Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
XX с ъ е з д Коммунистической партии С оветского Сою за Окончание р ечи товарища В . М. Молотова наш народ в героические годы граждан ской войны и в Великую Отечественную войну, когда решался вопрос — быть или не быть Советскому государству — и ког да наш народ не только отстоял свою со циалистическую Родину, но и обеспечил величайшие успехи дальнейшего роста сил социализма. Теперь мы можем с полным правом го ворить о неуклонно растущем морально- политическом единстве народов всего со циалистического лагеря. Народы социали стических стран сплочены, их дружба ра стет и крепнет, превращаясь в тесное и всестороннее братское сотрудничество су веренных и независимых стран. Такое по ложение увеличивает во много раз силы и возможности каждого из этих государств. Со всем этим не может не считаться аг рессор, который отважился бы совершить нападение на то или иное социалистиче ское государство. (Аплодисменты ). В вопросе о защите интересов мира со здалась такая международная обстановка, о которой мы могли только мечтать 10 — 15 лет тому назад. Дело не только в том, что уже ушел в прошлое период, когда СССР был един ственным социалистическим государством, находившимся во враждебном капитали стическом окружении, и что теперь обра зовался могучий оплот мира— социалисти ческий лагерь стран Европы и Азии. В вопросе о защите мира у нас растет чис ло союзников и за пределами этого лагеря. В нынешних условиях дело мира от стаивают не только народы, объединенные под знаменем социализма. Немало и других государств, особенно из числа тех, кото рые еще вчера находились в полной зави симости от империализма и лишь теперь вырвались на самостоятельную дорогу на циональной жизни, ныне открыто высту пают против планов агрессии. Народы и правительства этих стран понимают, что проводимая агрессивными кругами поли тика подготовки войны и создания воен ных блоков представляет собой опасность для завоеванной ими независимости. В этой связи необходимо сказать о все мирно-историческом значении происходя щего ныне распада колониальной систе мы. Образование независимых государств в Азии и Африке содействует укреплению мира и международного сотрудничества. Достаточно напомнить о пяти мирных принципах, которые были провозглашены Индией вместе с Китайской Народной Рес публикой в поддержку дела свободы, неза висимости и мирного сосуществования на родов и которые затем нашли такой ак тивный и широкий отклик во всем мире. Здесь необходимо упомянуть Бандунгскую Конференцию 29 азиатских и африкан ских государств, которая показала, на сколько в международных делах возросла роль народов стран Азии и Африки, сбро сивших со своих плеч— хотя и не везде еще полностью — гнет колониализма. Развернувшееся антиколониальное дви жение охватило широчайшие массы в Азии, а также все больше начинает раз вертываться и в Африке. Эти массы стре мятся улучшить свое положение и всемер но использовать впервые представившие ся им благоприятные возможности для этого. Они не только не заинтересованы в новой войне, но они проникнуты духом борьбы с империализмом и империалисти ческой войной. Всем известно, что и в капиталистиче ских странах развернулось широкое ан тивоенное движение народных масс — движение сторонников мира. В этом дви жении участвуют не только все созна тельные рабочие, значительные круги крестьянства и интеллигенции, но также и все большее количество выходцев из буржуазной среды. С движением сторонни ков мира сливаются и многие другие го лоса людей, хотя и не участвующих в этом движении, но сознающих неизмери мые опасности новой мировой войны. Никогда раньше агрессоры не стояли пе ред такими большими трудностями в осу ществлении своих планов, поскольку они уже не могут рассчитывать на безропот ность и покорность народов при проведе нии своей политики. Но это не должно вести к самоуспокоению или к расчетам на самотек. Мы знаем, как еще велики и разнооб разны средства, которыми пользуются им периалисты, чтобы продолжать гонку во- После подробного анализа международ ной обстановки, который дан в докладе тов. Н. С. Хрущева, здесь нет надобности останавливаться на текущих событиях н многочисленных мероприятиях, в которых находила свое выражение мирная инициа тива Советского правительства за истек ший период. Можно лишь подчеркнуть громадное международное значение отдель ных событий прошлого года и нашей об щей внешнеполитической, установки на ослабление международной напряженности. Сюда относится восстановление друже ственных ,отношений с братским народом Югославии, которые теперь все лучше развиваются не только на пользу обоих наших государств, но и на пользу укреп ления мира и международной безопасно сти. Продолжение существовавших в те чение нескольких лет ненормальных отно шений между Советским Союзом и Юго славией было бы наруку лишь врагам мира. Сюда же относится заключение договора с Австрией и соглашение о том, что Ав стрия будет проводить политику постоян ного нейтралитета, с чем должны были со гласиться и государства, столь упорно со здающие все новые агрессивные военные блоки в Европе и в других частях мира. Установление дипломатических отношений между СССР и Германской Федеральной Республикой наряду с дальнейшим разви тием дружественных отношений между Советским Союзом и Германской Демокра тической Республикой также служит де лу укрепления мира в Европе. Широкий отклик нашли предложения Советского Союза о создании системы коллективной оружений и раздувать военную иетерию, чтобы в этой атмосфере готовить новые планы агрессивной войны. Мы знаем, как широко используются в этих целях бур жуазная пресса, радио, кино и все другие средства пропаганды. Мы не должны пре уменьшать всего этого, дабы не только не ослабить, а еще всячески усилить сопро тивление и отпор народов любым новым планам подготовки войны. Мы должны делать гораздо больше, чем делали до' сих пор, дабы во всех странах неуклонно росли активность и сплоченность передовых сил общества и широких масс для того, чтобы не допустить новой войны. Мы далеки от" того, чтобы утверждать, будто уже проводится все необходимое, да бы сделать невозможной новую войну. Не редко мы еще остаемся в плену -тех привы чек и шаблонов, которые создались в про шлом, до второй мировой войны, и которые ныне мешают развертыванию новых, бо лее широких и более активных форм борь бы против войны. Мы нередко еще стра даем недооценкой тех новых возможностей, которые открылись перед нами в после военный период. Этот недостаток проявлял ся и в работе Министерства иностранных дел, на что своевременно указывал Цен тральный Комитет нашей партии. Мы долж ны покончить с этим, покончить с недооцен кой тех имеющихся у нас огромных воз можностей в деле отстаивания мира и без опасности народов, основой которых яв ляется создание и неуклонный рост сил мирового социалистического лагеря, неви данный подъем освободительной борьбы -колониальных и зависимых народов, бое вое рабочее движение в странах капитала й интернациональная солидарность рабо чего класса, широкое демократическое дви жение сторонников мира, деятельность де мократических организаций женщин и молодежи, а также другие формы массовой борьбы в защиту мира, против войны. (Аплодисменты). В области внешней политики наша пар тия исходит из необходимости самого серь езного учета конкретных условий, из необ ходимости понимания данной обстановки и перспектив исторического развития. Ленин ское сочетание принципиальности и гибко сти в проведении внешнеполитической ли нии— вот что обеспечивает нашей партии успех в решении международных задач. Наше стремление отстоять мир и не до пустить новой мировой войны опирается на непобедимость содружества стран' со циализма и на все более растущую под держку тех несоциалистических стран, ко торые выступают против военных блоков, образование которых противоречит интере сам мира, и отстаивают принципы мирного сосуществования государств, независимо от различий^ в их общественном и госу дарственном устройстве. Всем известно, какое большое значение в деле укрепления мира имеет позиция таких стран, как Ин дия, Бирма, Индонезия, Египет и другие. В своей борьбе за то, чтобы расстроить планы сторонников войны, мы дблжны по- ленински учитывать тот факт, что между участниками различных агрессивных бло ков существуют и растут экономические и политические противоречия, неизбежные в условиях, когда наиболее сильные уча стники подобных блоков стремятся укре пить свои империалистические позиции за счет своих партнеров. Эти противоречия ослабляют агрессивные силы и увеличива ют возможность отстоять мир. Интересы мира и борьбы против опасно сти новой войны требуют, чтобы вопрос об установлении единства в рабочем классе встал в центре внимания как коммунисти ческих, так. и социалистических партий. Рабочий класс не может не извлечь уроков из того факта, что разобщенность в его ря дах уже дважды была использована агрес сивными силами для подготовки и развя зывания мировых войн. Эту разобщенность нельзя оправдать тем, что между коммуни стами и социалистами существуют разли чия в понимании путей и средств борьбы за социализм, когда дело идет о таком жиз ненно важном вопросе, как избавление на родов от угрозы новой войны. Международ ная пролетарская солидарность станет не преодолимой преградой для сил войны, ес ли рабочий класс обеспечит единство сво их рядов. Войны не будет, если рабочий класс на деле объединит свои силы и про явит до конца свою решимость отстоять мир. (Б урны е, продолжительные аплоди см енты ). безопасности в Европе. Советское прави тельство полностью поддерживает предло жения Китайской Народной Республики по вопросу о коллективной безопасности в Азии. Советский Союз продолжает свою последовательную борьбу за сокращение вооружений и запрещение атомного ору жия. Особое место принадлежит Женевскому совещанию Глав Правительств четырех держав в июле месяце прошлого года. Оно наглядно показало реальные возможности уменьшения международной напряженно сти, улучшения отношений СССР с основ ными державами другого лагеря. Однако дальнейший ход событий выявил, что на пути улучшения отношений с этими стра нами имеется еще немало препон, кото рые создаются недальновидными сторон никами политики «с позиций силы», об реченной на неизбежный провал в отно шении Советского Союза и других социа листических государств. Стало общеизвестно, что прежде всего определенные круги США являются вдох новителями целого ряда агрессивных во енных блоков в Европе и Америке, в Юго- Восточной Азии и на Среднем и Ближнем Востоке, а также в целом ряде других слу чаев. Известна также особая роль в этом отношении такой, возглавляемой США и Англией, военной группировки, как Се вероатлантический блок. Именно под уси ленным нажимом со стороны определен ных кругов США правительства целого ряда государств, входящих в Североатлан тический блок и другие агрессивные бло ки, спешат с гонкой вооружений и разду ванием военных бюджетов, закручивая винты налогового пресса и искусственно раздувая военную истерию среди населе ния, распространяя по всему миру клеве ту об агрессивности Советского Союза, Китайской Народной Республики и стран народной демократии. После краха гитлеризма и образования миролюбивой Германской Демократической Республики на европейском континенте сейчас нет такого агрессивного государст ва, которое в данных условиях решилось бы развязать новую мировую войну, со вершив нападение на Советский Союз или на страны народной демократии. Теперь в Европе не те времена, какие были в пред военные годы, когда гитлеровская Гермат ния шаг за шагом развязывала вторую мировую войну. Мьь не можем, однако, не считаться с планами ремилитаризации За падной Германии, которая уже вовлечена в такие агрессивные военные группиров ки, как Североатлантический блок и За падноевропейский военный союз. Вне вся кого сомнения, ремилитаризация Западной Германии усилит противоречия и возмож ность конфликтов, в том числе между са мими империалистическими странами. Пришли новые времена и на Востоке. После поражения милитаристской Японии и образования Китайской Народной Рес публики, полностью доказавшей способ ность отстоять свои национальные инте ресы и неуклонно проводящей политику мира, в Азии нет сейчас такой агрессив ной державы, которая отважилась бы раз вязать третью мировую войну. Теперь, если не говорить о Южной Корее, опас ность агрессии в Азии остается, главным образом, в связи с тем, что остров Тайвань превращен в американскую военную.базу. Создавать такую базу не было бы необхо димости, если бы не существовало планов агрессии в отношении великого Китая. Факты свидетельствуют о том, что имеется немало препятствий на пути к дальнейшей разрядке напряженности в международных отношениях. Однако, не смотря на препятствия, которые имелись, а также вновь и вновь возникают на этом пути, Советский Союз выражал и выра жает свое неизменное стремление к даль нейшему улучшению своих отношений с другими государствами. Мы считаем, что все государства, и в первую очередь великие державы — не смотря на имеющиеся между ними разно гласия, должна объединять общая заин тересованность в сохранении мира. Каждому понятно, как много зависит'в деле обеспечения всеобщего мира от ко ренного улучшения отношений между Со ветским Союзом и Соединенными Штата ми Америки. Мы полагаем, что в этом за интересованы как советский народ, так и американский народ, да и народы других государств. Руководствуясь этим, Совет ское правительство в известном поелания товарища Н. А. Булганина на имя прези дента США Д. Эйзенхауэра выдвинуло предложение о заключении советско-аме риканского договора о дружбе и сотрудни честве. Отношение правительства США к этому советскому предложению свидетель ствует о том, что в США сейчас сильны позиции сторонников тех кругов, которые стремятся решить неурегулированные воп росы не путем переговоров, а путем вол ны, и что они оказывают определенное воздействие на президента и правительст во. Но ведь интересы американского на рода, также как и интересы других на родов, требуют усиления заботы о мире. В этих условиях можно полагать, что на ши усилия, направленные на улучшение советско-американских отношений, встре тят должное понимание в США. Предлагая Соединенным Штатам заклю чить договор о дружбе и сотрудничестве. Советское правительство вновь продемон стрировало свое искреннее стремление к дружественному советско-американскому сотрудничеству на пользу мира и всеоб щей безопасности. Это отвечает духу и целям Организации Объединенных Наций, стремлениям к расширению сотрудниче ства между всеми странами. Остается неизменным и наше стремле ние к улучшению отношений с Велико британией. Предстоящая поездка в Англию руководящих деятелей нашей страны дает новую возможность добиться лучшего взаимопонимания и проведения совмест ных усилий в направлении дальнейшего уменьшения международной напряженно сти. Советский Союз стремится также к установлению дружественных отношений с Францией, со стороны нынешнего прави тельства которой было выражено опреде ленное пожелание улучшения франко-со ветских отношений. Поскольку при этом правительство Франции проявило особый интерес к проблеме разоружения, мы бу дем стремиться совместно с Францией до биться определенного сдвига в ■ решении этой проблемы. Усиление позиций демо кратических сил на последних парламент ских выборах, надо полагать, будет содей ствовать этому. Наше государство стояло з стоит за раз витие дружественных отношений со всеми странами — большими и малыми. Оно, в частности, надеется, что такие отношения у него могут быть и с Турцией, и с Ира ном, и с Пакистаном, и с Японией. Хоро шие отношения этих стран с Советским Союзом не могут не отвечать их жизнен ным интересам. Чтобы как можно больше расширить фронт борьбы за мир, наша Партия и Со ветское правительство развернули эту борьбу под знаменем уменьшения между народной напряженности. Эта политика, политика смягчения напряженности в международных отношениях, является специфическим выражением борьбы за мир в нынешних условиях. Политика уменьшения международной напряженно сти является наиболее доходчивым и гиб ким методом борьбы за мир и открывает в данных условиях наиболее широкие воз можности для вовлечения в это дело раз личных общественных слоев, независимо от различия в их политических взглядах. Эта политика расширяет борьбу за мир за ее обычные пределы, охватывая сферу хо зяйственных и культурных интересов, от ношения не только государственных и об щественных органов, но и частных лиц. Содействовать уменьшению международ ной напряженности могут не только дипломаты и политики, но и хозяйственные деятели и деятели культуры, как офици альные представители государств, так и все другие, кто способствует развитию между странами дружественных отношений и сотрудничества в той или иной области государственной, общественной и частной деятельности. Не случайно, что со стороны агрессивных кругов предпринимается те перь столько шагов, чтобы помешать раз витию торговых отношений между государ ствами. Конечно, не случайным является и то обстоятельство, что в некоторых государ ствах ставится столько препон на пути развития самых обычных научных, техни ческих и вообще культурных связей. Товарищи! Наша Партия и Советское правительство‘всегда стоят на страже инте ресов мира. Внешняя политика нашего го сударства осуществляется под руководст вом Коммунистической партии и ее Цент рального Комитета. Именно этим в первую очередь обеспечиваются успехи в деле, укрепления международных позиций Со ветского Союза и защиты мира во всем ми ре. (Аплодисменты). Как наши серьезные успехи в делах внутренней жизни страны, так и важные успехи в области внешней политики свя заны с тем, что после XIX съезда Цент ральный Комитет осуществлял ленинский принцип коллективного руководства. (Аплодисменты). Поддержанный всей пар тией, Центральный Комитет твердо высту пил против чуждого марксизму-ленинизму культа личности, сыгравшего в определен ный период такую отрицательную роль. Можно выразить уверенность, что настоя щий съезд полностью одобрит эту принци пиальную установку. (Аплодисменты). В целях смягчения международной на пряженности и укрепления позиций Совет ского государства руководство партии про являло поистине смелую инициативу и предприняло ряд важных шагов. Пожалуй, никогда в прошлом Централь ный Комитет нашей партии, его Президиум не занимались так активно вопросами внешней политики, как в истекший пе риод. У всех в памяти такие факты, как, например: поездка Правительственной де легации в Югославию во главе с товари щами Хрущевым, Булганиным и Микоя ном, добившейся коренного поворота в со ветско-югославских отношениях; поездка товарищей Булганина и Хрущева в Индию, Бирму и Афганистан, отмеченная важней шими успехами в развитии дружествен ных отношений СССР с этими государст вами, их правительствами и народами. Сле дует также напомнить о московских пере говорах с Германской Федеральной Респуб ликой, а затем с Германской Демократиче ской Республикой, о переговорах, прохо дивших прошлой Осенью с Финляндией, Норвегией и др. Значительно участились встречи руководящих советских деятелей с деятелями иностранных государств, с ино странными делегациями и представителя ми печати. Все это свидетельствует о той активности, которая имела место в послед ний период со стороны руководящих со ветских и партийных деятелей во внешне политической области. Именно благодаря всему этому мы имеем те положительные результаты, которые содействовали неко торому уменьшению международной напря женности и подготовили известные воз можности для дальнейших успехов в этом отношении. (Аплодисменты). Партия и Советское правительство доби лись определенных успехов в обеспечении мира. В основе этих успехов лежит неук лонный рост материальных и духовных сил нашего народа и всего социалистиче ского лагеря. Это значит, что каждый советский чело век, как и каждый гражданин стран со циалистического лагеря, своим успешным трудом и своими достижениями в промыш ленном предприятии и колхозе, не только на большой, но и на малой работе, вносит свой вклад в дело укрепления своего госу дарства и всего социалистического лагеря и, вместе с тем, в дело поддержания и укрепления мира и международной безопас ности. (Аплодисменты). Когда мы добива емся роста производительности труда на фабрике или заводе, или когда мы умеем обеспечить новый успех в подъеме урожай ности и повышении продуктивности жи вотноводства в колхозе или совхозе, мы с полным правом гордимся этими успехами в строительстве коммунизма. Эти успехи яв ляются, вместе с тем, основой укрепления сил и международных позиций всего социа листического лагеря и. тем самым, создают решающие условия для обеспечения мирной и спокойной жизни народов. (Аплоди сменты ). Наши успехи в хозяйственном и куль турном строительстве воодушевляют наро ды всего мира. Они находят в этом и свое удовлетворение, получая уверенность в том, что и у них есть надежный путь, уже проверенный многими миллионами людей, ведущий к новой, счастливой жизни. Во всех странах мира растут ряды наших друзей и союзников, которые, так же, как и мы, коммунисты, хотят обеспечения ми ра, хотят покончить с империалистически ми войнами и все больше убеждаются в том, что теперь многое зависит от созна тельности и активности народов, чтобы не допустить новой войны. Вместе с другими странами социалисти ческого лагеря Советский Союз стоит на передовых позициях борьбы за мир и побе ду коммунизма. ЕаЬ никогда велика спло ченность наших рядов и уверенность в окончательной победе! (Б урны е апло дисменты ). Знамя, под которым мы побеждали и побеждаем,— знамя марксизма-ленинизма. Под этим знаменем мы идем вперед, уве ренные в наших новых успехах, в торже стве коммунизма. Наше великое строительство и наша по следовательная борьба за мир отвечают ин тересам всех народов, всего человечества! (Б урны е, продолжительные аплодисменты). II. Борьба Советского Союза за мир и международную безопасность НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ТУРЦИИ Еак уже сообщалось в нашей печати, 4 февраля Советское Правительство н а правило Правительству Турции ноту по вопросу о запуске с территории Турции шаров в воздушное пространство СССР. 11 февраля Чрезвычайный и Полномоч-* ный Посол Турции в СССР г-н Е. Н. Еа* вур посетил Первого Заместителя Мини стра Иностранных Дел СССР А. А. Громы ко и вручил ему ноту следующего содер жания; Нота Правительства Турции Советскому Правительству от 11 февраля 1956 года «Посольство Турции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и, по указанию своего Прави тельства, имеет честь сообщить ему по поводу метеорологических шаров, о кото рых говорится в ноте Министерства № 29 от 4 февраля 1956 года, следующее: В течение некоторого времени турецкие компетентные власти проводят в сотрхд- ничестве с американскими компетентными властями метеорологические исследования путем использования шаров с целью по лучить данные об атмосферных условиях на большой высоте. Результаты этих ис следований будут полезны как для метео рологических служб, так и для работ предстоящей национальной геофизической конференции. В уведомлении, опублико ванном Анатолийским Агентством 14 ян варя 1956 года, Главное Метеорологиче ское Управление Турции предало гласно сти эти факты, приведя точные данные о шарах, которые будут использованы, а также о находящейся на них различной аппаратуре. В том же публичном уведом лении указывалось также о том, что сле дует делать в случае, если эти шары бу дут обнаружены на турецкой территории. Это публичное уведомление показывает, что, поскольку невозможно . осуществлять абсолютный контроль над направлением полета данных шаров, нельзя с точно стью предусмотреть те места, где они мо гут приземлиться. С другой стороны, ис пользование шаров для метеорологиче ских целей является общепринятой прак тикой. Е тому же, на турецкой территог рии неоднократно были обнаружены мно гочисленные шары советского производст ва, используемые для этой же цели.- Следовательно, в том, что касается при земления на советской территории шаров, о которых говорится в ноте Министерств' ва, речь идет о случаях, которые следует считать нормальными и в которых не сле дует усматривать какого-либо умысла или намерения нарушить советское воздушное пространство. Что же касается изложенного в ноте Министерства замечания о той угрозе, ко торую представляют такие шары для бе зопасности воздушных перевозок, то сле дует отметить, что подобные опыты часто проводились на больших высотах в тех странах, где воздушные перевозки явля ются весьма интенсивными, и что указан ные шары были сконструированы с уче том необходимости избегать всякой опас ности для воздушных перевозок. Ввиду неоспоримо научного и публич ного характера проводимых опытов, а так же явного доказательства того,что факти чески эти опыты не вызвали ни одного не счастного случая при полетах, Турецкое Правительство было удивлено, получив но ту Советского Правительства, о которой идет речь, где эти опыты представлены в таком свете, который нисколько не соот ветствует их характеру. Однако с, целью избежать всякого не-< доразумения турецкие власти, по д о г о в о р ренности с американскими властями, при мут возможные меры с тем, чтобы не за-< пускать дополнительных шаров, которые, насколько это можно предусмотреть со гласно имеющимся техническим данным, могут перелететь на советскую террито рию». Нота Советского Правительства Правительству Турции от 20 февраля 1956 года 20 февраля Первый Заместитель Мини стра Иностранных Дел СССР А. А. Громы ко принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Турции в СССР г-на Е. Н. Еавура и вручил ему следующую ноту Советского Правительства: «Правительство СССР, подтверждая по лучение ответа Правительства Турции от 11 февраля на свою ноту от 4 февраля с. г. по вопросу о запуске с турецкой тер ритории воздушных шаров в пределы воз душного пространства СССР, считает необ ходимым в связи с этим заявить следую щее: В ноте от 4 февраля Правительство СССР обратило внимание Правительства Турции на тот факт, что за последнее время со стороны Турции в воздушное пространство СССР проникло большое ко личество изготовленных в США воздуш ных шаров, несущих аппаратуру, произ водящую фотосъемку местностп, а также автоматически действующие радиопередат чики, радиоприемники и др. грузы. В своей ноте от 11 февраля Турецкое Правительство признает, что «в течение некоторого времени» турецкие власти в сотрудничестве с американскими властями осуществляют запуск в высшие слои ат мосферы воздушных шаров с турецкой территории. Но при этом приводится нс оправдывающий нарушения воздушного пространства довод о том, что полеты воз душных шаров являются безопасными для воздушного сообщения. Ввиду этого Советское Правительство вновь указывает на то, что запуск таких шаров в воздушное пространство СССР представляет собой грубое нарушение тер риториальной неприкосновенности Совет ского Союза и общепризнанных норм меж дународного права. Кроме того, многочисленные данные, имеющиеся в распоряжении Советского Правительства, а также заявления по это му поводу правительств ряда других евро пейских государств свидетельствуют о том, что полеты этих воздушных шаров представляют собой серьезную угрозу как для воздушного транспорта, так и для на селения районов, над которыми летают эти шары. Для каждого ясно, что столк новение самолета с воздушным шаром, не сущим груз весом в несколько сот кг., гро зит неминуемой катастрофой. Очевидно также, что подвешенные к большой ме таллической балке два ящика с балластом общим весом в 200 — 300 кг., свободно падающие с большой высоты при так наз. автоматическом уничтожении шара, могут повредить здания, телефонные и электри ческие линии, различные сооружения и вызвать человеческие жертвы. Что же касается сделанного в ноте Ту рецкого Правительства утверждения, буд то речь идет об обычных шарах, исполь зуемых для метеорологических исследова ний в «общепринятой практике» и слу чайно попадающих в советское воздушное пространство, то Правительство СССР счи-. тает необходимым подтвердить сказанное в его ноте от 4 февраля. Советское Прави тельство вновь обращает внимание Турец кого Правительства на то, что запускае мые в советское воздушное пространство с турецкой территорий шары не имеют г никакой аппаратуры, предназначенной для измерения основных метеорологических элементов— атмосферного давления, темпе ратуры, влажности воздуха и др., а все их оборудование весом до 300 кг. состоит исключительно из упомянутой выше ап паратуры, приспособленной для ведения аэрофотосъемки местности, определения координат и специальной радиотехниче ской аппаратуры. Советское Правительство доводит до све-' дения Турецкого Правительства, что в связи с тем, что на соответствующее представление Советского Правительства Правительство США также заявило, будто шары, запускаемые в советское воздушное пространство, предназначены для метеоро логических исследований и не представ ляют собой опасности для воздушного транспорта. Правительством Советского Союза предложено Правительству Соеди ненных Штатов Америки организовать в Нью-Йорке, в Вашингтоне или, при сог ласии соответствующих правительств— в Лондоне, Париже, публичные выставки указанных шаров с аппаратурой и напра вить своих экспертов, которые могли бы дать необходимые пояснения об этих ша рах и их оборудовании. Поскольку Советский Союз располагает большим количеством выловленных воз душных шаров. Советское Правительство выражает также готовность организовать такие выставки воздушных шаров и в других странах по договоренности с их правительствами, если имеется •необходи мость убедиться в обоснованности приве денных утверждений Советского Прави тельства. Советское Правительство полагает, •что ознакомление специалистов и обществен ности с такого рода выставками позволит наглядно убедиться в том, для чего пред назначены воздушные шары, выловлен ные в СССР, и какую опасность представ ляют они для воздушного транспорта и населения. Ероме того, Советское Правительство хо тело бы знать мнение Турецкого Прави тельства, не считает ли оно возможным направить своих специалистов в Москву для_ осмотра воздушных шаров с находив шейся на этих шарах аппаратурой, запу щенных в советское воздушное простран ство, в частности — с территории Тур ции. Советское Правительство принимает к сведению заявление Турецкого Правитель ства о том, что оно примет меры к недо пущению в дальнейшем запуска шаров с турецкой территории в советское воздуш ное пространство». Г-н Е. Н. Еавур заявил, что он неза медлительно передаст эту ноту своему Правительству. 41 В ч е ст ь Д н я С о в ет с к о й А р м и и Недавно в Троекуровском районе состоя лись соревнования школьников по лыжам и стрельбе, посвященные 38-й годовщине Со ветской Армии и Военно-Морского Флота. В гонках на 15, 10 и 5 километров побе дили десятиклассник Троекуровской сред ней школы Юрий Юдин, ученик 9 класса этой же школы Эдуард Кужель и ученица 10 класса Гагаринской средней школы Татьяна Горелова. В соревнованиях по стрельбе победили школьники Троекуровской школы Юрнй Си монов и Нина Бахромкина. В командном зачете первые места по лыжам и стрельбе завоевали учащиеся Троекуровской средней школы. В ы п у с к м е х а н и з а т о р с к и х к а д р о в В Лебедянском училище механизации сельского хозяйства № 3 состоялся оче редной выпуск. Государственные экзамены держали 205 трактористов-машинистов ши рокого профиля. 121 выпускник направ ляется на работу в МТС нашей области. 84 тракториста-машиниста поедут в районы освоения целинных и залежных земель. ИЗВЕЩЕНИЕ 22 февраля, в 19 часов, в горкоме КПСС состоится совещание пропагандистов эконо мических кружков и семинаров. Редактор Л. РОДИОНОВСКИЙ. " АЭ 01214 Липецк, типография областного управления культуры. Зак, № 1564
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz