зовут его из от­ крытой двери коридора. И вот он на ули­ це. Еакой простор здесь, как все незнако­ мо и хорошо! Ноздри у Миньки вздрагива­ ют от уличной свежести и щекочущего запаха молодой травы. Немедленно его ок­ ружает оживленная и шумливая, как стая галчат, детвора. — Пойдем с нами играть, — говорит ему остроглазая девочка Оля. — А мне папа подарил куклу Наташу! — сообщает Соня. — Идем, покажу, она хорошая! — Подумаешь, кукла, — возражает ей неповоротливый бутуз Тимка. — А я буду летчиком. Рассвет Весна. Снопом лучеи-волокь.. Поднялся над селом рассвет. И каждый дом глазами окон Поймал его дрожащий свет. И люди, Что на пашне черной Трудились горячо, Сейчас Взглянули на восток с укором, Мол, опоздал рассветный час... Проспал... Давно идет работа... И, ткнувшись в облако лучом, Как будто застыдясь чего-то, Рассвет залился кумачом. н. дьяков. Спросили и Миньку, кем ему хочется быть. Но он не емог ничего ответить. Тог­ да Оленька посоветовала ему: — Будь капитаном, Минька! Новоявленный «капитан» только слу­ шал да улыбался. Он был доволен. Так у Миньки появились друзья и по­ кровители, кроме мамы. Но он и о ней не забывает. Тысячу раз на день прибегает к своей маме и рассказывает ей то об одном, то о другом. Его занимает все. Он начинает говорить о проехавшей мимо автомашине и тут же сбивается на муравьев. — Какой он стал, прямо неузнаваемый! — удивляется и радуется мать. Теперь она его уже не удерживает дома. ...В тихий майский вечер они сидели все вместе: сын, мать и отец. В открытое окно вливался свежий воздух, принося за­ пахи цветущих яблонь и груш. Минька смотрел вдаль, туда, где пламенел закат, золотились далекие облака. Его опять за­ нимал вопрос: а что же дальше — за краем земли? Наблюдавшая за ним мать привлек­ ла его к себе и, обращаясь к мужу, ска­ зала: — Теперь он мой. А вырастет — и уедет. Наверно, страшно будет матери отпу­ скать его в такой огромный мир... — Нужно, чтобы он сильный был. — А у него твои глаза, правда? Отец шутит: — Не только глаза, весь в меня. Лет­ чиком будет. По лицу матери при этих словах пробе­ гает тень тревоги. — Нет, Андрюша, мне хочется, чтобы он был, знаешь кем? — Еем же еще, если он весь в меня? — Пусть он будет музыкантом. Я хочу, чтобы он был музыкантом. Она теснее привлекает ребенка и заду­ мывается. Глядя на них, задумался и отец. Он размышляет о будущем сына, о счастье семьи. Он хочет, чтобы это счастье было вечным и чтобы они всегда были нераз­ лучны. Потом мысли уносятся в прошлое... Вот так же цвели сады, так же хороши были вечера. Он кончал десятилетку и мечтал о дальнейшей учебе в Москве или Ленинграде. Ему хотелось обязательно по­ пасть в большой город. Й вдруг — война. Небо наполнилось гулом вражеских самолетов. Зло, нервно гудели моторы. Раскатисто гремели в воз­ духе пулеметные очереди. В один из тех дней, когда небеса гудели особенно тревожно, Андрей уходил на фронт. Его провожала мать, скорбная и постаревшая. — Ну, мама, тебе пора возвращаться,— несколько раз повторял ей Андрей. Мать знала это и сама, но ее руки машинально цеплялись за руку сына... — Так неужели это же придется и Минь, ке?— невольно спрашивает себя отец. В от­ вет из-за открытого окна доносятся тихие вечерние шорохи. В сумеречном небе пе­ реливается мирный гул самолета. Покой. Чудесный покой... Жена задумчиво смот­ рит на притихшего ребенка. I он не спу­ скает с нее глаз. Андрею хочется взять сына в себе. Но он не решается оторвать его от матери: так хороши они вместе. А. ВОБЛИКОВ. с. Чернава. ' ШШШж ■ к Ш Я Я К * 1 ^ я Ш Щ т щ Ш Ё Ш Ш 1 - У В * : "'. < 2*^ 1 ;хШШ ш т 1 т ж ........ . : $ Щ И { Щ Щ Интересная книга. Фотоэтюд Л. Черкашина. ---------------------------------- С ч а с т ь е ...Плыл над землей полыни запах горький, Звенело лето рыжее в полях, За лысым облупившимся пригорком Дымился пылью деревенский шлях. За косогором выгорбились крыши, В садах вишневых спряталось село. В бурьян ворвался эскадрон мальчишек С сосновыми клинками наголо. За тихой речкой полыхало небо Развернутому знамени подстать. г» Кто в детстве Петькой иль Чапаем не был? Кто не мечтал вторым Буденным стать? Не довелось романтикам-мальчишкам В лихих атаках горячить коней. Зато не по рассказам, не по книжкам Они узнали правду о войне. Им приходилось быть и под бомбежкой, И слушать пулеметов трескотню, Есть черствый хлеб и мерзлую картошку, И уставать, как взрослым, к полудню. Промчались годы. Так же под горою Весной сады вишневые кипят. И в детях, занятых игрою, Невольно вспоминаешь и себя. И узнаешь свое босое детство У низких покосившихся плетней... Не от него ль ты получил в наследство Источник счастья юности своей? Пускай не выпал грозный вихрь сражений На долю этой юности. Она Ведет свои бои и наступления, И подвигов, и радости полна. У входа в клуб — веселые березки, К твоим ногам случайно лист упал. — Не ты ли эти деревца-подростки С друзьями на воскреснике сажал,1 А разве не мечтою окрыленный Перебирал ты груды кирпича?— И вот от гидростанции районной Вселилось солнце в лампы Ильича. Струится вдаль тропинка полевая, Блестит в просторах чистой бронзой рожь. На много верст лежит земля родная, И ты по ней хозяином идешь. Плывет луна по небосводу тихо, Роса звездой упала на плечо... А жизнь, как недочитанная книга, Попрежнему волнует и влечет. Она зовет навстречу ясным зорям. И нам судьбы не надобно иной: Ведь можно быть Олегом или Зоей И в дни, не опаленные войной. Ст. СЕРИКОВ. На ш п о ч т а л ь о н Пи с а т е л и в г о с т я х у ш к о л ь н и к о в По-пообому оживленно было 12 мал в Соткинском сельском клубе: учащиеся средней школы принимали у себя дорогих гостей — писателей М. Я. Булавина и Н. И. Алехина. Дружба школьников с писателями на­ чалась еще осенью прошлого года, когда после конференции по книге М. Булавина «Боевой девятнадцатый» члены литера­ турного кружка написали автору свой отзыв. Завязалась оживленная переписка, ребя­ та интересовались, как создаются книги, над чем идет работа сейчас. Ответы М. Я. Булавина помещались в школьной стенга- -К зете. Вскоре коллектив школы получил пода­ рок — книгу «Лава» с надписью автора. Тогда-то и было решено: на читательскую конференцию по новой книге в школе при­ гласить писателя. И вот встреча состоялась. Взволнованы и хозяева и гости. От души приветствуют писателей ученицы М. Задонских, И. Глаз- нева, М. Скоморохова, С огромным вниманием слушают все выступления М. Я. Булавина и Н. И. Але­ хина. Речь идет о писательском труде, о роли художественного слова, путях созда­ ния образа. Перед слушателями раскры­ вается творческая «лаборатория», стано­ вится ясным, что для писателя важны не только талант, но и самые разнообразные знания, упорная, напряженная работа. Писатели читают свои произведения. Внимательны лица ребят, когда они слу­ шают насыщенный героической романти­ кой рассказ М. Булавина «Товарищи»— о подвигах своих отцов и дедов в годы граж­ данской войны; дружный смех сопровожда­ ет веселые рассказы Н. Алехина «Труба» и «Бомба». Вечер подходит к концу. Горя’л ми ап­ лодисментами отзывается зал на заключи­ тельные слова о том, что дружба школь­ ников и писателей будет крепнуть и ши­ риться. Надолго запомнится ученикам эта встреча.- В. ЛИСТЕНГАРТЕН. с. Сошки, Молотовского района. По колхозной улице ходит ненаглядная... Почтальон наш, девушка одна. В своем скромном платьице мне такой нарядною и такой знакомою кажется она. Только редко видимся. А желаю многое нежное, волнующее сердцу рассказать и широкой улицей с милой недотрогою, с задушевной песнею до утра шагать. Кончится уборочная. Чуточку усталый, верю — повстречаю: • ты придешь в мой дом, принесешь газеты мне, принесешь журналы, а читать мы будем их, может быть, вдвоем... А. ЛАСКИН. с. Грачевка. Кладовщик в беде ( Б а с н я ) Однажды Кладовщик попался в недостаче. Кого ж винить? Конечно, крыс! «Они,— кричит,— они, не кто иначе, Меня загнали под статью, А я, чтоб брать — ни в жисть... Вот горе на головушку мою!» Кладовщику, сочувствуя, друзья Ему дают благой совет: «Коли тебе грозит статья, Так в причитаньях толку нет, Поставь-ка в складе крысоловки, Крыс налови, да покажи суду». «Ох, ставил, братцы, да хитры плутовки: Обходят за версту беду». «Кота пусти, изловит кот». «И кот проклятых не берет, Боится этакая тварь». «Ну сам подстереги их в складе Да изловчись и палкой сзади Одну, другую приударь...» «Стерег, голубчики, не раз... Да крепко чуют крысы нас...» «Ну, дело дрянь,— дружки Кладовщику сказали,— На крыс тебе рискованно вину плести: Они, похоже, у тебя и ке живали, И ты их, видимо, забыл на случай завести». Г. СОЛОДк о в . ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ Липецк — город с большим историче­ ским прошлым. Не раз упоминается он и в русской литературе. Еще 140 лет назад, когда создавал свои бессмертные творения А. С. Пушкин, когда жил выдающийся русский поэт В. А. Жуковский, Липецк был известен в литературном мире Петер­ бурга. Один из руководителей «Бесед любителей русского слова» — организа­ ции, занимавшей реакционные позиции в вопросах русского языка, литературный старовер князь Шаховской написал коме­ дию, действие которой происходит в г. Ли­ пецке на минеральных водах. Еомедия тая и называется «Урок кокеткам или Липецкие воды». Еомедия носила полеми­ ческий характер и была направлена про­ тив поэта Василия Андреевича Жуковско­ го, выведенного в образе балладника Фи­ алКина. * ** 20 июня 1835 года в семье бедного дьячка села Доброе родился Александр Иванович Левитов, который впоследствии стал одним из видных представителей русской революционно - демократической литературы 60— 70 годов XIX века. Тя­ жело сложилась его судьба. Юноша учил­ ся сначала в Лебедянском духовном учи­ лище, а потом в Тамбовской семинарии, где царили нравы бурсы. Начальство под­ вергало живого, вдумчивого юношу всяче­ ским притеснениям. И Левитов решил по кинуть семинарию. Он отправился пеш­ ком в Москву. Затем ему удалось пере­ ехать в Петербург и поступить в медико- хирургическую академию. Там Левитов и начал заниматься лите­ ратурным творчеством. Вскоре за пропа­ ганду революционных взглядов он был арестован и сослан в Шенкурск, а позже в Вологду. Но, возвратпвшись из ссылки, Александр Иванович с еще большим жа­ ром отдался литературной деятельности. Он стал сотрудничать в самом боевом ор­ гане русской революционной демократии— журнале «Современник», работал секрета­ рем журнала «Русский вестник», сотруд­ ничал в «Вестнике Европы» и «Библиоте­ ке для чтения», бьйг редактором журнала «Сияние». Здоровье Левитова было подорвано в го­ ды юности. Еще более пагубно сказалась ссылка. Умер он рано, на сорок втором году жизни, оставив солидное литератур­ ное наследство. В его сборниках «СтепнЬге очерки» и «Горе сел, дорог и городов» нашла отражение тяжелая безрадостная жизнь бедноты сел Лебяжья, Доброго, Ма- хонова и других, страдавших от само­ властья волостных старшин и от дере­ венских богатеев. Сейчас на родине Левитова расцвела колхозная счастливая жизнь. В домах, где когда-то чадила лучина, ярким светом горят лампочки Ильича, соху сменили мо­ гучие тракторы и комбайны. Неуклонно повышается материальное благосостояние и культурный ^уровень тружеников сел Добровского района, как и других сел н городов нашей Родины. * . ** Многие места, которые сейчас входят в Липецкую область, жизнь, быт и нравы людей того времени, их характеры запе­ чатлены на страницах русской классиче­ ской литературы. Около ста лет тому на­ зад по бархатным лугам Ерасивой Мечи с думой о судьбах своей Родины бродил ве­ ликий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. В своем рассказе «Лебедянь» в сборнике «Записки охотника» Тургенев рисует сцены Лебедянской конской яр­ марки. «Еучера заплетали лошадям своим хвосты, мочили гривы... Все это возилось, кричало, копошилось, ссорилось и мири­ лось, бранилось и смеялось в грязи по колени»,— пишет Тургенев. И тут же он отмечает, что фактическими хозяевами этой ярмарки были не крестьяне, а «ши­ роколобые помещики с крашеными усами или жулики-барышники». * ** 0 городе Липецке, а вместе с ним и Ельце, великий писатель земли русской Лев Николаевич Толстой упоминает в ро­ мане «Война и мир». На территории ны­ нешней Липецкой области в квартире на­ чальника станции Астапово И. И. Озоли- на 7 ноября 1910 года и скончался Л. Н. Толстой, в память чего станция назы­ вается теперь «Лев Толстой». В широкой степи затерялась небольшая железнодорожная станция. «Извергая клу­ бы тяжелого серого дыма, пассажирский поезд, как огромное пресмыкающееся, ис­ чезает в степной дали, в желтом море хлебов... И," когда глухой шум поезда рас­ сеялся, замер под ясным куполом безоб­ лачного неба», на маленькой железнодо­ рожной станции, возбуждающей своим одиночеством чувство грусти, воцаряется угнетающая тишина. Ночной станционный сторож Алексей Максимович Пешков, по­ павший сюда во время скитаний по Руси в поисках случайного заработка, идет охранять станционный пакгауз. Станция эта — Добрннка, Грязе-Царицинской же­ лезной дороги. Стоя^ у пакгауза в глухую полночь, Алексеи Максимович тревожно всматри­ вался в темную даль степи и пытался по­ давить душевную бурю, вызванную тя­ желой драмой, разыгравшейся на стан­ ции. Бедная полунищая женщина Арина повесилась на станционном чердаке, за­ травленная развлекавшимися «скуки ра­ ди» станционными чиновниками. Дикие иравы, растленный моральный облик долж­ ностных лиц царской России на этом кон­ кретном случае и показал Горький впос­ ледствии в очерке «Скуки ради». Очерк этот является грозным обвинительным ак­ том проклятому прошлому с его «свинцо­ выми мерзостями». * * С1 (» * V Жизнь и литературная деятельность выдающегося советского писателя М. М. Пришвина, замечательного мастера худо­ жественного очерка, в котором широко ис­ пользованы краеведческие и этнографиче­ ские материалы, также связана с пребь(- ванием его и его родственников на терри­ тории Липецкой области. Эти автобиогра­ фические материалы использованы в эпо­ пее «Еащеева 'цепь». $ ( Весной 1940 года в Липецк приезжал талантливый итальянский писатель, круп­ ный деятель итальянского рабочего дви­ жения, член Центрального Еомитега Ком­ мунистической партии Италии Джованни Джерманетто. Суд Муссолини приговорил его к смертной казни, и Джерманетто вы ­ нужден был эмигрировать в СССР. Джерманетто выступил в, Липецком дра­ матическом театре с чтением глав из сво­ их' книг «Записки цирюльника» и «Тра­ вадьо». В беседе он рассказал об упадке литературы в фашистской Италии, о по­ следних днях махрового реакционера— пи­ сателя Габриэля д’Аннунцио. В декабре 1954 года Джерманетто при­ сутствовал в качестве зарубежного гостя на Втором Всесоюзном съезде советских писателей. * * / * Здесь приведены, конечно, не все фак­ ты упоминания Липецка в русской лите­ ратуре. Думается, что этот вопрос заслу­ живает более детального изучения. Знать прошлое родпого'края— значит любить этот край. Знать прошлое— значит уметь более верно и глубоко оценить настоящее. А. СТРУК0В, преподаватель литературы средней школы № 5 г. Липецка. Короткие рассказы В в а г о н е Ехали в вагоне три девушки. У одной были густо накрашены губы, на нога-х поблескивали лаком изящные туфедывж. У другой — длинные зашвутые ресницы и зеленые, цвета ящерицы, глаза. Этот не­ обычный цвет глаз усиливала ярмзеде- ная шляпа с замысловатым пучком цветов. Третья девушка была скромно одета, с загорелым, простодушным лицом. • Изысканно одетые девицы держались стороной от своей соседки. Они смотрели на ее огрубевшие руки и тихонько хихи­ кали. — Вы, наверно, из деревни?— спроси­ ла одна из них. — Да, я колхозница. — А куда вы едете? — В Москву. В Ер-емль. Красавицы притихли. А молодая кол­ хозница сказала: — Давайте, девушки, епать. Она сняла с себя жакет. На простом се­ реньком платье блеснула золотая звезда Героя Социалистического Труда. Бо г а т ыр ь Прогудел заводской гудок. Еончилась смена. Иван Лежаяов выключил станок, вытер ладонью сухой лоб и побежал к проходной. Вечером он пришел в клуб. На его ши­ роких плечах сидел добротный темеоси- ний пиджак, а на голове, на сашм затыл­ ке, торчала кепчонка с крохотным козырь­ ком. В фойе клуба Иван встретил неболь­ шого худощавого паренька. — Ты е механического?— спросил Иван. — Да. — Слыхал. Там у вас есть кузнец Ни­ колай Петров. Говорят, три нормы дает. А что ж ему не давать? У него силы-то на целую бригаду хватит. Богатырь. — Дело не в силе,— возразил паренек. — Много ты смыслишь, малыш,— сказал Иван и передвинул свою кепку с затылка на лоб.— Хотел бы я видеть, как ты выполнил бы три нормы. Паренек не успел ответить: подошли его товарищи. — Вот он где, Петров,— бказал один из них.— А мы его ищем. Идем, Николай, играть в шахматы.— И увели «богатыря». Иван смущенно смотрел им вслед. Би о г р а фи я На пляже отдыхал пожилой человек. Укрыв голову газетой, он неподвижно ле­ жал на горячем песке. Гядом копошились голотелые ребятишки. — Дядя, вы спите?— спросил самый маленький из ребят, белоголовый Митя. — Сплю. — Спите, а разговариваете? Мужчина привстал, заулыбался. На его руках и на груди синели рубцеватые пятна. — Что это у вас?— спросил малыш, осторожно притронувшись пальчиком к шраму на руке. — Тысяча девятьсот семнадцатый год. — А это? — Память о ликвидации кронштадт­ ского мятежа. А это заметка о сорок треть­ ем годе... Ну хватит, воробьи, а то вы прочтете всю мою биографию. Давайте одеваться, пора' домой. в. КУЧИН. ОТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Эта «Литературная страница» - первый результат совместной работь начинающих поэтов и прозаиков Ли пецкой области. Предполагается ре гуллрная публикация таких страниц 1оварищи читатели, присылайте на» ваши стихи, рассказы, басни, рисун ки, фотоэтюды. Принимайте актив ное участие в работе литературной объединения, созданного при редак Ции газеты «Ленинское знамя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz