Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
* Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 30 окт ября 1955 г., Л! 215 (4 4 0 ) С ОВЕЩАНИЕ М И Н И С Т Р О В И Н О С Т Р А Н Н Ы Х Д Е Л Ф Р А Н Ц И И , А Н Г Л И И , СССР И США ЖЕНЕВА, 2 8 октября. (Спец. корр. ТАСС). Как уж е сообщалось, сегодня днем министры иностранных дел Франции, Анг лии, Советского Союза и США собрались на свое второе заседание. Председательствовал Г. Макмиллан. Министры приступили к обсуждению первого пункта повестки дня— Европей ская безопасность и Германия. Первым выступил министр иностранных дел Англии Г. Макмиллан, который огла сил текст предложений трех держав. Е предложениям правительств Франции, А е г л и и и США приложены два документа: «Проект договора, содержащего специаль ные гарантии в связи с воссоединением Германии» и «План свободного воссоедине ния Германии (план Идена)». Проект предусматривает вступление в силу положений договора «постепенно, по Господин Председатель, господа, мы приступили к обсуждению вопроса о европейской безопасности и Германии. Объединив эти два вопроса в первом пункте повестки дня, мы не должны, од нако, зарывать о том, что в Директивах Глав правительств вопрос о европейской безопасности поставлен на первое место. Это соответствует существу дела, по скольку вопрос о европейской безопасности имеет решающее значение для всех наро дов Европы. Именно из этого четыре державы исхо дили всегда при рассмотрении вопроса о будущем Германии. Это соображение ле жало в основе известных соглашений че тырех держав по германскому вопросу, заключенных во время и после окончания второй мировой войвы. В соглашениях то го времени особенно подчеркивается необ ходимость не допустить возрождения гер манского милитаризма, могущего вновь поставить под угрозу поддержание мира в Европе. Советская делегация исходит из того, что всякие попытки преуменьшить значение главного вопроса, каким являет ся вопрос о европейской безопасности, не могут найти оправдания, если стремиться к поискам согласованных путей, способных обеспечить условия для длительного, мир ного сотрудничества европейских народов. Обеспечение европейской безопасности и недопущение того, чтобы Европа вновь была охвачена военным пожаром, являет ся одной из важнейших международных проблем нашего времени. Исторический опыт показал, какое огромное значение для судеб мира во всем мире имеет поло жение в Европе. Как известно, начавшись в Европе, войны распространились на дру гие страны и континенты, вы зывая не исчислимые жертвы и колоссальные мате риальные разрушения. Опыт истории показывает также, что возникновению обеих мировых войн пред шествовало образование военных группиро вок государств в Европе. Так было нака нуне первой мировой войны, когда в тече ние ряда лет образовавшиеся военные группировки готовились к столкновению, увеличивая численность своих армий, раздувая свои военные бюджеты. Так бы ло и накануне второй мировой войны, развязанной гитлеровской Германией. Все это говорит не только о том, какое огромное значение для дела всеобщего мира имеет обеспечение безопасности в Европе, но и о том, что создание мирных условий жизни для европейских народов следует искать не на основе образования военных группировок, а на основе объеди нения усилий всех европейских государств в интересах мира. Именно руководствуясь этими бесспорными положениями, Совет ское правительство высказалось за созда ние в Европе • системы коллективной безопасности, в которой приняли бы у ч а стие все европейские государства, незави симо от их общественного и государствен ного устройства, а такж е Соединенные Штаты Америки. Свою позицию по вопросу о безопасно сти в Европе Советское правительство уже излагало неоднократно. Этот вопрос был достаточно широко освещен и на Совеща нии Глав правительств четырех держав. Поскольку, однако, к предложению Советского правительства о заключении общеевропейского договора о коллектив ной безопасности в Европе Главы прави тельств США, Англии и Франции на у к а занном совещании не высказали своего отношения, мы надеемся, что это будет сделано на данном совещании. Со своей стороны, мы хотели бы изложить дополни тельно некоторые соображения. Иногда говорят, что предложение о соз дании коллективной безопасности в Евро пе будто может нанести ущерб безопасно сти западных государств, поскольку оно предусматривает в конечном счете ликви дацию существующих группировок и со ответствующих соглашений, по которым некоторые государства приняли на себя взаимные обязательства, в том числе и военного характера. Нам представляется, что такие опасения не имеют под собой оснований. Считаясь, однако, с позицией, которую заняли в этом вопросе некоторые государства, и стремясь облегчить возможность догово ренности, Советское правительство внесло предложение о том, чтобы установление коллективной безопасности в Европе про водилось постепенно, в два этапа. этапам, которые будут определены с обще го согласия». В проекте, названном «План свободной Германии (план Пдена)», у к а зывается, что «воссоединение Германии и заключение путем свободных переговоров мирного договора с объединенной Германи ей должно быть достигнуто следующими стадиями: I. Свободные выборы во всей Германии. II. Созыв Национального собрания в ре зультате этих выборов. III. Составление (проекта) конституции и подготовка переговоров по мирному до говору. IV. Принятие конституции и образова ние общегерманского правительства, не сущего ответственность за переговоры и заключение мирного договора. V. Подписание и вступление в силу мирного договора. В течение первого этапа обязательст ва, которые приняли государства по суще ствующим договорам и соглашениям, не затрагивались бы в связи с заключением договора о коллективной безопасности в Европе. Это относится к обязательствам как государств— участников Северо-ат лантического блока и Западноевропейско го союза, так и государств— участников Варшавского договора. Естественно, что с переходом ко второму этапу, когда обяза тельства по договору о европейской безо пасности вступят в силу в полном объеме, существующие договоры и соглашения должны прекратить свое действие, а соз данные на их основе военные группиров ки должны быть ликвидированы. По нашему мнению, это предложение, учитывающее сложившееся в настоящее время положение в Европе, должно содей ствовать сближению точек зрения заинте ресованных государств при рассмотрении вопроса о европейской безопасности. Мы уже указывали, что это предложение о соз дании общеевропейской безопасности имеет и то преимущество, что оно позволило бы в течение первого этапа проверить в действии систему, основанную на совмест ных, хотя бы вначале и ограниченных по своему масштабу, усилиях всех евро пейских государств, направленных на поддержание мира. Казалось бы, все это должно облегчить возможность достижения между нами надлежащей договоренности, если действительно руководствоваться стремлением к установлению прочных гарантий мирного развития, европейских народов. Идея коллективной безопасности в Ев ропе находит все более широкую поддерж ку. й это не случайно. Известно, что не которые страны, \не входящие ни в запад ные военные группировки, ни в состав участников Варшавского договора, уже высказали к этому положительное отно шение. Судя по заявлениям руководящих государственных деятелей, имеются и другие страны, которые отнеслись бы к предложению о коллективной безопасности в Европе благоприятно, если бы по этому вопросу была бы достигнута договорен ность между великими державами. Не случайным такж е является то, что все большее число стран осуждает поли ти к у сколачивания военных блоков, от давая себе отчет в том, что такая поли тика ведет к усилению угрозы новой войны. Можно в связи с этим указать не только на страны Европы, но также и на ряд государств Азии, а такж е Ближнего и Среднего Востока, которые справедливо усматривают в попытках втянуть их в во енные группировки угрозу своей безопас ности и национальной независимости. Во многих странах усиливается стрем ление к проведению политики нейтрали тета, что является одной из форм отрица тельного отношения к политике сколачи вания военных блоков. Еак Советское правительство уже высказывалось, такие стремления заслуживают всяческой под держки, так как они отвечают интересам ослабления международной напряженности, интересам укрепления мира. Факты говорят о том, что существова ние противопоставленных друг другу во енных группировок неизбежно влечет за собой гонку вооружений. Известны послед ствия этого для народов, которые на своих плечах несут все более растущее бремя военных расходов. Об этом красноречиво говорят размеры военных бюджетов представленных здесь держав. Прямые военные расходы США со ставили в 1 948— 1949 бюджетном году 33 процента, а в 195 3— 195 4 бюджетном го ду эти расходы составляли уже 69 про центов расходной части федерального бюджета. Прямые военные расходы Вели кобритании за этот период возросли с 24 процентов до 38 процентов всех бюджет ных расходов. Во Франции прямые воен ные расходы в 194 9 году составляли 24 процента, а в 1 954 году— почти 33 про цента всех бюджетных расходов. Обстановка в Европе, создавшаяся после заключения парижских соглашений, вы нудила Советский Союз усилить заботу об укреплении своих собственных воору женных сил. В связи е этим военные рас ходы Советского Союза на 1955 год были установлены в размере около 20 процен тов всей расходной части бюджета. Опасность гонки вооружений следует особенно подчеркнуть в связи с тем, что Затем с заявлением по вопросу о евро пейской безопасности выступил В. М. Молотов. (Заявление В. М. Молотова публи куется ниже). Выступивший затем Д. Даллес заявил, что США являются соавтором предложе ний, внесенных Г.. Макмилланом, и что де легация США присоединяется в тому, что было изложено Г. Макмилланом. Затем выступил А. Пинэ. Он заявил, что 'считает предложения трех держав ра зумной основой для переговоров, могущих привести к соглашению, которое дало бы возможность германской нации вновь об рести единство. После выступления А. Пинэ заседание закрылось. Министры соберутся на сле дующее заседание завтра днем. все большие масштабы приобретают произ водств'» и накопление атомного и водород ного оружия, Несмотря на усиливающиеся требования народов запретить атомное ору жие, устранить угрозу айомной войны. С другой стороны, все более очевидным становится факт, что совместные действия заинтересованных государств, и прежде всего великих держав, направленные на поддержание мира в Европе, является тем путем, который способен положить конец гонке вооружений, привести к разрядке международной напряженности и установ лению того доверия в отношениях между государствами, без которого народы не мо гут быть спокойны за свой завтрашний день. Если были бы нужны доказательст ва беселорнос'ти этого положения, то т а ким доказательством является Женевское совещание Глав правительств четырех держав, которое оказало такое серьезное положительное влияние н а всю междуна родную обстановку, укрепило веру наро дов в возможность достижения соглаше ния по 'нерешенным проблемам. Достижение соглашения между четырь мя державами по вопросу с совместных мероприятиях по обеспечению европейской безопасности коренным образом изменило бы все положение в Европе. Именно такой вывод следует сделать, если учитывать значение тех обязательств, которые приняли бы на себя государства по договору о коллективной безопасности в Европе. К таким обязательствам относятся, прежде всего, обязательство воздерживать ся от применения вооруженной силы и раз решать все споры, которые могут возник нуть между государствами — участниками договора, мирными средствами. Не менее важное значение имеет обязательство, ка сающееся принятия совместных мер в це лях устранения угрозы вооруженного напа дения в Европе, а равно и обязательство оказывать взаимную помощь, включая и военную, в случае вооруженного нападения на какое-либо государство — участника договора. То же следует сказать и в отно шении обязательства, предусматривающего консультации в целях принятия государст вами— участниками договора мер по под держанию мира в Европе. Все эти важные обязательства, как из вестно, предусматриваются проектом обще европейского договора о коллективной безо пасности в Европе, представленным Со ветским правительством. Мы глубоко убеж дены в том, что такой договор о коллек тивной безопасности, участниками которо го могли бы быть все европейские государ ства, желающие принять в нем участие, явился бы надежной основой мирного сот рудничества европейских государств. Заключение такого договора решающим образом содействовало бы урегулированию других международных проблем. Это отно сится к германской проблеме, решение которой может быть найдено только на пу ти создания эффективной системы безопас ности в Европе и постепенного сближения между двумя существующими германскими Лсударствами — Германской Демократи ческой Республикой и Германской Феде ральной Республикой. Коллективная безопасность в Европе, в которой приняли бы участие наряду с другими государствами, впредь до объеди нения Германии, оба германских государст ва, способствовала бы созданию предпосы лок для развития Германии как миролюби вой страны и, вместе с тем, создала бы уверенность у европейских народов, что судьба Германии не окажется вновь в руках тех сил, которые уже не раз толка ли ее на гибельный путь агрессии и воен ных авантюр. Что касается германского вопроса, то Советская делегация на соответствующей стадии нашей работы изложит более под робно свои соображения и внесет соответ ствующие предложения. Разумеется, что тогда мы должны будем рассмотреть и воп рос об участии представителей обоих гер манских государств — ГДР и ГФР — в обсуждении на нашем совещании вопроса о Германии. В связи с обсуждением проблемы безопас ности в Европе Советская делегация хотела бы обратить внимание и на следующее. Известно, что при рассмотрении пробле мы сокращения вооружений и запрещения атомного оружия еще не достигнуто той степени договоренности, которая необходи ма для того, чтобы всю эту проблему по ставить на реальную почву. Положение т а ково, _что гонка вооружений все еще про должается и б з только продолжается, но и усиливается. Нужно ли много говорить о том, что всякий успех в деле создания подлинной безопасности для европейских народов способствовал бы созданию необ ходимого доверия в международных отно шениях, от которого зависит и успех в решении проблемы разоружения. Иногда говорят, что создание системы коллектив ной безопасности в Европе и заключение с этой целью соответствующего договора не являются достаточно эффективным средством обеспечения безопасности евро пейских государств. Но в таком случае позволительно спросить, где же тот другой путь, который обеспечил бы европейским народам условия для их мирного развития? Неужели таким путем считают создание военных блоков государств н раздувание между ними вражды, недоверия и взаим ных подозрений, продолжение «холодной войны» и безудержную гонку вооружений? В действительности же каждый день приносит все новые и новые факты, сви детельствующие о том, что путь создания военных блоков — это опасный путь. На против, сотрудничество государств, и прежде всего великих держав, не только в деле отпора агрессии, как это было в го ды мировой войны, но м в деле поддержа ния мира, есть тот путь, который отвеча ет интересам обеспечения международной безопасности. Именно этот путь соответст вует тому «духу Женевы», о котором на. законном основании стали говорить после Совещания Глад правительств четырех держав, духу взаимопонимания и стремле ния искать согласованных путей для ре шения неурегулированных международных проблем и упрочения мира. Таковы те дополнительные соображения, которые мы считали необходимым изло жить в связи с предложением Советского правительства о создании системы коллек тивной безопасности в Европе. Сегодня представитель Великобритании г-н Макмиллан внес от имени трех дер жав предложение, которое названо: «Вос соединение Германии и безопасность». Мы внимательно выслушали и коммента рии, сделанные г-ном Макмилланом. Советская делегация приветствует тот факт, что правительства Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Франции признали необходимым поставить не толь ко германский вопрос, но и вопрос о евро пейской безопасности. Некоторые положе ния представленного на наше рассмотрение документа требуют дальнейшего обсужде ния, и мы внимательно их изучим. Однако уже сейчас напрашиваются отдельные замечания по этому документу. Прежде всего, необходимо отметить, что сама фор мулировка предложения ке соответствует Директивам Глав правительств четырех держав, где на первом месте поставлен вопрос о европейской безопасности. По су ществу же дела создается впечатление, что новое предложение трех держав не от вечает требованию создания эффективной европейской безопасности и даже, наобо рот, его осуществление повело бы к еще большему обострению обстановки в Евро пе и к усилению напряженности в отно шениях между государствами. Такой вывод следует, прежде всего, из того, что это предложение по существу привело бы не только к сохранению, но и к усилению существующих военных груп пировок в Европе. В нем прямо предусмат ривается только такая возможность объ единения Германии, при которой вся Гер мания должна пойти по пути ремилитари зации, причем заранее предрешается, что такая Германия должна быть непременным участником Северо-атлантического догово ра. Имеющиеся в предложении оговорки н а счет оборонительного характера Северо- атлантического блока ничем не под тверждены, да и не могут быть под тверждены. Если бы это было так, то не было бы никаких оснований от клонить участие Советского Союза в указанном договоре, как это бйло сделано.’ Что касается представленного плана, н а правленного на ремилитаризацию Герма нии, хотя бы и осуществляемую по эта пам, то мы уже дали на этот счет свой от вет: нельзя согласиться с ремилитариза цией Германии ни сразу, ни по этапам, так как ремилитаризация Германии не совместима с обеспечением общеевропей ской безопасности. Нельзя пройти мимо и такого факта. С одной стороны, в предло жении трех держав развивается так назы ваемый «план Идена» о свободных общегер манских выборах. А ь другой стороны, фактически заранее предрешается, что не зависимо от того, что скажет германский народ на этих выборах, уже теперь долж но быть решено, что объединенная Гер мания должна встать на путь ремилитари зации и, креме того, стать обязательным участником западноевропейских военных группировок. Так можно понять выдвигае мое тремя державами условие, что их про ект договора вступает в силу только тогда, когда объединенная Германия решила бы войти в организацию Северо-атлантиче ского договора и Западноевропейский со юз. В такого рода планах отнюдь не вйд- но желания считаться с действительно свободной волей германского народа, как она может быть выражена на общегерман ских выборах. Что касается упомянутых в предложе нии трех держав ограничений вооружений и контроля, то, как известно, предусмот ренные существующими соглашениями за падных держав подобного рсда ограничения не мешают нынешней безудержной гонке вооружений и особенно в области наиболее опасных и разрушительных видов оружия. Ясно, что при таких условиях нельзя серьезно говорить о каких-либо гарантиях безопасности ни для Советского Союза, ни для других европейских государств, кото рые имеют все основания усматривать у г розу для своей безопасности в связи с воз рождением германского милитаризма и существованием в Европе противопостав ленных друг другу военных группировок. Наконец, о каких гарантиях может идти речь, когда в этом предложении дело не идет дальше простых консультаций в слу чае нарушения мира в Европе или угрозы нарушения. Все это показывает, что принятие пред ложения трех держав означало бы, что Со ветский Союз, как и ряд европейских го сударств, сам способствовал бы возрожде нию германского милитаризма, выдаче в руки германских милитаристов всей объ единенной Германии и усилению направ ленных против этих государств военных группировок. Но едва ли кто-либо может серьезно на это рассчитывать. Сказанным определяется и отношение I. В целях обеспечения мира и безо пасности и предотвращения агрессии про ти в какого-либо государства в Европе, в целях укрепления Международного ссбтрудничества в соответствии с принци пами уважения незавиекмости и сувере нитета государств, а такж е невмешатель ства в их внутренние дела, стремясь достигнуть согласованных усилий всех европейских государств в деле обеспечения коллективной безопас ности в Европе, вместо создания группи ровок одних европейских государств про тив других европейских государств, вы зывающих обострение и трения в отно шениях между странами и усиливающих взаимное недоверие, имея в виду, что создание системы коллективной безопасности в Европе спо собствовало бы скорейшему разрешению германского вопроса путем объединения Германии на миролюбивой и демократи ческой основе, европейские государства, руководству ясь целями и принципами Устава ООН, заключают общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе на следующих основах: 1. Участниками договора могут быть все европейские государства, независимо от их общественного строя, а такж е Сое диненные Штаты Америки, признающие цели и принимающие н а себя обязатель ства, предусматриваемые договором. Впредь до создания единого* миролюби вого, демократического германского госу дарства, равноправными участниками до говора могут быть Германская Демокра тическая Республика и Германская Феде ральная Республика. При этом имеется в виду, что после объединения Германии участником договора на общих основани ях может быть единое Германское госу дарство. Заключение договора о коллективной безопасности в Европе не затрагивает компетенции четырех держав — СССР, США, Англии и Франции в германском вопросе, который подлежит урегулирова нию в установленном ранее четырьмя державами порядке. 2. Государства— участники договора обя зуются воздерживаться от всякого напа дения друг на друга, равно как воздер живаться в своих международных Отно шениях от угрозы силой или ее приме нения, и, в соответствии с Уставом) ООН, разрешать все споры, которые могут воз никнуть между ними, мирными средства ми таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопас ность в Европе. 3. Государства — участники договора будут консультироваться между собой всякий раз, когда, па мнению' любого из них, возникнет угроза вооруженного н а падения в Европе на одно или 'несколько государств — участников договора, в це лях принятия эффективных мер для уст ранения подобной угрозы и для поддер жания безопасности в Европе. 4. Вооруженное 'нападение в Европе на одно или несколько государств — участ ников договора со стороны какого-либо государства или группы государств будет рассматриваться как нападение п а всех участников договора. В случае такого на падения каждый участник договор'а в по рядке осуществления права н а индиви дуальную иля коллективную самооборону окажет помощь государству или государ ствам, подвергшимся такому нападению, всеми доступными ему средствами, вклю чая применение вооруженной силы, в це лях восстановления и поддержания меж дународного мира и безопасности в Ев ропе. 5. Государства — участники договора обязуются в кратчайший срок совместно обсудить и установить порядок, которым определяется оказание помощи, в том чи- ' еле военной, со стороны государств — участников договора в случае возникно вения в Европе ситуации, которая потре бовала бы коллективных усилий для восстановления и поддержания мира в Е вропе.. 6. Государства — участники договора будут немедленно направлять Совету Бе зопасности ООН, в соответствии с поло жениями Устава Организация Объединен- Советского Союза в предложению о том, чтобы рекомендуемый нам договор соче тался с проведением так называемого «пла на Идена» об организации общегерманских выборов. Представленный план не соответ ствует и цели проведения действительно свободных общегерманских выборов. Разъ яснения, которые были сделаны г-нок Макмилланом в связи с внесением тремя державами своего предложения, не устра няют наших сомнений относительно того, к чему привело бы осуществление этого предложения. Советская делегация, разумеется, же отказывается рассмотреть те или иные предложения, которые будут направлены на создание подлинной безопасности евро пейских народов, и она сделает все возмож н а. для того, чтобы облегчить достижение соглашения по этой важной проблеме. Мы надеемся, что наше дальнейшее обсужде ние будет отвечать этим целям. В заключение Советская делегация пред лагает вниманию совещания упомянутый мною проект «Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе»: ных Наций, информацию о действиях, предпринятых или намечаемых во испол нение права на самооборону или для це лей поддержания мира и безопасности в Европе. 7. Государства — участники договора обязуются не принимать участия в каких- либо коалициях или союзах и не заклю чать никаких соглашений, цели которых противоречат целям договора о коллек тивной безопасности в Европе. 8. Государства — участники договора принимают на себя обязательство содейст- вбвать широкому экономическому и куль турному сотрудничеству между собой, а также с другими государствами, путем развития торговли и других экономических связей, расширения культурных связей на основе, исключающей всякого рода дискриминацию и ограничения, препятст вующие такому сотрудничеству. 9. В целях осуществления предусмат риваемых договором консультаций между государствами— участниками договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с задачей обеспечения безопасно сти в Европе, предусмотреть: а) периодические и в необходимых случаях специальные совещания, на ко торых каждое государство будет представ лено членом правительства или другим особо назначенным представителем; в) создание постоянно действующего ■консультативного политического комитета, обязанностью которого должна являться подготовка соответствующих рекомендаций, правительствам государств— участников договора; с) создание военного консультативного органа, полномочия которого должны быть уточнены дополнительно. 10. Признавая особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, лежащую на государствах—• постоянных членах Совета Безопасности ООН, государства— участники договора пригласят правительство Китайской На родной Республики направить в создавае мые в соответствии с договором органы своих представителей в качестве наблюда телей. 11. Настоящий договор ни в какой мере не ослабляет силы обязательств, содер жащихся в тех международных договорах и соглашениях между европейскими стра нами, принципы и цели которых находят ся в соответствии с принципами и целями настоящего договора. Н. 12. Государства — участники договора соглашаются о том, что в течение первого периода (два— три года) осуществления мероприятий по созданию системы коллек тивной безопасности в Европе на основа нии настоящего договора они не освобож даются от обязательств, принятых ими по существующим договорам и соглашениям Вместе с тем государства — участник, существующих договоров и соглашений^? которыми предусматриваются военные обя зательства, будут воздерживаться от при менения вооруженной силы и разрешать ' все споры, которые могут возникнуть меж ду ними, мирными средствами. При этом будут иметь место консультации между участниками соответствующих договоров и соглашений в случае возникновения меж ду ними разногласий или споров, которые могли бы создать угрозу поддержанию ми ра в Европе. 13. Впредь до достижения соглашения о сокращении вооружений и запрещения атомного оружия и о выводе иностранных войск с территории европейских стран го сударства — участники договора обязу ются не проводить никаких дальнейших мероприятий, направленных на увеличение их вооруженных сил на территории других государств Европы, осуществляемых в- основании ранее заключенных ими догб. воров и соглашений. 14. Государства — участники договора соглашаются с тем, чтобы по истечении согласованного срока с момента вступления в силу настоящего договора прекращают свое действие Варшавский договор от 14 мая 195 5 года, парижские соглашения от 23 октября 1954 года и Северо-атланти ческий договор от 4 апреля 1949. года. 15. Срок действия договора — 50 лет. «■ я м и н ч и я и - г е - » Зам. редактора Л. БАШНУРОВ. З а я в л е н и е М и н и с т р а И н о с т р а н н ы х Д е л В . М. МОЛОТОВА п о в о п р о с у о е в р о п е й с к о й б е з о п а с н о ст и 28 октября 1955 года ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ д о г о в о р о КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ (Основные принципы). Предгожение делегации СССР. А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И промышленности И И З Д А Т Е Л Ь С Т В А : гор. Липецк, Коммунальная площадь. 44. Т Е Л Е Ф О Н Ы : редактора — 28—67, енностя и транспорта — 32—32, сельского хозяйства — 24—71 и 30—24, культуры и быта — 30—82, писем тру зам. редактора — 28—68. ответ, секретаря — 35---35, О Т Д Е Л О В Р Е Д А К Ц И И : А Э О2203 Липецк, типографи я обл астн ого упра в л ени я культуры Зак . № 7750 ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz