Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
14 июня 1955 г., М 116 (341) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я «■■ими Ш ире размах рационализаторской работы на селе! Областное совещание рационализаторов и изобретателей МТС и совхозов 10 июня состоялось совещание рационализаторов и изобре тателей МТС и совхозов нашей области. С докладом о состоянии работы с рационализаторами и изобретателями в МТС и совхозах области и о мерах улучше ния этой работы выступил заместитель начальника областного управления сельского хозяйства т. Ершов. Доклад вызвал оживленные прения. В прениях выступили комбайнер совхоза имени Льва Толстого т. Архипов, заведую щий мастерской Вязовицкой МТС, Долгоруковского района, т. Бодакин, председатель цехкома профсоюза ТЭЦ Новолипец кого завода т. Туров, участковый механик Ново-Чемодановской МТС, Чаплыгинского района, т. Прохоров, токарь совхоза «Коммунар», Грачевского района, т. Порядин, бригадир слеса рей Новолипецкого завода т. Шанин, мельник совхоза «Ра- ненбургский» т. Авилов, токарь Борино-Заводекой МТС т. Заце пин, председатель облпрофсовета т. Фокин, инженер Липецкого радиаторного завода.т. Орлов, начальник БРИЗ (бюро рациона лизации и изобретательства) Липецкого тракторного завода т. Скуратов и зам. заведующего отделом сельского хозяйства обкома КПСС т. Новиков. Ниже публикуются материалы совещания. Большие возможности 3 . Б О Д А К И Н , зав. мастерской Вязовицкой МТС В порядке обмена опытом я хону расска зать, какие рационализаторские предложе ния я внес, за последнее время и какую они принесли пользу. Механиком я работаю с 1933 года. Вни мательно присматриваюсь к работе меха низмов, с которыми имею дело, изучаю их и часто прихожу к мысли, что во мио м е из них можно внести некоторые усо вершенствования. Главное, что меня инте- ^ ^ ресует, это — как бы побольше механизи- ’ ровать производство, чтобы ручной труд колхозников заменить машинным. А Еще до войны я сконструировал ста нок для притирки клапанов, переделал оси в культиваторах и плугах и внес ряд дру гих предложений, которые были осущест влены. Изобретать, конструировать —* стало теперь моей потребностью. Работа у нас такая, что без творческого подхода к делу пользы будет мало. Сроки ремонта тракто ров и других сельскохозяйственных ору дий, сроки сева и уборки всегда, как гово рится, подпирают. Запчастей частенько не хватает. А работы много. Вот и думаешь, как бы не только уложиться в эти сроки, но и сделать быстрее, доброкачественнее. А где, как не в машинно-тракторной ма стерской, нужно решать эти вопросы? В этом году я в МТС изготовил новую квадратно-гнездовую сеялку для сева кукурузы. Смонтировал ее на централь ной раме тракторных граблей, с 8 ди сками. В сеялке имеется автоматический механизм, приводящий в движение диски. Вместо мерной проволоки впереди установ лены два мерных колеса, которые, опира ясь на почву, приводят в движение весь высевающий механизм через специальный дисковый автомат. Регулировка высева ку курузы проводится специальным полот ном, проходящим через всю сеялку. На полотне имеются специальные отвер стия. Для работы на этой сеялке требуется всего один сеяльщик, тогда как на уста новке мерной проволоки работают по 5— 6 человек. Такой сеялкой в колхозе имени Ленина, Вязовицкого сельсовета, посеяно около 100 гектаров кукурузы. За 1 час она за севает по два гектара. Поломок никаких не было. Недавно во время ремонта комбайнов я сделал станок для изготовления стряоных и скатных досок на комбайне «С-4». Рань ше эти доски изготовлялись вручную, на что уходило 8 часов, а теперь — при не мощи станка — уходит всего 30 минут. Станок по своему устройству очень прост, его можно сделать в каждой МТС. Прин цип его работы — рычажной. Сконструировал я также трансмиссию для мельницы, конный культиватор для обработки междурядий, станок для обра ботки полуосей на тракторе «ДТ-54» и «СХТЗ-НАТИ» и внес ряд других предло жений. Все эти предложения я в основ ном осуществляю сам в мастерской. Сей час думаю над тем, чтобы изготовить са моходную сенокосилку. Уверен, что и это мне удастся осуществить. Январский Пленум Центрального Коми тета нашей партии наметил большую про грамму дальнейшего подъема социалисти ческого сельского хозяйства в стране. Осу ществление этой программы сделает нашу Родину еще могущественней, нашу жизнь еще богаче. Каждый труженик сельского хозяйства должен добросовестно трудиться, всемерно проявлять свою творческую ини циативу. Те, кто работает в мастерских МТС, имеют особенно большие возможности для проявления инициативы. И чем боль ше мы будем ее проявлять, чем смелее бу дем внедрять в производство новое, тем успешнее будут выполняться все сельско хозяйственные работы. Наши главные задачи н. п о р я д и н , токарь совхоза «Коммунар», Грачевского района Здесь уже многие говорили о том, что некоторые директора МТС и совхозов не помогают рационализаторам. Я тоже хочу сказать об этом. Думаю, что руководители совхозов и МТС услышат наш голос и по- другому будут относиться к сельским ра ционализаторам. У нас в совхозе одно время початки кукурузы облущивали вручную. Я решил сделать для этого станок. Попросил по мощи у дирекции совхоза. А мне говорят: «Работай, пожалуйста, но только во вне урочное время. Эта работа необязатель ная». Все же я изготовил станок, и облу- щевка пошла быстрее раз в десять. Уверен, что это совещание принесет нам большую помощь. Я лично очень мно го ценного почерпнул из выступлений отдельных рационализаторов. Все наши си лы надо направить на борьбу с потерями на уборке урожая, механизацию работ на токах и трудоемких процессов на живот новодческих фермах. Это касается всех ра ционализаторов — и колхозников, и ра- ботников МТС и совхозов. Мы* надеемся, что областное управление сельского хозяйства и областной совет профсоюзов после этого совещания помо гут нам, рационализаторам, устранить те препятствия, которые часто встречаем мы в своей работе. Я уверен, что если в сов хозах и МТС будут созданы технические советы, а руководители совхозов и МТС, профсоюзные организации будут оказывать нам всемерную поддержку, число сельских рационализаторов вырастет в несколько раз. Претензии, которые были предъявлены сегодня к областному совету профсоюзов и особенно к областному управлению сель ского хозяйства, вполне справедливые. Но и нам, рационализаторам, тоже надо про являть больше инициативы, выдумки. Это поможет нашим колхозам, совхозам и машинно-тракторным станциям успеш нее решить главные задачи, которые по ставлены перед нами Коммунистической партией ж Советским правительством. Крепить дружбу рационализаторов города и села И . СКУ РА ТО В , начальник БРИЗ Липецкого тракторного завода Б связи с решениями партии и прави тельства по крутому подъему сельского хозяйства перед тракторостроителями вста ли новые, более сложные задачи. Это спо- *^;'собствовало развитию инициативы рабо чих, инженерно-технических работников и служащих нашего завода. В прошлом году у нас было внедрено 650 рационализатор ских предложений, которые дали 7,2 мил лиона рублей экономии. Предложения, внедренные в производство за 5 месяцев этого года, дадут около 3 миллионов руб лей экономии. Для рационализаторов и изобретателей на заводе разработаны и опубликованы те матические задания. В основных цехах и отделах завода составляются ежемесяч ные планы-графики конструкторской разработки, испытания и внедрения пред ложений. Проведен конкурс на лучшее предложение по разработке технологии & формовки звена гусеницы хлопкового трак тора и т. д. В нашей работе есть немало недостат ков. Мы еще не добились того, чтобы каж дое рационализаторское предложение рас сматривалось своевременно. Медленно про ходит конструкторская разработка и изго товление оснастки по принятым предло жениям, и поэтому задерживается внедре ние предложений в производство. Эти не достатки мы стараемся устранить. Рационализаторы нашего завода и те, кто работает на липецких тракторах, ча сто решают одни и те же вопросы. Поэто му очень бы хотелось наладить творче скую дружбу между тракторостроителями и механизаторами МТС, чтобы вместе по работать над конструктивным улучшением машин. Сельские рационализаторы, а также технические советы МТС и совхозов могли бы перенять на. предприятиях много полез ного по организации рационализаторской и изобретательской работы. Немало ценного могли бы почерпнуть и мы из практики работы сельских рационализаторов. Я надеюсь, что это совещание послу жит укреплению дружбы между рациона лизаторами города и села. Обмениваться опытом М . А В И Л О В , мельник совхоза «Раненбургский», Чаплыгинского района Раньше я работал сторожем на мельни це. Затем дирекция совхоза доверила мне должность мастера-мельника. Еще до этого я пришел к выводу, что производитель ность нашей мельницы очень низка— око ло 4,5 тонны размола за смену. Велики были простои. И вот когда я стал мастером, то почув ствовал, что ответственность на меня ло жится очень большая. Задумался я над тем, как бы улучшить работу мельницы. А что, думаю, если деревянные подшип ники заменить металлическими? По моему расчету выходило, что это уменьшит про стоя из-за ремонта и увеличит производи тельность труда. Рассказал об этом дирек тору совхоза. Он поддержал мое предложе ние. Поставили мы другие подшипники, и дело пошло совсем по-другому. Простои ликвидировали, вместо 4,5 тонны перера батываем по 6,5 тонны зерна за смену. И тогда я подумал — простое вроде совсем дело, а пользы сколько от этого! А ведь на других мельницах работают более опытные специалисты, чем я. Они, навер ное, тоже много внесли разных усовершен ствований в работу мельниц. А как в дей ствительности обстоит Дело на других мельницах — не знаю. Поэтому вношу предложение обмениваться опытом усовер шенствования мельничных механизмов и других машин. Это поможет увеличить выработку, облегчить труд рабочих. Когда инициативу на поддерживают С. А РХ И П О В , комбайнер совхоза имени Льва Толстого В нашем совхозе есть немало рациона лизаторов, но дирекция не оказывает им внимания. То же можно сказать и о профсо юзной организации. Вместо того, чтобы проводить массово-разъяснительную ра боту среди работников совхоза, расширять ряды рационализаторов и распространять опыт новаторов, руководители МТС, наобо рот, отбивают охоту у рационализаторов вносить предложения. Я приведу только один факт. В прош лом году я переоборудовал комбайн «Ком мунар» на силосоуборочный. Для этого я использовал мотор марки «У-5» и произ вел некоторое переоборудование. Комбайн был использован на уборке силосных культур и показал хорошие результаты. Было высвобождено несколько рабочих. Например, если при обычной уборке сило са на каждую тонну затрачивалось 0,75 человекодня, то при комбайновой, уборке только 0,02 человекодня. А Как дирекция совхоза отнеслась к мо ему предложению? Мне разрешили рабо тать по переоборудованию комбайна. Но условия предъявили такие: если переобо рудованный комбайн даст экономический эффект, зарплату за время работы над ним мне выдадут, а если экономического эффекта не будет, то зарплаты я не полу чу. Я был уверен в своей правоте и при нял Это условие. Комбайн переоборудо вал — расчеты мои оправдались. И только тогда мне выдали зарплату. А о каком- либо денежном вознаграждении руководи тели совхоза и не подумали. Я считаю, что так относиться к твор ческой инициативе рабочих, как относят ся у нас в совхозе, нельзя. ☆ ☆ ’ Дорогу новому», передовому Грандиозные задачи по увеличению про изводства сельскохозяйственной продук ции поставлены Коммунистической парти ей и Советским правительством перед тру жениками колхозной деревни. Одним из важнейших условий успешного решения этих задач является полное использование сельскохозяйственной техники, всемер ное повышение производительности труда. Но это условие может быть выполнено только благодаря творческой инициативе масс, внедрению в сельскохозяйственное производство технических усовершенство ваний, всесторонней механизации. Обсуждению этих важнейших вопросов и было посвящено областное совещание ра ционализаторов и изобретателей машинно- тракторных станций и совхозов. Докладчик — заместитель начальника областного управления сельского хозяйст ва т. Ершов рассказал о том, что в кол хозах, МТС, совхозах и ремонтных пред приятиях нашей области сотни рациона лизаторов и изобретателей разрабатывают и осуществляют на практике интересные новшества, благодаря чему повышается уровень механизации сельскохозяйствен ного производства, сокращаются затраты на выполнение различных операций, сни жается трудоемкость работ. В -Усмановой МТС благодаря инициати ве главного инженера т. Гель и заведую щего мастерской т. Петрова внедрен п а точно-узловой метод ремонта тракторов, что увеличило производительность труда в два с лишним раза. Заведующий мастер ской Лебедянской МТС т. Штейнберг пред ложил внедрить в производство свой метод повышения прочности деталей чеканкой. Предложение принято научно-исследова тельским институтом к эксперименталь ной проверке. Механизаторы Дрезгаловской МТС заменили бортовые передачи тракто ра «СТЗ-НАТИ» бортовыми передачами трактора «ДТ-54», ликвидировав простои машин. Заведующий мастерской Дмитря- шевской МТС т. Ианов предложил переобо рудовать сеялки «СШ-6» для квадратно- гнездового посева без мерной проволоки. Приспособление было изготовлено на Ли пецком механическом заводе и сейчас ис пытывается в Закавказской машинно- испытательной станции. Много интересного ‘рассказали в своих выступлениях сами рационализаторы. Однако общий вывод, который следует сделать и из доклада, и из выступлений в прениях, — в колхозах, МТС и совхозах нашей области рационализаторская и изо бретательская работа поставлена неудовле творительно. В докладе т. Ершов пытался обойти «острые углы», доклад его был несомо- критичным. И все жо он проливает свет на действительное положение дел, на то, как областное управление сельского хозяйства руководит рационализаторской и изобретательской работой на селе. При зывая во всех совхозах и МТС создать технические советы по рассмотрению и внедрению рационализаторских предложе ний, т. Ершов вынужден был признать ся, что в областном управлении сельского хозяйства техсовет еще не создан. Доклад чик доложил собранию, что существует положение о порядке поощрения сельских рационализаторов, но... в управлении сельского хозяйства этого положения нет. На вопрос, сколько предложений посту пило в управление, сколько из них внед рено в производство и каков их экономи ческий эффект, т. Ершов ответил: — Такими данными я не располагаю.— Й, немного подумав, добавил: — Что-то около десяти... Этот ответ ярко характеризует отноше ние областного управления сельского хо зяйства к рационализаторской и изобре тательской работе на селе. Не удивительно, что многие директора МТС и совхозов не поддерживают инициативу новаторов кол хозного села, проявляют в этом деле яв ный бюрократизм. Одним из стимулов развертывания ра ционализаторской и изобретательской ра боты является принцип материальной за интересованности. Как это ни странно, в большинстве МТС и совхозов авторы не получают вознаграждений. Таких гриме ров на совещании было приведено множе ство. Так, механик Грязвнской МТС т. Го- лышкин изобрел прибор для смены тру бок при ремонте радиаторов. Предложение было внедрено. Это вдвое ускорило ремонт’ и улучшило его качество. А автору не вы дали никакого вознаграждения. Не полу чают вознаграждений за свои предложения рационализаторы Остро-Еаменской, Чиби- совской, Сошкинской МТС, совхоза имени Льва Толстого и многих других МТС и сов хозов. Интересным было выступление заведую щего мастерской Вязовицкой МТС, Долгору ковского района, т. Бодакина. Этот кол хозный умелец внес много оригинальных рационализаторских предложений, он не прерывно работает над совершенствовани ем и механизацией производства. Когда же его спросили, какое вознаграждение он получает за свои предложения, т. Бода кин ответил: «До войны премиальных я получал больше, чем была основная зар плата, а за последние годы вознагражде ний не получал совсем». А разве в Вязо- внцкой МТС нет средств для вознагражде ния новаторов? Безусловно, есть. Огромная роль в развертывании рацио нализаторской и изобретательской работы в МТС и совхозах принадлежит профсоюзу. Однако, как было видно из выступления председателя облпрофсовета т. Фокина, и областной совет профсоюза, и рабочкомы МТС и совхозов этому делу до сего време ни не придавали должного значения. Ведь в том, что отдельные рационализаторы не получают поддержки от руководителей МТС и совхозов, что они не поощряются, что опыт работы рационализаторов распро страняется очень плохо, виноваты и проф союзные организации. И не случайно на совещании, где присутствовали председа тели рабочкомов МТС и совхозов, никто из них даже не выступил. В решении задач, которые стоят перед тружениками села, рационализаторы ' и изобретатели призваны сыграть большую роль. Главные их усилия должны быть направлены на улучшение ухода за посе- вами, на механизацию уборки урожая, всемерную борьбу с потерями зерна, а также с потерями при стоговании сена и сеноуборке. Многое призваны сделать ра ционализаторы и изобретатели для меха низации трудоемких процессов на живот-’ новодческих фермах. ; Для того, чтобы направлять творческую мысль сельских рационализаторов, руко водителям совхозов и МТС надо составлять годовые планы разработки и внедрения рационализаторских предложений, разраба тывать темники, организовывать широкий обмен опытом рационализаторской и изо бретательской работы, организовывать, по примеру промышленных предприятий, вы ставки и уголки по изобретательству и рационализации, проводить смотры по изобретательству, В каждом совхозе и МТС надо создать технические советы, а в рабочкомах — комиссии содействия рационализации и изобретательству, задача которых — помо гать рационализаторам претворять в жизнь Их ценные предложения. Осуществление этих мероприятий во всех совхозах и МТС области поможет труженикам сельского хозяйства с честью выполнить задачи, поставленные перед ними. Несмотря на недостатки, которые имеют ся в постановке рационализаторской и изобретательской-работы в нашей области, сотни новаторов колхозного производст ва неутомимо творят, изобретают, совер шенствуют и механизируют производст венные процессы. Этим новаторам должны быть оказаны всемерная поддержка и вни мание. Всему новому, передовому, прогрес. сивному в колхозном производстве вужяо проложить широкую дорогу. А. БАБИКО В. Кровное дело про фсоюза Б . П РО Х О РО В , участковый механик Ново-Чемодановской МТС, Чаплыгинского района Среди специалистов сельского хозяйст ва, а также среди рядовых колхозников, работников МТС и совхозов есть немало умельцев, которые стремятся внести в ра боту новое, что помогло бы успешнее ре шать задачи крутого подъема сельского хозяйства. Но в их работе иногда встреча ются большие трудности, особенно тотда, когда нужно практически внедрять пред ложения в производство. Я, например, давно имею дело с сель скохозяйственной техникой. За это время внес немало предложений, многие из кото рых внедрены в производство. Но препят ствий встретил тоже немало. Придешь к директору МТС или главному инженеру, а они говорят: «некогда сейчас этим зани маться», «подожди, подумаем» или «Сей час— не это главное». Я в основном работаю с дизельными ма шинами. Ненормальностей в их работе много— из-за недоброкачественного ремон та или из-за плохого обслуживания. Осо бенно больное место — топливная аппара тура. А от ее работы зависит все. Мне удалось полностью реставрировать подка чивающую помпу, произвести еще кое- какие работы по улучшению топливной аппаратуры. Это дало хорошие результаты. А ведь руководители МТС не оказали мне в осуществлении этого предложения почти никакой помощи. Рационализаторская и изобретательская работа является кровным делом профсоюза. Но у нас профсоюз стоит в стороне от это го дела. Рабочкому следовало бы поста вить вопрос о рационализации и изобрета тельстве на обсуждение общего собрания и указать руководителям МТС на их не правильное отношение к рационализато рам. Профсоюзная организация должна шире распространять опыт новаторов кол хозного производства, популяризировать его. Я думаю, что после нашего совещания, которое созвано очень своевременно, проф союзные организации МТС и совхозов об ласти будут по-настоящему оказывать под держку рационализаторской' и изобрета тельской работе. Большой простор для творчества Д . З А Ц Е П И Н , токарь Борино-Заводекой МТС У токарей, которые работают в машин но-тракторных станциях, есть много воз можностей для того, чтобы помочь колхоз никам и механизаторам увеличить про изводительность труда, улучшить исполь зование машин. Но для этого необходимо, чтобы токари хорошо владели своей спе циальностью, повышали свою квалифика цию и отлично разбирались в сельскохо зяйственных машинах. Однажды у нас вышел из строя трактор «С-80». Поехали в Сельхозснаб за запас ными деталями, а их не оказалось. Что делать? Тогда директор обратился за по мощью ко мне: «Может быть, ты помо жешь выйти из трудного положения?». Оказалось, что нужно на месте изгото вить одну деталь, и все будет в порядке. Эту деталь мне удалось сделать часа за 4. Трактор был быстро отремонтирован. Я рассказываю об этом для того, чтобы показать, что роль токарей МТС тоже важ ная, что у них — большой простор для проявления своих способностей. На снимке: группа участников сове щания (слева направо) токарь Черняв ской МТС А. В. Бутенко, кузнец Станов- лянской МТС Г. П. Мещеряков, заведу ющий мастерской Вязовицкой МТС, Долгоруковского района, 3. А. Бодакин, участковый механик Ново-Чемоданов ской МТС, Чаплыгинского района, Б. К. Прохоров, комбайнер совхоза имени Льва Толстого, Лев-Толстовского рай она, С. В. Архипов. Фото И.Нарциссова. зйс щ ш ш ш а Ш А А ' ' Щ * а ^ а ш Щ Я щ в I ш т ^ - ] 2 7 - шЖ 1Р - *'7 8 6 & Д ; ж щ * ? * - щ ' г * ц * ' Ч ф ' ш ш ш ■ ШИ Ш А т т ш ш ш * | Г Л У / А А а ‘ ; я тШшШшАШШШЛшш,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz