Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

13 апреля 1955 г., № 73 (298) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Завтра исполняется 25 лет со дня смерти В. В. Маяковского 'Талантливейший поэт советской эпохи а . ☆ ☆ Его имя дорого всем трудящимся 14 апреля исполняется двадцать пять лет со дня смерти замечательного советско­ го поэта, пламенного певца Октябрьской революции и социалистического строитель­ ства — Владимира Владимировича Мая­ ковского. Имя Маяковского близко и дорого тру­ дящимся нашей страны. Он воспел в своих произведениях пафос рождения ново­ го мира, показал величие первого в исто­ рии социалистического государства. Литературная деятельность Маяковско­ го началась еще до революции. Участие юноши в работе большевистского подполья во многом обусловило такие характерней­ шие черты его дооктябрьского творчества, 'как гневное осуждение буржуазно-поме­ щичьего строя, страстный призыв к борь­ бе за свободу и счастье народа. Маяковский смело выступил против первой игровой войны, затеянной импе­ риалистами, разоблачая ее антинародную сущность и предсказывая грядущую рево­ люцию. , Великая Октябрьская социалистическая революция была встречена Маяковским с радостью и гордостью. «Моя револю­ ция», — говорил поэт. В послеоктябрьские годы огромный та­ лант Маяковского развернулся с особенной силой. Всю свою многогранную литератур­ ную деятельность он навсегда спаял с судьбами революции, с борьбой освобожден­ ного народа за строительство новой, сча­ стливой и радостной жизни. Маяковский был верным солдатом рево­ люции, и его стих, как рядовой боец вели­ кой армии, помогал громить многочислен­ ные полчища иностранных интервентов и белогвардейских генералов. Под «Левый марш», специально напи­ санный поэтом для выступления у матро­ сов, шли защищать Петроград от банд Юденича питерские и кронштадтские моря­ ки. «Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла», — пи­ сал впоследствии Маяковский. Его перу принадлежит и первая книга для красно­ армейцев — сатирическая «Советская аз­ бука». В тяжелые годы гражданской войны Маяковский вел огромнейшую агитацион­ ную работу в Российском телеграфном агентстве (Роста). Поэт сделал более трех тысяч плакатов и тысяч шесть подписей к ним. Эти плакаты размножались трафа- • ретом в десятках, в сотнях экземпляров и вывешивались в окнах и витринах мага­ зинов, в вокзальных агитпунктах Москвы и других городов, посылались на фронты. Они звали советских людей на борьбу со всеми внешними и внутренними врагами Советской власти. Огромное значение этих плакатов состоит также в том, что они явились предками всех советских сатири­ ческих журналов. Наряду с боевыми революционными сти­ хами на «злобу дня» Маяковский создал в этот период ряд больших произведений. Уже вскоре после Октября он написал пер­ вую советскую пьесу «Мистерия-буфф», а в 1920 году закончил поэму «150.000.000». Эти произведения положи­ ли начало созданию советского героическо­ го эпоса. С переходом советского народа к мирно­ му строительству стихи Маяковского за­ звучали призывом к творческому труду во имя коммунизма. Он поставил свое перо на службу «сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — со­ ветскому правительству и партии». Каж­ дое начинание Советской власти находило в нем своего горячего пропагандиста. Маяковский активно сотрудничал во множестве газет и журналов, отзываясь на самые злободневые и важные вопросы жизни. Поэт воспевает «чернорабочий, ежеднев­ ный подвиг», совершаемый в нашей стра- г не и рабочими Курска, добывшими первую руду в районе нового месторождения, и безымянными строителями Кузнецка, и комсомольцамн-рационализаторани с фаб­ рики «Красная нить». Кажется нет такой темы, которая ока­ залась бы обойденной в творчестве Мая­ ковского! Для него не было «мелких» тем. «Надо в каждой пылинке будить уметь большевистского пафоса медь», — писал поэт. Живая, повседневная связь Маяковского с самыми разными сторонами современной ему жизни и высокое художественное ма­ стерство помогли поэту создать такие ше­ девры революционной поэзии, как поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Поэма «Владимир Ильич Ленин» — это эпическое полотно о гении революции, но­ вом вожде новых масс, совершивших ве­ личайший перелом в истории человечества. Вдохновенно воспето в поэме великое един­ ство партии и ее вождя: Партия и Ленин — близнецы-братья, — кто более матери-истории ценен?. Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — партия, подразумеваем —> Ленин. Величие и силу Ленина поэт видит в том, что вождь и созданная им партия кровными узами связаны с народом. Мая­ ковский славит Коммунистическую партию как нераздельную часть рабочего класса, его «спинной хребет», видит в ней «бессмертие нашего дела». Проникновенно звучат строки поэмы: Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса ^ вот что такое партия. В другом монументальном произведении Маяковского — поэме «Хорошо!», напи­ санной к десятилетию Октября, воплоще­ на история .социалистической революции, история строительства социализма в на­ шей стране. Взволнованно и гордо пове­ ствует поэт о пройденном героическом пу­ ти, об успехах советских людей в строи­ тельстве нового общества. Замечательная эпопея заканчивается величественным гим­ ном в честь социалистического Отечества: Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. Воспевая пафос социалистического строительства, показывая высокие патрио­ тические чувства советских людей, их му­ жество и героизм, Маяковский вместе с тем вел непримиримую борьбу со всем, что мешало строить новое общество. Поэт бес­ пощадно бичевал проявления мещанства и бюрократизма, угодничества и подхалим­ ства, благодушия и парадности, унаследо­ ванных от старого мира. Сатирическому изобличению этих пороков он посвятил многочисленные стихотворения, а также две крупные пьесы — «Клоп» и «Баня». Творчество Маяковского, направленное про­ тив отвратительных пережитков эксплуа­ таторского общества, и в наши дни воспи­ тывает у советских людей высокие мораль­ ные качества, чувство личной ответствен­ ности перед социалистической Родиной. Маяковский неутомимо боролся за пар­ тийность в искусстве, за то, чтобы писа­ тель был активным участником сегодняш­ ней жизни своей страны. И сам поэт по­ казывал пример создания искусства глубо­ ких идей, воплощенных в чеканной ху­ дожественной форме. Его поэзия — это поэзия наступления на старый мир, стре­ мительная атака вражеских позиций по всему фронту; это поэзия самоотверженно­ го отстаивания я умножения всего нового, социалистического в жизни и в людях. Стремлением Маяковского было всегда рваться вперед, и многое из написанного им звучит сегодня как нельзя более зло­ бодневно. Когда, например, мы проходим по павильонам Всесоюзной сельскохозяй­ ственной выставки, в памяти отчетливо возникают слова Маяковского: Крепись этот праздник из года в год, выставляй — похвалиться рад - лучшую рожь, лучший скот и радужнейший виноград. Лейся по селам из области в область слов горящая лава: урожай — сила, урожай — доблесть, урожай увеличившим слава! С каждым годом становится все 'более явственной живая, преемственная связь между ста томами партийных книжек Маяковского и тем лучшим, что создала и создает наша современная поэзия. Разно­ образно и интересно развиваются традиции Маяковского в многонациональной совет­ ской поэзии. Весьма велико и международное значе­ ние творчества Маяковского. Маяковский беспощадно разоблачал ка­ питалистический мир, агрессивные устрем­ ления империалистических держав, США. Маяковский был рад «стихом побратать­ ся» е нашими зарубежными братьями: с «незнаемыми и родными китайскими ку­ ли», еще только начинавшими свою долго­ летнюю войну за свободу, с бастующими английскими горняками и с тщетно до­ искивающимся справедливости негром. Боевые традиции поэзии Маяковского явственно ощутимы в произведениях вы­ дающихся зарубежных писателей. Со времени смерти Владимира Владими­ ровича Маяковского, лучшего, талантли­ вейшего поэта нашей советской эпохи, как назвал его И. В. Сталин, прошла четверть века. Но творчество его не поблекло. Оно и сейчас как боевое оружие помогает на­ шему народу строить коммунизм, делу ко­ торого Маяковский отдал весь свой могу­ чий талант, всю свою кипучую энергию. А. ТУРК01 Н а ш М а я к о в с к и й Когда читаешь или слушаешь по радио «Клопа». «Баню», «Мистерию-буфф» или другие сатирические произведения Мая­ ковского, невольно поражаешься жизнен­ ности его стихов и прозы. Ведь и в наше время еще живут отдельные фальшивые люди, наследники буржуазной морали, носители всякого рода пережитков капи­ тализма в сознании. Подхалимы, бюрокра­ ты, ротозеи, двурушники, карьеристы, пе­ рестраховщики — все эти отрицательные типы ярко изображены поэтом в его сти­ хотворениях «Прозаседавшиеся», «Служа­ ка», «Трус», «Сплетник» и других. Про­ явления мещанства, все отрыжки подлого старого быта поэт беспощадно разит сво­ им острым словом, стремится своим пером- штыком сокрушить все косное и обветша­ лое, оставшееся нам в «наследство» от старого мира. В стихотворении «Бумаж­ ные ужасы» Маяковский рисует такую образную картину:, ...будет за столом бумага пить чаи, человечек — под столом валяться скомканным. В наши дни мы на каждом шагу можем применять к своей повседневной жизни те или иные строки Маяковского. Поэт не дожил до расцвета колхозной жизни, но и сейчас, четверть века спустя, убедитель­ но и злободневно звучат строки его стихо­ творения о корове и о том, что если ей «корова имя», то у нее должно быть моло­ ко, иначе какая же это корова? В этих про­ стых словах выражена суть всей работы наших колхозных животноводов. Ж так —• во многом. Поэтому советские люда, в том числе и труженики колхозной деревни, знают н чтут великого поэта на­ шей эпохи, нашего Маяковского. Он помогает нам в борьбе за коммунизм. * - » В. ДЕРЮГИН, председатель колхоза «Путь Ленина», ^ Долгоруковского района. ☆ ☆ ' Как живой с живыми говоря... (Из сатирических стихотворений В. В. Маяковского) т о л п вызвать, оказать: •Товарищ Попов, : < ) : I I Он--- даже партиец, но он перепуган, брюзжит баритоном сухим: « Раскроешь газетину — в критике вся, любая колеблется глыба. Вроют. Кого? Аж волосья встают от фамилий дыбом. Ведь это— подрыв, подкоп ведь это... Критику ■ осторожненько " должно веста. А эти критикуют, не щадя авторитета, т чина, ни стажа, ни должности. Критика снизу • ,— это яд. Сверху — вот это лекарство! Ну, можно ль позволить низам, подряд всем заниматься критиканством?! О мерзостях наших трубим и ноем. Иди и в газетах срамись я! Ну, я ошибся... Так в тресте ж в моем имеется ревизионная комиссия! Ведь можно ж, те задевая стсмщов, в кругу своих братишек орудуй.- тово... П Пристали до тепгаеты, до рвот, обмазывают кистью густою. ведь это же ж подорвет государственные устои! Кого критикуют? — вопит,, воэомня, аж голос визжит тенорком. — Вчера — Иванова, сегодня — меня, а завтра — Совнарком!»; Товарищ Попов, оставьте скулеж. Болтовня о подрывах — ложь! Мы всех зовем, чтоб в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила,— и это лучшее из доказательств надпей чистоты и силы. П о д л и з а * в в 8 *- аУ Жизнь его идет на лад;' на него не брошу тень я. Клад его — его талант, нежный способ обхожденья. Лижет ногу, лижет руку, лижет в пояс, лижет ниже,- как кутенок лижет суку, как котенок кошку лижет. А язык на метров тридцать догонять начальство вылез, мыльный весь, аж может бриться, даже кисточкой не мылясь. * • а « 8 в Мы ГЛЯДИМ, уныло ахая, как растет от ихней братии архи — разиерархия в издевательство над демократией. Вея шваброй верхом, низом, сместь бы всех, кто поддались, всех, радеющих подлизам, всех радетельских подлиз. С п л е т н и к я в я . г в Фарширован сплетен кормом, он вприпрыжку, как коза, к первым вспомненным знаковым мчится новость рассказать. Задыхаясь и сипя, добредя до вашей дали, он прибавит от себя пуд пикантнейших деталей. З А М И Р , П РО ТИ В в о й н ы Говоря о поэте, писателе, художнике, об их высоком общественном призвании, об их ответственности перед народом, Вла­ димир Маяковский писал: В наше время тот — поэт, тот — писатель, кто полезен. Быть полезным народу, любя свой на­ род, правильно оценивать его огромный созидательный труд, идти с ним рука об руку в общей борьбе за дело строительст­ ва социализма, непримиримо и страстно бороться против всего, что может поме­ шать этому великому делу, — так по­ нимал Маяковский свое место в литерату­ ре. Об этом свидетельствуют широко из­ вестные строки: ...пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм! • Присущее Маяковскому огромное чувст­ во патриотизма нашло свое выражение в чрезвычайно широкой и разнообразной те­ матике его творчества, в острой его зло­ бодневности. Поет ли Маяковский гимн Коммунистической партии, приведшей со­ ветский народ к победе Великого Октября, говорит ли он о сверкающих огнях Вол­ ховстроя, зовет ли к борьбе за высокие урожаи, обрушивается ли гневной сати­ рой на носителей пережитков прошлого — он всегда выступает как верный сын своей страны, отдающий ей «всю свою звонкую силу поэта». Большое место в стихах Маяковского отведено антивоенной теме, раскрытию ко торой посвящены многие произведения поэта. Одним из первых таких произве­ дений является его поэма «Война и мир». Империалистическую войну, принесшую народу неисчислимые потери и страдания, Маяковский воспринял как предвестник близкого конца ненавистного капитали­ стического строя. Эту войну затеяли хищ­ ники-империалисты. Война — это болезнь н гниение, возбудителем которых являет­ ся рубль — «зодотоланый микроб». Импе­ риалисты гонят на фронт солдат, а с фрон­ та возвращаются эшелоны «шинкованного мяса». Пятый день в простреленной голове поезда выкручивают за изгибом изгиб. В гниющем вагоне на~*сорок человек-—» -четыре -ноги*-- ^ ...всеми пиками истыканная грудь, всеми газами свороченное лицо... Вот, что такое война, несущая гибель миллионам и миллионам рабочих и кресть­ ян. Именно поэтому Маяковский ставит в своей поэме вопрос о бессмысленности войн для трудящихся, сражающихся за интересы капиталистов: Никто не просил, чтоб была победа родине начертана. Безрукому огрызку кровавого обеда, на черта она?!. И поэт гневно взывает: «К ответу!» Он требует суровой ответственности капита­ листов за их кровавые злодеяния — народ должен поднять свой голос против зачин­ щиков кровавой бойни. Когда ж е встанешь во весь рост ты, отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: З а что воюем? Маяковский ждет прихода такой силы, которая избавит трудящихся от ужасов войны. Он непоколебимо верит в ее приход. Такой силой явилась Октябрьская социа­ листическая революция, которую Мая­ ковский приветствовал, как избавление трудящихся от векового гнета н начало новой, свободной жизни. Но враги революции в звериной нена­ висти бросили против советской власти полчища белогвардейцев и иностранных интервентов. Началась гражданская война. И эту войну Маяковский воспринимает уже совсем но-иному, так как прекрасно понимает ее справедливость. Поэт отчетливо видит, что гражданская война в нашей стране имеет международ­ ное значение. Ярые враги Советской власти, и прежде всего Черчилль, призывали задушить моло­ дую республику Советов в самом зароды­ ше, обливали ее потоками клеветы и гря­ зи. Владимир Маяковский по этому поводу писал: Достопочтенный лорд Черчилль Совсем в ругне переперчил: Орет, К ак будто чирьи Вскочили на Черчилле. Очень злободневно звучат эти слова Маяковского и ныне по отношению к Чер­ чиллю и иным поджигателям войны. Уверенность в непобедимости строя, рожденного Октябрем, питает стихи поэта: Напрасно кулак Европы задран, Кроем,их грохотом; Н азад! ' Н е сметь? . _ Маяковского радуют происходящие Ц стране события огромной важности; он— активный участник социалистической; стройки, славящий свое родное отечество, республику свою. Но поэт зорко следит а за событиями, происходящими за рубежом; и видит, что Антанта пышет злобой, Лоте дон «вздымает кулак», за китайской лте нией грозится «чжанцзолиния» и «пан»; Пилсудский в шпорах просушивает по-* рох». Вот почему нельзя успокаиваться нй на минуту, вот почему надо укреплять на-* шу армию, закалять еебя трудом и спор-* том, чтобы молодежь была достойным по-1 полнением армии. Сегодня, заранее, крепи оборону. Крепи оборону Советской страны. Поэт призывает пограничников зорче; стоять на страже: Смотри напряженно! Смотри в оба! Глаз на врага! Рука на наган! Советские люди хотят мира и отстаива- ют его. Этой теме — борьбе за мир — посвящено стихотворение Маяковского «На Западе все спокойно», в котором поэт разоблачает лживую политику зачинщиков и поджигателей войны, лелеющих мечту о новых бойнях, не прекращающих воен­ ные приготовления. «Долой политику по­ роховых бочек!»— говорит в нем Маяков-- ский. Политика мира в нашей стране ясна. Эта политика находит сочувствие и под­ держку в сердцах трудящихся всего мира. Мы требуем мира. Но если тронете, мы в роты сожмемся, сжавши рот. Зачинщики бойни увидят на фронте Один восставший рабочий фронт. Сейчас, когда советский народ под ру­ ководством своей родной Коммунистиче­ ской партии ведет борьбу за мир во всем мире, творчество Маяковского, гневна разоблачающее поджигателей войны, зо­ вет нас к новым победам в борьбе за. ком­ мунизм. .• ' " Н. БЕЛЯЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz