Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 28 августа. 1954 г., Л1» 137 п а р т и й н а я ж и з н ь Успех дела решает организаторская и политическая работа в массах Почти год прошел после исторических решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Для сельских коммунистов, а также для всех колхозников, механизаторов и специа­ листов это был год большой, плодотворной работы. Для нас, сельских коммунистов, этот год и, в особенности, весенний сев, уход за посевами, уборка урожая и хлебо­ заготовки, были вместе с тем серьезной и всесторонней проверкой того, насколько правильно мы поняли требования партии в области руководства сельским хозяйством по-новому, ка к глубоко уяснили смысл пе­ рестройки партийно-политической и орга­ низаторской работы в массах. Как же политическая и организаторская работа группы райкома, перв 1 ичных пар­ тийных организаций сказалась на эконо­ мике колхозов, на улучшений хозяйства.? Все колхозы зоны Островской МТС про­ вели се® ранних зерновых культур в те­ чение пяти— семи дней. Раньше о таком темпе, о таких сроках работ мы могли лишь мечтать. Все колхозы значительно перевыполнили план сева яровой пшени­ цы, посадки картофеля квадратно-гнездо­ вым способом, сева силосных культур. Они своевременно закончили подъем паров и их обработку. За успешное проведение ве­ сенне-полевых работ Островской МТС было вручено переходящее Красное Зна­ мя Волынского райкома КЛОС и испол­ кома райсовета. Переходящей Красное Зна­ мя было вручено также колхозу имени Молотова. По праву мы можем считать это первым значительным итогом боевой работы парт­ организаций по выполнению решений сен­ тябрьского Пленума ЦК КПСС. Завершающим этапом борьбы за урожай является уборка. Понятно, что комму­ нисты не могли себя успокаивать первы­ ми успехами, довольствоваться тем, чего они достигли в ходе весеннего сева-. При обсуждении итого® июньского Пленума ЦК КПСС на открытых партийных, а затем на общих колхозных собраниях и собраниях механизаторов были намечены меры, на­ правленные на успешное проведение убо­ рочных работ и досрочное выполнение пла­ на хлебозаготовок. Одной из таких мер мы считали более рациональную расстановку партийных сил. Коммунисты были расставлены на ре­ шающих участках уборки урожая и сдачи верна государству. На общих колхозных собраниях были детально обсуждены и утверждены рабочие планы. Перед вступ­ лением в уборку проведены семинары се­ кретарей партийных организаций, предсе­ дателей колхозов и агитаторов. Внимание партийной организации МТС было сосре­ доточено на том, чтобы правильно расста­ вить людские и технические средства. О решениях июньского Пленума ЦК КПСС, а также об условиях Всесоюзного социалистического соревнования комбайне­ ров, начатого по инициативе ставрополь­ ских механизаторов, мы рассказали ком­ байнерам. Почин ставропольце® был горя­ чо поддержан: наши комбайнеры взяли на себя повышенные социалистические обя­ зательства и в свою очередь вызвали на соревнование комбайнеров Лебяженовой МТС. Дирекция и партийная организация МТС разработали график и маршруты пе­ редвижения комбайнов. Позаботились они и об укомплектовании агрегатов квалифи­ цированными комбайнерами, тракториста­ ми, постоянным составом колхозников, об­ служивающих комбайны. В целях повседневного контроля за ра­ ботой каждого агрегата, райком партии направил в МТС организаторов комбайно­ вой уборки. До начала уборки все колхозы подготовили необходимое количество то­ ков, ркг и зернохранилищ. В колхозе име­ ни Сталина, например, было оборудовано два механизированных крытых тока. Таким образом, колхозы и МТС встре­ тили уборку урожая хорошо подготовлен­ ными. С первых же дней в работу было включено 32 комбайна и конные жатки. С каждым днем все шире развертывалось социалистическое соревнование среди ком­ байнеров и колхозников, росло трудовое напряжение на всех участках хлебного фронта. 20 августа колхозы воны Островской МТС полностью завершили уборку колосо­ вых культур, выполнили свои обязатель­ ства по хлебопоставкам и натуроплате за работы МТС, около шести тысяч центне­ ров зерна Продали в порядке государствен­ ных закупок. Это новая, серьезная победа. Но самым важным завоеванием мы считаем то, что в ходе борьбы за хлеб у нас выросши сот­ ни замечательных людей, самоотверженных бойцов за осуществление решений партии. Многие стали настоящими мастерами сво­ его дела, самоотверженным трудом показа­ ли, что интересы государства, интересы колхозов для них — превыше всего. Комбайнер т. Чудйн на комбайне «С-6» в колхозе «Заветы Ленина» убрал 425 гектаров и намолотил около 5 тысяч цент­ неров зерна, скашивая ежедневно по 18— 20 гектаров. На бункере комбайна т. Чу- дина пять красных звездочек. Комбайнер т. Худяков на комбайне «С-4» скосил 400 гектаров и выдал из бункера 4 тысячи центнеров зерна. Замечательных успехов добились комбайнеры т г . Федяино®, Сме­ танников, Алексеев и другие. Колхозник т. Шерстне® из артели имени Молотова конной жаткой ежедневно скашивал по 7— 7,5 гектаров, а колхозницы этой арте­ ли тт. Алексеева, Полякова, Шерстнева ежедневно перевыполняли задание по вяз­ ке снопов. Группа работников райкома партии до­ билась того, что первичные парторганиза­ ции "колхозов и МТС стали боле© конкрет­ но заниматься социалистическим соревно­ ванием колхозников и механизаторов. Поч­ ти в каждом колхозе и тракторной брига­ де установлены доски показателей .социа­ листического соревнования, на них зано­ сились итоги работы за день. Кроме того повсеместно выпускались «боевые лист­ ки», «молнии», а парторганизация МТС ежедневно , рассылала комбайнерам спе­ циальный бюллетень-эстафету. Передови­ кам соревнования — комбайнерам вруча­ лись переходящие Красные флажки, а на бункеры комбайнов наносились звездоч­ ки — показатели трудовой доблести. Большую роль в своевременной уборке урожая колосовых сыграли организаторы, выделенные райкомом партии. Организа­ торы комбайновой уборки тт. Федоров, Цаицин, Федин и другие неослабно следи­ ли за работой каждого агрегата, немед­ ленно принимали меры по устранению не­ поладок. Они ежедневно проводили бесе­ ды с людьми, обслуживающими комбайны, выпускали «боевые листки». Внимание коммунистов было сосредото­ чено на том, чтобы четко организовать труд колхозников. Приведу такой пример. Колхоз имени Молотова серьезно отставал с уборкой и сдачей зерна государству, не­ смотря на то, что здесь имелись возмож­ ности вести хлебозаготовки быстрыми темпами. Нехва/гало людей для работы на току, тогда как многие колхозники не бы­ ли привлечены к делу. Вопрос об этом был вынесен на обсуждение партийного собрания. Партийное собрание, наметило конкрет­ ные меры по улучшению труда на токах. Члены правления, а также коммунисты! обошли дама колхозников, выявили людей, которые не были заняты на работе, и при­ влекли их к активному участию в хлебо- ] перевозках. Колхоз быстро вошел в гр а - ; фик, стал ежедневно отправлять на пункт- «Заготзерно» до 4500 пудов хлеба. 15 ав-1 густа молотовцы полностью завершили сдачу зерна государству л кроме того про­ дали государству по закупочным ценам более 7000 пудов. Быстро выполнил свои обязательства перед государством колхоз «Богатырь». Большая заслуга в этом принадлежит ма­ шинисту МТС И. Н. Герасимову. Он усо­ вершенствовал молотилку «МК-1100», что позволило не только очищать по 1000 центнеров зерна в сутки, но и быстро загружать автомашины. И. Н. Герасимов за 20 дней отсортировал более 10 тысяч центнеров хлеба. Однако колхозы зоны Островской МТС могли значительно раньше провести убор­ ку зерновых и сдачу хлеба государству, если бы работники МТС более оперативно руководили жатвой, систематически ока­ зывали техническую помощь комбайнерам. У нас, к сожалению, есть такие руководи­ тели, которые усвоили порочный, канце­ лярский стиль работы. Главный инженер МТС т. Калинин в разгар уборочных ра­ бот больше отсиживался в кабинете. Агро­ ном т. Суханова, обслуживающая колхоз имени Ворошилова, в поле не бывает, не следит за качеством нолевых работ. В настоящее время партийные органи­ зации мобилизуют колхозников и механи­ заторов на завершение уборки крупяных культур, успешное проведение осеннего сева, подъема зяби, засыпки семян и под­ готовки к зимовке скота. Успешное проведение уборки урожая колосовых, выполнение плана хлебозагото­ вок колхозами зоны Островской МТС стало возможным в результате улучшения пар­ тийно-политической и организаторской работы партийных организаций среди кол­ хозников и механизаторов. Следует, однако, отметить, что в работе партийных организаций и прежде всего инструкторской группы зоны Островской МТС имеются серьезные недостатки. Они состоят в тоец что массово-политическая и культурно-просветительная работа среди колхозников и механизаторов в отдельных бригадах ведется еще на- низком уровне — редко читаются лекции, доклады, совсем редко демонстрируются кинофильмы. Колхозные коммунисты и инструктор­ ская группа проделали некоторую работу по повышению трудовой дисциплины, од­ нако, мы не добились того, чтобы все без исключения колхозники принимали актив­ ное участие в общественном труде. Недо­ статочно распространяется опыт передови­ ков. Инструкторская группа райкома, вместе с партийными организациями принимает меры к устранению недостатков и органи­ зует свою работу так, чтобы еще больше укрепить свои связи с колхозниками, ме­ ханизаторами, мобилизовать их на успеш­ ное решение поставленных партией задач по крутому подъему всех отраслей сель­ ского хозяйства. С. СТАРОДУБЦЕВ, секретарь Волынского райкома КПСС по зоне Островской МТС. К ол хо зн и ки , работающие на свиновод ­ ческой ферме сельхозартели имени Сталина , Ч е р ня в с ко го района , успеш но со­ ревную тся за повышение продуктивно сти общественного живо тноводства . Хорош о выполняет свои обязательства свинар ка Зинаида Але ксандровна Анисимова . В прошлом го д у она получила от ка ж д о й свинома тки в среднем по 20,5 поросят. В этом год у за первый опорос ею получено по 12 поросят от к а ж д о й свиноматки . На сним ке : 3 . А . Анисимова . Ф о то И . Нарциссова . ---------------- ★ * ---------------- Колхозники пополняют личные библиотеки Многие колхозники Добринсжото райода имеют собственные библиотечки. Свыше 200 книг стоят на полках у колхозника ордена Ленина сельхозартели имени Ильи­ ча т. Васыковского. У него имеется Поли­ тическая, сельскохозяйственная и худо­ жественная литература, целую полку за­ нимают книги по строительному далу. На днях он приобрел в магазине книготорга романы В. Лациса «Ж новому берегу», Н. Рыбака «Переяславская рада», новин­ ки по строительству жилых домов. Волыним любителем кни г явдяется член колхоза имени Кирова т. Посаднев. В его библиотеке имеются произведения класси­ ков марксизма-ленинизма, книги но раз­ ным отраслям сельского хозяйства, худо­ жественная литература. Систематически пополняют сноп библио­ теки колхозники И. П. Пикунов, Н. Г. Ива­ нов, А. В. Забровекий, Н. С. Размолодин, Т. В. Симонов и другие. Индивидуальные застройки Многие механизаторы Грачевской МТС в нынешнем году ведут строительство ин­ дивидуальных домов. Для этого им отпус­ каются денежные ссуды. Машинно-трак­ торная станция помогает застройщикам в завозе строительного материала. Недавно построил хороший кирпичный дом бригадир тракторного отрада Н. Ф. Данкювце®, обслуживающий колхоз имени Ленина. Справили новоселье участковый механик П. Г. Смольянинов ж слесарь А. И. Боев. Учителя повышают квалификацию 68 учителей школ Борииского района учатся заочно в высших учебных заведе­ ниях страны. 17 учитешей-ваочников в этом году успешно закончили учебу и по­ лучили дипломы. Среда: них учителя тт. Шипулия, Богданов и Додонов, за­ кончившие Воронежский государственный университет, т. Смородина, закончившая исторический факультет Воронежского пе­ дагогического института, и другие. Награждение работников железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1954 года за выслугу лет на железнодорожном транспорте орде­ нами и медалями Союза ССР награждена большая группа работников ведущих про­ фессий, старшего и среднего начальствую­ щего состава Московеко-Курско-Донбас- ской железной дороги по Липецкой обла­ сти. Награждены: ОРДЕНОМ ЛЕНИНА 1. Антонов Алексей Григорьевич — за­ меститель начальника паровозного депо Елец. 2. Барков Сергей Васильевич— началь­ ник резерва Елецкого вагонного участка. 3. Бекетов Александр Николаевич — машинист паровозного депо Елец. 4. Боев Федор Константинович — путе­ вой обходчик Елецкой дистанции пути. 5. Борзенков Сергей Афеногенович — машинист паровозного депо Елец. 6. Воротынцев Иван Леонтьевич — ма­ шинист паровозного депо Елец. 7. Гвоздев Николай Петрович — маши­ нист паровозного депо Елец. 8. Гринев Николай Иосифович— маши­ нист паровозного депо Елец. 9. Иванов Михаил Иванович — мастер вагонного депо Елец. 10. Ильинский Петр Анатольевич — машинист паровозного депо Елец. 11. Клоков Петр Иванович— освобож­ денный бригадир вагонного депо Елец. 12. Козлов Михаил Павлович — заве­ дующий контейнерной площадкой станции Елец. 13. Королев Митрофан Федорович— стре­ лочник станции Грунин Воргол. 14. Крюков Андрей Сергеевич — глав­ ный кондуктор Елецкого кондукторского резерва. 15. Лотоцний Федор Адамович — на­ чальник электростанции Елец. 16. Мазалов Иван Леонтьевич — стар­ ший приемщик вагонов вагонного депо Елец. 17. Меркулов Иван Яковлевич — стре­ лочник станции Плоты. 18. Митрофанов Василий Васильевич — ревизор Елецкого отделения. 19. Никитин Андрей Иванович — глав­ ный кондуктор Елецкого кондукторского резерва. 20. Онунев Матвей Федорович — поезд­ ной вагонный мастер Елецкого участка. 21. Панарьин Григорий Васильевич — заместитель начальника Елецкой транс­ портно-экспедиционной конторы. 22. Пучков Михаил Корнеевич — поезд­ ной вагонный мастер Елецкого вагонного участка. 23. Родионов Дмитрий Тихонович— начальник', отдела приема и увольнения паровозною) депо Елец. 24. Родионов Нил Леонтьевич — маши­ нист-инструктор теплотехники Елецкого отделения. 25. Севостьянов Михаил Иванович — машинист паровозного депо Елец. 26. Селезнев Митрофан Васильевич — контролер-ревизор поездов Елецкого отде­ ления. 27. Соколов Иван Васильевич — участ­ ковый ревизор пассажирской службы Елецкого отделения. 28. Тарасов Алексей Николаевич — по­ ездной вагонный мастер Елецкого участка. 29. Трубицин Петр Трифонович — ма­ шинист паровозного депо Елец. 30. Харьковский Захар Яковлевич — ревизор движения Елецкого отделения. 31. Хведонцевич Петр Григорьевич — заведующий техническим кабинетом Елец­ кого вагонного участка. 32. Чернышев Михаил Михайлович — инспектор-приемщик паровозов МПС па­ ровозного депо Елец. 33. Щепакин Алексей Иванович — по­ ездной вагонный мастер Елецкого вагон­ ного участка. 34. Якунин Иван Иосифович — реви­ зор Елецкой дистанции сигнализации И связи. ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ \ 1. Абреймов Тихон Яковлевич — осво­ божденный бригадир паровозного дела Елец. 2. Андронов Алексей Егорович — по­ ездной вагонный мастер Елецкого вагон­ ного участка. ) 3. Архипов Дмитрий Васильевич — стрелочник станции Елец. 4. Бабанин Федор Иванович — главный кондуктор Елецкого кондукторекого ре­ зерва. 5. Богданов Николай Михайлович — х я - шинист паровозного депо Елец. 6. Боев Афанасий Кириллович — бри­ гадир Елецкой дистанции пути. 7. Боев Макар Стефанович — стрелоч­ ник станции Плоты. 8. Бочарникова Любовь Николаевна—* старший бухгалтер Елецкой дистанции связи. 9. Бурцев Александр Алексеевич — по­ ездной вагонный мастер Елецкого вагон­ ного участка. 10. Васильев Иван Иванович — заме­ ститель начальника вагонного депо Елец. 11. Голубев Федор Степанович — мод шинст паровозного депо Елец. 12. Гриднев Владимир Георгиевич —> машинист паровозного депо Елец. 13. Ермаков Дмитрий Павлович — стре­ лочник станции Пажень. 14. Ефремов Андрей Митрофанович— • составитель поездов станции Елец. 15; Жариков Николай Стефанович— • машинист паровозного депо Елец. 16. Жидовцев Павел Йоеифович — ма­ шинист паровозного депо Елец. 17. Жуков Николай Иванович — стар­ ший электромеханик Елецкой дистанций связи. 18. Зайцев Леонид Иванович — мастер вагонного депо Елец. 19. Зубов Михаил Михайлович — ма­ шинист паровозного депо Елец. 20. Зюбин Митрофан Ефимович — зод меститель начальника локомотивного от­ дела Елецкого отделения. 21. Иванов Александр Федорович — мод шинист-инструктор паровозного деп« Елец. 22. Иванов Дмитрий Владимирович — машинист паровозного депо Елец. 23. Иванов Евгений Михайлович — электромеханик Елецкой дистанции связи. 24. Измалков Алексей Петрович — на­ чальник станции Измалково. 25. Калаев Михаил Яковлевич — по­ ездной диспетчер Елецкого отделения. 26. Кирусь Виталий Никифорович — начальник сектора Елецкого отделения. 27. Козлов Павел Захарович — электро­ механик Елецкой дистанции связи. ^ 28. Кокоткин Павел Йавлович — поезд­ ной вагонный мастер Елецкого вагойног* участка. 29. Коледов Дмитрий Семенович — до­ рожный мастер Елецкой дистанции пути. 30. Колчев Иван Константинович —■по­ ездной вагонный мастер Елецкого Вагон­ ного участка. 31. Комаричев Иван Никифорович — главный кондуктор Елецкого резерва. 32. Корякин Николай Васильевич — участковый диспетчер Елецкого отделения. (Продолжение следует). Н А В С Т Р Е Ч У Н О В О М У У Ч Е Б Н О М У Г О Д У За высокую культуру и грамотность учащихся средних школ В текущем году в жизни советской шко­ лы происходят большие перемены. Вво­ дится совместное обучение мальчиков и дешоче®. Выработаны новые программы на 1954— 55 учебный год, которые значи­ тельно разгружают учащихся и дают им больше времени для самостоятельного по­ вышения своей культуры, для разумного отдыха.. Улучшается постановка политех­ нического обучения. Школы нашей страны вы п у с т и т сог­ ни тысяч грамотных и культурных, пре­ данных Со® 1 егокой Родине юношей и де­ вушек, которые пополняют рады строите­ лей коммунистического общества. Многие выпускники средней школы поступают в высшие учебные заведения. Проведены конкурсные приемные экзамены и в мо­ лодом, только что организованном Липец­ ком государственном педагогическом ин­ ституте. Что показали экзамены по рус­ скому языку и литературе в нашем ин­ ституте? Экзамены свидетельствуют о несомнен­ ном росте качества ка к письменных, так и устных ответов. Все сочинения были на­ писаны по плану и говорят о том, что поступающие неплохо знают тексты ли­ тературных произведений. Значительно повысилось общее развитие учащихся, улучшились стилистические п орфографи­ ческие навыки. Отдельные экзаменовавшиеся-— В. Пух- тий, выпускница Липецкой 10-й средней школы, Р. Горкушина — выпускница Ли­ писади сочинения и блестяще отвечали на устном экзамене. Однако уровень письменных сочинений и устных ответов ряда выпускников средних школ очень низкий. Многие из экзаменовавшихся не приняты в институт, так ка к получили неудовлетворительные оценки по письменным сочинениям. Еаковы основные недостатки в знаниях учащихся по литературе? Анализируя литературно-художествен­ ные произведения, сдававшие экзамены обычно ограничивались голым пересказом их содержания, не делали нужных выво­ дов и обобщений, не раскрывали социаль­ ной сущности типических образов. Многие экзаменующиеся не знают, что такое хле­ стаковщина, не могут раскрыть социаль- но-этического содержания образов Чацко­ го, Обломова, Пьера Безухова. Экзаменующиеся рассматривают идей­ ное содержание литературных произведе­ ний в отрыве от их формы, проявляют подчас крайнюю беспомощность при опре­ делении художественного своеобразия того или иного произведения. Крупнейшие ро­ маны русских писателей рассматриваются лишь как политические документы эпохи, не учитывается специфика литературы как вида искусства, не выявляются осо­ бенности реалистического мастерства вели­ ких художников слова. Все это связало со слабым знанием элементов теории литера­ туры. Очень многие выпускники, особенно из сельских школ, имеют низкую речевую Факты истории — воздух литературы. Однажо многие из поступающих знают важнейшие события русской истории и биографии писателей явно недостаточно. Оставляют желать много лучшего и по­ знания в области истории национального искусства. Поступающие в вуз иногда не могут назвать фамилий и произведений великих русских живописцев, композито­ ров и скульпторов. Новая программа по литературе обязы­ вает учителя «...разъяснять историческую закономерность литературных явлений, на­ учить школьников сознательному, глубоко осмысленному восприятию каждого изучае­ мого художественного произведения». Это изучение может проводиться лишь при учете специфических особенностей искус­ ства слова. Анализ содержания и формы художест­ венной литературы в школе должен про­ водиться с помощью изучения социальной сущности образов — типов и авторских приемов их раскрытия. Важность этой за­ дачи определяется указаниями Централь­ ного Комитета партии о марксистско- ленинском понимании типического, дан­ н ы м на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза. В соответствии с установкой новой про­ граммы, учителя должны насыщать исто­ рико-литературный материал элементами теории литературы. Нельзя отрывать исто­ рию вопроса от его теории. Так, при изу­ чении критической деятельности Белин­ ского следует раскрыть вопрос о природе критического реализма («натуральной школы»), ведущим теоретиком которого и был Белинский. Характеристику социаль­ но-художественных функций сатиры и юмора и приемов сатирического заостре­ ния образов следует дать при анализе творчества Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Практика показывает, что отдельные во­ просы теории литературы (например, опре­ деление стихотворных размеров) быстро забываются учащимися. Повторение — мать учения. Следует изучать стихотвор­ ные размеры не только в шестом и седь­ мом классах, но и в восьмых— десятых классах (при анализе поэтических произ­ ведений Лермонтова, Некрасова, Маяков­ ского). Особенно остро стоит „вопрос об изуче­ нии языка литературных произведений. Язык — средство выражения передовых идей, орудие развития и борьбы. Тща­ тельно изучая индивидуально-речевую ма­ неру писателя, ученики расширяют сло­ варный состав своей речи, учатся ценить красоту и мощь русского поэтического слова. Анализ тжпичесш-индагоидуальиого в языке действующих лиц необходимо про­ водить при изучении самих образов, а не после изучения последних, как это часто делалось прежде, в старых учебниках по литературе. Бороться за улучшение стиля устной и письменной речи учащихся должны не только учителя-словесники, но и преподаватели всех остальных школь­ ных дисциплин. При проверке знаний учащихся по рус­ скому языку также выявлены серьезные недочеты. Основной недостаток большин­ ства сочинений сводится к наличию логи­ ко-стилистических погрешностей. Часто наблюдается беспомощность выпускников в подборе нужных слов, что приводит не­ редко к полной бессмыслице. Часты в со­ чинениях и тавтологические выражения. В предложения учащимися вставляются лиишие слова. Встречаются в сочинениях и синтак­ сические ошибки— неправильное Согласо­ вание причастия с определяемым словом, неправильное управление при посредстве предлогов («преданность к родине», «уве­ ренность в победу»), неправильное согла­ сование при употреблении имен, отчеств («сочинение Ивановой Зинаиде»), , Если орфографические ошибки встреча­ ются не во всех сочинениях поступающих, то пунктуационными ошибками изобилуют почти все работы. Отметим типичные ошибки, общие для многих поступающих. Учащиеся забывают ставить запятую в сложно-сочиненном предложении перед союзом и; не всегда выделяется придаточ­ ное предложение, иногда запятая ставит­ ся с одаой стороны его и отсутствует с другой; нередко отсутствует запятая при причастном обороте; не ставится тире пе­ ред составным именным сказуемым. В отношении устных ответов по грам­ матике следует подчеркнуть значительно более высокое качество синтаксического разбора, чем это было в прошлые годы. Но, как пи странно, экзаменующиеся испытывали затруднений при определении вида придаточных предложений; большин­ ство из них подходит к этому формально, рассуждая так: если придаточное предло­ жение связано с главным союзом где, то это— придаточное предложение места, если стоит союзное слово когда, то это— при­ даточное времени и т. п. Поступающие дают определение придаточных предложе­ ний только по союзу или союзному слозу, смешивают виды придаточных предложе­ ний, например, цели и причины следствия и условия. Главным недостатком остается слабое знание морфологии. Наименее изученны­ ми в грамматике остаются категории ви­ да, переходности и непереходности, прича­ стия и деепричастиями. Многие экзаменую­ щиеся не могут установить состав слов. Определение падежа существительного то* же связано с многочисленными ошибками (например, винительный падеж существи­ тельного 2-го или 3-го склонения прини­ мают за именительный). Выпускники часто не знают категорий местоимений, не могут перечислить все разряды местоимений. Склонение числи--- тельных, особенно сложных по составу, затрудняет большинство поступающих. Недочеты в знаниях по русскому языку, и литературе говорят о том, что несмотря па имеющиеся достижения в преподава­ нии этих предметов, в работе наших школ все еще наблюдаются серьезные недостат­ ки . Нам кажется, что школы должны уде-* лить сейчас особое внимание повышению культуры речи учащихся. Слово, как реальность мысли, должно быть в центре всей школьной работы по языку и лите­ ратуре. Изучая элементарную школьную грамматику, мы очень часто указываем учащимся па общеобязательные нормы языка, но не учим их разбираться в Спо­ собах точного, ясного и образного выра­ жения различных оттенков мыслей и чувств. Для улучшения работы над устной и письменной речью учащихся Следует уси­ лить проведение устных и письменных пе­ ресказов, творческих сочинений, стилисти­ ческих упражнений и грамматического разбора, чаще проводить читательские конференции, литературные викторины, активизировать работу литературных кружков. Борьба за повышение грамотности, куль­ туры письменной й устной речи учащих­ ся — одна из важнейших задач советской Школы. К. КИВИЛЬША, Н. КАРПОВ, старшие преподаватели Липецкого педагогического института. пецкой 1-й средней шкоды — отлично на- культуру.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz