Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

27 марта 1955 г., N 61 (286 ) Л Е НИНСКОЕ З НАМЯ 3 ь ш р < Я ш ы л ^ На днях в Липецке закончился первый областной смотр сельской художественной самодеятельности, в котором приняло участие около 800 человек из 32 районов. Перед многочисленными зрителями на про­ тяжении трех дней выступали хоры, танцевальные и музыкальные коллективы, ансамбли, солисты. На шести концертах смотра было показано около 300 различных номеров, а участники драматических кружков поставили четыре спектакля: «Дядя Ваня» A. П. Чехова, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Платон Кречет» А. Корнейчука и «Чужой ребенок» B. Шкваркина. С большим успехом выступал на седьмом—заклю­ чительном концерте сводный хор в составе 250 чело­ век. Большое число участников смотра, обширная про­ грамма, показанная ими, говорят о больших воз­ можностях самодеятельных коллективов, о неук­ лонном росте культуры тружеников села. Но в то же время в работе творческих коллективов есть еще немало недостатков. Подводя итоги первого областного смотра, редак­ ция предложила его участникам поделиться своими планами на страницах газеты, высказать свои поже­ лания. Ниже публикуются выступления ряда участников смотра и отзывы о двух показанных на смотре спек­ таклях. Песня вдохновляет Село Замартынье, Трубетчинского рай­ она, издавна славится своими песенника- ый* Сельский хор не раз участвовал в смбтрах художественной самодеятельности и получал высокие оценки. С 1954 года хоровой коллектив заметно усилил свою работу. Сначала в нем насчи­ тывалось 25 человек, но затем ряды его участников стали заметно раети, и к перво­ му „областному смотру состав хора почти удвоился, В состав хора входят многие пожилые колхозники и колхозницы. Именно они соз­ дают для хора песни. В числе таких пе- сенников-творцов — 73-летний колхоз­ ный сторож Кузьма Алексеевич Радутин- ских, сложивший песню «1енок», которая исполнялась на только что прошедшем об­ ластном смотре. Песню «Веснушка» сло­ жил 65-летний колхозник Тимофей Арта- монович Ланских. Одной из давних и всеми уважаемых участниц хора является и 45- летняя колхозница Прасковья Устинична Радутинских. Каждую новую песню мы выносим на обсуждение всего коллектива. Участники хора высказывают свое мнение о ней, вно­ сят некоторые поправки, и затем, в ходе репетиций, текст и музыка новой песни окончательно закрепляются. Поем мы в ос­ новном без сопровождения. Сейчас мы репетируем и выступаем в сельском клубе. Но он для нас стал тесен, потому что в нем всего 120 мест, а одних участников хора 45 человек. Правление колхоза включило в план 1955 года сооружение клуба не менее, чем на 400 мест со стационарной киноуста­ новкой. С постройкой нового клуба появится и возможность привлечь к работе в кружках художественной самодеятельности еще большее количество колхозников и колхоз­ ниц, улучшить культурное обслуживание населения. Песня нас вдохновляет, она помогает жить и работать. К. ХАРИН, руководитель хора, помощник бригадира тракторной бригады. Живем мы весело В нашем колхозном хоре и в танцеваль­ ной группе — 38 человек. В подавляю­ щем большинстве это — рядовые колхоз­ ники и колхозницы — доярки, телятницы, подвозчики кормов к животноводческим фермам и т. д. Есть среди них и такие знатные труженики, как Раиса Короле­ ва и Елена Долгих — участницы Всесоюз­ ной сельскохозяйственной выставки. Молодежь колхоза очень любит послу­ шать музыку, попеть, поплясать. Да и по­ чему бы нам не веселиться? Ведь живем мы эдющб, хозяйство артели с каждым „годом крепнет, трудодень у нас полновес­ ный. Готовясь к районному и областному смотрам художественной самодеятельности, мы разучили песни Массалитинова «Спа­ сибо партии» и «Елочки-еосеночки», -а танцевальная группа подготовила народ­ ную пляску. В подготовке этой программы нам помогли работники Дома культуры Студеновекого рудоуправления. Директор Дома культуры т. Загвоздкин и баянист т. Виноградов приезжали на несколько дней в наш колхоз и проводили с нами занятия. Очень жаль, что до сих пор в нашем се­ ле не создан драматический кружок. А как было бы хорошо самим поставить на сель­ ской сцене хорошую пьесу. Силы для это­ го у нас есть, желание — тоже. Требуется только, чтобы учителя местной средней школы помогли нам в этом деле. К. ДРУЖИНИНА, секретарь комсомольской организации ордена Ленина нолхоза имени Ильича, Добринского района. Радость творческих исканий Уже более 10 лет, с первого дня орга­ низации драматического коллектива при районном Доме культуры, я и моя сестра Галина являемся его (участниками. Недав­ но (к нам присоединилась и младшая сестра Дюдмила, которая учится в 10 классе сред­ ней школы. За последние годы наш драматический коллектив значительно вырос и окреп. Мы подготовили и поставили несколько боль­ ших и сложных пьес советских драматур­ гов и классиков русской драматургии, в том числе «Русалку» А. С. Пушкина, «Вассу Железнову» М. Горького, «За вто­ рым фронтом» В. Собко, «Калиновую ро­ щу» А. Корнейчука и другие. Галина много работает в школе (она учи­ тельница), но у нее хватает времени и на то, чтобы играть на сцене. Теперь ей чаще всего поручают ведущие роли. Она уже сыграла Катерину в «Грозе» А. Н. Остров­ ского, Зою в «Сказке о правде» М. Алигер, Таню в пьесе В. Собко «За вторым фрон­ том» и много других ответственных ролей. Работая над созданием того или иного образа, мы не ограничиваемся заучивани­ ем ролей и репетициями. Часто, сидя за семейным столом, мы читаем различные материалы, относящиеся к спектаклю, об­ суждаем их, спорим. Многие необходимые познания и сведения мы стараемся брать из жизни. Например, в «Калиновой роще» мне поручили роль Василисы, а Галине — Натальи Ковшик. Чтобы лучше понять внутренний мир своих героинь, мы с сест­ рой ходили в лучшие колхозы нашего рай­ она, знакомились там с передовыми кол­ хозницами, женщинами-общественницами. Это дало нам очень много. Особенно упорно мы готовились к поста­ новке спектакля «Дядя Ваня». Надо ска­ зать, что в этом нам хорошо помогли ра­ ботники областного драматического теат­ ра — режиссеры тт. Панов и Казарнов­ ский и артисты тт. Любарский и Квасов. К сожалению, в районе нам уделяют го­ раздо меньше внимания. От местных орга­ низаций мы по существу не получаем ни­ какой помощи. Нам часто не хватает са­ мых необходимых вещей: костюмов, грима, париков, предметов реквизита и бутафо­ рии. Мы надеемся, что районный отдел куль­ туры будет уделять драматическому кол­ лективу больше внимания и поможет при­ обрести парики, грим и другие предметы, необходимые для постановки многоактных пьес. Т. ЯРИКОВА, библиотекарь детской библиотеки, Добринский район. С л о в о о р у ж и в Налл хор, созданный при Никольском сельском клубе Усманского района, поет немало русских народных песет и песен советских композиторов. Но больше всего пользуются успехом сложенные участни­ ками хора частушки на местные темы. Это — своеобразная «живая газета». Она помогает отмечать успехи лучших людей и вытравливать все то плохое, что мешает нашему движению вперед. Сатирические частушки сыграли изве­ стную роль в устранении некоторых недо­ статков в работе учреждений нашего села и районного центра, а также в поведении отдельных людей. Нашему самодеятельно­ му коллективу совсем не помогал Усман- екай районный Дом культуры. Сколько ни просили поддержки — никакого толку. Тогда мы сочинили частушку: Петь, плясать, читать мы можем, Можем мы и танцевать, Но мы ждем, что Дом культуры К нам приедет помогать. Вскоре после этого, отношения с работ­ никами Дома культуры наладились. Вот другой пример. По всему сельскому совету шла дурная слава о ленивой кол­ хознице Зайцевой. Мы сложили о ней едкую, но правдивую частушку. Прошло не­ много времени, и односельчане заметили, что Зайцева стала ходить на работу. Много нарушений порядка советской торговли допускали работники нашего сельпо. Мы и тут прибегли к частушке: Как уж в нашем магазине Две двери дубовые, В одну ходят вообще все, В другую — знакомые. Работники магазина вынуждены были прекратить продажу товаров повышенного спроса «из-под прилавка». Единственное учреждение, до которого не доходят наши частушки,— это рай­ онный отдел кинофикации. Молодежь села немало потрудилась, ремонтируя свой клуб. Было сделано все необходимое, чтобы ки­ номеханики могли систематически показы­ вать нам кинофильмы. Но кино у нас бы­ вает попрежнему редко, а качество показа фильмов настолько низко, что наша моло­ дежь каждый раз после окончания сеанса поет: Много сил вложили мы На ремонте клуба, Но постигла нас беда —- Кино не видим никогда, А уж если привезут — Всем на удивление! Вы услышите не звук, А одно хрипение... Мотет быть, наши кинофикаторы этой частушки не слышали? Так пусть прочи­ тают! М. ЧЕКАЛИНА, телятница колхоза «Маяк коммунизма». М. БУНИН, секретарь колхозной партийной организации. Т. ТЕРНОВЫХ, учительница. я щ т Сводный хор сельской художественной самодеятельности на сцене областного драматического театра исполняет песню В М у радели «Партия - наш рулевой». д ^ Фото л . Черкашина. ^ Ё ~ —'——---- — ■ - Классическая ком едия на сельской сцене В числе нескольких спектаклей, пока­ занных во время первого областного смот­ ра сельской художественной самодеятель­ ности, была и комедия Н. В. Гоголя «Женитьба», поставленная драматическим коллективом Дамского сельского клуба Елецкого района. Радует то, что этот коллектив пол­ ностью состоит из колхозной молодежи, проявляющей горячий энтузиазм и любовь к искусству. Выбор для постановки на сельской сцене такого классического про­ изведения русской драматургии, как «Же­ нитьба», делает ему честь, показывая хоро­ ший вкуе и стремление коллектива рабо­ тать над лучшими образцами русской дра­ матургии. Но постановка такой комедии, как «Же­ нитьба»' Н. В. Гоголя, является делом весьма сложным и налагает на каждого члена коллектива высокую ответствен­ ность. Надо сказать, что основная линия комедии понята правильно, но полностью освоить ее богатые образы, передать ха­ рактеры герое® удалось немногим из участников спектакля. Поэтому спектакль ■не получил единого звучания и как бы распался на отдельные, слабо связанные между еобой отрывки. Наиболее яркой фигурой в спектакле является сваха Фекла Ивановна, роль ко­ торой очень правдиво ведет т. Вавилова. Она с большим мастерством рисует образ профессиональной проныры-свахи. Положительной оценки заслуживает и работа исполнителя роли Яичницы то®. Коптева, а также т. Белых, который игра­ ет Жевакина, и т. Жигулиной, исполняю­ щей эпизодическую роль Дуняшки. К сожалению, серьезные критические за­ мечания вызывает игра т. Ефремова, ко­ торому была поручена центральная роль пьесы — Подколесина. Осторожность и нерешительность, характерные для гого­ левского Подколесина, т. Ефремов подме- ■нил внешним замедлением темпа и ритма, что привело к снижению тона спектакля. Между тем, у т. Ефремова есть все дан­ ные для более реалистического раскрытия этого образа, и руководителю коллектива т. Лаврову следует помочь в этом молодо­ му актеру. Вт серьезных недостатков не свободен и исполнитель роли Кочкаревз т. Родио­ нов. Стремясь непременно вызвать смех зрителей, он порою впадает в дешевую клоунаду, которая совершенно неуместна на сцене, особенно в таком классическом спектакле, как «Женитьба». Здесь также оказался недосмотр постановщика спектак­ ля т. Лаврова, который был обязан пре­ дупредить это нарушение стиля. Значительно ярче мог бы быть и образ Агафьи Тихоновны, роль которой ведет 'обладающая необходимыми для этого дан­ ными т. Грунина./Но в ее игре также не чувствуется направляющей руки режис­ сера. Существенным недостатком спектакля является бедность его внешнего оформле­ ния и отсутствие единого стиля в костюмах и гриме. Это, конечно, легко поправимо. Надо только, чтобы соответствующие об­ щественные организации позаботились об оказании творческому коллективу необхо­ димой помощи. Нет сомнения, что в дальнейшем этот молодой коллектив будет расти, совершен­ ствоваться и продолжать свое интересное и полезное дело. Очень важно, чтобы чле­ ны коллектива постоянно расширяли свой политический и культурный кругозор, изу­ чали литературу по вопросам театрального искусства. Коллективу необходимо оказы­ вать квалифицированную помощь словом и делом. Об этом обязан позаботиться преж­ де всего районный отдел культуры. С. СЕЛЯНИН, артист областного драматического театра, член жюри смотра. Ж д е м П О М О Щ И Руководить хоровым коллективом се­ ла Олыпанец я начал давно и отдаю этому делу почти все свободное от работы время. Не раз наш хор выступал на районных смотрах художественной самодеятельности и получал неплохую оценку. В нынешнем году на районном смотре он занял тренье место. К сожалению, на областном смотре наш район был представлен только не­ сколькими солистами, к числу которых принадлежу и я. Конечно, это — большая честь. Но было бы еще лучше, если бы я приехал на смотр не один, а вместе с нашим хором, в кото­ ром насчитывается около 30 человек. При таком составе мы могли бы стать участни­ ками областного смотра. Но для того, что­ бы получить право на столь ответственное выступление, нашему хору нужно много работать, а условий для этого нам не соз­ дают. } Только для выступлений на концертах мы имеем возможность приглашать за осо­ бую плату профессионала-баяниста для со­ провождения хора. А на всех рабочих репе­ тициях нам приходится заниматься без ак­ компаниатора. Такие сложные песни, как «Марш советских патриотов» и «Песня молодежи» Мурадели, мы разучиваем с го­ лоса. Чтобы эта работа шла успешнее, я прежде всего сам заучиваю обе партии и только после этого предлагаю новую песню для разучивания хором. Работники Чибисовского районного До­ ма культуры, конечно, хорошо знают, что в селе Олыпанец существует большой, ра­ ботоспособный коллектив, который нуж­ дается в руководстве и помощи. Но она как бы не замечают сто. Пора бы этим товарищам понять, что такое отношение в корне неверно. Мы ждем их помощи. И. ВАНИН, слесарь дорожных мастерских Чибисовского района. Т а л а н т — это ра- с Среди драматических коллективов первое место на областном смотре художе- ствеиной самодеятельности завоевал коллектив Добринского районного Дома культу­ ры, показавший пьесу А. П. Чехова «Дядя Ваня». На снимке: — сцена из спектакля «Дядя Ваня», Фото Л. Черкашина. бота. В той или иной форме эту мысль выражали и следовали ей все великие ма­ стера искусства и литературы. Такая мер­ ка вполне уместна и по отношению к ху­ дожественной самодеятельности, к которой у нас предъявляются высокие требования. Одним из спектаклей, показанных на об­ ластном смотре сельской художественной самодеятельности, был «Платон Кречет» А. Корнейчука, поставленный коллективом Задонского районного Дома культуры. Участники спектакля правильно поня­ ли и сумели донести до зрителей основ­ ную идею пьесы, в которой утверждается величие характера советского человека, его творческое отношение к жизни. Одна­ ко большинству исполнителей все же не­ достает глубины в разработке образов. Это прежде всего относится к исполнителю роли главного героя пьесы — Платона Кречета. По пьесе Кречет — человек большой п еветлой души, богато одаренная натура, наделенная сильными чувствами, которые скрыты за внешним хладнокровием, угрю­ мостью и даже колючестью. А ведущий эту роль учащийся техникума механиза­ ции и электрификации сельского хозяйст­ ва Ю. Стукалин, верно уловив эти внеш­ ние черты, не раскрыл внутренней напол­ ненности и красоты образа Платона, чем заметно обеднил его. Кречет-Стукалян остается замкнутым, мрачным, чрезмерно хладнокровным и тогда, когда говорит об В П Е Р Е Д И—БО Л ЬШ АЯ Р А БО ТА отце Лиды, состояние здоровья которого внушает ему самые серьезные опасения, и тогда, когда говорят о самом сокровен­ ном, о цели своей жизни — о борьбе за «миллионы солнечных дней», которые на­ до отвоевать у смерти. Между тем, у Ю. Стукалина есть все для того, чтобы данные текстом пьесы скупые мазки стали достаточно яркими и глубоко отобразили чувства, волнующие героя. Сумел же Стукалин в последнем ак­ те показать, чего стоило Кречету его внеш­ нее спокойствие во время небывало ответ­ ственной операции. Глухо, с трудом про­ износит он: «Жизнь народного комиссара спасена». На его лице не дрогнул ни один мускул, он не сделал ни одного жеста, но на интонацию, которую ему подсказало внутреннее состояние героя, сразу отклик­ нулись сердца сидящих в зале зрителей. Совершенно другого рода недостаток свойственен исполнителю роли Бублика— преподавателю математики Д. Найдину. Он все время стремится непременно «на­ смешить» публику, и порою это ему удает­ ся. Но именно поэтому его Бублик — не более чем старый холостяк, любитель ве­ селых вечеринок с выпивкой. И когда Бублик начинает хитрить, чтобы не под­ писываться под клеветническим заявле­ нием на Платона, зрители видят в этом не проявление порядочности, а просто не­ желание Бублика впутываться в грязную историю. В зале раздается смешок, но в нем нет ни симпатии, ни сочувствия. Слишком легко приходит Бублик-Найдин и к самому решительному своему ша­ гу •— выступлению против Аркадия. По пьесе судьба Бублика — это по­ каз нелегких путей старой интеллиген­ ции, ищущей и находящей свое место в новом обществе. Эту богатую социаль­ ную основу образа не осмыслил исполни­ тель роли, что и привело его к неудаче. В подобную ошибку впадает и И. Вост­ риков, играющий Аркадия. Он изображает слащавого, самодовольного, до глупости заносчивого пошляка, но ему не удается разоблачить скрытую вредную сущность Аркадия, который пытается свою мелкую душонку карьериста замаскировать пыш­ ными революционными фразами. Сложней, чем это показано в спектакле, должен развиваться и характер архитек­ тора Лиды (учительница Т. Горохова). Хорошую простоту, уверенную неторопли­ вость человека большой души и ясного ума следовало сильнее подчеркнуть в образе Береста учащемуся техникума ме­ ханизации и электрификации сельского хозяйства В. Кутьину. Больше молодой горячности и окрашенного юмором лириз­ ма ждут зрители от исполнителей ролей Степы, Вали и Оли (учащийся культпрос- ветшкоды А. Титов, художественный ру­ ководитель Дома культуры Л. Корвякова и преподаватель техникума физвоепитания В. Моисеенко). Большинство участников спектакля имеет данные для то­ го, чтобы создать бо­ лее запоминающиеся образы. Недостатки спектакля — следствие недоработки режиссера руководителя драм­ кружка М. Н. Воробьевской, которая не су­ мела предостеречь молодых исполнителей от увлечения показом внешних черт харак­ теров героев за счет обеднения их внутрен­ них качеств. Необходимо отметить, что сама т. Воробьевская тепло и проникновенно ис­ полнила роль матери Платона — Марии Тарасовны. Это позволяет утверждать, что ей есть чем поделиться с молодежью, есть чему ее поучить. С подкупающей непосредственностью сыграла роль Майки старшая пионерво­ жатая средней школы № 1 Э. Гололобова. И этот факт — еще одно свидетельство наличия у молодых исполнителей нера­ скрытых еще творческих возможностей. Впереди у драматического коллектива Задонского Дома культуры — большая работа не только над шлифовкой образов этого спектакля, но и над общим повыше­ нием уровня исполнительского мастерст­ ва. Им следует совершенствоваться в сце­ нической речи, обратить более серьезное внимание на грим, костюмы, декорации. Только напряженно работая в этом на­ правлении, участники драмкружка смогут добиться полного, успеха, получить под­ линное творческое удовлетворение и по­ радовать своих эрителей новыми интерес­ ными постановками. А. ВОЛЬФСОН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz