Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
5 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 октября 1954 г., N1 162 А В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Т е ор е т ич е с к и е основы ма р к с и с т с к о - л е нин с к ой партии Мировоззрением маркспстско-ленинской партии, ее теоретическими основами яв ляется диалектический и исторический материализм — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм возник в результате обобщения научного познания окружающего мира, в тесной связи с прак тикой революционной борьбы пролетариа та. Являясь по своему существу наукой творческой, диалектический материализм постоянно развивается и обогащается. «На ша теория,— писая Энгельс,— это теория развития, а не догма, которую надо затвер дить и механически повторять» (К. Маркс, Ф. Энгельс. «Избранные письма». Госпо- литгодаг, 1947 год, стр. 402). Созданный Е. Марксом и Ф. Энгельсом диалектический и исторический материа лизм был всесторонне развит В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Важнейшее значение для дальнейшего развития диалектического и исторического материализма имел гени альный труд В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», вышедший в свет в 1909 году. В этом классическом произве дении ' В. И. Ленин дал сокрушительный отпор скрытым врагам марксизма, реви- вионистам, которые под видом «защиты» и якобы необходимости «подправить» мар ксизм развернули поход против диалекти ческого и исторического материализма, пытаясь заменить его завуалированным, утонченным идеализмом. Разоблачив до конца перерожденцев в области теории* В. И. Ленин отстоял теоретические основы марксистской партий — диа лектический и исторический материа лизм, обобщил материалистически все важнейшие приобретения науки, и прежде всего естествознания, за целый историче ский период, прошедший после смерти Энгельса до появления кни ги Ленина «Ма териализм и эмпириокритицизм». Большое значение в защите и дальней шем развитии теоретических основ партии имеют философские труды И. В. Сталина, ученика и великого продолжателя деда Ленина. Такие произведения, как «Анар хизм или социализм?», «0 диалектическом и историческом материализме»* «Экономи ческие проблемы социализма в СССР» и другие, являются выдающимся вкладом в теорию марксизма, в теоретические основы нашей парши. В творческом развитии марксистской науки колоссальное значение имеет вся теоретическая и практическая деятель ность Еоммунистической партии и ее ру ководящего ядра — Центрального Комите та. Неоценимой идейной сокровищницей являются решения партийных съездов, конференций и пленумов ЦК Коммунисти ческой партии, в которых творчески раз вивается марксистско-ленинская теория на основе гигантского рево.тюцполого опыта нашей партии, практики социалистиче ского и коммунистического строительства. * * * Величайшим завоеванием человеческой мысли якляется МатерйалисТическая диа лектика, как единственно научный метод познания и революционного преобразования мира. В неразрывном единстве е материа листической теорией марксистский диалек тический метод входит в теоретические основы нашей партии. Диалектика диа метрально противоположна ‘ метафизике. Метафизика является идеологическим ору жием реакционна классов, основой всего косного, мертвого. Наоборот, марксистский диалектический метод, рассматривающий окружающий мир в движении, развитии и изменении, несовместим с застоем и служит могучим идейным оружием рабочего класса и его партии в борьбе за коренные пре образования природы и общества. Одна из основных особенностей мате риалистической диалектики состоит в том, что она рассматривает явления природы и общества в их всеобщей связи и взаимо действии. Тем самым материалистическая диалектика дает нам возможность познать окружающий нас мир как единое целое, где все предметы и явления связаны между собой и обусловливают друг друга. Рас смотрение явлений в их органической свя зи и взаимозависимости раскрывает зако номерности развития материального мира, устанавливает причинную обусловленность явлений, диктует необходимость конкрет но-исторического подхода к явлениям при роды и общества. Конкретно-исторический Подход к об щественным явлениям лежит в основе творческого отношения к науке, в основе борьбы марксизма против всякого рода догматизма, талмудизма и начетничества. Марксизм-ленинизм считает, что то или иное теоретическое положение, будучи верным и применимым в одних условиях, может оказаться неверным, а значит и неприемлемым в других исторических условиях. Еласеическет образцом применения этогб диалектического положения в теории и на практике является ленинская теория со циалистической революции. Известно, что Маркс и Энгельс, живя в эпоху домонопо листического капитализма, считали, что социалистическая революция может победить одновременно во всех или в большинстве стран, что она не может побе дить в одной, отдельно взятой, стране. Эта формула для того времени была пра вильной. Но Ленин, живя в эпоАу импе риализма, обобщая новые условия Обще ственного развития, пришел к выводу, что в эпоху империализма одновременная побе да социалистической революции во Всех странах невозможна, что она может побе дить в нескольких и даже в одной, от дельно взятой, стране. Это великое науч ное открытие обогатило марксизм, сыгра ло огромную роль в организации победы Октябрьской социалистической революции и построении социализма в СССР. Положение диалектики о всеобщей взаи мозависимости явлений органически свя зано с другим ее важнейшим положением— о движении И развитии в пфи.роде и обще стве. Как указывал Энгельс, диалектика есть наука о наиболее общих сажоШи вся кого движения. «НигДе и никогда,— пи сал он,— не б'квшго и не может быть ма терии без движения» («Анти-Дюринг». Гос- политйздат, 1953 г., стр. 57). Марксист ско-ленинская филосбфия учит рассматри вать движение, развитие ка к процесс по стоянного отмирания старого и йарожде- ния нового. Новое неодолимо, ибо его силы непрерМвйо растут й крепнут, и, рано или коэдйо, Оно победит старое. Руководствуясь дйалектйпеском законом неодолимости нового й неизбежности побе ды над старым, партия смело м решитель но вела я ведет наш народ по пути побе доносного строительства коммунизма. Пар тия Пря Этом исходит Из того, что но вое побеждает не само по себе, а в резуль тате бйрЬбФт со старым, так ка к старое добровольно йе сходит со сцены, а сопро тивляется, старается удержаться на преж них позициях. В борьбе нового со старым решающее значение имеет преобразующая роль народных масс, являющихся двигате лем исторического прогресса.. Только борь ба народных масс, БОзГлавлйемая рабочим классом и его авангардом — Коммунисти ческой партией, обеспечивает победу но вого над старым. Поэтому, в частности, недопустим и вреден культ личности, ко торый ведет к принижению роли партии и в снижению творческой активности на родных масс. Важнейшим законом диалектики являет ся закон перехода от незначительных и скрытых количественных изменений к ко ренным, качественным. Диалектика учит, что процесс развития, появление нового и отмирание старого, идет путем накопле ния количественных изменений, которые на известной ступени приводят к корен ный, качйтвенным изменениям, причем переход от одного качества к другому всегда осуществляется в форме скачка. Наличие количественных и качественных изменений обусловливает две тесно свя занные между собой формы развития — эволюционную и революционную. «Эволю ция, — писал И. В. Сталин, — подготов ляет революцию и создает для нее почву, а революция завершает эволюцию и содей ствует её дальнейшей работе» (Сой., т. 1, стр. 301). Коммунистическая партия на протяжении всей своей полувековой исто рии руководствовалась и руководствуется принципом сочетания двух форм разви тия — эволюционной и революционной. При этом она исходит из того, что «пере ход от капитализма к социализму и осво бождение рабочего класса от капиталисти ческого гнета может быть осуществлено не путем медленных изменений, не путём ре форм, а только лишь путем качественного изменения капиталистического строя, пу тем революции. Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а не реформи стом» (И. В. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 580). Следует учитывать, что характер скач ков может быть различный, в зависимости от конкретно-исторических условий. Так, в условиях антагонистического общества переход от одной общественной формации к другой всегда осуществляется путем скачка в форме взрыва. В развитии обще ства, где нет антагонистических классов, скачки, переход к новому качественному состоянию осуществляется путем посте пенного отмирания старого качества и по явления нового качества. Диалекапка учит, что развитие в при роде и обществе осуществляется на основе противоречий, заложенных в самих пред метах и явлениях, Ибо все они имеют свое прошлое й будущее, свое отживающее и раз вивающееся. Борьба противоположностей ведет к изменениям, в отмиранию старого н появлению нового, к смете одного каче ства другим. Закон борьбы противополож ностей, как важнейший закон диалекти ки, действует во Всех формах движения материн, служит основой развития как прНроды, так и общества. Партия, руко-. воДствуяеь этим положением диалектики, никогда НС зайазЫвала противоречия, а решительно вскрывала их и преодолевала в процессе принципиальной борьбы. Пар тия широко развертывает критику и са мокритику, которая является важнейшим методом раскрытия я преодоления проти воречий и недостатков в развитии социа листического общества. Таким образом, марксистский диалекти ческий метод, раскрывающий общие за коны развития йрироды й общества, Пред ставляет собой могучее теоретическое ору жие нашей йаргйй, которое дает Возмож ность не только правильно познавать, по й успешно осуществлять революционное преобразование мира. Марксистско-ленинская философия пред ставляет не только единственно научный метод познания, но и единственно правиль ную, подлинно научную материалистиче скую тёораю истолкования объективной Действительности. Марксистский фИчТбооф- ский материализм диаметрально противо положен всем реакционным, вдэалистйче- сКим философским взглядам и служит вер. нейшим оружием в борьбе передовых сил общества против всякого рода реакции. Ис ходными положениями философского ма териализма являются положения о мате- рйальйостй мира и его вакойомерйоСТях, о первичности материи И СТоричноСТи со знания, о познаваемости Мира. Марксистский философский материализм учит, что окружающий человека мир по своей природе материален. В нем веТ ни чего, кроме матерки, находящейся й по стоянном изменении, движении и разви тии. Развитие происходит во времени и пространстве. Природа и общество, еди ные по своей материальности, развивают ся по присущим им законам. Законы при роды и общества объективны и независи мы от воли и желания людей. Руководствуясь марксистским положе нием об объективном характере законов развития природы и общества, партия строит свою деятельность в строгом соот ветствии е этими законами. Партия разоб лачила субъективистско-идеалистические взгляды на законы Общественного развития при социализме, согласно которым Совет ское государство якобы способно отменять шли преобразовывать действующие законы и создавать новые экономические законы. Партия показала, что подобная точка зре ния ведет к ликвидации науки и пропо ведует волюнтаризм, анархизм, авантюризм На практике. Й при социализме Обще ственное развитие совершается на основе объективных законов, не зависимых от воли и желания людей. Подчеркивая объективный характер за конов природы и общества, марксизм- ленинизм одновременно с этим: предосте регает от их фетишизации. Люди не могут отменить объективно существующие за коны, но он(я не бессильны перед ними. Познав и изучив их, они могут подчинить эти законы своей воле, сознательно ими руководствоваться, использовать их в ин тересам общества. Великая, решающая роль в истории принадлежит народным массам, подлинным творцам артериальных и духовных благ. Народные массы своей революционной дея тельностью, отвечающей назревшим зада чам развития материальной жизни обще ства, могут создавать условия, в ко торых прекращают действовать одни за коны и вступают в силу другие. Так, в результате социалистической революции в нашей стране прекратил действие основной экономический закон капитализма я всту пил в действие основной экономический закон социализма, а также закон плано мерного (пропорционального) развития всех отраслей народного хозяйства. Опираясь на акание объективных эко номических законов социализма, партия вырабатывает научно обоснованную поли тику и организует советский народ на осу ществление программы строительства ком мунистического общества. В решениях сен тябрьского и февральско-мартовского Пле нумов ЦЕ КПСС с особой яркостью прояви лось сознательное применение экономиче ских Законов социализма. Партия намети ла целый ряд мероприятий, которые на правлены на ликвидацию отставания тем пов развития селвского хозяйства от про мышленности, на преодоление ряда диспро порций, образовавшихся в развитии социа листической ЭКОНОМИКИ. Важнейшим положением марксистского философского материализма является науч ное решение основного ©опроса философии об отношении мышления к бытию. Если идеалистическая философия за первичное берет дух, сознание, идею, т. е. в конеч ном счете бога, то марксистский философ ский материализм, в строгом соответствии с данными науки, исходит из того, что первичным является материя, а сознание вторично, производив, ибо оно есть отоб ражение материи, продукт высокооргани зованной материи — мозга. Распространяя положение о первичности материй и вторичйости сознания на об щество, марксизм-ленинизм дал единствен но правильное решение вопроса о соотно шении общественного бытия и обществен ного сознания. Общественное бытие опре деляет общёствэкн ё сознание. Идеи, взгляды возникают на базе Общественного бытия, развития материальных условий жизни общества. Поэтому, учит марксизм, причину тех или иных общественных яв лений нужно искать ое в головах людей, не в идеях, взглядах, а в материальных условиях жизни общества, в общественном бытии, в общественно-производственной деятельности людей. Научно решив вопрос о происхождении общественного сознания, марксизм-лени низм вместе с тем показал великую пре образующую роль передовых идей в об щественной жизни. «Теория, — писал Маркс, — становится материальной силой, как только она овладевает масеами» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 406). Это важнейшее положение марксизма слу жит основой для правильного понимания роли Теории в практической деятельности нашей партии. Рассматривая теорию как величайший фактор общественного про гресса, как преобразующую силу, партия строго оАраняет чистоту марксистско- ленинской теории, неустанно развивает й обогащает ее на основе нового историче ского опыта, ведет большую работу по идейному воспитанию коммунистов и всех советских людей. Марксистский философский материализм учит, что мир и его закономерности впол не познаваемы. В мире нет непознаваемых вещей, а ест© только вещи, еще не познан ные, но которые рано или поздно будут раскрыты и изучена в ходе развития науки и практики. Познание Мира есть циа- ЛектйЧеекий процесс, идущей от незнания к знанию, от метек полного знайия к бо лее полному. Определенная ступень разви тия познания всегда связана с относитель ностью знаний об окружающем мире, одна ко в этих относительных знаниях содер жатся зерна абсолютной истины. Марксистская философия установила, что основой познания и критерием истины является практика, производственная и общественная деятельность человека. Лю бая теория является жизненной и верно отражающей окружающий йир тоЛько в том случае, когда она тесно связана с практи кой. Практика является не только крите рием истинности наших знаний об окру жающем мире, но и основой познания, основой развития науки. Марксизм-ленинизм является воплоще нием единства теории и практики. Дей ственность марксизма, его постоянная связь с практикой составляют самую ха рактерную черту марксистской науки. В практике революционной борьбы под тверждались и подтверждаются важнейшие теоретические положения марксизма- ленинизма, в ходе практической борьбы за коммунизм творчески развивается мар ксизм, пополняется и обогащается новыми открытиями и обобщениями. * * , Ж Важнейшей составной частью теорети ческих основ Мафкотстско-лет 1 инской пар тии является исторический материализм, наука об общих законах развития обще ства. Исторический материализм, указывал П. В. Сталин, есть распространение поло жений диалектического материализма на изучение общественной жизни, примене ние положений диалектического материа лизма к. явлениям жизни общества, к изу чению общества, в изучению истории об щества. Возникновение материалистического по нимания истории означало величайший революционный переворот во взглядах на общество, в результате которого была впервые создана подливная наука о зако нах развития общества. В противоположность Идеализму исто рический материализм показал, что источ ник общественного развития коренится не в свойствах духа, сознания, а в условиях материальной жизни общества, причем главной силой в системе условий мате риальной жизни общества является способ производства материальных благ, необхо димых для существования людей. Рассматривая способ производства ма териальных благ как главный и основной двигатель общественного прогресса, мар ксизм-ленинизм считает, что способ про изводства определяет и обусловливает все другие общественные явления, определяет физиономию всего общества, характер об щественного строя и развитие общества от одного строя к другому. Способ пройзвОдства имеет две стороны: производительные силы и производствен ные отношения. Производительные силы включают в себя орудия производства, при помощи которых создаются материальные блага, и людей, приводящих в движение эти орудия с целью добывания материаль ных благ. Производственные отношения выражают отношения людей друг к другу, которые складываются независимо от со знания людей в процессе производства и ха рактеризуются той или иной формой соб ственности на средства производства. Сово купность производственных отношений яв ляется экономическим строем общества, его базисом, на котором возвышается по литическая и идеологическая Надстройка- Способ производства определяет структуру общества, его физиономию. Е. Маркс дал следующую классическую формулировку структуры общества и его зависимости от способа производства: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходи мые, от их воли не зависящие отноше ния — производственные отношения, кото рые соответствуют определенной ступени развития их материальных производитель ных сил. Совокупность этих производ ственных отношений составляет экономи ческую структуру общества, реальный ба зис, на котором возвышается и юридиче ская и политическая надстройка и кото рому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производ ства материальной жизни Обусловливаем социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (.К. Маркс, Ф. Эн гельс. «Избранные произведения». Госпо- з й т а гт , 1952 г., т. 1, стр. 322). Новые производственные отношения, со ответствующие характеру производитель ных сил, являются главным двигателем развития производительных сил общества. Политическая и идеологическая надстройка порождается данным базисом в целях ока зать ему содействие в ликвидации остат ков старого базиса и в его укреплении. Ба зис определяет характер надстройки, но надстройка в свою очередь активно воздей ствует на базис. В классовом обществе надстройка носит всегда классовый харак тер. Классовый характер надстройки имен но и выражается в том, что она активно содействует укреплению данного базиса. Открытие Марксом и Энгельсом объек тивных законов Общественного развития вооружило рабочий класс ясной перспек тивой борьбы за революционное преобразо вание общества на началах коммунизма. Сила и жизненность политики нашей пар тии состоит в том, что она опирается на научное знание законов общественного развития. В своей практической деятельности пар тия опиралась и опирается на общесоцио логический закон обязательного соответ ствия Производственных отношений харак теру производительных о м . Развитие ка питализма привело к конфликту между выросшими производительными ейлами и старыми буржуазными производственными отношениями. Производственные отноше ния стали оковами для развития произво дительных сил. Этим именно и объяс няется то, что капиталистическое обще ство находится в состояний глубочай шего кризиса во всех сферах экономиче ской, общественной жизни от базиса до надстройки. Непримиримый конфликт между производительны» силами и бур жуазными производственными отношения ми может быть разрешен только путем со циалистической революции, заданы уста ревших производственных отношений но выми, соответствующими современному уровню развития производительных сил, т. е. социалистическими производственны ми отношения». В результате социалистической револю ции в нашей стране, а также в результате социально-экономических преобразований в странах народной Демократии получил пол ный простор для своего действия закон Обязательного соответствия производствен ных отношений характеру производитель ных сил. Производственные отношения из оков, какими они были при капитализме и остаются ныне в странах капитализма, пре кратились в главный двигатель развития производительных сил. Бурный рост обще ственного производства в СССР объясняет ся тем, что установившиеся здесь новые производственные отношения находятся в полной соответствии с характером произ водительных сил и создают условия для нх непрерывного и быстрого развития. По скольку развитие производительных сил и при социализме опережает развитие про изводственных отношений, между ними неизбежно возникают противоречия. Одна ко в условиях социалистического строя эти противоречия обычно не доходят до кон фликта между ними. Коммунистическая партия и Советское правительство, опи раясь на глубокое знание объективных экономических законов социализма, свое временно принимают меры к преодолению возникающих противоречий и приводят производственные отношения в соответ ствие с уровнем развития производитель ных сил. Так, раскрытые марксистской наукой законы общественного развития служат нашей партии и нашему народу основой в его практической борьбе за построение коммунизма. * * * Диалектический и исторический мате риализм является величайшей преобразую щей силой, верным и надежным оружием в руках нашей партии, теоретической ос новой ее программы, стратегии и тактики. Творчески применяя и развивая диалекти ческий и исторический материализм, Ком мунистическая партия Советского Союза своей революционной деятельностью ока зывает огромное воздействие на весь ход мировых событий, уверенно направляет нашу страну по пути постепенного пере хода от социализма к коммунизму и вдох новляет трудящихся всех стран на борьбу за мир, демократию и социализм. Д. ТРОШИН. За образцовую работу учреждений культуры Хорошая библиотека Село Малинино — самая настоящая «глубинка». До него ют районного центра Хлекяйё 25 километров. По и здесь есть хороший культурный очаг. Это— сельская библиотека. Открыли ее в прошлом году. Сразу же нашелся инициативный, энергичный че ловек на должность заведующего — Ека терина Ивановна Шилова. Заведующая новой библиотекой прежде всего занялась комплектованием книжно го фонда— базой этого культурно-просве- 4$ тительного учреждения. Теперь в библио теке есть произведения Радищева, Пуш кина, Лермонтова, Гоголя, Горького, Мая ковского, книги зарубежных писателей, произведения советской литературы и ли тературы стран народной демократии. Ме ханизаторы найдут для себя здесь немало ценных пособий по тракторам и комбай нам, занимающиеся марксистско-ленин ским образованием — политическую лите ратуру. В этом году библиотека приобрела Мно го художественной, политической и сель скохозяйственной литературы. Сейчас ее книжный фонд достиг двух тысяч экзем- кляров. Большое внимание уделяет В. И. Ши лова работе е читателями. Каждому она поможет выбрать кни гу по вкусу и зна ниям, объяснит непонятное. Она стремится привлекать читателей и к массовой рабо те. С помощью агронома т. Кривобородова и здесь были проведены читательские кон ференции по книгам на сельскохозяйствен ные темы. Библиотека приобретает все больший и больший авторитет среди населения. По казателем этого может служить хотя бы такой факт: за один год существования библиотеки количество читателей достиг ло 325 человек. Ш С. КОЧЕТОВ. Вместе с чайной Работники елецкой городской библиоте ки № 3 неоднократно обращались в руко водящие органы города с просьбой заме нить помещение. Писали также в город скую газету «Ёрасное знамя», но все без результатно. Библиотека попрежнему на ходится в одном помещении с чайной, че рез тонкую перегородку которой доносят ся разговоры и песни нетрезвых людей. Всем массовым мероприятиям, проводи мым библиотекой, очень мешает такое со седство. Из-за шума в чайной, легко про никающего Чёрез перегородку, неодкократ- но срывались лекции в библиотеке. К зиме библиотека совершенно нё гото ва, так как горисполком обещает все вре мя перевести её в Другое помещение. Мы не имеем даже сарая для хранения топ лива. Такое положение дальше не может быть терпимым. М. ЕФИМЕНКО, зав. библиотекой. Свет гаснет, экран в полутьме Воскресный день. Жителей поселка Ли пецкого завода ферросплавов привлекает реклама: в клубе завода Демонстрируется новый художественный фильм «Женщина идет йо земле». Вечер. Клуб переполнен зрителями. Тре тий звонок. В зале гаснет свет. Заработал киноаппарат. Слышится шипение, затея треск. На скупо освещенном экране появ ляются первые кадры. Фильм длится полтора часа. За это вре мя плёнка рвется несколько раз, часто гаснет свет. Экран в полутьме. — Это не отдых, а испытание нервов,-— раздаются голоса. В зрительном зале находится заведую щий клубом т. Одинцов. Он не реагирует .на плохую работу киномеханика Двуре- ченского. А ведь так демонстрируются ки нофильмы нередко. Завком и его председатель т. Каневский обязаны помочь правлёйию клуба улучшить * ' работу, создать условия для хорошего От дыха рабочих и их семей. К. ВИКТОРОВ. — ф — По материалам «Ленинского знамени » „Нам нужен книжный магазин" Заметка под таким заголовком была опубликована в газете 3 сентября. Как сообщил директор облкниготорга т. Каган, принимаются меры для улучшения книж ной торговли в поселке тракторостроителей. В частности, книжный киоск, снабжав шийся ранее литературой из книжного магазина, расположенного в поселке Ново липецкого завода, будет получать ее непо средственно с базы облкниготорга. В одном из вновь строящихся зданий в поселке тракторного завода предусмот рено выделение помещения для книжного магазина. „Наставник во хмелю" Как сообщил заведующий Добринскям районным отделом народного образования т. Кожевников, факты приведенные в фель етоне «Наставник во хмелю», соответст вуют действительности. За систематическое пьянство учитель средней школы колхоза имени Ильича А. Я. Новиков освобожден от работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz