Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
т г 9 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 16 февраля 1956 г., М 34 (515) Е Т Н Ы И Д О К Л А Д О Т Ч Цент ра льно г о Комитета Коммун истической Сове т ског о Союза XX съезду партии Первого Секретаря Цтоварища Н. С. Д о к лад (Продолжение .), Желательно также рассредоточить население крупных городов,, построив вокруг таких центров, как Москва, Ленин град, Киев, Харьков и других небольшие благоустроенные городки. Строительство их можно осуществить за счет средств, отпускаемых на жилищное строительство в этих городах. Это значит, что хорошие, благоустроенные дома надо будет стро ить не на территории самих крупных городов, а в некотором отдалении от них, создавать там такие жилищные условия, чтобы люди стремились туда переселяться. В эти городки не обходимо перевести некоторые предприятия, чтобы трудящие ся могли там работать. Наряду с государственным строительством, нужно шире развивать индивидуальное строительство, помогать рабочим и служащим за счет их личных сбережений вести строительство своих домов, увеличить производство и продажу Населению строительных материалов, комплектов деталей для стандарт ных домов. Недостаточно внимания уделяется повседневным бытовым Нуждам населения. Для улучшения быта советской семьи требуется увеличивать выпуск машин и изделий, облегчаю щих труд в домашнем хозяйстве,— бытовых электроприборов, стиральных машин, швейных машин, усовершенствованного кухонного инвентаря, причем надо добиться их удешевления. Необходимо расширять сеть комбинатов бытового обслужива ния, прачечных, ателье, мастерских по ремонту одежды и обуви. Важная роль в улучшении быта трудящихся принадле жит общественному питанию. Хорошо налаженное обществен ное питание позволит высвободить миллионы женщин от мно гих домашних забот, даст им больше возможностей заняться общественно-полезным трудом, больше внимания уделять вос питанию детей, что для нас особенно важно. Необходимо по этому добиться резкого расширения сети общественного пита ния. При этом нужно обратить серьезное внимание на лучшую 'организацию обслуживания людей в столовых, буфетах и ре сторанах, добиваться снижения разного рода накладных рас ходов, улучшения качества и удешевления пищи, больше го товить в столовых и ресторанах полуфабрикатов разных блюд для продажи населению, полнее использовать местные ресур сы. развивать подсобные хозяйства. Надо более решительно переходить на самообслуживание, чтобы сами потребители по лучали заказанные блюда, больше вводить автоматов для вы дачи продуктов. Словом, надо поставить общественное пита ние так. чтобы широким массам трудящихся было выгоднее пользоваться столовыми и буфетами, чем покупать продукты и готовить пищу дома. Большое значение для здоровья подрастающего поколения, для повышения качества учебных занятий имеет хорошо ор ганизованное общественное питание в школах. Нужно нала дить горячие завтраки для школьников, развернуть сеть школьных буфетов и столовых. В недалеком будущем следует решить вопрос о введении бесплатного и льготного питания детей менее обеспеченных родителей. (Аплодисменты). Одной из важных задач является дальнейшее улучшение народного здравоохранения. Наши успехи в этом деле,обще известны. Но и в этой области есть серьезные недостатки, особенно в сельских местностях. В ближайшие годы мы обя заны добиться серьезного расширения сети Медицинских уч- режяений и улучшения их работы. Нет такого участка борьбы за повышение народного благо состояния, на котором нас не ожидала бы большая и неотлож ная работа. Исключительная важность этой работы не нуж дается в доказательстве, так как речь идем о жизненных инте ресах народа. А забота о благе народа всегда была н будет в центре внимания нашей партии и советского правительства. (Бурные, продолжительные аплодисменты). 2. К новому расцвету советской культуры и науки! Товарищи! Советский народ пожинает плоды глубочайшей культурной революции, которая осуществлена в нашей стране. Ни одна каТшталистнческая страна не имеет такого количества школ, техникумов, высших учебных заведений, научно-иссле довательских институтов, опытных станций и лабораторий, театров, клубов, библиотек и других культурно-просветитель ных учреждений, как Советский Союз. Состояние народного образования является ярким показате лем успехов, которых мы добились в развитии культуры. В СССР осуществлено всеобщее семилетнее обучение как в городе, так и в деревне, а в крупнейших городах в основном введено десятилетнее образование. Проектом Директив по шестому пятилетнему плану наме чается на ближайшее пятилетие осуществить в основном все общее среднее образование во всех городах п в сельской мест ности, Это — важнейшая задача, для решения которой необхо димо серьезно укрепить учебно-материальную базу общеобразо вательной школы. У нас еще взимается в небольших размерах плата за обуче ние в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях. В целях создания наиболее бла гоприятных условий для осуществления всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования, при нято решение, начиная с нового учебного года, плату за обуче ние отменить. Серьезным недостатком нашей школы является известный отрыв обучения от жизни, недостаточная подготовленность оканчивающих школу к практической деятельности. Несмотря на то, что в Директивах XIX съезда партии по пятой пятилетке предусматривались мероприятия по политехнизации школы, де ло это движется очень медленно. Многие работники народного образования п Академии педагогических наук все еще занима ются общими разговорами о пользе политехнического обучения и ничего не делают для его практического осуществления. На до быстрее переходить от слов к делу. Для того, чтобы укрепить связь школы с жизнью, необходимо не только ввести в школах преподавание новых предметов, дающих основы знаний по воп росам техники и производства, ко и систематически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках н в школьных мастерских. Надо пере строить учебную программу средней школы в сторону большей производственной специализации с тем. чтобы юноши н де вушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее обра зование, открывающее путь к высшему, и, вместе с тем, были подготовлены к практической деятельности, так как большая часть выпускников будет сразу приобщаться к труду в различ ных отраслях народного хозяйства. В шестой пятилетке наша страна сделает новый крупный шаг вперед по пути создания мощной материально-производст венной базы коммунистического общества. Но мы должны ре шать проблему создания и всех необходимых духовных предпо сылок к совершению этого исторического перехода от низшей фазы коммунизма к ее высшей фазе. В этой связи следует оста новиться на одном из вопросов воспитания нашего молодого поколения, имеющем огромное общественное значение. Б результате войны у нас оказалось много вдов, на пле чи которых легла сложная задача воспитания детей. Имеется также немало семей, в которых оба родителя работают на производстве или в учреждении, они в состоянии лишь урыв ками заниматься воспитанием своих детей. При таком поло жении многие дети оказываются оставленными на попечение кого-нибудь из родственников ила соседей, а иногда и вовсе без присмотра. Таким образом значительная часть детей ока зывается предоставленной самой себе и это нередко ведет к плохим последствиям. Конечно, семья и школа были н оста ются важнейшими очагами социалистического воспитания де тей. По этим нельзя ограничиваться* Если заглянуть в недалекое прошлое, то мы увидим, что помимо общей школы господствующие классы имели свою си стему воспитания подрастающего поколения, которая отвеча ла существовавшему строю и духу времени. Государство соз давало специальные детские учреждения, в которых, в соот ветствии с интересами имущих классов, подготовлялось под растающее поколение. Это — пажеские *корпуса, кадетские корпуса, институты благородных девиц и другие. Б этих за крытых учреждениях дети проходили школу аристократиче ского воспитания. Социалистическая страна может и должна поставить дело воспитания детей неизмеримо лучше и совершеннее, так как мы ^должны формировать не кастовый слой аристократии, глубоко враждебной народу, а строителей нового общества, людей большой души и возвышенных идеалов, беззаветного служения своему народу, который идет в авангарде всего прогрессивного человечества. (Продолжительные аплоди см енты ). Как же нам практически подойти к решению этой зада чи. Видимо, целесообразно приступить к строительству школ- интернатов (над названием надо подумать), расположив их в пригородах, в дачных местах, в благоприятных для здоровья лесных массивах. В таких школах должны быть светлые про сторные классы, хорошие спальни, благоустроенные столо вые, заботливо оборудованные центры для всякого рода вне классных занятий, создающие все условия для всестороннего физического и духовного развития молодого гражданина Со ветской страны. Приниматься в такие школы-интернаты дети должны исключительно по желанию родителей. Дети будут поступать в эти школы-интернаты на постоянное пребыва ние, а родители могут встречаться с ними в праздничное, каникулярное или внеучебное время. В такие школы долж ны быть подобраны хорошие воспитатели, отвечающие высо кому призванию быть инженерами душ подрастающего поко ления. Материальные условия приема в эти школы должны быть, по крайней мере на первых порах, дифференцированными. Тех детей, родители которых имеют невысокие заработки или обременены большой семьей, следует брать на полное обеспе чение государства. Родители, имеющие более высокие заработ ки, обязаны уплачивать какую-то определенную долю за вос питание ребенка в интернате. Наконец, известная часть ро дителей может принять на себя полное возмещение тех рас ходов, которые несет государство по воспитанию ребенка в школе-интернате. Трудно переоценить огромное значение данной системы воспитания. На это дело не нужно жалеть средств и усилий, ибо они окупятся сторицей. (Аплодисменты ). Наряду с этим мы должны приступить к решению другой огромной воспитательной задачи — обеспечению всех детей ясельного и дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, воспитанием в государственных яслях и садах. Для полного решения этой задачи понадобятся немалые сроки, но широкое начало этому делу мы должны положить уже в текущем пятилетии. В строительстве и содержании яслей и детских садов в сельских местностях должны принять уча стие не только государственные органы, но и колхозы. Забо та о детях, о их воспитании — всенародное дело. Наше со ветское общество будет и впредь уделять исключительное внимание--делу коммунистического воспитания подрастающего- поколения. (Продолжительные аплодисменты), 5 ■ В нашей стране проведена огромная работа по подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства. За го ды пятой пятилетки высшие учебные заведения Советского Союза выпустили свыше 1 миллиона 120 тысяч специали стов, то есть на 72 процента больше, чем в четвертой пяти летке. При этом расширилась подготовка специалистов в ве черних и заочных вузах; за годы пятой пятилетки вечерними и заочными вузами подготовлено свыше 260 тысяч специа листов— в 2,7 раза больше, чем в предыдущую пятилетку. Улучшилась подготовка специалистов средней квалификации. Количественной стороной дела мы можем’ быть вполне удовлетворены. Но вот на качество подготовки специалистов требуется обратить, серьезное внимание. Крупным недостатком является слабая связь высшей школы с практикой, с производ ством, отставание от современного уровня техники, молодые инженеры п агрономы еще не получают в вузах достаточных знаний но вопросам конкретной экономики и организации про изводства. В коренном улучшении нуждается производственная практика студентов. Перед нами стоит задача перестроить работу учебных заве дений, поставить дело так, чтобы учащиеся, проходя курс обучения, были связаны с жизнью, с производством — е кон кретными предприятиями, колхозами,4совхозами, приобретали там производственные навыки. В этой связи следует сказать о неправильном размещении высших учебных заведений в стране. Высшие учебные заведе ния сконцентрированы главным образом в крупных городах, таких, -как Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Харьков, Баку, Ташкент, Минск и других. Наблюдается тенденция не к рас средоточению этих учебных заведений по стране, а, наоборот, к дальнейшей концентрации их в тех же городах. Такое положе ние следует считать явно ненормальным. Назрела необходи мость -пересмотреть систему размещения вузов, расположив- лх в центрах производства, в тех местах, где имеется наиболь шая нужда в специалистах. Особенно нетерпимое положение сложилось у нас с разме щением сельскохозяйственных вузов, большая часть которых сконцентрирована в крупных городах. Было бы целесообразно, чтобы Министерства сельского хозяйства и совхозов, Министер ство высшего образования разработали бы вопрос о правиль ном размещении сельскохозяйственных вузов по стране. Сель скохозяйственный институт должен, видимо, иметь две-трп ты сячи гектаров земли, хорошие фермы. Причем все это хозяйство в основном должно вестись силами студентов с тем, чтобы об щеобразовательная и теоретическая подготовка -сочеталась с хо рошей практикой, чтобы студенты приобретали необходимые навыки н опыт правильного ведения сельского хозяйства. Организуя новые сельскохозяйственные вузы на базе, на пример, совхозов, необходимо предусмотреть создание хороших условий для плодотворной работы профессорско-преподаватель ского состава. К решению задачи более правильного размеще ния сельскохозяйственных вузов нужно приступить уже теперь. В таком же направлении нам необходимо подумать и о размещении медицинских, а также педагогических институтов, имея в виду улучшение дела подготовки медицинских и учи тельских кадров в республиках, краях и областях. Нужно значительно расширить сеть заочных и вечерних вузов, улучшить их работу. Необходимо создать наиболее бла гоприятные возможности для учебы рабочих, служащих, кол хозников без отрыва от производства, так как это один из на дежных, проверенных многолетней практикой путей подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров, хорошо знающих производство. Теперь, когда в промышленность и сель ское хозяйство будут ежегодно вступать многие тысячи юно шей н девушек, окончивших среднюю школу, для развития за очного высшего образования-без отрыва от производства созда ются огромные возможности. Как это ни странно, ко подготовка специалистов для раз личных отраслей народного хозяйства до сих пор нередко оп ределяется не персппктивами развития этих отраслей, а в зна чительной мере необоснованными и часто неустойчивыми за явками министерств и ведомств. Это приводит к тому, что при избытке специалистов в одной отрасли хозяйства и культуры ощущается недостаток специалистов н другой отрасли. Боль шим пороком является и до. что кадры специалистов для про мышленности и сельского хозяйства готовятся без учета зо нальных особенностей страны, без учета того, где онп будут работать, в каких районах, на каких предприятиях. Необходимо решительно покончить с этими недостатками. Товарищи! Ни один общественый строй так не заинтересо ван в развитии пауки и не предоставляет такие условия для ее развития, как советский социалистический строй. Нри по стоянной и действенной поддержке Коммунистической партии и Советского правительства наши ученые достигли выдающихся результатов в ряде областей науки, в том числе в физике, гео логии, математике, механике, астрономии, зоологии, в некото рых отраслях сельскохозяйственных наук. Советские ученые в короткие сроки замечательно решили проблему получения атомной энергии. Они обогащают энер гетические ресурсы нашей страны, успешно работают для развития народного хозяйства и укрепления безопасности нашей Родины. Усилиями наших ученых созданы такие вы дающиеся творения технической мысли, как электронные счетные машины, различные приборы и механизмы, успешно решаются другие сложные проблемы развития науки и тех ники. Позвольте е трибуны съезда выразить глубокую благо дарность народа нашим ученым за пх плодотворную работу. (Бурныз, продолжительные аплодисменты). Достижения советской науки велики и неоспоримы. Вме сте е тем мы не можем закрывать глаза на то, что в дея тельности многих наших научных учреждений есть крупные недостатки, в отдельных областях наша наука определенно отстала от растущих запросов народного хозяйства, а в не которых отраслях от научных достижений за рубежом. Одной из причин этих недостатков является слабая связь многих научных учреждений е практикой, с производством- Некоторые научные учреждения работают над вопросами, не имеющими большого практического значения, не обобща ют передовой опыт нашего строительства. Сеть научных ин ститутов и опытных станций распределена без учета эконо мических н природных условий. Многие научно-исследова тельские институты и высшие учебные заведения находятся вдали от производственной базы. В частности, в Москве нахо дятся три океанографических и морских научных учрежде ния — Морской гидрофизический институт, институт океа нологии Академии наук СССР и институт океанографии гидрометслужбы; два горных института — Академии наук СССР и Министерства угольной промышленности. Но много вато ли это для Московского моря и Воробьевых гор? (Смех в зале, аплодисменты). Надо изменить это неправильное поло жение, приблизить научно-исследовательские учреждения и вузы к их производственной базе. Совершенно нетерпимой является разобщенность в дея тельности научных учреждений Академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Эта разобщенность и несогласованность в работе мешают сосредоточить научные силы на решение наиболее важных научно-технических проблем, порождают вредный параллелизм, приводят в расточительству средств, затрудня ют внедрение достижений науки и техники в народное хозяйство. Необходимо проявлять неустанную заботу о развитии социалистической культуры, настойчиво двигать вперед со ветскую науку, повышать ее роль в решении практических задач коммунистического строительства. (Продолжительные аплодисменты ). Дальнейшее укрепление и развитие советского общественного и государственного строя Товарищи! Одним из важнейших итогов работы Коммуни стической партии Советского Союза в период между XIX и XX партийными съездами является дальнейшее укрепление морально-политического единства нашего народа. Это единст во, беззаветная поддержка всеми народами Советского Союза внешней и внутренней п о л и т и к и Коммунистической партии и Советского правительства проявляются во всех славных делах нашего народа. Гранитной основой морально-политического единства все го советского общества является выкованный партией неру шимый союз рабочего класса и крестьянства. Важнейшие мероприятия, проводимые партией в области промышленности и сельского хозяйства, служат дальнейшему повышению благосостояния трудящихся города и деревни, усилению про изводственной смычки рабочего класса с колхозным кресть янством, развитию творческой активности народных масс. 1. Некоторые вопросы нашей национальной политики Коммунистическая партия проявляет неустанную заботу о том, чтобы крепла и развивалась братская дружба между всеми народами Советского Союза, ибо эта дружба есть незыблемая основа могущества Советского государственного строя. В своей национальной политике партия исходила и ис ходит из указания великого Ленина щ том, что «только гро мадная внимательность к интересам различных наций устра няет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие...»- (т. XXXIII, стр. 349). Нашей партии удалось устранить вза имное недоверие, существовавшее между народами царской России, соединить все народы Советского Союза узами брат ской дружбы именно потому, что она всегда проявляла глубокое внимание к интересам этих народов, к их националь ным особенностям и чаяниям, сочетая это с Боепитанием трудящихся всех национальностей в духе социалистической общности, заботы об общегосударственных интересах. В ре зультате ранее угнетенные и отсталые нации старой России достигли огромных успехов в своем развитии и заняли рав ноправное место в дружной семье пародов Советского Союза. Вот некоторые данные, характеризующие развитие нацио нальной экономики братских союзных республик. По сравне нию с 1930 годом валовая продукция всей промышленности, находящейся на территории Казахской ССР, увеличилась в 1955 году в 33 раза, в Грузинской ССР— в 27 раз, в Кир гизской ССР — в 37 раз. Армянской ССР — в 41 раз, Таджик ской ССР — в 24 раза и т. д. Огромных успехов добились наши республики в развитии национальной культуры. К примеру можно взять рост кадров национальной интеллигенции. Только по сравнению с довоен ным временем количество специалистов е высшим образованием увеличилось: в Казахстане — в 3,8 раза, в Киргизии — в 4,8 раза, з Таджикистане п Молдавии— в 3,4 раза, в Туркмении— в 3,3 раза, в Эстонии— почти втрое и т. д. Численность на учных работников за это время увеличилась: на Украине — в полтора раза, в Латвийской и Азербайджанской ССР — в два с лнщнпм раза, в Казахстане — более чем в 2,5 раза, в Эстон ской ССР — почти втрое, в Литовской и Карело-Финской ССР — в три с лишним раза. Быстрое развитие экономики и культуры Союзных респуб лик выдвигает в порядок дня некоторые вопросы улучшения руководства народным хозяйством и культурным строитель ством. Прежде, когда на местах было мало специалистов, когда в ряде республик кадры были слабы, да и промышленных пред приятий было не так уж много, управление почти всеми предприятиями осуществлялось через союзные министерства. Теперь положение изменилось: вместе с промышленностью во всех Союзных республиках выросли люди, выкованы нацио нальные кадры, резко поднялся общий уровень культуры всех народов СССР. В этих новых условиях старые методы управле ния хозяйством нуждаются в серьезных коррективах. Сохраняя парти Хрущ ева за союзными министерствами общее руководство, определение плановых заданий, контроль за их выполнением, снабжение оборудованием, финансирование капитальных вложений, сле- Д1ет в то же время значительно расширить права республикан ских министерств. За последнее время Центральный Комитет партии осущест вил ряд мер в этом направлении. К такпм мерам относится, в частности, создание республиканских министерств, например, черной металлургии и угольной промышленности на Украине, нефтяной промышленности — в Азербайджане, цветной ме таллургии в Казахстане, передача этим министерствам всех находящихся в указанных республиках предприятий данных отраслей промышленности. Результатом этих мер явилось по вышение удельного веса республиканской промышленности. На Украине она дает в настоящее время 67 процентов всей про мышленной продукции, в Казахстане — 62 процента, в Азер байджане — 80 процентов. Этот опыт безусловно себя оправдал: руководство пред приятиями стало конкретнее, оперативнее, инициатива респуб ликанских организаций, их ответственность за работу промыш ленности заметно повысились. Надо продолжать работу в этом направлении, что будет способствовать еще большему развер тыванию творческой инициативы-па местах, укреплению Союз ных республик, дальнейшему упрочению дружбы народов на шей страны. Требуют внимательного изучения и некоторые другие практические вопросы, связанные с развитием экономики Союз ных республик. Возьмем, например, такой вопрос. Иногда мож но слышать нарекания, что в такой-то республике доходы кол хозов и колхозников неизмеримо выше, чем в соседних респуб ликах. Конечно, мы не можем обойтись без поощрения произ водства тех сельскохозяйственных культур, развитие которых нужно двинуть вперед. Но такое поощрение надо проводить с ведома и одобрения всех Союзных республик, в общих интере сах. Для этого надо глубже изучать экономику каждой респуб лики. * и м должен заниматься орган межнациональный, меж республиканским, располагающий возможностью Сравнивать по ложение в различных республиках и подготавливать вполне обоснованные решения. тГпиЗ^ЕИМр0^ГаН0 1 г могла быть, например. Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Эта комиссия, составленная из авторитетных представителей всех республик и крупных экономистов— знатоков экономики рес публик, изучала бы затраты труда на производство тех или иных сельскохозяйственных культур и на основе этого изуче ния готовила бы предложения о заготовительных и закупочных ценах на продукты сельского хозяйства. Предложения комиссии затем обсуждались бы в Союзных республиках и, получив там одобрение, передавались соответствующим законодательным и исполнительным органам. Тогда всем будет понятно, что если принимаются какие-то поощрительные меры в отношении той или иной сельскохозяйственной культуры, то это вызвано эко номической целесообразностью, интересами всех народов нашей страны. • Или возьмем такой вопрос, как распределение между Союз ными республиками'бюджетных средств. В основном эти средства распределяются правильно, хотя следует серьезно подумать ст ом , чтобы и здесь повысить роль и авторитет республик.' Некоторые товарищи жалуются, что в определении •ассигнований на просвещение, здравоохранение, жилищное и культурно-бытовое строительство, благоустройство городов и т. д. должного порядка еще нет. В результате иногда допускается ничем не объяснимый разрыв в размерах этих ас сигнований но некоторым республикам. .• Можно ли признать такое положение нормальным? Конеч но, нет, и прежде всего потому, что оно нарушает основу спра ведливых отношений — равные для всех условия. •А что озна чают в данном случае равные для всех условия? Это общий для всех принцип распределения бюджетных средств. > Если такой принцип будет установлен, то размеры ассиг новании будут зависеть от совершенно объективных показа телей, таких, скажем, как расходы на душу населения или на одного работника, занятого в народном хозяйстве. Само со- оою разумеется, что и здесь нельзя допускать уравниловки. Говоря о необходимости расширения прав Союзных рес публик,. мы должны подчеркнуть необходимость централизо ванного планового начала. Нужно всегда помнить, что важ нейшим условием успешного развития нашей страны и каж дой республики Советского Союза является сплочение усилий всех народов СССР, известная централизация нашего народ ного хозяйства при широкой инициативе и самодеятельности республик. Плановость — величайшее преимущество социали стической системы хозяйства. От этого преимущества мы не отказываемся и никогда не откажемся. Речь идет о том, что бы, совершенствуя плановое руководство народным хозяйст вом, внимательно учитывать экономические потребности Со юзных республик, перспективы развития их хозяйства и культуры, своевременно подмечать и учитывать все новое, что возникает в жизни республик. Нельзя допускать мелочной опеки по отношению к Союзным республикам. Они должны в рамках, определенных общесоюзными народнохозяйственными планами, сами решать конкретные вопросы развития тех или иных отраслей своей экономики. Это еще больше укрепит суверенитет каждой республики, взаимное доверие между республиками, поможет каждой из них вовсю развернуть ини циативу в использовании местных ресурсов. Социализм не только не уничтожает национальных раз личий и особенностей, а, наоборот, обеспечивает всестороннее развитие^ и раецвет экономики и культуры всех наций и на родностей. Поэтому мы обязаны не пренебрегать этими осо бенностями и различиями, а учитывать их самым вниматель ным образом во всей своей практической работе по руковод ству хозяйственным и культурным строительством. В этой связи следует сказать о той путанице, которую допускают некоторые товарищи в толковании национального вопроса. Возьмем, например, вопрос' о советском патриотизме и ин тернационализме. Полная ясность в этом вопросе важна не только для того, чтобы правильно, по-ленински, проводить национальную политику внутри нашей страны, но и для то го, чтобы правильно строить взаимоотношения с трудящими ся других стран, в том числе стран всего нашего социали стического лагеря. К сожалению, находятся отдельные това рищи, которые полагают, что любовь к своей родине якобы противоречит международной солидарности трудящихся и со циалистическому интернационализму. Такое толкование оскорбляет национальные чувства люден, отнюдь не способ ствует укреплению сотрудничества социалистических наций, развитию международной солидарности трудящихся всех стран. Уместно напомнить здесь следующие слова Владимира Ильича Ленина. В 1914 году, в разгар первой мировой вой ны, когда страны Европы заливала мутная волна шовинизма и буржуазного национализма, когда наша партия была един ственной партией, которая высоко подняла боевое знамя про летарского интернационализма, вождь партии В. И. Ленин писал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным проле тариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над Тем, чтобы ез трудящиеся массы (т. е. 8/,» е з населе ния) поднять до сознательной ж и з н и демократов и социа листов». (Т. XXI, стр. 85). Органическое сочетание социалистического патриотизма с интернационализмом — вот идейная основа укрепления брат ской взаимосвязи социалистических наций. Этта наша партия руководствовалась и будет руководствоваться б своей нацио нальной политике. (Продолжение на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz