Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
'7 сентября 1 9 5 5 г., М5 1 91 (516)" ЛЕНИНСКОЕ ЗН'А'МЯ' / 3 М ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ й РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Господин председатель, господа делегаты , Как. это обычно принято, Г енеральная Ассамблея н ачи нает свою работу с оценки международной обстановки и намечает свои очередные задачи. В связи с этим делега ц и я СССР считает необходимым вы сказать свое мнение, руководствуясь тем, что глав ной задачей О рганизации Объединенных Н аций, в соответствии с ее основными ..п рин ц ип ам и и целями, явл яется укрепле ние мира и международной безопасности. В ы с т у п л е н и е В . М . М О Л О Т О В А н а Г е н е р а л ь н о й А с с а м б л е е О О Н " 2 3 с е н т я б р я 1 9 5 5 г о д а Не может бы ть сомнения, что все народы заинтересованы , прежде всего, в том, чтобы ж ить в мире и спокойствии, чтобы посвятить свои уси ли я мирному со зидательному труду и повыш ению своего благосостояния. Именно эти стремления народов были полож ены в основу О ргани зации Объединенных Н аций при ее созда нии десять лет тому назад. Именно они определяют и в настоящ ее время наиболее глубокие течен и я международной ж изни. I . ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ События последнего времени показали, что в международной обстановке произошли таки е изменения, которые способствуют уменьшению напряж енности в отнош ениях между государствами. Эти собы тия под твердили, что реш ение вопроса об обеспе чении безопасности тех или ины х госу дарств, равно к а к и международной безо пасности в целом, необходимо и скать не н а п утях образования военных группиро вок государств и продолжения «холодной войны », а н а п у тях совместных усилий всех государств — больших и м алы х, — Н аправленных н а укрепление всеобщего мира. В ажность усилий такого рода для всех очевидна особенно потому, что в ре зультате второй мировой войны и про- „исш едш их в связи с этим важ ны х социаль но-политических сдвигов в Европе и в Азии возник целы й ряд государств социалисти ческого ти па и что вопрос о мирном сосу щ ествовании государств с различными социально-экономическими системами п р и обрел теперь еще более серьезное значение. В этой связи необходимо прежде всего подчеркнуть значение соответствующих усилий со стороны великих держ ав, распо лагающих наиболее мощными военными и материальными ресурсами и несущ их осо бую ответственность за судьбы мира. Наиболее важным международным собы тием последнего времени явилось Ж енев ское Совещание Глав п равительств СССР, США, Великобритании и Франции, ок азав шее значительное вли яни е на международ ную обстановку. Главы п равительств че ты рех держ ав впервы е с 1 9 4 5 года у ста новили личный кон такт и обменялись мне ниями по ряду наиболее важ ны х и неотлож . ны х международных проблем. Уже сам этот ф акт имеет большое значение, у чи ты вая характер сложивш ихся отношений между четы рьм я держ авами за последнее десяти- детие. Значение Ж еневского совещ ания состоит в том, что на нем руководящие государ ственны е деятели определенно вы разили стремление соответствующ их правительств приложить уси ли я к тому, чтобы народы были освобождены от страха новой войны. В связи с этим глава Советского п рави тельства Н. А. Б улган и н подчеркнул н еу к лонное стремление Советского Союза к упрочению мира между народами. Он з а яви л о том, что Советское правительство стояло и стоит за мирное сосущ ествование между государствами, независимо от того, каки е внутренние порядки установлены в том или ином из них, т а к к а к вопрос о со циальной и экономической системе в лю бом государстве есть внутреннее дело его народа. Президент Соединенных Ш татов Амери ки г-н Эйзенхауэр, вы ступлениям которо го придавалось большое значение, такж е вы сказался за необходимость создания ат мосферы взаимного уваж ен и я и доверия в отношениях между государствами. К аса ясь отношений между СССР и США, он от метил, что исторически народы обеих стран всегда жили в мире, что между аме риканским и советским народами нет тер риториальны х спороЕ или торгового сопер н ичества и что американский народ хотел бы быть другом советского народа. Премьер-министр Великобритании г-и -Иден, политический опыт которого все мы '""ц ен им , от имени правительства Великобри тан ии вы ступил за необходимость р азви ти я сотрудничества между государствами в интересах длительного мира. От имени французского правительства премьер-министр Франции г-н Фор такж е вы ступил за необходимость развити я мир ного сотрудничества между государствами, за то, чтобы положить конец «холодной войне». Эти заявлен ия свидетельствую т, что со бравшиеся в Ж еневе руководящие государ ственны е деятели СССР, США, Великобри тан ии я Франции отдавали себе отчет в том, что необходим новый подход к урегу лированию нереш енны х международных проблем, в том числе нереш енны х проблем Европы и Азии. Нетрудно зам етить разн и цу между содержанием и общим духом Ж е невского совещ ания и теми заявлениями, которые делались еще не т а к давне в поль з у продолжения «холодной войны ». Среди народов мира заявлен ия государственных деятелей в пользу мира вы звали новые надежды и ож идания, что они не остан ут ся лиш ь словами. Женевское совещание именно поэтому и было с таким воодушевлением встречено народами, что оно знаменовало собой опре деленный поворот в отнош ениях между СССР, США, Англией и Францией, сказав ш ийся на международной обстановке в ц е лом. Поворот был сделан в сторону поисков путей к преодолению сущ ествующих труд ностей и достижению необходимой догово ренности по неурегулированным м еж дуна родным проблемам путем переговоров в духе взаимопонимания и развити я сотруд ничества между государствами. Совершенно У очевидно, что на совещ ании в известной ^' мере уже сказалось широко распространив шееся стремление рассм атривать назревшие международные проблемы не под углом зре ния усиления тех или ины х группировок, а с учетом необходимости укрепления доверия между государствами и упроченця мира между народами. На совещ ании, к ак известно, не были, да и не могли быть сразу разреш ены про блемы, по которым между главами п р ави тельств состоялся обмен мнениями. Р азре ш ение этих проблем потребует времени, потребует выдерж ки и терпения. Н икаких иллю зий на этот счет у участников Ж енев ского совещ ания не было. Тем не менее, в Ж еневе в результате усилий, прилож ен ны х всеми участн и кам и совещ ания, были вы работаны согласованны е директивы ми нистрам и ностранны х дел четы рех держав по ряду важ ны х вопросов. Министры долж ны продолжить работу, н ачатую главами п рави тельств, положив в основу дальней ш ей работы по урегулированию нереш ен ны х м еждународных проблем указан ны е директивы . Ж еневское совещ ание не является слу чайным событием. Оно было подготовлено определенным ходом событий последнего времени. Оно стало возможным, поскольку силы мира и социального прогресса окреп ли. Состоявшееся в Ж еневе совещание отра зило глубокие изм енения в сознании наро дов, проявляющ их все большую решимость отстоять дело мира, не допустить того, что бы мир был вновь охвачен пожаром войны со всеми вы текающ ими отсюда тяж елыми последствиями для многих и многих мил лионов людей. Кому ны не не известно, что развернувш ееся за последние годы движ е ние народов за мир стало мощным ф акто ром укрепления всеобщего мира. Н епреклонная воля народов к миру н а ш ла свое отраж ение в том, что еще до Ж е невского совещ ания имели место важ ны е собы тия, которые способствовали ум еньш е нию международной напряж енности и оздоровлению международной обстановки. Уже так и е ф акты , к ак установление п е ремирия в Еорее, а такж е прекращ ение войны в Индо-Китае с признанием прав его народов на самоопределение, явились до статочно ясным выраж ением этого процес са. Хотя это еще не означает, что в н ы неш них условиях не сущ ествует острых неурегулированны х международных про блем, однако ф актическое восстановление мира во всем мире — о чем можно сказать после окончания войны в Индо-Еитае — было благоприятной предпосылкой для Ж е невского Совещания Глав правительств. Большое значение для улучш ения меж дународной обстановки цмело разреш ение к удовлетворению заинтересованны х сторон такого важного вопроса," каким являлся австрийской вопрос. Было найдено такое урегулирование этого вопроса, которое н а ходится в соответствия к ак с националь ными интересами австрийского народа, так и с интересами европейской безопасности. В результате А встрия получила государ ственную самостоятельность и н езави симость, избеж ав вовлечения * в военные группировки других государств. Она п ри н яла обязательство придерж иваться поли ти ки постоянного нейтралитета и, следова тельно, ее нельзя теперь использовать в качестве орудия других держ ав. Е ак и з вестно, Советский Союз, Соединенные Ш та ты Америки, В еликобритания и Ф ранция согласились у важ ать австрийский н ей тра литет. Такое урегулирование австрийского во проса явл яется серьезным вкладом в дело мира в Европе. Тот ф акт, что А встрия реш ила избрать путь нейтралитета, является для современ ного международного полож ения знам ена тельным . Движение за проведение полити ки нейтралитета в последнее время все бо лее уси ли вается и в ряде других государств, народы которых все настойчивее и реш и тельнее вы сказы ваю тся в пользу по литики неучастия в агрессивны х военных блоках и коалициях. Имея это в виду, Со ветский Союз уж е заяви л о своей готов ности у важ ать нейтралитет так и х стран. Следует ожидать, что и со стороны других держ ав будет проявлен!) такое ж е понима ние указанной политики нейтралитета, от вечающ ей целям укрепления мира. Важное значение для ум еньш ения н а пряж енности имел тот поворот в отноше ниях между СССР и Югославией, который был достигнут в результате поездки в Юго славию весной этого года П равительствен ной делегации Советского Союза. Нормали зац ия советско-ю гославских отношений, отвечающ ая интересам и стремлениям н а родов СССР и Югославии, а такж е ингере- является всей обстановки в Европе, в дело укрепления доверия между государствами. Происходя щ ее ныне успешное развитие друж ествен ных отношений между СССР и Югославией отвечает, вместе с тем, интересам укреп ления международной безопасности. Сейчас нет необходимости говорить о других важ ны х международных событиях, способствовавших уменьшению н апряж ен ности. Положительное зя ач ей гс, которое имела в развитии этих событий миролю бивая политика Советского Союза и неко торых других государств, хорошо известно. После второй мировой войны глубокие изменения произошли не только в Европе, сам укрепления мира в Европе, крупным вкладом в дело улучш ения но и в Азии. Немалые сдвиги имеют место и в Африке. Никто не должен недооценивать, прежде всего, такой ф акт, к ак образование вели кой Е итайской Народной Республики, со зданной в результате победы китайского народа, увенчавш ей его вековую борьбу за свою национальную независимость и сво боду. Образование нового, народно-демокра тического Е и тая ,— с законными правами и интересами которого, к а к великого су верен ного государства, все мы должны сч и тать ся, — явл яется крупнейш им историческим событием последнего времени. П оявление и укрепление Е итайской Народной Респуб лики , опирающ ейся н а несокрушимую под держ ку великого китайского народа, я в ляется мощным фактором мира не только в районе Азии и Дальнего Востока, но и во всем мире. Важную роль в деле поддерж ания мира и укреплен ия безопасности на Дальнем Во стоке может и должна сы грать, наряду с другими странами, такж е Я пония. Несом ненно, что успешное окончание происходя щ их сейчас в Лондоне советско-японских переговоров о нормализации отношений между двумя странами отвечало бы интере сам народов Японии и Советского Союза и способствовало бы улучш ению полож ения н а Дальнем Востоке. После второй мировой войны приобрели независимость ряд стран Азии и Африки. Е ним относятся таки е, к ак Индия, Индоне зия, Бирма, П акистан, Цейлон, Н епал, Фи липпины , Ливан, Сирия, И зраиль, Иорда ния, Ливия и др. Некоторые и з этих госу дарств уж е играю т видную рольев борьбе за мир. В этой связи особе необходимо подчеркнуть роль Индии — второго кр у п нейшего государства Азии. Великий индий ский народ показал не только пример му ж ественной борьбы за свою независим ость, но и хороший пример сотрудничества с другими народами в борьбе за дело мира. Я думало, что все мы можем лиш ь пож е лать народам Азии и Африки, странам Ближ него и Среднего Востока, ставшим на п уть независимого развити я, последова тельно и м уж ественно отстаивающ им свою национальную независимость, всяческих успехов на этом п ути . Долгом О рганизация Объединенных Н аций явл яется — оказать необходимую поддержку народам этих стран, оградить их законны е п рава, покон чить с попы ткам и втяги ван и я этих госу дарств в военные группировки держ ав, п р есл ед ую щ и Л в о и узкие цели, не допус ти ть вм еш ательства других государств в их внутренние дела. Что к асается Советского Союза, то он был и остается последовательным борцом за дело мира и прогресса. Народы, отстаи вающие свою национальную независимость, свою свободу, интересы м и ра.м еж ду наро дами, всегда найдут у него полное и а к тивное сочувствие. известно, что за последние годы зн ач и тельно усилилось стремление к расш и ре нию торговли и других экономических св я зей и к устранению имеющейся дискрими нации в области торговли между Западом и Востоком. : , ; , Расш ирился контакт между политиче скими, научными, деловыми и общ ествен ными кругам и разли чны х стран. Визиты государственных деятелей, обмен п ар ла ментскими делегациями, взаимное ознаком ление с достиж ениями в области науки, промыш ленности и сельского хозяйства, развитие международного туризм а, взаим ные посадки деятелей и скусства, спорта, и т. и. — все это является важным вы р а жением усилий, идущих с разны х сторон и направленны х н а укрепление связей и улучш ение взаимопонимания между наро дами. Замечательно, что эти делегации п рин и маются с большой теплотой и радушием насаленном Советского Союза, Соединен ных Ш татов, Е и тая, Великобритании, Польши, Е гипта, Ш веции; Австрии и др. Мы, советские люди, видим в этом вы р а ж ение горячего ж елания народов в у ста новлению друж ественны х отнош ений меж ду государствами, к упрочению мира. Хотелось бы отметить такж е т у положи тельную роль, которую сы грала известная Д екларация Верховного Совета СССР, п р и н ятая 9 февраля с. г., в которой содержит ся призы в в установлению непосредствен ны х связей между парлам ентам и путем обмена парлам ентским и делегациями, что отвечает глубокому стремлению народов к мирному сотрудничеству. Мы с удовлетво рением констатируем, что п ри зы в совет ского парлам ента наш ел ш ирокий отклик, о чем свидетельствует тот ф акт, что п ар ламентские делегации многих стран посе тили в этом году Советский Союз. Подоб ное общ ение между членами парламентов различны х стран будет, в свою очередь, содействовать развитию тех контактов между Востоком и Западом, к которым п р и звало Ж еневское совещ ание. Ф евральская декларация Верховного Со вета СССР явл яется обращением советско го парлам ента во всем парлам ентам ми ра. Это обращ ение относится н е только к тем странам , с которыми СССР имеет дип ломатические отнош ения, н о -и в другим государствам. В определенных случаях у с тановление связей между парламентами могло бы содействовать т ак ж е необходимо му урегулированию отнош ений между го сударствами. Еще не т а к давно во многих государ ствах работы , связан н ы е с использованием атомной анергии, были окруж ены тайной. И в этом наш ло свое отраж ение то недове рие, которое имеется в отнош ениях между государствами. Следует ск азать, что ны не полож ение сущ ественно изменилось, о чем свидетельствует состоявш аяся в августе этого года в Ж еневе. М еждународная кон ф еренция учены х по использованию атом ной энергии в мирных ц елях. Мы с удо влетворением отмечаем и н и ц и ати ву п р ави тельства Соединенных Ш татов Америки в созы ве этой конференции. И звестно, что советские учены е п рин яли в ней весьма активное участие, представив свыш е ста докладов, освещ ающих опы т использования атомной энергии в Советском Союзе в об ласти техн ики , биологии, медицины , сель ского хозяйства. Советские учены е представили такж е доклад об опы те работы первой в мире атомной электростанции, построенной в СССР. Многие иностранны е представители имели возможность н а месте ознакомиться с этой электростанцией. Несомненно, что конференция у ч ены х в Ж еневе внесла круп ны й ©клад ев дело меж дународного сотрудничества в области мир ного использования атомной энергии. Со своей стороны, Советский Союз намерен ■все больше развивать сотрудничество с другими странам и в деле более широкого использования атомной анергии в мирных целях. Мы вы раж аем такж е пож елание, чтобы начало, положенное упомянутой к о н ференцией, было продолжено путем регу лярного — по возможности, ежегодного'— созыва подобных совещ аний учены х всех стран не только в области атомной энер гии, но и в других областях п ау ки и тех ники. Таким образом, ряд собы тий последнего времени и , особенно, Совещание Глав п р а вительств в Ж еневе отразили собою нали чие происходящих серьезны х изменений в обстановке. Это не зн ачи т, что трудности остались позади. Нам еще придется преодо левать немало предрассудков и барьеров н а п у т и продвиж ения вперед. Например, все еще говорят о т а к называемы х «сател л и тах » . Но когда хотят это оказать о н а родах Восточной Европы , то просто пере носят свои привычны© п онятия на таки е страны , в которым это совершенно непри менимо. Эти страны н а деле доказали, что их отнош ения с другими государствами могут по-настоящ ем у разви ваться только на основе соблюдения принципов нацио нального суверенитета и дружбы между народами. Мы должны н е покладая р у к бороться за то, чтобы создать условия, при которых люди были бы спокойны за свой зав тр аш ний день. От того, насколько эти возмож ности будут использованы и насколько на деле взим ан и е будет направлено не н а со здание и укрепление тех и ли и ны х воен ны х группировок, а н а разреш ение имею щ ихся неурегулированны х международных вопросов, будет зависеть успех дальнейших усилий в борьбе за мир. От этого будет за висеть так ж е успех О рганизации Объеди ненны х Н аций ® достиж ении ею благород ных целей — обеспечения подлинной безо пасности для народов мира. I I . ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ— ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА В нынеш них условиях основной задачей следует п ризн ать прекращ ение гонки во оруж ений. Известно, что гонка вооружений, особен но н а протяж ении последних лет, достигла невиданны х размеров. Н епрерывно увели чивается количество т а к назы ваемы х обы ч ных вооружений. У величивается такж е ко личество производимого атомного и водо родного оруж ия, которое к тому же ста новится все более и более разруш ительным и все более опасным. Н еслыханно разду лись военные расходы государств, что всей тяж естью падает н а плечи трудового наро да, *на плечи рабочих, крестьян , служа-': щ ах, мелких собственников. Огромные ма териальны е средства, а такж е людские си лы отвлекаю тся на подготовку к воине вместо того, чтобы быть использованными для производственных целей, для подъема благосостояния народов, для оказания не обходимой помощи экономически слабораз витым странам и районам. Такое положение не может продолж ать ся. Необходимо, чтобы О рганизация Объ единенны х Н аций сказала свое веское сло во против гонки вооружений, з а сокращ е ние вооружений, за запрещ ение атомного и водородного оружия, за устранение угрозы новой войны . Э т и м целям отвечает «Предложение Со ветского п рави тельства по вопросам сокра щ ения вооруж ений, запрещ ения атомного оруж ия и устранения угрозы новой вой ны ». Соответствующий проект предложе ний был внесен Советским правительством 10 мая в комиссию, по разоруж ению . Текст этих предлож ений Советского Союза сего дня разослан всем участникам Генеральной Ассамблеи. Новые советские предлож ения, внесен ные в комиссию по разоруж ению , содержат конкретную программу мероприятий, н а правленны х на ослабление напряж енности, н а устаиошяешие доверия между государст вами, н а прекращ ение «холодной войны ». В н их говорится о необходимости п р екр а щ ения пропаганды войны , к а к это уж е было решено Г енеральной' Ассамблеей еще несколько л ет тому назад. Следует позабо ти ться о вы п олнен ии этого реш ения. В со ветских предлож ениях говорится такж е о необходимости достиж ения соглаш ения от носительно ликвидации и ностранны х воен ных баз н а чуж и х территориях. Без такого соглаш ения, схотя бы и рассчитанного я а постепенное проведение соответствующих мероприятий, нельзя добиться действитель ного устранения недоверия ® отнош ениях между государствами. Совершенно естест венно, что в этих предлож ениях говорит ся, вместе с тем, о необходимости у стр ан е н и я всякого рода дискрим инации, п р е п я т ствующ ей развитию меж дународной тор говли, а т а е т е расш ирению кон тактов в области культурны х связей , обмена деле гациям и и т , п . К ак вы зн аете, этим воп росам теп ерь уж е всеми п ридается весьма важное значение. В упом януты х предлож е н и ях СССР вы ск азан ы и конкретны е по ж елан и я, имеющие целью содействовать ускорению реш ен ия германской проблемы и урегулированию нереш енны х вопросов н а Дальнем Востоке. 1 Г лавным в советских предлож ениях я в ляю тся основны е п ри н ц и пы , которы е могли бы стать базой для заклю ч ен и я между народной конвен ци и о сокращ ении воору ж ений и запрещ ении атомного оруж ия. Новые советские предлож ения о сокра щ ении вооружений и запрещ ении атомного и водородного оружия являю тся крупным шагом вперед в н ап равлен и и дальнейш его сближ ения позиций СССР и зап адны х дер ж ав в вопросе о разоруж ении. Следует от метить, что по ряду важ н ы х ©опросов в советских предлож ениях учтены соображе н и я западны х держ ав, ранее внесенны е ими в комиссию по разоруж ению . Советское правительство п рин яло пред ложение п рави тельств зап адны х стр ан по такому вопросу, к ак устан овлен ие уровня вооруж енных сил для п я т и держ ав, а именно — для Советского Союза, Соеди ненны х Ш татов Америки и Е итай ской Н а родной Республики от 1 до 1,5 млн. че ловек, для Ф ракции и В еликобритании — по 6 5 0 ты с. человек. Соглашение по этому вопросу сразу дало бы огромное сокращ е ние ю енны х расходов и яви лось бы кр у п нейшим шагом к прекращ ению гонки во оруж ений. Тот ф акт, что Советский Союз согласил ся н а установление предложенного Англи ей, Францией и США предельного уровня для вооруж енны х сил п я т и держа®, лиш ает всякого основания те возраж ен и я, которые вы сказы вались ран ее против запрещ ения атомного, оружия под предлогом, что это оружие компенсирует якобы имеющее ме сто «отставание» западны х держ ав в об ласти обычных вооружений и что атомное оружие будто бы явл яется средством для сохранения «равновесия» в области воору ж ения между Западом и Востоком. Предло жение СССР об уровне вооруж енны х сил полностью у ч и ты вает позицию зап адны х держ ав в указанном вопросе и дает осно вание рассч иты вать, что они, со своей стороны , займ ут такую позицию в вопросе об атомном оружии, которая позволила бы достичь соглаш ения по этому вопросу. Советский Союз учел т а к ж е англо-ф ран цузское предлож ение относительно време н и введения в действие полного зап рещ е н ия прим енения ядерното оруж и я и и з ъ я ти я его из вооруж ений государств.' В предлож ении СССР, к а к п в ан гло-ф ран цузском предлож ении, предусм атривается, что полное запрещ ение атомного и водо родного оруж ия всту п ает в си лу после сокращ ения обычных вооруж ений и в о оруж енны х сил н а 75 процештов общего размера и х сокращ ения. А [изъятие этого оруж ия и з вооруж ений государств и его уничтож ение должно бы ть осущ ествлено одновременно с сокращ ением обы чны х во оруж ений и а последние 2 5 процентов пре дусмотренного сокращ ен ия. . -т е П ридавая сущ ественное зн ачен и е орга низац и и контроля над осущ ествлением м е роприятий по разоруж ению , Советский Со юз в своих предлож ениях предусм атривает предоставление контрольным органам ш и роких п р ав в полномочий. Советское пред ложение оо установлении н а взаим ны х н а чалах контрольны х постов н а территории соответствующ их государств в железнодо рож ны х узлах и н а автом агистралях, на аэродромах и в крупны х морских портах создает необходимые условия для устан ов лен и я эффективного контроля и особе® » важно для предупреж дения внезапного н а падения одного государства н а другое. Об щ еизвестно, что современная войн а т р е бует сосредоточения и развергы ваш вя крупны х сухопутны х, военно-воздуш ны х и военно-морских сил. Предложение об у с т а новлении контрольны х постов, подчинен ны х международному контрольному органу, предусм атривает необходимые м еры опо вещ ения о таком сосредоточении и создает возможность для предупреж дения вн езап ного н ап ад ен и я. Создание контрольны х по стов н а ж елезны х дорогах, н а автом аги стралях, н а аэродромах и в морских пор тах для наблюдения за передвиж ением и перегруппировкам и вооруж енны х сил о к а зало бы большое! положительное вли яни е н а укрепление доверия меж ду государст вами и , тем самым, способствовало бы уменьш ению международной н апряж ен н о сти. 1 1 | , - Предложению СССР от 1 0 м ая откры вает, таким образом, п у ть для разреш ения весьма сложной проблемы международно го контроля над сокращ ением вооружений и запрещ ением атомного оруж ия. Советское п рави тельство, вместе с тем!, выразило готовность со всем вним анием и зучи ть и друга® предлож ения по этому важном у вопросу, , В этой с в язи необходимо к осн уться и з вестного предлож ения президента Эйзен хау эр а, сделанного им н а Ж еневском со вещ ани и , об обмене военной информацией и аэрофотосъемках. Следует п ри зн ать в аж ность внесенны х г-ном президентом пред лож ений. В и и х мы вид,им искреннее ж е- ‘ланик-содейетаовагь р еш ен и й - важ н ой про* блюмы международного контроля и и н сп ек ц и и . Именно с эти х позиц и й мы изучаем указан ное предлож ение и его отдельны® стороны . Н ас, естественно, интересует во -1 трое о том, в какой м ере это предлож ение может -содействовать сокращ ению воюру- жеший и реш ению вопроса о зап рещ ен ии атомного оруж ия, то есть, ,в какой мере оно содействует в ы л о в и в ш е ю основной зад а ч и — прекращ ению гонки вооруж ений и облегчению тяж елого бремени, лежащего-» ся н а п леч и [населения в р езультате р а з дуты х военны х бюджетов и всякого рода, военны х приготовлений. Ведь соверш енно ясно,, что народы ж д у т т а к и х результатов обсуждения проблемы разоруж ен и я, кото ры е содействовали бы укреплению (мира, устранению угрозы новой войны и облег чению м атери альны х тяго т н асел ен и я, вы зы ваемы х гонкой вооруж ений. В связи с этим н ельзя п ройти агам® вчераш него в ы сту п лен и я главы делегац ии США. Он з а я ви л , что «ограничении вооруж ений я в л яется ф акти чески недостижимым»,,. Т акое заявлен и е став и т под вопрос работу ко миссии по разоруж ению , созданной Гене ральной Ассамблеей.. Н а Ж еневском совещ ани и премъер-ми- и истр Франции г -и Фор вн ес предлож ение о сокращ ении военны х бюдж етов и-, созда н и и специального фонда для помощи эконо м ически слаборазвитым стран ам з а . с ч е т экономии военны х бюджетов. Советское п рави тельство с должным вним анием р а с см атривает это предложение. Нам пред ставляется, что средства, которы е бы ли бы получены в результате сокращ ения военны х бюдж етов, могли бы бы ть исполь зованы к а к для облегчении налогового бремени народе® соответствующ их госу дарств, т а к и для о к азан и я помощи эко номически слаборазвитым стран ам . П риним ая во вним ан ие, что любые ш а ги государств в (направлении п рекращ е н и я гонки вооруж ений и сокращ ения во оруж ений имели' бы важ н ое п олож итель ное зн ачен и е д л я дальнейш его ослабления международной н апряж ен н ости и у к р е п лении доверия меж ду государствам и, Со ветское п рави тельство п р и н яло реш ение сократить к 15 декабря 1 9 5 5 года чи с ленность советских вооруж енны х сил п а 6 4 0 т ы с . человек. Это уж© ®е пож елание и ®е проект, а пражгическо© н ачало осу щ ествления зад ач и с ущ е с т в е н н о г о с о к р а щ ен ия вооруж ений и вооруж енны х, сил в том, что к аса ет ся Советского Союза, - • С оветская делегац ия в ы р а ж а е т н адеж ду, что и друга© держ авы , обладающие зн ачи тельны м и вооруж енными силам и, в свою очередь, предприм ут в к ачестве а к тов доброй во лк ш али в н ап р авл ен и и со к р ащ ен и я своих вооруж ен ны х ■ сшит, н е до ж и д аясь п о к а будет достигнуто соглаш е ние о заклю ч ен и и соответствующ ей м еж - дународной конвенции.. : г Всем и звестно т а к ж е , ч то н али ч и е во енны х баз н а ч уж и х терри тори ях я в л я е т ся одной и з гл авн ы х причин) меж дународ ной н ап ряж ен н ости , ; , Что к ас ает ся Советского Союза, то он имея до (недавнего времени только две во енны е базы за пределами своих гр ан и ц . Одна и з э т и х баз бы ла н а Д.альшш Восто ке, в Б орт-А ртуре, и находилась в совмест ном уп равлен и и Советского Союза и Е и - тай ско й Народной Р есп убли ки . По и н и ц и ати ве Советского Союза в конце прошлого года состоялось соглаш ение меж ду СССР и ЕНР о передаче этой совместной совет ско-ки тай ской военной базы в полное р а с поряж ение Е итай ской Народной Респуб ли ки . Это соглаш ение было выполнено весной 1 9 5 5 года,. Теперь Советский Союз т а имеет н а Дальнем Востоке н и одной военной базы за пределами своей терри т о р и я , I ( 1 р | ( Г, , Д ругая воен н ая база у Советского Со юза бы ла н а территории Финляндии в районе Боркиаша-Удд. Она бы ла создана в соответствии с мирным договором, в сту пившим в си л у в 1 9 4 7 году, сроком н а 50 лет. Согласно только что достигнуто му меж ду Советским Союзом и Ф инлян дией соглаш ению , принятом у так ж е по и н и ц и ати ве СССР, в течен и е ближ айш его времени будет ликвидирована и эта со в етская воен н ая база. Е 1 я н в а р я 1 9 5 6 года все советские воински® части будут вы ведены с территории Борккала-У дд и эта терри тори я полностью перейдет в р а с п оряж ение Ф инляндии, . Т аким образом-, и з тех' двух' военны х баз, которы е Советский Союз имел по со ответствующ им договорам з а пределами своих гран и ц , одна уж е ликвидирована несколько месяце© тому н азад, а вто р ая и последняя будет ликвидирована в течен и е этого года. СССР н е будет им еть н и одной военной базы н а терри тори и к р у га х госу дарств. 'Советское п р ави тел ьство пошло н а эти меры в ц елях дальнейш его у л у чш е н и я м еж дународных отнош ений и укреп лени я доверия между государствами. ' И в данном случае Советское п р ави тельство переш ло от слов к делу. Это п о зволяет наем обратиться к п рави тельствам д р у ж х государств, и особенно к там , к о торы е имею т многочисленны е военны е ба зы н а чуж и х терри тори ях, чтобы они т а к ж е в сту п и л и н а п у т ь и х ликвидаци и . Не может бы ть сомнений, что это в н а и большей мере отвечало бы целям п р е к р а щ ен ия гонки вооруж ений, целям •укрепле н и я доверия (между государствами и п р е вращ ени я .«холодной во й н ы » , ,,/ I I I . СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО МИРА Р 5 ководствуясь и нтересам и поддержа- реп е. И сторический опы т показы вает, что н дя всеобщего мира, Советское прайм- наиболее опустошительны© войны , в том тельство придавало и придает большое числе п ер вая и в то р ая м ировы е во й н ы , «шатание обеспечению безопасности в Е в- ' ( Окончание на 4-й стр.);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz