Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)
' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 10 февраля 1955 г., М 30 (255)' В Т О Р А Я С Е С С И Я В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р О м еж д у н а р о дн ом полож ении и внешней политике Правительства СССР Доклад Первого Заместителя Председателя Совета Министров СССР и Министра Иностранных Д е л СССР депутата И. М. МОЛОТОВА (Продолжение. Начало в N ° 29 (254) Результаты Женевского совещания бы ли -оценены как поражение агрессивных сил и, вместе с тем, как существенная победа миролюбивых с и . Тем самым Же невское совещание способствовало умень шению международной напряженности и укреплению дела мира. Агрессивные круги США, однако, не за хотели успокоиться. Как только кончилось Женевское сове щание, государственный секретарь США Даллес собрал свою собственную конфе ренцию в Маниле (Филиппины). Эта кон ференция была собрана с явной целью по мешать выполнению решений Женевского совещания, причем помогать этому агрес сивному делу согласились некоторые уча стники Женевского совещания, не счи таясь с тем, как это отзовется на их пре стиже. На даллесоБской конференции в Мани ле был подписан договор о так называемой «коллективной обороне Юго-Восточной Азии» (СЕАТО), представляющей гобою военный блок таких колониальных держав, как США, Англия и Франция и некоторых зависимых от них азиатских государств, как Филиппины, Таиланд, Пакистан. Этот договор проникнут стремлением к удуше нию национально-освободительного движе ния в Азии н явно заострен против Китай ской Народной Республики, международ ный авторитет которой так поднялся в пе риод Женевского совещания вопреки про тиводействию со стороны всякого рода реакционных кругов. О чем все это говорит? 0 том, что в нынешних условиях шаг, сделанный в пользу уменьшения между народной напряженности, встречает вся ческое противодействие со стороны наибо лее агрессивных круго-в, заинтересованных не в уменьшении, а в увеличений.- напря женности. Значит, уменьшения напряжен ности в международных отношениях нель зя достичь иначе, как -настойчивой борьбой против наиболее агрессивных сил и их козней, и, следовательно, эту борьбу не только нельзя ослаблять, но и необходимо продолжать с еще большей настойчивостью, умением и последовательностью. В настоящее время на Дальнем Востоке также происходят события, свидетельст вующие о новых попытках агрессивных сил активизироваться, дабы помешать уменьшению напряженности в междуна родных отношениях. О чем, как не о-б этом, говорят события в районе Тайваня и других китайских островов? Трудно привести более позорные факты в истории империалистической агрессии, чем то, что происходит в последние годы в этом районе. В самом деле, остров Тайвань и острова Пэнхуледао, не говоря уже о других при легающих к Китаю островах, являются бесспорной территорией Китая. Это специ ально было признано в Каирской деклара ции 1943 года, а затем в Потсдамской де кларации 1945 года, подписанных как Со единенными Штатами Америки, так га Ан глией. Это было кроме того, закреплено в акте о капитуляции Японии, кото-рая еще в конце XIX века захватила эти остро ва, а по акту о капитуляции вернула их Китаю. Несмотря на все это, теперь эти остро ва захватили Соединенные Штаты Аме рики и содержат там на свои деньги изгнанную из Китая преступную банду Чан Кай-ши, подготовляя при п-ом-ощи его наемных войск нападение на Китай. В по следнее время дело дошло до того, что пре зидент и конгресс США настолько увлек лись своей «политикой аилы», что откры то стали угрожать войной китайскому на роду, отстаивающему свои права на. эти острова и защищающему свою националь ную честь и суверенитет против агрессора. Позиция Советского Союза в этом во просе ясна и хорошо известна. Мы считаем вопрос о Тайване внутрен ним делом Китая, а захватнические дей ствия США и их угрозы войной считаем агрессией, которая должна быть безогово рочно осуждена Организацией Объединен ных Нации, е-сли она дорожит своим авто ритетом. (Аплодисменты). Нельзя дальше терпеть такого положения, что до стах пор не восстановлены законные права Китай ской Народной Республики в Организации Объединенных Наций из-за сопротивления со стороны США. Соединенные Штаты дол жны вывести с Тайваня и из Тайваньско го пролива все свои вооруженные силы, включая военно-воздушные и военно-мор ские. Топа на Дальнем Востоке прекратят ся военные действия и установится мир. (Аплодисменты). В то время, как позиция Соединенных Штатов в вопросе о Тайване ведет к соз данию угрозы сохранению мира и к уве личению напряженности в международных отношениях, позиция СССР и в данном случае соответствует интересам уменьше ния международной напряженности и на правлена на укрепление мира на Дальнем Востоке. Разумеется, мы имеем в виду такое уменьшение международной напряженно сти, которое возможно не за- счет подрыва и урезывания свободы и национальных прав того или другого государства, того или другого народа, а при обеспечении н возможном укреплении этих демократиче ских прав, как этого требуют интересы прогресса в жизни государств и народов. При всей важности упомянутых собы тий в Азии, не приходится считать, что положение в Европе может быть отодвину то на второй план. Достаточно напомнить о парижских соглашениях, чтобы оценить остроту со здавшегося здесь положения. Не требуется доказывать, что со време ни окончания второй мировой войны в центре всех послевоенных проблем Европы встал германский вопрос. Казалось бы, что десятилетний срок со времени окончания войны — достаточный период, чтобы для решения германской проблемы были наме чены ясные пути и средства. Тем не ме нее, дело обстоит не так. Если во время войны и сразу после ее окончания все государства антигитлеров ской коалиции согласились с тем, что их общей главной задачей является обеспе чить развитие Германии как единого, ми ролюбивого и демократического государст ва, то уже в первые годы после окончания войны обнаружилось, что не все эти госу дарства действительно стремятся к этим целям. Для одних государств, к которым относится СССР, эго было и остается осно вой их политики в германском вопросе. Для других же государств это были толь ко слова, под которыми они поставили свои подписи, не думая всерьез выполнять подписанные ими соглашения. Советский Союз стоял и стоит за вы полнение основной задачи международных соглашений, подписанных в Ялте и Пот сдаме. Дело идет не о тех иля иных па раграфах этих соглашений,— многие из них уже никому не нужны, так как собы тия давно через них перешагнули. Однако, основную проблему, как она была постав лена в этих важнейших международных соглашениях,— проблему восстановления единства Германии как действительно ми ролюбивого и демократического государст ва,— нельзя снять с порядка дня, если нам дорога Интересы мира и свободы наро дов Европы. Эта проблема будет стоять до тех пор, пока не будет решена в соот ветствии с интересами укрепления мира в Европе и, вместе с тем, с должным учетом интересов национального возрождения еди ной демократической Германии. Растущие миролюбивые силы германского народа на ходят свою надежную опору в Германской Демократической Республике, непоколеби мо отстаивающей дело восстановления единства Германии. (Аплодисменты). В этой связи следует рассматривать и вопрос о парижских соглашениях. Как в отвергнутом проекте «европей ского оборонительного сообщества», так и в парижских соглашениях дело сводится, в конце концов, к одному и тому же: как первый, так и второй проект открывают ворота возрождению германского милита ризма в Западной Германии и включению ремилитаризованной Западной Германии в агрессивные военные группировки запад ных государств. Не велико различие между ними: раньше предполагалось включить западногерманскую армию в так называе мую «европейскую армию», а по париж ским соглашениям — в «западноевропей скую армию». На это можно сказать одно; «Хрен редьки не слаще, уголь сажи не бе лей». (Смех, аплодисменты). Все это делается в прямое нарушение известных международных соглашений, под которыми стоят подписи четырех вели ких держав и которые имеют целью недо пущение возрождения германского милита ризма. Это является также грубым нару шением как англо-советского, так и фран ко-советского договоров, согласно которым Англия и Франция обязались совместно с СССР принимать меры против возможно сти новой германской агрессии, а также обязались не участвовать в военных груп пировках, направленных против Советско го Союза. Попирая важнейшие междуна родные соглашения и договоры, подписан ные вместе с СССР, Соединенные Штаты Америки, Англия и Франция все делают для того, чтобы протащить ратификацию и ускорить осуществление парижских со глашений. С большим скрипом проходят парижские соглашения через европейские парламенты. Достаточно сказать, что, несмотря на весь нажим извне и на все угрозы, кото рые идут со стороны Соединенных Штатов против тех, кто не верит в-1 необходимость парижских соглашений, во французском парламенте лишь меньшинство депутатов голосовало за одобрение парижских согла шений. В английском парламенте также лишь меньшинство депутатов согласилось голосовать за парижские соглашения. При этом фракция лейбористов, как известно, решила полностью воздержаться при голо совании. В самой Западной Германии все основные профсоюзные и партийные мас совые организации рабочего класса, по ко торым, в известной мере, можно судить о действительных настроениях большинства германского народа, решительно высказа лись против парижских соглашений и про тив ремилитаризация, поскольку герман ский народ, естественно, не может забыть о тягчайших для Германии последствиях двух мировых войн. В таком случае, чего могут стоить па рижские соглашения, навязываемые извне, осужденные и отвергаемые народами Ев ропы? Тем не менее, нельзя недооценивать от рицательных и прямо опасных последствий парижских соглашений в случае их рати фикации и осуществления. Опасность ратификации парижских со глашений для народов Европы заключает ся в том, что эти соглашения служат не целям укрепления мира, а целям под готовки войны. Разве мало авантюристов среди сторонников «политики силы», ко торые так стремятся объединиться с огол телыми реваншистами и милитаристами в Западной Германии? Надо считаться также с тем, что рати фикация парижских соглашений нанесет тягчайший удар по национальным интере сам германского народа. В случае ратификации парижских со глашений они станут главным препятст вием на пути решения германской про блемы. На длительный период они сдела ют невозможным восстановление единства Германии. После того, как Западная Гер мания будет ремилитаризована и превра тится в милитаристское государство, ста нет невозможным объединение этой части Германии с восточной частью Германии — с миролюбивой Германской Демократиче ской Республикой. Все заявления о том, что ратификация парижских соглашений будто не помешает плодотворным перегово рам о восстановлении единства Германии, имеют одну цель — протащить через пар ламенты парижские соглашения, используя Никакая клевета и лживые измышления не смогут скрыть от народов того фак та, что Советский Союз ведет последова тельную борьбу за мир, за обеспечение коллективной безопасности в Европе. Советский проект договора о коллек тивной безопасности для всех европейских государств, независимо от различий в их общественном и государственном устройст ве, хорошо известен. Он встретил под держку со стороны целого ряда государств Европы и нашел живейший отклик во всех странах, в том числе и в тех из них, где правящие круги стараются за молчать предложения Советского Союза о коллективной безопасности, а зачастую и прямо извращают смысл этих предложе ний. Советское правительство выразило го товность обсудить и другие предложения о коллективной безопасности в Европе. В этих целях оно предложило созвать Общеевропейское совещание и там рас смотреть как советский проект, так и другие возможные предложения по обес печению мира и европейской безопасно сти. Никто из противников советского пред ложения не выдвинул, однако, какого-ли бо другого проекта по обеспечению евро пейской коллективной безопасности. Пра вительства государств, входящих в Севе ро-атлантический блок, отказались и от участия в Общеевропейском совещании по этому вопросу. Они заявили, что их ин тересуют только такие договоры, в кото рых участвуют лишь государства, «одина ково мыслящие» с участниками Северо- атлантического блока. Тем самым они по казали, насколько они беспринципно от носятся к своему участию в Организации Объединенных Наций, которая создана на основе признания принципов равноправ ного участия в этой организации всех го сударств, независимо от их общественно го устройства. Своим заявлением они под твердили, вместе с тем, что они и не ду мают об обеспечении мира и действитель ной безопасности в Европе и что их военные группировки созданы с целями, враждебными Советскому Союзу и странам народной демократии. Миролюбивой политике Советского Сою за, направленной к обеспечению мира и безопасности для всех государств Европы, независимо от их общественного устрой ства, они противопоставляют политику создания военных группировок одних го сударств против других государств. Тем самым на них падает ответственность за агрессивные планы и за то, что они дей ствуют не в интересах мира, а значит, и не в интересах своих народов, а в ин тересах тех агрессивных кругов и пра вящих клик, которые проводят агрессив ную «политику силы» и которым по пра ву дано имя поджигателей войны. Итак, позиция Советского Союза в от ношении парижских соглашений совер шенно ясна. Она не дает никаких осно ваний для кривотолков. Для нас ясно, что в случае ратифика ции парижских соглашений Западная Германия встанет на путь восстановления милитаризма и фактически • окажется в руках германских реваншистов. Надо ду мать, что и французские патриоты, слу шая замечательные речи Эдуарда Эррио, для этого все средства дезориентации и обмана общественных кругов. Напротив, отказ от парижских согла шений и достижение соответствующего со глашения между четырьмя державами — Францией, Англией, США и СССР — сде лали бы возможным уже в этом году прове дение общегерманских свободных выборов, Имеющих целью восстановление единства Германии на миролюбивых и демократиче ских началах. В этом заключается смысл сделанного 15 января Заявления Советско го Правительства по германскому вопросу. Французов, бельгийцев, норвежцев и других уверяют, будто парижские согла шения, предусматривающие возрождение вермахта, необходимы для обеспечения их безопасности. Их бессовестно обманывают, убеждая, что будто со стороны Советского Союза и стран народной демократии исходит угроза для безопасности западноевропейских на родов, хотя и те, кто это постоянно твер дит, знают, что это гнусная и грязная клевета в отношении нашей миролюбивой страны и в отношении всех народно-демо кратических государств. Но в руках про поведников агрессивной политики много тиражная буржуазная печать, многочис ленные радиостанции, которые каждый день голосят с утра до ночи; в их руках весь государственный аппарат и армия всяких наемных агентов капитала, у ко торых честь и совесть продаются и кото рые изо дня в день распространяют лю бую отвратительную антисоветскую ложь и клевету и делают это все бессовестнее и наглее, так как чувствуют, что почва ухо дит у них из-под ног. (Оживление в зале). хорошо отдают себе отчет с том, куда это ведет. Поскольку, согласно парижским согла шениям, ремилитаризованная Западная Германия вступит и в Северо-атлантиче ский блок, и в западноевропейский воен ный союз вместе с Францией, Англией, Италией и некоторыми другими государ ствами, в Европе создастся новое положе ние, так как после этого намного усилит ся опасность новой войны. С этим не могут не считаться Совет ский Союз и страны народной демократии, против которых направлены парижские соглашения. Советский народ и его армия искренне миролюбивы и, вместе с тем, проникнуты глубоким сознанием и реши тельностью отстоять свои социалистиче ские завоевания. Если агрессор и раньте получал то, что ему полагается, то теперь он не должен забывать о неизмеримо воз росшей мощи Советского Союза (бурные аплодисменты) и о том, что в нашей ар мии на каждые 100 человек — 77 че ловек коммунистов и комсомольцев. (Про должительные аплодисменты). А комму нисты и комсомольцы особенно хорошо знают, как надо защищать от агрессора завоевания коммунизма. (Аплодисменты). Ввиду складывающейся новой обста новки в Европе, Советский Союз, равно как и другие миролюбивые государства, против которых направлены парижские соглашения, не будут сидеть сложа руки. Они должны будут предпринять соответ ствующие меры для дальнейшего укреп ления своей безопасности и для обеспе чения мира в Европе. Обо всем этом ясно сказало известное Московское совещание, закончившееся 2 декабря прошлого года и опубликовавшее свою единодушную твердую Декларацию. Эту Декларацию подписали: Советский Союз, Польская Народная Республика, Че хословацкая Республика, Германская Де мократическая Республика, Венгерская Народная Республика, Румынская Народ ная Республика, Народная Республика Бол гария и Народная Республика Албания. Восемь государств — участников Мо сковского совещания определенно заяви ли, что, в случае ратификации парижских соглашений, они проведут все необходи мые меры по укреплению своих междуна родных позиций и по обеспечению мира и европейской безопасности. Это потребует от нас новых больших усилий и матери альных жертв. Но, будьте благонадежны, господа милитаристы, мы не остановимся перед этим. (Продолжительные аплодис менты). К таким мероприятиям, прежде всего, относится подготовка к заключению до говора о дружбе, сотрудничестве и взаи мопомощи между восемью странами — участниками Московского совещания. Что бы не терять времени, теперь проводятся соответствующие консультации. На новые военные блоки и группировки, создавае мые вместе с германским милитаризмом, мы ответим дальнейшим сплочением на ших рядов, дальнейшим укреплением на шей дружбы, улучшением всего дела на шего сотрудничества и там, где это нуж но, — дальнейшим расширением взаимо помощи. (Аплодисменты). Е тем мероприятиям, которые нам при дется провести в случае образования за падноевропейских военных группировок с участием ремилитаризованной Западной Германии, следует также отнести созда ние объединенного военного командования указанных восьми стран. (Бурные аплодис менты). Эта мера вытекает из необхо димости усилить обороноспособность Со ветского Союза и других миролюбивых ев ропейских государств, имея в виду всякие случайности и неожиданности. Когда мы создадим объединенное военное командо вание миролюбивых европейских госу дарств, тогда и агрессивные круги, надо полагать, будут воздерживаться от аван тюрных затей, будут вести себя поспо койнее. (Аплодисменты). Мы открыто говорим об этом и считаем необходимым объяснить нашему народу на стоящее положение. I мы уверены, что народ правильно нас поймет. (Бурные аплодисменты). Хорошо известно, что сознательное от ношение народов к происходящим событи ям всего надежнее служит интересам мира и является лучшей гарантией обес печения безопасности миролюбивых го сударств. Из всего сказанного видно, что совет ская внешняя политика направлена на поддержание и укрепление мира. В соответствии с этим мы стремимся к проведению таких мероприятий, к таким переговорам и соглашениям с другими странами, которые отвечают интересам уменьшения напряженности в междуна родных отношениях. Разумеется, достиже ние этих целен возможно лишь постоль ку, поскольку и с другой стороны прояв ляется добрая воля в том же направле нии. Наши отношения с другими странами определяются, прежде всего, тем, в какой мере развитие этих отношений может со действовать интересам укрепления мира, интересам поддержания мира при последо вательном соблюдении принципов невме шательства во внутренние дела других государств. Что можно сказать об отношениях меж ду Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки? Эти отношения оставляют желать луч шего. Возможно ли такое улучшение в от ношениях между СССР и Соединенными Штатами? Вполне возможно. Для этого, однако, необходимо, чтобы не только пр®. вительсгво Советского Союза, но и прави тельство Соединенных Штатов? стремилось к этому. <•.. ^ ■ --р- Начавшееся было недавно нещтхое'раз- витие отношений с Англией нлРранцией натолкнулось на подводные камни или, точнее говоря,-*на пармЦсие соглашения (оживление в заЛё)^с их 'планами возрож дения агрессивного германского милита ризма. Если дело бесповоротно пойдет по пути ратификации и осуществления па рижских соглашений, то это будет озна чать, что Англия и Франция не только не дорожат теми договорами, которые были ими заключены с Советским Союзом в хо де второй мировой войны, но и прямо аннулируют, перечеркивают их. Это ста нет неизбежным, поскольку парижские со глашения, открывая ворота возрождению германского милитаризма и включению ре милитаризованной Западной Германии в антисоветские блоки, несовместимы ни с англо-советским, ни с франко-советским договорами. Сравните развитие отношений нашей страны с такими соседями, как Финляндия и Норвегия. Наши отношения с Финляндией разви ваются в соответствии с договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1948 года. Можно было бы отметить ряд фактов, свидетельствующих о развитии этих отношений как в экономической, так и в политической областях. Визит фин ляндской правительственной делегации во главе с г-ном Кекконеном в Москву, со стоявшийся в прошлом году, и ответный визит советской правительственной делега ции во главе с товарищем Микояном А. И. в Финляндию содействовали дальнейшему улучшению советско-финляндских отноше ний, основанных на лучшем взаимопони мании. Что касается советско-норвежских отно шений, то Советский Союз вынужден счи таться с тем, что Норвегия стала одним из участников агрессивного Северо-атлан тического договора, деятельность которого отнюдь не направлена на укрепление мира в Европе. Во всяком случае, норвежцам не следовало бы забывать, что поддержание добрососедских отношений между СССР и Норвегией не только в интересах нашей страны, но л в интересах Норвегии. Скажу также о наших взаимоотношени ях с такими соседями, как Турция, Иран и Афганистан. Кто не знает о том, что Советский Союз предпринял ряд шагов, чтобы содейство вать улучшению отношений с Турцией. Тем не менее, турецкие власти продолжа ют стоять на позициях, несоответствую щих нормальным добрососедским отноше ниям, превращая свою территорию и при брежные воды в какую-то арену военных маневров и демонстраций иностранных, и особенно американских, вооруженных сил. Советское правительство считает, что вза имные интересы Турции и СССР диктуют необходимость поддержания добрососедских отношений между обеими странами. В отношениях с Ираном наметилось из^ вестное улучшение. После продюджитель- ных переговоров заключено советско-иран ское соглашение по важным пограничным и финансовым вопросам. Мы надеемся, что дальнейшему развитию советско-иранских отношений в этом направлении не поме шает непрекращающийся нажим на Иран со стороны внешних агрессивных сил, по ставивших своей целью втянуть эту стра ну в свои агрессивные военно-политичен ские группировки на Ближнем и Среднем Востоке. Наши отношения с Афганистаном раз- виваются нормально, и мы считаем, что это соответствует интересам обеих стран. С большим удовлетворением надо отме-< тить дальнейшее укрепление дружествен-^ ных отношений между Советским Союзом и Индией. Успешно развиваются как политические и экономические, так и культурные свя зи, помогающие сближению народов наших стран, питающих взаимное уважение и искренние симпатии. На днях заключено важное экономиче ское соглашение. По этому соглашению Советский Союз взялся на условиях льгот ного долгосрочного кредита построить в Индии большей металлургический завод, который будет давать свыше 1 миллиона тонн стали и соответствующее количество проката. Советский Союз будет поставлять все оборудование и оказывать необходи мую техническую помощь, включая по сылку высококвалифицированных специа листов. Мы с большим желанием пошли навстречу соответствующей просьбе, так как развитие металлургии в Индии долж но способствовать обеспечению националь ной независимости и экономическому подъ ему этой древней и великой страны^ чему всей душой сочувствуют народы - СССР. (Продолжительные айлодисмендщ^. Летом этого года предстой посещение Советского Союза иремьер-министром Ин дий Джаваха,риалом Неру. (Аплодисменты). Сообщение ^.Приезде г-на Неру нашло саг мыйгДружестЪенный отклик у народов Со ветского Союза. (Аплодисменты). Наши отношения с двумя другими а з и ^ . атскими странами — Бирмой и Индонези ей — продолжают также укрепляться. В отношениях между Советским Сою зом и Арабсними странами, за исключенн ом Ирака, можно отметить за последнее время наличие положительных фактов. То обстоятельство, что Ирак прервал отношения с СССР, можно объяснять, главным образом, тем, что нынешнее правительство Ирака слишком уж торо пится плясать под дудку «западных» им периалистов. (Смех). В арабских странах, должно быть, знают о дружественных чувствах народов СССР к этим государст вам и о том, что в лице Советского госу дарства у них была и будет надежная опора в деле защиты их суверенитета и национальной независимости. (Аплодисмен ты). Известно, что Советский Союз стремится к нормализации отношений с Японией. В последнее время Советский Союз установил непосредственный контакт с правительством Японии. Мы ожидаем от этого соответствующих положительных результатов. Советский Союз придает большое значе ние урегулированию австрийского 0Йр<н са, вопроса о полном восстановлении не зависимости демократической Австрии, в соответствии с интересами поддержания и укрепления мира в Европе. Советское правительство считает ' не оправданной какую-либо дальнейшую за тяжку в деле заключения государственно го договора с Австрией. Вместе с тем нель зя не считаться и с теми опасностями, которые несут с собой для Австрии планы ремилгатаризацига Западной Германии —• вроде парижских соглашений. Все это дает основания Советскому пра вительству сделать следующие выводы в связи с австрийским вопросом. Первое. Прежде всего, необходимо счи таться с тем, что урегулирование австрий ского вопроса нельзя рассматривать вне связи с германским вопросом, особенно ввиду имеющихся планов ремилитаризации Западной Германии, что усиливает опас ность поглощения (аншлюсса) Австрии. Это значит, что при заключении госу дарственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии должно быть найдено такое решение, ко торое исключало бы возможность осущест вления Германией нового аншлюсса Авст рии, что связано с принятием соответст вующих согласованных мер четырех дер жав по германскому вопросу. В этом с.т^'-1 чае вывод войск четырех держав из Авст рии мог бы быть осуществлен, не дожида ясь заключения мирного договора с Гер манией. Второе. Австрия должна взять на се бя обязательство не вступать в какие-ли бо коалиции или военные союзы, направ. ленные против любой державы, принимав шей участие своими вооруженными сила ми в войне против гитлеровской Германии (Продолжение на 3-й стр.). III. Борьба Советского Союза за мир, за обеспечение коллективной безопасности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz