Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

6 января 1956 г., М! 4 (485) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ Политехнизации обучения— н еослабное вним ание Советская школа, выполняя указания партия и правительства, осуществляет политехнизацию обучения. Задача состоит в том, чтобы приблизить преподавание тео­ рии к требованиям практики, привить учащимся любовь к физическому труду, дать им первые навыки трудовой деятельности. Введены уроки труда в начальных классах, практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках в пятых- седьмых классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротех­ нике в старших классах. Укрепляется связь школы с промышленным и сельскохозяй­ ственным производством. В нашей области некоторых успехов в деле политехнического обучения доби­ лись школы г. Ельца. Ниже публикуются материалы, в которых рассказывается об опыте елецких школ. Б о л ь ш о е д е л о Вопрос создавая материальной базы политехнического обучения является сей­ час самым наболевшим. Как обстоит с этим делом в Ельце? Помещения для мастерских имеются во всех средних и сешгдотних школах города. Правда, они еще не удов­ летворяют всем требованиям — малы, ча­ сто расположены в непосредственной бли­ зости от классных комнат. Но начало большому делу положено, и это— главное. В двух средних школах имеются настоя­ щие столярные верстаки, а в остальных школах верстаки примитивные, самюдель- у *. . В школьных мастерских установлены злёсарные верстаки с тисками. Много инструментов передали школам предприятия. Рабочие деревообделочного цеха завода, шефствующего над средней школой № 2, во внерабочее время сдела­ ли несколько комплектов столярното инст­ румента. Завод передал школе верстаки, станки, детали машин и целые узлы. На­ шлись желающие руководить кружками. Ученики стали изготовлять батареи для карманных фонарей и со временем научи­ лись делать их очень хорошо. Помогали школам и другие предприя­ тия города. Завод «Прожекторные угли» передал и установил в средней школе М! 3 четыре станка: токарный, фрезерный, сверлильный и шлифовальный. К стайкам сделана электропроводка, все они рабо:а- ют. Завод станочной гидроаппаратуры пе­ редал средней школе № 15 четыре очень хороших станка: револьверный, токарный, винторезный и сверлильный. Всего в шко­ лах города сейчас имеется 19 различных станков. Вопрос организации уроков труда и практикумов сейчас очень важен. В усло­ виях Ельца нет еще возможности проводить уроки труда с целыми классами, так как помещения мастерских не позволяют обо­ рудовать по 40— 45 рабочих мест. Поэто­ му классы приходится делить пополам. Заведующая учебной частью средней шко­ лы № 15 т. Мищенко нашла рациональ­ ный способ проведения практикумов в восьмых — десятых классах. Половина класса^ занимается в мастерской по маши­ новедению или электротехнике, а другая в это время находится на уроке физкуль­ туры. .Практикумы ведут квалифицирован­ ные специалисты — инженеры. На уроках по общеобразовательным дис­ циплинам преподаватели также стремятся осуществлять политехническое обучение. Очень интересно проходят уроки химии у преподавателя средней школы № 15 т. За­ рубина. По его чертежам учащиеся изго­ товляют таблицы, схемы с подвижными деталями, помогающими разобраться в сложных химических процессах и реак­ циях. С помощью преподавателя- они сде­ лали электрифицированную таблицу пе­ риодической системы Менделеева, что по­ могает им теперь быстрее усваивать такие трудные разделы химии, как валентность и другие. Большое внимание уделяется также ра­ боте на пришкольных опытных участках. В 1955 году большой урожай ово­ щей собрали со своих участков учащиеся школ К! 2, М 12 и X: 16. Средние шжо- лы N 3 и Л? 15 имеют хорошие уголки живой природы, где юннаты разводят ком­ натные цветы, ухаживают за рыбами, птицами, ведут опыты и наблюдения. Немаловажную роль в политехническом обучении школьников играют экскурсии на производство. Такие экскурсии прово­ дились на электростанцию, в литейный цех завода гидроаппаратуры, на радио­ узел, завод «Прожекторные угли», картон­ ную фабрику, известковый завод. Для оз­ накомления учащихся с сельскохозяйст­ венной техникой проводились экскурсии в школу механизации сельского хозяйства. Учащиеся также знакомились с основами сельскохозяйственного производства и но­ вейшей агротехникой во -время экскурсий на животноводческую ферму и в теплицу колхоза «Родина». Внеклассная работа тоже носит поли­ технический характер. Сейчас в средних школах города работают авиамодельные, фото и радио-кружки, столярные, слесар­ ные, кружки «Умелые руки».; Через внеклассную работу некоторые наши школы начали осуществлять одну из важнейших зад ач— сближение школы с производством. В школе М1 1 работал автомобильный кружок, которым руково­ дил механик рудоуправления т. Белоусов, занятия проводились в гараже. Во второй школе — столярный кружок, выпустив­ ший столяров первого разряда. Учащиеся средних школ Л1: 1 и К 12 участвовали в строительстве тешгицы, учащиеся школы № 2 построили отраду, отремонтировали крышу школьного зда­ ния, сложили стены для будущего спорт­ зала. Учащиеся всех средних школ вовре­ мя уборочной камлании каждое воскре­ сенье работали в колхозах на уборке уро­ жая, младшие школьники собирали ме­ таллолом, древесные семена, участвовали в благоустройстве детского парка и город­ ских скверов. Стремление лучше организовать поли­ техническое обучение находит отражение и в работе с родителями. Ведь ребенку не­ обходимы не только определенные практи­ ческие трудовые навыки, но и физиче­ ская закалка. Эта физическая закалка ор­ ганизма должна приобретаться главным образом в семье. Поэтому в лекциях для родителей, в индивидуальных беседах с ними учителя рекомендуют обратить осо­ бое внимание на трудовое воспитание де­ тей в семье, на необходимость привития детям уважения к физическому труду. Всемерное расширение политехнизации, повышение ее качества — важнейшая задача. Участвовать в этом призваны не только преподавательские коллективы, но и -вся общественность. Именно благодаря серьезной помощи предприятий, общест­ венных организаций и родителей елецкие школы смогли добиться некоторых успе­ хов в политехнизации обучения. - А. КРАСНИКОВ, заведующий Елецким гороно. Производственный комбинат в школе В цехе выпиливания, где каждый из де­ вяти ребят был занят своим делом, мы по­ дошли к самому маленькому «рабочему»— пионеру Лене Мухину. — Меня сначала не хотели принимать в цех, а теперь вот смотрите, какую рамку делаю. Скоро буду вырезать, как Володя Климов. Володя Климов— «директор комбината». В школе все знают его не только как хоро­ шо успевающего ученика-десятиклассника, но и как мастера на все руки. Ребята не раз любовались разными изделиями из дерева— письменными приборами, на­ гольными лампами и другими предметами -йймашнего обихода, сделанными Климовым. — Вот бы так выпиливать! — Захотите, и вы сможете,— говорил Володя товарищам, и в правильности его слов на деле убеждается сейчас все больше и больше ребят, работающих в цехах «ком­ бината». Валерий Окунев строит модель эсминца по чертежам центральной морской лабора­ тории. Валерий Яковлев и Вячеслав Кузне­ цов заняты «строительством» подводных лодок. Нашлось много интересных дел и для других ребят. Они изготовили модели ко­ раблей, которые теперь всякий раз пуска­ ют в ход, когда ведут «морской бой»— свою любимую игру. Оживленная деятельность ведется в пионерском комбинате. — Нина Семеновна, проверьте заказ,— говорит Женя Демин и показывает только что переплетенные журналы «Техника— молодежи». Теснее связь теории с практикой На каждом уроке машиноведения я за­ бочусь о том, чтобы учащиеся смогли про­ явить элементы конструкторского твор­ чества, новаторства, собственной выдум­ ки. Вместо того, чтобы говорить: «Сделай так», лучше спросить: «А как бы ты сде­ лал это?». Практика показывает, что многие уча­ щиеся стремятся как можно быстрее при­ ступить к практическим работам, невни­ мательно слушают объяснения, а потом допускают серьезные ошибки. При из­ готовлении нутромеров на уроке маши­ новедения учащиеся Мореш и Коро­ лев не выдержали точных размеров по эскизу, отступили от него, и их изде­ лия оказались непригодными. Иначе вы­ глядели работы учащихся этого же 8 класса Топченко, Дворникова. Нутроме­ ры изготовлены ими точно по заданному размеру, изящно. Когда я сравнил их из­ делия с работами Морева и Королева и попросил их объяснить, как они делали нутромеры, всем в классе стало ясно, что Морев и Королев пренебрегли полученны­ ми теоретическими знаниями по обработке твердого и мягкого металла, пренебрегли математической точностью в работе. Уча­ щиеся поняли свои ошибки, и во второй раз выполнили практические работы точ­ но и красиво. Большой интерес учащиеся проявляют к кружковым занятиям. Здесь наибольший простор для творчества. Учащиеся Семе- нихин, Потопахпн и Карпов собирают двигатель внутреннего сгорания, Юдин и Корякин изготовили усилитель для школь­ ного радиоузла, Татарншкова делает теле­ скоп, Манахин — приборы для демонстра­ ции опытов по физике. Преподавание машиноведения и элек­ тротехники в средних школах — дело но­ вое. Программой предусмотрено ознакомле­ ние учащихся с термической обработкой металлов, устройством, сборкой и разбор­ кой узлов и агрегатов автомобиля, управ­ лением и уходом за ним. Учащиеся дол­ жны научиться работать с электротехни­ ческими машинами постоянного и пере­ менного тока и с наиболее распростра­ ненными электроизмерительными прибо­ рами. Для того, чтобы успешно справиться со стоящими перед нами сложными задача­ ми, мы, преподаватели машиноведения и электротехники, должны больше и чаще обмениваться опытом. И. ЖЕРЕБЦОВ, преподаватель машиноведения Елецкой средней школы № 2 имени А. С. Пушкина. На учебном участке Коллектив 12-й средней школы города Ельца уделяет большое внимание трудово­ му воспитанию учащихся. В школе имеет- сй"столярная мастерская, действуют тех­ нические предметные кружки. Кроме того, при школе есть учебно-опытный участок площадью 0,40 гектара. Учебно-опытный участок разделен на девять делянок, пять из которых выделе­ ны для выращивания сельскохозяйствен­ ных культур, предусмотренных полевым севооборотом. На остальных размещаются коллекционный участок, цветники, пло­ дово-ягодный участок, выращиваются овощные и бахчевые культуры. На основной части пришкольного участ­ к а ® 3200 квадратных метров учащиеся пятых — девятых классов под руководст­ вом учителя биологии выращивают сель­ скохозяйственные растения, которые рань­ ше в нашем районе не культивировались. Школьники ведут наблюдения за выращи­ ваемыми ими тремя сортами капусты, пятью сортами томатов, четырьмя сортами огурцов, картофелем, тыквой, луком и другими растениями. В 1955 году был собран высокий уро­ жай томатов — 830 центнеров в пересче­ те на гектар. Особенно урожайным оказался сорт «Ми­ кадо». Его с одного куста собирали до 11 килограммов, а вес крупных плодов до­ стигал 800 граммов. В плодово-ягодном саду произрастают 50 яблонь, 8 груш, слива, смородина, ма­ лина. Много труда учащиеся затратили на уход за молодым садом. На коллекционном участке учащиеся знакомятся с многообразием растений. Здесь выращиваются разнообразные кор­ мовые травы, технические культуры. На участке зерновых культур школьни­ ки вырастили высокий урожай ветвистой пшеницы, ячменя, проса, кукурузы. Интересные опыты с кукурузой провело звено ученицы 7 «Б» класса Глазуновой. Семена перед посевом яровизировались в течение десяти дней. Высевали кукурузу в грунт 15 мая в хорошо обработанную и удобренную поч)ву квадратно-гнездовым способом с междурядьями 7 0 X 7 0 санти­ метров. В каждое гнездо сажали по два— три зерна и вносили 200 — 300 граммов перегноя. При появлении всходов три ра­ за производили прополку посевов, пасын­ кование и рыхление почвы. Всходы поли­ вали. Когда растения достигли 10 санти­ метров, их подкармливали навозной жи­ жей. На десяти растениях учащиеся про­ извели дополнительное опыленне пыльцой метелок, срезанных с соседних растений. При появлении початков оставляли по 1— 2 початка на стебле, а остальные (удаля­ ли. Урожай зерна в початках получен по 64 центнера в пересчете на гектар. В лучших початках насчитывается до 750 зерен. Высота стеблей достигала трех мет­ ров 30 сантиметров. При Школе строится теплица на средст­ ва, полученные от реализации продуктов с опытного участка. Предполагается начать эксплуатацию ее ж весне текущего года. Р. ХАРЛАМОВА, преподаватель биологии 1 2 -й средней I школы г. Ельца. — Юные переплетчики-— мои надеж­ ные помощники,— говорит заведующая школьной библиотекой Н. С. Грищен­ кова. — Теперь у нас переплетены все старые книги, журналы, газеты. Здесь работают 12 цехов, правда, только один раз в неделю и всего по два часа. Во главе каждого цеха — начальник из числа учащихся. Все цеха объединены в пионерский комбинат, во главе которого стоит совет, руководимый директором ком­ бината и его заместителем. Работы у совета комбината немало: надо позаботиться о сырье для цехов, подумать об организации отдела сбыта и выдачи за­ казов, отдела снабжения, рассмотреть по­ ступившие заказы. Преподаватель химии Вячеслав Ивано­ вич Сурин просит изготовить штативы для метеостанции, для пионерской комна­ ты нужны разные палочки. Совет распре­ деляет заказы по цехам, устанавливает сроки выполнения. Дел хватает для всех двухсот школьников, занятых в цехах комбината. Пионерский производственный комбинат организован и работает в 14-й железнодо­ рожной школе города Ельца недавно, но о нем уже знают многие ельчане. Организо­ ван он был по предложению старшей пио­ нервожатой школы Нины Ивановны Воб­ ликовой. Летом т. Вобликова побывала в Москве на Всесоюзной конференции старших пио­ нервожатых и услышала там рассказ о трудовом воспитании школьников в 36-й московской школе. На совете дружины в и ^ начале учебного года она поведала об ус­ лышанном и предложила организовать «пионерский комбинат» по типу москов­ ского. На видном месте в школе вывесили большой стенд. На нем рассказывалось об опыте ^Особого пионерского комбината» в московской школе и сообщалось о том, что такой комбинат создается и в 14-й школе. «Ребята! Каждый пз вас может записаться в любой из цехов», — призывало объявле­ ние и далее следовали названия цехов: леп­ ки, кройки и шитья, авиамодельный... Один заманчивее другого. Ребята сначала не знали, какой из них избрать, но комсомольцы и назначенные начальниками цехов ребята, умеющие ма­ стерить, разъяснили, какой цех чем будет заниматься. Сначала часть ребят часто переходила из одного цеха в другой, но теперь каждый нашел свое призвание. От простых изделий ребята переходят в все более сложным, учатся владеть различ­ ными инструментами, работать на станках. Выпускники 14-й школы Валентин Ильин, Александр Богатиков и Игорь Ани­ кеев часто заходят в родную школу. Недав­ но они задержались здесь особенно долго: ребята просили их подробнее рассказать о своей работе на заводах. у ☆ Произведена реконструкция Липецкой междугородной телефонной станции. Коммутаторы и другое оборудование переведены в новое просторное поме­ щение, в котором созданы благоприят­ ные условия для труда телефонисток. Перед коллективом станции стояла трудная задача — провести все работы по реконструкции, не нарушая связи. Много инициативы проявили в этом ра­ ционализаторы — исполняющий обя­ занности инженера т. Клепиков, тех­ ник т. Демьянов, станционный над­ смотрщик т. Смыков и другие. Установлен дополнительный комму­ татор. Все это улучшило производ­ ственную обстановку, повысило про­ пускную способность станции и качест­ во обслуживания абонентов. На снимке: в новом коммутаторном зале Липецкой междугородной телефон­ ной станции. Фото Л. Черкашика. ШШШЯЯШ \ ' Г щ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ О нуждах колхозного автотранспорта Занятия по труду, которые проводи­ лись в школе, помогли нам быстрее освоить свою специальность, — сказал Игорь Ани­ кеев,— и сейчас мы сочетаем работу с уче­ бой. Я, например, учусь заочно в институ­ те инженеров железнодорожного транс­ порта. — Мы тоже пойдем работать на завод,— заявили многие школьники,— и сейчас бу­ дем готовить себя к этому. Пионерский производственный комбинат создан пока только в 14-й железнодорож­ ной школе. Елецкий горком ВЛКСМ заслу­ шал на бюро доклад секретаря комсомоль­ ской организации школы по вопросу о тру­ довом воспитании учащихся и предложил распространить этот опыт во всех школах города. Недавно в комбинате побывали старшие пионервожатые городских школ. Много хорошего увидели они здесь. Надо добиться того, чтобы в Ельце и других городах было больше таких комби­ натов. А. САМОХИН, (Соб. корр. «Ленинского знам ени»). С ростом колхозов все большее винче­ ние приобретает для них а 1 итотранспорт. В связи с этим на местам возникает ряд вопросов, связанных с упорядочением ис­ пользования машин, улучшением их ра­ боты. Сошлюсь на примеры из Водопьянов­ ского района. В колхозах имеется около 50 грузовых автомобилей. Все ли они ра­ ботают? К сожалению, не все. Главной причиной такого положения является сла­ бая обеспеченность автомобилей запасны­ ми частями. По вине торгующих органи­ заций в район не завозятся аккумулято­ ры, покрышки, камеры, в которых ощу­ щается острая нужда. Одноосные прице­ пы к машинам имеются только в двух хозяйствах, а без них нельзя перевозить лесоматериалы. Колхозы не имеют возможности отре­ монтировать автомашины в случае серьез­ ной поломки. Колхозу «Коммунистический маяк» нужно было, например, провести капитальный ремонт грузовика. Но куда бы не обращался председатель правления — везде получал отказ. Так продолжалось почти три года. Для того, чтобы привести в порядок автомашину «ГАЗ-51», которая нужда­ лась в замене поршней и коленчатого ва­ ла, руководители колхоза «Завет Ильича» много раз обращались за помощью в об­ ластные организации и в Липецкую меж­ районную контору «Автотракторосбыта» с просьбой о выделения запасных частей, но все безрезультатно. После целого года ходатайств колхозу удалось, наконец, от­ ремонтировать мотор в Липецкой межрай­ онной мастерской капитального ремонта. Но машина ©се же не может быть ис­ пользована, так как нет покрышек л камер. В тортовую сеть с перебоями достав­ ляется бензин. К тому же в колхозах не налажен строгий учет расходования его. Все это опять-таки сказывается отрицав тельно на работе автотранспорта. Общеизвестно, что квалифицированный технический уход и правильное содержа­ ние определяют долговечность автомашин. Однако в ряде колхозов бесхозяйственно относятся к технике. Например, в колхо­ зах имени Хрущева и имени Маленкова нет даже гаражей. Необходимо улучшить подготовку шо­ феров. Ведь от того, насколько квалифи­ цированно они работают, зависят уровень эксплуатации автотранспорта. Только сла­ бой подготовкой шоферов можно объяснить' тот факт, что в колхозе «Коммунистиче­ ский маяк» все машины «ГАЗ-51» выш­ ли из строя за один год. , Большие претензии следует предъявит^ в автоинспекции. Достаточно сказать, что автоинспектор т. Шалимов лишь два ра­ за в год проверяет исправность машин. Ни разу он не проводил совещаний с шо­ ферами, не пытался рассказать им о пе­ редовом опыте использования машин, пра­ вилах технического ухода, ремонта. В хозяйствах, где имеются то 3— 4 машины, пора бы назначить старших шоферов. Очень важно навести порядок в выпи­ ске путевых листов. Это будет способст­ вовать повышению ответственности и укреплению дисциплины среди водителей. Таковы насущные нужды колхозного автотранспорта, С. НРАСОВСНИЙ, заместитель председателя исполкома Водопьяновского районного Совета. В Задонске должен быть каток Природные условия Задоиска исключи­ тельно благоприятствуют развитию раз­ личных видов спорта. Однако здесь нет ни стадиона, ни катка, ни лыжной базы. Опоры о том, кто должен устроить каток, возникают каждую зиму. Опоры ведутся до ©есны, а затем, по понятным причинам, они прекращаются. В городе до трех тысяч учащихся. Имеется педагогическое училище физиче­ ского воспитания, в программу преподава­ ния которого входит конькобежный спорт. Много опытных преподавателей физкуль­ туры работает в школах. А дело дошло до того, что училище физического воспита­ ния командировало в этом году 85 уча- На снимке (слева направо): учащиеся В. Климов, Г. Целыковский и В. Зубов за работой в одном из цехов комбината. Фото А. Бабикова. щлхея в г. Елец для тренировки на катке. На тренировки, которые продлятся 1— 2 недели, намечено израсходовать несколько тысяч рублей. И можно заранее утверж­ дать, что хороших результатов такое ме­ роприятие пе даст. Не лучше ли было устроить свой каток, которым могли бы с успехом пользоваться и школьники и взрослые? Время еще ие ушло. Комсомольским и профсоюзным организациям города надо принять все меры к тому, чтобы в Задон­ ске был каток,' В. СКРЯБИН, врач. К о р о т к и е с и г н а л ы 10 передовых колхозников сельхозартели имени Ленина, Чернавского района, в каче­ стве экскурсантов побывали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Однако правление колхоза и партийная организа­ ция до сего времени не организовали их выступлений перед колхозниками с бесе­ дами о достижениях передовиков сельского хозяйства, о том, что экскурсанты видели на выставке. Д . ТРОФИМОВ. ❖ , * * Завком профсоюза на Елецком заводе гидроаппаратуры имеет библиотеку, в ко- торой насчитывается около 6000 книг. Бы­ ло время, когда рабочие и служащие в обеденный перерыв могли почитать в биб- лиотеке свежие номера газет и журналов, просмотреть новинки художественной лите­ ратуры. Однако уже более года библиотека не работает регулярно, зачастую бывает на замке. Дело в том. что должность культра­ ботника сократили, а обязанность библио- текаря возложили на неопытного человека. Нужно наладить работу библиотеки. М. ПРОКОФЬЕВ. По материалам „Ленинского знамени* „За образцовую работу коммунально-бытовых предприятий" Опубликованная под таким заголовком передовая статья газеты «Ленинское знамя» за 18 декабря была обсуждена на заседании исполкома Липецкого городского Совета депутатов трудящихся. Исполком горсовета признал правильной критику не­ достатков в бытовом обслуживании населе­ ния областного центра. Передовую статью предложено обсудить на производственных совещаниях и общих собраниях работников коммунально-бытовых предприятий. Наме­ чен ряд конкретных мероприятий по устранению имеющихся недостатков и улучшению бытового обслуживания насе­ ления. Исполком горсовета обязал директоров заводов — Новолипецкого, «Свободный со­ кол» и тракторного произвести ремонт за­ водских бытовых помещений. Решено ежемесячно обсуждать на заседа­ ниях исполкома горсовета вопрос о работе кокмунально-бьгтовых предприятий города и предприятий местной и кооперативной промышленности. Что сделано по неопубликованным письмам В редакцию поступило письмо, в кото­ ром вскрывались беспорядки в организа­ ции торговаи лесом на Липецком лесо­ торговом! складе. Это письмо было направ­ лено в исполком Липецкого Городского Совета для принятия мер. Из полученного ответа явствует, что со­ общенные в письме факты при проверке подтвердились. За допущенные наруше­ ния правил торговли лесоматериалами ди­ ректор лесосклада Орловский с работы снят.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz