Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
10 октября 1954 г., М» 168 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Дело не в плохой погоде В Данковском районе медленно ведут уборку и заготовку картофеля В ответ на призыв лев-толстовских хле боробов передовые колхозы Данковского района усиливают темпы уборки и сдачи картофеля государству. Более чем на 80 процентов выполнил задание по картофе- леиоставкам колхоз имени Чапаева.. От правка картофеля на приемочные пункты производится в любую погоду днем и ночью. Полным ходом ведет уборку и сдачу картофеля государству колхоз имени Хру щева. Из 100 гектаров уже убрано более Ж). Отборные клубни колхозники беспре рывно доставляют на заготовительные пункты. Успех передовых артелей объясняется прежде всего тем, что там на копку кар тофеля мобилизовано все трудоспособное население. В эти дни на поля вышли все — пожилые колхозники, подростки, уче ники. Почти все колхозники выполняют и Перевыполняют дневные задания. В этих колхозах установлен повседнев ный контроль за выполнением графика сдачи картофеля государству. Но не везде такое напряжение на убор ке картофеля и вывозке его государству. -■Вот колхоз имени Куйбышева. Площадь под картофелем у него большая, почти 180 гектаров, а уборка его ведется черепашьи ми темпами. — Спешить пока некуда,— рассуждал вначале председатель колхоза т. Шеба- нов.— Картофель пока хорошо растет. Последняя декада сентября принесла мало утешительного. В день убирали по 5— 6 гектаров. И в оправдание низких темпов здешние руководители выдвинули новые «неопровержимые аргументы»: — Дожди не дают развернуться. По- йэтояло бы сухое времячко дней пять, мы Поднажали бы на картофель. Истинная причина отставания не столь- ' ио в погоде, сколько в плохой организа ции труда. На работу здесь выходят позд но, дневной нормы никто не выполняет. Более того, почти добрая половина трудо способных колхозников совсем не участ вует в уборке картофеля. Однако мер к нарушителям трудовой дисциплины никто Ее принимает. Колхоз имени Куйбышева, к сожале нию, не исключение в районе. Очень мед ленно идет уборка картофеля в колхозе имени Димитрова. Площадь под картофе лем здесь сравнительно небольшая — все го 72 гектара. — До первого октября обязательно убе рем,— заверил на одном из совещаний Председатель колхоза т. Верейкин. Эти слова т. Верейкин не подкрепил де лами. И вот результат: на 5 октября бо лее чем на 40 гектарах картофель лежит в земле. — Погода стоит теплая, картофель ра стет еще, стоит ли спешить? — говорит председатель колхоза. В текущем году машинно-щиакторны© станции района получили картофелеубо рочные комбайны и несколько новых кар тофелекопалок. К сожалению, новая техни ка в ряде колхозов плохо используется. Вот один характерный пример. На поля колхоза имени Кирова еще в первой поло вине сентября прибыли картофелеубороч ный комбайн и картофелекопалка из Дан- ковской МТС. Но работают они из рун вон плохо. За последние 15 дней ими и двумя полными распашниками было распахано картофеля немногим больше 50 гектаров. Не все благополучно в районе с качест вом уборки. В том же колхозе имени Ки рова на участке, где колхозники Баловнев и Макаров распахивали конньгми распаш никами, четверть всего урожая оставалась в земле. Много клубней оставлено на дру гих участках. Председателя колхоза т. Бо рисова это, однако, не волнует. — Будет хорошая погода,— говорит он,— тогда подберем все клубни. И со сдачей картофеля государству не все спешат. Возьмем колхоз «Красное зна мя». Он убрал более 100 гектаров карто феля. На его полях много буртов, и все же государству картофель не сдается. На за готовительный пункт пока отвезена одна машина— 1,6 тошны. А надо сдать 358 тонн. В чем дело? Почему колхоз так медлен но рассчитывается с государством и за ра боты МТС? На этот вопрое председатель колхоза у. Бахчеванов дает такой ответ: — Уберем весь картофель, тогда возить будем. Очевидно так же думает председатель колхоза «Тихий Дон» т. Лукьянов, кото рый из 223 тонн картофеля сдал пока 19. Очень мало сдано государству картофеля колхозами имени Сталина и имени Куйбы шева. Призыв лев-толстовских хлеборобов о развертывании предоктябрьского соревно вания вызвал среди колхозников новый прилив активности. Долг Данковсшх ру ководителей — направить эту активность на успешное завершение всех сельскохо зяйственных работ и прежде всего на убор ку картофетя и сдачу его государству. У района есть возможность успешно решить эту задачу. А. ВОЛОДЬКИН. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Неповоротливые заготовители < у ' У х . /У :У ,у у / У У 'Х ' г ■д *% :■ (? *& " г ^ '■ Ш Ш Ш Т 'у У Щ - г ' Л , ■ ;■ Ф е л ь е т о н 3 К вопросу о... бочке ’ , ” ' 7 \ Близка зима. Жители районного центра "(Березовка спешат закупить капусту, мор ковь и другие овощи. Они идут в магазин, ( его там овощей нет. , Между тем, в совхозе «Лолибино» и не которых колхозах урожай овощей был не плохой. Куда же пошли овощи? Только 18 *онн ранней капусты, огурцов и помидоров за жулила в совхозе потребительская коопе рация. И пока кооператоры раскачивались — овощи «утекли». План сдачи овощей Совхозом провален. Из 75 тонн он сдал только 28. Виноваты в этом, безусловно, руководители совхоза и прежде всего его Директор т. Никулин, допустивший при невыполнении плана распродажу овощей ра сторону. 7 тонн овощей недодал также совхоз Г«Политою». Причина та же — неповорот ливость березовских кооператоров и не серьезное отношение к этому делу руково дителей совхоза. Плана сдачи овощей колхозы здесь не имеют. Но это не значит, что они не за нимаются развитием этой доходнейшей от расли хозяйства. В колхозе имени Ленина на пойменной земле на славу ныне уроди лась капуста. Овощеводы колхоза «Крас ный холм» собрали в текущем году поря дочно помидоров. Но потребительская ко. операция почему-то не организовала заку пок овощей и колхозам пришлет в страд ную пору уборки отрывать людей для реа лизации продукции на рынке. Наконец, райпотребсоюз заключил не сколько договоров с колхозами на закупку овощей. Но овощи поирежнему не посту пают. В чем дело? — Помидоров и огурцов уже нет, а ка пуста еще не подросла, — говорят коопе раторы. Не выполнен потребкооперацией план отгрузки овощей в Москву. В. СЕРГЕЕВ. По примеру передовиков на полях колхоза имени Молотова, Лев-Толстовского района, в этом году на силос было посеяно 53 гектара кукурузы. На одном из уча стков кукуруза была оставлена на зерно. Сейчас колхозники ведут ее уборку. На снимке: председатель колхоза А. Г. Матвеев и агроном Н. Ф. Аношин осмат ривают кукурузу. Фото Л. Черкашина. СТРОИМ к р у г л ы й го д Колхозники нашей сельхозартели актив но включились в борьбу за выполнение задач по развитию животноводства. Как в прошлом году, так и в текущем правление колхоза и первичная партийная организа ция .большое внимание уделили строи тельству животноводческих помещений и (других хозяйственных построек. В текущем году, например, в нашем колхозе были построены коровник на 40 толов и телятник на 75 голов. Строитель ная бригада за два последние года пост роила стандартное овощехранилище и зер нохранилище на 2500 центнеров каждое, здание правления колхоза, гараж на три автомашины, нефтехранилище. Строительная бригада, которой руково дит т. Чекалин, небольшая. Она состоит из 12 человек. Среди них квалифициро ванные плотники, каменщики, кровельщи ки , печники. Многие из членов бригады владеют несколькими специальностями. Например, колхозник т. Киселев — хоро ший столяр, плотник, кровельщик и сте кольщик. Строитель т. Кирпичев владеет профессией плотника, кровельщика, печ ника, а т. Федосеев — каменщика, столя ра, печника. Во многих колхозах нашего района еще не изжита вредная практика — строить или ремонтировать животноводческие по стройки тогда, когда скот становится на стойловое содержание. В нашем колхозе строительная бригада работает круглый год. Для подвоза стройматериалов правление колхоза закрепило за строительной брига дой автомашину «ГАЗ-51» и шесть по стоянных грузчиков. Благодаря хорошо продуманному плану, у наших строителей в любое время имеется работа. В весенне- летний период они строят новые живот новодческие и другие хозяйственные по стройки, в осенний период готовят поме щения к зиме, зимой заготовляют строи тельный материал. В прошлую зиму, на пример, было заготовлено и вывезено на усадьбу колхоза 500 кубометров лесома териалов. Высокое качество строительства, широ кое использование местных строительных материалов дает нам возможность в зим нее время содержать скот в теплых, свет лых, просторных животноводческих по стройках. В нынешнем году колхоз выполнил план развития животноводства по всем видам скота. По сравнению с прошлым годом по головье скота значительно увеличилось. К началу стойлового периода скоту созданы все необходимые условия для теплой и сы той зимовки. Животноводческие помеще ния полностью подготовлены к зиме. В этом году заготовлено 20000 центнеров грубых кормов — в три раза больше, чем в прошлом году, в том числе сена в шесть раз больше. Для каждой коровы заложено 7 тонн силоса. Наша строительная бригада приняла ак тивно© участие в проведении капитально го ремонта сельского клуба, родильного до ма, школы и других учреждений. Строите ли помогают ремонтировать и строить жи лые дома колхозникам. Недавно их силами построены дома колхозникам тт. Баскако ву, Зеленцову и Барышниковой. В этом году член строительной бригады т. Баскаков был направлен в Воронеж скую школу строителей на шестимесяч ные курсы. Теперь он имеет специаль ность десятника-строителя. В прошлые годы мы по всем вопросам обращались в районный отдел колхозного строительст ва. Сейчас такой необходимости нет. Вое расчеты по проектам, планировке и дру гие указания по строительству дает наш молодой специалист т. Баскаков. Вопросы выполнения планов строитель ства правление колхоза держит под своим неослабным контролем. Бригадир строи тельной бригады т. Чекалин на заседании правления систематически отчитывался о проделанной работе. Широко развернулось социалистическое соревнование среди колхозных строителей. Члены строительной бригады тт. Хамов, Попов, Баскаков, Киселев и другие на строительстве животноводческих построек выполняли дневные нормы выработки на 110— 120 процентов. Их имена заноси лись на колхозную Доску почета. Однако нельзя еще сказать, что у нас все хорошо. Нужно еще ивовое сделать для развития общественного животноводства. Мы до сих пор не используем имеющиеся в распоряжении колхоза резервы строи тельства животноводческих помещений. В затяжке колхозных строительных ра бот во многом повинны торгующие орга низации и промартели нашего района. В нынешнем году мы решили построить ти повой свинарник. С весны заложили фун дамент, построили верх, приобрели шифер для крыши. Однако свинарник так и не построен. И во всем этом виноваты руко водители артели «Энергия». Несмотря на то, что артель имеет с колхозом договор на поставку кирпича, деньги ей перечис лены, кирпича до сего времени мы все же не можем получить. Председатель правления артели «Энергия» т. Богаты рев все лишь обещает. Кстати, такие обе щания он дает не только нам, но и мно гим правлениям колхозов района. П, ЗОЛОТУХИН, председатель колхоза «Маяк коммунизма», Усманского района. — Ну, как вам, Борис Александрович, нравится это дело? — спросил младший конструктор старшего конструктора, при нимая от него исписанный лист бумаги. — Откровенно говоря, совсем не нра вится. — Вы полагаете, что это — недораауме- ние? — Наверно. Иначе трудно объяснить причину появления столь странной, я бы сказал, резолюции. Придя к такому заключению, конструк торы положили бумажку в стол и, как видно, успокоились. Но не от этого разговора берет начало история, о которой нам надлежит пове дать. I В один из ясных июньских дней теку щего, 1954 года комендант жилищно-ком мунального отдела Липецкого механиче ского завода Алексей Тимофеевич Кожухов вручил заместителю директора завода Ва силию Константиновичу Ушакову заявле ние. В нем говорилось: «Прошу Вашего распоряжения на изготовление бочки на 40 — 45 ведер». А дальше в заявлении значилось, что бочка нужна для вывозки нечистот с территории завода. — Так, бочку просишь изготовить?— ае спеша, как бы взвешивая всю слож ность возникшей . проблемы, переспросил заместитель директора. — Так точно, Василий Константинович, бочку,— бодро ответил повеселевший ко мендант, чувствуя, что дела, кажется, по шли на лад. — С отверстием? — С дыркой... то есть, извините, с от верстием, е вашего позволения. — Что ж, это можно,— все так же, неторопясь, заключил Василий Констан тинович, окинув серьезным взглядом ко менданта.. Комендант даже подумал, что не легко мысленная ли улыбка, лукаво искрившая ся на его лице в столь ответственный мо мент, явилась причиной сумрачного наст роения начальства, и поспешно согнал улыбку с лица. А тем временем Василий Константино вич Ушаков наложил на заявлении резо люцию: «Плановому отделу. Откройте за каз ОКС’ у», что в переводе на более по нятный язык означает: «Отделу капиталь ного строительства». А дальше— число, месяц, подпись. Но в ОКС’е, видимо, решили, что одной резолюции мало и направили коменданта к директору завода Ивану Георгиевичу Мешкову. Надо отдать должное коменданту,— к этому времени он уже основательно про чувствовал всю сложность затеянного им дела. И когда входил в кабинет директора завода, то лицо его хранило приличеству ющую совершаемому акту каменную серь езность. — Так, бочку просишь изготовить?— полюбопытствовал директор. — Так точно, Иван Георгиевич, бочку. — На сорок пять ведер? — На целых сорок пять ведер. — Ну что ж, действуй. И на скромном заявлении коменданта появилась еще одна резолюция: «Н-юу ТО (сведущи© люди знали, что это означает: «Начальнику технического отдела»). Сде лать чертеж бочки». И снова— число, ме сяц, подпись. И посыпались, один за другим, листки с календаря. Когда был сорван сто двадца тый листок, Алексей Тимофеевич Кожу хов вручил директору за>вода новое заяв ление. — Опять тебе бочка нужна?— поинте ресовался директор. - ( — Нужна, Иван Георгиевич. Не знаю, может ОКС до сих пор не открыл заказ, ш и конструкторы наши еще не изучили тех нологию производства бочек, а только той самой бочки, по вашей резолюции, до се го времени нет. Хотя при этих словах где-то в глубине души Алексея Тимофеевича и стало назре вать что-то похожее на улыбку, но он быстро притушил ее и с непроницаемым лицом принял из рук директора свое но вое заявление с новой резолюцией: «Гл. конструктору. Сделайте чертеж боч ки». И, как прежде,— число, месяц, под пись. Однако, перед уходом из кабинета ди ректора, комендант все-таки не сдержал ся и задал вопрос: — А может, Иван Георгиевич, я по прошу Филиипыча сделать бочку? — Какого еще Филиппыча?— спросил директор. — Да из ремонтно-строительной груп пы, Алексея Филиппыча Ланина. Он, ска жу вам, Просто мастер эти самые бочки делать... без чертежей. — Не солидно!— И директор поудобней уселся в кресле. — Почему же для него это не солидно? Он их давно изготовляет. — Не для него не солидно, а .для заво да не солидно. Может, он их и делал без чертежей когда-нибудь в восстановитель ный период, а сейчас не солидно. — Да нет, он и в последующие годы хорошие бочки делал,— попробовал запро тестовать комендант. Но директор был неумолим. * * * 7 октября комендант ЗКК0 снова поя вился в конструкторском бюро. Старший конструктор прочитал резолюцию, улыб нулся и передал заявление с этой резолю цией младшему конструктору. И они без слов поняли, с кем имеют дело... Гр. ИВАНОВ. Грубиян за прилавком В центре Липецкого городского рынка расположен поеудо-ховяйственмый магазин № 37. Вот в магазин зашли две колхозницы. Минут двадцать они упрашивают продав ца И. Селезнева отпустить гвоздей, но тот безмолствует, обслуживая более «достой ных» на его взгляд покупателей. В конце концов колхозницы не выдержали и по требовали книгу жалоб. — А вы писать умеете? — издеватель ски спрашивает продавец. Женщины не обращают внимания на эти слова и продолжают настаивать на своем требования. Тогда Селезнев решил выразиться яснее: — Идите отсюда! Писать еще не научи лись, а уж жалобную кни гу захотели! Так и ушли ни с чем обиженные и оскорбленные колхозницы. И подобное обхождение не является слу чайностью, это система в методах работы Селезнева. Другой покупатель безуспешно повторя ет раз пять один и тот же вопрос: «Какой мощности электролампы имеются в магази не?». Наконец и он не выдерживает и просит подать кни гу жалоб, не без иро нии замечая, что он писать умеет. — Жалобная книга на переучете! — насмехается Селезнев. Чувствуя насмешку, покупатель возму щенно настаивает на своем, справедливо замечая Селезневу, что та к нельзя отно ситься ж людям. И тут Селезнев снова грубит: — Иди отсюда! Он еще учить меня бу дет! Я тебя скорее проучу, понял?! Надо призвать к порядку грубияна Се лезнева. 0. КАЛИН. КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ КНИГАОТРОЕКУРОВОЙСРЕДНЕЙШКОЛЕ ^ Троекуровская средняя школа, Троеку- ровского района, нашей области,— экспо нент Всесоюзной сельскохозяйственной вы ставки. В павильоне выставки «Школа» она представлена широким планом. Эта школа успешно выполняет закон о всеобщем семилетием обучении и пять лет не имеет второгодников. Как школа добилась значительных и ра стущих успехов? Об этом рассказывают А. К. Ж-елтов и В. П. Ковобеевский в своей кн...е «Троекуровская средняя школа» (Учпедгиз. 1954 г.). Авторы справедливо считают главной причиной плодотворной работы наличие творческого, сплоченного и целенаправлен ного коллектива учителей и учащихся, помощь школе местных общественных ор ганизаций и родителей. Для Троекуровской школы характерна четкая система руководства, взаимадейст- • вне всех звеньев школьного коллектива. «В этой системе руководство школы, пар тийная и комсомольская организации учи телей, педагогический совет школы, проф союзные органы, ученическая комсомоль ская организация, пионерская дружина, ученический комитет — все важны, каж дый на своем месте»,— говорится в книге. В микрорайоне школы несколько насе ленных пунктов, многие учащиеся ходят на занятия сза 4— 5 километров. Несколько дет назад перед этой школой, как и перед многими другими, стояла проблема — лик видировать пропуски, занятий и отсев уча щихся. Обычно меры борьбы с этими яв лениями ограничиваются посещением класс- V ныли руководителями и учителями семей школьников, вызовом родителей в школу или в сельский Совет, обсуждением в рай исполкоме вопроса о выполнения закона о всеобщем обучении. Книга рассказывает о накопленном Трое куровской школой опыте привлечения школьной комсомольской организации к борьбе за выполнение закона о всеобщем обучении, знакомит с успехами педагоги ческой пропаганды среди родителей. Педагогический коллектив школы су мел убедить учащихся и родителей в том, что неаккуратное посещение занятий — не только беда того, кто пропустил урок, но и большая помеха нормальной работе всего класса и учителя. Приводимые в книге описания этой работы и примеры высокой сознательности, товарищеской спайки учащихся весьма поучительны для тех школ, в которых низка посещаемость и имеется большой отсев. Справившись с задачей полного вовле чения детей в школу и аккуратного посе щения ими занятий, коллектив учителей сосредоточил все внимание на ликвидации второгодничества. Нелегкая это была за дача и не вдруг она была решена. Потре бовалось много кропотливого труда. Нужно было полнее использовать принцип инди видуального подхода к каждому ученику, повседневно контролировать его учебу, во- В'ремя приходить ему на помощь. Известно, какие трудности испытывают учащиеся при переходе из четвертого клас са в пятый и из седьмого в восьмой класс. Не случайно, во многих школах до сего времени наибольшее количество неуспе вающих дают пятые и восьмые классы. Как часто учителя этих классов объясняют неуспеваемость только недоработками сво их предшественников! А вот в Троекуровской школе не делят учащихся на «своих» и «чужих», а счи тают всех «нашими». Переходя на обуче ние в Троекуровскую школу, учащиеся не чувствуют себя новичками. Они уже быва ли здесь не один раз, встречались с новой учительницей и в прежней школе. Исклю чительно важное значение имеет из пода в год крепнущая связь учителей средней школы с учителями начальной и семилет ней школ, учащиеся которых переходят впоследствии в среднюю школу. Именно благодаря этой связи Троекуровская шко ла решила задачу преемственности обуче ния в четвертых и пятых, седьмых и восьмых классах и добилась хорошей ус певаемости учащихся в них. Дело не в простом знакомстве учителей между собой и с учащимися, а в квалифицированной помощи работников средней школы учите лям начальных и оемилетних школ. В учительском коллективе преобладают молодые педагоги со свежими знаниями, большой энергией, но недостаточным опы том. Для них задача стоит так: необходи мо хорошо учить и учиться самим. Для глубокого усвоения учебного мате риала, точного грамотного изложения сво его ответа ученику прежде всего необходим язык — выразитель мысли. И поэтому во всех классах здесь много внимания уде ляется работе над речью. Вместе с широ ким использованием обычных приемов и форм выработки грамотного письма и ре чи, большое значение имеют конкурсы на лучшего чтеца., практикуемые в Троеку ровской школе. Общешкольному конкурсу, который проводится, ка к правило, в треть ей четверти, предшествует большая подго товительная работа — отборочные конкур сы по классам и объединениям параллель ных классов. Таким образом, к участию в конкурсе привлекаются все учащиеся, длительное время их внимание приковы вается к выработке выразительного чте ния, исправляется дикция. Нередко учителя литературы объясняют бедность языка школьных сочинений, а также и дефекты устной речи учащихся влиянием местного диалекта, влиянием раз говорной речи семьи. Рассуждение небез основательное, но Троекуровская школа до билась противоположного: ее питомцы .ока зывают значительно© влияние на повыше ние речевой культуры в семье. Значительные изменения в школе про изошли в преподавании физики, химии, математики, биологии, черчения и геогра фии после X I I съезда Коммунистической партии Советского Союза. Об этом доволь но подробно рассказывается в книге. Хочется сказать и о больших изменени ях, произошедших со времени подготовки материалов кни ги к печати. Вокруг школы на площади четырех гектаров размещен пришкольный опытный участок. На вам уже плодоносит сад мичуринских вишен., разбиты участки яблонь, груш, абрикосов, клубники, малины, имеется плодоягодный питомник, клумбы е цветами. Есть поле вой и огородный участки. В районе нет такого производственного и сельскохозяйственного предприятия, на ■котором бы не побывали и с работой ко торого не ознакомились бы учащиеся этой школы. Они наблюдали использование за конов физики, химии, агробиологии в про цессе производства. Во многих колхозах района учащиеся принимали непосредст венное участие в общественном труде. Школа в условиях сельской местности находит достаточно возможностей для по литехнического обучения и практической подготовки учащихся к труду. Обращает на себя внимание полнота оборудования, уютность и чистота всех школьных помещений, опрятность и куль турность учащихся, хорошая дисциплина. Невольно окажешь: в такой школе следует давать только хорошие уроки и добиваться хорошей успеваемости. В педагогической литературе, посвящен ной обобщению опыта работы, преобладает описание преподавания отдельных предме тов, воспитательной работы классных ру ководителей и т. п. Книга А. К. Желтова и В. П. Конобеевского представляет собой попытку показать работу школы в целом, показать ее успехи на протяжении многих лет. Уже сам этот замысел вызывает боль шой интерес. В самом деле, когда читаешь статью или брошюру об отдельном положи тельном примере, думаешь: «А в какой школе не найдется того или другого поло жительного примера?». Но ка к поднять всю ■работу школы? На этот вопрос пытаются дать ответ авторы книги. Они касаются всех основных вопросов учебно-воспита тельной работы, на примере Троекуровской школы убедительно доказывают возмож ность значительного у.тучтения деятельно сти любой школы. Отмечая положительное значение книга и настоятельно рекомендуя ее читателю, необходимо отметить ее существенные не достатки. Объем книги ®е соответствует широте замысла. Вероятно поэтому многие вопросы авторы разработали схематично, слабо под крепили примерами общие положения, вме сто того, чтобы показать систему работы. Так, довольно бледно показана работа ди ректора, завуча, педсовета. Наиболее значительным недостатком книга следует считать полное невнимание к вопросам выработки у учащихся мате риалистического мировоззрения. Известно, что школа предает этому вопросу большое значение, но авторы почему-то не замети ли этого. Советская школа никак не может огра ничиваться простым накоплением фактов в памяти учащихся. Они должны опирать ся на четкую научно-материалистическую систему взглядов. В противном случае не исключена возможность проникновения в сознание учащихся чуждой идеологии и различных предрассудков, а само усвоение фактов будет носить увкооозерцательный характер. Авторы хотели показать путь борьбы коллектива школы на протяжении несколь ких лет, лучше всего им удалось показать, какой школа была и какой стала через семь лет. А ведь читателю, который хочет использовать положительный опыт, важнее знать не только результат, но пути и сред ства его достижения. В книге мало анализа, ее язык — это язык несколько олитературенного инфор мационного отчета о работе школы. Несмотря на отмеченные недостатки, книга поможет руководителям школ я учи телям ознакомиться с опытом работы Трое куровской средней школы. Это знакомстве полезно дополнить установлением живой свази. У троекуровцев есть чему учиться. Их положительный опыт широко исполь зуется в Троекуровском районе. Необходи мо сделать его достоянием всех школ на шей области. И. ПОНОМАРЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz