Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
8 ф еврал я 1 9 5 6 г., X ; 2 8 ( 5 0 ? ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Обсуждение проекта Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану Хозрасчет—важное средство улучшения работыМТС За снижение себестоимости ремонта машин В четвертом к в ар т ал е м и н увш его года н аш а МТС сберегла н а рем он те сел ьхоз м аш ин и тр акто р о в 1 2 т ы с я ч рублей , то г да к а к р ан ьш е средства п ерерасходова л и сь. Это — р е зу л ь т ат больш ой ор ган и заторской работы , проведенной в бри гадах и м астерской. ■У н ас завед ен , н ап ри м ер, порядок, по котором у за п а сн ы е ч а с ти , м атер и ал ы в ы даю тся со скл ад а только по деф ектн ой в е домости, у тверж ден н ой директором . Ведо мости состав л яю тся н е только н а т р а к т о р ы и ком бай ны , но и н а каж дую сея л к у , п л у г, к у л ь т и в ат о р и други е м аш и н ы . У л у чш и л ась деф ектовка детал ей . К ач е ство ее и весь проц есс рем он та м аш и н зн ач и тел ьн о у л у чш и л и сь за счет хорош ей пром ы вки детал ей в м оечной м аш и н е. Летом 1 9 5 5 года в тракторо-сборочном отделении м астерской бы л у стан о вл ен тр ех то н н ы й мостовой к р ан , а в отделе н и и сборки моторов — к р ан -б а л к а . Это м ероп ри яти е зн ач и тел ьн о облегчи ло труд м ехан и заторов. Съем д в и гател я с рам ы и т р ан сп о р ти р о в к у его в м оторны й цех с успехом вы п о л н яю т два ч ел о века вместо 4— 6 чел овек, к а к было р ан ее. В и тоге экон ом ятся и си лы и средства. Н едостаток эл ектр о эн ер ги и , м ал ая мощ н ость неф тяного д в и гател я си стем ати ч е с к и торм озили работу м астерской , в ы зы в а я ч а с ты е простои оборудовани я то в од ном, то в другом ц ехе. К огда у с та н о в и л и мотор « Д -5 4 » , с п ар ен н ы й с депе- ратором в 6 0 к и л о в атт, вопрос о беспере бойном сн аб ж ен и и эл ектр о эн ер ги ей был разреш ен . Одпнм и з осн овны х орган и зац и о н н ы х м ероп ри яти й , обесп ечи ваю щ и х п овы ш ен и е тем пов и к ач ес т в а рем он та, сн и ж ен и е его себестоим ости, я в л я е т с я переход н а п оточ но-узловой метод. В Л ебедянской МТС его н е удалось п ри м ен и ть полностью , . однако м ы о р ган и зовал и работу 1 0 осн овны х у з лов (ш атун н о-п орш н евого, головок блоков, м уф ты сц еп л ен и я и др.). Особое зн и м ан и е уделено внедрению н о вой прогресси вн ой техн ологи и ремонта и зн ош ен н ы х детал ей и п овы ш ен ию срока п х служ бы . Т ак , с о к тяб р я прош лого го да п р и м ен яется эл ек тр о и ск р о вая обработ к а ‘м еталлов, к о то р ая п озвол яет н ан оси ть н а обрабаты ваем ую п оверхн ость тон ки е слои феррохрома, ти тано-вольф рам ового сп л ава, медп и други х м еталлов. Т олщ ин а слоя м ож ет бы ть п о л у ч ен а в предел ах от 0 ,0 1 до 1 м и ллим етра. В точен и е трех м есяцев, так и м образом, было во сстан о в лено около 3 5 0 и зн ош ен н ы х деталей , в том чи сле посадочны е м еста н а р а зл и ч н ы х в ал ах , в к л ю ч а я .расп редели тельны е и к ол ен чаты е в ал ы , п оверхн ости обойм ш а рикоп одш и п н и ков, гнезда в ч у гу н н ы х к о р п у сах коробов скоростей и т . д. С введени ем эл ектрои скровой обработ ки многие д етал и , под леж авш и е ран ее в ы браковка. стал и в о с с т ан а в л и в ат ь с я (н а прим ер, сту п и ц а ведущ его колеса т р а к т о ра « Д Т -5 4 » п р и и зносе п оверхн ости о т в ер сти я под роли коп одш и п н и к). Стоимость р естав р ац и и составл яет п ри этом 2 рубля 74 коп ., а новой детали — 4 5 руб. Э лектрои скровая обработка п р и м ен яется в МТС т а к ж е для п о в ы ш ен и я износостой кости лем ехов, стр е л ь ч а т ы х л ап к у л ь т и ваторов, дисков сеял ок. И м еющ и йся опы т п о к а зы в ае т, что л ел ех и , у п роч ен н ы е ф ер рохромом, и зн аш и в а ю тс я в два с полови ной — т р и р а за м едленнее обы чны х н еу п - роч н ен н ы х . О пы там и устан овл ен о, что эл ектр о и с к р о в ая обработка в больш и н стве случ аев зам ен яет с в а р к у с последую щ ей токарн ой обработкой и ш ли ф ован и ем , а т а к ж е сп е ц и ал ьн у ю операц ию — ко л ьц ев ан и е по садоч н ы х м ест (р аст о ч к у и в с т а в к у к о л ь ц а). В н аш ей МТС орган и зо ван у ч а с то к по ч е к ан к е д етал ей с целью п о в ы ш ен и я и х прочности. О п ерац и я п рои зводи тся н а спе ц и альн ом стенде п ри помощ и п н ев м ати ческого м олотка. Особый и н терес п р ед ставл яю т проведен ны е недавно с р ав н и тел ь н ы е и с п ы та н и я повторны м ударом вал ов заднего моста у тр ак то р а « Д Т -5 4 » . Эти в ал ы часто лом а ю тся. Т ак , н ап рим ер, за лето прош лого года в Л ебедянской МТС было п я т ь поло мок, а в Б ольш е-П оп овской МТС — 6 И с п ы тан и я п о к азал и , что ч е к а н к а п о в ы ш ает долговечность вал ов заднего моста в 8— 1 0 раз. Ч ек ан к е под вергаю тся т а к ж е зу б ь я ш е стерен и д руги е д етал и . В МТС освоен и п р и м ен яется н овы й м е тод п р и к л е и в а н и я н ак л ад о к ф ерадоклеец «БФ -2 » и л и «БФ -6 » вм есто п р и к л е п ы в а н и я и х к стал ьн ы м ди скам . Это дает эко номию средств н а ремонте и п ри н есет больш ую экономию в проц ессе э к с п л у а т а ц и и м аш ин , т а к к а к п р и кл еен н ы е н а к л ад к и я в л я ю тс я более п рочны м и и долговеч ны м и в работе. Х орош ие р е зу л ь т ат ы д ает р ест ав р а ц и я к орен н ы х и ш а т у н н ы х вк л ад ы ш ей т р а к торов « Д Т -5 4 » и « Д Т -3 5 » , а т а к ж е н о в ы й метод п р а в к и валов п у тем поверхн о стного н а к л еп а . Д ля и сп р а в л е н и я к р и в и з н ы в ал а его в о гн у та я сторона п од вер гае тс я м елким и ч асты м ударам . П ри этом н а к л еп а н н ы е п оверхн остн ы е слои у д л и н я ю тся и в ы п р ав л яю т ось изогнутого вал а. Т аки м образом, можно п р а в и т ь очен ь агест- ки е в ал ы , нап рим ер, заднюю ось трактора' « Д Т -5 4 » , п олуось т р ак т о р а «СХТЗ» и т. д. В р езу л ь тате этой оп ерац и и н е п рои с ходи т повторное коробление, которое н а блю дается после п р а в к и вал ов н а прессах. С целью у л у ч ш ен и я работы МТС у н ас разр аб о тан п л а н вн ед р ен и я новой т е х н и ки в 1 9 5 6 году. П редусм атри вается ос воен ие эд ек тр о к о н тав тн о й свар к и , п о с тр о й к а терм и ч еской п еч и , введен и е в п р а к т и к у рем он та квал и ф и ц и р о ван н о й терм и ч еской обработки и др. Х отелось, чтобы областное у п р авл ен и е сельского х о зяй ства более акти в н о р у к о водило работой МТС по впедрению новой т ех н и к и и по сн иж ен ию себестоим ости рем онта. К рай н е необходимо по о п ы ту други х об л астей орган и зо вать в м еж р ай о н н ы х м а стер ск и х кап и тал ьн о го рем он та р е ст ав р а цию детал ей ди зельн ой топ л и вн ой а п п а р а т у р ы , и зн ош ен н ы х и слом ан ны х зубьев ш естерен и други х деталей . Т ут ж е м ож но и зго то вл ять т а к и е при сп особлен и я для рем онта деталей , которы е п редусм отрены ти п озой технологией. И. ШТЕЙНБЕРГ, кандидат технических наук, заведующий мастерской Лебедянской МТС, Назревшие вопросы экономики МТС Заботясь о дальн ейш ем р а зв и ти и сел ь ского х о зяй ства, государство н а п р а в л я е т из бю дж ета гром адны е суммы н а ф и н ан сирован ие работ МТС. Т олько в н ы н еш - нем году н а эти ц ел и в целом по стран е будет асси гн ован о 3 2 ,7 м и лли арда рублей . Долг м ехани заторов— эф ф ективно и сп о л ь зо вать эти средства, н ав ести в МТС стро ги й реж им эконом ии. П редусм отренны й в п роекте Д и ректи в XX съ езда КПСС перевод МТС н а хо зр ас ч ет позволит у л у ч ш и т ь к а к п л ан и р о ван и е, т а к и у ч ет, п о в ы си ть о тветствен н о сть ме хан и заторов за л учш ее и сп ол ьзован и е т ех н и к и , береж ливое расходован и е д ета л ей , горю чего, м асел и д руги х м атери алов. С ейчас, когда идет всенародное обсуж дение п р о ек та Д и ректи в по новом у п я т и летнем у п л а н у р а зв и т и я народного х о зя й ства, есть необходим ость п р о ан ал и зи р о вать слож и вш ую ся п р а к т и к у и сп ол ьзован и я т ех н и к и , н ам ети ть м еры по соверш ен ст вован ию о р ган и зац и и п рои зводства, т. е. все то, что п редопределяет состоян и е эко ном ики МТС, Н ам, м ехан и заторам , необходимо в пер- л ^ У в у ю очередь п р и н я ть м еры для сокращ е н и я сроков проводимы х работ, у л у чш ен и я и х к ач ес т в а . Все это должно бы ть дости г нуто не только за счет новы х м аш ин , к о торы е будут п о с ту п ать в МТС, но, г л а в ным образом, за сч ет лучш его и сп ол ьзова н и я им ею щ ейся т е х н и к и . Многое здесь з а ви си т от сам их МТС но есть и т ак и е в о просы , реш ен и е которы х зав и си т от п л а ни рую щ и х орган ов, сою зны х орган и зац и и . - О бщ еизвестно, наприм ер, что для у л у ч ш е н и я и сп ол ьзован и я т ех н и к и в МТС необ ходимо п реж де всего п рави л ьн о ком п лек то в а т ь а гр е га ты . В МТС н аш ей области много тр акто р о в «К Д П -35» и « Б ел ар у сь » , однако н а н и х н е ' х в а т а е т при цеп ного и н в е н т ар я . В и тоге м аш и н ы плохо з а гр у ж аю тся, даю т н и зкую п рои зводи тел ь н о сть, н а н и х д о п у ск ается переж ог горю чего. Е сли у тр ак т о р а « К Д П -35» тяговое у си л и е н а крю ке со ставл яет 6 7 п роц ен тов у с и л и я т р ак т о р а « Д Т -5 4 » , то в ы р а ботка не п р ев ы ш а ет 4 8 п роц ен тов. Т а к а я р азн и ц а о б ъ я сн я ется только необеспе чен н остью п ри ц еп н ы м и н вен тар ем . В н а ш ей МТС н а 4 2 п р о п аш н ы х тр ак то р а «К Д П -3 5 » , « Б е л а р у с ь » , « У -2 » им еется 1 7 свек л о в и ч н ы х сеял ок, 2 5 п р оп аш н ы х ку л ьти в ато р о в , 1 2 свеклоком бай нов. С та ло бы ть, н а 1 тр ак то р п ри х о д и тся сеялок 0 ,4 ш ту к и , п р о п аш н ы х ку л ьти в ато р о в 0 ,6 ш ту к и , свеклоком бай нов (н а «К Д П -35» и « Б е л ар у с ь » ) — 0 ,5 ш ту к и , что, конечно, н и в коей м ере не обесп еч и вает н орм аль н ой н а гр у зк и тракто р о в. Необходимо предусмотреть в Директи вах XX съезда КПСС, чтобы вы пуск при цепного ин вентаря был приведен в соот ветствие с имеющимся количеством тр ак торов. Надо т а к ж е резко у в ел и ч и т ь п рои звод ство си лосн ы х и к у к у р у зн ы х ком байнов, свекл о ви ч н ы х подборщ иков. П аш а МТС им еет л иш ь 1 к у к у р у зн ы й ком байн на 3 6 0 0 гектаров к у к у р у зы . У нас н ет ни одного свеклоподборщ ика, ни одного си лосного ком байна. В МТС до си х пор не разреш ен вопрос о п рави л ьн ом техн и ческом о б сл уж и ван и и т р ак то р н ы х бригад, особенно о методах вед ен и я сл ож н ы х техуходов Л : 3 и Л» 4. Соблюдать в МТС строжайший режим экономии, добиться снижения себестоимости тракторных работ примерно на 16 про центов и значительно сократить затраты государства на цент нер сельскохозяйственной продукции, получаемой в. порядке натуральной оплаты за работы МТС. Приступить с 1956 года к переводу машинно-тракторных станций на хозяйственный расчет. (Из проекта Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 — 1960 годы). Б о л ь ш и е р е з е р в ы Мы готовим ся к введению в ны н еш н ем году хозр асч ета в МТС. В аж н о поэтом у зн а т ь , к ак и е н едостатки бы ли в работе МТС области. В 1 9 5 4 году им и доп ущ ен п ер е расход государствен н ы х средств в сум ме 3 1 2 0 т ы с я ч рублей. П ри этом п л ан н ату р о п л ат ы за работы МТС по зер новы м , п одсолн ечн и ку, м ясу, м олову и ш ерсти не бы л вы п олн ен . МТС не у л о ж и ли сь в п л ан овую себестоим ость н а т у р о п л аты п о ч ти по всем видам сел ьск о х о зяй ств ен н о й п р о д у кц и и . Себестоимость одно го гек т ар а т р ак т о р н ы х работ б ы л а за в ы ш ен а п роти в п л а н а н а 3 4 ко п ей ки , ц е н т нера зер н а (н а т у р о п л а т а )— н а 3 1 руб. 7 7 коп ., п од сол н ечн и ка — н а 6 7 руб. 8 9 ко л . Не у л у чш и л ось п ол о ж ен и е и в 1 9 5 5 го ду. Д ан к о в ск ая МТС, н ап ри м ер, п он есла весьм а зн ач и те л ь н ы е у б ы тк и . Д остаточно с к а за ть , что себестоим ость одного гек т ар а м ягкой п ах о ты п р е в ы с и л а п л ан овую н а 3 р у б . 3 4 коп ., ц ен тн ер н ату р о п л ат ы про дуктов растен и ево д ства и ж и вотн овод ства вы ш е п л ан о во й н а 5 руб. 4 1 коп . П ере расход средств, в ы д ел ен н ы х н а ремонт, состави л более 2 4 4 т ы с я ч рублей. Больш ой перерасход государствен н ы х средств доп ущ ен в МТС им ени В одопьяно в а, П олитовской и н екоторы х други х м а ш и н н о -тр ак то р н ы х с т а н ц и я х . Эти ф ак ты с ви д етел ь ств у ю т о том, что руководи тели м ногих МТС не в ед у т долж ной борьбы за п о вы ш ен и е п ро и зво д и тел ь н о с ти т р у д а н а основе п р ави л ьн ого и с п о л ь зо ван и я т ех н и к и и за у м ен ьш ен и е за тр а т н а рем онте. В аж н ейш им средством последовательн о го о с ущ ествл ен и я р еж и м а экон ом и и я в л я е т с я х о зя й стве н н ы й расч ет, которы й можно и н уж н о вн едри ть во в сех МТС. В тех МТС, где д о сти гн у та экон ом и я средств и себестоим ость г е к т а р а м ягкой п ах о ты и п р о д у кц и и н е п р е в ы ш а ет п лан овую , там в л и я н и е х о зр асч ета у ж е н ал и ц о , там п рои зводи тся соизм ерени е за т р а т с р езу л ь т атам и тр у д а. В т а к и х м аш и и н о -тр акто р - н ь е с т а н ц и я х дело сто и т за тем , чтобы з этом году хо зр асч ет в н ед р и ть во все зв е н ь я своего х о зя й ства, о х в ати ть им вое без и ск л ю ч ен и я тр ак т о р н ы е бри гады . Р уководи тели МТС долж ны б ы ть з а и н тер есо ван ы в вы сокопрои зводительном и с п о л ьзован и и т ех н и к и . Дело в том, что отчи сл ен и е средств н а ремонт м аш и н прои з води тся по п л ан о вы м нормам, н а основе в ы п ол н ен н ого МТС объема работ. Т аким обра зом, чем доброкачествен н ее проведен р е м онт, чем л у чш е ор ган и зо ван в МТС уход за м аш и н ам и , тем больш е ш ан сов и х в ы сокоп роизводи тельного и сд о л ьзо в ан и я, тем м ен ьш е расходы н а ремонт и н и ж е себе стоим ость тр ак т о р н ы х работ. В ы сокоп роизводи тельное и сп ол ьзован и е т ех н и к и н ер азр ы вн о с вя зан о с в н е д р е н и ем в п р а к т и к у работы МТС области п ро гресси вн ого круглогодового рем он та м а ш и н н о-тракторн ого п а р к а . Этот метод д а ет возм ож ность со х р ан и ть м аш и н ы в хо рош ем тех н и ч еско м с о сто ян и и в теч ен и е все-го года, до м иним ум а свести простои м аш и н по т ех н и ч е ск и м н еи сп равн остям . Е п реи м ущ ествам кругло-годового рем он та отн оси тся и то, что в этом с л у ч ае до с ти га ет ся экон ом и я средств, в м астерски х л и к в и д и р у ет ся о р ган и зац и о н н ая н еразбе р и х а, п о в ы ш ается к ач ес т во рем он та, так к а к н-ет той с п еш к и , ко то р ая создается При сезон н ости рем он та. О собенно-этот м е тод экон ом и чен д л я т ех МТС, где им ею т с я п ри сп особлен ны е м астер ски е с н еболь ш ой площ адью м онтаж ного' ц ех а. Е чем у п ри вод и т сезон н ость в рем онте, можно в и д еть н а при м ере С т а н о м ян ской , П руж инсю ой и Задон ской МТС. В эти х с т а н ц и я х н а 2 0 я н в а р я оставал о сь н е от рем он ти рован н ы м и соответствен н о 4 7 , 50 и 3 2 т р ак т о р а. Р уководи тел и эти х МТС о с та в и л и на кон ец рем онтной к ам п ан и и сам ы е трудо ем ки е п о рем он ту тр ак т о р ы — « С -8 0 » , « Д Т -5 4 » , «НА ТИ ». И это п о в то р яется и з года в год. Е а к и в п р о ш л ы е годы , здесь все д ел ается в сп еш ке, не обесп еч и вает с я вы сокое качество- рем он та и к н а ч а л у в есен н и х п о л ев ы х работ- т р ак т о р н ы й п ар к о к азы в а ет с я п олностью н е п одготовлен ны м . А -отсюда и п осл ед стви я — м аш и н ы бы стро в ы х о д ят и з стр о я, доп ускаю тся больш ие п ростои , * Н ам к а ж е т с я , что в проекте Директив X I съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развити я народного хозяйства СССР должно бы ть указано на необходимость внедрить во всех м аш иннс-транториых стан ц и ях уж е в 1 9 5 6 году круглогодовой ремонт тракторов, вы сокая эффективность которого доказана опытом пзрздовых МТС страны . В. ЕРШОВ, заместитель начальни ка облуправления сельского хозяйства, Э т о б у д е т в ш е с т о й п я т и л е т к е ЗА т т М ШЕ ДНЕВНУЮ в ы р а в о тк у н а Ш цт М & р - Н А Ш л З О - 3 5 и з е п м е ш - к ш и Я эш м . н е и ш н е е | Щ ' П Р О Ц Е Н Т О В : Я И 1 : С Н И Ж Е Н И Я " : т т с т о & м & т т ТРАКТОЖЫ Х р л в о т \ - ■ - ш и 1§ Ш НА № \ п ;щ т гт ШЯшш м » I щ | Они п роводятся до сих пор в п о л евы х у с л о ви ях си л ам и тр ак то р н о й бри гады . С лабая обесп ечен ность и н струм ен том и приборам и, н едо стато ч н ая к в ал и ф и к ац и я работн и ков, п роводящ и х тех у х о д ы , п р и во дят к н и зком у к а ч е с т в у в ы п о л н ен и я оп е р а ц и й , вследстви е чего т р ак т о р ы п ер ер ас ходую т м асло, горю чее, не п о к азы в аю т н у ж н о й м ощ ности, в ы х о д ят часто и з етроя. В р езу л ь т ат е всего этого в ел и к и ещ е про стои тр акто р о в по тех н и ч еск о й н е и с п р а в н ости , а . в зн ач и тел ьн о м сокр ащ ен и и их т а я т с я больш ие резер вы п о в ы ш ен и я п ро и звод и тел ьн ости тр ак то р о в, с н и ж ен и я п ро и звод ствен н ы х за тр а т . А д м и н и страц и я МТС, п осоветовавш и сь коллекти вом , сч и т ае т необходимым соз д ать в МТС н ескол ько бригад н а авто п е- р ед ви ж н ы х м астер ск и х в с о с т а в е ' бри га- д н р а-м ех ан н к а, к вал и ф и ц и рован н ого сл е с ар я и' нгоф ера-сдсеаря. К аж д ая м астер с к а я сн аб ж а е тс я необходимым и н стр у м ен том, п ри борам и , н у ж н ы м и за п ч ас тя м и и м атери ал ам и , за к р еп л я е т ся за н е ск о л ь к и ми тр ак то р н ы м и бри гадам и для проведен и я в н и х строго по гр аф и ку техуходов 3^ 3 п А» 4. О п л ату работы этой бри гады це- ю сообразно п рои зводи ть по сдельны м р ас ц ен к ам , доп олн ительн о о п л а ч и в а ть врем я, затр ач ен н о е н а переезды . По н аш и м р а е - 1 четам т а к а я о р ган и зац и я тех н и ч е ск и х уходов п озволит резко с о к р а т и ть простоя- тр акто р о в, за т р а т ы н а и х рем он т, п р ед у п реди ть перерасход горю чего и м асел, п о в ы си т ь п рои зводи тел ьн ость тр у д а м ех ан и заторов. В МТС н азр ел а необходим ость у к р еп и т ь к ад р ы бри гадиров тр ак т о р н ы х бри гад. З а счет кого? В п ервую очередь за счет у ч а стк о в ы х м ех ан и ко в, и н с т и т у т ко то р ы х , по н аш ем у м нению , н зж и д себя. Одну ч а с ть м ехан и ков вы годн ее п ер е вести н а работу бри гади рам и тр р кто р н ы х бригад, другую — п о с та в и т ь во' гл ав е бригад, п роводящ и х слож н ы е техуходы А» 3 и АТ: 4 . Это п озволи т л у чш е и сп о л ь зо в а ть с п ец и ал н сто в и со к р а т и ть расход средств. В н аш ей МТС 3 у ч а с тк о в ы х м ех ан и ка уж е в ны н еш н ем году будут раб отать бри гади рам и т р ак т о р н ы х бри гад. О дновременно с другим и н азревш и м и вопросам и следует детал ьн о обсудить ор ган и зац и о н н о -тех н и ч еск и е м ер о п р и яти я, которы е будут сп особствовать подготовке к внедрению х о зр асч ета. О бстан овка т р е бует п ровести н екоторую п ер естр о й к у с и стем ы у ч е т а работы бригад с тем, чтобы постоян н о можно было ви деть не только в ы п ол н ен и е за п л а н и р о в ан н ы х р а бот, по и за т р а т ы средств, себестоим ость работы , себестоим ость н а ту р о п л ат ы . Уж о сей ч ас необходимо областны м о р ган и зац и ям совм естно с работн и кам и МТС обсудить иге п ред л о ж ен и я о м етодах под готовки к внедрению х о зр асч ета в т р а к то р н ы х бри гадах п м ерах, уп рощ аю щ и х Соизмерять затраты с результатами производства Р а с с к а з б р и га д и р а т р а к т о р н о й бригады № 1 Г р я з и п с к о й М Т С Ж. С. К о ст и н а М аш и н н о-тракторн ы е с та н ц и и и гр аю т реш аю щ ую роль в подъем е сельского хо з я й с т в а . Они долж н ы сп особствовать в се м ерном у п овы ш ен и ю у р о ж ай н о сти к у л ь ту р , обесп ечен ию роста п оголовья общ ест вен ного с к о та п р и одноврем енном п о в ы ш ен и и его п р о д у кти в н о сти , у вел и чен ию вал овой и то вар н о й п ро д у кц и и зем леделия и ж и вотн овод ства в кол хозах. К ол л екти в н аш ей тр ак то р н о й бри гады п р и л а гае т все си л ы к том у, чтобы в ы п о л н и ть эт и зад ач и , пом очь кол х о зн и кам в и х борьбе за п од ъем в сех о трасл ей общ ест вен ного п рои зводства. Годовой п л а н т р а к торн ы х работ у н ас п ер евы п о л н ен , боль ш и н ство работ осущ ествлен о в сроки , п редусм отрен н ы е договором. В колхозе « П у т ь к ком м ун и зм у» мы во врем я п р овел и о сен н и й и весен н и й сев, п а х о ту зя б и , м еж дуряд н ую обработку п р о п аш н ы х . Н а больш и х п л ощ ад ях бри гада п ровел а сен окош ен и е, стогован и е, ски р д о в ан и е соломы , у ч а с тв о в ал а в си лосован и и кормов. В обслуж и ваем ом бри гадой колхозе сред н и й у р о ж ай зер н о вы х с г е к т а р а состави л 1 1 ц ен тн ер о в, за счет к у к у р у з ы залож ено силоса по 8 то н н н а корову. У креп л ен и е корм овой базы позволило п о в ы си ть надои м олока. В с в я зи с у л у чш ен и ем п ро и зво д ствен н ы х п о к а за те л ей за п р ош л ы й год зн а ч и тел ьн о вы р о сл а о п л а та трудодн я кол хоз н и ков. Н а трудоден ь п р и д ется по 2 к и л о грамм а хл еб а и 3 ру б л я ден ьгам и . Креме того, в ы д а в а л и с ь овощ и, м асло, корм а д л я личного скота. Но и то ги работы бри гады будут оц ен ен ы н еполностью , если не соп о стави ть п р о и з водствен н ы е з а т р а т ы с к он ечн ы м и р е зу л ь т атам и сел ьскохозяй ствен н ого прои звод с тв а. Е сож ален ию , сд ел ать это п р и сущ е-* ствую щ ей систем е п л а н и р о в а н и я и у ч е т а в МТС трудн о. Т р ак т о р н ая бри гада по с у щ еств у о тстр ан ен а от р еш ен и я м н оги х во просов, с в я зан н ы х с экон ом и ческой сторо ной дела. Вот почем у с так и м ин тересом и одобре нием мы в ст р е ти л и п р о ек т Д и ректи в XX съ езд а КПСС по ш естом у п я ти л е тн е м у п л а н у , где, в ч а стн о сти , гово р и тся о необ ходим ости 'п р и с т у п и т ь с 1 9 5 6 года к п е реводу м аш и н н о -тр а к то р н ы х с та н ц и й н а х о зя й ст в е н н ы й расч ет. В лю бой и з МТС отдельны е эл ем ен ты х о зр асч ета у ж е им ею тся. В зя т ь х о тя бы то, что в пром ф и н п лан е вм есте с объемом р а бот у с т а н а в л и в а ю т с я за д а н и я по себестои мости ц ен т н е р а н а ту р о п л ат ы и г ек т ар а м ягкой п ах о ты . О днако д л я т р ак т о р н ы х бри гад в п рош лом году н е п л а н и р о в а л ся необходимы й объем за т р а т . У н ас в прош лом сезоне о разм ере экон ом и и и л и п ерерасходе горю чего по каж дом у т р а к т о р у зн а л и только в б у х гал тер и и . Б р и гад и р ж е п р и с у щ е с т в у ю щ ей систем е у ч е т а и п л а н и р о в а н и я не мог си стем ати ч еск и к о н тр о л и р о вать р асх о дован и е ди зельного т о п л и в а, кероси н а и т. п . В кон ц е года в ы я сн и л о сь , что в н аш ей бри гаде п ерерасходован о около то н н ы го- у ч е т (особенно по за тр а т ам д етал ей н м а т е р и а л о в ). Все м ех ан и зато р ы д олж н ы н агл яд н о в и д еть, к а к вы п о л н яю тся п р ои зводствен н ы е за д а н и я , своеврем енно и с п р а в л я т ь недо с та тк и , беречь госуд ар ствен н ую к о п ей к у , ко р р ек ти р о в ать з а т р а т ы . Х озрасчет даст возм ож ность во вл еч ь в сам окон троль всех работн и ков МТС. Мы счи таем н у ж н ы м в п оряд ке подго то вк и к введ ен ию х о зр асч ета с о к р а т и ть ш т а т ы в МТС, п р ед о стави ть одн оврем ен но п раво ди р екто р у ввод и ть в ш т а т в з а ви сим ости от м естн ы х у сл о ви й необходи м ы х работн и ков. Это м ан евр и р о ван и е в п редел ах у тверж ден н ого фонда за р п л а ты д аст возм ож ность у м ен ьш и ть з а т р а т ы го с у д ар ства н а содерж ан и е МТС. С воеврем ен ной будет и п о с та н о в к а в о проса об у п оряд очен и и м ат е р и ал ь н о -т ех н и ч еск о й базы МТС. У н ас н е х в а т а е т з а п равочн ого и н в е н т а р я . А п р а к т и к а п о к а зы в ае т , что только за счет р а зл и в а п р и за п р а в к е вед рам и т е р я е т с я до 5 п р о ц ен тов горю чего (от общ его р асх о д а). Д алее. Д ля н у ж д агрон ом и ческой работы важ н о сп аб д и ть МТС п ростейш и м оборудо ван и ем , которое дало бы возм ож ность в е сти м етеорологи чески е н аблю ден и я. Ж ел а тел ьн о , во -п ер вы х , п о л у ч и ть дож демер, терм ом етры — п о ч в ен н ы й и возд уш н ы й , ф лю гер, ветром ер, п си хром етр, баром етр. В о-вторы х, долж н а бы ть м а л е н ь к а я лаб о рато р и я с посудой, р еак т и в ам и д л я п рове ден и я а н ал и зо в п о ч вы , удобрени й, воды , горю чего, м асел, эл ек тр о л и та и т. д. Б ее это п о к а оп р ед ел яется « п а -гл а зо к » , в МТС такого оборудован и я н ет и , следова тел ьн о, невозм ож но строго н а н а у ч н о й ос нове о с у щ е ств л я ть а гр о тех н и ч еск и е м еро п р и я т и я , сп особ ствовать п овы ш ен и ю у р о ж ай н о сти , п р ав и л ьн о о ц е н и в а ть м атер и а лы , су д и ть об и х п ри годн ости и зф ф ск т зв - по и сп о л ьзо вать. •рю чего. З а сч ет к а к и х им енно т р а к т о р о в доп ущ ен п ереж ог? Н еи звестн о. Н еск о л ь ко л ет н азад в ел и сь л и м и тн ы е к н и ж к и н а горю чее и см азоч н ы е м асл а по к аж д о й м а* ш и н е. П ольза т ак о й си стем ы ко н тр о л я оче-** ви д н а. По моему м нению , ад м и н и ст р ац и и с т а н ц и и следовало бы ее возроди ть. О дновременно в аж и о у п о р я д о ч и ть систем м у н ор м и р о ван и я горю чего. У н ас н ет диф ф е р ен ц и р о в ан н ы х норм в за ви си м о сти ст п о ч в ен н ы х и д р у ги х у с л о в и й . Д ля работ н а т я ж е л ы х п о ч в ах ж ел а те л ь н а у с т а н о в и т ь п о в ы ш ен н ы е н орм ы расхода горюче-* го, а н а л е г к и х п о ч в ах — п о н и ж е н н ы е . , В Г р язи п ск о й МТС бы л а сд ел ан а п оп ы т-| к а л и м и ти р о в ать за т р а т ы н а рем он т и т е х н и ч е ск и е у ходы . Н аш ей бри гаде бы ла у с т а н овл ен а н а эт и ц ел и к о н т р о л ь н а я ц и ф р а 4 0 .4 0 0 рубл ей , расход ж е п рои звед ен н а сумм у 3 4 т ы с я ч и рубл ей . С тоит о тм ети ть , что н а рем он те бы л а экон ом и я, а п р и п р о вед ен и и техуходов, — перерасход средств^ - В чем дело? А в том, что н е бы л и т о ч н а п о д сч и тан ы возм ож ны е расходы . Е том у ж е , не все м ех ан и зато р ы р аб о тал и с п олны м созн ан и ем о тветствен н о сти , не боролись за; п родлени е срока сл у ж б ы д е та л ен . Отсюда? долж ен бы ть сдел ан вы вод : н у ж н о с и сте м ати ч еск и , н асто й ч и в о п о в ы ш а т ь к в а л и ф и кац и ю н аш и х лю дей, зн ак о м и ть и х е но вой т ех н и к о й , п еред овы м и м етодам и ис-( п о л ь зо в ан и я м аш и н и у х о д а за н и м и . , В м аш и н н о -тр а к то р н ы х с т а н ц и я х з а р а - б о тн ая п л а т а п р о и зводствен н ы м рабочи м н а ч и с л я е т с я по норм ам за в ы п о л н е н н ы е р а боты , но р асходован и е ф опда за р п л а т ы долж но т а к ж е л и м и т и р о в а ть ся . Это одно и з тр еб о ван и й п р и переходе н а х о зр асч ет. У, н ас до си х пор фонд за р п л а т ы д л я б р и га д ы не у с т а н а в л и в а л с я , за экон ом ию его м ы не боролись. А вед ь п у т и экон ом и и е сть. Чем больш е работ в ы п о л н я е т с я н а д и зе л ь н ы х м аш и н ах , тем м ен ьш ую долю со с т а в л я е т за р п л а т а п р о и зво д ствен н и к о в в себестоим ости г е к т а р а м я гк о й п а х о ты . Одним и з средств ко н тр о л я за соблю де нием р еж и м а экон ом и и я в л я е т с я у с т а н о в лен и е за д а н и й по себестоим ости ц ен тн ер а н а ту р о п л а т ы . Н аш а бри гада н а у с л о в н ы й т р ак то р зар аб о тал а 1 8 8 ц ен тн ер о в зе р н а , 1 5 ц ен тн ер о в п од со л н еч н и ка, около 9 0 0 л и тр о в м олока, 3 ц е н т н е р а м яса и т. д. Во скол ько обош лась е д и н и ц а п р о д у кц и и , п о л у ч ен н о й # счет н а т у р о п л а т ы , м ы не з н а - ем. И это плохо. П ри введ ен и и х о зр асч ета важ н о у с та н о в и т ь к аж д о й бри гаде зад ан и е по себестоим ости ц е н т н е р а н а ту р о п л ат ы . Н ак о н ец , ещ е одно за м еч ан и е. С ущ ест в у ю щ а я си стем а п о ощ р ен и я м ехан и зато р о в за со х р ан н о сть т е х н и к и долж н а б ы ть у п р о щ ен а, в н ей слиш ком много р а зл и ч н ы х ого ворок, у сл о в и й . С л у ч а ет с я т а к , что т р а к то ри ст с т а в и т н а рем он т м аш и н у в хоро ш ем со сто ян и й , за сч ет этого эк о н о м ятся сред ства, м а т е р и ал ы , одн ако, прем ию на в ы п л ач и в аю т , т а к к а к бри гадой в целом н е вы д ер ж ан о к ак о е-л и б о тр еб о ван и е. По н аш ем у м нению , в проонтз Д иректив ТА. съезда партии надо предусмотреть меры, повыш ающие за и н те р ес сс аш те ть м ехани заторов во внедрении и соблюдении хоз расчета, В зак л ю ч ен и е о стан овлю сь н а вопроса? себестоим ости г е к т а р а м ягк о й п а х о ты . Г п р о екте Д и р ек ти в п р ед у с м ат р и в ае т ся со к р а т и т ь ее за п я т и л е т к у н а 1 6 проц ентов, К а к обстоят с этим в н аш е й МТС? Себе стоим ость г е к т а р а со ст ав л я е т 3 1 рубль 4 4 к о п е й к и п р и п л ан е 3 1 р у б л ь 9 7 ко п е ек. С ледует о тм сти ть , что н аш кол л екти в добился одноврем енно вы со ко й у р о ж ай н о сти зер н о в ы х — 1 3 ,4 ц е н т н е р а с г е к т а р а и что в о б сл у ж и ваем ы х ко л х о зах н а 100 гек т ар о в сел ьхозугод и й прои зведен о с в ы ш е 5 3 ц ен тн ер о в м олока, н а 1 0 0 гектаров п аш н и — 9 ,6 ц ен т н е р а с в и н и н ы в убой ном весе. В тек ущ ем году м ы р еш и л и с н и зи ть се бестоим ость г е к т а р а м ягк о й п а х о ты п р и мерно н а 4 п р о ц ен та. Это долж но б ы ть до с ти гн у то за сч ет роста п рои зво д и тел ь н о сти тр у д а м ех ан и зато р о в , более эф ф ек т и в ного и с п о л ь зо ва н и я м аш и н , л у ч ш ей о р га н и зац и и рем он та и техуходов. Все р аб оты будем п роводи ть в сж аты е сроки , только н а «хорош о» и «отли ч н о » чтобы создать все у с л о в и я д л я п овы ш ен и я у р о ж ай н о сти в п олеводство, огородн и ч ест ве и садоводстве-, п р о д у кти в н о сти с к о та и п т и ц ы . В тек ущ ем году н а ш ко л л екти в будет бороться за т а к и е п о к а за те л и : п о л у ч и т ь н е м енее 1 6 ,6 ц е н т н е р а зер н о в ы х , 2 5 0 ц ен тн ер о в с ах ар н о й с в е к л ы , 3 0 0 ц ен тн еров силосн ой м ассы к у к у р у зы и 2 0 ц ен тн еров п о ч ат к о в с г е к т а р а , довести удой м олока н а 1 0 0 гек тар о в угоди й в о б сл уж и ваем ы х кол х о зах до 9 0 ц е н т н е ров II Т. д. В аж н ей ш и е за д а ч и МТС — н е п р е р ы в ное п о вы ш ен и е у р о в н я м ех а н и зац и и к о л хозного п рои зводства, у л у ч ш ен и е к а ч е с т в ен н ы х п о к а за те л ей работы т р ак т о р н ы х бри гад, полное и сп о л ьзо ван и е и м ею щ и хся резервов и возм ож ностей. Л. КОМАРОВ, ди ректор Д обрииской МТС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz