Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

30 августа 1 9 5 5 г ., >5 1 71 ( 3 9 6 ) Предприятия Липецка должны усилить шефскую помощь колхозам К ровное дело Завод «Свободный сокол» ш еф ствует над колхозом имени Хрущ ева, Липецкого района . Завод помог колхозу приобрести строительны е материалы , изготовил око ло 2 0 0 ж елезобетонных пасынков для электролинии. Бригада электриков завода к началу уборки смонтировала оборудова­ ние механизированного тока. Завод оказы ­ вает помощь и в строительстве ж ивотно­ водческих помещений. В колхозе часто вы ступаю т с конц ерта­ ми участн и ки худож ественной самодея- /•'-д ьн о сти заводского Дома культуры . 1 В соседнем колхозе имени Плеханова идет строительство силосных сооружений. Заводские автом аш ины доставили к месту строительства кирп и ч, известь, ш лак. Строительные рабочие, которых сюда н а­ п равил завод, ведут облицовку транш ей. 0 шефстве на заводе говорят: — Ото — наш е кровное дело. Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ____ • • _ _ Неотложные вопросы развития картофелеводства Возможности используются плохо Над колхозом имени К агановича, Липец­ кого района, ш еф ствует тракторны й з а ­ вод — его цехи электросиловой и пуско­ вы х моторов. В начале июля рабочие цеха пусковы х моторов участвовали в ры тье силосных транш ей, .оказали помощь в добыче жам- для облицовки транш ей. Вднако шефы могли лучш е помочь колхо­ зу. Ничем не оправдано то, что н а уборку и хлебозаготовки в эту артель они в по­ рядке шефской помощи не послали ни од­ ного человека. Электросиловой цех завода располагает большими возможностями для ускорения работ по электрификации колхоза. Однако его руководство (главны й энергетик завода т. Левинсон) мало что делает для этого. Шефы могут значительно лучш е помо­ гать колхозу. Шефы „на уровне" У правляющ ий С туденовским р удоуправлен и ем т. Тимахович в свое время обещ ал , что си ­ лосны е транш еи в п одш еф ном к олхозе «13-й Октябрь» будут сооруж ены «на сам ом высоком уровне», ран-ьше всех в районе. К олхозники хоть и м едл ен но, но строят силосны е сооруж ени я. Ш ефы ж е зан яли позиции н а­ блю дател ей . > — А что, видна транш ея? — Главное, чтобы была видна наш а вни­ мательность и наш а забота! Постановление Совета Министров СС СР и ЦК КПСС по вопросам увеличени я про­ изводства и заготовок картофеля и овощей обязывает сельскохозяйственны е органы и всех специалистов сельского хозяйства п ринять меры к тому, чтобы в 1 9 5 7 году полностью перейти на сортовые, посевы картофеля. Своевременное реш ение этого вопроса зависи т от того, будет -ли в 1 9 5 6 году в каждом колхозе создана, собственная ба­ за районированных сортов картоф еля в размере полной потребности. В результате проверки состояния семе­ новодства в области вы яви лась полная возможность перехода н а сплошные сорто­ вы е посевы картоф еля в у к азан ны й п ар ­ тией и правительством срок. Данными апробации прошлого года установлено, что размер сортовых посевов картофеля в прошлом году составлял 32 процента от общей площ ади посадок по об­ ласти . Если вся товарн ая семенная часть соргового картофеля нынешнего урож ая будет целиком использована по назначению , то в 1 9 5 6 году область обеспечит себя се­ менами сортового картоф еля на всю поса­ дочную площадь, планируемую н а 1 9 5 7 год. Задача осложняется тем, что в Л ипец­ кой области имеется резкое разли чи е в размерах производства сортового картоф е­ л я между отдельными районами и колхо­ зами. В п яти западны х районах: Крас­ нянском , Лебедянском, Березовском, Ста- новлянском н Волынском площ адь под сор­ товыми посевами картофеля определялась в 7 0 процентов. На 11 западны х районов в 1 9 5 4 году приходился 71 процент всей посевной площ ади, занимаемой сортовым картофелем в области. Эти районы и в те­ кущем году остаю тся ведущими в произ­ водстве сортового картоф еля, У н ас есть еще и таки е районы , кото­ рые или вовсе не сеют картоф ель сорто­ выми семенами, или засеваю т ими незна­ чительны е площ ади (Т ербуиский, В .-По­ лянский, Водовский, Боринский, Грачев- ский и Б алиц кий ). Следует отметить, что в некоторых МТС, к а к , наприм ер, П утятинской, имени Димитрова, Дадковской, К алининской, Во- додьяновежой, П ружииской, Молотовской и Поддубровской, безответственно отнеслись к апробации картофеля, не дали данных за прош лый год. Тед самым затрудняется возможность внедрения сортовых посевов. Существующее неравномерное размещ е­ ние сортовых посевов картофеля по рай ­ онам области должно быть ликвидирова­ но. Одним и з наиболее доступных меро­ п риятий, которое может ускорить переход Шире внедрять сортовые посевы! н а сплошные сортовые посевы картофеля в наш ей области, явл яется организация массового и своевременного проведения межколхозного обмена картофеля. В наш ей области имеется много колхо­ зов — семенных рассадников, которые в текущ ем году ожидают получить хороший урож ай. К этому числу относится колхоз «П уть к коммунизму», располож енный в зоне Дрезгаловской МТС, Краснянского района. В 1 9 5 5 году н а площ ади 5 0 гек­ таров т у т посаж ан картофель райониро­ ванны й , высококрахмалистого и урож ай­ ного сорта «Октябренож». При обследовании научным и работника­ ми Липецкой картофельной опытной стан ­ ции этого сортового посева установлено, что валовой сбор урож ая должен бы ть не менее к ак 2 0 0 центнеров с каждого гек ­ тар а. Следовательно, за счет одного этого семенного рассадн и ка можно в 1 9 5 6 году обсеменить сортовым картофелем площадь в 3 2 0 гектаров . Колхоз им ени Молотова, Чибисопекого района, в нынешнем году на площ ади 60 гектаров посадил картофель сортов «Лорх» и «Октябренок» и предполагает собрать вы сокий урож ай. Этот колхоз ежегодно мог бы своим сортовым картофелем обес­ п ечи вать более 6 0 процентов всей площ а­ ди посадок в зоне Чибис опекой МТС. Но .беда в том, что сортовой картофель больш инства наш их семенных рассадников не поступает для размнож ения н а колхоз­ ные семенные участки . В стречаю тся слу­ чаи , когда колхоз, граничащ ий с семен­ ным рассадником, проводит у себя посев рядового картофеля, а семеноводческий колхоз свой сортовой картофель выдает колхозникам н а трудодни, использует н а корм скоту и продает н а ры нке. Председатели и агрономы тех колхозов, которые размнож аю т сортовой картофель, видимо, забы ли о тех преим ущ ествах, ко­ торы е предоставляю тся этим хозяйствам, и не использую т их. А ведь ценный посев­ ной м атериал выгодно сдавать государству в счет обязательных п о ставо к и н атуроп­ л аты за работу МТС. Тонна сортового картофеля первой категории засч и ты вает­ ся за две тонны , а второй категории — за полторы тонны . В целях увеличения производства к ар ­ тофеля и перехода н а сплошные сортовые посевы в установленны й срок необходимо осущ ествить ряд мероприятий. В первую очередь важ но расш ирить сеть семейных рассадников з а счет' выделения одного пе- редо;вого колхоза в 'зо н е деятельности к аж ­ дой МТС. Весь семенной фонд среднераиних сор­ тов картофеля «К урьер», «В оронеж ский», «Октябренок» и «Бердихинген», вы ращ и ­ ваемых опытной стан ци ей в сортовых по­ севах, и часть элиты , предназначенной •в передаче колхозам, надо максимально использовать в колхозах Липецкой обла­ сти, располож енны х вблизи городов и про­ мыш ленных центров. Для того, чтобы избеж ать смешивания клубней сортового картоф еля с рядовыми, председатели и агрономы колхозов обяза­ ны организовать раздельную уборку и хра­ нение сортового картофеля. Сорговые посевы картоф еля должны быть своевременно и тщ ательно апробиро­ ваны . Засы п ку клубней н а зимнее хра­ нение поэтому нужно производить после тщ ательного клубневого отбора. Картофель засы паю т н а зимнее храпение с н ачала массовой уборки, в сж аты е сроки. Директора и главны е агрономы МТ€ обязаны составить но результатам апроба­ ц ии п лан распределения сортового карто­ феля с полным использованием его на семенные цели, а так ж е для сдачи госу­ дарству и для межколхозного обмена. Каждой МТС области, по договоренно­ сти с колхозами, необходимо составить п лан обмена рядового картоф еля н а сорто­ вой и обеспечить перевозку семенного ма­ тери ала транспортом МТС. Для успешного выполнения п лан а з а ­ готовок сортового картофеля важно, чтобы к аж д ая МТС заранее передала заготови­ тельным органам списки колхозов, сдаю­ щ их сортовой картофель, и установила контроль главны х агрономов за к ачест­ вом заготовляемого посевного м атериала, его хранением. Для сокращ ения излиш них зат р ат и для быстрого продвиж ения семенного м атериа­ ла к месту производства ж елательно, что­ бы областное управление сельского хозяй ­ ства добилось разреш ения о возможной п е­ редаче элитны х сортов картофеля опы т­ ной станции не только через канторы «Сортеемовощь», но и непосредственно колхозами— семенными рассадниками. С целью точного определения посевных площ адей сортового картофеля по зонам МТС и районам области должен быть н а­ лаж ен точны й учет результатов проведен­ ной апробации. и. хохлов, ди ректор картоф ельной опы тной стан ц и и . Выявляйте опасную болезнь —рак картофеля Р ак картофеля, явл яется одной из наи бо­ лее опасны х болезней этой к у льтуры . На зараж енны х им у частках ежегодно погиба­ ет примерно 50 процентов, а то и весь урож ай. Болезнь вы зы вается грибком, который пораж ает все органы растен ия, з а и склю ­ чением корней, образуя на клубнях, сто­ лонах, у основания стебля, а иногда но надземной его части и листьях х арактер­ ные м ясисты е опухоли и наросты . Раковы е о бразования н а клубнях к ар ­ тофеля первоначально п оявляю тся у глаз­ ков в виде небольших вздутий, которые быстро увеличиваю тся и превращ аю тся в наросты с ш ероховатой поверхностью . Н а ­ росты сн ачала имеют белый цвет, затем буреют и темнею т. Р азрастаясь, они о бра­ зую т сплошную бугорчатую массу. Раковы е наросты бываю т различны х размеров— от горошины до крупного клуб­ ня. Они представляю т собой разросшуюся незащищ енную т к а н ь клубня, н аполнен­ ную спорами возбудителей ража — гриб-* к а. Н аросты быстро загниваю т. Вслед за этим загн и вает и клубень. Р азруш ивш иеся раковы е наросты остав­ ляю т в почве большое количество спор. Н а зараж енной ими почве возникаю т забо­ леван и я картофеля _ в течен и е до. 20 лет. Споры ража не теряю т своей жизнеспособ­ ности даж е тогда, когда, пройдя через п и ­ щ еварительны й т р а к т ж ивотны х, они по­ падаю т в навоз. От образования нароста н а клубнях и столонах борва не страдает. Но внешнему виду кусты , пораж енны е раком, почти не отличаю тся от здоровых. Поэтому для об­ н аруж ения болеэни необходимо при копке и подкопке клубней в период вегетации обязательно осм атривать подземные части растения. Болезнь распространяется с пораж енны ­ ми клубнями картоф еля, с частицам и зар а­ ж енной почвы , приставш ей в посадочному м атериалу, к сельхозорудиям, к таре, а К ритика и би бл и огр аф и я ЗарубеЖнЬю друзЬя Порою, чи тая какой-либо ж урнал, ч и та­ тель обнаруж ивает в его толще десятки скучны х, ненуж ны х страниц. В новом .ж урнале « И ностранная литература» их -,/г . Трудно передать ощущение свеж ести и новизны , которое возникает при чтении первого номера этого ж урн ала и которое не покидает чи тателя от,первой до послед­ ней его страницы . «Против подготовки войны , против по- .^й ген и я на национальную культуру, про- Фив проповеди ненависти и презрения вы ­ ступаю т все честны е писатели мира, и мы надеемся, что наш ж урнал будет способ­ ствовать объединению всех мы слящ их лю ­ дей для защ и ты мира я кул ьту ры » ,— го­ ворится в кратком предисловии «От редак­ ции ». В нем же сообщается о том, что со- взгекие читатели е помощью нового ж у р ­ н ала регулярно смогут знаком иться с лу ч ­ шими произведениями зарубежной литера­ туры , что его страницы откры ты не толь­ ко для писателей, борющихся з а новый мир, а вообще для всех честны х литерато­ ров, ибо известно « ...н а примере истории, что искусство часто приводит честного п и ­ сателя к обличению несправедливости и лжи, к утверждению мира, труда, гум а­ низм а». В ж урнале н ап еч атаны произведения художественной литературы , критические ч дтьи, обзоры и т. д. Наибольшее внимание п ривлекает по­ весть известной немецкой п исательницы Анны Зегерс «Человек и его им я». В этой психологической повести п исательн иц а су­ мела убедительно рассказать о трудном моральном перерождении молодого немца В альтера Рецлова .. Интересн ы худож ествен­ ные приемы п исательн ицы , которыми она передает п ереж и ван и я героя, а вместе с этим создает общую окраску произведения. Начало повести передает чувство безыс­ ходной тоски. Люди ходят к ак будто в ды ­ му еще чадящ его пож арищ а. Мир воспри­ ним ается через пом утивш ийся рассудок бывшего немецкого солдата, бывшего ж е­ стянщ и ка и , пож алуй, бывшего челове­ ка— Германа Мюллера. Не сразу переходит автор из этого раздавленного войной ста­ рого мира в новый мир труда, строитель­ ства счастливой ж изни. М учительно долго переживает В альтер Реддов позорное прош ­ лое . Он был эсееовцем, одним из тех, р у т а ­ ми которых Гитлер хотел завоевать мир. У В альтера в то время были только креп ­ кие руки и ноги и-здоровый организм,- оп не думал,— он вы полнял. Анна Зегерс не пы тается п оказы вать перерождение своего героя путем декларирования преимущ еств социалистического строя. Она рисует, как постепенно спадает п елена лжи и ненави­ сти, засти лавш ая разум молодого немца. И все это происходит от того, что В альтер видит т а к и х же, как и он, людей, .но обрет­ ших счастье при новом строе. Труд н а бла­ го людей — вот что приводит В альтера в лагерь коммунистов. В старом мире он всегда страш ился возмездия угнетен ны х, в новом мире В альтер Рецлов о бретает у в е­ ренность в завтраш нем дне и личное счастье. Он увидел, к ак его зем ляки «...восстанавливали свою до уж аса разр у ­ ш енную страну, сами до уж аса разр уш ен ­ ны е». В альтер не мог остаться в стороне, потому что был уверен: «...то, что они восстановят, будет стоять т а к крепко и прочно, словно строители одерж али побе­ ду над беззаконием и страданием»^ Роман прогрессивного французского п и ­ сателя и о бщественного деятеля Роже В ай- ян а «П ьеретта Ама бль» повествует о ж и з­ ни обитателей маленькой деревуш ки Г ранж -о-В ан. В первом номере ж у р н ал а по­ мещено начало романа. Несмотря н а это, уж е сейчас можно утверж дать, что это— интересное и своеобразное произведение. Из напечатанной первой части ро мана Можно сделать предположительный вывод, что в П ьеретту Амабль влюблены два че­ ловека: эм и гран т-и тальян ец Бомаск — колоритный образ вечно неуны вающ его и честного бродяги и молодой директор по кадрам прядильно-ткацкого акционерного общ ества Филипп Летурно. Но не следует дум ать, что роман сводится к развитцю одной только любовной интриги. Все ос­ лож няется различием социального поло­ ж ения и взглядов эти х людей. Бомаск з а ­ нимает еще не вполне ясную позицию , по­ тому что з а внеш ней экзотичностью его похождений скры вается п равд а тяж елой ж изни пролетария. П ьеретта Амабль— сек ­ ретарь местного объединения профсоюзов при Всеобщей конфедерации труда и член комитета секции коммунистической п ар ­ тии. Филипп Летурно — сы н бывшего хо­ зяи н а прядильн о-ткацкой ф абрики. В сво­ бодное время он чи тает, размыш ляет, п и ­ ш ет стихи. Помимо этих троих, в романс много образов людей совремойнои Ф ранция. Их разговор ы , мысли пропитаны непере­ даваемым ароматом национального юмора. Это произведение позволит советским ч и ­ тателям познакомиться с буднями ф раяц уз- такж е с навозом, взятым и з зараж енного хозяйства. Таким образом, р а к картофеля можег широко распространиться за преде­ лы хозяйства, если не будут п рин яты срочные меры ж ли квид аци и этой болезни в самом н ачале ее появления. Поэтому при малейшем Подозрении на з а ­ болевание картоф еля раком нужно немед­ ленно сообщить #б этом инспекции по к а ­ р ан ти н у сельскохозяйственны х растений через сельский (городской) Совет, агроно­ му, председателю колхоза. Это необходимо для того, чтобы п ри н ять срочны е меры по ликвидации очагов зараж ен и я. Своевре­ менное обнаруж ение р ак а картофеля, а такж е бы стрейш ий переход « а сплошные посевы ракоустойчивым и сортами карто­ феля позволят ликвидировать возможность распространения этой опасной болезни М. ТЕ РНОВЫХ , н а ч а л ь н и к государствен н ой н а р ан ти н н о й и н сп ек ц и и по Л ипецкой о бласти. скнх труж еников, с жизнью современной Франции. Ф ранция п редставлена в ж урнале еще одним известным писателем — Ж аном-По­ лем Сартром. Он вы ступ ает с пьесой об американской действительности, «Диз­ зи» — т а к н азы вается п ьеса — эго гнев­ н ая отповедь «отцам» Америки. Сюжет пьесы очень интересен, и можно полагать, что в недалеком будущем она завоюет под­ мостки многих театров Советского Союза. В ж урнале н апечатан рассказ одного из выдающ ихся писателей Индии Пре ма П ан­ да « И збавление» . Скупым и необы чай­ но точным языком индийский классик рассказы вает о судьбе забитого к р естья­ н ин а Дукхи, Н есчастны й бедняк задумал ж ени ть сы на, но для этого нужно бла­ гословение п андита (свящ енн ослуж и теля). П андит Гхаси Рам до бр, он благословит молодую чету, но... он зан ят и зайдет ве­ чером, а п ока п усть Дукхи подметет двор, п еретаскает м якину в сарай и наколет дрс®. Все сделал Дукхи, но суковаты е коряги не поддавались топору. Т ак и умер бедняк Дукхи, не нарубив дров. Р ас­ сказ написан во внешне смиренном тоне: мол, т а к было, т а к и будет. Но читатель все время чувствует* к ак у автора горит от н енависти душ а, и заклю чительн ая ф ра­ за: «Т ак был вознаграж ден злосчастны й Дукхи за свою преданность и веру» вос­ приним ается как Призыв к отмщению. Ч еты ре поэта разны х стран сош лись в первом номере ж урн ала. Стихотворение современного китайского поэта Ш у Фаня «Колокол» заклю чает в себе глубокую мысль. К рестьяне из орудийного снаряда сделали колокол, и теперь: «Гудит п еву ч ая, добрая медь о думах народа всего, О том, к а к труд победил войну, к а к справил труд торж ество. " 0 8 0 7 ^ 0 1 Й 0 В Д 0 | М Р Ж $ * Н - Ы Щ Ш 1411 Ц В сел ьхозартели имени К ирова, Т ал и цк ого района, в ны неш нем го д у идет бол ь­ шое строительство ж ивотноводческ их пом ещ ений. На снимке: к олхозн ая строительная бригада (бригадир А. М . Быков) на со о р у ж ен и и ш л акобетон н ого свинарника. Ф ото И. Нарциссова. --------------*----- ♦ « --------------------- На педагогические темы Важное средство политехнического обучения Умение рисовать и черти ть нео бходимо человеку почти любой профессии, т а к как широкий размах м еханизации процессов труда в н аш ей стране требует глубокого и зучен и я п соверш енствования техн ики . А это невозможно без овладения основами графической грамотности. К ак же поставлено преподавание рисо­ ван и я и черчения в наш ей ш коле? Общим серьезным недостаткам в обучении рисо­ ванию явл яется слабая подготовка у ч а ­ щ ихся в н ачальны х классах, что в свою очередь сильно тормозит работу учителей рисования и черчения 5— 10 классов. По­ этому при методическом кабинете Е лецко­ го гороно уж е несколько лет сущ ествует постоянно действующ ий семинар по рисо­ ванию для учителей 1— 4 классов. И те у чи теля, котор ые аккуратн о посещ аю т этот семинар, дают своим учащ им ся хо­ рошие зн ан и я. Примером может служ и ть учи тельни ц а наш ей ш колы 3 . П. Прокофь­ ева. Подготовленные ею учен и ки п рекрас­ но справлялись с заданиям и по рисова­ нию в последующих классах. Основное, чего следует добиваться на уроке рисования,-— эго заинтересованности учащ ихся. Они должны зн ать для чего выполняю т т у и ли иную работу. Например, в 5 классе н а уроке декоративного рисова­ ния учащ иеся выполняли эскиз п л а к а т а к 1 Мая. Перед работой с ними была про­ ведена к р ат к ая беседа: что такое п лакат, его н азначение, каки е бываю т п лакаты , к а к а я основная мысль п лак ата, п освящ ен­ ного 1 Мая. Бы ли п оказаны примерные эскизы п лак ата в законченном виде. После показа н а доске последовательности выпол­ нени я ри сунка все пособия, в том числе и рисунок н а доске, были убраны , и у ч а­ щ иеся работали самостоятельно. Время от времени учи тель просм атривал работы, давал отдельные у к азан и я, добивался того, чтобы учащ иеся сами находили свою ошиб­ ку и исправляли ее. В конце урока были разобраны п ричины успеха и неудачи л у ч ­ ш их и наиболее слабых рисунков. Потом учен и ки получили задание н а дам— за ­ кончить рисунки краскам и. Такое постро­ ение урока способствовало заинтересован­ ности у чащ и хся н а п ротяж ении всего учеб­ ного ч аса и обеспечило в классе спокой­ ную, деловую обстановку. В том ж е классе были проведены за н я ­ ти я по выполнению эски за заголовка классной стенгазеты , по оформлению ф а­ сада ш колы к годовщине Октября. В 6 классе учащ и еся выполняли эски - Мы много братьев п сыновей зары ли в земле своей. Нас колокол у ч и т не забы вать и зорче бы ть и си льней». С большим удовольствием читаю тся светлы е, радостные стихи молодого чеш ­ ского поэта Йозефа К айнара «Ч еш ская м ечта». М ужественно и глубоко лирично написано стихотворение крупного ю гослав­ ского п исателя Бранно Ионича . «Хоровод :Коеарский». Бодыо за свою родину, «п у­ танную цепями стр ах а перед класть имущими, пропитано стихотворение ам е­ риканского поэта Арчибальда М аклиш а. Большой круг Вопросов затрагиваю т от­ ры вки из дневников и писем Ромейа Рол­ дан а . Т ут не к чем у ц итировать или п е ­ ресказы вать. Мудрые вы сказы ван и я и мысли этого великого п и сател я нужно серьезно и зучать. Сто лет назад в Америке выш ел сбор­ н ик стихов Уолта У итмена «Л истья т р а ­ вы » . В ж урнале печатаю тся новы е п ер е­ воды из этого зам ечательного сборника, а такж е отры вки из статей Уитмена, р ас­ кры вающ ие его взгляды н а задачи поэ­ зии. « У и т м е н -^ ч е л о в е к с раскры тым сердцем. Т аких будет много, когда у п а ­ дут стенки одиночных кам ер в тюрьме эгоизма и собственничества... Ч еловек- колЛеКТйвист — бессмертен. Только инди­ вид смертен. ’Т акова основная идея Уйт- мена. Кто этого не понимает, тот и У и т­ мена не поним ает». Та® писал А. Л уначар­ ский еще в 1 9 3 2 году . Советским ч и т а­ телям близки стихи американского Поэта, и они поймут Уолта Уитмена! В разделе крити ки помещены четыре статьи . Особый интерес п редставляет р а ­ бота А. А никста «В п оясках: п ути » об английском писателе Джеймсе Олдридже. Польский п исатель Богдан Чешко в и ­ зы оформления альбома к р уж к а юных ми­ чуринцев и п л ак а т а н а тем у: «П тицы — г друзья человека». . Для рисования с н атуры были использо­ ваны гипсовы е архи тектурны е орнаменты , модель паровой турбины , столярны е и н ­ струм енты , чучела п тиц . Помимо ш кольны х зан яти й , учалциеся 5 6 классов приним али участи е в оформ­ лении колонны праздничной дем онстрации: изготовляли м акеты колосьев, початков к у ­ курузы . В восьмых классах при прохождении разделка программы о п лан ах и разрезах зданий учащ иеся измеряли рулеткой срой класс, затем по полученным данным чер ­ тили п лан класса. При изучен и и сопряж е­ ний было дано задание по п рактическом у применению сопряж ений в реш етке для сквера. Продолжалась такж е работа по составлению эскизов предметов с н атуры и чертеж ей по эскизам . С интересным и деталями встретились на уроках черчен ия учащ и еся старш их классов. Е лецки й завод гидроаппаратуры изготовляет насосы для строительства гид­ ростанций н а Волге. У чащ иеся ознакоми­ лись с деталями этого насоса, затем на каждую п ар ту было поставлено по одной детали. Учащ иеся вы полнили их эски зы , потом, измерив деталь при помощи крон ­ ц и ркуля и нутромера, проставили разме­ ры . На следующих уроках с эски за выпол­ н ялся чертеж , к о |р р ы й затем копировался н а к ал ь к у . Эта работа помогла закреп ить зн ан и я по пройденным разделам програм ­ мы, познакомила ш кольников с техникой м естных п редприятий. Для разви ти я пространственного пред­ ставлен и я учащ и еся вы полняли чертеж по' ри сун ку предмета, строили третью п роек­ цию по двум данным, составляли рисунок по чертеж у. Н апример, при изучен и и р аз­ резов в 9 классе учащ им ся были даны две проекции детали. Вы яснив общую форму предмета, учащ и еся самостоятельно н ачер­ тили третью проекцию . Ра бота закончилась выполнением ри сун ка. Методы обучения рисованию и черч е­ нию могут бы ть самыми разнообразными, важно лиш ь помнить о главном: чтобы уроки тесно у вязы вал и учебу с ж изнью и чтобы ш кольники получали прочны е н а ­ вы ки самостоятельной работы. Г. ЛАШ ИН, п р еп о д ав атель р и с о в ан и я и ч ер ч ен и я ш кол ы N°. 1. г. Е лец. ступает в отделе «Т ворческая трибуна» с злободневной статьей «Н аши л и тер ату р ­ ные дискуссии». Кроме того, ,в ж урнале им ею тся отделы: рецензий н а новые книги зарубеж ны х писателей, обзорбв и документов, писем и з-за рубеж а. Не исклю чено, что среди читателей найдутся Такие, которые, у став #т доволь­ но однотонных рец ензи й в д р уш х пада­ ниях, закрою т ж урнал, не досмотрев его до Конца. Между тем, именно в самом его конце н ап еч атан ы главы из кн и ги С. Образ­ цова «Театр китай ского народа», в которы х автор в непринуж денной разгов 0 (р 1 ной м а­ нере ведет я р ки й рассказ о китай ской классической опере. Последние две статьи — «Народнее и с­ кусство» чеш ского реж иссера-художни- к а м ульти пли кац и онны х фильмов И рж а Трнка и «Три филь ма о молодежи» отнюдь не являю тся последними но значимости, они достойно заверш аю т ярки й вп еч атля­ ющий номер нового ж урн ала. Короткие рецензия отдела «Среди книг» и столь ж е короткие информации « Из ме­ ся ц а в месяц» помогают читателю п очув­ ствовать н ап ряж ен ны й пульс международ­ ной литературной ж изни. Закон чи ть обзор хочется еще одной ц и ­ татой из предисловия редакции: «Пре­ данны е высоким принципам интернацио­ нализм а, советские люди уваж аю т к у л ь ту ­ ру всех народов — больших и малых, они знаю т, что все народы вносят свой вклад в к ультуру человечества». Издание ж урн ала «И ностранная ли те­ рату р а» положило ещ е один ка м ень на стройке здания .друж бы с зарубежным и деятелям и литературы и и скусства, и это большой вклад в дело мира и сотруд­ н ичества между народами. М. ГАВ РИЛОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz