Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 октября 1954 г., Л» 179 НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Правительствам Франции, Великобритании и США гг™ Мшистр Иностранных Дел ( лена в вручил им нону Советского Прави - 1 Ниже публикуется текст ноты СССР В. М. Молотовпринял Посла Франции | телыгнва, являющуюся ответом на ноты тельства Франции от 10 сентября 1954 Г На 7г' „ „окса’ Посла Великобритании Правительств Франции, Великобритании и года и текст ноты Советского Правитель- г-на У. Хантера и Посла США г-на Ч. Во-1 США от НО сентября 1954 года. I ства от 23 октября 1954 года. Н О Т Я П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Ф Р А Н Ц И И 10 с е н т я б р я 1954 г о д а О Т Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет чедть сообщить ему сле дующее. И При консультации с Американским и Британским Правительствами, с другими Правительствами — членами Организации Северо-Атлантического Договора, с Ав стрийским Правительством и с Правитель ством Германской Федеральной Республики Французское Правительство внимательно изучило ноту Советского Правительства от 24 июля, а также устное сообщение, сде ланное от имени этого Правительства 4 ав густа. 2 — Согласно этим сообщениям, Совет ское Правительство возобновляет свои предложения, которые уже были предметом глубокого обсуждения на Берлинском сове щании. Французское Правительство при знает исключительный характер проблемы безопасности в Европе, но эта проблема может быть рассмотрена с пользой только при уважении основных интересов всех заинтересованных сторон. Безопасность не могла бы быть достигнута в Европе путем подписания общего соглашения, подобного тому, какое предлагает Советское Прави тельство. Она может быть достигнута только в результате решения конкретных проблем, наиболее неотложными из кото рых являются германская и австрийская проблемы. 3 — Французское Правительство отме чает, что Советское Правительство вновь утверждает, что Атлантическая Организа ция является «агрессивной военной груп пировкой». Организация Северо-Атланти ческого Договора, чисто оборонительные цели которой полностью соответствуют Уставу Объединенных Наций, была создана, чтобы сделать возможной оборону запад ных демократий против угрозы, возникшей в 1945 году в связи с созданием в Восточ ной Европе сильно вооруженной советской группировки. Организация Северо-Атлан тического Договора является сейчас сво бодной ассоциацией государств, имеющих общие стремления и объединенных узами, которые являются не толькр,,щ^цнр 1 ;ми. Речь не могла бы идти ни об-.-изменении этой концепции, ни об отказе от нее. 4 — Присоединение Германской Феде ральной Республики к оборонительной си стеме, объединяющей другие мирные госу дарства Западной Европы— происходящее много времени спустя после перевооруже ния Восточной Германии — далекое от то го, чтобы представлять угрозу европейской безопасности, имеет своей целью преду предить всякое самостоятельное обращение к уироэе или к применению силы. Это при соединение является лучшей гарантией безопасности для всех соседей Германии, для самой Германиии для Европы в целом. 5 — Ни в своей ноте от 24 июля, ни в устном сообщении от 4 августа Советское Правительство не внесло новых предложе ний для решения германской проблемы. Со гласно советскому проекту договора о без опасности существующий раздел Германии был бы сохранен вопреки чаяниям герман ского народа. Французское Правительство, со своей стороны, считает, что Германия должна быть вновь объединена возможно скорее в условиях свободы. Это объедине ние может быть осуществлено только пу тем свободных выборов по всей Германии под международным контролем. Француз ское Правительство попрежнему готово ве сти переговоры на основе конкретного пла на быстрой организации этих выборов, ко торый три западные державы представили Берлинскому совещанию. 6 — Наиболее простым шагом для про движения на пути к европейской безопас ности остается быстрое урегулирование австрийского вопроса. В этой связи Фран цузское Правительство вновь выражает мнение, что заключение австрийского госу дарственного договора не должно зависеть, как это предлагает Советское Правитель ство, от общего европейского урегулирова ния, от заключения мирного договора с Германией или от любого другого вопроса, до уровня, установленного по общему со глашению. Вся эта программа осуществля лась бы под международным контролем и по этапам, установленным по соглашению. Во время недавних дискуссий в соответст вующем подкомитете Объединенных Наций Французское Правительство выдвинуло 'предложения, которые могли бы дать воз можность добиться прогресса. Хотя Совет ское Правительство не сочло тогда нужным принять во внимание эти предложения, Французское Правительство будет старать ся изыскивать приемлемое и эффективное соглашение. Оно надеется, что Советское Правительство пожелает оказать этомусвое содействие. 8 — Таковы проблемы, практическое разрешение которых необходимо для того, чтобы сделать возможным установление в Европе подлинной безопасности. Новые пе реговоры были бы полезными лишь в том случае, если бы имелись лучшие перспек тивы соглашения, чем те, которые выяви лись в ходе углубленного обсуждения в Берлине или в последних сообщениях Со ветского Правительства. Французское Пра вительство попрежнему полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы достиг нуть прогресса по этим различным вопро сам. Оно надеется, что Советское Прави тельство пожелает содействовать этому прогрессу: а) путем подписания австрийского госу дарственного договора в советской редак ции статей, являвшихся ране© спорными, о чем было сделано предложение на Бер не имеющего отношения к австрийскому линском со&ещании французским, англий- договору. В Берлине Французское Прави тельство предложило, при условии незамед лительного согласия Советского Правитель ства, принять советский текст всех статей австрийского государственного договора, бывших ранее спорными. Оно готово во зобновить это предложение. Если Советское Правительство согласится подписать дого вор в такой редакции, то сразу же было бы заключено соглашение с тем, чтобы вер нуть Австрии независимость и свободу, которые были ей обещаны с 1943 года. 7 — Соглашение по вопросу о разоруже нии, .несомненно, способствовало бы созда нию атмосферы, необходимой для полезного обсуждения проблемы безопасности в Евро пе. Французское Правительство желает до биться запрещения использования и про1 изводства всех видов атомного и водород ного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, а также владения им в рамках системы, предусматривающей одновременно© значительное сокращение обычного вооружения и вооруженных сил ским, американским и австрийским прави тельствами, которое Французское Прави тельство сейчас возобновляет; о) согласившись, в качестве первого важного этапа на пути к воссоединению Германии в условиях свободы, на свобод ные выборы на базе, предложенной Фран цузским Правительством в Берлине. Если в этом направлении может быть достигнут прогресс, то Французское Пра вительство было бы готово согласиться с созывом совещания министров иностранных дел Франции, Великобритании, Соединен ных Штатов и Союза Советских Социали стических Республик для завершения Уре гулирования этих проблем и изучения по сле этого всех других аспектов безопасно сти в Европе. В то же время Французское Правитель ство горячо желает, чтобы переговоры о разоружении, предпринятые в рамках Объ единенных Наций, могли привести к со глашению. НОТА СОВЕ ТСКОГО ПРАВИ ТЕЛ ЬСТВА от 23 октября 1954 года В связи с нотой Правительства Франции от 10 сентября с. г. Советское Правитель ство считает необходимым заявить следую щее. Правительство ООСР в ноте от 24 июля предложило Правительству Франции, а также Правительствам Англии и ОША, со звать общеевропейское совещание для рас смотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Европе. 4 ав густа Правительство СССР предложило правительствам Франции, Англии и США •осудить этот вопрос в предварительном порядке на совещании министров иност ранных дел четырех держав, а также про должить на этом совещании рассмотрение германского вопроса. В целях содействия разрешению пробле мы безопасности в Европе Советское Пра вительство внесло свой проект «Общеевро пейского Договора о коллективной безопас но зи в Европе», выразив одновременно го товность рассмотреть и другие предложе ния по этому вопросу. В проекте предлагается создать в Евро пе такую систему коллективной безопас ности, которая обесточивала бы сохране ние мира путем объединения усилий всех заинтересованных европейских государств, независимо от их общественного и госу дарственного строя. В основу советского проекта Общеевропейского Договора поло жен принцип коллективных действий его участников против угрозы и вооруженного нападения на любое государство, уча- ст,"'юшеб в Договоре, а также принцип сотрудничества в экономической области. Эт) значит, что всякая попытка агрессия со стороны любого государства немедленно повлекла бы за собой применение коллек тивных санкций против агрессора. Тем самым советский проект Общеевро пейского Договора содержит в себе реаль ные гарантии безопасности Франции и Польши, Англии и Советского Союза, всех больших и малых государств Европы. Вто же время он создает наиболее благоприят ные условия для восстановления нацио нального единства Германии, для свобод ного, мирного развития германского госу дарства. Ни одно государство, действительно стремящееся к укреплению мира в Европе, не может относиться отрицательно к со трудничеству с другими европейскими го сударствами в создании эффективной си стемы общеевропейской безопасности. Что касается Советского Правительства, то оно попрежнему исходит из того, что только совместны© усилия европейских госу дарств способны обеспечить безопасность в Европе. Высказывая свои возражения против этого советского проекта, Французское Правительство не внесло, однако, какого- либо своего предложения по обеспечению коллективной безопасности в Европе, Фран цузское Правительство не только не внес ло своего вклада в дело обеспечения кол лективной безопасности в Европе, но, на против, как свидетельствуют факты пос леднего времени, продолжает идти по пути сколачивания военных группировок в Ев ропе. При этом Французское Правительство вновь выступило в защиту Северо-атланти ческого военного блока, будто бы пресле дующего оборонительны© цели, хотя об агрессивном характере этой группировки в ее теперешнем виде свидетельствуют многочисленные факты.: Что эта военная группировка направлена, прежде всего, про тив Советского Союза и стран народной демократии— этого не скрывают военные руководители Северо-атлантического блока. Имеющиеся в ноте от 10 сентября попытки оправдать создание этого блока ссылками на иаличие в Восточной Европе «сильно вооруженной советской группировки» со вершенно несостоятельны, поскольку такой группировки в действительности не суще ствует. Тот факт, что в настоящее время подготовляется осуществление планов ре милитаризации Западной Германии и во влечение ее в Северо-атлантическую груп пировку, лишь подтверждает, что дело вдет о дальнейшем усилении агрессивности этой группировки. ” этих условиях Советское Правитель ство считает необходимым снова обратить внимание Правительства Франции на то, что создание военных группировок не мо жет содействовать укреплению мира и бе зопасности в Европе. Создание таких груп пировок европейских государств, направ ленных против других европейских госу дарств, ведет к дальнейшему усилению меаедународной напряженности и находится в прямом противоречии с интересами ук репления мира в Европе. Идя по этому пу ти и отказываясь от участия в организа ции системы коллективной безопасности в Европе, Правительство Франции берет .па .себя ответственность за последствия такой политики, несовместимой с интересами безопасности в Европе. Для обеспечения безопасности в Европе решающее значение имеет урегулирование германской проблемы. Это значит, что са мой важной и неотложной задачей являет ся восстановление единства. Германии, как миролюбивого и демократического государ ства, и заключениес ней мирного договора. Нельзя откладывать решение задачи объединения Германии, все еще остаю щейся разорванной на две противопостав ленные друг другу части. Интересы нацио нальной безопасности европейских госу дарств, как и интересы самого германско го народа, требуют решения вопроса о вос соединении Германии с тем, чтобы народы Европы были уверены, что объединенная Германия не попадет в руки заклятых вра гов мира — германских милитаристов и реваншистов, а прочно станет на п^ть мирного развития и установления добро соседских отношений с другими странами. Как и раньше, Советское Правительство считает, что для восстановления единства Германий необходимо проведение общегер манских свободных выборов. На этих вы борах германский народ должен иметь воз можность выразить свою свободную волю, чтобы единая Германия возродилась как миролюбивое и демократическое государ ство. На Берлинском совещании четырех дер жав не было достигнуто соглашения о проведении общеармейских выборов для восстановления единства Германии. Этому помешали, прежде всего, планы создания «европейского оборонительного сообще ства», предусматривавшие ремилитариза цию Западной Германии и вовлечение ее в эту военную группировку. Отклонение Национальным Собранием Франции догово ра о создании «европейского оборонитель ного сообщества» открыло возможности для сближения позиций четырех держав по вопросу о воссоединении Германии и про ведении в этих целях общегерманских вы боров. Советское Правительство выражает го товность вновь рассмотреть, с учетом ука занных выше новых обстоятельств, пред ложения о проведении общегерманских выборов, внесенные на Берлинском сове щании Англией и подержанные Францией и США. При этом Советское Правительст во исходит из того, что будут рассмотрены также соответствующие предложения Со ветского Союза. Советское Правительство считает, что возможности достижения договоренности между державами по этому -вопросу имеют ся, если исходить из признания того бесспорного положения, что главной зада чей является объединение Германии на миролюбивых и демократических основах. Е связи с этим Советское 'Правительство считает необходимым особо обратить вн-и- мание на те новые плавы ремилитариза ции Западной Германии и вовлечения е©в военную группировку некоторых западных государств, о которых стадо известно после закончившегося 3 октября с. г. совещания девяти стран в Лондоне, а также в связи с происходящими в настоящее время сепа ратными совещаниями в Париже. Вопреки обязательствам, принятым на себя Францией, Англией и США, совместно с Советским Союзом, о недопущении вос становления германского милитаризма, со гласно сепаратному сговору в Лондоне и Париже, должна быть создана уже в бли жайшее время западногерманская армия в 500 тысяч человек со своей многочислен ной авиацией, танковыми соединениями и своими военными штабами. Тяжелая про мышленность Западной Германии — и прежде всего Рура—снова перестраивает ся на массовое производство вооружения. Руководить вооруженными силами За падной Германии будут те же генералы, которые создавали гитлеровскую армию и вместе с Гитлером осуществляли агрес сию против Чехословакии, Польши, Фран ции, Советского Союза, Англии и многих других европейских государств. При таких условиях сегодняшние формальные обяза тельства боннского правительства относи тельно ограничения численности западно- германской армии и ее вооружения не могут быть приняты всерьез. Как свиде тельствует недавний опыт, приступив к созданию своих корпусов и дивизий, гер манские милитаристы и реваншисты не остановятся ни перед чем, чтобы добиться увеличения численности и вооружения своей армии. Лондонские решения открывают путь для восстановления германского милита ризма. Поеле этого у западногерманских милитаристов и реваншистов будут раз вязаны руки для проведения их агрессив ной политики в Европе. Западная Герма ния превращается, таким образом, в опас ный очаг новой войны в Европе. Лондонские решения “й*редуематриваЮт включение ремилитаризованной Западной Германии в военную группировку западно европейских государств, противопостав ленную другим европейским государст вам. На этот раз вместо ранее намечав шейся военной группировки шести запад ноевропейских государств—Франции, За падной Германия, Италии, Бельгии, Гол ландии и Люксембурга, предусматривается образование военной группировки тех же государств с участием Англии. Было бы обманом общественного мнения утвер ждать, будто бы лондонский план созда ния новой военной группировки больше соответствует интересам безопасности на родов Европы, нежели провалившийся план создания «европейского оборони тельного сообщества». Лондонский план предусматривает так же вовлечение Западной Германии в Се веро-атлантический блок, что дает воз можность германским милитаристам ока зывать прямое влияние в сторону даль нейшего усиления агрессивности северо атлантической группировки. Совсем не давно Национальное Собрание Франции признавало недопустимым участие Запад ной Германии в Северо-атлантическом блоке, считая это несовместимым с инте ресами безопасности Франции. Тем более несовместимым с интересами безопасности в Европе является вовлечение в северо атлантическую группировку ремилитари зованной Западной Германии, как это предусматривается лондонским соглаше нием . Эти решения, развязывающие руки гер манским милитаристам, продиктованы агрессивными кругами держав, стремя щихся к мировому господству на основе проведения пресловутой «политики силы». Лондонские соглашения несовместимы и с восстановлением суверенных прав гер манского народа. На деле эти соглашения ведут не к прекращению режима оккупа ции, как хотят это представить, а к остав лению Ьккупационных войск в Западной Германии до 1998 года, то есть до конца нынешнего столетия. Западная Германия остается связанной условиями кабального «боннского договора». Все это говорит о том, что лондонские решения, ведущие к восстановлению гер манского милитаризма и вовлечению За падной Германии в агрессивные военные группировки, в корне противоречат инте ресам поддержания мира и усиливают угрозу новой войны в Европе. В случае осуществления этих решений Западная Германия уже не может рас сматриваться как миролюбивое государ ство, что сделает невозможным на долгий срок восстановление единства Германии. Советское Правительство считает необ ходимым заявить, что согласие Француз ского Правительства на принятие и осу ществление лондонских решений нахо дится в явном противоречии с Франко- Советским договором о союзе и взаимной помощи 1944 года. В то время как дого вор обязывает обе стороны «совместно предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, ис ходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы воз можной Любую новую попытку агрессии с ее стороны», — лондонские решения прямо направлены на восстановление гер манского милитаризма и таким образом со здают угрозу безопасности народов Евро пы. В то время как Франко-Советский договор обязывает оба государства «не заключать какого-либо союза и не прини мать участия в какой-либо коалиции, на правленной против одной из Высоких До говаривающихся Сторон», осуществление лондонских решений означало бы, что Франция вступает с возрождаемым гер манским милитаризмом в военный блок, направленный против Советского Союза. Предпринимая такие действия, противо речащие основам Франко-Советского дого вора, Французское Правительство берет на себя ответственность как за то, что в ре зультате такой политики Франция ока жется лицом к лицу с ее извечным вра гом — германским милитаризмом, таки за то, что она противопоставляет себя Советскому Союзу, хотя безопасность обоих государств требует совместных усилий для недопущения возрождения германского милитаризма." Намеченные в Лондоне и Париже меро приятия в б'ЖШенйи Западной Германии находятся в прямом противоречии и с предложениями Правительств Франции и Англии, внесенными в ООН в июне этого года и поддержанными Правительством США, по вопросу о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного ору жия. В настоящее время в Организации Объ единенных Наций рассматриваются как франко-английские предложения, так и предложения Советского Союза по вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, причем Советское Пра вительство предложило принять в основу соответствующей международной конвен ции указанные предложения Франции и Англии. Таким образом, наметилось сбли жение позиций сторон по этому важному вопросу. Правительство Франции заявляет в своей ноте от 10 сентября о стремлении содействовать решению вопроса о разору жении. Нельзя, однако, в одно и то же время предлагать всеобщее сокращение во оружений и проводить ремилитаризацию Западной Германии. Такие действия не совместимы. В последнее время, как известно, уда лось достигнуть определенного ослабления напряженности в международных отноше ниях. Советское Правительство исходит из того, что все миролюбивые народы заин тересованы в дальнейшем ослаблении меж дународной напряженности. Между тем, лондонские решения не только не содей ствуют этому, но, наоборот, ведут к обо стрению международной обстановки. В настоящее время сложилось такое положение: либо четыре державы, несущие особую ответственность за решение германской проблемы, сделают все, чтобы приступить к рассмотрению и решить самый неотлож ный вопрос — вопрос о восстановлении единства Германии, в чем так заинтересо ван германский народ, и, вместе с тем, все миролюбивые народы Европы; либо, если дело дойдет до восстановлен ния германского милитаризма и вовлече ния Западной Германии в агрессивные во енные группировки, то германская нация надолго останется разорванной на части, а со стороны ремилитаризованной Западной Германии будет создана прямая угроза ми ру в Европе. В целях содействия урегулированию" германского вопроса Советское Правитель ство внесло на Берлинском совещании предложение о выводе оккупационных войск, кроме некоторых строго ограничен ных контингентов, с территории Восточной и Западной Германии. Это предложение связывалось с заключением мирного дого вора и с предложением об общегерманских выборах. Тогда не было достигнуто дого воренности по этому вопросу. Руководствуясь стремлением облегчить условия сближения обеих частей Германии и решение задачи ее национального вос соединения, Советское Правительство пред лагает Правительствам Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки рассмотреть вопрос о выводе оккупационных войск с территории Восточной и Западной Герма нии и осуществить вывод оккупационных войск теперь же, без каких-либо отлага тельств. Такое решение содействовало бы дальнейшей разрядке международной на- /■ пряженности и укреплению мира в Ез- ропе. Вместе с решением этого вопроса возни кает необходимость, чтобы между СССР, Францией, Англией и США при участия Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики было достигнуто соглашение относительно / численности, дислокации и вооружения всех видов немецкой полиции в Восточной и Западной Германии. Это положило бы конец всяким опасениям в отношении пе ревооружения как Восточной, так и Запад ной Германии. Известно, что со стороны Восточной Германии нет возражений про тив этого предложения и нет возражений против проверки на месте действительного положения в настоящее время. Уклонение от принятия этого предложения со сторо ны Западной Германии не означало быни чего другого, кроме стремления ускорить проведение планов перевооружения. Исходя из изложенного, Советское Пра вительство вносит на рассмотрениеПрави тельства Франции, равно как и Прави тельств Англии и США, предложение осо зыве в ноябре с. г. совещания Министров иностранных дел Франции, Англии, США и Советского Союза для рассмотрения сле дующих вопросов: 1) 0 восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических ос новах и проведении общегерманских сво бодных выборов; 2) 0 выводе оккупационных войск че тырех держав с территории Восточной к „ Западной Германии; 3) 0 созыве общеевропейского совеща ния для рассмотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Ев ропе. Что касается вопроса о заключении Го сударственного договора с Австрией, то, как известно, Советское Правительство еще 12 августа с. г. в своей ноте Авст рийскому Правительству предложило, что бы совещание послов Франции, Англии США и Советского Союза в Вене совместно с представителями Австрийского Прави тельства занялось рассмотрением остав шихся неурегулированными вопросов, от носящихся к проекту государственного до говора и других вопросов, связанных с заключением этого договора с Австрией. В ответной ноте Австрийского прави тельства от 12 октября сообщается о его готовности принять участи© в указанном совещании. Однако, Советскому Правитель ству неизвестна точка зрения Правитель ства Франции, равно как и Правительств Англии и США, по этому вопросу. Совет ское Правительство хотело бы знать, сог ласны ли правительства трех держав с тем, чтобы их послы приняли участии© в совещании в Вене для рассмотрения во просов, относящихся к заключению Госу дарственного договора с Австрией. Соответствующие ответные ноты Совет ского Правительства направляются также Правительству Англии и Правительству США. На строительстве Боткинской ГЭС САЙГАТКА. (Молотовская область). За меститель начальника «Камгэсстроя» по строительству Боткинской ГЭС А. К. Ико- масов в беседе с корреспондентом ТАСС рассказал о сооружении этого нового гид роузла. — Боткинская ГЭС на Каме — одна из крупнейших сооружаемых гидроэлектро станций в стране. В комплекс этой строй ки входят два судоходных железобетон ных однокамерных шлюза, водосливная плотина, две большие пойменные дамбы и здание ГЭС. С постройкой водосливной плотины уровень воды у ее створов поднимется на 24 метра. Таким образом, в Пред- уралье будет создано еще одно огромное ре. Подъем уровня воды в Каме создаст более благоприятные условия для судо ходства. Для выполнения земляных и строи тельно-монтажных работ надо создать мощную производственную базу. Сооружение гидроузла поручено строи телям первоочередных объектов Камской ГЭС. Многие из них на новой стройке показывают пример самоотверженного труда. Так, прокладывая автомобильную дорогу, экскаваторщики Неволин и Шад рин за смену грузят на самосвалы до 500 кубометров земли—вдвоебольшенор мы. Высокопроизводительно трудятся так же бульдозеристы Плохое и Кочуров, шо феры Дулькович, Глухов и другие. Строить Боткинскую ГЭС помогает вся водохранилище, превышающее по своим! страна. Из города Волжска (Марийская размерам в несколько раз Московское мо-1 АССР) на стройку поступают деревянные щитовые дома, из Стерлигамака—буровые молоты для забивки стального шпунта, из Воткынска и Ижевска— различные став ки. Металлурги Урала шлют на стройку сортовой прокат, лесозаготовители Моло- товской области—строевой лес. Строители сделали первые шаги. Пер воочередная их задача— сдать к зиме в эксплуатацию 5 тысяч квадратных мет ров жилой площади, во-время построить автогаражное хозяйство, проложить авто магистраль от станции Кварса до створа гидроузла. Строители воодушевлены стремлением с честью выполнить ответственное задание партии и правительства и сдать в эк сплуатацию Боткинскую ГЭС в установ ленный срок. , Г ------ (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz