Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
1 9 и м я 1 9 5 5 г ., Л? 1 4 2 (3 6 7 1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 П родолже ние доклада това рища Н. А. БУЛГАНИНА п о н я т ы х реш ений. Об исполнении реш е ний п артия суди т по результатам работы . Она всегда требовала в н и к ать в суть де ла, сочетать проверку исполнения сверху с проверкой снизу. Почему у нас до сих пор плохо п остав лена проверка исполнения? Прежде всего потому, что ответственны е работники ми н и с т е р с т в и ведомств, по сущ еству, не з а ним аю тся этим делом, а переклады ваю т его на рядовых исполнителей. Другая причин а плохой организации проверки исполнения кроется в н еправиль ном понимании многими работниками ее сущ ества. П роверять исполнение — это зн ач и т организовы вать людей на конкрет ное дело, обеспечивать ф актическое вы полнение директив п артии и п рави тель ства, предупреждать и и справлять н а ос нове детального изучен и я фактов ошибки, принимать конкретны е меры к дальнейш е му улучш ению работы . Однако проверка исполнения часто сводится к сбору отче тов, составлению всякого рода справок и докладных записок о невыполнении той или иной директивы , того или иного ре ш ения. Даже Министерство государственного контроля, Госэкономкомиссия и Министер ство финансов во многих сл у ч аях проверку исполнения реш ений партии и п рави тель ства проводят на низком уровне, сводя ее в составлению объемистых записок «о вскры ты х н едостатках». И, наконец, еще один злободневный во прос. Некоторые работники весь смысл руко водства видят в многочисленных заседа ниях по всякому поводу, что нередко вме сто пользы приносит вред. На апрельском совещании работников промыш ленности ди. ректор Орехово-Зуевского хлопчатобум аж ного комбината т . Морозов ж аловался, что заседания и совещ ания не дают- возмож ности работать на производстве. — У н ас в Орехове,— говорил он, — т а к а я засед ательская су етн я, что дирек тору п ракти чески некогда работать. Все требую т, чтобы моя персона п рисутство вала везде, н а всех комиссиях. Пробовал посы лать зам естителя, обиж аю тся. Н аса ж аю т н ас в м аленькую комнату человек 50 и “?акую повестку заведут — чего толь ко там н ет: и о наводнении, и о присуж дении знам ени, и о борьбе с мухами... Я, честно признаю сь, что стал делать так : одеваю пальто, ухож у в цех, а сам звоню секретарю , скаж и те, что заболел. (Смех в за л е). Такое положение сущ ествует не только в Орехово-Зуеве. Надо с этим покончить. Для того, чтобы улучш ить дело у п р ав ления промышленностью , необходимо иско ренить канцелярско-бю рократические ме тоды в деятельности министерств и ве домств, сосредоточить основные уси ли я ра ботников управленческого ап парата на живой работе по организации производст ва, покончить с заседательской суетней. Надо продолжать работу по улучш ению структуры управлен ия промышленностью , имея в виду приближ ение ап парата уп рав ления к производству и его удеш евление. Необходимо улучш ить дело планирова н и я , ликвидировать недостатки в органи зац ии м атериально-технического снабж е н и я предприятий, осущ ествить необходи мые м ероприятия по расширению прав директоров предприятий, повыш ению ав торитета и роли мастера на производстве. Следует повы сить персональную ответ ственность начальников главков, уп р ав ляющ их трестами, директоров предприя ти й за точное выполнение возложенных на них обязанностей по руководству про изводством, организовать по-настоящ ему выполнение реш ений п артии и п рави тельства, быстро и оперативно устран ять вы явленны е недостатки в деле управления промышленностью , V I Улучшить работу с руководящими кадрами и специалистами промышл енно сти Н аш а п арти я придавала и придает пер востепенное значение работе с руководя щими кадрами н специалистам и промыш ленности. За годы Советской власти в на шей стране проделана огромная работало подготовке специалистов для всех отрас лей народного хозяйства. Выращ ены не де сятки и не сотни ты сяч , а миллионы к ва лифицированных специалистов. Если в 1 9 1 3 году количество специалистов с вы с шим и средним специальным образованием в России не достигало и 2 0 0 ты с я ч чело век, то сейчас специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образова ние, у нас насчи ты вается свыш е 5 ■мил лионов человек. Кадры у н ас есть и их достаточно. З а дача сейчас состоит в том, чтобы п ра вильно использовать специалистов, лучш е с ними работать. Особое вним ание мы должны уделять молодым специалистам . Следует, однако, п ризн ать, что далеко не во всех министерствах и предприятиях к молодым инж енерам и техникам относятся правильно, по-государственному. Значительную часть молодых инж ене ров и техников министерства и ведомства направляю т не н а производство, а в ап п а рат, в научно-исследовательские и н сти ту ты , проектные организации и отделы за водоуправлений, лиш ая тем самым молодых специалистов возможности и зучать на практи ке производство, техн ику, заводскую ж изнь. В дореволюционной России молодым ин женерам и техникам , не работавшим на производстве, был, как правило, закры т до ступ в аппарат управлен ия и в проектные организации. К аждый молодой инж енер и техник, окончивший учебное заведение, обязан был поработать на производстве. Такой же порядок сущ ествует и теперь в капи талисти чески х стран ах. Это неплохое правило и нам тож е надо его соблюдать. У нас большое количество работников научно-исследовательских и проектных институтов совершенно не имеют произ водственного опы та. Например, почти по ловина н аучны х сотрудников Ц ентрально го научно-исследовательского и нсти тута черной металлургии, Государственного и н сти тута по проектированию технологиче ских процессов заводов строительной и н дустрии Министерства строительного и до рожного машиностроения и многих других н аучны х учреж дений н е работали на про изводстве. Госплан СССР, министерства и ведомст ва плохо ведут работу по планированию подготовки специалистов, не имеют обос нованны х расчетов и перспективного п л а на. В результате этого по ряду важнейш их специальностей им еется несоответствие между подготовкой специалистов и ф ак тической потребностью в них. Большинство вы сш их учебных заведе ний, готовящих кадры для промышленно сти, сосредоточено в центральны х и юж ных районах Европейской части СССР, не редко вдали от соответствующ ей промыш ленной базы. В восточных районах с т р а ны высших учебных заведений вообще недостаточно. Такое ненормальное поло жение необходимо исправить. Н ельзя призн ать правильным сложив шееся в промышленности соотношение меж ду количеством инженеров и техников. На одного инж енера у н ас в среднем прихо дится менее двух техн иков. К сож алению , такое положение мало волнует руководи телей министерств, которые предпочитают подавать в Госплан завыш енны е заявки н а инж енеров, чем готовить техников. Не упорядочены планирование и учет адм инистративно-управленческого персона ла н а предприятиях. За последние годы в плане по труду в промыш ленности не вы деляется категория служ ащ их. В то же время п лан и руется и у чи ты вается так ая категория, к ак адм инистративно-управлен ческий персонал, куда вклю чаю тся не только служ ащ ие, но и часть инж енерно- техн ически х работников н младшего обслу живающего персонала. Надо сказать, что само понятие «адм инистративно-управ ленческий персонал» явл яется недостаточ но ясным.. Например, в машинострои тельной промышленности инж енер, ра ботающий в отделе труда и заработной п латы заводоуправления, относится к административно-управленческом у персо налу, а инж енер-нормировщ ик, работаю щ ий в этом ж е отделе, к адм инистративно управленческому персоналу не относится. Диспетчеры, работающие в цехах, т а к же, к а к и диспетчеры заводоуправлений, от н осятся к адм инистративно-управленче скому персоналу, хотя цеховые диспетче ры непосредственно связаны с производ ством. Ясно, что такое положение ненор мально и его надо скорее и справить. И, наконец, о текучести руководящих кадров. На многих предприятиях руково дящие работники меняю тся слишком ч а сто. В угольной промыш ленности, напри мер, ежегодно см еняется около 40 процен тов начальников и главны х инж енеров ш ахт и до 50 процентов начальн иков у ч а стков. Нет надобности доказы вать, как это отрицательно сказы вается на произ водстве. Для улучш ения работы е руководящими кадрами и специалистам и промышленности необходимо повы сить ответственность ру ководителей министерств, ведомств и ме стны х п артий ны х органов за правильны й подбор, расстановку н воспитание кадров, добиться того, чтобы все предприятия воз главлялись людьми, хорошо знающими свес дело, правильно ориентирующ имися в тех нике и экономике производства, способны ми обеспечить внедрение новой техн ики и неуклонны й рост производства. Надо смелее вы дви гать на руководящую работу наиболее способных молодых сп е циалистов. У становить, чтобы молодые специалисты по окончании учебного заве дения, как правило, н ап равляли сь на про изводство. Надо п рин ять меры к улучш ению ис пользования инж енерно-технических ра ботников, решительнее переводить специ алистов из управленческого ап парата на производство. Необходимо покончить с частой см еняе мостью руководящих работников и взять твердый курс на создание постоянны х, устойчивы х кадров во всех отраслях про мышленности. Мы обязаны постоянно помнить, что улучш ение работы с кадрами является ре шающим условием дальнейш его подъема и развития промышленности. V I I Государств енный план—закон для каждого министерства, главка, предприятия Одним из важнейш их преимущ еств со циалистической системы хозяйства перед капиталистической является планомерное развитие народного хозяйства. Р азвивая хозяйство по план у, социалистическое го сударство имеет возможность обеспечивать непреры вный, быстрый и всесторонний рост производства, наиболее полно удовле творять потребности народа. П лан в руках Советского государства явл яется могучей силой, организующ ей и направляющ ей труд миллионов людей. И. В. С талин у к азы вал : «Н аши планы есть не планы -прогнозы , не планы -до гадки, а планы -ди рективы , которые о б язател ь н ы для руководящих органов и которые определяю т направление нашего хозяйственного р азви ти я в будущ ем в масш табе всей стр ан ы » . Больш инство н а ш их хозяйственны х руководителей глубоко осознало эту и стин у, и п лан стал для них законом. У становленны е государственным планом задани я по развитию промыш лен ности у нас из года в год не только вы полняю тся, но и перевы полняю тся. Но было бы ошибкой не видеть за общи ми положительными показателям и работы промыш ленности многочисленных фактов невы полнения п лан а отдельными пред приятиям и и даж е целыми отраслями про мыш ленности. Удельный вес предприятий, не выпол няющ их годовых планов, составлял: в 1 9 5 1 году 31 процент, в 1 9 5 2 году 39 процентов, в 1 9 5 3 году 40 процентов, в 1 9 5 4 году 36 процентов. Таким образом, за годы п ятой п яти л етки свыш е одной трети предприятий не выполняли устан ов ленны х для них государственных планов. Мы не можем бы ть равнодушными к таким фактам . Вспомните, товарищ и, к ак строго относился к наруш ителям государственной дисциплины Владимир И льич Ленин. Мы такж е должны по-ленински, непримиримо относиться во всякому работнику, по вине которого сры вается выполнение государст венного п лан а. Е сож алению , у нас еще есть таки е хо зяйствен ни ки, которые забываю т, что п лан — это закон, а если и вспоминают об этом, то только для того, чтобы поступить с ним по рецепту щедринского персонаж а, сочинивш его устав «о нестеснении градо н ачальн иков законам и». П ервый и единст венны й параграф этого произведения гла сил: «Еж ели чувствуеш ь, что закон пола гает тебе п репятстви е, то, сн яв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в дей ствии облегчит». (О ж и влен и е в зал е. См ех). Разум еется, в наш е в р е м я ' такого рода «деятелей», пренебрегающих интересами государства и не питающ их уваж ен и я к государственному плану, нельзя подпускать к руководству промыш ленными предприя ти ям и . А между тем находятся руководите ли министерств, которы е своей широкой спиной п рикры ваю т обанкротивш егося р у ководителя предприятия и тем самым подры ваю т’' государственную дисциплину, дезорганизую т работу промыш ленности. Приведу такой ф акт. В Алтайском крае имеется Михайловский содовый комбинат М инистерства химической промышленно сти, который три года подряд не выполняет план а. Его руководители— директор т. Ми- китон и главны й инж енер т. Митюков — оказались явно неспособными вы вести ком бинат из проры ва. Однако ни министерст во, ни местные п артий ны е органы не п р и няли мер к укреплению руководства ком бината. Тогда рабочие, обеспокоенные судь бой своего предприятия, н а профсоюзной конф еренции в феврале нынеш него года прин яли реш ение просить Министра хими ческой промыш ленности т. Тихомирова рас смотреть вопрос о соответствии руководи телей комбината занимаемым должностям. Рабочие проявили большое беспокойство за работу своего п редприятия, встали н а з а щ иту интересов государства. Но не к чести М инистерства химической промышленности и министра т. Тихомирова следует сказать, что вопрос об укреплении руководства ком бината и до сих пор не реш ен. Зн ачи т, дело не только в том, что во главе предприятия стоит малоспособный, бездеятельный человек, но и в том, что некоторы е министры и партий ны е органи зации смотрят на это сквозь п альцы , ми рятся с наруш ением государственной дис ц ип лины . Можно привести немало примеров, когда предприятия одной и той ж е отрасли, н а ходящиеся в равны х условиях, имеют раз личны е п оказатели работы : одни успешно выполняю т п лан и ведут хозяйство рен табельно, а другие отстаю т в выполнении п лан а и работаю т с большими убы тками. Имеющиеся в Центральном Комитете ф акты наглядно п оказы ваю т, что если мы сумеем п одтянуть отстающие предприятия до уровня передовых, то добьемся зн ач и тельного увеличения вы п уска продукции с н аличны х производственных площ адей. Крупным недостатком в работе промыш ленности явл яется еще не и зж и тая до сих пор порочная, крайне вредная для народ ного хозяйства п р акти к а невыполнения п лан а производства по ном енклатуре. Многие руководители министерств н ведомств, фабрик и заводов не уделяю т до статочного вним ания этому важному во просу. Так, Министерство черной метал лургии при перевыполнении п лан а 1 9 5 4 года, по прокату е целом н а 1 7 3 ты сячи тонн недодало 15 5 ты сяч тонн дефицитных профилей крупносортного и мелкосортного проката, 85 ты сяч тонн к атан к и , 25 ты сяч тонн к атаны х колес. Не вы полняет п лан а по установленной Номенклатуре изделий и ряд отраслей м а шиностроения. Министерство тяжелого машиностроения, перевыполнив п лан 1 9 5 4 года по продук ции в целом, не выполнило п лан а произ водства м еталлургического оборудования, кузнечно-прессовы х машин, отдельных в и дов подъемно-транспортного оборудования, дизелей, газогенераторны х двигателей. Ми нистерство станкостроительной и и н стр у ментальной промыш ленности перевы полни ло п лан 1 9 5 4 года по общему количеству м еталлореж ущ их станков и кузн ечн о-п рес совых м аш ин в целом, но не выполнило п лан а по наиболее важ ным видам т я ж е лы х и у н и кальны х станков и кузнечно- прессового оборудования. П еревыполнило п лан прошлого года по продукции в целом и Министерство элек тротехнической промыш ленности. Между тем задани я по производству так и х важ ны х и крайн е необходимых для народного хо зяй ства видов продукции, ка'к электродви гатели мощностью свыш е 1 0 0 киловатт, силовые трансформаторы , генераторы к п а ровым и гидравлическим турбинам, мини стерство значительно недовыполнило. Можно было бы привести много подоб ны х примеров и по другим отраслям про мышленности. Н ельзя забы вать о качестве выпускаем ой продукции. Г осударственный п лан можно счи тать выполненным только тогда, когда качество произведенной продукции отвеча ет установленным требованиям. Однако многие п редприятия при попустительстве руководителей министерств вы п ускаю т продукцию низкого качества, чем наносят большой ущерб государству. Т ак, Мини стерство угольной промыш ленности в 1 9 5 4 году поставило народному хозяйству уголь с зольностью , почти на 2 процента п ревы ш ающ ей зольность угля, поставленного в 1 9 4 0 году. Это означает, что вместо угля потребители получили 6 миллионов тонн пустой породы, н а перевозку которой по требовалось 6 ты ся ч ж елезнодорожных со ставов. Имеется такой порок и в нефтяной про мыш ленности. Ее п редприятия отпускаю т потребителям нефтепродукты , не стан дарт ны е по фракционному составу и тем пера туре вспыш ки. Все еще неблагополучно с качеством продукции в металлургии, в машиностро ении и в отраслях промыш ленности, про изводящ их предметы народного потребле н и я . Пора покончить с этим крупным недо статком в работе промыш ленности. Надо строго н аказы вать тех, кто пренебрегает качеством продукции и тем самым грубо попирает интересы государства ц населе н и я. В борьбе за качество продукции боль шую роль п ризваны сы грать п артий ны е организации. К сож алению , многие из них слабо заним аю тся этим большим государст венным делом. Многие работники промЙйМённости ос лабили внимание к экономике производст ва. Это видно из того, что за последние годы задания по сниж ению себестоимости продукции не выполняю тся. В плане на 1 9 5 3 год было предусмотрено снизить се- бестоимбсть промышленной продукции на 6 процентов по сравнению с 1 9 5 2 годом, а ф актически себестоимость сниж ена на 5,1 процента. По п лан у 1 9 5 4 года сниж е ние себестоимости должно было составить 4 ,7 процента, а ф акти чески составило 3,9 процента. За последние два года более по ловины всех промыш ленных предприятий союзного подчинения не выполнило планов по сниж ению себестоимости продукции. П лан накоплений в промыш ленности за 1 9 5 4 год недовыполнен н а 9 миллиардов 6 0 0 миллионов рублей. Одной из п ричин невы полнения пред приятиям и заданий по сниж ению себестои мости продукции явл яется брак в произ водстве. В целом по союзной промыш лен ности потери от брака составили в прош лом году более 3 миллиардов рублей. Н аи более неблагополучно в этом отнош ения обстоит дело н а предприятиях Министерст ва радиотехнической промыш ленности, Ми нистерства машиностроения и приборостро ения, М инистерства станкостроительной и инструм ентальной промыш ленности и Ми нистерства промыш ленности строительных материалов. М инистерства и главны е уп равлен ия не принимаю т должных мер к тому, чтобы обеспечить выполнение планов накоплении каж дым предприятием, п даже наруш аю т основные п ри н ц и пы хозяйственного р ас чета предприятий. М инистерства я главны е уп равлен ия часто изымаю т сверхплановы е прибыли и часть оборотных средств у хоро шо работающих предприятий и за их счет восполняю т недостаток оборотных средств у плохо работающих предприятий, создавая тем самым видимость финансового благопо лучи я последних. Т ака я п р акти к а кредитования и ф инан сирования отстающ их предприятий за счет передовых несовместима с хозяйственным расчетом. Ц ентральны й Комитет п артии и Совет Министров осудили эти наруш ения п рин ципов хозяйственного расчета, признали неправильной сложивш ую ся п ракти ку кредитования предприятий и установили особый, более ж естки й режим кредитова н ия и расчетов для предприятий, не в ы полняющих заданий по сниж ению себе стоимости продукции ц планов накоплений. Государственному бан ку СССР предо ставлено право объявлять неплатеж еспособ ными те предприятия, которые н а п ротя ж ении ш ести месяцев после перевода их на особый режим кредитования и расчетов продолжают не вы полнять планов накоп лений или допускаю т сверхплановы е убы тки. Следует укрепи ть государственную дис ц иплину. Надо решительно покончить с либеральным отношением к наруш ителям государственной дисциплины , не остан ав ли ваясь перед тем, чтобы сним ать с зан и маемых постов работников, не способных уп р авл ять главком, предприятием , зам еняя их знающ ими дело и энергичными органи заторами производства. Задача состоит в том, чтобы в промыш ленности не было н и одной отстающ ей от расли, ни одного отстающ его предп риятия. V I I I Устранить недостатки в размещении производительных сил в стране Задача дальнейш его мощного р азви ти я наш ей социалистической промыш ленности неразрывно св язан а с вопросом о п р ави л ь ном размещ ении производительны х сил в стране. Надо сказать, что этот (вопрос име ет для нас исклю чительно важ ное значение. В дореволюционной России свыш е трех четвертей промыш ленной продукции про изводилось только в четы рех районах: Московском, Ивановском, Петербургском и н а У краине. Заводы Донбасса и Придне провья в 1 9 1 3 году давали 73 процента производимого в стране чу гу н а. До 8 7 процентов добычи у гл я было сконцентри ровано в Донбассе. Восточные ж е районы страны с и х исклю чительно мощными сырьевыми и энергетическим и ресурсами оставались вне промышленного р азви ти я. За годы Советской власти , к а к извест но, проделана больш ая работа по улучш е нию размещ ения промыш ленности СССР. В период довоенных п яти леток, в результате осущ ествления поли ти ки индустриали за ции страны , п риближ ения промыш ленно сти к источникам сы рья и районам потреб ления, быстрыми темпами стала р азви ваться промыш ленность восточны х районов СССР. Во время Отечественной войны и в послевоенные годы промыш ленность этих районов получила еще большее развитие.- В 1 9 5 4 'году в восточных .районах было произведено около трети всей промыш лен ной продукции страны , добыто свыш е 60 процентов нефти и почти 5 0 процентов угля, произведено свыш е половины всего количества стали и п р о ката и свыш е 40 процентов электроэнергии. Е сли в целом по СССР объем промыш ленной продукции в 1 9 5 4 году по сравнению с 1 9 4 0 годом возрос в 2 ,8 раза, то в восточных р ай онах он увели чился в четы ре раза. Эти данны е показы ваю т, что мы достиг ли известны х успехов в улучш ении разме щ ения наш ей промыш ленности. Однако в свете стоящ их перед нами задач и особен но при сопоставлении с имеющимися воз можностями достигнуты е р езультаты я в л я ются недостаточными. XIX съезд п артии в своих ди рективах по пятом у п я л м е т н е м у п лан у подчеркнул необходимость обеспечить дальнейш ее улучш ение географического размещ ения строительства промыш ленных предприя тий, но эта директива вы полняется н е удовлетворительно. Многие м инистерства до сих пор про должают неправильную п р акти к у сосредо точения строительства новых промыш лен ны х предприятий в обжитых районах, где уж е имеется разви тая промыш ленность, без у ч ета возможности обеспечения строя щ ихся предприятий местным сырьем и топливом. Зачем, рассуж даю т некоторы е руководи тели министерств . и ведомств, строить предприятия где-то в Сибири, это ведь да леко и хлопотно. Гораздо легче и проще построить новый завод или расш ирить действующ ий завод где-либо поближе к Ц ентру, а еще лучш е в Москве или в Ле нинграде. Несмотря на неоднократны е указан и я Ц ентрального Комитета п арти и и п р ави тельства о прекращ ении нового строи тельства, реконструкции и расш ирения действующих предприятий в Москве, Л е с ковской области и Ленинграде, многие ми нистерства и ведомства стараю тся всячески обойти эти у к азан и я, добиваясь под тем или иным предлогом нового промыш ленно го строительства, реконструкц ии и расш и рения действующих предприятий в н азв а н ны х ц ентральны х районах. В то же врем я ряд министерств сры ва ет выполнение заданий п р ави тел ьства по строительству новых предприятий в во сточны х и других рай онах, где имею тся до статочны е сы рьевы е и энергетические ре сурсы , а промыш ленность р азв и та слабо. Работникам М инистерства черной метал лургии и М инистерства строительства пред п ри яти й металлургической и химической промышленности хорошо известно, что с вводом .в действие м еталлургического заво да в К азахской ССР н а базе местного сы рья и топлива отпала бы надобность в перевоз ке из других районов страны зн ачи тельно го количества металла- в Среднюю Азию и К азахстан . Однако н азван ны е мною мини стерства, осущ ествляющие строительство металлургического завода, край н е плохо и с пользую т выделенны е для этой цели к ап и таловлож ения. В 1 9 5 1— 1 9 5 4 годах на строительство завода было выделено 2 0 0 миллионов рублей, а освоено только 8 8 миллионов рублей. Следует, к стати , отметить, что Мини стерство черной металлургии допустило серьезную диспропорцию между производ ством и потреблением отдельных сортов п роката черны х металлов н а Юге, н а У ра ле и в Восточной Сибири, а это неизбежно приводит к массовым _встречным перевоз кам черны х металлов. Известно далее, како е огромное народно хозяйственное значение имеет развитие алюминиевой промыш ленности н а Востоке, где сосредоточены зн ачи тельны е сы рьевы е ресурсы для этой отрасли и источники де шевой электроэнергии. Однацо средства, выделяемые ■Министерству цветной метал-! лургии н а строительство алюминиевого за вода н а Востоке, т а к ж е и спользую тся н е удовлетворительно. Министерство нефтяной промыш ленно сти систем атически н е вы полняло п ланов капитального строительства и ввода в дей ствие нефтеперерабатывадощих заводов н а востоке страны . Н апример, з а и стекш ие че ты ре года п ятой п яти л етки в строительство Омского нефтеперерабаты вающ его завода было вложено только 8 0 4 миллиона руб лей при сметной стоимости строительства в 2 миллиарда рублей. Директивами по пятилетнему плану тешгы роста производства строительны х м атериалов в восточны х рай он ах были пре дусмотрены более вы сокие, чем в средней по стране, но Министерство промыш ленно сти строительны х м атериалов, а такж е другие министерства и ведомства вы п о л н я ют это задание неудовлетворительно. Если за четы ре года п яти л етки произ водство цем ента в целом по СССР возросло н а 8 6 процентов, то н а Дальнем Востоке оно увеличилось всего лиш ь н а ^ .(процен тов. Министерство промыш ленности строи тельны х м атериалов затяги вает строитель* ство цем ентны х заводов н а Востоке. Та®, например, цем ентны й завод в г. Семипала ти нске строится с 1 9 4 9 года. Сметная сто имость строительства завода составляет почти 2 0 0 миллионов рублей, а за ш есть лет освоено всего лиш ь 22 м иллиона руб лей, или 11 процентов. Крайне медленно осущ ествляется т ак ж е расш ирение Я ш к и н -’ с к о ро цементного завода в Кемеровской об* ласти. Н еудовлетворительно ведутся рабо ты по расш ирению н а Востоке производст в а стеновы х м атериалов, ■ | Н аш а м аш иностроительная промыш лен ность такж е сконцентрирована в основном в районах Ц ентра и в Ленинграде и слабо разви та н а востоке страны . В районах Ц ентра вы п ускается более 8 0 процентов автомобилей, а производстве зерновы х ком байнов п очти ц ели ком сосредоточено в Е в ропейской ч а с т и СССР. Потребность Средней Азии и К азахстан а в фосфатных минеральны х удобрениях обеспечивается за счет собственны х ресур сов только н а 6 0 процентов, а остальны е удобрения завозятся из Е вропейской части СССР и с У рала. Поволжье, Северный К ав каз, Сибирь и Дальний.Восто® т а к ж е снаб ж аю тся привозными минеральным и удобре ниями. , ; Значительно отстает строительстве в во* сточны х районах предприятий по произ водству массовых изделий лепкой и пшце-' вой промыш ленности. Л егкая промыш лен ность чрезмерно сконцентрирована в Ц ент ре, где вы рабаты вается свыш е 8 0 процен* то® хлопчатобум ажны х и около 70 процен тов ш ерстяны х тк ан ей , а на Востоке эта промыш ленность р азв и та слабо. Министерство промыш ленности продо вольственны х товаров так ж е неудовлетво рительно .'осуществляет в восточны х р ай онах строительство м акаронны х, конди терских и других предприятий по произ водству продовольственны х товаров. Все это свидетельствует о весьм а серьез ном отставан и и в развити и производитель ны х сии н а востоке страны и особенно в Сибири, н а Дальнем Востоке, в Средней Азии и К азахстане, на долю которых в н а стоящее время приходится лиш ь 16 про центов всей промыш ленной продукции СССР. Пора покончить с вредной п р акти кой затяги в ан и я строительства промыш ленны х предприятий в восточны х районах. Н едостатки в размещ ении производитель ны х сил в стране в лек у т за собой нерацио нальны е и чрезмерно дальние перевозни грузов железнодорожным транспортом.: Приведу Для иллю страции отдельные ф акты , не делающие чести некоторым ми нистрам. Министерство черной м еталлургии не приним ает долж ны х мер к развитию ж еле зорудной базы в районе Кузнецкого м етал лургического комбината, вследствие пето большое количество руды для этого комби н ата завози тся и з М агнитогорска. О тставание роста добычи утля в Евро пейской ч а с т и СССР от р оста потребления его в этой чаедй страны приводит в необ ходимости перевозов у гля на огромные рас стояни я. Так, в 1 9 5 4 году в рай оны , рас полож енны е западнее У рала, завезено свы ше 11 миллионов тонн кузнецкого и к а р а гандинского угля. В настоящ ее время из Кузнецкого и Карагардинюкого угольны х бассейнов завозится утоль далеко за Моск ву, куда прежде он (никогда не завозился. О тставание геологопоисковых работ в Западной Сибири приводит в тому, что п е сок для формовочных земель завози тся т у да с У рала. Н апример, заводы, располож ен ные в Омской, Новосибирской областях и Алтайском крае, получаю т песо® с кар ье ров Ч елябинской области. По п ричине совершенно недостаточного разви ти я лесопиления н а Севере и в Сиби ри ж елезны е дороги перевозят в больших количествах к руглы й лес н а расстояни я свыш е 5 ты сяч километров. (Окончание в следующем номере).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz