Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

ПРОЛЕТАРИЯ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ* л е н и н с к о е знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО Я ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Г оа издания 2-9 № 1 4 2 (3 6 7 ) ВТОРНИК 19 ИЮЛЯ 1 9 5 5 г. Це на 20 коп. „Считать важ н ейшей задач ей партий ных, со ветских и хо зяйст ве нных организаций в области промышле нности, нара в н е с обеспече ни ем выпол н е ния народнохозяй­ ст ве нного плана, всемер н ое повыше ни е тех нич еского уров ня произ водства. Ос но в ным усло вием реше ния этой зада'чи должно быть р е зко е повыше ни е темпов тех нич еского соверше нст вова ния во всех отраслях промышле нности на баз е электрификации, комплекс ной м еха низации и а втомати зации произ водстве нных про цессов, в н едре ния но вейших высокопрои з водитель ных станко в, маши н и аппарато в, постоянного со верше нст вова ния т ех нологии прои зводст ва, приме н е ния атомной эн ергии В М И р Н Ы Х Ц е Л Я Х . (И з Постано вле ния Пл ену ма Це нтрального Комит ета КПСС). 0 задачах по дальн ейшему подъему промышле нности, тех нич ескому прогрессу и улучше нию организации производс тва Доклад товарища Н. А. БУЛГАНИНА па Пленуме Центрального Комитета КПСС 4 июля 1955 года ( П р о д о л ж е н и е . Н а ч . с м . в ' № 1 4 1 . ) . А теперь едва ли п я т а я часть профессоров и преподавателей наш их вузов принимает участие в выполнении научно-исследова­ тельских работ для народного хозяйства. Министерству высшего образования следу­ ет организовать это дело, а промыш лен­ ным министерствам смелее давать задания работникам вы сш ей школы. 5 спешному внедрению новой техники сильно мешает несогласованность в работе научно-исследовательских организаций. Академические н аучны е учреж дения, от­ раслевы е и нсти туты , вы сш ие учебные з а ­ ведения оторваны друг от друга, что со­ верш енно нетерпимо в условиях социали­ стического государства, где имеются все возможности для совместной и согласован­ ной работы. Большой ущерб делу технического про­ гресса в наш ей стране наносится тем, что у многих руководителей министерств и ве­ домств, работников н аучны х учреждений, проектных и конструкторских бюро, руко­ водителей предприятий сущ ествует недо­ оценка достиж ений н ау ки и техн и ки за границей. В последние годы работа по вы ­ явлению и использованию всего лучш его, передового, что нашло применение в об­ ласти техн ики в других странах, проводи­ лась недостаточно. В результате этого н е­ которые научно-исследовательские и нсти ­ ту ты и конструкторские организации нема­ ло времени и средств тратили на исследо­ вательские работы и создание того, что уж е опубликовано в заграничной печати и давно прим еняется. У некоторой части ваш их работников сложились совершенно неправильны е взгляды в отношении изучения иностран­ ного опы та. Эти работники считаю т, что изучать зарубежный опыт им не в чему. На деле таки е люди чванливыми фразами прикры ваю т свое невеж ество. • Необходимо осудить подобные взгляды и неправильное отношение к вопросам и зуче­ ния достиж ений н ау ки и техники в дру­ гих странах. Надо постоянно и зу ч ать все то новое, что создается в мировой н ауке и тех­ нике. Надо улучш ить научную и техн иче­ скую информацию ; расш ирить связи с н а- учно-исследовате^ьскими учреж дениями и прогрессивными учеными зарубежных стран; увеличить зак у п ку иностранной технической литературы и .и зд ан и е ее в СССР; улучш ить работу служб технической информации в министерствах и н а пред­ п риятиях, упорядочить организацию обме­ на передовым опытом. Ц ентральный Комитет п артии и Совет Министров СССР недавно приняли поста­ новление об улучш ении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой н ауки и техники. Образован Государственный комитет Совета Министров СССР по новой техн ике, воз­ главляемый тов. В. А. Малышевым. Все это, безусловно, сы грает положительную роль в деле технического прогресса. Но сле­ дует предупредить руководителей мини­ стерств и ведомств, что создание Геотехни­ ки ни в коей мере не сн иж ает их ответст­ венности за внедрение в производство до­ стиж ений н ауки и техники. Таким образом, для ускорения техн и ч е­ ского прогресса в наш ей стране необходимо неустанно соверш енствовать машины и технологию производства, шире осущ ест­ влять комплексную механизацию и авто­ матизацию производственных процессов, настойчиво и быстро внедрять в производ­ ство достиж ения отечественной и мировой н ауки и техники. Надо повы сить ответственность руково­ дителей министерств, ведомств и предприя­ тий за внедрение новой техники, за и зуче­ ние и широкое распространение передового отечественного и зарубежного опыта. Необходимо резко сократить сроки разра­ ботки и и спы тани я новых машин, оборудо­ ван и я и приборов. У странить недостатки в планировании, финансировании и м атери­ ально-техническом обеспечении м ероприя­ тий по внедрению новой техники, а такж е разработать систему поощрений в промыш ­ ленности за освоение вы п уска новых м а­ шин я внедрение передовой технологии. Следует решительно улучш ить работу научно-исследовательских институтов, кон­ структорских бюро и заводских лаборато­ рий, укрепи ть и развить их опытно-про­ изводственную базу; привести сеть н ау ч ­ ны х учреж дений в соответствие е важ н ей ­ шими направлениями развити я наш ей про­ мышленности, приблизить и нсти туты к основным промышленным районам страны ; шире п ривлекать к разработке научно- технических проблем высшие учебные за ­ ведения. И, наконец, надо систем атически мо­ дернизировать имеющееся оборудование и добиться максимального вы п уска промыш ­ ленной продукции за счет лучш его исполь­ зования имеющихся производственных мощностей. Товарищи! Дело внедрения передовой техн ики в народное хозяйство — не к ака я- либо очередная кам пания. Речь идет о том, что мы решительно берем курс на высшую технику, ставим задачу н асы ти ть все от­ расли промыш ленности самыми передовыми высокопроизводительными типами машин и механизмов, отвечающими современным научно-техническим требованиям. Подчеркивая особо важное значение внедрения передовой техники в народное хозяйство, Ц ентральный Комитет п артии исходит из тоге, что борьба за технический прогресс наш ей страны — это борьба за построение коммунистического общества. I I I За расшире ни е специал изации и кооп ериров ания в промыш ленности Следующий вопрос, н а котором я хочу остановиться,— это специализация и коо­ перирование производства. В наш ей стране, где господствует социа­ листическая собственность н а средства про­ изводства, где народное, хозяйство р азви ­ вается по единому плану, имеются особен­ но благоприятные условия для использова­ ния в полной мере выгод специализации и кооперирования производства. В чем состоят эти выгоды? Специали­ зац ия и кооперирование производства спо­ собствуют развитию техники, применению в крупны х масштабах высокопроизводи­ тельного оборудования, передовой техноло­ гии и автом атизации производства; они да­ ют возможность наиболее целесообразно использовать промышленные ресурсы в пре­ делах отдельных экономических районов, сократить транспортны е расходы. В конечном итоге п рави льная организа­ ц ия производственного кооперирования на основе всемерного развити я специализации предприятий в очень большой степени со­ действует увеличению вы п у ска и ул у ч ­ шению качества продукции, повышению производительности труда и сниж ению се­ бестоимости промышленной продукции. Несмотря на явные преим ущ ества спе­ циализации и кооперирования, эти формы организации в наш ей промышленности до сих пор не получили такого развития, к а ­ кое требуется в современных условиях. Многие руководящие работники недооцени­ вают большого народнохозяйственного зн а­ чения этого дела, вследствие чего у нас еще до сих пор нет должного порядка в организации межминистерской и внутри - министерской кооперации и специализации предприятий. Недостатки в этом деле сводятся в ос­ новном к следующему: — производство одних и тех- же типов машин и оборудования распылено по мно­ гим предприятиям различны х министерств; — внутри министерств многие заводы загруж аю тся изготовлением продукции, не свойственной их профилю; — мало имеется специализжю ванны х заводов по массовому производству агре­ гатов, узлов, заготовок и деталей. . Мешая делу технического прогресса, эти недостатки влекут за собой значительное удорожание себестоимости продукции. П ри­ веду для иллю страции некоторые примеры. Производство такой сложной техники, к а к дизели, паровые турбины , станки, ш ахтны е машины , экскаваторы и другое оборудование, рассредоточено на многих заводах нескольких министерств, хотя го­ раздо вы годнее сосредоточить производство этого оборудования на специализирован­ ны х заводах соответствующ их министерств. В текущ ем году предусмотрено вы п у ­ стить 3 9 0 экскаваторов м арки Э -258 с емкостью ковш а в четверть кубометра. З а ­ дание распределено между тремя министер­ ствами: 2 6 0 ш тук делает основной произ­ водитель— Министерство строительного и дорожного машиностроения, 7 0 ш тук — Министерство строительства предприятий угольной промышленности и 60 ш-тук— - Министерство строительства предприятий ■нефтяной промышленности. В последних двух министерствах себестоимость экск ава­ тора в полтора— два раза превыш ает себе­ стоимость-такого ж е экскаватора в Мини­ стерстве строительного и дорожного маши­ ностроения. Не лучш е обстоит, дело со сп еци а­ лизацией предприятий внутри, мини­ стерств. Т ак, в Министерстве строи­ тельного и дорожного машиностроения однобарабанные лебедки ти п а Д -269 для скреперов, бульдозеров и кусторезов изго­ товляю тся на ш ести заводах. На Челябин­ ском заводе при плане 4 2 5 0 .лебедок трудо­ емкость изготовления каждой лебедки со­ ставляет 8 7 часов, а на Кременчугском заводе при плане 6 3 5 ш тук — 2 1 0 часов, то есть в два с половиной раза больше. Т акие примеры есть во многих промыш ­ ленны х министерствах. И всюду себестои­ мость однотипной продукции на неспе­ циализированны х заводах значительно вы ­ ше, чем на специализированны х. Отсутствие четкой и строгой специали­ зации предприятий приводит к тому, что многие заводы производят самую разнооб­ разную продукцию , часто совершенно не свойственную профилю предприятия. Возьмем, к примеру, Б рян ски й паровозо­ строительный завод Министерства тр ан с­ портного м ашиностроения. Помимо произ­ водства нескольких типов вагонов, он вы п у­ скает паровы е турбины , энергопоезда, те­ леж ки для чугуновозов, мелкосортный про­ кат, чугунное и стальное литье на сторо­ ну, тракторны е и паровозные зап асны е ч а ­ сти, запасны е части для электростанций и другую продукцию . Одним словом, завод работает по принципу: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». В деле специализации предприятий н е­ которые министерства идут не вперед, а назад. Именно так случилось с Министер­ ством автомобильного, тракторного и сель­ скохозяйственного машиностроения, кото­ рое даже такие заводы, к ак Горьковский и Московский автомобильные заводы, поми­ мо производства автомобилей все больше и больше загруж ает выпуском других изде­ лий. Если в 1 9 5 0 году удельный вес автомоби­ лей в продукции Горьковского автозавода составлял 76 процентов, то в 1 9 5 4 году он снизился до 67 процентов. Кроме автомо­ билей этот завод изготовляет велосипеды, станки, кузнечно-прессовое, литейное и сварочное оборудование, мелкую электро­ ап паратуру, сельскохозяйственны е маши­ ны , различного рода инструм енты , электро- сварны е трубы и многое другое. Ежеме­ сячно завод изготовляет для себя десятки ты сяч масленок, которые с успехом могла бы делать любая артель. Т акая же картин а и н а Московском за ­ воде имени Сталина. П олучается, что мы имеем не автомобильные заводы, а заво­ ды -универсалы . Б ольш ая ном енклатура вы пускаемы х и з­ делий затрудняет организацию производ­ ства, прим енение поточных м е т о д а рабо­ ты , усложняет технологическое оснащ ение производственных процессов и тормозит внедрение высокопроизводительного авто­ матизированного оборудования. А все это приводит к повыш ению себестоимости про­ дукции. Надо смелее, реш ительнее переходить к специализации предприятий. Специализа­ ц ия откры вает большие возможности для увеличения вы п уска продукции. В связи с этим заслуж иваю т вним ания заявлен ия р у ­ ководителей Московского и Горьковского автозаводов о том, что если эти заводы бу­ дут освобождены от вы п уска несвойствен­ ной им продукции, если будут внедрены более соверш енны е производственны е про­ цессы и дано некоторое новое оборудование, то можно будет в полтора раза увели чить вы п уск автомашин с имеющихся произ­ водственных площадей. Ввиду недостаточного развити я коопери­ рования машиностроительные заводы мало получаю т со специализированны х пред­ п риятий литья, поковок, отдельных агрега­ тов, инструм ента и даж е метизов. Все это заводы делают сами, допуская огромный перерасход труда, металла и денежных средств. В настоящ ее время стальное и ч у гу н ­ ное литье по семи машиностроительным министерствам производится в сотнях ли­ тейны х цехов различны х заводов, причем около половины л и тья падает н а мелкие и средние литейны е цехи, где технологи­ ческие процессы слабо м еханизированы и себестоимость ли тья в силу этого в 2— 3 раза выш е, чем в крупны х литейны х. То же самое можно сказать о производстве по­ ковок. Если бы министры машинострои­ тельны х министерств и Госплан СССР п р и ­ н яли меры к созданию укрупн ен ны х м еха­ низированны х литейны х для обслуж ивания ряда предприятий определенных экономи­ ческих районов, то наш е народное хозяйст­ во ежегодно получало бы не один миллиард рублей экономии. Совершенно нетерпимое положение соз­ далось с производством метизов. С пециали­ зированны е предприятия Министерства черной м еталлургии не обеспечивают по­ требности народного хозяйства в метизах. Поэтому министерства-потребители вы ­ нуж дены сами заним аться их производст­ вом, хотя это обходится государству очень дорого. Если на специализированном метиз­ ном заводе себестоимость болта размером 12 на 6 0 миллиметров составляет 10 ко­ пеек, то при изготовлении такого же бол­ та в м еханических м астерских потребите­ лей себестоимость его составляет 1 рубль 40 копеек, то есть в 14 раз дороже. Для производства одной тонны болтов специа­ лизированны й завод расходует 1 1 0 0 кило­ граммов металла, а неспециализиро­ ванны й — 2 ты сяч и килограммов. Разве это не расточительство? Если бы министр черной металлургии т. Ш ере­ метьев прин ял меры к увеличению про­ изводства метизов н а заводах министерст­ ва, то государство получило бы очень большой экономический эффект. Министерство станкостроительной и и н ­ струм ентальной промыш ленности лиш ь в незначительны х размерах удовлетворяет ■нужды промышленности в нормализован­ ном инструменте и совершенно ,не изготов­ ляет штампов и приспособлений. Заводы— потребители и нструм ента вы нуж дены и з ­ готовлять его в своих мелких инструмен­ тальны х цехах, пользуясь малопроизводи­ тельным оборудованием и отсталой техно­ логией. В результате стоимость изготовле­ ния инструм ента возрастает но много раз. Даже в автомобильной промыш ленности, где собственная инструм ентальная база больше развита, производство нормализо­ ванного инструм ента обходится в четыре раза дороже, чем н а специализированны х предприятиях. Не лучш е обстоит дело с производством запасны х частей. Маши настроительн ые м инистерства, особенно Министерство авто­ мобильного, тракторного и сельскохозяйст­ венного машиностроения, ве производят на своих заводах необходимого количества з а ­ п асны х частей к выпускаемым машинам. Запасны е части к тракторам , автомоби­ лям, станкам и другим машинам изготов­ ляю тся на неспециализированны х заводах и в м астерских, на неприспособленном ■оборудовании, что приводит к огромным и •неоправданным затратам . Серьезные ошибки, допускаемые при планировании кооперированных поставок, ■вызывают нерациональны е перевозки. Н а­ пример, Южно-Уральский машинострои­ тельны й завод Министерства тяж елого м а­ ш иностроения по план у ввутрим инистер- ской кооперации ежегодно изготовляет и отправляет с Урала, из г. Орска на У краи­ ну7, Ново-Краматорскому заводу 1 3 0 0 тон я стального ли тья. В то же время Ново- Краматорский завод отправляет до полуто­ ра ты сяч тонн стального литья на Урал, в Свердловск. Все еще отмечаются случаи негосудар­ ственного отнош ения отдельных руководи­ телей. предприятий к выполнению плана кооперированных поставов. Разве, н ап ри ­ мер, допустимо такое положение, когда за ­ воды тяж елого машиностроения план по­ ставов стального л и тья для других заводов в первом квартале текущ его года выпол­ нили только п а 50 процентов? С целью создания необходимых условий для массового или крупносерийного произ­ водства необходимо т и р е прибегать к ун и ­ фикации и стан дарти заци и отдельных у з­ лов и деталей, идущ их н а родственные ви­ ды м аш ин и оборудования. Это дает боль­ шой экономический эффект. Например, униф икация электродвигателей мощностью до 1 0 0 киловатт позволила организовать массово-поточное производство, снизить трудоемкость от 30 до 6 0 процентов и увеличить съем продукции с тех же про­ изводственных площ адей н а 85 процентов. До недавнего времени радиотехнические заводы сами производили для себя лампо­ вы е п анели, причем стоимость каждой п а­ нели составляла 5 — 6 рублей. Организа­ ц ия массового производства ламповых п а ­ нелей н а специализированном заводе дала возможность сн изи ть стоимость одной п а ­ нели до 75 копеек, то есть в 8 раз. Т акие же результаты можно получить при организации специализированного цро- изводства ш естерен, различны х валов, ц е­ пей, вкладыш ей, переклю чателей и многих других униф ицированны х и нормализован­ н ы х деталей и изделий. Несмотря на очевидные выгоды сп ец и а­ лизации предприятий, министерства и ве­ домства во многих случаях продолжают проектировать и строить новые заводы , рассчитанны е на широкий профиль, то есть н а универсальное производство. Сле­ дует основательно разобраться в этом воп­ росе и там, где необходимо, поправить дело. М инистерства должны более решительно сокращ ать номенклатуру изделий, вы п у­ скаемы х отдельными предприятиями, осво­ бождать специализированны е предприятия от производства не свойственны х им видов п родукция, создавать новые специализиро­ ванны е предприятия, расш ирять внутри- министерскую и межминистерскую коопе­ рацию с учетом интересов отдельных эко­ номических районов. Широкое создание специализированны х предприятий не требует обязательного строительства новы х заводов. Наоборот, специализированны е производства целесо­ образно, прежде всего, создавать на базе сущ ествующ их заводов, а в некоторых случаях и отдельных цехов. Промышленные министерства совместно с Госпланом иТ осэконом ком исспей долж ­ ны разработать предложения о сп еци али ­ зации предприятий и кооперировании про­ мышленности в соответствии с требования­ ми современного этапа развити я наш ей социалистической экономики. В дальнейш ем расш ирении сп еци ализа­ ции и кооперирования производства зало-' ж ены огромные резервы мощного подъема н аш ей промыш ленности. От нас зависи т, чтобы эти резервы были поставлены на служ бу социалистическом у государству. IV На ба з е передовой те хники и улучш ения организации труда поднять производительность труда на новую ступень В. Ж. Ленин учит нас, что производи дельность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы но­ вого общественного строя. К апитализм, го­ ворил он, может бы ть окончательно побеж ­ ден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую , гораздо более вы ­ сокую производительность труда. Это указан и е Ленина дает нам п рави ль­ ное определение п ути , по которому мы должны следовать, чтобы одерж ать победу в экономическом соревновании с к ап и т а­ лизмом. Т ехнический прогресс в народном хозяйстве, более рац ион альная организация общественного труда, более вы сокая его производительность — таков, по Ленину, п уть победоносного разви ти я социалистиче­ ского способа производства. Вот почему борьба за дальнейш ий техн и ­ ческий прогресс в наш ей стране и на этой базе борьба за си стем атический рост про­ изводительности труда была и остается основой основ наш ей экономической поли­ ти ки . При этом важно подчеркнуть, что в условиях социалистического строя рабочие, служ ащ ие, все трудящ иеся города и дерев­ ни кровно заинтересованы в тех н и ч е­ ском прогрессе и росте производи­ тельности своего труда, т а к к ак именно это является залогом дальнейш его повыш е­ н и я их жизненного уровня и неуклонного подъема материального благосостояния и культуры . В послевоенные годы, к ак и в годы до­ военных п яти леток, производительность труда в наш ей промыш ленности непреры в­ но возрастала, и в 1 9 5 5 году она почти Бдвое превы сит довоенный уровень. На этой основе р еальн ая заработная п лата р а­ бочих и служ ащ их в промыш ленности в текущ ем году увели ч ивается по сравнению с уровнем 1 9 4 0 года более чем н а 90 про­ центов. По темпам роста производительности труда в промыш ленности наш а стран а идет впереди кап и талисти чески х стран. Это да­ ло нам возможность по уровню производи­ тельности труда в промыш ленности догнать передовые капи талисти чески е страны З а­ падной Европы . Однако мы еще отстаем в этом отношении от Соединенных Ш тагов Америки. Н аши успехи в области развити я производства и роста производитель­ ности труда несомненны. Но они не могут нас удовлетворить. Еще и те­ перь многие п редприятия систем атически пе выполняю т заданий по повыш ению про­ изводительности труда. В 1 9 5 4 году более 40 процентов предприятий общесоюзных и сою зно-республиканских промыш ленных министерств не достигли установленны х показателей по производительности труда. Президиум Ц ентрального Комитета, расс­ м атривая вопрос об улучш ении руководст­ ва делом организации труда, нормирования труда и заработной п латы , п ризнал, что у нас имеется отставание роста производи­ тельности труда от роста реальной за р а­ ботной п латы . За последние четы ре года производительность труда в промыш лен­ ности повы силась н а 33 процента, а ре­ ал ьн ая заработная п лата возросла на 37 процентов. Между тем для дальнейш его мощного развити я социалистического про­ изводства, для создания прочной базы неуклонного подъема благосостояния народа необходимо, чтобы повыш ение производи­ тельности труда постоянно опережало рост заработной платы . Задача поэтому заклю чается в том, что­ бы всемерно п овыш ать производительность труда и обеспечить безусловное выполне­ ние заданий по росту производительности труда в промыш ленности в целом, в к а ж ­ дой ее отрасли и н а каждом предприятии. Что ж е для этого нужно? В. И. Денин еще в начале 1 9 1 8 года в своей работе «Очередные задачи Советской власти» у казы вал, что условиями роста производительности труда в наш ей стране являю тся, прежде всего, обеспечение мате­ риальной основы крупной индустрии, в том числе машиностроения, образователь­ ны й и к ультурны й подъем массы населе­ н и я и, наконец, повыш ение дисциплины трудящ ихся, ум енья работать, спорости, интенсивности труда, лучш ей его организа­ ции. Эти у к азан и я сохранили все свое зн а­ чение и в настоящ ее время. Надо шире и полнее использовать все те преим ущ ества, которые имеет социалистическая система производства, для нового мощного подъема производительности труда. Наша соц иали стическая промыш лен­ ность располагает огромными резервами для повыш ен ия производительности труда, но использую тся эти резервы крайн е недостаточно. Известно, что рост производительности труда основан у нас в первую очередь н а постоянном техническом соверш енствова­ нии производства, н а систематическом внедрении новы х, более производительны х маш ин, н а усилении технической воору­ ж енности труда. За и стекш ие годы п ятой п яти л етки наш а промыш ленность ежегодно получала в среднем н а 2 6 миллиардов руб­ лей нового оборудования — маш ин, ап п а­ ратуры , приборов и т . п. Электровооружен­ ность труда в крупной промыш ленности только за последние четы ре года возросла на 3 0 процентов и была в 1 9 5 4 году почти в два раза выш е, чем в 1 9 4 0 году. Внедрение в промыш ленность н о е ы х , бо­ лее соверш енны х маш ин, механизмов и п е­ редовой технологии, модернизация дейст­ вующего оборудования, а такж е автом ати­ зац и я производства и впредь будут в аж ­ нейшим источником повыш ен ия производи­ тельности труда. В настоящ ее время нам надо особое вн и ­ мание обратить н а м еханизацию вспомога­ тельны х работ, на осущ ествление ком­ плексной м еханизации производства. Слабая м еханизация вспом огательны х процессов приводит к тому, что н а пред­ п р и яти ях и стройках, при н али чии огром­ ного количества м аш ин и механизмов, все еще в большом объеме прим еняется ручной труд. Удельный вес рабочих, работающих вручную , составляет в лесозаготовительной промыш лейности 6 8 процентов, в уголь­ ной — 4 4 процента, в черной металлур­ гии — 35 процентов, в строительстве — 6 9 процентов. Труд этих рабочих плохо ор­ ганизован, мало производителен, и поэтому аффект, получаемый от роста производи­ тельности труда основных производствен­ ны х рабочих, в зн ачительной степени по­ глощ ается затратам и ручного труда н а вспомогательны х работах. Мы не можем и не должны дальш е тер ­ петь подобной р астраты общественного труда. Если в течение ближайш его време­ ни мы не исправим это полож ение, то не только не добьемся серьезного повыш ения производительности труда, а ввиду огром­ ного роста народного хозяйства столкнем ся с трудностями в обеспечении его рабочей силой. Поэтому нужно всеми силами налечь н а бы стрейш ее осущ ествление комплекс­ ной м еханизации производства. Особо следует ск азать об улучш ении и с­ пользования наличной, уж е имеющ ейся техн и ки . Промыш ленные предприятия и стройки оснащ аю тся новейш ей техникой для того, чтобы облегчить труд людей, сде­ лать его более производительным . Но чем больше техн ики п олуч ает наш е хозяйство, тем важ нее стан ови тся вопрос о ее разум ­ ном и умелом использовании. Между тем на многих п редп риятиях техн и ка исполь­ зуется плохо. В результате этого в некото­ ры х отраслях промыш ленности рост произ­ водительности труда, достигнуты й в послед­ ние годы, сильно отстает от роста техн и ч е­ ской вооруженности рабочих. Особенно ве­ лик этот разры в в угольной и лесной про­ мыш ленности. В 1 9 4 0 году н а ш ахтах М инистерства угольной промыш ленности было всего 2 4 комбайна, а в 1 9 5 4 году их имелось 1 .6 0 0 , породопогрузочных м аш ин было 3 6 , а ста­ ло более 3 ты сяч , число электровозов воз­ росло почти в ш есть раз. Несмотря н а это, производительность труда в угольной про­ мышленности в 1 9 5 4 году лиш ь немного превы сила уровень 1 9 4 0 года. Огромные средства государство вложило в механизацию лесной промыш ленности. Л есозаготовительные п редприятия в прош ­ лом году имели больше, чем в 1 9 4 0 году: тракторов почти в 6 с половиной раз, лесо­ возных автом аш ин почти в 3 раза, паро­ возов и мотовозов более чем в 7 раз. На этих предп риятиях имеется свыш е 1 2 0 т ы ­ сяч электропил, которых до войны не было совсем. Между тем производительность труда н а лесозаготовках и сплаве увели чи ­ лась по сравнению с довоенным временем всего лиш ь н а 6 процентов. У нас есть еще и так и е ф акты , когда мно­ гие отечественны е и импортны е маш ины (Продолжение на 2-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz