Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ XX съе з д Комму нис тиче с кой Р е ч ь 23 февраля 1956 г., X» 40 (521) партии Сов е т с ко г о Союз а Товарищи! Значение отчетного доклада Центрального Комитета, так же как и зна­ чение самого XX съезда, выходит далеко за пределы партии, за пределы нашей стра­ ны. Объясняется это тем, что наша партия руководит могучим Советским государством, играющим большую роль в международной политике и оказывающим все более решаю­ щее воздействие на ход мировых событий. Объясняется это и. тем, что XX съезд со­ брался на новом, важнейшем этапе строи­ тельства коммунизма, которое под руковод­ ством нашей партии ведет советский на­ род. Отчетный доклад ЦК, сделанный тов. Н. С. Хрущевым, ярко и убедительно по­ казал, ^какой неиссякаемой творческой силой обладает наша могучая, любимая народом большевистская партия. (Аплоди­ см енты ). Отчетный период был сложным и труд­ ным в жизни нашей партии и страны. Необходимо вспомнить, что вскоре после XIX съезда враги СССР, враги коммунизма, враги мира строили свои коварные расче­ ты на кризис в нашей партии, в ее руко­ водстве, на разлад между рабочим классом и крестьянством, между народами нашего многонационального государства. Теперь весь мир видит, как провалились с треском— в который уже раз— как хозяе- ' ва> та* и кликуши-гадалки империализма. К своему XX съезду великая семимил­ лионная партия пришла спаянная монолит­ ным единством, тесно сплоченная вокруг своего ленинского Центрального Комитета и его Президиума, последовательно осу­ ществляющего принцип коллективного ру­ ководства. (Б урны е аплодисм енты ). Неизмеримо окреп союз рабочего класса и колхозного крестьянства и дружба наро­ дов нашей страны. Советский народ еще больше сплотился вокруг нашей партии. При помощи испытанного большевист­ ского метода:—смелой критики и самокри­ тики-—партией и ее Центральным Комите­ том было найдено правильное решение са­ мых крупных и сложных вопросов, остро стоявших перед партией и страной. Смело и решительно была разоблачена и ликвидирована преступная деятельность Фашистско-провокаторской банды Берия. Тем самым были укреплены партия и Со­ ветское государство. т о в а р и щ а Л. М. К а г а н о в и ч а I . Со всей принципиальной глубиной и практической обстоятельностью была вскрыта серьезная диспропорция между ростом промышленности, потребностей на­ рода и отставанием сельского хозяйства, были разработаны и уже в известной ме­ ре осуществлены меры по исправлению дела в сельском хозяйстве. Поднят на новую высоту вопрос о тех­ ническом прогрессе в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве. Разра­ ботаны меры по исправлению положения и ликвидации недостатков в промышленно­ сти. На основе марксистско-ленинского учета современных условий и обстановки была смело развита большая активная инициа­ тива в советской внешней политике, в борьбе за мир. Главный итог, который подводит XX съезд, состоит в том, что народы Совет­ ского Союза под руководством партии, опи­ раясь на успехи индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, успешно и досрочно выполнили пятую пя­ тилетку развития, народного хозяйства. • Сделан новый крупный шаг вперед в деле подъема материального благосостояния народа и победоносного строительства ком­ мунизма. С Советским Союзом— главной ведущей силой могучего социалистического лагеря еще больше укрепили узы вечной братской дружбы великая Китайская Народная Рес­ публика и другие страны народной де­ мократии: Польская Народная Республика, Чехословацкая Республика, Венгерская На­ родная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Бол­ гария, Народная Республика Албааия, Гер­ манская Демократическая Республика, Ко­ рейская Народно-Демократическая Респуб­ лика, Монгольская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам. Со­ ветское государство одержало серьезные победы в борьбе за мир, безопасность и дружбу народов всего мира. Верховный орган партии — XX съезд имеет все основания с большим удовлетво­ рением одобрить деятельность Центрально­ го Комитета партии, который успешно ве­ дет партию и весь народ по пути великого .Пенила. (Продолжительные аплодисменты ). В отчетном докладе ЦК дана яркая кар­ тина глубокий марксистский анализ крупнейших достижений партии в ее борьбе за всеобщий мир, международную безопасность, дружбу народов, за мирное сосуществование всех государств, незави­ симо от их социально-политического строя. Хспехи нашей внешней политики яв­ ляются результатом того, что Централь­ ный Комитет правильно и последовательно проводит мудрую ленинскую политику. Сила внешней политики нашей партии состоит^ в том, что она является глубоко научной, базируется на ленинском анали­ зе империализма, как умирающего и за­ гнивающего капитализма. Вскрывая зако­ номерности в развитии мировой экономики и политики, учитывая изменения в соот­ ношении классовых сил на международной арене, наша Партия и Правительство свое­ временно ставят и успешно решают все новые и новые задачи, обеспечивают укрепление позиций СССР и всего социа­ листического лагеря, а это означает ослаб­ ление позиций империализма. Великий вождь нашей партии и Совет­ ского государства В. И. Ленин указывал, что после раскола мира в результате побе­ ды Октябрьской революции на две проти­ воположные системы — социалистическую и капиталистическую — развитие мировой политики будет происходить по двум ли­ ниям: одна, линия выражает стремление исторически обреченных эксплуататорских классов сохранить свое господство над ра­ бочим классом и трудящимися массами «своих» стран и удержать в подчинении порабощенные и угнетенные народы дру­ гих стран. Другая линия выражает твердую реши­ мость рабочего класса, угнетенных наро­ дов заменить общество, основанное на , эксплуатации, рабстве, угнетении, поро­ ждающем войны, кризисы, безработицу, обнищание и голод масс, новым обществом, в котором освобожденные от социального и национального гнета, свободные и неза­ висимые народы будут развивать свои от­ ношения на основе мира, братского сотруд­ ничества, уважения и взаимной помощи. Великий учитель пролетариата Е. Маркс научно доказал неизбежность создания та­ кого общества. «В противоположность ста­ рому обществу с его экономической нище­ той и политическим безумием, — писал он, — нарождается новое общество, между­ народным принципом которого будет — мир, ибо у каждого из народов будет один и тот же властелин — труд!» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, том 1, стр. 449). Все развитие мировых событий под­ тверждает правильность предвидений осно­ воположников научного коммунизма. Но­ вые доказательства этому приведены в от­ четном докладе Центрального Комитета XX съезду. За период между XIX и XX съездами партии в огромной мере вырос международ­ ный авторитет Советского Союза и его влияние на ход мировых событий, окрепли международные позиции стран социалисти­ ческого лагеря, возглавляемого СССР и Китайской Народной Республикой. Восста­ новлены дружественные и братские отно­ шения с Югославией. С другой стороны, обострился общий кризис капитализма, трещит по всем швам колониальная система империализма. Коренные изменения на мировой арене открывают еще более благоприятные перспективы и условия для усиления борьбы за мирное сосуществование госу­ дарств с различным социально-политиче­ ским строем, за предотвращение войны. Поэтому, применяя марксизм-ленинизм творчески, а не догматически, диалектиче­ ски, а не метафизически, учитывая про­ исшедшие изменения, в отчете ЦК, сделан­ ном тов. Н. С. Хрущевым, правильно ста­ вятся сейчас по-новому важнейшие вопро­ сы. Это вопросы о мирном сосуществова­ нии, о возможности предотвращения войны и о формах и путях перехода к социализ­ му. Все они тесно связаны между собой. Решающее значение имеет вопрос о вой­ не и мире, так как он является жгучим, жизненно важным для десятков и сотен миллионов людей во всех уголках земного шара, которые пережили в двадцатом веке две мировых войны. Разумеется, мы остаемся на классовой, марксистско-ленинской позиции в понима­ нии вопроса о причинах, порождающих войны, особенно при империализме. Советскому государству по его классовой природе глубоко чуждо стремление к вой­ нам е целью навязывания народам своей идеологии и социально-политического строя, решения спорных международных вопросов силой оружия, а тем более захва­ та чужой территории и порабощения дру­ гих народов. Что касается империализма, то ему по природе свойственно порождение войн, но и он не всегда волен проявлять эту свою природу, так как. он же порождает своего антипода — рабочий класс, который тор­ мозит проявление звериных сторон его природы, а при необходимости будет ло­ мать эту природу империализма. Решающей силой, стоящей на пути раз­ вязывания новых войн, являются народы. А удельный вес этой силы, воля народов к миру, их непреклонная решимость не до­ пустить новой , мировой истребительной войны за последний период неизмеримо выросли. Вот почему безусловно правилен вывод из .учета современного соотношения сил о том, что фатальной неизбежности войны нет. Мы убеждены, что, если наро­ ды возьмут дело сохранения мира в своп руки и будут отстаивать его до ' конца, мир будет сохранен и упрочен! (Аплоди­ сменты ). Народы всех стран, и в первую очередь советский народ, должны в то же время учитывать авантюристический характер реакционных сил империализма и поэтому должны соблюдать величайшую бдитель­ ность. Возможность предотвращения войны, к чему мы стремимся, будет тем более реаль­ ной, чем больше мы будем разоблачать реакционные агрессивные силы империа­ лизма, бороться за разоружение, а пока не достигнуто соглашение о разоружении, будем крепить оборонную мощь нашей Ро­ дины, совершенствовать наши доблестные Вооруженные Силы, превращать Совет­ ский Союз во все более могучий и надеж­ ный оплот всеобщего мира, безопасности, дружбы народов! (Продолжительные апло­ дисм енты ). Историческое значение имеет то, что за мирное сосуществование всех государств, независимо от их социально-политического строя, выступают связанные узами тесной братской дружбы народы велкких держав-— Советского Союза, Китайской Народной Республики, Республики Индии, а также многих других стран. Ленин в своей статье «Лучше меньше, да лучше», анализируя перспективы миро­ вого развития, писал 33 года тому назад: «Исход борьбы зависит, в конечном сче­ те, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство на­ селения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни т еш сомнения в том, каково будет окончательное решение миро­ вой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена» (Сочинения, т. 33, стр. 458). Теперь весь мир видит, как сбывается и это научное пророчество гения человече­ ства Владимипа Ильича Ленина. (Бурны е аплодисменты ). Если бы Ленин мог увидеть, как народы Индии встречали посланцев социалистиче­ ского Советского государства , товарищей Хрущева и Булганина и ,какое политиче­ ское сближение установилось между СССР, Китайской Народной Республикой и Рес­ публикой Индией, он бы с радостью ска­ зал: «Вот это то, о чем я мечтал». (Апло­ дисменты ). Важное значение имеет то, что внутри капиталистических стран обостряются классовые противоречия, усиливается борь­ ба рабочего класса и широких народных масс не только за свои экономические ин­ тересы, но и против гонки вооружений, за мир, за ослабление напряженности в меж­ дународных отношениях. §7 Растет тяга рабочего класса к единству, к объединению всех патриотических и де­ мократических сил на базе защиты нацио­ нальной независимости и отказа от подчи­ нения иностранному империализму. Осо­ бенно ярко все это проявилось во Франции и в Италии, где коммунистические партии одержали на выборах в парламенты бле­ стящие победы, которым искренне радуют­ ся наша партия и весь советский народ! (Аплодисменты). Как всегда, мы стоим на своих револю­ ционно-классовых позициях. Социализм неизбежно должен прийти на смену капи­ тализму, только социализм избавит народы от ужасов ^эксплуатации, угнетения,: обни­ щании, воин, кризисов, безработицы и т. д. Но вопрос б формах перехода к социа­ лизму должен решаться конкретно, приме­ нительно к каждой стране, е учетом ново­ го исторического опыта. Это_— великий опыт Китая и стран на­ родной демократии. Опираясь на массовое революционное движение пролетариата, трудящихся масс, народная власть в этих странах, используя при этом и парламент­ ские формы, наполняя их новым содержа­ нием— народной демократией, победонос­ но строит социализм. Советский народ и наша партия от всей души радуются ис­ торическим победам наших братьев. Это ооеепечивдетеж таким решающим условием, как политическое руководство рабочего класса, возглавляемого его революционным авангардом. (Аплодисменты), Все это стало возможным только потому, что в СССР победил социализм. Теперь, ко­ гда крепостью социализма стали страны, охватывающие почти половину челов'ечс- ства, созданы благоприятные условия для возможности перехода от капитализма к социализму отдельных стран, при опреде­ ленных условиях, и без гражданской войны. При этом мы допускаем возможность использования парламентских форм, по­ средством завоевания прочного большин­ ства, опирающегося на массовое революци­ онное движение пролетариата, осуществ­ ляющего во главе с его революционным авангардом политическое руководство все­ ми трудящимися. В современных исторических условиях приобретают особое значение ленинские стратегические и тактические принципы, в особенности изложенные в его замеча­ тельном труде «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». В. И. Денин учит коммунистов тому, чтобы «уметь приложить орщие и основ­ ные принципы коммунизма к тому своеоб­ разию отношений между классами и пар­ тиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойст­ венно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать». Он также подчеркивает, что нужно «уметь все и всяческие, новые и старые формы сделать орудием полной и окончательной, решительной и бесповоротной победы ком­ мунизма» (Сочинения, т. 31, стр 69— 70, 83). Постановка принципиальных вопросов современного международного развития в отчетном докладе ЦК имеет крупнейшее теоретическое и практически политиче­ ское значение не только для нашей пар­ тии, но и для всех братских коммунисти­ ческих и рабочих партий. Учитывая изменившуюся международ­ ную обстановку и опираясь на растущую тягу рабочего класса к единству, на стремление всех подлинно демократических прогрессивных сил к объединению в борьбе за национальную независимость и социаль­ ный прогресс, за мир, против войны, наши братские партии могут добиться серьезных успехов. Пожелаем же от всего сердца братским коммунистическим и рабочим партиям ус­ пехов в достижении единства рабочего класса, в их благородной борьбе за мир, за социализм. (Аплодисменты). Можно не сомневаться в том, что XX съезд партии одобоит поставленные в от­ четном докладе ЦК, доложенные тов. Н. С. Хрущевым, принципиальные вопросы. Та­ кое решение XX съезда еще больше укре­ пит позиции нашей партии и Советского государства в борьбе за мирное сосущест­ вование, за предотвращение войны, за дружбу народов во всем мире, за единство олбрчего класса в богьбе за социализм. (Бурны е аплодисменты). I I . Товарищи! Мы укрепили и улучшили наше международное положение и благода­ ря тому, что, опираясь на высокоразви­ тую индустрию, во-первых, не отставали, а в некотором отношении и опережали США в производстве самой современной продукции для обороны и, во-вторых, ук­ репили внутриполитическое положение страны, добились серьезных успехов в развитии сельского хозяйства, промыш­ ленности. После XIX съезда партии ЦК со всей большевистской принципиальностью и энергией разработал, принял и осущест­ вляет ряд крупнейших исторических ре­ шений по сельскому хозяйству. Четыре Пленума ЦК были посвящены вопросам увеличения производства зерна и продук­ тов животноводства, освоения целинных и залежных земель, дальнейшего укрепле­ ния колхозов и совхозов. Такое сосредоточение сил и средств партии и государства на обеспечении крутого подъема сельского хозяйства было вызвано тем, что подвергшееся разорению во время войны сельское хозяйство нахо­ дилось в трудном положении. Дз всех мер, принятых Центральным Комитетом после XIX съезда партии, осо­ бенно большое значение имели решения об освоении крупных массивов целинных и залежных земель, об укреплении колхозов кадрами и другие. В результате ряда эко­ номических мероприятий значительно уси­ лена материальная заинтересованность колхозников в подъеме колхозного произ­ водства. Партия добилась упрочения ле­ нинского союза рабочего класса и кресть­ янства. Работники МТС и совхозов представля­ ют теперь собой довольно большой отряд рабочего класса нашей страны. Сами МТС значительно укреплены, вооружены боль­ шим количеством передовой техники. В шестой пятилетке намечено резко увели­ чить техническую вооруженность сельско­ го хозяйства и эта задача должна быть во что бы то ни стало выполнена. Сейчас ЦК ставит главной задачей до­ биться резкого повышения урожайности во всех колхозах и совхозах, в особенности в густонаселенных районах. Необходимо зна­ чительно увеличить снабжение сельского хозяйства минеральными удобрениями, а следовательно, повысить роль химической промышленности. Этим вопросом’ придется заниматься еще и в процессе осуществле­ ния пятилетки, чтобы перевыполнить на­ мечаемые задания. Партия, ее ЦК сделали большое и важ­ ное дело, направив на укрепление колхо­ зов около 30 тысяч крупных работников в качестве председателей правлений от­ стающих колхозов. Посланные в деревню в период борьбы за коллективизацию 25 тысяч рабочих, а также работники политотделов МТС и сов­ хозов являлись по преимуществу полити­ ческими организаторами,- Сейчас в дерев­ ню посланы работники, имеющие наряду с политическим опытом инженерные и аг­ рономические знания. Нужно продолжать всячески их поддерживать, поднимать их квалификацию, не терять с ними связи, я это важнейшее организационное меро­ приятие партии даст большие результаты в деле дальнейшего подъема социалисти­ ческого сельского хозяйства. В области промышленности ЦК партии и Правительство в отчетный период раз­ работали и осуществили ряд крупных ме­ роприятий, обеспечивших успешное вы­ полнение и перевыполнение заданий по пятому пятилетнему плану, установлен­ ных XIX съездом партии. Особенно большое значение имело по­ становление июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. Которое указывает принципи­ альный путь дальнейшего развития социа­ листической промышленности и особенно тяжелой, как незыблемой основы развития всей экономики, укрепления оборонили мощи страны, подъема сельского хозяйст­ ва и _развития промышленности, произво­ дящей товары народного потребления. Это путь .технического прогресса на ба­ зе широкого внедрения новой техники и достижений отечественной и мировой нау­ ки и резкого повышения на этой основе производительности труда. Осуществление решений ЦК по промышленности и сель­ скому хозяйству, заданий шестого пяти­ летнего плана обеспечит новый взлет на­ шего социалистического хозяйства и уско­ ренные темны перехода страны от социа­ лизма к коммунизму. I I I . Рост народного хозяйства нашей стра­ ны, дальнейшее мощное развитие тяжелой индустрии, осуществление крупных меро­ приятий, принятых Партией и Прави­ тельством по подъему сельского Хозяйства, увеличение производства предметов на­ родного потребления — весь новый подъ­ ем социалистической экономики нераз­ рывно связан и в значительйой степени зависит от нового подъема транспорта. Транспорт, как и вся наша славная индустрия и подымающееся сельское хо­ зяйство, пришел к XX съезду партии с серьезными достюкениями. Несмотря на то, что наш транспорт в ■основном удовлетворяет потребности на­ родного хозяйства в перевозках, было бы неправильно не видеть, что железные до­ роги имеют недостатки в работе и уже сейчас испытывают серьезное напряжение в перевозках. Все еще не ликвидирована «карточная» система в распределении норм вагонов между грузоотправителями. Напряжение сказывается прежде всего на дорогах Урала, .Сибири и Донбасса и на выходах с этих дорог. Между тем потоки грузов гигантски возрастают. Для полного удовлетворения потребно­ сти хозяйства в перевозках транспортни­ ки, в первую очередь железнодорожники, должны увеличить провозную и пропуск­ ную способность дорог и особенно сосредо­ точить усилия на ликвидации техниче­ ской отсталости транспорта, на его рекон­ струкции и улучшении работы. Центральный Комитет партии правиль­ но и решительно поставил вопрос о кру­ том переводе железных дорог на элек­ трическую тягу, что является важнейшим звеном технической реконструкции же­ лезнодорожного транспорта и развития его на базе высшей техники. В принятом 15-летнем плане электри­ фикации железных дорог предусматри­ вается перевод на электротягу важнейших грузонапряженных направлений — от Мо- срвы на Юг и на Восток, горных линий, магистралей е большими размерами грузо­ вого и пассажирского движения и приго­ родных участков вокруг крупных городов. Электрификация железных дорог, а также _ внедрение тепловозов является важнейшим фактором повышения провоз­ ной способности железных дорог. Новый восьмиосный электровоз мощностью 5.700 лошадиных сил будет водить поезда ве­ сом 3,5 — 4 тыс. тонн со скоростью до 90 км в час, а на руководящем подъеме— 42^—43 км в час. В 1960 году электро­ возной и тепловозной тягой будет осуще­ ствляться 40— 45 процентов всего грузо­ оборота железных дорог против 14 про­ центов в настоящее время. Тов. Н. С. Хрущев в своем докладе пра­ вильно критиковал железнодорожников и их руководителей за отставание в элек­ трификации железных дорог и внедрении новой техники. Л, уверен, что железнодорожники по- большевистски воспримут справедливую критику ЦК и с революционным пафосом возьмутся за внедрение электротяги, за осуществление замечательного плана элек­ трификации и обеспечат новый подъем железнодорожного транспорта Советского Союза. Само собой разумеется, что вместо с ре­ конструкцией тяги должна быть внедрена новейшая техника во всех отраслях же­ лезнодорожного хозяйства, иначе электри­ фикация не даст полного эффекта. Необ­ ходимо более решительно внедрить авто­ матику в управление движением поез­ дов — автоблокировку, диспетчерскую централизацию, электрическую централи­ зацию стрелок, механизацию сортировоч­ ных горок, автостопы, радиосвязь, теле­ видение на станциях и т. д. У нас имеет­ ся 120 тыс. стрелочников. А когда мы осуществим электрификацию стрелок, у нас их почти не будет. Тогда с ликвида­ цией профессии будет ликвидирована и пословица: «Во всем виноват стрелочник». (Оживление в зале). Наиболее совершенной и новейшей тех­ никой является диспетчерская централи­ зация, при которой диспетчер из одного пункта сам обеспечивает пропуск поез­ дов, управляет сигналами и переводом стрелок на пятнадцати — двадцати про­ межуточных станциях на участке до 200 км. На этих станциях должен упразд­ няться почти весь штат работников дви­ жения, в том числе и стрелочники, и остается один начальник станции. Внедрение автоблокировки и диспетчер­ ской централизации должно обязательно идти в йогу с развитием электрификации и теплофикации. Нужны вагоны грузоподъемностью до 100 топн, больше полувагонов, универ­ сальных вагонов. С ростом сельского хо­ зяйства значительно возрастет перевозка овощей, фруктов, мяса и других скоропор­ тящихся грузов. Это потребует широкого внедрения рефрижераторных поездов, ва­ гонов с механическим охлаждением. Острым является вопрос о пассажир­ ских вагонах. Свыше 40 проц, пассажир­ ских вагонов устаревшей конструкции, в местных и пригородных поездах много старых неудобных для пассажиров из­ ношенных вагонов. Необходимо разрабо­ тать план замены старых пассажирских вагонов и всемерного улучшения пасса­ жирских перевозок, развернуть оборудова­ ние пассажирских вагонов установками для кондиционирования воздуха. Одновременно необходимо развивать пропускные способности железных дорог, станции, вторые пути и строительство новых дорог, прежде всего на грузона­ пряженных п вновь осваиваемых направ­ лениях, В 1960 году должны быть, на­ пример, построепы новые линии: Магни­ тогорск — Стерлитамак — Абдулино, ко­ торая даст прямой выход грузам Южного Урала и Караганды на запад, линия Кур­ ган— Синарская— район Красноуфимска, облегчающая работу Свердловской дороги, линия района Алма-Ата — Госграница, дающая новое направление для связи с Китайской Народной Республикой, и дру­ гие. Наиболее острой проблемой является путь, который лимитирует внедрение мощных локомотивов, большегрузных ва­ гонов, увеличение скоростей движения. Необходимо реконструировать путевое хо­ зяйство, ускорить перевод пути на тяже­ лые рельсы и вместо песчаного на щебе­ ночное основание. Не менее крупные проблемы стоят пе­ ред водным транспортом. Важным преи­ муществом социалистической экономики является возможность наиболее эффектив­ ного планового кооперирования п взаимо­ действия всех видов транспорта, которые действовали бы как единая транспортная сеть СССР. Удельный вес перевозок более дешевы­ ми видами Транспорта — водным и тру­ бопроводным — все еще остается низким. Особенно неудовлетворительно используют­ ся для местных перевозов так называе­ мые малые реки. Несмотря на коренную реконструкцию Волги, новые судоходные каналы и водо­ хранилища, водные пути используются крайне недостаточно. Нельзя терпеть та­ кое положение, когда десятки миллионов тонн грузов в период навигации дерево-' зятся но железным дорогам параллельно Волге и другим рекам. Большие возмож­ ности для сокращения чрезмерно дальних перевозок грузов по железным дорогам на Дальний Восток даст улучшение исполь­ зования арктического водного пути и уве­ личение перевозок грузов в большом ка­ ботаже из черноморских портов. Создание единой взаимосвязанной и взаимодействующей транспортной сети позволит совратить и удешевить перевоз­ ки, но для этого нужно укрепить водный транспорт. Необходимо, чтобы руководители мини­ стерств речного и морского флота прояв­ ляли больше активности и настойчивости в усовершенствовании и реконструкции флота и внедрении более мощных, совер­ шенных самоходных грузовых и пассажир­ ских судов с более высокими скоростями. Наиболее отсталым па водном транспор­ те является портовое и пристанское хо­ зяйство, с которым мы отстали даже боль­ ше, чем с судами. Необходимо осущест­ влять большие работы по развитию пор­ тово-пристанского хозяйства. В автомобильном транспорте у нас ма­ ло мощных автомобилей, и особенно прицепов. Мы должны внедрять более мощные грузовые автомобили грузоподъ­ емностью 10— 20 и более тонн. Необходимо сказать, что усовершенст­ вованных шоссейных дорог у нас мало. Вопрос о развитии сети шоссейных дорог ждет своего решения. В деле строитель­ ства, ремонта и содержания дорог боль­ шое значение должна иметь инициатива мест. Необходимо поднять удельный вес перевозок автомобильным транспортом об­ щего пользования за счет сокращения ве­ домственного. Ожидание осуществления технической реконструкции ^транспорта не должно ос­ лаблять дальнейшей борьбы за улучшение использования резервов на железнодорож­ ном, речном, морском и автомобильном транспорте, иначе мы не обеспечим пе­ ревозки. Для освоения перевозок нужно эконо­ мить и на самих перевозках, необходимо шире и глубже использовать преимущест­ ва нашего социалистического хозяйства з экономии самих перевозок, обеспечить улучшение размещения производительных,, сил, приближение промышленности к ис­ точникам сырья и районам потребления, комплексное развитие отдельных районов, усилить переработку продукции на месте, что наряду с улучшением планирования перевозок и сбыта даст возможность лик­ видировать встречные, повторные, излиш­ не дальние и другие нерациональные пе­ ревозки. Это является важной и серьез­ ной задачей шестой пятилетки. Чтобы выполнить стоящие перед транс-' портом большие задачи, надо серьезно улуч­ шить дело транспортного строительства, внедрить индустриальные методы, улуч­ шить проектирование, ускорить сроки вво­ да и главное удешевить строительство. Техническая реконструкция транспорта должна прежде всего дать большой эффект в повышении скоростей движения, что имеет большое народнохозяйственное значение. Увеличение скорости снижает себестои­ мость перевозки, дает значительную эко­ номию на транспортных расходах и высво­ бождает для освоения потоков дополнитель­ ное количество вагонов, локомотивов, су­ дов, автомашин и, что особенно важно, про­ пускных способностей железных дорог и портов. Рост скорости движения на транспорте высвобождает из сферы обращения огромное количество материальных ресурсов, уско­ ряет товарооборот, сближает во времени районы производства и потребления. Следо­ вательно, это облегчает кооперирование промышленности и обеспечивает получение дополнительной продукции за счет уско­ ренного высвобождения средств производ­ ства из транспортировки, в пассажирских перевозках высвобождает время для произ­ водительного труда и отдыха трудящихся. I V . Проблема скорости и экономии времени вообще имеет общенароднохозяйственное значение. Маркс писал, что «к экономии времени сводится, в конечном счете, вся экономия... Экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего време­ ни по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства». (Ар­ хив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IV, стр. 119). В особенности это имеет большое значе­ ние в исторических условиях осуществле­ ния лозунга великого Ленина догнать и пе­ регнать в экономическом отношении, т. е. по производству продукции на душу насе­ ления, главные капиталистические страны. За годы, прошедшие с тех пор, когда был выдвинут этот лозунг, за исключением пе­ риода войны, когда главная задача была— догнать Гитлера в Берлине и загнать его в могилу, что было блестяще выполнено на­ шей славной армией, — мы значительно продвинулись в осуществлении задачи до­ гнать и перегнать и сократили свое от­ ставание от главных капиталистических стран в производстве продукции на душу населения. Решение задачи догнать И перегнать обеспечивается более высокими темпами развития народного хозяйства СССР по сравнению с капиталистическими страна­ ми, отличными от капитализма законами развития социализма. Социалистическое хозяйство более эко­ номично, чем капиталистическое, прежде Г % / лж тэ всего потому, что оно не знает потерь в производстве и обращении, связанных с са­ мой природой капитализма — с кризисами, безработицей, анархией производства и конкуренцией. Хотя потерь у нас много и в производ­ стве и в обращении, но мы знаем путь их снижения и будем успешно бороться за их снижение и ликвидацию. Этот путь — режим экономии во всех сферах деятельно­ сти. Режим экономии попрежнему остается важнейшей задачей работы партии, совет­ ского аппарата, всего народного хозяйства. Дело идет об уменьшении затрат в непроиз­ водственной деятельности, об уменьшении расходов на управление, о сокращении и улучшении^ работы аппарата, снижении издержек обращения и транспорта, в кото­ рых не создается новых материальных благ. Дело идет о самом важном и крупном — об экономии затрат живого и овеществлен­ ного труда в производстве, что находит свое выражение в важнейшем качественном по­ казателе социалистического производства, в снижении себестоимости. Решение основной экономической зада­ чи может быть обеспечено только при до­ стижении более высокой, чем при капи­ тализме, производительности труда. Трубадуры современного капитализма немало шумят сейчае о лозунге повышения производительности труда на основе «духа индустриального единства» предпринима­ телей и рабочих. Это — старая песенка на новый лад, ибо производительность труда (О к о н ч а н и е н а 3 -й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz