Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
I ноября 1955 г., X? Ш (Ш ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ Сове щание министров иностранных дел четырех держав в Женеве а с е д а н и е 3 1 о к т я б р я ЖЕНЕВА, 1 ноября. (Спец. корр. * АСС), Вчерашнее, четвертое заседание швещания министров иностранных дел Франции, Англии, Советского Союза и США началось, как было условлено, с обсужде ния третьего пункта повестки дня—о раз- Немало еще предстоит сделать в разви тии контактов в вопросах культуры, на уки и техники, продолжал Молотов. По лезными будут меры по обмену опытом в промышленности, сельском хозяйстве, рас ширение обмена делегациями обществен- витии контактов между Востоком и Запа- ных и культурных деятелей, развитие дом, имея в виду создать группу экспер тов по этому вопросу. Первым выступил А. Пинз. Он высказался за развитие культурных и торговых отношений между Востоком и Западом. Пинэ заявил, что если объем торговли 'между Францией и СССР совратился, то это произошло не по рине Франции, а Iтуризма. Это будет соответствовать вто- | рой части Директив Глав правительств о развитии контактов. Глава Советской делегации подчеркнул, |что Советский Союз все делает для того, чтобы способствовать развитию контактов между СССР и другими государствами. Он указал в качестве примера на посещение |Советского Союза парламентскими делега- я б и л о с ь , по его словам, результатом торго- ц ИЯМИ Англии, Индии, Швеции, Сирии, вой политики стран Восточной Европы, Что касается осуществляемых западными странами ограничений торговли путем за прета вывоза в СССР так называемых ’ стратегических товаров, то, по. утвержде нию А. Пинэ, сектор, в котором прйме- , \потся эти ограничения, слишком узок, чтобы можно было рассчитывать, ликвиди ровав их, прийти к значительному увели чению торговли. А. Пинэ высказался за расширение со трудничества между Францией и СССР и предложил некоторые мероприятия в обла сти обмена информацией, резервировав за собой право внести позже более определен ные предложения. Г. Макмиллан, также подчеркнул, что правительство Англии придает .большое Финляндии, Югославии, Японии, Франции, Бельгии* Люксембурга. Он отметил также, что за последнее время у Советского Союза имеет место оживление в области культурных связей со многими странами, в том числе с Англи ей, Францией, США. Советский Союз, заявил Молотов в за ключение, был и является сторонникомши рокого развития контактов между Восто ком и Западом и готов сделать все от него зависящее для того, чтобы достигнуть в этом отношении положительных результа тов и, тем самым, способствовать дальней шему ослаблению международной напря женности. В заключение своего выступления В. М. населения значение устранению барьеров, которые Молотов представил разработанное Совет- воп- препятствуют свободному общению и мир ной торговле между народами. Макмиллан отметил, что в области рас ширения контактов между Англией и СССР имел место прогресс, однако недо статочный, что, по утверждению Макмил лана, объясняется якобы позицией Совет ского Союза. Министр иностранных дел Англии ска зал, что английская делегация внесет позднее конкретные предложения по росу о культурном обмене. Касаясь развития торгового обмена, Г. Макмиллан, подобно Пинз, утверждал, что существующие на Западе ограничения торговли с СССР тая называемыми страте гическими товарами не играют большой роли. Он заявил, что в недостаточном раз витии англо-совегскпх торговых отноше ний якобы повинна внешнеторговая поли тика Советского Союза. В заключение Г. Макмиллан сказал, что английская делегация готова сочувственно рассмотреть любые предложения, могущие привести к увеличению мировой торговли. Затем с заявлением по обсуждаемому вопросу выступил В. М. Молотов. Он напомнил, что Главы правительств четырех держав поручили министрам ино- ской делегацией предложение «о развитии контактов между Востоком н Западом» (приводится в сегодняшнем номере нашей газеты.—Род.). С изложением позиции делегации США по третьему пункту повестки дня высту пил Д. Даллес. Соединенные Штаты,—сказал он,— с надеждой, хотя и с осторожностью под ходят к вопросу о мерах по устранению преград к установлению свободного обще ния между государствами и развитию меж дународной торговли. Он утверждал, что нарушение контактов между США и Совет ским Союзом явилось результатом прово димых Советским Союзом мероприятий. Даллес подразделил вопрос о контактах на три части: во-первых, свободный обмен информацией и мыслями, во-вторых, сво бодный обмен людьми и свобода в области путешествий, в-третьих, развитие тор говли между Востоком и Западом. Он. внес некоторые предложения, способствующие, по его мнению, развитию контактов. Так же, как Пинэ и Макмиллан, государствен ный секретарь США утверждал, что при чиной низкого уровня торгового оборота между Востоком и Западом являются не дискриминационные меры в области тор говли, проводимые западными странами, а. как он выразился, "недостаток интереса странных дел, при посредстве экспертов* изучить меры, включая меры в органах и | со СТОрОНЫСоветского Союза, учреждениях Организации Объединенных Наций, которые могли бы: во-первых, привести в постепенному устранению барьеров, препятствующих свободному общению и мирной торговле между народами, во-вторых,,привести к осуществлению Даллес добавил, что перед отъездом в Женеву он принял меры к постепенному упрощению некоторых процедур, касаю щихся экспорта в страны «Советского блока». Затем А. Пинз внес от имени делегации свободных контактов и связей, взаимно Франции,^ Англии и США меморандум, со выгодных для заинтересованных стран и Держащий предложения этих трех делега народов. Молотов процитировал затем по- Чйй по вопросу о развитии контактов становление Верховного Совета СССР но мёЖду Востоком и оацадом. При этом он докладу Председателя Совета Министров отметил, что, по его мнению, этот /доку- СССР II. А. Булганина от 5 августа 1955 Iмент включает целый ряд пунктов, года, в котором говорится, что «установле ние более широких политических, эконо мических и культурных связей между странами, независимо от их общественного и политического строя, на основе уваже ния суверенных прав, невмешательства в их внутренние дела, отвечает интересам народов и поведет к укреплению ! мира, дружбы и сотрудничества между ними». Как указал Молотов, Советская делега ция считает целесообразным создание ко митета экспертов по вопросам развития контактов между Востоком и Западом. Выразив удовлетворение в связи с тем, что Пинэ*и Макмиллан высказались за не кото рые сближаются с предложениями Совет ской делегации. Предложения трех западных держав озаглавленные «Развитие контактов между Востоком и Западом», содержат 17 пунк тов, в которых изложены мероприятия по обмену информацией, книгами и периодиче скими изданиями, кинокартинами, выстав ками, радиопередачами, а также но обмену делегациями, туристами, студентами и т. д. О развитии экономических отношений, являющихся базой для развития контак тов, в 17 пунктах не упоминается. Омеж дународной торговле в предложениях за падных держав говорится в самом конце, обходимость развития контактов между в общей форме, причем повторяется ут- сгранами Востока и Запада, глава Совет ской делегации высказал критические за-1 мечания по поводу приведенною Пина, и Макмилланом объяснения причин наруше ния нормальных экономических отноше ний между этими странами. торговому Восточной верждение, будто нормальному обмену препятствуют страны Европы. После того как был создан комитет экспертов, который должен представить министрам доклад о проделанной ими ра- По нашему мнению, сказал Молотов, Iботе к 10 ноября, министры, как и было развитие контактов между Востоком и условлено, вновь перешли к обсуждению Западом будет успешным только тогда, ко- первого пункта повестки дня— Евроиен гда оно будет базироваться на развитии свая безопасность и Германия. В. М. Моло экономических отношении между государ ствами, что немыслимо без нормального развития торговли между ними... Однако на путях нормального развития торговли между странами существует не мало препятствий, искусственно создан ных барьеров. Всем известно о дискрими национных мерах, практикуемых рядом тов внес предложение пригласить для участия в рассмотрении германского воп роса представителей Германской Демокра тической Республики и Германской Феде ральной Республики. Было время, сказал он, когда Четыре великие державы принимали решения, ка сающиеся Германии, без участия немцев. стран по отношению к СССР и некоторым Это можно было понять в первые годы другим государствам. Е таким мерам отно- после войны. Другое дело сейчас, когда на сится, например, запрет на экспорт мно гих товаров, нарушение обычных взаимо отношений в области кредита, препятст вие свободному мореплаванию торговых су дов и др... В связи с этим Советская делегация считает, что комитету экспертов следовало территории Германии образовалось два су веренных германских государства. В этих | условиях было бы ненормальным, чтобы решения по-германскому вопросу принима лись без участия их представителей. Д. Даллес, А. Пинэ и Г. Макмиллан высказались против предложения Совет- бы в первую очередь рассмотреть вопрос о ской делегации. Министры трех западных ликвидации существующих дпскрпмйна- держав заявили, что они возражают против циоиных мер, тормозящих развитие вйопо-[приглашения представителей Германской мических взаимоотношений между госу-! Демократической Республика, поскольку дарствами. Это соответствовало бы тому, правительство ГДР не признано прави- что екаааво в первой части Директив Глав тельствами западных держав. Без всяких правительств о развитии контактов. Доказательств они утверждали, что прави тельство ГДР не представляет ГДР. В. М. Молотов отметил необоснованность этих утверждений. Одно дело, заявил он, когда то или иное государство не хочет признать другое государство, а другое де ло*—реальное положение в государстве, о котором идет речь. Все дело в том, что та часть германского народа, которая населя ет ГДР, признает, уважает и поддержива ет правительство Германской Демократи ческой Республики, Молотов указал, что Советская делега ция знакома с положением дел в Герман ской Демократической Республике и мо жет заверить, что там были проведены действительно свободные выборы, на ко торых была выражена полная и дружная поддержка нынешнему правительству Гер манской Демократической Республики. Представители США, Франции и Вели кобритании, продолжал Молотов, видимо, намерены отказать германскому народу в Том, чтобы его голос был услышан на этом совещании. Что касается Советской Делегации, то она считает это неприемле мым и предлагает пригласить на наше совещание как представителей Германской Демократической Республики, так и пред ставителей Германской Федеральной Рес публики. Однако представители трех западных держав отклонили это предложение и за явили, что следует, по их мнению, пригла сить только представителей ГФР. В. М. Молотов заявил, что Советский Союз стоит за равноправное участие пред ставителей обоих германских государств в совещании и пэотив дискриминации в данном случае. Тот факт, сказал он, что совещание не приняло положительного ре шения по вопросу о приглашении 'предста вителей ГДР и ГФР, не может не сказаться отрицательно на обсуждении германского вопроса. Затем В. М. Молотов выступил с заяв лением по вопросу о европейской безопас ности. Констатировав, что между участниками совещания нет еще необходимого согласия по проблеме обеспечения безопасности в Европе, Молотов указал, Что, по мнению Советской делегации, возможности для до стижения положительных результатов по этому вопросу не исчерпаны. ■Советская делегация, заявил Молотов, предлагает обсудить вопрос о возможности заключения Договора о безопасности в Ев ропе с участием вначале более узкого, круга заинтересованных государств... Мы предлагаем, чтобы его участниками были 4 державы— СССР, США, Франция, Великобритания, а также н все другие участники как Западноевропейского союза, так и Варшавского договора, в том числе Германская Федеральная Республика и Гер манская Демократическая Республика. Советское правительство согласно так же, чтобы участниками договора были и другие европейские государства, которые пожелают к нему присоединиться, напри мер, Югославия, Дания. Охарактеризовав обязательства, кото рые могли бы принять на себя государ ства— участники договора о безопасности в Европе, глава Советской делегацин про должал: Внося это предложение, Советское пра вительство, как это само собой разумеется, исходит из того, что в последующем еу- ществующпе договоры и соглашения (Се веро-атлантический блок, Западноевро пейский союз, Варшавский договор) долж ны потерять силу и созданные на их осно ве военные группировки должны быть ликвидированы. Однако в настоящее время в связи с данным предложением относи тельно договора о безопасности в Европе око не выдвигает предложения о конкрет ном сроке действия этого договора и о его замене общеевропейским договором. Как указал. Молотов, Советское прави тельство исходит также из того, что заклю чение договора не должно затрагивать обя зательств государств— его участников, принятых ими по существующим догово рам п соглашениям, а также права госу дарств на индивидуальную и коллективную самооборону, предусмотренного статьей 51 Устава ООН, в случае вооруженного напа дения. Рассматривая вопрос о европейской бе зопасности, продолжал Молотов, мы не мо жем не думать о безопасности таких госу дарств, как Польша, Чехословакия, Юго славия, Греция и другие европейские го сударства, народы которых в результате гитлеровского вторжения пережили столь ко бедствий. Молотов подчеркнул, что в предложен ном западными державами проекте догово ра о «специальных гарантиях в связи с воссоединением Германии» ничего не го ворится о том, предусматривается ли этим договором безопасность, например,' погра ничных с Германией государств. Глава Советской делегации предложил на рассмотрение совещания проект догово ра о безопасности в Европе. (Те$ст этого предложения приводится в сегодняшнем номере нашей газеты. — Ред.). Молотов остановился затем на предложе нии трех министров о создании в Европе особой зоны ограничения и инспекции во оружений. В проекте трех министров, сказал Мо лотов, говорится о зоне «по обеим сторо нам демаркационной линии между вос соединенной Германией и^странами Во сточной Европы». Такое предложение не соответствует Директивам Глав прави тельств о зоне «между Востоком и Запа дом» и не соответствует всем известному реальному положению дел. Молотов пред ложил договориться о следующем: 1. Зона ограничения и инспекции во оружений в Европе должна включать тер риторию Германской Федеральной Респуб лики, Германской Демократической Рес публики, соседних с ними государств или некоторых пз них. 2. В соглашении по вопросу о зоне долж ны быть предусмотрены предельные уров ни войск США, СССР, Великобритании и Франции, расположенных на территории других государств в этой зоне. Вопрос о таких уровнях подлежит дополнительному рассмотрению. 3. Обязательства, касающиеся ограни чения вооружений и контроля над ними, принимаемые государствами по соответст вующему соглашению, подлежат согласова нию с этими государствами, которые сво бодны в принятии решений по этому воп росу в соответствии с нх суверенными правами. 4. За выполнением обязательств по ог раничению вооружений на территориях, входящих в зону, устанавливается сов местная инспекция над вооруженными си лами и вооружениями государств—участ ников соглашений. Достижение между нами договоренности по этому вопросу, а в последующем дого воренности и с другими заинтересованны ми государствами, ‘подчеркнул Молотов, имело бы важное значение для упрочения мира и способствовало бы уменьшению на пряженности в Европе. Вместе с тем, до стижение Такой договоренности Облегчило бы возможность решения проблемы разо ружения, поскольку на примере определен ного района Европы была бы показана возможность применения тех мероприятий в области разоружения, которые в после дующем могли бы быть осуществлены в бо лее широких масштабах. Г. Макмиллан заявил, что представители трех западных держав весьма тщательно изучат заявление В. М. Молотова и вне сенные им предложения, которые он на звал очень интересными. Он указал также, что хотел бы получить предложение Со ветской делегации по вопросу об объеднне- нии Германии. т Д. Даллес присоединилсяк этому замеча нию Г. Макмиллана. В. М. Молотов сказал, что, как полагает Советская делегация, на следующем засе дании министры могли бы обменяться мне ниями о внесенных сегодня делегацией СССР предложениях, а затем Советская де легация имеет в виду высказаться также Непосредственно по германскому вопросу. На этом заседание закрылось, О р а з в и т и и к о н т а к т о в м е ж д у В о с т о к о м и З а п а д о м ( П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Д Е Л Е Г А Ц И И С С С Р ) В Директив© Глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции по во просу о .развитии контактов между Во стоком и Западом указано на необходи мость изучить «меры, включая возмож ные меры в органах и учреждениях Орга низации Объединенных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устранению барьеров, которые препятст вуют свободному общению и мирной тор говле между народами, и (б) осущесТвле- нию свободных контактов и связей, вза имно выгодных для заинтересованных стран и народов». В соответствии с этим министры ино странных дел четырех держав, руководи мые желанием содействовать укреплению мирного сотрудничества между государ ствами, согласились о следующем: 1. Признается необходимы» предпри нять меры пр содействию развитию меж дународной торговли, имея в виду устра нение существующих препятствий и огра ничений в области международной торгов ли между Востоком и Западом и примене ние Принципа наибольшего благоприят ствования в вопросах торговли и морепла вания. 2. Четыре державы предпримут завися щие от них мерыно содействию, беспрепят ственному проходу торговых судов всех стран через морские проливы и каналы международного значения и по устраше нию существующих в настоящее время ог раничений в области морского сообщения с некоторыми государствами. 3. Будут приняты меры к расширению международных научно-технических свя зей и, в частности, в области мирного Ис пользования атомной энергии (техника, сельское хозяйство, медицина, й так да лее) Иутем созыва совещаний с участием соответствующих специалистов и др. Со ответствующие шаги будут предприняты представителями четырех держав в меж дународных организациях, занимающихся вопросами международного сотрудничества в области науки и техники. В качестве ближайшего мероприятия считать желательным созыв в 1956 году Международной конференции по вопросу, о применении атомной энергии в области здравоохранения. 4. Четыре державы высказываются за участие в международных специализиро ванных организациях (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МСЭ и др.) всех государств, желаю щих сотрудничать в этих организациях. 5. Будут поощряться также следующие меры, включая возможные меры в орга нах й учреждениях Организации Объеди ненных Наций, которые могли бы содей ствовать укреплению контактов между Во стоком н Западом в области промышлен нести, сельского* хозяйства, культурных связей й развития туризма: а) взаимный обмен делегациями и вза имные поездки деятелей промышленности, сельского хозяйства и торговли с целью обмена опытом и ознакомления с достижё- , нияш соответствующих стран в этих"об ластях; ■ : б) расширение культурных'связей меж ду странами с целью развития более ши рокого общения между собой деятелей на уки и культуры и обмена культурными ценностями, имея в виду желательность заключения между странами соответству ющих соглашений по культурному сотруд ничеству; в) расширение взаимного обмена печат ными изданиями (книги, журналы, газе ты и др.) между научда-исследователы скими институтами, библиотеками, науч ными и культурными ассоциациями, об^ щеетвеиными организациями и частными ЛИЦЗМИ* ; г) меры в более широкому ’развитию международного туризма, а также спортив ных связей между странами*, д) меры к устранению существующих искусственных препятствий в области им- * миграционных и иных правил, затрудняю щих. расширение указанных выше кон тактов между государствами. Проект договора о безопасности в Европе ( П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Д Е Л Е Г А Ц И И С С С Р ) Воодушевленные стремлением к укреп лению мира и Признавая необходимость всемерно содействовать уменьшению меж дународной напряженности и установле нию доверия в отношениях между государ ствами, руководствуясь миролюбивыми целями и принципами Организации Объединен ных Наций, правительства г я в в г я в - . . . г * : г з * г г а 1 согласились заключить настоящий договор. Государства— участники договора тор жественно заявляют о принятии ими на себя следующих обязательств: Ст атья 1 Договаривающиеся стороны обязуются не применять вооруженную силу друг против друга, а также воздерживаться в отношениях друг с Другом от угрозы силой и разрешать все споры, которые могут возникнуть между ними, мирными сред ствами. Ст атья 2 В случае, если одно или несколько го сударств— участников договора подверг нутся вооруженному нападению в Европе со стороны какого-либо государства или группы государств, то другие государст ва— участники договора немедленно ока жут государству или государствам, под вергшимся такому нападению, любую по мощь, вплоть до военной, которая будет признана необходимой в целях восстанов ления. и поддержания международного ми ра и безопасности в Европе. Ст а тья 3 Государства— участники договора обя зуются не оказывать под каким бы то ий было предлогом прямо или косвенно помо щи нападающему государству в Европе. С т а т ь я 4 Государства— участники договора бу дут консультироваться между собой вся кий раз, когда по мнению любого из них возникнет угроза вооруженного нападения в Европе на одно или несколько госу дарств — участников договора, в целях принятия эффективных мер Для устране ния подобной угрозы. Они будут немедлен но проводить необходимые консультации всякий раз, когда потребуется принятие согласованных мер для восстановления ми ра в случае нападения на какое-либо го сударство — участника договора. . С т а т ь я 5 Договаривающиеся государства образуют по взаимному соглашению специальный орган (или органы) с целью проведения указанных выше консультаций, а также для принятия других мер по обеспечению безопасности, которые могут оказаться не обходимыми в связи с осуществлением го сударственных обязательств по-настоящему * договору. Ст а т ья 6 Государства — участники договора со глашаются о том, что обязательства по на стоящему договору не затрагивают обяза тельств, принятых ими по существующим договорам и соглашениям. С т а т ь я 7 Принятие на себя государствами обязан тельств по настоящему договору не долж-* но наносить ущерба праву государств —• участников договора На индивидуальную или коллективную самооборону, в случае вооруженного нападения, предусмотренно му статьей 51 Устава ООН. Ст а т ья 8 Договор носит временный характер и бу дет действовать до тех пор, пока не будет заменен другим, более широким договором о европейской безопасности, заменяющим собою существующие договоры и согла шения. а с е д а н и е 2 н о я б р я ЖЕНЕВА, 2 ноября. (ТАСС). Пятое за седание Совещания министров иностран ных дел Франций, Англии, Советского Союза и США вЖеневе открылось сего дня в 15 часов по среднеевропейскому вре мени. Председательствует на заседании А. Пинэ. : , ', " Министры продолжают обсуждение пер вого пункта повестки дня — о европей ской безопасности и Германии. , Первым выступил Г. Макмиллан. После него говорили Д. Даллес и А. Пинэ. Затем слово взял глава делегации СССР В. М. Молотов, который обосновал и внес предложение Советского правительства «О создании общегерманского Совета», К беседам В. Ж Молотова с Г. Макмилланом , Д. Ф. Даллесом и М. Шаретом ЖЕНЕВА, 31 октября. (ТАСС). Министр иностранных дел Советского Союза В. М. Молотов принял 29 октября министра иностранных дел Великобритании г-на Макмиллана, 30 октября— государствен ного секретаря Соединенных Штатов г-на Даллеса, 31 октября—премьер-министра и министра иностранных дел Израиля г-на Шарета. Во время состоявшихся бесед был затро нут вопрос, связанный с недавней прода жей Чехословакией некоторого количества оружия Египту для его оборонительных нужд. IIрп этом с советской стороны неиз менно подчеркивалось признание суверен ных прав государств, заботящихся о своих законных нуждах обороны, и одновременно необходимость поддержания и укрепления мира на Ближнем и Среднем Востоке и го товность содействовать улучшению непо средственных отношений между государст вами этого района. В последнее время этот вопрос усиленно раздувается некоторыми газетами запад ных стран. Возможно, что это отражает не довольство тех западных кругов, которые, видимо, хотели бы, чтобы Египет й Дальше находился в фактической зависимости от них, как было раньше. По сообщению американских газет, один из израильских министров, находящихся сейчас в США, даже дошел до открытых призывов к превентивной войне против Египта, что, казалось бы, свидетельствует не о недостатке оружия у стороны, высту пающей с такими агрессивными призы вами. Обращает на себя внимание', что хотя официальные лица некоторых государств сейчас всячески подчеркивают возмож ность острых осложнений в этом районе, с их стороны не предпринимается мер к нор мальному рассмотрению этого вопроса. Ни кто в связи с этим не ставит вопроса и о созыве Совета безопасности. В журналистских кругах Женевы ука-* зывагот, на следующее: позиция СССР и в. данном случае, естественно, считается как с законным Правом Египта заботиться об обеспечении своей национальной независи мости, так и с необходимостью содейство вать уменьшению международной напря женности и улучшению отношений между государствами этого района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz