Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 15 сентября 1954 г., X» 150 П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь За высокое качество политической учебы Начало учебного года в системе пар тийного просвещения является важным событием в идейной жизни нашей пар тии, каждой партийной организации. В настоящее время руководящие партий ные органы и первичные организации озабочены тем, чтобы хорошо, всесторон не подготовиться и организованно на чать новый учебный год, провести его действительно по-новому — под знаком дальнейшего повышения идейного уровня пропагандистской работы, приближения ее к нашей повседневной жизни, устранения серьезных недостатков и бюрократических извращений в ЕИСТОВ. С пленума Липецкого горкома КПСС 13 предъявляемые к нашей пропаганде, дале ко не всегда соблюдаются, все еще живу чи догматизм и начетничество. Огромный в^ед пропаганде наносят те, кто пытается превратить политическую учебу в зубреж ку, в механическое заучивание отдельных теоретических положений и цитат. На пле нуме горкома указывалось, что пропаган дисты тт. Безрукавников, Сухомлинов, политической учебе комму- | Ватник, Пузыревич, Кривоносое и некото рые другие не сумели до конца преодолеть шийся на днях пленум Липецкого горкома партии, недостатков, ошибок и извраще ний в постановке пропаганды марксизма- ленинизма, в практике политической под готовки коммунистов было и имеется еще Немало. В своем докладе секретарь горко ма КПСС т. Чунихин, а также члены гор кома партии, принявшие участие в обсуж дении доклада, приводили многочисленные примеры и факты, свидетельствующие о том, насколько живучими оказались эти извращения. Администрирование, выразившееся в на рушении принципа добровольности, погоня за стопроцентным «охватом» коммунистов кружками и политшколами, искусственное раздувание этих кружков и политшкол, наконец, бухгалтерский, статистический подход к деду, пагубно сказались не толь ко на организации, но, прежде всего, на идейном содержании пропагандистской ра боты. Не хватало опытных, знающих и лю бящих дело пропагандистов, а это отража лось на качестве занятий. «Валовый» подход к комплектованию се ти партийного просвещения, естественно, приводил к тому, что в кружках и полит школах учились люди с различным уров нем общей и политической подготовки, вследствие чего многие коммунисты утра тили интерес к учебе в кружках и шко лах, неохотно шли в них или совсем пре кращали посещение занятий. Игнорировался основной метод идейной Закалки коммунистов, проверенный на опы те старшего поколения большевиков,— ме тод самостоятельного изучения марксист ско-ленинской теории. Дело дошло до того, что в двух крупных партийных орга- низациях Липецка— железных рудников и завода «Свободный сокол» — самостоятель но учились всего лишь несколько человек! Все эти грубые извращения — резуль тат неверия в то, что каждый коммунист самостоятельно может избрать для себя подходящую форму политической учебы, что он не нуждается в мелочной опеке, а в равной степени и в «сверхстрогом» конт роле. Опираясь на многолетний опыт полити ческого воспитания коммунистов, наша партия выработала стройную систему пар тийного просвещения. Кружки, школы, лекции, консультации — вся система по литического просвещения призвана воспи тывать членов и кандидатов партии стой кими политическими бойцами, способными разъяснять массам смысл партийной поли тики, поднимать трудящихся на осущест вление ее. Изучая марксистско-ленинскую теорию, коммунист должен усвоить суще ство, дух этого великого учения, уметь руководствоваться им и применять это мо гучее идейное оружие в борьбе за комму низм. К сожалению, именно эти требования, Между тем, как это показал состояв-1 догматический, -начетнический подход к изучению теории и истории Коммунисти ческой партии. Теоретические положения ими нередко излагались отвлеченно, в от рыве от конкретных исторических усло вий, вне связи е политическими задачами, которые решает наша партия. Поэтому не случайно, что в кружках, которыми они руководили, посещаемость занятий была нивкой, а слушатели слабо усвоили изу чаемый материал. Нашей пропаганде свойственен боевой, наступательный характер. Ей чужды от рыв от жизни, схоластика, абстрактность и начетничество. В. И. Ленин непримиримо относился к тем, кто превращал марксизм в книжную догму, ^уводящую в сторону от насущных вопросов жизни и революцион ной борьбы. Он требовал: «Не принижайте только нашей революционной науки до од ной книжной догмы». Сейчас, когда партия усиливает работу по политическому воспитанию трудящихся, ведет непримиримую борьбу с пережитка ми капитализма в сознании людей, наша пропаганда должна еще более активно вторгаться в жизнь, вооружать коммуни стов, чтобы они могли разоблачать враж дебную нам идеологию в любых ее прояв лениях, лучше ориентировались в совре менной международной обстановке и реше нии -задач коммунистического строитель ства. Все это обязывает партийные коми теты повседневно и глубоко вникать в де тали и тонкости пропагандистской работы, имея при этом в виду прежде всего ее це ленаправленность, идейный уровень, каче ство. Некоторые участники пленума^были оза бочены тем, что в новых условиях, когда количество кружков и политшкол сокра тилось, а число самостоятельно изучающих теорию марксизма-ленинизма возросло, очень трудно, де-мол, будет «организовать» контроль за самообразованием коммуни стов. Подобного рода рассуждения и опасе ния не имеют под собой почвы и являют ся следствием опять-таки неверия в си лы коммунистов. Сейчас главное в том, чтобы настойчиво и последовательно улучшать все формы, средства и методы пропагандистской рабо ты, развивать у коммунистов живой инте рес к политическим знаниям, внедрять в их сознание, что теоретическая учеба для них не только обязанность, но и насущ ная необходимость. В этом теперь сущест во дела. Надо решительно покончить с экзамина- торешми приемами контроля. Партийные руководители обязаны беседовать с комму нистами, интересоваться позеедневной их учебой. Но этч беседы нельзя превращать в экзамены — надо изменить ха-рактер та ких бесед. Как совершенно правильно от мечалось на пленуме, идейный рост ком мунистов должен определяться прежде все го степенью их участия в партийной жиз ни и политической работе в массах. Надо, чтобы каждый член и кандидат партии был у парторганизации всегда на виду. Тогда нетрудно будет установить, как учится тот или иной член партии. Понятно, что в связи е этим многократ но возрастает роль пропагандиста и его от ветственность за состояние дел в кружке, за учебу каждого слушателя. Пропагандист — не обычный школьный преподаватель, а партийное просвещение— это не школь ная учеба. Пропагандист не может ограни чивать себя только изложением материала и выяснением того, как усвоили его слу шатели. Пропагандист обязан хорошо знать ' нужды и запросы своих слушателей, чаще общаться с ними, быть хорошо осведом ленным, как коммунисты выполняют евои непосредственные обязанности, с какими трудностями встречаются в политической работе. Поэтому надо, чтобы партийные органы и партийные организации поболь ше проявляли заботы о пропагандистах, не загружали их излишними поручениями, чтобы у них больше было времени для глубокой и вдумчивой подготовки к каждо му занятию. Больше надо оказывать помо щи коммунистам, самостоятельно изучаю щим теорию, путем чтения квалифициро ванных лекций. В связи с этим весьма важным и цен ным является предложение, высказанное на пленуме секретарем парткома завода «Свободный сокол» т. Соболевым: горком) партии должен больше и чаще обращаться к опыту лучших наших пропагандистов, внимательно изучать, обобщать и распро странять этот опыт. — В прошлом году,— сказал т. Соболев, — мы познакомили руководителей круж ков с опытом пропагандиста т. Сергеева. Это внесло заметное оживление, повысило интерес к делу. К сожалению, горком партии, его отдел пропаганды и агитации, а также библиотека горкома не предпри нимают никаких попыток в этом направ лении. Новые требования вызывают необ ходимость перестройки работы семинаров пропагандистов: надо, чтобы, и на семина рах было больше разговоров о практике и методике пропагандистской работы, чтобы на них разбирались занятия лучших на ших пропагандистов. Пленум горкома партии вскрыл ряд су щественных недостатков в ходе подготов ки парторганизаций к новому учебному году. Эти недостатки вполне объяснимы: в самом городском комитете партии до сих пор пока что нет ясного представления о том, как будет построена сеть партийно го просвещения, все ли уже сделано, ска жем, в области подбора и расстановки кад ров пропагандистов, консультантов, лекто. ров, какова обеспеченность их литерату рой, наглядными пос-обижми. Времени осталось немного. Надо быстро решить все организационные вопросы с тем, чтобы они не отвлекали потом силы и внимание партийных организаций от главного — повышения идейного содержа ния и улучшения качества партийной про паганды. * * У К А З Президиума Верховного Совета РСФСР 0 награждении многодетных матерей орденами „Материнская слава" и медалями „Медаль материнства'1 по Липецкой области Коллектив доменного цеха Новолипец кого завода перевыполнил программу второго квартала и досрочно выполнил августовский план. В передовой комсо мольско-молодежной бригаде, где масте ром т. Иванисов, особенно хороших пока зателей добился в прошедшем месяце газовщик А. В. Семиколенов. Он выпол нил задание на 121,4 процента. На снимке: газовщик А. В. Семиколе нов. Фото Л . Черкашина. ------------------«• * ------------------ УЧЕБА ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЕЙ На Липецком тракторном заводе прово дится работа по обучению и повышению квалификации кадров. С начала текущего года через курсовую сеть повысили свою квалификацию 1200 рабочих разных ква лификаций и сейчас повышают квалифи кацию 500 человек. С 5 сентября на заводе начали работать двухгодичные технические курсы, на кото рых обучаются 90 электриков. 170 человек учатся сейчас без отрыва от производства на вечернем отделении машиностроительного техникума, из них— 115 рабочих. Свыше 500 тракторостроите лей учатся в вечерней школе рабочей мо лодежи и 45 командиров производства — в заочном институте машиностроения. Интерес к лекциям на естественно-научные темы Недавно в колхозе имени Куйбышева, Чибисо-вегаго района, учитель 3. Н. Шефер прочитал лекцию на тому «Марксизм-ле нинизм о религии». Она вызвала живой интерес слушателей. - Учитывая пожелания колхозников, чле ны лекторской группы Чибясо-векого рай кома ЕПСС подготовили лекция на темы: «Происхождение человека», «Научные прецвидеиия и религиозные . суеверия», «Религиозные суеверия и «х вред», «Пьян ство — вреднейший пережиток капита лизма». Пленум рассмотрел организационный во прос. Принято решение о выводе из соста ва Членов бюро и освобождении от работы секретаря горкома КПСС т. Денисова А. И. Пленум избрал членом бюро и секрета рем горкома КПСС т. Портнихина А. И. С. ГРИНЯЕВ. Трудящиеся приобретают книги Книга прочно вошла в .быт трудящих ся Водопьяновского района. Только за семь последних месяцев районным магазином Книготорга продано политической, худо жественной и еельскохозяйствеяной ли тературы па 100 тысяч рублей— это поч ти на 20 тысяч рублей больше, чем в прошлом году. Многие трудящиеся имеют личные биб лиотеки. Около 200 различных кни г на считывается в личной библиотеке предсе дателя колхоза имени Ленина Е. Ф. Бон дарева. Хорошие личные библиотечки у председателя колхоза «Пятилетка» т. Во ронова, главного агронома МТС имени Во допьянова т. Калюжного и других. На основании Указа Президиума Вер ховного Совета СССР от 18 августа 1944 года наградить от имени Президиума Вер ховного Совета СССР: Матерей, родивших и воспитавших девять детей ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСНАЯ СЛАВА» I СТЕПЕНИ 1. Бессонову Агафичо Васильевну — до машнюю хозяйку, город Липецк. 2. Золотареву Любовь Сергеевну— кол хозницу колхоза «Большевик» Волынско го района. 3. Пастухову Анастасию Трофимовну— домашнюю хозяйку, город Липецк. Матерей, родивших и воспитавших восемь детей ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСНАЯ СЛАВА» II СТЕПЕНИ 1. Борисову Марию Ивановну— колхоз ницу колхоза «Серп и молот» Троек.уров- ского района. 2. Калинину Евдокию Семеновну— до машнюю хозяйку, город Чаплыгин. 3. Кузьмину Наталию Васильевну — колхозницу колхоза «Красный маяк» Трое- куровского района. Матерей, родивших и воспитавших семь детей ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСНАЯ СЛАВА» III СТЕПЕНИ 1. Андрееву Анну Федоровну — домаш нюю хозяйку, город Липецк. 2. Вострикову Ульяну Ефимовну— кол хоз,вицу колхоза «Красный Октябрь» Ко- лыбелъекого района. 3. Двуреченскуга Александру Андреев ну— домашнюю хозяйку, город Липецк. 4. Еремину Наталию Ивановну — до машнюю хозяйку, поселок при совхозе, Липецкий район. 5. Затонских Татьяну Семеновну — колхозницу колхоза «13 Октябрь» Липец кого района. 6. Козарезову Ольгу Филипповну — до машнюю хозяйку, Оырсжий поселковый Совет Липецкого района. 7. Корневу Марфу Петровну — колхоз ницу колхоза имени Коминтерна Колы- бельского района. 8. Крючкову Наталию Федоровну— кол хозницу колхоза «Большевик» Троеку- р-ошекого района. 9. Лаврентьеву Марию Дмитриевну — домашнюю хозяйку, город Липецк. 10. Мурашкину Анну Матвеевну — до машнюю хозяйку, село Студено-Выселки Липецкого района. И . Николаеву Наталью Ивановну — колхозницу колхоза «Серп и молот» Т-рое- куровсЮРо района. 12. Петрову Анну Ивановну — домаш нюю хозяйку, город Липецк. 13. Плесеинову Веру Кузьминичну —- домашнюю хозяйку, село Соколыжое, Ли пецкого района. 14. Попову Наталью Васильевну— до машнюю хозяйку, город Липецк. 15. Соломенцеву Марию Николаевну — домашнюю хозяйку, село Сселки Липецко го района. 16. Сешнину Прасковью Васильевну — домашнюю хозяйку, село Хрущевка Липец кого района. 17. Тимофееву Прасковью Клементьев- ну— колхозницу колхоза имени академика Чаплыгина Чаплыш.нского района. 18. Шеловских Анну Стефановну— до машнюю хозяйку, город Липецк. Матерей, родивших и воспитавших шесть детей МЕДАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА» I СТЕПЕНИ 1. Анцупову Анисию Дмитриевну — колхозницу колхоза имени Калинина Ко- лыбелБского района. 2. Боякову Татьяну Ильиничну — до машнюю хозяйку, село Оеицово Липецко го района. 3. Буеву Анну Васильевну — домаш нюю хозяйку, село Елецкое Липецкого рай она. 4. Воронову Анну Петровну — домаш нюю хозяйку, село Казаки Елецкого рай она. 5. Елфимову Евгению Васильевну— до машнюю хозяйку, село Сырслое Липецкого района. 6. Елфимову Ольгу Ивановну — домаш нюю хозяйку, село Сырское Липецкого района. 7. Заеву Пелагею Афанасьевну — до машнюю хозяйку, село Сселки Липецкого района. 8. Кабанову Анну Федотовну — домаш нюю хозяйку, село Казаки Елецкого рай она. 9. Краснову Феодосию Ивановну — кол хозницу колхоза «Родина» Елецкого рай она. 10. Кудрявцеву Клавдию Степановну — домашнюю хозяйку, село Бедное Троеку ровекого района. 11. Кудряшову Марию Дмитриевну — домашнюю хозяйку, село Преображеновка Колыбельского района. 12. Кузнецову Анну Петровну — до машнюю хозяйку, село Ильино Липецкого района. 13. Кузьмину Зинаиду Никаноровну — колхозницу колхоза имени Ленина Троеку- ровского района. 14. Курдюмову Надежду Сергеевну — домашнюю хозяйку, село Двуречжи Липец кого района. 15. Медведеву Ирину Устиновну— кол хозницу колхоза «Оборона страны» Колы- бельского района. 16. Минаеву Прасковью Елисеевну — колхозницу колхоза «12-й Октябрь» Трое куровекого района. 17. Морозову Александру Алексеевну — домашнюю хозяйку, село Александровка Елецкого района. 18. Камынину Матрену Андреевну — домашнюю хозяйку, поселок Ключики Ли пецкого района. 19. Николаеву Александру Захаровну— колхозницу колхоза имени Орджоникидзе Волынского района. 20. Подсоскикову Александру Федоров ну — колхозницу колхоза «Серп и молот» Троежуровского района. 21. Рыбину Анастасию Васильевну — домашнюю хозяйку, город Липецк. 22. Санькову Ольгу Федо-сее-вну— до машнюю хозяйку, город Липецк. 23. Свиридову Евдокию Алексеевну — домашнюю хозяйку, деревня Городок Трое куровекого района. 24. Седых Анастасию Ивановну — до машнюю хозяйку, деревня Оитовка Липец кого района. 25. Тимошину Прасковью Даниловну—- колхозницу колхоза «Пятилетка.» Троеку- ровского района. 26. Черникову Анну Ивановну — кол хозницу колхоза имени Калинина Колы- белнекого района. (Окончание следует). #2? На школьные темы Творчески преподавать основы наук Перед советской общеобразовательной школой стоит неотложная задача — стать подлинно политехнической школой. Но политехнизация обучения ни в коей мере не превращает нашу школу в профес сиональное учебное заведение, а оставля ет ее, как и раньше, общеобразовательной. Это означает, что вооружение учащихся основами наук попрежнему остается глав ной обязанностью нашей средней школы. Советское учительство достигло вначп- тельных успехов в повышении идейного и научно-теоретического уровня преподава ния основ наук. Это относится и к много тысячному отряду работников народного образования Липецкой области. На августовских учительских совеща ниях были еще раз проанализированы ре зультаты прошлого, 1953— 1954 учебного года. Богатый материал для выводов да ли участникам этих совещаний итоги ве сенних и осенних экзаменов. Они показа ли, что знания школьников становятся все более глубокими и прочными. Прочными и осмысленными знаниями вооружают учащихся преподаватели Тр-ое- куровской средней школы, Троекурове кого района. То же можно сказать об учитель ских коллективах липецких средних школ №№ 1 и 29, Данковской средней школы X : 2, Волынской семилетней школы, Во лынского района., Воловчинской ссмилет- ней школы, Воловского района, я некото рых других. В нашей области есть нцмало мастеров педагогического труда, которые на протя жении многих лет не имеют в своих клас сах или по своим предметам неуспеваю щих учащихся. Так, в Бугровской началь ной школе, Данковского района, учитель ница Валентина Сергеевна Хрущева вот уже на протяжении шести лет не имеет неуспевающих среди своих питомцев. Осо бенно прочные знания дает она учащим ся по русскому языку. Опыт ее работы стал предметом изучения словесниками ря да районов во время августовских совеща ний. Грамматический разбор В. С. Хрущева проводит как подготовительное устное уп ражнение по правописанию. Для повыше ния эффективности тренировочных уп ражнений по правописанию она, наряду с аналитическими упражнениями (списыва ние, диктанты и ц-р.), использует и синте тические — словообразование, построение и изменение предложений. Дифференциро ванно, по определенной системе строит т. Хрущева повторение учебного матери ала. Примерно такую же систему обучения детей русскому языку выработала учи тельница 3. И. Хорева из Волынской се милетней школы, Волынского района. Опыт работы этой учительницы сейчас изучает ся Волынским районным отделом народно го образования. Нельзя, однако, умолчать о том. что творчески выработанная, продуманная си стола обучения родному языку не стала еще достоянием всех учителей, а исполь зуется лишь наиболее инициативными преподавателями. Вот почему до сих пор велико еще в школах нашей области число учащихся, которые не успевают по рус скому языку. Вле еще низка культура устной и пись менной речи наших учащихся, а это отри цательно .сказывается и на успеваемости по другим предметам. Резко выражена недостаточная культу ра устной я особенно письменной речи да же у значительной части учащихся деся тых классов. Подавляющее большинство отрицательных оценок на экзаменах бы ло выставлено не*за содержание, а за не удовлетворительную грамотность письмен ных работ. У учительницы А. П. Каторгиной (Тер- бунская средняя школа) выпускники 10 класса допустили в экзаменационных пись менных работах грубейшие орфографиче ские ошибки: « в -деревни», «землицелее», «калективиза.ция», «канюшня» и др. В сочинениях старшеклассников много встречается синтаксическах ошибок. А стилистические ошибки имеются даже в отличных по содержанию работах. Стили стически неграмотными выглядят многие сочинения десятиклассников Дсбровской средней школы (учительница Бахаева), Борисовской средней школы, Добровск-ото района (учитель Новиков), Урусовекой средней школы, Трое-куро-вского района (учительница Ситникова). Пожалуй, основным недостатком в усво ении программного материала по русскому языку, как признавали все участники ав густовских совещаний, является большой разрыв между знанием грамматических правил и грамотностью письма. Ведь не случайно учащиеся на устных экзаменах по русскому языку получают более выоо- к... оценки, чем на письменных. Здесь в полной мере сказывается то, что многие учителя мало еще проводят с учащимися практических работ и тренировочных уп ражнений по русскому языку. . Учителя русского языка Воловского, Во лынского, Добровекого и других районов решили в этом году вести индивидуальный учет орфографической грамотности уча щихся, чтобы более квалифицированно ш сво-евраменно оковывать -индивидуальную помощь отстающим. Большое значение в повышении уровня грамотности учащихся имеет осуществле ние в шко-ле орфографического, пунктуа ционного и орфоэпического (речевого) ре жима. В тех школах, где каждый учитель не отступно следит за устной и письменной речью учащихся, во-в-ремя исправляет их речевые недостатки,— там и грамотность учащихся довольно высокая. Примером может служить хотя бы уже названная выше Троекуровекая средняя школа. В этой шкоде в-ы не найдете без грамотно написанных стенных газет, объ явлений, расписаний и т. д. Здесь каждый учитель строго следит за речью и письмом учащихся, независимо от того, какой пред мет он преподает. Неудивительно, что в этой школе почти нет неуспевающих уча щихся. А вот в Лукьяновскоп средней шко ле, В-олынского района, орфографический и речевой режимы грубо нарушают прежде всего сами учителя и даже руководители школы. Директор т. Шариков часто при объяснении материала на уроке ноиростн- тедыно «ссорится» с грамматикой русско го языка. Не случайно е этой школе уча щиеся (в том числе и десятиклассники) говорят безграмотно. У учащихся этой школы наблюдаются три степени грамотности. Письменные ра боты в классе они пишут, скажем, на балл «3», записи в ученическом дневнике по степени грамотности можно оценить бал лом « 2»,а грамотность письма, написан ного родственник у, заслуживает только одной оценки— единицы. Вот к чему приводит пренебрежение ор фографическим и речевым -режимами в школе! Переход на новые программы создает благоприятные условия для улучшения преподавания русского языка в школе. В начальной школе программа- по этому пред мету значительно сокращена. Это дает возможность основательно ж учи ть родной язык, усилить трэн-иро-во-чные упражнения, которые очень нужны для овладения пра вилами орфографии. Кроме того, у учите лей достаточно времени для обучения де тей технике чтения. Курс русского языка в 5— 7 классах разгружен от излишнего теоретического материала по грамматике. Значит, имеются все условия для того, чтобы на основе новых программ обеспе чить повышение уровня знаний учащихся по русскому языку. Участники августовских совещаний большое внимание уделили и такому ве дущему предмету, как математика. / На предметных секциях учитедя-мате'\ талики изучили объяснительную записку с. новым программам и обменялись опытом )аб-оты. Очень интересным и поучитель шдг было выступление заслуженной учи тельницы РСФСР Александры Михайловны Поповой на совещании учителей Ча-плыу ганского района. ' На иротяжен-ии многих лет А. М. Попо Ьа добивается полной или почти полной успеваемости по математике учащихся 5— 7 классов. Свою -работу о-на строит прежде всего на вос-пита-ни-и активного математи чес-вого мышления у -детей. 0-на учит школьников всегда анализировать отдель ные задачи и подходить к полученным от ветам и решениям критически. Вот поче му при решении примеров ее учащиеся никогда не делают ошибок в порядке дей ствий, что для многих учителей математи ки является до сих пор «проблемой». А, М. Попова подводит учащихся к соз нательному усвоению -доказательств тео рем, применяя для этого самодельные на глядные пособия в виде чертежей и моде лей. Очень ценным в ее работе- является индивидуально-тематический учет знаний учащихся. Выявив наметившийся пробел в знаниях ученика, она немедленно оказы вает ему нужную помощь. На совещаниях отмечалось, что пере довые учителя математики не только обес печили в прошедшем учеб-ном году доста точно высокий методический л научно- теоретический уровень преподавания сво его предмета., но и приступили к практи ческому осуществлению по-литехнического обучения. Так, учителя г. Липецка — т. Сахарова (средняя школа !№ 2), т. Фе- дотюина. (средняя школа Я» 1), т. Тихоми рова (средняя школа № 4), учителя мате матики Долгоруковского района тт. Черни кова, Трубников, Власова и многие другие Л не только дали глубокие теоретические знания своим учащимся, н-о и научили их практическим работам — измерению на местности, вычерчиванию графиков и диа грамм, изготовлению учебно-наглядных щособий и т. п. Надо отметить, что о-пыт лучших учи телей математики в нашей области почти н-е изучается, не обобщается и не распро страняется. В это-м повинны и областной отдел народного образования и районные \ч ет-одиче-окие кабинеты. Перед всеми преподавателями математи ки новые программы ставят много новых задач. Настало время ликвидировать раз рыв, между. теоретическими познаниями учащихся и и-х практич-ес-юи-ми навыками. Этот разрыв приводил к тому, что учени ки старших классов не ум-ели пользовать ся ню только логарифмической линейкой, но даже конторскими счетами и рулеткой. В эт-ой статье намеренно говорится толь ко о -двух основных учебных предметах общеобразовательной школы — русском языке и математике, ибо от качества их пре-пода.вания будет во многом зависеть общий подъем всей учебно-воспитательной работы. А. БАРАНОВ, инспектор школ областного отделе народного образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz