Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

2 7 ап р ел я 1 9 5 6 г .,№ 8 2 (5 6 3 )’ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 - " Л ш Об итогах выполнения пятого пятилетнего плана развития СССР на 1951—1955 годы Сообщение Государственной комиссии Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства и Центрального статистического управления при Совете Министров СССР (Продолжение). нышленности и промысловой кооперации было перевы полнено в 1 9 5 4 году. В 1 9 5 5 году в ы п у ск валовой п р о д у кц и и п р едп р и яти ям и м естной пром ыш ленности и промы словой к о оп ерац и и у в ел и ­ чи л ся по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом в 2 р а за вместо 6 0 п р о ц ен ­ тов по п л ан у . Однако к ач ество и ассортим ент и здел и й ш иро­ кого потреблен и я, в ы р аб ат ы в а ем ы ! п р ед п р и яти ям и м естной промыш ленности и промы словой к ооп ерац и и , зн ач и тел ьн о от­ стаю т от требован и й н асел ен и я, недостаточно вн едр яю тся в производство н овы е методы обработки, мало вн и м ан и я уде­ л я ет с я отделке издели й . С оверш енно недостаточно р а зв ер н у та сеть м астер ски х по бы товом у обслуж и ванию н асел ен и я. М естная пром ыш ленность и пром ы словая ко о п ер ац и я ещ е слабо и сп о л ьзую т м естное с ы ­ р ье и отходы п ром ы ш лен ны х п р ед п р и яти й . 1 6 . З а годы п я то й п я т и л е тк и бы стры м и тем пам и р а зв и в а ­ лось производство товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. В 1 9 5 5 году по ср авн ен ию с 1 9 5 0 го­ дом производство часов у вел и ч и л о сь в 2 ,6 р а за и составило 1 9 ,7 м и ллиона ш ту к , велосипедов — в 4 ,4 р аза и составило 2 ,9 м иллиона ш ту к , м отоциклов —- в 2 р а за и составило 2 4 4 т ы с я ч и ш ту к , радиопри ем ни ков и телеви зоров — в 3 ,7 р аза и состави ло 4 м и ллиона ш ту к , ш вей н ы х м аш и н бы товы х— в 3 ,2 р а за и составило 1 ,6 м иллиона ш ту к . В п ято й п я т и л е тк е н а п р ед п р и я ти я х тяж ел о й пром ы ш лен ­ ности орган и зован о массовое производство б ы то вы х холодиль- н и ков, с ти р ал ь н ы х м аш и н , пы лесосов, телеви зоров и д р у ги х и здели й ш ирокого п отр еб л ен и я. Вместе с тем п отребность н а ­ селен и я в у к азан н ы х т о вар ах у до вл етво р ял ась не полностью . 1 7 . В п ято й п я т и л е тк е п о л у ч и л а дальн ейш ее р азви ти е строительная индустрия. П одрядны е стр о и тельн ы е и м о н таж ­ ны е о р ган и зац и и осн ащ ены соврем енны м и м аш и н ам и и м ех а­ низм ам и. В Моекве, Л ен инграде, К и еве созданы м ощ ны е у к р у п ­ н ен ны е стр о и тельн ы е орган и зац и и . К адры стр о и телей поп ол­ н и ли сь к вал и ф и ц и р о ван н ы м и рабочим и и и н ж ен ер н о -тех н и ч е­ ски м и рабо тн и кам и . З н ач и тел ьн о расш и рен о прим енение и н ду ­ стр и ал ьн ы х методов в стр о и тельстве. Построено зн ач и тел ьн о е коли чество п р ед п р и яти й по п рои зводству сборны х ж елезобетон­ н ы х к о н стр у к ц и й и деталей . П ар к с тр о и тел ь н ы х м аш и н и ме­ хан и зм ов у в ел и ч и л с я больш е, чем бы ло н ам ечен о по п л а н у , по­ в ы си л с я у р о вен ь м ех ан и зац и и стр о и тел ь н ы х работ. Н ар яду с этим в стр о и тел ь стве ещ е им ею тся к р у п н ы е н е ­ до статки . Многие м и н и стер ства и .строи тельн ы е о р ган и зац и я не в ы п о л н яю т го су дар ствен н ы х п л ан о в к ап и тал ьн о го стр о и ­ т ел ь с т в а и н ар уш аю т у стан о вл ен н ы е сроки в в о д а в дей стви е новы х п р ед п р и яти й , ж и л ы х домов и у чр еж д ен и й к у л ьту р н о - бы тового н а зн а ч е н и я . П родолж ительность стр о и тел ь ства зд а ­ н и й и сооруж ен и й все ещ е о чен ь в ел и к а . У ровень м ех ан и за­ ц и и недостаточен , особенно н а п о гр у зо чн о -р азгр у зо ч н ы х р а ­ ботах. П а р к ^ к р у п н ы х стр о и тел ь н ы х м аш и н и м еханизм ов н а м ногих стр о й к ах и сп о л ьзо вал ся все ещ е плохо. С оверш енно недостаточно п р и м ен ял и сь в стр о и тел ь стве сборны е к о н стр у к ц и и и д етал и и особенно сборны е ж елезобе­ тон ны е к о н стр у к ц и и . Не удел ял о сь достаточного в н и м ан и я р аз- раоотке ти п о в ы х п р о ек то в. Д оп ускали сь и зл и ш еств а п р и п ро­ ек ти р о ван и и , что приводило к расто чи тельн о м у расходованию го су дар ствен н ы х средств. Все ещ е имеется^ зн ач и тел ьн о е коли чество м ел ки х стр о и ­ тел ь н ы х о р ган и зац и й , не способны х ш ироко в н ед р я ть и н д у ­ стр и ал ьн ы е м етоды с тр о и тел ь ств а. 1 8 . Геологоразведочные работы, вы п о л н ен н ы е з а годы п ято й п я т и л е т к и , обесп ечи ли зн ач и тел ьн о е у вел и ч ен и е зап асов п о л езны х и ско п аем ы х . П ри рост р азвед ан н ы х зап асо в богаты х ж ел езн ы х руд со стави л 9 1 п роц ен т о т зап асо в н а н ачал о п я ­ ти л ети я , меди — 3 1 п р о ц ен т, с в и н ц а— 9 8 п р оц ен тов, бокси­ т о в — 2 2 1 проц ент, н и к е л я — 9 4 п р о ц ен та, олова — 1 3 3 п р о ц ен та, м о л и б д ен а— 6 9 п р оц ен тов, р т у ти — 1 5 4 п р о ц ен ­ т а , н е ф т и — 1 4 0 п р оц ен тов, природного г а за — 2 2 2 п р о ц ен ­ т а , ф осф оритов — 3 3 п р о ц ен та, а т а к ж е обесп ечен п ри рост у го л ь н ы х ш ах т н ы х полей но м ощ ности в разм ере 5 8 п р о ц ен ­ тов. В К у стан ай ск о й области р азвед ан ы н о вы й к р у п н ы й р у д ­ н ы й р ай о н дл я р а зв и ти я черной м еталл у р ги и , огромны е ре­ су р сы эн ер гети ч еск и х у гл ей и больш ие за п а сы бокситов. Под­ готовлен ы дл я промыш ленного освоени я м есторож дени я ж ел ез­ н ы х руд в А нгаро-И лим ском р ай о н е В осточной С ибири. К р у п ­ н ы е за п а сы неф ти в ы я в л е н ы н а н овы х м есторож дени ях Т а ­ тар ск о й АССР и в д руги х р ай о н ах П оволж ья, а т а к ж е в Б а ш ­ к и р ск о й АССР. З н а ч и те л ь н ы е за п а сы природного газа о бн ар у ­ ж ен ы и р азвед ан ы н а У к р аи н е и в С тавропольском к р ае. II. В области сельского хозяйства 1 З а годы п я то й п я т и л е тк и осущ ествлено дальн ейш ее р азви ти е сельскохозяй ствен н ого прои зводства. Б ольш и е меро­ п р и я ти я , проведенны е в со о тветстви и с реш ен и ям и сен тяб р ь­ ского (1 9 5 3 год), ф евральско-м артовского (1 9 5 4 год) и я н ­ варского ( 1 9 5 5 год) П ленум ов ЦК КПСС, обесп ечили подъем сельского х о зяй ства на более вы сокую сту п е н ь . Однако рост п рои зводства сел ьско х о зяй ствен н о й п ро д у кц и и о тстав ал от з а ­ д ан и й п яти л етн его п л ан а. 2 . П осевны е площ ади всех сел ьск о х о зяй ствен н ы х к у л ь ту р за п яти л ети е у в ел и ч е н ы н а 3 9 ,5 м и л ли он а гек тар о в, в том ч и сл е п о севн ы е п лощ ади зерн овы х к у л ь т у р — н а 2 3 ,5 м ил­ лиона гек тар о в, в основном за счет р асш и р ен и я посевов пш е­ н и ц ы и к у к у р у зы . П овы си лась у р о ж ай н о сть зер н о вы х к у л ь ­ ту р . Среднегодовой ф а к ти ч еск и й сбор зер н а (ам б ар н ы й ур о ­ ж ай ) с одного г ек т ар а за 1 9 5 1 — 1 9 5 5 годы п о вы си л ся по сравнению со сбором за 1 9 4 6 — 1 9 5 0 годы н а 1 8 проц ентов. В аловой,, ибо® зер н а в 1 9 5 5 году п р евы си л уровен ь 1 9 5 0 года н а 2 9 п р оц ен тов, в том ч и сл е сбор п ш ен и ц ы — в 1 ,5 р а за и к у к у р у зы — в 2 р а за. С ущ ествен ны м недостатком в прои з­ водстве зер н о вы х к у л ь т у р являем ся" все ещ е н и зк а я у р о ж ай ­ ность и х и больш ие п о тер и зер н а при уборке. В аж н ы м м ероп риятием по подъем у зернового х о зяй ства яви л о сь освоение ц ел и н н ы х и зал еж н ы х зем ель и р асш и рен и е посевов к у к у р у зы . В р ай о н ах освоения ц ел и н н ы х и зал еж н ы х зем ель в 1 9 5 4 и 1 9 5 5 годах всп ах ан о 3 0 м иллионов г е к т а ­ ров, а по всей стр ан е всп ах ан о ц ел и н н ы х и зал еж н ы х зем ель 3 3 м и ллиона гек тар о в. В 1 9 5 5 году н а ц ел и н н ы х и зал еж н ы х зем лях посеян о колхозам и и совх о зам и 2 0 ,5 м и лли он а г е к т а ­ ров всех сел ьск о х о зяй ствен н ы х к у л ь т у р , из н и х 1 8 ,5 м иллио­ н а гектаров зер н о вы х к у л ь ту р . В аловой сбор т ех н и ч еск и х к у л ь т у р в 1 9 5 5 году по с р а в н е ­ нию с 1 9 5 0 родом у в ел и ч и л ся: х л о п к а-сы р ц а — на 9 п р о ц ен ­ то в, сах ар н о й свек л ы — н а 4 7 проц ентов, подсолнечн ика — в 2 с лиш ним р аза и л ь н а -в о л о к н а— н а 4 9 проц ентов. З н а ­ чи тельно п о вы си л ась за п яти л ети е у р ож ай н о сть т ех н и ч еск и х к у л ь ту р . Среднегодовой сбор хлоп ка-сьгрц а с одного гек тар а п овы си лся по ср авн ен ию с ч етвер то й п яти л етк о й н а 1 9 про­ ц ентов и сах ар н о й с в е к л ы — н а 3 4 п р о ц ен та. С редний сбор л ьн а-во л о к н а с одного гек тар а п о вы си л ся в 1 9 5 5 году по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом в 2 р а за и п одсолн ечн и ка — на 7 6 проц ентов. П осевны е площ ади к ар то ф ел я у вел и ч и л и сь за п яти л ети е н а 7 п роц ентов и овощ ей — н а 1 5 проц ентов. В аловой сбор картоф еля в 1 9 5 5 году, гл авн ы м образом в связи с н еблаго­ п р и ятн ы м и услови ям и погоды , у м ен ьш и л ся по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом н а 2 0 проц ентов. В аловой сбор овощ ей з а п я т и ­ лети е у вел и ч и л ся н а 4 2 п роц ен та. В п ри городны х зон ах М осквы , Л ен и н града, городов У рала, Донбасса, К узбасса и д руги х пром ы ш лен ны х ц ен тр о в и к р у п ­ н ы х городов посевны е площ ади к ар то ф ел я за п я т и л е ти е у в е ­ л и ч ен ы н а 1 4 п роц ентов и овощ ей — н а 2 3 п р о ц ен та. З а годы п ято й п я т и л е тк и зн ач и тел ьн о е р асп ростран ен и е п о луч и ли п е р е д о в ы е . при ем ы агр о тех н и к и . Сортовы е посевы герн овы х к у л ь т у р у в ел и ч и л и сь за 1 9 5 1 — 1 9 5 5 годы в к о л ­ х озах н а 1 1 ,3 м иллиона гек тар о в и в совхозах — н а 4 ,3 м ил­ ли он а гек тар о в. Внедрен в производство р яд н о вы х , более у р о ж ай н ы х сортов зер н о вы х к у л ь ту р . О днако у д ел ьн ы й вес сортовы х посевов в общ ей п лощ ади зер н о вы х к у л ь т у р о стает­ с я ещ е недостаточны м . 3 . П роизводство основны х п родуктов ж и вотн оводства за п яти л ети е у вел и чи л о сь: м яса — н а 3 0 п роц ентов, в том ч и с ­ ле сви н и н ы — н а 6 6 п роц ентов, производство м олока — н а 1 9 проц ентов, я и ц — н а 5 4 п р о ц ен та и ш ер сти — н а 4 2 п ро­ ц ен та. При этом в общ ественном х о зяй стве колхозов прои з­ водство м яса и м олока у вел и чи л о сь п о ч ти -в 2 р аза, я и ц— на 6 0 п роц ентов, ш е р с т и— н а 4 3 п р о ц ен та. С редний удой мо­ лока от одной кор о вы в колхозах п о вы си л ся н а 2 3 п роц ен та и средний н а стр и г ш ер сти с одной о вцы — н а 9 проц ентов. Однако п ро д у кти вн о сть скота а колхозах не дости гла у р овн я, нам еченного н яти л етн и м планом . У вели чилось поголовье всех видов п родукти вн ого скота в колхозах, совхозах и других го су дар ствен н ы х х о зяй ствах , а т ак ж е в ли чн ой собственности колхозн и ков, рабочих и с л у ­ ж ащ и х . По данны м переп и си , общ ее поголовье крупного ро­ гатого скота в стр ан е в 1 9 5 5 году составило 6 7 ,1 м и ллиона голов и по сравн ен ию с поголовьем н а кон ец 1 9 5 0 года у в ел и ­ чи лось на 1 7 п роц ентов, в том чи сле поголовье коров со ста­ вило 2 9 ,2 м иллиона голов и у вел и чи л о сь н а 2 0 п роц ентов; поголовье сви н ей в 1 9 5 5 году состави ло 5 2 ,2 м иллиона голов и у вел и чи л о сь в 2 ,1 р аза; поголовье овец состави ло 1 2 5 м и л­ лионов голов и увел и чи л о сь н а 5 1 п роц ен т по сравн ен ию с поголовьем н а к он ец 1 9 5 0 года. В совхозах и колхозах у л у ч ш и л с я породны й состав стада. В последние годы, особенно в 1 9 5 5 году, у к р еп л ен а кормо­ в а я база ж и вотн оводства — зн ач и тел ьн о р асш и р ен ы посевы к у к у р у зы и других сел ьск о х о зяй ствен н ы х к у л ь т у р н а силос, а т а к ж е н а зел ен ы й корм и п о д вы п ас скота в л етн и й период. В колхозах у л у чш и л о сь п астбищ н ое содерж ание ск о та и у в ел и ­ чи л и сь заго то вк и кормов на стой ловы й период. 4 . Рост прои зводства продуктов зем леделия и ж и вотн овод­ с тв а позволил у в ел и ч и ть заго то вк и и за к у п к и сел ьск о х о зяй ­ ств ен н ы х п родуктов. Г осударствен ны е заго то вк и и за к у п к и зер ­ н а в 1 9 5 5 году по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом у вел и ч и л и сь н а 11 п роц ентов, х л о п к а-сы р ц а — н а 9 п р оц ен тов, подсолнечн и- к а более чем в 2 р а за, сах ар н о й свек л ы— н а 5 4 п р о ц ен та, овощ ей н а 9 0 проц ентов, ско та— н а 7 4 п р о ц ен та, м олока— н а 5 9 проц ен тов, я и ц — н а 5 1 п р о ц ен т, ш ер сти — н а 7 0 проц ентов. В 1 9 о о _ го д у заготовлен о и зак у п л ен о зер н а, п одсолнечн и­ к а, сах ар н о й свек л ы , овощ ей, м олока, я и ц и ш ер сти больш е, чем в каж дом преды дущ ем году и стекш ей п я т и л е тк и . П овы си лась то вар н о сть п р о д у кц и и зем леделия и ж и во тн о ­ водства. г о с т то вар н о й п ро д у кц и и сельского х о зя й ства и про- веденное со второй п о лови ны 1 9 5 3 года п о вы ш ен и е государст­ вен н ы х заго то ви тел ьн ы х и за к у п о ч н ы х ц ен н а сел ьск о х о зяй ­ ствен н ы е п р о д у кты п р и вел и к зн ач и тел ьн о м у у вел и ч ен ию до­ ходов колхозов и к олхозн и ков. К олхозы и к о л х о зн и ки п о л у ч и л и за свою п родукц ию , сдан н ую и проданн ую го су дар ству , в 1 9 5 5 году н а 3 1 м иллиард р ублей больш е, чем в 1 9 5 0 году, и н а 2 9 м иллиардов р ублей больш е, чем в 1 9 5 2 году. 5 . Зн ач и тел ьн о возросла м ех ан и зац и я и эл ек тр и ф и к ац и я сельского х о зя й ства. З а п я ти л е ти е сельском у х о зя й ству п о став­ лено 8 2 4 т ы с я ч и тр ак то р о в в 1 5 -си л ьн о м и сч и сл ен и и , 4 1 0 т ы ­ с я ч гр у зо вы х автом обилей, 2 1 7 т ы с я ч зер н о вы х ком байнов, 9 о т ы с я ч подборщ иков для ком байнов, 1 6 т ы с я ч свеклоубороч­ н ы х ком байнов, 7 т ы с я ч к у к у р у зо у б о р о ч н ы х ком байнов и 9 т ы ­ ся ч силосоуборочны х ком байнов, 4 8 8 т ы с я ч тр ак то р н ы х п л у ­ гов, 5 7 3 т ы с я ч и т р ак то р н ы х сеял о к , 4 9 6 т ы с я ч тр ак то р н ы х к у л ьти вато р о в, 2 9 2 т ы с я ч и т р ак то р н ы х коси лок и больш ое к о ­ л и чество д руги х п очвообрабаты ваю щ и х, по севн ы х и убороч­ н ы х м аш и н , а т а к ж е м аш ин и оборудования для ж ивотн овод­ чески х ферм. В р езу л ьтате п о сту п л ен и я зн ач и тел ьн о го ко л и че­ ства новы х тр ак то р о в м ощ ность тракто р н о го п а р к а в сельском х о зяй стве к к о н ц у 1 9 5 5 года у в ел и ч и л а сь по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом н а 5 5 п р оц ен тов, в том чи сле в м аш и н н о -тр ак то р ­ н ы х ста н ц и я х п о ч ти н а 5 0 п роц ен тов и в совхозах— в 2 р аза. У лу чш и л ся к ач ес т в е н н ы й со став тракто р н о го п а р к а. К оличе­ ство зерн овы х ком байнов у в ел и ч и л о сь в 1 ,6 р а за, кол и чество гр у зо вы х автом обилей в сельском х о зяй стве у вел и чи л о сь п о ч ти в 2 р аза. М аш и н н о -тр акто р н ы е с тан ц и и п ро и звел и в 1 9 5 5 году в сельскохоЗ яй ствен н ы х работ в 2 р а за больш е, чем в 1 9 о 0 году. В 1 9 5 5 году п о ч ти полностью м ех ан и зи р о ван ы р а ­ боты по всп аш к е паров и зя б и , севу зер н о вы х к у л ь ту р , хл о п ­ ч а т н и к а и сах ар н о й свек л ы . У брано ком байнам и свы ш е 8 0 п ро­ цен тов всех зер н о вы х к у л ь т у р . В то ж е врем я все ещ е недоста­ точно м ех ан и зи р о ван ы р аботы по п осеву и уборке льн а-дол- гу н ц а , по уборке к у к у р у зы , сах ар н о й свек л ы и х л о п ч атн и к а, по посадке и уборке к ар то ф ел я, сеноуборке и силосованию . Т р ак то р н ы й и м аш и н н ы й п а р к и сп о л ьзу ется во м ногих МТС неудовлетвори тельн о. Д н евн ая в ы р аб о тк а н а один т р ак то р и на один ком байн за 1 9 5 1 — 1 9 5 5 годы п о вы си л ась н езн ач и тел ьн о . Многие м аш и н н о -тр ак то р н ы е с та н ц и и не в ы п о л н яю т своих о бязател ьств по договорам с колхозам и . З а последние годы в колхозах проведена р абота по р асш и ­ рению м ех ан и зац и и трудоем ки х работ в ж и вотн оводстве. Однако уровен ь м ех ан и зац и и трудоем ки х работ н а ж и вотн овод чески х ф ермах колхозов все ещ е о стается к р ай н е недостаточны м . За годы п я то й п я т и л е тк и п р о д о лж ал и сь работы но эл е к тр и ­ ф и к ац и и колхозов, м аш и н н о -тр ак то р н ы х с та н ц и й и совхозов. П отребление эл ек тр о эн ер ги и в сельском х о зяй стве возросло п р и ­ мерно в 2 ,4 р а за. К к о н ц у 1 9 5 5 года эл ек тр и ф и ц и р о ван ы п о ч ­ т и все м аш и н н о -тр ак то р н ы е с тан ц и и и 9 0 проц ен тов совхозов. В то ж е врем я эл ек тр и ф и к ац и я колхозного п рои зводства осу­ щ ествл ял ась недостаточн о, — эл ек тр и ф и ц и р о ван о л и ш ь 2 5 проц ентов колхозов. 6 . В п ято й п я т и л е тк е намного у в ел и ч и л а сь чи сл ен н о сть сп ец и али сто в, о б сл уж и вавш и х общ ественное сельское х озяй ство колхозов и совхозов. В 1 9 5 5 году в сельском х о зяй стве р аб о та­ ло более 4 0 0 т ы с я ч агроном ов, зоотехн и ков, ветер и н ар н ы х и и н ж ен ер н о -тех н и ч еск и х р аботн и ков с вы сш им и л и средним сп ец и альн ы м образованием , и з н и х свы ш е 3 3 0 т ы с я ч с п ец и а ­ листов работало н епосредственн о в колхозах, МТС, совхозах и лесхозах. К оличество п редседателей колхозов с вы сш им или средним сп ец и ал ь н ы м образованием з а 1 9 5 2 — 1 9 5 5 годы у в е ­ л и ч и л о сь п о ч ти в 2 р аза. В м аш и н н о -тр ак то р н ы х с та н ц и я х созданы к ад р ы п о сто ян ­ н ы х рабочи х, но и сп о л ьзо вал и сь эт и к ад р ы в теч ен и е года, особенно в зи м н и й период, н еудовлетворительн о. 7 . П овы си лась тр у д о вая а к ти в н о сть к олхозн и ков. С редняя вы р аб о тк а трудодней одним трудоспособным колхозником , ра­ ботавш им в общ ественном х о зяй стве колхозов, за 1 9 5 1 — .1955 гг. п о вы си л ась более чем н а 3 0 п р оц ен тов. Однако в ряде кол­ хозов зн ач и тел ьн о е кол и чество трудоспособны х колхозни ков все ещ е не в ы р аб аты в а ет у стан овлен н ого колхозам и о б язател ь­ ного м иним ум а трудодней. Д енеж н ы е доходы колхозов у в ел и ч и л и сь в 2 ,2 р зз а , недели­ мые фонды вы росли в 1 ,7 р а за, п о вы си л и сь в ы д ач и к о л хозн и ­ кам по трудодням . О бщ ая сумм а д ен еж н ы х и н а ту р а л ь н ы х в ы ­ дач колхозн и кам по трудодням в 1 9 5 5 году по ср авн ен ию е 1 9 5 0 годом возросла (в соп остави м ы х ц е н а х ) более чем в 1 ,8 р аза. 8 . З а годы п ято й п я т и л е т к и осущ ествлен о зн ач и тел ьн о е р азви ти е совхозов. З а два последних года о р ган и зо ван 5 8 1 но­ в ы й совхоз, в том чи сле н а ц ел и н н ы х и зал еж н ы х зем лях— 4 2 5 зер н о вы х совхозов. В 1 9 5 4 и 1 9 5 5 годах совхозам и в сп а ­ хан о 1 3 ,6 м и лли он а гек тар о в ц ел и н н ы х и зал еж н ы х зем ель. Вся п о севн ая п лощ ад ь в совхозах в 1 9 5 5 году по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом у в ел и ч и л а сь в 2 р а за, а п лощ ад ь зер н о вы х к у л ь ­ т у р — в 2 ,4 р аза. Р асш и р ен ы п осевы к у к у р у зы . В 1 9 5 5 году, несм отря н а н еб л аго п р и ятн ы е м етеорологиче­ ск и е у ел о в и я в р яд е во сто чн ы х рай он ов етр ан ы , совхозы сдали го су дар ству зер н а в 1 ,6 р а за, к ар то ф ел я — в 1 ,7 р а за, х лоп - к а-с ы р п а— на 1 7 п роц ентов п овощ ей— в 2 ,7 р аза больш е, чем в 1 9 5 0 году. С овхозы сдал и го су дар ству в 1 9 5 5 году ск о та и м олока в 2 р а за и ш ер сти — в 1 ,9 р а за больш е, чем в 1 9 5 0 году. С редний удой м олока от одной коровы в 1 9 5 5 году по с р ав н е­ нию с 1 9 5 0 годом у в ел и ч и л ся н а 7 п роц ен тов и средн ий н а ­ стр и г ш ер сти с одной о вцы — н а 2 6 п р оц ен тов. Н есм отря н а зн а ч и те л ь н ы й рост т ех н и ч еск о й вооруж енн о­ сти и некоторое у л у чш ен и е в и сп о л ьзо ван и и рабо чей си л ы , совхозы все ещ е н е добились 'Необходимого п о в ы ш ен и я ур о ­ жайности сел ьск о х о зяй ствен н ы х к у л ь т у р , п р о д у кти вн о сти ж и ­ вотн оводства, п о вы ш ен и я п рои зво ди тел ьн о сти т р у д а и сн иж е­ н и я себестоим ости п р о д у кц и и зем лед ели я и ж и во тн о во д ства. 9 . П роведена б о л ьш ая рабо та п о во дохозяй ствен н ом у стр о ­ и тел ь ст в у . П лощ адь зем ель с о р о си тел ьн о й сетью в колхозах и совх о зах возросла за п я т и л е т и е н а 1 3 п р о ц ен то в, а и сп о л ь­ зу ем ая п лощ ад ь эти х зем ель — н а 2 5 п р о ц ен то в. П лощ адь о суш ен н ы х зем ель под п аш ню у в ел и ч и л а сь н а 3 0 п ро ц ен то в. 1 0 . З а годы п ято й п я т и л е т к и залож ен о защ и тн ы х л есн ы х н асаж д ен и й в ко л х о зах и со вх о зах н а п лощ ад и 1 ,7 м и л л и о н а гек тар о в вм есто 2 ,5 м и лли он а гек тар о в по п л а н у . П осаж ено и п о сеян о го су д ар ствен н ы х лесов н а п л ощ ад и 2 ,9 м и л л и о н а гек тар о в вм есто 2 ,5 м и л л и о н а гек тар о в п о п л а н у . 1 1 . П яти л етн и м п л аво м п р еду см атр и вал о сь у в ел и ч е н и е к а п и т а л ь н ы х в л о ж ен и й в сел ьск о е х о зяй ство п р и м ер н о в 2 ,1 р аза по ср авн ен ию с ч етвер то й п я т и л е тк о й . Ф ак ти ч еск и о б ъ ­ ем го су д ар ствен н ы х к а п и т а л ь н ы х в л о ж е н и й .в., с ел ь с к о е х о зя й ­ ство у в ел и ч и л с я в 2 ,5 р а за. III. В области транспорта и связи 1 . З ад а н и я по ро сту грузооборота, у стан о в л ен н ы е н а п я ­ тое п я т и л е ти е , ж елезнодорож ны м , м орским и автом обильны м тран сп ортом п ер евы п о л н ен ы , п р и этом ж елезнодорож ны м и автом обильны м тр ан сп ортом п я т и л е т н и й п л а н в ы п о л н ен в четы р е года. З ад а н и я п о росту грузооборота речн ы м , тр у бо ­ проводным и во зд уш н ы м -тр ан сп о р то м н едовы п олн ены . Грузо­ оборот ж елезнодорож ного тр ан сп о р та в 1 9 5 5 году состави л 9 6 9 м иллиардов то н н о-ки лом етров и у в ел и ч и л ся по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом н а 6 1 п р о ц ен т. Грузооборот м орского т р ан с п о р ­ та з а п я т и л е ти е у в ел и ч и л с я н а 7 4 п р о ц ен та, речного — на 4 7 п роц ентов, автом обильного — в 2 ,1 р а за, трубопроводного тр ан сп о р та •— в 2 ,8 р а за и воздуш ного — н а 8 5 п ро ц ен то в. С редн яя д ал ьн о сть п ер ево зо к грузов по ж ел езн ы м дорогам в п ято м п я т и л е ти и вм есто предусм отренного планом с н и ж ен и я ! у в ел и ч и л а сь н а 6 п роц ентов и со став и л а в 1 9 5 5 году 7 7 1 килом етр. П ассаж и р ск и е п ер ево зки по ж елезны м дорогам у в ел и ч и ­ л и сь н а 6 1 п р оц ен т. .2. В п я т о й п я ти л е тк е построено и сдано в эк сп л у атац и ю 3 ,1 т ы с я ч и килом етров н овы х ж ел езн ы х дорог. Зак о н ч ен о стр о и тельство Ю ж но-С ибирской м аги стр ал и на у ч а с тк е от С тал и н ск а до А км олин ска. П остроена совм естно с М онголь­ ской Н ародной Р есп у бл и к о й н о в ая ж ел езн о до р ож н ая м аги с т ­ р ал ь У л ан -Б ато р— Д замы н-У дэ, у л у чш аю щ ая тр ан сп о р тн ы е связи м еж ду С оветским Союзом, К и тай ск о й Н ародной Р есп у б­ л и к о й и М онгольской Н ародной Р есп убли кой . П роведены работы п о у вел и чен ию пр о п у скн о й способности ж ел езн ы х дорог, особенно в р ай о н ах У рала, С ибири, П оволж ья и Ц ен тр а. Н а гр у зо н ап р я ж ен н ы х н а п р а в л е н и я х построено и введено в дей стви е 4 ,7 т ы с я ч и ки лом етров в то р ы х п у т ей и эл ек тр и ф и ц и р о ван о 2 ,3 т ы с я ч и к и лом етров ж ел езн ы х дорог. П р о тяж ен н о сть ж елезнодорож ны х л и н я й , оборудованны х автоблоки ровкой , у в ел и ч и л а сь н а 4 9 проц ен тов и авто сто п а­ ми — в 2 ,3 р а за. У вели чи лось к о л и ч ество стр ел о к, оборудо­ в ан н ы х эл ек тр и ч еск о й ц ен тр ал и зац и ей . В пятом п я т и л е ти и зн ач и те л ь н о недовы п олн ены зад а н и я по увел и чен ию п р о п у ск н о й способности ж ел езн ы х дорог: по стр о и тел ь ств у н овы х ж ел езн ы х дорог, стр о и тел ь ству вто ры х п у тей , эл ек тр и ф и к ац и и ж елезнодорож ны х л и н и й . П лан эл е к ­ тр и ф и к а ц и и ж ел езн ы х дорог вы п о л н ен л иш ь н а 5 8 п р о ц ен ­ то в. М и нистерство п у тей сообщ ени я н е полностью и сп о л ь ­ зовало в ы д ел явш и еся средства н а р а зв и ти е ж елезнодорож но­ го т р ан сп о р та. ..... ....... За годы п ято й п я т и л е тк и у л у чш и л о сь со сто ян и е п утевого х о зяй ства ж ел езн ы х дорог. Ж елезнодорож ном у т р ан с п о р ту бы ­ ло п о ставл ен о н овы х р З ь с о в н а 7 1 п роц ен т больш е, чем за годы ч етвер то й п я т и л е тк и . П р о тяж ен н о сть ж елезнодорож ны х п у т ей с р ельсам и тя ж ел о го т и п а у в ел и ч и л а сь прим ерно на 2 5 т ы с я ч килом етров. П ар к подвиж н ого со става ж ел езн ы х дорог поп олн ей н о вы ­ ми локом отивам и, вагон ам и и п о л увагон ам и н овы х ти п о в, а т а к ж е сп ец и ал ь н ы м и поездам и для п ер ево зки ско р о п о р тящ и х ­ ся грузов. К оли чество гр у зо вы х вагон ов, пер еведен ны х н а а в ­ т о с ц е п к у , у вел и ч и л о сь с 5 2 проц ентов в 1 9 5 0 году до 7 7 проц ентов в 1 9 5 5 году и чи сло вагонов, оборудованны х а в ­ тоторм озам и,— с 7 5 проц ентов до 8 7 проц ентов. У лучш и лось и сп о л ьзо ван и е п одвиж н ого со став а н а ж ел ез­ н ы х дорогах. В рем я оборота грузового ваго н а со кр ати л о сь в 1 9 5 5 году по сравн ен ию с 1 9 5 0 годом на 1 7 проц ентов, средн есуточ ны й пробег п ар о во за у в ел и ч и л с я н а 1 4 проц ен тов. С редний вес грузового поезда у вел и ч ен н а 2 3 п роц ен та. Вместе с тем тех н и ч е ск а я , во оруж ен н ость ж елезнодорож но­ го т р ан с п о р та о тстал а. Э лектровозы и теп л о во зы в ы п у ск а л и с ь промыш ленностью в н ебольш их к о л и ч ествах и им елись сер ь­ езн ы е н едо статки в деде в н ед р ен и я и х на ж ел езн ы х дорогах. 3. В пятом п я ти л е ти и п роведены работы по расш ирению пр о п у скн о й способности р еч н ы х портов. В 1 9 5 5 году в р еч ­ н ы х п о р тах М и н и стерства речного ф лота п ереработан о грузов в 2 ,3 раза больш е, чем в 1 9 5 0 году. О сновны е р еч н ы е порты п оп олн и ли сь вы со коп рои зводи тельны м и средствам и м ех ан и за­ ц и и . К оличество п о р тал ь н ы х кр ан о в в п о р тах М и н и стерства речного ф лота у вел и ч и л о сь в 2 р аза, п л о ву ч и х к р ан о в и а в ­ то п о гр у зчи к о в — в 2 ,3 р аза. Зак о н ч ен о стр о и тел ь ство Волго-Д онского судоходного к а ­ н ал а им ени В. И. Д енин а и Ц и м лян ского гидроузла н а Дону, что о б есп еч и вает скво зн о е судоходство по В олге и Дону. У ве­ л и ч ен ы судоходны е глу б и н ы на Каме и Дону. Р ечн ой ф лот поп олн ен новы м и букси рам и , самоходными грузовы м и и п ассаж и р ск и м и с у д ак и и несам оходным и бар ж а­ ми. М и н и стерству речного ф л о та в п ято м п я т и л е ти и п о став­ лено больш е, чем в четвер то м п я т и л е ти и ; б у к си р н ы х су до в— н а 3 2 п р о ц ен та, сам оходны х гр у зо в ы х и п а с с а ж и р с к и х е у - дов— н а 2 3 п р о ц ен та и н есам оходн ы х барж— н а 1 9 проц ен­ т о в. Многие тр ан с п о р т н ы е су д а п о стр о ен ы с учетом п л а в а ­ н и я по к р у п н ы м во до х р ан и л ищ ам . П р ои зводи тельн ость речного букси рн ого ф лота н а п ер ево з­ к а х сухогрузов и несам оходного сухогрузн ого ф лота в 1 9 5 5 го­ ду по ср авн ен ию с 1 9 5 0 годом у в ел и ч и л а сь н а 1 2 п ро ц ен то в, про и зво ди тел ьн о сть букси рн ого ф лота н а п ер ев о зк ах н еф тегр у - зов и плотов и н еф тен а л и в н ы х барж н еск о л ько и о н и зи л ась . Все еще в ел и к и п ростои б у к си р н ы х судов и н еф тен а л и в н ы х барж . 4 . В пятом п я т и л е ти и т о н н аж торгового морского ф лота у в ел и ч и л с я н а 3 4 п р о ц ен та. Однако м орской ф лот не у довлет­ в о р яет всех п отреб н остей в п ер ев о зк ах грузов. П роведены р або ты но стр о и тел ь ств у и р асш и р ен ию п ро­ п у ск н о й способности п ортов. П ереработка гр у зо в в п о р тах у в е ­ л и ч и л ас ь прим ерно в 1 ,8 р а за. К оличество гр у зо в ы х к р ан о в в м орски х п о р тах п о вы си л о сь в 1 ,3 р а за и п о гр у зч и к о в — в 2 ,1 р аза. Вместе е тем о тстаю т тем п ы р а зв и т и я м орски х то р го вы х портов в Д альневосточн ом и Черном орском б ассей н ах . В о р га­ н и зац и и р аботы м орски х портов и и сп о л ьзо ван и и м ехани зм ов н а п о гр у зо ч н о -р азгр у зо ч н ы х р аб о тах и м ею тся ещ е сер ьезн ы е н едостатки . П р ои зводи тельн ость морского сухогрузн ого ф лота возросла за п я т и л е ти е н а 1 8 п р о ц ен то в и н еф тен ал и вн о го ф лота — н а 4 3 п р о ц ен та. Н еп рои зво ди тел ьн ы е п ростои сух о гр у зн о го ф лота х о тя н есколько и сн и зи л и сь , но продолж аю т о с т а в а т ь с я все ещ е больш им и. Особенно в ел и к и п ростои м орски х судов н а Д альнем В остоке, в ч астн о сти в р ей до вы х п у н к т а х п р ед п р и яти й ры бн ой п ром ы ш лен н ости . 5 . З а годы п я т о й п я т и л е т к и зн ач и тел ь н о е р а зв и ти е п о л у ч и л автом оби льны й тр ан сп о р т общ его п о л ь зо в ан и я , грузооборот к о ­ торого у в ел и ч и л с я в 1 0 р аз и со стави л в 1 9 5 5 году 2 2 п р о ­ ц е н т а от общего грузооборота автом обильного тр ан с п о р та с т р а ­ н ы п р о ти в 5 проц ен тов в 1 9 5 0 году. З н ач и тел ь н о р асш и р и л и сь ц ен тр ал и зо ван н ы е п е р ево зк и м ассо вы х грузов. П рои зводитель­ н о сть гр у зо вы х автом обилей у в ел и ч и л а сь н а 1 8 п р о ц ен то в. У л у чш и л о сь о бсл уж и ван и е н а се л ен и я п асс а ж и р с к и м авто ­ м обильны м тран сп ортом . К оли чество п а ссаж и р о в , п ер евезен н ы х авто бу сам и , у в ел и ч и л о сь в 1 9 5 5 году по ср авн ен ию с 1 9 5 0 годом в 4 ,3 р а за . В 2 р а за у в ел и ч и л а сь п р о тяж ен н о сть а в т о ­ б у сн ы х л и н и й . . Н е вы п олн ен о зад ан и е по у к р у п н ен и ю автом оби льны х хо­ зя й ст в . В и сп о л ьзо ван и и г ру з о в о г о автом обильного п арка им е­ ю тся сер ь езн ы е н ед о статк и . Около п о л о ви н ы автом оби лей п р о ­ ста и в ае т , а работаю щ и е автом обили п о л о ви н у п робега со верш а­ ют порож н яком . С ущ ествен н ы е н ед о статк и и р асто ч и тел ь ств о до п у ск ал и сь т а к ж е в и сп о л ьзо ван и и л егк о вы х автом обилей, н а ­ ходящ и х ся в веден и и го су д ар ствен н ы х и общ ествен н ы х о р ган и ­ зац и й . В период п я т и л е тк и п о строены и введ ен ы в эк с п л у а та ц и ю автом обильны е м аги стр ал и : К иев — Х арьков — Ростов, Р о­ стов — М и н еральн ы е В оды — О рдж оникидзе, М инск Б р ест. Однако зад ан и е по стр о и тел ь ств у н о в ы х авто м о би л ьн ы х дорог с тверды м п о к р ы ти ем вы п олн ен о л иш ь н а ^65 п ро ц ен то в. 6. П р о тяж ен н о сть во зд уш н ы х л и н и й , о боруд ован н ы х для к р у гл о су то ч н о й р аб о ты , у в ел и ч и л а сь п о ч ти в 2 р а за. Г л ав н е й ­ ш и е аэр о п о р ты оборудованы д л я полетов ночью и в ел о ж н ы х м етеорологических у сл о в и я х . Ш и рокое п р и м ен ен и е п о л у ч и л а а в и а ц и я в р а зл и ч н ы х о тр асл ях народного х о зя й ст в а . 7 . За годы п я то й п я т и л е т к и обеспечено д ал ьн ейш ее р а зв и ­ ти е средств с в я зи и радио н а базе более соверш ен н о й т ех н и к и . О сущ ествлен ы больш ие р або ты по п р о к л ад к е м еж дугородного к аб ел я, в р е зу л ь т ат е чего п р о тя ж ен н о сть к аб ел я у в ел и ч и л а сь в 2 ,2 р а за. М ощ ность р ад и о в ещ ател ьн ы х с т а н ц и й и ко л и ч ества р ад и оп ри ем ны х то ч ек возросли более чем в 2 р а за . О днако у р о ­ в ен ь т е х н и к и с в я зи о тстает от р а ст у щ и х по тр еб н о стей народ­ ного х о зя й ст в а . Н е о сущ ествл ен ы в необходимы х р азм ер ах р а ­ боты по внедрению ультрако р о тко во лн о во го р а д и о в ещ ан и я и р а ­ ди орелейной свя зи . М ощ ность городски х тел еф о н н ы х с т а н ц и й возросла н а 3 6 п ро ц ен то в. П роведены больш ие р аб о ты по тел еф о н и зац и и с е л ь ­ с к и х С оветов, м аш и н н о -тр ак то р н ы х с та н ц и й и совхозов. У вели ­ чи лось ко л и ч ество п р е д п р и я ти й п оч товой с в я зи , особенно в сел ьск о й м естн ости и в р а й о н ах о своен и я ц е л и н н ы х и за л е ж ­ н ы х зем ель. Вместе с тем в о б сл у ж и ван и и п р е д п р и я ти й , у ч ­ р еж д ен и й и н а се л ен и я средствам и с в я зи ещ е им ею тся больш ие н едо статк и . 8 . З а годы п я т о й п я т и л е т к и к ап и т ал о в л о ж е н и я в тр ан сп о р т и с в я зь возросли по ср авн ен ию е ч етвер то й п я т и л е т к о й н а 4 8 п ро ц ен то в. IV. В области роста производительности труда и снижения и здерж ек производства и обращения г . ь п ято й п я т и л е тк е во всех о тр асл ях народного х о зя й ст ­ ва им ел место д ал ьн ейш и й роет п р о и зводи тельн ости тр у да. Однако д о сти гн у ты й уровен ь п р о и зводи тельн ости тр у д а продол­ ж а е т о с та в ат ь с я н едостаточ ны м , и зад а н и я в области прои зво­ ди тел ьн о сти тр у да вы п о л н ен ы не полностью . П рои зводи тельн ость тр у д а за п я т и л е ти е возросла: в п ро­ м ы ш лен н ости — н а 4 4 п р о ц ен та вм есто 5 0 п р оц ен тов, в строи­ т е л ь с т в е— н а 4 5 п роц ен тов вм есто 5 5 п роц ен то в, в общ ест­ венном сельском х о зяй стве колхозов, в совх о зах и в го су дар ст­ вен н ы х подсобны х с ел ьск о х о зяй ствен н ы х п р е д п р и я ти я х — п р и ­ мерно н а 3 7 проц ен тов вм есто 4 0 проц ентов по п л а н у . В п ром ы ш лен н ости н едо стато ч н ы й рост п рои зводи тельн ости тр у да им ел место особенно в у го л ь н ы х ш а х т а х и н а лесозаго­ то вк ах . Н евы п олн ен и е зад ан и й по ро сту п ро и зво ди тел ьн о сти тр у д а я в л я е т с я р езу л ьтато м н еу до вл етво р и тел ьн о й рабо ты р яд а м и ­ н и стер ств , ведом ств и п р ед п р и яти й в области вн ед р ен и я новой тех н и к и и у л у ч ш ен и я о р ган и зац и и п ро и зво дства, а т а к ж е н е­ равн ом ерной р аботы м ногих п р ед п р и яти й , н а л и ч и я больш их простоев и д р у ги х п о тер ь рабочего врем ен и . В стр о и тельстве н евы п о л н ен и е за д а н и я по росту прои зво­ ди тел ьн о сти т р у д а с в я зан о т а к ж е е н еу д о вл етво р и тел ьн ы м и спользовани ем м ехани зм ов и н едостаточны м п ри м ен ен и ем сборны х д етал ей и к о н стр у к ц и й . 2 . З а годы п я то й п я т и л е т к и с н и зи л и сь и зд ер ж к и п р о и з­ во дства и о б р ащ ен и я в народном х о зяй стве. П ланом п р ед у см атр и вал о сь с н и ж ен и е себестоим ости п ро­ м ы ш лен н ой п р о д у кц и и п ри м ер н о н а 2 5 п р о ц ен то в. Ф ак ти ч еск и себестоим ость пром ы ш лен н ой п р о д у кц и и с н и ж е н а за п я т и л е ти е н а 2 3 п р о ц ен та. С и стем ати ч еск и н е в ы п о л н я л и за д а н и я но сн иж ен ию себестоим ости п р о д у к ц и и М и н и стерство лесн ой п р о ­ м ы ш лен н ости СССР, М и нистерство ры бн ой п ром ы ш лен н ости СССР и М и н и стерство п ром ы ш лен н ости стр о и т е л ь н ы х м атер и ­ алов СССР. Н е вы п о л н ен о задан и е по с н и ж ен ию стоим ости с тр о и тел ь­ н ы х работ. Р яд м и н и стер ств и м н оги е стр о и тел ь н ы е о р ган и за ­ ц и и доп устили зн ач и те л ь н ы е у б ы т к и . П еревы п олн ен о за д а н и е по сн иж ен ию себестоим ости ж е ­ лезнодорож ны х п ер ево зо к. И здерж ки о б р ащ ен и я розн и чн ой торговли с н и зи л и сь за п я т и л е ти е , в соп остави м ы х ц е н а х , н а 2 5 проц ен тов вм есто 2 3 проц ен тов но п л а н у . С н и ж ен и е и зд ер ж е к п р о и зво д ства и о б р ащ ен и я позволи ло зн ач и тел ьн о у в е л и ч и т ь н ак о п л ен и я п р е д п р и я ти й я х о зя й ст­ в ен н ы х о р ган и зац и й и о сущ еств и ть дваж д ы в т еч ен и е п я т и ­ л ет и я сн и ж ен и е о п то вы х ц ен н а с ы р ь е, м атер и ал ы , топ ли во, оборудовани е и тар и ф о в н а эл ек тр и ч еск у ю и теп л о вую эн ер ­ гию и гр у зо вы е п ер ево зки . V. В области дальнейшего роста материального благосостояния, здравоохранения и культурного уровня народа 1 . П яти л етн и м п лан ом п р еду см атр и вал о сь у в ел и ч ен и е н а ­ ц и о н ал ьн о го дохода не м ен ее чем н а 6 0 п р оц ен тов. Н а основе роста п рои зводства и п о вы ш ен и я п рои зво ди тел ьн о сти тр у д а н ац и о н ал ь н ы й доход у в ел и ч и л ся з а роды п я т и л е тк и н а 6 8 проц ентов. Ч и сл ен н о сть рабочи х и сл у ж ащ и х в народном х о зяй стве за п я ти л ети е у в ел и ч и л а сь н а д ев ять с п оловиной м иллионов ч е­ л о век , и л и н а 2 4 п р о ц ен та. С реднегодовая ч и сл ен н о сть рабо- ■ ч и х и с л у ж а щ и х в 1 9 5 5 году со стави л а 4 8 ,4 м и л л и о н а ч е ­ л о век. З а и с те к ш е е п я т и л е ти е , к а к и в п р ед ы д ущ и е годы , безр а­ боти цы в стр ан е не было. П ланом бы ло у стан о вл ен о задан и е по п о вы ш ен ию з а п я т и - (Окончание на 4-й стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz