Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
ПРОЛЕТАРИЯ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ* л е н и н с к о е знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО Я ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Г оа издания 2-9 № 1 4 2 (3 6 7 ) ВТОРНИК 19 ИЮЛЯ 1 9 5 5 г. Це на 20 коп. „Считать важ н ейшей задач ей партий ных, со ветских и хо зяйст ве нных организаций в области промышле нности, нара в н е с обеспече ни ем выпол н е ния народнохозяй ст ве нного плана, всемер н ое повыше ни е тех нич еского уров ня произ водства. Ос но в ным усло вием реше ния этой зада'чи должно быть р е зко е повыше ни е темпов тех нич еского соверше нст вова ния во всех отраслях промышле нности на баз е электрификации, комплекс ной м еха низации и а втомати зации произ водстве нных про цессов, в н едре ния но вейших высокопрои з водитель ных станко в, маши н и аппарато в, постоянного со верше нст вова ния т ех нологии прои зводст ва, приме н е ния атомной эн ергии В М И р Н Ы Х Ц е Л Я Х . (И з Постано вле ния Пл ену ма Це нтрального Комит ета КПСС). 0 задачах по дальн ейшему подъему промышле нности, тех нич ескому прогрессу и улучше нию организации производс тва Доклад товарища Н. А. БУЛГАНИНА па Пленуме Центрального Комитета КПСС 4 июля 1955 года ( П р о д о л ж е н и е . Н а ч . с м . в ' № 1 4 1 . ) . А теперь едва ли п я т а я часть профессоров и преподавателей наш их вузов принимает участие в выполнении научно-исследова тельских работ для народного хозяйства. Министерству высшего образования следу ет организовать это дело, а промыш лен ным министерствам смелее давать задания работникам вы сш ей школы. 5 спешному внедрению новой техники сильно мешает несогласованность в работе научно-исследовательских организаций. Академические н аучны е учреж дения, от раслевы е и нсти туты , вы сш ие учебные з а ведения оторваны друг от друга, что со верш енно нетерпимо в условиях социали стического государства, где имеются все возможности для совместной и согласован ной работы. Большой ущерб делу технического про гресса в наш ей стране наносится тем, что у многих руководителей министерств и ве домств, работников н аучны х учреждений, проектных и конструкторских бюро, руко водителей предприятий сущ ествует недо оценка достиж ений н ау ки и техн и ки за границей. В последние годы работа по вы явлению и использованию всего лучш его, передового, что нашло применение в об ласти техн ики в других странах, проводи лась недостаточно. В результате этого н е которые научно-исследовательские и нсти ту ты и конструкторские организации нема ло времени и средств тратили на исследо вательские работы и создание того, что уж е опубликовано в заграничной печати и давно прим еняется. У некоторой части ваш их работников сложились совершенно неправильны е взгляды в отношении изучения иностран ного опы та. Эти работники считаю т, что изучать зарубежный опыт им не в чему. На деле таки е люди чванливыми фразами прикры ваю т свое невеж ество. • Необходимо осудить подобные взгляды и неправильное отношение к вопросам и зуче ния достиж ений н ау ки и техники в дру гих странах. Надо постоянно и зу ч ать все то новое, что создается в мировой н ауке и тех нике. Надо улучш ить научную и техн иче скую информацию ; расш ирить связи с н а- учно-исследовате^ьскими учреж дениями и прогрессивными учеными зарубежных стран; увеличить зак у п ку иностранной технической литературы и .и зд ан и е ее в СССР; улучш ить работу служб технической информации в министерствах и н а пред п риятиях, упорядочить организацию обме на передовым опытом. Ц ентральный Комитет п артии и Совет Министров СССР недавно приняли поста новление об улучш ении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой н ауки и техники. Образован Государственный комитет Совета Министров СССР по новой техн ике, воз главляемый тов. В. А. Малышевым. Все это, безусловно, сы грает положительную роль в деле технического прогресса. Но сле дует предупредить руководителей мини стерств и ведомств, что создание Геотехни ки ни в коей мере не сн иж ает их ответст венности за внедрение в производство до стиж ений н ауки и техники. Таким образом, для ускорения техн и ч е ского прогресса в наш ей стране необходимо неустанно соверш енствовать машины и технологию производства, шире осущ ест влять комплексную механизацию и авто матизацию производственных процессов, настойчиво и быстро внедрять в производ ство достиж ения отечественной и мировой н ауки и техники. Надо повы сить ответственность руково дителей министерств, ведомств и предприя тий за внедрение новой техники, за и зуче ние и широкое распространение передового отечественного и зарубежного опыта. Необходимо резко сократить сроки разра ботки и и спы тани я новых машин, оборудо ван и я и приборов. У странить недостатки в планировании, финансировании и м атери ально-техническом обеспечении м ероприя тий по внедрению новой техники, а такж е разработать систему поощрений в промыш ленности за освоение вы п уска новых м а шин я внедрение передовой технологии. Следует решительно улучш ить работу научно-исследовательских институтов, кон структорских бюро и заводских лаборато рий, укрепи ть и развить их опытно-про изводственную базу; привести сеть н ау ч ны х учреж дений в соответствие е важ н ей шими направлениями развити я наш ей про мышленности, приблизить и нсти туты к основным промышленным районам страны ; шире п ривлекать к разработке научно- технических проблем высшие учебные за ведения. И, наконец, надо систем атически мо дернизировать имеющееся оборудование и добиться максимального вы п уска промыш ленной продукции за счет лучш его исполь зования имеющихся производственных мощностей. Товарищи! Дело внедрения передовой техн ики в народное хозяйство — не к ака я- либо очередная кам пания. Речь идет о том, что мы решительно берем курс на высшую технику, ставим задачу н асы ти ть все от расли промыш ленности самыми передовыми высокопроизводительными типами машин и механизмов, отвечающими современным научно-техническим требованиям. Подчеркивая особо важное значение внедрения передовой техники в народное хозяйство, Ц ентральный Комитет п артии исходит из тоге, что борьба за технический прогресс наш ей страны — это борьба за построение коммунистического общества. I I I За расшире ни е специал изации и кооп ериров ания в промыш ленности Следующий вопрос, н а котором я хочу остановиться,— это специализация и коо перирование производства. В наш ей стране, где господствует социа листическая собственность н а средства про изводства, где народное, хозяйство р азви вается по единому плану, имеются особен но благоприятные условия для использова ния в полной мере выгод специализации и кооперирования производства. В чем состоят эти выгоды? Специали зац ия и кооперирование производства спо собствуют развитию техники, применению в крупны х масштабах высокопроизводи тельного оборудования, передовой техноло гии и автом атизации производства; они да ют возможность наиболее целесообразно использовать промышленные ресурсы в пре делах отдельных экономических районов, сократить транспортны е расходы. В конечном итоге п рави льная организа ц ия производственного кооперирования на основе всемерного развити я специализации предприятий в очень большой степени со действует увеличению вы п у ска и ул у ч шению качества продукции, повышению производительности труда и сниж ению се бестоимости промышленной продукции. Несмотря на явные преим ущ ества спе циализации и кооперирования, эти формы организации в наш ей промышленности до сих пор не получили такого развития, к а кое требуется в современных условиях. Многие руководящие работники недооцени вают большого народнохозяйственного зн а чения этого дела, вследствие чего у нас еще до сих пор нет должного порядка в организации межминистерской и внутри - министерской кооперации и специализации предприятий. Недостатки в этом деле сводятся в ос новном к следующему: — производство одних и тех- же типов машин и оборудования распылено по мно гим предприятиям различны х министерств; — внутри министерств многие заводы загруж аю тся изготовлением продукции, не свойственной их профилю; — мало имеется специализжю ванны х заводов по массовому производству агре гатов, узлов, заготовок и деталей. . Мешая делу технического прогресса, эти недостатки влекут за собой значительное удорожание себестоимости продукции. П ри веду для иллю страции некоторые примеры. Производство такой сложной техники, к а к дизели, паровые турбины , станки, ш ахтны е машины , экскаваторы и другое оборудование, рассредоточено на многих заводах нескольких министерств, хотя го раздо вы годнее сосредоточить производство этого оборудования на специализирован ны х заводах соответствующ их министерств. В текущ ем году предусмотрено вы п у стить 3 9 0 экскаваторов м арки Э -258 с емкостью ковш а в четверть кубометра. З а дание распределено между тремя министер ствами: 2 6 0 ш тук делает основной произ водитель— Министерство строительного и дорожного машиностроения, 7 0 ш тук — Министерство строительства предприятий угольной промышленности и 60 ш-тук— - Министерство строительства предприятий ■нефтяной промышленности. В последних двух министерствах себестоимость экск ава тора в полтора— два раза превыш ает себе стоимость-такого ж е экскаватора в Мини стерстве строительного и дорожного маши ностроения. Не лучш е обстоит, дело со сп еци а лизацией предприятий внутри, мини стерств. Т ак, в Министерстве строи тельного и дорожного машиностроения однобарабанные лебедки ти п а Д -269 для скреперов, бульдозеров и кусторезов изго товляю тся на ш ести заводах. На Челябин ском заводе при плане 4 2 5 0 .лебедок трудо емкость изготовления каждой лебедки со ставляет 8 7 часов, а на Кременчугском заводе при плане 6 3 5 ш тук — 2 1 0 часов, то есть в два с половиной раза больше. Т акие примеры есть во многих промыш ленны х министерствах. И всюду себестои мость однотипной продукции на неспе циализированны х заводах значительно вы ше, чем на специализированны х. Отсутствие четкой и строгой специали зации предприятий приводит к тому, что многие заводы производят самую разнооб разную продукцию , часто совершенно не свойственную профилю предприятия. Возьмем, к примеру, Б рян ски й паровозо строительный завод Министерства тр ан с портного м ашиностроения. Помимо произ водства нескольких типов вагонов, он вы п у скает паровы е турбины , энергопоезда, те леж ки для чугуновозов, мелкосортный про кат, чугунное и стальное литье на сторо ну, тракторны е и паровозные зап асны е ч а сти, запасны е части для электростанций и другую продукцию . Одним словом, завод работает по принципу: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». В деле специализации предприятий н е которые министерства идут не вперед, а назад. Именно так случилось с Министер ством автомобильного, тракторного и сель скохозяйственного машиностроения, кото рое даже такие заводы, к ак Горьковский и Московский автомобильные заводы, поми мо производства автомобилей все больше и больше загруж ает выпуском других изде лий. Если в 1 9 5 0 году удельный вес автомоби лей в продукции Горьковского автозавода составлял 76 процентов, то в 1 9 5 4 году он снизился до 67 процентов. Кроме автомо билей этот завод изготовляет велосипеды, станки, кузнечно-прессовое, литейное и сварочное оборудование, мелкую электро ап паратуру, сельскохозяйственны е маши ны , различного рода инструм енты , электро- сварны е трубы и многое другое. Ежеме сячно завод изготовляет для себя десятки ты сяч масленок, которые с успехом могла бы делать любая артель. Т акая же картин а и н а Московском за воде имени Сталина. П олучается, что мы имеем не автомобильные заводы, а заво ды -универсалы . Б ольш ая ном енклатура вы пускаемы х и з делий затрудняет организацию производ ства, прим енение поточных м е т о д а рабо ты , усложняет технологическое оснащ ение производственных процессов и тормозит внедрение высокопроизводительного авто матизированного оборудования. А все это приводит к повыш ению себестоимости про дукции. Надо смелее, реш ительнее переходить к специализации предприятий. Специализа ц ия откры вает большие возможности для увеличения вы п уска продукции. В связи с этим заслуж иваю т вним ания заявлен ия р у ководителей Московского и Горьковского автозаводов о том, что если эти заводы бу дут освобождены от вы п уска несвойствен ной им продукции, если будут внедрены более соверш енны е производственны е про цессы и дано некоторое новое оборудование, то можно будет в полтора раза увели чить вы п уск автомашин с имеющихся произ водственных площадей. Ввиду недостаточного развити я коопери рования машиностроительные заводы мало получаю т со специализированны х пред п риятий литья, поковок, отдельных агрега тов, инструм ента и даж е метизов. Все это заводы делают сами, допуская огромный перерасход труда, металла и денежных средств. В настоящ ее время стальное и ч у гу н ное литье по семи машиностроительным министерствам производится в сотнях ли тейны х цехов различны х заводов, причем около половины л и тья падает н а мелкие и средние литейны е цехи, где технологи ческие процессы слабо м еханизированы и себестоимость ли тья в силу этого в 2— 3 раза выш е, чем в крупны х литейны х. То же самое можно сказать о производстве по ковок. Если бы министры машинострои тельны х министерств и Госплан СССР п р и н яли меры к созданию укрупн ен ны х м еха низированны х литейны х для обслуж ивания ряда предприятий определенных экономи ческих районов, то наш е народное хозяйст во ежегодно получало бы не один миллиард рублей экономии. Совершенно нетерпимое положение соз далось с производством метизов. С пециали зированны е предприятия Министерства черной м еталлургии не обеспечивают по требности народного хозяйства в метизах. Поэтому министерства-потребители вы нуж дены сами заним аться их производст вом, хотя это обходится государству очень дорого. Если на специализированном метиз ном заводе себестоимость болта размером 12 на 6 0 миллиметров составляет 10 ко пеек, то при изготовлении такого же бол та в м еханических м астерских потребите лей себестоимость его составляет 1 рубль 40 копеек, то есть в 14 раз дороже. Для производства одной тонны болтов специа лизированны й завод расходует 1 1 0 0 кило граммов металла, а неспециализиро ванны й — 2 ты сяч и килограммов. Разве это не расточительство? Если бы министр черной металлургии т. Ш ере метьев прин ял меры к увеличению про изводства метизов н а заводах министерст ва, то государство получило бы очень большой экономический эффект. Министерство станкостроительной и и н струм ентальной промыш ленности лиш ь в незначительны х размерах удовлетворяет ■нужды промышленности в нормализован ном инструменте и совершенно ,не изготов ляет штампов и приспособлений. Заводы— потребители и нструм ента вы нуж дены и з готовлять его в своих мелких инструмен тальны х цехах, пользуясь малопроизводи тельным оборудованием и отсталой техно логией. В результате стоимость изготовле ния инструм ента возрастает но много раз. Даже в автомобильной промыш ленности, где собственная инструм ентальная база больше развита, производство нормализо ванного инструм ента обходится в четыре раза дороже, чем н а специализированны х предприятиях. Не лучш е обстоит дело с производством запасны х частей. Маши настроительн ые м инистерства, особенно Министерство авто мобильного, тракторного и сельскохозяйст венного машиностроения, ве производят на своих заводах необходимого количества з а п асны х частей к выпускаемым машинам. Запасны е части к тракторам , автомоби лям, станкам и другим машинам изготов ляю тся на неспециализированны х заводах и в м астерских, на неприспособленном ■оборудовании, что приводит к огромным и •неоправданным затратам . Серьезные ошибки, допускаемые при планировании кооперированных поставок, ■вызывают нерациональны е перевозки. Н а пример, Южно-Уральский машинострои тельны й завод Министерства тяж елого м а ш иностроения по план у ввутрим инистер- ской кооперации ежегодно изготовляет и отправляет с Урала, из г. Орска на У краи ну7, Ново-Краматорскому заводу 1 3 0 0 тон я стального ли тья. В то же время Ново- Краматорский завод отправляет до полуто ра ты сяч тонн стального литья на Урал, в Свердловск. Все еще отмечаются случаи негосудар ственного отнош ения отдельных руководи телей. предприятий к выполнению плана кооперированных поставов. Разве, н ап ри мер, допустимо такое положение, когда за воды тяж елого машиностроения план по ставов стального л и тья для других заводов в первом квартале текущ его года выпол нили только п а 50 процентов? С целью создания необходимых условий для массового или крупносерийного произ водства необходимо т и р е прибегать к ун и фикации и стан дарти заци и отдельных у з лов и деталей, идущ их н а родственные ви ды м аш ин и оборудования. Это дает боль шой экономический эффект. Например, униф икация электродвигателей мощностью до 1 0 0 киловатт позволила организовать массово-поточное производство, снизить трудоемкость от 30 до 6 0 процентов и увеличить съем продукции с тех же про изводственных площ адей н а 85 процентов. До недавнего времени радиотехнические заводы сами производили для себя лампо вы е п анели, причем стоимость каждой п а нели составляла 5 — 6 рублей. Организа ц ия массового производства ламповых п а нелей н а специализированном заводе дала возможность сн изи ть стоимость одной п а нели до 75 копеек, то есть в 8 раз. Т акие же результаты можно получить при организации специализированного цро- изводства ш естерен, различны х валов, ц е пей, вкладыш ей, переклю чателей и многих других униф ицированны х и нормализован н ы х деталей и изделий. Несмотря на очевидные выгоды сп ец и а лизации предприятий, министерства и ве домства во многих случаях продолжают проектировать и строить новые заводы , рассчитанны е на широкий профиль, то есть н а универсальное производство. Сле дует основательно разобраться в этом воп росе и там, где необходимо, поправить дело. М инистерства должны более решительно сокращ ать номенклатуру изделий, вы п у скаемы х отдельными предприятиями, осво бождать специализированны е предприятия от производства не свойственны х им видов п родукция, создавать новые специализиро ванны е предприятия, расш ирять внутри- министерскую и межминистерскую коопе рацию с учетом интересов отдельных эко номических районов. Широкое создание специализированны х предприятий не требует обязательного строительства новы х заводов. Наоборот, специализированны е производства целесо образно, прежде всего, создавать на базе сущ ествующ их заводов, а в некоторых случаях и отдельных цехов. Промышленные министерства совместно с Госпланом иТ осэконом ком исспей долж ны разработать предложения о сп еци али зации предприятий и кооперировании про мышленности в соответствии с требования ми современного этапа развити я наш ей социалистической экономики. В дальнейш ем расш ирении сп еци ализа ции и кооперирования производства зало-' ж ены огромные резервы мощного подъема н аш ей промыш ленности. От нас зависи т, чтобы эти резервы были поставлены на служ бу социалистическом у государству. IV На ба з е передовой те хники и улучш ения организации труда поднять производительность труда на новую ступень В. Ж. Ленин учит нас, что производи дельность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы но вого общественного строя. К апитализм, го ворил он, может бы ть окончательно побеж ден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую , гораздо более вы сокую производительность труда. Это указан и е Ленина дает нам п рави ль ное определение п ути , по которому мы должны следовать, чтобы одерж ать победу в экономическом соревновании с к ап и т а лизмом. Т ехнический прогресс в народном хозяйстве, более рац ион альная организация общественного труда, более вы сокая его производительность — таков, по Ленину, п уть победоносного разви ти я социалистиче ского способа производства. Вот почему борьба за дальнейш ий техн и ческий прогресс в наш ей стране и на этой базе борьба за си стем атический рост про изводительности труда была и остается основой основ наш ей экономической поли ти ки . При этом важно подчеркнуть, что в условиях социалистического строя рабочие, служ ащ ие, все трудящ иеся города и дерев ни кровно заинтересованы в тех н и ч е ском прогрессе и росте производи тельности своего труда, т а к к ак именно это является залогом дальнейш его повыш е н и я их жизненного уровня и неуклонного подъема материального благосостояния и культуры . В послевоенные годы, к ак и в годы до военных п яти леток, производительность труда в наш ей промыш ленности непреры в но возрастала, и в 1 9 5 5 году она почти Бдвое превы сит довоенный уровень. На этой основе р еальн ая заработная п лата р а бочих и служ ащ их в промыш ленности в текущ ем году увели ч ивается по сравнению с уровнем 1 9 4 0 года более чем н а 90 про центов. По темпам роста производительности труда в промыш ленности наш а стран а идет впереди кап и талисти чески х стран. Это да ло нам возможность по уровню производи тельности труда в промыш ленности догнать передовые капи талисти чески е страны З а падной Европы . Однако мы еще отстаем в этом отношении от Соединенных Ш тагов Америки. Н аши успехи в области развити я производства и роста производитель ности труда несомненны. Но они не могут нас удовлетворить. Еще и те перь многие п редприятия систем атически пе выполняю т заданий по повыш ению про изводительности труда. В 1 9 5 4 году более 40 процентов предприятий общесоюзных и сою зно-республиканских промыш ленных министерств не достигли установленны х показателей по производительности труда. Президиум Ц ентрального Комитета, расс м атривая вопрос об улучш ении руководст ва делом организации труда, нормирования труда и заработной п латы , п ризнал, что у нас имеется отставание роста производи тельности труда от роста реальной за р а ботной п латы . За последние четы ре года производительность труда в промыш лен ности повы силась н а 33 процента, а ре ал ьн ая заработная п лата возросла на 37 процентов. Между тем для дальнейш его мощного развити я социалистического про изводства, для создания прочной базы неуклонного подъема благосостояния народа необходимо, чтобы повыш ение производи тельности труда постоянно опережало рост заработной платы . Задача поэтому заклю чается в том, что бы всемерно п овыш ать производительность труда и обеспечить безусловное выполне ние заданий по росту производительности труда в промыш ленности в целом, в к а ж дой ее отрасли и н а каждом предприятии. Что ж е для этого нужно? В. И. Денин еще в начале 1 9 1 8 года в своей работе «Очередные задачи Советской власти» у казы вал, что условиями роста производительности труда в наш ей стране являю тся, прежде всего, обеспечение мате риальной основы крупной индустрии, в том числе машиностроения, образователь ны й и к ультурны й подъем массы населе н и я и, наконец, повыш ение дисциплины трудящ ихся, ум енья работать, спорости, интенсивности труда, лучш ей его организа ции. Эти у к азан и я сохранили все свое зн а чение и в настоящ ее время. Надо шире и полнее использовать все те преим ущ ества, которые имеет социалистическая система производства, для нового мощного подъема производительности труда. Наша соц иали стическая промыш лен ность располагает огромными резервами для повыш ен ия производительности труда, но использую тся эти резервы крайн е недостаточно. Известно, что рост производительности труда основан у нас в первую очередь н а постоянном техническом соверш енствова нии производства, н а систематическом внедрении новы х, более производительны х маш ин, н а усилении технической воору ж енности труда. За и стекш ие годы п ятой п яти л етки наш а промыш ленность ежегодно получала в среднем н а 2 6 миллиардов руб лей нового оборудования — маш ин, ап п а ратуры , приборов и т . п. Электровооружен ность труда в крупной промыш ленности только за последние четы ре года возросла на 3 0 процентов и была в 1 9 5 4 году почти в два раза выш е, чем в 1 9 4 0 году. Внедрение в промыш ленность н о е ы х , бо лее соверш енны х маш ин, механизмов и п е редовой технологии, модернизация дейст вующего оборудования, а такж е автом ати зац и я производства и впредь будут в аж нейшим источником повыш ен ия производи тельности труда. В настоящ ее время нам надо особое вн и мание обратить н а м еханизацию вспомога тельны х работ, на осущ ествление ком плексной м еханизации производства. Слабая м еханизация вспом огательны х процессов приводит к тому, что н а пред п р и яти ях и стройках, при н али чии огром ного количества м аш ин и механизмов, все еще в большом объеме прим еняется ручной труд. Удельный вес рабочих, работающих вручную , составляет в лесозаготовительной промыш лейности 6 8 процентов, в уголь ной — 4 4 процента, в черной металлур гии — 35 процентов, в строительстве — 6 9 процентов. Труд этих рабочих плохо ор ганизован, мало производителен, и поэтому аффект, получаемый от роста производи тельности труда основных производствен ны х рабочих, в зн ачительной степени по глощ ается затратам и ручного труда н а вспомогательны х работах. Мы не можем и не должны дальш е тер петь подобной р астраты общественного труда. Если в течение ближайш его време ни мы не исправим это полож ение, то не только не добьемся серьезного повыш ения производительности труда, а ввиду огром ного роста народного хозяйства столкнем ся с трудностями в обеспечении его рабочей силой. Поэтому нужно всеми силами налечь н а бы стрейш ее осущ ествление комплекс ной м еханизации производства. Особо следует ск азать об улучш ении и с пользования наличной, уж е имеющ ейся техн и ки . Промыш ленные предприятия и стройки оснащ аю тся новейш ей техникой для того, чтобы облегчить труд людей, сде лать его более производительным . Но чем больше техн ики п олуч ает наш е хозяйство, тем важ нее стан ови тся вопрос о ее разум ном и умелом использовании. Между тем на многих п редп риятиях техн и ка исполь зуется плохо. В результате этого в некото ры х отраслях промыш ленности рост произ водительности труда, достигнуты й в послед ние годы, сильно отстает от роста техн и ч е ской вооруженности рабочих. Особенно ве лик этот разры в в угольной и лесной про мыш ленности. В 1 9 4 0 году н а ш ахтах М инистерства угольной промыш ленности было всего 2 4 комбайна, а в 1 9 5 4 году их имелось 1 .6 0 0 , породопогрузочных м аш ин было 3 6 , а ста ло более 3 ты сяч , число электровозов воз росло почти в ш есть раз. Несмотря н а это, производительность труда в угольной про мышленности в 1 9 5 4 году лиш ь немного превы сила уровень 1 9 4 0 года. Огромные средства государство вложило в механизацию лесной промыш ленности. Л есозаготовительные п редприятия в прош лом году имели больше, чем в 1 9 4 0 году: тракторов почти в 6 с половиной раз, лесо возных автом аш ин почти в 3 раза, паро возов и мотовозов более чем в 7 раз. На этих предп риятиях имеется свыш е 1 2 0 т ы сяч электропил, которых до войны не было совсем. Между тем производительность труда н а лесозаготовках и сплаве увели чи лась по сравнению с довоенным временем всего лиш ь н а 6 процентов. У нас есть еще и так и е ф акты , когда мно гие отечественны е и импортны е маш ины (Продолжение на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz