Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ Больше внимания экономическому образованию кадров 1 4 сентября 1 9 5 5 г., М 1 8 2 ( 4 0 7 ) Решение больших и сложных задач, поставленных Центральным Комитетом КПСС в области промышленности и сель­ ского хозяйства, требует от руководящих партийных, советских и хозяйственных кадров города и села глубокого знания я понимания промышленного и сельскохозяй­ ственного производства, их экономики и техники. В настоящее время без серьезных и глубоких экономических знаний нельзя квалифицированно руководить предприя­ тиями промышленности л транспорта, стройками, колхозами, МТС и совхозами. Руководство промышленностью и сельским хозяйством сейчас, как никогда, должно быть конкретным, основанным на глубоком знании дела. В. И. 1енин учил, что без знания эко­ номики нельзя правильно и перспективно управлять хозяйством, что нужно быть компетентным, полностью' и до точности знать все условия производства, знать его технику на современнойвысоте, иметь .из­ вестное научное образование. Сознавая все это, руководящие кадры неустанно > овладевают экономическими зна­ ниями. За последнее время у коммунистов нашей области значительно повысился ин­ терес к изучению политической экономии и вопросов .конкретной экономики про­ мышленных предприятий и сельского хо­ зяйства. Вупрошлом учебном году многие коммунисты! повышали свои экономические знания в системе партийного просвещения. Это во многом способствовало улучшению работыпредприятий промышленности, кол­ хозов, МТС ^совхозов нашей области. В минувшем учебном году изучение конкретной экономики промышленного и сельскохозяйственного производства руко­ водящими кадрами проходило в семинарах при райкомах и«горкомах партии, в вечер­ них партийных '.школах, в кружках по изучению политической экономии. В се­ минарах, школах и кружках занималось около двух тысяч •'.коммунистов. В помощь им в раде районов было организовано чте­ ние циклов лекций, по вопросам конкрет­ ной экономики. Наиболее успешно шла учеба руководя­ щих кадров в Задонском, Грачевском, Дмитряшевском и Водопьяшвском районах. Заслуживает быть отмеченной работа семинара по изучению вопросов экономики социалистического сельского хозяйства при Задонском райкоме КПСС. Семинар проводился регулярно—два раза в месяц. С лекциями выступали секретарь райкома КПСС т. Гусев, главный агроном Влади­ мирошской МТС т. Марков и другие. Водопьяновский райком партии органи­ зовал чтение лекций по вопросам экономи­ ки сельского хозяйства. Райкомом была проведена научная конференция работников сельского хозяйства, в которой приняло участие более"150 руководящих районных работников, председателей колхозов й сек­ ретарей первичных партийных организа­ ций, бригадиров полеводческих и трактор­ ных бригад, заведующих животноводче­ скими фермами, звеньевых. В работе кон­ ференции принимали участие научные работники Воронежского сельскохозяйст­ венного института. Участники конферен­ ции обменялись опытом и внесли ряд практических предложений, направленных на дальнейший подъем колхозного произ­ водства. Но в работе семинаров по изучению экономики, во всем деле организации эко­ номического образования кадров в нашей области имели место существенные недо­ статки.: Главный из них — отсутствие тесной связи с жизнью, с практикой ком­ мунистического строительства. Нередко за­ нятия семинаров проводились формально, они не вооружали, слушателей знаниями, необходимыми для их практической дея­ тельности. Ряд райкомов партии — Доб- ровевий, Мологовежий, Измалковсжий — в прошлом году не сумел организовать ре­ гулярной учебы партийного актива. Так, Молотовсклй райком партии за весь учеб­ ный год провел всего лишь три занятия семинара, а Измалковский — четыре. Здесь по различным причинам, и прежде всего из-за невнимания райкомов партии к учебе руководящих кадров, занятия П. ЗУБЕХИН, секретарь Липецкого обкома КПСС сначала часто срывались, а затем совсем прекратились. Учитывая ошибки а недостатки, имев­ шие место в работе кружкой и семинаров, в организации самостоятельной учебыком­ мунистов, .партийные организации области значительно лучше готовятся сейчас к новому учебному году в системе партий­ ного просвещения. Партийные организа­ ции, учитывая желание коммунистов, создают кружки и семинары то изучению политической экономии, конкретной эко­ номики промышленности,, сельского' хо­ зяйства, торговли, транспорта, строитель­ ства — по выбору слушателей, и эконо­ мической географии СССР, стран народной демократии и главных капиталистических стран. Занятия в экономических семина­ рах, их тематика, периодичность, продол­ жительность устанавливаются в соответст­ вии с пожеланиями слушателей. Горкомы и многие райкомы партии провели 'некоторую работу по улучшению в предстоящем учебном году экономиче­ ского образования кадров. В Липецке создается в этом учебном году около 50 кружков и семинаров по изучению полит­ экономии и конкретной экономики про­ мышленности, железнодорожного транс­ порта, торговли и строительства, Особую заботу горком партии и первичные партий­ ные организации проявляют о руководите­ лях экономических кружков и семинаров, привлекая в этому делу наиболее подго­ товленных товарищей. Так, в Липецком рудоуправлении в качестве руководителя семинара утвержден главный инженер ру­ доуправления т. Приставка, на трубном за­ воде — начальник отдела технического контроля т. Пресняков, на Нов»липецком металлургическом заводе — главный ин­ женер завода т. Еапорулин. Б Усмановом районе в этом учебном го­ ду создаются три экономических семинара по изучению политической экономии, конкретной экономики, экономической географии. Кроме того, в ряде партийных 0 |ргаяйзаций будут работатькружки поизу­ чению экономики железнодорожного транс­ порта, торговли, сельского хозяйства. В ка­ честве руководителей кружков и препода­ вателей семинаров райком партии подобрал коммунистов, имеющих хорошую подготов­ ку и достаточный опыт пропагандистской работы. Руководителем экономического семинара утвержден второй секретарь райкома КПСС т. Титов, преподава­ телями — директор сельскохозяйственного техникума т. Романов, заведующий учеб­ ной частью педагогического училища т. Пыльней, директор средней сельскохо­ зяйственной школы по подготовке предсе­ дателей колхозов т. Михейкин. Правильно поступил Долгоруковский райком партии, который открыл вечернюю партийную школу три Вязовицкой МТС. В этой школе изъявили желание учиться председатели колхозов: имени Денина— т. Кирусь и имени Сталина—т. Григорьев, секретари ряда первичных парторганиза­ ций колхозов, бригадиры тракторных бригад, агрономы тт. Кунаева, Петрова и Пашкова. Преподавателями этой школы бюро райкома партии утвердило секретаря райкома КПСС по зоне Вязовицкой МТС т. Тамбовцева, директора МТС т. Мерку­ лова и директора семилетней школы т. Ефимова. При партийных организациях остальных двух МТСи пяти колхозов созда­ ются кружки по изучению экономики со­ циалистического сельского хозяйства. Ру­ ководителями этих кружков утверждены главные агрономы МТС тт. Баландин, Кныш, Королева, агрономы тт. Рощупкин, Дерюгин, Пашкова и другие, наиболее подготовленные пропагандлсты. В новом учебном году не только Долго­ руковский, но и другие райкомы партии организуют вечерние партийные школы при машинно-тракторных станциях и совхозах. Как известно, в программы ве­ черних партийных школ включаются, и вопросы конкретной экономики промыш­ ленности и сельского хозяйства. Создание школ не только в районных центрах, но и в МТС и совхозах будет способствовать овладению сельскими коммунистами эко­ номическими знаниями. Так поступили Тадицкий, Дмитряшевекий, Черяавск.ий и некоторые другие райкомы партии. В Та- дицко'М районе — две МТС: При обеих станциях- созданы вечерние партийные школы. Однако не везде экономическому образо­ ванию кадров уделено достаточное внима­ ние. В Лебедянском районе, например, работники отдела пропаганды и агитации райкома партии и секретари отдельных первичных парторганизаций не провели должной работы с коммунистами, пустили дело 'Комплектования сети партийного просвещения на самотек, не подсказали коммунистам, где им - лучше- заниматься. В результате для одной трети всего состава районной партийной организация созда­ ются кружки по изучению текущей поли­ тики. Нет нужды доказывать, что среди коммунистов, зачисленных в кружки по изучению текущей политики, есть много товарищей, которые, если с ними побеседо­ вать и подсказать, изъявят желание учить­ ся в политшколах и кружках по изучению истории КПСС. Лебедянскому райкому партии нужно поправить допущенную ошибку, организацией кружков текущей политики не следует увлекаться. Не все благополучно с комплектованием сети партийного просвещения в Воскре­ сенском, Болонском, Елецком, Воринском и некоторых других районах. Здесь сеть партийного просвещения полностью еще не укомплектована,' а для отдельных круж­ ков и политшкол ие подобраны пропаган­ дисты. Такая медлительность и неоргани­ зованность, безусловно, может отрицатель­ но сказаться на политической учебе ком­ мунистов. Необходимо в кратчайший срок завершить подготовку к новому учебному году. Значительное расширение сети кружков и семинаров, в которых будут изучаться марксистско-ленинская политическая эко­ номия и вопросы конкретной экономики, требует от горкомов и райкомов партии более серьезного и пристального внимания к их работе. Задача партийных организа­ ции в новом учебном году — обеспечить высокий идейный уровень занятий в этих кружках и семинарах, добиться значитель­ ного улучшения постановки дела пропа­ ганды экономических знаний. Большое внимание партийные комитеты и парторганизации области должны уделить пропаганде решений июльского Пленума ЦК КПСС и других решений Коммунистической партии и Советского правительства. Ипра­ вильно сделали партийные 'Организации ря­ да районов, которые уже начали занятия в сети партийного просвещения с изучения материалов июльского Пленума ЦК КПСС. На изучение этих материалов надо отвести 3 — 4 занятия. Изучение решений июль­ ского Пленума ЦККПСС должно проводить­ ся в тесной связи с жизнью области, с за­ дачами, стоящими перед предприятиями, колхозами, МТС и совхозами, способство­ вать дальнейшему повышению политиче­ ской и производственной активности тру­ дящихся. Успех в работе сети партийного просве­ щения прежде всего зависит от состава про. пагандистов, лекторов, консультантов. К руководству кружками, школами и теорети­ ческими семинарами партийные организа­ ции привлекли .наиболее- подготовленных и имеющих достаточный опыт пропаганди­ стов. Надо только с этими кадрами постоян­ но работать, помогать им, обеспечивать их местными материалами, чтобы они имели возможность вести каждое занятие в тесной связи с практикой коммунистического строительства, с жизнью области, пред­ приятия, колхоза. Учеба должна способст­ вовать всемерному развитию творческой инициативы масс. Постоянно улучшать экономическое об­ разование кадров, помогать им в изучении политической экономии и конкретной эко­ номики — важнейшая задача партийных организаций. Вновом учебном году партий­ ные комитеты и парторганизации области обязаны больше внимания уделять эконо­ мическому образованию кадров. о т о в и м с я к з а н я т и я м В сети партийного просвещения скоро начнется новый учебный год. Сейчас в первичных парторганизациях Данковского района идет деятельная подготовка в нему. Проведены индивидуальные беседы с ком­ мунистами, каждый из них определил се­ бе форму учебы. На партийных собраниях обсуждаются итоги учебы за истекцшй и задачи на предстоящий год. В районе будет работать 31 кружок по изучению истории партии, 3 кружка по изучению биографии В. И. Ленина. Много коммунистов изъявило желание изучать основы марксизма-ленинизма в районной партийной школе. Для более глубокого изучения экономики сельского хозяйства при машинно-тракторных станциях созда­ ются экономические семинары. Посещать их будут механики, бригадиры трак­ торных бригад, руководящие работни­ ки станции. На заводах будут работать семинары по изучению экономики про­ мышленности. Особое внимание райком партии обра­ тил на подбор пропагандистов, комплекто­ вание лекторских групп. Для чтения лек­ ций и докладов привлекаются партийные, советские,' хозяйственные работники. Сре­ ди них — заместитель председателя рай­ исполкома т. Петров, директора заводов тт. Прокуратов, Камышо®, главные агро- помы МТС тт. Минин и Ярцев, инженеры тт. Севастьянов, Кудряшов. Все они име­ ют законченное высшее образование, а также опыт пропагандистской работы. В районе создано 5 консультационных пунктов, пересмотрен состав докладчиков и лекторов. Райком партии провел семи­ нар секретарей первичных партийных ор­ ганизаций и пропагандистов. На нем был прочитан доклад о решениях июльского Пленума ЦК КПСС, обсуждены задачи но­ вого учебного года в сети партийного про­ свещения. Составлен план занятий кружков и се­ минаров. Для самостоятельно повышающих свой теоретический уровень разработана тематика лекций по истории партии, меж­ дународному положению, произведениям классиков марксизма-ленинизма. Слушатели кружков обеспечены учеб­ никами. Партийная организация района готовит­ ся организованно начать и провести учеб­ ный год в сети партийного просвещения. В. КИРИЛЛОВА, зав. отделом пропаганды и агитации райкома партии. В клубе Липецкого тракторного завода открыта выставка но рационализации и изобретательству. На больших красочно оформленных стендах показаны лучшие рационализаторские предложения рабочих и инженерно-технических работников за­ вода, внедренные в производстве в этом году. На одном из стендов демонстрируется конструкция нового делительного меха­ низма зуборезного станка, разработан­ ная инженером В. 3. Чернецким. В ре­ зультате модернизации станка получена экономия в сумме 27 тысяч рублей в год. На выставке демонстрируются также цен­ ные предложения рабочих тт, Костяхива, Коростелева и других. На снимке: у одного из выставочных стендов. Фото В. Малыка. Месячник подготовки молодежных общежитий к зиме В Липецке по решению горкома комсомо­ ла проводится месячник подготовки моло­ дежных общежитий к зиме. Комсомольские организации принимают участие в текущем и капитальном ремонте общежитий про­ мышленных предприятий и строек города, приводят в порядок кухонные помещения. В каждом общежитии должны быть обо­ рудованы камеры хранения и прачечные, красные уголки, комнаты для самостоя­ тельной работы учащихся школ рабочей молодежи, вечернях техникумов и курсов. Горком КПСС одобрил инициативу горко­ ма комсомола и обязал директоров пред­ приятий я строек, а также секретарей парт­ организаций, профсоюзных работников, ру­ ководителей торгующих организаций при­ нять необходимые меры ж лучшей подго­ товке общежитий к зиме. Ремонт их наме­ чено закончить до 5 октября. Изучают материалы июльского Пленума ЦК КПСС При парторганизации Лев-Толстовского железнодорожного узла по желанию ком­ мунистов, создано 18 политкружков. 52 человека избрали для себя форму самостоя­ тельного повышения политических знаний. Партийный комитет в этом году счет необходимым пересмотреть состав пропа­ гандистских кадров. Среди пропагандистов, утвержденных для работы в сети партпро­ свещения, — заведующий техническим кабинетом т. Брюханенко, мастер паровоз­ ного,депо т. Данилов, врач т. Грузинова, директор школы т. Шарапов и другие. С 5 сентября в кружках и политшколах началось изучение материалов июльского Пленума ЦК КПСС. Б. НИКИТИН. Э л е к т р и ф и к а ц и я с е л Во многих селах Лебедянского района ведутся работы по электрификации и про­ кладке водопроводов. В поселке отделения Л1 5 совхоза имени 15-летия Октября прокладывается линия электропередачи. На центральной усадьбе этого совхоза зод вершается строительство водопровода. Трубы подведены к новому поселку, атак­ же к молочно-товарной ферме, свинарни­ ку, конюшне. В помещении коровника ве­ дется установка автопоилок. В отдаленном колхозе имени Павлова строится электростанция. Колхоз закончил возведение здания станции, приобрел ге­ нератор. С пуском станции намечено элек­ трифицировать дома колхозников, живот­ новодческие и другие производственные помещения. Первейший долг коллективов шефствующих предприятий Помогать тружени- & кам колхозных полей О б 3 Ор П И Св М стало хорошей тра- ч и т а т е л е й дицией коллективов & нрамышленных предприятий, советских оэщттл редакции учреждений, студентов, учащихся. Шеф­ ская помощь селу стала всенародным де­ лом. В редакцию поступает много писем от руководителей предприятий, председате­ лей колхозов, рабочих, служащих, колхоз­ ников, в которых они рассказывают об ор­ ганизации шефской работы. Заведующий клубом с. Сырское, Ли­ пецкого района, т. Чурсин пишет о боль­ шой помощи, оказанной липецкими траж- торостроитслями колхозникам сельхозарте­ ли имени Буденного. Впериод ухода за по­ севами зерновых культур и кукурузы л затем в страдную пору жатвы хлебов и хлебозаготовок на артельных полях и токах боа; о бок с ‘колхозниками трудились околи семидесяти горожан-рабочих. «...О их помощью,—пишет далее т. Чур­ син,— колхоз успешнее справился с те­ кущими сельскохозяйственными работа­ ми. В этом году артель намного раньше закончила жатву озимых и яровых хлебов, вывозку зерна государству. Колхозники начинают раздельную уборку кукурузы. В этом ответственном дело также окажут серьезную помощь шефы». В своем письмо т. Чурсин говорит о том, что лучше всех трудятся рабочие трактор­ ного завода тт. Двуреченокая, Чесов, Кли­ мов и Фаустов. Они добросовестно выпол­ няют распоряжения бригадира и председа­ теля артели, показывают пример колхозни­ кам. Большую работу в подшефном колхозе «Заветы Ленина» развернул коллектив Липецкого завода ферросплавов. «С помощью шефов,— пишет в редак­ цию председатель колхоза т. Акияыцин,— мы завершаем электрификацию села. Груп­ па рабочих завода помогла колхозу постро­ ить силосную траншею на 250 тонн. Сей­ час строится вторая траншея па 200 тонн». Директор завода т. Холопов и началь­ ник цеха т. Кондратьев несколько раз приезжали в колхоз, глубоко и всесторон­ не изучали экономику хозяйства, его нуж­ ды и на месте решали, чем следует по­ мочь артели. Для колхоза были изготов­ лены сортировка, подвесная дорога для коровника, автоприцеп. «Правление колхоза чувствует постоян­ ную деловую помощь дирекции и партор­ ганизации ферросплавного за-вода. Это по­ зволяет нам успешнее бороться за выпол­ нение исторических решений Пленумов ЦК КПСС»,— заканчивает свое письмо т. Акиньшин. Ферросплавщики не ограничиваются только помощью в хозяйственной деятель­ ности артели. Они много сделали и для культурного обслуживания колхозников. Была организована культбригада во главе с контролером ОТК т. Тимофеевым. В ее состав вошли активные участники художе­ ственной самодеятельности тт. Матвеева, Митин, Алж, Веревкина, Каданцев и дру­ гие. Они в колхозном клубе и в полеводческих бригадах. Об этом со­ председатель завкома т. Каневский. Одним из действенных средств помощи селу являются организуемые коллективами городских предприятий и организаций воскресники. В своих письмах в редакцию участники таких воскресников рассказы­ вают о хорошей работе своих товарищейна колхозных полях. Нормировщик Грязи-Вод ронежской дистанции пути т. Голышкии пишет о воскреснике, проведенном в под-: шефном колхозе «12-й Октябрь», Грязщ- ского района, в котором участвовало 70 же­ лезнодорожников. «Они участвовали,'— пишет т. Голыгш- кля,— в строительстве силосных сооруже­ ний, на подработке зерна для отправки его на заготовительный пункт и на других участках колхозного производства», .. Благодаря систематической помощи ше­ фов колхоз «12-й Октябрь» одним из пер­ вых в районе рассчитался с государством по хлебозаготовкам. Тов. Павлов сообщает, что Усманская школа по подготовке руководящих кол­ хозных кадров, шефствующая над сель­ хозартелью имени Димитрова, в дни убор­ ки усилила помощь колхозникам. Каждый день -на току работало по 20—25 уча­ щихся. На току действовал зерноочистительный агрегат, сконструированный учащимся школы Ильей Антоновичем Ксеймовым. Агрегат очищал зерно гораздо быстрее, чем обычная веялка. Вместе с тем в редакцию поступают письма, в которых труженики села указы­ вают на недостатки в шефской работе, Труболитейный цех завода «Свободный сокол» ограничил свою помощь подшефно­ му колхозу «Ударный», Добровского рай­ она., изготовлением колес для тракторной тележки. Ни в механизации животновод­ ческих ферм, ни в сооружении силосных траншей шефы не приняли никакого уча­ стия. Об этом в редакцию сообщает пред­ седатель колхоза т. Овчинников. Агроном-овощевод Данконской МТС т. Пушнина пишет, что Данконский завод' построил для подшефного колхоза «.Крас­ ный Октябрь» теплицу. Колхоз уплатил заводу за выполненную работу и затрачен­ ные материалы 186 тысяч рублей. А строительство проведено 'недоброкачествен­ но, имеется много недоделок. «Колхозники имеют желание выращи­ вать в теплице овощи круглый год,— за­ капчивает письмо т. Пушнина.— Уже то- това рассада огурцов, по без решительного устранения недоделок теплицу невозможно использовать». Долг всех шефствующих «реализаций—♦> равняться иа передовые коллективы, ко­ торые активно помогают колхозникам об­ ласти успешно претворять в жизнь поста­ новления партии и правительства, на­ правленные на крутой подъем социалисти­ ческого сельского хозяйства. Что сделано по неопубликованным письмам Колхозница артели имени 30 лет ВЛКСМ, Лебедянского района, А. Косорева написала в редакцию о беспорядках на мо­ лочно-товарной ферме колхоза. Письмо бы­ ло направлено в Лебедянский райисполком для принятия мер. Председатель Лебедянского райисполко­ ма т. Копылов сообщил редакции, что фак­ ты, приведенные в письм'е, при расследова­ нии подтвердились. Приняты меры к то­ му, чтобы быстрее устранить недостатки, организовать хороший уход за животными и довести месячный удой на корову до 350 килограммов. П е д а г о г и ч е с к о е м а с т е р с т в о Успех занятий вдвухкомплектной юко­ ле зависит б значительной мере от пра­ вильной организации учебного дня, от ра­ ционального использования каждой мину­ ты урока, от применения таких методов и приемов, которые помогают учителю при­ ковать внимание ребят к предмету. Учи­ телю двухкомплектной школы необходимо особенно тщательно готовиться к урокам, продумывать расписание занятий и пла­ нирование учебного материала. На примере работы учителя Алексеев­ ской начальной школы, Боринокого райо­ на, В. Ф. Уварова можно проследить, как, соблюдая все вышеуказанные условия, этот опытный педагог добился высокой успе­ ваемости в своих классах. В. Ф. Уваров работает в Алексеевской школе уже 23 года. За свою долгую прак­ тику он накопил много ценных навыков. Расписание уроков он составляет таким образом, чтобы оно давало возможность правильно чередовать различные виды уроков. В 1 и 3 классах для арифметики отводятся вторые часы; для грамматики— первые и третьи; для уроков чтения — первые, третьи и четвертые; для чисто­ писания — третьи и четвертые. Это обес­ печивает наибольшую эффективность каж­ дого урока. Занятия в одном классе не должны ме­ шать занятиям другого, поэтому уроки по некоторым предметам сдваиваются. На­ пример, в обоих классах нужно объяснить новый материал. Пока в одном дети запи­ сывают тему урока, учитель коротко объ­ ясняет задание для самостоятельной рабо­ ты в другом классе. Первоклассники зна­ чительно медленнее выполняют свою рабо­ ту, и за это время учитель проводит соот­ ветствующее разъяснение в третьем клас­ се. Приходя в третьеклассникам, В. Ф. Из опыта учителя В. Ф. Уварова Уваров проверяет выполнение домашних заданий, объясняет новый материал, про­ водит ряд устных упражнений и затем ми­ нут на 20 — 25 дает самостоятельную работу. После этого он возвращается в первый класс, где повторяет все то, что проделал в третьем, но с добавлением за­ дания на дом. Первоклассники принима­ ются за выполнение самостоятельной рабо­ ты, а учитель переходит обратно к третье­ классникам, которые к этому времени обычно успевают справиться с классной работой. Он проверяет ее и дает задание на дом. Если в обоих классах проводится повто­ рение пройденного материала, то тогда урок строится по-иному: сначала дается работа третьеклассникам, чтобы потом иметь время для более обстоятельного раз­ говора с малышами. Затем оба класса вы­ полняют свои задания. Существенной особенностью двухкомп­ лектных школ является то, что ученикам приходится большую часть урока зани­ маться. самостоятельно. Как правило, орга­ низация этих занятий — самое уязвимое место в практике преподавателей, веду­ щих одновременно два класса. Очень важно рассчитать, сколько вре­ мени потребуется детям для выполнения самостоятельной работы. Необходимо разъ­ яснить им, как выполнять работу, л, са­ мое главное, суметь заинтересовать детей. Для этого нужно разнообразить задания. В. Ф. Уваров говорит, что даже в первом классе при обучении грамоте вполне воз­ можно применять разнообразные видыса­ мостоятельных работ. Вот один из его приемов, На картоне или на доске учитель выписывает ряд зна-ч комых учащимся слов, но не полностью, » только первые и последние буквы, между которыми ставятся черточки, соответст- вующие количеству пропущенных букв. При помощи разрезных азбук дети состав­ ляют «дописанные слова. Такая система работы ценна тем, что она побуждает школьников производить звуковой и бук­ венный анализ слои. Вот и еще один прием. Учитель устно разбирает слова, написанные на доске. За­ тем он стирает слова, а дети записывают их по памяти. В третьем классе виды самостоятельной работы более разнообразны. Ученики вы­ полняют различные упражнения на при­ менение правил грамматики. Третьеклассники занимаются более •сложными заданиями. В своем рассказе они концентрируют внимание на обрисов­ ке центральной фигуры повествования и стараются добиться ясности плана. Самой интересной является работа над сочинени­ ем, которое ребята пишут на основе лич­ ных наблюдений. Тут неоценимую услу­ гу оказывают экскурсии. Все это помогает развитию у детей на­ блюдательности, пытливости, а в конечном счете способствует лучшему усвоению программного материала. Обладая богатым педагогическим опы­ том и мастерством, Уваров сумел правиль­ но организовать занятия и отдых учащих­ ся. Результаты этой организации налицо— все 47 учеников Уварова в этом году пе­ решли в следующие классы без переэкза­ меновок, большинство из них получило только хорошие и отличные оценки. В классах, где работает Уваров, не бывает второгодников. И. БОГАТЫРЕВ, зав. Боринсним райОНО. , ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz