Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я имшиишамж надд а ч а— шигавяа а ян дшщцлиин 1 9 а в гу с т а 1 9 5 5 г , М 1 6 3 ( 3 8 8 ) На собраниях партийного актива Повысить уровень партийного руководства промышленными предприятиями На собрании ак ти в а партий ной органи­ зац ии города Е льц а были обсуждены итоги июльского Пленума ЦЕ КПСС и задачи го­ родской партий ной организации. С док- 1 ладом по этому вопросу вы ступ ил секретарь горкома КПСС т . Соколов. Докладчик и вы ступ авш и е в п рен и ях от­ м етили, что трудящ и еся Е льца активно у частвую т в борьбе за увеличение вы п у ска продукции, за дальнейш ее улучш ени е р а ­ боты промыш ленности, за подъем сельско­ го хозяйства. П роизводственный п лан семи месяцев промыш ленными п редприятиям и города п е­ ревыполнен. В ы пуск продукции по срав­ нению с прош лым годом увели ч и лся н а 2 7 процентов. За это время получено н акоп ­ лений около 40 миллионов рублей, в том числе более 14 миллионов сверх п лан а. К оллективы заводов гидроаппаратуры , «П рож екторны е у гл и » , кожевенного завода им ени В. И . Л енина добились зн ачи тельно­ го повыш ен ия производительности труда. Здесь и н а ряде других п редп риятий ш и ­ роко внедряется н о вая т е а н о л ощ я , зн а ч и ­ тельное вним ание уделяется рац ион ализа­ ц ии и изобретательству, что явл яется зал о ­ гом дальнейш его роста вы п у с к а продукции. Вместе с тем н а собрании были вскры ты серьезны е недостатки в работе промыш лен­ ны х предприятий города, в руководстве ими со стороны горкома КПСС. Ряд пред­ п ри яти й систем атически не сп равляется с I некоторые ра ботники горкома, в том числе производственным планом. В этом году, н а ­ прим ер, мельзавод, мясокомбинат, хлебо­ комбинат и артели «М ебельщик», «Комби­ н а т » , «Восход» а им ени 5. декабря не до­ дали продукции н а 3 м иллиона рублей . Руководители так и х п редприятий, к ак рудоуправление, м еханический и моторо­ ремонтный заводы , м ахорочная фа брика и некоторы е другие не проявляю т должной заботы о повыш ен ии производительности труд а и улучш ен и и технологии. На ремонтном и известковом заводах дли­ тельное время вроет айв этот дорогостоящие м еханизмы , а директора этих предприя­ ти й тт. К ры син и Лебедев равнодушно от­ н осятся к предложениям рабочих об и с­ пользовании им еющ ихся возможностей для увели ч ен и я в ы п у ска п родукции. Н а ш вей ­ ной и махорочной ф абриках совершенно не уделяется вним ан ия рац ион ализаци и и изобретательству. — В городе немало передовиков произ­ водства, — ск азал а в своем вы ступлении секретарь горкома ВЛКСМ т . Н овикова,— но п арти й ны е организации слабо заним а­ ю тся распространением опы та их работы . О необходимости повыш ен ия уровня п ар ­ тийно-политической работы н а предп рия­ ти ях и руководства промыш ленностью гово­ рили в своих вы ступ лен и ях т . Бобряш ев, Севидов, Т кач ев, Д якин. Они отметили, что и заведующий промыш ленно-транспортным отделом т. Селлфонов, судят о положении дел на предприятиях только по сводкам. Многие вы ступающ ие большое внимание уделили вопросам организации шефской помощи селу. Ряд предприятий города — мотороремонтный завод, артель «Ме бель­ щ ик» и другие — выполняю т заказы колхозов и МТС. Но многие из этих за к а ­ зов, например, стан ки для производства шифера, вибропомольныо м ельницы , еще не изготовлены . В этом году город оказы вает значительно большую помощь колхозам, туда послано больше людей н тех н и ки , чем в прошлом году, но по-настоящ ем у шефскую работу организовал лиш ь коллекти в рудоуправле­ н и я (уп равляющ ий т . Винокуров). Колхоз имени М ичурина, над которым оно ш еф вг- вует, идет впереди н а уборке и хлебосдаче. В ы ступивш ий н а собрании ак ти ва се­ кретарь обкома КПСС т . Жорин подверг крити ке руководителей СМУ «Глашахром- элеж тростроя». и некоторы х других пред­ п ри яти й , н е использующ их возможности для улу чш ен и я работы . Собрание единодушно одобрило реш ения июльского Пленума ЦК КПСС и наметило п ракти чески е м ероприятия по дальнейш е­ му улучш ению работы промыш ленности го­ рода Е льца. Все силы— на выполнение решений июльского Пленума ЦК КПСС Состоялось собрание а к т и в а Усма.нс,кой районной п арти й н ой органи зац ии , п о свя­ щ енное итогам ию льского П ленум а ЦК КПСС. С докладом вы ступ ил секретарь , райком а п ар ти и т . Я ры гин . Р еш ен ия П ленума ЦК КП СС, говорит до­ кладчи к, вы звал и новы й подъем п оли ти ­ ческой и трудовой акти вн ости рабочих, колхозников и м еханизаторов рай она. Сей­ ч ас н а п редп ри яти ях, в колхозах и МТС е каж дым днем все шире разверты вается социалистическое соревнование в честь XX съезда КПСС. К ак отмечалось н а собрании, производ- ; ство промыш ленной продукции в Усм ан-' оком районе с каж дым годом возрастает. В нынеш нем году программа первого полуго­ ди я предприятиям и вы п олн ен а но валовой продукции н а 1 0 9 и по товарной — на - 1 0 6 процентов. К рити чески оц ени вая достигнуты е ре- \ зу л ь таты , у ч астн и ки собрания сосредото­ чи ли свое вним ание н а недостатках /в р а­ боте промыш ленных предп риятий и пром­ артелей . Они у казы в ал и , что многие из н их все еще работаю т неудовлетворитель­ но, н е всегда выполняю т зад ан и я по ассор­ тим енту изделий, медленно улучш аю т к а ­ чество вы пускаем ой продукции. У частни ки собрания говорили о том, что н а предп риятиях города мало заботятся о внедрении новой техн и ки , передовой т е х ­ нологии, комплексной м ехан и заци я. Н еко­ торы е руководители п редприятий и пром­ артелей формально, по-бю рократически относятся к порученном у делу, не ан ал и ­ зирую т работу цехов, смен, неохотно, а п о ­ рой боязливо относятся во всему новому, передовому. П ервичны е парторган изаци и слабо осущ ествляю т п раво контроля з а де­ ятельностью адм инистрации, глубоко не вн и каю т в дела предприятий, не п роявля­ ют достаточной настойчивости в борьбе с рутиной и косностью . В вы сту п лен и ях у ч астн и ков собрания указы валось, что райком п ар ти и , особенно его промыш ленный отдел, мало уделяю т вним ан ия промыш ленным предприятиям . — Р а ботники промыш ленного отдела райком а п ар ти и ,— говорил директор ме­ ханического завода т . Г алкин,— прихо­ дят н а завод за тем , чтобы проверить к а ­ кую -нибудь ж алобу, и ли п олуч и ть сводку, но не за тем, чтобы помочь администрации и п артий ной организации н алади ть дело. На многих п редп риятиях еще вели к ш тат управленческого ап п ар ата. Колхозы рай она имею т все возможности для того, чтобы убрать урож ай в сж аты е сроки и без потерь, досрочно вы полнить все обязательства перед государством. П а колхозны х п олях сейчас работает 65 ком­ байнов, более сотни автом аш ин, много зерноочистительны х агрегатов. Однако, ход уборки п оказы вает, что м аш и н но-трактор­ ные станции и колхозы не использую т ре­ зервов, проявляю т неорганизованность в работе. За две недели ж атвы убрало коло­ совых культур лиш ь 7 .5 1 3 гектаров или 38 процентов всей площ ади . У см анская МТС (директор т. И ванов) и Поддубровская МТ С (директор т . Т афинцав) сорвали раз­ дельную уборку: виндроуэрами и хедера­ ми убрало только 1 2 8 5 гектаров, комбай­ новы й п ар к работает непроизводительно. Средняя дневная вы работка комбайна со­ ставляет не более 8 — 10 гектаров. — Почти все председатели колхозов и директора МТС возмущ аю тся низкой днев­ ной вы работкой, — говорил докладчик т . Я ры гин , — но никто из н и х не и нте­ ресуется п р и ч и н ам и так о й работы . К ак правило, колхозники, обслуж иваю ­ щие комбайновые агрегаты , вы хбдят на работу поздно, разгр у зка зерна произво­ дится с задерж кой, ночью комбайны не работаю т. » Остро стави лся н а Собрании вопрос об усилении темпов хлебозаготовок. Особенно отстаю т со сдачей зерна государству колхо­ зы «К расны й бор», имени Кирова, имени Л енина и другие. Между тем, многие колхозы имели пол­ ную возможность вы возить н а заготпун кты зерна вдвое больше. На токах колхоза «К расны й бор» скопилось свыш е 2 .5 0 0 центнеров хлеба, вывезено ж е им всего лиш ь 2 7 0 центнеров. Не лучш е ведут хл е­ босдачу колхозы «Н аш а победа», «Комсо­ молец» и другие. Плохо идет скирдование соломы. Н екоторые колхозы своевременно н ачали сев озимых ку л ьту р . Однако, к а к у к а зы в а­ лось н а собрании, с первого же дня посев­ ны х работ в районе допускаю тся грубей­ шие н ар уш ен и я агротехники. Колхозы им е­ ни Ленина,, «1 7 п артеъезд», имени Буден­ ного приступ или к севу, не проверяв семе­ н а в контрольно-сем енной лаборатории, а колхоз « 3 0 лет Октября» ведет сев озимых зас оранными се,менами. Директора Поддубровской и Усманской МТС тт. Тафинцев и Иванов не проявляю т должной забот ы о судьбе будущего урож ая. Поэтому в их адрес было особенно много кри ти чески х зам ечаний. Большое внимание участн и ки собрания уделили вопросам р азви ти я общественного животноводства, подъему его продуктив- шости, подготовки к раздельной уборке к у ­ курузы . Все вы ступ авш и е единодушно и горячо одобрили постановления июльского Плену­ ма ЦК КПСС. Собрание партийного ак ти в а приняло реш ение, в котором намечены конкретны е м ероприятия по выполнению постановле­ ний Пленума; ЦК КПСС. го стр оител ьн о-м онтаж ного управления радиоф и к аци и И . А . Я ковенко проводит: подготовк у; р а д и о у зл а к эксплуатации. Ф ото И. Н а р ц и ссо м . --------- $ {}--------- О преподавании иностранных языков Общепризнано, что преподавание ино* | яа$врает§, а остальны е соединили с лите- странны х язы ков в ш колах поставлено р ату р ей ’и русским языком, в ним приба неудовлетворительно, и большинство еще учащ ихся не получает необходимых зн а ­ ний, пфедусмогреи.ны 1 Х программой. «Ш ко­ ла должна обеспечить знанио иноетратяо- го я зы к а каждому оканчивающ ему ее». Так говорится в постановлении Ц ентраль-, нюго Комитета наш ей п артии о школе от. 25 августа 1 9 5 2 года. Вряд ли нужно до­ казы вать необходимость зн ан и я вы п уск­ н икам и наших птеол одного юз иностран­ ных языке®. К ак ж е , поставлено и зу ч ен и е- иностран­ ных языков в школах нашей ■ области?< В колхозе имени Ворошилова, Талицко- .чПрежде всего, ^необходимо отметить, что го района, закончен монтаж колхозного* л’статеов.тсвное Министерством просвеще^ р а д и о у зл а . Е го м ощ ность 100 ватт. Р а д и о 5 ■ __ п роведен о в 350 дом ов колхозников. ’ ния < " > ™ е в преподавании анишщ Н а сним ке: техник-м онтаж ник Л и п ец к о - 1 НЦИЦЩЩЛО И фРЗЖЦУЗОКЗОГО ЯЗЫЛШВ Ш кола го т о в а к новому учебному го д у дву|ш®аж 1 Ное, здание евюкой ср о д о ейФ й м л ы утоп ает в зелени. В цтом году ш кола отделана оеобеин» хо­ рошо. П анели классны х ком нат сверкаю т голубизной, н а фоне иссиня белы х стан и потолков блестят п ар ты , классны е доски. Ш кола пополнена учебно-наглядными по­ собивши по физике, химии, истории, гео­ графии и естествознанию . Уже давно завееено топливо н а весь отопительный сезон, закуп лены и н стру­ менты для уроков ню труду, ужомглекго- ваиы р т а гы учи телей и обслуживающего персонала. Кропотливо н настойчиво заним аю тся у чи теля со ш кольникам и, которым н азн а­ чены осенние экзам ены . 1 сентября за п ар ты сядут дети колхоз­ ников и работников МТС. Для их учебы созданы все условия. Д..ВО РОТНИКОВ, Ч ернавский район. К о бл а стн ом у с л е т у юных пи он ер ов Сейчас ш кольники всех районов области готовятся к первому областному слету юных пионеров. Слет н ачн ется 24 августа. В Липецк из районов прибудет около 3 0 0 пионеров . Место проведения слета — район пионер­ ского лагеря завода «Свободный сокол». Здесь будут работать секции юннатов, авиамодельная, судомодельная, спортивная. На городском стадионе «Б уревестник» состоятся спортивны е соревнования уч аст­ ников слета. Будут проведены такж е сорев­ н ования авиамоделистов и судомоделистов, пионеры соверш ат н а катере прогулки по реке Матыре. Слет продлится 5 дней. РА СШ И РЯЮТ А ССО РТИМЕНТ ПРО ДУКЦ ИИ Многие артели, входящие в систе му облпромсовета, расш иряю т ассортимент продукции. Т ак, усм анская артель имени Кирова освоила изготовление шифоньеров с зеркалам и. Новый вид продукции — веялки и сортировки — освоила елец кая арФель «М ебельщик». Липецкая артель « И скра» н ачала изго­ товление простого сельскохозяйственного и нвентаря (грабли, вил ы , совки), м етал­ лических изделий Для строительства (н а­ весы , дверные ручки ). П е р е д о в и к и с о ц и а л и с т и ч е с к о г о с о р е в н о в а н и я .... ................ г— ----------------------------------------- — Токарь Виктор К о с е н к о в — Золотое п равило — не сп еш ить, — учил В иктора Косенкова стары й токарь Андрей Г ригорьевич К анищ ев.— С начала точность, а у ж потом бы строта, И молодой токарь инструм ентального ц ех а Липецкого тракторного завода В и к­ тор Косенков кропотливо и настойчив» и зучал все тонкости работы инструм ен ­ тальщ и ка. С тех пор, к а к Косенков впервы е стал к стан ку, прошло немало времени — п оч­ ти 9 лет. За это время он приобрел опыт, стал одним вз лучш их токарей инструм ен­ тального цеха. ...Смена только н ачалась, а в цехе уж е устан ови лся строгий ритм работы . С к а ж ­ дым вновь вклю ченным рубильником усиливалось гудение моторов. Виктор Косенков прочно закр еп ляет в трехкулачковом патроне заготовку кольца прессформы- и, зап у сти в станов, подводит к ней резец. Деталь завращ алась т а к бы ст­ ро, что стан ови тся еле зам етной глазу. Из-под резца попл ы ла си н яя, с багровым оттенком стр уж к а... Для обработки наружного диам етра по­ надобилось буквально несколько секунд. Токарь быстро п ереклю чает «самоход» на поперечную подачу. Скорость вращ ения п атрона все т а же — 8 0 0 метров в ми­ н уту. Бы стро меняется цвет струж ки , она стан ови тся вишневого ц вета. Обрабаты ­ вать на такой скорости заготовки диам ет­ ром 1 8 0— 2 0 0 миллиметров, да еще от­ кованны е из крепкой легированной с т а ­ ли — не простое дело. Того и гляди, ре­ ж ущ ая кромка резца н акал и тся докрасна, а тогда — все пропало: и резец, и заго­ товка, и труд. Но изготовленны й В икто­ ром Косенковым резей по чертеж ам зн а т ­ ного ленинградского токаря-скоростн ика Генриха Б орткеви ча, стойко вы держ и вает большую нагрузку. Косенкову приходится изготовлять са­ мые разнообразны е детали: удлинители для м етчиков и сверл, токарны е, фрезерные, строгальны е и другие оп равки , корпуса сверлильны х патронов и многие другие изделия. Чтобы и зготови ть эта различны е по размерам и конфигурации детали, то- ка-р ю -инструм енталь­ щ и ку необходимо иметь большой набор универсального бы ст­ рорежущего и н стру­ мента, И Косенков сам создал необходи­ мый ему запас разно­ образных резцов. Труднее ч пришлось с резцами для т а к н а­ зы ваем ой грубой рас­ точки отверстий боль­ ш их диаметров. Как только Виктор у вели ­ чивал глубину реза­ н и я до 6 — 7 милли­ метров, резец н а ч и ­ нал дрож ать, а его реж ущ ая к р ом к а— крош ится. Приспособ­ ления, п ригон яемы е им на обц ч ны х ра­ сточны х резцах, не дали полож ительны х результатов. Пришлось и скать новые п ути, исчертить эскизам и не один лист бумаги, много раз советоваться с более опы тными товарищ ам и по работе — и н ­ ж енерами, техн икам и , конструкторами. И вот, после долгих поисков, зад ача б ы ­ ла реш ена. Косенков изготовил снециаль- 13. К осенков. ную оправку, в которой закреп ил кону­ сообразную п ласти н ку из твердого сплава с двумя р е ж у щ и м кромками и установил ее в резцедерж атель суппорта стан ка. П ер­ вы е ж е и спы тан и я дали ж елаемый ре­ зу л ьтат: глубина резан ия увеличилась до 15 миллиметров. ■Творчески! подход к изготовлению к а ж ­ дой детали, неустанное соверш енствование приемов труда — характерн ая черта в работе Виктора Ко­ сенкова. Даже т а к а я несложная операция, как центровка опра­ вок, и то не обошлась без его вм еш атель­ ства. Токарь-новатор предложил сп ециаль­ ное приспособление для определения глу­ бины зеиковаиия, ко ­ торое помогло напо­ ловину сократить вспомогательное вре­ мя и улучш ить то ч ­ ность центрирования. Успешно прим е­ н яется сконструиро­ ванны й Косенковым сп ец и ал ьны й м етчик для н арезки тране- циодальной резьбы в гай ках удлинителей. Внедрение в производство этого метчика дало возможность намного сократить м а­ шинное время, затрачиваем ое н а нарезку резьбы, и н а 30 процентов ускорить про­ цесс- обработки деталей . Недавно Косенкову был поручен важ ны й заказ — изготовить преесформы для ш тамповки ланцетов в тракторам . Комп­ лект каж дой преесформы, состоящ ей из матрицы , пуансона и кольца имеет слож ­ ную конфигурацию . Его изготовление требует исклю чительной точности. Труд­ ность еще состояла и в том, что все эти три детали надо было точи ть на одном станке. Виктор понимал, к а к ответственно это задание, и к выполнению его он отнесся со всей серьезностью . Он с первого же дня стал и скать п у ти повыш ения производи­ тельности труда и точности обработки, и добился при этом повыш ения скорости и увели ч ени я глубины точен и я деталей, а так ж е сокращ ения вспомогательного времени. На подрезке торцов пуансона применил упоры , которые раньш е нс использовались н а этой операции, а на основной станине для ограничения движ е­ н ия суппорта в продольном направлении— мерительны е концевы е плиты . Эта, на первы й взгляд, сущие мелочи оказали большую у сл у гу производственнику. Вспо­ могательное время было сокращ ено н а 20 процентов, настолько ж е возросла н про­ изводительность труда. Сейчас передовой станочник Виктор Ко­ сенков дает, к а к правило, две с полови­ ной— три нормы за смену. По достигнутое не успокаивает новатора. • 1 — Мои успехи, — говорит Косенков,— эго лиш ь первы й ш аг к настоящ ем у ма­ стерству. Водь сколько у нас еще возмож­ ностей, на которые мы подчас не обращаем вним ания, не используем их! II Косенков и зы ски вает новые п ути улучш ени я организации производства, не­ устанно соверш енствует методы своего труда. Е. АЛЕКСАНД РОВ . (4 5 , 35 и,§25 процентов соответственно) аго вы д ерж и ваетс я.'А н гл и й ск и й язы к п ре­ п одается; лиш ь в нескольких классах го­ родски х шюол, ф ранцузский совсем 'редко, в " виде искночегаия. Таким образом, в по- -давляницем;ба 1 ш ги 1 встве классов, и зучает­ ся н е м е ц к и й 'я зы к . Зн ан и я учащ и х ся ?иов ы ц у д ан иш в дале­ к о не о гоечам т'еагш ч^стф ом ны м требова­ ниям. Н авы ки свободного, правильного и вы разительного ч тен и я совершенно отсут­ ствую т. Оно отрывисто, рубящ е, не рас­ членено на речевы е т ак ты . Произношение отклоняется от нормы. Дословный перевод точен только у самы х сильны х учеников, адекватны й дается вообще редко и таким ломаным русс®™ языком, что понять его без предварительного зн ани я тек ста труд­ но. Грамматику учащ иеся, к а к правило, знаю т, но формально, в тексте же изучен­ ные грамматические формы часто не у зн а­ ют. Н авы ки устной речи отсутствую т. Короне говоря, з а благополучной картиной итоговых оценок кроется весьма непри­ глядная действительность. П ричин этото полож ения много. Во- первы х, программы и учебники несовер­ ш енны ,, они допускаю т разры в между том а знаниями и н авы кам и , которые учащ иеся приобретаю т в процессе и зучен и я и ност­ ранного язы ка, и т е ш , которые дей стви ­ тельно необходимы для чтения и поним а­ н ия оригинальны х текстов. В о-вторы х, су­ щ ествующие программы и методика у т ­ верждаю т, что н а в коем случае не следу­ ет пы таться переклю чать свое мыш ление н а базу изучаемого я зы к а. Эта у стан овка основана якобы н а концепции академ ика I . В. Щербы. Но сторонники этой установ­ ки, ссы лаясь н а авторитет покойного а к а ­ демика, забы ваю т его ж е слова: «Основное правило методики преподавания иностран ­ ны х язы ков состоит в том, чтобы никогда не переводить с родного язы к а, а стар ать­ ся в меру своего зн ан и я иностранного я зы к а дум ать н а нем». (Академик Л. В. Щерца, «П реподавание иностранны х я зы ­ ков в средней ш коле», взд. Академии п е­ дагогических н ау к СССР, 1 9 4 7 г ., стр. 9 2 ). У нас ж© в ш колах заним аю тся только переводом с иностранного н а родной или с родного на иностранны й ж в письменной и в устной речи. Ясно, что раз у чен и к не тренируется в умении переклю чать ев ос мышление на базу изученного языкового м атериала, то главное требование програм­ мы — ч и тать и понимать иностранны е тексты — становится для него недости­ ж им ом . Т яж елое положение создалось в нашей области с кадрами учи телей иностранны х язы ков. В ш колах п яти взяты х, т а к ска­ зать, н аугад районов — Колыбедьсжого, Данковекдао, Тербунского, Боринсадто и Из малковокого — и з 112 учителей язы ка (110 преподает немецкий и 2 — англий­ ски й ) только 7 процентов имеют высш ее специальное образование. Специалистов с незаконченным высшим образованием — 5 процентов, обучающ ихся по специально­ сти заочников — 8 процентов. О стальные 9 0 человек (8 0 процентов)— вообще не сп еци алисты -ли нгви сты , а биологи, ли те­ раторы , мелиораторы и прочие. В том чи с­ ле 4 9 человек имеют незаконченное обра­ зование, а 37 человек окончили только педучилищ а, в которых они, поступив туда после окончани я семилетки, иност­ ранного я зы к а не и зучали . Эти цифры з а ­ ставляю т серьезно, задум аться! Не лучш е полож ение в Липецком р а й ­ оне, где н асчи ты вается одна средняя и 10 неполных средних школ. Здесь из 17 че­ ловек, преподающих немецкий язы к , толь­ ко один явл яется специалистом с высшим образованием. Об отсутствии специальной подготовки у большинства преподавателей говорит и состав недавно закон чи вш и х работу л ет­ них курсов учи телей немецкого язы ка. Из 22 районов н а э т а курс ы было прислано 16 учи телей средних питал и 12 — семи- легних. Среди них только один преподава­ тель имел законченное образование, 10 че­ ловек еще не закончили заочное обучение, а остальны е 18 — не специалисты . Грубые ошибки допускаю тся при под­ боре в ш колу учи телей иностранны х я зы ­ ков. Директора некоторых школ п реврати ­ ли учебные часы по иностранным язы кам в средство для пополнения н агрузки «ос­ новных» работников. Например, во второй Д аяковской средней школе 21 час по ино­ странному язы ку дали специалисту, 4— вили историю и конституцию , и эту смесь из предметов поделили «порциями» по 20—22 часа между четы рьмя педагогами. Еще «остроумнее» поступил заведую ­ щ ий Липецким районе т . Корнеев. Я вляясь ^преподавателем ф изкультуры , заочно обу­ ч аю щ и м ся н а историческом ф акультете, он вел|У 4 Й ки немецкого я зы к а в двух п яты х к л а с с а х Сокольской неполной средней ш ко­ л ы .' Р а д и удо бства т. Корнеева эти уроки У щ я гак л асс н и в а м и были сдвоены (! ). Н в *1 3 55— 56 '-учебном году т . Корнеев такж е Собирается вести уроки немецкого язы ка в д ат® .ш есты х классах!.. Приведенные ф акты говорят о крайне гщхмгобрржителвном отнош ении к иност- ураганыэСязыкам, низведенным н а положе­ ние третьестепенного, необязательного предмета. Старые опы тны е учи теля иностранных язы ков постепенно у трачи ваю т былые зн а­ н и я . Это объясняется тем, что шрактико- в а т ь с я .в иностранном язы ке в классе и во внеклассная общ ении с учащ им ися они не могут ’ и з-за слабой подготовки учеников. Креме тот», в большинстве случаев эти педагоги не работаю т над повышением своей квалиф и каци и . Отрицательно сказы вается н а изучении язы ков отсутствие контроля за работой учителей и ностранны х язы ков со стороны директоров школ и заведующих районны - !ми отделами народного образования. Обыч­ но эти товарищ и отговариваю тся тем, что> ничего не смы слят в данном предмете. Но водь эти ж е товарищ и не видят ничего сложного в том, чтобы , будучи, «кажем, математиком, п ойти на урок ли тературы , географии и ли биологии и дать квалиф и ­ цированны й ан ализ этого урока. Да и в "дипломах этик руководителей зн ач а т с я оценки (и часто неплохие) но и ностран - ным язы кам . Зн ачи т, и -зд есь мы имеем ней что иное, к а к пренебрежительное ош неш е-; ш ве к предмету. Выход из создавш егося-трудного поло- : ж енил нуж но н ай ти к а к моашго б ы с т р е е ., Возможности для этого есть. В наш ей об­ ласти имеются два педагогических и н с т и - ; ту та. Целесообразно х о тя бы при од­ ном и з них открыть’ ф акультет иностран- чш х язы ков. При этом -наибольш ее число 'студентов должно обучаться*н а отделении'; английского язы ка, чтобы соотношение» числа преподавателей равны х язы ков в ! ш колах можно было с©-временем вы р ав­ нять в соответствии-?© требованиями мини­ стерства. Ш колы области-еж егодно выпус--- каю т до 3 0 0 человек, и зучавш и х англий-ы окий я зы к . Поэтому набор н а это отделе-.; ние 6 0— 75 человек и даж е больше — вполне возможен. Что ж е касается отделе­ н ия немецкого язы ка, то н а него достаточ-*- д о п ри н ять человек 4 5 . А для укомплекто­ ван и я ф акультета кадрами преподавателей можно п ригласить наиболее опытных у ч и ­ телей средних школ. Ч асть студентов, окончивших 5 —6 се­ местров, а, возможно ж раньш е, можно было бы н ап рави ть на работу в ш колы на п равах окончивших учи тельские и н сти ту ­ ты иностранны х языков, но е обязатель­ ством продолж ать заочное обучение до окончания полного курса педагогического и н сти тута. Одновременно с открытием стац ион ар- ното ф акультета нужно организовать и з а ­ очное отделение. Н едостатка р ж елающих приобрести вторую специальность не бу­ дет. Ведь многие учи теля русского я зы к а , литературы , биологии, ‘ географии часто параллельно со своими предметами ведут* и уроки иностранного язы к а. Необходимо решительно отказаться от использования уроков иностранны х язы ков в качеств© дополнения к малой нагрузке того или иного учителя. Поручать препода­ вание язы ков следует только тем, кг» у чи тся заочно, приобретая новую специ­ альность. Недавно проведанные курсы повыш ения квалиф икации учителей немецкого я зы к а п оказали стремление в закреплению новой сп еци альной® . Н а 25 мест явилось 28 че­ ловек. Зн ачи т подобные курсы надо раз­ верты вать не менее, чем н а 60— 8 0 че­ ловек и работать по двум типам программ; для подготовленных и для слабо подготов­ ленных учителей. Контроль з а работой' преподавателей иностранны х язы ков должен быть реш и ­ тельно усилен, ибо самый лучш ий работ­ ник, оставленный без контроля, скоро п ре­ вращ ается в плохого. Нужно уси ли ть и методическую помощь учителям -лингвистам . В ап паратах орга­ нов народного образования области нет специалистов по иностранным языкам. А имеющийся при и нституте усоверш енство­ вани я учителей один методист не в силах справиться с этим делом. Н ет у нас и к а ­ бинета иностранны х языков с самым эле­ ментарным оборудованием — патефонами с набором пластинок, магнитофонами со зв у ­ коснимателем и усилителем и т. д. Такой кабинет обязательно нужно организовать, и работать прп нем должен не один мето­ дист, а два три сп ециалиста по разным языкам. А. Г0М0КЭК0 3, м етодист Л ипецкого и н сти ту та у с о верш ен ство ван и я у чи телей . Культурное обслуживание колхозников А ' , Во многих районах успеш но работаю т агитационно-худож ественны е бригады, со­ зданны е при Домах культуры , клубах, и з­ бах-читальнях. Т ак, четы ре агитбригады Добровйкого района но время уборки урож ая дали в колхозах свыш е 40 концертов. 8 выездов совершила агитбригада Грачевекого Дома ку л ьту ры . По 2— 3 концерта дала в се­ лах и полевых станах каж д а я из трех агитбригад Воскресенского-, района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz