Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИНСКОЕ З НА МЯ 14 мая 1955 г., М 95 (320? Заявление Н. А. БУЛГАНИНА н а Вар ш авском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе 11 мая 1955 года I . Товарищ председатель! Товарищи деле гаты! Неизменным принципом советской внеш ней политики является ленинский прин цип сосуществования различных общест венных систем. Советское правительство отстаивает этот принцип во имя того, что бы избавить человечество от ужасов и бед ствий войны, обеспечить для пародов мир и спокойствие. Советский Союз ведет ак тивную борьбу за укрепление мира и ос лабление международной напряженности и приветствует всякие шаги правительств других стран в этом направлении. Поэтому Советское правительство при дает исключительно большое значение на стоящему Совещанию, которое должно об судить вопросы, связанные с обеспечением мира и безопасности в Европе. В конце прошлого года на Московском совещании европейских стран правитель ства представленных здесь государств до говорились о необходимости вновь рассмот реть положение в случае, если парижские соглашения будут ратифицированы. Теперь такая необходимость наступила. Ратификация парижских соглашений ста ла фактом. Это внесло серьезные изменения во всю международную обстановку и по ставило перед миролюбивыми государства ми новые задачи. В выступлениях участников Московско го совещания, а также в принятой ими Де кларации был дан всесторонний анализ па рижских соглашений и указаны те опас ности, которые они несут для дела мира в Европе. Происшедшие с тех пор события подтвердили правильность этого анализа. Мы должны считаться с тем фактом, что парижские соглашения ратифицирова ны и вступают в силу. В результате этой ратификации западногерманские милита ристы и реваншисты получили возмож ность приступить к открытому созданию кадровой армии и снабдить ее всеми вида ми современного оружия, включая атом ное, химическое и бактериологическое оружие. Западная Германия превращается в плацдарм для развертывания крупных агрессивных сил. Идет усиленное строи тельство аэродромов, полигонов, казарм, военных складов. Разрабатываются меро приятия по использованию западногерман скими милитаристами атомного оружия. Готовятся массовые поставки в Западную Германию американского оружия и вместе е тем усиливается милитаризация запад ногерманской промышленности. Таким образом, парижские соглашения дают в руки вчерашних агрессоров и ок купантов средства новой агрессии, нового угнетения. Германский милитаризм, развя завший на протяжении жизни одного поко ления две мировых войны, снова появляет ся на европейской и международной арене, угрожая миру и безопасности народов. Через десять лет после окончания вто рой мировой войны Западная Германия помощью Соединенных Штатов Америки Англии и Франции превращается в глав ный очаг военной опасности в Европе. Она становится членом агрессивного Северо атлантического блока, а также Западноев ропейзкого военного союза, направленных против Советского Союза и стран народной демократии. Следует напомнить, что в военный блок с западногерманскими милитаристами реваншистами Англия и Франция вступи ли вопреки тем обязательствам, которые они приняли на себя по договорам с Со Ветским Союзом, заключенным ими в годы второй мировой войны и направленным против агрессии со стороны германского милитаризма. Тем самым Англия и Фран ция фактически отказались от этих важ- ных договоров. Ввиду этого Президиум Верховного Совета Союза Советских Со циалистических Республик 7 мая принял Указы об аннулировании этих договоров. Состоявшаяся во второй половине де кабря прошлого года, уже после Москов ского совещания, сессия совета Северо-ат лантического блока приняла решение о подготовке атомной войны. Это также на ходится в прямой связи с парижскими со глашениями и лишний раз подтверждает их опасный характер для дела мира в Европе. Активизация агрессивных сил наблю дается не только в Европе. Известно, что в настоящее время оказывается сильный нажим на ряд государств Ближнего и Среднего Востока, чтобы заставить их присоединиться к военным блокам, созда ваемым в качестве придатков к агрессив ному Северо-атлантическому союзу. Ока зывается давление на Сирию, Египет и другие арабские страны, а также на гра ничащий с Советским Союзом Афгани' стан. В агрессивные блоки стремятся во влечь Иран, хотя по Советско-Иранскому Договору о гарантии и нейтралитете от октября 1927 года Иран взял на себя обязательство не участвовать в полити •ческих союзах или соглашениях, направ ленных против Советского Союза. Одновременно с организацией военных группировок Соединенные Штаты Амери ки предпринимают шаги к расширению сети своих военных баз, особенно побли зости от границ Советского Союза и стран народной демократии. Не делается секре та из того факта, что с этих баз плани руется воздушное нападение на нашу страну и другие миролюбивые государства. На Дальнем Востоке, в районе Тайваня, продолжаются провокации против Китай ской Народной Республики. Совершенно ясно, что укрывшиеся на острове Тайвань чанкайшисты никогда не решились бы на свои разбойничьи действия, если бы не имели поддержки со стороны сильного покровителя в лице правительства США, которое взяло к себе на службу изгнан ную из Китая шайку Чан Кай-ши. Тайвань, Пэнхуледао и прибрежные острова стали военными базами, откуда контролируемые Соединенными Штатами вооруженные силы совершают неспрово цированные нападения на Китайскую На родную Республику, а также предприни мают пиратские налеты на торговые суда в открытом море. Официальные лица в Соединенных Штатах Америки называют такую поли тику «обороной от коммунистической аг рессии», хотя весь мир знает, что никто иной, как именно США захватили и ок купируют исконную китайскую землю — остров Тайвань, а американские генера лы и адмиралы стремятся развязать боль шую войну с применением атомного оружия. В Юго-Восточной Азии создан военный блок, известный под названием СЕАТО, представляющий собой объединение коло ниальных держав Запада и некоторых за висимых от них государств Азии. Этот блок ставит своей целью сохранение и укрепление колониального режима, подав ление национально-освободительного дви жения, вмешательство в дела Китайской Народной Республики и других стран Азии. Неудивительно, что такие уважаю щие свободу и независимость государства Юго-Восточной Азии, как Индия, Бирма и Индонезия, решительно отказались при соединиться к агрессивному и реакцион ному блоку колонизаторов. Из сказанного следует, что восстанов ление милитаризма в Западной Германии сопровождается усилением активности агрессивных сил во всем мире. При этом западногерманскому вермахту отводится особая роль ударной силы. витедьно ставили своей задачей объедине ние Германии, а не добивались бы ремили таризации Западной Германии и включе ния ее в свои агрессивные группировки, что, конечно, не может не вести к углуб лению раскола Германии, то нет сомнения, что предложенные Советским Союзом пе реговоры привели бы к положительном ре зультатам. Однако правительства трех за падных держав пошли по другому пути. Ратифицировав парижские соглашения, они показали свое нежелание считаться с национальными интересами германского народа, а также с интересами мира и без опасности в Европе. Таким образом, Советское правительство готово и впредь всемерно содействовать восстановлению единства Германии и за ключению мирного договора с Германией на приемлемой основе. Советский Союз поддерживал и будет поддерживать те государства и силы, ко торые проявляют заинтересованность в смягчении международной напряженности, в поддержании и укреплении всеобщего мира и безопасности. Этой линии соответствует позиция Со ветского правительства в австрийском во просе. Нельзя не признать, что полное вос становление политической и экономиче ской независимости нейтральной Австрии, является значительным вкладом в дело ук репления мира в Европе. Тот факт, что в Австрии нашлись общественные силы, ко торые решительно пошли по этому пути, свидетельствует об имеющихся больших •возможностях к развитию сотрудничества между государствами, независимо от их общественного строя. Было бы неправильно полагать, что только одно Австрийское правительство стоит на такой позиции. Как в Европе, так и в Азии есть немало государств, которые не хотят присоединяться к агрессивным военным блокам. Миролюбивые стремления таких государств всегда встретят полное понимание и поддержку со стороны Совет ского Союза. Советское правительство в согласии с правительством Китайской Народной Рес публики в последнее время предприняло шаги к тому, чтобы добиться разрядки на лряженности в районе Тайваня, и в этих целях провело переговоры с правитель ствами Англии и Индии. Советское правительство внесло пред ложение о том, чтобщ страны, особенно за интересованные в урегулировании положе ния, сложившегося в районе Тайваня и других китайских островов, рассмотрели данный вопрос на соответствующей кон ференции, в которой наряду с Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки приняли бы участие Англия, Советский Союз, Франция, Индия, Бирма, Индонезия, Пакистан и Цейлон Конференция не состоялась вследствие со противления США, настаивавших иа том: чтобы в ней приняла участие чанкайщист- ская клика, хотя она ровно никого, кроме себя самой, не представляет. Правительство Советского Союза, со своей стороны, полностью поддерживает, позицию Китайской Народной Республики в тайваньском вопросе и те шаги, кото рые народный Китай предпринимает для укрепления мира в этом районе. В связи с обострением обстановки на Ближнем и Среднем Востоке Советское пра вительство в своем недавнем заявлении о безопасности в этом районе подчеркнуло, что оно не может относиться безразлично к складывающемуся там положению. Пра вительство Советского Союза заявило, что, если политика нажима и угроз в отноше нии стран Ближнего и Среднего Востока будет продолжаться, этот вопрос должен быть рассмотрен в Организации Объеди ненных Наций. Советское правительстве твердо убежде но, что при наличии доброй воли у госу дарств, несущих главную ответственность за сохранение мира, было бы возможно урегулировать ряд важных международных проблем, препятствующих в настоящее время смягчению международной напря женности. Руководители Советского государства многократно заявляли о том, что они стоят за создание нормальной обстановки в от ношениях между странами, за встречи, за всемерное развитие торговли, за взаимный обмен культурными делегациями, одним словом, за все то, что называется раз рядкой обстановки. Однако в этих делах не все зависит от нас. Даже такой простой вопрос, как обмен студенческими делега циями, не получил положительного реше ния. Мы предлагали США обменяться де легациями студентов, но в ответ нам зая вили, что требуются отпечатки пальцев. Чтобы разрядить напряженность в отно шениях между странами и иметь возмож ность положительно решать те или иные конкретные вопросы, необходимо создать хорошую обстановку, основанную на дове рии п взаимопонимании. За последнее время в Соединенных Шта тах Америки, в Англии и Франции, как это видно из печати, много гозорят и пи шут о необходимости совещания великих держав на самом высоком уровне. Это не случайно. Идея такого совещания пустила глубокие корни в народных массах, кото рые возлагают на него большие надежды, считая, что совещание поможет улучше нию отношений между государствами. Та ких настроений нельзя недоучитывать. Советское правительство положительно относится к идее совещания великих дер жав. Конечно, созыв такого совещания целесообразен в том случае, если оно дей ствительно будет способствовать ослабле нию международной напряженности и улучшению международных отношений. Вчера, 10 мая, Советское правительство получило ноту от. правительства США, также от Франции и Англии. В ноте пред лагается созвать совещание глав правя тельств четырех держав с участием мини стров иностранных дел. Эта нота будет внимательно изучена Советским прави тельством. I I I . I I . Советский Союз последовательно ведет борьбу за ослабление международной на пряженности, за сохранение и упрочение мира. В этой своей политике правитель ство Советского Союза рассчитывает на поддержку и сотрудничество миролюбивых государств, представленных на данном Со вещании. Оно уверено также в поддерж ке своей политики со стороны миролюби вых сил и в других странах. Наша уверен ность основана на том, что кровные интере сы всех народов требуют сохранения мира и ослабления международной напряженности. Борьба народов Западной Европы против парижских соглашений показала, какие большие сййы стоят за мир в тех странах, внутреннее развитие и внешнюю политику которых хотят теперь полностью подчинить делу подготовки новой войны. Противодей ствие прогрессивных сил и народных масс западноевропейских стран надолго оттяну ло осуществление планов восстановления милитаризма в Западной Германии. Народ ным массам понятна вся опасность полити ки восстановления германского милитариз ма и подготовки новой войны в Европе. Советский Союз был и остается реши тельным и последовательным противником ремилитаризации Западной Германии. Бо рясь против ратификации парижских со глашений, мы считали, как считаем и те перь, что ремилитаризация Западной Гер мании и ее включение в состав Северо-ат лантического союза является основным препятствием в деле восстановления нацио нального единства Германии на миролю бивых и демократических началах. Вместе с тем мы были и остаемся сторонниками восстановления единой Германии как сво бодного, миролюбивого и демократическо го государства. Политика Советского Союза в германском вопросе будет и впредь ис ходить из этих основных положений. В соответствии с этим необходимо при нимать все меры к недопущению восста новления германского милитаризма и ве сти широкую, всестороннюю борьбу против осуществления парижских соглашений Необходимо и в новых условиях бороться за национальное объединение Германии. В осуществлении этих задач решающую роль должны сыграть, прежде всего, пат риотические силы самого немецкого наро да, стремящиеся не допустить ремилитари зации Западной Германии. Важным вкладом в дело объединения Германии, а. также в дело поддержания ми ра в Европе, может явиться сближение ме жду Восточной и Западной Германией смягчение напряженности, существующей в отношениях между ними. Несомненно, что установление согласованных действий обеих частей Германии в отношени созда ния объединенной свободной и демократи ческой Германии является не только необ ходимым, но и вполне возможным делом? так как оно отвечает интересам всего не мецкого народа. Конечно, мы не можем не считаться с тем обстоятельством, что в деле урегулиро вания германского вопроса ратификация парижских соглашений создала новую об становку, в целом неблагоприятную для немецкого народа. Как известно, Советское правительство в своих прежних заявлениях неоднократно указывало на важность решения вопроса о национальном объединении Германии пу тем переговоров между четырьмя велики ми державами с участием представителей обеих частей Германии. Если бы прави тельства США, Англии и Франции дейст- Неуклонно стремясь к укреплению мира и ослаблению международной напряжен ности, правительство Советского Союза продолжает принимать ~вее меры, чтобы достигнуть соглашения о запрещении атом ного оружия, сокращении вооружений и вооруженных сил и устранении угрозы новой войны. Сегодня опубликованы в печати новые предложения Советского правительства по этим вопросам. Новые предложения Советского Союза, вносимые на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций, имеют большое значение и являются крупным вкладом в дело мира. Они ведут к ослаб лению международной напряженности и создают условия для установления между государствами необходимого доверия и взаимопонимания. В предлагаемой Советским Союзом Де кларации говорится, что народы, недавно пережившие вторую мировую* войну, кото рая принесла тяжелые человеческие жерт вы и огромные материальные разрушения, проявляют, как никогда раньше, непре клонную волю к миру. Это глубокое стрем ление народов к миру дает свои резуль таты, но все же обстановка в некоторых районах мира в настоящее время не толь ко не улучшается, но, напротив, ослож няется, а взаимное недоверие между госу дарствами усиливается. «Отсутствие необходимого доверия в от ношениях между государствами,— сказано в Декларации,— является главной причи ной, мешающей урегулированию неразре шенных проблем как в Европе, так и в Азии Это относится прежде всего к взаимоот ношениям между великими державами, несущими основную ответственность за поддержание всеобщего мира и безопасно сти народов». Недоверие в отношениях между велики ми державами привело к тому, что после окончания второй мировой войны возник ла угроза новой войны, которая будет еще более тяжелой по своим последствиям. Все большие масштабы принимает гонка во оружений, непрерывно совершенствуются армии, военно-морской флот и авиация. Высшие достижения науки и техники на правляются на производство наиболее раз рушительных средств истребления людей Особенно большие размеры приняла гонка вооружений в области таких опасных ви дов оружия, как атомное и водородное военные базы на чужих территориях, что вызывает законные опасения у тех госу дарств, против которых они направлены Организация таких баз усиливает угрозу безопасности также и тех государств, на территории которых они создаются. На протяжении многих лет мир нахо дится в состоянии «холодной войны», военные приготовления государств тяже лым бременем ложатся на плечи народов. В ряде государств ведется открытая про паганда новой войны. В печати, по радио, в публичных выступлениях становятся все более частыми призывы в войне, в том числе и к атомной. Нарушены суще ствовавшие ранее традиционные экономи ческие и торговые связи между многими государствами, складывавшиеся на протя жении многих лет. Нс требуется доказательств, чтобы при знать сложившиеся международные отно шения как совершенно ненормальные. Нужны радикальные меры для уменьше ния международной напряженности, для создания необходимого элементарного до верия в международных отношениях, устра нения угрозы новой войны и создания усло вий для мирной и спокойной жизни народов. Как же этого добиться? Прежде всего нужно положить конец «холодной войне». Советский Союз считает, что Генеральная Ассамблея должна рекомендовать всем го сударствам принять необходимые меры к строгому выполнению своего решения, осуждающего любую форму пропаганды новой войны, к прекращению в печати, по радио, в кино, в публичных выступле ниях всяких призывов к войне и к раз жиганию вражды между народами. Несо блюдение этой рекомендации должно рас сматриваться как нарушение государст вом своего международного долга и сво их обязательств перед Организацией Объе диненных Наций. Советское правительство считает, что уменьшению международной напряженно сти и созданию необходимого доверия меж ду государствами содействовал бы безотла гательный вывод Советским Союзом, Сое диненными Штатами Америки, Англией и Францией их оккупационных войск с тер ритории Германии, за исключением строго ограниченных контингентов тех войск, которые должны временно оставаться на германской территории впредь до заключе ния соглашения об их полном выводе. По мнению Советского Союза, государ- Создаются многочисленные иностранные | ства, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности, должны достичь согла шения относительно ликвидации иностран ных военных баз на чужих территориях. Чревато опасностью новой войны и пред ставляет серьезную угрозу делу поддер жания всеобщего мира существующее на пряженное положение в некоторых райо нах Дальнего Востока. Заинтересованные государства должны урегулировать нере шенные вопросы на Дальнем Востоке в соответствии с принципами суверенитета и территориальной целостности. Советский Союз полагает, что в своих экономических отношениях государства должны устранить всякого рода дискрими нацию, препятствующую развитию широ кого экономического сотрудничества между ними, и прежде всего в области торговли, а также расширить международные куль турные связи. Осуществление этих мероприятий будет способствовать созданию доверия между государствами, что является главной предпосылкой к действительному практи ческому решению проблемы разоружения. Без создания необходимого доверия между государствами проблема разоружения мо жет остаться проблемой, висящей в воз духе. Мы решительно за то, чтобы вопрос о разоружении из проблемы, висящей в воздухе, стал на реальную почву и был разрешен. В этих целях Советский Союз предла гает, чтобы Генеральная Ассамблея, наря ду с проведением в жизнь указанных вы ше положений по разрядке международ ных отношений, поручила Комиссии ООН по разоружению разработать и предста вить на утверждение Совета Безопасности проект «Международной конвенции (до говора) по вопросу о совращении воору жений и запрещении атомного, водородно го и других видов оружия массового уни чтожения». В предложениях Советского Союза пре дусматривается, что сокращение вооруже ний и запрещение атомного оружия дол жно быть проведено в течение двух лет в два этапа, каждый из которых займет по одному году. В течение первого периода, охватываю щего 1956 год, должны быть проведены следующие мероприятия: В качестве первого шага государства — участники конвенции обязуются не увели чивать своих вооруженных сил и воору жений против уровня вооружений и во оруженных сил, существовавшего на 31 декабря 1954 года. Их ассигнования на во енные нужды также ограничиваются уров нем расходов, произведенных на эти цели в течение 1954 года. Предложения Советского Союза пред усматривают далее установление уровня до которого сокращаются вооруженные си лы государств. Вооруженные силы США СССР, Китая, Англии и Франции не долж ны превышать следующих размеров: США— от 1.000.000 до 1.500.000 че ловек; СССР — от 1.000.000 до 1.500.000 че ловек; Китай — от 1.000.000 до 1.500.000 человек; Англия — 650.000 человек; Франция — 650.000 человек. Государства не должны располагать во оружейными силами, могущими представ лять угрозу международному миру. Сокращение вооруженных сил и воору жений этих пяти держав до установлен ных уровней предлагается осуществить двумя равными частями: 50 процентов течение 1956 года и остальные 50 про центов — в 1957 году. Одновременно со кращаются соответственно ассигнования этих государств на военные нужды. Советские предложения предусматрива ют, что в целях полного проведения меро приятий по всеобщему сокращению воору жений, а также для определения размеров совращения вооружений и вооруженных сил других государств, не позже первой половины 1956 года должна быть созвана всемирная конференция. Численность во оруженных сил, которая будет определена этой конференцией для других государств, должна быть значительно ниже уровней, установленных для пяти постоянных чле нов Совета Безопасности. В качестве первоочередного мероприя тия в осуществлении программы сокра щения вооружений и запрещения атом ного оружия советские предложения пред усматривают прекращение испытаний атомного и водородного оружия. В советских предложениях указывается далее, что одновременно с началом прове дения мероприятий по сокращению воору жений и вооруженных сил государства принимают торжественное обязательство не применять ядерное орулсие, которое считают для себя запрещенным. Исключе ния из этого правила могут быть допуще ны в целях обороны против агрессии, ког да будет принято соответствующее реше ние Совета Безопасности. Новые предложения Советского Союза предусматривают, что государства, распо лагающие военными, военно-морскими и военно-воздушными базами на территориях других государств, берут на себя обяза тельство ликвидировать часть этих баз 1 течение 1956 года. В течение второго периода, то есть на протяжении 1957 года, советские предло жения предусматривают проведение сле дующих мероприятий: Во-первых, должно быть немедленно прекращено производство атомного и водо родного оружия; во-вторых, США, СССР, Китай, Англия и Франция должны сокра тить свои вооруженные силы и вооруже ния на остальные 50 процентов разницы между уровнем вооруженных сил и воору жений, существбвавшим на 31 декабре 1954 года, и тем уровнем, который будем им разрешен конвенцией. После того, как сокращение вооружен ных сил и вооружений обычного типа будет осуществлено на 75 процентов об щего размера их совращения, войдет в силу полное запрещение применения атомного, водородного и иных видов ору жия массового уничтожения. Изъятие этого оружия из вооружений и сокраще ние вооруженных сил и вооружений обычного типа на последние 25 процентов должны начаться одновременно и закон читься в 1957 году. Советские предложения обязывают все государства содействовать установлению широкого международного сотрудничества области мирного использования атомной энергии. Особое внимание при этом долж но быть уделено оказанию помощи эконо мически слаборазвитым странам. Наконец, советские предложения преду сматривают в течение второго периода за вершение мероприятий по ликвидации всех иностранных военных, военно-мор ских и военно-воздушных баз на террито риях других государств. Совершенно очевидно, что осуществле ние всех этих мероприятий немыслимо без системы реального и действенного конт роля. Поэтому вопрос о контроле — это важнейшая часть конвенции. Не случайно, что вот. уже почти в те чение девяти лет контроль является цент ральным вопросом дискуссий в органах Организации Объединенных Наций и ос новным пунктом разногласий. Мы счита ем, что эти разногласия, в частности, яв ляются следствием нереального подхода к вопросу о контроле. Советское правитель ство глубоко убеждено, что эффективный контроль за разоружением возможен. Од нако все виды и формы контроля, а так же права и функции контрольных орга нов, которые предлагались до сих пор различными государствами, являются ц современных условиях ненадежными. Внося новое предложение по контролю* Советское правительство учитывает сло жившиеся в настоящее время отношения между государствами. Эти отношения, как уже говорилось, характеризуются недове рием и подозрительностью. Такие отноше ния не позволяют осуществить эффектив ный контроль на той базе, которая пред лагалась до сих пор. Трудно предположить, чтобы государст- ' ва, не доверяющие друг другу и находя щиеся в напряженных отношениях, дей ствительно допустили бы к себе на воен ные заводы и предприятия, производящие атомные материалы и атомное и водород ное оружие, контролеров других стран. Факты показывают, что правительства не которых стран чинят препятствия даже приезду культурных, сельскохозяйствен ных и студенческих делегаций. Если бы даже и был возможен подобный контроль, то он носил бы неэффективный характер, так как при отсутствии взаим ного доверия возможен и обход этого конт роля. Такое положение тем более вероят но, что технология атомного производства позволяет быстро и без особых трудностей, с помощью лишь некоторых специальных устройств обратить атомные материалы, предназначаемые для мирного использова ния, в атомное оружие. Таким образом, можно иметь контролеров, но не иметь контроля. Как же быть в таком случае? Общеизвестно, что современная война немыслима без развертывания и сосредото чения крупных сухопутных, военно-воз душных и военно-морских сил. Атомное оружие само до себе без активных дейст вий всех видов вооруженных сил не может быть аффективным в том смысле, что оно одно не решает исхода войны. Атомное оружие без средств его доставки к цели не может быть использовано. Поэтому совет ские предложения по контролю исходят из необходимости создать такие условия, при которых агрессивные намерения любого го сударства могли бы быть своевременно об наружены и предупреждены. Мы предлагаем установить такой конт роль, который мог бы своевременно преду предить об опасной концентрации сухопут ных, военно-воздушных и военно-морских сил. Для этого необходимо иметь контроль ные посты в крупных портах, на аэродро мах и узлах коммуникаций, имеющих стра тегическое значение. Установление такого контроля полностью исключит внезапное нападение одного государства на другое. Советские предложения предусматривают эффективный контроль за сокращением во оруженных сил, вооружений обычного ти па и за ассигнованиями на военные нуж ды. Созданный для этих целей междуна родный контрольный орган должен иметь право истребования от государств необхо димых сведений о проведении мероприя тий по сокращению вооружений и воору женных сил, пользоваться беспрепятствен ным доступом к материалам, касающимся бюджетных ассигнований государств на военные нужды. Внося эти предложения, Советское пра вительство считает, что предлагаемые им меры по контролю в начальный период соз дадут необходимые условия для разрядки международной напряженности и для уста новления доверия, которые позволят в дальнейшем перейти и к другим видам контроля, в том числе и в контролю за ( О к о н ч а н и е н а 3 -й ст р.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz