Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 28 августа. 1954 г., Л1» 137 п а р т и й н а я ж и з н ь Успех дела решает организаторская и политическая работа в массах Почти год прошел после исторических решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Для сельских коммунистов, а также для всех колхозников, механизаторов и специа листов это был год большой, плодотворной работы. Для нас, сельских коммунистов, этот год и, в особенности, весенний сев, уход за посевами, уборка урожая и хлебо заготовки, были вместе с тем серьезной и всесторонней проверкой того, насколько правильно мы поняли требования партии в области руководства сельским хозяйством по-новому, ка к глубоко уяснили смысл пе рестройки партийно-политической и орга низаторской работы в массах. Как же политическая и организаторская работа группы райкома, перв 1 ичных пар тийных организаций сказалась на эконо мике колхозов, на улучшений хозяйства.? Все колхозы зоны Островской МТС про вели се® ранних зерновых культур в те чение пяти— семи дней. Раньше о таком темпе, о таких сроках работ мы могли лишь мечтать. Все колхозы значительно перевыполнили план сева яровой пшени цы, посадки картофеля квадратно-гнездо вым способом, сева силосных культур. Они своевременно закончили подъем паров и их обработку. За успешное проведение ве сенне-полевых работ Островской МТС было вручено переходящее Красное Зна мя Волынского райкома КЛОС и испол кома райсовета. Переходящей Красное Зна мя было вручено также колхозу имени Молотова. По праву мы можем считать это первым значительным итогом боевой работы парт организаций по выполнению решений сен тябрьского Пленума ЦК КПСС. Завершающим этапом борьбы за урожай является уборка. Понятно, что комму нисты не могли себя успокаивать первы ми успехами, довольствоваться тем, чего они достигли в ходе весеннего сева-. При обсуждении итого® июньского Пленума ЦК КПСС на открытых партийных, а затем на общих колхозных собраниях и собраниях механизаторов были намечены меры, на правленные на успешное проведение убо рочных работ и досрочное выполнение пла на хлебозаготовок. Одной из таких мер мы считали более рациональную расстановку партийных сил. Коммунисты были расставлены на ре шающих участках уборки урожая и сдачи верна государству. На общих колхозных собраниях были детально обсуждены и утверждены рабочие планы. Перед вступ лением в уборку проведены семинары се кретарей партийных организаций, предсе дателей колхозов и агитаторов. Внимание партийной организации МТС было сосре доточено на том, чтобы правильно расста вить людские и технические средства. О решениях июньского Пленума ЦК КПСС, а также об условиях Всесоюзного социалистического соревнования комбайне ров, начатого по инициативе ставрополь ских механизаторов, мы рассказали ком байнерам. Почин ставропольце® был горя чо поддержан: наши комбайнеры взяли на себя повышенные социалистические обя зательства и в свою очередь вызвали на соревнование комбайнеров Лебяженовой МТС. Дирекция и партийная организация МТС разработали график и маршруты пе редвижения комбайнов. Позаботились они и об укомплектовании агрегатов квалифи цированными комбайнерами, тракториста ми, постоянным составом колхозников, об служивающих комбайны. В целях повседневного контроля за ра ботой каждого агрегата, райком партии направил в МТС организаторов комбайно вой уборки. До начала уборки все колхозы подготовили необходимое количество то ков, ркг и зернохранилищ. В колхозе име ни Сталина, например, было оборудовано два механизированных крытых тока. Таким образом, колхозы и МТС встре тили уборку урожая хорошо подготовлен ными. С первых же дней в работу было включено 32 комбайна и конные жатки. С каждым днем все шире развертывалось социалистическое соревнование среди ком байнеров и колхозников, росло трудовое напряжение на всех участках хлебного фронта. 20 августа колхозы воны Островской МТС полностью завершили уборку колосо вых культур, выполнили свои обязатель ства по хлебопоставкам и натуроплате за работы МТС, около шести тысяч центне ров зерна Продали в порядке государствен ных закупок. Это новая, серьезная победа. Но самым важным завоеванием мы считаем то, что в ходе борьбы за хлеб у нас выросши сот ни замечательных людей, самоотверженных бойцов за осуществление решений партии. Многие стали настоящими мастерами сво его дела, самоотверженным трудом показа ли, что интересы государства, интересы колхозов для них — превыше всего. Комбайнер т. Чудйн на комбайне «С-6» в колхозе «Заветы Ленина» убрал 425 гектаров и намолотил около 5 тысяч цент неров зерна, скашивая ежедневно по 18— 20 гектаров. На бункере комбайна т. Чу- дина пять красных звездочек. Комбайнер т. Худяков на комбайне «С-4» скосил 400 гектаров и выдал из бункера 4 тысячи центнеров зерна. Замечательных успехов добились комбайнеры т г . Федяино®, Сме танников, Алексеев и другие. Колхозник т. Шерстне® из артели имени Молотова конной жаткой ежедневно скашивал по 7— 7,5 гектаров, а колхозницы этой арте ли тт. Алексеева, Полякова, Шерстнева ежедневно перевыполняли задание по вяз ке снопов. Группа работников райкома партии до билась того, что первичные парторганиза ции "колхозов и МТС стали боле© конкрет но заниматься социалистическим соревно ванием колхозников и механизаторов. Поч ти в каждом колхозе и тракторной брига де установлены доски показателей .социа листического соревнования, на них зано сились итоги работы за день. Кроме того повсеместно выпускались «боевые лист ки», «молнии», а парторганизация МТС ежедневно , рассылала комбайнерам спе циальный бюллетень-эстафету. Передови кам соревнования — комбайнерам вруча лись переходящие Красные флажки, а на бункеры комбайнов наносились звездоч ки — показатели трудовой доблести. Большую роль в своевременной уборке урожая колосовых сыграли организаторы, выделенные райкомом партии. Организа торы комбайновой уборки тт. Федоров, Цаицин, Федин и другие неослабно следи ли за работой каждого агрегата, немед ленно принимали меры по устранению не поладок. Они ежедневно проводили бесе ды с людьми, обслуживающими комбайны, выпускали «боевые листки». Внимание коммунистов было сосредото чено на том, чтобы четко организовать труд колхозников. Приведу такой пример. Колхоз имени Молотова серьезно отставал с уборкой и сдачей зерна государству, не смотря на то, что здесь имелись возмож ности вести хлебозаготовки быстрыми темпами. Нехва/гало людей для работы на току, тогда как многие колхозники не бы ли привлечены к делу. Вопрос об этом был вынесен на обсуждение партийного собрания. Партийное собрание, наметило конкрет ные меры по улучшению труда на токах. Члены правления, а также коммунисты! обошли дама колхозников, выявили людей, которые не были заняты на работе, и при влекли их к активному участию в хлебо- ] перевозках. Колхоз быстро вошел в гр а - ; фик, стал ежедневно отправлять на пункт- «Заготзерно» до 4500 пудов хлеба. 15 ав-1 густа молотовцы полностью завершили сдачу зерна государству л кроме того про дали государству по закупочным ценам более 7000 пудов. Быстро выполнил свои обязательства перед государством колхоз «Богатырь». Большая заслуга в этом принадлежит ма шинисту МТС И. Н. Герасимову. Он усо вершенствовал молотилку «МК-1100», что позволило не только очищать по 1000 центнеров зерна в сутки, но и быстро загружать автомашины. И. Н. Герасимов за 20 дней отсортировал более 10 тысяч центнеров хлеба. Однако колхозы зоны Островской МТС могли значительно раньше провести убор ку зерновых и сдачу хлеба государству, если бы работники МТС более оперативно руководили жатвой, систематически ока зывали техническую помощь комбайнерам. У нас, к сожалению, есть такие руководи тели, которые усвоили порочный, канце лярский стиль работы. Главный инженер МТС т. Калинин в разгар уборочных ра бот больше отсиживался в кабинете. Агро ном т. Суханова, обслуживающая колхоз имени Ворошилова, в поле не бывает, не следит за качеством нолевых работ. В настоящее время партийные органи зации мобилизуют колхозников и механи заторов на завершение уборки крупяных культур, успешное проведение осеннего сева, подъема зяби, засыпки семян и под готовки к зимовке скота. Успешное проведение уборки урожая колосовых, выполнение плана хлебозагото вок колхозами зоны Островской МТС стало возможным в результате улучшения пар тийно-политической и организаторской работы партийных организаций среди кол хозников и механизаторов. Следует, однако, отметить, что в работе партийных организаций и прежде всего инструкторской группы зоны Островской МТС имеются серьезные недостатки. Они состоят в тоец что массово-политическая и культурно-просветительная работа среди колхозников и механизаторов в отдельных бригадах ведется еще на- низком уровне — редко читаются лекции, доклады, совсем редко демонстрируются кинофильмы. Колхозные коммунисты и инструктор ская группа проделали некоторую работу по повышению трудовой дисциплины, од нако, мы не добились того, чтобы все без исключения колхозники принимали актив ное участие в общественном труде. Недо статочно распространяется опыт передови ков. Инструкторская группа райкома, вместе с партийными организациями принимает меры к устранению недостатков и органи зует свою работу так, чтобы еще больше укрепить свои связи с колхозниками, ме ханизаторами, мобилизовать их на успеш ное решение поставленных партией задач по крутому подъему всех отраслей сель ского хозяйства. С. СТАРОДУБЦЕВ, секретарь Волынского райкома КПСС по зоне Островской МТС. К ол хо зн и ки , работающие на свиновод ческой ферме сельхозартели имени Сталина , Ч е р ня в с ко го района , успеш но со ревную тся за повышение продуктивно сти общественного живо тноводства . Хорош о выполняет свои обязательства свинар ка Зинаида Але ксандровна Анисимова . В прошлом го д у она получила от ка ж д о й свинома тки в среднем по 20,5 поросят. В этом год у за первый опорос ею получено по 12 поросят от к а ж д о й свиноматки . На сним ке : 3 . А . Анисимова . Ф о то И . Нарциссова . ---------------- ★ * ---------------- Колхозники пополняют личные библиотеки Многие колхозники Добринсжото райода имеют собственные библиотечки. Свыше 200 книг стоят на полках у колхозника ордена Ленина сельхозартели имени Ильи ча т. Васыковского. У него имеется Поли тическая, сельскохозяйственная и худо жественная литература, целую полку за нимают книги по строительному далу. На днях он приобрел в магазине книготорга романы В. Лациса «Ж новому берегу», Н. Рыбака «Переяславская рада», новин ки по строительству жилых домов. Волыним любителем кни г явдяется член колхоза имени Кирова т. Посаднев. В его библиотеке имеются произведения класси ков марксизма-ленинизма, книги но раз ным отраслям сельского хозяйства, худо жественная литература. Систематически пополняют сноп библио теки колхозники И. П. Пикунов, Н. Г. Ива нов, А. В. Забровекий, Н. С. Размолодин, Т. В. Симонов и другие. Индивидуальные застройки Многие механизаторы Грачевской МТС в нынешнем году ведут строительство ин дивидуальных домов. Для этого им отпус каются денежные ссуды. Машинно-трак торная станция помогает застройщикам в завозе строительного материала. Недавно построил хороший кирпичный дом бригадир тракторного отрада Н. Ф. Данкювце®, обслуживающий колхоз имени Ленина. Справили новоселье участковый механик П. Г. Смольянинов ж слесарь А. И. Боев. Учителя повышают квалификацию 68 учителей школ Борииского района учатся заочно в высших учебных заведе ниях страны. 17 учитешей-ваочников в этом году успешно закончили учебу и по лучили дипломы. Среда: них учителя тт. Шипулия, Богданов и Додонов, за кончившие Воронежский государственный университет, т. Смородина, закончившая исторический факультет Воронежского пе дагогического института, и другие. Награждение работников железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1954 года за выслугу лет на железнодорожном транспорте орде нами и медалями Союза ССР награждена большая группа работников ведущих про фессий, старшего и среднего начальствую щего состава Московеко-Курско-Донбас- ской железной дороги по Липецкой обла сти. Награждены: ОРДЕНОМ ЛЕНИНА 1. Антонов Алексей Григорьевич — за меститель начальника паровозного депо Елец. 2. Барков Сергей Васильевич— началь ник резерва Елецкого вагонного участка. 3. Бекетов Александр Николаевич — машинист паровозного депо Елец. 4. Боев Федор Константинович — путе вой обходчик Елецкой дистанции пути. 5. Борзенков Сергей Афеногенович — машинист паровозного депо Елец. 6. Воротынцев Иван Леонтьевич — ма шинист паровозного депо Елец. 7. Гвоздев Николай Петрович — маши нист паровозного депо Елец. 8. Гринев Николай Иосифович— маши нист паровозного депо Елец. 9. Иванов Михаил Иванович — мастер вагонного депо Елец. 10. Ильинский Петр Анатольевич — машинист паровозного депо Елец. 11. Клоков Петр Иванович— освобож денный бригадир вагонного депо Елец. 12. Козлов Михаил Павлович — заве дующий контейнерной площадкой станции Елец. 13. Королев Митрофан Федорович— стре лочник станции Грунин Воргол. 14. Крюков Андрей Сергеевич — глав ный кондуктор Елецкого кондукторского резерва. 15. Лотоцний Федор Адамович — на чальник электростанции Елец. 16. Мазалов Иван Леонтьевич — стар ший приемщик вагонов вагонного депо Елец. 17. Меркулов Иван Яковлевич — стре лочник станции Плоты. 18. Митрофанов Василий Васильевич — ревизор Елецкого отделения. 19. Никитин Андрей Иванович — глав ный кондуктор Елецкого кондукторского резерва. 20. Онунев Матвей Федорович — поезд ной вагонный мастер Елецкого участка. 21. Панарьин Григорий Васильевич — заместитель начальника Елецкой транс портно-экспедиционной конторы. 22. Пучков Михаил Корнеевич — поезд ной вагонный мастер Елецкого вагонного участка. 23. Родионов Дмитрий Тихонович— начальник', отдела приема и увольнения паровозною) депо Елец. 24. Родионов Нил Леонтьевич — маши нист-инструктор теплотехники Елецкого отделения. 25. Севостьянов Михаил Иванович — машинист паровозного депо Елец. 26. Селезнев Митрофан Васильевич — контролер-ревизор поездов Елецкого отде ления. 27. Соколов Иван Васильевич — участ ковый ревизор пассажирской службы Елецкого отделения. 28. Тарасов Алексей Николаевич — по ездной вагонный мастер Елецкого участка. 29. Трубицин Петр Трифонович — ма шинист паровозного депо Елец. 30. Харьковский Захар Яковлевич — ревизор движения Елецкого отделения. 31. Хведонцевич Петр Григорьевич — заведующий техническим кабинетом Елец кого вагонного участка. 32. Чернышев Михаил Михайлович — инспектор-приемщик паровозов МПС па ровозного депо Елец. 33. Щепакин Алексей Иванович — по ездной вагонный мастер Елецкого вагон ного участка. 34. Якунин Иван Иосифович — реви зор Елецкой дистанции сигнализации И связи. ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ \ 1. Абреймов Тихон Яковлевич — осво божденный бригадир паровозного дела Елец. 2. Андронов Алексей Егорович — по ездной вагонный мастер Елецкого вагон ного участка. ) 3. Архипов Дмитрий Васильевич — стрелочник станции Елец. 4. Бабанин Федор Иванович — главный кондуктор Елецкого кондукторекого ре зерва. 5. Богданов Николай Михайлович — х я - шинист паровозного депо Елец. 6. Боев Афанасий Кириллович — бри гадир Елецкой дистанции пути. 7. Боев Макар Стефанович — стрелоч ник станции Плоты. 8. Бочарникова Любовь Николаевна—* старший бухгалтер Елецкой дистанции связи. 9. Бурцев Александр Алексеевич — по ездной вагонный мастер Елецкого вагон ного участка. 10. Васильев Иван Иванович — заме ститель начальника вагонного депо Елец. 11. Голубев Федор Степанович — мод шинст паровозного депо Елец. 12. Гриднев Владимир Георгиевич —> машинист паровозного депо Елец. 13. Ермаков Дмитрий Павлович — стре лочник станции Пажень. 14. Ефремов Андрей Митрофанович— • составитель поездов станции Елец. 15; Жариков Николай Стефанович— • машинист паровозного депо Елец. 16. Жидовцев Павел Йоеифович — ма шинист паровозного депо Елец. 17. Жуков Николай Иванович — стар ший электромеханик Елецкой дистанций связи. 18. Зайцев Леонид Иванович — мастер вагонного депо Елец. 19. Зубов Михаил Михайлович — ма шинист паровозного депо Елец. 20. Зюбин Митрофан Ефимович — зод меститель начальника локомотивного от дела Елецкого отделения. 21. Иванов Александр Федорович — мод шинист-инструктор паровозного деп« Елец. 22. Иванов Дмитрий Владимирович — машинист паровозного депо Елец. 23. Иванов Евгений Михайлович — электромеханик Елецкой дистанции связи. 24. Измалков Алексей Петрович — на чальник станции Измалково. 25. Калаев Михаил Яковлевич — по ездной диспетчер Елецкого отделения. 26. Кирусь Виталий Никифорович — начальник сектора Елецкого отделения. 27. Козлов Павел Захарович — электро механик Елецкой дистанции связи. ^ 28. Кокоткин Павел Йавлович — поезд ной вагонный мастер Елецкого вагойног* участка. 29. Коледов Дмитрий Семенович — до рожный мастер Елецкой дистанции пути. 30. Колчев Иван Константинович —■по ездной вагонный мастер Елецкого Вагон ного участка. 31. Комаричев Иван Никифорович — главный кондуктор Елецкого резерва. 32. Корякин Николай Васильевич — участковый диспетчер Елецкого отделения. (Продолжение следует). Н А В С Т Р Е Ч У Н О В О М У У Ч Е Б Н О М У Г О Д У За высокую культуру и грамотность учащихся средних школ В текущем году в жизни советской шко лы происходят большие перемены. Вво дится совместное обучение мальчиков и дешоче®. Выработаны новые программы на 1954— 55 учебный год, которые значи тельно разгружают учащихся и дают им больше времени для самостоятельного по вышения своей культуры, для разумного отдыха.. Улучшается постановка политех нического обучения. Школы нашей страны вы п у с т и т сог ни тысяч грамотных и культурных, пре данных Со® 1 егокой Родине юношей и де вушек, которые пополняют рады строите лей коммунистического общества. Многие выпускники средней школы поступают в высшие учебные заведения. Проведены конкурсные приемные экзамены и в мо лодом, только что организованном Липец ком государственном педагогическом ин ституте. Что показали экзамены по рус скому языку и литературе в нашем ин ституте? Экзамены свидетельствуют о несомнен ном росте качества ка к письменных, так и устных ответов. Все сочинения были на писаны по плану и говорят о том, что поступающие неплохо знают тексты ли тературных произведений. Значительно повысилось общее развитие учащихся, улучшились стилистические п орфографи ческие навыки. Отдельные экзаменовавшиеся-— В. Пух- тий, выпускница Липецкой 10-й средней школы, Р. Горкушина — выпускница Ли писади сочинения и блестяще отвечали на устном экзамене. Однако уровень письменных сочинений и устных ответов ряда выпускников средних школ очень низкий. Многие из экзаменовавшихся не приняты в институт, так ка к получили неудовлетворительные оценки по письменным сочинениям. Еаковы основные недостатки в знаниях учащихся по литературе? Анализируя литературно-художествен ные произведения, сдававшие экзамены обычно ограничивались голым пересказом их содержания, не делали нужных выво дов и обобщений, не раскрывали социаль ной сущности типических образов. Многие экзаменующиеся не знают, что такое хле стаковщина, не могут раскрыть социаль- но-этического содержания образов Чацко го, Обломова, Пьера Безухова. Экзаменующиеся рассматривают идей ное содержание литературных произведе ний в отрыве от их формы, проявляют подчас крайнюю беспомощность при опре делении художественного своеобразия того или иного произведения. Крупнейшие ро маны русских писателей рассматриваются лишь как политические документы эпохи, не учитывается специфика литературы как вида искусства, не выявляются осо бенности реалистического мастерства вели ких художников слова. Все это связало со слабым знанием элементов теории литера туры. Очень многие выпускники, особенно из сельских школ, имеют низкую речевую Факты истории — воздух литературы. Однажо многие из поступающих знают важнейшие события русской истории и биографии писателей явно недостаточно. Оставляют желать много лучшего и по знания в области истории национального искусства. Поступающие в вуз иногда не могут назвать фамилий и произведений великих русских живописцев, композито ров и скульпторов. Новая программа по литературе обязы вает учителя «...разъяснять историческую закономерность литературных явлений, на учить школьников сознательному, глубоко осмысленному восприятию каждого изучае мого художественного произведения». Это изучение может проводиться лишь при учете специфических особенностей искус ства слова. Анализ содержания и формы художест венной литературы в школе должен про водиться с помощью изучения социальной сущности образов — типов и авторских приемов их раскрытия. Важность этой за дачи определяется указаниями Централь ного Комитета партии о марксистско- ленинском понимании типического, дан н ы м на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза. В соответствии с установкой новой про граммы, учителя должны насыщать исто рико-литературный материал элементами теории литературы. Нельзя отрывать исто рию вопроса от его теории. Так, при изу чении критической деятельности Белин ского следует раскрыть вопрос о природе критического реализма («натуральной школы»), ведущим теоретиком которого и был Белинский. Характеристику социаль но-художественных функций сатиры и юмора и приемов сатирического заостре ния образов следует дать при анализе творчества Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Практика показывает, что отдельные во просы теории литературы (например, опре деление стихотворных размеров) быстро забываются учащимися. Повторение — мать учения. Следует изучать стихотвор ные размеры не только в шестом и седь мом классах, но и в восьмых— десятых классах (при анализе поэтических произ ведений Лермонтова, Некрасова, Маяков ского). Особенно остро стоит „вопрос об изуче нии языка литературных произведений. Язык — средство выражения передовых идей, орудие развития и борьбы. Тща тельно изучая индивидуально-речевую ма неру писателя, ученики расширяют сло варный состав своей речи, учатся ценить красоту и мощь русского поэтического слова. Анализ тжпичесш-индагоидуальиого в языке действующих лиц необходимо про водить при изучении самих образов, а не после изучения последних, как это часто делалось прежде, в старых учебниках по литературе. Бороться за улучшение стиля устной и письменной речи учащихся должны не только учителя-словесники, но и преподаватели всех остальных школь ных дисциплин. При проверке знаний учащихся по рус скому языку также выявлены серьезные недочеты. Основной недостаток большин ства сочинений сводится к наличию логи ко-стилистических погрешностей. Часто наблюдается беспомощность выпускников в подборе нужных слов, что приводит не редко к полной бессмыслице. Часты в со чинениях и тавтологические выражения. В предложения учащимися вставляются лиишие слова. Встречаются в сочинениях и синтак сические ошибки— неправильное Согласо вание причастия с определяемым словом, неправильное управление при посредстве предлогов («преданность к родине», «уве ренность в победу»), неправильное согла сование при употреблении имен, отчеств («сочинение Ивановой Зинаиде»), , Если орфографические ошибки встреча ются не во всех сочинениях поступающих, то пунктуационными ошибками изобилуют почти все работы. Отметим типичные ошибки, общие для многих поступающих. Учащиеся забывают ставить запятую в сложно-сочиненном предложении перед союзом и; не всегда выделяется придаточ ное предложение, иногда запятая ставит ся с одаой стороны его и отсутствует с другой; нередко отсутствует запятая при причастном обороте; не ставится тире пе ред составным именным сказуемым. В отношении устных ответов по грам матике следует подчеркнуть значительно более высокое качество синтаксического разбора, чем это было в прошлые годы. Но, как пи странно, экзаменующиеся испытывали затруднений при определении вида придаточных предложений; большин ство из них подходит к этому формально, рассуждая так: если придаточное предло жение связано с главным союзом где, то это— придаточное предложение места, если стоит союзное слово когда, то это— при даточное времени и т. п. Поступающие дают определение придаточных предложе ний только по союзу или союзному слозу, смешивают виды придаточных предложе ний, например, цели и причины следствия и условия. Главным недостатком остается слабое знание морфологии. Наименее изученны ми в грамматике остаются категории ви да, переходности и непереходности, прича стия и деепричастиями. Многие экзаменую щиеся не могут установить состав слов. Определение падежа существительного то* же связано с многочисленными ошибками (например, винительный падеж существи тельного 2-го или 3-го склонения прини мают за именительный). Выпускники часто не знают категорий местоимений, не могут перечислить все разряды местоимений. Склонение числи--- тельных, особенно сложных по составу, затрудняет большинство поступающих. Недочеты в знаниях по русскому языку, и литературе говорят о том, что несмотря па имеющиеся достижения в преподава нии этих предметов, в работе наших школ все еще наблюдаются серьезные недостат ки . Нам кажется, что школы должны уде-* лить сейчас особое внимание повышению культуры речи учащихся. Слово, как реальность мысли, должно быть в центре всей школьной работы по языку и лите ратуре. Изучая элементарную школьную грамматику, мы очень часто указываем учащимся па общеобязательные нормы языка, но не учим их разбираться в Спо собах точного, ясного и образного выра жения различных оттенков мыслей и чувств. Для улучшения работы над устной и письменной речью учащихся Следует уси лить проведение устных и письменных пе ресказов, творческих сочинений, стилисти ческих упражнений и грамматического разбора, чаще проводить читательские конференции, литературные викторины, активизировать работу литературных кружков. Борьба за повышение грамотности, куль туры письменной й устной речи учащих ся — одна из важнейших задач советской Школы. К. КИВИЛЬША, Н. КАРПОВ, старшие преподаватели Липецкого педагогического института. пецкой 1-й средней шкоды — отлично на- культуру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz