Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 1 ш а р я 1956 г. & 1 (482) Четвертая сессия Верховного Совета СССР рущева Речь товарища Н С. Х| колонизаторов. Но колонизаторы — это ведь не Англш и не ее народ. Английские Товарищи депутаты! Мы заслушали доклад товарища Николая Александровича Булганина о резуль татах нашей поездки в три дружественные нам страны — в Индию, Бирму и Аф ганистан. В этом докладе выражено то основное, что необходимо было доложить Верховному Совету об итогах нашей поездки и переговорах, которые мы вели по поручению Советского правительства в этих странах, о тех соглашениях, которые достигнуты между Правительством Советского Союза и Правительствами Индии, Бирмы и Афганистана. Я полностью согласен со всеми положениями доклада товарища Булганина. Хо ну также высказаться по некоторым вопросам. Советское правительство с радостью приняло приглашение Премьер-Министра Индии- господину Неру и направило нас в Индию е ответным дружеским визитом, чтобы установить личный контакт С руководителями и народом Индии. Имеется много общего, что объединяет наши страны, и главное — это борьба за укрепле ние мира во всем мире. Думаю, что нет нужды говорить о значении Республики Индии. Великий ин дийский народ преисполнен решимости укреплять завоеванную им национальную и политическую независимость своей страны. Индия, как миролюбивое государство, играет все возрастающую роль в решении многих важнейших международных во просов. Она являетея активным борцом за сохранение и упрочение мира во всем _шире. , Народы Индии, освободившиеся от колониального режима, настойчиво ищут (своих путей развития страны. Правительство Республики Индии во главе с таким выдающимся государственным и политическим деятелем, как уважаемый Премьер- Министр Джавахарлал Неру, последовательно проводит свою независимую от других государств политику. Н это достойно глубокого уважения. Тесное общение и деловое сотрудничество наших стран полезно и выгодно для ' (обеих сторон. Такими же соображениями мы руководствовались, принимая приглашение Пра вительства Бирмы и Правительства Афганистана посетить эти страны. Мы знали, что наш визит в Индию, Бирму и Афганистан вызовет недовольство у колонизаторов, опасающихся, что укрепление дружбы Советского Союза со стра нами, которые еще недавно находились под их гнетом, будет способствовать даль нейшему ослаблению позиций колониальных держав. , Но господам колонизаторам приходится пенять лишь на самих себя. Все знают, что принципы сотрудничества и дружбы Советского Союза с Други ми государствами в корне отличаются от тех принципов, на которых строится по литика колонизаторов. Советский Союз, показывая пример глубокого понимания и уважения интересов всех народов и стран, больших и малых, исходит из того, что нет неравноправных или неполноценных народов. Укрепляя дружбу с другими государствами, Советский Союз не навязывает им своей воли, не диктует каких-то предварительных условий, как это делают империа листические государства. Он не ищет при этом какой-то особой выгоды для себя, а исходит из того, что имеет дело с равноправными партнерами, интересы которых надо уважать. Каждый народ имеет право строить свою жизнь так, как он этого желает. По рабощение или ограбление одной страны другою является величайшей несправедли востью и позором. Равноправие народов, невмешательство одних государств во внутренние дела других государств, ненападение, мирное сосуществование стран независимо от их политических систем,— на таких принципах всегда строились наши отношения с другими странами. Строгое соблюдение нами этих принципов, наше сотрудничество с государствами Азии, которое становится все более тесным, заставляет колониза торов перестраивать свою тактику в отношении тех стран, где они стремятся со хранить свои позиции, облегчает положение этих стран. '■ч А это — немаловажный фактор. - ’ы имели в виду и то, что наш визит в Индию, Бирму и Афганистан будет . ‘Жйствовать не только сближению руководителей наших стран, но и сближению народов. Пароды Индии, Бирмы и Афганистана получили возможность больше узнать о Советском Союзе, о жизни народов советской страны. И это будет способствовать укреплению наших дружественных связей. И, наконец, мы тзердо были убеждены, что наша поездка в Индию, Бирму и 'Афганистан еще. более укрепит позиции мира во всем мире, ослабит лагерь сторон ников войны. Даже одно это обстоятельство, взятое само по себе, делало нашу по ездку настоятельно необходимой, ибо дело мира — это великое дело, выражающее самое большое желание всего человечества. Теперь мы можем сказать, что те большие надежды, которые возлагались на эту поездку, полностью оправдались. (Продолжительные аплодисменты ). Товарищи депутаты! Не буду занимать ваше внимание рассказом о своих впечатлениях о поездке по Индии, Бирме и Афганистану, так как на это потребовалось бы очень много време ни. Скажу одно -*— эти впечатления исключительно сильные и волнующие. Они не забываемы. И самое сильное впечатление — это впечатление от встреч с народом. Мы ожидали встретить в Индии теплый прием как со стороны руководящих деятелей, так и со стороны народа. Но то, что мы почувствовали с первых минут нашего пребывания там,— превзошло все наши ожидания. Как в столице Республики Индии — в Дели, так и во всех других штатах и городах Индии нас встречали сотни тысяч, миллионы людей. И это были исключи тельно сердечные встречи, в которых выражалась горячая любовь народов Индии к •народам Советского Союза. Где бы мы ни появлялись, нас окружали друзья, провозглашая здравицу в честь Вечной и нерушимой дружбы Индии и Советского Союза. Как в дружной семье встречают любимого брата, так и в великой семье народов Индии тепло и радушно встречали нас, посланцев великого советского народа. (Продолжительные аплоди сменты). \ Такой же радушный прием был оказан нам народами Бирмы, Премьер-Минист ром У Ну и другими руководителями Бирманского Союза. Так же тепло принимали нас в Афганистане как народ, так и Премьер-Министр господин Мухаммед Дауд и другие руководители Афганистана. Конечно, мы были далеки от мысли, что те выражения восторга и самой го рячей любви, которые проявляли народы Индии, Бирмы и Афганистана по отно шению к нам, обращены лично в наш адрес. Мы видели, в этом выражение безграничной любви и уважения народов дру жественных нам стран к народам Советского Союза. Мы видели в этом искреннее признание народами Индии, Бирмы и Афганиста на исторических заслуг народов Советского Союза в борьбе за мир во всем мире, за светлое будущее всего человечества. (Б урны е аплодисменты ). Находясь в Индии, Бирме и Афганистане, мы. имели широкий обмен мнениями с Правительствами этих стран по многим важнейшим вопросам международной по литики. И везде мы находили общее взаимопонимание по всем вопросам, которые обсуждали. А обсуждали мы главным образом вопросы мирного сосуществования стран с различными социальными системами, вопросы дальнейшего развития эконо мических и культурных связей между нашими странами. В ходе бесед выявлялось единство наших взглядов, и мы быстро находили взаи- ш неприемлемые решения по этим вопросам и нужные формулировки для совместных заявлений и соглашений. Так было в Индии, так было в Бирме, так было и в Афганистане. Это очень приятно отметить. Разве это не говорит о том, что при доброй воле и честных намерениях руко водителей стран можно и нужно мирным путем решать все вопросы взаимоотноше ний между странами, несмотря на различие общественных систем? Ведь есть такие общие вопросы, решение которых является совершенно бес спорным и взаимно приемлемым, в чем одинаково заинтересованы все народы, не зависимо от того, живут ли они в странах социалистических или в странах капи талистических. В решении этих вопросов мы можем успешно сотрудничать. Пожалуй, самым наглядным и убедительным примером этого являются взаимо отношения Советского Союза с Индией. Общественные и государственные системы в Советском Союзе и в Индии отличаются друг от друга. У нас и у руководителей Индии имеются разные точки'зрения по целому ряду вопросов. Ни мы, ни наши друзья — руководители индийского государства — не скрываем этого. . Это, однако, не мешает нам и нашим индийским друзьям, придерживаясь пяти принципов мирного сосуществования, которые мы положили в основу наших взаи моотношений с другими странами, поддерживать и развивать дружественные отно шения между Советским Союзом и Индией. Добросердечные и дружественные отно шения между нашими странами прогрессируют и развиваются. В таком же направлении развиваются наши взаимоотношения с Бирманским Союзом и с Афганистаном, нашим давним другом и добрым соседом. В результате нашей поездки в Индию, Бирму и Афганистан между Советским Союзом и этими странами заключены взаимовыгодные экономические соглашения, которые служат интересам Советского Союза, Индии, Бирмы и Афганистана. В лице таких государств, как Республика Индия, Бирманский Союз и Афгани стан, мы видим равноправных партнеров в борьбе за мир во всем мире. Между нами и руководителями стран, которые мы посетили, нет двух разных мнений в вопро сах борьбы за мир. А эти вопросы являются главными и в их разрешении кровно 'заинтересовано все человечество. На всех друзей мира наша поездка в Индию, Бирму и Афганистан и результа ты советско-индийских, советско-бирманских и советско-афганских переговоров произвели хорошее впечатление. Однако в некоторых странах наша поездка встретила недружелюбие со'стороны отдельных, в том числе и официальных, лиц и даже откровенную враждебность, вы звала злобные выпады против нас. Главным образом это наблюдается в Англии и в Соединенных Штатах Америки. Некоторые отголоски или, вернее сказать, подголоски были и в других странах, на пример, в Канаде, где выступил с недальновидным заявлением министр иностранных дел господин Пирсон. Чем это вызвано? Нас осуждали, поучали, применяли по отношению к нам и другие формы воз действия зато, что мы-де, с их точки зрения, неправильно выступили против колони заторов, что мы резко осуждали эту форму угнетения и ограбления империалистами народов колониальных и зависимых стран. Что же нового сказали мы о колонизаторах и колониальных режимах, поче му такое неистовство вызвали наши высказывания среди колонизаторов и их адво катов? Ведь мы .приводили всем известные и неоспоримые данные. Это же факт, например, что английские колонизаторы, — не народ, а именно колонизаторы! — господствовали в Индии почти два столетия, что они длительное время угнетали народы Бирмы и Афганистана. К чему это привело? Позволю себе сослаться на такого авторитетного знатока данного вопроса, как всеми уважаемый Премьер-Министр Индии господин Джавахарлал Неру. В своей книге «Открытие Индии» он подчеркивает, что «наиболее очевидным фактом является бесплодность английского господства в Индии и разрушение им ин дийской жизни. Чужеземная власть, — пишет Неру, — неизбежно отрезает себя от источников творческой энергии того народа, над которым она господствует. Ког да экономический и культурный центр этой чужеземной власти далеко удален от порабощенной страны и когда, кроме того, эта власть опирается на расизм, этот разрыв становится полным и ведет к духовной и культурной нищете порабощенных народов». Характеризуя последствия английского владычества в Индии, господин Неру напоминает об ужасном голоде, охватившем страну во время второй мировой войны. Он пишет: «Глазам предстала картина нищеты и уродства английского господства. Таков был кульминационный пункт и конечный результат английского господства в Ин дии. Голод был вызван не стихийным бедствием, не игрой сил природы и не воен ными операциями или вражеской блокадой. Каждый компетентный наблюдатель со гласится, что голод был делом рук человека, что его можно было предвидеть и избе жать». ,К этому можно добавить, что, по данным индийского экономиста Б. Синга, авто ра книги «Продовольственная проблема Индии», только в течение последней четверти 19-го века Индия испытывала голод восемнадцать раз; от голода умерло за это время 26 миллионов человек. В 20 веке масштабы голодовок еще более возросли. Только в 1943 году в Индии умерло от голода три с половиной миллиона человек. Таковы факты. Эти факты говорят не в пользу колонизаторов. Столь Яге трагично сложилась судьба бирманского народа, также испытавшего владычество английских колонизаторов. Еще-в 1824 году Англия начала вооружен ную борьбу за захват Бирмы, которая окончилась-'в 1885 году полной оккупацией этой страны. Бирмой управлял назначаемый Англией генерал-губернатор с неогра ниченными полномочиями. В ходе второй мировой войны Бирма была оккупирована Японией. После капи туляции Японии в 1945 году английские колониальные власти вновь возвратились в Бирму и пытались восстановить свое господство. Однако выросшие в борьбе против японской оккупации патриотические силы Бирмы оказали им решительное сопро тивление. В январе 1948 года английские империалисты были вынуждены предо ставить независимость Бирме. Народы Индии так же, как и народы Бирмы и Афганистана, не приглашали колонизаторов, чтобы они грабили эти страны. Колонизаторы утвердили свое гос подство в этих странах в результате захватнических и грабительских войн. Терри тории Индии и Бирмы не были пустующими землями, когда туда вторглись коло низаторы; эти страны населяли народы, имеющие свою высокую культуру. Извест но, что культура народов Индии, например, не уступала по своему уровню куль туре стран Европы, в том числе и Англии. Но Индия была слабой в военном отно шении страной, она была хуже вооружена. Только поэтому она стала добычей коло низаторов. Теперь некоторые, защитники колониального режима говорят: ; — Позвольте, мы же добровольно предоставили свободу Индии. Но это, мягко выражаясь, довольно условное изображение того, как и почему колонизаторы ушли из Индии, согласились на существование независимой Респуб лики Индии. Они вынуждены были согласиться на это потому, что ,у них не было другого выхода. Если бы они попытались еще задержаться в Индии, то понесли бы огромные потери, но все равно были бы изгнаны индийским народом, как были изгнаны китайским народом из Китая колонизаторы всех мастей и оттенков, а заодно с ними и продажная клика Чан Кай-ши. (Бурны е аплодисменты ). Иногда колонизаторы любят говорить, будто им принадлежит большая истори ческая роль в распространении цивилизации. Сказки эти рассчитаны на простачков или чрезмерно доверчивых людей, не знающих истории. Может быть, и в самом деле английские колонизаторы подняли культуру на родных масс в захваченных ими странах, помогли этим странам создать свою промышленность, развить науку, повысить благосостояние народа? Нет, это были грабители в полном смысле слова. Они грабили эти страны и намного задержали их развитие. Мне вспоминается, как в Бомбее при посещении нами молочной фермы главный министр штата Бомбей господин Десай с горечью сказал: — Все было сведено на нет в годы английского владычества. За эти 200 лет мы стали чуть ли не варварами. Народам Индии, Бирмы и других стран, где хозяйничали колонизаторы, по требуется немало усилий, чтобы ликвидировать ужасные последствия господства колонизаторов. Ведь это же факт, что еще недавно более 80 процентов населения Индии и 03 процента населения Бирмы были неграмотными. Ведь это же факт, что жизненный уровень населения Индии, эксплуатация которой буквально озолотила английских капиталистов, значительно ниже жизнен ного уровня населения Англии. То же самое относится и к Бирме и к другим странам, где долго хозяйничали колонизаторы. — Позвольте,— скажут нам защитники колониальной системы,— ведь эти страны входили в состав Британской империи п находились почти на равноправном положении с Англией. Но где же оно, это равенство? Никаких следов его мы не обнаружили. Мы видели, что за время своего гос подства английские колонизаторы построили для себя как в Индии, так и в Бирме, прекрасные дворцы. Они создали условия для кучки перешедших на их сторону феодалов и под держивали их. Но многомиллионный индийский народ был поставлен в бесправное положение и жесточайшим образом эксплуатировался. Естественно, что индийский народ не мог смириться с таким положением. Ин дийский народ, все его борцы против господства колонизаторов в Индии во главе с такими выдающимися людьми, как Ганди, Неру, и другими руководителями сыграли большую роль в завоевании политической независимости Индии. И мы, конечно, со чувственно относились к их борьбе, радовались их успехам и воздаем им должное за мужество, проявленное в этой борьбе. (Продолжительные аплодисменты ). Теперь нам говорят, что, выступая против колонизаторов, разоблачая их граби тельскую политику, мы проявили какое-то недружелюбие в отношении Англии и других стран, хотя эти другие страны мы не называли, да и Англию мы не так уж часто называли. (Оживление в зале). Однако мы не собираемся играть в прятки. Мы, как и весь мир, знаем, кто являлся колонизатором в Индии, Бирме и Афгани стане. Да, говоря о неблаговидной роли колонизаторов, мы имели в виду и английских колонизаторы никогда не получат права отождествлять себя с народом Англии. В наших выступлениях не было ничего такого, то наносило бы какие-нибудь освороления Англии или английскому народу. Мы гд;боко уважаем талантливый и трудолюбивый английский народ и хотим с ним друюы. (Продолжительные апло дисм енты ). Мы не говорили ничего оскорбительного или обиного и в адрес английского правительства. Но мы осуждали и осуждаем колониа.ьную систему и считаем, что чем скорее с ней будет покончено, тем будет лучше, ио это1глубоко несправедливая* человеконенавистническая система. Чем скорее народ* колониальных стран освобо дятся от нее, тем будет лучше. Мы являемся самыми искренними друзьями тех, кто борется против колониального рабства и колониадьнй зависимости. (Аплодисмен ты ). Мы будем радоваться и приветствовать уничтожение колониальных режимов,- Думаю, что большинство английского народа тоже будгг приветствовать это. (Апло дисменты ). Времена безнаказанного хозяйничания колонизаторов в колониальных и зави симых странах уходят в прошлое. Но сами колонизаторы, конечно, не захотят доб ровольно расстаться с той системой, которая дает им озможность грабить целые на роды. На это рассчитывать нельзя. Своими выступлениями и действиями мы хотим ыразить наши симпатии и со чувствие народам, которые еще не освободились от юлониального гнета, их борьбе за свое национальное освобождение. (Продолжительны аплодисменты ). Мы понимаем, что колонизаторы обижаются на нас не потому, что в наших выступлениях подвергается осуждению прошлая деятельность колонизаторов в Ин дии и Бирме. Стараясь как-то оправдать деятелшость своих ^угдшественников по угнетений народов колониальных и зависимых стран, они стрмятся сохранить нынешние по зиции колонизаторов, которые все ещ( сильны. Втдь колонизаторы и сейчас еще имеют много колоний. Взять хотя бы Африку. Она вся поделена м езд европейскими и неевропейски ми странами. Существуют различные оормы, разнье способы ведения колонизатор ской политики, но от этого цепи колотиального рабства не легче. Эти цепи душат народы колониальных и зависимых ст)ан, вызывают у них ненависть к колониза торам. Народы этих стран все решителыее поднимается на борьбу против колониаль ных режимов. И мы сочувствуем этой борьбе и желаем успеха народам, которые ее ведут. (Бурны е аплодисменты ). Просто надо удивляться, когда некоторые недальновидные деятели обвиняют нас в недружелюбии по отнохпению к Англии или США, говорят, будто мы хотим ссоры этих стран с Индией, Бирмой т другими странами. Они сами совершают не дружелюбные акты по отношению эти* стран. Как, например, могут относиться в Индии г такому заявлению, которое было сделано господином Даллесом и мимрром иностранных дел Португалии господином Кунья в отношении Гоа? Вдумайтесь только в то, что скаЭл Даллес: он позволил себе открыто заявить* что индийская территория Гоа должна принадлежать Португалии потому только, что- португальские завоеватели захватили ее 400 лег назад. По этому поводу индийская лечат* справедлдво напомнила господину Даллесу, что 250 лет тому назад нынешние Сединенные Штаты Америки являлись англий ской колонией и что, если следовать его логике, то он, Даллес, должен был бы и сейчас рассматривать, себя как поддатого ее величества королевы Великобритании* (Смех в зале. Аплодисменты). Согласиться с заявлением господша Даллеса — значило бы не только благо словить, но л увековечить систему клониалыщго угнетения. Конечно, мы не можем согласить# с этим. Мы «читаем, что это— неправильное заявление, вытекающее из неправильного отношения к интересам народов. И ин дийский народ, руководящие деятели !ядии по достоинству оценили совместное ком мюнике Даллеса — Кунья о Гоа, ко^рбе' является позором для цивилизованных го сударств. . п. Разрешите в той же связи и о другом вопросе, справед ливо волнующем индийский народ,— о так называемом Кашмирском вопросе. Нико лай Александрович Булганин и я во иемя пребывания в Кашмире ясно и определен но сказали, что думают советские л ю по поводу этого вопроса, который возник не в народе, а был искусственно разду' определенными государствами, стремящимися разжигать вражду между народами. Мы убедились в Кашмире, что го народ рассматривает евого территорию как неотъемлемую часть Республики Ииди. Кашмирским народом этот вопрос решен безповоротно, и мы глубоко уверены что кашмирцы до конца уладят свои дела без вмешательства извне, независимо оттого, нравится или но нравится это тем, кому хотелось бы создать в Кашмире оча беспокойства и международных трений.; (Аплодисменты ). Заботы индийского народа и егшравительства о консолидации своего государ ства и об удовлетворении законных гаяний всех народностей, населяющих Респуб лику Индию, близки и понятны оовегким людям так же, как нам близки и понятны чаяния всех народов, борющихся задвою национальную независимость. В своих выступлениях в Индией Бирме мы говорили, что наша страна яв ляется одновременно и европейской^ азиатской, что большая часть ее территории расположена на азиатском контине^. Мы подчеркивали при этом, что все народы Советского Союза, независимо от тг.^ л;ивут ли они в европейской или в азиатской части страны, независимо от щветагожи и вероисповедания, составляют единую братскую семью народов, сильную зоей нерушимой дружбой. Все народы нашей страны объединены великой целью гронтельства коммунизма. (Бурны е аплоди сменты ). Советский Союз представляет >бой великое многонациональное государство* состоящее из 16 равноправных, доовольно объединившихся союзных республик. Вся власть в нашей стране принаджит рабочему классу, трудовому крестьянству* интеллигенции — труженикам совекого общества. Мы всегда были против нацишльяого угнетения, против эксплуатации чело века человеком, в какой бы форме го ни проявлялось, и тем более против господ ства колонизаторов, которые столькбед принесли человечеству. Об этом мы еще раз со всей прямотой и откровеяностыаказали в своих выступлениях в Индии и Бир ме, подчеркнув, что колониальная стена это — антинародная и глубоко неспра ведливая система. Почему же так всполошились йчас колонизаторы? Они всполошились потому, чтвалш слова находят огромное сочувствие в на родных массах. И не только там, гдиы выступали, но и там, где слышали о наших выступлениях и где еще не раз уелнат о непоколебимой позиции Советского Союза, осуждающего колониальную систем угнетения и порабощения народов. (Бурные аплодисменты ). Это слова правды, и их не удгся империалистам задержать никакими желез ными занавесами. Следует отметить, что позвци’Даллеса осуждают не только противники коло ниализма, но и те, кто не являетшротивником колониального режима. Можно со-1 слаться хотя бы на выступление ариканского сенатора Кефовера. «Прежде всего, — говорит эт сенатор, — Соединенные Штаты должны пол ностью отмежеваться от старомодно колониализма в Азии». Обратите внимание на то, чтоо-снодин Кефовер призывает отказаться не от колониализма вообще, а от «стародвого» колониализма. (Смех, оживление в зале). Он хотел бы, чтобы колонизары искали новых форм для упрочения своего колониального господства, ратует ««новомодный» колониализм. Поэтому он призывает: «Мы: должны допускать, чтобы наша помощь была использована для поддержки плохи правительств». Это весьма ценное признание. . Колонизаторы видят, как репгельно восстают народы против колониального рабства. Они видят, что народы говы на самопожертвование, на смелые подвиги, на беззаветную борьбу за свободу национальную независимость своих стран. Из целого ряда стран народы уже изгди колонизаторов. Вдохновляющим примером д.ъвсех народов колониальных и зависимых стран является борьба великого китайски народа, который, сбросив иго иноземного гнета, взял свою судьбу в свои собственде руки, под руководством славной Коммунисти ческой партии создал могучую Кижскую Народную Республику и ныне ' успешно строит социализм. (Бурны е, проджительные аплодисменты). Теперь колонизаторы ретилценять формы своего колониального господства. Они все реже применяют такие гбые формы насилия, как посылка своих войск в колониальные страны и другие а ц грубого вмешательства в дела порабощенных стран. ■ Они делают теперь все эго б;е деликатно: подкупают людей, власть имущих, насаждают «хорошие правительег*, создают агрессивные блоки вроде Багдадского пакта. 2 (Прос женив на 3-й стр.)} А;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz