Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ЛЕ11И11СК0Е знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОВДАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Год издания 1-й № 194 СРЕДА 17 НОЯБРЯ 19 5 4 г. С Е Г О Д Н Я В Г А З Е Т Е : Цена 20 коп . За досрочное выполнение пятой пяти летки! — А. Самохин.— Под знаком ро ста (1 стр.). Один из старейших университетов (1 стр.) П А Р ТИЙ НАЯ Ж И ЗН Ь . А. Саврова. — Партийные группы на предприятии (2 стр.). С Б ЛО КНО ТОМ ПО НАШ Е Й ОБЛА СТИ . Н. Киреева.— В Усмани ( 2 стр.). Письма читателей (2 стр.). В помощь агитатору. М . Карпенко. — Советский суд — самый демократический суд в мире (2 стр.). В. Розманов.— За укрепление хозрас чета, за строгое соблюдение режима эко номии (3 стр.). А. Мокринская. — Улучшение породно сти скота — залог повышения его про дуктивности (3 стр.). С. Безлепкин.— Когда забывают о за просах потребителей (3 стр.). КИНО : Г. Сарапулкин. — «Комедиан ты» (4 стр.). В странах народной демократии (4 стр.). Международная информация (4 стр.). ОПЫТ ЛУЧШ ИХ - ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ Советский учитель находится на пере довом участке всенародной борьбыза побе- 4% коммунизма, его благородный труд вы соко ценит наша страна. Видная роль учительства со всей силой была подчерк- нута в Призывах Центральмго Комитета КПСС к 37-й годовщине Великой Октябрь ской социалистической революции. Цен тральный Комитет зовет учителей повы шать качество обучения и воспитания в школе, воспитывать детей в духе любви п преданности Советской Родине, готовить культурных, образованных и трудолюби вых граждан социалистического общества, активных строителей коммунизма. Решающим условием успешного осу ществления этой исключительно важной для нашего государства задачи является непрерывное изучение, обобщение и все мерное распространение достижений пере довых школ и учителей, опыта мастеров педагогического дела. В учительской среде много людей, ма стерски владеющих методмо творческого преподавания. Их опыт является прекрас ной сокровищницей сознательного, ответ ственного, творческого отношения к обу чению и воспитанию детей. Использование этой сокровищницы опыта — неотложная, боевая задача всех работников народного образования. Известно, какое огромное значение вы явлению и распространению опыта луч ших учителей придавал Владимир Ильич Ленин. Он говорил о необходимости опи раться в организации дела обучения и вос питания на толковых, знающих, опытных в педагогической практике людей, наце ливал работников органов народного обра зования на выявление педагогов-практи- ков, на оказание им помощи в работе, считал крайне важным «их опыт показать и учесть». Передовые учителя нашей области, неустанно работающие над совершенство ванием своего педагогического мастерства, ревностно относящиеся к важнейшему поручению Родины, каким является воспи тание и обучение детей, добиваются глу бокого и прочного усвоения учащимися знаний, умения и навыков, требуемых го сударственными программами. Многие преподаватели биологии, физики, химии и других предметов умело связывают обуче ние с жизнью, успешно решают задачи политехнического обучения, строят школь ные занятия так, чтобы дать детям не только хорошие знания, но и привить им любовьк труду, выработать практические навыки. Е сожалению, у нас в области мало что делается для изучения, пропаганды, пока- -*за передового опыта педагогической рабо ты. Нет в этом делетого размаха, который диктуется сейчас самой жизнью, требует ся партией, государством. Многие руково дители школ, районных и городских отде ловнародного образования стоят в стороне от изучения и внедрения передового опы та лучших учителей. Совершенно нетер пимое пренебрежение опытом учителей проявляет Липецкий городской отделна родного образования, возглавляемый т. Ав раменко. Все еще не показал своей орга низующей роли в этом важнейшем госу дарственном деле областной отделнародно го образования. Педагогический коллектив Троекуров- ской средней школы на протяжении ряда лет успешно ведет большую работу по соз данию и воспитанию сплоченного и целе устремленного школьного коллектива. Учителя этой школы показывают замеча тельный пример воспитания в детях любви и преданности Советской Отчизне, уважения к труду, чувства товарищества , и дружбы, делают все так, чтобы пробуж дать инициативу учеников. Ни одно на чинание там не проходит без самого дея тельного участия комсомольской и пио- нертеой организаций. На протяжении ше сти лет в школе нет неуспевающих. Еже годно в микрорайоне школы полностью осуществляется всеобуч. Троекуровская •школа — участница Всесоюзной сельско хозяйственной выставки. Директор Троекуровской школы заслу женный учитель школы РСФСР В. 3. Не- читаев отдал много сил и умения, созда вая дружный, работоспособный, крепкий педагогический коллектив, научившийся творчески решать стоящие перед советским учительством задачи. Но как мало знают об опыте Нечитаева директора школ обла сти! Правда, почти на всех совещаниях о Троекуровской школе упоминают как о лучшей и фамилия ее директора приводит ся в списках передовых людей народного образования. Но что именно, как именно делается в Троекуровской школе, об этом учительство области не осведомлено. А какую пользу принесла бы организация при Троекуровской школе областного се минара-практикума директоров средних школ! Да мало ли возможностей для широ кого ознакомления учителей с опытом троекуровских педагогов! В старших классах 1-й средней школы гор. Липецка русский язык и литературу преподает замечательный мастер своего дела заслуженная учительница школы РСФСР Н. Д. Знаменская. В течение мно гих лет она с успехом применяет так на зываемый ннйквкдуально-темап’шческий учет знаний учащихся и добивается глубо ких и прочных знаний. Более чем странно, что ценный опыт Н. Д. Знаменской не по лучил широкого распространения даже в той школе, где она преподаст. Учитель биологии Лебедянской средней школы № 1 И. М. Панов мастерски увя зывает классные занятия с практической работой учащихся на школьном опытном участке, представляя им возможность про являть свою инициативу. Ему удалось при вить учащимся вкус к экспериментальной работе. Школьники вырастили новые сор та винограда. Опыт т. Панова еще не стад достоянием учителей. А как нужда ются наши школы в хорошем опыте орга низации подлинно творческой, увлекаю щей ребят работы на школьных опытных участках! Ведь во многих школах опы ные участки запущены и учителя не уме ют правильно использовать их. Внимательное изучение системы работы наших лучших учителей, их методики— одна из важнейших задач директоров и завучей школ Нужно так поставить дело, чтобы все преподаватели изучали опыт лучших своих товарищей по работе. Нужно также наладить обмен опытом между шко лами и между районами области. Центрами собирания крупиц ценного опыта лучших учителей призваны быть педагогические кабинеты при городских и районных отделах народного образования. Однако, во многих районах педкабинеты не выполняют своих функций, существу ют только на бумаге, им не представляют ся и помещения для работы. Пора поло жить конец совершенно нетерпимой недо оценке важной роли педагогических каби нетов в борьбеза дальнейший общий подъ ем советской школы. Сейчас создаются благоприятные усло вия для систематического собирания, изу чения, обобщения и распространения луч шего педагогического опыта в связи с ор ганизацией областного института усовер шенствования учителей. Этот институт должен стать центром методической ра боты. Е сожалению, институт еще не име ет помещения. Справедливы претензии учительской общественности к обкому профсоюза работ ников начальной н средней школы, кото рый проявляет полное равнодушие к со вершенствованию мастерства учителей, ничего не делает для распространения по ложительных образцов педагогического труда. Необходимо повысить роль профор ганизаций в борьбеза широкое внедрение опыта лучших учителей, завучей и дирек торов школ. Свою организующую роль з распростра нении опыта мастеров педагогического труда обязаны проявить первичные пар тийные организации школ. Равнение на передовиков, пропаганда опыта лучших является важнейшим методомвоспитания кадров учителей. В этом— ключ к даль нейшему подъему советской школы, гото вящей молодежь к верному служению Родине. За досрочное выполнение пятой пятилетки! Под знаком роста Коллектив Елецкого завода станочной , индивидуальные планы повышения произ- гидроаппаратуры значительно перевыпол-[ водительности труда и взяли на себя но- нил план десяти месяцев текущего года вые, повышенные обязательства. Токарь и увеличил выпуск продукции против Целыковский, электросварщик Ильчен- прошлого года на 20 процентов. Себестои-' ко, слесарь Гридин решили дать до кон- мость снижена на 16 процентов, получе ны сотни тысяч рублей сверхплановых накоплений. Основой успешной работы предприятия явилось непрерывное повышение произ водительности труда. За 1954 год она возросла на 20 процентов. Изо дня в день увеличивается число передовиков производства, рационализаторов. 70 рабо чих завода уже выполнили план десяти и одиннадцати месяцев 1955 года. Однако станочники используют еще далеко не все возможности для дальней шего увеличения производительности тру да и удешевления выпускаемой продук ции. Об этом говорили выступавшие на недавно состоявшемся общем собрании года- снизить коллектива завода, посвященном обсужде-' нию патриотического почина передовых предприятий столицы. — От литейного цеха во многом зави сит выполнение программы другими це хами. Вот почему особенно важно, чтобы наш коллектив работал строго по графи ку, непрерывно наращивал темпы вы пуска. продукции,— сказал начальник цеха т. Животовекий. — Мы можем пе ревести в локаль до 50 процентов изго товляемых деталей, и берем на себя та кое обязательство. Это в основном обес печит досрочное выполнение пятилетнего плана. Механический цех — передовой на предприятии. Октябрьскую программу он выполнил на 123 процента. По итогам соревнования ему вручено переходящее Ерасное знамя завода. — Мы можем работать значительно лучше,— заявил начальник цеха т. Ео- миссаров.—■ Обязуемся завершить зада ния пятой пятилетки к 1 ноября 1955 года. Передовые рабочие, новаторы наметши ца пятилетки по 3— 4 годовых нормы Все работники цехов цретрасш понима ют, что усиех будет зависеть от активного участия каждого рабочего, мастера, инже- ведаа, техника в сошиашчишслгесокм сорев новании ва. досрочное выполнение пятого гшгилетнего плана по всем показателям. Тщательно взвешивая свои возможности, сейчас каждый работник принимает на себя конкретные обязательства. Еоллекгив завода обязался закончить пятилетний план к 38-й годовщине Ве ликого Октября. Решено повысить про изводительность труда не менее чем на 22 процента к уровню 1954 года: увели чить объем производства на 25 про центов против фактического уровня 1954 себестоимость сравнимой товарной продукции на 16 процентов; выполнить план по товарам народного потребления с превышением на 5 про центов и уменьшить потери от брака не менее чем на 20 процентов по сравне нию с 1954 годом. Призыв москвичей развернуть социа листическое соревнование за дальнейшее повышение производительности труда и улучшение качества продукции, за до срочное выполнение пятого пятилетнего плана встретил горячую поддержку всех трудящихся Ельца. В эти дни на заводах «Прожекторные угли», мотороремонтном и известковом, на картонной и махорочной фабриках и других предприятиях проходят собрания, на которых коллективы принимают обя зательства досрочно завершить пятилзт- ний план, намечая для этого конкретные организационно-технические мероприятия. В действие приводятся все новые и но вые производственные резервы. А. САМОХИН. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Один из старейших университетов 160-летие Казанского университета имени В. В. Ульянова (Ленина) Лучшие строители Липецка Строители, как и все советские тру женики, полны решимости с честью вы полнить поставленные перед ними зада чи, добиться новых достижений. В кол лективе треста «Липецкстрой» более 50 бригад уже справились с заданиями пя того пшилстнето пиана и давно грудятся в счет будущих лет. Столяры бригады т. Букреева из ком бината производственных предприятий .работают в счет марта 1959 года, пиотня- ки бригады т. Фурсова — в счет октяб ря 1957 года, слесари бригады т. Андре ева и штукатуры бригады т. Буева— в счет апреля 1957 года. Закончили свои пяттетниге планы- задания плотники бригады т. Щербака, бетонщики бригады депутата Липецкого горсовета т. Растрыгиной, каменщики бригады коммуниста т. Соломенцева, ар матурщики бригады т. Веревкина и дру гие. Достижения лучших бригад убедитель но свидетельствуют о т.ех огромных не использованных еще возможностях, каки ми обладают строители для успешной ра боты. Се годня исполняется 150 лет со дня создания о д но го из старейш их вы сш и х учебны х заведений страны — К а з а н с ко го государственно го университета имени В. И . Ульянова (Л е н и н а ) . Ученые К а з а н с к о го университета внес ли о гром ны й в клад в развитие р ус с кой и мировой н а у ки , приним али а к тивное участие в революционной борь бе в России . Всемирно известны на уч ные ш колы К а з а н с ко го университета : геометрическая , основателем ко торой был Н . Л об а че в с кий , и хим ическая , ко то р ую создали вы дающ ийся р у с с ки й учены й Н . З инин и гениальны й учены й A . Бутлеров — творец теории строения вещества , являющ ейся основой совре менной ор ганиче ской хим ии . Ц ен ны й в клад в р у с с к ую и м иров ую н а у к у внес л и т а к ж е ка з а н с ка я медицин ская ш к о ла , славу ко торой создали та ки е выда ющиеся ученые , к а к А д а м кж , Бехтерев, Л ес гаф т , Виш не вский , М в сл а в с ки й , В и но градов и дру гие . Развитие университета неразры вно связано с именем Н . Л оба че в с ко го , т а лан тливо го учено го , педа го га и во спи тателя. В течение 20 лет он был р е к тором университета . У чены й сумел под ня ть на больш ую вы соту н а у ч н ую и учебную ж и з н ь университета . Л оба че в с ки й прославил свое имя созданием неевклидовой геометрии , ко торая сей час с л уж и т всему человечеству. В 1819 год у профессор К а з а н с ко го университета И ва н Симонов принял участие в экспедиции к Ю ж н о м у по лю с у под руководством Ф . Б еллин с га узена и М . Л а зарева . В о время нее была о ткры та А н та р к ти д а и мн о го ост ровов в ю ж н о й части В е л и ко го океана и в Ю ж н о м Л едовитом океане . Труды Симонова об о га тили многие отрасли естествознания. И з К а з а н с ко го университета вышли многие по коления р у с с ки х революцио неров. Осенью 1887 года на первый ку р с ю ридиче с ко го ф акультета по с ту пил В. И . Л е ни н . В декабре т о го ж е года во время студенческих волнений B. И . Л е н и н получил первое боевое крещение к а к у ч а с т н и к и руководитель револю ционно го вы ступления студен тов. З а годы советской власти К а з а н с ки й университет , ко торы й с 1925 года но сит бессмертное имя вели ко го Л енин а , стал кр упн е йш им центром на у ки . У спеш но ра звиваю тся научны е ш к о лы университета . Учение Л о б а че в с ко го продолж ае т целая плеяда та л а н тл и вы х учены х , воз главляемы х профессо ром А . П . Борденом . Х и м и ч е с кую ш к о л у Бутлерова сейчас во з гл а вл яю т вы дающ иеся ученые а кад ем и ки А . Е . и Б. А . Арбузовы . М н о ги е кафедры университета рабо т аю т над темами , свя занным и с соору ж ением гид роэле ктростанций на В ол ге, образованием К у й бы ш е в с ко го моря и с ра зр а б о тко й неф тяных баз района «В торо го Б а ку» . Значительно возросла роль уни вер ситета в под го то в ке на учны х кадров . З а послевоенные годы здесь было з а щищ ено 25 д о к т о р с ки х и 267 ка н д и д а т с ки х диссертаций . Б ольш ая часть про ф ессорско -преподавательско го состава вы сш и х учебны х заведений К а з а н и я в ляется питом цам и университета . Сейчас в университете учи тся около 4 тысяч студентов свыше 30 наци он аль ностей. З а 113 лет сущ ествования до революции университе т о кончило всего 6 . та тар . Сейчас на е го семи ф а кул ь те тах обучается свыше 900 та тар , из ко то ры х более половины — ж енщ ины . В университете , кром е кафедр , рабо таю т научно -исследовательские и н с ти т у ты : хим и чес ки й имени А . М . Б у тл е рова , ма тем а ти ки и м е ха ни ки имени Н . Г . Чеботарева , бо га тейш ая на учная библиотека имени Н . И . Л о б а че в с ко го , музеи : зооло гический , геоло го -м ине р а ло ги че с кий и этно граф ический , две астрономические обсерватории , биоло гиче с кая станция . К своему знам ена тельном у 150-летию большой кол ле к тив студентов , учены х и преподавателей К а з а н с к о го универси тета имени В. И . Ул ьян о ва (Л е н и н а ) пришел со значительными успехами в учебной работе и научной деятельно сти , в общ ественно -политической и к у л ь тур н о й ж и з н и . (Т А С С ) . * * * На верхнем снимке: в комнате -м узее В. И . Л е н и н а , в ко торой Владим ир У л ь я нов слушал ле кции , б уд учи студентом ю ридиче с ко го факультета . На нижнем снимке: один из корпусо в университета . Годовой план выполнен досрочно район). Задание по Растет число предприятий, досрочно выполнивших производственную програм му 1954 года. 13 ноября завершил годовой план спиртзавод «Пролетарий» (Хворостянский производительности труда осуществлено на 107,4 процента. Завод продолжает выпуск продукции сверх плана. СОРЕВНОВАНИЕ ДОЯРОК ЗА ВЫСОКИЕ НАДОИ МОЛОКА Открытие памятника П. И. Чайковскому в Москве По решению Советского правительства в Москве сооружен памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чай ковскому. 15 ноября состоялось торжественное открытие памятника. Е 4 часам дня у здания Государственной консерватории, где воздвигнут памятник, собрались пред ставители трудящихся столицы, видные деятели культуры и искусства. Митинт открыл министр культуры СССР Г. Ф. Александров. Он охарактери зовал творчество П. И. Чайковского, за служившего глубокое уважение своего народа и всего человечества. Горячая лю бовь к родной стране, к своему народу звучит в каждой мелодии Чайковского. Это делает его музыку понятной каждому советскому человеку. Чайковский писал о народе и для народа. Своими произведе ниями он раскрывал красоту родной при роды, красоту человека. Искусство Чай ковского дорого всему прогрессивному человечеству. Памятник создан по модели народного художника СССР В. И. Мухиной, Компо зитор изображен в момент творческого размышления. С речами на митинге выступили гене ральный секретарь Союза советских ком- В октябре текущего года состоялось совещание передовых доярок области. Луч шие работницы молочно-товарных ферм колхозов и совхозов взяли тогда на себя ответственные обязательства и обратились ко всем работникам животноводства кол хозе® и совхозов с патриотическим призы вомразвернуть социалистическое соревно вание за быстрое повышение продуктив ности скота, за получение в год по колхо зам не менее 1800 килограммов молока от каждой фуражной коровы, по совхозам— не менее 3600 килограммов. Доярки колхозов и совхозов области го рячо откликнулись на обращение передо виков, включились в соревнование за по вышение продуктивности животноводства. Прошел октябрь— первый месяц хозяй ственного года в животноводстве. Как ра ботали за этот месяц наши доярки? Ка ких добились они успехов? Насколько по высили надои молока? Каждому участнику соревнования хочется узнать об этом, сравнить свои показатели с результатами доярок- соседнего колхоза, района. Наилучших показателей в октябре до бились доярки Дмитряшевского района, надоившие в среднем по 100 килограммов молока от каждой фуражной коровы. Всего на 8 килограммов отстали от них работни ки молочно-товарных ферм Данковского ♦ ♦ Итоги за октябрь 1954 года позиторов Т. Н. Хренников и композитор ! района и на 10 килограммов — Болыне- Д. Д. Шостакович. !Полянского района. Эти цифры говорят о Звучит «Торжественный марш» П. И .| том, что доярки передовых районов по- Чайковского в исполнении оркестра Ми-1 настоящему взялись за дело и их слово нистерства Обороны СССР. К памятнику! не расходится е делом, возлагаостся венки. | Достижения Дмитряшевского, Данков- До позднего вечера было многолюдно у ского и Больше-Полянского районов — ре памятника П. И. Чайковскому. (ТАСС). 1зультат положительной работы районных комитетов партии и исполкомов райсове тов, возглавивших трудовую активность колхозников и колхозниц. Хороших результатов добились также доярки Чаплыгинского района, надоившие по 86 килограммов молока от каждой ко ровы, Трубетчинского — 84, Тербунского — 83, Лебедянского— 80, Молотовского и Лев-Толстовского— 79, Воловского— 77 килограммов. Еще лучших показателей добились от дельные колхозы и совхозы. Список пере довых хозяйств, надоивших в октябре мо лока больше других, открывает сельскохо зяйственная артель имени Сталина, Та- лицкого района. Здесьза месяц получено 159 килограммов молока от каждой коро вы. Второе место занимают колхозы имени Шверника, Измалковского района, и имени Ленина, Тербунского района, надоившие по 139 килограммов молока от каждой фу ражной коровы. В числе колхозов, добившихся хороших результатов в соревновании за высокую продуктивность моточного стада, озлыжо- хозяйственные артели «Верный путь», Добровского района, «Тихий Дон», Дан ковского района, имени Молотова, Лебе дянского района. На фермах этих колхо зов в октябре надоено по 123— 129 кило граммов молока от каждой фуражной ко ровы. О массовости и действенности соревно вания за вьтс кие надои молока говорит список доярок, добившихся в октябре хо роших показателей. В списке, рядом с именами передовых, прославленных доя рок, появились новые имена, труд кото рых дал замечательные плоды. Наилучших показателей добилась дояр ка Е. И. Полякова из сельскохозяйствен ной артели имени Молотова, Лебедянского района. Она надоила от каждой коровы своей группы 190 килограммов молока. По 174 килограмма надоила доярка кол хоза имени Сталина, Талицкого района, М. А. Логачева. За ними идут доярки 0. М. Ерашенникова из колхоза имени Молотова, Чаплыгинского района, Д. И. Назарова из колхоза «Ерасное знамя», Ле бедянского района, М. Ф. Федорова из кол хоза имени Ленина, Тербунского района, Т. Ф. Мурина и Н. Т. Мурина из колхоза «Ерасное знамя», Лебедянского района, надоившие за месяц по 160— 170 кило граммов молока от каждой коровы. Среди совхозов области наилучших по казателей по надою молока в октябре до бились совхоз «Елецкий», получивший 296 килограммов молока от каждой коро вы, совхоз «Трубетчинский» — 287 и сов хоз «Солидарность» — 286 килограммов. Доярка совхоза «Трубетчинский» А. В. оба они располагают большими возможно стями для повышения продуктивности скота. Данковский район использовал эти возможности и добился успеха. А Березов ский район сильно отстал от своего соседа, там надои составили лишь 61 килограмм молока от каждой фуражной коровы— это на 31 килограмм меньше, чем в Данков- ском районе. Секретарь Березовского райкома партии т. Шанаев и председатель исполкома рай совета т. Новиков не приняли решитель ных мер по устранению недостатков в ра боте колхозов и машинно-тракторных станций, серьезно отстающих с развитием животноводства. Сводку по надою молока за октябрь за мыкают Волынский, Чернавский, Хворо стянский и Чибисовский районы. Средний надой молока по этим районам составляет 40— 55 килограммов. Еолхозы Чибисов- ского района получили в октябре молока в два с половиной раза меньше, чем жи вотноводы Дмитряшевского района. Секре тарю Чибисовского райкома ЕПСС т. Шма- нову и председателю райисполкома т. По тапову нужно принять срочные меры по повышению продуктивности молочного стада. На шире колхозных и совхозных фермах все развертывается социалистическое Еапустина надоила по 423 килограмма от соревнование. Долг партийных организа- каждой коровы, доярка этого же совхоза ций — возглавить политическую и трудо- В. Ф. Островская — 402 килограмма. | вую активность тружеников села, шире Но не во всех районах обеспечено пра- распространять и внедрять опыт передо- вильное руководство соревнованием жи- виков, подтягивать отстающих до уровня вотноводов. Данковский и Березовский передовых, обеспечить общий подъем об- районы находятся в одинаковых условиях, 1 щественного животноводства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz