Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Год и д ан и я 2.а л е н и н с к о е зна мя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ С Е Г О Д Н Я В Г А З Е Т Е : № 1 5 3 (3 7 8 ) Итоги Женевского совещания Глав пра- жатвы и заготовок хлебов. П. Хорьков.— П Я Т Н И Ц А вительств четырех держав. Доклад Пред- Хлеб’-— государству. Думы и стремления седателя Совета Министров СССР това- колхозников. Н. Болдырев. — Слова рас- я рища Н. А. Булганина 4 августа 1955 го- ходятся с делом. И. Котов. — Комбайны 1 да на третьей сессии Верховного Совета используются непроизводительно (3 стр.). А ВГУ СТА СССР (1, 2, 3 стр.). На естественно-научные темы. Л. Гор- Шире соревнование тружеников села скова. — Происхождение молнии и меры 19 5 5 г. в честь XX съезда КПСС! Использовать все возможности для усиления темпов защиты от нее (4 стр.). Отъезд из Англии Советской делега- Ц ена 20 ко п. цни специалистов сельского' хозяйства <4 стр.). На V Всемирном фестивале молодежи (4 стр.). Ан. Кунгурский. — На футбольных по- 'лях (4 стр.). В . С о к о л о в . — По маршруту Лебе­ дянь—Мичуринск (4 стр.). Итоги Женевского совещания Глав правительств четырех держав Доклад Председателя Совета Министров СССР товарища Н. А. БУЛГАНИНА 4 августа 1955 года па третьей сессии Верховного Совета СССР Товарищи депутаты ! Совет Министров СССР поручил мне до­ ложить Верховному Совету ССС Р о резуль­ татах ра боты Совещ ани я Глав прави ­ тельств четы рех держа® — Советского Союза, Соединенных Ш татов Америки, Ве­ ликобритании и Франции, проходившего в Женеве с 18 по 23 июл я . Н аправляясь н а Женевское совещ ание, Совет окая П р а в и т о д ь с т в тн а я Делегация имела в виду откровенно о бсудить о гла­ вами правительств США, В еликобритании и Франции важ нейш ие международные проблемы, добитьс я совместными уси ли я­ ми смягчения международной напряж ен н о­ сти и положить начало установлению до­ верия между государствами . Советское П равительство давно уж е вы ска зы вал ос* за проведение так и х переговоров, счи тая, чти встреча руководителей правительств может создать благопри ятны е условия для поисков согласованны х реш ений, н ап рав­ ленны х н а укрепление мира . Мы приняли у части е в Женевском сове­ щ ании, руководствуясь основными п рин ­ ципами ленинской внешней политики Со­ ветского государства— политики мирного сосущ ествования стран, принадлеж ащ их к ра зличным о бщественным системам, поли­ тики борьбы за мир между народами . Мы исходили и исходим и з того, что миролю­ бива я политика П равительства Советского Союза отвечает интересам советского наро­ да . Мы не сомневаемся, что т а к а я политика Прежде чем перейти к освещению ра бо­ ты , проделанной участн и кам и Женевского совещ ани я, и ее результатов, нео бходимо йставовитьс я н а характеристи ке между на­ родной о бстановки, предш ествовавш ей этому Совещанию . Минувшее десятилетие после окончания второй мировой войны характери зовалось о бострением отношений между государст­ вами, которые в прошлом были сою зника­ ми в борьбе против общего в р а г а— фа­ шизма . Советский Сою з на протяж ении этого периода, и осо бенно за последние полтора— два года, предпринимал ш аги, н аправлен­ ные на см ягчение напряж енности, возник­ шей в международных отнош ениях, стре­ мился положить конец «холодной войне» и восстановить сотрудничество в борьбе за мир и безопасность народов . Вместе с Советским Союзом за укрепление мира а к ­ тивно вы ступали К итай ска я Народная Респу блика и все страны народной демо­ кратии . Нель зя не видеть, что в последнее время усилия Советского Союза и всех миролю­ бивых стран, направленны е на укрепле- кие мира, дали положительны е резуль­ таты . Прежде всего следует ска зать, что смяг­ чению напряж енности спосо бствовало пре­ кращ ение войны в Корее, достигнутое в результате ини ц иати вы Китайской Народ­ ной Респу блики, Советского Союза и дру­ гих миролюбивых государств . Тем самым был потуш ен опасный очаг войны на Дальнем Востоке . Он таил в себе угрозу расширени я войны со всеми вытекающими из этого тяж елыми последствиями для де­ ла всео бщего мира . Прекращ ение военных действий в Индо­ ки тае в ре зультате соглаш ения, достиг­ нутого в прошлом году на Женевском со­ вещ ании министров иностранны х дел пяти держав — ССС Р, Китайской Народной Респу блики, США, Англии и Франции, — с участием других заинтересованны х госу­ дарств, явилось следующим крупным со бы­ тием, имеющим большое значение не толь­ ко дл я укрепления мира в юго-восточной Азии, но и для оздоровления международ­ ной о бстановки в целом . Женевское согла­ шение 1 9 5 4 года, приведшее к п рекращ е­ нию кровопролития в Пндо-Китае, имеет тем большее значение, что оно основано на признании законны х национальны х прав народов Индо-Кита я, стремящихся к полной национальной независимости и св обо де. Однако, несмотря на огромное значение прекращ ения войны в Корее и Индо-Китае, международная о бстановка продолжала оставатьс я напряж енной . Попрежнему между отдельными группами государств существовало недоверие и подо зритель­ ность, сущ ествовала о бстановка «холодной войны» . Такое положение со здавало серь­ езные препятстви я на п ути к дальнейш е­ му улучш ению международной о бстановки и к установлению того довери я в отнош ени­ ях между государствами, без которого н е­ возможно обеспечить прочный и длитель­ ный мир . В этой связи нео бходимо остановитьс я н а так называемы х п ариж ских согдаш ени- отвечает и чаян иям всех народов, кроено заинтересованны х в осла блении м еждуна­ родной напр яж енности, в о беспечении мира и безопасности . Народное движ ение за мир оказы вает растущ ее вли ян и е на политику и о ним не могут не счи таться государст­ венные деятели . Таким о бразом, проведение Совещани я Глав правительств США, Англии, Франции и СС СР необходимо рассм атривать к ак оп­ ределенный успех миролюбивых сил . Уже сам ф акт, что впервы е со времени Потсдамской конференции 1 9 4 5 года гла­ вы (Правительств Советского Сою за, США, Англии и Франции встретилноь друг с дру­ гом дл я того, что бы совместно обсудить назревш ие вопросы международной ж изни, им 1 еот важное значение . На Женевском совещ ании руководящие деятели четы рех великих держа® устан о­ вили между со бой личны й ко н такт и обме­ н ялись мнениями по ряду вопросов меж­ дународного полож ения . К ак официальные заседания, т а к и неофициальны е встречи вне заседаний проходили в духе сотруд­ ничества и взаимопонимания,— все у ч а с т ­ ники Совещ ани я, что надо отметить с удовлетворением, проявляли стремление до битьс я полож ительны х результатов . • Ж еневское совещание Глав правительств четы рех держав можно отнести к числу важ ны х исторических сю бытий, поскольку оно знаменует собой поворот в Отношениях между СС СР, США, Англией и Францией . I . ях, вступивш их в силу в мае этого года. И звестно, что основная цель париж ских соглаш ений состоит в ремилитаризации Западной Германии и вклю чении ее в воен­ ные группировки западны х государств — С еверо-атлантический блок и западноевро­ пейский союз . Эти соглаш ения откры ­ ли дорогу для. во зрождения милитаризма в Западной Германии . Кроме того, п ариж ­ ские. соглаш ения превращ аю т ремилитари­ зуемую Западную Германию в военного -союзника некоторых западны х госудамств- участнпков указан ны х группировок . В ц е­ лом, париж ские соглаш ения направлены против Советского Союза и народно-демо­ кратических стран, против интересов под­ держ ани я мира в Европе . Советское правительство не ра з о браща­ ло внимание правительств США, Велико­ британии и Франции, а такж е других етран -участн и ц п ариж ских соглашений на то, что эти соглаш ени я ведут в о бо­ стрению всей обстановки в Европе и соз­ дают такое положение, при котором невоз­ можно будет реш ить германскую пробле­ му н а основе воссоединени я Германии на миролю бивых н ачалах . Мы у ка зы вали , что в этих условиях нельзя о бъединить Гер­ манскую Демократическую Респу блику с ремилитаризованной и вход ящей в воен­ ные блоки с другими государствами З а ­ падной Германией . К сожалению , с предостережениями Со­ ветского Сою за тогда не посчитались . В результате в Европе создалась так ая о б­ становка, котора я стала и может оста­ ваться серьезным тормозом в деле даль­ нейшего смягчения международной н ап р я­ ж енности и урегулирования нереш енных международных про блем, а такж е причиной осложнений в отнош ени ях между европей­ скими, да и не только европейскими государствами . Го-пка вооружений, которая и з года в год ■принимала все более широкие масштабы, особенно в области производства атомного и водородного оружи я, такж е вы зы вала законную тревогу народов . За последние годы военные расходы государств систе­ м атически увеличивались, причем осо бен­ но это относилось к странам -учаетница .ч Северо-атлантического договора. О м асш та­ бах роста расходов н а вооружение дают представление следующие данные, осно­ ванны е н а официальных п убликаци ях со­ ответствующ их государств . Прямые военные расходы США состав­ ляли в ,1848— 1 9 4 9 бюджетном году 12 ,9 миллиарда долларов, или 3 2 ,6 процен­ т а всех расходов по федеральному бюдже­ т у ; в 1 9 5 3— 54 бюджетном году упом я­ нуты е расходы возросли до 4 6 ,5 миллиар­ да долларов, или 6 8 ,6 процента ко всем федеральным расходам . Таким о бразам, с 1 9 4 8 года военный бюджет США у вели ­ чилс я более чем в три о половиной ра*за, а его дол я в общем расходном бюджете США возросла более чем вдвое . Прямые военные расходы в Англии в 1 9 4 8— 49 бюджетном году вы раж али сь в сумме 7 6 8 миллионов фунтов стерлингов, составл яя 2 4 ,2 процента ко всем расходам бюджета; в 1 9 5 3— 54 году упом янутые расходы увеличились уже до 1 миллиарда 6 3 7 миллионов фунтов стерлингов* и ли ] 3 8 ,3 процента к о воем бюджетным расхо­ дам . Во Франции прямые военные расходы в 1 9 4 9 году равнялись 2 8 9 миллиардам франков, или 2 3 ,8 процента ко всем рас­ ходам бюджета; в 1 9 5 4 году пр ямы е воен­ ны е расходы Франции увеличились до 1 триллиона 1 9 2 миллиардов франков, что составляло 3 2 ,5 процента всех бюджетных расходов . Само со бой разум еетс я, в такой о бста­ новке Советский Союз не мог не про явить за боты об укреплении своих собственных вооруж енных сил . На 1 9 5 5 год в Совет­ ском Союзе военные расходы были зап ла­ нированы в сумме 1 12 миллиардов 122 миллиона 7 1 0 ты с яч ру блей, что состав­ л яет около 2 0 процентов всей раоходной части бюджета . В связи с заключением п ариж ских со­ глаш ений, Советский Союз и другие ми­ ролюбивые государства Европы были вы ­ нуждены заклю чить 14 ма я В арш авский договор о друж бе, сотрудничестве и взаим ­ ной помощи, предусматривающий объеди­ нение всех усилий по обеспечению своей безопасности и в интересах поддержани я мира в Европе . С каждым днем становилось все более очевидным, что продолж ающ ийс я роет во­ оруж ений влечет за со бой усиление недо­ вери я в отнош ениях между государствами, рост взаим ны х подозрений между ними, усиление пропаганды новой войны . Все это представляло со бой продолжение «хо­ лодной войны » . «Холодная война» н ару­ ш ила нормальны е экономические и другие свя зи между государствами; результатом ее яви лись разного рода запреты и огра­ н ичения в международной торговле, огра­ ничение о бщени я между деятелями про­ мышленности, сельского хозяйства, н ау­ ки и к ультуры различны х стран . «Холод­ ная воина» п репятствует осла блению меж­ дународной напр яж енности и созданию нео бходимого довери я между государствами . Особую озабоченность у народов вы зва­ ло положение н а Дальнем Востоке . Даже после п рекращ ени я корейской войны о б­ стан овка в этом районе оставалась н ап р я­ ж енной, причем временами это н ап р яж е­ ние прио бретало опасный характер . О бъ­ ясн яется это тем, что исконные ки тай ­ ские территории— остров Т айван ь и ряд других островов— ф актически оккупирова­ ны иностранными войсками, с чем, разу­ м еется, не может прим ириться китай ский народ . Советское правительство проявило и н и ­ ц и ати ву относительно со зы ва конференции заинтересованны х государств для урегули­ рования вопроса о Т айване . Е сожалению , эта и н л ц ати ва не привела до сих пор к положительным ре зультатам . П равительст­ во СССР поддержало такж е предлож ение П равительства Китайской Народной Р ес­ пу блики о проведении пр ямых переговоров между КНР и США по не урегулированным вопросам китай ско-ам ери кански х отноше­ ний . Теперь, к ак и звестно, обе стороны приступили к таким переговорам . Они начались в благопри ятны х условиях . Ре­ ш ение о досрочном осво бождении 11 аме­ рикан ских летчиков, осужденных за шпио­ наж , является актом д оброй воли со сто­ роны К итайской Народной Респу блики, который не может не сказатьс я положи­ тельно на ходе переговоров . Важное значение имеет вопрос о восста­ новлении законны х прав Китайской Н а­ родной Респу блики в О рганизации О бъеди­ ненны х Н аций . Н ель зя, в самом деле, искусственно держ ать в стороне от у ч а ­ сти я в ра боте О рганизации О бъединенных Н аций и от у части я в рассмотрении ряда международных про блем великую держ аву, к тому же являющ ую ся постоянным чл е­ ном Совета Безопасности ООН, — К итай ­ скую Народную Респу блику . Советское П равительство со знавало, что чем дальше будет сохран яться н ап ряж ен ­ ность в отнош ениях между отдельными государствами, тем больше будет обост­ р яться международная о бстановка, чрева­ та я угрозой новой войны . Нео бходимы были радикальны е внешнеполитические меропри ятия, которые бы см ягчили о бста­ новку, восстановили бы доверие между государствами . Поэтому П равительство Со­ ветского Сою за, руководствуясь и нтереса­ ми сохранения и упрочения мира, взяло н а се б я и н и ц иати ву в этом отношении и предприняло за последний год ряд важ ны х внеш неполитических шагов, получивш их всео бщее одобрение у миролюбивых наро­ дов . Н ель зя не п ризн ать, что миролю бивые ш аги, предприн яты е Советским П рави­ тельством, привели к ослаблению н ап р я­ ж енности в международных отнош ениях . В ажнейш ее значение для уменьш ения международной напряж енности имеют предложения Советского П равительства от 10 ма я по вопросам сокращ ения вооруж е­ ний, запрещ ения атомного и водородного оружия и устран ени я угрозы новой войны . Эти предлож ения были одобрительно встре­ чены широкими международными кругами и повсеместно расценены , к ак крупны й вклад в дело мира . Достижение н а их ос­ нове нео бходимой договоренности, несом­ ненно, сы грало бы важнейш ую роль в де­ ле обеспечени я прочного мира . Трудно переоценить значение такого со бы ти я, к а к заклю чение Государственного Договора с А встрией, осуществленное по ини ц иати ве Советского Союза . Реш ение австрийского вопроса, соглас­ но которому Австрия, ставш ая н е зави си ­ мым и суверенным государством, взяла на се б я о б язательство п ридерж иваться поли­ ти ки постоянного н ейтрали тета, отвечает к ак национальным интересам австрийского народа, так и интересам поддерж ания ми­ ра в Европе . В то же время успешное ре­ ш ение австрийского вопроса показало, что держ авы , на которых леж ит главн ая ответственность за поддержание мира, да­ леко не исчерпали имеющихся возможно­ стей для реш ения неурегулированны х меж­ дународных про блем . Е стественно, ра зре­ шение этого вопроса усилило движ ение за урегулирование и других назревш их про б­ лем . Осо бо следует отметить значение дл я дела мира того поворота в отнош ениях между Советским Союзом и Югославией, который был достигнут в результате по­ ездки в Югославию П равительственной Делегации Советского Союза . Состоявшиеся в Белграде переговоры положили конец тому ненормальному и н е­ допустимому положению , которое сложи­ лось между о беими странами после 1 9 4 8 года, когда были искусственно наруш ены отнош ени я братской дружбы и тесного со­ трудничества между югославским и совет­ ским народами . Сущ ествовавш ее до недав­ него времени ненормальное положение в советско-ю гославских отнош ениях было на руку лишь врагам мира . Оно наноси­ ло серье зный ущер б жизненным и нтере­ сам обеих стран и интересам поддержани я мира между народами . Такое положение не могло дальш е продолж аться, и п рави ­ тельства о беих стран приш ли к выводу о необходимости коренного улучш ени я в советско-ю гославских отнош ениях . Отношения между СССР и Югославией строятся ныне и впредь будут строитьс я на основе призн ан ия принципов неделимо­ сти мира, уваж ен ия суверенитета, н езави ­ симости, территориальной неприкосновен­ ности и равноправия, п ризн ан ия и раз­ вити я мирного сосущ ествования между народами, взаимного уваж ен и я и невме­ ш ательства во внутренние дела . Те ре зультаты , которые уж е достигнуты в настоящ ее время в деле улучш ени я со­ ветско-ю гославских отношений, дают все основания п олагать, что обе страны избра­ ли единственно прави льны й п уть и что оба п рави тельства со всей серьезностью относитс я к делу дальнейш его разви ти я и укрепления отношений между Советским Союзом и Федеративной Народной Респу б­ ликой Югославии . Мы с этой три буны при ­ ветствуем наш их ю гославских друзей и Президента Югославии товарищ а Тито (б у р н ы е ап лоди см ен ты ) и считаем необ­ ходимым за яви ть, что Ц ентральны й Ко­ митет наш ей партии, Советское П рави­ тельство и весь советский народ прилож ат дальнейш ие усили я к тому, что бы идти и» совместно избранному п у ти дружбы и искреннего сотрудничества с братскими народами Югославии . (Б у р н ы е , продолж и­ тел ьн ы е аплодисм ен ты ). Нео бходимо отметить, далее, важное зн а­ чение такого собы ти я, к ак посещение Со­ ветского Союза Премьер-Министром Индии господином Дж авахарлалом Неру . Состояв­ ш ийся обмен мнени ями между господином Д . Неру и руководителями Советско­ го П равительства и совместное советско-ин­ дийское заявление показали, что обе стра­ ны полны решимости развивать и укреп ­ л ять друж ественны е отнош ения, слож ив­ ш иеся между Советским Союзом и Инди­ ей . По зиции о беих стран по неотложным проблемам борьбы за мир совпадаю т, и эта имеет крупнейш ее значение дл я урегули­ рования назревш их про блем Азии и Даль­ него Востока и дл я ум еньш ения меж дуна­ родной напряж енности . Советское правительство, высоко ценя значение советско-индийского сотрудниче­ ства, к ак важного ф актора в борьбе за мир в Азии, и не только в А зи я, счи тает нео бходимым и в дальнейш ем поддержи­ вать это сотрудничество н а осиове т-ех принципов, которые были излож ены в со­ ветско-индийском за явлен ии и которые наш ли широкую поддержку со стороны ми­ ролю бивых государств . Укреплению этого сотрудничества, несомненно, будет способ­ ствовать дальнейш ее развитие личны х контактов между руководител ями п рави ­ тельств о беих стран . Руководствуясь за ботой о сохранении и укреплении мира, Советское П равитель­ ство предприн яло ряд других важ ны х ш а­ гов, которые могут дать сущ ественны е положительны е р езультаты . Я имею в ви­ ду, в частности, предлож ение П рави­ тельства СССР П равительству Германской Федеральной Респу блики об установлении дипломатических, торговы х и культурны х отнош ений, а т ак ж е проводимые сейчас в Лондоне ©оветско- японские переговоры . Советское правительство исходило и з того, что главной задачей Совещ ани я Глав п рави тельств четы рех держ ав должно являться дальнейш ее смягчение меж дуна­ родной напряж енности и содействие соз­ данию нео бходимого довери я в отнош ени­ ях между государствами . Только в так и х условиях можно серье зно говорить о б урегулировании нереш енны х международ­ ных проблем . Руководствуясь этим. Советская деле­ гаци я уж е в н ачале ра боты Женевского совещ ани я заяви л а, что, по мнению Со­ ветского П равительства, зад ач а Совещани я заклю чается яе в там, что бы -выдвигать те или ины е обвинени я друг против дру­ га, а в том, что бы оты скать новые п ути и средства дальнейш его ослаблени я меж­ дународной напряж енности и создания атмосферы доверия во взаимоотношениях между государствами . Мы прямо заяви ли , что при были в Ж еневу с желанием найти решение неурегулированны х вопросов п у ­ тем совместных усилий, и, со своей сто­ роны, вы разили готовность внимательно рассмотреть предлож ени я других участн и ­ ков Совещани я . Советская делегация о братила такж е вним ание государственных де ятелей США, В еликобритании и Франции на то, что она не . склонна преум еньш ать трудностей, стоящих на п ути урегулирования нере­ ш енны х про блем, в том числе проблемы Европы н Азии . Однако, если все у ч аст­ ники при были н а Совещание с ж еланием найти п ути преодолени я трудностей, то это верный залог того, что Совещание даст полож ительны е результаты . В своих вступ и тельны х заявлен и ях, сделанных на первом заседании 18 июля, главы п рави тельств США, Франции, Ве­ ликобритании и Советского Союза изло­ ж и ла своп взгл яды по основным вопросам международного полож ения и о задачах Совещ ани я . При этом были вы сказаны соображени я о тех про блемах, которые должны быть подвергнуты обсуждению . Все участн и ки Совещани я вы сказались за то, что бы обсудить следующие вопро­ сы : германский вопрос, о разоруж ении, о европейской безопасности, о развитии контактов между Востоком и Западом . К сожалению , не было п рин ято наше предложение о бсудить на Совещании про­ блемы Азии и Дальнего Востока, хот я а к ­ туальность этих про блем очевидна, если пр ямо смотреть ф актам в лицо . Само собой разумеетс я, что Советска я делегация не могла дать согласия на об­ суждение вопроса о положении в восточно­ европейских стран ах, а такж е вопроса о «международном коммунизме» . Мы у к а за­ ли, что ставить вопрос н а данном Сове­ щ ании о положении в восточно-авропей- скнх странах — зн ачи т толкать нас к вмеш ательству во внутренние дела этих государств . Между тем, хорошо и звестно, что народно-демократический режим в этих стран ах установлен самими народами на основе их сво бодного волеизъ явления . Кро­ ме того, нас никто не уполномочил рас­ см атривать положение в этих странах. Что касается вопроса о «международном коммуни зме», которым принято кое-где п рип угивать н аи вны х людей, то мы за я ­ вили, что Ж еневское совещ ание созвано для о бсуждени я про блем м еж государствен­ ны х отношений, а не дл я о бсуждени я дея­ тельности тех или и ны х политических партий -в разли чны х странах или отно­ ш ений между этими п артиям и . Походя и з этого, постановку этого вопроса на Сове­ щ ании Глав п равительств нельзя признать уместной . Говоря по сущ еству о тех предложе­ н иях, которые Советское Правительство внесло на рассмотрение Женевского сове­ щ ания, прежде всего следует остановить­ ся на предлож ениях по вопросам, свя зан ­ ным с о беспечением безопасности в Е в­ ропе . Огромное значение этого вопроса п он ят­ но . И сторический опыт п ока зы вает, что наиоолее кровопролитные и опустош итель­ ные войны происходили в Европе . Имен­ но в Европе начались как п ервая, т а к вто­ рая мировые войны, распространивш иеся на другие страны и континенты и принес­ шие человечеству неисчислимые жертвы Такова, в основных чертах, та меж ду­ н ародная о бстановка* котора я слож илась н акан у н е Ж еневского совещ ания Глав п ра­ вительств четы рех держ ав . Т аковы те ф ак­ торы , которые п ривели к и звестном у смяг­ чению международной напряж ен н ости и тем самым создали благопри ятны е условия для проведения совещ ания в Ж еневе . и м атериальны е ра зруш ен и я . Все это го­ ворит о том, какое огромное з н а ч е н и е р я ■дела всео бщего мира имело бы создание в Европе системы прочной безопасности . Советское П равительство считало и сч и ­ тает, что наи более надежным путем обес­ п ечен и я безопасности дл я Е вропы было бы заклю чение О бщеевропейского договора, или, к а к мы говорим, создание системы коллективной безопасности с участием всех .европейских государств и Соединен­ ны х Ш татов Америки. Со здание такой си ­ стемы безопасности вместо военных груп ­ пировок одних европейских государств, направленны х против других европейских государств, отвечало бы интересам всех народов Европы , которых п оли ти ка созда­ н и я военных группировок уж е не раз ввергала в п у ч и н у войны . Когда мы в прошлом году вы двинули такое предложение, некоторы е западны е государства заяви ли нам, что советское предложение их не у страи вает, поскольку оно разруш ает созданную ими яко бы в интересах обороны систему военны х бло­ ков . Особую заботу они про явили при этом по поводу судь бы С еверо-атлантиче­ ской группировки, утверж да я, что НАТО преследует только о боронительные цели . В связи с этими утверж дениям и Советское правительство в свое врем я решило в о й та в эту организацию , т а к к ак участи е в организации, преследующ ей о боронитель­ ны е цели, полностью соответствует нашим интересам . Советский Союз предприн ял конкретны е п опы тки вступ и ть в НАТО и н аправил соответствующ ую ноту держ а­ вам — участн и кам НАТО. Нам, однако, официальной же нотой было отказано в приеме . Это не могло не вы звать о боснован­ ной тревоги и насторож енности со сторо­ ны Советского Союза . Было ясно, что цели НАТО далеко не соответствую т заявл ен и ­ ям о б оборонительном характере этой ор­ ганизации . У читы вая то о бсто ятельство, что п р а ­ вительства некоторых государств не хотят р асставаться, по крайн ей мере в н астоя­ щее время, с созданными ими военными блоками, и, ж ела я о блегчить достиж ение до­ говоренности между заинтересованными государствами, мы вы двинули н а Ж енев­ ском совещ ании новое предложение, к а с а ­ ющеес я создания системы коллективной безопасности в Европе . Мы предложили, что бы создание такой системы безопасно­ сти было разделено н а два периода . Для первого периода должны остаться в силе и С еверо-атлантический договор, и п ар иж ­ ские соглаш ения, и В арш авский договор . В то же время все государства, входящие в эти группировки, к а к мы предложили, должны бы ть св язаны о б язательством воз­ держ и ваться от прим енения друг против друга вооруженной силы и разреш ать все споры, которые могут возни кнуть между ними, только мирными средствами . Н аш и предлож ения предусм атривали да­ лее, что.впредь до д о сти ж ен и я . соглаш ения о сокращ ении вооруж ений и запрещ ении атомного оруж ия, а такж е о выводе ино­ стран ны х войск с территорий европей­ ских стран, государства-участн и ки коллек­ тивной безопасности в Европе должны вз ять о б язательство не проводить н и к а­ ких мероприятий, направленны х на уве­ личение их вооруж енны х сил н а терри­ тории других европейских государств . Н аконец, советские предлож ения имели в виду, что государства-участн и ки кол­ лективной безопасности в Европе должны консульти роватьс я между со бой вс яки й раз, когда этого потре бует обстановка, с целью не допустить создани я угрожающ его полож ения в Европе и п редпринять согла­ сованны е меры для поддерж ания мира . Таким о бразом, советские предлож ени я, с одной стороны, учиты ваю т реальную о б­ становку, сложивш ую с я в Европе, когда сущ ествую т военные группировки госу­ дарств, с другой стороны — о беспечивают, в случае п р и н яти я этих предложений, мирное сосущ ествование между европей­ скими государствами, причем ни одно из этих государств не берет н а себ я на первом этаце никакого другого о б язательства по договору о коллективной безопасности Европе, кроме об язательства не прим енять вооруженную силу . ( Продолжение, на 2-й стр.),- Международная обстановка накануне Женевского совещания II. Женевское совещание и предложения Советского правительства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz