Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
2 Женщины ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 8 марта 1955 г., X» 47 (272) активные строители коммунизма Н о в а т о р м е т а л л у р г и ч е с к о й п р ом ы ш л ен н о с т и Вот уже скоро сутки, как начальник металлургического цеха X 2 не уходил с завода. Он лично следил за приготовле нием шихты, за вывешиванием компонен тов, контролировал правильность загрузки тиглей, тщательно наблюдал за всем слож ным процессом приготовления к очередной опытной плаще... И все-таки опять получился брак!... Только что сообщили по телефону из за водской лаборатории, что в сплаве очень низок процент ведущего элемента и, нао борот, слишком высок процент кремния. ...Дверь кабинета начальника неожи данно распахнулась и на пороге, в сопро вождении главного инженера завода, поя вилась миловидная, хрупкая на вид де вушка. — Новый специалист к вам в цех, — сказал главный инженер. — Знакомь тесь. Маргарита Михайловна Олефиренко, инженер-металлург. — Приятно, очень приятно...—еле вы давил из себя начальник цеха. Осторожно, точно боясь нечаянно раздавить, пожал он маленькую руку нового специалиста. — Поработаем вместе, — продолжал начальник цеха. — В самую пору: новый сплав сейчас осваиваем... Работа горя чая... — А про себя подущал: «Вот еще недоставало!... Интересно знать, что бу дет делать в цехе эта... барышня?!» Столь же «гостеприимную» встречу пришлось пережить на первых порах моло дому специалисту и в самом цехе, у пла вильных тиглей и электропечей. Но так продолжалось недолго. На пер вом же техническом совещании у дирек тора Маргарита Михаиловна поразила ме таллургов глубиной своих знаний, наблю дательностью, смелыми суждениями. Спокойно, тихим голосом она выклады вала результаты своих наблюдений за плавкой. Но речь ее, звучавшая осуждаю ще, заставляла прислушиваться в каждо му слову, критически оценивать методы и способы, которыми работали до сих пор на этом ответственном участке. — Шихту мы перемешиваем и загру жаем в тигли вручную,— говорила Мар гарита Михайловна. — При таких дедов ских методахнам не добиться ее равномер ности. А неравномерность шихты — это бич, эго—главная причина неправильно го процесса плавления, брака. Вся сила технической мысли специалистов цеха должна быть устремлена сейчас на меха низацию и, следовательно, на равномерное перемешивание шихты, на правильную загрузку ее в тигли. И от слов Маргарита Михайловна не за медлила перейти в делу. Немало ночей напролет просидела она в тиши своего кабинета над различными техническими справочниками, над чертежами и схемами. Молодая женщина-металлург с пер вых дней работы на заводе увлекла своей идеей механизации процессов и других специалистов цеха. Вокруг нее вскоре образовалась группа инженеров-ра- ционализаторов. Е творческой работе при влекли и лучших опытных бригадиров- плашлыцико®. Вскоре на рассмотрение в технический совет завода был предоставлен во всех подробностях разработанный проект спе циальных конусов для механического пе ремешивания шихты, схемы и чертежи коробок, тележек и тельфера для механи ческой загрузки тиглей. К осуществлению этого проекта, одобренного администраци ей завода н специалистами из главка, по инициативе Маргариты Михайловны был привлечен весь цеховой коллектив. Эффект получился замечательный. Ме ханизация процессов высвободила боль шое количество металлургов, которые раньше занимались приготовлением, пере мешиванием и загрузкой шихты вручную. И самое главное — улучшился процесс плавления, повысилось качество сплава. Одним из ценнейших технологических новшеств, внедренных на выпуске спла ва № 2 по инициативе Маргариты Ми хайловны, является ввод в шихту изве сти. Е этой мысли молодого металлурга привели тщательные наблюдения за хими ческими процессами, происходящими в тиглях во время плавления, смелые ра ционализаторские эксперименты, которы ми она длительное время занималась в содружестве с инженером-химиком за вода т. Хомяковой. Добавка извести в ших ту помогла связать кремний, не дать ему переходить в металл, а остаться в шлаке. Это еще больше повысило качество сплава. Огромную пользу принесла заводу твор ческая инициатива молодой женщины- металлурга. При возрастающем из года в год выпуске сплава, резко улучшалось его качество, процент продукции высшей, первой марш последовательно возростал. Так, если в 1950 году сплава № 2 пер вой марки было выпущено только 60 про центов, то в 1952 году процент этот воз рос до 80, а в 1954 году — до 90. От повышения сортности сплава против уста новленных планом нормативов Липецкий ферросплавный завод получил не один миллион рублей сверхплановых накопле ний. * * * Уже давно остались позади и почти выветрились из памяти металлургов те дни, когда Маргарита Михайловна оши бочно была принята за человека неопыт ного. Имя инженера Олефиренко поль зуется теперь большим уважением у всего заводского коллектива. Е ней часто идут за советом, за технической консультаци ей, к ее помощи прибегают в затрудни тельных случаях. Ей поручаются сложные и ответственные задания. В конце октября прошлого года завод получил задание — выплавить партию высокопроцентного сплава № 2 с повы шенным содержанием ведущего элемента. Освоить выпуск этого нового сплава, вы полнить задание министерства поручили инженеру Олефиренко. И она отлично справилась с этим поручением, выполнив его в срок и добившись при этом высоких качественных и экономических показате лей. В январе этого года заводу дали задание увеличить производство сплава X: 4 по сравнению с прошлым годом в полтора раза. А ме&ду тем, на этом участке повы сился выход низкосортной продукции, резко снизилось содержание в металле ве дущего элемента. И на этот раз дирекция завода безошибочно прибегла к ,помощи опытного, хорошо знающего технологию инженера Олефиренко. Неутомима творческая мысль этого мо лодого новатора металлургической про мышленности. В настоящее время Марга рита Михайловна трудится над разработ кой новой технологии сплава X; 4, позво ляющей вдвое увеличить содержание в нем ведущего элемента. Выпуск такого сплава в недалеком будущем найдет ши рокое применение как в металлургии ка чественных сталей, так и в некоторых других отраслях промышленности. Р . СЕМЕНОВА. л овск от^ р ^м Г ^ ^ ^ ^Л ^ к ош ^ в а^ уч и тел ь нщ ^ ^ Т и п ец к о^ средней школы ° № С а х а р Х °ЙзоотГаДЫ Васильевской МТС Во‘ това, Лебедянского района, А. П. Вялкина, телятница колхоза имени Сталина К а с т о ю Г й о й а М Ф М° Л°' ряду (слева направо): звеньевая колхоза имени Кирова, Добринского района Д В К ру т с к и х ппапИ Ф‘ Горбу"ова- в ° в™Ром Ярославцева, токарь Липецкого тракторного завода А В. Буркова эк он ом ст Доменного совхоза «Елецкий» П. Ф. жинииа, доярка колхоза «Путь Ленина», Долгоруковского района, З В Ш у в а л ™ завода «Свободный ^ “ ^ П Д р у - ♦------— --------- 1-------------1. Наша учительница Глубокая ночь. За письменным столом, склонившись над ученической тетрадью, сидит заслуженная учительница школы РСФСР депутат областного Совета Антони на Михайловна Сахарова. Ее лицо осветилось улыбкой, рука по тянулась к чернильнице. Контрольная ра бота десятиклассника оценена на «5». Понемногу растет стопка проверенных тетрадей. Но вот письменная работа, ко торая оценена на «2». Сосредоточенным взором учительница медленно скользит по длинному ряду тригонометрических функ ций. Со свойственной ей настойчивостью Антонина Михайловна по нескольку раз перечитывает неудовлетворительные рабо ты, анализируя каждую ошибку. Завтра, придя на урок, она не только укажет учащемуся на его ошибки, но и объяснит, почему он их допустил. Тридцать пять лет Антонина Михайловна учит детей. Двадцать два года она препо дает математику в нашей школе. Требо вательная, прежде всего к себе, учитель ница не терпит формализма в знаниях учащихся. В кругу учителей она не раз говорила о том, что если ученик прекрас но выучил теорему, но не сумел приме нить ее при решении задач— знания его формальны. И она снова и снова работа ет с этим учеником до тех пор, пока он не научится самостоятельно применять теоретические знания. Индивидуальный подход— основной принцип в работе Ан тонины Михайловны. Всем, кто работает с учительницей Са харовой, невольно хочется подражать ей. Мы учимся у нее трудолюбию, скромно сти, чуткому, внимательному отношению к людям. Те из молодых учителей, кому приходилось обращаться к ней за по мощью, никогда не чувствуют себя по давленными ее авторитетом. Спокойным, тихим голосом Антонина Михайловна бесе дует с молодым учителем, стремясь все лить в него бодрость, уверенность в свои силы. При этом она никогда не навязы вает собственных мыслей. «А как вы ду маете, если мы дадим вот этот вариант», — как бы советуется она с молодой учи тельницей Нивой Викторовной Осиной. Чувствуя постоянную поддержку старо го опытного педагога, молодая учительни ца успешно овладевает профессией педа гога. Третий год преподает она матема тику в старших классах. Это моя смена,— говорит Сахарова. Успехами молодой учительницы она гор дится также, как гордится успехами сво их лучших учеников в классе. Антонина Михайловна следит за новин ками методической литературы и всегда охотно делится опытом своей работы. В свое время Воронежский институт усовер шенствования учителей печатал методиче ские разработки уроков математики, дан ные Антониной Михайловной. В настоя щее время т. Сахарова возглавляет сек цию математиков в школе, руководит ма тематическим кружком и принимает уча стие в выпуске содержательной и хорошо оформленной школьной стенной газеты «Математика и жизнь». С чувством глубокого уважения отно сятся к учительнице бывшие ее воспи танники. В дни зимних студенческих ка никул ее охотно навещают студенты. В теплой, задушевной беседе они делятся со своей любимой учительницей мыслями, впечатлениями. Многие ученики пошли по стопам Антонины Михайловны и тоже стали учителями. Ирина Александровна Тачина работает сейчас заведующей учеб ной частью нашей школы, Анна Иванов на Жужлова — учительницей. Обе они учились в школе у Антонины Михай ловны. За честный труд, за многолетнюю, пло дотворную педагогическую деятельность Антонина Михайловна Сахарова награж дена орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями, ей присвоено звание заслуженного учите ля школы РСФСР. 27 февраля трудящиеся города Липец ка в четвертый раз избрали заслужен ную учительницу депутатом областного Совета. Как и подобает слуге народа, Ан тонина Михайловна чутко прислушивает ся к голосу трудящихся. К ней обращают ся избиратели по самым различным во просам. И всегда она находит время от ветить, во-вреая оказать помощь. Однажды Антонине Михайловне расска зали о пребывании советской делегации в Австрии, о том, как австрийские учите ля задавали делегации странные для со ветского человека вопросы: «Правда ли что в Советском Союзе девушка может работать учительницей и после того, как выйдет замуж?» Или: «Правда, что учи теля и учительницы в СССР получают одинаковую зарплату за одинаковое ко личество часов?». Она сказала с чувством сожаления: «Что же, в этом нет ничего удивитель ного. Империалисты Америки и Англии все средства пускают в ход, чтобы по ставить «железный занавес», чтобы про стые люди мира не услышали правды о Советском Союзе. Но рано или поздно, ав стрийские учителя узнают правду о со ветских учителях». Амы подумали, что жизнь самой Анто нины Михайловны Сахаровой может слу жить ярким примером того, каким поче том, уважением и любовью окружена в нашей стране женщина-учительница. Почетен и славен труд советского учи теля. Он— подлинный инженер человече ской души, вкладывающий все свои силы, весь свой светлый разум и пламень серд ца в великое дело формирования человека нового мира— активного строителя ком мунизма. Антонина Михайловна Сахаро ва—рядовой многотысячной армии на родных учителей, трудом которых созда ются бесценные богатства нашей много национальной Родины. Н. ЕГУПОВ, ] уч и тел ь ср едн ей ш иолы № 2 г. Л и п ец к а. ГЛНА не могла больше молчать и сама ^ пришла в правление колхоза. Скром ная и застенчивая, на этот раз она смело подошла к председателю колхоза, подала ему бумага и требовательно проговорила: — Разберите заявление побыстрее, медлить нельзя! В голосе ее чувствовались волнение и в то же время настойчивость. «Прошу Вас придти на ферму и посмот реть, что там делается. И зачислить меня на работу по уходу за свиньями. Душа за мирает от боли, когда видишь, как губят большое дело, разоряют свиноферму», — читал вслух Д. Г. Гурьев колючие слова заявления. Дела на свиноферме действительно бы ли плохи. Правление колхоза смотрело на животноводство, как на второстепенную отрасль, руководство свинофермой поручи ло горькому пьянице П. Савватееву: «все равно, мол, он на другие работы не пригоден». Старшим свинарем назначили М. Докучаева, который вскоре стал собу тыльником заведующего. Пользуясь бесконтрольностью, они за нимались устройством личного хозяйства, пьянствовали. На свиноферме бывали из редка, как гости. Свинарки работали скопом, приходили на фермы, когда вздумается. Заболевания, падеж свиней стали обычным явлением. Знал обо всем этом и председатель кол- хозз Д. Г. Гурьев, но делал вид, что не знает: од сам был неотрочь поживиться колхозным добром. Это было 16 лет назад. Тяжелый год переживала ферма. Вот тогда-то и пришла Мария Михайловна Гурьева в правление колхоза и потребовала навести порядок на свиноферме. Только что созданная партийная органы- С а м о о т в е р ж е н н ы й т р у д зация поддержала т. Гурьеву. На колхоз ном собрания Д. Г. Гурьев и его собутыль ники были разоблачены как пьяницы, ха пуги и лодыри. Их сняли с работы. На свиноферму были посланы новые люди и среди них — Мария Михайловна Гурьева. Она знала, что берется за трудное дело, но твердо верила, что опыт и знания — дело наживное. Работы было — непочатый край: очи стить свинарник от грязи, утеплить по мещение, установить рацион кормления свиней... — Главное— всем трудиться честно и дружно, и тогда дело пойдет, — сказала подругам Мария Михайловна, и сама по давала пример добросовестного отношения к труду. С раннего утра и до поздней но чи ее можно было видеть на ферме. Не все свинарки работали одинаково. Были такие, которые прятались за спину честных тружеников, на работу приходи ли поздно, а уходил® пораньше. О нера дивых колхозницах М. М. Гурьева напи сала в стенную газету колхоза. Они да ли тогда слово изменить отношение к труду, а Гурьева помогла нм его сдер жать. По ее предложению между свинар ками развернулось социалистическое со ревнование. За каждой из них было за креплено по 8—10 свиноматок, и теперь работа свинарок была на виду у всех кол хозников. За Марией Михайловной закрепили 10 свиноматок. Все они за короткое время значительно прибавили в весе. Да иначе и не могло быть: кормление, водопой, чистка — все проводилось по графику, в строго установленное время. Марля Михай ловна охотно помогала и своим подругам. Старшие свинарки Г. А. Гурьева и Д. Т. Савватеева до сих пор помнят, как Мария Михайловна кропотливо учила их ухаживать за свиноматками. — Опоросится свинья— мы все вни мание обратим на приплод, а про свино матку забываем,— вспоминает Д. Т. Сав ватеева. — Весь уход сводим к тому, что кормим свиней три раза и то в разное время. — Так не годятся,— убеждала нас Мария Михайловна. — Кормить маток на до в одни и те же часы, три раза в день, поить три -—четыре раза чистой, све жей водой. При недостатке воды они те ряют аппетит. Зашла однажды Мария Михайловна к свинарке В. А. Гурьевой и увидела пол ный хаос в станках. Тут же помогла ей очистить их, на пол настлать солому. По том спросила: — А сколько времени прошло, как свинья опоросилась? — Почти две недели. Скоро буду вы пускать на прогулку. Мария Михайловна почувствовала, что ее подруга плохо знает дело: свиноматок выпускают на прогулку через пять дней после опороса — сначала без пороеят, а через две недели— вместе с поросятами. Продолжительность прогулки увеличивает ся постепенно и доводится до двух часов в день. Этот случай привел Марию Михайловну к мысли об организации учебы свинарок. Ее поддержали все работники ферм и кол хозный зоотехник. Вечерами в правлении колхоза и.ли на квартир© у Марии Михай ловны собирались колхозники, делились опытом работы, читали книги по животно водству!, спорили и совместно находили пути повышения продуктивности свино водства. Дела на фермах пошли гораздо лучше. — В хороших руках наше свиноводст во,— стали говорить колхозники. Узнав, что госплемрассадник соседнего, Дивенского района, Орловской области, выращивает новую породу свиней, Мария Михайловна побывала в нем, встретилась с директором т. Коровецкой, рассказала о желании колхозников заняться племенным свиноводством. Колхозу было продано несколько свино маток. Ухаживала за ними Мария Михай ловна так, как советовали работники гос- племрассадника. Завела тетрадь для запи си своих наблюдений. Внимательно прочи тывала книги, брошюры, газетные и жур нальные статьи о передовом опыте в жи вотноводстве, применяла все полезное в практической работе. Когда в колхозе побывала т. Коровец- кая, то увидела, что опыт работы колхоз ных животноводов заслуживает всяческо го распространения. Тесной стала дружба между научными работниками госплемрассадника и М. М. Гурьевой. Они часто бывали друг у друга, настойчиво работали над выведением новой породы. А вскоре стало известно, что ра ботникам Дивенского госплемрассадника за выращивание свиней ливенской породы присвоена Сталинская премия. — В наших успехах есть большая доля и вашего труда,— сказала тогда т. Коро- всцкая, с благодарностью пожимая руку опытной свинарке^ И вот уже несколько лет на ферме кол хоза имени Сталина выращиваются свиньи только ливенской породы. Мария Михайловна Гурьева— участник Всесоюзной сельскохозяйственной выстав ки. Она награждена Большой золотой ме далью ВСХВ. Посетители выставки—ино странные гости подолгу простаивали у экспонатов Чернавского колхоза, просили свинарку подробнее рассказать об опыте своей работы. А опыт у Марии Михайлов ны большой. В прошлом году М. М. Гурь ева получила по 24,6 деловых поросят от каждой закрепленной за ней свиноматки. В этом году она думает вырастить по 27 поросят. Мы побывали на свиноферме, которая стала важным источником доходов колхо за. У каждого станка— карточка. В ней указаны кличка и время опороса свино матки, фамилия свинарки, за которой она закреплена. На видном месте висит распо рядок дня фермы. Его строго придержи вается каждая свинарка. Много дел сейчас у Марии Михайловны Гурьевой. Ныне она депутат Верховного Совета РСФСР, ведет активную обществен ную работу в селе. Ее брошюру о передо вом опыте знают во многих районах; кол хозные з^гвотноводы пишут ей письма, просят советов, приглашают к себе в кол хоз. Надо всем ответить, побывать в со седних колхозах, помочь правильно орга низовать зимовку окота... Сознание того, что ее труд нужен лю дям, рождает у Марии Михайловны Гурь евой новую энергию и инициативу, жела ние работать лучше и лучше. М. ТРОФИМОВ, А. САМОХИН. Колхоз имени Сталина, Чернавского района, И НОВЫМ УСПЕХАМ Сегодня, в международный женский праздник, миллионы советских тружениц рапортуют Родине о своих новых трудовых достижениях. И я вместе со всей дружной многомиллионной семьей советских жен- щин внесла свою посильную лепту в ве- ликоз дело строительства коммунизма. Девять лет назад я впервые, стала й станку в цехе нормалей тракторного заво- лог7°ГДа Я только что «кончила школу ФЗО. Дело прошлое, я тогда очень робела перед той большой ответственностью, ко торую ставили перед всеми тракторосгрои- телями партия и правительство. Но имен но это сознание ответственности и помог ло^мне быстро освоиться с производствен ной обстановкой и овладеть профессией токаря, стать в один ряд с передовиками производства. Задание первой послевоен ной пятилетки я выполнила со значитель ным превышением. В начале второй пятилетки освоила ‘ сложнейшую работу на токарно-винторез ном станке — нарезку конической резьбы на деталях трактора-пропашника. Усовер шенствовав отдельные операции этого сложного процесса, я стала выпол нять норму на 180—250 процентов. Та ким образом, к нашему женскому празд- ( нику я выполнила девять годовых норм л ~ и теперь выпускаю детали в счет января 1960 года. За свою работу имею несколько По хвальных грамот и много благодарностей от дирекции завода и руководства цеха. Но^самой большой наградой за мой упор ный труд является то, что в нашем же цехе, но соседству со мною работает не сколько моих учеников: Валентина Соро кина, моя сестра Татьяна Буркова ш дру гие. Они справляются с работой на слож нейших станках не хуже меня. Работа в коллективе пробуждает в каж дой женщине глубочайший интерес к об щественной жизни. Скажу про себя: мне пришлось участвовать в комиссии по про верке бытовых условий рабочих нашего це ха, в организации комсомольско-молодеж ных постов по уходу за оборудованием. Кроме того, я являюсь агитатором на одной из десятидворок поселка тракторо строителей. Коллектив тракторостроителей высок» ценит мой труд. В прошедшие недавно вы боры меня избрали депутатом Липецкого городского Совета депутатов трудящихся. А. БУРКОВА, токарь ц ех а норм алей Л ипецкого трак торного завода. О них заботится Родина 1941 год. Декабрьская промозглая сту жа. По улицам и закоулкам села мечется неистовый ветер. Преследуя врага, наши войска на Елец ком направлении подошли вплотную Я селу Казаки. Фашисты упорно держались за каж дый клочок земли. Бессильные остановить натиск советских воинов, они начали ар тиллерийский обстрел села. Один из сна рядов пробил крышу дома Семенихиных. Хозяйка — мать троих детей — была убита. Чудом остались живы две девочки и мальчик — Александра, Мария и Ни колай. Тяжело стало жить малышам в раз битом доме, да еще без матери. Старшей—■ Шуре было всего шесть лет. Но соседи нё оставили их без присмотра — взяли к се бе. Вскоре второй удар постиг детещ Весной 1942 года пришла тяжелая весть—> в боях за освобождение советской земли■ погиб их отец — Кирилл Григорьевич. Отгремели бои... Над страной прокатил ся весенним громом салют Победы. Жи тели села Казаки, как и все люди осво божденных районов, горячо взялись за восстановление разрушенного врагом об щественного хозяйства. Детей-сирот взяла в свой домродная сестра их отца — тетя "О Вера. Для них она стала настоящей ма терью. Не забывает детей воина-освободителя и Родина. Каждый месяц ребята получают от государства денежное пособие. Руково дители предприятий: Казацкого крахмало паточного завода, кружевной артели име ни В. И. Ленина, Казацкого промкомбина та и колхоза имени Хрущева — шефы и опекуны сирот — заботливо следят за тем, как учатся ребята в школе, не нуж даются ли в чем... ...Это было минувшей осенью. Наступал большой праздник — славная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Накануне в просторном клубе Казацкого крахмало-паточного завода со бралось много народа. Слушали доклад, выступления слесарей, машинистов. И вот на трибуне появилась белоголовая девоч ка с аккуратно заплетенными косичками. Бодр© заговорила она. Многие узнали в маленьком ораторе Машу Семенихину. То ли в эти минуты все в зале притихли, то ли таким звонким голосом обладала девочка, но говорила она так громко, что даже на самых дальних местах ясно слы шали люди взволнованные слова: — Спасибо Коммунистической партии, спасибо ей за все заботы о нас... Дети попрежнему живут у тети Веры, получают большую поддержку от государ- > ства, от заботливых шефов. М. ГЛАЗКОВ. С. Казаки, Елецкого района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz