Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ XX съе з д Комму нис тиче с кой Р е ч ь 23 февраля 1956 г., X» 40 (521) партии Сов е т с ко г о Союз а Товарищи! Значение отчетного доклада Центрального Комитета, так же как и зна чение самого XX съезда, выходит далеко за пределы партии, за пределы нашей стра ны. Объясняется это тем, что наша партия руководит могучим Советским государством, играющим большую роль в международной политике и оказывающим все более решаю щее воздействие на ход мировых событий. Объясняется это и. тем, что XX съезд со брался на новом, важнейшем этапе строи тельства коммунизма, которое под руковод ством нашей партии ведет советский на род. Отчетный доклад ЦК, сделанный тов. Н. С. Хрущевым, ярко и убедительно по казал, ^какой неиссякаемой творческой силой обладает наша могучая, любимая народом большевистская партия. (Аплоди см енты ). Отчетный период был сложным и труд ным в жизни нашей партии и страны. Необходимо вспомнить, что вскоре после XIX съезда враги СССР, враги коммунизма, враги мира строили свои коварные расче ты на кризис в нашей партии, в ее руко водстве, на разлад между рабочим классом и крестьянством, между народами нашего многонационального государства. Теперь весь мир видит, как провалились с треском— в который уже раз— как хозяе- ' ва> та* и кликуши-гадалки империализма. К своему XX съезду великая семимил лионная партия пришла спаянная монолит ным единством, тесно сплоченная вокруг своего ленинского Центрального Комитета и его Президиума, последовательно осу ществляющего принцип коллективного ру ководства. (Б урны е аплодисм енты ). Неизмеримо окреп союз рабочего класса и колхозного крестьянства и дружба наро дов нашей страны. Советский народ еще больше сплотился вокруг нашей партии. При помощи испытанного большевист ского метода:—смелой критики и самокри тики-—партией и ее Центральным Комите том было найдено правильное решение са мых крупных и сложных вопросов, остро стоявших перед партией и страной. Смело и решительно была разоблачена и ликвидирована преступная деятельность Фашистско-провокаторской банды Берия. Тем самым были укреплены партия и Со ветское государство. т о в а р и щ а Л. М. К а г а н о в и ч а I . Со всей принципиальной глубиной и практической обстоятельностью была вскрыта серьезная диспропорция между ростом промышленности, потребностей на рода и отставанием сельского хозяйства, были разработаны и уже в известной ме ре осуществлены меры по исправлению дела в сельском хозяйстве. Поднят на новую высоту вопрос о тех ническом прогрессе в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве. Разра ботаны меры по исправлению положения и ликвидации недостатков в промышленно сти. На основе марксистско-ленинского учета современных условий и обстановки была смело развита большая активная инициа тива в советской внешней политике, в борьбе за мир. Главный итог, который подводит XX съезд, состоит в том, что народы Совет ского Союза под руководством партии, опи раясь на успехи индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, успешно и досрочно выполнили пятую пя тилетку развития, народного хозяйства. • Сделан новый крупный шаг вперед в деле подъема материального благосостояния народа и победоносного строительства ком мунизма. С Советским Союзом— главной ведущей силой могучего социалистического лагеря еще больше укрепили узы вечной братской дружбы великая Китайская Народная Рес публика и другие страны народной де мократии: Польская Народная Республика, Чехословацкая Республика, Венгерская На родная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Бол гария, Народная Республика Албааия, Гер манская Демократическая Республика, Ко рейская Народно-Демократическая Респуб лика, Монгольская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам. Со ветское государство одержало серьезные победы в борьбе за мир, безопасность и дружбу народов всего мира. Верховный орган партии — XX съезд имеет все основания с большим удовлетво рением одобрить деятельность Центрально го Комитета партии, который успешно ве дет партию и весь народ по пути великого .Пенила. (Продолжительные аплодисменты ). В отчетном докладе ЦК дана яркая кар тина глубокий марксистский анализ крупнейших достижений партии в ее борьбе за всеобщий мир, международную безопасность, дружбу народов, за мирное сосуществование всех государств, незави симо от их социально-политического строя. Хспехи нашей внешней политики яв ляются результатом того, что Централь ный Комитет правильно и последовательно проводит мудрую ленинскую политику. Сила внешней политики нашей партии состоит^ в том, что она является глубоко научной, базируется на ленинском анали зе империализма, как умирающего и за гнивающего капитализма. Вскрывая зако номерности в развитии мировой экономики и политики, учитывая изменения в соот ношении классовых сил на международной арене, наша Партия и Правительство свое временно ставят и успешно решают все новые и новые задачи, обеспечивают укрепление позиций СССР и всего социа листического лагеря, а это означает ослаб ление позиций империализма. Великий вождь нашей партии и Совет ского государства В. И. Ленин указывал, что после раскола мира в результате побе ды Октябрьской революции на две проти воположные системы — социалистическую и капиталистическую — развитие мировой политики будет происходить по двум ли ниям: одна, линия выражает стремление исторически обреченных эксплуататорских классов сохранить свое господство над ра бочим классом и трудящимися массами «своих» стран и удержать в подчинении порабощенные и угнетенные народы дру гих стран. Другая линия выражает твердую реши мость рабочего класса, угнетенных наро дов заменить общество, основанное на , эксплуатации, рабстве, угнетении, поро ждающем войны, кризисы, безработицу, обнищание и голод масс, новым обществом, в котором освобожденные от социального и национального гнета, свободные и неза висимые народы будут развивать свои от ношения на основе мира, братского сотруд ничества, уважения и взаимной помощи. Великий учитель пролетариата Е. Маркс научно доказал неизбежность создания та кого общества. «В противоположность ста рому обществу с его экономической нище той и политическим безумием, — писал он, — нарождается новое общество, между народным принципом которого будет — мир, ибо у каждого из народов будет один и тот же властелин — труд!» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, том 1, стр. 449). Все развитие мировых событий под тверждает правильность предвидений осно воположников научного коммунизма. Но вые доказательства этому приведены в от четном докладе Центрального Комитета XX съезду. За период между XIX и XX съездами партии в огромной мере вырос международ ный авторитет Советского Союза и его влияние на ход мировых событий, окрепли международные позиции стран социалисти ческого лагеря, возглавляемого СССР и Китайской Народной Республикой. Восста новлены дружественные и братские отно шения с Югославией. С другой стороны, обострился общий кризис капитализма, трещит по всем швам колониальная система империализма. Коренные изменения на мировой арене открывают еще более благоприятные перспективы и условия для усиления борьбы за мирное сосуществование госу дарств с различным социально-политиче ским строем, за предотвращение войны. Поэтому, применяя марксизм-ленинизм творчески, а не догматически, диалектиче ски, а не метафизически, учитывая про исшедшие изменения, в отчете ЦК, сделан ном тов. Н. С. Хрущевым, правильно ста вятся сейчас по-новому важнейшие вопро сы. Это вопросы о мирном сосуществова нии, о возможности предотвращения войны и о формах и путях перехода к социализ му. Все они тесно связаны между собой. Решающее значение имеет вопрос о вой не и мире, так как он является жгучим, жизненно важным для десятков и сотен миллионов людей во всех уголках земного шара, которые пережили в двадцатом веке две мировых войны. Разумеется, мы остаемся на классовой, марксистско-ленинской позиции в понима нии вопроса о причинах, порождающих войны, особенно при империализме. Советскому государству по его классовой природе глубоко чуждо стремление к вой нам е целью навязывания народам своей идеологии и социально-политического строя, решения спорных международных вопросов силой оружия, а тем более захва та чужой территории и порабощения дру гих народов. Что касается империализма, то ему по природе свойственно порождение войн, но и он не всегда волен проявлять эту свою природу, так как. он же порождает своего антипода — рабочий класс, который тор мозит проявление звериных сторон его природы, а при необходимости будет ло мать эту природу империализма. Решающей силой, стоящей на пути раз вязывания новых войн, являются народы. А удельный вес этой силы, воля народов к миру, их непреклонная решимость не до пустить новой , мировой истребительной войны за последний период неизмеримо выросли. Вот почему безусловно правилен вывод из .учета современного соотношения сил о том, что фатальной неизбежности войны нет. Мы убеждены, что, если наро ды возьмут дело сохранения мира в своп руки и будут отстаивать его до ' конца, мир будет сохранен и упрочен! (Аплоди сменты ). Народы всех стран, и в первую очередь советский народ, должны в то же время учитывать авантюристический характер реакционных сил империализма и поэтому должны соблюдать величайшую бдитель ность. Возможность предотвращения войны, к чему мы стремимся, будет тем более реаль ной, чем больше мы будем разоблачать реакционные агрессивные силы империа лизма, бороться за разоружение, а пока не достигнуто соглашение о разоружении, будем крепить оборонную мощь нашей Ро дины, совершенствовать наши доблестные Вооруженные Силы, превращать Совет ский Союз во все более могучий и надеж ный оплот всеобщего мира, безопасности, дружбы народов! (Продолжительные апло дисм енты ). Историческое значение имеет то, что за мирное сосуществование всех государств, независимо от их социально-политического строя, выступают связанные узами тесной братской дружбы народы велкких держав-— Советского Союза, Китайской Народной Республики, Республики Индии, а также многих других стран. Ленин в своей статье «Лучше меньше, да лучше», анализируя перспективы миро вого развития, писал 33 года тому назад: «Исход борьбы зависит, в конечном сче те, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство на селения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни т еш сомнения в том, каково будет окончательное решение миро вой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена» (Сочинения, т. 33, стр. 458). Теперь весь мир видит, как сбывается и это научное пророчество гения человече ства Владимипа Ильича Ленина. (Бурны е аплодисменты ). Если бы Ленин мог увидеть, как народы Индии встречали посланцев социалистиче ского Советского государства , товарищей Хрущева и Булганина и ,какое политиче ское сближение установилось между СССР, Китайской Народной Республикой и Рес публикой Индией, он бы с радостью ска зал: «Вот это то, о чем я мечтал». (Апло дисменты ). Важное значение имеет то, что внутри капиталистических стран обостряются классовые противоречия, усиливается борь ба рабочего класса и широких народных масс не только за свои экономические ин тересы, но и против гонки вооружений, за мир, за ослабление напряженности в меж дународных отношениях. §7 Растет тяга рабочего класса к единству, к объединению всех патриотических и де мократических сил на базе защиты нацио нальной независимости и отказа от подчи нения иностранному империализму. Осо бенно ярко все это проявилось во Франции и в Италии, где коммунистические партии одержали на выборах в парламенты бле стящие победы, которым искренне радуют ся наша партия и весь советский народ! (Аплодисменты). Как всегда, мы стоим на своих револю ционно-классовых позициях. Социализм неизбежно должен прийти на смену капи тализму, только социализм избавит народы от ужасов ^эксплуатации, угнетения,: обни щании, воин, кризисов, безработицы и т. д. Но вопрос б формах перехода к социа лизму должен решаться конкретно, приме нительно к каждой стране, е учетом ново го исторического опыта. Это_— великий опыт Китая и стран на родной демократии. Опираясь на массовое революционное движение пролетариата, трудящихся масс, народная власть в этих странах, используя при этом и парламент ские формы, наполняя их новым содержа нием— народной демократией, победонос но строит социализм. Советский народ и наша партия от всей души радуются ис торическим победам наших братьев. Это ооеепечивдетеж таким решающим условием, как политическое руководство рабочего класса, возглавляемого его революционным авангардом. (Аплодисменты), Все это стало возможным только потому, что в СССР победил социализм. Теперь, ко гда крепостью социализма стали страны, охватывающие почти половину челов'ечс- ства, созданы благоприятные условия для возможности перехода от капитализма к социализму отдельных стран, при опреде ленных условиях, и без гражданской войны. При этом мы допускаем возможность использования парламентских форм, по средством завоевания прочного большин ства, опирающегося на массовое революци онное движение пролетариата, осуществ ляющего во главе с его революционным авангардом политическое руководство все ми трудящимися. В современных исторических условиях приобретают особое значение ленинские стратегические и тактические принципы, в особенности изложенные в его замеча тельном труде «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». В. И. Денин учит коммунистов тому, чтобы «уметь приложить орщие и основ ные принципы коммунизма к тому своеоб разию отношений между классами и пар тиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойст венно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать». Он также подчеркивает, что нужно «уметь все и всяческие, новые и старые формы сделать орудием полной и окончательной, решительной и бесповоротной победы ком мунизма» (Сочинения, т. 31, стр 69— 70, 83). Постановка принципиальных вопросов современного международного развития в отчетном докладе ЦК имеет крупнейшее теоретическое и практически политиче ское значение не только для нашей пар тии, но и для всех братских коммунисти ческих и рабочих партий. Учитывая изменившуюся международ ную обстановку и опираясь на растущую тягу рабочего класса к единству, на стремление всех подлинно демократических прогрессивных сил к объединению в борьбе за национальную независимость и социаль ный прогресс, за мир, против войны, наши братские партии могут добиться серьезных успехов. Пожелаем же от всего сердца братским коммунистическим и рабочим партиям ус пехов в достижении единства рабочего класса, в их благородной борьбе за мир, за социализм. (Аплодисменты). Можно не сомневаться в том, что XX съезд партии одобоит поставленные в от четном докладе ЦК, доложенные тов. Н. С. Хрущевым, принципиальные вопросы. Та кое решение XX съезда еще больше укре пит позиции нашей партии и Советского государства в борьбе за мирное сосущест вование, за предотвращение войны, за дружбу народов во всем мире, за единство олбрчего класса в богьбе за социализм. (Бурны е аплодисменты). I I . Товарищи! Мы укрепили и улучшили наше международное положение и благода ря тому, что, опираясь на высокоразви тую индустрию, во-первых, не отставали, а в некотором отношении и опережали США в производстве самой современной продукции для обороны и, во-вторых, ук репили внутриполитическое положение страны, добились серьезных успехов в развитии сельского хозяйства, промыш ленности. После XIX съезда партии ЦК со всей большевистской принципиальностью и энергией разработал, принял и осущест вляет ряд крупнейших исторических ре шений по сельскому хозяйству. Четыре Пленума ЦК были посвящены вопросам увеличения производства зерна и продук тов животноводства, освоения целинных и залежных земель, дальнейшего укрепле ния колхозов и совхозов. Такое сосредоточение сил и средств партии и государства на обеспечении крутого подъема сельского хозяйства было вызвано тем, что подвергшееся разорению во время войны сельское хозяйство нахо дилось в трудном положении. Дз всех мер, принятых Центральным Комитетом после XIX съезда партии, осо бенно большое значение имели решения об освоении крупных массивов целинных и залежных земель, об укреплении колхозов кадрами и другие. В результате ряда эко номических мероприятий значительно уси лена материальная заинтересованность колхозников в подъеме колхозного произ водства. Партия добилась упрочения ле нинского союза рабочего класса и кресть янства. Работники МТС и совхозов представля ют теперь собой довольно большой отряд рабочего класса нашей страны. Сами МТС значительно укреплены, вооружены боль шим количеством передовой техники. В шестой пятилетке намечено резко увели чить техническую вооруженность сельско го хозяйства и эта задача должна быть во что бы то ни стало выполнена. Сейчас ЦК ставит главной задачей до биться резкого повышения урожайности во всех колхозах и совхозах, в особенности в густонаселенных районах. Необходимо зна чительно увеличить снабжение сельского хозяйства минеральными удобрениями, а следовательно, повысить роль химической промышленности. Этим вопросом’ придется заниматься еще и в процессе осуществле ния пятилетки, чтобы перевыполнить на мечаемые задания. Партия, ее ЦК сделали большое и важ ное дело, направив на укрепление колхо зов около 30 тысяч крупных работников в качестве председателей правлений от стающих колхозов. Посланные в деревню в период борьбы за коллективизацию 25 тысяч рабочих, а также работники политотделов МТС и сов хозов являлись по преимуществу полити ческими организаторами,- Сейчас в дерев ню посланы работники, имеющие наряду с политическим опытом инженерные и аг рономические знания. Нужно продолжать всячески их поддерживать, поднимать их квалификацию, не терять с ними связи, я это важнейшее организационное меро приятие партии даст большие результаты в деле дальнейшего подъема социалисти ческого сельского хозяйства. В области промышленности ЦК партии и Правительство в отчетный период раз работали и осуществили ряд крупных ме роприятий, обеспечивших успешное вы полнение и перевыполнение заданий по пятому пятилетнему плану, установлен ных XIX съездом партии. Особенно большое значение имело по становление июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. Которое указывает принципи альный путь дальнейшего развития социа листической промышленности и особенно тяжелой, как незыблемой основы развития всей экономики, укрепления оборонили мощи страны, подъема сельского хозяйст ва и _развития промышленности, произво дящей товары народного потребления. Это путь .технического прогресса на ба зе широкого внедрения новой техники и достижений отечественной и мировой нау ки и резкого повышения на этой основе производительности труда. Осуществление решений ЦК по промышленности и сель скому хозяйству, заданий шестого пяти летнего плана обеспечит новый взлет на шего социалистического хозяйства и уско ренные темны перехода страны от социа лизма к коммунизму. I I I . Рост народного хозяйства нашей стра ны, дальнейшее мощное развитие тяжелой индустрии, осуществление крупных меро приятий, принятых Партией и Прави тельством по подъему сельского Хозяйства, увеличение производства предметов на родного потребления — весь новый подъ ем социалистической экономики нераз рывно связан и в значительйой степени зависит от нового подъема транспорта. Транспорт, как и вся наша славная индустрия и подымающееся сельское хо зяйство, пришел к XX съезду партии с серьезными достюкениями. Несмотря на то, что наш транспорт в ■основном удовлетворяет потребности на родного хозяйства в перевозках, было бы неправильно не видеть, что железные до роги имеют недостатки в работе и уже сейчас испытывают серьезное напряжение в перевозках. Все еще не ликвидирована «карточная» система в распределении норм вагонов между грузоотправителями. Напряжение сказывается прежде всего на дорогах Урала, .Сибири и Донбасса и на выходах с этих дорог. Между тем потоки грузов гигантски возрастают. Для полного удовлетворения потребно сти хозяйства в перевозках транспортни ки, в первую очередь железнодорожники, должны увеличить провозную и пропуск ную способность дорог и особенно сосредо точить усилия на ликвидации техниче ской отсталости транспорта, на его рекон струкции и улучшении работы. Центральный Комитет партии правиль но и решительно поставил вопрос о кру том переводе железных дорог на элек трическую тягу, что является важнейшим звеном технической реконструкции же лезнодорожного транспорта и развития его на базе высшей техники. В принятом 15-летнем плане электри фикации железных дорог предусматри вается перевод на электротягу важнейших грузонапряженных направлений — от Мо- срвы на Юг и на Восток, горных линий, магистралей е большими размерами грузо вого и пассажирского движения и приго родных участков вокруг крупных городов. Электрификация железных дорог, а также _ внедрение тепловозов является важнейшим фактором повышения провоз ной способности железных дорог. Новый восьмиосный электровоз мощностью 5.700 лошадиных сил будет водить поезда ве сом 3,5 — 4 тыс. тонн со скоростью до 90 км в час, а на руководящем подъеме— 42^—43 км в час. В 1960 году электро возной и тепловозной тягой будет осуще ствляться 40— 45 процентов всего грузо оборота железных дорог против 14 про центов в настоящее время. Тов. Н. С. Хрущев в своем докладе пра вильно критиковал железнодорожников и их руководителей за отставание в элек трификации железных дорог и внедрении новой техники. Л, уверен, что железнодорожники по- большевистски воспримут справедливую критику ЦК и с революционным пафосом возьмутся за внедрение электротяги, за осуществление замечательного плана элек трификации и обеспечат новый подъем железнодорожного транспорта Советского Союза. Само собой разумеется, что вместо с ре конструкцией тяги должна быть внедрена новейшая техника во всех отраслях же лезнодорожного хозяйства, иначе электри фикация не даст полного эффекта. Необ ходимо более решительно внедрить авто матику в управление движением поез дов — автоблокировку, диспетчерскую централизацию, электрическую централи зацию стрелок, механизацию сортировоч ных горок, автостопы, радиосвязь, теле видение на станциях и т. д. У нас имеет ся 120 тыс. стрелочников. А когда мы осуществим электрификацию стрелок, у нас их почти не будет. Тогда с ликвида цией профессии будет ликвидирована и пословица: «Во всем виноват стрелочник». (Оживление в зале). Наиболее совершенной и новейшей тех никой является диспетчерская централи зация, при которой диспетчер из одного пункта сам обеспечивает пропуск поез дов, управляет сигналами и переводом стрелок на пятнадцати — двадцати про межуточных станциях на участке до 200 км. На этих станциях должен упразд няться почти весь штат работников дви жения, в том числе и стрелочники, и остается один начальник станции. Внедрение автоблокировки и диспетчер ской централизации должно обязательно идти в йогу с развитием электрификации и теплофикации. Нужны вагоны грузоподъемностью до 100 топн, больше полувагонов, универ сальных вагонов. С ростом сельского хо зяйства значительно возрастет перевозка овощей, фруктов, мяса и других скоропор тящихся грузов. Это потребует широкого внедрения рефрижераторных поездов, ва гонов с механическим охлаждением. Острым является вопрос о пассажир ских вагонах. Свыше 40 проц, пассажир ских вагонов устаревшей конструкции, в местных и пригородных поездах много старых неудобных для пассажиров из ношенных вагонов. Необходимо разрабо тать план замены старых пассажирских вагонов и всемерного улучшения пасса жирских перевозок, развернуть оборудова ние пассажирских вагонов установками для кондиционирования воздуха. Одновременно необходимо развивать пропускные способности железных дорог, станции, вторые пути и строительство новых дорог, прежде всего на грузона пряженных п вновь осваиваемых направ лениях, В 1960 году должны быть, на пример, построепы новые линии: Магни тогорск — Стерлитамак — Абдулино, ко торая даст прямой выход грузам Южного Урала и Караганды на запад, линия Кур ган— Синарская— район Красноуфимска, облегчающая работу Свердловской дороги, линия района Алма-Ата — Госграница, дающая новое направление для связи с Китайской Народной Республикой, и дру гие. Наиболее острой проблемой является путь, который лимитирует внедрение мощных локомотивов, большегрузных ва гонов, увеличение скоростей движения. Необходимо реконструировать путевое хо зяйство, ускорить перевод пути на тяже лые рельсы и вместо песчаного на щебе ночное основание. Не менее крупные проблемы стоят пе ред водным транспортом. Важным преи муществом социалистической экономики является возможность наиболее эффектив ного планового кооперирования п взаимо действия всех видов транспорта, которые действовали бы как единая транспортная сеть СССР. Удельный вес перевозок более дешевы ми видами Транспорта — водным и тру бопроводным — все еще остается низким. Особенно неудовлетворительно используют ся для местных перевозов так называе мые малые реки. Несмотря на коренную реконструкцию Волги, новые судоходные каналы и водо хранилища, водные пути используются крайне недостаточно. Нельзя терпеть та кое положение, когда десятки миллионов тонн грузов в период навигации дерево-' зятся но железным дорогам параллельно Волге и другим рекам. Большие возмож ности для сокращения чрезмерно дальних перевозок грузов по железным дорогам на Дальний Восток даст улучшение исполь зования арктического водного пути и уве личение перевозок грузов в большом ка ботаже из черноморских портов. Создание единой взаимосвязанной и взаимодействующей транспортной сети позволит совратить и удешевить перевоз ки, но для этого нужно укрепить водный транспорт. Необходимо, чтобы руководители мини стерств речного и морского флота прояв ляли больше активности и настойчивости в усовершенствовании и реконструкции флота и внедрении более мощных, совер шенных самоходных грузовых и пассажир ских судов с более высокими скоростями. Наиболее отсталым па водном транспор те является портовое и пристанское хо зяйство, с которым мы отстали даже боль ше, чем с судами. Необходимо осущест влять большие работы по развитию пор тово-пристанского хозяйства. В автомобильном транспорте у нас ма ло мощных автомобилей, и особенно прицепов. Мы должны внедрять более мощные грузовые автомобили грузоподъ емностью 10— 20 и более тонн. Необходимо сказать, что усовершенст вованных шоссейных дорог у нас мало. Вопрос о развитии сети шоссейных дорог ждет своего решения. В деле строитель ства, ремонта и содержания дорог боль шое значение должна иметь инициатива мест. Необходимо поднять удельный вес перевозок автомобильным транспортом об щего пользования за счет сокращения ве домственного. Ожидание осуществления технической реконструкции ^транспорта не должно ос лаблять дальнейшей борьбы за улучшение использования резервов на железнодорож ном, речном, морском и автомобильном транспорте, иначе мы не обеспечим пе ревозки. Для освоения перевозок нужно эконо мить и на самих перевозках, необходимо шире и глубже использовать преимущест ва нашего социалистического хозяйства з экономии самих перевозок, обеспечить улучшение размещения производительных,, сил, приближение промышленности к ис точникам сырья и районам потребления, комплексное развитие отдельных районов, усилить переработку продукции на месте, что наряду с улучшением планирования перевозок и сбыта даст возможность лик видировать встречные, повторные, излиш не дальние и другие нерациональные пе ревозки. Это является важной и серьез ной задачей шестой пятилетки. Чтобы выполнить стоящие перед транс-' портом большие задачи, надо серьезно улуч шить дело транспортного строительства, внедрить индустриальные методы, улуч шить проектирование, ускорить сроки вво да и главное удешевить строительство. Техническая реконструкция транспорта должна прежде всего дать большой эффект в повышении скоростей движения, что имеет большое народнохозяйственное значение. Увеличение скорости снижает себестои мость перевозки, дает значительную эко номию на транспортных расходах и высво бождает для освоения потоков дополнитель ное количество вагонов, локомотивов, су дов, автомашин и, что особенно важно, про пускных способностей железных дорог и портов. Рост скорости движения на транспорте высвобождает из сферы обращения огромное количество материальных ресурсов, уско ряет товарооборот, сближает во времени районы производства и потребления. Следо вательно, это облегчает кооперирование промышленности и обеспечивает получение дополнительной продукции за счет уско ренного высвобождения средств производ ства из транспортировки, в пассажирских перевозках высвобождает время для произ водительного труда и отдыха трудящихся. I V . Проблема скорости и экономии времени вообще имеет общенароднохозяйственное значение. Маркс писал, что «к экономии времени сводится, в конечном счете, вся экономия... Экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего време ни по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства». (Ар хив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IV, стр. 119). В особенности это имеет большое значе ние в исторических условиях осуществле ния лозунга великого Ленина догнать и пе регнать в экономическом отношении, т. е. по производству продукции на душу насе ления, главные капиталистические страны. За годы, прошедшие с тех пор, когда был выдвинут этот лозунг, за исключением пе риода войны, когда главная задача была— догнать Гитлера в Берлине и загнать его в могилу, что было блестяще выполнено на шей славной армией, — мы значительно продвинулись в осуществлении задачи до гнать и перегнать и сократили свое от ставание от главных капиталистических стран в производстве продукции на душу населения. Решение задачи догнать И перегнать обеспечивается более высокими темпами развития народного хозяйства СССР по сравнению с капиталистическими страна ми, отличными от капитализма законами развития социализма. Социалистическое хозяйство более эко номично, чем капиталистическое, прежде Г % / лж тэ всего потому, что оно не знает потерь в производстве и обращении, связанных с са мой природой капитализма — с кризисами, безработицей, анархией производства и конкуренцией. Хотя потерь у нас много и в производ стве и в обращении, но мы знаем путь их снижения и будем успешно бороться за их снижение и ликвидацию. Этот путь — режим экономии во всех сферах деятельно сти. Режим экономии попрежнему остается важнейшей задачей работы партии, совет ского аппарата, всего народного хозяйства. Дело идет об уменьшении затрат в непроиз водственной деятельности, об уменьшении расходов на управление, о сокращении и улучшении^ работы аппарата, снижении издержек обращения и транспорта, в кото рых не создается новых материальных благ. Дело идет о самом важном и крупном — об экономии затрат живого и овеществлен ного труда в производстве, что находит свое выражение в важнейшем качественном по казателе социалистического производства, в снижении себестоимости. Решение основной экономической зада чи может быть обеспечено только при до стижении более высокой, чем при капи тализме, производительности труда. Трубадуры современного капитализма немало шумят сейчае о лозунге повышения производительности труда на основе «духа индустриального единства» предпринима телей и рабочих. Это — старая песенка на новый лад, ибо производительность труда (О к о н ч а н и е н а 3 -й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz