Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

17 ащ»ля 1955 г., Л: 76 (.301) 5 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я СТ Р ОИТЕЛЬСТВУ В КОЛХОЗАХ- ШИ Р ОКИЙ Р АЗМАХ С в о и м и р у к а м и В нашем колхозе с каждым годом уве­ личивается объем капитального строитель­ ства. Все больше мы сооружаем животно­ водческих и других хозяйственных поме­ щений. За последние два года в колхозе построены коровник, два овчарника, три телятника, конюшня, свинарник, водона­ порная башня, помещение машинного от­ деления на два двигателя, крытый ток. Проведено шесть километров радио- и электросетей. Сейчас сооружаются два стандартных коровника, один из кото­ рых — с автопоилками и подвесной до­ рогой, а также гараж на семь автомашин. Строительство и ремонт помещений ве­ дет постоянная строительная бригада. В ее составе — опытные плотники, столяры, каменщики, кровельщики. Бригаду уже несколько лет возглавляет т. Филатов, инициативный организатор' и руководи­ тель. Колхозники постоянно учатся и приобретают строительные профессии. Правление колхоза покупает для них кни- ■ ги, журналы, брошюры по вопросам стро­ ительства. Бригадир т. Филатов организу­ ет передачу опыта старых мастеров моло­ дым колхозникам. Опытные строители тт. Алтухов и Мерзликин обучили несколь­ ких колхозников столярному и плотницко­ му делу. Овладели строительными профес­ сиями колхозники тт. Филатов, Поикра- тов, Филатова, Медведева и другие. Перспективным планом намечены боль­ шие работы. Одной строительной бригаде трудно справиться с запланированным объемом. Поэтому пра-вление колхоза при­ влекает к строительству колхозников из полеводческих бригад, работников животно­ водческих ферм. В этом случае мы посту­ паем следующим образом: людей, не имею­ щих специальности, разделяем на группы и прикрепляем к ним опытных плотни­ ков, каменщиков, забутовщиков, кро­ вельщиков и т. д. Под их руководством они успешно справляются с порученным делом. Большая заслуга в обучении колхозни­ ков строительным профессиям принадлежит бригадиру П. Филатову. Он хорошо зна­ ет технику кирпичной и каменной клад­ ки, деревянного и шлакобетонного строи­ тельства, разбирается в кузнечном деле, умело организует труд людей. По его ини­ циативе правление колхоза перевело чле­ нов бригады на сдельно-аккордную опла­ ту труда У нас по каждому объекту опре­ делен объем работы, затрата трудодней и материалов, разработан график. Такой ме­ тод организации труда повышает мате­ риальную заинтересованность строителей, способствует развитию социалистического соревнования. Руководствуясь решениями сентябрьско­ го Пленума ЦЕ КПСС, правление колхоза практикует премирование строительной бригады за досрочную сдачу объектов в эксплуатацию. За успешное завершение строительства коровника правление выде­ лило для премирования строителей 3 ты­ сячи рублей. В ближайшие годы, в связи е большим ростом общественного животноводства, кол­ хозу потребуется не одно капитальное по­ мещение. Мы и впредь будем развивать у колхозников интерес в строительному делу. А. КАШИРИН, председатель колхоза имени Ворошилова, Чаплыгинского района. Д ея т ел ьн ая подготовка ДАНКОВ. (Соб. корр. «Ленинского зна­ мени»), В прошлые годы было так. Сна­ чала накоеят в бригадах бурьян, подсол­ нечник, а потом колхозников спешно пе­ ребрасывают на очистку старых и рытье новых силосных сооружений. На это ухо­ дило три— четыре дня. Силосная масса тем временем лежала и сохла. Е тому же ямы не облицовывались. В результате, больше половины сдлоса животноводы выбрасывали, так как он сгнивал. Из печальных уроков прошлого отдель­ ные колхозы сделали правильный вывод и, не дожидаясь лета, уже сейчас ведут дея­ тельную подготовку к строительству доб­ ротных. еилоеных сооружений. В качестве примера можно сослаться на колхоз «Красный Октябрь» (председатель т. Рассолов). Еще осенью с помощью ме­ ханизаторов там вырыли траншею на 500 тонн. Нынешней весной колхозники ее облицуют. Подготовительные работы к этому идут полным ходом. Е траншее под­ везли десятки кубометров камня, песка. Цемента на колхозный склад доставлено около 30 тонн. Траншея будет разбита на секция. За­ кладываться в них будет кукурузный си­ лос. Активно ведется подготовка к строи­ тельству силосных сооружений в колхозе имени Хрущева. Для облицовки силосных сооружений уже заготовлено 90 кубомет­ ров камня и 25 тонн цемента. Всяческого сдобрання заслуживает на­ чинание колхоза «Ераснбе знамя». Строи­ тельная бригада во главе е коммунистом т. Борисовым вырыла здесь зимой и за­ цементировала две ямы. Сейчас члены бригады готовят камень, завозят цемент. В ближайшее время они облицуют еще несколько ям общей емкостью в 500 тонн. Н о в ы е с и л о с н ы е с о о р у ж е н и я В сельхозартелях Чернявского района развернулось строительство силосных со­ оружений. В колхозе «1 Мая» выкопаны 3 силосных ямы вместимостью по 100 тонн каждая. Хорошо идет строительство силосных со­ оружений в колхозе имени Мичурина. На этих работах занято 7 0 человек. Строятся силосные сооружения и в сельхозартели имени Денина. В третьей т бригаде этого колхоза, которой руководит комсомолец Борис Пашков, уже выкопана яма на 50 тонн силосной массы. М. ТРОФИМОВ. И з г о т о в л я ю т б е т о н н ы е п л и т ы ТЕРБУНЫ. (Соб. корр. «Ленинского зна­ мени»). Еолхоз имени Маленкова, Тербун- ского района, впервые в прошлом году засилосовал корма в облицованной полубаш- не. Это вполне оправдало себя, силос от­ лично сохранился. В нынешнем году кол­ хозники ведут изготовление из местных материалов специальных бетонных плит для облицовки силосных ям и траншей, которых будет сооружено здесь на 470 тонн. Эти работы ведутся под руководст­ вом бригадира строительной бригады тов. Елючникова. * * % ; ^ - -^ - 4 ,1 .» * ' / ч , • * т Ф , ш&г.. ~ лА. Щт |М Н | % Л % Ш ■ \ ■ \ V '’И® Ш й§§ шШж Щ Ш I ;М Ы ■ V X '* * .* ! V; ;; ; | | 1 - . и . . . ......... ■ ,1 Т Е А Т Р Лучшая телятница совхоза «Конь-Колодезский» (Хлевенский район) Е. Т. Косач в прошлом году добилась среднесуточного привеса каждого теленка в 952 грамма. Передовая телятница является кандидатом в участники Всесоюзной сельскохозяй­ ственной выставки 1955 года. Ца снимке: телятница Е. Т, Косач х а своими питомцами. ^ Фото Л . Черкапшна, ---------------------------------♦---------------------------------------------------------------------------------------------- Увеличиваем производство картофеля Одним из важнейших резервов увеличе-' ния производства кормов, как указал ян­ варский Пленум ЦК КПСС, является рас­ ширение посевов кукурузы. Уже в теку­ щем году кукуруза станет в нашем кол­ хозе ведущей культурой в создании проч­ ной кормовой базы для общественного жи­ вотноводства. В постановлении Пленума ЦК КПСС указывается также на необходимость даль­ нейшего расширения посевов и увеличе­ ния производства картофеля. Рекомен­ дуется выделять значительную часть уро­ жая картофеля на кормовые цели. Картофель — высокопитательный корм для животных. По количеству кормовых единиц он превосходит почти все корне­ клубнеплоды. Вводя его в рацион скоту, можно добиться резкого повышения про­ дуктивности животных. Раньше в колхозе не сажали картофель на кормовые нужды. На корм скоту, как правило, выделялся нетоварный карто­ фель. Следуя указаниям партии, мы ре­ шили в текущем году посадить не менее 130 гектаров картофеля, в том числе около 40 гектаров специально на кормовые це­ ли. Наши колхозники накопили некоторый опыт возделывания этой культуры. В истекшем году весь картофель на площади 81 гектар был посажен квадратно-гнездо­ вым способом. И хотя лето было засушли­ вым, мы сумели вырастить неплохой уро­ жай. С отдельных участков получено по 100— 120 и более центнеров картофеля. Там, где посадку картофеля производили по весновспашке и без внесения на поля удобрений, урожай был значительно ниже. Учитывая уроки прошлого года, прав­ ление колхоза решило получить в нынеш­ нем году не менее 140 центнеров карто­ феля с гектара. Следовательно, осенью колхоз будет иметь около 20 тысяч цент­ неров клубней. Это позволит нам рассчи­ таться е государством по обязательным поставкам, засыпать семена, выдать кол­ хозникам на трудодни и выделить на фураж скоту 4— 5 тысяч центнеров кар­ тофеля. Наши планы вполне реальны. На всю запланированную площадь имеются семена клубней. Хранятся они в .хорошо оборудо­ ванных картофелехранилищах и сейчас находятся в отличном состоянии. Участ- „Сердце не прощает^ ки, отведенные-гпод картофель, вспаханы под зябь на достаточную глубину. Зимой на этих участках проводилось сэегаадер- жание, а в период паводка организовано задержание талых вод. С целью лучшей заинтересованности колхозников правление артели довело до каждой полеводческой бригады план по­ садки картофеля, распределило участки. На поля вывезено около 150Ю тонн на­ воза. Еак и в прошлом году, картофель на всей площади посадим прогрессивным квадратно-гнездовым способом. Сейчас колхозники под руководством агронома т. Ламзиной изучают приемы возделывания картофеля. Правление колхоза и механизаторы Троекуровской МТС, обслуживающие ар­ тель, в выращивании картофеля допустили много и других ошибок. Известно, какое большое значение имеет междурядная об­ работка посевов. Между тем за все время мы провели только две обработки в одном направлении и то е большим опозданием. В колхозе не было пропашных тракторов и культиваторов, поэтому на междурядной обработке приходилось использовать дале­ ко не совершенные культиваторы «ЕП-3» в агрегате е трактором «ХТЗ». Окучива­ ние кустов совсем не проводилось. Для лучшего ухода за посевами МТС выделила тракторной бригаде, обслужива­ ющей наш колхоз, новый пропашной трак­ тор «Беларусь» с навесным культивато­ ром. Если учесть, что в текущем году мы посеем 365 гектаров кукурузы, то станет ясным, что для своевременной и высоко­ качественной обработки междурядий посе вов пропашных культур потребуется не один культиватор, а 5— 6. Поэтому меха­ низаторы вместе с колхозниками решили переоборудовать нолевые культиваторы «ЕП-3» для обработки посевов кукурузы и картофеля. Однако, МТС медленно еще занимается переоборудованием культивато­ ров для междурядной обработки, не спе­ шит с этим делом. Введя в рацион скоту кукурузу и кар­ тофель, мы добьемся резкого повышения продуктивности общественного животно водства. М. КОРОВИН, председатель колхоза имени Кагановича, Троекуровского района. В социалистическом обществе личное неотделимо от общественного. В пьесе А. Софронова «Сердце не прощает», постав­ ленной областным драматическим театром, убедительно показано, что без единства об­ щественных и личных интересов в семье нет и не может быть взаимного уважения, каетоящей любви. ...Вернувшись с фронта после Великой Отечественной войны, Степан Топилин не включился в трудовую жизнь коллектива. Когда «люди колхоз подымали», он, бросив жену и сына, «укатил счастье искать» на стороне. Три года он промышлял вдали от родного придонского хутора— и сыры варил, и на свадьбах за плату на баяне играл... За годы скитаний Степана в жизни кол­ хоза произошли большие перемены. Многое изменилось и в судьбе брошенной им же­ ны. Екатерина Топилина одна вырастила и воспитала сына. Эта скромная тружени­ ца стала видным и уважаемым челове­ ком — бригадиром лучшей в районе кол­ хозной бригады виноградарей, вступила в партию. Молча и терпеливо _ждала Еатерина Степана, храня свою честь жены и вы­ полняя долг матери, решительно отвергая горячо полюбившего ее директора совхоза Ажинова. И вот является Топилин. Но он приходит в колхоз не для того, чтобы упор­ ным трудом загладить или хотя бы смяг­ чить свою вину перед колхозниками. И не любовь к жене и сыну привела Степана в родное гнездо. Этот жалкий отщепенец вер­ нулся с намерением спрятаться за широ­ кую спину артели и создать сабе за ее счет привольную жизнь. Однако тунеядцу не удалось перехит­ рить колхозников. Не по душе пришлась волчья повадка Степана и его жене Ека­ терине. Сердце сильного, трудолюбивого, подлинно советского человека не может простить'«жалкого присоска к обществу». И Топилина резво порывает с мужем, что­ бы жить и работать так, как подсказыва­ ет ей ее совесть. Спектакль увлекает зрителей прежде всего значительностью идейного содержа­ ния, правдивостью задуманных автором об­ разов, сочным своеобразным языком. На­ ряду с хорошими искренними сценами есть в спектакле и слабые места, и все же зритель с глубоким- участием следит за развитием действия. Наиболее интересная актерская работа в этом спектакле —- Степан Топилин в ис­ полнении артиста А. Дальекого. Артист глубоко и убедительно раскрывает психо­ логическую сложность характера евоего героя. Пользуясь скупыми и сдержанными, порою едва уловимыми оттенками, он по­ казывает Степана со всеми присущими ему чертами, умело раскрывает его анархическую природу. Топилин-Даль- свий любит землю, но не ту, на которой создается .общественное богатство артели, где буйно расцветает колхозная жизнь, колхозное богатство. Его интересуют толь­ ко свои приусадебные «пол га». Дальсвий не превращает Степана в от­ кровенного хищника. Его Топилин именно тем особенно опасен, что умеет скрывать свою волчью жадность собственника. Эго обстоятельство благоприятствует более глу­ бокому раскрытию образа жены Топили­ на — Еатерины. Е сожалению, исполнительница роли Еа­ терины — артистка Р. Светинская, не без вины режиссера спектакля Г. Назарковско- го, далеко не полно использует эти благо­ приятные условия. Артистка сумела пере­ дать многие черты характера простой жен­ щины, цельной и умной, прошедшей боль­ шой и трудный путь к независимости и самостоятельности. Эту роль можно считать одной из удачных работ актрисы. Однако порою сценическое поведение Топилиной- Оветинской не соответствует задуманному драматургом характеру Еатерины. Но пьесе Топилина тяготится сомнениями. Но это — не раздвоение: цельность натуры Топили­ ной доказана многими фактами и события-* ми. Естественно, что в сложившихся об-* стоятельствах Екатерина много и упорно размышляет. А в исцолнении Светинской; она приходит к секретарю парторганиза<~ ции и разговаривает с ним не как чело-* век, нуждающийся в совете и поддержке, а как существо обреченное, уже приняв­ шее решение «свою жизнь похоронить*.- Между тем, несколькими минутами позже та же Еатерина твердо заявляет Ажинову: «Обидно мне. И Степан говорит: я тебя: сломлю, не противься, все одно не будет по-твоему. И вы так говорите. А я хочу по-своему жить, сама собой быть... Я сама пойду!... Своей дорогой...» Без внутреннего драматического напряжения проходит и по­ следняя сцена объяснения ее с мужем. Напрашивается вывод, что режиссер не­ достаточно занимался изучением характера Топилиной. А нечеткость -в обрисовке об­ раза, возникшая, как результат этой недо­ работки, снижает серьезность и остроту основного идейного конфликта пьесы — * столкновения личного с общественным. Сочный и живой образ горячей, «языка­ стой до остервенения» жены секретаря колхозной партийной организации Домны Ивановны нарисовала артистка Н. Плюс- кова. Е сожалению, нельзя-признать удачным ‘ образ директора совхоза Ажинова в испол­ нении артиста В. Ансарова. Сопоставление Степана Топилина с Ажиновьш оказывает­ ся не всегда в пользу последнего. Степан порою умеет быть привлекательным, а Ажпнов — от первой до последней ветречи с Еатериной, выглядит беспомощным. Чем же он мог привлечь сильную душой Еате- рину? Причина этого в том, что артист не сумел преодолеть существенных недо­ статков текста, данного Ажинову драма­ тургом. Образ председателя колхоза Ольховатова, так же как и образ Ажинова, недостаточна определен, художественно не завершен. Этот недостаток пьесы постановщик спек­ такля усугубил тем, что в спектакле Оль- ховатов (артист С. Андреев) оказался че­ ловеком как будто даже неплохим. Он мо­ жет умело вести хозяйство ар-тели. Оль-* ховатов-Андреев не лишен недостатков,- делает ошибки, но не перечит, когда его поправляют. А не вернее ли было бы пол­ нее разоблачить вредность руководителей типа Ольховатова, острее раскрыть его от­ рицательные черты? Ведь руководителю- колхоза, имеющему такой политический- уровень, как Ольховатов (ниже, чем у среднего колхозника.), проявляющему ан­ тигосударственные и ггротиво&олхданые тенденции — не место на таком ответст­ венном посту. Тепло принимают зрители задорную, бо­ гатую нерастраченной жаждой любви ц неуемно тоскующей по ней казачку Елиза­ вету Новохижину в исполнении артистки А. Еузнецовой. Хотелось бы, однако, чтобы артистка уделила больше внимания лекси­ ческим особенностям речи своей героини. рыразительно ведет роль старого казака Хомутова—отца Топилиной, артист В. По­ лонский. Запоминается образ винограда-* ря-опытника Ворожейкина, созданный ар­ тистом В. Любарским. Хорош в роли «ко­ ровьего лекаря» Еонькова артист И. Манд- рыкин. Со знанием дела и вкусом выполнено! художественное оформление спектакля по эскизам художника А. Бобылкина. В целом верно решенный спектакль страдает рядом недостатков и устранения их ждут зрители, которые хотят видеть на сцене живые образы наших современников, Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ. Б о л ьш е в н им ан и я о д н о к о м п л е к т н ы м ш к о л ам Две трети всех школ нашей области со­ ставляют начальные, причем в очень мно­ гих из них насчитывается менее чем по 30 учащихся. В таких малокомплектных школах один учитель занимается, как пра- ’ вило, не с одним, а с двумя, тремя клас­ сами и более. Ему приходится ежедневно готовиться к 12— 16 урокам и вести заня­ тия одновременно с двумя классами, что требует большого труда и методического ис­ кусства. Но среди учителей однокомплектных школ нашей области есть немало таких, которые в течение долгих лет ведут заня­ тия в нескольких классах. Они накопили богатый опыт и дают учащимся прочные и глубокие знания. Учительница Каменской начальной школы, Краснинского района, А. А. Бударина работает 26-й год, причем 22 года — в этой школе. Нынче она обу­ чает три класса. Все дети, обучающиеся в ее классах, аккуратно посещают занятия и усваивают учебную программу. Тов. Бу­ дарина тщательно готовится к каждому уроку, подробно разрабатывает планы уро­ ков, умело чередует работу класса с учи­ телем и самостоятельное выполнение зада­ ний, разнообразит и активизирует дея­ тельность своих учеников. Умение творчески и увлекательно орга­ низовать самостоятельную работу учащих­ ся, уйти от нудного, усыпляющего шабло­ на, умение работать с одним классом, ни на минуту при этом не упуская из-под наблюдения самостоятельно занимающихся учеников другого класса — вот что позво­ ляет т. Будариной успешно обучать не­ сколько классов сразу. Она охотно делится своим опытом, дает открытые уроки, посе­ щает уроки других учителей, возглавляет кустовое методическое объединение учите­ лей однокомплектных школ, систематиче­ ски читает методическую литературу,. Пять лет без второгодников работает учительница Жемчужниковской однокомп­ лектной школы, Долгоруковского района, 0. В. Марных, имеющая 22-летний стаж педагогической работы. Проверка знаний ее учеников показала, что все они имеют навыки выразительного чтения, умеют ре­ шать задачи и примеры, усвоили грамма­ тические правила. Диктант и контрольную работу по арифметике все написали хо­ рошо. Большое внимание т. Марных уделяет трудовому воспитанию. Под ее руководст­ вом первоклассники в текущем учебном году вырезали из цветной бумаги и накле­ ивали на картон различные фигурки, де­ лали пакеты для семян, а учащиеся треть­ его и четвертого классов учились выши­ вать и т. д. На одном из занятий кусто­ вого методического объединения т. Марных выступила с докладом «Ручной труд в на­ чальной школе». Успешно ведут по несколько классов учителя Ераснинского района М. Е. Про­ нина н Н. П. Зотова.. Долголетний и весьма ценный опыт работы с двумя классами на­ копил учитель-орденоносец Ивановской на­ чальной школы, Чибисовского района, Е. А. Грудень, проработавший только в этой школе 40 лет. Однако, наряду с примерами образцово организованного педагогического труда, мы зачастую встречаемся и с очень плохой постановкой дела в малокомплектных шко­ лах, с полной безответственностью воз­ главляющих эти школы учителей. Вот примеры. Яковлевская начальная школа, Липец­ кого района, имеет хорошее помещение, обеспечена топливом, учебным инвентарем и пособиями, в школьной библиотеке на­ считывается 350 книг, при школе имеет­ ся опытный участок площадью в 0,5 гек­ тара, радиус обслуживаемой школой зо­ ны — всего около одного километра. Еак же использует все эти благоприятные ус­ ловия учитель С. П. Сафронов? Чтобы «сократить» рабочий день, Саф­ ронов собирает на занятия все четыре класса одновременно. Е урокам он не гото­ вится, планы их проведения не составля­ ет, и поэтому часто просто не знает, чем за­ нять ребят. Методическую литературу этот учитель не читает, кустовые методические занятия не посещает. Он не проводит с детьми никакой воспитательной работы, даже не выдает им книг из библиотеки. Формально (по сведениям, данным самим т. Сафроновым) все учащиеся успевают, но фактически у них нет никаких знаний. Предложенную задачу по арифметике не смог решить ни один ученик, пишут дети безграмотно и плохим почерком, бегло чи­ тать не умеют. Нередко на занятая не яв­ ляется половина учащихся. Школьный опытный участок является фактически личным огородом учителя. В нынешнем, учебном году т. Сафронов успел уже 16 раз побывать в районном центре, и занятяя в эти дни не проводил. Впрочем, безнаказанно совершает подоб­ ные прогулы не один Сафронов. В день проверки Федоровской начальной шкоды, Добринского района, учительница т. Бу­ ланцева явилась на занятия только в 12 часов, когда учащиеся уже разошлись по домам. Учительница не только опоздала на 3 часа, но и не подготовилась к прове­ дению уроков. Систематически срывает занятия учительница Ястребовской школы, Задонского района, т. Егорова. Следствием подобного безответственного отношения учителей к своему делу являет­ ся недопустимо низкий уровень знаний у их учеников. На весенних экзаменах 1954 года в некоторых школах Трубетчпнского, Березовского, Водопьяновского, Добринско­ го и других районов целые клаееы не справились е заданными письменными ра­ ботами. Органы народного образования совер­ шенно неудовлетворительно осуществляют контроль за работой однокомплектных школ, годами в них не заглядывают и не ин­ спектируют их. А заведующий Становлян- ским районным отделом народного образо­ вания т. Зубарев, даже получив указание облоно о проверке однокомплектных школ, заявил: «Это мы еделаем потом, сейчас проверим семилетнюю школу». По три го­ да не появлялись инспектора в Еузьминов- ской и Мало-Иншаковской школах, Лебе­ дянского района. Последняя документаль­ ная проверка Лозовской начальной школы, Задонского района, была проведена еще в 1952 году. Е тому же, и проводимые проверки одно­ комплектных школ часто сводятся к крат­ ковременному и поверхностному ознакомле­ нию с их деятельностью. Инспекторские акты с выводами и предложениями в шко­ лах не оставляются. Такие проверки, разу­ меется, приносят очень мало пользы. Недостаточно внимания уделяется ук­ реплению материальной базы однокомплект­ ных шкод. В Ворошиловской, Поряхин- ской и Георгиевской начальных школах, Становлянского района, парты нестандарт­ ные, да и те пришли в ветхость, нет учи­ тельских столов и стульев, очень мало на­ глядных пособий. В то же время за один только 1954 год в районе осталось не осво­ ено 43 тысячи рублей, ассигнованных на приобретение школьного оборудования. Плохо обставлены школы Воловского, Гря- зинского, Долгоруковского районов, тогда как и в этих районах десятки тысяч руб­ лей, отпущенных на эти цели, остались неиспользованными. В школьных библио­ теках мало книг, а отпускаемые на покуп­ ку литературы средства используются да­ леко неполностью. Например, в Волынском районе остались неистраченными до этой статье 18 тысяч рублей, в Водопьянов- ском — 19 тысяч, в Еолыбельском — 16 тысяч, в Тербунском — 17 тысяч рублей и т. д. В бюджете нашей области расходы на народное просвещение в нынешнем году достигли почти 200 миллионов рублей, что составляет более половины расходов по об­ ластному бюджету. Работникам школ и ор­ ганов народного образования остается только позаботиться о разумном использо­ вании предоставленных в их распоряжение средств. Под этим углом зрения следует, в частности, рассматривать и вопрос об од­ нокомплектных школах, в которых учится менее 10 человек. Содержание таких школ не только дорого обходится, но и педагоги­ чески не всегда целесообразно. Поэтому там, где поблизости имеются полнокомп­ лектные школы, карликовые однокомплект­ ные школы должны быть по возможности влиты в их состав. Недавно совет по народному образова­ нию при Липецком облоно обсудил совме­ стно с заведующими районными отделами народного образования вопрос о состоя­ нии и мерах улучшения деятельности од­ нокомплектных школ. Для их учителей намечено нынешним летом провести ме­ сячные курсы повышения квалификации. Большую работу по повышению методи­ ческой подготовки учителей однокомплект­ ных школ провели Усманское, Лебедян­ ское и другие педагогические училища. В январе и феврале методисты этих училищ посетили более 50 однокомплектных школ в прилегающих районах и провели там консультации и семинары для их учителей. Успешно прошли семинары учителей по ручному труду в Чернявском, Лев-Толстов- ском, Воскресенском, Усманском, Молотов- ском и других районах. Такую работу не­ обходимо проводить и в дальнейшем. Институт усовершенствования .учителей готовит областное совещание по обмену опытом работы в однокомплектных шко­ лах, Признано делесообразным прикрепить эти школы к средним или семилетним, в микрорайоны которых они входят, обязав руководителей средних и еемилетних школ оказывать малокомплектным школам пов­ седневную практическую помощь. Совет предложил заведующим районны-* ми отделами решительно улучшить инспек­ тирование однокомплектных школ и укре­ пить их материальную базу, полностью ис­ пользовать отпускаемые на них ассигновав ния. Неотложной задачей школ области яв­ ляется активное участие в борьбе за вы­ полнение решений январского Пленума ЦЕ КПСС. Сейчас наступает период работ на школьных опытных участках. В число вы­ ращиваемых на них культур необходимо включить кукурузу, отведя ей там почет­ ное место. В процессе работ на опытном участке учащиеся должны практически научиться сажать кукурузу и ухаживать за ней, получать гибридные семена этой культуры, сохранять их в зимнее время и т. д. Летом учащиеся старших классов мо­ гут оказать серьезную помощь в выращи­ вании кукурузы окрестным колхозам. Но труд их необходимо организовать. Передо­ вые школьные коллективы уже сейчас устанавливают тесную связь с колхозами и МТС, договариваются об отводе участков под семенную кукурузу и готовятся к их полной обработке. Школы немало обязаны помочь колхозам и в развитии животноводства, обеспечении поголовья скота кормами, выращивании молодняка. Встречная помощь колхозов и МТС шко­ лам в их подготовке к новому учебному го­ ду, в создании и оборудовании мастерских и в других мероприятиях создадут усло­ вия, наиболее благоприятные для выполне­ ния школами учебно-воспитательных за­ дач и подготовки учащихся к производст­ венному -ТРМУ. Я . ПОНОМАРЕВ, заведующий-облоно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz