Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

2 ЛЕНИНСКОЕ З НА МЯ 14 мая 1955 г., М 95 (320? Заявление Н. А. БУЛГАНИНА н а Вар ш авском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе 11 мая 1955 года I . Товарищ председатель! Товарищи деле­ гаты! Неизменным принципом советской внеш­ ней политики является ленинский прин­ цип сосуществования различных общест­ венных систем. Советское правительство отстаивает этот принцип во имя того, что­ бы избавить человечество от ужасов и бед­ ствий войны, обеспечить для пародов мир и спокойствие. Советский Союз ведет ак­ тивную борьбу за укрепление мира и ос­ лабление международной напряженности и приветствует всякие шаги правительств других стран в этом направлении. Поэтому Советское правительство при­ дает исключительно большое значение на­ стоящему Совещанию, которое должно об­ судить вопросы, связанные с обеспечением мира и безопасности в Европе. В конце прошлого года на Московском совещании европейских стран правитель­ ства представленных здесь государств до­ говорились о необходимости вновь рассмот­ реть положение в случае, если парижские соглашения будут ратифицированы. Теперь такая необходимость наступила. Ратификация парижских соглашений ста­ ла фактом. Это внесло серьезные изменения во всю международную обстановку и по­ ставило перед миролюбивыми государства­ ми новые задачи. В выступлениях участников Московско­ го совещания, а также в принятой ими Де­ кларации был дан всесторонний анализ па­ рижских соглашений и указаны те опас­ ности, которые они несут для дела мира в Европе. Происшедшие с тех пор события подтвердили правильность этого анализа. Мы должны считаться с тем фактом, что парижские соглашения ратифицирова ны и вступают в силу. В результате этой ратификации западногерманские милита­ ристы и реваншисты получили возмож­ ность приступить к открытому созданию кадровой армии и снабдить ее всеми вида­ ми современного оружия, включая атом­ ное, химическое и бактериологическое оружие. Западная Германия превращается в плацдарм для развертывания крупных агрессивных сил. Идет усиленное строи­ тельство аэродромов, полигонов, казарм, военных складов. Разрабатываются меро­ приятия по использованию западногерман скими милитаристами атомного оружия. Готовятся массовые поставки в Западную Германию американского оружия и вместе е тем усиливается милитаризация запад­ ногерманской промышленности. Таким образом, парижские соглашения дают в руки вчерашних агрессоров и ок­ купантов средства новой агрессии, нового угнетения. Германский милитаризм, развя завший на протяжении жизни одного поко ления две мировых войны, снова появляет ся на европейской и международной арене, угрожая миру и безопасности народов. Через десять лет после окончания вто рой мировой войны Западная Германия помощью Соединенных Штатов Америки Англии и Франции превращается в глав ный очаг военной опасности в Европе. Она становится членом агрессивного Северо атлантического блока, а также Западноев ропейзкого военного союза, направленных против Советского Союза и стран народной демократии. Следует напомнить, что в военный блок с западногерманскими милитаристами реваншистами Англия и Франция вступи ли вопреки тем обязательствам, которые они приняли на себя по договорам с Со Ветским Союзом, заключенным ими в годы второй мировой войны и направленным против агрессии со стороны германского милитаризма. Тем самым Англия и Фран ция фактически отказались от этих важ- ных договоров. Ввиду этого Президиум Верховного Совета Союза Советских Со­ циалистических Республик 7 мая принял Указы об аннулировании этих договоров. Состоявшаяся во второй половине де­ кабря прошлого года, уже после Москов­ ского совещания, сессия совета Северо-ат­ лантического блока приняла решение о подготовке атомной войны. Это также на­ ходится в прямой связи с парижскими со­ глашениями и лишний раз подтверждает их опасный характер для дела мира в Европе. Активизация агрессивных сил наблю­ дается не только в Европе. Известно, что в настоящее время оказывается сильный нажим на ряд государств Ближнего и Среднего Востока, чтобы заставить их присоединиться к военным блокам, созда­ ваемым в качестве придатков к агрессив­ ному Северо-атлантическому союзу. Ока зывается давление на Сирию, Египет и другие арабские страны, а также на гра­ ничащий с Советским Союзом Афгани' стан. В агрессивные блоки стремятся во­ влечь Иран, хотя по Советско-Иранскому Договору о гарантии и нейтралитете от октября 1927 года Иран взял на себя обязательство не участвовать в полити •ческих союзах или соглашениях, направ ленных против Советского Союза. Одновременно с организацией военных группировок Соединенные Штаты Амери­ ки предпринимают шаги к расширению сети своих военных баз, особенно побли­ зости от границ Советского Союза и стран народной демократии. Не делается секре­ та из того факта, что с этих баз плани­ руется воздушное нападение на нашу страну и другие миролюбивые государства. На Дальнем Востоке, в районе Тайваня, продолжаются провокации против Китай­ ской Народной Республики. Совершенно ясно, что укрывшиеся на острове Тайвань чанкайшисты никогда не решились бы на свои разбойничьи действия, если бы не имели поддержки со стороны сильного покровителя в лице правительства США, которое взяло к себе на службу изгнан ную из Китая шайку Чан Кай-ши. Тайвань, Пэнхуледао и прибрежные острова стали военными базами, откуда контролируемые Соединенными Штатами вооруженные силы совершают неспрово­ цированные нападения на Китайскую На­ родную Республику, а также предприни­ мают пиратские налеты на торговые суда в открытом море. Официальные лица в Соединенных Штатах Америки называют такую поли­ тику «обороной от коммунистической аг­ рессии», хотя весь мир знает, что никто иной, как именно США захватили и ок­ купируют исконную китайскую землю — остров Тайвань, а американские генера лы и адмиралы стремятся развязать боль­ шую войну с применением атомного оружия. В Юго-Восточной Азии создан военный блок, известный под названием СЕАТО, представляющий собой объединение коло ниальных держав Запада и некоторых за­ висимых от них государств Азии. Этот блок ставит своей целью сохранение и укрепление колониального режима, подав ление национально-освободительного дви­ жения, вмешательство в дела Китайской Народной Республики и других стран Азии. Неудивительно, что такие уважаю­ щие свободу и независимость государства Юго-Восточной Азии, как Индия, Бирма и Индонезия, решительно отказались при­ соединиться к агрессивному и реакцион­ ному блоку колонизаторов. Из сказанного следует, что восстанов­ ление милитаризма в Западной Германии сопровождается усилением активности агрессивных сил во всем мире. При этом западногерманскому вермахту отводится особая роль ударной силы. витедьно ставили своей задачей объедине­ ние Германии, а не добивались бы ремили­ таризации Западной Германии и включе­ ния ее в свои агрессивные группировки, что, конечно, не может не вести к углуб­ лению раскола Германии, то нет сомнения, что предложенные Советским Союзом пе­ реговоры привели бы к положительном ре­ зультатам. Однако правительства трех за­ падных держав пошли по другому пути. Ратифицировав парижские соглашения, они показали свое нежелание считаться с национальными интересами германского народа, а также с интересами мира и без­ опасности в Европе. Таким образом, Советское правительство готово и впредь всемерно содействовать восстановлению единства Германии и за­ ключению мирного договора с Германией на приемлемой основе. Советский Союз поддерживал и будет поддерживать те государства и силы, ко­ торые проявляют заинтересованность в смягчении международной напряженности, в поддержании и укреплении всеобщего мира и безопасности. Этой линии соответствует позиция Со­ ветского правительства в австрийском во­ просе. Нельзя не признать, что полное вос­ становление политической и экономиче­ ской независимости нейтральной Австрии, является значительным вкладом в дело ук­ репления мира в Европе. Тот факт, что в Австрии нашлись общественные силы, ко­ торые решительно пошли по этому пути, свидетельствует об имеющихся больших •возможностях к развитию сотрудничества между государствами, независимо от их общественного строя. Было бы неправильно полагать, что только одно Австрийское правительство стоит на такой позиции. Как в Европе, так и в Азии есть немало государств, которые не хотят присоединяться к агрессивным военным блокам. Миролюбивые стремления таких государств всегда встретят полное понимание и поддержку со стороны Совет­ ского Союза. Советское правительство в согласии с правительством Китайской Народной Рес­ публики в последнее время предприняло шаги к тому, чтобы добиться разрядки на лряженности в районе Тайваня, и в этих целях провело переговоры с правитель ствами Англии и Индии. Советское правительство внесло пред­ ложение о том, чтобщ страны, особенно за интересованные в урегулировании положе­ ния, сложившегося в районе Тайваня и других китайских островов, рассмотрели данный вопрос на соответствующей кон­ ференции, в которой наряду с Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки приняли бы участие Англия, Советский Союз, Франция, Индия, Бирма, Индонезия, Пакистан и Цейлон Конференция не состоялась вследствие со противления США, настаивавших иа том: чтобы в ней приняла участие чанкайщист- ская клика, хотя она ровно никого, кроме себя самой, не представляет. Правительство Советского Союза, со своей стороны, полностью поддерживает, позицию Китайской Народной Республики в тайваньском вопросе и те шаги, кото­ рые народный Китай предпринимает для укрепления мира в этом районе. В связи с обострением обстановки на Ближнем и Среднем Востоке Советское пра­ вительство в своем недавнем заявлении о безопасности в этом районе подчеркнуло, что оно не может относиться безразлично к складывающемуся там положению. Пра­ вительство Советского Союза заявило, что, если политика нажима и угроз в отноше­ нии стран Ближнего и Среднего Востока будет продолжаться, этот вопрос должен быть рассмотрен в Организации Объеди­ ненных Наций. Советское правительстве твердо убежде­ но, что при наличии доброй воли у госу­ дарств, несущих главную ответственность за сохранение мира, было бы возможно урегулировать ряд важных международных проблем, препятствующих в настоящее время смягчению международной напря­ женности. Руководители Советского государства многократно заявляли о том, что они стоят за создание нормальной обстановки в от­ ношениях между странами, за встречи, за всемерное развитие торговли, за взаимный обмен культурными делегациями, одним словом, за все то, что называется раз­ рядкой обстановки. Однако в этих делах не все зависит от нас. Даже такой простой вопрос, как обмен студенческими делега­ циями, не получил положительного реше­ ния. Мы предлагали США обменяться де­ легациями студентов, но в ответ нам зая­ вили, что требуются отпечатки пальцев. Чтобы разрядить напряженность в отно­ шениях между странами и иметь возмож­ ность положительно решать те или иные конкретные вопросы, необходимо создать хорошую обстановку, основанную на дове­ рии п взаимопонимании. За последнее время в Соединенных Шта­ тах Америки, в Англии и Франции, как это видно из печати, много гозорят и пи­ шут о необходимости совещания великих держав на самом высоком уровне. Это не случайно. Идея такого совещания пустила глубокие корни в народных массах, кото­ рые возлагают на него большие надежды, считая, что совещание поможет улучше­ нию отношений между государствами. Та­ ких настроений нельзя недоучитывать. Советское правительство положительно относится к идее совещания великих дер­ жав. Конечно, созыв такого совещания целесообразен в том случае, если оно дей­ ствительно будет способствовать ослабле­ нию международной напряженности и улучшению международных отношений. Вчера, 10 мая, Советское правительство получило ноту от. правительства США, также от Франции и Англии. В ноте пред­ лагается созвать совещание глав правя тельств четырех держав с участием мини­ стров иностранных дел. Эта нота будет внимательно изучена Советским прави­ тельством. I I I . I I . Советский Союз последовательно ведет борьбу за ослабление международной на­ пряженности, за сохранение и упрочение мира. В этой своей политике правитель­ ство Советского Союза рассчитывает на поддержку и сотрудничество миролюбивых государств, представленных на данном Со­ вещании. Оно уверено также в поддерж­ ке своей политики со стороны миролюби­ вых сил и в других странах. Наша уверен­ ность основана на том, что кровные интере­ сы всех народов требуют сохранения мира и ослабления международной напряженности. Борьба народов Западной Европы против парижских соглашений показала, какие большие сййы стоят за мир в тех странах, внутреннее развитие и внешнюю политику которых хотят теперь полностью подчинить делу подготовки новой войны. Противодей­ ствие прогрессивных сил и народных масс западноевропейских стран надолго оттяну­ ло осуществление планов восстановления милитаризма в Западной Германии. Народ­ ным массам понятна вся опасность полити­ ки восстановления германского милитариз­ ма и подготовки новой войны в Европе. Советский Союз был и остается реши­ тельным и последовательным противником ремилитаризации Западной Германии. Бо­ рясь против ратификации парижских со­ глашений, мы считали, как считаем и те перь, что ремилитаризация Западной Гер мании и ее включение в состав Северо-ат лантического союза является основным препятствием в деле восстановления нацио­ нального единства Германии на миролю­ бивых и демократических началах. Вместе с тем мы были и остаемся сторонниками восстановления единой Германии как сво бодного, миролюбивого и демократическо­ го государства. Политика Советского Союза в германском вопросе будет и впредь ис­ ходить из этих основных положений. В соответствии с этим необходимо при­ нимать все меры к недопущению восста­ новления германского милитаризма и ве сти широкую, всестороннюю борьбу против осуществления парижских соглашений Необходимо и в новых условиях бороться за национальное объединение Германии. В осуществлении этих задач решающую роль должны сыграть, прежде всего, пат­ риотические силы самого немецкого наро­ да, стремящиеся не допустить ремилитари зации Западной Германии. Важным вкладом в дело объединения Германии, а. также в дело поддержания ми­ ра в Европе, может явиться сближение ме­ жду Восточной и Западной Германией смягчение напряженности, существующей в отношениях между ними. Несомненно, что установление согласованных действий обеих частей Германии в отношени созда­ ния объединенной свободной и демократи­ ческой Германии является не только необ ходимым, но и вполне возможным делом? так как оно отвечает интересам всего не­ мецкого народа. Конечно, мы не можем не считаться с тем обстоятельством, что в деле урегулиро­ вания германского вопроса ратификация парижских соглашений создала новую об­ становку, в целом неблагоприятную для немецкого народа. Как известно, Советское правительство в своих прежних заявлениях неоднократно указывало на важность решения вопроса о национальном объединении Германии пу­ тем переговоров между четырьмя велики­ ми державами с участием представителей обеих частей Германии. Если бы прави­ тельства США, Англии и Франции дейст- Неуклонно стремясь к укреплению мира и ослаблению международной напряжен­ ности, правительство Советского Союза продолжает принимать ~вее меры, чтобы достигнуть соглашения о запрещении атом­ ного оружия, сокращении вооружений и вооруженных сил и устранении угрозы новой войны. Сегодня опубликованы в печати новые предложения Советского правительства по этим вопросам. Новые предложения Советского Союза, вносимые на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций, имеют большое значение и являются крупным вкладом в дело мира. Они ведут к ослаб­ лению международной напряженности и создают условия для установления между государствами необходимого доверия и взаимопонимания. В предлагаемой Советским Союзом Де­ кларации говорится, что народы, недавно пережившие вторую мировую* войну, кото­ рая принесла тяжелые человеческие жерт­ вы и огромные материальные разрушения, проявляют, как никогда раньше, непре­ клонную волю к миру. Это глубокое стрем­ ление народов к миру дает свои резуль таты, но все же обстановка в некоторых районах мира в настоящее время не толь ко не улучшается, но, напротив, ослож­ няется, а взаимное недоверие между госу дарствами усиливается. «Отсутствие необходимого доверия в от ношениях между государствами,— сказано в Декларации,— является главной причи ной, мешающей урегулированию неразре­ шенных проблем как в Европе, так и в Азии Это относится прежде всего к взаимоот­ ношениям между великими державами, несущими основную ответственность за поддержание всеобщего мира и безопасно сти народов». Недоверие в отношениях между велики ми державами привело к тому, что после окончания второй мировой войны возник ла угроза новой войны, которая будет еще более тяжелой по своим последствиям. Все большие масштабы принимает гонка во оружений, непрерывно совершенствуются армии, военно-морской флот и авиация. Высшие достижения науки и техники на­ правляются на производство наиболее раз­ рушительных средств истребления людей Особенно большие размеры приняла гонка вооружений в области таких опасных ви­ дов оружия, как атомное и водородное военные базы на чужих территориях, что вызывает законные опасения у тех госу дарств, против которых они направлены Организация таких баз усиливает угрозу безопасности также и тех государств, на территории которых они создаются. На протяжении многих лет мир нахо дится в состоянии «холодной войны», военные приготовления государств тяже­ лым бременем ложатся на плечи народов. В ряде государств ведется открытая про­ паганда новой войны. В печати, по радио, в публичных выступлениях становятся все более частыми призывы в войне, в том числе и к атомной. Нарушены суще­ ствовавшие ранее традиционные экономи­ ческие и торговые связи между многими государствами, складывавшиеся на протя­ жении многих лет. Нс требуется доказательств, чтобы при­ знать сложившиеся международные отно­ шения как совершенно ненормальные. Нужны радикальные меры для уменьше­ ния международной напряженности, для создания необходимого элементарного до­ верия в международных отношениях, устра­ нения угрозы новой войны и создания усло­ вий для мирной и спокойной жизни народов. Как же этого добиться? Прежде всего нужно положить конец «холодной войне». Советский Союз считает, что Генеральная Ассамблея должна рекомендовать всем го­ сударствам принять необходимые меры к строгому выполнению своего решения, осуждающего любую форму пропаганды новой войны, к прекращению в печати, по радио, в кино, в публичных выступле ниях всяких призывов к войне и к раз­ жиганию вражды между народами. Несо­ блюдение этой рекомендации должно рас сматриваться как нарушение государст­ вом своего международного долга и сво­ их обязательств перед Организацией Объе­ диненных Наций. Советское правительство считает, что уменьшению международной напряженно­ сти и созданию необходимого доверия меж­ ду государствами содействовал бы безотла­ гательный вывод Советским Союзом, Сое диненными Штатами Америки, Англией и Францией их оккупационных войск с тер ритории Германии, за исключением строго ограниченных контингентов тех войск, которые должны временно оставаться на германской территории впредь до заключе­ ния соглашения об их полном выводе. По мнению Советского Союза, государ- Создаются многочисленные иностранные | ства, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности, должны достичь согла­ шения относительно ликвидации иностран­ ных военных баз на чужих территориях. Чревато опасностью новой войны и пред­ ставляет серьезную угрозу делу поддер­ жания всеобщего мира существующее на­ пряженное положение в некоторых райо­ нах Дальнего Востока. Заинтересованные государства должны урегулировать нере­ шенные вопросы на Дальнем Востоке в соответствии с принципами суверенитета и территориальной целостности. Советский Союз полагает, что в своих экономических отношениях государства должны устранить всякого рода дискрими­ нацию, препятствующую развитию широ­ кого экономического сотрудничества между ними, и прежде всего в области торговли, а также расширить международные куль­ турные связи. Осуществление этих мероприятий будет способствовать созданию доверия между государствами, что является главной предпосылкой к действительному практи­ ческому решению проблемы разоружения. Без создания необходимого доверия между государствами проблема разоружения мо­ жет остаться проблемой, висящей в воз­ духе. Мы решительно за то, чтобы вопрос о разоружении из проблемы, висящей в воздухе, стал на реальную почву и был разрешен. В этих целях Советский Союз предла­ гает, чтобы Генеральная Ассамблея, наря­ ду с проведением в жизнь указанных вы­ ше положений по разрядке международ­ ных отношений, поручила Комиссии ООН по разоружению разработать и предста­ вить на утверждение Совета Безопасности проект «Международной конвенции (до­ говора) по вопросу о совращении воору­ жений и запрещении атомного, водородно­ го и других видов оружия массового уни­ чтожения». В предложениях Советского Союза пре­ дусматривается, что сокращение вооруже­ ний и запрещение атомного оружия дол­ жно быть проведено в течение двух лет в два этапа, каждый из которых займет по одному году. В течение первого периода, охватываю щего 1956 год, должны быть проведены следующие мероприятия: В качестве первого шага государства — участники конвенции обязуются не увели чивать своих вооруженных сил и воору­ жений против уровня вооружений и во­ оруженных сил, существовавшего на 31 декабря 1954 года. Их ассигнования на во­ енные нужды также ограничиваются уров нем расходов, произведенных на эти цели в течение 1954 года. Предложения Советского Союза пред усматривают далее установление уровня до которого сокращаются вооруженные си­ лы государств. Вооруженные силы США СССР, Китая, Англии и Франции не долж ны превышать следующих размеров: США— от 1.000.000 до 1.500.000 че­ ловек; СССР — от 1.000.000 до 1.500.000 че­ ловек; Китай — от 1.000.000 до 1.500.000 человек; Англия — 650.000 человек; Франция — 650.000 человек. Государства не должны располагать во оружейными силами, могущими представ лять угрозу международному миру. Сокращение вооруженных сил и воору жений этих пяти держав до установлен ных уровней предлагается осуществить двумя равными частями: 50 процентов течение 1956 года и остальные 50 про центов — в 1957 году. Одновременно со кращаются соответственно ассигнования этих государств на военные нужды. Советские предложения предусматрива­ ют, что в целях полного проведения меро­ приятий по всеобщему сокращению воору­ жений, а также для определения размеров совращения вооружений и вооруженных сил других государств, не позже первой половины 1956 года должна быть созвана всемирная конференция. Численность во­ оруженных сил, которая будет определена этой конференцией для других государств, должна быть значительно ниже уровней, установленных для пяти постоянных чле­ нов Совета Безопасности. В качестве первоочередного мероприя­ тия в осуществлении программы сокра­ щения вооружений и запрещения атом­ ного оружия советские предложения пред­ усматривают прекращение испытаний атомного и водородного оружия. В советских предложениях указывается далее, что одновременно с началом прове­ дения мероприятий по сокращению воору жений и вооруженных сил государства принимают торжественное обязательство не применять ядерное орулсие, которое считают для себя запрещенным. Исключе ния из этого правила могут быть допуще­ ны в целях обороны против агрессии, ког­ да будет принято соответствующее реше­ ние Совета Безопасности. Новые предложения Советского Союза предусматривают, что государства, распо­ лагающие военными, военно-морскими и военно-воздушными базами на территориях других государств, берут на себя обяза­ тельство ликвидировать часть этих баз 1 течение 1956 года. В течение второго периода, то есть на протяжении 1957 года, советские предло­ жения предусматривают проведение сле­ дующих мероприятий: Во-первых, должно быть немедленно прекращено производство атомного и водо­ родного оружия; во-вторых, США, СССР, Китай, Англия и Франция должны сокра­ тить свои вооруженные силы и вооруже­ ния на остальные 50 процентов разницы между уровнем вооруженных сил и воору­ жений, существбвавшим на 31 декабре 1954 года, и тем уровнем, который будем им разрешен конвенцией. После того, как сокращение вооружен­ ных сил и вооружений обычного типа будет осуществлено на 75 процентов об­ щего размера их совращения, войдет в силу полное запрещение применения атомного, водородного и иных видов ору­ жия массового уничтожения. Изъятие этого оружия из вооружений и сокраще­ ние вооруженных сил и вооружений обычного типа на последние 25 процентов должны начаться одновременно и закон­ читься в 1957 году. Советские предложения обязывают все государства содействовать установлению широкого международного сотрудничества области мирного использования атомной энергии. Особое внимание при этом долж­ но быть уделено оказанию помощи эконо­ мически слаборазвитым странам. Наконец, советские предложения преду­ сматривают в течение второго периода за­ вершение мероприятий по ликвидации всех иностранных военных, военно-мор­ ских и военно-воздушных баз на террито­ риях других государств. Совершенно очевидно, что осуществле­ ние всех этих мероприятий немыслимо без системы реального и действенного конт­ роля. Поэтому вопрос о контроле — это важнейшая часть конвенции. Не случайно, что вот. уже почти в те­ чение девяти лет контроль является цент­ ральным вопросом дискуссий в органах Организации Объединенных Наций и ос­ новным пунктом разногласий. Мы счита­ ем, что эти разногласия, в частности, яв­ ляются следствием нереального подхода к вопросу о контроле. Советское правитель­ ство глубоко убеждено, что эффективный контроль за разоружением возможен. Од­ нако все виды и формы контроля, а так­ же права и функции контрольных орга­ нов, которые предлагались до сих пор различными государствами, являются ц современных условиях ненадежными. Внося новое предложение по контролю* Советское правительство учитывает сло­ жившиеся в настоящее время отношения между государствами. Эти отношения, как уже говорилось, характеризуются недове­ рием и подозрительностью. Такие отноше­ ния не позволяют осуществить эффектив­ ный контроль на той базе, которая пред­ лагалась до сих пор. Трудно предположить, чтобы государст- ' ва, не доверяющие друг другу и находя­ щиеся в напряженных отношениях, дей­ ствительно допустили бы к себе на воен­ ные заводы и предприятия, производящие атомные материалы и атомное и водород­ ное оружие, контролеров других стран. Факты показывают, что правительства не­ которых стран чинят препятствия даже приезду культурных, сельскохозяйствен­ ных и студенческих делегаций. Если бы даже и был возможен подобный контроль, то он носил бы неэффективный характер, так как при отсутствии взаим­ ного доверия возможен и обход этого конт­ роля. Такое положение тем более вероят­ но, что технология атомного производства позволяет быстро и без особых трудностей, с помощью лишь некоторых специальных устройств обратить атомные материалы, предназначаемые для мирного использова­ ния, в атомное оружие. Таким образом, можно иметь контролеров, но не иметь контроля. Как же быть в таком случае? Общеизвестно, что современная война немыслима без развертывания и сосредото­ чения крупных сухопутных, военно-воз­ душных и военно-морских сил. Атомное оружие само до себе без активных дейст­ вий всех видов вооруженных сил не может быть аффективным в том смысле, что оно одно не решает исхода войны. Атомное оружие без средств его доставки к цели не может быть использовано. Поэтому совет­ ские предложения по контролю исходят из необходимости создать такие условия, при которых агрессивные намерения любого го­ сударства могли бы быть своевременно об­ наружены и предупреждены. Мы предлагаем установить такой конт­ роль, который мог бы своевременно преду­ предить об опасной концентрации сухопут­ ных, военно-воздушных и военно-морских сил. Для этого необходимо иметь контроль­ ные посты в крупных портах, на аэродро­ мах и узлах коммуникаций, имеющих стра­ тегическое значение. Установление такого контроля полностью исключит внезапное нападение одного государства на другое. Советские предложения предусматривают эффективный контроль за сокращением во­ оруженных сил, вооружений обычного ти­ па и за ассигнованиями на военные нуж­ ды. Созданный для этих целей междуна­ родный контрольный орган должен иметь право истребования от государств необхо­ димых сведений о проведении мероприя­ тий по сокращению вооружений и воору­ женных сил, пользоваться беспрепятствен­ ным доступом к материалам, касающимся бюджетных ассигнований государств на военные нужды. Внося эти предложения, Советское пра­ вительство считает, что предлагаемые им меры по контролю в начальный период соз­ дадут необходимые условия для разрядки международной напряженности и для уста­ новления доверия, которые позволят в дальнейшем перейти и к другим видам контроля, в том числе и в контролю за ( О к о н ч а н и е н а 3 -й ст р.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz