Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

10 октября 1954 г., М» 168 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Дело не в плохой погоде В Данковском районе медленно ведут уборку и заготовку картофеля В ответ на призыв лев-толстовских хле­ боробов передовые колхозы Данковского района усиливают темпы уборки и сдачи картофеля государству. Более чем на 80 процентов выполнил задание по картофе- леиоставкам колхоз имени Чапаева.. От­ правка картофеля на приемочные пункты производится в любую погоду днем и ночью. Полным ходом ведет уборку и сдачу картофеля государству колхоз имени Хру­ щева. Из 100 гектаров уже убрано более Ж). Отборные клубни колхозники беспре­ рывно доставляют на заготовительные пункты. Успех передовых артелей объясняется прежде всего тем, что там на копку кар­ тофеля мобилизовано все трудоспособное население. В эти дни на поля вышли все — пожилые колхозники, подростки, уче­ ники. Почти все колхозники выполняют и Перевыполняют дневные задания. В этих колхозах установлен повседнев­ ный контроль за выполнением графика сдачи картофеля государству. Но не везде такое напряжение на убор­ ке картофеля и вывозке его государству. -■Вот колхоз имени Куйбышева. Площадь под картофелем у него большая, почти 180 гектаров, а уборка его ведется черепашьи­ ми темпами. — Спешить пока некуда,— рассуждал вначале председатель колхоза т. Шеба- нов.— Картофель пока хорошо растет. Последняя декада сентября принесла мало утешительного. В день убирали по 5— 6 гектаров. И в оправдание низких темпов здешние руководители выдвинули новые «неопровержимые аргументы»: — Дожди не дают развернуться. По- йэтояло бы сухое времячко дней пять, мы Поднажали бы на картофель. Истинная причина отставания не столь- ' ио в погоде, сколько в плохой организа­ ции труда. На работу здесь выходят позд­ но, дневной нормы никто не выполняет. Более того, почти добрая половина трудо­ способных колхозников совсем не участ­ вует в уборке картофеля. Однако мер к нарушителям трудовой дисциплины никто Ее принимает. Колхоз имени Куйбышева, к сожале­ нию, не исключение в районе. Очень мед­ ленно идет уборка картофеля в колхозе имени Димитрова. Площадь под картофе­ лем здесь сравнительно небольшая — все­ го 72 гектара. — До первого октября обязательно убе­ рем,— заверил на одном из совещаний Председатель колхоза т. Верейкин. Эти слова т. Верейкин не подкрепил де­ лами. И вот результат: на 5 октября бо­ лее чем на 40 гектарах картофель лежит в земле. — Погода стоит теплая, картофель ра­ стет еще, стоит ли спешить? — говорит председатель колхоза. В текущем году машинно-щиакторны© станции района получили картофелеубо­ рочные комбайны и несколько новых кар­ тофелекопалок. К сожалению, новая техни­ ка в ряде колхозов плохо используется. Вот один характерный пример. На поля колхоза имени Кирова еще в первой поло­ вине сентября прибыли картофелеубороч­ ный комбайн и картофелекопалка из Дан- ковской МТС. Но работают они из рун вон плохо. За последние 15 дней ими и двумя полными распашниками было распахано картофеля немногим больше 50 гектаров. Не все благополучно в районе с качест­ вом уборки. В том же колхозе имени Ки­ рова на участке, где колхозники Баловнев и Макаров распахивали конньгми распаш­ никами, четверть всего урожая оставалась в земле. Много клубней оставлено на дру­ гих участках. Председателя колхоза т. Бо­ рисова это, однако, не волнует. — Будет хорошая погода,— говорит он,— тогда подберем все клубни. И со сдачей картофеля государству не все спешат. Возьмем колхоз «Красное зна­ мя». Он убрал более 100 гектаров карто­ феля. На его полях много буртов, и все же государству картофель не сдается. На за­ готовительный пункт пока отвезена одна машина— 1,6 тошны. А надо сдать 358 тонн. В чем дело? Почему колхоз так медлен­ но рассчитывается с государством и за ра­ боты МТС? На этот вопрое председатель колхоза у. Бахчеванов дает такой ответ: — Уберем весь картофель, тогда возить будем. Очевидно так же думает председатель колхоза «Тихий Дон» т. Лукьянов, кото­ рый из 223 тонн картофеля сдал пока 19. Очень мало сдано государству картофеля колхозами имени Сталина и имени Куйбы­ шева. Призыв лев-толстовских хлеборобов о развертывании предоктябрьского соревно­ вания вызвал среди колхозников новый прилив активности. Долг Данковсшх ру­ ководителей — направить эту активность на успешное завершение всех сельскохо­ зяйственных работ и прежде всего на убор­ ку картофетя и сдачу его государству. У района есть возможность успешно решить эту задачу. А. ВОЛОДЬКИН. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Неповоротливые заготовители < у ' У х . /У :У ,у у / У У 'Х ' г ■д *% :■ (? *& " г ^ '■ Ш Ш Ш Т 'у У Щ - г ' Л , ■ ;■ Ф е л ь е т о н 3 К вопросу о... бочке ’ , ” ' 7 \ Близка зима. Жители районного центра "(Березовка спешат закупить капусту, мор­ ковь и другие овощи. Они идут в магазин, ( его там овощей нет. , Между тем, в совхозе «Лолибино» и не­ которых колхозах урожай овощей был не­ плохой. Куда же пошли овощи? Только 18 *онн ранней капусты, огурцов и помидоров за­ жулила в совхозе потребительская коопе­ рация. И пока кооператоры раскачивались — овощи «утекли». План сдачи овощей Совхозом провален. Из 75 тонн он сдал только 28. Виноваты в этом, безусловно, руководители совхоза и прежде всего его Директор т. Никулин, допустивший при невыполнении плана распродажу овощей ра сторону. 7 тонн овощей недодал также совхоз Г«Политою». Причина та же — неповорот­ ливость березовских кооператоров и не­ серьезное отношение к этому делу руково­ дителей совхоза. Плана сдачи овощей колхозы здесь не имеют. Но это не значит, что они не за­ нимаются развитием этой доходнейшей от­ расли хозяйства. В колхозе имени Ленина на пойменной земле на славу ныне уроди­ лась капуста. Овощеводы колхоза «Крас­ ный холм» собрали в текущем году поря­ дочно помидоров. Но потребительская ко. операция почему-то не организовала заку­ пок овощей и колхозам пришлет в страд­ ную пору уборки отрывать людей для реа­ лизации продукции на рынке. Наконец, райпотребсоюз заключил не­ сколько договоров с колхозами на закупку овощей. Но овощи поирежнему не посту­ пают. В чем дело? — Помидоров и огурцов уже нет, а ка­ пуста еще не подросла, — говорят коопе­ раторы. Не выполнен потребкооперацией план отгрузки овощей в Москву. В. СЕРГЕЕВ. По примеру передовиков на полях колхоза имени Молотова, Лев-Толстовского района, в этом году на силос было посеяно 53 гектара кукурузы. На одном из уча­ стков кукуруза была оставлена на зерно. Сейчас колхозники ведут ее уборку. На снимке: председатель колхоза А. Г. Матвеев и агроном Н. Ф. Аношин осмат­ ривают кукурузу. Фото Л. Черкашина. СТРОИМ к р у г л ы й го д Колхозники нашей сельхозартели актив­ но включились в борьбу за выполнение задач по развитию животноводства. Как в прошлом году, так и в текущем правление колхоза и первичная партийная организа­ ция .большое внимание уделили строи­ тельству животноводческих помещений и (других хозяйственных построек. В текущем году, например, в нашем колхозе были построены коровник на 40 толов и телятник на 75 голов. Строитель­ ная бригада за два последние года пост­ роила стандартное овощехранилище и зер­ нохранилище на 2500 центнеров каждое, здание правления колхоза, гараж на три автомашины, нефтехранилище. Строительная бригада, которой руково­ дит т. Чекалин, небольшая. Она состоит из 12 человек. Среди них квалифициро­ ванные плотники, каменщики, кровельщи­ ки , печники. Многие из членов бригады владеют несколькими специальностями. Например, колхозник т. Киселев — хоро­ ший столяр, плотник, кровельщик и сте­ кольщик. Строитель т. Кирпичев владеет профессией плотника, кровельщика, печ­ ника, а т. Федосеев — каменщика, столя­ ра, печника. Во многих колхозах нашего района еще не изжита вредная практика — строить или ремонтировать животноводческие по­ стройки тогда, когда скот становится на стойловое содержание. В нашем колхозе строительная бригада работает круглый год. Для подвоза стройматериалов правление колхоза закрепило за строительной брига­ дой автомашину «ГАЗ-51» и шесть по­ стоянных грузчиков. Благодаря хорошо продуманному плану, у наших строителей в любое время имеется работа. В весенне- летний период они строят новые живот­ новодческие и другие хозяйственные по­ стройки, в осенний период готовят поме­ щения к зиме, зимой заготовляют строи­ тельный материал. В прошлую зиму, на­ пример, было заготовлено и вывезено на усадьбу колхоза 500 кубометров лесома­ териалов. Высокое качество строительства, широ­ кое использование местных строительных материалов дает нам возможность в зим­ нее время содержать скот в теплых, свет­ лых, просторных животноводческих по­ стройках. В нынешнем году колхоз выполнил план развития животноводства по всем видам скота. По сравнению с прошлым годом по­ головье скота значительно увеличилось. К началу стойлового периода скоту созданы все необходимые условия для теплой и сы­ той зимовки. Животноводческие помеще ния полностью подготовлены к зиме. В этом году заготовлено 20000 центнеров грубых кормов — в три раза больше, чем в прошлом году, в том числе сена в шесть раз больше. Для каждой коровы заложено 7 тонн силоса. Наша строительная бригада приняла ак­ тивно© участие в проведении капитально­ го ремонта сельского клуба, родильного до­ ма, школы и других учреждений. Строите­ ли помогают ремонтировать и строить жи­ лые дома колхозникам. Недавно их силами построены дома колхозникам тт. Баскако­ ву, Зеленцову и Барышниковой. В этом году член строительной бригады т. Баскаков был направлен в Воронеж­ скую школу строителей на шестимесяч­ ные курсы. Теперь он имеет специаль­ ность десятника-строителя. В прошлые годы мы по всем вопросам обращались в районный отдел колхозного строительст­ ва. Сейчас такой необходимости нет. Вое расчеты по проектам, планировке и дру­ гие указания по строительству дает наш молодой специалист т. Баскаков. Вопросы выполнения планов строитель­ ства правление колхоза держит под своим неослабным контролем. Бригадир строи­ тельной бригады т. Чекалин на заседании правления систематически отчитывался о проделанной работе. Широко развернулось социалистическое соревнование среди колхозных строителей. Члены строительной бригады тт. Хамов, Попов, Баскаков, Киселев и другие на строительстве животноводческих построек выполняли дневные нормы выработки на 110— 120 процентов. Их имена заноси­ лись на колхозную Доску почета. Однако нельзя еще сказать, что у нас все хорошо. Нужно еще ивовое сделать для развития общественного животноводства. Мы до сих пор не используем имеющиеся в распоряжении колхоза резервы строи­ тельства животноводческих помещений. В затяжке колхозных строительных ра­ бот во многом повинны торгующие орга­ низации и промартели нашего района. В нынешнем году мы решили построить ти ­ повой свинарник. С весны заложили фун­ дамент, построили верх, приобрели шифер для крыши. Однако свинарник так и не построен. И во всем этом виноваты руко­ водители артели «Энергия». Несмотря на то, что артель имеет с колхозом договор на поставку кирпича, деньги ей перечис­ лены, кирпича до сего времени мы все же не можем получить. Председатель правления артели «Энергия» т. Богаты­ рев все лишь обещает. Кстати, такие обе­ щания он дает не только нам, но и мно­ гим правлениям колхозов района. П, ЗОЛОТУХИН, председатель колхоза «Маяк коммунизма», Усманского района. — Ну, как вам, Борис Александрович, нравится это дело? — спросил младший конструктор старшего конструктора, при­ нимая от него исписанный лист бумаги. — Откровенно говоря, совсем не нра­ вится. — Вы полагаете, что это — недораауме- ние? — Наверно. Иначе трудно объяснить причину появления столь странной, я бы сказал, резолюции. Придя к такому заключению, конструк­ торы положили бумажку в стол и, как видно, успокоились. Но не от этого разговора берет начало история, о которой нам надлежит пове­ дать. I В один из ясных июньских дней теку­ щего, 1954 года комендант жилищно-ком­ мунального отдела Липецкого механиче­ ского завода Алексей Тимофеевич Кожухов вручил заместителю директора завода Ва­ силию Константиновичу Ушакову заявле­ ние. В нем говорилось: «Прошу Вашего распоряжения на изготовление бочки на 40 — 45 ведер». А дальше в заявлении значилось, что бочка нужна для вывозки нечистот с территории завода. — Так, бочку просишь изготовить?— ае спеша, как бы взвешивая всю слож­ ность возникшей . проблемы, переспросил заместитель директора. — Так точно, Василий Константинович, бочку,— бодро ответил повеселевший ко­ мендант, чувствуя, что дела, кажется, по­ шли на лад. — С отверстием? — С дыркой... то есть, извините, с от­ верстием, е вашего позволения. — Что ж, это можно,— все так же, неторопясь, заключил Василий Констан­ тинович, окинув серьезным взглядом ко­ менданта.. Комендант даже подумал, что не легко­ мысленная ли улыбка, лукаво искрившая­ ся на его лице в столь ответственный мо­ мент, явилась причиной сумрачного наст­ роения начальства, и поспешно согнал улыбку с лица. А тем временем Василий Константино­ вич Ушаков наложил на заявлении резо­ люцию: «Плановому отделу. Откройте за­ каз ОКС’ у», что в переводе на более по­ нятный язык означает: «Отделу капиталь­ ного строительства». А дальше— число, месяц, подпись. Но в ОКС’е, видимо, решили, что одной резолюции мало и направили коменданта к директору завода Ивану Георгиевичу Мешкову. Надо отдать должное коменданту,— к этому времени он уже основательно про­ чувствовал всю сложность затеянного им дела. И когда входил в кабинет директора завода, то лицо его хранило приличеству­ ющую совершаемому акту каменную серь­ езность. — Так, бочку просишь изготовить?— полюбопытствовал директор. — Так точно, Иван Георгиевич, бочку. — На сорок пять ведер? — На целых сорок пять ведер. — Ну что ж, действуй. И на скромном заявлении коменданта появилась еще одна резолюция: «Н-юу ТО (сведущи© люди знали, что это означает: «Начальнику технического отдела»). Сде­ лать чертеж бочки». И снова— число, ме­ сяц, подпись. И посыпались, один за другим, листки с календаря. Когда был сорван сто двадца­ тый листок, Алексей Тимофеевич Кожу­ хов вручил директору за>вода новое заяв­ ление. — Опять тебе бочка нужна?— поинте­ ресовался директор. - ( — Нужна, Иван Георгиевич. Не знаю, может ОКС до сих пор не открыл заказ, ш и конструкторы наши еще не изучили тех­ нологию производства бочек, а только той самой бочки, по вашей резолюции, до се­ го времени нет. Хотя при этих словах где-то в глубине души Алексея Тимофеевича и стало назре­ вать что-то похожее на улыбку, но он быстро притушил ее и с непроницаемым лицом принял из рук директора свое но­ вое заявление с новой резолюцией: «Гл. конструктору. Сделайте чертеж боч­ ки». И, как прежде,— число, месяц, под­ пись. Однако, перед уходом из кабинета ди­ ректора, комендант все-таки не сдержал­ ся и задал вопрос: — А может, Иван Георгиевич, я по­ прошу Филиипыча сделать бочку? — Какого еще Филиппыча?— спросил директор. — Да из ремонтно-строительной груп­ пы, Алексея Филиппыча Ланина. Он, ска­ жу вам, Просто мастер эти самые бочки делать... без чертежей. — Не солидно!— И директор поудобней уселся в кресле. — Почему же для него это не солидно? Он их давно изготовляет. — Не для него не солидно, а .для заво­ да не солидно. Может, он их и делал без чертежей когда-нибудь в восстановитель­ ный период, а сейчас не солидно. — Да нет, он и в последующие годы хорошие бочки делал,— попробовал запро­ тестовать комендант. Но директор был неумолим. * * * 7 октября комендант ЗКК0 снова поя­ вился в конструкторском бюро. Старший конструктор прочитал резолюцию, улыб­ нулся и передал заявление с этой резолю­ цией младшему конструктору. И они без слов поняли, с кем имеют дело... Гр. ИВАНОВ. Грубиян за прилавком В центре Липецкого городского рынка расположен поеудо-ховяйственмый магазин № 37. Вот в магазин зашли две колхозницы. Минут двадцать они упрашивают продав­ ца И. Селезнева отпустить гвоздей, но тот безмолствует, обслуживая более «достой­ ных» на его взгляд покупателей. В конце концов колхозницы не выдержали и по­ требовали книгу жалоб. — А вы писать умеете? — издеватель­ ски спрашивает продавец. Женщины не обращают внимания на эти слова и продолжают настаивать на своем требования. Тогда Селезнев решил выразиться яснее: — Идите отсюда! Писать еще не научи­ лись, а уж жалобную кни гу захотели! Так и ушли ни с чем обиженные и оскорбленные колхозницы. И подобное обхождение не является слу­ чайностью, это система в методах работы Селезнева. Другой покупатель безуспешно повторя­ ет раз пять один и тот же вопрос: «Какой мощности электролампы имеются в магази­ не?». Наконец и он не выдерживает и просит подать кни гу жалоб, не без иро­ нии замечая, что он писать умеет. — Жалобная книга на переучете! — насмехается Селезнев. Чувствуя насмешку, покупатель возму­ щенно настаивает на своем, справедливо замечая Селезневу, что та к нельзя отно­ ситься ж людям. И тут Селезнев снова грубит: — Иди отсюда! Он еще учить меня бу­ дет! Я тебя скорее проучу, понял?! Надо призвать к порядку грубияна Се­ лезнева. 0. КАЛИН. КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ КНИГАОТРОЕКУРОВОЙСРЕДНЕЙШКОЛЕ ^ Троекуровская средняя школа, Троеку- ровского района, нашей области,— экспо­ нент Всесоюзной сельскохозяйственной вы­ ставки. В павильоне выставки «Школа» она представлена широким планом. Эта школа успешно выполняет закон о всеобщем семилетием обучении и пять лет не имеет второгодников. Как школа добилась значительных и ра­ стущих успехов? Об этом рассказывают А. К. Ж-елтов и В. П. Ковобеевский в своей кн...е «Троекуровская средняя школа» (Учпедгиз. 1954 г.). Авторы справедливо считают главной причиной плодотворной работы наличие творческого, сплоченного и целенаправлен­ ного коллектива учителей и учащихся, помощь школе местных общественных ор­ ганизаций и родителей. Для Троекуровской школы характерна четкая система руководства, взаимадейст- • вне всех звеньев школьного коллектива. «В этой системе руководство школы, пар­ тийная и комсомольская организации учи­ телей, педагогический совет школы, проф­ союзные органы, ученическая комсомоль­ ская организация, пионерская дружина, ученический комитет — все важны, каж ­ дый на своем месте»,— говорится в книге. В микрорайоне школы несколько насе­ ленных пунктов, многие учащиеся ходят на занятия сза 4— 5 километров. Несколько дет назад перед этой школой, как и перед многими другими, стояла проблема — лик­ видировать пропуски, занятий и отсев уча­ щихся. Обычно меры борьбы с этими яв­ лениями ограничиваются посещением класс- V ныли руководителями и учителями семей школьников, вызовом родителей в школу или в сельский Совет, обсуждением в рай­ исполкоме вопроса о выполнения закона о всеобщем обучении. Книга рассказывает о накопленном Трое­ куровской школой опыте привлечения школьной комсомольской организации к борьбе за выполнение закона о всеобщем обучении, знакомит с успехами педагоги­ ческой пропаганды среди родителей. Педагогический коллектив школы су­ мел убедить учащихся и родителей в том, что неаккуратное посещение занятий — не только беда того, кто пропустил урок, но и большая помеха нормальной работе всего класса и учителя. Приводимые в книге описания этой работы и примеры высокой сознательности, товарищеской спайки учащихся весьма поучительны для тех школ, в которых низка посещаемость и имеется большой отсев. Справившись с задачей полного вовле­ чения детей в школу и аккуратного посе­ щения ими занятий, коллектив учителей сосредоточил все внимание на ликвидации второгодничества. Нелегкая это была за­ дача и не вдруг она была решена. Потре­ бовалось много кропотливого труда. Нужно было полнее использовать принцип инди­ видуального подхода к каждому ученику, повседневно контролировать его учебу, во- В'ремя приходить ему на помощь. Известно, какие трудности испытывают учащиеся при переходе из четвертого клас­ са в пятый и из седьмого в восьмой класс. Не случайно, во многих школах до сего времени наибольшее количество неуспе­ вающих дают пятые и восьмые классы. Как часто учителя этих классов объясняют неуспеваемость только недоработками сво­ их предшественников! А вот в Троекуровской школе не делят учащихся на «своих» и «чужих», а счи­ тают всех «нашими». Переходя на обуче­ ние в Троекуровскую школу, учащиеся не чувствуют себя новичками. Они уже быва­ ли здесь не один раз, встречались с новой учительницей и в прежней школе. Исклю­ чительно важное значение имеет из пода в год крепнущая связь учителей средней школы с учителями начальной и семилет­ ней школ, учащиеся которых переходят впоследствии в среднюю школу. Именно благодаря этой связи Троекуровская шко­ ла решила задачу преемственности обуче­ ния в четвертых и пятых, седьмых и восьмых классах и добилась хорошей ус­ певаемости учащихся в них. Дело не в простом знакомстве учителей между собой и с учащимися, а в квалифицированной помощи работников средней школы учите­ лям начальных и оемилетних школ. В учительском коллективе преобладают молодые педагоги со свежими знаниями, большой энергией, но недостаточным опы­ том. Для них задача стоит так: необходи­ мо хорошо учить и учиться самим. Для глубокого усвоения учебного мате­ риала, точного грамотного изложения сво­ его ответа ученику прежде всего необходим язык — выразитель мысли. И поэтому во всех классах здесь много внимания уде­ ляется работе над речью. Вместе с широ­ ким использованием обычных приемов и форм выработки грамотного письма и ре­ чи, большое значение имеют конкурсы на лучшего чтеца., практикуемые в Троеку­ ровской школе. Общешкольному конкурсу, который проводится, ка к правило, в треть­ ей четверти, предшествует большая подго­ товительная работа — отборочные конкур­ сы по классам и объединениям параллель­ ных классов. Таким образом, к участию в конкурсе привлекаются все учащиеся, длительное время их внимание приковы­ вается к выработке выразительного чте­ ния, исправляется дикция. Нередко учителя литературы объясняют бедность языка школьных сочинений, а также и дефекты устной речи учащихся влиянием местного диалекта, влиянием раз­ говорной речи семьи. Рассуждение небез­ основательное, но Троекуровская школа до­ билась противоположного: ее питомцы .ока­ зывают значительно© влияние на повыше­ ние речевой культуры в семье. Значительные изменения в школе про­ изошли в преподавании физики, химии, математики, биологии, черчения и геогра­ фии после X I I съезда Коммунистической партии Советского Союза. Об этом доволь­ но подробно рассказывается в книге. Хочется сказать и о больших изменени­ ях, произошедших со времени подготовки материалов кни ги к печати. Вокруг школы на площади четырех гектаров размещен пришкольный опытный участок. На вам уже плодоносит сад мичуринских вишен., разбиты участки яблонь, груш, абрикосов, клубники, малины, имеется плодоягодный питомник, клумбы е цветами. Есть поле­ вой и огородный участки. В районе нет такого производственного и сельскохозяйственного предприятия, на ■котором бы не побывали и с работой ко­ торого не ознакомились бы учащиеся этой школы. Они наблюдали использование за­ конов физики, химии, агробиологии в про­ цессе производства. Во многих колхозах района учащиеся принимали непосредст­ венное участие в общественном труде. Школа в условиях сельской местности находит достаточно возможностей для по­ литехнического обучения и практической подготовки учащихся к труду. Обращает на себя внимание полнота оборудования, уютность и чистота всех школьных помещений, опрятность и куль­ турность учащихся, хорошая дисциплина. Невольно окажешь: в такой школе следует давать только хорошие уроки и добиваться хорошей успеваемости. В педагогической литературе, посвящен­ ной обобщению опыта работы, преобладает описание преподавания отдельных предме­ тов, воспитательной работы классных ру­ ководителей и т. п. Книга А. К. Желтова и В. П. Конобеевского представляет собой попытку показать работу школы в целом, показать ее успехи на протяжении многих лет. Уже сам этот замысел вызывает боль­ шой интерес. В самом деле, когда читаешь статью или брошюру об отдельном положи­ тельном примере, думаешь: «А в какой школе не найдется того или другого поло­ жительного примера?». Но ка к поднять всю ■работу школы? На этот вопрос пытаются дать ответ авторы книги. Они касаются всех основных вопросов учебно-воспита­ тельной работы, на примере Троекуровской школы убедительно доказывают возмож­ ность значительного у.тучтения деятельно­ сти любой школы. Отмечая положительное значение книга и настоятельно рекомендуя ее читателю, необходимо отметить ее существенные не­ достатки. Объем книги ®е соответствует широте замысла. Вероятно поэтому многие вопросы авторы разработали схематично, слабо под­ крепили примерами общие положения, вме­ сто того, чтобы показать систему работы. Так, довольно бледно показана работа ди­ ректора, завуча, педсовета. Наиболее значительным недостатком книга следует считать полное невнимание к вопросам выработки у учащихся мате­ риалистического мировоззрения. Известно, что школа предает этому вопросу большое значение, но авторы почему-то не замети­ ли этого. Советская школа никак не может огра­ ничиваться простым накоплением фактов в памяти учащихся. Они должны опирать­ ся на четкую научно-материалистическую систему взглядов. В противном случае не исключена возможность проникновения в сознание учащихся чуждой идеологии и различных предрассудков, а само усвоение фактов будет носить увкооозерцательный характер. Авторы хотели показать путь борьбы коллектива школы на протяжении несколь­ ких лет, лучше всего им удалось показать, какой школа была и какой стала через семь лет. А ведь читателю, который хочет использовать положительный опыт, важнее знать не только результат, но пути и сред­ ства его достижения. В книге мало анализа, ее язык — это язык несколько олитературенного инфор­ мационного отчета о работе школы. Несмотря на отмеченные недостатки, книга поможет руководителям школ я учи­ телям ознакомиться с опытом работы Трое­ куровской средней школы. Это знакомстве полезно дополнить установлением живой свази. У троекуровцев есть чему учиться. Их положительный опыт широко исполь­ зуется в Троекуровском районе. Необходи­ мо сделать его достоянием всех школ на­ шей области. И. ПОНОМАРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz