Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 октября 1954 г., Л» 179 НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Правительствам Франции, Великобритании и США гг™ Мшистр Иностранных Дел ( лена в вручил им нону Советского Прави - 1 Ниже публикуется текст ноты СССР В. М. Молотовпринял Посла Франции | телыгнва, являющуюся ответом на ноты тельства Франции от 10 сентября 1954 Г На 7г' „ „окса’ Посла Великобритании Правительств Франции, Великобритании и года и текст ноты Советского Правитель- г-на У. Хантера и Посла США г-на Ч. Во-1 США от НО сентября 1954 года. I ства от 23 октября 1954 года. Н О Т Я П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Ф Р А Н Ц И И 10 с е н т я б р я 1954 г о д а О Т Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет чедть сообщить ему сле­ дующее. И При консультации с Американским и Британским Правительствами, с другими Правительствами — членами Организации Северо-Атлантического Договора, с Ав­ стрийским Правительством и с Правитель­ ством Германской Федеральной Республики Французское Правительство внимательно изучило ноту Советского Правительства от 24 июля, а также устное сообщение, сде­ ланное от имени этого Правительства 4 ав­ густа. 2 — Согласно этим сообщениям, Совет­ ское Правительство возобновляет свои предложения, которые уже были предметом глубокого обсуждения на Берлинском сове­ щании. Французское Правительство при­ знает исключительный характер проблемы безопасности в Европе, но эта проблема может быть рассмотрена с пользой только при уважении основных интересов всех заинтересованных сторон. Безопасность не могла бы быть достигнута в Европе путем подписания общего соглашения, подобного тому, какое предлагает Советское Прави­ тельство. Она может быть достигнута только в результате решения конкретных проблем, наиболее неотложными из кото­ рых являются германская и австрийская проблемы. 3 — Французское Правительство отме­ чает, что Советское Правительство вновь утверждает, что Атлантическая Организа­ ция является «агрессивной военной груп­ пировкой». Организация Северо-Атланти­ ческого Договора, чисто оборонительные цели которой полностью соответствуют Уставу Объединенных Наций, была создана, чтобы сделать возможной оборону запад­ ных демократий против угрозы, возникшей в 1945 году в связи с созданием в Восточ­ ной Европе сильно вооруженной советской группировки. Организация Северо-Атлан­ тического Договора является сейчас сво­ бодной ассоциацией государств, имеющих общие стремления и объединенных узами, которые являются не толькр,,щ^цнр 1 ;ми. Речь не могла бы идти ни об-.-изменении этой концепции, ни об отказе от нее. 4 — Присоединение Германской Феде­ ральной Республики к оборонительной си­ стеме, объединяющей другие мирные госу­ дарства Западной Европы— происходящее много времени спустя после перевооруже­ ния Восточной Германии — далекое от то­ го, чтобы представлять угрозу европейской безопасности, имеет своей целью преду­ предить всякое самостоятельное обращение к уироэе или к применению силы. Это при­ соединение является лучшей гарантией безопасности для всех соседей Германии, для самой Германиии для Европы в целом. 5 — Ни в своей ноте от 24 июля, ни в устном сообщении от 4 августа Советское Правительство не внесло новых предложе­ ний для решения германской проблемы. Со­ гласно советскому проекту договора о без­ опасности существующий раздел Германии был бы сохранен вопреки чаяниям герман­ ского народа. Французское Правительство, со своей стороны, считает, что Германия должна быть вновь объединена возможно скорее в условиях свободы. Это объедине­ ние может быть осуществлено только пу­ тем свободных выборов по всей Германии под международным контролем. Француз­ ское Правительство попрежнему готово ве­ сти переговоры на основе конкретного пла­ на быстрой организации этих выборов, ко­ торый три западные державы представили Берлинскому совещанию. 6 — Наиболее простым шагом для про­ движения на пути к европейской безопас­ ности остается быстрое урегулирование австрийского вопроса. В этой связи Фран­ цузское Правительство вновь выражает мнение, что заключение австрийского госу­ дарственного договора не должно зависеть, как это предлагает Советское Правитель­ ство, от общего европейского урегулирова­ ния, от заключения мирного договора с Германией или от любого другого вопроса, до уровня, установленного по общему со­ глашению. Вся эта программа осуществля­ лась бы под международным контролем и по этапам, установленным по соглашению. Во время недавних дискуссий в соответст­ вующем подкомитете Объединенных Наций Французское Правительство выдвинуло 'предложения, которые могли бы дать воз­ можность добиться прогресса. Хотя Совет­ ское Правительство не сочло тогда нужным принять во внимание эти предложения, Французское Правительство будет старать­ ся изыскивать приемлемое и эффективное соглашение. Оно надеется, что Советское Правительство пожелает оказать этомусвое содействие. 8 — Таковы проблемы, практическое разрешение которых необходимо для того, чтобы сделать возможным установление в Европе подлинной безопасности. Новые пе­ реговоры были бы полезными лишь в том случае, если бы имелись лучшие перспек­ тивы соглашения, чем те, которые выяви­ лись в ходе углубленного обсуждения в Берлине или в последних сообщениях Со­ ветского Правительства. Французское Пра­ вительство попрежнему полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы достиг­ нуть прогресса по этим различным вопро­ сам. Оно надеется, что Советское Прави­ тельство пожелает содействовать этому прогрессу: а) путем подписания австрийского госу­ дарственного договора в советской редак­ ции статей, являвшихся ране© спорными, о чем было сделано предложение на Бер­ не имеющего отношения к австрийскому линском со&ещании французским, англий- договору. В Берлине Французское Прави­ тельство предложило, при условии незамед­ лительного согласия Советского Правитель­ ства, принять советский текст всех статей австрийского государственного договора, бывших ранее спорными. Оно готово во­ зобновить это предложение. Если Советское Правительство согласится подписать дого­ вор в такой редакции, то сразу же было бы заключено соглашение с тем, чтобы вер­ нуть Австрии независимость и свободу, которые были ей обещаны с 1943 года. 7 — Соглашение по вопросу о разоруже­ нии, .несомненно, способствовало бы созда­ нию атмосферы, необходимой для полезного обсуждения проблемы безопасности в Евро­ пе. Французское Правительство желает до­ биться запрещения использования и про1 изводства всех видов атомного и водород­ ного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, а также владения им в рамках системы, предусматривающей одновременно© значительное сокращение обычного вооружения и вооруженных сил ским, американским и австрийским прави­ тельствами, которое Французское Прави­ тельство сейчас возобновляет; о) согласившись, в качестве первого важного этапа на пути к воссоединению Германии в условиях свободы, на свобод­ ные выборы на базе, предложенной Фран­ цузским Правительством в Берлине. Если в этом направлении может быть достигнут прогресс, то Французское Пра­ вительство было бы готово согласиться с созывом совещания министров иностранных дел Франции, Великобритании, Соединен­ ных Штатов и Союза Советских Социали­ стических Республик для завершения Уре­ гулирования этих проблем и изучения по­ сле этого всех других аспектов безопасно­ сти в Европе. В то же время Французское Правитель­ ство горячо желает, чтобы переговоры о разоружении, предпринятые в рамках Объ­ единенных Наций, могли привести к со­ глашению. НОТА СОВЕ ТСКОГО ПРАВИ ТЕЛ ЬСТВА от 23 октября 1954 года В связи с нотой Правительства Франции от 10 сентября с. г. Советское Правитель­ ство считает необходимым заявить следую­ щее. Правительство ООСР в ноте от 24 июля предложило Правительству Франции, а также Правительствам Англии и ОША, со­ звать общеевропейское совещание для рас­ смотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Европе. 4 ав­ густа Правительство СССР предложило правительствам Франции, Англии и США •осудить этот вопрос в предварительном порядке на совещании министров иност­ ранных дел четырех держав, а также про­ должить на этом совещании рассмотрение германского вопроса. В целях содействия разрешению пробле­ мы безопасности в Европе Советское Пра­ вительство внесло свой проект «Общеевро­ пейского Договора о коллективной безопас­ но зи в Европе», выразив одновременно го­ товность рассмотреть и другие предложе­ ния по этому вопросу. В проекте предлагается создать в Евро­ пе такую систему коллективной безопас­ ности, которая обесточивала бы сохране­ ние мира путем объединения усилий всех заинтересованных европейских государств, независимо от их общественного и госу­ дарственного строя. В основу советского проекта Общеевропейского Договора поло­ жен принцип коллективных действий его участников против угрозы и вооруженного нападения на любое государство, уча- ст,"'юшеб в Договоре, а также принцип сотрудничества в экономической области. Эт) значит, что всякая попытка агрессия со стороны любого государства немедленно повлекла бы за собой применение коллек­ тивных санкций против агрессора. Тем самым советский проект Общеевро­ пейского Договора содержит в себе реаль­ ные гарантии безопасности Франции и Польши, Англии и Советского Союза, всех больших и малых государств Европы. Вто же время он создает наиболее благоприят­ ные условия для восстановления нацио­ нального единства Германии, для свобод­ ного, мирного развития германского госу­ дарства. Ни одно государство, действительно стремящееся к укреплению мира в Европе, не может относиться отрицательно к со­ трудничеству с другими европейскими го­ сударствами в создании эффективной си­ стемы общеевропейской безопасности. Что касается Советского Правительства, то оно попрежнему исходит из того, что только совместны© усилия европейских госу­ дарств способны обеспечить безопасность в Европе. Высказывая свои возражения против этого советского проекта, Французское Правительство не внесло, однако, какого- либо своего предложения по обеспечению коллективной безопасности в Европе, Фран­ цузское Правительство не только не внес­ ло своего вклада в дело обеспечения кол­ лективной безопасности в Европе, но, на­ против, как свидетельствуют факты пос­ леднего времени, продолжает идти по пути сколачивания военных группировок в Ев­ ропе. При этом Французское Правительство вновь выступило в защиту Северо-атланти­ ческого военного блока, будто бы пресле­ дующего оборонительны© цели, хотя об агрессивном характере этой группировки в ее теперешнем виде свидетельствуют многочисленные факты.: Что эта военная группировка направлена, прежде всего, про­ тив Советского Союза и стран народной демократии— этого не скрывают военные руководители Северо-атлантического блока. Имеющиеся в ноте от 10 сентября попытки оправдать создание этого блока ссылками на иаличие в Восточной Европе «сильно вооруженной советской группировки» со­ вершенно несостоятельны, поскольку такой группировки в действительности не суще­ ствует. Тот факт, что в настоящее время подготовляется осуществление планов ре­ милитаризации Западной Германии и во­ влечение ее в Северо-атлантическую груп­ пировку, лишь подтверждает, что дело вдет о дальнейшем усилении агрессивности этой группировки. ” этих условиях Советское Правитель­ ство считает необходимым снова обратить внимание Правительства Франции на то, что создание военных группировок не мо­ жет содействовать укреплению мира и бе­ зопасности в Европе. Создание таких груп­ пировок европейских государств, направ­ ленных против других европейских госу­ дарств, ведет к дальнейшему усилению меаедународной напряженности и находится в прямом противоречии с интересами ук­ репления мира в Европе. Идя по этому пу­ ти и отказываясь от участия в организа­ ции системы коллективной безопасности в Европе, Правительство Франции берет .па .себя ответственность за последствия такой политики, несовместимой с интересами безопасности в Европе. Для обеспечения безопасности в Европе решающее значение имеет урегулирование германской проблемы. Это значит, что са­ мой важной и неотложной задачей являет­ ся восстановление единства. Германии, как миролюбивого и демократического государ­ ства, и заключениес ней мирного договора. Нельзя откладывать решение задачи объединения Германии, все еще остаю­ щейся разорванной на две противопостав­ ленные друг другу части. Интересы нацио­ нальной безопасности европейских госу­ дарств, как и интересы самого германско­ го народа, требуют решения вопроса о вос­ соединении Германии с тем, чтобы народы Европы были уверены, что объединенная Германия не попадет в руки заклятых вра­ гов мира — германских милитаристов и реваншистов, а прочно станет на п^ть мирного развития и установления добро­ соседских отношений с другими странами. Как и раньше, Советское Правительство считает, что для восстановления единства Германий необходимо проведение общегер­ манских свободных выборов. На этих вы­ борах германский народ должен иметь воз­ можность выразить свою свободную волю, чтобы единая Германия возродилась как миролюбивое и демократическое государ­ ство. На Берлинском совещании четырех дер­ жав не было достигнуто соглашения о проведении общеармейских выборов для восстановления единства Германии. Этому помешали, прежде всего, планы создания «европейского оборонительного сообще­ ства», предусматривавшие ремилитариза­ цию Западной Германии и вовлечение ее в эту военную группировку. Отклонение Национальным Собранием Франции догово­ ра о создании «европейского оборонитель­ ного сообщества» открыло возможности для сближения позиций четырех держав по вопросу о воссоединении Германии и про­ ведении в этих целях общегерманских вы­ боров. Советское Правительство выражает го­ товность вновь рассмотреть, с учетом ука­ занных выше новых обстоятельств, пред­ ложения о проведении общегерманских выборов, внесенные на Берлинском сове­ щании Англией и подержанные Францией и США. При этом Советское Правительст­ во исходит из того, что будут рассмотрены также соответствующие предложения Со­ ветского Союза. Советское Правительство считает, что возможности достижения договоренности между державами по этому -вопросу имеют­ ся, если исходить из признания того бесспорного положения, что главной зада­ чей является объединение Германии на миролюбивых и демократических основах. Е связи с этим Советское 'Правительство считает необходимым особо обратить вн-и- мание на те новые плавы ремилитариза­ ции Западной Германии и вовлечения е©в военную группировку некоторых западных государств, о которых стадо известно после закончившегося 3 октября с. г. совещания девяти стран в Лондоне, а также в связи с происходящими в настоящее время сепа­ ратными совещаниями в Париже. Вопреки обязательствам, принятым на себя Францией, Англией и США, совместно с Советским Союзом, о недопущении вос­ становления германского милитаризма, со­ гласно сепаратному сговору в Лондоне и Париже, должна быть создана уже в бли­ жайшее время западногерманская армия в 500 тысяч человек со своей многочислен­ ной авиацией, танковыми соединениями и своими военными штабами. Тяжелая про­ мышленность Западной Германии — и прежде всего Рура—снова перестраивает­ ся на массовое производство вооружения. Руководить вооруженными силами За­ падной Германии будут те же генералы, которые создавали гитлеровскую армию и вместе с Гитлером осуществляли агрес­ сию против Чехословакии, Польши, Фран­ ции, Советского Союза, Англии и многих других европейских государств. При таких условиях сегодняшние формальные обяза­ тельства боннского правительства относи­ тельно ограничения численности западно- германской армии и ее вооружения не могут быть приняты всерьез. Как свиде­ тельствует недавний опыт, приступив к созданию своих корпусов и дивизий, гер­ манские милитаристы и реваншисты не остановятся ни перед чем, чтобы добиться увеличения численности и вооружения своей армии. Лондонские решения открывают путь для восстановления германского милита­ ризма. Поеле этого у западногерманских милитаристов и реваншистов будут раз­ вязаны руки для проведения их агрессив­ ной политики в Европе. Западная Герма­ ния превращается, таким образом, в опас­ ный очаг новой войны в Европе. Лондонские решения “й*редуематриваЮт включение ремилитаризованной Западной Германии в военную группировку западно­ европейских государств, противопостав­ ленную другим европейским государст­ вам. На этот раз вместо ранее намечав­ шейся военной группировки шести запад­ ноевропейских государств—Франции, За­ падной Германия, Италии, Бельгии, Гол­ ландии и Люксембурга, предусматривается образование военной группировки тех же государств с участием Англии. Было бы обманом общественного мнения утвер­ ждать, будто бы лондонский план созда­ ния новой военной группировки больше соответствует интересам безопасности на­ родов Европы, нежели провалившийся план создания «европейского оборони­ тельного сообщества». Лондонский план предусматривает так­ же вовлечение Западной Германии в Се­ веро-атлантический блок, что дает воз­ можность германским милитаристам ока­ зывать прямое влияние в сторону даль­ нейшего усиления агрессивности северо­ атлантической группировки. Совсем не­ давно Национальное Собрание Франции признавало недопустимым участие Запад­ ной Германии в Северо-атлантическом блоке, считая это несовместимым с инте­ ресами безопасности Франции. Тем более несовместимым с интересами безопасности в Европе является вовлечение в северо­ атлантическую группировку ремилитари­ зованной Западной Германии, как это предусматривается лондонским соглаше­ нием . Эти решения, развязывающие руки гер­ манским милитаристам, продиктованы агрессивными кругами держав, стремя­ щихся к мировому господству на основе проведения пресловутой «политики силы». Лондонские соглашения несовместимы и с восстановлением суверенных прав гер­ манского народа. На деле эти соглашения ведут не к прекращению режима оккупа­ ции, как хотят это представить, а к остав­ лению Ьккупационных войск в Западной Германии до 1998 года, то есть до конца нынешнего столетия. Западная Германия остается связанной условиями кабального «боннского договора». Все это говорит о том, что лондонские решения, ведущие к восстановлению гер­ манского милитаризма и вовлечению За­ падной Германии в агрессивные военные группировки, в корне противоречат инте­ ресам поддержания мира и усиливают угрозу новой войны в Европе. В случае осуществления этих решений Западная Германия уже не может рас­ сматриваться как миролюбивое государ­ ство, что сделает невозможным на долгий срок восстановление единства Германии. Советское Правительство считает необ­ ходимым заявить, что согласие Француз­ ского Правительства на принятие и осу­ ществление лондонских решений нахо­ дится в явном противоречии с Франко- Советским договором о союзе и взаимной помощи 1944 года. В то время как дого­ вор обязывает обе стороны «совместно предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, ис­ ходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы воз­ можной Любую новую попытку агрессии с ее стороны», — лондонские решения прямо направлены на восстановление гер­ манского милитаризма и таким образом со­ здают угрозу безопасности народов Евро­ пы. В то время как Франко-Советский договор обязывает оба государства «не заключать какого-либо союза и не прини­ мать участия в какой-либо коалиции, на­ правленной против одной из Высоких До­ говаривающихся Сторон», осуществление лондонских решений означало бы, что Франция вступает с возрождаемым гер­ манским милитаризмом в военный блок, направленный против Советского Союза. Предпринимая такие действия, противо­ речащие основам Франко-Советского дого­ вора, Французское Правительство берет на себя ответственность как за то, что в ре­ зультате такой политики Франция ока­ жется лицом к лицу с ее извечным вра­ гом — германским милитаризмом, таки за то, что она противопоставляет себя Советскому Союзу, хотя безопасность обоих государств требует совместных усилий для недопущения возрождения германского милитаризма." Намеченные в Лондоне и Париже меро­ приятия в б'ЖШенйи Западной Германии находятся в прямом противоречии и с предложениями Правительств Франции и Англии, внесенными в ООН в июне этого года и поддержанными Правительством США, по вопросу о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного ору­ жия. В настоящее время в Организации Объ­ единенных Наций рассматриваются как франко-английские предложения, так и предложения Советского Союза по вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, причем Советское Пра­ вительство предложило принять в основу соответствующей международной конвен­ ции указанные предложения Франции и Англии. Таким образом, наметилось сбли­ жение позиций сторон по этому важному вопросу. Правительство Франции заявляет в своей ноте от 10 сентября о стремлении содействовать решению вопроса о разору­ жении. Нельзя, однако, в одно и то же время предлагать всеобщее сокращение во­ оружений и проводить ремилитаризацию Западной Германии. Такие действия не­ совместимы. В последнее время, как известно, уда­ лось достигнуть определенного ослабления напряженности в международных отноше­ ниях. Советское Правительство исходит из того, что все миролюбивые народы заин­ тересованы в дальнейшем ослаблении меж­ дународной напряженности. Между тем, лондонские решения не только не содей­ ствуют этому, но, наоборот, ведут к обо­ стрению международной обстановки. В настоящее время сложилось такое положение: либо четыре державы, несущие особую ответственность за решение германской проблемы, сделают все, чтобы приступить к рассмотрению и решить самый неотлож­ ный вопрос — вопрос о восстановлении единства Германии, в чем так заинтересо­ ван германский народ, и, вместе с тем, все миролюбивые народы Европы; либо, если дело дойдет до восстановлен ния германского милитаризма и вовлече­ ния Западной Германии в агрессивные во­ енные группировки, то германская нация надолго останется разорванной на части, а со стороны ремилитаризованной Западной Германии будет создана прямая угроза ми­ ру в Европе. В целях содействия урегулированию" германского вопроса Советское Правитель­ ство внесло на Берлинском совещании предложение о выводе оккупационных войск, кроме некоторых строго ограничен­ ных контингентов, с территории Восточной и Западной Германии. Это предложение связывалось с заключением мирного дого­ вора и с предложением об общегерманских выборах. Тогда не было достигнуто дого­ воренности по этому вопросу. Руководствуясь стремлением облегчить условия сближения обеих частей Германии и решение задачи ее национального вос­ соединения, Советское Правительство пред­ лагает Правительствам Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки рассмотреть вопрос о выводе оккупационных войск с территории Восточной и Западной Герма­ нии и осуществить вывод оккупационных войск теперь же, без каких-либо отлага­ тельств. Такое решение содействовало бы дальнейшей разрядке международной на- /■ пряженности и укреплению мира в Ез- ропе. Вместе с решением этого вопроса возни­ кает необходимость, чтобы между СССР, Францией, Англией и США при участия Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики было достигнуто соглашение относительно / численности, дислокации и вооружения всех видов немецкой полиции в Восточной и Западной Германии. Это положило бы конец всяким опасениям в отношении пе­ ревооружения как Восточной, так и Запад­ ной Германии. Известно, что со стороны Восточной Германии нет возражений про­ тив этого предложения и нет возражений против проверки на месте действительного положения в настоящее время. Уклонение от принятия этого предложения со сторо­ ны Западной Германии не означало быни­ чего другого, кроме стремления ускорить проведение планов перевооружения. Исходя из изложенного, Советское Пра­ вительство вносит на рассмотрениеПрави­ тельства Франции, равно как и Прави­ тельств Англии и США, предложение осо­ зыве в ноябре с. г. совещания Министров иностранных дел Франции, Англии, США и Советского Союза для рассмотрения сле­ дующих вопросов: 1) 0 восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических ос­ новах и проведении общегерманских сво­ бодных выборов; 2) 0 выводе оккупационных войск че­ тырех держав с территории Восточной к „ Западной Германии; 3) 0 созыве общеевропейского совеща­ ния для рассмотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Ев­ ропе. Что касается вопроса о заключении Го­ сударственного договора с Австрией, то, как известно, Советское Правительство еще 12 августа с. г. в своей ноте Авст­ рийскому Правительству предложило, что­ бы совещание послов Франции, Англии США и Советского Союза в Вене совместно с представителями Австрийского Прави­ тельства занялось рассмотрением остав­ шихся неурегулированными вопросов, от­ носящихся к проекту государственного до­ говора и других вопросов, связанных с заключением этого договора с Австрией. В ответной ноте Австрийского прави­ тельства от 12 октября сообщается о его готовности принять участи© в указанном совещании. Однако, Советскому Правитель­ ству неизвестна точка зрения Правитель­ ства Франции, равно как и Правительств Англии и США, по этому вопросу. Совет­ ское Правительство хотело бы знать, сог­ ласны ли правительства трех держав с тем, чтобы их послы приняли участии© в совещании в Вене для рассмотрения во­ просов, относящихся к заключению Госу­ дарственного договора с Австрией. Соответствующие ответные ноты Совет­ ского Правительства направляются также Правительству Англии и Правительству США. На строительстве Боткинской ГЭС САЙГАТКА. (Молотовская область). За­ меститель начальника «Камгэсстроя» по строительству Боткинской ГЭС А. К. Ико- масов в беседе с корреспондентом ТАСС рассказал о сооружении этого нового гид­ роузла. — Боткинская ГЭС на Каме — одна из крупнейших сооружаемых гидроэлектро­ станций в стране. В комплекс этой строй­ ки входят два судоходных железобетон­ ных однокамерных шлюза, водосливная плотина, две большие пойменные дамбы и здание ГЭС. С постройкой водосливной плотины уровень воды у ее створов поднимется на 24 метра. Таким образом, в Пред- уралье будет создано еще одно огромное ре. Подъем уровня воды в Каме создаст более благоприятные условия для судо­ ходства. Для выполнения земляных и строи­ тельно-монтажных работ надо создать мощную производственную базу. Сооружение гидроузла поручено строи­ телям первоочередных объектов Камской ГЭС. Многие из них на новой стройке показывают пример самоотверженного труда. Так, прокладывая автомобильную дорогу, экскаваторщики Неволин и Шад­ рин за смену грузят на самосвалы до 500 кубометров земли—вдвоебольшенор­ мы. Высокопроизводительно трудятся так­ же бульдозеристы Плохое и Кочуров, шо­ феры Дулькович, Глухов и другие. Строить Боткинскую ГЭС помогает вся водохранилище, превышающее по своим! страна. Из города Волжска (Марийская размерам в несколько раз Московское мо-1 АССР) на стройку поступают деревянные щитовые дома, из Стерлигамака—буровые молоты для забивки стального шпунта, из Воткынска и Ижевска— различные став­ ки. Металлурги Урала шлют на стройку сортовой прокат, лесозаготовители Моло- товской области—строевой лес. Строители сделали первые шаги. Пер­ воочередная их задача— сдать к зиме в эксплуатацию 5 тысяч квадратных мет­ ров жилой площади, во-время построить автогаражное хозяйство, проложить авто­ магистраль от станции Кварса до створа гидроузла. Строители воодушевлены стремлением с честью выполнить ответственное задание партии и правительства и сдать в эк­ сплуатацию Боткинскую ГЭС в установ­ ленный срок. , Г ------ (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz