Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
Ш55Ш Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19 и м я 1 9 5 5 г., № 1 42 (3 6 7 ) П родолже ние доклада това рища Н. А. годами не использую тся, леж ат н а складах и старею т. К н ач ал у 19 5 5 года по веем министерствам и ведомствам неустановлен ного оборудования имелось н а сумму око ло 13 миллиардов рублей, в том числе сверхнорм ативны х запасов оборудования более чем н а 5 с половиной миллиардов рублей. Все это явл яется следствием неор ганизованности, нераспорядительности и бесхозяйственности в ряде отраслей про мыш ленности И з-за плохой организации труда и в с я кого рода организационно-технических неполадок н а многих п редприятиях имеют место зн ачи тельны е .простои машин и ме ханизмов. Н апример, в угольной промыш ленности не используется примерно одна треть угольны х комбайнов, врубовых и углепогрузочны х машин и свыш е четверти породопогрузочных машин. На предприя ти ях М инистерства черной м еталлургии простои мартеновских печей состави ли в прошлом году 14 процентов, а про стои прокатны х станов н а отдельных ме таллурги чески х заводах доходили до 2 0— 30 процентов номинального време ни работы. В елики внутрисм еины е простои н а некоторы х маш иностроительны х пред п ри яти ях . Н ельзя дальш е терпеть такого отноше н и я к использованию техн ики . Руководите лей предприятий, допускающ их подобные ф акты , надо рассм атривать к ак р астр атч и ков народного добра. Передовые рабочие и инж енерн о-техн и ческие работники предприятий не хотят мириться с таким и ф актам и, они и зы ск и ваю т и н аходят п ути лучш его использова н и я техн ики . На Всесоюзном совещ ании работников промыш ленности, проведенном в мае теку^ щего года, передовики производства, делясь своим исклю чительно ценным производст венным опытом, говорили, что во многих случаях им еется возможность в 2— 3 раза увели ч и ть производительность труда на действующем оборудовании, если п р ави л ь но организовать работу и п рим енять п ере довую технологию . Т ак, фрезеровщик-мо дельщ ик Х арьковского тракторного завода т. Лупандин рассказы вал о том, что, до бившись прим енения н а заводе широко известного способа кокильной отливки модели звена тракторной гусеницы , он за очет резкого сокращ ения механической обработки этой детали повы сил производи тельность труда в 8— 10 раз. Однако надо сказать, что лучш ие об разцы использования техн и ки и прим ене н и я передовой технологии распространяю т ся медленно. Руководители многих пред п р и яти й заним аю т н ейтральную позицию в деле распространения передового опы та. В стороне от этого важнейш его дела стоят такж е н ачальн и ки главны х уп равлен ий и некоторы е министры . В деле распространения передового опы та у н ас еще много шумихи и формализма. Т ак, наприм ер, н а предп риятиях проводятся лекции передовиков производства. Дело хо рошее, но органи зац ия его часто н икуда не годится. Соберут, говорил на совещ ании работников промыш ленности т. Лупандшн, в одну аудиторию инж енеров, рабочих р аз ны х специальностей, табельщ иков, бух галтеров — и вот чи тай такой аудитории лекцию н а специальную производственную тему. Очевидно, что н икакой сущ ественной пользы от такого чисто формального рас пространения передового опы та не может бы ть. Надо повсеместно организовать дело та к , чтобы передовики производства могли передавать свой опыт другим рабочим непосредственно н а рабочем месте, в цехе, на- предприятии. Огромное значение для достиж ения вы сокой производительности труда имеет уро вень технической подготовки, к ультуры и образования рабочих. В этой области, к ак известно, в Советском Союзе проведена ог ромная работа. Еще к н ачалу 1 9 5 2 года свыш е полови ны всех промыш ленных рабочих имели образование не ниж е 5— 6 классов средней ш колы . Больш инство рабочих за после военны е годы получило специальную и общ еобразовательную подготовку н а р аз личны х курсах и в производственно-техни ческих ш колах на предп риятиях. В связи со значительны м ростом чи сла молодежи, заканчивающ ей ш колы -десятилетки, рабо чи й класс наш ей страны ежегодно п олуч а ет пополнение за счет лиц, получивш их среднее образование. Эти кадры молодых рабочих, имеющих хорошую общеобразова тельную подготовку, представляю т боль шую ценность для наш ей промыш ленности. За годы п яти леток резко изм енился со став рабочих по квалиф и каци и , зн ач и тельно вырос удельны й вес вы сококвали ф ицированны х рабочих, которые способны изготовлять современные сложны е м аш и ны и обеспечить надлеж ащ ее обслуживание так и х машин, Однако, к ак уже. говорилось, техн и ка не стоит н а месте, а непреры вно соверш енст вуется, и поэтому должна п овыш аться и квалиф и кац и я рабочих. Па различного рода курсах и в ш колах, а такж е непосредственно на производстве путем индивидуального и бригадного обу-- чения только в системе промыш ленных ми нистерств у нас ежегодно подготавливает ся около 1 миллиона 2 0 0 ты сяч рабочих и повыш ает свою квалификацию свыш е 2 миллионов рабочих. 11а подготовку и пере подготовку рабочих государство ежегодно расходует около 2 миллиардов рублей. Однако качество обучения рабочих во многих С лучаях низкое. Учебные програм мы и методы подготовки и переподготовки в значительной мере устарели. Они не от раж аю т происшедших за последние годы изменений в техн и ке и технологии произ водства, не учиты ваю т должным образом достиж ении передовиков и новаторов про изводства. Необходимо значительно улучш ить к а чество производственного обучения рабо чих, обеспечить ш колы и курсы квалиф и цированными преподавателями, первоклас сным оборудованием, хорошими учебными пособиями. Крупные резервы роста производитель ности труда т ая тс я в улучш ении органи зации труда н а предприятиях. Об этом го ворит хотя бы тот ф акт, что в 1 9 5 4 году потери рабочего врем ени в промыш ленно сти составили более 40 миллионов челове ко-дней, из них в связи с простоями — 18 миллионов человеко-дней. В то же вре мя сверхурочные работы составили 11 мил лионов* человеко-дней.И з-за потери рабоче го времени в 1 9 5 4 году недовыработано продукции более чем н а 10 миллиардов рублей. Отсюда видно, насколько важ ен л актуален вопрос об улучш ении организа ции труда. Одним и з сущ ественны х недостатков в работе промыш ленности, тормозящих рост производительности труда, явл яется не удовлетворительное состояние нормирова ния труда и неупорядоченность заработной платы . Н а п редприятиях ряда отраслей широко прим еняю тся т а к назы ваемы е опы тно-ста ти сти ч ески е нормы вы работки, составляю щие до 50 процентов, а но многим заводам м ашиностроения — до 7 0— 85 процентов всех норм. Эти нормы не отраж аю т достиг нутого уровня техн ики , технологии, орга низации производства, и поэтому зн ач и тельно перевы полняю тся подавляющ ей ч а стью рабочих, тощ а к а к зад ани я по повы шению производительности труда во мно гих случаях остаю тся невы полненными. Наведению должного п орядка в нормиро вании труда м еш ает сложивш ееся за ряд лет несоответствие между сущ ествующими тарифными ставкам и и ф актической зара ботной платой рабочих. Средняя денеж ная заработная п л ат а рабочих в промыш ленно сти увеличилась по сравнению с довоен ным Периодом более чем в два раза, тогда к а к тарифны е ставки повы сились н езн а чительно, в результате чего удельны й вес тарифной ставки в заработной плате резко снизился. Для ум еньш ения разры ва между ф актическим заработком рабочих и тариф ными ставкам и на, п редприятиях у стан ав ливаю тся заниж енны е нормы выработки. Таким образом, создается ненормальное по ложение, когда во многих случаях не сте пень вы п олнен ия норм вы работки, основан н ы х н а производственно-технических воз можностях, определяет размеры заработной платы , а, наоборот, к заработной плате «подгоняю тся» нормы выработки. Такой, по сути дела, потребительский подход к вопросам нормирования труда явл яется серьезным препятствием для роста произ- в од игел ьн ости тр уд а . Д ействующ ая у нао тариф н ая система не обеспечивает необходимого разли чи я в оп лате труда рабочих разны х квалиф и каци й , а такж е более вы сокую оп лату труда рабо тающ их в тяж елы х условиях. Многим ра бочим, особенно повременщикам, у ст а н а в ливаю тся более вы сокие разряды , чем это го требует выполняем ая работа, а низшие разряды тариф ны х сеток п ракти чески поч ти не прим еняю тся. Недопустимо широкое распространение получили р азли чны е поправочны е коэффи циенты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, всевозможные доплаты ,: которые не оказы ваю т непосредственного вли яни я н а производительность труда. Многочис ленность систем оплаты труда и всякие н а слоения к ним крайне услож няю т расчеты по заработной плате, делаю т оплату т р у да малодоступной пониманию рабочих, по рождают разнобой в оплате труда работни ков аналогичны х предприятий и одно-род ных профессий. На совещ ании работников промыш ленности приводился ф акт, когда один и тот же рабочий н а одинаковой ра боте зараб аты вал в месяц: в Барнауле — 1 .5 0 0 рублей, в Х арькове — 7 0 0 рублей, а перебравш ись в Минск, он стал зараб аты вать 1 .8 0 0 рублей. Неотложной задачей явл яется ликвида ц и я текучести рабочей силы , создание на предприятиях и стройках устойчивы х ра бочих кадров. В 1 9 5 4 году н а промыш лен ные П редприятия только общесоюзных и сою зно-республиканских промыш ленных министерств (без лесозаготовок) было принято 2 миллиона 9 2 3 ты сяч и рабо чих, а выбыло за год 2 миллиона 8 0 2 ты сяч и рабочих, не счи тая рабочих, переведенных с других предприятий в ор ганизованном порядке. На стройки в том же году принято 1 миллион 7 71 ты сяч а рабочих, а выбыло, такж е не сч и тая п ере веденных, 1 миллион 4 5 3 ты сяч и рабочих. Одной из главны х п ричин большой т е к у чести рабочих явл яется отсутствие долж ной заботы сю стороны руководителей ми нистерств и директоров предприятий о со здании нормальны х ж илищ но-бы товы х ус ловий для рабочих. Многие министры не уделяют необходимого вним ания выполне нию планов ж илищ ного строительства, за бы вая о своей прямой обязанности п рояв л ять заботу о бытовом устройстве рабочих. Необходимо ликвидировать недостатки в организации и нормировании тр у д а, упо рядочить заработную п лату , устан ови ть для всех категорий работающих в промыш лен ности такой порядок оплаты труда, кото ры й стимулировал бы повыш ение произво дительности труда, внедрение в производст во новой техн ики и технологии. При этом необходимо исходить из ленинских у к а за ний о том, что систем а заработной платы долж на бы ть простой и понятной, чтобы каж ды й рабочий наглядно видел связь между производительностью своего труда и своим заработком. Во всем этом большом деле важ ную роль призван сы грать созданный Государствен ный комитет по вопросам труда и заработ ной платы , возглавляемы й тов. I . М. К ага новичем. Однако образование этого органа не освобождает министров и руководителей предприятий я строек от их обязанностей в деле нормирования труда, упорядочения за работной п латы и соверш енствовапия ор ганизации труда на предприятиях. Мощным ры чагам повыш ения производи тельности труда я вл яется социалистиче ское соревнование. Ленин указы вал, что со циализм, освободивший труд от ярм а экс п луатац и и , впервы е создает .возможность развернуть соревнование действительно в массовом масштабе, в тя н у ть подавляющее большинство трудящ и хся в творческую ра боту по соверш енствованию производства. Соревнование при социализме является той постоянно действующ ей силой, которая толкает вперед техн ику и организацию производства, ломает отсталые и вы двигает новые прогрессивны е нормы производи тельности труда. Необходимо шире разверты вать Социа листическое соревнование среди рабочих, инж енерно-технических работников и слу ж ащ их, всемерно поддерживать и н и ц и ати ву передовиков и новаторов производства, настойчивее распространять их опыт, с тем, чтобы достиж ения передовиков произ водства становились достоянием целых предприятий и отраслей промыш ленности. П так, для непрерывного и быстрого подъема производительности труда в наш ей промышленности необходимо широко внед рять в производство новую техн и ку, совер ш енствовать технологические процессы , лучш е использовать имеющуюся техн и ку. При этом особое внимание должно быть уделено механизации вспомогательных и подсобных работ, широкому внедрению комплексной м еханизация, охваты вающ ей все звенья производственных процессов. Надо улучш ить подготовку и повыш ение квалиф икации рабочих, н авести порядок в нормировании и организации труда н а предприятиях, последовательно осущ еств ляя ленинский п ри н ц и п м атериальной за интересованности работников в результа тах их т р у д а На данном этапе экономического соревно ван и я о капитализмом, когда, нам предсто ит в течение ближ айших лет резко повы сить производительность труда, мы должны мобилизовать творческую ини ц иати ву масс на разреш ение этой ж изненно важ ной для наш ей страны задачи. Можно не сомне ваться, что, п р о т и в необходимую энергию и настойчивость, мы добьемся новей, вы с шей производительности труда, достойной социалистического общества, и н а этой ос нове обеспечим дальнейш ий подъем благо состояния советского народа. Соверше н ствовать управле ние п ромышле нно стью Задачи дальнейш его подъема промыш ленности н а базе новей севременной т ех н и ки требую т квалифицированного руко водства производством, коренного улучш е ния работы министерств, главков, трестов, заводоуправлений, а такж е п артий ны х и советских организаций. В. И. Ленин сущ ество правильного ру ководства видел в кропотливой организа торской работе, в деловом подходе к реш е нию п ракти чески х задач, в изучен и и п ере дового опы та. Он требовал четкого распре деления обязанностей между должностными лицами, повыш ен ия .ответственности за по рученное дело и к управлению производ ством советовал подходить научно. «...Ч то бы уп р авл ять,— говорил он,— нужно бы ть компетентным, н уж н о полностью и д о точности знать все условия производства, нужно зн ать техн ику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь и з вестное научное образование». Президиум Ц ентрального Комитета п ар тии и Сонет Министров СССР уделяю т боль шое внимание вопросам уп равлен ия хозяй ством и требую т от руководителей постоян но соверш енствовать работу государствен ного ап парата, сочетать коллективное об суждение вопросов с установлением стро гой персональной ответственности работ ников за свое дело, решительно искоренять канцеляреж о-бю ройратичееш е методы ру ководства. За последнее врем я осущ ествлены меро п риятия по повыш ению ответственности республиканских органов за состояние дел в промыш ленности республик, по расш ире нию прав министров и руководителей ве домств. Проведена работа, по улучш ению структуры министерств и ведомств. Л икви дированы многие ненуж ны е, параллельно действующие хозяйственны е организации и учреж дения. Сокращ ена численность ад министративно-управленческого персонала. Но все это только начало большой и слож ной работы по улучш ению структуры и удеш евлению управленческого аппарата. У нас накоплен большой опыт в руко водстве народным хозяйством. Однако было бы неправильно не видеть кру п н ы х недо статков в этом. деле. Г лавный недостаток в деятельности н а ших министерств но руководству промыш ленностью состоит в том, что они мало заним аю тся непосредственно организацией производства и руководят подведомствен ными заводами, фабриками, ш ахтами из канцелярий, при помощи многоступенчато го и многочисленного ап парата. Для прим ера возьму Министерство рыб ной промыш ленности. С труктура управлен ия в этой отрасли промыш ленности крайне громоздка. Пока доберешься до производства, до ры бака, на до пройти четы ре— п ять ступеней: мини стерство — главк — трест — комбинат — рыбозавод. У правленческий ап парат погло тил до 40 процентов инж енеров и других специалистов с высшим образованием, ра ботающих в рыбной промыш ленности. На кажды е ш есть рабочих зд есь ' приходится один работник управленческого персонала. Министерство рыбной промыш ленности уж е не раз подвергалось критике за то, что оно расплодило множество мелких тр е стов и контор, содерж ание которых лож ит ся тяж елым бременем н а себестоимость продукции. Но к р и ти к а пока слабо действует на Министра рыбной промыш ленности СССР т. Яш кова и на Министра рыбной промыш ленности РСФСР т . О бухова,. Они по-преж нему сохраняю т множество мелких и не н уж ны х организаций. Н апример, в Чуваш ской АССР создан рыботрест, в подчинении которого нет ни одпого предп риятия. (Смех в за л е ). Трест заним ается тем, что приним ает от колхозов выловленную ими рыбу (около 2 0 0 тонн в год) и сдает ее в торговую сеть. В Ульянов ске и Сенгилее есть два рыбозавода, н а ко торы х работает всего 12 рабочих. «Заво ды» такж е заним аю тся только тем, что принятую от колхозов рыбу сдают в м ага зина Однако для управления этим «хозяй ством» в У льяновске создан специальны й трест. (Смех в за л е ). Одним словом, все как „у больших, только труба пониж е, да дым пожиже. (Смех, ап лоди см ен ты ). Числен ность административно-управленческого персонала заводив и трестов почти вдвое превыш ает количество рабочих. Т ут уж действительно можно оказать: «Один с сошкой, а семеро с ложкой». В прошлом году некоторые предприятия рыбной промыш ленности, находящ иеся на Дальнем Востоке, израсходовали н а зар а ботную п лату средств больше, чем стоит вся рыба, вы ловленная этими п редприяти ями. Так, в Макаровском рыбокомбинате ф актический вы п у ск товарной продукции составил 6,5 миллиона рублей, а годовой фонд заработной платы , вы плаченной ра ботникам комбината;’— более 10 миллио нов рублей. В Южно-Курильском рыбоком бинате рыбы вы ловили н а 13 миллионов рублей, а на заработную п лату израсхо довали 2 2 ,5 миллиона рублей. В Северо- Курильском рыбокомбинате стоимость рыб ной продукции составила 14 миллионов рублей, а фонд заработной п латы— свыше 40 миллионов рублей. При так и х , с позволения сказать, «по рядках» вы ловленная ры ба становится дей ствительно «золотой ры бкой». После этого неудивительно, что предприятия рыбной промыш ленности союзного подчинения в 1 9 5 4 году вместо установленной по план у прибыли в сумме свыш е миллиарда рублей допустили убы ток в сумме 3 92 миллионов рублей. Тт. Ишков и Обухов н а настоящ ем Пле нуме должны дать объяснения, почему ры б ная промышленность работает плохо п в течение длительного времени не может ис коренить недостатков в своей работе. Возникает такж е вопрос: знает ли о бе зобразиях в рыбной промыш ленности Со вет Министров РСФСР и его председатель т. Пузанов? Чтобы руководство промышленностью стало более квалифицированным , необходи мо приблизить управленческий ап парат к производству. Об этом уже много говори лось и за недостатки в этом деле некоторые министры были подвергнуты строгой кри тике. Вы хорошо помните критические вы ступления по данному вопросу тов. Н. С. Хрущева. К сож алению , министерства и ве домства почти ничего не делают для п р ак тического реш ения этого назревш его вопро са. К ак правило, главны е управления и большинство трестов продолжают отсижи ваться в Москве или в столичны х городах союзных республик, хотя подчиненны е им п редприятия удалены за ты сяч и километ ров от них. Главное управление асбестовой промыш ленности Министерства промышленности строительных материалов уп равляет пред приятиям и, сосредоточенными н а Урале. Поскольку главк находится в Москве и ото рван от предприятий, то в городе Асбесте создан трест «Союзасбест». Не лучш е ли перевести главк н а Урал, а трест ли кви д и ровать, или, наоборот,— упразднить главк, а трест оставить? В составе Министерства цветной метал лургии есть Главзолото и Главмедь. Пред п риятия, которыми они управляю т, распо ложены далеко н а Востоке, однако нами .главки находятся в Москве. Основные районы добычи соли в нашей стране — Артемовен и Б аскун ч ак. Однако Министр промышленности продовольствен ны х товаров т . Зотов упорио держит Г лав соль в Москве. Подобные ф акты имеются и в других министерствах. Далее. У нас в руководстве промыш ленностью сложилась чрезмерная центра лизация. Большое количество предприятий подчинено непосредственно союзным мини стерствам, хотя руководство ими с боль шим успехом могли бы осущ ествлять рес публиканские организации. Т акая ц ен тра лизация не приносит пользы делу. С одной стороны, она мешает наладить оператив ное и конкретное руководство п редприяти ями, а с другой — прин иж ает ответствен ность республиканских хозяйственны х, партий ны х и советских организаций за работу промыш ленности. В 1 9 5 4 году было передано из союзного в республиканское подчинение зн ачи тель ное количество предприятий угольной, леоной, нефтедобывающей, ’ м етэдлургиче-’' ской, мясной, молочной, легк-ой, пищ евой и некоторых других отраслей промышленно сти. Однако в этом направлени й еще мно гое не доделано. Возьмем Министерство промышленности строительных материалов СССР. В его не- посродственном подчинении, кроме большо го количества крупны х предприятий по производству стройматериалов, имею тся 37 карьеров по добыче щ ебня, грави я и дру гих нерудных материалов, 16 заводов по производству гипса и гипсовых изделий, 8 заводов по производству скобяны х изде лий и арматуры , 13 заводов керамических плиток и труб, 9 заводов по производству мягкой кровли, а такж е много других мел ких предприятий, имеющих местное значе ние. Есть ли какие-либо основания дер ж ать все эти предприятия в союзном под чинении? Конечно, нет. Но министр т. Юдин стойко за н их держится. Необходимо реш ительно взять курс н а устранение чрезмерной централизации в руководстве промышленностью . Надо повы ш ать роль союзных республик и усиливать ответственность республиканских органов за дело управления предприятиями. Аппарат управлен ия промышленностью, к ак и всем народным хозяйством, должен быть простым, экономным, минимальным по количеству работников, но деловым и гибким. Пока мы не можем сказать, что аппарат министерств и ведомств отвечает этим требованиям. Соотношение работни ков, зан яты х в производстве и в управле нии, изм еняется в пользу производства по к а очень медленно. В ш татах администра тивно-управленческого ап парата еще много и злиш еств. В любом министерстве, ведом стве есть люди, которых безболезненно можно высвободить для работы на произ водстве. Крупные недостатки в организационной структуре и излиш ества в ш татах имеются и н а предприятиях. У н ас есть немало фабрик, заводов, промыслов, где создано много мелких цехов и участков, а уп рав ление рассредоточено между большим ко личеством отделов и секторов заводоуправ лений. Однако руководители министерств и ведомств не борются с этим злом и плохо заним аю тся вопросами улучш ени я работы управленческого ап парата предприятий. На качество руководства промышленно стью отрицательно влияю т имеющиеся су щ ественны е недостатки в области государ ственного планирования. Сверху донизу сложилась у нас н еправильная практи ка, при которой, главным образом, по вине Госплана и министров, разработка планов затяги вается, в связи с чем годовые планы до последнего времени приним ались с боль шим опозданием, перед самым началом п ла нируемого периода. В результате предприя ти я не получаю т своевременно установ ленных для них планов, планы «доводят ся» министерствами до предприятий, как правило, после начала планируемого п е риода. Президиум Центрального Комитета п ар ти и и правительство приняли ряд реш е ний, направленны х на улучш ение госу дарственного п ланирования. Произведена реорганизация Госплана и н а его базе соз даны два органа: Государственная комис си я Совета Министров СССР по перспек тивному планированию народного хозяй ства (Госплан) и Государственная эконо мическая комиссия по текущ ем у планиро ванию народного хозяйства (Госэкономко- миссия). Осуществление прин яты х реш ений по зволит улучш ить планирование народного хозяйства СССР. Теперь дело во многом зависит от министров и других руково дящ их работников министерств, которые обязаны навести у себя порядок в деле разработки перспективны х и текущ их планов разви ти я соответствующих отра-с- лей промышленности. Крупнейшим недостатком в работе на шей промышленности явл яется неритмич ность производства н а предприятиях, не равномерный вы п уск ими промышленной продукции. Вот три завода: «Русский дизель» (ди ректор т. Рябиннн), «Д вигатель револю ции» (бывш ий директор т. Масленников, а теперь т . Лаптев) Министерства т яж е лого машиностроения и Коломенский п а ровозостроительный завод (директор т . П а ш ин) М инистерства транспортного машино строения. Подекадной выполнение месяч ного плана в среднем за первый квартал 1 9 5 5 года на этих заводах характери зует ся следующий данными: П ервая декада: «Русский дизель» — 5 процентов, «Д вигатель революции» — 3 процента, Коломенский завод — 6 про центов. В торая декада: «Русский дизель» — 23 процента, «Д вигатель революции» — 2 6 ,6 процента, Коломенский завод — 2 3 ,3 процента. Третья декада: «Р усский дизель» — 72 процента, «Д вигатель революции» — 7 0 ,4 процента и Коломенский завод — 7 0 ,7 процента. О какой ритмичности в работе этйх з а водов может идти речь, если почти три четверти месячной программы вы полняет ся в третьей декаде! Наряду с неритмично работающими предприятиями у нас есть немало фабрик и заводов, где производство организовано хо рошо и ритмичная работа вы теснила ш тур мовщину. К ним относятся так и е крупны е заводы, как Горьковский автозавод имени Молотова (директор т. Строкин) и Мо сковский автозавод имени С талина (дирек тор т . Крылов). На этих заводах выпуск продукции в первой декаде месяца состав ляет 3 1— 32 процента, во второй дека де — около 33 процентов и в третьей де к а д е— в пределах 3 6— .38 процентов. О неритмичной работе много уж е писа лось, говорилось и принималось решений. Однако надо признать, что существенного с д в и г а 'в этом вопросе мы не добились. Для реш ения этой задачи нуж ны не з а клинания, а устранение тех причин, ко торые порождают неритмичность. Самая главн ая из н их — неупорядоченность м а териально-технического снабж ения про мышленности. П редприятия несвоевремен но и некомплектно снабж аю тся металлом, лесом и другими материалами, а такж е полуф абрикатами и оборудованием. Как правило, во второй половине месяца и осо бенно в последней десятидневке потреби телям отгруж ается наибольш ая часть про дукции. Внутри же квартала наибольш ая отгрузка приходится н а последний месяц, а в году — на четвертый квартал, Во многих случаях у нас установлены неправильны е 'нормативы запасов м атери алов для предприятий, отсутствую т доста точные заделы полуфабрикатов и часто наруш ается слож ивш аяся в течение ряда лет производственная кооперация пред п риятий . Все это лихорадит предприятия, не дает им работать нормально. Следует такж е считать совершенно неправильным и недопустимым такое по ложение, когда предприятия-поставщ ики срываю т (выполнение взяты х н а себя обя зательств ш поставке потребителям сы рья, полуфабрикатов, оборудования и не несут за эго н и какой материальной ответствен ности. Министерства и ведомства создали непо мерно много всевозможных снабж енческих и сбытовых контор и баз, притом без вся кого разбора — нуж ны они и ли нет. Н а пример, в Куйбышеве зарегистрировано 1 07 различны х сбытовых и снабж енческих организаций, в Х арькове— 1 0 3 , в Горь к о м— 7 8 , в Молотове — 6 2 , в Ярослав ле — 48. Некоторые министерства имею т по не скольку .параллельно действующих снаб ж енческих и сбы товы х организаций в од них и тех ж е городах. Так, в Харькове Министерство строительства СССР имеет 6 снабж енческих контор, Министерство промышленности продовольственных това ров — 4 конторы и базы, Министерство строительства предприятий м еталлургиче ской и химической промышленности — 4 конторы . Даже Министерство местной и топливной промышленности У краинской ССР умудрилось создать в Харькове 5 снаб ж енческих и сбытовых контор. К этому надо добавить, что при попу стительстве финансовых органов к про мышленным предприятиям примазалось мното всякого рода «толкачей» и агентов, усложняющих дело снабж ения и сбыта продукции. Н еупорядоченность дела снабж ения про мышленности очевидна. Задача состоит в том, чтобы правильно организовать пла нирование и снабж ение промышленности. В настоящ ее время по поручению Прези диума Центрального Комитета партии раз рабаты ваю тся предложения об улучш ении этого дела. Особо следует сказать о правах дирек торов предприятий, а если говорить точ нее,-— о бесправии директоров. (Голоса: « П р ав и л ьн о » ). В настоящ ее время директор предприя ти я не имеет права расходовать средства н а проведение организационно-техниче ских мероприятий, связанны х с внедрен нием передовой технологии и рационализа торских предложений. Он лиш ен возмож ности приобретать за счет оборотных средств Инвентарь и мелкое оборудова ние, которые требую тся для производ ственных нужд. Чрезмерно ограничены права директора предприятия в установ лении ш татов и использовании выделенно го фонда заработной п латы . Директор за вода не может самостоятельно принимать и выполнять заказы других организаций даже в тех случаях, когда н а предприятии имеются незагруж енны е производственные мощности и заказ можно выполнить без ущерба для основной программы предприя т и я. Имеются и другие вопросы, которые в настоящ ее время и зъ яты из компетен ции директора, но право реш ения которых должно быть ему предо-ставлено. Ограничение прав директоров предприя ти й приводит к снижению их ответствен ности за состояние производства. В инте ресах дела необходимо покончить с негод ной практикой, сковы вающ ей инициативу директоров предприятий и не дающей нм возможности быстро и оперативно реш ать неотложные хозяйственны е вопросы. Директор предприятия, к а к непосред ственны й командир производства, должен обладать широкими правами, чтобы вести дело на основе строгого хозяйственного расчета, полностью отвечать за рациональ ное использование всех выделенных в его распоряж ение ресурсов. Есть и ещ е одно лицо на производстве, авторитет и роль которого необходимо сей час поднять. Речь идет о мастере. Мастер и н ачальн ик участка являю тся непосредственными организаторами произ водства и труда на рабочих местах, где практически обеспечивается выполнение заданий по производству продукции, улуч шению ее качества, росту производитель ности труда и снижению производственных затрат. Между тем многие хозяйственники недооценивают роль мастера и начальника участка в руководстве производством. Расш ирение прав директора, повыш е ние роли мастера и начальн ика участка являю тся неотложной задачей в промыш ленности и строительстве. Говоря о соверш енствовании управления промышленностью, мы обязаны иметь в виду, что одной из основ правильного ру ководства является проверка исполнения (Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz