Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
3 сентября 1 9 5 5 г ., М 1 7 4 (3 9 9 ) ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ 3 шт шт ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС! Серьезные нужды рационализаторов и изобретателей Общеизвестно, какую важ ную роль и г рает в промыш ленности движ ение рацио нализаторов, двигающ ее производство впе ред по п у ти технического прогресса. Для того, чтобы оно могло стать действительно массовым и наиболее эффективным , необ ходимо создать рабочим, инж енерам и техникам т ак и е условия, которы е позволя ли бы им зан им аться рационализацией -^ 'и зв о д с т в а поетояино, работать творче- с,,*. К сож алению , т ак и е услови я рацио нализаторам Липецкого тракторного завода еще не созданы. В бюро рац ион ализаци и и изобретатель с т в а завода еж едневно п оступаю т десятки предложений, но лиш ь немногие из них внедряю тся в производство. Почему так ? К ак -нам каж ется, проис ходит это прежде всего потому, что не померно велик сущ ествующ ий в н астоя щ ее время п уть прохождения рац ион али заторских предлож ений. Проследим п у ть хотя бы одного так о го предлож ения. Тов. Н азаров предложил изм енить технологию обработки одной детали . Несмотря на то, что предложение носит конструкти вны й характер, оно попало сн ачала н а заклю ч е ние к н ачальн и ку технического бюро цеха, затем к заместителю н ач а л ь н и к а ц ех а, по том было зарегистрировано в бюро рац ио нализации и изобретательства, и только ' ж этого попало в отдел главного конст руктора. Но это еще только лолдорога. Конструктор дал полож ительное заклю ч е н ие, и предложение пошло в дальнейш ее путеш ествие: снова в БРИ З, оттуда на согласование в отдел главного м еталлурга, обратно в БРИЗ, а оттуда в отдел главн о го технолога, ещ е раз в БРИ З, после чего со всеми полож ительными резолюциями улеглось в п ап ке отдела главного конст р уктора. Со дня подачи предлож ения авто ром прошло более года, но в производство оно до сих пор н е внедрено. Т акова судьба многих предлож ений. Почему же рационализаторское предло ж ение осело в отделе главного конструк тора? Да потому, что здесь не хотят или не находят времени за н ять с я им. Фор мально отдел главного конструктора ни кто не обязы вает зан им аться этим. Р ас смотрение и внедрение предложений ра ционализаторов не п ланируется отделу. Поэтому все зав и си т от ж елан и я кон ст рукторов: захотели — внедрили, не захо тели — спросу нет. Производственные ц ех а и отделы еж е месячно составляю т м ероприятия по сн и ж ению трудоемкости трактора. Выполне н ие этих мероприятий контролируется ру ководителям и завода. Но по каким -то со ображениям, на наш взгляд совершенно неправильным , разработки т а к и х планов- мероприятий с отдела главного кон струк тора не требую т. Отдел ло сущ еству не участвует в этом важнейш ем деле. А ведь насколько было бы полезно постоянное участи е этого отдела в борьбе за сниж е ние трудоемкости производства машины! (Сошлемся на один ф акт. В н ачале года от отдела главного конструктора все же потребовали составления м ероприятий и его у ч а с ти я в сн иж ении трудоемкости трактора. В короткий срок, благодаря очень удачной работе группы конструкто ров, возглавляемой т . Самохиным, трудо емкость м аш ины удалось снизить. При этом было пущ ено в ход несколько зал е ж авш и хся рационализаторских предложе ний. Но бы вает, что рационализатору по в е з л а Конструкторы снизош ли и измени ли, согласно его предложению , чертежи детали. Но и это еще не зн ачи т, что пред лож ение будет внедрено в производство. Нужно еще изготовить опы тную партию и опробовать ее в работе. Сделать это в условиях серийного заводского произ водства не всегда просто. К ак же бы ть? И здесь, н а н аш взгляд, можно н ай ти вы ход. При заводе им еется лаборатория ре зан и я, зажим ающ аяся, по сущ еству очень узким кругом вопросов — внедрением ско ростного и силового резан и я. Было бы целесообразно объединить лабораторию, имеющую м атериальную базу, с бюро ра ционализации и изобретательства. При таком полож ении лаборатория могла бы проводить эксперим енты по рац ион ализа торским предложениям. Кроме того, мно гие рационализаторы получили бы воз можность в свободное от работы время зан им аться изготовлением предложенных ими конструкций. Н аконец, нельзя ум олчать еще .об од ном немаловажном обстоятельстве— об и с пользовании наглядной агитац ии для популяризации достиж ений рационализато ров. На заводе сущ ествует отдел тех н и ческой информации. У него, конечно, есть свои дела. Но может ли этот отдел прохо дить мимо заводских новаторов? Н ет. К сожалению , з а год отдел технической и н формация вы пустил всего д в а - т р и п л а ката о рационализаторах наш его завода. Думается, деятельность этого отдела сле дует такж е у в язать каким -то образом с работой бюро рационализации и изобрета тельства. Е сть все основания счи тать, что объ единение трех смежных организаций — БРИ За, лаборатории резан ия и отдела технической информации даст возмож ность создать одну сильную и и н и ц и а тивную организацию , способную реш ать все вопросы, стоящие перед каждой из них в отдельности, и в то ж е время зн ач и тельно ускорить внедрение многих ц ен н ы х новш еств. В. ПОПОВ, технолог тр акторн ого ц е х а № 2 Л ипецкого тр акторн ого завода. Трудовые достижения машиностроителей На Лебедянском машиностроительном заводе вс© шире разверты вается соц иали стическое соревнование в честь I X съ ез да КПСС. Пример самоотверженного труда п оказы ваю т многие рабочие. Т ак, токарь ремонтного цеха т . Д евянин ежедневно выполняет норму выработки н а 1 60— 1 70 процентов, а слесарь т . Зайцев дает в смену 2 нормы. По 2 ,5 вормы выполняю т п лотник деревообделочного ц еха т . Ионов и кам енщ ик т. Исаев. П ретворяя в ж изнь реш ения июльского Пленума ЦК КПСС, коллектив завода бо рется з а широкое внедрение в производ ство ново® технологии. Р азработана новая конструкц ия насоса «РМ К -4», который по своим качествам будет лучш е, а .по весу меньше прежнего. Рабочие литейного ц е х а осваиваю т центробежный способ о т л и в к и чугун ны х деталей. Подсчитав свои возможности, коллектив рабочих и и нж енерн о-техн и ческих работ ников завода решил выполнить п яги л е т - н и й п лан досрочно, к 1 декабря. Л. УРАЕВ . Липецкая музыкальная школа. В классах скрипки, фортепиано, виолончели и баяна появились новые ученики. Больше 60 мальчиков и девочек впервые в этом году перешагнули порог школы. На снимке: молодой педагог — выпускница Воронежского музыкального учили ща Маргарита Александровна Беляева проводит занятия с первоклассницей Галей Васильевой. I Фото Л. Черкашииа. --------------------------- » ♦------------------------------ Собрание молодых передовиков промышленных предприятий ЕЛЕЦ. (С пец. корр. «Л ен инского зн ам е н и » ), На днях здесь состоялось собрание молодых передовиков производства. В городском саду собралось около 3 0 0 0 юно шей и девуш ек. С докладом о задачах ком сомольцев и молодежи промыш ленных предприятий по выполнению постановле н ия июльского Пленума ЦК КПСС вы сту п и ла секретарь горкома комсомола т . Его- р енков а. В своем докладе т . Е гореккова отмети ла, что государственный план семи меся цев нынеш него года промыш ленность го рода вы полнила н а 1 0 4 ,8 процента. Вы п уск продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года увели ч и лся н а 27 процентов. Огромную роль в борьбе з а вы полнение и перевыполнение производст венны х заданий сы грала рабочая моло дежь. Творческий подъем рабочей молоде ж и , соревнование юношей и девуш ек з а успешное осущ ествление реш ений ию ль ского Пленума ЦК КПСС и достойную встречу XX съезда Коммунистической п ар ти и возглавили комсомольцы. По и н и ц и а ти ве комсомольской организации швейной ф абрики в городе развернулось социали стическое соревнование за экономию сы рья и материалов. В городе известны имена многих моло дых передовиков, новаторов производства. Это — помощник м аш иниста экскаватора Елецкого рудоуправления комсомолец С тя гов, м аш инист-тяж ел о б ©сник из паровоз ного депо Елец член ВЛКСМ Нехороших, токарЬ-оксростник, паровозного депо ком сомолец Давыдов, выполняющ ий нормы на 2 5 0 про-центов, и многие другие. На собрании отмеча лось так ж е, что ком сомольцы и молодежь еще не все сделали для и зы скан и я и приведения в действие внутренних резервов предприятий. — На наш ем п редприятии,— сказал в своем вы ступлении бригадир комсомоль ско-молодежной бригады слес.арей-монтаж- нижов завода гидроаппаратуры т . Д авы дов,— много операций до сего времени вы полняется вручную . Передовой рабочий м еханического заво да т. Терехов говорил в своем вы ступ ле нии о том, что « а заводе есть много под линны х новаторов, творч еская мысль ко торых способствует резкому росту произ водительности труд а и улучш ению к а ч е ства продукции. Н апример, молодой фре зеровщ ик Евдокимов внес много нового в дело скоростного ф резерования, токарь- ско-ростнив комсомолец Самойлов, работая по методу л ау р еата С талинской премии В асилия Колесова, н а обточке деталей в ы полняет по две нормы. Далее т. Терехов отметил, что н а м еха ническом заводе есть еще много недостат ков, мешающих высокопроизводительно работать. Бы ваю т случаи , когда недостает необходимых инструм ентов, которы е е успехом можно изготовить н а месте. В п рениях по докладу т . Егоренковой вы ступили такж е слесарь паровозного де по т . Клоков, рабочий вагонного участка т. Селезнев, секретарь комсомольской ор ганизации ш вейной ф абрики т . Цюрю- кин, рабочий паровозного депо т . Юпщн и первы й секретарь обкома , ВЛКСМ т . По- н ятаев. Молодые передовики производства г. Е льца нам етили мероприятия для ус пешного осущ ествления постановлений июльского Пленума ЦК КПСС. Они решили организовать обмен опытом работы с п е редовиками предприятий Л ипецка и Гря зей. , На собрании 43 молодым передовикам вручены Похвальные грамоты горкома ВЛКСМ, а 19 молодых рабочих— премиро ваны ценными подарками. Что сделано по неопубликованным письмам В. В. Томилин н апи сал в редакцию о том, что шофер транспортной конторы облуправления связи Н. С. Затонский, экспедирующий почту в Т рубетчинский район, использовал во время служ ебны х рейсов м аш ину для перевозки пассажиров и вы рученны е деньги п рисваивал. Затон ский наруш ал п рави ла вож дения автомо биля, ,в результате произошло несколько аварий. И3 областного управлен ия связи сооб щили, что ф акты , у казан ны е в письме т . Томилина, полностью подтвердились. З а тонский с работы сн ят и лиш ен шофер ских нрав. Н О В Ы Й У Ч Е Б Н ЫЙ Г О Д В горно-металлургическом техникуме Дружно собрались н а за н я т и я у ч ащ и е ся горно-м еталлургического тех н и кум а — старейш его специального учебного завед е н и я Липецка. На всех трех этаж ах заново отремонти рованного зд ани я звучи т м узы ка, тр а н с лируем ая местным радиоузлом. П ривет ливо, п о-друж ески встречаю т директор и преподаватели своих питомцев, окрепш их и возм уж авш их з а лето. Кругом ож ивле ние, молодой задорны й смех, п риветстви я, ш утки, рассказы о весело и полезно про веденных к ан и ку л ах . Ободренные этой товарищ еской атмос ферой, с п ервы х ж е минут уверенно ч у в ствую т себя здесь и новички. После короткого п ри ветстви я, с кото рым вы сту п ает директор техн и кум а т . Зе ленцов, здание оглаш ается традиционным продолжительным звонком, возвещ ающим о н ачале зан яти й . К абинет м атем атики. Здесь на п ервы й урок собрались у ч ащ и еся группы строите лей нового н абора: 29 юношей и 2 де в уш к и . О пы тный преподаватель Н аталья А лексеевна И ванова с п ер вы х же минут завладевает вним анием своих новы х у ч е ников. В группе литейщ иков 3-го курса препо даватель м еталловедения А лександр А лек сандрович Беликов вводит учен и ков в курс программы, которую им предстоит пройти в этом учебном году. Второй урок он по свящ ает ознакомлению учащ ихся с вид нейшими деятелям и этой отрасли н ауки , дает кратки й обзор и х важ н ейш их трудов. В кабинете директора техн и кум а собы ти я и дут своим чередом. Только что п р и несли телеграмм у с л акон и чн ы м т е к с т а # «Н аправляйте всех Д зерж инруда». — Это от Ж елтенкова, п репод авателя специальны х горных д и с ц и п л и н ,— Пояс* н яег нам директор. — Мы заран ее ком ан дировали его в Кривой Рог, чтобы догово- ри ться о преддипломной п р а к т и к е наш их вы п ускн и ков и з горной сп е ц гр уш ш . Видно, что директор доволен известием.' Еще бы! Г руппа дипломников п р и н я т а н з п р ак ти к у на один из лучш их рудников страны . По расписанию слец груп п а горндков- дииломников должна собраться в т е х н и кум к двум часам дн я, но директор уж е видел многих учеников этой группы во дворе. Им не тер п и тся у зн ат ь — куда ж© их пошлют н а п р а к т и к у . И директор сп е ш ит обрадовать их п ри ятны м известием . Не одну т ы с я ч у в ыс-ок окв али фиц ир о- ванны х сп еци алистов в ы п у сти л техн икум за время своего сущ ествован и я. А вот и ещ е один новы й отряд тех, которы е в этом учебном году будут защ ищ ать свое право на вы сокое почетно© зван и е советских специалистов. Молодые, здоровые, к у л ь турны е, обладающие немалым запасом зн ан и й , п олуч и вш и е солидные п р а к т и ч е ски е н авы ки в (разработке горнорудны х месторождений, В. Борисов, А. К овалев, В. Роддутин, А. Рубцов, Н. Фролов — со ставляю т гордость тех н и к у м а. На п р о тя ж ен и и всего периода учебы они были круглы м и отлични кам и . Хорошо учи л и сь и все остальны е у ч ен и ки этой гр у п п ы . — С гар ан ти ей можно с к а за ть , — го ворит о н их ди ректор, — это будут хоро шие сп еци алисты , Р . МИХАЙЛОВА. Первокла с сники У чащ иеся всех 2 6 классов вы строились четы рехугольником во дворе ш колы . По сравнению с юношами и девуш ками, н а чинающими свой последний учебный год, очень маленькими к аж у тся п ервоклассни к и . В р у к ах у них новенькие сум ки , ко торы е едва н е касаю тся земли — т а к м а лы их хозяева. Д есятиклассн ики хорошо пом нят, к ак они н ачи нали учеб у в ш коле, когда все кругом было ново, незнакомо и ч у ть-ч у ть страш но. И им хочется потеплее п ри н ять тех, кто сегодня впервы е п ереступает по рог ш колы , чтобы этот день запомнился им к а к радостный п раздн и к. Член коми т е т а комсомола М аргарита В асильчикова и десятиклассница В ален ти н а Скоморохова поздравляю т первоклассников, а такж е всех ш кольников с началом учебного года, ж елаю т им успеш ной .учебы. Девуш ки р а з дают малыш ам подарки: карандаш и, от кры тки , книж ки . С ответным еловом вы ступ ает ученица первого класса «Б » С ветлана Рябова. — Дорогие ’ десяти классн ики , — не очень уверенно н ач и н ает С ветлана, з а тем, помолчав немного, громче и увереннее п овторяет: — Дорогие д есяти кл ассн и к и , спасибо вам за заботу. Мы обещаем хоро шо у ч и ться в ш коле... И вот С ветлана и е е одноклассники уже’ сидят за партам и, уж е познакомились со своей у ч и тельн и ц ей Антониной Устинов-* ной Малютиной. — Кто построил э ту ш колу, дета? — * сп раш ивает у ч и тельн и ц а. — Рабочие! — дружно ответили ре-* бята. Хором отвечаю т дети и н а другие в о просы . На первом уроке был р аск ры т « Б у к варь». Н а большой — во всю с тр ан и ц у— > яркой к ар ти н ке н арисованы школьники^ .Ребята сразу ж е заговорили: — Это у ч ен и ки и дут в ш колу! — Это первое,- сентября. Перво© сен тяб ря! Пришел радостный ден ь н ачала учебы . В первом этаж е здания на дверях ви сят табли чки : 1-й класс «А », 1-й класс «Б»* 1 -й класс «В ». Больш е 1 2 0 мальчиков и девочек п р и н ято в этом году в п ервы й класс Липецкой 3 1 -й средней школы. А . САВРОВА. Это запомнится навсегда К ак большой и радостный п раздн и к от м етали измалковские ш кольники первы й день нового учебного года. З а п ар ты ч е ты рех средних, сорока семилетних и н а чальны х ш кол района село свыш е 3 ,5 т ы сячи уч ащ и х ся. Всюду за н я т и я н ачали сь организованно. В большом, светлом здании И змалков- ской средней ш колы ’звен и т звонок. Войдя в ’ класс и внимательно осмотрев п ерво классников, учи тел ьн и ц а В ера В аси льевн а' Немкова приветливо здоровается с ними. : — Сегодня вы в п ервы й раз приш ли в ш коду,— говорит она. — Вы п роучи тесь здесь 10 лет, узн аете мвото интересного* полезного. Да, н е одна вебна расц ветет, п о к а онм в ы р а сту т, и к аж д ы й год б уд ет но своему важ ным и зн ачи тельны м . Но свой первый.! день в школ© они запомнят на всю жизнь««{ На экономические темы О специализации и кооперировании производства Июльский Пленум Ц ентрального Комите т а КПСС, глубоко и всесторонне обсудив ший задачи дальнейш его подъема промыш ленности, технического прогресса и у л у ч ш ения организации производства, большое вним ание уделил вопросам специализации и кооперирования предприятий. В даль нейшем расш ирении специализации и ко оперирования производства залож ены ог ромные резервы мощного подъема наш ей промышленности, которые полностью должны бы ть поставлены н а службу соци алистическом у государству. В наш ей стране, где безраздельно господ ствует общ ественная собственность на средства производства, где народное хо- -яй ство развивается по единому плану, И м е ю т с я все условия для самого широкого проведения специализации и кооперирова ния предприятий я отраслей прачыш лен- ноети. Пса специализацией следует поним ать процесс общественного разделения труда, при котором происходит выделение, «от- почковы вание» из одной отрасли несколь ких отраслей промыш ленности, т . е. про цесс увеличения числа особых, самостоя тельны х отраслей промыш ленности. Про цесс деления промыш ленности н а особые, самостоятельные отрасли объективно об условливается ростом производительных сил общества и прежде всего прогрессом техн ики . В. И. Денин указы вал, что у в е личение числа отдельных и самостоятель ных отраслей промыш ленности происходит в связи с тем, что по мере ее развития превращ ается «в особую отрасль промыш ленности производство не только каждого отдельного продукта, но даж е каждой от дельной части продукта; — и не только производство продукта, но Даже отдельные операции по приготовлению продукта к потреблению». (Ооч., т . 3 , стр, 1 5 ), Сущ ествую т тр и основных н аправления или т и п а специализации в промыш ленно сти. П ервый тип специализации, который обычно принято н азы вать предметной сп е ц иализацией, вы раж ает процесс обособле н и я в самостоятельны е отрасли производств разнородных готовых продуктов. Примера ми предметной сп ециализации могут слу ж ить автомобильные и тракторны е заводы , обувные и текстильны е фабрики и другие предприятия, вы пускающ ие законченную продукцию . Второй т и п специ ализаци и, который принято н азы вать подетальной, вы раж ает процесс, обособления в самостоятельны е от расли производств отдельных частей про дуктов, т. е. полуф абрикатов. Предприя тиям и подетальной специализации я вл я ются, например, заводы , вы пускающ ие ав томобильные поршни, ш арикоподш ипники, метизы (болты , гай ки , ш пильки, ш айбы ), строительны е детали, патроны для стан ков, автосцвпы для вагонов и другие по луф абрикаты . Третий ти п специализации н азы вается технологической, или стадийной, специали зацией. К нему относятся литейны е, куз нечно-прессовы е и сборочные заводы в ма шиностроении, м еталлургические пред п риятия е незаконченным производствен ным циклом и другие подобные предприя ти я. По современной классиф икации в СССР н асчи ты вается около 3 00 отраслей про мышленного производства, в том числе бо лее 40 отраслей машиностроения, свыш е 2 0 отраслей химической промыш ленности, более 30 отраслей пищ евой п около 30 от раслей текстильной промышленности и т . д. С пециализация промыш ленности по отраслям дополняется специализацией предприятий внутри отраслей на изготов лении определенных типов и видов продук ции. Плашхчерное развити е специализации— важ ны й ф актор непрерывного роста и со верш енствования социалистической про мышленности. В. И. Ленин, характеризуя экономическую роль сп еци ализаци и, п и сал: «Для того, чтобы п овы силась произ водительность человеческого труда., н а правленного, например, н а изготовление какой-нибудь ч асти ч ки всего продукта, необходимо, чтобы производство этой ч а стички специализировалось, стало особым производством, имеющим Дело е массовым продуктом и потому допускающим (и вы зывающим) применение машин и т. п.» (Соч., т. 1, стр. 8 4 ). С пециализация производства, следова тельно, позволяет соверш енствовать про изводственные процессы изготовления про мыш ленны х продуктов и прим енять маши ны и .д р у г и е технические усоверш енство в ан и я взамен ручного труда, а менее произ водительную тех н и к у зам енять более про изводительной потому, что делает произ водство продуктов каждого отдельного вида более массовым. Другими словами, разви тие специализации приводит к замене еди ничного и серийного производства одно родных продуктов крупносерийным и мас совым их производством. Это откры вает широкие возможности для внедрения в производство достиж ений н ауки, техники и передового опы та, что, в свою очередь, улучш ает всю хозяйственную деятель ность предприятий, приводит к увеличе нию вы п у ска и сниж ению себестоимости продукции. П ракти ка убедительно свидетельствует об огромной экономической эффективности специализированного, массового производ ства. С пециализация производства и полная реали заци я всех ее преимуществ, н е в е д а ж - ны без широкого и п равильно организо ванного кооперирования. Необходимость когагарирова 1 НИЯ непосредственно вы текает из специализации предприятий и отраслей на вы пуске отдельных частей продуктов г а и н а выполнении отдельных стадий технологического процесса их изготовле ния. Кооперирование означает, что заводы и фабрики, помогая др.уг другу, действу ют по единому согласованному план у для разреш ения общей задачи. Кооперирова-’ ние — это организация длительны х про изводственных связей между промыш лен ными предприятиями, совместно изготов ляющими один и тот же продукт, но являющ имися хозяйственно сам остоятель ными по отношению друг к другу. По территориальному п ри зн аку произ водственное кооперирование делится на внутрирайонное и межрайонное (имею тся в виду экономические районы— У краина, Центр, Урал и т. д.). Наиболее рац ион аль ным из них в равны х условиях является внутрирайонное, т. е. кооперирование пред п риятий, территориально располож енны х в одном и Т 0 Л 1 же экономическом районе. Оно позволяет ликвидировать нерациональны е перевозки полуф абрикатов и наруш ение сроков поставок. Для осущ ествления ш и рокого внутрирайонного кооперирования необходимо обеспечить комплексное раз витие хозяйства экономических районе®, создать н а Цветах систему предприятий по вы п уску полуф абрикатов и изделий н аи более массового потребления. Широкое кооперирование является не только условием проведения глубокой спе ц иали зац и и производства и реализации ее преим ущ еств. Оно так ж е является сред ством мобилизации производственных мощ ностей, временно высвобождающихся на отдельных предприятиях, позволяет за ко роткие сроки осваивать и н алаж и вать мас совый вы пуск новых сложных видов про мышленной продукции, используется для предупреждения и ликвидации возможных диспропорций в народном хозяйстве и з-за недостатков в планировании. * * * Июльский Пленум ЦК КПСС у к азал , что сп еци ализаци я и кооперирование пред п риятий и отраслей промыш ленности еще не получили должного р азви ти я и не отве чаю т возросшим задачам коммунистиче ского строительства. Пленум ЦК разрабо тал конкретную программу расш ирения специализации и кооперирования и потре бовал от всех п арти й ны х, хозяйственны х и советских органов быстрее покончить с недооценкой, этого важного государствен ного дела.. Н едостатки в сп еци ализаци и и коопери ровани и в основном сводятся к тому, что производство одних и тех же типов машин и оборудования распылено по многим пред приятиям разли чны х министерств; внутри министерств многие заводы изготовляю т продукцию , не свойственную их профилю; недостаточно еще р азви та сеть сп еци али зированны х заводов по массовому произ водству агрегатов, узлов, заготовок и Де талей. И з-за недооценки специализации про изводство такой сложной техники, ка® ди зели, паровы е турбины , ш ахтны е машины и другое оборудование, раесред оточен о между предприятиями нескольких ведомств. Это меш ает делу технического прогресса и влечет за собой удорож ание промыш ленны х изделий. Производстве, н ап ри мер, экскаваторов марки «Э -258» с емкостью ковш а в четверть кубометра об ходится н а специализированном заводе в 1 ,5— 2 раза деше-зле, чем н а н еспец и али зированны х предприятиях. К рупный ущерб интересам народного хо зяй ства наносит недостаточное развитие междуведомственного кооперирования в пределах отдельных экономических рай онов. В ряде так и х районов слабо развита сеть смежных производств и, в частности, подетально и технологически сп еци ализи рованны х предприятий. Многие заводы и ф абрики, вы пускающ ие готовую продук цию , вы нуж дены и з-за этого сами изготов лять для себя различны е стандартны е п о луф абрикаты и изделия. Это приводит к созданию н а п редприятиях порою очень мелких цехов, участков или м астерских, в ; которых нельзя прим енить передовую т е х - ' нику и технологию , лучш ие формы орга низац и и труда. Больш инство м аш иностроительных заво дов изготовляет для собственных нужд значительную часть крепеж ны х м атериа лов, метизов и других стан дартны х полу ф абрикатов, а такж е реж ущ их и меритель ных инструментов, зап асны х частей и приспособлений для ремонта оборудования. П очта каж ды й завод имеет свою литей ную, часто плохую , но св-ою. Многие ле нинградские м аш иностроительны е заводы изготовляю т для себя кустарны м способом стандартны е резцы обширной ном енклату ры . Стоимость резца при этом достигает'. 10 рублей, но качество его невысокое. До войны же в Л енинграде был небольшой специализированны й завод, который пол ностью обеспечивал добротными резцаоги все п редприятия города, что давало еж е годно миллионы рублей экономии. Опыт п оказы вает, что в различны х р а й онах страны экономически целесообразно иметь специализированны е литейны е, к у з нечно-прессовы е заводы , а такж е пред п р и яти я, которые вы п ускали бы метизы я другие массовые полуф абрикаты и изделия, зап части , инструм ен ты и т. д. Б удучи хо рошо м еханизированными и оснащ енными совершенным оборудованием, так и е пред п р и яти я обслуж ивали бы дешевой продук цией группы предприятий промыш ленно сти, располож енны е в данном районе, н е зависимо от их ведомственной подчинен ности. Создание специализированны х про изводств н е требует обязательного строи тел ьства новых заводов. Их целесообразно создавать прежде всего н а баге сущ еству ющих заводов, а в некоторы х случаях и на базе отдельных цехов. Нередко плановы е органы при размещ е нии производства продукции между пред п ри яти ям и , наруш аю т сложивш ийся п р о -' филь этих предприятий, изменяю т их спе циализацию , что отрицательно сказы вает- ( Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz