Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
13 апреля 1955 г., № 73 (298) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Завтра исполняется 25 лет со дня смерти В. В. Маяковского 'Талантливейший поэт советской эпохи а . ☆ ☆ Его имя дорого всем трудящимся 14 апреля исполняется двадцать пять лет со дня смерти замечательного советско го поэта, пламенного певца Октябрьской революции и социалистического строитель ства — Владимира Владимировича Мая ковского. Имя Маяковского близко и дорого тру дящимся нашей страны. Он воспел в своих произведениях пафос рождения ново го мира, показал величие первого в исто рии социалистического государства. Литературная деятельность Маяковско го началась еще до революции. Участие юноши в работе большевистского подполья во многом обусловило такие характерней шие черты его дооктябрьского творчества, 'как гневное осуждение буржуазно-поме щичьего строя, страстный призыв к борь бе за свободу и счастье народа. Маяковский смело выступил против первой игровой войны, затеянной импе риалистами, разоблачая ее антинародную сущность и предсказывая грядущую рево люцию. , Великая Октябрьская социалистическая революция была встречена Маяковским с радостью и гордостью. «Моя револю ция», — говорил поэт. В послеоктябрьские годы огромный та лант Маяковского развернулся с особенной силой. Всю свою многогранную литератур ную деятельность он навсегда спаял с судьбами революции, с борьбой освобожден ного народа за строительство новой, сча стливой и радостной жизни. Маяковский был верным солдатом рево люции, и его стих, как рядовой боец вели кой армии, помогал громить многочислен ные полчища иностранных интервентов и белогвардейских генералов. Под «Левый марш», специально напи санный поэтом для выступления у матро сов, шли защищать Петроград от банд Юденича питерские и кронштадтские моря ки. «Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла», — пи сал впоследствии Маяковский. Его перу принадлежит и первая книга для красно армейцев — сатирическая «Советская аз бука». В тяжелые годы гражданской войны Маяковский вел огромнейшую агитацион ную работу в Российском телеграфном агентстве (Роста). Поэт сделал более трех тысяч плакатов и тысяч шесть подписей к ним. Эти плакаты размножались трафа- • ретом в десятках, в сотнях экземпляров и вывешивались в окнах и витринах мага зинов, в вокзальных агитпунктах Москвы и других городов, посылались на фронты. Они звали советских людей на борьбу со всеми внешними и внутренними врагами Советской власти. Огромное значение этих плакатов состоит также в том, что они явились предками всех советских сатири ческих журналов. Наряду с боевыми революционными сти хами на «злобу дня» Маяковский создал в этот период ряд больших произведений. Уже вскоре после Октября он написал пер вую советскую пьесу «Мистерия-буфф», а в 1920 году закончил поэму «150.000.000». Эти произведения положи ли начало созданию советского героическо го эпоса. С переходом советского народа к мирно му строительству стихи Маяковского за звучали призывом к творческому труду во имя коммунизма. Он поставил свое перо на службу «сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — со ветскому правительству и партии». Каж дое начинание Советской власти находило в нем своего горячего пропагандиста. Маяковский активно сотрудничал во множестве газет и журналов, отзываясь на самые злободневые и важные вопросы жизни. Поэт воспевает «чернорабочий, ежеднев ный подвиг», совершаемый в нашей стра- г не и рабочими Курска, добывшими первую руду в районе нового месторождения, и безымянными строителями Кузнецка, и комсомольцамн-рационализаторани с фаб рики «Красная нить». Кажется нет такой темы, которая ока залась бы обойденной в творчестве Мая ковского! Для него не было «мелких» тем. «Надо в каждой пылинке будить уметь большевистского пафоса медь», — писал поэт. Живая, повседневная связь Маяковского с самыми разными сторонами современной ему жизни и высокое художественное ма стерство помогли поэту создать такие ше девры революционной поэзии, как поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Поэма «Владимир Ильич Ленин» — это эпическое полотно о гении революции, но вом вожде новых масс, совершивших ве личайший перелом в истории человечества. Вдохновенно воспето в поэме великое един ство партии и ее вождя: Партия и Ленин — близнецы-братья, — кто более матери-истории ценен?. Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — партия, подразумеваем —> Ленин. Величие и силу Ленина поэт видит в том, что вождь и созданная им партия кровными узами связаны с народом. Мая ковский славит Коммунистическую партию как нераздельную часть рабочего класса, его «спинной хребет», видит в ней «бессмертие нашего дела». Проникновенно звучат строки поэмы: Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса ^ вот что такое партия. В другом монументальном произведении Маяковского — поэме «Хорошо!», напи санной к десятилетию Октября, воплоще на история .социалистической революции, история строительства социализма в на шей стране. Взволнованно и гордо пове ствует поэт о пройденном героическом пу ти, об успехах советских людей в строи тельстве нового общества. Замечательная эпопея заканчивается величественным гим ном в честь социалистического Отечества: Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. Воспевая пафос социалистического строительства, показывая высокие патрио тические чувства советских людей, их му жество и героизм, Маяковский вместе с тем вел непримиримую борьбу со всем, что мешало строить новое общество. Поэт бес пощадно бичевал проявления мещанства и бюрократизма, угодничества и подхалим ства, благодушия и парадности, унаследо ванных от старого мира. Сатирическому изобличению этих пороков он посвятил многочисленные стихотворения, а также две крупные пьесы — «Клоп» и «Баня». Творчество Маяковского, направленное про тив отвратительных пережитков эксплуа таторского общества, и в наши дни воспи тывает у советских людей высокие мораль ные качества, чувство личной ответствен ности перед социалистической Родиной. Маяковский неутомимо боролся за пар тийность в искусстве, за то, чтобы писа тель был активным участником сегодняш ней жизни своей страны. И сам поэт по казывал пример создания искусства глубо ких идей, воплощенных в чеканной ху дожественной форме. Его поэзия — это поэзия наступления на старый мир, стре мительная атака вражеских позиций по всему фронту; это поэзия самоотверженно го отстаивания я умножения всего нового, социалистического в жизни и в людях. Стремлением Маяковского было всегда рваться вперед, и многое из написанного им звучит сегодня как нельзя более зло бодневно. Когда, например, мы проходим по павильонам Всесоюзной сельскохозяй ственной выставки, в памяти отчетливо возникают слова Маяковского: Крепись этот праздник из года в год, выставляй — похвалиться рад - лучшую рожь, лучший скот и радужнейший виноград. Лейся по селам из области в область слов горящая лава: урожай — сила, урожай — доблесть, урожай увеличившим слава! С каждым годом становится все 'более явственной живая, преемственная связь между ста томами партийных книжек Маяковского и тем лучшим, что создала и создает наша современная поэзия. Разно образно и интересно развиваются традиции Маяковского в многонациональной совет ской поэзии. Весьма велико и международное значе ние творчества Маяковского. Маяковский беспощадно разоблачал ка питалистический мир, агрессивные устрем ления империалистических держав, США. Маяковский был рад «стихом побратать ся» е нашими зарубежными братьями: с «незнаемыми и родными китайскими ку ли», еще только начинавшими свою долго летнюю войну за свободу, с бастующими английскими горняками и с тщетно до искивающимся справедливости негром. Боевые традиции поэзии Маяковского явственно ощутимы в произведениях вы дающихся зарубежных писателей. Со времени смерти Владимира Владими ровича Маяковского, лучшего, талантли вейшего поэта нашей советской эпохи, как назвал его И. В. Сталин, прошла четверть века. Но творчество его не поблекло. Оно и сейчас как боевое оружие помогает на шему народу строить коммунизм, делу ко торого Маяковский отдал весь свой могу чий талант, всю свою кипучую энергию. А. ТУРК01 Н а ш М а я к о в с к и й Когда читаешь или слушаешь по радио «Клопа». «Баню», «Мистерию-буфф» или другие сатирические произведения Мая ковского, невольно поражаешься жизнен ности его стихов и прозы. Ведь и в наше время еще живут отдельные фальшивые люди, наследники буржуазной морали, носители всякого рода пережитков капи тализма в сознании. Подхалимы, бюрокра ты, ротозеи, двурушники, карьеристы, пе рестраховщики — все эти отрицательные типы ярко изображены поэтом в его сти хотворениях «Прозаседавшиеся», «Служа ка», «Трус», «Сплетник» и других. Про явления мещанства, все отрыжки подлого старого быта поэт беспощадно разит сво им острым словом, стремится своим пером- штыком сокрушить все косное и обветша лое, оставшееся нам в «наследство» от старого мира. В стихотворении «Бумаж ные ужасы» Маяковский рисует такую образную картину:, ...будет за столом бумага пить чаи, человечек — под столом валяться скомканным. В наши дни мы на каждом шагу можем применять к своей повседневной жизни те или иные строки Маяковского. Поэт не дожил до расцвета колхозной жизни, но и сейчас, четверть века спустя, убедитель но и злободневно звучат строки его стихо творения о корове и о том, что если ей «корова имя», то у нее должно быть моло ко, иначе какая же это корова? В этих про стых словах выражена суть всей работы наших колхозных животноводов. Ж так —• во многом. Поэтому советские люда, в том числе и труженики колхозной деревни, знают н чтут великого поэта на шей эпохи, нашего Маяковского. Он помогает нам в борьбе за коммунизм. * - » В. ДЕРЮГИН, председатель колхоза «Путь Ленина», ^ Долгоруковского района. ☆ ☆ ' Как живой с живыми говоря... (Из сатирических стихотворений В. В. Маяковского) т о л п вызвать, оказать: •Товарищ Попов, : < ) : I I Он--- даже партиец, но он перепуган, брюзжит баритоном сухим: « Раскроешь газетину — в критике вся, любая колеблется глыба. Вроют. Кого? Аж волосья встают от фамилий дыбом. Ведь это— подрыв, подкоп ведь это... Критику ■ осторожненько " должно веста. А эти критикуют, не щадя авторитета, т чина, ни стажа, ни должности. Критика снизу • ,— это яд. Сверху — вот это лекарство! Ну, можно ль позволить низам, подряд всем заниматься критиканством?! О мерзостях наших трубим и ноем. Иди и в газетах срамись я! Ну, я ошибся... Так в тресте ж в моем имеется ревизионная комиссия! Ведь можно ж, те задевая стсмщов, в кругу своих братишек орудуй.- тово... П Пристали до тепгаеты, до рвот, обмазывают кистью густою. ведь это же ж подорвет государственные устои! Кого критикуют? — вопит,, воэомня, аж голос визжит тенорком. — Вчера — Иванова, сегодня — меня, а завтра — Совнарком!»; Товарищ Попов, оставьте скулеж. Болтовня о подрывах — ложь! Мы всех зовем, чтоб в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила,— и это лучшее из доказательств надпей чистоты и силы. П о д л и з а * в в 8 *- аУ Жизнь его идет на лад;' на него не брошу тень я. Клад его — его талант, нежный способ обхожденья. Лижет ногу, лижет руку, лижет в пояс, лижет ниже,- как кутенок лижет суку, как котенок кошку лижет. А язык на метров тридцать догонять начальство вылез, мыльный весь, аж может бриться, даже кисточкой не мылясь. * • а « 8 в Мы ГЛЯДИМ, уныло ахая, как растет от ихней братии архи — разиерархия в издевательство над демократией. Вея шваброй верхом, низом, сместь бы всех, кто поддались, всех, радеющих подлизам, всех радетельских подлиз. С п л е т н и к я в я . г в Фарширован сплетен кормом, он вприпрыжку, как коза, к первым вспомненным знаковым мчится новость рассказать. Задыхаясь и сипя, добредя до вашей дали, он прибавит от себя пуд пикантнейших деталей. З А М И Р , П РО ТИ В в о й н ы Говоря о поэте, писателе, художнике, об их высоком общественном призвании, об их ответственности перед народом, Вла димир Маяковский писал: В наше время тот — поэт, тот — писатель, кто полезен. Быть полезным народу, любя свой на род, правильно оценивать его огромный созидательный труд, идти с ним рука об руку в общей борьбе за дело строительст ва социализма, непримиримо и страстно бороться против всего, что может поме шать этому великому делу, — так по нимал Маяковский свое место в литерату ре. Об этом свидетельствуют широко из вестные строки: ...пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм! • Присущее Маяковскому огромное чувст во патриотизма нашло свое выражение в чрезвычайно широкой и разнообразной те матике его творчества, в острой его зло бодневности. Поет ли Маяковский гимн Коммунистической партии, приведшей со ветский народ к победе Великого Октября, говорит ли он о сверкающих огнях Вол ховстроя, зовет ли к борьбе за высокие урожаи, обрушивается ли гневной сати рой на носителей пережитков прошлого — он всегда выступает как верный сын своей страны, отдающий ей «всю свою звонкую силу поэта». Большое место в стихах Маяковского отведено антивоенной теме, раскрытию ко торой посвящены многие произведения поэта. Одним из первых таких произве дений является его поэма «Война и мир». Империалистическую войну, принесшую народу неисчислимые потери и страдания, Маяковский воспринял как предвестник близкого конца ненавистного капитали стического строя. Эту войну затеяли хищ ники-империалисты. Война — это болезнь н гниение, возбудителем которых являет ся рубль — «зодотоланый микроб». Импе риалисты гонят на фронт солдат, а с фрон та возвращаются эшелоны «шинкованного мяса». Пятый день в простреленной голове поезда выкручивают за изгибом изгиб. В гниющем вагоне на~*сорок человек-—» -четыре -ноги*-- ^ ...всеми пиками истыканная грудь, всеми газами свороченное лицо... Вот, что такое война, несущая гибель миллионам и миллионам рабочих и кресть ян. Именно поэтому Маяковский ставит в своей поэме вопрос о бессмысленности войн для трудящихся, сражающихся за интересы капиталистов: Никто не просил, чтоб была победа родине начертана. Безрукому огрызку кровавого обеда, на черта она?!. И поэт гневно взывает: «К ответу!» Он требует суровой ответственности капита листов за их кровавые злодеяния — народ должен поднять свой голос против зачин щиков кровавой бойни. Когда ж е встанешь во весь рост ты, отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: З а что воюем? Маяковский ждет прихода такой силы, которая избавит трудящихся от ужасов войны. Он непоколебимо верит в ее приход. Такой силой явилась Октябрьская социа листическая революция, которую Мая ковский приветствовал, как избавление трудящихся от векового гнета н начало новой, свободной жизни. Но враги революции в звериной нена висти бросили против советской власти полчища белогвардейцев и иностранных интервентов. Началась гражданская война. И эту войну Маяковский воспринимает уже совсем но-иному, так как прекрасно понимает ее справедливость. Поэт отчетливо видит, что гражданская война в нашей стране имеет международ ное значение. Ярые враги Советской власти, и прежде всего Черчилль, призывали задушить моло дую республику Советов в самом зароды ше, обливали ее потоками клеветы и гря зи. Владимир Маяковский по этому поводу писал: Достопочтенный лорд Черчилль Совсем в ругне переперчил: Орет, К ак будто чирьи Вскочили на Черчилле. Очень злободневно звучат эти слова Маяковского и ныне по отношению к Чер чиллю и иным поджигателям войны. Уверенность в непобедимости строя, рожденного Октябрем, питает стихи поэта: Напрасно кулак Европы задран, Кроем,их грохотом; Н азад! ' Н е сметь? . _ Маяковского радуют происходящие Ц стране события огромной важности; он— активный участник социалистической; стройки, славящий свое родное отечество, республику свою. Но поэт зорко следит а за событиями, происходящими за рубежом; и видит, что Антанта пышет злобой, Лоте дон «вздымает кулак», за китайской лте нией грозится «чжанцзолиния» и «пан»; Пилсудский в шпорах просушивает по-* рох». Вот почему нельзя успокаиваться нй на минуту, вот почему надо укреплять на-* шу армию, закалять еебя трудом и спор-* том, чтобы молодежь была достойным по-1 полнением армии. Сегодня, заранее, крепи оборону. Крепи оборону Советской страны. Поэт призывает пограничников зорче; стоять на страже: Смотри напряженно! Смотри в оба! Глаз на врага! Рука на наган! Советские люди хотят мира и отстаива- ют его. Этой теме — борьбе за мир — посвящено стихотворение Маяковского «На Западе все спокойно», в котором поэт разоблачает лживую политику зачинщиков и поджигателей войны, лелеющих мечту о новых бойнях, не прекращающих воен ные приготовления. «Долой политику по роховых бочек!»— говорит в нем Маяков-- ский. Политика мира в нашей стране ясна. Эта политика находит сочувствие и под держку в сердцах трудящихся всего мира. Мы требуем мира. Но если тронете, мы в роты сожмемся, сжавши рот. Зачинщики бойни увидят на фронте Один восставший рабочий фронт. Сейчас, когда советский народ под ру ководством своей родной Коммунистиче ской партии ведет борьбу за мир во всем мире, творчество Маяковского, гневна разоблачающее поджигателей войны, зо вет нас к новым победам в борьбе за. ком мунизм. .• ' " Н. БЕЛЯЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz