Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
-Л Е Т ГИ Т ГС КО Е з н а м я / 29 декабря 1954 г., Л1 224 ОШИРОКОМ ВНЕДРЕНИИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ, УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ИСНИЖЕНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА Речь товарища Н. С. ХРУЩЕВА на Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, гроительнюго и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций 7 декабря 1954 го^ родояжение. Начало!;на 1-й етр.). горные железобетоннше конструкции, т и крупные блоки гаеобходимо внед- , не ожидая, пока закончится строи- ство .завода железобетонных изделий, более!, что для изготовления стеновых ов никаких особых заводов не тре- ся. Блоки можно изготавливать на ительной площадке, используя элект- огрев «или паровой прогрев бетона. Для 0 не нужно никакого сложного обору- яня. стройство перекрытий является одной сновных работ при сооружении зданий, росу выбора конструкции сборных па- !Й перекрытий конструкторами и отелями .уделяется много внимания, (екоторые товарищи предлагают при ять толвко многопустотные панели етрукципчинж. Макарова. Производство х паеелейгнесложно и его нужно орга- овать как *можно шире. Но, на мой ляд, часторебристые панели перекры- имеют больше преимуществ. За ни- будущее: на изготовление этих пане- расходуетеж меньше материалов и осо- но, что очень важно, меньше металла; (струкция панелей обеспечивает луч- го звукоизоляцию, стоимость частореб- тых панелей значительно ниже, чем [елей других конструкций. Нужно стре- ься к тому, чтобы изготовить как мож больше машин для производства часто ристых панелей. Однако там, где нет яожности изготавливать часторебрнстые ели в заводских условиях, целесообраз- организовать производство многопустот. : панелей. Широким применением пане- перекрытий мы вытесним со строек ■старей», применяющих монолитный бе седует сказать и о недостатках в уст- стве лестниц. Сейчас еще на многие зйки доставляют с заводов железобетоя- ) лестничные марши и площадки с пло- обработанными поверхностями. Поэтому стройках вынуждены, установив марши [лощадки на место, приступать к их от- ке. Так же в ряде случаев поступают панелями стен и перекрытий. Это не- ,вильно. Все работы по обработке желе- ётонных деталей надо полностью выпол- :ь на заводах. Лестничные марши надо тавлять с офактуренной обратной по юностью и е отделанными ступенями, гничные площадки также должны иметь «туренную обратную сторону и покры ло плиткой пли мозаикой лицевую по- зхность. В целях сохранения на время зоительства поверхности должны быть леены бумагой, обложены досками. На заводе необходимо также выполнять делку панелей стен и перекрытий. На ройку изделия должны прибывать в за- нченном виде, вполне готовыми для тановки. Иначе какое преимущество по чин мы от монтажа— сборки, если изго ним сборную деталь на заводе, устано- м ее на 8-й этаж, а потом будем думать, к подниматься к ней, чтобы очистить и работать ее поверхность? Бетонные конструкции должны быть гкими, не иметь лишнего веса. Нам следует обратить особое внимание 1 внедрение тонкостенных профшгирован- ,тх сборных конструкций. Такие конст- гкции в сравнении с массивными бетон ами конструкциями имеют большие пре существа. Вес уменьшается, примерно, на 3 проц., расход цемента уменьшается на ) проц., стоимость снижается на 15 проц. Наличие на заводах вибраторов, вибро голов, механических штампов и других ханизмов позволяет при изготовлении :талей и конструкций применять жест- ий бетон вместо пластичного. Жесткий ;тон дает возможность осуществлять не- едленную распалубку и получать изде- ия высокой прочности. Эффективность от мения применения жесткого бетона за- лючается и в увеличении скорости про- гзводства из-за уменьшения числа форм, лучшенми качества изделий, в экономии металла на формах н снижении затрат на разборке и сборке опалубки. Мы должны по-хозяйски подходить к этим вопросам. Только там, где нет заводов, не организо вано заводское производство железобетон ных изделий, следует пока применять пластичный бетон. Широкое применение сборных железобе тонных изделий в строительстве дает воз мощность значительно сократить примене ние леса и металла. Надо, товарищи, при знать, что у нас не научились еще по-на стоящему беречь и экономно расходовать такие ценнейшие материалы, как лес и металл. Нельзя дальше терпеть такого рас точительства. Многие жалуются— леса пет. И верно его не хватает. Но в то же время много леса расходуется расточительно. Взять например, Министерство путей сообщения Шпалы на железных дорогах применяются ся у чехов, которые делают замечательные железобетонные шпалы и на этом эконо мят лесоматериал. Поезжайте к ним и по смотрите. Это наши друзья, и они охотно поделятся своим опытом. Мы с товарищами Булганиным, Микоя ном и другими -членами делегации при по ездке по Китаю видели много мачт и стол бов, сделанных из железобетона, п хорошо сделанных. Нам следует перенять этот по лезный опыт. Во время поездки по Дальнему Востоку мы осмотрели ряд заводов и увидели, что многие из них построены главным образом из металла, сборный железобетон почти совсем не применялся. Почему это проис ходит? Потому, что некоторые руководите ли делают каркасы цехов целиком из ме талла, доказывая, что это позволяет им быстрее закончить стройки. Но эта не верно. Товарищи, надо решительно покончить с расточительным расходованием металла. Из металла следует строить только то, что вызывается необходимостью. Все, что в строительстве можно заменить бетоном пли железобетоном, надо заменять. (Аплодис менты). Обсуждая проблемы индустриализации строительства, мы не можем обойти мол чанием вопрос о развитии производства строительных материалов, которые потре буются в большом количестве. Мне кажет ся,' что и Госплан и многие из нас, здесь присутствующих, повинны в одном серьез ном недостатке. Неправильно то, что в развитии промышленности строительных материалов у нас до последнего времени делался упор на строительство кирпичных заводов в то время, когда нам нужно вся чески развивать цементную промышлен ность. (Аплодисменты). Кирпич, как основной строительный материал, применялся и применяется там, где строительство выполняется главным образом ручным способом. В этом случае имеет большое значение и вес стенового материала, вес кирпича. В наше время, при наличии бетона, электрических мото ров, подъемных кранов и других механиз мов, нельзя продолжать работу по старин ке. Всем известно, как много времени и труда необходимо для изготовления кир пича. В карьерах достают глину, обраба тывают ее глиномялками, формуют сырец затем сырец сушат, завозят в печь, обжи гают, кирпич перевозят на склад, потом везут на стройку, поднимают на леса, ук ладывают в стену и все это делают мно гократно, перебирая каждый кирпич, как мозаику. Не лучше ли вместо кирпича делать бе тонные стеновые блоки таких размеров которые отвечают имеющимся подъемным средствам — весом в две, три, пять тонн? Блочное строительство дает высокую про изводительность труда и высокую выра ботку. Не случайно в ряде других стран в строительстве широко применяется бетон, не кирпич. В настоящее время, когда -перед нами встали задачи широкой индустриализации строительства, необходимо всемерно разви вать цементную промышленность с тем чтобы обеспечить значительное увеличе пне производства бетона. Однако из этого вовсе не следует, что мы не должны заботиться об увеличении выпуска кирпича за счет использования имеющихся резервов на действующих кир пичных заводах. На нашем совещании выступал извест ный новатор т. Дуванов. Он убедительно доказал, что на действующих кирпичных заводах можно увеличить производство кирпича в полтора-два раза. Этого мож но достигнуть, применяя передовой метод обжига кирпича, предложенный т. Дувано- вым и проверенный на практике рядом предприятий. Кирпич продолжает оста ваться основным стеновым материалом, поэтому нам необходимо всемерно совер шенствовать его производство до тех пор, пока он не будет заменен бетонными изде лиями. Нам также требуется провести большую работу по более правильному применению кирпича в строительстве. Выступавшие здесь тт. Мальцев и Ширков рассказывали о рациональных методах транспортировки кирпича на стройке. Применение контей неров для перевозки кирпича принесло большую пользу строительству. Но сейчас нам надо пойти дальше. Вместо того, что бы перевозить кирпич в контейнерах, на до на кирпичных заводах из кирпича из готавливать блоки. В Чехословакии, на пример, это уже делают. Известно также, что первые опыты в этом направлении были осуществлены инженером т. Ребри- ковым на стройках Сталинграда. Изготов ление блоков из кирпича надо организо вать так, чтобы поверхности блоков отде лывались на заводе. Это позволит монти- гоовать стены возводимых зданий из блоков зависит от уровня организационно-техни ческого руководства строительством. Силами мелких строительных организа ций нельзя осуществить индустриализацию строительства, повысить темпы и снизить стоимость строительных работ. Поэтому надо укрупнять строительные организации. В настоящее время в Советском Союзе на считывается свыше 7500 подрядных строительных организаций, одна треть из них имеет годовой объем работ не свыше 5 млн. рублей. В Ленинграде, например, действуют 133 строительные организации, выполняющие работы подрядным способом, в Киеве — 107, Ростове — 56 организа ций и т. д. А сколько имеется мелких строительных организаций на заводах, ко торые строят хозяйственным способом? Им нет счету. Количество строительных орга низаций не уменьшается, а с каждым го дом увеличивается. Нельзя всерьез ставить вопрос об инду стриализации строительства, если мы бу дем и дальше увеличивать число строи тельных организаций. Кому не ясно, что мелкие, а, следовательно, и слабые строи тельные организация не в силах приме нять индустриальные методы работы. Нам надо стать на путь решительного укрепле ния строительных организаций. Без этого ни о какой индустриализации строитель ства не может быть и речи. Весьма поучителен в этом отношении опыт укрупнения строительных организа ций в Москве, где на базе 56 строитель ных трестов Моссовета, а также мини стерств и ведомств создана единая орга низация — Главмосстрой. Когда обсуж дался вопрос о создании Главмосстроя, бы ло много разговоров о том, что Моссовет не справится с такой большой организацией, высказывались опасения, что план строи тельства жилых домов будет сорван, если министерства устранятся от этого дела. Можно было предполагать, что в первый год существования Главмосстроя возможны некоторые организационные недостатки, которые могут привести к невыполнению плана. Однако все эти опасения оказались несостоятельными. Начальник Главмос строя т. Кучеренко доложил здесь о резуль. татах укрупнения строительных организа ций и сообщил, что обязательство москви чей сдать в текущем году • 900 тыс. кв. метров жилой площади будет выполнено и одновременно будет осуществлен задел по строительству на 1955 год более крупный, чем в прошлом году. Эти результаты показывают, что новая организация сделала значительный шаг вперед, поскольку задел в строительстве — это главное, я бы сказал, даже главное из главных. (Аплодисменты). Каждому по нятно, что нельзя ритмично вести строи тельные работы, не имея нормального за дела. Если нет задела, то квалифицирован ные рабочие используются не по специ альности — на земляных и вспомогатель ных работах. В результате снижается про изводительность труда рабочих, увеличи вается стоимость строительства, срывают ся сроки выполнения работ. При наличии задела можно выполнять работу ритмично, непрерывно, используя рабочих по их спе циальности. Создание нормального задела работ под силу только крупным организа циям. По примеру Москвы надо проводить укрупнение строительных организаций в Ленинграде, Киеве и других городах. Но проводить эту работу следует обдуманно, разумно. Создание мощных строительных организаций необходимо потому, что это даст возможность в широкие размерах осу ществить применение в строительстве сборных железобетонных конструкций и деталей, внедрить комплексную механиза цию строительных работ, поднять произ водительность труда, повысить темпы, улучшить качество и снизить стоимость строительства. Опыт Москвы и других городов доказы вает необходимость создания специализи рованных строительных организаций, именно специализированных, а не комп лексных, так как только такие организа ции способны внедрить индустриальные, методы строительства. (Аплодисменты). Специализированные строительные орга низации позволяют лучше организовать труд рабочих, сделать его более квалифи цированным, дают возможность производи тельнее использовать механизмы. Напри мер, в Москве создан трест «Фундамент- строй», который производит планировку площадок строительства, производит земля ные работы, устройство фундаментов и стен подвала (из бетонных или железобе тонных деталей и блоков). Имеются тре сты, которые выполняют работы обще строительного характера — монтаж стен,, если строительство ведется из крупных' блоков или железобетонных панелей, мон таж лестниц, перекрытий и другие рабо ты. Устройством перегородок, отделкой помещений занимается особая органи зация, специализирующаяся на этих рабо тах. Санитарно-технические работы выпол няются также специализированной органи зацией. Такие ж.е организации выполняют работы электротехнические, по устройству лифтов и другие. Только при узкой специализации можно достигнуть высокой производительности и хорошего качества работ. При этих усло виях повысится и зарплата рабочих. Там, где нет специализации и все виды работ выполняются одним трестом или конторой, там у рабочего не будет высокой заработ ной платы. Сегодня он работает каменщи ком, маляром, а завтра — подносчиком. Понятно, что в таких условиях зарплата будет невысокой. Специализация строительных организа ций сделает их более подвижными, мо бильными, более гибкими и оперативными в работе. Прежде чем приступить к строи тельству завода или жилого дома, надо", чтобы специализированная организация по земляным и планировочным работам спла нировала площадку, заложила фундамен ты, уложила все подземные коммуникации. А в это время другая специализированная организация должна готовиться к сборке—- монтажу здания из сборных конструкций. При такой организации работы можно, ве сти по совмещенному графику: собирать конструкции здания и одновременно вы полнять монтаж технологического оборудо вания в том случае, если строится завод. Мы имели много примеров такой организа ции строительства и во время войны и в послевоенный период. Ясно, что специализированная организа ция не может все время быть на одном месте: закончив свое дело, она обязана пе реходить на другой объект. Наиболее пра вильным решением следует считать созда ние специализированных территориальных строительных организаций, но для такого решения у нас еще не везде созрели усло вия. Поэтому временно придется создавать специализированные организации в мини стерствах. Наша страна осуществляет в больших размерах строительство промышленных предприятий, жилых домов, школ, больниц и других сооружений. Это строительство имеет жизненно важное значение. Мы обязаны резко повысить темпы, улучшить качество и снизить стоимость строительст ва. Для решения данной задачи есть лишь один путь — это путь самой широкой ин дустриализации строительства. Устранить недостатки в проектировании, улучшить работу архитекторов проектирования. Товарищи! Успех индустриализация, улучшение качества и снижение стоимости строительства в значительной море зави сят от проектных организаций, от работы архитекторов и конструкторов. При наших масштабах работ по строи тельству промышленных предприятий, жи лых домов, школ, больниц, зданий куль турно-бытовых учреждений нельзя ми риться с отставанием проектирования. Вся наша страна покрыта стройками. Ежегод но Советское государство ассигнует на строительство многие миллиарды рублей, у нас буквально каждый заинтересован в том, чтобы строительство велось хорошо. Мы не можем мириться с тем, что строи тельные работы часто затягиваются из-за медлительности проектных организации, что иногда даже простые здания проекти руются два года и больше. Интересы индустриализации строитель ства диктуют необходимость перестроить работу проектных организаций, сделать типовое проектирование и применение имеющихся типовых проектов главным в их работе. от устаревших приемов (Аплодисменты). Вместе с тем многие работники плани рующих и проектных организаций недо оценивают значения типового проектиро вания. Об этом говорят такие факты. Из имею щихся в стране 1100 проектных органи заций по строительству частично занима ются типовым проектированием только 152 организации. С 1951 по 1953 год на типовое проектирование было израсходова но ие более одного процента средств, вы деленных па проектные работы. В 1953 году по типовым проектам было построено только 12 проц, общего объема промыш ленного строительства. И в этом году по ложение улучшилось не намного. Мне приходилось беседовать со многими инженерами и архитекторами по поводу проектирования. Все они согласны с тем, что типовое проектирование в значитель ной мере упростит и улучшит строитель ство, но на практике многие архитекторы, конструкторы, а в промышленном строи тельстве иногда и технолош, стремятся торов. По примеру мастеров архитектуры многие молодые архитекторы, едва пере ступив порог института и не став еще как следует на ноги, хотят проектировать только здания индивидуального характера, спешат создать себе памятники. Если Пушкин создал себе памятник нерукотвор ный, то многие архитекторы обязательно хотят создать себе памятник «рукотвор ный» в виде здания, построенного по инди видуальному проекту. (Смех, аплодис менты). Нужно понять, что если бы мы строили по индивидуальным проектам все промыш ленные сооружения, жилые дома и другие здания, то это значительно снизило бы темпы строительства и в огромных разме рах повысило его стоимость. Многие проектировщики-архитекторы и конструкторы работают действительно творчески, дают своей работой много ново го и полезного, но есть в этом деле и крупные недостатки. Некоторые проекти ровщики не учитывают в проектах те конструкции, детали и материалы, кото рые изготовляются заводами строительной промышленности, и до сих пор ориенти руются на отсталые методы строительства. Взять жилищное строительство. Почему бы не отобрать лучшие проекты благо устроенных жилых домов и повторить их в строительстве много раз. Пусть архи текторы в порядке соревнования предло жат свои проекты таких домов! Сейчас крайне необходимо отобрать хорошие проекты крупноблочных жилых домов. В 1953 году проектные организа ции Моссовета подготовили проектные ре шения по жилым домам с устройством стен из крупных панелей и крупных блоков. Од ним из лучших решений тогда было призна но предложение действительного члена Ака демии архитектуры СССР И. В. Жолтов ского. За это время можно было бы по данному предложению составить проект, принять его как типовой и строить крупноблочные жилые дома в течение ря да лет. Однако этого не сделано. Почему сейчас применяется 38 типо вых проектов школ? Целесообразно ли это? Это делается, видимо, потому, что многие работники бесхозяйственно подхо дят к делу строительства. Надо отобрать ограниченное количест во типовых проектов жилых домов, школ, больниц, зданий детских садов, детских яслей, магазинов и других зданий и со оружений и проводить массовое строитель ство только по этим проектам, допустим, в течение 5 лет. После этого срока об судить и, если не будет лучших проек тов, продлить применение этих проектов еще на 5 лет. Что тут плохого, товарищи? Ка'кие преимущества дает строительство по типовым проектам? Очень большие— задумал строить: проект уже имеется, известно, каких размеров необходим для этого строительства участок, какие нуж ны конструкции и материалы, сколько надо иметь рабочих. Все ясно. Такие ус ловия помогут намного ускорить и уде шевить строительство. Или взять вопросы проектирования про мышленных зданий и сооружений. Проекты промышленных зданий так же, как и ти повые проекты жилых зданий, состоят из многократно повторяющихся одинаковых секций или одинаковых пролетов. Колон ны, ригели, подкрановые балки и другие элементы в каждом пролете остаются не изменными. Типовые проекты промышленных зда ний должны составляться с учетом воз можности размещения в зданиях произ водственных и вспомогательных цехов различных отраслей промышленности. Здапия различного назначения, но с обору дованием одних и тех же габаритов, долж ны строиться из одних н тех же эле ментов. Для этого типовые проекты про мышленных зданий необходимо состав лять, применяя унифицированную сетку колонн и высоту этажей, унифицирован ные нагрузки, унифицированные лест ничные клетки, оконные и дверные прое мы и т. д. Применение таких типовых проектов позволит организовать предварительное массовое изготовление строительных дета лей и конструкций и перейти от обыч ного строительства к сборке — монтажу зданий, проводя эту работу в короткие сроки. Этого мы должны, товарищи, добивать ся. Чтобы широко внедрить типовые про екты, надо проявить волю и настойчи вость, так как в этом деле мы, возможно, встретим и сопротивление. Придется, види мо, кое-кому хорошенько разъяснять не обходимость этого дела. Применение типовых проектов в строи тельстве даст огромный эффект как в отношении экономии средств, так и в ускорении и улучшении качества строи тельства. В этом нет никакого сомне- обратиться в президенту Академии а 1 тектуры т. Мордвинову. Мы с вг т. Мордвинов, часто встречались по р; те в Москве. Я знаю вас как хороп организатора; это вы показали на по1! но-скоростном строительстве при застро Большой Калужской улицы. В то вр поточно-скоростное строительство пров( лось впервые и осуществлялось при р стии т. Мордвинова. Но после во 1 т. Мордвинов изменился. Не тот , с Мордвинов. Как поется в опере « I скал невеста»: «Не узнаю Григория Г] нова!» (Смех, аплодисменты). В нашем строительстве нередко наб дается расточительство средств, и в э большая вина многих архитекторов, щ рые допускают излишества в архитежт ной отделке зданий, строящихся по ив видуальным проектам. Такие архитекторы стали камнем I ткновения на пути индустриализа строительства. Чтобы успешно и быс строить, надо проводить строительс по типовым проектам, но некоторым хитекторам это, видимо, не по душе. Доклад т. Мордвинова и выступле некоторых архитекторов на данном с< щании показали, что они обходят вог сы экономики строительства, не и н к суются стоимостью квадратного метра ; лой площади. Архитекторам, как и всем строител следует круто повернуться к вопросам г номики строительства, глубоко вника: них. Надо всегда помнить, что главно' стоимость сооружаемого здания, стоило квадратного метра площади. Архитектор, если он хочет итти в в с жизнью, обязан знать и уметь при нять не только архитектурные фор: орнаменты и различные декораида элементы, он должен знать новые I грессивные материалы, железобетон: конструкции и детали и, прежде вс< должен отлично разбираться в вопро экономики строительства. Тов. Морд нова и многих его коллег именно за и критиковали на совещании, что о проектируя здания, забыли о главном о стоимости квадратного метра площе увлеклись ненужным украшателъс? фасадов, допустили много излишеств. На фасадах жилых домов порой на шивают много всяких ненужных укра: ний, говорящих об отсутствии вкуса некоторых архитекторов. Строите: иногда даже трудно справиться с вып нением этих украшательств. В этом деле большое влияние им строительство высотных зданий. Про тируя высотные здания, архитектс интересовались главным образом созда: ем силуэта сооружений и не думали, что обойдется строительство и экспл тация этих зданий. Сложный рельеф стен, устроенв исключительно в целях украшения, ) зывает излишние эксплуатационные р ходы, связанные с большими потере тепла. По этой причине, например, в з нии на Смоленской площади ежегодн перерасход на топливе составляет 2 тыс. рублей. Это только по этому одне зданию. Приведу некоторые данные о расп делении площади в высотных зданиях. (В процентах) Здание у Красных ворот Здание на Смоленской Общестроительная пло- щ«ць здания 100 10 Площадь: рабочих помещений 28,1 3 вспомогательных поме- щений 23,1 24 занимаемая инженерным оборудованием и обслу живающими помеще- , ниямя конструктивная 14.9 33.9 11 35 Из этих данных видно, как мало в вы-) сотных зданиях площади основного назна* чения и как много так называемых кон структивных площадей. А что такое кон структивная площадь? Это площадь, за нимаемая стенами и конструкциями. В высотных зданиях эта площадь намного преувеличена против нормы, ради созда ния силуэта здания. На эту площадь; можно только смотреть, но жить и рабо-* тать на ней нельзя. (В зале оживление^ смех, аплодисменты). Могут сказать, что все же высотные здания красивы, может быть, напрасно они подвергаются критике, раньше ведь хва лили. По нашему мнению, лучше раскри тиковать недостатки, ибо, если мы теперь этого не сделаем, то подражание высотным зданиям будет распространяться и непо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz