Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
27 марта 1955 г., N 61 (286 ) Л Е НИНСКОЕ З НАМЯ 3 ь ш р < Я ш ы л ^ На днях в Липецке закончился первый областной смотр сельской художественной самодеятельности, в котором приняло участие около 800 человек из 32 районов. Перед многочисленными зрителями на про тяжении трех дней выступали хоры, танцевальные и музыкальные коллективы, ансамбли, солисты. На шести концертах смотра было показано около 300 различных номеров, а участники драматических кружков поставили четыре спектакля: «Дядя Ваня» A. П. Чехова, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Платон Кречет» А. Корнейчука и «Чужой ребенок» B. Шкваркина. С большим успехом выступал на седьмом—заклю чительном концерте сводный хор в составе 250 чело век. Большое число участников смотра, обширная про грамма, показанная ими, говорят о больших воз можностях самодеятельных коллективов, о неук лонном росте культуры тружеников села. Но в то же время в работе творческих коллективов есть еще немало недостатков. Подводя итоги первого областного смотра, редак ция предложила его участникам поделиться своими планами на страницах газеты, высказать свои поже лания. Ниже публикуются выступления ряда участников смотра и отзывы о двух показанных на смотре спек таклях. Песня вдохновляет Село Замартынье, Трубетчинского рай она, издавна славится своими песенника- ый* Сельский хор не раз участвовал в смбтрах художественной самодеятельности и получал высокие оценки. С 1954 года хоровой коллектив заметно усилил свою работу. Сначала в нем насчи тывалось 25 человек, но затем ряды его участников стали заметно раети, и к перво му „областному смотру состав хора почти удвоился, В состав хора входят многие пожилые колхозники и колхозницы. Именно они соз дают для хора песни. В числе таких пе- сенников-творцов — 73-летний колхоз ный сторож Кузьма Алексеевич Радутин- ских, сложивший песню «1енок», которая исполнялась на только что прошедшем об ластном смотре. Песню «Веснушка» сло жил 65-летний колхозник Тимофей Арта- монович Ланских. Одной из давних и всеми уважаемых участниц хора является и 45- летняя колхозница Прасковья Устинична Радутинских. Каждую новую песню мы выносим на обсуждение всего коллектива. Участники хора высказывают свое мнение о ней, вно сят некоторые поправки, и затем, в ходе репетиций, текст и музыка новой песни окончательно закрепляются. Поем мы в ос новном без сопровождения. Сейчас мы репетируем и выступаем в сельском клубе. Но он для нас стал тесен, потому что в нем всего 120 мест, а одних участников хора 45 человек. Правление колхоза включило в план 1955 года сооружение клуба не менее, чем на 400 мест со стационарной киноуста новкой. С постройкой нового клуба появится и возможность привлечь к работе в кружках художественной самодеятельности еще большее количество колхозников и колхоз ниц, улучшить культурное обслуживание населения. Песня нас вдохновляет, она помогает жить и работать. К. ХАРИН, руководитель хора, помощник бригадира тракторной бригады. Живем мы весело В нашем колхозном хоре и в танцеваль ной группе — 38 человек. В подавляю щем большинстве это — рядовые колхоз ники и колхозницы — доярки, телятницы, подвозчики кормов к животноводческим фермам и т. д. Есть среди них и такие знатные труженики, как Раиса Короле ва и Елена Долгих — участницы Всесоюз ной сельскохозяйственной выставки. Молодежь колхоза очень любит послу шать музыку, попеть, поплясать. Да и по чему бы нам не веселиться? Ведь живем мы эдющб, хозяйство артели с каждым „годом крепнет, трудодень у нас полновес ный. Готовясь к районному и областному смотрам художественной самодеятельности, мы разучили песни Массалитинова «Спа сибо партии» и «Елочки-еосеночки», -а танцевальная группа подготовила народ ную пляску. В подготовке этой программы нам помогли работники Дома культуры Студеновекого рудоуправления. Директор Дома культуры т. Загвоздкин и баянист т. Виноградов приезжали на несколько дней в наш колхоз и проводили с нами занятия. Очень жаль, что до сих пор в нашем се ле не создан драматический кружок. А как было бы хорошо самим поставить на сель ской сцене хорошую пьесу. Силы для это го у нас есть, желание — тоже. Требуется только, чтобы учителя местной средней школы помогли нам в этом деле. К. ДРУЖИНИНА, секретарь комсомольской организации ордена Ленина нолхоза имени Ильича, Добринского района. Радость творческих исканий Уже более 10 лет, с первого дня орга низации драматического коллектива при районном Доме культуры, я и моя сестра Галина являемся его (участниками. Недав но (к нам присоединилась и младшая сестра Дюдмила, которая учится в 10 классе сред ней школы. За последние годы наш драматический коллектив значительно вырос и окреп. Мы подготовили и поставили несколько боль ших и сложных пьес советских драматур гов и классиков русской драматургии, в том числе «Русалку» А. С. Пушкина, «Вассу Железнову» М. Горького, «За вто рым фронтом» В. Собко, «Калиновую ро щу» А. Корнейчука и другие. Галина много работает в школе (она учи тельница), но у нее хватает времени и на то, чтобы играть на сцене. Теперь ей чаще всего поручают ведущие роли. Она уже сыграла Катерину в «Грозе» А. Н. Остров ского, Зою в «Сказке о правде» М. Алигер, Таню в пьесе В. Собко «За вторым фрон том» и много других ответственных ролей. Работая над созданием того или иного образа, мы не ограничиваемся заучивани ем ролей и репетициями. Часто, сидя за семейным столом, мы читаем различные материалы, относящиеся к спектаклю, об суждаем их, спорим. Многие необходимые познания и сведения мы стараемся брать из жизни. Например, в «Калиновой роще» мне поручили роль Василисы, а Галине — Натальи Ковшик. Чтобы лучше понять внутренний мир своих героинь, мы с сест рой ходили в лучшие колхозы нашего рай она, знакомились там с передовыми кол хозницами, женщинами-общественницами. Это дало нам очень много. Особенно упорно мы готовились к поста новке спектакля «Дядя Ваня». Надо ска зать, что в этом нам хорошо помогли ра ботники областного драматического теат ра — режиссеры тт. Панов и Казарнов ский и артисты тт. Любарский и Квасов. К сожалению, в районе нам уделяют го раздо меньше внимания. От местных орга низаций мы по существу не получаем ни какой помощи. Нам часто не хватает са мых необходимых вещей: костюмов, грима, париков, предметов реквизита и бутафо рии. Мы надеемся, что районный отдел куль туры будет уделять драматическому кол лективу больше внимания и поможет при обрести парики, грим и другие предметы, необходимые для постановки многоактных пьес. Т. ЯРИКОВА, библиотекарь детской библиотеки, Добринский район. С л о в о о р у ж и в Налл хор, созданный при Никольском сельском клубе Усманского района, поет немало русских народных песет и песен советских композиторов. Но больше всего пользуются успехом сложенные участни ками хора частушки на местные темы. Это — своеобразная «живая газета». Она помогает отмечать успехи лучших людей и вытравливать все то плохое, что мешает нашему движению вперед. Сатирические частушки сыграли изве стную роль в устранении некоторых недо статков в работе учреждений нашего села и районного центра, а также в поведении отдельных людей. Нашему самодеятельно му коллективу совсем не помогал Усман- екай районный Дом культуры. Сколько ни просили поддержки — никакого толку. Тогда мы сочинили частушку: Петь, плясать, читать мы можем, Можем мы и танцевать, Но мы ждем, что Дом культуры К нам приедет помогать. Вскоре после этого, отношения с работ никами Дома культуры наладились. Вот другой пример. По всему сельскому совету шла дурная слава о ленивой кол хознице Зайцевой. Мы сложили о ней едкую, но правдивую частушку. Прошло не много времени, и односельчане заметили, что Зайцева стала ходить на работу. Много нарушений порядка советской торговли допускали работники нашего сельпо. Мы и тут прибегли к частушке: Как уж в нашем магазине Две двери дубовые, В одну ходят вообще все, В другую — знакомые. Работники магазина вынуждены были прекратить продажу товаров повышенного спроса «из-под прилавка». Единственное учреждение, до которого не доходят наши частушки,— это рай онный отдел кинофикации. Молодежь села немало потрудилась, ремонтируя свой клуб. Было сделано все необходимое, чтобы ки номеханики могли систематически показы вать нам кинофильмы. Но кино у нас бы вает попрежнему редко, а качество показа фильмов настолько низко, что наша моло дежь каждый раз после окончания сеанса поет: Много сил вложили мы На ремонте клуба, Но постигла нас беда —- Кино не видим никогда, А уж если привезут — Всем на удивление! Вы услышите не звук, А одно хрипение... Мотет быть, наши кинофикаторы этой частушки не слышали? Так пусть прочи тают! М. ЧЕКАЛИНА, телятница колхоза «Маяк коммунизма». М. БУНИН, секретарь колхозной партийной организации. Т. ТЕРНОВЫХ, учительница. я щ т Сводный хор сельской художественной самодеятельности на сцене областного драматического театра исполняет песню В М у радели «Партия - наш рулевой». д ^ Фото л . Черкашина. ^ Ё ~ —'——---- — ■ - Классическая ком едия на сельской сцене В числе нескольких спектаклей, пока занных во время первого областного смот ра сельской художественной самодеятель ности, была и комедия Н. В. Гоголя «Женитьба», поставленная драматическим коллективом Дамского сельского клуба Елецкого района. Радует то, что этот коллектив пол ностью состоит из колхозной молодежи, проявляющей горячий энтузиазм и любовь к искусству. Выбор для постановки на сельской сцене такого классического про изведения русской драматургии, как «Же нитьба», делает ему честь, показывая хоро ший вкуе и стремление коллектива рабо тать над лучшими образцами русской дра матургии. Но постановка такой комедии, как «Же нитьба»' Н. В. Гоголя, является делом весьма сложным и налагает на каждого члена коллектива высокую ответствен ность. Надо сказать, что основная линия комедии понята правильно, но полностью освоить ее богатые образы, передать ха рактеры герое® удалось немногим из участников спектакля. Поэтому спектакль ■не получил единого звучания и как бы распался на отдельные, слабо связанные между еобой отрывки. Наиболее яркой фигурой в спектакле является сваха Фекла Ивановна, роль ко торой очень правдиво ведет т. Вавилова. Она с большим мастерством рисует образ профессиональной проныры-свахи. Положительной оценки заслуживает и работа исполнителя роли Яичницы то®. Коптева, а также т. Белых, который игра ет Жевакина, и т. Жигулиной, исполняю щей эпизодическую роль Дуняшки. К сожалению, серьезные критические за мечания вызывает игра т. Ефремова, ко торому была поручена центральная роль пьесы — Подколесина. Осторожность и нерешительность, характерные для гого левского Подколесина, т. Ефремов подме- ■нил внешним замедлением темпа и ритма, что привело к снижению тона спектакля. Между тем, у т. Ефремова есть все дан ные для более реалистического раскрытия этого образа, и руководителю коллектива т. Лаврову следует помочь в этом молодо му актеру. Вт серьезных недостатков не свободен и исполнитель роли Кочкаревз т. Родио нов. Стремясь непременно вызвать смех зрителей, он порою впадает в дешевую клоунаду, которая совершенно неуместна на сцене, особенно в таком классическом спектакле, как «Женитьба». Здесь также оказался недосмотр постановщика спектак ля т. Лаврова, который был обязан пре дупредить это нарушение стиля. Значительно ярче мог бы быть и образ Агафьи Тихоновны, роль которой ведет 'обладающая необходимыми для этого дан ными т. Грунина./Но в ее игре также не чувствуется направляющей руки режис сера. Существенным недостатком спектакля является бедность его внешнего оформле ния и отсутствие единого стиля в костюмах и гриме. Это, конечно, легко поправимо. Надо только, чтобы соответствующие об щественные организации позаботились об оказании творческому коллективу необхо димой помощи. Нет сомнения, что в дальнейшем этот молодой коллектив будет расти, совершен ствоваться и продолжать свое интересное и полезное дело. Очень важно, чтобы чле ны коллектива постоянно расширяли свой политический и культурный кругозор, изу чали литературу по вопросам театрального искусства. Коллективу необходимо оказы вать квалифицированную помощь словом и делом. Об этом обязан позаботиться преж де всего районный отдел культуры. С. СЕЛЯНИН, артист областного драматического театра, член жюри смотра. Ж д е м П О М О Щ И Руководить хоровым коллективом се ла Олыпанец я начал давно и отдаю этому делу почти все свободное от работы время. Не раз наш хор выступал на районных смотрах художественной самодеятельности и получал неплохую оценку. В нынешнем году на районном смотре он занял тренье место. К сожалению, на областном смотре наш район был представлен только не сколькими солистами, к числу которых принадлежу и я. Конечно, это — большая честь. Но было бы еще лучше, если бы я приехал на смотр не один, а вместе с нашим хором, в кото ром насчитывается около 30 человек. При таком составе мы могли бы стать участни ками областного смотра. Но для того, что бы получить право на столь ответственное выступление, нашему хору нужно много работать, а условий для этого нам не соз дают. } Только для выступлений на концертах мы имеем возможность приглашать за осо бую плату профессионала-баяниста для со провождения хора. А на всех рабочих репе тициях нам приходится заниматься без ак компаниатора. Такие сложные песни, как «Марш советских патриотов» и «Песня молодежи» Мурадели, мы разучиваем с го лоса. Чтобы эта работа шла успешнее, я прежде всего сам заучиваю обе партии и только после этого предлагаю новую песню для разучивания хором. Работники Чибисовского районного До ма культуры, конечно, хорошо знают, что в селе Олыпанец существует большой, ра ботоспособный коллектив, который нуж дается в руководстве и помощи. Но она как бы не замечают сто. Пора бы этим товарищам понять, что такое отношение в корне неверно. Мы ждем их помощи. И. ВАНИН, слесарь дорожных мастерских Чибисовского района. Т а л а н т — это ра- с Среди драматических коллективов первое место на областном смотре художе- ствеиной самодеятельности завоевал коллектив Добринского районного Дома культу ры, показавший пьесу А. П. Чехова «Дядя Ваня». На снимке: — сцена из спектакля «Дядя Ваня», Фото Л. Черкашина. бота. В той или иной форме эту мысль выражали и следовали ей все великие ма стера искусства и литературы. Такая мер ка вполне уместна и по отношению к ху дожественной самодеятельности, к которой у нас предъявляются высокие требования. Одним из спектаклей, показанных на об ластном смотре сельской художественной самодеятельности, был «Платон Кречет» А. Корнейчука, поставленный коллективом Задонского районного Дома культуры. Участники спектакля правильно поня ли и сумели донести до зрителей основ ную идею пьесы, в которой утверждается величие характера советского человека, его творческое отношение к жизни. Одна ко большинству исполнителей все же не достает глубины в разработке образов. Это прежде всего относится к исполнителю роли главного героя пьесы — Платона Кречета. По пьесе Кречет — человек большой п еветлой души, богато одаренная натура, наделенная сильными чувствами, которые скрыты за внешним хладнокровием, угрю мостью и даже колючестью. А ведущий эту роль учащийся техникума механиза ции и электрификации сельского хозяйст ва Ю. Стукалин, верно уловив эти внеш ние черты, не раскрыл внутренней напол ненности и красоты образа Платона, чем заметно обеднил его. Кречет-Стукалян остается замкнутым, мрачным, чрезмерно хладнокровным и тогда, когда говорит об В П Е Р Е Д И—БО Л ЬШ АЯ Р А БО ТА отце Лиды, состояние здоровья которого внушает ему самые серьезные опасения, и тогда, когда говорят о самом сокровен ном, о цели своей жизни — о борьбе за «миллионы солнечных дней», которые на до отвоевать у смерти. Между тем, у Ю. Стукалина есть все для того, чтобы данные текстом пьесы скупые мазки стали достаточно яркими и глубоко отобразили чувства, волнующие героя. Сумел же Стукалин в последнем ак те показать, чего стоило Кречету его внеш нее спокойствие во время небывало ответ ственной операции. Глухо, с трудом про износит он: «Жизнь народного комиссара спасена». На его лице не дрогнул ни один мускул, он не сделал ни одного жеста, но на интонацию, которую ему подсказало внутреннее состояние героя, сразу отклик нулись сердца сидящих в зале зрителей. Совершенно другого рода недостаток свойственен исполнителю роли Бублика— преподавателю математики Д. Найдину. Он все время стремится непременно «на смешить» публику, и порою это ему удает ся. Но именно поэтому его Бублик — не более чем старый холостяк, любитель ве селых вечеринок с выпивкой. И когда Бублик начинает хитрить, чтобы не под писываться под клеветническим заявле нием на Платона, зрители видят в этом не проявление порядочности, а просто не желание Бублика впутываться в грязную историю. В зале раздается смешок, но в нем нет ни симпатии, ни сочувствия. Слишком легко приходит Бублик-Найдин и к самому решительному своему ша гу •— выступлению против Аркадия. По пьесе судьба Бублика — это по каз нелегких путей старой интеллиген ции, ищущей и находящей свое место в новом обществе. Эту богатую социаль ную основу образа не осмыслил исполни тель роли, что и привело его к неудаче. В подобную ошибку впадает и И. Вост риков, играющий Аркадия. Он изображает слащавого, самодовольного, до глупости заносчивого пошляка, но ему не удается разоблачить скрытую вредную сущность Аркадия, который пытается свою мелкую душонку карьериста замаскировать пыш ными революционными фразами. Сложней, чем это показано в спектакле, должен развиваться и характер архитек тора Лиды (учительница Т. Горохова). Хорошую простоту, уверенную неторопли вость человека большой души и ясного ума следовало сильнее подчеркнуть в образе Береста учащемуся техникума ме ханизации и электрификации сельского хозяйства В. Кутьину. Больше молодой горячности и окрашенного юмором лириз ма ждут зрители от исполнителей ролей Степы, Вали и Оли (учащийся культпрос- ветшкоды А. Титов, художественный ру ководитель Дома культуры Л. Корвякова и преподаватель техникума физвоепитания В. Моисеенко). Большинство участников спектакля имеет данные для то го, чтобы создать бо лее запоминающиеся образы. Недостатки спектакля — следствие недоработки режиссера руководителя драм кружка М. Н. Воробьевской, которая не су мела предостеречь молодых исполнителей от увлечения показом внешних черт харак теров героев за счет обеднения их внутрен них качеств. Необходимо отметить, что сама т. Воробьевская тепло и проникновенно ис полнила роль матери Платона — Марии Тарасовны. Это позволяет утверждать, что ей есть чем поделиться с молодежью, есть чему ее поучить. С подкупающей непосредственностью сыграла роль Майки старшая пионерво жатая средней школы № 1 Э. Гололобова. И этот факт — еще одно свидетельство наличия у молодых исполнителей нера скрытых еще творческих возможностей. Впереди у драматического коллектива Задонского Дома культуры — большая работа не только над шлифовкой образов этого спектакля, но и над общим повыше нием уровня исполнительского мастерст ва. Им следует совершенствоваться в сце нической речи, обратить более серьезное внимание на грим, костюмы, декорации. Только напряженно работая в этом на правлении, участники драмкружка смогут добиться полного, успеха, получить под линное творческое удовлетворение и по радовать своих эрителей новыми интерес ными постановками. А. ВОЛЬФСОН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz