Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
15 д о 1955 г., 3^ 96 (321); Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ Ч т о м е ш а е т х о р о ш о р а б о т а т ь (ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ) < По специальности я комбайнер. Перед Ьесенним севом дирекция Хлевенекой МТС назначила меня машинистом квадратно- гнездовой сеялки «СШ-6А». В колхозе «Память Сталина» я посеял 40 гектаров подсолнечника. За световой день засевал по 10— 12 гектаров. 12 мая я приступил в этом же колхозе к севу кукурузы. Сначала не ладилось с высевом семян: в гнезда попадало по 5— 6 зерен. Тогда я заменил диск высевного ап парата, поставив другой с отверстием диаметром 12 миллиметров вместо 14-мил лиметрового, Сеялка стала высевать в гнезда по 2— 3 зерна. В первый день мне пришлось работать не больше 6 часов. За это время я посеял 6 гектаров кукурузы. 13 мая мы намеревались удвоить про изводительность агрегата. Но тут возник ли неполадки. На обслуживание мерного приспособления пришли новые люди, а те, которые работали со мной накануне, ушли "А:а другие работы. Председатель колхоза т. Хрюкин и брига дир полеводческой бригады т. Золотых не позаботились о том, чтобы люди на квад ратно-гнездовой сеялке были постоянные. Вновь пришедших пришлось обучать рабо те с мерной проволокой. Сеять мы начали ОТ РЕДАКЦИИ Корреспондент газеты побывал на месте работы машиниста т. Воронина и устано вил, что его претензии совершенно спра ведливые. 13 мая председатель колхоза «Память Сталина» т. Хрюкин и бригадир полеводческой бригады т. Золотых поста вили на мерное приспособление не тех людей, которые были накануне. Расстанов ка их по местам, и ознакомление их с ра ботой заняли у машиниста немало ценного времени. Правда, лебедчик Дмитрий Воро нин и контролер Евдокия Дарина быстро освоились со своими обязанностями, тру дились добросовестно. А вот переносчицы мерной проволоки Анна Ларина и Алек- только с 8 часов утра. До вечера мы все же посеяли более 10 гектаров кукурузы. Хорошо работал водитель трактора «ХТЗ» Митрофан Золотых. Следует заметить, что участок площадью 60 гектаров, отведенный под посев куку рузы, плохо подготовлен, земля как следу ет не разработана. Поэтому приходится несколько раз переставлять рычаги, регу лирующие глубину сева, а это снижает производительность. Машину «СШ-6А» я знаю хорошо, к посеву ее готовлю тщательно — проверяю крепления, смазываю оси катков, шестер ни н друше узлы. При постоянном соста ве людей, обслуживающих мерное при способление, при бесперебойной работе в течение световою дня я смог бы довести выработку агрегата до 15— 16 гектаров. Но правление колхоза «Память Сталина» не создает для этого нужных условий. Между тем колхозу надо посеять в сжатые сроки 410 гектаров кукурузы, а спе циальных машин, кроме моей, в колхозе нет. Не начата посадка этой ценной культу ры и вручную. В. ВОРОНИН , м а ш инист сеялки «СШ-6А» Хлевенекой МТС. сандра Воронина больше спали, чем рабо тали. 14 мая опять пришли на агрегат но вые люда. Руководители колхоза, как и агроном МТС т. Добеева, слабо заботятся об урожае кукурузы. По их вине очеЕЬ плохо под готовлен участок к посеву. На поле много громадных глыб, неровностей. Глубина за делки семян в связи с этим в ряде мест колеблется от 14 до 3 сантиметров. Машинисту т. Воронину, как и всем другим механизаторам, должны быть со зданы все условия для высокопроизводи тельной и доброкачественной работы на севе кукурузы квадратно-гнездовым спосо бом. -------------- * -------------- С В О Д К А о р е м о н т е к о м б а й н о в п о М Т С о б л а с т и н а 10 м а я 1 9 5 5 г о д а (в процен тах к плану , по данным областного управления сельского хозяйства). Наименование МТС Проц. вы пол и. Наименование МТС Проц. вы пол и. Наименование МТС Проц. вы поли. Воловская 84,7 Синдякинская 26,3 К алабинская 13 ,9 Поддубровск ая 70 Каликинская 25,7 Липецкая 13 ,9 Плавицкая 66,7 Хлевенск ая 25 Им. Димитрова 13 ,2 Име ни Стаханова 59 ,1 Б.-З аводская 25 Им. Водопьянова 12 ,2 К.-Отвер жская 58 ,4 Калининская 25 Родниковская 12 Куйманская 54,6 Тр убетчинская 25 Дубравская 11 ,5 Черн авская 48,8 Л.-Толстовс кая 22 ,3 Лебедянск ая <10 ,8 П.-К азацкая 48,3 Дм итр яшевск ая 20,9 Становлянская 9,7 Н абережанская 47,4 Березовск ая 20 ,1 Лебя женская 9,7 Б.-Поповск ая 43,8 Мещерск ая 20 Краснинская 8,6 Гряз инская 42,8 Д анковская 20 В.-М атренская “7 ,7 Елецкая 42 Хитровекая 20 Талицкая 7,4 Дэбринская 40,7 Екатериновская 19 ,4 Барятинская 7 ,4 Добровск ая 40 Ищеинская 18 ,2 Политовская 7 Со ш кинская 38,8 Сп артаковская 18 ,2 Паниковская 5 Чибисовская 36,8 Вл адимировская 17 ,8 К азацкая 4 ,3 Хвор остянская 35 ,5 Пру жинская 17 ,5 Чаплыгинская 4,3 Дрезг аловская 34,8 «Путь Ильича» 17 ,3 Ведновс кая 4,3 Стор ожевская 34,3 Б.-Полянс кая 16 ,7 Н.- Матренская 3,5 Усманская 32,2 Троекуровс кая 16 Задонская 3,2 Изм алковская 32 Н.-Чемодановская 15 ,6 Вязовицкая 2,7 Кол ыбельская 31,3 Грачевская 15 ,6 Воскресен ская 2,6 О.-К аменскад 27 ,8 Путятинская 15 ,4 Жерновс кая 2,3 Матырская 27,2 Молотовская 14,9 Васильевская. Анненская 26 ,9 Тербунс кая 14 ,3 Ос тровская — «Победа» 26,7 Долгоруковск ая 14 ,3 Шовск ая — П р е д с е д а т е л ь к о л х о з а «Москвич» мчит нас по проселочной до роге. Укатанный как асфальт, блестит на солнце сочный чернозем. За рулем— пред седатель колхоза Петр Алексеевич Мазин. — Люблю я весенюю пору,— говорит председатель колхоза.— В такие горячие дни работы по горло и делаешь очень мно го, но чувствуешь себя не усталым, а по- весеннему бодрым и энергичным. Проводив глазами встречную грузовую машину, он кивнул ей вслед: — Наши повезли со станции семена ку курузы. Значит, теперь все в порядке1'— на все 340 гектаров хватит. А потом, немного помолчав, он сказал, улыбаясь: — Знаете, нынешняя весна— моя вто рая по-настоящему колхозная весна. — Что же вы, Петр Алексеевич, вы черкиваете прошлые годы? — Нет, я все время работал в сельском хозяйстве, и вычеркнуть их, конечно, нельзя. Работал я после демобилизации и участковым, и старшим агрономом. Ясно, бывал в колхозах. Но, откровенно говоря, мы, специалисты, больше просиживали в МТС над разными сводками, отчетами. И вот, когда в 1953 году вызвали меня в райком партии и предложили пойти в кол хоз имени Крупской, я как-то робко при нял это предложение. Одно дело — рабо тать в МТС и совсем другое — быть пред седателем колхоза, самостоятельно вести большое хозяйство.- Сначала хотел отка заться: не справлюсь, мол. Но потом по думал и дал согласие. Идя по призыву партии в колхоз имени Крупской, Петр Алексеевич Мазин зналг что идет не в передовой, а чуть ли не в самый отстающий в районе колхоз. Что тут говорить о больших урожаях и высокой продуктивности животноводства, когда на массивах царило пестрополье и не соблю далась агротехника. На колхозных фермах корова давала молока меньше, чем в хоро шем хозяйстве коза. Дырами зияли обще ственные постройки. К тому же, совсем не было денег в колхозной кассе. Нужно было незамедлительно принимать решительные меры. Первое, с чего начал новый председатель,— это с укрепления трудовой дисциплины. Ясно, что нельзя было преодолеть отставание, не призвав к порядку нерадивых колхозников. А таких было немало. Что делать с ними? И вот на помощь пришли коммунисты, секретарь партийной организации т. Коровин. Они развернули большую разъяснительную ра боту среди колхозников, со многими пого ворили по-душам, поделились мыслями о замечательном будущем колхоза, а кое-ко го по-товарищески просто допросили, что бы они изменили свое отношение в работе, к колхозу. И многие начали честно тру диться. Ну, а тех, кто не поддавался убеж дениям (это были единицы), пришлось, не чего скрывать, даже принуждать работать так, как того требует Устав сельхозартели. Личным примером, неутомимым трудо любием Петр Алексеевич Мазин увлек мно гих бригадиров, заведующих фермами на большие дела. Повысив их личную роль и ответственность, он отказался от мелочной опеки и добился того, что бригадиры из простых исполнителей, какими они были раньше, стали организаторами, работаю щими не вслепую, а по плану, с перспек тивой. Теперь бригадиры не ходят по до мам, не собирают людей, а каждый кол хозник сам идет на свое, заранее ему оп ределенное место работы. Как агроном, новый председатель изме нил многое в полеводстве. Теперь земледе лие в колхозе ведется на научной основе. Если раньше не было никакой продуман ной системы землепользования и преобла дало пестрополье, то теперь положение из менилось к лучшему. Как малоурожайные, сократились посевы многолетних трав, ов са. Увеличены до 900 гектаров площади под пшеницу и рожь. Культуры стали правильно размещаться в полях севооборо та. В этом году под кукурузу и сахарную свеклу отведены самые лучшие земли. По- хозяйски стали ухаживать за посевами. Применение передовой агротехники не сколько повысило урожайность полей. Ес ли в 1952 году с одного гектара получали немногим больше 7 центнеров зерновых, то в 1954 году, несмотря на неблагоприят ные погодные условия, колхоз в среднем собрал по 9 центнеров, а нь отдельных участках по 15 центнеров. Вдвое повыси лась урожайность подсолнечника. — Эти цифры никак не могут удовле творить нас,— говорит председатель кол хоза.— Слишком еще низки урожаи в на шем колхозе. Но мы сделаем все, чтобы полеводство наше было высокопродуктив ным, чтобы в ближайшие год — два соби рать зерна вдвое больше, чем собирали до сих пор. За минувшие два с лишним года значи тельно возросло поголовье скота, и уже в 1954 году на 100 гектаров пашни, лугов и пастбищ колхозники стали получать мя са и молока вдвое больше, чем в 1952 го ду. Почти в 4 раза увеличился доход от животноводства. В колхозе начали развиваться и другие отрасли общественного производства. По инициативе председателя колхоза разбит новый сад. Пройдет еще несколько лет, и колхозники снимут первый урожай фрук тов. Зарыблен пруд. Колхоз идет вперед, начинает богатеть. Уже приобретены 5 грузовых автомашин, «Москвич», мотоцикл. Ведется крупное строительство животноводческих помеще ний. Больше продуктов и денег стали вы давать колхозникам на трудодни. ...Мы подъехали к стану тракторной бригады. В весенней прозрачной дымке виднелись работающие на полях трактор ные агрегаты. На расстоянии- казалось, что мощные тяжелые машины то поднима ются, то опускаются и как на волнах лег ко плывут по черным массивам пахоты. Петр Алексеевич Мазин вышел из ма шины и быстро зашагал по направлению к бригадиру трактористов Никите Федоро вичу Леонову. Глубиной заделки семян председатель колхоза остался доволен. Все тракторы ра ботали ладно, без заминок. Сев шел орга низованно, четко, как намечалось планом. Да и какие могут 'быть недоразумения, когда заранее продумана каждая мелочь, учтены возможные упущения, когда кол хозники и трактористы работают в тесном содружестве. Бригадир трактористов хоро шо знает планы, перспективы колхоза. Здесь стало правилом, чтобы бригадир тракторной бригады к концу дня бывал «на нарядах» в колхозе вместе с бригади рами полеводческих бригад, К вечеру председатель возвратился в правление колхоза. Там его ждали неот ложные дела. Сегодня, например, услови лись с работниками МТС принимать по строенную в новом свинарнике подвесную дорогу. Кроме того, нужно было решить вопрос о сооружении новых животновод ческих помещений. Колхоз строится. Сда ны в эксплуатацию свинарник, телятник, зернохранилище, ветряная мельница, воз водятся конюшня, коровник и птичник, оборудуются силосные траншеи, хозяйст венные пруды. Здесь создана специальная строительная бригада. Председатель и тех ник-строитель направляются в месту стро ительства новой животноводческой фермы. До конца дня Петр Алексеевич успева ет побывать на многих участках колхозно го производства, решать много неотлож ных вопросов, поговорить с колхозниками, помочь им советом, дедом. Так в больших и важных заботах об ар тельном хозяйстве проходят будни колхоз ного председателя. , Сейчас он уже не тот, каким был два е лишним года назад, когда, быть может, не сколько неуверенно нащупывал новые пу ти и вместе с активом выводил колхоз на широкую дорогу. Он ликвидировал былое отставание, повел колхоз по пути, указан ному партией. Бескорыстным служением колхозному делу, любовным и чутким от ношением к людям Петр Алексеевич Ма зин завоевал глубокое и сердечное уваже ние колхозников. Люди поверили в этого всегда подтянутого человека, требователь ного и заботливого руководителя. Сейчас Петр Алексеевич, обогащенный опытом, еще смелее и энергичнее ведет колхоз и колхозников вперед, увлекая их новыми перспективами роста артели. 4 перспективы у колхоза действительно ув лекательные. Особенно широко раскрылись они после январского Пленума ЦЕ КПСС. Обсуждая, как в ближайшие два— три года резко увеличить производство зерна и животноводческих продуктов, колхозники единодушно решили, в первую очередь, почти в 20 раз увеличить посевы куку рузы. В этом году колхоз отвел под куку рузу 340 гектаров, а потом площадь под этой ценной культурой возрастет до 420 гектаров. Председатель колхоза находит время для того, чтобы посидеть за новинками поли тической и сельскохозяйственной литера туры, заняться опытничеством. В прошлом году он проделал сравнительно удачные опыты с внедрением посевов ветвистой пшеницы. В этом году опытный участок колхоза расширяется. Петр Алексеевич до стал в Москве семена пшенично-пырейно- го гибрида и весной высадил их. В прошлом году Петр Алексеевич побы вал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Ознакомившись с достижениями передовых колхозов страны, он загорелся ещ© более горячим стремлением вывести свой колхоз в число лучших, на которые равняются другие хозяйства. А. ПРОСКУРИН. Добринский район. Помощь под шефным колхо зам Большую помощь оказывают металлур ги Новолипецкого завода подшефным кол хозам Трубетчинского района. Недавно завод изготовил и отправил в колхоз имени Калинина переходной же лезный мост, который будет установлен через ров, отделяющий село от школы. Для постройки типовых животноводческих помещений колхозу выделено более 40 ав томашин гранулированного шлака. Для колхоза «Новый труд» на заводе изготовлено 10 пар осей к ходкам, две металлические бочки, прицеп к трактору грузоподъемностью в 5 тонн. Шкода готовится к экзаменам Сейчас в школах идет последняя -чет-> верть учебного года. С каждым днем при ближаются выпускные и переводные эк замены, которые явятся проверкой всей работы за год, покажут прочность и гду-* бнну знаний школьников. Коллектив учителей Сырсьой семилет ней школы, Липецкого района, совмести» с комсомольской и пионерской организа циями принимает все меры к тому, чтобы каждый учащийся успешно выдержал эк замены. Учителя организуют повторение пройденного материала по тщательна раз работанным планам. Повторение провоз дитСя на специальных обзорных уроках и на уроках общего типа, причем особое внимание обращается на повторение наи более трудных разделов учебного материа- ла и на практические занятия, относящи-* еся к четвертой четверти. Учителя математики на уроках и во внеурочное время проводят ряд мероприя тий по политехническому обучению. Они организовали занятия но овладению на-: выками использования конторских счет* знакомят учеников с различными систе мами весов, проводят измерительные ра боты на местности, математические эк скурсии в колхозный гараж и кладовые.- Учитель биологии руководит работами по возделыванию кукурузы на пришколь ном участке. Юные натуралисты поста вили себе целью вырастить высокий урои жай этой культуры. Усилен контроль за выполнением до машних заданий учащимися. Проведены беседы о предстоящих экзаменах, о том, как готовиться к ним. Создан уголок по подготовке к экзаменам. Здесь можно оз накомиться с режимом дня для школьни ка, с образцами экзаменационных работ, по русскому языку и математике, с об разцами билетов с примерным практиче ским материалом к ним. Здесь же даются советы учителей учащимся. Во всех классах и школьных коридорах вывешены лозунги, фотомонтажи,, при зывающие к тщательному повторению пройденного материала и к успешному завершению учебного года. В очередном номере стенной газеты помещены статьи о подготовке к экзаменам. В школе выделена особая комната, 3 которой проводится консультация. Ее ведут дежурные учителя. Все учащиеся ознакомлены с экзаменационными билета ми, что позволяет им проверить свои зна ния и повторить недостаточно усвоенные темы. Вопросы подготовки к экзаменам нахо дятся в центре внимания комсомольской и пионерской организаций. Помогают, школе в подготовке к экзаменам и роди тели учащихся. Учителя и учащиеся настойчиво гото вятся к предстоящим экзаменам, стре мясь закончить учебный год с отличными и хорошими оценками. Г. МАРЧЕНКОВ. Десятк и гектаров новых садов ЗАДОНСК. (Соб. корр. «Ленинского зна мени»). Славно потрудились нынешней весной садоводы колхоза имени Маленкова.- Они заложили новый фруктовый сад на площади 15 гектаров. Посадку плодовых деревьев провели и другие сельхозартели зоны Еалабинской МТС — имени Денина, Ксизовского сельсовета, имени Хрущева я имени Ворошилова. Первым в зоне Владимировской МТС за кончил закладку сада колхоз имени Дени на, Хмелинецкого сельсовета, на 10-гек тарном участке. Колхоз имени 16 парт- съезда посадил 5 гектаров нового сада. ТЕ А ТР 1 1 Х р е б ш Ы С а я н с к и е и В глухую сибирскую тайгу переносит зрителей спектакль «Хребты Саянские», наставленный Липецким драматическим театром под руководством режиссера В. Н. Панова. Эга драматическая композиция создана по одноименному роману С. Сар- такова и рассказывает о событиях конца прошлого столетия, когда через необъят ные просторы Сибири русские рабочие прокладывали тонкую стальную нить ве ликой железнодорожной магистрали, свя завшей центр страны с ее дальневосточны ми окраинами. Спектакль повествует о том страшном бесправии, в котором пребыва ли в годы царизма трудящиеся, особенно женщины, и о том, как под влиянием и руководством основателей первых маркси стских кружков эти забитые люди, в том числе и женщины, сознательно вступали на путь борьбы за свое освобождение. Кяк подавляющее большинство инсце нировок, созданных на основе крупных литературных произведений композиция состоит из очень большого количества еден. Известную часть их можно считать удачными, так как многие актеры и ак трисы добились в них творческих успехов. Уже самое начало спекчдкля остро дра матично Молоденькая красивая дочь охот ника Ильчи Лиза становится жертвой на силия. Мать, успокаивая дочь, обнадежи вает ее, что «беда минует». Но Ильча больше всего на свете боится «позора», который невольно принесла ему Лиза, и он с готовностью отдает свою дочь за пер вого, случайно подвернувшегося жени ха — пьющего бедняка Порфирия. Исполнитель роли Ильчи артист В. Лю барский достаточно убедительно передает переживания охотника. Но .трагическое звучание первой картины значительно снижает внутренняя холодность заслужен ной артистки МССР Р. Светинской, веду щей роль матери Лизы — Клавдеи. Это тем более досадно, что в последующих сце нах Р. Светинской удалось создать образ сильной и гордой женщины, которая гото ва не покладая рук день и ночь трудить ся ради куска черствого хлеба, но не по ступиться своей честью и независимо стью. После смерти мужа Клавдея вынуж дена идти в работницы к кулаку Петрухе, но на все его уговоры стать его «хозяй кой» или даже женой (а ради этого Петру- ха забил насмерть свою жену Зинку) и на угрозы отвечает отказом. Сцены неод нократных столкновений Клавдеи с Пет- рухой, роль которого ярко и убедительно ведет артист И. Мандрыкин, зритель за поминает надолго. Достаточно выразитель на игра Р. Светинской и в заключитель ной сцене спектакля. Но артистка не требовательно отнес лась к своему гриму. Прическа из обви той вокруг головы косы еще приемлемая для Лизы — совсем молодой женщины, делает Клавдею неоправданно моложавой и кокетливой. По внешнему облику и мане рам она — скорее фабричная работница или городская мещанка, чем привыкшая к тяжелой работе и вечной нужде строгая крестьянка-сибирячка. Один из главных персонажей спектак ля — Лиза. Она проходит нелегкий путь от личной трагедии до участия в борьбе за революцию .Исполнительница этой ро ли артистка А. Кузнецова строгими, сдер жанными мазками рисует портрет своей героини — годами девочки, пережитым горем — зрелой женщины. Насилие, за мужество поневоле, вынужденный отказ от «невольного» ребенка и разлука е ним — все это сделало Лизу замкнутой, недоверчивой по отношению к окружаю щим ее людям. С тем большей жадностью набрасывается Лиза на книги, когда слу чайно спасший ее от гибели и сделавший своей кухаркой инженер Маннберг от нечего делать обучил ее грамоте. Из книг Лиза узнает о том, что есть и другая жизнь, что передовые люди всегда боро лись за свободу. И, когда Лиза попадает в руки жандармов, она ведет себя на допро се так, как это сделал бы опытный рево люционер-подпольщик. Внешне сдержанно, но внутренне на пряженно проходит сцена допроса Лизы жандармским ротмистром Киреевым. Ис полнитель этой роли Г. Гррелов верно и полно раскрывает авторский текст. На деясь на то, что Лиза — простушка, что ее легко запугать и он всегда успеет это сде лать, Киреев умело притворяется, что на строен к Лизе вполне дружелюбно. А Ли за в это время смотрит на Киреева так внимательно и доверчиво, что зрители не вольно ощущают волнение: неужели мате рый ,обманщик выудит у простодушной де вушки невольное признание, уже чуть не слетевшее с ее губ? Когда же Лиза из это го поединка выходит победительницей, в зале раздаются заслуженные аплоди сменты. Образ Порфирия также является одним из центральных в композиции. Именно на примере этого диковатого, необузданного, но по натуре своей очень честного, до верчивого человека, С. Сартаков показы вает те трудные и запутанные пути, ко торыми приходили к"--революционному са мосознанию обездоленные люди. К сожале нию, этот интересный самобытный образ в спектакле получился бледным и невыра зительным, потому что исполнитель роли М. Соболев передачу очень сложного внут реннего состояния своего героя подменил декламацией, щедро сопроводив ее разма шистой жестикуляцией. Наибольшая идейная нагрузка в компо- вации возложена на образ подполыцика- марксиста Лебедева, роль которого ведет артист В. Ансаров. Бежавший из ссылки Лебедев скрывается под чужим именем и рискует снова быть схваченным, потому что партия поручила ему организовать на строительстве дороги забастовку и повсог местам) вовлекать рабочих и крестьян в революционное движение, которое уже на чалось и неуклонно ширится по всей Рос сии. Данный Лебедеву текст несколько ри торичен, так как Лебедев, представая то под личиной странствующего художника, то под видом чернорабочего Василия, все вре-’ мя кому-нибудь что-нибудь разъясняет. Артист сумел в некоторой мере преодолеть этот недостаток материала. В сцене встре чи со своим старым товарищем по уни верситету доктором Мирвольшш и его матерью и в сценах с Лизой он держится просто и непринужденно, избегая настав нического тона. Лебедев является как бы связующим звеном между людьми из народа' и рево люционной интеллигенцией. Роль Алексея Мирвольского, сына умер шего на каторге революционера, исполня ет артист С. Эаболотников. Его Алексей— человек честный, но не имеющий опреде ленных политических взглядов и убежде ний. Он сам признается в том, что многое ему еще непонятно, но, рискуя свободой, по могает Лебедеву в распространении неле гальной литературы. Артист показывает Алексея мягким и осторожным человеком, но это вовсе не означает, что Мир- вольский слаб духом и может стать пре дателем. Еще не осознав пути, по которо му он уже идет, Алексей делает каждый шаг с опаской, как бы ощупью, как ходят незрячие. В момент грубого и циничного вторжения-в его личную жизнь подвыпив ших «интеллигентов» в лице инженера Маннеберга и его приятелей Алексей еще чувствует себя бессильным перед этой грубой силой и защищается пассивно — отступлением. Но, когда Мирвольский вы полняет поручение подполья, он находит в. себе достаточно мужества, чтобы выйти победителем из опасного поединка с жан дармами. Образ Алексея прекрасно дополняет об раз его матери — жены революционера, до старости сохранившей навыки конспи ратора. Артистка А. Ланская ведет роль Ольги Петровны с большой искренностью и мастерством. В спектакле много эпизодческих ролей. Одну из них — роль невесты Алексея, Анюты исполняет артистка С. Хонина. Огромным чувством человеческого досто инства веет от ясного и чистого образа ма ленькой горничной, не пожелавшей стать женой любимого человека до тех пор, пока она не станет равной ему по своему духов ному развитию. В стане выведенных в спектакле врагов народа видное место занимает Лакрич ни к— подлец «по призванию», выслежи вающий и предающий в руки жандармов когда-то выручившего его из беды Мир вольского, ради развлечения натравливаю щий Порфирия на его жену Лизу. Артист Ф. Толоцкий, не впадая в крайности, рез кими и точными штрихами рисует этого вкрадчивого и опасного хищника. Очень ярко нарисовал фигуру ловкого обиралы-трактирщика Митрича артист А. Воробьевский. Митрич не зря дружен с Лакричником, эти отбросы человеческого общества отлично находят общий язык. Митрич, как и Лакричник, прежде всего пускает в ход лесть и сладкие улыбочки, чтобы на эту мриманку улавливать довер чивых и бесхитростных людей. К числу любопытных эпизодических об разов относится и продавшийся американ ским дельцам француз Лрнг-де-Лоббель (ар тист В. Фрейдин), который утверждает, что богатая Америка может «все купить». Противоречива, как по тексту, так и в спектакле фигура инженера Маннберга. С одной стороны он готов «за хорошую це ну» служить кому угодно и «свободно про давать себя тому, кто больше платит», с другой стороны он явно не склонен помо гать жандарму в его сыскной деятельно сти. Артист И. Квасов еще усугубил не определенность этого образа, придав ему черты простоватости. Основной недостаток спектакля в це лом — его отрывочность, отсутствие еди ного стержня. Это в значительной мере обусловлено драматургическим материалом, так как композиция распадается на целый ряд механически соединенных меж ду собой кусков и почти каждая картина спектакля может существовать как само стоятельная одноактная пьеса. Скудно и невыразительно художествен ное оформление спектакля, выполненное по эскизам художника А. Бобылкина. Большое число картин затрудняло работу оформителей, но все же нужно и можно было позаботиться о том, чтобы один уго лок тайги не являлся точным повторени ем другого, а изба Порфирия — копией из бы Ильчи. У режиссуры театра хватило вкуса на то, чтобы убрать из спектакля авторские тексты, рассчитанные на исполнение чте ца и написанные довольно выспренним языком с претензией на лирико-философ ские размышления. Однако, если уж те атр решил осуществить постановку компо зиции, то творческий коллектив должен был потребовать от автора более серьезной доработки текста. Живая связь автора, ре жиссеров и актеров, какая обычно практи куется нашими лучшими театрами, помог ла бы поднять спектакль на более высокий идейно-художественный уровень. Отсутст вие такой творческой требовательности у режиссуры театра привело в тому, что спектакль оказалея слабее возможностей актерского коллектива. Г. ГРОМЫКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz