Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я О р г а н и зо в а н н о з а в е рш и т ь у ч е б н ы й г о д в с е т и к о м с о м о л ь с к о г о п р о с в ещ е н и я Ком сомольские организации на шей обла­ сти под руководством партийных комите­ тов проводят боль шую работу по полити­ че скому просвещению молодежи. Юно ши и девушки с огромным желанием и интере­ сом изучают марксистско-ленинскую тео­ рию , решения партии и правитель ства , направленные на дальнейшее развитие тяжелой инду стрии— основы основ социа­ листической экономики , на крутой подъем сельского хозяйства , на дальнейшее повы­ шение благо состояния советского народа. В этом учебном году заметно повысился идейно-теоретический уровень занятий в комсомольских кружках и школах. Многие пропаганди сты интересно проводят заня­ тия , глубоко ра скрывают перед молодежью грандиозную программу строительства ком­ мунизма в на шей стране. Хоро шо вели сь занятия в политкружке колхоза имени Ленина , Волов ского района , которым руководит Валентина Леонидова. Ра ссказы т. Леонидовой всегда живьи и содержательны. Пропагандист умело увя­ зывает излагаемый материал с событиями сегодня шнего дня, с жизнью колхоза , с ком­ сомольскими делами. Слу шатели полит­ кружка хорошо у сваивают материал. По­ вы шает ся и их трудовая активность. Вез они — хоро шие производ ственники , актив­ ные обще ственники. Успе шно завершили учебный год в кружке по изучению и стории партии ком­ сомольцы колхоза «13 Октябрь» , Липецко­ го района. Пропаганди ст кружка Любовь Семеновна Шустер на протяжении всего учебного года содержательно проводила занятия и помогала слу шателям у сваивать материал. Итоговое занятие про шло на вы соком уров­ не. Все слу шатели приняли активное уча­ стие в беседе. На вопросы они отвечали уверенно , делали дополнения к ответам товарищей, обменивали сь мнениями. Ком­ сомольцы Николай Батовских , Павел Же­ ребцов, Иван Рыбин дали глубокие ответы на по ставленные вопросы. Итоговое занятие показало , что слу ша­ тели прочно у своили пройденный матери­ ал , учебный год обогатил их политиче ски­ ми знаниями. Успе шно .идет подготовка к завершению учебного года в ком сомольских организа­ циях Дмитря шев ского , Данков ского , Во­ лов ского районов. Однако в ряде организа­ ций этот вопрос не привлек к себе долж­ ного внимания. В комсомольском просвещении еще не изжиты серьезные недостатки. Во многих кружках и полит школах занятия прово­ дят ся на низком идейном уровне , в отрыве от практики коммуни стического строи­ тельства в на шей стране , допу скаются элементы начетничества. Некоторые рай­ комы плохо работают с пропагандистски­ ми кадрами , не оказывают им практиче­ ской помощи. Вследствие этого отдельные пропагандисты ведут занятия сухо , не и с­ пользуют факты из местной жизни. Мно­ гие кружки работают неорганизованно, от­ стают от учебного плана , нередки срывы и переносы занятий. Очень плохо идет подготовка к оконча­ нию учебного года в Хворостянском рай оле. Между тем в райкоме ВЛКСМ не чув­ ствуется тревоги за положение дел с поли­ тическим просвещением комсомольцев и молодежи. В районе из 26 кружков , созданных в начале учебного года , сейчас работают ли шь 15, из них семь отстают с выполнением программы. Не была орга­ низована учеба пропагандистов , хотя мно­ гие из них не имеют опыта работы. О безответ ственном отно шении райкома ВЛКСМ к политиче скому образованию мо­ лодежи говорят и такие факты. В комсо­ мольских организациях колхозов имени Ленина , имени Калинина кружки и полит­ школы бездей ствовали в течение всего 1чеоного года. В колхозе «13 Октябрь» из 106 комсомольцев ни один не посещает политзанятия. Хворостянский райком комсомола (сек­ ретари т т . Финогвн И Самсонова) прими­ рился с этим , не принимает дей ственных мер для улуч шения деятельно сти комсо­ мольских политкружков. Отдельные райкомы комсомола сводят всю работу по завер шению учебного года совещаниям и заседаниям , к принятию многочи сленных ре шений. Эти решения не подкрепляют ся организаторской работой , их выполнение не контролирует ся. Долго­ руковский райком ВЛКС М провел не сколь­ ко совещаний , по священных завер шению учебного года, но организатор ской работой на местах до сих пор не занялся. Поэтому во многих кружках и полит школах района занятия попрежнему проходят на низком уровне, при плохой по сещаемости. Комсо­ мольские активисты крайне редко бывают на занятиях кружков. Не служат приме­ ром в этом отно шении и секретари райко­ ма ВЛКС М тт. Морозова и Толоконников. Сейча с комсомольские организации должны приложить все усилия к тому , чтобы организованно прове сти итоговые собеседования. На итоговых занятиях осо­ бое внимание следует обратить на та­ кие темы: «Коммунистическая партия — организующая и вдохновляющая сила со­ ветского общества , строящего комму­ низм» , «Коммуни стическая партия в борь­ бе за восстановление и дальней шее раз­ витие народного хозяй ства , за строитель­ ство коммунизма в СССР» , «Пятьде сят лет Коммунистической партии Советско­ го Союза». Пропагандист должен глубо­ ко раскрыть руководящую и направляю­ щую роль партии в строительстве комму­ низма , показать ее не сокру шимое един ство и кровную связь с народом , неу станную заботу о благе советских людей. В успе шном завершении занятий, как и в ходе в сей учебы , огромная роль при­ надлежит пропаганди сту. Комсомольские организации с помощью партийных орга­ низаций должны повысить ответствен­ ность руководителей полит школ и кружков за . порученное им дело. Необходимо в се­ мерно помогать пропагандистам , читать для них лекции, проводить кон сультации. Итоговые занятия следует проводить в форме живой беседы , в которой должны принимать уча стие все слу шатели. В за­ ключение каждого занятия пропаганди сту* рекомендуется , е сли отдельные вопросы были освещены недостаточно полно , допол­ нить ответы слу шателей. Целе сообразно также оценить , как занимал ся слу шатель в течение года. Одновременно надо развернуть**подготов­ ку к новому учебному году. Ком сомольским организациям следует своевременно прове­ сти комплектование сети .политического просвещения , добить ся , чтобы в се юно ши и девушки повышали свои политические знания. Нужно обеспечить самый тщатель­ ный подбор пропагандистов из числа опытных , теоретиче ски подготовленных товарищей , разработать конкретные меро­ приятия по подготовке и переподготовке пропаганди стских кадров в летний период. С. ЛУКЬЯНОВ, зам. заведующего отделом пропаганды и аги тац и и обкома ВЛКСМ. 25 мая 1955 г. , № 103 (328) В октябре советский народ будет отмечать 100-летие со дня рождения ве­ ликого преобразователя природы , выдающего ся советского ученого Ивана Вла­ димировича Мичурина. Имя Мичурина широко изв естно в нашей стране и за ее пределами. Оно воплощено в замечательных сортах плодовых деревьев , которые народ любовно называет «мичу ринскими». Лу чший памятник Мичурину — это южные растения продвинув ши еся далеко на север. Среди сотен тысяч последователей знаменитого ученого есть и пожилые лю­ ди — колхозник и, агрономы, рабочие, увлекающи еся садоводством , и маленькие школьники, с любовью продолжающие дело «деду шки Мичурина». На снимке: юные мичуринцы — ученицы начальной школы с. Ситовка , Ли­ пецкого района, — сестры Нина и Рая Боковы в школьном саду. Нын ешней весной в саду зацвели абр икосы, Фото И. Нарциссова. Работае м с каждым школьником В се ближе весенние переводные и вы­ пускные экзамены , у спех которых в зда- ■чительной степени зависит от правильной организации подготовки к ним. Коллектив Ярлуковской семилетней школы еще в на­ чале третьей четверти при ступил к си­ стематическому повторению основных раз­ делов учебных программ. На состояв шем ся в апреле педагогическом совете был об­ сужден вопрос о подготовке к экзаменам и утвержден обще школьный план этой под­ готовки. В соответствии с этим каждый учитель составил план подготовки к экза­ менам по своему предмету. В индивидуальных планах учителей предусмотрены методы повторения про­ граммного материала , определены практи­ че ские работы и намечены наглядные по­ собия , которые следует использовать в процессе повторения. Особое внимание уде­ лено индивидуальной работе с учащими­ ся. С отстающими школьниками проводят­ ся дополнительные занятия , им дают ся особые задания. Индивидуальная работа — луч ший ме­ тод подтягивания от стающих учеников. Это подтверждается многими примерами. Так, ше стиклассники Алексей Пазов и Анатолий Лапин не успевали по русскому языку и по арифметике. Когда же учитель­ ница русского языка Т. С. Мещерякова и учительница арифметики Р. В. Деева про­ вели не сколько отдельных занятий с эти­ ми учащимися , они стали успевать. Семи­ классник Поленников и ученица ше стого класса Сидорова также не успевали по рус­ скому языку. После того , как учительница ру сского языка В. П. Парамозова стала систематически проводить с ними индиви­ дуальную учебу , давать им о собые задания , эти учащие ся стали хоро шо занимать ся. Подобная работа проводится у нас во всех классах. Все учащиеся заранее озна­ комлены с содержанием экзаменационных билетов. С помощью учителей каждый учащийся составил себе конкретный план повторения пройденного материала. Для подготовки к экзаменам в помеще­ нии школы выделена специальная комна­ та. Она оборудована пособиями по тем предметам , по которым будут проводить ся экзамены. В ней выве шены географиче ские и исторические карты , грамматиче ские таб­ лицы по русскому языку , ра сположены электроприборы. Под руководством дежур­ ною учителя в комнате ежедневно соби­ раются школьники. Они выполняют зде сь дома шние задания, повторяют пройден­ ное, проводят практиче ские занятия. Ход подготовки к экзаменам освещается в стенной газете «Отличник». В последнее время усилилась и педа­ гогическая пропаганда среди родителей. Сейчас учителя часто организуют с ними беседы. Они рассказывают о том , каким должен быть ра спорядок дня школьника в дни подготовки и проведения экзаменов, как родители должны контролировать сво­ их детей и помогать им правильно распре­ делить время. Со всеми родителями своих учеников провел такие беседы классный руководитель 5 класса И. К. Чуносов. Много сделали учителя первых , вторых и третьих кла ссов для подготовки к пере­ воду учащихся в следующие классы. Ози повторили с детьми пройденное за год , ор ганизовали эк скурсии , руководили прак тиче скими работами при школьном уча стке. - Грязинский район на учебно-опытном ' В. СОТНИКОВ. К О Р О Т К О Конференция читателей по роману А. М. тран спорта. В нем приняли участие 22 че- Горького «Мать» состоялась в Задонской районной библиотеке. * * Шахматный турнир был проведен недавно в Елецком техникуме железнодорожного ловека. * * * 124 работы представлены на Выставку детского изобразительного творчества в се милетней школе № 25 г. Липецка. Среди н и х --р езь б а по дереву, рисун ки, художе ст венные вы шивки. По столбцам стенных газет Внимание молодым рабочим Ежегодно в трест «Липецкстрой» и дру­ гие строительные организации области по­ ступают на работу сотни выпускников ре­ месленных училищ и школ Ф30. Большин­ ство из них , е стественно , нуждает ся в серьезной поддержке со стороны стар ших товарищей, ма стеров и бригадиров. Опыт­ ные рабочие должны проявлять к ним вни­ мание и чуткость , помогать им стать вы­ сококвалифицированными специалистами. Недавно редколлегия стенной газеты Строитель» (стройуправление «Жил- строй») опубликовала заметку , в которой правильно критикует ма стеров , не помога­ ющих молодежи повышать квалификацию и овладевать ма стерством. Невнимание к молодым рабочим , говорит ся в заметке , приводит к тому, что многие из них, столк­ нув ши сь с трудностями на производстве и не зная , как их преодолеть, нередко разо­ чаровывают ся в избранной специальности и покидают стройку. Так случилось с вы­ пускниками школы Ф30 тт. Жуковым, Шабелыгаковым, Мухортевым и другими. А ведь этого можно было бы избежать. Газета приводит в каче стве примера пере­ довую бригаду- плотников , возглавляемую т. Лапиным, в которой трудит ся преиму­ щественно молодежь. В этой бригаде моло­ дые строители глубоко полюбили свою про­ фессию и научились хоро шо и вы сокопро­ изводительно работать. Стенная газета «Строитель» ' подняла важный вопрос воспитания и повы шения квалификации молодых рабочих. Стенным газетам строительных организаций нужно чаще печатать материалы на эту тему. Пропаганда передового опыта Боль шую помощь коллективу Уоман ской махорочной фабрики в распространении опыта передовиков , улучшении каче ства продукции , экономии средств и материалов и повы шении производительно сти труда оказывает стенная газета «Красны® махо- рочник». Б ее активе — несколько сот че­ ловек. Это позволяет редколлегии подни­ мать много интересных и важных вопро­ сов , добивать ся высокой действенности ма­ териалов. Машини стка яабойных ма шин т. Тар- лыкова, хорошо изучив производ ство , резко снизила брак при заклейке пачек и повы­ сила производительность труда на 7,5 про­ цента. Газета подробно ра ссказала об ее опыте. Вскоре примеру Тарльгковой по сле­ довали другие производственники , которым также удало сь снизить брак и повысить производительность труда. Достоянием всего коллектива газета сде­ лала также передовые приемы труда ма­ стера кро шильных станко-в т. Косых , кото­ рый увеличил плотно сть закладки сырья. В газете есть уголок сатиры — «Виды в бок». В этом отделе помещаются замет­ ки , в которых критикуют ся нерадивые производственники , допу скающие брак и нару шающие трудовую и технологиче скую дисциплину. По вине шорника ком сомольца т. Ива­ нова в кро шильно-разборочном цехе ча сто простаивали станки. Плохую работу т. Ива­ нова газета раскритиковала в острых са­ тирических часту шках. С тех пор молодой производ ственник добросовестно относится к своим обязанностям , В чем красота человека? Под таким заголовком была напечатана' заметка в стенной газете «За социалисти­ ческий реализм» в Елецком художествен­ ном училище. В ней говорилось об этике и морали советского молодого человека , о том, какими правилами должны руковод­ ствоваться на ши юноши и девушки. Великим завоеванием советской власти является новый человек— активный строи­ тель коммунизма. Его поведение и поступ­ ки определяются высокими принципами коммунистической нравственности. Е со­ жалению , ра ссказывает газета , у на с есть еще немало людей , которые но сят в себе пережитки про шлого: пренебрегают обще­ ственно-полезным трудом , недо стойно ведут- себя в семье , в обще ственных местах и т. д. Некоторые из них стараются. кра-< сиво выглядеть , сделать краеивую приче­ ску и видят в этом основное достоинство человека. В то же время они плохо зани­ маются , недо стойно относятся к деву шкам, не соблюдают правила поведения. Эти мо­ лодые люди , как правильно пишет газета, не понимают того, что кра сота человека определяется не вне шно стью , а тем, как он отно сится к людям , какую пользу’ при­ но сит своему обществу , какое уча стие при­ нимает в общенародной борьбе за комму­ низм. 1 Часто печатаются заметки- на темы-вос­ питания молодежи в стенных газетах Ус- манского педагогического училища «Совет­ ский учитель» , «За знания» и «Дружба»* В газете «Дружба» недавно была помеще­ на статья , в которой ставился вопрос , по­ чему некоторые учащие ся , будущие во спи­ татели , недо стойно ведут себя на уроках* в общественных местах , плохо отно сятся в своим товарищам? Учащиеся тт. Осипов и Ерадинов , например, хорошо знают, как нужно ве ста себя на уроке в школе, и этого они требуют от учеников на прак­ тиче ских занятиях , а вот сами не-соблю­ дают этих правил. Коммунистическое воспитание являете^' одним из условий успе шного решения за­ дач коммуни стического строительства* Стенные газеты правильно делают , уделяя' этому вопро су много внимания. В области развернулись работы по строительству и ремонту дорог. Началось сооружение шо ссе Липецк— Грязи. Покры­ тие его ведется по новой технологии: в ос­ нование кладется металлургический шлак, а на него — а сфальт. Сооружает шо ссе ма шинно-дорожная станция московского треста «Росма шдор- строй». На строительство будет израсходо­ вано 8,5 миллиона рублей, оно ра ссчитало на 2 года. Улуч шают ся подъезды к Липецку и Ельцу. Идет , в ча стности , подготовка к С т р о и т е л ь с т в о д о р о г асфальтированию дороги от городской -чер­ ты Липецка до села Сырского. * Завер шает ся профилирование грунтовых дорог Усмань— Молотово— Липецк, Ли­ пецк— Доброе—Чаплыгин, Липецк— Лебе­ дянь, а также на территории Елецкого до­ рожно-эк сплуатационного участка шо ссе! Тула— Воронеж. Развернул ся ремонт мостов. Областное управление шо ссейных дорой для усиления работ получило много новых механизмов. , Создание Советов в 1905 году— воплощение революционного творч ества народных масс Кровавые события 9 января 1905 года явились переломным моментом в револю­ ционном движении российского пролета­ риата. Эти события всколыхнули трудя­ щиеся массы России. В январе очень быстро разрослась стач­ ка в Петербурге. В числе первых забасто­ вали рабочие Путиловского , Франко-Ру с­ ского , Нев ского судостроительного , Обу­ хов ского , Балтий ского судостроительного и других заводов. В. И. Ленин , оценив создав шее ся поло­ жение как «пролог революционных собы­ тий» , пи сал по этому поводу: «Россия не видывала еще такого ги­ гантского взрыва классовой борьбы. Вся промы шленная, торговая, обще ственная жизнь гигантского полутора-миллиояного центра оказалась парализованной. Проле­ тариат на деле показывал , что им и тольно им держит ся современная цивилизация , его трудом создаются богатства и роско шь, на нем покоит ся вся на ша «культура» (Сот. т. 8, стр. 98). Январская стачка охватила промы ш­ ленные центры и окраины Ро ссии. В январе— феврале поднялось на борь­ бу крестьянство. В некоторых губерниях России начались погромы помещичьих уса­ деб. . По всей стране прокатилась волна ста­ чек. Особенно упорный характер носили стачки в крупных городах , где были со­ средоточены значительные массы рабочих. К лету 1905 года стачечная борьба в России продолжала нарастать. Среди лет­ них стачек 1905 года наиболее длитель­ ной и организованной была Иваново-Воз­ несенская стачка. Свы ше семидесяти ты­ сяч рабочих , вначале тек стильщиков , а затем и железнодорожников, печатников, сапожников , портных, прекратили работу. К 50-летию в сеобщей стачки рабочих Иваново-Вознесенска Для руководства стачкой был избран Со­ вет уполномоченных — один из первых Советов рабочих депутатов в России. В Совет уполномоченных был избран 151 че­ ловек. Совет с первых же дней стал могучей силой , с которой вынуждены были счи­ таться местные органы царской власти и фабриканты. Он взял на себя ответствен­ ность за спокойствие в городе и потребо­ вал невме шатель ства войск и полиции в ход забастовки. Домая существующие за­ коны , рабочие под руковод ством Совета ор­ ганизовали 20 мая рабочую милицию для охраны стачечников и поддержания поряд­ ка в городе. Деятельность Совета и его развитие на­ ходились в прямой зависимости от руко­ водства им боль шевиками, по следовательно проводив шими революционную линию. Иваново-Возне сенским Советом рабочих депутатов безраздельно руководили боль­ шевики. В се важней шие вопро сы , подле­ жащие об суждению в Совете и на собраниях рабочих , в сегда сначала рассматривались на заседаниях Иваново-Вознесенской боль­ шеви стской группы. Руководящий центр городской партийной организации Заседал ежедневно. Каждый день обсуждались по­ литические итоги собраний рабочих , кото­ рые проходили на реке Талке. На этих собраниях обсуждались нужды рабочих. Боль шеви стская организация подводила итоги и намечала конкретный план дей­ ствий на следующий день. Наряду е обсуждением практических вопросов читались доклады и лекции на общественно-политические темы: о причи­ нах и путях устранения бедственного по­ ложения рабочего класса; о бесправии трудящихся царской России и необходи­ мости свержения царского строя; о поли­ тических партиях; о рабочем движении в России и т . п. Докладчики и лекторы , вы ступав шие на этих собраниях , рекомендовали сь Ива­ ново-Вознесенским городским комитетом партии и утверждались Советом рабочих депутатов. Рядовые члены партии , по поручению партийного комитата, по сле лекций и до­ кладов проводили с рабочими индиви­ дуальные и групповые беседы , давали разъя снения по всем возникав шим у них вопро сам , читали им газеты, бюллетень, ли стовки и прокламации. В результате массы обогащались знаниями , ра с ширяли свой политический кругозор. Иваново-вознесенские рабочие , руково­ димые М. В. Фрунзе, практиче ски осу­ ществляли тактические установки III съез­ да партии о развязывания активности и творческой инициативы масс и о дезорга­ низация аппарата царской власти. Распоряжения Совета рабочие считали общеобязательными , равнозначными зако­ ну, и выполняли сь они беспрекословно. Губернатор , ме стные царские власти и фаб­ риканты вынуждены были обращаться к Совету с просьбами. По требованию Совета было запрещено лавочникам и спекулян­ там повы шать Цены на продоволь ствие , Закрывать фабричные лавки, предложе­ но-отпу скать рабочим продукты в кредит. Наиболее нуждающиеся стачечники полу­ чали помощь , которую ра спределяла спе­ циальная комиссия при Совете рабочих де­ путатов. Перепуганная буржуазия потребовала расправы со стачечниками. Полиция и ка­ заки устроили 16 июня расстрел рабочих , собрав ших ся на р. Талке. Но никакие ре­ пре ссии не могли заставить рабочих на­ чать работу. Рабочие громили дома и дачи фабрикантов , подожгли ле сной склад и ткацкую фабрику. II только потому , что у рабочих не было оружия, стачка не пере­ росла в восстание. Стачка длилась два с половиной месяца.' Экономические требования рабочих бы­ ли частично удовлетворены предпринима­ телями. Но главное состоит в том , что рабочие прошли большую школу политиче­ ского воспитания , поняли свою силу. И. В. Сталин , ра ссматривая стачку в Иваново-Вознесенске в связи с другими революционными событиями , пи сал в июле 1905 года в статье «Вооруженное восста­ ние и на ша тактика»: «Три дня баррикад и уличных боев в Лодзи, стачка многих десятков тысяч работих в Иваново-Воз­ несенске с неизбежными кровавыми стыч­ ками с войсками , во сстание в Одессе , «бунт» в Черномор ском флоте и либавском флотском экипаже , тифли сская «неде­ ля» — все это предвестники приближаю­ щейся грозы». (Соч. , т. 1, стр. 131) , Иваново-Возне сенская стачка показала , что рабочий кла сс — огромная сила , е сли он действует дружно , сплоченно и органи­ зованно , она по служила примером для ор­ ганизация стачек в других городах. В. И. Ленин указывал , что по сле Иваново-Возне­ сенской стачки «...брожение во всем цент­ ральном промы шленном районе шло уже непрерывно у силиваясь и рас ширяя сь...» (Соч. , т. 9 стр. 308— 309). Наиболее широкое ра спространение Со­ веты получили в ходе , октябрь ской всеоб­ щей политической стачки. Одним из важ­ ней ших результатов революционного твор­ че ства масс в годы первой буржуазно-де­ мократической революции в России были Советы рабочих депутатов , которые «яви­ ли сь прообразом Советской власти , создан­ ной пролетариатом.под руководством боль­ шеви стской партии в 1917 году». («Исто­ рия ВЕП(б). Ераткий курс» , стр. 75). Советы повсюду , где они возглавляли сь боль шевиками, бы стро достигали наиболь­ шего развития и превращали сь в органы восстания. Это наглядно видно на приме­ ре Мо сковского Совета , сыграв шего гро­ мадную и сторическую роль в декабрьском вооруженном восстании. Учитывая опыт создания Советов в Ива­ ново-Вознесенске , мо сковские боль шевики, призывая рабочих к организации в сеоб­ щей стачки , считали обязательным созда­ ние общемосковского Совета рабочих депу­ татов. 7 декабря 1905 года в Гавеле «Известия Моо-.ов ского Совета рабочих депутатов» (X* 1) было опубликовано воззвание Сове­ та рабочих депутатов Мо сквы ко всем ра­ бочим , солдатам и гражданам Мо сквы с призывом к всеобщей политической заба­ стовке и вооруженному восстанию. В об­ ращении говорилось о необходимости сою­ за революционного пролетариата я рево­ люционной армии , о борьбе за общую сво­ боду. В нем звучат смелые слота призыва: «Смело же в бой , товарищи—рабочие, солдаты и граждане! Долой преступное царское правительство! Да здравствует всеобщая забастовка и вооруженное вос­ стание!». Наряду с Советами рабочих депутатов в Мо скве были созданы и Советы солдат­ ских депутатов. Они имели боль шое зна­ чение для развития революционной борь­ бы, показав возможно сть и необходимость совместных выступлений рабочих и солдат для свержения общего врага — царизма. Длительной и упорной была борьба «Новороссийской республики». Совет ра­ бочих депутата® стал хозяином города. Он создал Красную гвардию и вооружил ее для предстоящих боев с правительством. • В Красноярске всю власть держал в сво­ их руках объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов , Советы из органов по руковод ству вое-* станием превращались в органы власти* «Некоторые города России , — пи сал В. И. Ленин , — переживали в те дни пе­ риод различных ме стных маленьких «рес­ публик» , в которых правитель ственная власть была смещена и Совет рабочих де­ путатов действительно функционировал в качестве новой государственной власти»* (Соч. , т. 23, стр. 240 — 241)'. В. I . Ленин и И. В. Сталин высоко це­ нили боевой опыт первых Советов рабочих депутатов. Они видели в этих Советах мо­ гучие органы руководства революционной борьбой пролетариата , наиболее ма ссовую организацию трудящихся , при помощи ко­ торой большевики могли подготовить и ■прове сти победоносное вооруженное вос­ стание и довести революцию до конца. Они считали , что Советы наиболее полно выражали революционно-демократиче скую диктатуру пролетариата и крестьянства и являлись зачатками революционной вла­ сти народа. В бро шюре «Победа» кадетов и задачи рабочей партии» В. И. Ленин дал оценку Советам, как зародышу нового революци­ онного правитель ства: ' «Эти органы создавались исключитель­ но революционными слоями населения , они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем , как продукт самобытного народного творчест­ ва , как проявление самодеятельности на- ■рода , избавившего ся или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были , , наконец, именно органы власти, не смотря ^ на всю их зачаточность , стихийность , неоформленно сть , ра сплывчатость в еоста- ь ве и в функционировании». (Сот. , т. 10, . стр. 217). I Советы , созданные в 1905 году в Рос- ! сии , являли сь новой формой организации пролетариата , зачаточной формой проле- . Тар ского социалистического государства. I П. ЛАЗАРЕВ , лектор обкома КПСС. 4-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz