Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 5 августа 1 9 5 5 г ., Л ? 15 3 (3 7 8 ) Эти предлож ени я имеют П родолжение доклада товарища Н. А . БУЛГАНИНА ство что шта И Т0 преимуще" | ЭТ(,Г0 'Важного вопроса должно быть про- ж ени и какого то п В03МСЖТ О СТЬ н а Щ>°тя- должено . При этом представители тр ет еа- стви и с м с т рл п о о к ! ^ ! ! 1 П11 В? ™ „! .*“ ■I п адн® вы ска зали сь такж е и за И тоны подвергнуть рассмотрению пред- ствии^ систему, основанную н а совместных, хотя^ б ы и ограниченны х по своему м ас ш та бу, уси ли ях всех европейских госу дарств, направленн ы х н а поддержание мира . Во второй период упом януты е государ ства, естественно, должны б ыли б ы п р и н ять н а се бя по соответствующ е му догово ру в полном о бъе ме о бязательства, с в я зан н ы е с созданием системы коллективной безопасности в Европе . В соответствии с этим полностью и одновременно должны б ыли б ы п рекрати ть свое действие Северо атлан ти чески й договор, п ариж ски е согла ш ен и я и В арш авский договор, а созданные на их основе группировки подлежали б ы ликвидаци и с заменой их о бщ еевропейской систе мой коллективной безопасности . В Ж еневе мы вы сказали сь за то, что б ы в конечном счете н а территории евро пейски х государств не оставалось и но стран ны х войск и что б ы в этом отнош ении б ыло восстановлено полож ение, сущ ество вавш ее до второй мировой войны . Мы уве рены в том, что это отвечало б ы стремле ниям европейских народов к миру, к н еза висимому сущ ествованию и полностью со ответствовало б ы задаче о беспечения безо пасности для народов Европ ы . Мы глу боко убеж ден ы в том, что под ли н н ая безопасность европейских госу дарств может и должна б ы ть о беспечена лиш ь тогда, когда будет покончено с п оли тикой военн ых группировок, когда все европейские государства, а такж е США объедин ят свои уси ли я в борьбе за мир . Р а зн ы е страны ж и в у т различной ж и з нью . Среди людей, их населяющ их, есть верующ ие и неверующ ие, коммунисты и антикомм унисты , но все они могут сой ти сь в одном: они в равной мере заи н тере сован ы в сохранении и укреплен ии мира . А если это та к , то не следует ж алеть т р у дов и усилий ради того, что б ы до битьея осущ ествления этой цели . Внося своя кон кретны е ц редложш и я, ■направленные на о беспечение общеевропей ской безопасности, мы у к а зы в а л и , что эти предлож ения не явл яю тся единственными, н а основе которы х можно б ыло б ы подойти / к решению этой важ н ой задачи . Мы го товы рассм отреть предлож ения других го сударств, которы е в то й и ли иной степени отвечаю т задаче укреп лен и я европейской безопасности, о че м советская делегация заяви л а н а Ж еневском совещ ании . С оветская делегация заяви л а, в частно сти, о то м, что соо браж ения пре м ьер-мини стра В елико британии г -л а А. Идена отно сительно во з можности заклю ч ен и я п а к т а безопасности с участие м более узкого к р у г а государств заслуж и ваю т вни м ан ия . За ключение такого п а к т а с участи ем н а п ервы х порах четы рех держ ал— СССР, США, В елико британии и Ф ранции, а т а к же некотор ы х других европейских госу дарств, могло б ы иметь положительное зн ачен и е . Ери этом нео бходи мо только, что б ы так о й п а к т учи ты вал реально су щ ествующ ую о бстановку в Гер мании, ког да за истекш ие 10 лет сло-жились два гер м ан ских государства . Мы считаем вполне во з можным н ай ти такое сочетание и н те ресов о бщеевропейской безопасности с и н тереса ми разви ти я Германской Д е мократи ческой Р еспу блики и Гер манской Феде ральной Р еспу блики, которое будет отве ч ат ь к ак интереса м германского народа, т а к л интересам всео бщего мира . Надо п олагать, что н а предстоящем в . октя бре совещ ании Министров и ностран н ы х дел четы рех держ ав будут расс мотре ны новые возможности договоренности по этому важ ном у вопросу . Т акие во з можно сти нельзя счи тать и счерпанным и . В этой связи нео бходи мо с к азать о н а шем другом предлож ении, касающ ем ся е в ропейской безопасности, которое б ыло п е редано н а рассмотрение предстоящ его в ок тя бре совещ ания Министров иностран н ы х дел четы рех держ ав . Я имею в виду пред лож ение Советского п р ави тел ьства о том, что б ы государства — участн и ки ныне сущ ествующ их группировок в Европе, впредь до создания системы о бщ еевропей ской безопасности, прин яли н а себя обяза тел ьства н е п ри м ен ять вооруж енную силу друг против друга . Само со бой разу м еется, и мы о б это м заяви л и в Ж еневе, что такое о бязательство не должно ия,носить ущ ерба п р аву государства н а индивидуальную или коллективную са моо борону в случае воору женного н ападени я, предус мотренному статьей 51 У става ООН . По наш ему мнению против такого пред лож ения трудно во зраж ать . В самом деле, допустим, что достиж ение соглаш ений но вопросу о заклю чении договора о б обеспе чении безопасности в Европе, — с у ч а стие м ли всех государств Е вропы и ли же вн ач але с участием только части европей ских государств, — может затян у ться . Мы ска зали в Ж еневе: поче му в таком случае н ельзя согласиться н а то, что б ы у ч астн и ки сущ ествующ их западной и варш авской военны х группировок взяли б ы на се бя простое, но отвечающ ее са мым ж изненным интересам народов о бязатель ство — не п рибегать к при м енению друг против друга вооруж енной силы ? Заклю че ние н а этот счет договора между государ ствами— участн и кам и сущ ествующ их груп пировок, бесспорно, означало б ы ш аг вп е ред в деле создания системы эффективной безопасности в Европе . Какой-ли бо окончательной договоренно сти о безопасности в Европе, в то м ч и сле по этому последнему предложению Советского п рави тельства, достигнуто не было . Однако в ре зультате состояв ш егося об мена мнениями между Гла вами п рави тельств четы рех держ ав все согласились с тем , ч то рассм отрение то, леж ание Советского п рави тел ьства о з а клю чении договора между Западной и В арш авской группировками . На Ж еневском совещ ании мы поставили вопрос, который становится все более а к туальн ы м о поддержке четы рьм я дер ж авами тех государств, которые пож елали б ы проводить п олитику нейтрали тета и н еучасти я в военных блоках и коалициях . И звестно, что в некотор ы х государствах Европы , Ближ него и Среднего Востока все более уси ли ваетс я движ ение за проведение политики нейтрали тета . Такое стремление вполне понятно, т а к к а к и з прошлого и з вестно, что те стран ы , которые проводили нейтральную политику, о беспечивали сво и м народам безопасность и с ы грали поло ж ительную роль . Мы заяви ли в Ж еневе, что если б ы те или ины е государства, желающие придерж и ваться рей трали тета, поставили вопрос о гаранти и своей безо пасности и территориальной неприкосно венности, то Советский Союз был бы готов вместе с другими держ авами п ри н ять у ч а стие в такого рода гаран ти ях . К ак и звестно, ССС Р сделал уж е такое предложение в отнош ении А встрии, п р и чем н а совещ ании Министров иностранны х дел четы рех держ ав в Вене б ыла достиг н ута в принципе договоренность о б у в аж е н ии н ейтрали тета А встрии п рави тельства ми СССР, США, Англии и Франции . По наш ему мнению , этот вопрос и после Ж еневского совещ ания остается злободнев н ым и заслуж ивает серьезного вним ания . На Женевском совещ ании состоялся об мен мнениями по германской про бле ме . Надо ска зать, что н а Совещании вы яви лся разн ы й подход к решению этой про бле мы, к решению вопроса о том, в каком н ап р ав лении должна разви ваться Германия . Для безопасности народов Европ ы важнейш ее значение имеет вопрос о том, будет ли Гер мания разви ваться в направлении, от вечающем интересам о беспечения мира в Европе, или ж е развитие Германии пойдет к а к и когда-то по п ути возрождения мили таризм а и создания в центре Европы оча га новой войны . П редставители трех держ ав вы ступили с защ итой п ариж ских соглаш ений, преду с матривающих ремилитаризацию Запад ной Германии и ее вклю чение в военную группировку западны х держ ав . При этом они не скры вали, что и о бъединенную Гер манию они мы слят не и наче, к а к вовле ченной в указан ную западную группиров к у . Ясно, что Советский Сою з не мог и не может согласиться с подо бной точкой зре н ия, т а к к а к она не отвечает интереса м европейской безопасности, в то м числе и безопасности Советского Союза, чего мы не можем и не имеем п р ава у п у скать из виду . На это нам заяви ли , что три западн ы е держ авы могли б ы пойти на заключение п ак та п яти государств (с участием ССС Р, США, В еликобритании, Франции и объеди ненной Гер мании) и готовы на то, что б ы Советский Союз получил «гаранти и безо пасности» от упом янут ы х участн и ков так о го п ак та . Мы ответили, что хотим внести полную ясность в этот вопрос о гаранти ях Советскому Сою зу . Предложения о гаран ти ях , заяви л и мы, п онятны , когда речь идет о малом государстве, не располагающ ем т а кими вооруженными силами, которые в полной мере могли б ы о беспечить его безо пасность . Совершенно понятно, что всякие предлож ения н а этот счет в отношении СССР не имеют под со бой н и к ак и х основа ний . Следует такж е отметить, что речь идет о гаран ти ях, которые должны б ыть предо ставлены Советскому Союзу со стороны государств, св язан н ы х между со бой сеп а ратн ыми военными о бязательства ми по другим договорам и соглаш ениям, н ап р ав ленность которых против Советского Союза и стран народной демократии очевидна . Советский Со юз счи тает, что важ н ей ш ей гаранти ей безопасности в Европе б ы ло б ы прежде всего создание о бщеевропей ской систе мы безопасности, а такж е недо пущ ение возрождения гер манского мили таризм а, недопущ ение того, что б ы Германия б ыла превращ ена в очаг новой агрессии в Европе . Мы и зложили в Ж еневе наш и взгляд ы по германскому вопросу . Мы заяви ли , что осущ ествление п ариж ских соглаш ений, то есть ре м илитаризация Западной Германии, восстановление ее военного потенциала и вклю чение Западной Германии в западны е военные группировки, несовместимо с з а дачей о бъединения Гер мании . Мы напомни ли, что Советский Союз и раньш е обра щ ал вним ание п рави тельств США, В елико британии и Франции н а то, к чему могут П ривести п ариж ские соглаш ени я . Теперь п ариж ски е соглаш ения уж е всту п и л и в силу и осущ ествляю тся, и это со зда ло новое полож ение, которого нельзя игно рировать . Но это вместе с тем о значает, что реш ения гер манского вопроса, при н а личи и п ариж ских соглаш ений, следует и скать н а ином п ути — н а п у ти смягче н и я международной напряж енности в Е в ропе, н а п ути ликвидации сущ ествующих военны х группировок государств и созда н и я эффективной системы коллективной безопасности в Европе . Именно в эту сто рону должны б ы ть направлены уси ли я к ак германского народа, т а к и других заи н те ресованны х государств . Можно лиш ь с удовлетворением отме ти ть, что в о бщ ественн ых кругах Зап ад ной Германии и в западногерм анской п еч а ти все чащ е и настойчивее раздаю тся тре бования об из менении политики п р ави тельства ГФР в вопросах воссоединения Германии, т а к к ак политика, в основе ко торой леж ит рем илитаризация Западной Германки и вклю чение ее в военны е блоки! д н и не в ы сказали к ним своего отноше- исклю чает возможность о бъединения стран ы . Т ак о бстоит дело с гер манским вопро сом, поскольку речь идет о внеш них, меж дународных условиях о бъединения Гер мании . Однако, не надо заб ы вать, что сущ ест вую т и внутренние условия в самой Гер мании, которые такж е имеют важное зн а чение при реш ении вопроса о ее будуще м . Тепереш няя Германия это уж е не та Германия, которая сущ ествовала десять лет тому на зад, в первое вре мя после разгрома гитлеровского режима . За истекш ее десяти летие н а территории Германии сложилось два сам остоятельны х герм анских государ ства Германская Демократическая Рес п у блика и Г ер м анская Ф едеральная Рес пу блика, и обе эти республики признан ы другими странами в качестве суверенных государств . О ба они поддерживаю т дипло м атические и торговые отнош ения е дру гими странами и являю тся участникам и соответствующ их договоров и соглаш ений в Европе . Н ель зя не уч и т ы вать того, что в о боих этих^ государствах сложились разн ы е по своей природе о бщ ественн ые и экономиче ские уклады . В Германской Де мократиче ской Респу блике у власти стоят рабочие и их сою зники — трудящ иеся крестьяне и и нтелли ген ци я, ставшие н а п у ть социа листического строительства и полн ы е уве ренности в правильности из бранного и ми п ути . Вполне понятно, если трудящ иеся Германской Де мократической Респу блики заявляю т, что они не могут поставить под •угрозу свои завоеван и я, достигнуты е за у к азан ны й период . При реш ении вопроса о б объединении Гер мании нельзя не сч и таться с мнением как Германской Де мократической Респу б лики, т а к и Гер манской Федеральной Р ес пу блики . Другими словами, этот вопрос нель зя реш ать без уч асти я са мих немцев . Все это означает, что в сложившихся международных и внутренних условиях в Германии невозможно о бъединить Гер ма нию путем м еханического слиян ия о беих ее частей и что всяки е таки е поп ы тки "и п ланы не могут иметь успеха, т а к к а к они не учиты ваю т реальной о бстановки . Р а з реш ение гер манской про бле мы в нынеш них условиях может б ы ть осуществлено только постепенно, н а п у тях сотрудничества Гер манской Де мократической Респу блики и Гер манской Федеральной Респу блики и т а кого их сближ ения, которое отвечало бы интересам мира и прогресса . В Жешеше мы не наш ли о бщего яз ы ка ио герейнскому вопросу . Однако, надо по л агать, что состоявш ийся об ман м нения ми, в ходе которого советская делегация ясно и злож ила свою позицию , будет и меть свое значение, когда министры четы рех держ ав в октя бре этого года возобновят переговор ы по вопросам, которые о бсужда лись н а Женевско м совещ ании . Советское правительство хорошо себе представляет, что на . п ути реш ения герман ского вопроса. Министры иностранны х дел в стретят немало трудностей, немало под водных камней. Это понятно, т а к к ак на Совещании Глав п рави тельств четы рех держ ав вы явилось два ра зличн ы х подхода к решению германской про бле мы . Однако трудности, свя зан н ы е с урегулированием германской про бле мы, не должны яви ться препятствием для успеш ной ра бот ы сове щ ан ия Министров иностранны х дел, в частности, они не могут служ и ть п р еп ят ствием в реш ении основного, главного во проса, который предстоит рассмотреть Ми нистрам иностранны х дел, — вопроса о создании системы о бщеевропейской без опасности . Большое внимание на Женевском сове щ ании б ыло уделено вопросу о разоруж е нии . Это о бъясняется значение м самой про бле мы . Р а зви ти е вооруж енн ы х сил и не б ы валый рост и соверш енствование вооружений с каждым годом принимаю т все более широкие м асш та б ы , порождают законную тревогу у народов за свое буду щее . Это осо бенно необходи мо подчеркнуть в связи с производством и накоплением атомного, водородного и других видов ору ж и я массового уничтож ения . Переговоры по вопросу о сокращ ении вооруж ений и запрещ ении ато много ору ж и я, дливш иеся н а протяж ени и почти десяти лет, к ак известно, не дали нужны х результатов . «Холодная война» и сущ ест вующее недоверие в отнош ениях между государствами, а прежде всего в отноше ниях между великими держ авами, при вели к тому, чго в последние годы эти п е реговоры ф актически заш ли в туп и к . По миеиию Советского прави тельства, при рассмотрении про бле мы разоруж ения главн ая задача в настоящ ее время состоит в том, что б ы н айти п ути к с ближению позиций держ а.в в этом вопросе и достиж е нию нео бходи мей договоренности к а к по вопросу о сокращ ении о б ычных вооруж е ний, т а к и по вопросу о запрещ ении атом ного оружия . Именно этой цели отвечаю т и звестн ы е предложения Советского п рави тельства от 10 мал о всеобщем сокращ ении вооруж е ний, запрещ ении атомного оружи я и у стр а нении угроз ы новой войны . Уместно н а помнить о том положительном отношении, которое б ыло проявлено к этим предложе ниям с .о стороны ш ироких о бщ ественн ых кругов мира, а т ак ж е со стороны ряда го сударств Европы и Азии, по достоинству оценивш их эти предлож ения, к а к важ ны й ш аг Советского Союза в борьбе за мир и безопасность народов . У читы вая, что эти повыо предложения Советского п рави тельства, внесенны е в Органи зацию Объединенн ых Н аций, ф ак ти чески еще не рассм атривались, а п р а ви тельства США, В еликобритании и Фран- ш я , н аш а делегация на Женевско м с .оае- Щаиии, естественно, прежде всего поинте ресовалась отношение м указан ны х п р а вительств к этим предложениям . Мы об рати ли вни мание на то, что Советский Союз согласилс я с предложение м западны х дер ж ав по вопросу о б уровнях вооруж енн ых с е л для п яти великих держа®, а именно— для США, ССС Р и КНР от 1 миллиона до 1,5 миллиона человек, для Франции и Ве лико британии по 6 5 0 ты сяч человек. В связи с этим мы имеем основание ож идать, что три держ авы в свою очередь займут такую позицию в вопросе об атомном ору ж ии, которая позволит достичь соглаш е н ия по этому вопросу. Тем самым вся про блема разоруж ения была бы поставлена на реальную почву. С читаясь, однако, с тем, что достиж е ние договоренности по вопросу о сокращ е нии обычных вооружений л запрещ ении атомного оруж ия может потребовать зн а чительного времени, мы предложили, что бы государства— участники Женевского совещ ания уже теперь приняли н а себя обязательство не прим енять первыми атом ного и водородного оружия и призвали бы другие государства поступить т а к же. В предложениях Советского Союза от 10 мая особое вним ание было обращено н а создание эффективной системы между народного контроля над осуществлением сокращ ения вооружений и запрещ ения атомного оружия. К ак справедливо .отметил президент США, «каж ды й п лац разоруж ения сво дится к вопросу о контроле и и нсп ек ц ии ». Вопрос этот действительно является весьма серьезным, и мы должны найти взимно приемлемое его решение. Советское правительство счи тает, что в настоящ ее время отсутствую т необходи мые условия для такого международного контроля, который пользовался бы довери ем всех государств и полностью отвечал бы .интересам международной безопасности. С этим согласилось и правительство Соединенных Ш татов. Можно понять вы сказанны е накан ун е Женевского совещ ания сомнения президента США относительно возможности в настоящ ий момент «от кры ть все заводы» Соединенных Ш татов для «неограниченной и нсп екци и ». К ак же быть? Советское правительство считает, что вопрос об установлении меж дународного контроля и о п равах и пол номочиях международного контрольного органа необходимо рассм атривать в тес ной связи с осуществлением мероприятий по уменьшению международной н ап ряж ен ности, по укреплению доверия между го сударствами и проведению других мер, к а сающихся сокращ ения вооружений и за прещ ения атомного оружия. На Женевском совещ ании президент США г-н Д. Эйзенхауэр вы двинул предло ж ение об организации обмена военной информацией между Советским Союзам и Соединенными Ш татам и и о проведении взаимны х аэрофотосъемок территорий обе их стран. Отдавая должное залож енному в этом предложении стремлению н ай ти решение столь сложной проблемы международного контроля, нельзя не сказать в то же вре мя, что реальны й эффект подобных меро п риятий был бы невелик. В неофициальных беседах с руководите лями п рави тельства США мы прямо з а я вили, что аэрофотосъемка не может дать ожидаемого результата, та® к ак обе наши страны, располагаю т необъятными просто рами, на которых при ж елании можно сп рятать все, что угодно. Следует учесть и тот ф акт, что предлож енный п лан затр а гивает лиш ь собственные территории обе их стран, оставляя в стороне вооруж ен ные силы и военные сооруж ения, располо ж енны е н а территории других государств. Мы считаем более реальными и более эфф ективными те детально разработанные предлож ения об установлении междуна родного контроля, которые были внесены Советским правительством 10 мая. Эти предлож ения дают возможность уже н а первом этапе проведения мероприятий по сокращению вооружений и запрещ ению атомного оруж ия предоставить в распоря ж ение Международного контрольного орга на широкие п рава и полномочия. Советское правительство в своих пред лож ениях от 10 мая вы сказалось за очень радикальны й метод контроля, а именно— за то, чтобы международный контрольный орган незамедлительно создал с целью предупреждения внезапного нападения одного госрударства на другое контрольные посты на территории всех соответствую щих государств н а взаим ны х н ачалах. Эти посты мы предложили создать в крупны х портах, на железнодорожных узлах, авто м агистралях и аэродромах. Они следили бы за тем, чтобы не происходило опасной концентрации и передвиж ения военных сухопутны х сил, а' т ак ж е военно-воздуш ных и военно-морских сил. Советская делегация вы сказала в Ж ене ве пож елание о том, чтобы сокращ ение чи с ленности вооруж енных сил и вооружений было начато без дальнейш их промедле ний. Мы предложили, чтобы четыре дер ж авы показали пример в этом отношении, сократив свои военные контингенты на количество войск, выводимых с территории Австрии. Действуя в духе этого предложе н ия, Советское правительство решило на днях вы вести до 1 октября все советские войска, расположенны е в Австрии, н а со ветскую территорию и общую численность вооруж енных сил Союза С СР сократить на количество войск, выводимых из Австрии. Проведение аналогичной меры остальными тремя держ авами способствовало бы у ста новлению атмосферы международного до верия и отвечало бы интересам сокращ е ния вооружений. Все наш и предложения преследовали од ну^ простую и ясную цель— добиться даль нейшего уменьш ения международной н а пряж енности, освободить народы от страха войны, вселить в них уверенность в том, что они могут спокойно ж и ть и трудиться на благо и счастье грядущ их поколений. (П род олж ительны е ап лоди см ен ты ). Этого властно требуют сотни миллионов людей. Х арактерным в этом отношении я в ляется тот ф акт, что за время пребы вания ъ Ж еневе Советская п рави тельствен ная де легаци я подушила многочисленные письма от самых различны х организаций и от дельных лиц из многих стран. В эти дни в Ж еневу прибывали сотни делегаций из Франции, из обеих частей Германии и из других государств. Все они настойчиво требовали прекращ ения «холодной войны» и создания необходимых условий для мир ной и спокойной ж изни людей. Мы, конечно, не думали, что по всем предложениям, внесенным Советской деле гацией, нам удастся договориться в Ж ене ве в течение п яти— ш ести дней. Опыт по казал, что достижение соглаш ения по т а ким вопросам требует времени, особенно когда речь идеу о столь сложной проблеме, к ак заключение Международной конвен ции о сокращ ении вооружений, о запре щ ении атомного оружия и установлении эффективного международного контроля над осуществлением этих мероприятий. Мы предложили поэтому, чтобы Главы п рави тельств четы рех держав зафиксировали свои взгляды по тем вопросам, по кото рым они по сущ еству совпадают или значительно сблизились. Это касается прежде всего упомянуты х мною уровней вооружений п яти держав, реш ения вопро са о сокращ ении обычных вооружений и запрещ ении атомного оружия по стадиям, а такж е международного контроля. Мы и с ходили из того, что так ая договоренность на Женевском совещ ании по некоторым главным вопросам разоруж ения в большой степени облегчила бы дальнейш ее рассмот рение этой проблемы и заклю чение у к а занной Международной конвенции. Но сущ еству проблемы разоруж ения было решено продолжить поиски путей к соглашению . Министрам иностранны х дел четы рех держ ав дана соответствующ ая директива. Четвертым вопросом, который стоял в повестке дня Женевского совещ ания, был вопрос о развитии контактов между Восто ком и Западом. Советский Союз был и явл яется сторон ником широкого международного сотруд ничества, всестороннего развити я экономи ческих, н аучны х и культурны х связей между государствами. Мы считаем весьма полезными обмен делегациями между стра нами и взаимны е поездки деятелей про мышленности, сельского хозяйства, торгов ли, н ауки, культуры , и скусства, общест венны х деятелей. Мы являем ся такж е сто ронниками развити я туризма. . Мы положительно оцениваем такие ф ак ты , как обмен сельскохозяйственными де легациями между СССР и США, и вы р аж а ем удовлетворение по поводу той благо приятной атмосферы, в которой происхо дит работа советской сельскохозяйственной делегации в США и американской делега ции в Советском Союзе. В настоящ ее время между Великобрита нией и Советским Союзом уж е происходят переговоры но вопросу разви ти я связей в области культурного сотрудничества. Б у дем надеяться, что они получат успешное заверш ение. Следует отметить такж е, что в ходе неофициальных переговоров о премьер-министром Великобритании Иде ном мы обсуждали в положительном смыс ле вопрос об организации взаимных вкзи< тов кораблей военно-морского флота и во* отвы к делегаций. Обсуждение вопроса в Женете -о .шю* тактах между Востоком и Западом залой-' чинюсь тем, чго Совещание Глав правил тельств приняло по предложению црези-* дента Д. Эйзенхауэра следующее решение^ «Министры иностранны х делдолж ны п рц посредстве экспертов и зучи ть меры, в алк и чая возможные меры в органах и учреж * д еш я х О рганизации Объединенных На-* цнй, которы е могли бы (а) привести а постепенному устранению барьеров, кото* рые препятствую т свободному общению й мирной торговле между народами, и (б) осуществлению сваебойных контактов ц связей, взаимно выгодных для заинтереЬо-* ванны х стран и народов». Не подлежит сомнению, что успех й этом деле, которое, поскольку речь идет? об отнош ениях между четырьмя держава-* ми, еще далеко н е получило своего надле-* ж ащего развити я, во многом содействовал бы умешыиещию международной напряж ен - нести, укреплению взаимного доверия между посударствамп и развитию между-* народного сотрудничества. Советское п равительство, к а к я уж е указы вая, предложило обсудить .на Женев ском совещ ании такж е назревание пробле-1 мы Азии и Дальнего Востока. Хотя и не удалось договориться о необходимости об-* суж дения этих вопросов в официальном порядке н а Женевском совещ ании, однако* мы имели с руководящими деятелями де легаций США, В еликобритании и Франции неофициальный обмен млениями по этим вопросам. В ходе этих неофициальных бе сед вне заседаний затрагивался вопрос об Индо- Китае в связи с выполнением Ж е невского соглаш ения 1 9 5 4 года, а такж е вопросы отношений между США и К итай ской Народной Респу бликой, Естественно', что главное внимание с наш ей стороны удалялось в.опросу о Тайване и о правах Китайской Народной Респу блики в ООН. Советское правительство надеется, что- указан ны й обмен мнениями послуж ит у р е гулированию этих вопросов в соответст вии е законными правами китайского й других народов Азии и интересами поддер ж ания мира н а Дальнем Востоке. Здесь необходимо подчеркнуть болыи&б значение новых важ ны х предложений прави тельства Китайской Народной Рес пу блики, направленны х и а урегулирова ние нереш енны х международных проблем и создающих благоприятны е перспективы для установления международного доверия в районе Азии и в бассейне Тихого о к еа на. Советское правительство полностью поддерживает эти пре[ДЛ 01 Жения, изложен ные в заявлен ии премьера Государствен ного Совета и Министра иностранны х дел К итайской Народной Респу блики товари щ а Чжоу Энь-лая «О современном меж дународном положении и внешней поли тике КН Р», сделанном н а второй сессии В секитайского Собрания народных пред ставителей 30 июл я. В конце своей работы Женевское сове щ ание п риняло согласованны е директивы Глав правительств Министрам иностран ных дел четырех держав по всем четырем вопросам, обсуждавшимся н а Женевском совещании: безопасность в Европе, гер манский вопрос, разоруж ение и развитие контактов между Востоком и Западом. Эти директивы важ ны тем, что они вы раж а ют стремление всех участников Совеща ния путем более детального рассмотрения указан ны х проблем и зы скать возможности к достижению необходимой договоренно сти между державами. И менно в этом со стоит большое значение п рин яты х в Же неве директив. I I I . Результаты Женевского совещания Наши выводы. Подводя итоги Женевского совещания Глав правительств четы рех держ ав, необ ходимо напомнить, что перед отъездом в Ж еневу мы заявили, что было бы наивно рассчиты вать разреш ить все сложные меж дународны е проблемы в течение несколь ких дней. Только люди, верящие в чуде са, могли рассчиты вать н а это. В то же время мы решительно отвергли необосно ванны й пессимизм. , Ж изнь подтвердила правильность такой оценки положения. Сейчас никто не мо ж ет отрицать, что Женевское совещание дало зн ачи тельны е положительны е р езу л ь таты , которые еще в большей мере могут сказаться в будущем. Оно сыграло в аж ную роль в деле см ягчения напряж енно сти в отнош ениях между государствами, и прежде всего в отнош ениях между вели кими держ авами, в деле восстановления необходимого доверия между ними. В стреча Глав правительств четырех держав, проходивш ая в обстановке сотруд ничества и взаимопонимания, оставит, несомненно, глубокий след н а меж дуна родных отнош ениях и благоприятно по влияет на их развитие в будущем. В аж ное значение им еет установление личното контакта между руководящими деятелями четы рех великих держан. Оградным был дух сотрудничества и стремления к взаимопониманию , господ ствовавш ий на совещ ании. Это чувство валось особенно при неофициальных встре чах, которые давали возможность откро венного обмена мнениями но всем вопро сам. Следует особо отметить, что мы не встретили ины х настроений на Же невском совещ ании. Н апротив, все искали возможностей примирения точек зрения по практическим вопросам, обсуждавшим ся на Совещании, несмотря на различия в позициях по сущ еству рассм атривав ш ихся проблем. Вместе с руководящими деятелями Со единенных Ш татов Америки, Англии и Франции мы вы явили точки соприкосно вения наш их позиций по обсуждавшимся вопросам, яснее представили себе наши расхождения и решили продолжить поиски п у тей к достижению необходимых согла ш ений. Мы не сомневаемся в том, что путем дальнейш их переговоров можно бу дет преодолеть сущ ествующие трудности и найти реш ение спорных вопросов в и н тересах дела мира. (А плодисм енты ). Выработанные на Совещании директи вы для Министров иностранны х дел че ты рех держав являю тся результатом по исков взаимно приемлемых решений, в ходе которых были учтены интересы всех участников переговоров. Таким путем и могут реш аться важны е международные проблемы. П олитика «с позиции силы» в Женеве была отложена в сторону. Это можно только приветствовать, тем более, что конструктивны й дух ж еневских п е реговоров *в настоящ ее время продолжает оказы вать свое положительное влияние на международные отнош ения. Нельзя не отмстить, например, что в последние дни и в США, и в Англии были вы сказаны имеющие немаловажное значение для пред стоящих дипломатических встреч сообра ж ени я о том, что принципом отношений между государствами должны быть «пере говоры, а не си ла». Мы верили в то, что Женевское совеща ние даст положительны е результаты , и мы не ошиблись. Мы варим теперь, что в дальнейшем при наличии доброй воли и при учете интересов всех заинтересован- ( Окотание см. на 3 -й стр.). Г~ Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz