Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 15 сентября 1954 г., X» 150 П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь За высокое качество политической учебы Начало учебного года в системе пар­ тийного просвещения является важным событием в идейной жизни нашей пар­ тии, каждой партийной организации. В настоящее время руководящие партий­ ные органы и первичные организации озабочены тем, чтобы хорошо, всесторон­ не подготовиться и организованно на­ чать новый учебный год, провести его действительно по-новому — под знаком дальнейшего повышения идейного уровня пропагандистской работы, приближения ее к нашей повседневной жизни, устранения серьезных недостатков и бюрократических извращений в ЕИСТОВ. С пленума Липецкого горкома КПСС 13 предъявляемые к нашей пропаганде, дале­ ко не всегда соблюдаются, все еще живу­ чи догматизм и начетничество. Огромный в^ед пропаганде наносят те, кто пытается превратить политическую учебу в зубреж­ ку, в механическое заучивание отдельных теоретических положений и цитат. На пле­ нуме горкома указывалось, что пропаган­ дисты тт. Безрукавников, Сухомлинов, политической учебе комму- | Ватник, Пузыревич, Кривоносое и некото­ рые другие не сумели до конца преодолеть шийся на днях пленум Липецкого горкома партии, недостатков, ошибок и извраще­ ний в постановке пропаганды марксизма- ленинизма, в практике политической под­ готовки коммунистов было и имеется еще Немало. В своем докладе секретарь горко­ ма КПСС т. Чунихин, а также члены гор­ кома партии, принявшие участие в обсуж­ дении доклада, приводили многочисленные примеры и факты, свидетельствующие о том, насколько живучими оказались эти извращения. Администрирование, выразившееся в на­ рушении принципа добровольности, погоня за стопроцентным «охватом» коммунистов кружками и политшколами, искусственное раздувание этих кружков и политшкол, наконец, бухгалтерский, статистический подход к деду, пагубно сказались не толь­ ко на организации, но, прежде всего, на идейном содержании пропагандистской ра­ боты. Не хватало опытных, знающих и лю­ бящих дело пропагандистов, а это отража­ лось на качестве занятий. «Валовый» подход к комплектованию се­ ти партийного просвещения, естественно, приводил к тому, что в кружках и полит­ школах учились люди с различным уров­ нем общей и политической подготовки, вследствие чего многие коммунисты утра­ тили интерес к учебе в кружках и шко­ лах, неохотно шли в них или совсем пре­ кращали посещение занятий. Игнорировался основной метод идейной Закалки коммунистов, проверенный на опы­ те старшего поколения большевиков,— ме­ тод самостоятельного изучения марксист­ ско-ленинской теории. Дело дошло до того, что в двух крупных партийных орга- низациях Липецка— железных рудников и завода «Свободный сокол» — самостоятель­ но учились всего лишь несколько человек! Все эти грубые извращения — резуль­ тат неверия в то, что каждый коммунист самостоятельно может избрать для себя подходящую форму политической учебы, что он не нуждается в мелочной опеке, а в равной степени и в «сверхстрогом» конт­ роле. Опираясь на многолетний опыт полити­ ческого воспитания коммунистов, наша партия выработала стройную систему пар­ тийного просвещения. Кружки, школы, лекции, консультации — вся система по­ литического просвещения призвана воспи­ тывать членов и кандидатов партии стой­ кими политическими бойцами, способными разъяснять массам смысл партийной поли­ тики, поднимать трудящихся на осущест­ вление ее. Изучая марксистско-ленинскую теорию, коммунист должен усвоить суще­ ство, дух этого великого учения, уметь руководствоваться им и применять это мо­ гучее идейное оружие в борьбе за комму­ низм. К сожалению, именно эти требования, Между тем, как это показал состояв-1 догматический, -начетнический подход к изучению теории и истории Коммунисти­ ческой партии. Теоретические положения ими нередко излагались отвлеченно, в от­ рыве от конкретных исторических усло­ вий, вне связи е политическими задачами, которые решает наша партия. Поэтому не случайно, что в кружках, которыми они руководили, посещаемость занятий была нивкой, а слушатели слабо усвоили изу­ чаемый материал. Нашей пропаганде свойственен боевой, наступательный характер. Ей чужды от­ рыв от жизни, схоластика, абстрактность и начетничество. В. И. Ленин непримиримо относился к тем, кто превращал марксизм в книжную догму, ^уводящую в сторону от насущных вопросов жизни и революцион­ ной борьбы. Он требовал: «Не принижайте только нашей революционной науки до од­ ной книжной догмы». Сейчас, когда партия усиливает работу по политическому воспитанию трудящихся, ведет непримиримую борьбу с пережитка­ ми капитализма в сознании людей, наша пропаганда должна еще более активно вторгаться в жизнь, вооружать коммуни­ стов, чтобы они могли разоблачать враж­ дебную нам идеологию в любых ее прояв­ лениях, лучше ориентировались в совре­ менной международной обстановке и реше­ нии -задач коммунистического строитель­ ства. Все это обязывает партийные коми­ теты повседневно и глубоко вникать в де­ тали и тонкости пропагандистской работы, имея при этом в виду прежде всего ее це­ ленаправленность, идейный уровень, каче­ ство. Некоторые участники пленума^были оза­ бочены тем, что в новых условиях, когда количество кружков и политшкол сокра­ тилось, а число самостоятельно изучающих теорию марксизма-ленинизма возросло, очень трудно, де-мол, будет «организовать» контроль за самообразованием коммуни­ стов. Подобного рода рассуждения и опасе­ ния не имеют под собой почвы и являют­ ся следствием опять-таки неверия в си­ лы коммунистов. Сейчас главное в том, чтобы настойчиво и последовательно улучшать все формы, средства и методы пропагандистской рабо­ ты, развивать у коммунистов живой инте­ рес к политическим знаниям, внедрять в их сознание, что теоретическая учеба для них не только обязанность, но и насущ­ ная необходимость. В этом теперь сущест­ во дела. Надо решительно покончить с экзамина- торешми приемами контроля. Партийные руководители обязаны беседовать с комму­ нистами, интересоваться позеедневной их учебой. Но этч беседы нельзя превращать в экзамены — надо изменить ха-рактер та­ ких бесед. Как совершенно правильно от­ мечалось на пленуме, идейный рост ком­ мунистов должен определяться прежде все­ го степенью их участия в партийной жиз­ ни и политической работе в массах. Надо, чтобы каждый член и кандидат партии был у парторганизации всегда на виду. Тогда нетрудно будет установить, как учится тот или иной член партии. Понятно, что в связи е этим многократ­ но возрастает роль пропагандиста и его от­ ветственность за состояние дел в кружке, за учебу каждого слушателя. Пропагандист — не обычный школьный преподаватель, а партийное просвещение— это не школь­ ная учеба. Пропагандист не может ограни­ чивать себя только изложением материала и выяснением того, как усвоили его слу­ шатели. Пропагандист обязан хорошо знать ' нужды и запросы своих слушателей, чаще общаться с ними, быть хорошо осведом­ ленным, как коммунисты выполняют евои непосредственные обязанности, с какими трудностями встречаются в политической работе. Поэтому надо, чтобы партийные органы и партийные организации поболь­ ше проявляли заботы о пропагандистах, не загружали их излишними поручениями, чтобы у них больше было времени для глубокой и вдумчивой подготовки к каждо­ му занятию. Больше надо оказывать помо­ щи коммунистам, самостоятельно изучаю­ щим теорию, путем чтения квалифициро­ ванных лекций. В связи с этим весьма важным и цен­ ным является предложение, высказанное на пленуме секретарем парткома завода «Свободный сокол» т. Соболевым: горком) партии должен больше и чаще обращаться к опыту лучших наших пропагандистов, внимательно изучать, обобщать и распро­ странять этот опыт. — В прошлом году,— сказал т. Соболев, — мы познакомили руководителей круж ­ ков с опытом пропагандиста т. Сергеева. Это внесло заметное оживление, повысило интерес к делу. К сожалению, горком партии, его отдел пропаганды и агитации, а также библиотека горкома не предпри­ нимают никаких попыток в этом направ­ лении. Новые требования вызывают необ­ ходимость перестройки работы семинаров пропагандистов: надо, чтобы, и на семина­ рах было больше разговоров о практике и методике пропагандистской работы, чтобы на них разбирались занятия лучших на­ ших пропагандистов. Пленум горкома партии вскрыл ряд су­ щественных недостатков в ходе подготов­ ки парторганизаций к новому учебному году. Эти недостатки вполне объяснимы: в самом городском комитете партии до сих пор пока что нет ясного представления о том, как будет построена сеть партийно­ го просвещения, все ли уже сделано, ска­ жем, в области подбора и расстановки кад­ ров пропагандистов, консультантов, лекто. ров, какова обеспеченность их литерату­ рой, наглядными пос-обижми. Времени осталось немного. Надо быстро решить все организационные вопросы с тем, чтобы они не отвлекали потом силы и внимание партийных организаций от главного — повышения идейного содержа­ ния и улучшения качества партийной про­ паганды. * * У К А З Президиума Верховного Совета РСФСР 0 награждении многодетных матерей орденами „Материнская слава" и медалями „Медаль материнства'1 по Липецкой области Коллектив доменного цеха Новолипец­ кого завода перевыполнил программу второго квартала и досрочно выполнил августовский план. В передовой комсо­ мольско-молодежной бригаде, где масте­ ром т. Иванисов, особенно хороших пока­ зателей добился в прошедшем месяце газовщик А. В. Семиколенов. Он выпол­ нил задание на 121,4 процента. На снимке: газовщик А. В. Семиколе­ нов. Фото Л . Черкашина. ------------------«• * ------------------ УЧЕБА ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЕЙ На Липецком тракторном заводе прово­ дится работа по обучению и повышению квалификации кадров. С начала текущего года через курсовую сеть повысили свою квалификацию 1200 рабочих разных ква­ лификаций и сейчас повышают квалифи­ кацию 500 человек. С 5 сентября на заводе начали работать двухгодичные технические курсы, на кото­ рых обучаются 90 электриков. 170 человек учатся сейчас без отрыва от производства на вечернем отделении машиностроительного техникума, из них— 115 рабочих. Свыше 500 тракторостроите­ лей учатся в вечерней школе рабочей мо­ лодежи и 45 командиров производства — в заочном институте машиностроения. Интерес к лекциям на естественно-научные темы Недавно в колхозе имени Куйбышева, Чибисо-вегаго района, учитель 3. Н. Шефер прочитал лекцию на тому «Марксизм-ле­ нинизм о религии». Она вызвала живой интерес слушателей. - Учитывая пожелания колхозников, чле­ ны лекторской группы Чибясо-векого рай­ кома ЕПСС подготовили лекция на темы: «Происхождение человека», «Научные прецвидеиия и религиозные . суеверия», «Религиозные суеверия и «х вред», «Пьян­ ство — вреднейший пережиток капита­ лизма». Пленум рассмотрел организационный во­ прос. Принято решение о выводе из соста­ ва Членов бюро и освобождении от работы секретаря горкома КПСС т. Денисова А. И. Пленум избрал членом бюро и секрета­ рем горкома КПСС т. Портнихина А. И. С. ГРИНЯЕВ. Трудящиеся приобретают книги Книга прочно вошла в .быт трудящих­ ся Водопьяновского района. Только за семь последних месяцев районным магазином Книготорга продано политической, худо­ жественной и еельскохозяйствеяной ли­ тературы па 100 тысяч рублей— это поч­ ти на 20 тысяч рублей больше, чем в прошлом году. Многие трудящиеся имеют личные биб­ лиотеки. Около 200 различных кни г на­ считывается в личной библиотеке предсе­ дателя колхоза имени Ленина Е. Ф. Бон­ дарева. Хорошие личные библиотечки у председателя колхоза «Пятилетка» т. Во­ ронова, главного агронома МТС имени Во­ допьянова т. Калюжного и других. На основании Указа Президиума Вер­ ховного Совета СССР от 18 августа 1944 года наградить от имени Президиума Вер­ ховного Совета СССР: Матерей, родивших и воспитавших девять детей ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСНАЯ СЛАВА» I СТЕПЕНИ 1. Бессонову Агафичо Васильевну — до­ машнюю хозяйку, город Липецк. 2. Золотареву Любовь Сергеевну— кол­ хозницу колхоза «Большевик» Волынско­ го района. 3. Пастухову Анастасию Трофимовну— домашнюю хозяйку, город Липецк. Матерей, родивших и воспитавших восемь детей ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСНАЯ СЛАВА» II СТЕПЕНИ 1. Борисову Марию Ивановну— колхоз­ ницу колхоза «Серп и молот» Троек.уров- ского района. 2. Калинину Евдокию Семеновну— до­ машнюю хозяйку, город Чаплыгин. 3. Кузьмину Наталию Васильевну — колхозницу колхоза «Красный маяк» Трое- куровского района. Матерей, родивших и воспитавших семь детей ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСНАЯ СЛАВА» III СТЕПЕНИ 1. Андрееву Анну Федоровну — домаш­ нюю хозяйку, город Липецк. 2. Вострикову Ульяну Ефимовну— кол­ хоз,вицу колхоза «Красный Октябрь» Ко- лыбелъекого района. 3. Двуреченскуга Александру Андреев­ ну— домашнюю хозяйку, город Липецк. 4. Еремину Наталию Ивановну — до­ машнюю хозяйку, поселок при совхозе, Липецкий район. 5. Затонских Татьяну Семеновну — колхозницу колхоза «13 Октябрь» Липец­ кого района. 6. Козарезову Ольгу Филипповну — до­ машнюю хозяйку, Оырсжий поселковый Совет Липецкого района. 7. Корневу Марфу Петровну — колхоз­ ницу колхоза имени Коминтерна Колы- бельского района. 8. Крючкову Наталию Федоровну— кол­ хозницу колхоза «Большевик» Троеку- р-ошекого района. 9. Лаврентьеву Марию Дмитриевну — домашнюю хозяйку, город Липецк. 10. Мурашкину Анну Матвеевну — до­ машнюю хозяйку, село Студено-Выселки Липецкого района. И . Николаеву Наталью Ивановну — колхозницу колхоза «Серп и молот» Т-рое- куровсЮРо района. 12. Петрову Анну Ивановну — домаш­ нюю хозяйку, город Липецк. 13. Плесеинову Веру Кузьминичну —- домашнюю хозяйку, село Соколыжое, Ли­ пецкого района. 14. Попову Наталью Васильевну— до­ машнюю хозяйку, город Липецк. 15. Соломенцеву Марию Николаевну — домашнюю хозяйку, село Сселки Липецко­ го района. 16. Сешнину Прасковью Васильевну — домашнюю хозяйку, село Хрущевка Липец­ кого района. 17. Тимофееву Прасковью Клементьев- ну— колхозницу колхоза имени академика Чаплыгина Чаплыш.нского района. 18. Шеловских Анну Стефановну— до­ машнюю хозяйку, город Липецк. Матерей, родивших и воспитавших шесть детей МЕДАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА» I СТЕПЕНИ 1. Анцупову Анисию Дмитриевну — колхозницу колхоза имени Калинина Ко- лыбелБского района. 2. Боякову Татьяну Ильиничну — до­ машнюю хозяйку, село Оеицово Липецко­ го района. 3. Буеву Анну Васильевну — домаш­ нюю хозяйку, село Елецкое Липецкого рай­ она. 4. Воронову Анну Петровну — домаш­ нюю хозяйку, село Казаки Елецкого рай­ она. 5. Елфимову Евгению Васильевну— до­ машнюю хозяйку, село Сырслое Липецкого района. 6. Елфимову Ольгу Ивановну — домаш­ нюю хозяйку, село Сырское Липецкого района. 7. Заеву Пелагею Афанасьевну — до­ машнюю хозяйку, село Сселки Липецкого района. 8. Кабанову Анну Федотовну — домаш­ нюю хозяйку, село Казаки Елецкого рай­ она. 9. Краснову Феодосию Ивановну — кол­ хозницу колхоза «Родина» Елецкого рай­ она. 10. Кудрявцеву Клавдию Степановну — домашнюю хозяйку, село Бедное Троеку­ ровекого района. 11. Кудряшову Марию Дмитриевну — домашнюю хозяйку, село Преображеновка Колыбельского района. 12. Кузнецову Анну Петровну — до­ машнюю хозяйку, село Ильино Липецкого района. 13. Кузьмину Зинаиду Никаноровну — колхозницу колхоза имени Ленина Троеку- ровского района. 14. Курдюмову Надежду Сергеевну — домашнюю хозяйку, село Двуречжи Липец­ кого района. 15. Медведеву Ирину Устиновну— кол­ хозницу колхоза «Оборона страны» Колы- бельского района. 16. Минаеву Прасковью Елисеевну — колхозницу колхоза «12-й Октябрь» Трое­ куровекого района. 17. Морозову Александру Алексеевну — домашнюю хозяйку, село Александровка Елецкого района. 18. Камынину Матрену Андреевну — домашнюю хозяйку, поселок Ключики Ли­ пецкого района. 19. Николаеву Александру Захаровну— колхозницу колхоза имени Орджоникидзе Волынского района. 20. Подсоскикову Александру Федоров­ ну — колхозницу колхоза «Серп и молот» Троежуровского района. 21. Рыбину Анастасию Васильевну — домашнюю хозяйку, город Липецк. 22. Санькову Ольгу Федо-сее-вну— до­ машнюю хозяйку, город Липецк. 23. Свиридову Евдокию Алексеевну — домашнюю хозяйку, деревня Городок Трое­ куровекого района. 24. Седых Анастасию Ивановну — до­ машнюю хозяйку, деревня Оитовка Липец­ кого района. 25. Тимошину Прасковью Даниловну—- колхозницу колхоза «Пятилетка.» Троеку- ровского района. 26. Черникову Анну Ивановну — кол­ хозницу колхоза имени Калинина Колы- белнекого района. (Окончание следует). #2? На школьные темы Творчески преподавать основы наук Перед советской общеобразовательной школой стоит неотложная задача — стать подлинно политехнической школой. Но политехнизация обучения ни в коей мере не превращает нашу школу в профес­ сиональное учебное заведение, а оставля­ ет ее, как и раньше, общеобразовательной. Это означает, что вооружение учащихся основами наук попрежнему остается глав­ ной обязанностью нашей средней школы. Советское учительство достигло вначп- тельных успехов в повышении идейного и научно-теоретического уровня преподава­ ния основ наук. Это относится и к много­ тысячному отряду работников народного образования Липецкой области. На августовских учительских совеща­ ниях были еще раз проанализированы ре­ зультаты прошлого, 1953— 1954 учебного года. Богатый материал для выводов да­ ли участникам этих совещаний итоги ве­ сенних и осенних экзаменов. Они показа­ ли, что знания школьников становятся все более глубокими и прочными. Прочными и осмысленными знаниями вооружают учащихся преподаватели Тр-ое- куровской средней школы, Троекурове кого района. То же можно сказать об учитель­ ских коллективах липецких средних школ №№ 1 и 29, Данковской средней школы X : 2, Волынской семилетней школы, Во­ лынского района., Воловчинской ссмилет- ней школы, Воловского района, я некото­ рых других. В нашей области есть нцмало мастеров педагогического труда, которые на протя­ жении многих лет не имеют в своих клас­ сах или по своим предметам неуспеваю­ щих учащихся. Так, в Бугровской началь­ ной школе, Данковского района, учитель­ ница Валентина Сергеевна Хрущева вот уже на протяжении шести лет не имеет неуспевающих среди своих питомцев. Осо­ бенно прочные знания дает она учащим­ ся по русскому языку. Опыт ее работы стал предметом изучения словесниками ря­ да районов во время августовских совеща­ ний. Грамматический разбор В. С. Хрущева проводит как подготовительное устное уп ­ ражнение по правописанию. Для повыше­ ния эффективности тренировочных уп­ ражнений по правописанию она, наряду с аналитическими упражнениями (списыва­ ние, диктанты и ц-р.), использует и синте­ тические — словообразование, построение и изменение предложений. Дифференциро­ ванно, по определенной системе строит т. Хрущева повторение учебного матери­ ала. Примерно такую же систему обучения детей русскому языку выработала учи­ тельница 3. И. Хорева из Волынской се­ милетней школы, Волынского района. Опыт работы этой учительницы сейчас изучает­ ся Волынским районным отделом народно­ го образования. Нельзя, однако, умолчать о том. что творчески выработанная, продуманная си­ стола обучения родному языку не стала еще достоянием всех учителей, а исполь­ зуется лишь наиболее инициативными преподавателями. Вот почему до сих пор велико еще в школах нашей области число учащихся, которые не успевают по рус­ скому языку. Вле еще низка культура устной и пись­ менной речи наших учащихся, а это отри­ цательно .сказывается и на успеваемости по другим предметам. Резко выражена недостаточная культу­ ра устной я особенно письменной речи да­ же у значительной части учащихся деся­ тых классов. Подавляющее большинство отрицательных оценок на экзаменах бы­ ло выставлено не*за содержание, а за не­ удовлетворительную грамотность письмен­ ных работ. У учительницы А. П. Каторгиной (Тер- бунская средняя школа) выпускники 10 класса допустили в экзаменационных пись­ менных работах грубейшие орфографиче­ ские ошибки: « в -деревни», «землицелее», «калективиза.ция», «канюшня» и др. В сочинениях старшеклассников много встречается синтаксическах ошибок. А стилистические ошибки имеются даже в отличных по содержанию работах. Стили­ стически неграмотными выглядят многие сочинения десятиклассников Дсбровской средней школы (учительница Бахаева), Борисовской средней школы, Добровск-ото района (учитель Новиков), Урусовекой средней школы, Трое-куро-вского района (учительница Ситникова). Пожалуй, основным недостатком в усво­ ении программного материала по русскому языку, как признавали все участники ав­ густовских совещаний, является большой разрыв между знанием грамматических правил и грамотностью письма. Ведь не случайно учащиеся на устных экзаменах по русскому языку получают более выоо- к... оценки, чем на письменных. Здесь в полной мере сказывается то, что многие учителя мало еще проводят с учащимися практических работ и тренировочных уп­ ражнений по русскому языку. . Учителя русского языка Воловского, Во­ лынского, Добровекого и других районов решили в этом году вести индивидуальный учет орфографической грамотности уча­ щихся, чтобы более квалифицированно ш сво-евраменно оковывать -индивидуальную помощь отстающим. Большое значение в повышении уровня грамотности учащихся имеет осуществле­ ние в шко-ле орфографического, пунктуа­ ционного и орфоэпического (речевого) ре­ жима. В тех школах, где каждый учитель не­ отступно следит за устной и письменной речью учащихся, во-в-ремя исправляет их речевые недостатки,— там и грамотность учащихся довольно высокая. Примером может служить хотя бы уже названная выше Троекуровекая средняя школа. В этой шкоде в-ы не найдете без­ грамотно написанных стенных газет, объ­ явлений, расписаний и т. д. Здесь каждый учитель строго следит за речью и письмом учащихся, независимо от того, какой пред­ мет он преподает. Неудивительно, что в этой школе почти нет неуспевающих уча­ щихся. А вот в Лукьяновскоп средней шко­ ле, В-олынского района, орфографический и речевой режимы грубо нарушают прежде всего сами учителя и даже руководители школы. Директор т. Шариков часто при объяснении материала на уроке ноиростн- тедыно «ссорится» с грамматикой русско­ го языка. Не случайно е этой школе уча­ щиеся (в том числе и десятиклассники) говорят безграмотно. У учащихся этой школы наблюдаются три степени грамотности. Письменные ра­ боты в классе они пишут, скажем, на балл «3», записи в ученическом дневнике по степени грамотности можно оценить бал­ лом « 2»,а грамотность письма, написан­ ного родственник у, заслуживает только одной оценки— единицы. Вот к чему приводит пренебрежение ор­ фографическим и речевым -режимами в школе! Переход на новые программы создает благоприятные условия для улучшения преподавания русского языка в школе. В начальной школе программа- по этому пред­ мету значительно сокращена. Это дает возможность основательно ж учи ть родной язык, усилить трэн-иро-во-чные упражнения, которые очень нужны для овладения пра­ вилами орфографии. Кроме того, у учите­ лей достаточно времени для обучения де­ тей технике чтения. Курс русского языка в 5— 7 классах разгружен от излишнего теоретического материала по грамматике. Значит, имеются все условия для того, чтобы на основе новых программ обеспе­ чить повышение уровня знаний учащихся по русскому языку. Участники августовских совещаний большое внимание уделили и такому ве­ дущему предмету, как математика. / На предметных секциях учитедя-мате'\ талики изучили объяснительную записку с. новым программам и обменялись опытом )аб-оты. Очень интересным и поучитель шдг было выступление заслуженной учи­ тельницы РСФСР Александры Михайловны Поповой на совещании учителей Ча-плыу ганского района. ' На иротяжен-ии многих лет А. М. Попо Ьа добивается полной или почти полной успеваемости по математике учащихся 5— 7 классов. Свою -работу о-на строит прежде всего на вос-пита-ни-и активного математи чес-вого мышления у -детей. 0-на учит школьников всегда анализировать отдель­ ные задачи и подходить к полученным от­ ветам и решениям критически. Вот поче­ му при решении примеров ее учащиеся никогда не делают ошибок в порядке дей­ ствий, что для многих учителей математи­ ки является до сих пор «проблемой». А, М. Попова подводит учащихся к соз­ нательному усвоению -доказательств тео­ рем, применяя для этого самодельные на­ глядные пособия в виде чертежей и моде­ лей. Очень ценным в ее работе- является индивидуально-тематический учет знаний учащихся. Выявив наметившийся пробел в знаниях ученика, она немедленно оказы­ вает ему нужную помощь. На совещаниях отмечалось, что пере­ довые учителя математики не только обес­ печили в прошедшем учеб-ном году доста­ точно высокий методический л научно- теоретический уровень преподавания сво­ его предмета., но и приступили к практи­ ческому осуществлению по-литехнического обучения. Так, учителя г. Липецка — т. Сахарова (средняя школа !№ 2), т. Фе- дотюина. (средняя школа Я» 1), т. Тихоми­ рова (средняя школа № 4), учителя мате­ матики Долгоруковского района тт. Черни­ кова, Трубников, Власова и многие другие Л не только дали глубокие теоретические знания своим учащимся, н-о и научили их практическим работам — измерению на местности, вычерчиванию графиков и диа­ грамм, изготовлению учебно-наглядных щособий и т. п. Надо отметить, что о-пыт лучших учи­ телей математики в нашей области почти н-е изучается, не обобщается и не распро­ страняется. В это-м повинны и областной отдел народного образования и районные \ч ет-одиче-окие кабинеты. Перед всеми преподавателями математи­ ки новые программы ставят много новых задач. Настало время ликвидировать раз­ рыв, между. теоретическими познаниями учащихся и и-х практич-ес-юи-ми навыками. Этот разрыв приводил к тому, что учени­ ки старших классов не ум-ели пользовать­ ся ню только логарифмической линейкой, но даже конторскими счетами и рулеткой. В эт-ой статье намеренно говорится толь­ ко о -двух основных учебных предметах общеобразовательной школы — русском языке и математике, ибо от качества их пре-пода.вания будет во многом зависеть общий подъем всей учебно-воспитательной работы. А. БАРАНОВ, инспектор школ областного отделе народного образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz