Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
6 января 1956 г., М! 4 (485) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ Политехнизации обучения— н еослабное вним ание Советская школа, выполняя указания партия и правительства, осуществляет политехнизацию обучения. Задача состоит в том, чтобы приблизить преподавание тео рии к требованиям практики, привить учащимся любовь к физическому труду, дать им первые навыки трудовой деятельности. Введены уроки труда в начальных классах, практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках в пятых- седьмых классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротех нике в старших классах. Укрепляется связь школы с промышленным и сельскохозяй ственным производством. В нашей области некоторых успехов в деле политехнического обучения доби лись школы г. Ельца. Ниже публикуются материалы, в которых рассказывается об опыте елецких школ. Б о л ь ш о е д е л о Вопрос создавая материальной базы политехнического обучения является сей час самым наболевшим. Как обстоит с этим делом в Ельце? Помещения для мастерских имеются во всех средних и сешгдотних школах города. Правда, они еще не удов летворяют всем требованиям — малы, ча сто расположены в непосредственной бли зости от классных комнат. Но начало большому делу положено, и это— главное. В двух средних школах имеются настоя щие столярные верстаки, а в остальных школах верстаки примитивные, самюдель- у *. . В школьных мастерских установлены злёсарные верстаки с тисками. Много инструментов передали школам предприятия. Рабочие деревообделочного цеха завода, шефствующего над средней школой № 2, во внерабочее время сдела ли несколько комплектов столярното инст румента. Завод передал школе верстаки, станки, детали машин и целые узлы. На шлись желающие руководить кружками. Ученики стали изготовлять батареи для карманных фонарей и со временем научи лись делать их очень хорошо. Помогали школам и другие предприя тия города. Завод «Прожекторные угли» передал и установил в средней школе М! 3 четыре станка: токарный, фрезерный, сверлильный и шлифовальный. К стайкам сделана электропроводка, все они рабо:а- ют. Завод станочной гидроаппаратуры пе редал средней школе № 15 четыре очень хороших станка: револьверный, токарный, винторезный и сверлильный. Всего в шко лах города сейчас имеется 19 различных станков. Вопрос организации уроков труда и практикумов сейчас очень важен. В усло виях Ельца нет еще возможности проводить уроки труда с целыми классами, так как помещения мастерских не позволяют обо рудовать по 40— 45 рабочих мест. Поэто му классы приходится делить пополам. Заведующая учебной частью средней шко лы № 15 т. Мищенко нашла рациональ ный способ проведения практикумов в восьмых — десятых классах. Половина класса^ занимается в мастерской по маши новедению или электротехнике, а другая в это время находится на уроке физкуль туры. .Практикумы ведут квалифицирован ные специалисты — инженеры. На уроках по общеобразовательным дис циплинам преподаватели также стремятся осуществлять политехническое обучение. Очень интересно проходят уроки химии у преподавателя средней школы № 15 т. За рубина. По его чертежам учащиеся изго товляют таблицы, схемы с подвижными деталями, помогающими разобраться в сложных химических процессах и реак циях. С помощью преподавателя- они сде лали электрифицированную таблицу пе риодической системы Менделеева, что по могает им теперь быстрее усваивать такие трудные разделы химии, как валентность и другие. Большое внимание уделяется также ра боте на пришкольных опытных участках. В 1955 году большой урожай ово щей собрали со своих участков учащиеся школ К! 2, М 12 и X: 16. Средние шжо- лы N 3 и Л? 15 имеют хорошие уголки живой природы, где юннаты разводят ком натные цветы, ухаживают за рыбами, птицами, ведут опыты и наблюдения. Немаловажную роль в политехническом обучении школьников играют экскурсии на производство. Такие экскурсии прово дились на электростанцию, в литейный цех завода гидроаппаратуры, на радио узел, завод «Прожекторные угли», картон ную фабрику, известковый завод. Для оз накомления учащихся с сельскохозяйст венной техникой проводились экскурсии в школу механизации сельского хозяйства. Учащиеся также знакомились с основами сельскохозяйственного производства и но вейшей агротехникой во -время экскурсий на животноводческую ферму и в теплицу колхоза «Родина». Внеклассная работа тоже носит поли технический характер. Сейчас в средних школах города работают авиамодельные, фото и радио-кружки, столярные, слесар ные, кружки «Умелые руки».; Через внеклассную работу некоторые наши школы начали осуществлять одну из важнейших зад ач— сближение школы с производством. В школе М1 1 работал автомобильный кружок, которым руково дил механик рудоуправления т. Белоусов, занятия проводились в гараже. Во второй школе — столярный кружок, выпустив ший столяров первого разряда. Учащиеся средних школ Л1: 1 и К 12 участвовали в строительстве тешгицы, учащиеся школы № 2 построили отраду, отремонтировали крышу школьного зда ния, сложили стены для будущего спорт зала. Учащиеся всех средних школ вовре мя уборочной камлании каждое воскре сенье работали в колхозах на уборке уро жая, младшие школьники собирали ме таллолом, древесные семена, участвовали в благоустройстве детского парка и город ских скверов. Стремление лучше организовать поли техническое обучение находит отражение и в работе с родителями. Ведь ребенку не обходимы не только определенные практи ческие трудовые навыки, но и физиче ская закалка. Эта физическая закалка ор ганизма должна приобретаться главным образом в семье. Поэтому в лекциях для родителей, в индивидуальных беседах с ними учителя рекомендуют обратить осо бое внимание на трудовое воспитание де тей в семье, на необходимость привития детям уважения к физическому труду. Всемерное расширение политехнизации, повышение ее качества — важнейшая задача. Участвовать в этом призваны не только преподавательские коллективы, но и -вся общественность. Именно благодаря серьезной помощи предприятий, общест венных организаций и родителей елецкие школы смогли добиться некоторых успе хов в политехнизации обучения. - А. КРАСНИКОВ, заведующий Елецким гороно. Производственный комбинат в школе В цехе выпиливания, где каждый из де вяти ребят был занят своим делом, мы по дошли к самому маленькому «рабочему»— пионеру Лене Мухину. — Меня сначала не хотели принимать в цех, а теперь вот смотрите, какую рамку делаю. Скоро буду вырезать, как Володя Климов. Володя Климов— «директор комбината». В школе все знают его не только как хоро шо успевающего ученика-десятиклассника, но и как мастера на все руки. Ребята не раз любовались разными изделиями из дерева— письменными приборами, на гольными лампами и другими предметами -йймашнего обихода, сделанными Климовым. — Вот бы так выпиливать! — Захотите, и вы сможете,— говорил Володя товарищам, и в правильности его слов на деле убеждается сейчас все больше и больше ребят, работающих в цехах «ком бината». Валерий Окунев строит модель эсминца по чертежам центральной морской лабора тории. Валерий Яковлев и Вячеслав Кузне цов заняты «строительством» подводных лодок. Нашлось много интересных дел и для других ребят. Они изготовили модели ко раблей, которые теперь всякий раз пуска ют в ход, когда ведут «морской бой»— свою любимую игру. Оживленная деятельность ведется в пионерском комбинате. — Нина Семеновна, проверьте заказ,— говорит Женя Демин и показывает только что переплетенные журналы «Техника— молодежи». Теснее связь теории с практикой На каждом уроке машиноведения я за бочусь о том, чтобы учащиеся смогли про явить элементы конструкторского твор чества, новаторства, собственной выдум ки. Вместо того, чтобы говорить: «Сделай так», лучше спросить: «А как бы ты сде лал это?». Практика показывает, что многие уча щиеся стремятся как можно быстрее при ступить к практическим работам, невни мательно слушают объяснения, а потом допускают серьезные ошибки. При из готовлении нутромеров на уроке маши новедения учащиеся Мореш и Коро лев не выдержали точных размеров по эскизу, отступили от него, и их изде лия оказались непригодными. Иначе вы глядели работы учащихся этого же 8 класса Топченко, Дворникова. Нутроме ры изготовлены ими точно по заданному размеру, изящно. Когда я сравнил их из делия с работами Морева и Королева и попросил их объяснить, как они делали нутромеры, всем в классе стало ясно, что Морев и Королев пренебрегли полученны ми теоретическими знаниями по обработке твердого и мягкого металла, пренебрегли математической точностью в работе. Уча щиеся поняли свои ошибки, и во второй раз выполнили практические работы точ но и красиво. Большой интерес учащиеся проявляют к кружковым занятиям. Здесь наибольший простор для творчества. Учащиеся Семе- нихин, Потопахпн и Карпов собирают двигатель внутреннего сгорания, Юдин и Корякин изготовили усилитель для школь ного радиоузла, Татарншкова делает теле скоп, Манахин — приборы для демонстра ции опытов по физике. Преподавание машиноведения и элек тротехники в средних школах — дело но вое. Программой предусмотрено ознакомле ние учащихся с термической обработкой металлов, устройством, сборкой и разбор кой узлов и агрегатов автомобиля, управ лением и уходом за ним. Учащиеся дол жны научиться работать с электротехни ческими машинами постоянного и пере менного тока и с наиболее распростра ненными электроизмерительными прибо рами. Для того, чтобы успешно справиться со стоящими перед нами сложными задача ми, мы, преподаватели машиноведения и электротехники, должны больше и чаще обмениваться опытом. И. ЖЕРЕБЦОВ, преподаватель машиноведения Елецкой средней школы № 2 имени А. С. Пушкина. На учебном участке Коллектив 12-й средней школы города Ельца уделяет большое внимание трудово му воспитанию учащихся. В школе имеет- сй"столярная мастерская, действуют тех нические предметные кружки. Кроме того, при школе есть учебно-опытный участок площадью 0,40 гектара. Учебно-опытный участок разделен на девять делянок, пять из которых выделе ны для выращивания сельскохозяйствен ных культур, предусмотренных полевым севооборотом. На остальных размещаются коллекционный участок, цветники, пло дово-ягодный участок, выращиваются овощные и бахчевые культуры. На основной части пришкольного участ к а ® 3200 квадратных метров учащиеся пятых — девятых классов под руководст вом учителя биологии выращивают сель скохозяйственные растения, которые рань ше в нашем районе не культивировались. Школьники ведут наблюдения за выращи ваемыми ими тремя сортами капусты, пятью сортами томатов, четырьмя сортами огурцов, картофелем, тыквой, луком и другими растениями. В 1955 году был собран высокий уро жай томатов — 830 центнеров в пересче те на гектар. Особенно урожайным оказался сорт «Ми кадо». Его с одного куста собирали до 11 килограммов, а вес крупных плодов до стигал 800 граммов. В плодово-ягодном саду произрастают 50 яблонь, 8 груш, слива, смородина, ма лина. Много труда учащиеся затратили на уход за молодым садом. На коллекционном участке учащиеся знакомятся с многообразием растений. Здесь выращиваются разнообразные кор мовые травы, технические культуры. На участке зерновых культур школьни ки вырастили высокий урожай ветвистой пшеницы, ячменя, проса, кукурузы. Интересные опыты с кукурузой провело звено ученицы 7 «Б» класса Глазуновой. Семена перед посевом яровизировались в течение десяти дней. Высевали кукурузу в грунт 15 мая в хорошо обработанную и удобренную поч)ву квадратно-гнездовым способом с междурядьями 7 0 X 7 0 санти метров. В каждое гнездо сажали по два— три зерна и вносили 200 — 300 граммов перегноя. При появлении всходов три ра за производили прополку посевов, пасын кование и рыхление почвы. Всходы поли вали. Когда растения достигли 10 санти метров, их подкармливали навозной жи жей. На десяти растениях учащиеся про извели дополнительное опыленне пыльцой метелок, срезанных с соседних растений. При появлении початков оставляли по 1— 2 початка на стебле, а остальные (удаля ли. Урожай зерна в початках получен по 64 центнера в пересчете на гектар. В лучших початках насчитывается до 750 зерен. Высота стеблей достигала трех мет ров 30 сантиметров. При Школе строится теплица на средст ва, полученные от реализации продуктов с опытного участка. Предполагается начать эксплуатацию ее ж весне текущего года. Р. ХАРЛАМОВА, преподаватель биологии 1 2 -й средней I школы г. Ельца. — Юные переплетчики-— мои надеж ные помощники,— говорит заведующая школьной библиотекой Н. С. Грищен кова. — Теперь у нас переплетены все старые книги, журналы, газеты. Здесь работают 12 цехов, правда, только один раз в неделю и всего по два часа. Во главе каждого цеха — начальник из числа учащихся. Все цеха объединены в пионерский комбинат, во главе которого стоит совет, руководимый директором ком бината и его заместителем. Работы у совета комбината немало: надо позаботиться о сырье для цехов, подумать об организации отдела сбыта и выдачи за казов, отдела снабжения, рассмотреть по ступившие заказы. Преподаватель химии Вячеслав Ивано вич Сурин просит изготовить штативы для метеостанции, для пионерской комна ты нужны разные палочки. Совет распре деляет заказы по цехам, устанавливает сроки выполнения. Дел хватает для всех двухсот школьников, занятых в цехах комбината. Пионерский производственный комбинат организован и работает в 14-й железнодо рожной школе города Ельца недавно, но о нем уже знают многие ельчане. Организо ван он был по предложению старшей пио нервожатой школы Нины Ивановны Воб ликовой. Летом т. Вобликова побывала в Москве на Всесоюзной конференции старших пио нервожатых и услышала там рассказ о трудовом воспитании школьников в 36-й московской школе. На совете дружины в и ^ начале учебного года она поведала об ус лышанном и предложила организовать «пионерский комбинат» по типу москов ского. На видном месте в школе вывесили большой стенд. На нем рассказывалось об опыте ^Особого пионерского комбината» в московской школе и сообщалось о том, что такой комбинат создается и в 14-й школе. «Ребята! Каждый пз вас может записаться в любой из цехов», — призывало объявле ние и далее следовали названия цехов: леп ки, кройки и шитья, авиамодельный... Один заманчивее другого. Ребята сначала не знали, какой из них избрать, но комсомольцы и назначенные начальниками цехов ребята, умеющие ма стерить, разъяснили, какой цех чем будет заниматься. Сначала часть ребят часто переходила из одного цеха в другой, но теперь каждый нашел свое призвание. От простых изделий ребята переходят в все более сложным, учатся владеть различ ными инструментами, работать на станках. Выпускники 14-й школы Валентин Ильин, Александр Богатиков и Игорь Ани кеев часто заходят в родную школу. Недав но они задержались здесь особенно долго: ребята просили их подробнее рассказать о своей работе на заводах. у ☆ Произведена реконструкция Липецкой междугородной телефонной станции. Коммутаторы и другое оборудование переведены в новое просторное поме щение, в котором созданы благоприят ные условия для труда телефонисток. Перед коллективом станции стояла трудная задача — провести все работы по реконструкции, не нарушая связи. Много инициативы проявили в этом ра ционализаторы — исполняющий обя занности инженера т. Клепиков, тех ник т. Демьянов, станционный над смотрщик т. Смыков и другие. Установлен дополнительный комму татор. Все это улучшило производ ственную обстановку, повысило про пускную способность станции и качест во обслуживания абонентов. На снимке: в новом коммутаторном зале Липецкой междугородной телефон ной станции. Фото Л. Черкашика. ШШШЯЯШ \ ' Г щ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ О нуждах колхозного автотранспорта Занятия по труду, которые проводи лись в школе, помогли нам быстрее освоить свою специальность, — сказал Игорь Ани кеев,— и сейчас мы сочетаем работу с уче бой. Я, например, учусь заочно в институ те инженеров железнодорожного транс порта. — Мы тоже пойдем работать на завод,— заявили многие школьники,— и сейчас бу дем готовить себя к этому. Пионерский производственный комбинат создан пока только в 14-й железнодорож ной школе. Елецкий горком ВЛКСМ заслу шал на бюро доклад секретаря комсомоль ской организации школы по вопросу о тру довом воспитании учащихся и предложил распространить этот опыт во всех школах города. Недавно в комбинате побывали старшие пионервожатые городских школ. Много хорошего увидели они здесь. Надо добиться того, чтобы в Ельце и других городах было больше таких комби натов. А. САМОХИН, (Соб. корр. «Ленинского знам ени»). С ростом колхозов все большее винче ние приобретает для них а 1 итотранспорт. В связи с этим на местам возникает ряд вопросов, связанных с упорядочением ис пользования машин, улучшением их ра боты. Сошлюсь на примеры из Водопьянов ского района. В колхозах имеется около 50 грузовых автомобилей. Все ли они ра ботают? К сожалению, не все. Главной причиной такого положения является сла бая обеспеченность автомобилей запасны ми частями. По вине торгующих органи заций в район не завозятся аккумулято ры, покрышки, камеры, в которых ощу щается острая нужда. Одноосные прице пы к машинам имеются только в двух хозяйствах, а без них нельзя перевозить лесоматериалы. Колхозы не имеют возможности отре монтировать автомашины в случае серьез ной поломки. Колхозу «Коммунистический маяк» нужно было, например, провести капитальный ремонт грузовика. Но куда бы не обращался председатель правления — везде получал отказ. Так продолжалось почти три года. Для того, чтобы привести в порядок автомашину «ГАЗ-51», которая нужда лась в замене поршней и коленчатого ва ла, руководители колхоза «Завет Ильича» много раз обращались за помощью в об ластные организации и в Липецкую меж районную контору «Автотракторосбыта» с просьбой о выделения запасных частей, но все безрезультатно. После целого года ходатайств колхозу удалось, наконец, от ремонтировать мотор в Липецкой межрай онной мастерской капитального ремонта. Но машина ©се же не может быть ис пользована, так как нет покрышек л камер. В тортовую сеть с перебоями достав ляется бензин. К тому же в колхозах не налажен строгий учет расходования его. Все это опять-таки сказывается отрицав тельно на работе автотранспорта. Общеизвестно, что квалифицированный технический уход и правильное содержа ние определяют долговечность автомашин. Однако в ряде колхозов бесхозяйственно относятся к технике. Например, в колхо зах имени Хрущева и имени Маленкова нет даже гаражей. Необходимо улучшить подготовку шо феров. Ведь от того, насколько квалифи цированно они работают, зависят уровень эксплуатации автотранспорта. Только сла бой подготовкой шоферов можно объяснить' тот факт, что в колхозе «Коммунистиче ский маяк» все машины «ГАЗ-51» выш ли из строя за один год. , Большие претензии следует предъявит^ в автоинспекции. Достаточно сказать, что автоинспектор т. Шалимов лишь два ра за в год проверяет исправность машин. Ни разу он не проводил совещаний с шо ферами, не пытался рассказать им о пе редовом опыте использования машин, пра вилах технического ухода, ремонта. В хозяйствах, где имеются то 3— 4 машины, пора бы назначить старших шоферов. Очень важно навести порядок в выпи ске путевых листов. Это будет способст вовать повышению ответственности и укреплению дисциплины среди водителей. Таковы насущные нужды колхозного автотранспорта, С. НРАСОВСНИЙ, заместитель председателя исполкома Водопьяновского районного Совета. В Задонске должен быть каток Природные условия Задоиска исключи тельно благоприятствуют развитию раз личных видов спорта. Однако здесь нет ни стадиона, ни катка, ни лыжной базы. Опоры о том, кто должен устроить каток, возникают каждую зиму. Опоры ведутся до ©есны, а затем, по понятным причинам, они прекращаются. В городе до трех тысяч учащихся. Имеется педагогическое училище физиче ского воспитания, в программу преподава ния которого входит конькобежный спорт. Много опытных преподавателей физкуль туры работает в школах. А дело дошло до того, что училище физического воспита ния командировало в этом году 85 уча- На снимке (слева направо): учащиеся В. Климов, Г. Целыковский и В. Зубов за работой в одном из цехов комбината. Фото А. Бабикова. щлхея в г. Елец для тренировки на катке. На тренировки, которые продлятся 1— 2 недели, намечено израсходовать несколько тысяч рублей. И можно заранее утверж дать, что хороших результатов такое ме роприятие пе даст. Не лучше ли было устроить свой каток, которым могли бы с успехом пользоваться и школьники и взрослые? Время еще ие ушло. Комсомольским и профсоюзным организациям города надо принять все меры к тому, чтобы в Задон ске был каток,' В. СКРЯБИН, врач. К о р о т к и е с и г н а л ы 10 передовых колхозников сельхозартели имени Ленина, Чернавского района, в каче стве экскурсантов побывали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Однако правление колхоза и партийная организа ция до сего времени не организовали их выступлений перед колхозниками с бесе дами о достижениях передовиков сельского хозяйства, о том, что экскурсанты видели на выставке. Д . ТРОФИМОВ. ❖ , * * Завком профсоюза на Елецком заводе гидроаппаратуры имеет библиотеку, в ко- торой насчитывается около 6000 книг. Бы ло время, когда рабочие и служащие в обеденный перерыв могли почитать в биб- лиотеке свежие номера газет и журналов, просмотреть новинки художественной лите ратуры. Однако уже более года библиотека не работает регулярно, зачастую бывает на замке. Дело в том. что должность культра ботника сократили, а обязанность библио- текаря возложили на неопытного человека. Нужно наладить работу библиотеки. М. ПРОКОФЬЕВ. По материалам „Ленинского знамени* „За образцовую работу коммунально-бытовых предприятий" Опубликованная под таким заголовком передовая статья газеты «Ленинское знамя» за 18 декабря была обсуждена на заседании исполкома Липецкого городского Совета депутатов трудящихся. Исполком горсовета признал правильной критику не достатков в бытовом обслуживании населе ния областного центра. Передовую статью предложено обсудить на производственных совещаниях и общих собраниях работников коммунально-бытовых предприятий. Наме чен ряд конкретных мероприятий по устранению имеющихся недостатков и улучшению бытового обслуживания насе ления. Исполком горсовета обязал директоров заводов — Новолипецкого, «Свободный со кол» и тракторного произвести ремонт за водских бытовых помещений. Решено ежемесячно обсуждать на заседа ниях исполкома горсовета вопрос о работе кокмунально-бьгтовых предприятий города и предприятий местной и кооперативной промышленности. Что сделано по неопубликованным письмам В редакцию поступило письмо, в кото ром вскрывались беспорядки в организа ции торговаи лесом на Липецком лесо торговом! складе. Это письмо было направ лено в исполком Липецкого Городского Совета для принятия мер. Из полученного ответа явствует, что со общенные в письме факты при проверке подтвердились. За допущенные наруше ния правил торговли лесоматериалами ди ректор лесосклада Орловский с работы снят.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz