Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
2 8 июля 1954 г ., Л» 115 Л Е Н И Н С К О Е - З Н А М Я 3 Мимо запросов колхозников Становлянский районный отдел культуры не организует культурно-массовую работу в полеводческих и тракторных бригадах ...Ночь. Ясное лунное небо. Тишина . От станции Становое до центра Становлянско- го района села Плоского дорога вдет меж ду двумя стенами высокой рж и . Неумолчно ш умят хлеба, и слышится в этом однотон ном шелесте колосьев призывное: скорей, скорей, время не ждет! И люди не выжидают: полным ходом вдет уборка. К а к и во всякую страдную пору, сразу же выявляются и успехи и недостатки. Комбайнер МТС имени Димитрова Иван Ефимович Зайцев в первый день в колхозе имени Ленина убрал 14 гектаров. А на другой день случилась неприятность : по шел дождь — пришлось пережидать. — Ничего, наверстаем! — не унывал комбайнер.— Летний день подсушит мигом. Но немного проработал комбайнер — сло мался деревянный шатун . — Ах , ш у т те в о зьм и !— сокрушался Иван Ефимович, ремонтируя деталь.— К а к нарочно, не взял запасного. Пожалуй, ему не стоило бы это-го гово рить : колхозные девчата, обслуживающие агрегат, да подоспевшие на машине гр у з ч и к и немедленно начали «проработку» ком байнера. — Я тако го и кормить не стала бы ! — разбушевалась одна из женщ ин . Восстановленный шатун , проработав со всем немного, сломался еще раз. Теперь уж было не до к р и ка : надо делу пособлять. Сообща приняли решение: на машину — и в село, благо до него недалеко. Для старого колхозного мастера Ефима Ивановича Зайцева — отца комбайнера — выстрогать но4ый ш а тун было делом деся ти минут. М ахнув ру кой на обед и на то, что ноет поясница, с тари к , несмотря на свои семьдесят лет, с проворством, которо му позавидовал бы любой молодой, при нялся делать запасные ша туны . Нахму рившись, с беспокойством говорил: — Недоспишь, недоешь ны нче — зимой спать спокойно будешь. Та к -то вот. У ж больно время теперь дорогое. Не хотелось терять время и комбайнеру Коновалову, который убирает хлеба в кол хозе «1-е Мая». Солома влажноватая. Мо лотилка у комбайна забивается. «А, будь что будет,— решил он.— Возьму повыше». Но его быстро остановили: — Это что такое?— сурово спрашивали комбайнера, показывая ему несколько де сятков колосков, оставшихся на месте, где только что прошел комбайн. Попробовали на низком срезе — не бе рет. И с болью в душе — жалко терять время! — сообща согласились: надо пере ждать часок-другой , пока подсохнет. Му чительный это будет «часок» . ...И вдруг во всю эту напряженную об становку , в уши людей, до предела запол ненных за б о там об урожае, переживаю щих за каждую минуту потерянного време ни , врывается виз г гармош ки . — - Что это? Концертная бригада? — К а к бы не т а к ,— зло кусает губы председатель колхоза Селиванов.— Опять религиозный праздник ... Слышны и пьяные голоса. На околице деревни Красавка показывается человек сорок разодетых празднующих. Обиднее всего, что среди н и х немало и молодежи. П ричины такого возмутительного явле ния становятся ясными из возникшего го рячего разговора между председателем кол хоза и бывшим председателем сельсовета т . Выставкивым . Изба-читальня здесь по существу не работала, последний кино фильм демонстрировался еще в апреле. Ле к ции и беседы читаю тся очень редко. А сей час, на уборке, этого и вовсе нет. Надо сказать , что т а к и х случаев, ка к в деревне Красавка, немного. Несмотря ни на что, район живет уборкой. Колхозники чувствую т большую ответственность за судьбу урожая — первого после историче с к и х решений партии по сельскому хозяй ству. Идет уборка. В районных организациях в эти дни трудно кого-либо най ти : все «на колесах», все на полях. Заглядываем в небольшую комнату отдела кул ь туры рай исполкома. Тишь да гладь! Здесь два уч ти вы х молодых человека — заместитель заведующего т . Лаврищев и инспектор т . Коновалов. Спокойную речь ведут они: — Тематику лекций разослали. Обязали создать агитбригаду при каждом к у л ь т у р но-просветительном учреждении. Обо всем этом говорилось в письме рай онного отдела кул ь т уры , датированном 17 июля. — 0 ка кие результаты? — Мы ведем сейчас большую работу. — А что уже сделано? — Готовимся создать агитбригаду при районном Доме культуры . — Выступал ли кто -нибудь из к ул ь тра ботников в поле перед колхозниками или механизаторами с докладом или лекцией? — Пока нет, но будут выступать . Насколько разнятся эти речи от тех, что нам приходилось слышать в поле! 1 дело не только в словах. Там идет уборка >с напряжением , с потом. Здесь идет раз говор о том, к а к подготовиться к уборке «по своей л инии» . На полях убраны многие сотни гектаров, а в отделе кул ь туры толь ко еще готовятся к торжественному (по с кол ь ку он будет первым) выезду в поле. — Н и к а к не подберем людей для а ги т бригады,— жалуется инспектор отдела т . Коновалов.— Трудно с людьми... Речь его прерывает телефонный звонок. Из Красной Пальны сообщают, что а ги т бригада создана. Она уже дважды вы с ту пила перед колхозниками и механизато рами. Инспектор приятно поражен. А к а кая программа выступлений агитбригады? Этого он, к сожалению, не может сказать . О концерте рассказывает диспетчер МТС имени Димитрова Мария Калиниченко . — ■ Программа у ни х неплохая. Но в и с полнении недостатки есть. Мы ведь тоже участвуем в самодеятельности и знаем, к а к трудно все делать без помощи, без консуль тации , к а к трудно н ай ти репертуарные ма териалы. Сколько раз просили заведующе го отделом к ул ь т уры т . Илюхина : приш ли те нам на помощь художественного руково дителя Дома кул ьтуры . Есть у нас 15 ком сомольцев, а кти вны х участни ков самодея тельности. Многие со средним и высшим образованием. Люди грамотные, способные. Сделать можем многое, только помогите. I Пообещал, но т а к нико го и не прислал. О том, что способные люди в районе есть, нам говорили и организатор комбайно вой уборки т . Бондаренко, и председатель колхоза имени Сталина т . Пешехонов и многие другие. Называли хороших л е к т о - ; ров, беседчиков, ш колы , гдо да-вно с у щ е - . ствую т коллективы самодеятельности. Нос-: ло всего этого просто диву даешься, к а к у . работников отдела ку л ь т у ры может повер-1 нуться я зы к , чтобы сказать , что людей нет. | А 320 учителей? А 54 медицинских работ ника? А целый отряд специалистов сель ского хозяйства? А инженерно-технические работники двух МТС? И несмотрцл на все это, на полях нет докладчиков, нет к о н цертных бригад, не проводятся беседы среди работающих на уборке. — Не к у л ь т у р у они двигаю т, а стулья в своем кабинете,— метко определяют в районе стиль работы районного отдела культуры . Послали организатором на уборку в село Красавку заведующего отделом кул ь т уры т . Илюхина . К а к организатор он обязан был наладить здесь и культурно-массовую работу. А к а к заведующему отделом к у л ь туры ему, к а к говорится, и карты в р у ки . Но от его приезда ничего не изменилось. Кино к а к не было с апреля, т а к нет и сей час. Б колхоз имени Сталина в этом году из районного отдела кул ь т уры н и кт о не приезжал, видимо, потому', что здесь нет ни избы -читальни , н и клуба. Но ведь т у т ра ботают люди, которые борются за урожай, за создание обилия в нашей стране! И вот эти люди смотрят кинофильмы раз в пол года: последний фильм в этом селе был п я ть дней назад, а предпоследний — в де кабре прошлого года. В Кирилловском сельсовете благодаря энергии заведующего сельским клубом т . Косырева культурно-массовая работа была поставлена неплохо. Можно было на деяться, что в период уборки она еще бо лее ул учш ится . Но зав. отделом кул ь т уры т . Илюхин, не посоветовавшись даже с председателем сельсовета, неожиданно пре доставил о т п у с к клубному работнику. Много можно привести примеров верхо глядского и безинициативного подхода отдела к ул ь т уры к культурно -массо вой работе. Главная причина запущенно с ти этого дела и настоящего провала его во время уборки заключается в том, что, намечая хорошие мероприятия, проводя со вещания и т . п., отдел не подкрепляет эти мероприятия живой организаторской рабо той . Работники отдела кул ь туры редко бы вают в колхозах и не знают запросов т р у жеников сельского хозяйства, не ж и в у т общими с ними интересами. А. ВОЛЬФСОН. (Спец. корр. «Ленинского знамени»). По дорожным ухабам Доклады и концерты на колхозных токах На колхозном т о к у наступила тиш ина . Люди, работающие на очистке и суш ке зерна, ездовые,— все, кто трудится сейчас в горячую пору жатвы , в обеденный пере рыв собрались неподалеку от тока . Они внимательно слушают приехавшего доклад чи ка , рассказывающего о том, ка кие от ветственные задачи поставлены перед тр у жениками села июньским Пленумом ЦЕ КПСС, к а к важно во-время и без потерь провести жа тву , досрочно выполнить план 1 хлебопоставок. После короткого доклада начинается концерт. Программа его при ограниченном чпеле исполнителей разнообразна и зани мательна. Инсценировки , музыкальные но мера, художественное чтение, русские на родные и акробатические танцы .. . Так работает в дни жа твы а ги т ку л ь т - бригада Задонского Дома: кул ь т уры . В со ставе бригады члены коллектива художест венной самодеятельности тт . Еоровякова, Высоких удоев молока добились в этом году доярки Прибытковского табакосов- хоза Грязинского района. С октября 1953 года по 1 июля текущего года доярки от 72 фуражных коров надоили в среднем по 1.920 килограммов молока. Передовая доярка В. Ф. Марчукова по 15 июля этого года от каждой из 15 за крепленных за нею коров надоила по 2. 394 килограмма молока, а В. Н. Нек расова— по 2.116 килограммов. На снимке: передовые доярки В. Ф. Марчукова (слева) и В. Н. Некрасова. Фото Л. Черкашина. ПИСЬМО ИЗ КАЗАХСТАНА Комсомолец Александр Киреев, тр а к торист Тербунской МТС, весной ны неш него года выехал на освоение целинных земель в Казахстан . На днях он прислал письмо своим друзьям. «Здравствуйте, дорогие товарищи ,— пишет Киреев,— Я работаю в Кокчетав - ской области, К зы л -Т уус кой МТС, в ком сомольско-молодежной бригаде Виктора Шабунина , приехавшего вместе со мной из Модотовского района Липецкой обла сти. Наша работа по освоению целинных земель идет хорошо. Я работаю на мощ ном тракторе «С -80» . Свои обязательст ва, данные перед отъездом, выполняю . Весенний сев на площади 1 .6 0 0 ге к та ров. мы провели в сжатые сроки и иа высоком агротехническом уровне. Живем мы хорошо. У нас в бригаде есть радиоприемник «Родина», гармонь, патефон, ш аш ки , шахматы , домино. Мы повседневно ощущаем заботу Коммунисти ческой партии и Советского правитель ства. Приезжайте к нам, товарищи , на но вые земли! Ваш земляк Александр Кире ев». Тербунские мехнизаторы отправили в Казахстан ответное письмо. Ш абунина , К у т ь и н , Востриков, Бушнева и Моисенко. Возглавляет бригаду директор Дома к ул ь т уры т . Григоров. А гиткультбригада уже побывала в кол хозах имени Клима Ворошилова, имени Сталина, «Путь Ильича», «Память Ленина», имени Андреева. В наиболее к р у п н ы х колхозах бригада дала по два концерта. И. ШАБАНИН, директор Задонского кинотеатра. Сен©—на трудодни колхозникам ДАНКОВ. (Соб. корр. «Ленинского зна мени»). Травы в текущем году выросли хорошие. Кажды й гектар дает в среднем по 20 центнеров. Выкошено около 60 гектаров на неудобных землях. Все это позволило колхозу имени Ленина загото вить сена для общественного скота в три раза больше прошлогоднего и выдать на трудодни колхозникам по 2 ,3 килограмма. Семья Василия Казанкова получила 90 пудов сена. Свыше 100 пудов выдано се мье т. Александрина. Сено получили т а кж е механизаторы. Трактористы бригады т . Козлова убрали тракторной сенокосилкой 68 гектаров. Колхоз им выдал еено на трудодни. Б ри га дир т . Козлов, например, получил 70 п у дов сена. Обеспечен кормами и личны й скот д ру гих колхозников и механизаторов. С каждым днем, с каждым часом по до рогам нашей области движется все больше автомашин с хлебом нового урожая . От состояния дорожного хозяйства во мно гом зависит успех в работе автомобильного и гужево го транспорта , занятого на хлебо заготовках . Хороши дороги, надежны мо сты— машины ходят на вы соких скоростях. И наоборот: разбиты дороги, ветхи мосты— движение замедляется, автомашины раньше времени выходят из строя, много горючего расходуется без пользы. В Чаш 'ы гин с ком районе нельзя найти и небольшого дорожного у ча с т ка , который от вечал бы техническим требованиям. Рай онный отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог и з р у к вон плохо зани мается восстановлением и ремонтом дорог и мостов. Заведующий отделом т . Аракчеев свы кся с недостатками и плохо справляет ся с порученным ему делом. Лето— лучшее время для проведения к а питального и те кущ е го ремонта шоссейных и грун товы х дорог, мостов и дренажных сооружений . Тем не менее, т . Аракчеев, т е х н и к и мастера возглавляемого им отдела уп у с каю т по гожие дни и , по существу , н и чего не делают. Районный отдел автомобильного т ра н спорта и шоссейных дорог неудовлетвори тельно организует за готовки и вывоз строи тельных материалов. Планом предусмотрено заготовить в текущем году 9 1 0 ку б и ч е с к и х метров леса, 15 00 кубометров песка а 25 0 кубометров камня. Д орожни ки за готовили только 5 0 0 кубометров леса, а вывезли и того меньше — 233 кубометра. Причем, т . Аракчеев раздал под «честное слово» различным организациям города 116 кубометров строительного мостового леса. Чтобы с кры т ь свою бездеятельность, т . Аракчеев стал на позорный п у т ь оч ко втирательства, обмана государства. В #т- чете ( областному управлению автомобиль ного транспорта и шоссейных дорог <я в три раза завысил цифру заготовленного пе ска . Ф а кти чес ки отремонтировано 30 по гон ны х метров мостов, а в отчете указано 85 метров. Километраж восстановленных дорог завышен по чти в шесть раз. Чанлы гинские дороги находятся в кр а й не запущенном состоянии. Почти невозмож но проехать по дороге на совхоз «Ранея- б ур гс кий» , в село Новополянье и другие населенные п у н к ты . В районе 86 кило метров дорог с твердым покры тием , однако по ним но ездят. Дороги образовались ря дом с профилированными трассами, на т а к называемых полосах отвода. Из нес кол ь ких десятков мостов только шесть более иди менее соответствуют техническим требова ниям , а по остальным опасно ездить не только на автомашинах, но и на лошадях. Почти все мосты не имеют перил. В отчете т . Аракчеева мост, находящ ий ся на территории села Ж уравл и ки , зна чится капитально отремонтированным. В действительности же езда по нему пред ставляет явн ую опасность для гужево го транспорта, т а к к а к его габариты меньше положенного и построен он из гнилого ле са. Восемь мостов на территории Криво - полянского и Новополянского сельсоветов разбиты, на н и х висят таблич ки «Проезд за кры т» . Совершенно [разрушился Соловский мост, связывающий г . Ч аплы гин с районами Ря занской области. Этот мост, кроме того , связывал село с полями колхоза «Завет Ильича». Теперь, чтобы попасть комбайну или автомашине на колхозное поле, прихо дится делать к р ю к в 15— 20 километров. Но занимаются дорожно-мостовым строи тельством многие сельские Советы и прав ления колхозов. Председатели Лозовского, Юсовского, Солнцевского, Новополянского и д р у ги х Советов решительно ниче го не пред принимают для улучш ения дорог, но бо рются За выполнение постановления прави тельства об обязательном трудовом уча с ти и населения в дорожно-строительных работах. Некоторые руководители колхозов, н апр и мер, т . Алтухов (колхоз «Красная зв*езда»), ф актически отказались от выделения тран спорта для подвоза строительных материа лов, пр епя тствую т участию колхозников в дорожном строительстве. Райисполкому хо рошо это известно, однако он не принимает решительных мер, примирился с бездо рожьем. Неприглядный вшд имеют дороги в самом Чаплы гине : ухаб на ухабе, особенно по улицам Широва, К . Маркса, К р у п с ко й . На центральной улице месяцами стоят л уж и , и самые большие— напротив зданий район ного отдела автотранспорта и шоссейных дорог и городского Совета. Отдел коммунального хозяйства гарсоне-! та (заведующий т . Голобурджн) плохо зани мается дорожным хозяйством. В прошлом году десятки ты ся ч рублей были израсходо ваны на сооружение п о кры ти я мостовой по улице имели Ленина . А спу с тя несколь ко месяцев мостовая разрушилась. В течение шести последних лет идет разговор о строительстве большого моста через ре ку Становая Ряса в районе ч у г у нолитейного завода в Чаплы гине . На всех пленумах райкома партии , па р ти й ны х ко н ференциях, сессиях районного и городско го Советов, к а ки е бы вопросы на н и х н и обсуждались, директор завода т . Дромашко неизменно напоминает о необходимости у с кори ть сооружение этого моста. В последнее время, каж е т ся , наметился перелом: утвержден прое кт моста, появился н а ча л ь ни к строительства. Однако, строи тельные работы не начались и по сей день. Райисполком еще не выделил необходимого количества леса и цемента, а т . Аракчеев задерживает о тпус к д р у ги х материалов. Не начато строительство моста и через ре ку Ягодная Ряса. В плохом состоянии подъездные п у т и к Ч аплы гинском у п у н к т у «Заготзерно» и ремонтному заводу. Дальше нельзя мириться с та ким бе зобразным положением. В Ч аплы гине име ются все возможности, чтобы привести внутрирайонные дороги, мосты и подъезд ные п у т и в образцовый порядок. Отпуще ны необходимые средства я материалы. Н уж но только местным партийным и совету сжим органам, и в первую очередь райис полкому и его председателю т . Плохину , понять , что дорожное строительство — дело большой государственной важности . А. (Соб. корр. «Ленинского знамени».) Газеты доставляются неа ккуратно Отделения нашего совхоза «Агроном» удалены от сел и районного центра— горо да Лебедяни. Рабочие совхоза в часы от дыха далеко не всегда имеют возможность сходить в клуб , посмотреть хороший спе к такль , послушать концерт художественной самодеятельности. Единственно, что нам остается, — это чи та ть к н и г и , газеты . Но мы часто лишаемся и этого насущно не обходимого для каждого советского челове к а культурно го занятия . По вине работ ни ко в районного отделения «Союзпечати» к нам в отделение № 3 газеты доставля ют не ежедневно, к а к это положено, а лишь два раза в месяц. Несколько раз я обращался с жалобой. Мне обещали помочь. Но, у вы ! Газеты я продолжаю получать , к а к и все остальные рабочие нашего отделения, два-три раза в месяц. Когда же газеты будут доставляться а к куратно? И. ВАХРИН, рабочий совхоза «Агроном», (Сгиш!) объективна» (В. И. Ленин. Соч., т . 14, стр. 1 1 8 ) . Фейербах понимал, вместе с тем, что научное познание лишь начинается на блюдением и созерцанием. Человек, по Фейербаху, должен исходить «от чувст венного, к а к от самого простого, бесспор- ^ ного и явственного», чтобы притти « к ! предметам сложным, абстрактным, уд а л е н -1 ным от глаза» (Л. Фейербах. Соч., т . 3, стр. 2 0 2 ) . Исходя из ощущения и опыта, к а к начала познания , Фейербах настаи вает на важной роли разума в процессе познания. В чем же видел Фейербах функцию разума? Разум, указывал он, берет в свя зи то, что чувства представляют раздель но. Подобно тому, к а к связь между слова ми придает им смысл, т а к и чувственные данные лишь тогда понимаются, когда связываются при помощи разума. «При помощи чувств мы читаем к н и г у приро ды, но понимаем ее не посредством чувств» (Соч., т . 1, стр. 1 4 3 ) . Однако неправильно полагать, продол жает Фейербах, возражая кантианцам , будто к н и г а природы состоит из вкривь и вкось нагроможденных букв и только ра зум вносит порядок и взаимосвязь в мир опыта. В действительности разум разлага ет и связывает вещи только на основе тех признаков различия и сходства, кото рые показывают сами ощущения ; разум разлагает лишь то, что разделила приро да, связывает лишь то, что она связала. Посредством разума мы устанавливаем от ношения основания и следствия, прич ин у и действия между явлениями только пото му, что они фактически е действительно сти стоят точно в таком же отношении друг к другу. Следует подчеркнуть , что у Фейербаха не конкретно историческая личность яв ляется субъектом познания, а человек, у я т ы й вне окружающей его обществен ной среды. Фейербах не понял человека к а к (продукт общественных отношений, к а к существо, которое активно воздейст вует через свои орудия производства на природу, видоизменяет, приспособляет ее к своим потребностям. Ему остался чуж д исторический подход к познанию челове ка . Он много и хорошо говорил об объек тивном значении человеческих идей и представлений, но почти не затрагивал вопрос о диалектике процесса познания. На всей теории познания Фейербаха ле ж и т печать антропологизма и метафизики. К а к отмечает К . Маркс, Фейербах не по нял «значение «революционной», «прак - тичес ки -кри тичес кой» деятельности» (К . Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т . IV , стр. 5 8 9 ) . Критика Фейербахом идеализма и религии Фейербах отстаивал материализм в борьбе против идеализма и религии. Он неопровержимо доказал их идейное родст во. и с то ч н и к идеализма, к а к и религии, по Фейербаху, лежит в отрыве мышления от чувственного , конкретного бытия. Идеа лизм, к а к и религия, превращает челове ческие идеи в самостоятельную субстан цию и выводит из нее, к а к из божествен ного всемогущего начала, весь кон кре т ны й эмпирический мир. В идеализме, к а к и в теологии, природа выворочена наиз нан ку . Идеализм и религия, показывает Фейер бах,— сою зники , защищающие и поддер живающие друг друга. Религия— оправда ние идеализма и наоборот. Вера теологии в бытие бога есть теологическое обоснова ние идеализма. Точно т а к же аргумента ция идеализма в пользу духовной субстан ции есть аргументация в пользу бога, есть философское обоснование религии. «Если вы отрицаете идеализм, то отри цайте же и бога!— требовал Фейербах.— Ведь бог только родоначальник идеализ ма» (Л. Фейербах. «Основы философии бу дущего», стр. 2 9 ) . Кр и ти ка Фейербахом гегелевской систе мы была, несомненно, одним из самых за мечательнейших явлений материалистиче ской философии до Маркса. Фейербах убе дительно показывает, что Гегель для того, чтобы превратить индивидуальный разум в абсолютную и независимую сущность, отрывает его не только от предметов, от ражением которых он является, но и от самого человека, без которого он вообще немыслим. Процесс превращения «абсо лютной идеи» Гегеля в свое инобытие, в природу, есть, по Фейербаху, лишь фило софская интерпретация религиозной идеи о сотворении природы богом. Философию Гегеля он поэтому назвал «последним убежищем» и«опорой» теологии. Разоблачая идеализм Гегеля, Фейербах тем не менее не смог правильно опреде лить его историческое место в развитии философской мысли. К р и т и к у я Гегеля, Фейербах не отличал диалектический ме тод Гегеля от его системы. К а к отмечал Энгельс, Фейербах вместе с «грязной во дой» — реакционной системой Гегеля — выплеснул и «здорового ребенка» — его прогрессивную д иале кти ку . Фейербах не сумел кри тиче с ки использовать «рацио нальное зерно» диале кти ки Гегеля. И это не случайно. Фейербах к р и т и к о вал гегелевский идеализм, главным обра зом, с позиции абстрактного гуманизма и антропологизма. Научное определение исто рической роли Гегеля мы находим у К . Маркса и Ф. Энгельса, развернувших к р и т и к у его философии с позиции револю ционного пролетариата. Это они из немец кой идеалистической философии «спасли сознательную диале кти ку , перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории» (Маркс и Энгельс, Соч., т . X IV , стр. 8 .) Руководствуясь антропологическим принципом , Фейербах ищет решение рели гиозной тайны в «природе» человека, в его абстрактны х потребностях и психиче с ки х переживаниях . Материал религиоз ное сознание берет из явлений действи тельности , но эти явления становятся объектом религии, доказывает Фейербах, не благодаря их правильному отображе нию в п си хи ке человека. К а к раз наобо рот: они почитаются человеком лишь по стольку , по сколь ку искажаю тся , извраща ются сознанием человека. В религии, от мечает Фейербах, глаза сл уж а т человеку, чтобы не видеть и быть безнадежно сле пым , разум— чтобы не думать и быть без надежно глупым . Религия противоречит науке , культуре , техни ке . Человек, который владеет н а у кой , не нуждается в религии, ссылаясь на Гете, доказывает Фейербах. Отсюда ос новное программное требование философа: не религиозным делать человека, а про свещать его, распространить образование среди всех людей. В этом он видел задачу времени. Атеизм Фейербаха, писал Ленин, являете# типичнейш им образчиком про светительного атеизма. Фейербах наивно полагал, что для у н и ч тожения религии достаточно изменить представления людей. Но существующая действительность, замечает Маркс по это му поводу, не рухнет от того, что одни мысли будут заменены другими мыслями. К тому же человек, к природе которого все время аппелировал Фейербах, остался у него слишком отвлеченным существом. Фейербах не дал кон кретно историче ского анализа религии ; кроме того, опро вергая старую религию, вскрыв психоло гические _истоки религиозных представле нии , он стремился вместе с тем создать «новую религию» , в центре которой дол жен был находиться реальный человек. Только в свете этой непоследовательности Фейербаха можно понять такой его шаг, к а к отмежевание от боевого атеизма фран ц у з с ки х материалистов X V I I I века. Фейер бах несправедливо обвинял и х в грубости , ограниченности и поверхностности за то, что они отрицали всякую религию . Молодой Маркс, к р и т и к у я антропологи ческое представление человека Фейерба хом, писал: «Но человек — не абстрактное, вне мира витающее существо. Человек— это мир человека, государство, обще ство. Это государство, это общество создают религию , превратное миросозна- ние, ибо сами они превратный мир» (К . Марке и Ф. Энгельс. Соч., т . 1, стр. 3 8 5 ) . Отмечая, что к р и т и к а Фейербахом религии в тогдаш них условиях имела боль шое положительное значение, Маркс при зывал и тти дальше и превратить к р и т и к у неба в к р и т и к у земли, к р и т и к у религии— в к р и т и к у права, к р и т и к у т е о л о ги и— в к р и т и к у п о л и ти ки . Это был совершенно новый взгляд, равносильный настоящему перевороту не только в понимании рели ги и , породивших ее пр ич ин и пу тей ее преодоления, но и общественных явлений в целом. Этика Фейербаха Наиболее яркое отражение фейербахов- ское неисторическое понимание человека нашло в его учении о морали. Немецкие моралисты, особенно Кан т , говорит Фейербах, много трудились , что бы оторвать мораль от стремления к счастью , устранить из нее все то, чего нельзя отделить от человека, не умерщв ляя при этом его самого. Аскетической , лицемерной религиозной морали Фейербах противопоставляет мораль, опирающуюся на стремление человека к удовлетворению своих потребностей, к достижению счастья. | Фейербах предупреждает, что не следует смешивать эту мораль с грубым и обы- I вательским «эгоизмом». Настоящая мо- , раль, говорит он, не знает н и ка ко го изо лированного, обособленного и независимого от счастья д р у ги х людей счастья. Но к а к же дости гнуть гармонии л и ч ны х и общественных интересов, гармонии дол га и счастья? Фейербах видел, что современное ему общество разделено, разорвано на различ ные социальные гр у п п ы . Под влиянием Маркса он отмечает нечеловеческие усло вия ж и зн и рабочего класса в А н глии . Од н а ко Фейербах не сумел объяснить царив шие в окружающем его обществе социаль ное неравенство, противоречия , антаго низм, борьбу. Верный своему антропологи ческому пр и н ц и п у , он полагает, что все это следует считать скорее «случайным отклонением» от «истинной природы» че ловека, чем закономерным явлением. От сюда он делал вывод, что правилом должна быть т а ка я мораль, которая бази руется на любви человека к человеку. Фейербах думал, что при помощи «морали любви» может быть преодолено все «зло» действительной ж и зни . Этика Фейербаха, следовательно, совер шенно абстрактна . Она начисто оторвана от всей сложности противоречивой об щественной ж и зн и . Этика Фейербаха, п и сал Энгельс, «выкроена для всех времен,, для всех народов, для всех состояний и именно потому она не приложима нигде и нико гда» (Маркс и Энгельс, избр. соч., т . П , стр. 3 6 5 ) . Хотя в этике Фейербаха, противопо ставленной феодально-религиозной морали, имеется и некоторое положительное содер жание , однако своим стремлением обно вить общество проповедью смирения и все общей любви она играла реакционную роль. Естественно, что основоположники марксизма резко отрицательно относились к этическим воззрениям Фейербаха. «Лю бовь,— писал Энгельс,— всегда и везде яв ляется у Фейербаха чудотворцем...— и это (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz