Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 5 августа 1 9 5 5 г ., Л ? 15 3 (3 7 8 ) Эти предлож ени я имеют П родолжение доклада товарища Н. А . БУЛГАНИНА ство что шта И Т0 преимуще" | ЭТ(,Г0 'Важного вопроса должно быть про- ж ени и какого то п В03МСЖТ О СТЬ н а Щ>°тя- должено . При этом представители тр ет еа- стви и с м с т рл п о о к ! ^ ! ! 1 П11 В? ™ „! .*“ ■I п адн® вы ска зали сь такж е и за И тоны подвергнуть рассмотрению пред- ствии^ систему, основанную н а совместных, хотя^ б ы и ограниченны х по своему м ас­ ш та бу, уси ли ях всех европейских госу­ дарств, направленн ы х н а поддержание мира . Во второй период упом януты е государ­ ства, естественно, должны б ыли б ы п р и ­ н ять н а се бя по соответствующ е му догово­ ру в полном о бъе ме о бязательства, с в я ­ зан н ы е с созданием системы коллективной безопасности в Европе . В соответствии с этим полностью и одновременно должны б ыли б ы п рекрати ть свое действие Северо­ атлан ти чески й договор, п ариж ски е согла­ ш ен и я и В арш авский договор, а созданные на их основе группировки подлежали б ы ликвидаци и с заменой их о бщ еевропейской систе мой коллективной безопасности . В Ж еневе мы вы сказали сь за то, что­ б ы в конечном счете н а территории евро­ пейски х государств не оставалось и но­ стран ны х войск и что б ы в этом отнош ении б ыло восстановлено полож ение, сущ ество­ вавш ее до второй мировой войны . Мы уве­ рены в том, что это отвечало б ы стремле­ ниям европейских народов к миру, к н еза­ висимому сущ ествованию и полностью со­ ответствовало б ы задаче о беспечения безо­ пасности для народов Европ ы . Мы глу боко убеж ден ы в том, что под­ ли н н ая безопасность европейских госу­ дарств может и должна б ы ть о беспечена лиш ь тогда, когда будет покончено с п оли ­ тикой военн ых группировок, когда все европейские государства, а такж е США объедин ят свои уси ли я в борьбе за мир . Р а зн ы е страны ж и в у т различной ж и з­ нью . Среди людей, их населяющ их, есть верующ ие и неверующ ие, коммунисты и антикомм унисты , но все они могут сой­ ти сь в одном: они в равной мере заи н тере­ сован ы в сохранении и укреплен ии мира . А если это та к , то не следует ж алеть т р у ­ дов и усилий ради того, что б ы до битьея осущ ествления этой цели . Внося своя кон кретны е ц редложш и я, ■направленные на о беспечение общеевропей­ ской безопасности, мы у к а зы в а л и , что эти предлож ения не явл яю тся единственными, н а основе которы х можно б ыло б ы подойти / к решению этой важ н ой задачи . Мы го­ товы рассм отреть предлож ения других го­ сударств, которы е в то й и ли иной степени отвечаю т задаче укреп лен и я европейской безопасности, о че м советская делегация заяви л а н а Ж еневском совещ ании . С оветская делегация заяви л а, в частно­ сти, о то м, что соо браж ения пре м ьер-мини­ стра В елико британии г -л а А. Идена отно­ сительно во з можности заклю ч ен и я п а к т а безопасности с участие м более узкого к р у ­ г а государств заслуж и ваю т вни м ан ия . За­ ключение такого п а к т а с участи ем н а п ервы х порах четы рех держ ал— СССР, США, В елико британии и Ф ранции, а т а к ­ же некотор ы х других европейских госу­ дарств, могло б ы иметь положительное зн ачен и е . Ери этом нео бходи мо только, что б ы так о й п а к т учи ты вал реально су­ щ ествующ ую о бстановку в Гер мании, ког­ да за истекш ие 10 лет сло-жились два гер­ м ан ских государства . Мы считаем вполне во з можным н ай ти такое сочетание и н те­ ресов о бщеевропейской безопасности с и н ­ тереса ми разви ти я Германской Д е мократи­ ческой Р еспу блики и Гер манской Феде­ ральной Р еспу блики, которое будет отве­ ч ат ь к ак интереса м германского народа, т а к л интересам всео бщего мира . Надо п олагать, что н а предстоящем в . октя бре совещ ании Министров и ностран ­ н ы х дел четы рех держ ав будут расс мотре­ ны новые возможности договоренности по этому важ ном у вопросу . Т акие во з можно­ сти нельзя счи тать и счерпанным и . В этой связи нео бходи мо с к азать о н а ­ шем другом предлож ении, касающ ем ся е в ­ ропейской безопасности, которое б ыло п е­ редано н а рассмотрение предстоящ его в ок­ тя бре совещ ания Министров иностран н ы х дел четы рех держ ав . Я имею в виду пред­ лож ение Советского п р ави тел ьства о том, что б ы государства — участн и ки ныне сущ ествующ их группировок в Европе, впредь до создания системы о бщ еевропей­ ской безопасности, прин яли н а себя обяза­ тел ьства н е п ри м ен ять вооруж енную силу друг против друга . Само со бой разу м еется, и мы о б это м заяви л и в Ж еневе, что такое о бязательство не должно ия,носить ущ ерба п р аву государства н а индивидуальную или коллективную са моо борону в случае воору­ женного н ападени я, предус мотренному статьей 51 У става ООН . По наш ему мнению против такого пред­ лож ения трудно во зраж ать . В самом деле, допустим, что достиж ение соглаш ений но вопросу о заклю чении договора о б обеспе­ чении безопасности в Европе, — с у ч а ­ стие м ли всех государств Е вропы и ли же вн ач але с участием только части европей­ ских государств, — может затян у ться . Мы ска зали в Ж еневе: поче му в таком случае н ельзя согласиться н а то, что б ы у ч астн и ки сущ ествующ их западной и варш авской военны х группировок взяли б ы на се бя простое, но отвечающ ее са мым ж изненным интересам народов о бязатель­ ство — не п рибегать к при м енению друг против друга вооруж енной силы ? Заклю че­ ние н а этот счет договора между государ­ ствами— участн и кам и сущ ествующ их груп ­ пировок, бесспорно, означало б ы ш аг вп е­ ред в деле создания системы эффективной безопасности в Европе . Какой-ли бо окончательной договоренно­ сти о безопасности в Европе, в то м ч и ­ сле по этому последнему предложению Советского п рави тельства, достигнуто не было . Однако в ре зультате состояв­ ш егося об мена мнениями между Гла­ вами п рави тельств четы рех держ ав все согласились с тем , ч то рассм отрение то, леж ание Советского п рави тел ьства о з а ­ клю чении договора между Западной и В арш авской группировками . На Ж еневском совещ ании мы поставили вопрос, который становится все более а к ­ туальн ы м о поддержке четы рьм я дер­ ж авами тех государств, которые пож елали б ы проводить п олитику нейтрали тета и н еучасти я в военных блоках и коалициях . И звестно, что в некотор ы х государствах Европы , Ближ него и Среднего Востока все более уси ли ваетс я движ ение за проведение политики нейтрали тета . Такое стремление вполне понятно, т а к к а к и з прошлого и з­ вестно, что те стран ы , которые проводили нейтральную политику, о беспечивали сво­ и м народам безопасность и с ы грали поло­ ж ительную роль . Мы заяви ли в Ж еневе, что если б ы те или ины е государства, желающие придерж и ваться рей трали тета, поставили вопрос о гаранти и своей безо­ пасности и территориальной неприкосно­ венности, то Советский Союз был бы готов вместе с другими держ авами п ри н ять у ч а ­ стие в такого рода гаран ти ях . К ак и звестно, ССС Р сделал уж е такое предложение в отнош ении А встрии, п р и ­ чем н а совещ ании Министров иностранны х дел четы рех держ ав в Вене б ыла достиг­ н ута в принципе договоренность о б у в аж е­ н ии н ейтрали тета А встрии п рави тельства­ ми СССР, США, Англии и Франции . По наш ему мнению , этот вопрос и после Ж еневского совещ ания остается злободнев­ н ым и заслуж ивает серьезного вним ания . На Женевском совещ ании состоялся об­ мен мнениями по германской про бле ме . Надо ска зать, что н а Совещании вы яви лся разн ы й подход к решению этой про бле мы, к решению вопроса о том, в каком н ап р ав­ лении должна разви ваться Германия . Для безопасности народов Европ ы важнейш ее значение имеет вопрос о том, будет ли Гер мания разви ваться в направлении, от­ вечающем интересам о беспечения мира в Европе, или ж е развитие Германии пойдет к а к и когда-то по п ути возрождения мили­ таризм а и создания в центре Европы оча­ га новой войны . П редставители трех держ ав вы ступили с защ итой п ариж ских соглаш ений, преду­ с матривающих ремилитаризацию Запад­ ной Германии и ее вклю чение в военную группировку западны х держ ав . При этом они не скры вали, что и о бъединенную Гер­ манию они мы слят не и наче, к а к вовле­ ченной в указан ную западную группиров­ к у . Ясно, что Советский Сою з не мог и не может согласиться с подо бной точкой зре­ н ия, т а к к а к она не отвечает интереса м европейской безопасности, в то м числе и безопасности Советского Союза, чего мы не можем и не имеем п р ава у п у скать из виду . На это нам заяви ли , что три западн ы е держ авы могли б ы пойти на заключение п ак та п яти государств (с участием ССС Р, США, В еликобритании, Франции и объеди­ ненной Гер мании) и готовы на то, что б ы Советский Союз получил «гаранти и безо­ пасности» от упом янут ы х участн и ков так о ­ го п ак та . Мы ответили, что хотим внести полную ясность в этот вопрос о гаранти ях Советскому Сою зу . Предложения о гаран ­ ти ях , заяви л и мы, п онятны , когда речь идет о малом государстве, не располагающ ем т а ­ кими вооруженными силами, которые в полной мере могли б ы о беспечить его безо­ пасность . Совершенно понятно, что всякие предлож ения н а этот счет в отношении СССР не имеют под со бой н и к ак и х основа­ ний . Следует такж е отметить, что речь идет о гаран ти ях, которые должны б ыть предо­ ставлены Советскому Союзу со стороны государств, св язан н ы х между со бой сеп а­ ратн ыми военными о бязательства ми по другим договорам и соглаш ениям, н ап р ав­ ленность которых против Советского Союза и стран народной демократии очевидна . Советский Со юз счи тает, что важ н ей ­ ш ей гаранти ей безопасности в Европе б ы ­ ло б ы прежде всего создание о бщеевропей­ ской систе мы безопасности, а такж е недо­ пущ ение возрождения гер манского мили­ таризм а, недопущ ение того, что б ы Германия б ыла превращ ена в очаг новой агрессии в Европе . Мы и зложили в Ж еневе наш и взгляд ы по германскому вопросу . Мы заяви ли , что осущ ествление п ариж ских соглаш ений, то есть ре м илитаризация Западной Германии, восстановление ее военного потенциала и вклю чение Западной Германии в западны е военные группировки, несовместимо с з а ­ дачей о бъединения Гер мании . Мы напомни­ ли, что Советский Союз и раньш е обра­ щ ал вним ание п рави тельств США, В елико­ британии и Франции н а то, к чему могут П ривести п ариж ские соглаш ени я . Теперь п ариж ски е соглаш ения уж е всту ­ п и л и в силу и осущ ествляю тся, и это со зда­ ло новое полож ение, которого нельзя игно­ рировать . Но это вместе с тем о значает, что реш ения гер манского вопроса, при н а ­ личи и п ариж ских соглаш ений, следует и скать н а ином п ути — н а п у ти смягче­ н и я международной напряж енности в Е в­ ропе, н а п ути ликвидации сущ ествующих военны х группировок государств и созда­ н и я эффективной системы коллективной безопасности в Европе . Именно в эту сто­ рону должны б ы ть направлены уси ли я к ак германского народа, т а к и других заи н те­ ресованны х государств . Можно лиш ь с удовлетворением отме­ ти ть, что в о бщ ественн ых кругах Зап ад­ ной Германии и в западногерм анской п еч а­ ти все чащ е и настойчивее раздаю тся тре бования об из менении политики п р ави ­ тельства ГФР в вопросах воссоединения Германии, т а к к ак политика, в основе ко­ торой леж ит рем илитаризация Западной Германки и вклю чение ее в военны е блоки! д н и не в ы сказали к ним своего отноше- исклю чает возможность о бъединения стран ы . Т ак о бстоит дело с гер манским вопро­ сом, поскольку речь идет о внеш них, меж ­ дународных условиях о бъединения Гер­ мании . Однако, не надо заб ы вать, что сущ ест­ вую т и внутренние условия в самой Гер­ мании, которые такж е имеют важное зн а­ чение при реш ении вопроса о ее будуще м . Тепереш няя Германия это уж е не та Германия, которая сущ ествовала десять лет тому на зад, в первое вре мя после разгрома гитлеровского режима . За истекш ее десяти­ летие н а территории Германии сложилось два сам остоятельны х герм анских государ­ ства Германская Демократическая Рес­ п у блика и Г ер м анская Ф едеральная Рес­ пу блика, и обе эти республики признан ы другими странами в качестве суверенных государств . О ба они поддерживаю т дипло­ м атические и торговые отнош ения е дру­ гими странами и являю тся участникам и соответствующ их договоров и соглаш ений в Европе . Н ель зя не уч и т ы вать того, что в о боих этих^ государствах сложились разн ы е по своей природе о бщ ественн ые и экономиче­ ские уклады . В Германской Де мократиче­ ской Респу блике у власти стоят рабочие и их сою зники — трудящ иеся крестьяне и и нтелли ген ци я, ставшие н а п у ть социа­ листического строительства и полн ы е уве­ ренности в правильности из бранного и ми п ути . Вполне понятно, если трудящ иеся Германской Де мократической Респу блики заявляю т, что они не могут поставить под •угрозу свои завоеван и я, достигнуты е за у к азан ны й период . При реш ении вопроса о б объединении Гер мании нельзя не сч и таться с мнением как Германской Де мократической Респу б­ лики, т а к и Гер манской Федеральной Р ес­ пу блики . Другими словами, этот вопрос нель зя реш ать без уч асти я са мих немцев . Все это означает, что в сложившихся международных и внутренних условиях в Германии невозможно о бъединить Гер ма­ нию путем м еханического слиян ия о беих ее частей и что всяки е таки е поп ы тки "и п ланы не могут иметь успеха, т а к к а к они не учиты ваю т реальной о бстановки . Р а з­ реш ение гер манской про бле мы в нынеш них условиях может б ы ть осуществлено только постепенно, н а п у тях сотрудничества Гер­ манской Де мократической Респу блики и Гер манской Федеральной Респу блики и т а ­ кого их сближ ения, которое отвечало бы интересам мира и прогресса . В Жешеше мы не наш ли о бщего яз ы ка ио герейнскому вопросу . Однако, надо по­ л агать, что состоявш ийся об ман м нения­ ми, в ходе которого советская делегация ясно и злож ила свою позицию , будет и меть свое значение, когда министры четы рех держ ав в октя бре этого года возобновят переговор ы по вопросам, которые о бсужда­ лись н а Женевско м совещ ании . Советское правительство хорошо себе представляет, что на . п ути реш ения герман­ ского вопроса. Министры иностранны х дел в стретят немало трудностей, немало под­ водных камней. Это понятно, т а к к ак на Совещании Глав п рави тельств четы рех держ ав вы явилось два ра зличн ы х подхода к решению германской про бле мы . Однако трудности, свя зан н ы е с урегулированием германской про бле мы, не должны яви ться препятствием для успеш ной ра бот ы сове­ щ ан ия Министров иностранны х дел, в частности, они не могут служ и ть п р еп ят­ ствием в реш ении основного, главного во­ проса, который предстоит рассмотреть Ми­ нистрам иностранны х дел, — вопроса о создании системы о бщеевропейской без­ опасности . Большое внимание на Женевском сове­ щ ании б ыло уделено вопросу о разоруж е­ нии . Это о бъясняется значение м самой про бле мы . Р а зви ти е вооруж енн ы х сил и не б ы валый рост и соверш енствование вооружений с каждым годом принимаю т все более широкие м асш та б ы , порождают законную тревогу у народов за свое буду­ щее . Это осо бенно необходи мо подчеркнуть в связи с производством и накоплением атомного, водородного и других видов ору­ ж и я массового уничтож ения . Переговоры по вопросу о сокращ ении вооруж ений и запрещ ении ато много ору­ ж и я, дливш иеся н а протяж ени и почти десяти лет, к ак известно, не дали нужны х результатов . «Холодная война» и сущ ест­ вующее недоверие в отнош ениях между государствами, а прежде всего в отноше­ ниях между великими держ авами, при ­ вели к тому, чго в последние годы эти п е­ реговоры ф актически заш ли в туп и к . По миеиию Советского прави тельства, при рассмотрении про бле мы разоруж ения главн ая задача в настоящ ее время состоит в том, что б ы н айти п ути к с ближению позиций держ а.в в этом вопросе и достиж е­ нию нео бходи мей договоренности к а к по вопросу о сокращ ении о б ычных вооруж е­ ний, т а к и по вопросу о запрещ ении атом­ ного оружия . Именно этой цели отвечаю т и звестн ы е предложения Советского п рави тельства от 10 мал о всеобщем сокращ ении вооруж е­ ний, запрещ ении атомного оружи я и у стр а­ нении угроз ы новой войны . Уместно н а­ помнить о том положительном отношении, которое б ыло проявлено к этим предложе­ ниям с .о стороны ш ироких о бщ ественн ых кругов мира, а т ак ж е со стороны ряда го­ сударств Европы и Азии, по достоинству оценивш их эти предлож ения, к а к важ ны й ш аг Советского Союза в борьбе за мир и безопасность народов . У читы вая, что эти повыо предложения Советского п рави тельства, внесенны е в Органи зацию Объединенн ых Н аций, ф ак­ ти чески еще не рассм атривались, а п р а­ ви тельства США, В еликобритании и Фран- ш я , н аш а делегация на Женевско м с .оае- Щаиии, естественно, прежде всего поинте­ ресовалась отношение м указан ны х п р а­ вительств к этим предложениям . Мы об­ рати ли вни мание на то, что Советский Союз согласилс я с предложение м западны х дер­ ж ав по вопросу о б уровнях вооруж енн ых с е л для п яти великих держа®, а именно— для США, ССС Р и КНР от 1 миллиона до 1,5 миллиона человек, для Франции и Ве­ лико британии по 6 5 0 ты сяч человек. В связи с этим мы имеем основание ож идать, что три держ авы в свою очередь займут такую позицию в вопросе об атомном ору­ ж ии, которая позволит достичь соглаш е­ н ия по этому вопросу. Тем самым вся про­ блема разоруж ения была бы поставлена на реальную почву. С читаясь, однако, с тем, что достиж е­ ние договоренности по вопросу о сокращ е­ нии обычных вооружений л запрещ ении атомного оруж ия может потребовать зн а­ чительного времени, мы предложили, что­ бы государства— участники Женевского совещ ания уже теперь приняли н а себя обязательство не прим енять первыми атом­ ного и водородного оружия и призвали бы другие государства поступить т а к же. В предложениях Советского Союза от 10 мая особое вним ание было обращено н а создание эффективной системы между­ народного контроля над осуществлением сокращ ения вооружений и запрещ ения атомного оружия. К ак справедливо .отметил президент США, «каж ды й п лац разоруж ения сво­ дится к вопросу о контроле и и нсп ек­ ц ии ». Вопрос этот действительно является весьма серьезным, и мы должны найти взимно приемлемое его решение. Советское правительство счи тает, что в настоящ ее время отсутствую т необходи­ мые условия для такого международного контроля, который пользовался бы довери­ ем всех государств и полностью отвечал бы .интересам международной безопасности. С этим согласилось и правительство Соединенных Ш татов. Можно понять вы ­ сказанны е накан ун е Женевского совещ ания сомнения президента США относительно возможности в настоящ ий момент «от­ кры ть все заводы» Соединенных Ш татов для «неограниченной и нсп екци и ». К ак же быть? Советское правительство считает, что вопрос об установлении меж­ дународного контроля и о п равах и пол­ номочиях международного контрольного органа необходимо рассм атривать в тес­ ной связи с осуществлением мероприятий по уменьшению международной н ап ряж ен ­ ности, по укреплению доверия между го­ сударствами и проведению других мер, к а ­ сающихся сокращ ения вооружений и за­ прещ ения атомного оружия. На Женевском совещ ании президент США г-н Д. Эйзенхауэр вы двинул предло­ ж ение об организации обмена военной информацией между Советским Союзам и Соединенными Ш татам и и о проведении взаимны х аэрофотосъемок территорий обе­ их стран. Отдавая должное залож енному в этом предложении стремлению н ай ти решение столь сложной проблемы международного контроля, нельзя не сказать в то же вре­ мя, что реальны й эффект подобных меро­ п риятий был бы невелик. В неофициальных беседах с руководите­ лями п рави тельства США мы прямо з а я ­ вили, что аэрофотосъемка не может дать ожидаемого результата, та® к ак обе наши страны, располагаю т необъятными просто­ рами, на которых при ж елании можно сп рятать все, что угодно. Следует учесть и тот ф акт, что предлож енный п лан затр а­ гивает лиш ь собственные территории обе­ их стран, оставляя в стороне вооруж ен­ ные силы и военные сооруж ения, располо­ ж енны е н а территории других государств. Мы считаем более реальными и более эфф ективными те детально разработанные предлож ения об установлении междуна­ родного контроля, которые были внесены Советским правительством 10 мая. Эти предлож ения дают возможность уже н а первом этапе проведения мероприятий по сокращению вооружений и запрещ ению атомного оруж ия предоставить в распоря­ ж ение Международного контрольного орга­ на широкие п рава и полномочия. Советское правительство в своих пред­ лож ениях от 10 мая вы сказалось за очень радикальны й метод контроля, а именно— за то, чтобы международный контрольный орган незамедлительно создал с целью предупреждения внезапного нападения одного госрударства на другое контрольные посты на территории всех соответствую ­ щих государств н а взаим ны х н ачалах. Эти посты мы предложили создать в крупны х портах, на железнодорожных узлах, авто­ м агистралях и аэродромах. Они следили бы за тем, чтобы не происходило опасной концентрации и передвиж ения военных сухопутны х сил, а' т ак ж е военно-воздуш ­ ных и военно-морских сил. Советская делегация вы сказала в Ж ене­ ве пож елание о том, чтобы сокращ ение чи с­ ленности вооруж енных сил и вооружений было начато без дальнейш их промедле­ ний. Мы предложили, чтобы четыре дер­ ж авы показали пример в этом отношении, сократив свои военные контингенты на количество войск, выводимых с территории Австрии. Действуя в духе этого предложе­ н ия, Советское правительство решило на днях вы вести до 1 октября все советские войска, расположенны е в Австрии, н а со­ ветскую территорию и общую численность вооруж енных сил Союза С СР сократить на количество войск, выводимых из Австрии. Проведение аналогичной меры остальными тремя держ авами способствовало бы у ста­ новлению атмосферы международного до­ верия и отвечало бы интересам сокращ е­ ния вооружений. Все наш и предложения преследовали од­ ну^ простую и ясную цель— добиться даль­ нейшего уменьш ения международной н а ­ пряж енности, освободить народы от страха войны, вселить в них уверенность в том, что они могут спокойно ж и ть и трудиться на благо и счастье грядущ их поколений. (П род олж ительны е ап лоди см ен ты ). Этого властно требуют сотни миллионов людей. Х арактерным в этом отношении я в ­ ляется тот ф акт, что за время пребы вания ъ Ж еневе Советская п рави тельствен ная де­ легаци я подушила многочисленные письма от самых различны х организаций и от­ дельных лиц из многих стран. В эти дни в Ж еневу прибывали сотни делегаций из Франции, из обеих частей Германии и из других государств. Все они настойчиво требовали прекращ ения «холодной войны» и создания необходимых условий для мир­ ной и спокойной ж изни людей. Мы, конечно, не думали, что по всем предложениям, внесенным Советской деле­ гацией, нам удастся договориться в Ж ене­ ве в течение п яти— ш ести дней. Опыт по­ казал, что достижение соглаш ения по т а ­ ким вопросам требует времени, особенно когда речь идеу о столь сложной проблеме, к ак заключение Международной конвен­ ции о сокращ ении вооружений, о запре­ щ ении атомного оружия и установлении эффективного международного контроля над осуществлением этих мероприятий. Мы предложили поэтому, чтобы Главы п рави ­ тельств четы рех держав зафиксировали свои взгляды по тем вопросам, по кото­ рым они по сущ еству совпадают или значительно сблизились. Это касается прежде всего упомянуты х мною уровней вооружений п яти держав, реш ения вопро­ са о сокращ ении обычных вооружений и запрещ ении атомного оружия по стадиям, а такж е международного контроля. Мы и с­ ходили из того, что так ая договоренность на Женевском совещ ании по некоторым главным вопросам разоруж ения в большой степени облегчила бы дальнейш ее рассмот­ рение этой проблемы и заклю чение у к а ­ занной Международной конвенции. Но сущ еству проблемы разоруж ения было решено продолжить поиски путей к соглашению . Министрам иностранны х дел четы рех держ ав дана соответствующ ая директива. Четвертым вопросом, который стоял в повестке дня Женевского совещ ания, был вопрос о развитии контактов между Восто­ ком и Западом. Советский Союз был и явл яется сторон­ ником широкого международного сотруд­ ничества, всестороннего развити я экономи­ ческих, н аучны х и культурны х связей между государствами. Мы считаем весьма полезными обмен делегациями между стра­ нами и взаимны е поездки деятелей про­ мышленности, сельского хозяйства, торгов­ ли, н ауки, культуры , и скусства, общест­ венны х деятелей. Мы являем ся такж е сто­ ронниками развити я туризма. . Мы положительно оцениваем такие ф ак­ ты , как обмен сельскохозяйственными де­ легациями между СССР и США, и вы р аж а­ ем удовлетворение по поводу той благо­ приятной атмосферы, в которой происхо­ дит работа советской сельскохозяйственной делегации в США и американской делега­ ции в Советском Союзе. В настоящ ее время между Великобрита­ нией и Советским Союзом уж е происходят переговоры но вопросу разви ти я связей в области культурного сотрудничества. Б у ­ дем надеяться, что они получат успешное заверш ение. Следует отметить такж е, что в ходе неофициальных переговоров о премьер-министром Великобритании Иде­ ном мы обсуждали в положительном смыс­ ле вопрос об организации взаимных вкзи< тов кораблей военно-морского флота и во* отвы к делегаций. Обсуждение вопроса в Женете -о .шю* тактах между Востоком и Западом залой-' чинюсь тем, чго Совещание Глав правил тельств приняло по предложению црези-* дента Д. Эйзенхауэра следующее решение^ «Министры иностранны х делдолж ны п рц посредстве экспертов и зучи ть меры, в алк и чая возможные меры в органах и учреж * д еш я х О рганизации Объединенных На-* цнй, которы е могли бы (а) привести а постепенному устранению барьеров, кото* рые препятствую т свободному общению й мирной торговле между народами, и (б) осуществлению сваебойных контактов ц связей, взаимно выгодных для заинтереЬо-* ванны х стран и народов». Не подлежит сомнению, что успех й этом деле, которое, поскольку речь идет? об отнош ениях между четырьмя держава-* ми, еще далеко н е получило своего надле-* ж ащего развити я, во многом содействовал бы умешыиещию международной напряж ен - нести, укреплению взаимного доверия между посударствамп и развитию между-* народного сотрудничества. Советское п равительство, к а к я уж е указы вая, предложило обсудить .на Женев­ ском совещ ании такж е назревание пробле-1 мы Азии и Дальнего Востока. Хотя и не удалось договориться о необходимости об-* суж дения этих вопросов в официальном порядке н а Женевском совещ ании, однако* мы имели с руководящими деятелями де­ легаций США, В еликобритании и Франции неофициальный обмен млениями по этим вопросам. В ходе этих неофициальных бе­ сед вне заседаний затрагивался вопрос об Индо- Китае в связи с выполнением Ж е­ невского соглаш ения 1 9 5 4 года, а такж е вопросы отношений между США и К итай­ ской Народной Респу бликой, Естественно', что главное внимание с наш ей стороны удалялось в.опросу о Тайване и о правах Китайской Народной Респу блики в ООН. Советское правительство надеется, что- указан ны й обмен мнениями послуж ит у р е­ гулированию этих вопросов в соответст­ вии е законными правами китайского й других народов Азии и интересами поддер­ ж ания мира н а Дальнем Востоке. Здесь необходимо подчеркнуть болыи&б значение новых важ ны х предложений прави тельства Китайской Народной Рес­ пу блики, направленны х и а урегулирова­ ние нереш енны х международных проблем и создающих благоприятны е перспективы для установления международного доверия в районе Азии и в бассейне Тихого о к еа­ на. Советское правительство полностью поддерживает эти пре[ДЛ 01 Жения, изложен­ ные в заявлен ии премьера Государствен­ ного Совета и Министра иностранны х дел К итайской Народной Респу блики товари­ щ а Чжоу Энь-лая «О современном меж­ дународном положении и внешней поли­ тике КН Р», сделанном н а второй сессии В секитайского Собрания народных пред­ ставителей 30 июл я. В конце своей работы Женевское сове­ щ ание п риняло согласованны е директивы Глав правительств Министрам иностран­ ных дел четырех держав по всем четырем вопросам, обсуждавшимся н а Женевском совещании: безопасность в Европе, гер­ манский вопрос, разоруж ение и развитие контактов между Востоком и Западом. Эти директивы важ ны тем, что они вы раж а­ ют стремление всех участников Совеща­ ния путем более детального рассмотрения указан ны х проблем и зы скать возможности к достижению необходимой договоренно­ сти между державами. И менно в этом со­ стоит большое значение п рин яты х в Же­ неве директив. I I I . Результаты Женевского совещания Наши выводы. Подводя итоги Женевского совещания Глав правительств четы рех держ ав, необ­ ходимо напомнить, что перед отъездом в Ж еневу мы заявили, что было бы наивно рассчиты вать разреш ить все сложные меж ­ дународны е проблемы в течение несколь­ ких дней. Только люди, верящие в чуде­ са, могли рассчиты вать н а это. В то же время мы решительно отвергли необосно­ ванны й пессимизм. , Ж изнь подтвердила правильность такой оценки положения. Сейчас никто не мо­ ж ет отрицать, что Женевское совещание дало зн ачи тельны е положительны е р езу л ь­ таты , которые еще в большей мере могут сказаться в будущем. Оно сыграло в аж ­ ную роль в деле см ягчения напряж енно­ сти в отнош ениях между государствами, и прежде всего в отнош ениях между вели­ кими держ авами, в деле восстановления необходимого доверия между ними. В стреча Глав правительств четырех держав, проходивш ая в обстановке сотруд­ ничества и взаимопонимания, оставит, несомненно, глубокий след н а меж дуна­ родных отнош ениях и благоприятно по­ влияет на их развитие в будущем. В аж ­ ное значение им еет установление личното контакта между руководящими деятелями четы рех великих держан. Оградным был дух сотрудничества и стремления к взаимопониманию , господ­ ствовавш ий на совещ ании. Это чувство­ валось особенно при неофициальных встре­ чах, которые давали возможность откро­ венного обмена мнениями но всем вопро­ сам. Следует особо отметить, что мы не встретили ины х настроений на Же­ невском совещ ании. Н апротив, все искали возможностей примирения точек зрения по практическим вопросам, обсуждавшим­ ся на Совещании, несмотря на различия в позициях по сущ еству рассм атривав­ ш ихся проблем. Вместе с руководящими деятелями Со­ единенных Ш татов Америки, Англии и Франции мы вы явили точки соприкосно­ вения наш их позиций по обсуждавшимся вопросам, яснее представили себе наши расхождения и решили продолжить поиски п у тей к достижению необходимых согла­ ш ений. Мы не сомневаемся в том, что путем дальнейш их переговоров можно бу­ дет преодолеть сущ ествующие трудности и найти реш ение спорных вопросов в и н ­ тересах дела мира. (А плодисм енты ). Выработанные на Совещании директи­ вы для Министров иностранны х дел че­ ты рех держав являю тся результатом по­ исков взаимно приемлемых решений, в ходе которых были учтены интересы всех участников переговоров. Таким путем и могут реш аться важны е международные проблемы. П олитика «с позиции силы» в Женеве была отложена в сторону. Это можно только приветствовать, тем более, что конструктивны й дух ж еневских п е­ реговоров *в настоящ ее время продолжает оказы вать свое положительное влияние на международные отнош ения. Нельзя не отмстить, например, что в последние дни и в США, и в Англии были вы сказаны имеющие немаловажное значение для пред­ стоящих дипломатических встреч сообра­ ж ени я о том, что принципом отношений между государствами должны быть «пере­ говоры, а не си ла». Мы верили в то, что Женевское совеща­ ние даст положительны е результаты , и мы не ошиблись. Мы варим теперь, что в дальнейшем при наличии доброй воли и при учете интересов всех заинтересован- ( Окотание см. на 3 -й стр.). Г~ Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz