Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1955 г. (г. Липецк)

' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я # 5 ф евраля 1 9 5 5 г., X : 2 6 (2 5 1 ) З'к - ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА ТОВАРИЩА И. С. ХРУЩЕВА п р о д у кц и я н аходи тся в то й и ли другой системе, к оторая х р а ­ н и т ее, а потом через торговую с е т ь н а п р а в л я е т дл я удовле­ тво р ен и я н у ж д тр у д ящ и х ся. В у сло ви ях соц и али сти ч еского строя плановое ведение х о зяй ства позволяет государству акти вн о во здей ствовать н а производство и распределен ие продуктов, м ан евр и р о вать продовольственны м и и сы р ьевы м и ресурсам и в и н тер есах р а зв и ти я экон ом и ки и подъем а н а ­ родного благосостояния. Дело, однако, в том, что в п р а к ти к е ц ен трали зован н ого сн аб ж ен и я доп ускаю тся серьезн ы е н едо статки , н ан осящ и е ущ ерб прои зводству и распределен ию п родуктов. Н едостаток состоит в том, что сн абж ен и е о сущ ествляется н езави си м о от производства и заготовок продуктов в той и л и ин ой респуб­ л и к е и области. Е сли к ак ая-л и б о р есп у б л и к а и л и область у вел и ч и вает производство п родуктов, то это ещ е отнюдь не озн ач ает у л у чш ен и е сн аб ж ен и я ее н асел ен и я , т а к к а к при р асп ределен и и продуктов для торговли не п р и н и м ается в р ас­ чет количество и к ач ество заготовленн ой в том или другом районе п р од укц и и . У ч и ты в ается л иш ь п отребность данного рай он а в п р од уктах. В р езу л ьтате п о л у ч ается что -то вроде у р авн и л о вк и в распределен ии сел ьск о х о зяй ствен н ы х про­ дуктов. Т ак а я п р а к т и к а н е содей ствует р азвер ты ван и ю и н и ц и а ти ­ в ы м естны х органов в р асш и р ен и и прои зводства сельскохо­ зя й ствен н ы х п родуктов, порож дает иж ди вен ч еск и е н астр о е­ н и я. Более того, она н а п р а в л я е т у си л и я м ногих работн иков не к том у, чтобы у в ел и ч и ть производство и заго то вк и п ро­ дуктов, в которы х н уж даю тся с т р а н а , республика-, область, *' район, а к том у, чтобы побольш е п о л у ч и ть продуктов из цен трали зован н ого фонда. И это п он ятн о, п о ск о л ьк у в н а ст о я ­ щее врем я полож ение со сн абж ен и ем зави си т не от состояния производства в данном районе, а от того, ско л ько будет по­ л у чен о продуктов и з ц ен трали зован н ого фонда. М естны е про­ изводственн ы е возм ож ности в эти х у сло ви ях н е у ч и ты ваю тся и к а к бы тер яю т свое зн ач ен и е. Дело нередко р еш ает способ­ ность рабо тн и ка до к азать, сколько товаров и к ак о го к ач ес т ­ ва тр ебу ется о тп у сти ть том у или иному городу и рай о н у . С ущ ествую щ ий п р и н ц и п расп ределен и я Ь о в о р ач и в ает вн и м а­ ни е м естны х руководителей не в сторону у вел и ч ен и я п рои з­ водства и м аксим ального и сп о л ьзо ван и я им еющ и хся возм ож ­ ностей, а в сторон у п ерерасп ред елен и я п родуктов, п рои зве­ ден ны х по стр ан е в целом. Основой эконом ического благосостояни я я в л я ет ся прои з­ водство м атер и ал ь н ы х благ. Надо сп ерва создать ценности, а у ж потом р асп р едел ять их. С ущ ествую щ ая ж е систем а сн абж ен и я -в и звестн ой мере о твл ек ает вн и м ан и е ч а с ти н а ­ ш и х кадров от главного, то есть от у в ел и ч ен и я прои зводства сел ьско х о зяй ствен н ы х продуктов. Поэтому н е сл у ч ай н о на п р ак ти к е б ы вает т а к , что руководители р есп у б л и к ан ск и х и ли областны х о р ган и зац и й часто м и р ятся с тем , что у ни х слабы й м ини стр или н а ч а л ь н и к у п р ав л ен и я сельского х о зяй ­ ства, и от этого страдает производство. Они си льн ее беспо­ к о я тся о том, чтобы подобрать н апористого, п редп ри им чи во­ го м ини стра торговли и ли заведующ его облторготделом, сп о­ собного добиться п о л у ч ен и я из государствен ны х ц ен тр ал и зо ­ в ан н ы х фондов побольш е необходимых товаров народного потребления. Поэтому и н огда н а п р а к ти к е бы вает, что респ уб ли ка или область, в которой плохо обстоит дело, ск аж ем , с п р о д у кти в­ ностью молочного ск о та, п о л у ч ает из общего фонда больше м асла, чем область, обесп ечи вш ая вы сокую п род укти вн ость скота и вы п о л н и вш ая п л ан заготовок, хо тя в то й и другой области одинаково б л аго п р и ятн ы е у сло ви я для р азв и ти я ж ивотноводства. С ущ ествую щ ая п р а к ти к а сн аб ж ен и я сн иж ает о тветствен ­ н ость м естны х руководи телей н е только за производство сел ьско х о зяй ствен н ы х продуктов, но и за удовлетворение потребностей местного н асел ен и я в эти х п р о д у ктах . Е сли в районе, области, респ убли ке н е х в ат а ет т ех или других продуктов, то м естны е р уководи тели м огут сва л и т ь ви н у за это н а ц ен тр ал ь н ы е учр еж ден и я. Любой даж е сам ы й н ер ад и ­ в ы й работн и к м ож ет к а к бы с чи стой совестью за я в и ть : «Мы ни чего не можем сдел ать, нам вы делен ы н едостаточны е ф онды ». Что ж е следует сдел ать для того, чтобы до кон ц а л и к в и ­ ди ровать так о й у р авн и тел ьск и й подход к распределен ию сел ьск о х о зяй ствен н ы х п родуктов без у ч ета того, к а к респ уб­ л и к а и л и область и сп о л ьзу ет возм ож ности для производства этих п родуктов н а месте и к а к она вы п о л н яет свои обяза­ тел ьства перед государством ? Надо р а зв я за т ь и н и ц и ати в у и подн ять ответствен н ость м естны х органов за у вели чен и е производства п родуктов и у л у чш ен и е сн абж ен и я н асел ен и я. Д ля этого, н а мой взгляд , необходимо сделать следующ ее. Со­ х р ан и в ц ен тр ал и зац и ю , надо вм есте с тем р азм еры вы деляе­ мы х той и ли другой области фондов у с та н а в л и в а ть в за в и ­ сим ости от того, к а к она и сп о л ьзу ет м естны е возм ож ности, к ак о й трудовой вк л ад вносит в р асш и рен и е производства продуктов, а зн ач и т и в у вел и чен и е ц ен трали зован н ого фон­ да. Т акой порядок расп р едел ен и я вполне со о тветству ет п р и н ­ ци п ам соц и али зм а, п р и н ц и п ам р асп р едел ен и я по тр у ду . Н а первом этап е колхозного прои зводства доходы расп реде­ л я л и сь по едокам. Ж и зн ь п о к азал а непригодн ость такого р а с ­ п ределени я. К олхозы о тказал и сь от него и п ереш ли к р асп р е­ делению доходов по тр у д у . Думаю , что будет п р ави л ьн ы м , если мы и в области сн абж ен и я в основу полож им производ­ ствен н ы й п р и н ц и п , то есть будем у ч и ты в ат ь , к ак и е у си л и я п р и л агает к аж д ы й рай он стр ан ы к более полном у использо- ' ван ию им еющ ихся у него п рои зводствен ны х возм ож ностей. П родукц и я, п о л у ч ен н ая государством в порядке заготовок, долж на р асп р едел яться в соответстви и с тр ебован и ям и р а зв и ­ т и я народного х о зяй ства и дальн ейш его п о вы ш ен и я благосо­ сто ян и я тр у д ящ и х ся. Определенную ч а с ть государственного цен трали зован н ого фонда надо н а п р а в л я т ь н а удовлетворение н уж д к р у п н ейш и х городов и пром ы ш лен ны х цен тров, которы е не м огут обеспе­ ч и ть себя п родуктам и за счет п ри легаю щ и х районов, а т а к ­ ж е на удовлетворение потребности арм и и , вн еш н ей торговли и государ ствен н ы х резервов. Что ж е к асается остальной ч асти ц ен трали зован н ого фон­ да, то она долж на р асп р ед ел ять ся среди д руги х городов и районов стр ан ы с учетом и х дей стви тельн ы х потребностей в п р о д у ктах п р и н а л и ч н ы х п рои зводствен ны х возм ож ностях. Отсюда в ы те к ае т необходим ость п о д сч и тать возм ож ности каж дой р есп уб ли ки , к р ая и области по прои зводству сел ь ­ ско х о зяй ствен н ы х п родуктов д л я ц ен трали зован н ого фонда и для удовлетворения запросов местного н асел ен и я. Затем сл е­ дует п одсчи тать потребности рай он а, области, р есп у б л и к и в р азл и ч н ы х п р о д у ктах и определить, из к а к и х и сточников эти потребности долж ны п о к р ы в аться. Е сли о к аж ется, что респ у б л и ка и л и область, во зделы ваю щ ая, н ап рим ер, п реим у­ щ ественно хлопок или другие тех н и ч еск и е к у л ь т у р ы , н е­ см отря н а вы п о л н ен и е зад ан и й по прои зводству и заготовкам р азл и ч н ы х сел ьск о х о зяй ствен н ы х п родуктов, все ж е не мо­ ж ет полностью обеспечить им и свое н асел ен и е, то государст­ во вы деляет недостающ ую ч асть п род у кц и и из общего фонда. Необходимо вы р аб о тать м еры поощ рения респ уб ли к, обла­ стей , районов, перевы п олн яю щ и х зад ан и я и и зы ски ваю щ и х возм ож ности у вел и ч ен и я ресурсов продуктов. В к ач естве т а ­ кого поощ рения следовало бы в зависим ости от м естны х усло­ ви й , ч и сл ен н о сти н асел ен и я и у р о вн я р а зв и ти я п ром ы ш лен ­ ности о став л ять в р асп о р яж ен и и м естны х органов к п ри м е­ р у 5 0 , а то и 7 0 п роц ен тов п родуктов, п о л у ч ен н ы х свер х п л ан а заготовок. Здесь долж ен бы ть твер д ы й п орядок: если рай он заготови л сверх п л а н а т ак о е -то к о л и чество продуктов, то в его р асп о р яж ен и и долж на о статься т а к а я -т о их ч асть . Ц ен трали зован н ого фонда по некоторы м п родуктам у н ас сейчас не х в атает для полного у довлетворен и я потребностей н асел ен и я. С тало бы ть, мы долж ны п р и н я ть все м еры к то ­ му, чтобы у в ел и ч и ть посту п л ен и е продуктов в ц ен тр ал и зо ­ в ан н ы й фонд. При этом в области р асп р ед ел ен и я ресурсов продуктов сою зны й , общ егосударствен ны й ц ен тр ал и зм долж ен со четаться с сам остоятельностью сою зн ы х респ уб ли к, а к р ая м и областям долж ны бы ть даны , если можно т а к в ы р а ­ зи ться , и звестн ы е автоном ны е п р а в а в этом деле. С одной стороны , к аж д ы й р ай о н н а основе у ч е т а им ею щ и хся во з­ м ож ностей и ур о вн я прои зводства м ож ет п о л у ч и ть опреде­ лен ное количество продуктов из ц ен тр ал и зо ван н о го фонда. С другой стороны , каж дом у р ай о н у п р едо ставл яю тся все возм ож ности для у вел и ч ен и я п рои зводства п родуктов, у л у ч ­ ш ен и я сн аб ж ен и я местного н асел ен и я и р азв ер т ы в а н и я в этом деле ш ирокой и н и ц и а ти в ы . И если район, вследствие плохого и сп о л ьзо ван и я свои х возм ож ностей, недополучил и з­ вестное коли чество п родуктов, которое п л ан и ровалось при учете его возм ож ностей, то за это отвечает м естное р уковод­ ство. Р аз п родуктов не х в ат а ет , зн а ч и т м естны е руководи те­ л и плохо работали , плохо и зы с к и в ал и доп олн и тельн ы е р езер­ в ы для того, чтобы полнее у довлетвори ть зап росы н асел ен и я в мясе, м асле, молоке, картоф еле, овощ ах, ф р у к тах и други х п р о д у ктах м естного прои зводства. В так о м с л у ч ае м естны е руководи тели у ж е н е м огут ссы л ат ь с я н а то, что сою зны е органы не вы деляю т им фондов. Е сли т ак о й .принцип будет введен , то это, вн е всякого со­ м н ен и я, пом ож ет н ам п р и со х р ан ен и и ц ен тр ал и зац и и р а зв я ­ за ть м естную и н и ц и а ти в у и н ак о п и ть м ощ ны е ресурсы п родовольствия для н асел ен и я и сы р ь я для промыш ленности. Н ам ечаемы е м еры по у лучш ен ию сн аб ж ен и я п родуктам и сельского х о зяй ства не озн ачаю т и зм ен ен и я си стем ы загото­ вок, к оторая основан а н а п огектарн ом п р и н ц и п е. Этот п р и н ­ ц и п заготовок, в котором п рави л ьн о в ы р аж аю т с я экон ом и че­ ски е отн ош ен и я го су дар ства с колхозны м к р естьян ство м , п р ави л ьн о со четаю тся общ енародны е и н тер есы с ин тересам и колхозов, надо неуклон н о проводи ть в ж и зн ь. П о гектар н ы й п р и н ц и п п р ед у см атр и вает равн ом ерность обя­ зател ьств колхозов перед государством , исходя из к л и м ати ч е­ ски х и п о ч вен н ы х у слови й , а т а к ж е из эк он ом и чески х воз­ м ож ностей определенны х сел ьск о х о зяй ствен н ы х зон. П огек­ тар н ы е нормы о бязател ьн ы х поставок м яса, м олока, ш ерсти и д руги х п родуктов ж и вотн оводства и с ы р ь я я в л яю тся п р а ­ ви л ьн ы м и , и х н у ж н о твердо п р и д ер ж и в ать ся. Этот п р и н ц и п долж ен соблю даться не только п р и и счи сл ен и и обязател ьн ы х поставок п р о д у кц и и сельского х о зя й ства, но в т ак о й ж е мере и п ри определении разм ера го су дар ствен н ы х зак у п о к , что особенно в аж н о , т а к к ак теп ер ь у дел ьн ы й вас за к у п о к ж и ­ вотн оводчески х продуктов в общем п л ан е заготовок зн ач и ­ тельн о возрос. Дело заготовок и за к у п о к п род уктов ж и вотн оводства надо п о стави ть т а к , чтобы к аж д ы й колхоз бы л заи н тер есо ван в резком росте своей то вар н о й п р о д у кц и и . Надо следи ть, чтобы п л ан ы по за к у п к ам бы ли п оси л ьн ы м и , чтобы не было за в ы ­ ш ен н ы х п ланов для передовы х колхозов, чтобы эти колхозы не о к азы в ал и сь в невы годном п олож ен ии. Необходимо создать т а к и е услови я, п р и которы х колхозы им ели бы возм ож ность успеш но в ы п о л н я ть п л а н ы заготовок и за к у п о к продуктов ж и вотн оводства и п р о д авать ч а с ть п ро д у кц и и н а колхозны х р ы н к ах . Следует с к а за т ь , что заго то ви тел и в 1 9 5 4 году п р и п рове­ дении го су дар ствен н ы х за к у п о к о тсту п и л и от п огектарн ого п р и н ц и п а и во м ногих с л у ч а я х доводили до колхозов п р о и з­ вольны е нормы за к у п о к . В р езу л ьтате п о л у ч и л ась с т а р а я л и ­ н и я , от которой п остр адал и передовы е колхозы . Надо п р и зв ать к п о р яд ку т ех рабо тн и ко в, которы е н а р у ш а ­ ют у к а з а н и я п ар ти и . Необходимо, чтобы п л а н по заж улкам в аж н ейш и х п родуктов ж ивотн оводства, кроме ш ерсти и к о ж ­ сы р ь я, доводился до колхозов рай он а прим ерно в одинаковой проп орции к п л а н у о б язател ь н ы х поставок. З адача п ар ти й н ы х , со ветски х и заго то ви тел ьн ы х органов зак лю ч ается в том, чтобы , строго соблю дая п о гек тар н ы й п р и н ц и п , обеспечить безусловное в ы п о л н ен и е к а к планов обязател ьн ы х п о ставо к , н а ту р о п л аты , т а к и п лан ов зак у п о к продуктов ж ивотн оводства. Г осударственны е за к у п к и в тех м асш табах, в к а к и х они до лж ны в этом году п р оводи ться,— дело новое и не обы чное для заго то ви тел ьн ы х о р ган и зац и й и колхозов. Д ля успеш ного и х п роведения тр еб у ется р еш и тел ь­ ное у л у чш ен и е р уководства этим в аж н ейш и м делом. Т оварищ и! Н уж н о с к а за т ь , что сущ ествую щ ая с тр у к ту р а заготовительн ого а п п а р а т а им еет сер ь езн ы е н едостатки . З а ­ го то ви тел ьн ы й а п п а р а т продолж ает о с та в ать с я очень р а з­ бухш им . Помимо М и нистерства заготовок, у н ас зан им аю тся заготовкам и сел ьск о х о зяй ствен н ы х п родуктов М инистерство промыш ленности м ясн ы х и м олочны х п родуктов, М инистер­ ство промыш ленности продовольствен н ы х товаров, М и нистер­ ство п ром ы ш лен ны х товар о в ш ирокого п отреб лен и я и Ц ен т­ росою з. Основную ч асть заготови тельн ого а п п а р а т а составл яю т разного рода и н сп екто р а, а ге н т ы , уполном очен ны е и и х за ­ м ести тели , которы е не имею т н и к а к о го отн ош ен и я н и к п ро­ изводству, ни к хр ан ен ию , н и к продвиж ению сел ьск о х о зяй ­ ствен н ы х п родуктов до потреби теля. Е этому сл еду ет добавить, что п о требкооп ерац и я п р и вл е­ к ается к за к у п к ам с к о та и п т и ц ы в колхозах на п р авах к о н тр аген та М и нистерства пром ыш ленности м ясн ы х и молоч­ н ы х п родуктов, за что ей в ы п л ач и в ае т ся н а ц е н к а в разм ере 1 4 ,8 проц, стоим ости скота и п ти ц ы , зак у п л ен н ы х и с д ан ­ н ы х в государствен ны е р есурсы . Пз этого ко л и ч ества до 5 проц, потребкооп ерац и я в ы п л ач и в ае т своим в н еш татн ы м з а ­ готовителям , роль которы х своди тся к оформлению договора. Многие заго то ви тел и , за к у п а я скот в колхозах, не ви д ят этот скот, тр ан сп о р ти р о вк о й его н е зан и м аю тся, а ден ьги по­ л у ч аю т больш ие. П редседатель колхоза им ени Ж дан ова Д у­ бенского рай он а П олтавской области т . К очубей сообщ ил сл е­ дующ ий ф ак т: в н а ч а л е а вгу ста прош лого года в п р авл ен и е этого колхоза заш ел за к у п щ и к С теценко. Он спроси л, с к о л ь ­ ко лош адей и когда о тп р ави т колхоз н а заго то ви тел ьн ы й п у н к т согласно договору, заклю чен н ом у колхозом. Ем у отве­ ти л и , что на дн ях лош ади будут о тп р авл ен ы , тогда заго то ви ­ тел ь о тп р ави л ся домой, и больш е его в колхозе не видели. Вскоре правлению колхоза стало и звестн о , что этот п р едп р и ­ и м ч и вы й заготови тель п о лучи л за лош адей, сд ан н ы х колхо­ зом, « возн аграж ден и е» в сумме 5 .0 3 9 рублей только за то, что он заш ел н а п о л ч аса в п р авл ен и е колхоза. А сколько в стр еч ается еще подобны х безобразий в заго то ви тел ьн ы х ор­ ган и зац и ях ! С тр у кту р а заго то ви тел ьн ы х органов н е о твеч ает н ы н еш ­ нем у полож ению в сельском х о зяй стве и задачам о р ган и за ­ ц и и заготовок. Что из себя п р ед ставл яет в н ы н еш н и х усло­ в и я х заго то ви тел ь? Ведь это н е стар ы й заго то ви тел ь, кото­ ры й непосредственно, путем объезда н асел ен н ы х п у н кто в, п р о и з в о д и у к р еетьян -ед и н о л и чн и к о в за к у п к у ск о та, кож | п у х а и п ера. С ейчас заго то ви тел ь этого не дел ает. Он за н и ­ м ается гл авн ы м образом оформ лением д о к у м ен тац и и , вр у ч ает о б язател ьства, за к л ю ч а ет договора. П ри сущ ествую щ ей си ­ стеме заго то ви тел ьн ы й а п п а р а т п р ям о й о тветствен н о сти за орган и зац ию заго то во к не н есет. С ч и тается, что за заго то вк и несет о тветствен н о сть у п о д м и н заг, но вед ь в теп ер еш н и х у сло ви ях он м ож ет то льк о в к он ц е года с к а за т ь , хорош о и л и плохо прош ли заго то вк и . В теч ен и е года он мало чем м ож ет в л и я т ь н а ход заго то ­ во к в колхозах и совхозах, ибо в с я т е х н и к а , все м атер и ал ь­ н ы е средства н ах о д ятся в МТС и совхозах. Г л авн ая зад ач а — это п рои зводство сел ьск о х о зяй ствен н о й п р од укц и и . Е сли эти х продуктов н е со здаш ь, то н и к а к о й заго то ви тел ь дел у не пом ож ет. Необходимо более р азу м н о ор­ ган и зо в ать заго то вк и сел ьск о х о зяй ствен н ы х п родуктов, а в ы ­ свободивш ихся из заготови тельн ого а п п а р а т а лю дей н а п р а ­ в и ть на производство. Кто ж е в н ы н еш н и х у сл о ви ях долж ен н а м естах о твеч ать за проведение заготовок? Мне к аж е тс я , что за заго то вк и сел ьск о х о зяй ствен н ы х продуктов по колхозном у сектору долж ны н ести о тветствен н о сть преж де всего те, к то о к азы ­ вает реш ающ ее воздействие н а создание эти х п родуктов, то есть м аш и н н о -тр ак то р н ы е стан ц и и . Могут с к а за ть , что это не и х ф у н к ц и и , что и х зад ач а п р о и звести сел ьск о х о зяй ствен н ую п род укц ию . Но ведь мы ж е создаем сел ьск о х о зяй ствен н ую продукц ию не ради ее со­ зд ан и я, а ради того, чтобы у д о вл етво р ять н у ж д ы тр у д я ­ щ и х ся. А если это т ак , зн ач и т ди ректор МТС и все работ­ н и к и МТС долж ны о твеч ать и е то л ь к о з а производство сел ь­ ско х о зяй ствен н ы х п родуктов, но и за в ы п о л н ен и е го су дар ­ ственного п л а н а и х заготовок. Б ез МТС колхоз не мож ет своеврем енно в с п а х а ть , п о сеять, обработать посевы и у б р ать ур ож ай . У МТС — к ад р ы , т е х н и к а — ко м бай н ы , тр ак то р ы , автом обили, а ведь им енно это р еш ает судьбу п рои зводства сел ьск о х о зяй ствен н ы х п род уктов и, следовательно, судьбу и х заготовок. Е сл и н е будет р аб о тать ком байн, если не бу­ дет р або тать авто тр ан сп о р т, если не будет о бесп ечен а очи ст­ к а и суш к а зер н а, то заго то ви телю не о стан ется н и чего, к р о ­ ме к а к п о б о лтаться м еж ду п рои зводителем и п отребителем и н и с чем у б р ать ся восвояси . М аш и н н о -тр ак то р н ая с та н ц и я в сельском х о зяй стве долж ­ н а б ы ть н аш ей к р еп о стью . О сновными создателям и м ате­ р и ал ь н ы х ц ен н о стей в сельском х о зяй стве я в л я ю тс я МТС, колхозы и совхозы . Отсюда вы вод: теп ер ь, когда м аш и н н о -тр ак то р н ы е с т а н ­ ц и и реш аю т судьбу прои зводства осн овны х сел ьск о х о зяй ст­ в ен н ы х п родуктов, они в со сто ян и и в зя т ь н а себя о твет­ ствен н ость и за проведение заготовок в ко л х о зах . Д иректор и все р або тн и к и МТС обязаны т а к о р ган и зо вать свою работу, Т оварищ и! В н ы н еш н и х у сл о ви ях , когда созданы м атер и ­ альн ы е и о р ган и зац и о н н ы е п р едп осы лки для н еуклонного роста сел ьско х о зяй ствен н о го прои зводства, все и л и п очти все за в и с и т от у р о вн я ру ко во дства сельским хозяй ством со стороны п ар ти й н ы х , советски х и сел ьск о х о зяй ствен н ы х орга­ нов, от и н и ц и а ти в ы и деловы х к ач еств н а ш и х кадров, от их способности н а деле, о сущ ествлять р еш ен и я п а р ти и и п р а в и ­ тел ьства. В ладим ир И льи ч Д енин не р аз у к а зы в а л н а н едо п у сти ­ мость ш аблон а, ф орм ализм а и обезли чки в р уководстве хо­ зя й ствен н ы м стр о и тельство м , н а необходим ость п р и бл и зи ть руководство непосредственн о к прои зводству, где создаю тся м атер и ал ь н ы е блага общ ества. И сходя из л ен и н с к и х у к а за н и й , Ц ен тр ал ь н ы й К ом итет п а р ти и за последнее вр ем я о сущ естви л ряд мер по у л у ч ш е ­ нию р уководства сельским хозяй ством . П роведена п ерестрой ­ к а работы с ел ьск и х райком ов п ар ти и , в ц е л я х у си л ен и я их в л и я н и я н а производство, со здан ы и н стр у к то р ск и е гр у п п ы райком ов по зонам МТС. У кр еп л ен ы рай о н н ы е к о м и теты п а р ­ ти и и исполкомы р ай о н н ы х С оветов за счет к вал и ф и ц и р о в ан ­ н ы х к адров р есп у б л и к ан ск и х и о бл астн ы х органов и у ч р е ж ­ дений . П овы си лась роль м аш и н н о -тр ак то р н ы х с та н ц и й , к ак в аж н ей ш и х опорны х п у н к то в р у ко во дства к о л х о зам и со сто ­ роны соц и али сти ч еского го су дар ства. О пы т прош лого года со всей очевидностью подтвердил п р ави л ьн о сть эти х м ероп рия­ ти й . З а последний период руководство колхозам и , м аш ин но- тр ак то р н ы м и с тан ц и я м и и совхозам и н еск о л ько у л у чш и л о сь. П ар ти й н ы е и со ветски е р аб о тн и к и с та л и о сн овательн ее за н и ­ м аться с&льсжим хозяй ством , глубж е в н и к а т ь в д етал и р а ­ боты колхозов, МТС и совхозов. Несколько замечаний о структуре сельскохозяйственных министерств . В со о тветстви и с у к азан и я м и пр еды дущ и х П ленум ов ЦК КПСС п роведен а н ек о то р ая р абота по п ер естр о й к е а п п а р а т а с ел ьск о х о зяй ствен н ы х м и н и стер ств, ум ен ьш ен а отчетн ость, зн ач и тел ьн о е число сп ец и ал и сто в из сел ьск о х о зяй ствен н ы х органов передви н уто н а р або ту в м аш и н н о -тр ак то р н ы е стан ­ ц и и , колхозы и совхозы . Но стр у к т у р а сел ьск о х о зяй ствен н ы х м и н и стер ств продол­ ж ает о став аться громоздкой, в н ей все ещ е много бю рокра­ ти ческого. К ан ц ел я р ск ая р або та в а п п а р ат ах сел ьск о х о зяй ст­ в ен н ы х органов п оглощ ает си л ы больш ого ч и сл а с п е ц и а л и ­ стов, которы е вм есто ж и вого дела т р а т я т врем я н а со став л е­ ние п р и казо в, разного рода у к а за н и й , н а сбор м атери алов. С оздавая больш ой б у м аж н ы й п оток, а п п а р а т сел ьск о х о зяй ст­ в ен н ы х органов о тр ы в ает м ногих н и зо вы х рабо тн и ко в от п р а к ти ч е ск и х дел, за с т а в л я я ч и та ть всякого рода ц и р к у л я ­ ры и о твеч ать н а н и х . П оп реж нем у с л аб а с в я зь а п п а р а т а с м естам и, н ед о у ч и ты ­ ваю тся особенности и возм ож ности р а зл и ч н ы х зон стр ан ы , п р о явл яется м едли тельн ость в деле п р о п аган д ы и вн едр ен и я передового оп ы та. При н ы н еш н ей стр у к ту р е а п п а р а т а с ел ьск о х о зяй ствен н ы х м и н и стерств руководство р азви ти ем отдел ьн ы х отр асл ей с е л ь ­ ского х о зя й ства и возделы ван и ем осн овны х к у л ь т у р обезли­ чено, расп ы л ен о по р азл и ч н ы м у п р авл ен и ям и отделам. В р е­ зу л ь тате основны е к у л ь т у р ы и даж е отдел ьн ы е о тр асл и с е л ь ­ ского х о зяй ства слабо и зу ч аю тся , а ко р ен н ы е воп росы р а зв и ­ т и я эти х отраслей нередко вы п ад аю т и з поля зр ен и я м и н и ­ стерств и и х м естн ы х органов. Н асколько с т р у к т у р а М и н и стерства сельского х о зяй ства о тстает от ж и зн и , можно п о к азать н а так о м прим ере. Сен- т я о р ь ск и й П ленум ЦК КПСС п о стави л зад ач у п о д н ять п р о и з­ водство к ар тоф ел я и овощ ей. Это — и ск лю чи тел ьн о в а ж н а я зад ач а. М ежду тем , в работе сел ьск о х о зяй ствен н ы х органов эти вопросы зан и м аю т второстеп ен н ое место. У нас стали больше говори ть о картоф еле, но этот разговуц) н е прям о про­ п орц и он ален п р ак ти ч еск и м р езу л ьтатам и порою п р евр а­ щ ается в п у стую болтовню . Д ается, н ап р и м ер , у к а за н и е о посеве кар тоф ел я квад р атн о -гн ездо вы м способом. Все это горячо п р и ветствую т, одобряю т, повторяю т. Людей, которы е зан и м аю тся разговорам и о п о л ьзе к вадратн о-гн ездового спо- сооа п осад ки , п о ж ал у й , н аб ер ется по н еск о л ь к у человек н а чтобы в самом проц ессе п р о и зво дства создать у сл о в и я д л з| в ы п о л н ен и я п л а н а заго то во к . Р аб о тн и к и МТС и п реж де веете* агроном ы до лж ны о бесп еч и ть своеврем енную в сп аш к у , своев­ р ем ен н ы й посев, своеврем еную обработку полей, у б о р к у у р о ж ая и полное в ы п о л н ен и е о б язател ь ств п еред го су дар ст­ вом. То ж е самое мож но с к а за т ь и в о т н о те ш ш -ж и в о тн о в о д - ства. Р аб о тн и к и МТС и преж де всего зо о тех н и к и п р и зван ье своеврем енно п р и н и м ать все м еры к том у, чтобы ко л х о з им ел необходимое поголовье ско та, что бы ско т бы л о бесп еч ен корм ам и , чтобы за ни м бы л о р ган и зо ван хорош и й уход,- чтобы безусловн о бы л в ы п о л н ен п л а н по продуктивности^ и по сдач е п род уктов ж и во тн о во д ства го су д ар ству . М огут сп роси ть: а к а к б ы ть с о р ган и зац и ям и , которы й вед у т п р и ем к у , х р ан ен и е и п ер ер аб о тк у зер н а, а т а к ж е про­ д у к ц и и ж и во тн о во д ства? Эти о р ган и зац и и до лж ны бы ть сох­ р ан ен ы , но заго то ви тел ьн ую си стем у в целом следует зн а ­ ч и тел ьн о у п р о сти ть . Т а к а я п ер естр о й к а си стем ы заготовок с ел ьск о х о зя й ствен -, н ы х п р о д у кто в будет сп особ ствовать п о вы ш ен ию ответствен ­ н ости М и н и стер ства сельского х о зя й ст в а за сн аб ж ен и е н а се ­ л ен и я. В н асто ящ ее вр ем я М и нистерство сел ьск о го хозяйства! не н есет о тветствен н о сти за проведене го су д ар ств ен н ы х за ­ готовок сел ьск о х о зяй ствен н ы х п р о д у кто в. Оно с ч и т ае т , ч то его роль сво д и тся к том у, чтобы в ы п о л н и ть п л а н ы п о сев а по к у л ь т у р ам , в лучш ем сл у ч ае — до б и ться своевр ем ен н о й уборки у р о ж ая , а к а к будут о р ган и зо ван ы заго то в к и — - это его мало и н тер есу ет. М и нистерство сельского х о зя й ст в а , а т а к ж е и М и нистер­ ство совхозов д о лж н ы хорош о зн а т ь п отребн ости каждого! экон ом и ческого р ай о н а стр а н ы во всех п р о д у к та х сельскохо­ зяй ствен н о го п р о и зво дства и п р и н и м а ть м еры к том у, что б ы полностью н а месте п о к р ы в ат ь эти п отр еб н о сти , за и склю ­ чени ем , м ож ет б ы ть, небольш ого к о л и ч е с тв а к р у п н ы х п ро­ м ы ш л ен н ы х р ай он ов и л и к а к и х -т о видов п р о д у к ц и и , кото­ ры е по к л и м ати ч еск и м у сло ви ям п ро и зво ди ть в этом районе! за тр у д н и тел ь н о и л и эк о н о м и ческ и н ецелесообразно. Б ольш ой рост заготовок и за к у п о к в ы зы в а е т необходи­ мость р асш и р ен и я тех н и ч еск о й базы по п р и ем у , хранению,* п ер ер або тке и п ер ево зкам м олока, м яса и я и ц , зн ач и те л ь н о ­ го п о вы ш ен и я т ех н и ч еск о й о сн ащ ен н о сти н о вы х и старых! заводов, п р и ем н ы х и п ер ер аб аты в аю щ и х п у н к т о в , р асш и р е­ н и я сп ец и али зи р о ван н о го п а р к а вагон ов и р е ч н ы х судов д л 4 п ер ево зки м ясн ы х и м олочны х п р о д у кто в, у в е л и ч е н и я п ро­ и зво д ства т ар ы . П ри стр о и тел ь стве н о вы х п р е д п р и я т и й необходимо у ч е с ть н ед о статк и , и м ею щ и еся в этом деле, ц стр о и ть м ясн ы е ко м б и н аты в р ай о н ах вы со к о р азви то го ж и ­ вотн оводства. Т ак о вы н еко то ры е н азр евш и е воп росы о р ган и зац и и заго ­ товок п р о д у кто в ж и во тн о во д ства и у л у ч ш ен и я системЩ сн аб ж ен и я эти м и п ро д у ктам и . к аж д ы й колхоз и со вхоз. Но, к сож ален ию , ещ е мало таки х : р аботн и ков, кото ры е за н и м а л и с ь бы о р ган и зац и е й лю дей н е ­ посредствен но н а прои зводстве, обучен ием и х н е то л ь к о на! сем и н ар ах и л и к у р сах , а в н оле, п у тем н агляд н ого проведе­ н и я п одго то вки к п осадке, обработки и убо р к и . А ведь есл и бы это было, если бы за это дело ш -н а с т о я щ е м у взялись!, н аш и о р ган и зац и и н а м естах , то зад ач а у в ел и ч е н и я п р о и з­ водства к ар то ф ел я м огла бы б ы ть р еш ен а в один год. Чтобы п р ави л ьн о о р ган и зо в ать картоф ельн о-овощ н ое дело4, п о к о н ч и ть с о безл и ч к о й в ру ко во дстве им со сто р о н ы сел ь­ хозорган ов, надо им еть в М и н и стерстве сельского х о зя й ст в ^ . СССР авто р и тетн о го и зн аю щ его э т у к у л ь т у р у р аб о тн и к а с* гр у п п о й агр он ом ов-и н сп екторов. Это д о лж н ы б ы ть вы со к о ­ к в ал и ф и ц и р о в ан н ы е с п ец и а л и ст ы , в со верш ен стве зн аю щ и е дан н ую о тр асл ь. И сходя из так о го п р и н ц и п а, н ео б х о д и м о . р азр аб о тать с т р у к т у р у М и н и стер ства сел ьско го х о зя й ства. Самое в аж н о е, чтобы вопросам и р а зв и т и я в аж н е й ш и х от­ р асл ей сельского х о зя й ст в а в м и н и стер стве зан и м ал и сь к р у п ­ н ы е р аб о тн и к и , о блечен ны е больш им и н р ав ам и , к о то р ы е н есл и бы всю п ол н о ту о тветствен н о сти за п о р у ч ен н о е им де­ ло. Они до лж ны с т а т ь о р ган и зато р ам и р або ты по п р етво р е­ нию в ж и зн ь д и р ек ти в п а р т и и и п р а в и т е л ь с тв а о развити и! определенн ой отрасли сел ьск о го х о зя й ства с учетом отдел ь­ н ы х зон с т р а н ы , заб о ти ться об у в ел и ч е н и и п р о и зво дства то® или и н ой к у л ь т у р ы , об у в ел и ч ен и и то вар н о го вы х о д а сел ь-ц ск о х о зя й ств ен и ы х п родуктов. Надо п о д н ять роль с п ец и ал и сто в -и н сп евто р о в в сельскохо­ зя й ст в е н н ы х о р ган ах . В к ач ес т в е и н сп ек то р о в н у ж н о п р и ­ вл еч ь сп ец и ал и сто в , лю бящ и х свое дело, сп особ ны х, эн ер ги ч ­ н ы х и ^н асто й чи вы х , чтобы они за н и м а л и с ь ж и во й о р ган и за ­ тор ско й деятел ьн о стью н а м естах , а н е к а н ц е л я р с к о й пере-: п и ско й . Г лавное в и х работе — это и н сп ек ти р о в ан и е, к о н т ­ роль и о р ган и зац и я дела в к о л х о зах , МТС и со вх о зах , обоб­ щ ен и е и н асто й ч и во е вн едр ен и е передового о п ы т а, до сти ж е­ н и й н а у к и . В о б л астн ы х у п р а в л ен и я х сел ьск о го х о зя й ст в а долж ны , бы ть гр у п п ы с п ец и ал и сто в , о твечаю щ и х з а рабо ту за к р е п ­ л ен н ы х за н и ш МТС. В МТС с п ец и а л и ст ы д о л ж н ы хорош о- зн ать определенны е сел ьск о х о зяй ствен н ы е к у л ь т у р ы , преоб­ л ад аю щ и е в данном рай о н е. В колхозе т а к ж е не долж н о б ы т ь обезли чки : н у ж н о , чтобы и здесь бы л и о р ган и зат о р ы , м ож ет бы ть из ч и сл а членов п р а в л е н и я ар тел ей , о твеч аю щ и е зд р азви ти е п олеводства и ж и во тн о во д ства. При т ак о й о р ган и зац и и р або ты а п п а р а т а сел ьск о х о зяй ст­ в ен н ы х м и н и стерств и и х м естн ы х орган ов мы получим возм ож ность более оп ер ати вн о и со зн ан и ем дела р у к о во д и ть р азви ти ем о сн о вн ы х отр асл ей п о леводства ж ж ивотноводства! с учетом особенностей отдел ьн ы х эк о н о м и ч еск и х р ай он ов. Р або та по у л у чш ен ию д еятел ьн о сти а п п а р а т а сельскохо­ зя й стве н н ы х м и н и стер ств и и х орган ов н а м естах— не к р а т ­ ко вр ем ен н ая к ам п ан и я , она до л ж н а п р о во ди ться постоян но и настой чи во. Об инициативе местных органов и повышении их ответственности за развитие сельского хозяйства В деле у л у ч ш е н и я р у к о в о д ств а сел ьск и м х о зяй ством особое' зн ач ен и е п р и о б р етает вопрос о п о вы ш ен и и о тветствен н о сти м естны х органов и р а зв и ти и их и н и ц и а ти в ы . В этой с в я зи н е л ь зя не с к а з а т ь о П рим орском к р ае и С ах а­ л и н ск о й обл асти , где н а п р о тя ж ен и и м ногих л ет не п рои зво­ д ятся в достаточном к о л и ч естве кар тоф ел ь и овощ и , в н еу до в­ летвори тельн ом со сто ян и и н ах о д и тся ж и вотн оводство. И это несм отря н а то, что здесь им ею тся б л аго п р и ятн ы е у сло ви я для вы ращ и вчш и я к ар то ф ел я и овощ ей, для р азв ед ен и я молоч­ ного ско та. П очем у это п р ои сходи т и к то в этом п о ви н ен ? Т акое п олож ен и е создалось главн ы м образом потом у, что сек р етар ь П рим орского к р ай к о м а п а р т и и т . М ельн и к и сек р е­ т а р ь С ах ал и н ск о го обкома т . Ч еп л ако в не п р и л а гаю т долж ны х у с и л и й дл я у в ел и ч е н и я прои зводства сел ьск о х о зяй ствен н ы х продуктов н а м есте. Они ж д у т, что все, и м д ад у т в готовом в и ­ де, все п р и везу т и з д р у ги х рай он ов с т р а н ы /Н а д о , то вар ищ и , реш и тел ьн о п о к о н ч и ть с подобными и ж д и вен ч еск и м и н астр о е­ ни ям и . ‘ 1 ( Окончание на 4-й стр.). О руководстве сельск им хозяйством и партийно-политической работе в деревне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz