Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

6 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ XX с ъ е з д К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и С О к о н ч а н и е р е ч и т о в а р и щ а М. хозяйства ни при каких условиях невоз­ можно возникновение трудностей, возник­ новение несоответствий и диспропорций. Объективные законы развития социа­ листического производства автоматически не действуют. Только всесторонее изуче- ние^ требований этих законов и правиль­ ный учет их в наших планах позволяют предупреждать несоответствия и диспро­ порции в Народном хозяйстве и обеспечи­ вать быстрое развитие всех его отраслей. Многое в этом отношении зависит от общегосударственных плановых органов, которые обязаны при подготовке и про­ верке выполнения планов обеспечивать в них планомерное, пропорциональное раз­ ви ти е всех отраслей народного хозяйства. Насколько это важно, мы могли убедить­ ся в ходе выполнения пятого пятилетнего плана, итоги выполнения которого пока­ зывают, что успехи нашего хозяйствен­ ного строительства в истекшей пятилетке могли бы быть еще большими, если бы при составлении плана и его осущест­ влении были полностью обеспечены ук а­ занные требования. В доказательство это­ го я позволю себе привести только один пример. Со второй половины пятой пяти­ летки обнаружилось отставание в разви­ тии угольной промышленности от более быстро возрастающих потребностей на­ родного хозяйства. Топливоемкие отрасли промышленности, расположенные в евро­ пейской части СССР, начали испытывать затруднения из-за недостатка топлива. В результате оперативных мер, приня­ тых 1Ш ЕПСС и Правительством, добыча угля была значительно увеличена к концу пятилетки, и это позволило в целом обеспе­ чить текущие потребности народного хо­ зяйства в топливе. В принятии этих мер не было бы необходимости, если бы при разработке пятилетнего плана и его осу­ ществлении были предусмотрены достаточ­ ные резервы топлива, обеспечивающие не только выполнение, но и перевыполнение заданий топливопотребляющими отраслями народного хозяйства. Этот факт показывает, насколько важно правильное установление пропорций в пла­ нах и своевременное предупреждение несо­ ответствий и диспропорций, так как устра­ нение диспропорций после того, как они возникнут, связано обычно с большими по­ терями и дополнительными затратами для народного хозяйства. Чем больше масштабы производства, тем более опасны диспропор­ ции, тем более научно обоснованным долж­ но быть наше планирование: в этом деле особенно велико значение перспективного планирования. С учетом опыта планирования в после­ военное время и в целях его дальнейшего укрепления и совершенствования Цен­ тральный Комитет КПСС и Совет Мини­ стров СССР в июне 1955 года приняли Постановление о мерах по улучшению го­ сударственного планирования и о пере­ стройке работы Госплана СССР. На базе бывшего Госплана СССР были образованы Государственная комиссия Совета Мини­ стров СССР по перспективному планиро­ ванию народного хозяйства (Госплан СССР) и Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР по текущему пла­ нированию народного хозяйства (Госэко- номкомиссия СССР). Создание Государственной комиссии по перспективному планированию должно под­ нять уровень всей работы по составлению и проверке выполнения перспективных планов. Разработка перспективных пла­ нов, как в целом по народному хозяйст­ ву, так и по отдельным отраслям и обяза­ тельно по каждому предприятию, стройке, колхозу и совхозу будет иметь большое ор­ ганизующее значение. Это позволит опре­ делить направление развития каждого предприятия в перспективе ближайших лет, его специализацию, наиболее рациональные связи между предприятиями и на этой ос­ нове выявить дополнительные резервы ро­ ста производства. Образование Государственной экономиче­ ской комиссии по текущему планированию создало необходимые условия для улучше­ ния разработки годовых планов, усиления контроля за ходом их выполнения, выявле­ ния дополнительных резервов, роста произ­ водства, предупреждения и устранения возникающих несоответствий и диспропор­ ций. После реорганизации Госплана прошло восемь месяцев, и мы можем сказать, что проведенные мероприятия,,в этой области вполне себя оправдывают. В результате того, что Госплан СССР мог сосредоточить все свое внимание и силы на разработке проекта Директив по шесто­ му пятилетнему плану, а Госэкономкомис- сия СССР— на -разработке проекта плана на 1956 год, тот и другой проекты гото­ вились параллельно и были представлены в ЦК КПСС и Совет Министров СССР в не­ сравненно более сжатые сроки. Своевременная подготовка проекта годо­ вого плана ГосэЕономкомиссией позволила Президиуму Совета Министров СССР тща­ тельно рассмотреть его с участием заинте­ ресованных республик, Министерств и ве­ домств и утвердить за полтора месяца до начала 1956 года. В результате было обеспечено доведение основных заданий государственного плана до предприятий и строек до начала плани­ руемого года, что, как известно, имеет ог­ ромное значение для ср 1 ашгяации нормаль­ ной нх работы с самого начала года. Указанный положительный опыт плани­ рования в новых условиях мы, естественно, рассматриваем так первые шаги в направ­ лении серьезного улучшения планового ру­ ководства хозяйством. Задача Госплана СССР и Госэкономкомиссии СССР заклю­ чается в том, чтобы неустанно совершенст­ вовать дело государственного планирова­ ния как перспективного, так и текущего, обеспечивая всестороннюю координацию и тесную связь во всей своей работе по пла­ нированию народного хозяйства. Необходи­ мо также поднять экономический уровень нашей статистики, обеспечить улучшение работы статистических органов. Товарищи! У луч ш е н ие дела общегосударственного планирования предполагает необходимость всемерного повышения роли и ответствен­ ности союзных и союзно-республиканских министерств, республиканских и местных органов в руководстве хозяйством, непре­ рывного совершенствования отраслевого планирования и планирования непосред­ ственно на предприятиях, стройках, в кол­ хозах и совхозах. „Мы ни в какой мере при этом не должны забывать о двух неразрывно связанных между собой сторонах планирования. Ве­ ликий Ленин, характеризуя существо пла­ нирования, говорил, что наши планы есть государственные планы, то есть задание трудящимся массам, закон, обязательный к выполнению. В тоже время, говорил он, планирование должно опираться на творче­ скую инициативу масс, выявляющую но­ вые возможности ускорения нашего разви­ тия, помогающую улучшать, совершенство­ вать, видоизменять наши планы с тем, что­ бы они выполнялись скорее, чем назначено. Без учета этих двух сторон не может быть настоящего научного планирования. В последнее время Центральный Комитет партии и Правительство приняли ряд мер, осуществление которых обеспечивает зна­ чительное улучшение дела планирования и руководства хозяйством. Как известно, Партией и Правительством были вскрыты серьезные недостатки и ошибки, которые были допущены нами в области планирования сельского хозяйства и которые сводились к чрезмерной центра­ лизации планирования с большим количе­ ством показателей, устанавливаемых для колхозов, МТС и совхозов. Такое планиро­ вание не вызывалось необходимостью и не диктовалось ни интересами государства, ни интересами колхозов и колхозников, сковывало инициативу колхозов и МТС, ослабляло их ответственность и заинтере­ сованность в развития сельскохозяйствен­ ного производства, не стимулировало уве­ личения выхода продукции с закреплен­ ных за колхозом земельных угодий и сни­ жало возможности получения колхозами высоких доходов. Новый порядок планирования, установ­ ленный ЦК КПСС и Советом Министров СССР в начале 1955 года, направлен на развязывание инициативы колхозов, сов­ хозов, МТС и является важнейшим рыча­ гом в деле дальнейшего крутого подъема сельскохозяйственного производства. Уже в первый год применения этого порядка пла­ нирования хозяйственная инициатива кол­ хозов проявилась в улучшении структуры посевных площадей, более правильном ис­ пользовании сельскохозяйственных угодий и увеличении продукции сельского хозяй­ ства. Важным мероприятием в деле улучше­ ния планового руководства сельским хо­ зяйством является также утверждение пла­ на заготовок сельскохозяйственных про­ дуктов не "на один' год, ‘кЗк' эУ'о было ранБ- ше, а на два года— на 1956 и 1957 гг., что дает возможность колхозам, МТС и сов­ хозам своевременно составить годовые про­ изводственно-финансовые планы, широко обсудить их среди колхозников, рабочих МТС и совхозов, специалистов сельского хозяйства. Осуществление нового порядка планиро­ вания сельскохозяйственного производства предъявляет новые повышенные требова­ ния ж местным партийным, советским ор­ ганизациям, к плановым и сельскохозяй­ ственным органам на местах. Оно вместе с тем требует серьезного улучшения работы Госплана СССР и Госэкономкомиссии СССР по перспективному и текущему планирова­ нию развития сельского хозяйства, пра­ вильному размещению сельскохозяйствен­ ного производства и специализации от­ дельных районов. * * * Товарищи! Наряду с указанными принципиальны­ ми изменениями в практике -планирования сельскохозяйственного производства по инициативе Центрального Комитета пар­ тии серьезно повышена роль республикан­ ских органов в руководстве промышлен­ ностью. В 1951 и 1955 гг. в республиканское подчинение было передано свыше 11 ты­ сяч промышленных предприятий. В Укра­ инской, Казахской, Азербайджанской союз­ ных республиках были созданы новые со­ юзно-республиканские министерства. Планирование производства и распреде­ ления всех видов продукции, выпускаемой предприятиями республиканской промыш­ ленности, передано в непосредственное ве­ дение Сонетов Министров союзных респуб­ лик. По фондируемой продукции, производи­ мой предприятиями республиканских ми­ нистерств и промысловой кооперации, в государственных планах снабжения народ­ ного хозяйства СССР распределяется лишь та часть, которая не используется на нуж­ ды республиканского хозяйства. По ряду важных видов фондируемой продукции, производимой на предприятиях общесоюз­ ных и союзно-республиканских мини­ стерств, в распоряжении Совета Минист­ ров союзных республик оставляется 25 процентов, а по некоторым видам — 50 процентов продукции, вырабатываемой по республике в целом сверх квартального плана. Этот порядок предоставляет в рас­ поряжение Советов Министров союзных республик дополнительные материальные ресурсы и тем самым повышает их заин -! тересованноеть в выполнении и перевы­ полнении планов предприятиями союзных и союзно-республиканских министерств. Доходи, дополнительно выявленные и полученные при исполнении государствен­ ного бюджета союзной республики, исполь­ зуются Советом Министров этой республи­ ки на финансирование жилищно-вомму-1 нального хозяйства и социально-культур­ ных мероприятий, включая и капитало­ вложения. Это позволило союзным респуб­ ликам в 1955 году за счет перевыполне­ ния доходной части бюджета дополнитель­ но направить на финансирование своего хозяйства свыше 700 миллионов рублей сверх сумм, предусмотренных, в государст­ венном бюджете. При подготовке плана на 1956 год Гос­ экономкомиссия СССР тщательно рассмот­ рела совместно с представителями Советов Министров союзных республик проекты планов по республиканскому хозяйству в увязке с заданиями по развитию союзно­ республиканского и союзного хозяйства на территории каждой республики. При этом были более полно учтены потребности рес­ публиканского хозяйства в финансовых средствах и материальных ресурсах. Государственные капиталовложения, на­ правляемые на развитие республиканского хозяйства, в плане на 1956 год увеличе­ ны по сравнению с 1955 годом на 26 про­ центов при росте общего объема капиталь­ ных работ по народному хозяйству СССР на 14 процентов. Значительно увеличен объем материальных ресурсов, выделяемых из централизованного фонда на нужды республиканского хозяйства. Проведенные мероприятия обеспечивают дальнейшее повышение роли союзных рес­ публик в руководстве хозяйством и улуч­ шении практики планирования республи­ канского хозяйства. Наша задача состоит в том, чтобы тщательно изучать новую практику планирования и на основе этого изучения идти дальше в этом направле­ нии. Видимо, назрела необходимость передачи Советам Министров союзных республик бо­ лее широких функций по контролю за раз­ витием всего хозяйства, размещенного на территории данной республики, независимо от подчиненности предприятий. Я имею в виду, в частности, контроль за осуществ­ лением союзными и союзно-республикан­ скими министерствами мероприятий по размещению, специализации и коопериро­ ванию предприятий на территории данной республики, имея в виду, что отсутствие такого контроля и организационного воз­ действия со стороны Советов Министров союзных республик, как показывает опыт, порождает серьезные недостатки в этом деле. Значительная работа проведена в на­ правлении расширения прав министров, начальников главных управлений и ди­ ректоров предприятий в руководстве хо­ зяйственной деятельностью. Значительно сокращен круг показателей, задания по которым утверждаются в государственном плане. Планирование производства и рас­ пределения многих видов продукции пе­ редано в непосредственное ведение мини­ стерств и ведомств. Опыт подтвердил положительное значе­ ние проведенных мероприятий в этой об­ ласти. Однако нужно сказать, что мы имеем случаи, когда отдельные руководи­ тели министерств и ведомств недостаточ­ но используют предоставленные им права, уходят от самостоятельного решения воп­ росов по руководству хозяйством, пыта­ ются под тем или иным предлогом при­ крыться проектами постановлений и ме­ роприятий, которые все еще в изобилии вносятся на рассмотрение Совета Мини­ стров СССР, хотя не всегда есть нужда в них. Я думаю, что эти недостатки имеют временный характер и будут постепенно преодолеваться руководителями мини­ стерств и ведомств. Принимая решения о значительном рас­ ширении прав министров и руководите­ лей ведомств в руководстве хозяйством, ЦК КПСС и Совет Министров СССР име­ ли в виду, что одновременно должна быть повышена и ответственность этих руко­ водителей за порученное им дело. Только при этом условии возможно наиболее правильное сочетание общегосударствен­ ного планирования с планированием от­ раслей народного хозяйства, предприятий, строек, колхозов и совхозов. При этом как государственные планы, так и планы раз­ вития отдельных отраслей народного хо­ зяйства должны в полной мере отражать общегосударственные интересы и интере­ сы максимального использования имею­ щихся резервов роста социалистического производства. Однако нужно отметить, что отдельные руководители министерств и ведомств не­ правильно понимают свои задачи в обла­ сти планирования и руководства хозяйст­ вом, направляя усилия своего аппарата при разработке планов и их осуществле­ нии на то, чтобы добиться получения за­ вышенных средств и ресурсов от государ­ ства, вместо того, чтобы вскрывать и ис­ пользовать имеющиеся внутренние резер­ вы и тем самым обеспечивать выполнение принятых планов при максимальной эко­ номии государственных средств. Чтобы не быть голословным, я позволю себе привести отдельные примеры. Так, при разработке плана на 1955 год. неко­ торые министерства и ведомства предла­ гали установить по промышленности рост производительности труда в среднем на 4 процента. Правительство поправило эти проектировки, и фактически рост произ­ водительности труда за 1955 год соста­ вил 8 процентов. Примерно такое же по­ ложение имело место и при составлении плана на 1956 год, то есть представлен­ ные министерствами проектировки были занижены против возможностей роста про­ изводительности труда, где Партии и Пра­ вительству вновь пришлось вмешаться в это дело и исправить его. Принятие предложений министерств по ТРУДУ и себестоимости вызвало бы необ­ ходимость^ 1956 году дополнительного набора рабочих и служащих примерно 2 млн. человек, увеличения фонда зара­ ботной платы по народному хозяйству бо­ лее чем на 20 млрд, рублей и повышения себестоимости продукции на 18 миллиар­ дов рублей. Спрашивается: можно ли рас­ ценивать эти проектировки министерств иначе, как проявление узковедомствен­ ных тенденций? Занижая задания по ро­ сту производительности труда и в связи с этим требуя увеличения численности рабочей силы и фонда заработной платы, министерства и ведомства в ряде случаев стремились преуменьшать свои возможно­ сти по-росту объема производства. В качестве примера можно привести Министерство черной металлургии СССР, которое при обсуждении плана на 1956 год настойчиво отстаивало проектировки по стали на 1,3 миллиона тонн и по про­ кату— на 1,7 миллиона тонн меньше, чем это принято Правительством. Следует от­ метить, что это министерство и при раз­ работке плана на 1955 год требовало установить ему более низкие задания по производству металла. Правительство от­ вергло это предложение и приняло более высокий план, который был не только выполнен, но и перевыполнен: по вы­ плавке стали— на 570 тысяч тонн и по производству проката — более чем на 200 тысяч тонн. Заниженные проекты планов были представлены также Мини­ стерством угольной промышленности СССР, Министерством промышленности строительных материалов СССР и некото­ рыми другими. Наряду с этим министерства и ведом­ ства представили непомерно раздутые за­ явки на государственные капиталовложе­ ния, которые не вяжутся ни с имеющи­ мися ресурсами народного хозяйства, ни с потребностью этих министерств. Чтобы делегаты съезда знали, насколько руко­ водители ряда министерств не считаются с возможностями и ресурсами народного хозяйства, достаточно сказать, что сверх принятого в плане на 1956 год объема капиталовложений министерства требова­ ли дополнительно выделить 60 млрд, руб­ лей, или более одной трети общего объе­ ма, выполненного в -1955 году. При заниженных проектировках по про­ изводству промышленной продукции на 1955 год министерства и ведомства пред­ ставили заявки на материально-техниче­ ское обеспечение этого производства в .значительно больших размерах, чем это вытекало из их потребности. Так, заявки по прокату черных металлов были завы­ шены на 5 млн. тонн. Я думаю, что выполнение и перевыпол­ нение ежегодных планов и планов пяти­ летки, утвержденных Партией и Прави­ тельством, дает нам право осудить дейст­ вия этих министерств, представляющих заниженные показатели в проектах пла­ нов. Как показывает практика, утверж­ денные Правительством задания по росту производства, повышению производитель­ ности труда и снижению себестоимости продукции будут выполнены и перевы­ полнены при выделенных государствен­ ных средствах и материальных ресурсах. * * * Товарищи! Советское государство ежегодно направ­ ляет на развитие народного хозяйства ог­ ромные средства. На шестую пятилетку объем капитальных вложений определен в сумме 990 млрд, рублей. Мы обязаны максимально эффективно использовать эти средства и не. допускать, чтобы построенные предприятия работали не на полную мощность. Между тем опыт показывает, что в пла­ нах мы далеко не полностью учитываем возможности расширения производства на действующих предприятиях. Об этом, в частности, свидетельствуют итоги выпол­ нения пятого пятилетнего плана. В истек­ шей пятилетке при значительном невыпол- ■&—---------------------------- . а Москва. Большой Кремлевский дворец.ХХ съезд Коммунистической партии Сов., ского Союза. На снимке: в перерыве между заседаниями. Д. Ибаррури (Компартия Испании) и В. Червенков (Болгарская компартия) беседуют с делегатами съезда. Фото В. Савостьянова. (Фотохроника ТАСС). 26 февраля 1955 г., № 43 (524) о в е т с к о г о С о ю з а 3 . С а б о нении плана ввода в действие новых про­ изводственных мощностей план производ­ ства в важнейших отраслях промышленно­ сти был перевыполнен. Так, при невыпол­ нении заданий по вводу в действие про­ катных станов на 4,8 млн. тонн план про­ изводства проката был перевыполнен на 0,7 млн. тонн; при невыполнении заданий по вводу в действие угольных шахт и раз­ резов на 21 млн. тонн план добычи угля был перевыполнен на 18 млн. тонн. Ана­ логичное положение имело место и в ряде других отраслей промышленности. Наряду с необходимостью серьезного улучшения работы строительных органи­ заций, в целях ускорения сроков строитель­ ства и полного выполнения установленных заданий по вводу в действие новых произ­ водственных мощностей мы должны не ослаблять, а усиливать работу по улучше­ нию использования наличных мощностей. Нужно прежде всего использовать имею­ щиеся возможности роста производства за счет проведения мероприятий, которые не требуют дополнительных затрат государст­ венных средств или могут быть осуще­ ствлены при незначительных затратах. А возможности в этой области имеются не ма­ лые. Уровень использования мощностей в большинстве отраслей промышленности и на большинстве предприятий может быть значительно повышен. Вот возьмите, например, сложившуюся в Министерстве угольной промышленности СССР практику освоения проектных мощно­ стей угольных шахт. Ведь это же факт, что на большинстве крупных шахт проект­ ные мощности полностью осваиваются лишь через пять— шесть, а иногда и более лет после ввода их в действие. Например, шахта № 12— 18 имени «Правды» треста «Буденновскуголь» в Донбассе проектной мощностью 1.000 тонн угля в сутки, сдан­ ная в эксплуатацию в 1949 году, в на­ стоящее время, то есть через семь лет после ввода в действие, освоила эту мощ­ ность лишь на 42 процента. Шахта № 17— 17-бис треста «Краснолучуголь» мощностью 3.000 тонн угля в сутки, сдан­ ная в эксплуатацию в 1950 году, освоила мощность в 1955 году лишь на 39 процен­ тов. Аналогичное положение и на ряде дру­ гих шахт Донецкого и других бассейнов. * „ ** Большую работу в шестом пятилетии должны провести хозяйственные и плано­ вые органы в области расширения и упо­ рядочения специализации и кооперирова­ ния предприятий. Проблема эта во весь рост поставлена июльским Пленумом ЦК КПСС. 0 ней говорили в своих докладах товарищи Хрущев и Булганин. Я хочу сказать, что мы многое обязаны сделать уже в 1956 ГОДУ. Те министерства, которые по-настояще­ му работали в этой области, добились‘уже неплохих результатов. Например, в итоге проведения специализации турбинных за- водов,„умепьшенця..количества типо-разме- ров машин и увеличения мощности в од­ ном агрегате выпуск паровых турбин на тех же производственных площадках вы­ рос за истекшую пятилетку более чем на 1 миллион киловатт. Если бы эти меро­ приятия не были осуществлены, потребо­ валось бы построить новый турбинный за­ вод стоимостью 400— 500 миллионов руб­ лей. В плане на 1956 год предусмотрен ряд мероприятий в области специализации и, в частности, по ограничению номенклатуры изделий, выпускаемых заводами, и устра­ нению нерационального дублирования про­ изводства однородных изделий на различ­ ных заводах. Это прежде всего относится к производству запасных частей, автомо­ билей, тракторов, сельскохозяйственных машин, дизелей, турбогенераторов, гидро­ генераторов, крупных электрических ма­ шин, силовых трансформаторов, электро­ двигателей и некоторых других видов обо­ рудования и машин. Злейшим врагом специализации и ко­ оперирования является ведомственность наших хозяйственных органов, нежелание министерств считаться с общегосударст­ венными интереса.™ и стремление обяза­ тельно «втиснуть» межзаводскую коопера­ цию в узкие ведомственные рамки, что приводит к различного рода уродствам. Эта негодная практика должна быть иско­ ренена, и чем скорее, тем лучше. В прошлом году Госэкономкомиссия СССР совместно е Госпланом СССР и с участием местных партийных и советских органов провела комплексную проверку работы 68 предприятий, размещенных в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, с точки зрения использования производ­ ственных мощностей этих предприятий, их специализации и кооперирования. Провер­ ка показала, что министерства и ведомст­ ва, в ведении которых находятся указан­ ные предприятия, планируют их загрузку без всякого учета возможностей их специ­ ализации и кооперирования и удовлетворе­ ния потребности в их продукции близле­ жащих районов. Подготовленные по этому вопросу предложения были одобрены ЦК КПСС, и по ним приняты соответствую­ щие решения. Такую работу по комплексной проверке сложившейся специализации и коопериро­ вания предприятий и разработке соответ­ ствующих предложений по их улучшению Госэкономкомиссия совместно с Госпланом организуют по ряду крупных промышлен­ ных центров и экономических районов и прежде всего по Ленинграду и Уралу. Ука­ занная работа поможет нам навести поря­ док в этом деле. Одновременно мы должны, как эго пред­ усмотрено в проекте Директив, присту­ пить к разработке перспективных планов развития специализации и кооперирования предприятий.в пределах крупныхпромыш- -чгаых центров и экономических районов. * ❖ * Несколько слов о таком важном резерве >ста производства, как экономия матери- ятьпых ресурсов. В проекте Директив по шестому пятилетпему плану предусмотре­ ны серьезные задания по экономии сырья, материалов и топлива. За годы пятилетки в а удельный расход металла должен быть снижен в среднем не менее чем на 22 про­ цента. Выполнение этого задания постав­ лено в прямую связь с намеченным увели­ чением производства продукции машино­ строения и металлообработки. Только при таких размерах экономии может быть обес­ печен рост продукции машиностроения и металлообработки примерно на 80 процен­ тов в условиях, когда производство стали и проката увеличивается на 51— 52 про­ цента. Понятно, что предусмотренная экономия не может быть обеспечена за счет простого ужесточения норм расхода сырья и мате­ риалов на производимые изделия. Это бы­ ло бы нереальным и могло бы привести-, только к диспропорции и к срыву нам- чаемых заданий по росту производства. Мы вовсе не намерены ужесточать условия ма­ териального снабжения. Наоборот, речь идет о создании большей устойчивости в снабжении и, в частности, об увеличении текущих материальных запасов в народ­ ном хозяйстве. Речь идет о том, чтобы на базе технического прогресса и совершен­ ствования технологии и организации про­ изводства осуществить пятилетний план с меньшими материальными затратами. Поставленная задача по экономии ма­ териальных ресурсов может быть успеш­ но выполнена и перевыполнена, если кадры наших конструкторов н техноло­ гов, наряду с поисками наиболее высоких эксплуатационных показателей выпускае­ мой ими продукции, обязательно будут находить и наиболее экономичные реше­ ния с точки зрения расхода сырья и ма­ териалов. Уменьшение веса и габаритов машин и оборудования при одновременном повы­ шении их производительности — важиг"^ резерв, который нужно всемерно испол». зовать в интересах дальнейшего роста производства и экономии в народном хо­ зяйстве. Вместе с тем с полным основа­ нием необходимо здесь заявить, что испы­ тываемые народным хозяйством частич­ ные затруднения в снабжении металлом, а также большой перерасход металла у потребителей в значительной мере объяс­ няется тем, что Министерство черной ме­ таллургии не уделяет должного внимания производству экономичных профилей про­ ката и допускает многочисленные нару­ шения планов поставок металлов по сор­ таменту. Общеизвестно, насколько велико народ­ нохозяйственное значение экономии топ­ лива. Между тем многие министерства не уделяют необходимого внимания этому важнейшему делу. Это прежде всего отно­ сится к Министерству путей сообщения,; Министерству электростанций, Министер­ ству черной металлургии, Министерству промышленности строительных материа­ лов, которые являются основными потре­ бителями топлива в нашей стране, а так­ же к Министерству угольной промышлен­ ности, которое дает потребителям уголь в таком виде, что его трудно использовать без потерь. Паровозный парк железных дорог снаб­ жается у нас рядовым углем вместо гро­ хоченного угля или брикета. Это приво­ дит к тому, что железные дороги теряют до 10 миллионов тонн угля в год. Пора потребовать от Министерства угольной промышленности СССР, чтобы оно быст­ рее осуществило перевод потребителей на снабжение сортовыми углями и брике­ тами. Значительные резервы по экономии топлива имеются и на электростанциях. Освоение нового оборудования на элек­ тростанциях Министерства электростан­ ций чрезмерно затягивается. Только по этой причине на электростанциях высо­ кого давления пережигается ежегодно 1 миллион тонн условного топлива. Экономия и рациональное использова­ ние материальных ресурсов настолько важное общегосударственное дело, что мы- должны привлечь к нему внимание всех наших хозяйственных и партийных орга­ низаций. * ** Товарищи! Шестой пятилетний план является новым ярким доказательством. ( неуклонного подъема социалистической экономики, роста народного благосостоя­ ния, расцвета культуры и науки. Этот план получил единодушное одобрение все­ го нашего народа. Все советские поди полны уверенности в том, что план новой пятилетки будет так же успешно выпол­ нен, как и предыдущие планы. Успехи великого Советского Союза зна­ менуют собой торжество мирного созида­ тельного труда для блага народа, для сча­ стливой и радостной жизни советского человека. Этот факт является самым ? гучим нашим союзником в экономически ' соревновании двух систем хозяйства— со­ циалистической и капиталистической. Под его. воздействием множатся ряды дру­ зей Советского Союза. Сейчас уже не только население стран народной демо­ кратии, но и народы других стран под­ держивают нас, сочувственно относятся к нашему делу. Выражая заветные чаяния своего наро­ да п всех простых и честных людей ми­ ра, Коммунистическая партия и Совет­ ское Правительство проводили и впредь будут неуклонно проводить политику ми­ ра во всем мире, политику экономическо­ го процветания своей страны и мирного сотрудничества со всеми государствами, желающими жить с нами в мире. Товарищи! В шестом пятилетием плане воплощены стремления всего многомил­ лионного советского народа — творца и строителя коммунистического общества. Перед великим советским народом план шестой пятилетки открывает нозые пег спективы дальнейшего роста могущестх^,. и богатства нашей Родины, первой в ми­ ре страны победившего социализма. Эти перспективы вдохновляют сов'чсгнх лю­ дей на повью трудовые подвиги во г :д торжества воммугагма. (Ап-етсг-хг.-.:). Редактор Л. РОДИОИОВСИЯЙ. А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И З Д А Т Е Л Ь С Т В А : гор. Липецк, Коммунальная >площадь, 44. Т Е Л Е Ф О Н Ы : редактора —28—67, зам. редактора —28—68, ответ, секретаря —35—35, О Т Д Е Л О В Р Е Д А К Ц И И : партийной жизни —35—30, пропаганды—37—12, промышленности и транспорта — 32—32, сельского хозяйства — 24—71 и 30—24, культуры и быта —30—82, писем трудящихся — 31—72, информации — 34—61, объявлений — 34—55. Прямой междугородный — 22. АЭ 01228 Липецк, типография областного управления культуры Зак. Мэ 1760

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz