Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

'7 сентября 1 9 5 5 г., М5 1 91 (516)" ЛЕНИНСКОЕ ЗН'А'МЯ' / 3 М ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ й РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Господин председатель, господа делегаты , Как. это обычно принято, Г енеральная Ассамблея н ачи нает свою работу с оценки международной обстановки и намечает свои очередные задачи. В связи с этим делега­ ц и я СССР считает необходимым вы сказать свое мнение, руководствуясь тем, что глав­ ной задачей О рганизации Объединенных Н аций, в соответствии с ее основными ..п рин ц ип ам и и целями, явл яется укрепле­ ние мира и международной безопасности. В ы с т у п л е н и е В . М . М О Л О Т О В А н а Г е н е р а л ь н о й А с с а м б л е е О О Н " 2 3 с е н т я б р я 1 9 5 5 г о д а Не может бы ть сомнения, что все народы заинтересованы , прежде всего, в том, чтобы ж ить в мире и спокойствии, чтобы посвятить свои уси ли я мирному со­ зидательному труду и повыш ению своего благосостояния. Именно эти стремления народов были полож ены в основу О ргани­ зации Объединенных Н аций при ее созда­ нии десять лет тому назад. Именно они определяют и в настоящ ее время наиболее глубокие течен и я международной ж изни. I . ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ События последнего времени показали, что в международной обстановке произошли таки е изменения, которые способствуют уменьшению напряж енности в отнош ениях между государствами. Эти собы тия под­ твердили, что реш ение вопроса об обеспе­ чении безопасности тех или ины х госу­ дарств, равно к а к и международной безо­ пасности в целом, необходимо и скать не н а п утях образования военных группиро­ вок государств и продолжения «холодной войны », а н а п у тях совместных усилий всех государств — больших и м алы х, — Н аправленных н а укрепление всеобщего мира. В ажность усилий такого рода для всех очевидна особенно потому, что в ре­ зультате второй мировой войны и про- „исш едш их в связи с этим важ ны х социаль­ но-политических сдвигов в Европе и в Азии возник целы й ряд государств социалисти­ ческого ти па и что вопрос о мирном сосу­ щ ествовании государств с различными социально-экономическими системами п р и ­ обрел теперь еще более серьезное значение. В этой связи необходимо прежде всего подчеркнуть значение соответствующих усилий со стороны великих держ ав, распо­ лагающих наиболее мощными военными и материальными ресурсами и несущ их осо­ бую ответственность за судьбы мира. Наиболее важным международным собы­ тием последнего времени явилось Ж енев­ ское Совещание Глав п равительств СССР, США, Великобритании и Франции, ок азав ­ шее значительное вли яни е на международ­ ную обстановку. Главы п равительств че­ ты рех держ ав впервы е с 1 9 4 5 года у ста­ новили личный кон такт и обменялись мне­ ниями по ряду наиболее важ ны х и неотлож . ны х международных проблем. Уже сам этот ф акт имеет большое значение, у чи ты вая характер сложивш ихся отношений между четы рьм я держ авами за последнее десяти- детие. Значение Ж еневского совещ ания состоит в том, что на нем руководящие государ­ ственны е деятели определенно вы разили стремление соответствующ их правительств приложить уси ли я к тому, чтобы народы были освобождены от страха новой войны. В связи с этим глава Советского п рави ­ тельства Н. А. Б улган и н подчеркнул н еу к ­ лонное стремление Советского Союза к упрочению мира между народами. Он з а ­ яви л о том, что Советское правительство стояло и стоит за мирное сосущ ествование между государствами, независимо от того, каки е внутренние порядки установлены в том или ином из них, т а к к а к вопрос о со­ циальной и экономической системе в лю ­ бом государстве есть внутреннее дело его народа. Президент Соединенных Ш татов Амери­ ки г-н Эйзенхауэр, вы ступлениям которо­ го придавалось большое значение, такж е вы сказался за необходимость создания ат­ мосферы взаимного уваж ен и я и доверия в отношениях между государствами. К аса­ ясь отношений между СССР и США, он от­ метил, что исторически народы обеих стран всегда жили в мире, что между аме­ риканским и советским народами нет тер­ риториальны х спороЕ или торгового сопер­ н ичества и что американский народ хотел бы быть другом советского народа. Премьер-министр Великобритании г-и -Иден, политический опыт которого все мы '""ц ен им , от имени правительства Великобри­ тан ии вы ступил за необходимость р азви ­ ти я сотрудничества между государствами в интересах длительного мира. От имени французского правительства премьер-министр Франции г-н Фор такж е вы ступил за необходимость развити я мир­ ного сотрудничества между государствами, за то, чтобы положить конец «холодной войне». Эти заявлен ия свидетельствую т, что со­ бравшиеся в Ж еневе руководящие государ­ ственны е деятели СССР, США, Великобри­ тан ии я Франции отдавали себе отчет в том, что необходим новый подход к урегу­ лированию нереш енны х международных проблем, в том числе нереш енны х проблем Европы и Азии. Нетрудно зам етить разн и ­ цу между содержанием и общим духом Ж е­ невского совещ ания и теми заявлениями, которые делались еще не т а к давне в поль­ з у продолжения «холодной войны ». Среди народов мира заявлен ия государственных деятелей в пользу мира вы звали новые надежды и ож идания, что они не остан ут­ ся лиш ь словами. Женевское совещание именно поэтому и было с таким воодушевлением встречено народами, что оно знаменовало собой опре­ деленный поворот в отнош ениях между СССР, США, Англией и Францией, сказав­ ш ийся на международной обстановке в ц е­ лом. Поворот был сделан в сторону поисков путей к преодолению сущ ествующих труд­ ностей и достижению необходимой догово­ ренности по неурегулированным м еж дуна­ родным проблемам путем переговоров в духе взаимопонимания и развити я сотруд­ ничества между государствами. Совершенно У очевидно, что на совещ ании в известной ^' мере уже сказалось широко распространив­ шееся стремление рассм атривать назревшие международные проблемы не под углом зре­ ния усиления тех или ины х группировок, а с учетом необходимости укрепления доверия между государствами и упроченця мира между народами. На совещ ании, к ак известно, не были, да и не могли быть сразу разреш ены про­ блемы, по которым между главами п р ави ­ тельств состоялся обмен мнениями. Р азре­ ш ение этих проблем потребует времени, потребует выдерж ки и терпения. Н икаких иллю зий на этот счет у участников Ж енев­ ского совещ ания не было. Тем не менее, в Ж еневе в результате усилий, прилож ен­ ны х всеми участн и кам и совещ ания, были вы работаны согласованны е директивы ми­ нистрам и ностранны х дел четы рех держав по ряду важ ны х вопросов. Министры долж­ ны продолжить работу, н ачатую главами п рави тельств, положив в основу дальней­ ш ей работы по урегулированию нереш ен­ ны х м еждународных проблем указан ны е директивы . Ж еневское совещ ание не является слу­ чайным событием. Оно было подготовлено определенным ходом событий последнего времени. Оно стало возможным, поскольку силы мира и социального прогресса окреп­ ли. Состоявшееся в Ж еневе совещание отра­ зило глубокие изм енения в сознании наро­ дов, проявляющ их все большую решимость отстоять дело мира, не допустить того, что­ бы мир был вновь охвачен пожаром войны со всеми вы текающ ими отсюда тяж елыми последствиями для многих и многих мил­ лионов людей. Кому ны не не известно, что развернувш ееся за последние годы движ е­ ние народов за мир стало мощным ф акто­ ром укрепления всеобщего мира. Н епреклонная воля народов к миру н а ­ ш ла свое отраж ение в том, что еще до Ж е­ невского совещ ания имели место важ ны е собы тия, которые способствовали ум еньш е­ нию международной напряж енности и оздоровлению международной обстановки. Уже так и е ф акты , к ак установление п е­ ремирия в Еорее, а такж е прекращ ение войны в Индо-Китае с признанием прав его народов на самоопределение, явились до­ статочно ясным выраж ением этого процес­ са. Хотя это еще не означает, что в н ы ­ неш них условиях не сущ ествует острых неурегулированны х международных про­ блем, однако ф актическое восстановление мира во всем мире — о чем можно сказать после окончания войны в Индо-Еитае — было благоприятной предпосылкой для Ж е­ невского Совещания Глав правительств. Большое значение для улучш ения меж ­ дународной обстановки цмело разреш ение к удовлетворению заинтересованны х сторон такого важного вопроса," каким являлся австрийской вопрос. Было найдено такое урегулирование этого вопроса, которое н а ­ ходится в соответствия к ак с националь­ ными интересами австрийского народа, так и с интересами европейской безопасности. В результате А встрия получила государ­ ственную самостоятельность и н езави ­ симость, избеж ав вовлечения * в военные группировки других государств. Она п ри ­ н яла обязательство придерж иваться поли­ ти ки постоянного нейтралитета и, следова­ тельно, ее нельзя теперь использовать в качестве орудия других держ ав. Е ак и з­ вестно, Советский Союз, Соединенные Ш та­ ты Америки, В еликобритания и Ф ранция согласились у важ ать австрийский н ей тра­ литет. Такое урегулирование австрийского во­ проса явл яется серьезным вкладом в дело мира в Европе. Тот ф акт, что А встрия реш ила избрать путь нейтралитета, является для современ­ ного международного полож ения знам ена­ тельным . Движение за проведение полити­ ки нейтралитета в последнее время все бо­ лее уси ли вается и в ряде других государств, народы которых все настойчивее и реш и ­ тельнее вы сказы ваю тся в пользу по­ литики неучастия в агрессивны х военных блоках и коалициях. Имея это в виду, Со­ ветский Союз уж е заяви л о своей готов­ ности у важ ать нейтралитет так и х стран. Следует ожидать, что и со стороны других держ ав будет проявлен!) такое ж е понима­ ние указанной политики нейтралитета, от­ вечающ ей целям укрепления мира. Важное значение для ум еньш ения н а ­ пряж енности имел тот поворот в отноше­ ниях между СССР и Югославией, который был достигнут в результате поездки в Юго­ славию весной этого года П равительствен­ ной делегации Советского Союза. Нормали­ зац ия советско-ю гославских отношений, отвечающ ая интересам и стремлениям н а ­ родов СССР и Югославии, а такж е ингере- является всей обстановки в Европе, в дело укрепления доверия между государствами. Происходя­ щ ее ныне успешное развитие друж ествен­ ных отношений между СССР и Югославией отвечает, вместе с тем, интересам укреп ­ ления международной безопасности. Сейчас нет необходимости говорить о других важ ны х международных событиях, способствовавших уменьшению н апряж ен ­ ности. Положительное зя ач ей гс, которое имела в развитии этих событий миролю­ бивая политика Советского Союза и неко­ торых других государств, хорошо известно. После второй мировой войны глубокие изменения произошли не только в Европе, сам укрепления мира в Европе, крупным вкладом в дело улучш ения но и в Азии. Немалые сдвиги имеют место и в Африке. Никто не должен недооценивать, прежде всего, такой ф акт, к ак образование вели­ кой Е итайской Народной Республики, со­ зданной в результате победы китайского народа, увенчавш ей его вековую борьбу за свою национальную независимость и сво­ боду. Образование нового, народно-демокра­ тического Е и тая ,— с законными правами и интересами которого, к а к великого су верен ­ ного государства, все мы должны сч и тать­ ся, — явл яется крупнейш им историческим событием последнего времени. П оявление и укрепление Е итайской Народной Респуб­ лики , опирающ ейся н а несокрушимую под­ держ ку великого китайского народа, я в ­ ляется мощным фактором мира не только в районе Азии и Дальнего Востока, но и во всем мире. Важную роль в деле поддерж ания мира и укреплен ия безопасности на Дальнем Во­ стоке может и должна сы грать, наряду с другими странами, такж е Я пония. Несом­ ненно, что успешное окончание происходя­ щ их сейчас в Лондоне советско-японских переговоров о нормализации отношений между двумя странами отвечало бы интере­ сам народов Японии и Советского Союза и способствовало бы улучш ению полож ения н а Дальнем Востоке. После второй мировой войны приобрели независимость ряд стран Азии и Африки. Е ним относятся таки е, к ак Индия, Индоне­ зия, Бирма, П акистан, Цейлон, Н епал, Фи­ липпины , Ливан, Сирия, И зраиль, Иорда­ ния, Ливия и др. Некоторые и з этих госу­ дарств уж е играю т видную рольев борьбе за мир. В этой связи особе необходимо подчеркнуть роль Индии — второго кр у п ­ нейшего государства Азии. Великий индий­ ский народ показал не только пример му­ ж ественной борьбы за свою независим ость, но и хороший пример сотрудничества с другими народами в борьбе за дело мира. Я думало, что все мы можем лиш ь пож е­ лать народам Азии и Африки, странам Ближ него и Среднего Востока, ставшим на п уть независимого развити я, последова­ тельно и м уж ественно отстаивающ им свою национальную независимость, всяческих успехов на этом п ути . Долгом О рганизация Объединенных Н аций явл яется — оказать необходимую поддержку народам этих стран, оградить их законны е п рава, покон­ чить с попы ткам и втяги ван и я этих госу­ дарств в военные группировки держ ав, п р есл ед ую щ и Л в о и узкие цели, не допус­ ти ть вм еш ательства других государств в их внутренние дела. Что к асается Советского Союза, то он был и остается последовательным борцом за дело мира и прогресса. Народы, отстаи ­ вающие свою национальную независимость, свою свободу, интересы м и ра.м еж ду наро­ дами, всегда найдут у него полное и а к ­ тивное сочувствие. известно, что за последние годы зн ач и ­ тельно усилилось стремление к расш и ре­ нию торговли и других экономических св я­ зей и к устранению имеющейся дискрими­ нации в области торговли между Западом и Востоком. : , ; , Расш ирился контакт между политиче­ скими, научными, деловыми и общ ествен­ ными кругам и разли чны х стран. Визиты государственных деятелей, обмен п ар ла­ ментскими делегациями, взаимное ознаком­ ление с достиж ениями в области науки, промыш ленности и сельского хозяйства, развитие международного туризм а, взаим ­ ные посадки деятелей и скусства, спорта, и т. и. — все это является важным вы р а ­ жением усилий, идущих с разны х сторон и направленны х н а укрепление связей и улучш ение взаимопонимания между наро­ дами. Замечательно, что эти делегации п рин и ­ маются с большой теплотой и радушием насаленном Советского Союза, Соединен­ ных Ш татов, Е и тая, Великобритании, Польши, Е гипта, Ш веции; Австрии и др. Мы, советские люди, видим в этом вы р а­ ж ение горячего ж елания народов в у ста­ новлению друж ественны х отнош ений меж­ ду государствами, к упрочению мира. Хотелось бы отметить такж е т у положи­ тельную роль, которую сы грала известная Д екларация Верховного Совета СССР, п р и ­ н ятая 9 февраля с. г., в которой содержит­ ся призы в в установлению непосредствен­ ны х связей между парлам ентам и путем обмена парлам ентским и делегациями, что отвечает глубокому стремлению народов к мирному сотрудничеству. Мы с удовлетво­ рением констатируем, что п ри зы в совет­ ского парлам ента наш ел ш ирокий отклик, о чем свидетельствует тот ф акт, что п ар ­ ламентские делегации многих стран посе­ тили в этом году Советский Союз. Подоб­ ное общ ение между членами парламентов различны х стран будет, в свою очередь, содействовать развитию тех контактов между Востоком и Западом, к которым п р и ­ звало Ж еневское совещ ание. Ф евральская декларация Верховного Со­ вета СССР явл яется обращением советско­ го парлам ента во всем парлам ентам ми­ ра. Это обращ ение относится н е только к тем странам , с которыми СССР имеет дип­ ломатические отнош ения, н о -и в другим государствам. В определенных случаях у с­ тановление связей между парламентами могло бы содействовать т ак ж е необходимо­ му урегулированию отнош ений между го­ сударствами. Еще не т а к давно во многих государ­ ствах работы , связан н ы е с использованием атомной анергии, были окруж ены тайной. И в этом наш ло свое отраж ение то недове­ рие, которое имеется в отнош ениях между государствами. Следует ск азать, что ны не полож ение сущ ественно изменилось, о чем свидетельствует состоявш аяся в августе этого года в Ж еневе. М еждународная кон ­ ф еренция учены х по использованию атом­ ной энергии в мирных ц елях. Мы с удо­ влетворением отмечаем и н и ц и ати ву п р ави ­ тельства Соединенных Ш татов Америки в созы ве этой конференции. И звестно, что советские учены е п рин яли в ней весьма активное участие, представив свыш е ста докладов, освещ ающих опы т использования атомной энергии в Советском Союзе в об­ ласти техн ики , биологии, медицины , сель­ ского хозяйства. Советские учены е представили такж е доклад об опы те работы первой в мире атомной электростанции, построенной в СССР. Многие иностранны е представители имели возможность н а месте ознакомиться с этой электростанцией. Несомненно, что конференция у ч ены х в Ж еневе внесла круп ны й ©клад ев дело меж ­ дународного сотрудничества в области мир­ ного использования атомной энергии. Со своей стороны, Советский Союз намерен ■все больше развивать сотрудничество с другими странам и в деле более широкого использования атомной анергии в мирных целях. Мы вы раж аем такж е пож елание, чтобы начало, положенное упомянутой к о н ­ ференцией, было продолжено путем регу­ лярного — по возможности, ежегодного'— созыва подобных совещ аний учены х всех стран не только в области атомной энер­ гии, но и в других областях п ау ки и тех­ ники. Таким образом, ряд собы тий последнего времени и , особенно, Совещание Глав п р а ­ вительств в Ж еневе отразили собою нали­ чие происходящих серьезны х изменений в обстановке. Это не зн ачи т, что трудности остались позади. Нам еще придется преодо­ левать немало предрассудков и барьеров н а п у т и продвиж ения вперед. Например, все еще говорят о т а к называемы х «сател­ л и тах » . Но когда хотят это оказать о н а ­ родах Восточной Европы , то просто пере­ носят свои привычны© п онятия на таки е страны , в которым это совершенно непри­ менимо. Эти страны н а деле доказали, что их отнош ения с другими государствами могут по-настоящ ем у разви ваться только на основе соблюдения принципов нацио­ нального суверенитета и дружбы между народами. Мы должны н е покладая р у к бороться за то, чтобы создать условия, при которых люди были бы спокойны за свой зав тр аш ­ ний день. От того, насколько эти возмож­ ности будут использованы и насколько на деле взим ан и е будет направлено не н а со­ здание и укрепление тех и ли и ны х воен­ ны х группировок, а н а разреш ение имею ­ щ ихся неурегулированны х международных вопросов, будет зависеть успех дальнейших усилий в борьбе за мир. От этого будет за­ висеть так ж е успех О рганизации Объеди­ ненны х Н аций ® достиж ении ею благород­ ных целей — обеспечения подлинной безо­ пасности для народов мира. I I . ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ— ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА В нынеш них условиях основной задачей следует п ризн ать прекращ ение гонки во­ оруж ений. Известно, что гонка вооружений, особен­ но н а протяж ении последних лет, достигла невиданны х размеров. Н епрерывно увели­ чивается количество т а к назы ваемы х обы ч­ ных вооружений. У величивается такж е ко ­ личество производимого атомного и водо­ родного оруж ия, которое к тому же ста­ новится все более и более разруш ительным и все более опасным. Н еслыханно разду­ лись военные расходы государств, что всей тяж естью падает н а плечи трудового наро­ да, *на плечи рабочих, крестьян , служа-': щ ах, мелких собственников. Огромные ма­ териальны е средства, а такж е людские си ­ лы отвлекаю тся на подготовку к воине вместо того, чтобы быть использованными для производственных целей, для подъема благосостояния народов, для оказания не­ обходимой помощи экономически слабораз­ витым странам и районам. Такое положение не может продолж ать­ ся. Необходимо, чтобы О рганизация Объ­ единенны х Н аций сказала свое веское сло­ во против гонки вооружений, з а сокращ е­ ние вооружений, за запрещ ение атомного и водородного оружия, за устранение угрозы новой войны . Э т и м целям отвечает «Предложение Со­ ветского п рави тельства по вопросам сокра­ щ ения вооруж ений, запрещ ения атомного оруж ия и устранения угрозы новой вой­ ны ». Соответствующий проект предложе­ ний был внесен Советским правительством 10 мая в комиссию, по разоруж ению . Текст этих предлож ений Советского Союза сего­ дня разослан всем участникам Генеральной Ассамблеи. Новые советские предлож ения, внесен­ ные в комиссию по разоруж ению , содержат конкретную программу мероприятий, н а ­ правленны х на ослабление напряж енности, н а устаиошяешие доверия между государст­ вами, н а прекращ ение «холодной войны ». В н их говорится о необходимости п р екр а­ щ ения пропаганды войны , к а к это уж е было решено Г енеральной' Ассамблеей еще несколько л ет тому назад. Следует позабо­ ти ться о вы п олнен ии этого реш ения. В со­ ветских предлож ениях говорится такж е о необходимости достиж ения соглаш ения от­ носительно ликвидации и ностранны х воен­ ных баз н а чуж и х территориях. Без такого соглаш ения, схотя бы и рассчитанного я а постепенное проведение соответствующих мероприятий, нельзя добиться действитель­ ного устранения недоверия ® отнош ениях между государствами. Совершенно естест­ венно, что в этих предлож ениях говорит­ ся, вместе с тем, о необходимости у стр ан е­ н и я всякого рода дискрим инации, п р е п я т ­ ствующ ей развитию меж дународной тор­ говли, а т а е т е расш ирению кон тактов в области культурны х связей , обмена деле­ гациям и и т , п . К ак вы зн аете, этим воп­ росам теп ерь уж е всеми п ридается весьма важное значение. В упом януты х предлож е­ н и ях СССР вы ск азан ы и конкретны е по­ ж елан и я, имеющие целью содействовать ускорению реш ен ия германской проблемы и урегулированию нереш енны х вопросов н а Дальнем Востоке. 1 Г лавным в советских предлож ениях я в ­ ляю тся основны е п ри н ц и пы , которы е могли бы стать базой для заклю ч ен и я между­ народной конвен ци и о сокращ ении воору­ ж ений и запрещ ении атомного оруж ия. Новые советские предлож ения о сокра­ щ ении вооружений и запрещ ении атомного и водородного оружия являю тся крупным шагом вперед в н ап равлен и и дальнейш его сближ ения позиций СССР и зап адны х дер­ ж ав в вопросе о разоруж ении. Следует от­ метить, что по ряду важ н ы х ©опросов в советских предлож ениях учтены соображе­ н и я западны х держ ав, ранее внесенны е ими в комиссию по разоруж ению . Советское правительство п рин яло пред­ ложение п рави тельств зап адны х стр ан по такому вопросу, к ак устан овлен ие уровня вооруж енных сил для п я т и держ ав, а именно — для Советского Союза, Соеди­ ненны х Ш татов Америки и Е итай ской Н а­ родной Республики от 1 до 1,5 млн. че­ ловек, для Ф ракции и В еликобритании — по 6 5 0 ты с. человек. Соглашение по этому вопросу сразу дало бы огромное сокращ е­ ние ю енны х расходов и яви лось бы кр у п ­ нейшим шагом к прекращ ению гонки во­ оруж ений. Тот ф акт, что Советский Союз согласил­ ся н а установление предложенного Англи­ ей, Францией и США предельного уровня для вооруж енны х сил п я т и держа®, лиш ает всякого основания те возраж ен и я, которые вы сказы вались ран ее против запрещ ения атомного, оружия под предлогом, что это оружие компенсирует якобы имеющее ме­ сто «отставание» западны х держ ав в об­ ласти обычных вооружений и что атомное оружие будто бы явл яется средством для сохранения «равновесия» в области воору­ ж ения между Западом и Востоком. Предло­ жение СССР об уровне вооруж енны х сил полностью у ч и ты вает позицию зап адны х держ ав в указанном вопросе и дает осно­ вание рассч иты вать, что они, со своей стороны , займ ут такую позицию в вопросе об атомном оружии, которая позволила бы достичь соглаш ения по этому вопросу. Советский Союз учел т а к ж е англо-ф ран­ цузское предлож ение относительно време­ н и введения в действие полного зап рещ е­ н ия прим енения ядерното оруж и я и и з ъ ­ я ти я его из вооруж ений государств.' В предлож ении СССР, к а к п в ан гло-ф ран ­ цузском предлож ении, предусм атривается, что полное запрещ ение атомного и водо­ родного оруж ия всту п ает в си лу после сокращ ения обычных вооруж ений и в о ­ оруж енны х сил н а 75 процештов общего размера и х сокращ ения. А [изъятие этого оруж ия и з вооруж ений государств и его уничтож ение должно бы ть осущ ествлено одновременно с сокращ ением обы чны х во­ оруж ений и а последние 2 5 процентов пре­ дусмотренного сокращ ен ия. . -т е П ридавая сущ ественное зн ачен и е орга­ низац и и контроля над осущ ествлением м е­ роприятий по разоруж ению , Советский Со­ юз в своих предлож ениях предусм атривает предоставление контрольным органам ш и ­ роких п р ав в полномочий. Советское пред­ ложение оо установлении н а взаим ны х н а ­ чалах контрольны х постов н а территории соответствующ их государств в железнодо­ рож ны х узлах и н а автом агистралях, на аэродромах и в крупны х морских портах создает необходимые условия для устан ов­ лен и я эффективного контроля и особе® » важно для предупреж дения внезапного н а ­ падения одного государства н а другое. Об­ щ еизвестно, что современная войн а т р е­ бует сосредоточения и развергы ваш вя крупны х сухопутны х, военно-воздуш ны х и военно-морских сил. Предложение об у с т а ­ новлении контрольны х постов, подчинен­ ны х международному контрольному органу, предусм атривает необходимые м еры опо­ вещ ения о таком сосредоточении и создает возможность для предупреж дения вн езап ­ ного н ап ад ен и я. Создание контрольны х по­ стов н а ж елезны х дорогах, н а автом аги­ стралях, н а аэродромах и в морских пор­ тах для наблюдения за передвиж ением и перегруппировкам и вооруж енны х сил о к а ­ зало бы большое! положительное вли яни е н а укрепление доверия меж ду государст­ вами и , тем самым, способствовало бы уменьш ению международной н апряж ен н о­ сти. 1 1 | , - Предложению СССР от 1 0 м ая откры ­ вает, таким образом, п у ть для разреш ения весьма сложной проблемы международно­ го контроля над сокращ ением вооружений и запрещ ением атомного оруж ия. Советское п рави тельство, вместе с тем!, выразило готовность со всем вним анием и зучи ть и друга® предлож ения по этому важном у вопросу, , В этой с в язи необходимо к осн уться и з­ вестного предлож ения президента Эйзен­ хау эр а, сделанного им н а Ж еневском со­ вещ ани и , об обмене военной информацией и аэрофотосъемках. Следует п ри зн ать в аж ­ ность внесенны х г-ном президентом пред­ лож ений. В и и х мы вид,им искреннее ж е- ‘ланик-содейетаовагь р еш ен и й - важ н ой про* блюмы международного контроля и и н сп ек­ ц и и . Именно с эти х позиц и й мы изучаем указан ное предлож ение и его отдельны® стороны . Н ас, естественно, интересует во -1 трое о том, в какой м ере это предлож ение может -содействовать сокращ ению воюру- жеший и реш ению вопроса о зап рещ ен ии атомного оруж ия, то есть, ,в какой мере оно содействует в ы л о в и в ш е ю основной зад а­ ч и — прекращ ению гонки вооруж ений и облегчению тяж елого бремени, лежащего-» ся н а п леч и [населения в р езультате р а з­ дуты х военны х бюджетов и всякого рода, военны х приготовлений. Ведь соверш енно ясно,, что народы ж д у т т а к и х результатов обсуждения проблемы разоруж ен и я, кото­ ры е содействовали бы укреплению (мира, устранению угрозы новой войны и облег­ чению м атери альны х тяго т н асел ен и я, вы ­ зы ваемы х гонкой вооруж ений. В связи с этим н ельзя п ройти агам® вчераш него в ы ­ сту п лен и я главы делегац ии США. Он з а ­ я ви л , что «ограничении вооруж ений я в ­ л яется ф акти чески недостижимым»,,. Т акое заявлен и е став и т под вопрос работу ко­ миссии по разоруж ению , созданной Гене­ ральной Ассамблеей.. Н а Ж еневском совещ ани и премъер-ми- и истр Франции г -и Фор вн ес предлож ение о сокращ ении военны х бюдж етов и-, созда­ н и и специального фонда для помощи эконо­ м ически слаборазвитым стран ам з а . с ч е т экономии военны х бюджетов. Советское п рави тельство с должным вним анием р а с­ см атривает это предложение. Нам пред­ ставляется, что средства, которы е бы ли бы получены в результате сокращ ения военны х бюдж етов, могли бы бы ть исполь­ зованы к а к для облегчении налогового бремени народе® соответствующ их госу­ дарств, т а к и для о к азан и я помощи эко­ номически слаборазвитым стран ам . П риним ая во вним ан ие, что любые ш а ­ ги государств в (направлении п рекращ е­ н и я гонки вооруж ений и сокращ ения во­ оруж ений имели' бы важ н ое п олож итель­ ное зн ачен и е д л я дальнейш его ослабления международной н апряж ен н ости и у к р е п ­ лении доверия меж ду государствам и, Со­ ветское п рави тельство п р и н яло реш ение сократить к 15 декабря 1 9 5 5 года чи с­ ленность советских вооруж енны х сил п а 6 4 0 т ы с . человек. Это уж© ®е пож елание и ®е проект, а пражгическо© н ачало осу­ щ ествления зад ач и с ущ е с т в е н н о г о с о к р а ­ щ ен ия вооруж ений и вооруж енны х, сил в том, что к аса ет ся Советского Союза, - • С оветская делегац ия в ы р а ж а е т н адеж ­ ду, что и друга© держ авы , обладающие зн ачи тельны м и вооруж енными силам и, в свою очередь, предприм ут в к ачестве а к ­ тов доброй во лк ш али в н ап р авл ен и и со­ к р ащ ен и я своих вооруж ен ны х ■ сшит, н е до­ ж и д аясь п о к а будет достигнуто соглаш е­ ние о заклю ч ен и и соответствующ ей м еж - дународной конвенции.. : г Всем и звестно т а к ж е , ч то н али ч и е во­ енны х баз н а ч уж и х терри тори ях я в л я е т ­ ся одной и з гл авн ы х причин) меж дународ­ ной н ап ряж ен н ости , ; , Что к ас ает ся Советского Союза, то он имея до (недавнего времени только две во­ енны е базы за пределами своих гр ан и ц . Одна и з э т и х баз бы ла н а Д.альшш Восто­ ке, в Б орт-А ртуре, и находилась в совмест­ ном уп равлен и и Советского Союза и Е и - тай ско й Народной Р есп убли ки . По и н и ц и ­ ати ве Советского Союза в конце прошлого года состоялось соглаш ение меж ду СССР и ЕНР о передаче этой совместной совет­ ско-ки тай ской военной базы в полное р а с ­ поряж ение Е итай ской Народной Респуб­ ли ки . Это соглаш ение было выполнено весной 1 9 5 5 года,. Теперь Советский Союз т а имеет н а Дальнем Востоке н и одной военной базы за пределами своей терри ­ т о р и я , I ( 1 р | ( Г, , Д ругая воен н ая база у Советского Со­ юза бы ла н а территории Финляндии в районе Боркиаша-Удд. Она бы ла создана в соответствии с мирным договором, в сту ­ пившим в си л у в 1 9 4 7 году, сроком н а 50 лет. Согласно только что достигнуто­ му меж ду Советским Союзом и Ф инлян­ дией соглаш ению , принятом у так ж е по и н и ц и ати ве СССР, в течен и е ближ айш его времени будет ликвидирована и эта со­ в етская воен н ая база. Е 1 я н в а р я 1 9 5 6 года все советские воински® части будут вы ведены с территории Борккала-У дд и эта терри тори я полностью перейдет в р а с ­ п оряж ение Ф инляндии, . Т аким образом-, и з тех' двух' военны х баз, которы е Советский Союз имел по со­ ответствующ им договорам з а пределами своих гран и ц , одна уж е ликвидирована несколько месяце© тому н азад, а вто р ая и последняя будет ликвидирована в течен и е этого года. СССР н е будет им еть н и одной военной базы н а терри тори и к р у га х госу­ дарств. 'Советское п р ави тел ьство пошло н а эти меры в ц елях дальнейш его у л у чш е­ н и я м еж дународных отнош ений и укреп ­ лени я доверия между государствами. ' И в данном случае Советское п р ави ­ тельство переш ло от слов к делу. Это п о ­ зволяет наем обратиться к п рави тельствам д р у ж х государств, и особенно к там , к о ­ торы е имею т многочисленны е военны е ба­ зы н а чуж и х терри тори ях, чтобы они т а к ­ ж е в сту п и л и н а п у т ь и х ликвидаци и . Не может бы ть сомнений, что это в н а и ­ большей мере отвечало бы целям п р е к р а­ щ ен ия гонки вооруж ений, целям •укрепле­ н и я доверия (между государствами и п р е­ вращ ени я .«холодной во й н ы » , ,,/ I I I . СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО МИРА Р 5 ководствуясь и нтересам и поддержа- реп е. И сторический опы т показы вает, что н дя всеобщего мира, Советское прайм- наиболее опустошительны© войны , в том тельство придавало и придает большое числе п ер вая и в то р ая м ировы е во й н ы , «шатание обеспечению безопасности в Е в- ' ( Окончание на 4-й стр.);

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz