Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е ЗНА ' МЯ 27 июля 1954 г . , >6 114. 24 Н О Т А С О В Е Т С К О Г О П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Правительствам Франции, Великобритании и США по вопросу о коллективной безопасности в Европе п 1ГЮ17 я М инистр Иностранных 'Дел | верейного в летах США в СССР г -н а I СП Р В М. Молотое принял Временного ! У. Уолмоли и вручил им ноту Советского; Поверенного в делах Франции в СССР | Правительства по вопросу о коллективной г-на Ле Руа, Посла Великобритании в | безопасности в Европе, являющуюся отве- I СССР г-на У . Хэйтера и Временного По- том на ноты Правительств Франции, Ве ликобритании и США от 7 мая 19 54 года. Ниже публикую тся те кс т ноты Прави тельства Франции от 7 мая 19о4 года и текст ответной ноты Советского Прави тельства от 24 июля 1954 года. Н О Т А П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Ф Р А Н Ц И И о т 7 мая 1954 года Посольство Франции свидетельствует своё уважение, Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет честь сообщить ему следующее 1. Французское правительство прокон сультировалось с Правительствами Соеди нённых Ш татов. Великобритании и с дру гими заинтересованными правительства ми, особенно с Правительствами госу дарств— членов Организации Северо-атлан тического договора, относительно тех ас пектов проблемы европейской безопасности, которые были предметом всестороннего об суждения между четырьмя Министрами Иностранных Дел в Берлине и на которые Советское правительство вновь обратило внимание Французского правительства в своей ноте от 31 марта. 2. Французское правительство в течение длительного периода стремится к достиже нию всеобщего сокращения вооружений , включая запрещение атомного ор ужия , ору ж и я массового уничтожения и к установле нию контроля над атомной энергией. В Ко миссии Организации Объединённых Наций по атомной энергии , в Комиссии Организа ции Объединённых Наций по обычному во оружению , а затем в Комиссии Организа ции Объединённых Наций по разоружению Французское правительство стремилось спо собствовать заключению международного соглашения о разоружении с тем, чтобы положить конец гон ке вооружений , кото рая налагает столь тяжёлое бремя на на роды мира. Такое соглашение может быть д ости гн уто ' только на основе признания программы последовательного и пропорцио нального разоружения при наличии эффек ти в ны х гаран тий , которые устранили бы вся кую опасность агрессии , откуда бы она н и исходила. Французское правительство полно решимости способствовать всеми средствами успешному завершению пере говоров, нача тых по инициативе Президен та Эйзенхауэра, к а к и переговоров по во просу о разоружении , которые вскоре вновь начнутся в Организации Объединён ны х Наций . Оно надеется, что Советское правительство внесёт со своей стороны к о н с т р у к ти в ны й вклад в разрешение этих проблем. 3 . Для того, чтобы обеспечить успех эти х переговоров, необходимо прежде все го восстановить атмосферу безопасности и доверия. Именно исходя из этого, Француз ское правительство вновь тщательно и з у чило предложения относительно европей ской безопасности, впервые выдвинутые Советским правительством в Берлине и за тем повторенные в его ноте о т 31 марта. В этих предложениях Советское прави тельство не пытается устранить действи тельные пр ич ины напряжения в Европе. Вместо этого оно предлагает новый До говор о коллективной безопасности, кото ры й явно основан на нейтрализации и со хранении раскола Германии и сохраняет без изменений односторонний политиче с к и й , экономический и военный контроль, осуществляемый Советским правитель ством в странах Восточной Европы . В ре зультате этого отсутствие безопасности и раскол в Европе мо гут быть сохранены на длительный период. Эти предложения, да же после внесения в н и х исправлений , до п у с кающ и х участие США , не мо гут слу ж и т ь основой подлинной безопасности. 4. Создание наряду с Организацией Объ единённых Наций такой организации, ко торая охватывала бы Советский Союз, Сое динённые Ш та ты и все европейские стра ны , нисколько не усилила бы ту всемир ную организацию безопасности, которая уже существует: она была бы не только бесполезной, но и опасной, поскольку она неизбежно привела бы к подрыву Органи зации Объединённых Наций. Французское правительство поэтому не может принять советское предложение. Коллективная безо пасность могла бы быть наилучшим обра зом обеспечена, если бы Советское прави тельство позволило Организации Объеди нённых Наций функционировать т а к , к а к это предусмотрена Уставом. 5. Советское правительство равным об разом высказалось за то, чтобы предло женны й нм п а к т коллективной безопасно с ти сопровождался расширением Атланти ческого Пакта путём присоединения СССР к этому Договору. Бесполезно подчёркивать абсолютно нереальный характер подобного предложения. Оно противоречит самим принципам , на которых зиж д у тся оборони тельные усилия и безопасность Западных Наций , связанны х между собой тесными узами взаимного доверия. Организация Се веро-атлантического Договора, который представляет из себя более чем военное со глашение, основана на принципе личной свободы и уважения прав. Средства оборо ны его членов, сведённые воедино, обеспе чиваю т всем им безопасность, которую они не могут достичь каждый в отдельности в связи с военным превосходством Советско го Союза, существующим в Европе с 1945 года, и распространением на Запад эконо мической, политической и военной систе мы, которую он всецело подчинил и склю чительно своему контролю. Организация Северо-атлантического Договора является всецело оборонительной. Между всеми чле нами Организации существует свободный и полный обмен информацией. Все решения Организации принимаются при единодуш ном согласии. Если бы Советский Союз стал членом Организации, он имел бы воз можность налагать вето на каждое её ре шение. Ни одно из государств-членов не может допустить , чтобы его система кол лективной безопасности могла быть таким образом разрушена. 6 . Отнюдь не разрушением оборонитель ны х ассоциаций одинаково мыслящих го сударств и не попы ткам и подменить их но выми иллюзорными организациями безо пасности можно у кр е п и ть безопасность Е в ропы и мира. Французское правительство попревшему убеждено, что толыко последо вательное разрешение каждой проблемы позволит рассеять чувство отсутствия безо пасности, которое довлеет над миром. Оно не считает возможным достичь прочного решения путём создания нового органа безопасности, который был бы простым фа садом, прикрывающим существование тех же серьёзных трудностей и разногласий. 7. Именно исходя из это го ,. Западные Державы предложили в Берлине план, ко торый мог бы явиться первым шагом на п у т и к разрешению германской проблемы: Советское правительство не согласилось даже обсудить его. Западные Держаны рав ным образом внесли предложения с целью укрепления безопасности Европы на основе сущ ествующ их соглашений : Советское пра вительство т а кж е отказалось рассмотреть эти предложения. Западные Державы пред ложили принять советский те кст всех-спор ны х статей Государственного Австрийского Договора: Советское правительство не толь к о не согласилось подписать Договор на условиях, которые оно само выдвинуло, но сформулировало новые и неприемлемые требования, которые полностью и ска зи ли бы характер Договора и превратили бы Договор о свободе и независимости в До говор об о к купаци и иностранными войска ми на неопределённый срок. 8. Советское правительство повторило критические замечания, которые оно- сде лало в Берлине по поводу планов, относя щихся в Европейскому Оборонительному Сообществу. Французское правительство, уже высказавшее свою т о ч к у зрения на этот счёт, не может согласиться с тем, что этот проект, имеющий ограниченное значение, якобы является причиной раско ла Европы или увеличивает опасность войны. Раскол Европы был вызван Со ветским правительством, и его отказ рас смотреть вопрос об объединении Германии на основе свободных выборов является од ним из элементов, способствующих увеко вечиванию этого раскола. В этих услови ях невозможно оставить беззащитной Гер манскую Федеральную Республику тем бо лее, что по признанию даже самих р у ко водителей Восточной Германии, последняя обладает значительными вооружёнными силами. Французское правительство с ч и тает, что для всех заинтересованных сто рон наиболее верным и действенным ме тодом разрешения проблемы участия. Гер мании в обороне являлось бы создание та кого объединения, которое по самой своей природе воспрепятствовало бы Германии предпринять какую -либо одностороннюю вооружённую акцию . 9. Французское правительство попреж- нему убеждено в срочной необходимости ул учш и ть отношения между государствами и обеспечить и х взаимную безопасность. Оно считает , что для достижения прогрес са в деле ликвидации причин международ ного напряжения было бы лучше, если бы Правительство Советского Союза дало бы конкретные доказательства своей доброй воли, присоединившись к Правительствам Франции, Соединённых Ш татов и Соеди нённого Королевства с тем, чтобы: a) добиться скорейшего урегулирования австрийского вопроса В целях предостав ления Австрии полного суверенитета и независимости; b ) добиться прочного и приемлемого ре шения германской проблемы; c ) заклю чить в ближайшее время согла шение о всеобщем, последовательном, про порциональном и контролируемом разору жении , которое должно предусматривать, в частности , запрещение атомного ор уж ия и других видов ор ужия массового уничтоже ния , а т а кж е установление контроля над атомной энергией путём предоставления соответствующих гарантий ; й ) добиться решения наиболее срочных проблем Дальнего Востока на Женевском совещании; е)_ придерживаться в Организации Объ единённых Наций позиции , соответствую щей принципам Устава, что позволило бы Организации Объединённых Наций выпол ни ть свою миссию Организации Коллек тивной Безопасности. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА от 24 июля 1954 года Советское Правительство в связи с нотой Правительства Франции от 7 мая считает необходимым заявить следующее. Из указанной ноты Правительства Фран ц и и видно, что оно не разделяет взглядов, изложенных в ноте Советского Правитель с тва о т 31 марта, к а к по вопросу об Обще европейском Договоре о коллективной безо пасности в Европе, т а к и относительно вы раженной Советским Правительством готов ности рассмотреть совместно с заинтересо ванными правительствами вопрос об уча с т и и СССР в Северо-атлантическом догово ре. Вместе с тем. Правительство^ Франции не внесло ка ких -л ибо предложений, направ ленных на то, чтобы обеспечить безопас ность всех стран Европы . Такое отношение Правительства Франции к важному вопро с у об обеспечении безопасности в Европе не может найти для себя оправдания, если исходить из интересов укрепления мира. Из упомянутой ноты видно, что Прави тельство Франции , ссылаясь на свою заин тересованность в обеспечении безопасности Европы , отстаивает позицию , которая пе может в действительности с л уж и ть этой цели, поскольку под видом обеспечения безопасности в Европе ор ганизую тся узкие зам кнуты е гр уп п ир о в ки государств, о т уча стия в которых устраняются все другие государства. Именно в этому сводится по зиция Франции относительно создания «ассоциаций одинаково мыслящих госу дарств» по т и п у Организапии Северо атлантического договора и «Европейского оборонительного сообщества». Из это госле - лует, что. вместо признания необходимости безопасности для всех европейских госу дарств, независимо о т их общественного строя. Правительство Франппи встало на позицию создания зам кн у ты х группировок государств, проводящих поли ти ку , подчи нённую у з ко -гр уп по вы м интересам этих го сударств, противопоставленных другим государствам с иным общественным строем. Ф а кты , однако, говорят, что та кие гр у п пиров ки , превращающиеся в военные агрессивные союзы, не мо гут сл уж и ть укреплению мира и безопасности народов. Такие гр уп п и р о в ки противопоставляют се бя остальным государствам и неизбежно вл е ку т за собой го н к у вооружений и обо стрение международных отношений , веду щее к новым войнам. Таким образом, Пра вительство Франции , осуществляя полити к у создания зам кн у ты х военных гр упп ир о вок , действует вразрез с интересами без опасности всех европейских государств, вы ступает на деле противником обеспече ния безопасности для всей Европы. Созда ние т а к и х зам кн у ты х группировок , нося щ их агрессивный характер, противоречит принципам Организации Объединённых Наций , поскольку Организация Объединён ны х Наций создана на основе объединения государств, независимо о т и х общественно го и политического устройства, и призвана поддерживать мир и безопасность народов, опираясь на сотрудничество и коллектив ные усилия государств. Именно такие зам кнуты е военные гр уп п и р о в ки подрыва ют основы Организации Объединённых На ций и её международный авторитет. Такой агрессивной военной гр уппир о в кой является Организация Северо-атланти ческого договора. Советское Правительство уже неоднократно указывало на то, что Ор ганизация Северо-атлантического договора вовсе не носит оборонительного характера. Эта Организация совершенно игнорирует опасность повторения германской агрессии и не с тави т своей задачей предотвращение та кой агрессии, несмотря на то. что к а к Франция , т а к и Англия по договору между ними и по и х договорам с СССР взяли на себя обязательства по предотвращению новой германской агрессии. Одно это обсто ятельство достаточно убедительно.говорит о том, что Организация Северо-атлантическо го договора вовсе не преследует цели устра ни ть наиболее реальную в настоящих усло виях опасность возрождения германского милитаризма и связанного с этим повторе ния германской агрессии, угрожающей но выми и ещё более тяжёлыми бедствиями народам Европы. Нельзя в этой связи не отметить и тот факт, что из великих держав, входивших в антигитлеровскую коалицию , только СССР исключается из числа участников этой организации. Такой факт не может не рассматриваться к а к яв ное свидетельство агрессивности Организа ции Северо-атлантического договора в отно шении Советского Союза. Нота Правитель ства Франции от; 7 мая, содержащая отказ рассмотреть поставленный Советским Пра вительством вопрос о возможности участия Советского Союза в Организации Северо атлантического договора, полностью под тверждает агрессивный характер этой Ор ганизации . В ноте Франции от 7 мая дело изобра жается та ким образом, будто Советский Союз, в случае его присоединения к Орга низации Северо-атлантического договора, может использовать свои права члена этой Организации, чтобы «налагать вето на каждое её решение» и тем самым «разру шить» эту Организацию. Однако, и с ку с ственность и несостоятельность подобных доводов является очевидной, поскольку Со ветский Союз не претендует на какое - либо особое положение по сравнению с другими участниками этого договора. Советское Правительство не может вновь не подчеркнуть особой опасности, связан ной с подготовляемым теперь созданием но вой военной группиров ки под названием «Европейского оборонительного сообще ства», программа и планы которого ведут к возрождению германского милитаризма, угрожающего безопасности всей Европы и, особенно, безопасности соседних с-Западной Германией государств. Содержащееся в ноте Правительства Франции от 7 мая утверждение, что «Европейское оборони тельное сообщество» будто является орга низацией, которая «по самой своей при роде воспрепятствовала бы Германии пред принять какую -либо одностороннюю воору жённую акцию » , не имеет под собой поч вы. Полагаться на то, что на этот раз германский милитаризм удастся удержать в к а к и х -т о рамках при помощи парижско го и боннского соглашений , значит не с ч и таться с историческими фактами. Между тем, опы т истории говорит, что всегда, к о гда судьбу Германии брали в свои р у ки милитаристы , реваншисты, она неизбежно становилась на п у ть агрессии, превращая в клоч ки бумаги свои соглашыш я и обяза тельства в отношении безопасности других государств. Осуществление планов создания «Европейского оборонительного сообще ства» не может поэтому не вести к усиле нию угрозы новой войны в Европе, пер выми жертвами которой будут ближайшие соседи Западной Германии. Не организация типа «Европейского оборонительного сооб щества», предютавляющая!со§ой зам кнутую военную группир ов ку , а международная организация, охватывающая в сее вр опе й ские государства, Ьожег служить гаран тией мира и безопасности в Европе. Советский Союз неизменно исходил и продолжает исходить из признания возмож ности сосуществования государств с раз личным общественным строем, необходимо сти международного сотрудничества, о п и рающегося на коллективные усилия всех европейских государств, заинтересованных в обеспечении международной безопасности и мира. Руководствуясь этим, Советское Прави тельство на Берлинском совещании М ини стров Иностранных Дел Франции , Ан глии , США и СССР внесло на рассмотрение пред ложение «Об обеспечении безопасности в Европе» и выдвинуло в связи с этим про ект основ «Общеевропейского Договора о коллективной безопасности в Европе». В аж нейшей особенностью и достоинством пред лагаемого Советским Союзом Общеевропей ского Договора является раньше всего то обстоятельство, что его участниками могут быть все европейские государства, незави симо от и х общественного строя. Уча стни ками этого 1Договора могли бы быть Как Германская Демократическая Республика, т а к и Германская Федеральная Республика, после же объединения Германии— уча стником Договора могло бы стать единое германское государство. В основу Общеев ропейского Договора положен принцип кол лективных действий государств— у ча с тни ков Общеевропейского Договора против угрозы вооружённого нападения в Европе на одно или несколько государств— участ ников Договора. При этом кажды й участ н и к Договора берёт на себя обязательство в случае нападения на какое-либо другое государство, участвующее в Договоре, ока зать этому государству или государствам, подвергшимся такому нападению, помощь всеми доступными ему средствами, вклю чая применение вооружённой силы, дабы восстановить и по д е рж а ть международный мир и безопасность в Европе. Вместе с тем, государства — у ч а с тн и ки Договора обязу ются не принимать участия в каких -либо коалициях или союзах и не заключать н и к а к и х соглашений, цели которых противо речат целям обеспечения коллективной безопасности в Европе. Т акая европейская система создала бы реальные условия безопасности в Европе. Она явилась бы серьёзным шагом вперёд в этом важном деле и создала бы более бла гоприятные условия для урегулирования германской проблемы на основе создания единой Германии, к а к миролюбивого, неза висимого и демократического государства. В этом случае были бы устранены те серьёзные препятствия на п у т и к объеди нению Германии, которые за последние го ды были созданы политикой ремилитариза ции Западной Германии и планами вовле чения её в т а к называемое «Европейское оборонительное сообщество». Создание общеевропейской системы кол лективной безопасности, наряду с выводом из Германии о к купац и он ны х зойек и со гласованным ограничением численности немецкой полиции впредь до заключения мирного договора с Германией, обеспечило бы в соответствии с этим нейтрализацию Германии и тем самым предотвратило бы возрождение очага войны в сердце Евро пы , к чему неизбежно ведёт восстановле ние германского милитаризма. Заключение Общеевропейского 'Договора, несомненно, способствовало бы разрешению и австрийского вопроса, за неурегулиро ванность которого, вопреки содержащему ся во французской ноте утверждению , не с у т ответственность Правительства Фран ции , США и Ан глии , помешавшие на Бер линском совещании заключению государ ственного договора с Австрией и не остав ляющие планов вовлечения Австрии в свою военную группиров ку . Созданная на основе Общеевропейского Договора система коллективной безопасно сти в Европе отвечала бы коренным инте ресам народов и имела бы решающее значе ние в деле уменьшения международной на пряжённости , поскольку европейские стра ны были бы объединены общей целью сопротивления агрессии и общим обя за тельством принимать эффективные меры для устранения подобной угрозы п для под держания в Европе безопасности. Сохране ние и поддержание мира в Европе несо мненно имело бы весьма важное значение для поддержания всеобщего мира и для устранения угрозы новой мировой войны. Опасность войны вызывает законную тревогу у народов Европы, совсем недавно переживших вторую мировую войну , развя занную германскими милитаристами. Наро ды Франции, Ан глии , Советского Союза, Польши и д ру гих стран Европы, террито рии которых были охвачены пожаром вой ны , реальнее, чем кто-либо, могут предста вить себе неисчислимые бедствия новой войны . Тревога народов связана прежде всего с угрозой применения атомного и водородного оружия , особенно ввиду всё усиливающейся разрушительной силы но вых видов этого ор ужия массового уничто жения людей. Наряду с этим приходится считаться с развитием и т а ки х новых ви дов оружия , к а к ракетное оружие , даль ность действия которого исчисляется ты с я чами километров, не говоря уж е о том, что управляемые ракетные снаряды с атомным зарядом по своей разрушительной силе не идут н и в какое сравнение с летающими бомбами «Фау», которыми в конце второй мировой войны обречённые на гибель г и т леровцы пытались ун ичтож и ть некоторые всемирно известные центры кул ь т уры и цивилизации . В этих условиях становится исключительно важной задачей достичь международного соглашения о безусловном запрещении атомного и водородного ору ж и я и сокращении вооружений и воору жённы х сил государств. Усилия Советского Правительства на правляются именно на решение этой за дачи. Об этом говорят предложения Совет ско го Правительства о безусловном запре щении атомного, водородногр и другого оружия массового уничтожения , а также предложения о существенном совращении всех вооружений и вооружённых сил го сударств, с установлением строгого между народного контроля за исполнением соот ветствующих решений. Об этом же говорит и последнее предложение Советского Сою за, чтобы государства взяли на себя безоговорочное обязательство не применять атомного и водородного ор ужия , что могло бы послужить важным шагом на п у т и в полному изъятию из вооружений госу дарств атомного, водородного и д ру гих ви дов ор уж ия массового уничтожения с установлением строгого международного контроля. К а к известно, эти предложения Совет ского Союза не были поддержаны Прави тельством Франции. Позиция, занимаемая Правительством Франции в этом вопросе, не только не свидетельствует о каком -ли бо стремлении к совращению вооружений и запрещению атомного и водородного оружия , к а к об этом заявляет Правитель ство' Франции в ноте от 7 мая, но, наобо рот, свидетельствует о сопротивлении со стороны Правительства Франции всяким эффективным мероприятиям в этом на правлении. В ноте Правительства Франции у ка зы вается, что соглашение о запрещении атом ного оружия и совращении других видов вооружений возможно лишь при условии предварительного создания «атмосферы бе зопасности и доверия». Несомненно, что «атмосфера безопасности и доверия» яв ляется положительным фактором в деле обеспечения международной безопасности. Нельзя, однако, не отметить, что поли т и к а Франции в вопросе о запрещении и с пользования атомной энергии в военных целях и сокращении вооружений находит ся в противоречии с задачей создания «атмосферы безопасности и доверия», с задачей ослабления международной напря жённости. К а к известно, политика Фран ции направлена на поддержание меро прия тий , проводимых Правительством США по накоплению атомного и водород ного оружия , являющегося оружием агрес сии , на использовании которого строятся все военные планы США и которому отво дится главное место в арсенале вооруже ни я Соединённых Ш та тов . Такая поли т» ка не может содействовать созданию «ат мосферы безопасности я доверия». На коп ление запасов атомного и водородного ору ж и я , сопровождаемое всё новыми угрозами применения этого оружия , организация военных баз на ч у ж и х территориях, гонка вооружений, сколачивание военных агрес сивных блоков под флагом «ассоциаций одинаково мыслящих государств», — всё это не может не ослаблять международно го доверия и не усиливать напряжения в международных отношениях. С другой сто роны, самый факт запрещения атомного оружия и мероприятия по сокращению д ру гих видов вооружений не могли бы не способствовать укреплению международно го доверия и созданию атмосферы безопас ности. В таком же противоречии с заявлениями о необходимости создания «атмосферы безопасности и доверия» находится и ш и роко ведущаяся в США кампания разжига ния ненависти и вражды между народами и пропаганда войны . Ещё в 19 47 г . Гене ральной Ассамблеей ООН единогласно была принята резолюция, осудившая пропаганду войны в любой форме и обязавшая прави тельства членов ООН приня ть меры для со действия укреплению дружественных отно шений между государствами и для распро странения информации, предназначенной «для выражения несомненного желания мира всеми народами». Несмотря на это в США не только реакционная часть печати связанная с определёнными общественными кругами , но и лица, занимающие ответ ственные посты в правительственном аппа рате, принимают активное участие в такой пропаганде. В полном противоречии с заявлениями о необходимости «атмосферы безопасности и доверия» находятся постоянные враждеб ные против Советскою Союза выступления в США политических и военных деятелей. В своих выступлениях они не останавли ваются перед призывами к продолжению и усилению подрывной, диверсионной и тер рористической деятельности в СССР и странах народной демократии. Раздаются также призывы к разрыву дипломатиче с к и х отношений с Советским Союзом. В на рушение суверенных прав китайс ко го на рода оказывается грубы й нажим на мно гие государства, чтобы помешать Ки тай ской Народной Республике занять принад лежащее ей законное место в Организации Объединённых Наций. Вместе с тем. на страницах американ ской печати пропагандируются различные планы использования военных баз для подготовки нападения на Советский Союз, (Китайскую Народную Республику и страны народной демократии. В печати откры то указывается, что военно-воздушные базы США предназначены для разрушения про мышленности Советского Союза. В частно с ти , специально подчёркивается значение т а к и х военно-воздушных баз, с которых, по замыслам военных руководителей США может быть предпринято атомное нападе ние «против любого главного объекта Рос сии» . Следует отметить воинственные за явления ряда видных военных деятелей США , призывающих направить бомбарди ровщики «на Москву и Пекин» и сбросить на них атомные бомбы, хотя авантюрна с т и ч е сш й характер всей этой пропаганды и всей рекламы этих агрессивных планов очевиден для каждого, трезво мыслящего человека. В свете изложенного н и к а к нельзя щин нять всерьёз замечание, содержащееся в ноте Правительства Франции от 7 мая « том, что для успешности переговоров отно сительно мероприятий, направленных на укрепление мира и Обеспечение междуна родной безопасности, должна быть предва рительно создана «атмосфера безопасности и доверия». Ф акты свидетельствуют о том, что правящие к р у г и Франции не только ничего не предпринимают для создания такой атмосферы, но действуют в прямо противоположном направлении. Что касается Советского Союза, то важ но отметить, что ещё в 1951 году Верхов ным Советом СССР был пр ин я т «Закон о защите мира». В соответствии с принципа ми советской миролюбивой политики , пре следующей цели укрепления мира и дру жественных отношений между народами, этот закон объявил пропаганду войны в ка кой бы то ни было форме тя гч а й пш и преступлением против человечества и обязывает предавать суд у к а к тяж ких - уголовных преступников лиц, виновных в пропаганде такой войны. Советское Правительство стоит на -стра же интересов мира и международного со трудничества, принимая все возможные меры в осуществлению этих вы соких це лей. Советское Правительство с удовлетворе нием отмечает, что представленный ил проект Договора о коллективной безопас ности в Европе встретил положительное отношение со стороны целого ряда госу дарств Европы, и не только Европы. Даже в тех странах, где официальные лица за няли отрицательную позицию в отношении этого проекта, широкие общественные к р у г и всё более настойчиво требуют объеди ни ть усилия европейских государств в и н тересах обеспечения коллективной безопас ности в Европе. Следует, кроше того, у чи тывать , что не все европейские государства высказались по поводу предложения эб Общеевропейском Договоре о коллективной безопасности в Европе. Придавая важное значение всесторонне му обсуждению этого вопроса, затрагиваю щего жизненные интересы народов Европы, Советское Правительство считает, что имеется необходимость рассмотреть вопрос о коллективной безопасности в Европе е участием возможно более широкого пред ставительства европейских государств. В соответствии с многочисленными вы сказываниями , имевшими место в послед нее время, Советское Правительство счи тает целесообразным пополнить проект Общеевропейского Договора о коллективной безопасности в Европе новым положением о сотрудничестве в экономической области. Имеется в виду, что государства— участ н и к и Договора возьмут на себя обязатель ство принимать меры, направленные на развитие торговли и других экономических связей между государствами, что соответ ствует жизненным интересам народов и отвечает целям укрепления мира и между народного сотрудничества. Достигнутое в Женеве 21 июля оогла-' шение по Индо-Китаю сл уж и т ещё одним доказательством плодотворности усилий, направленных на нормализацию между народных отношений, на урегулирование важнейших международных проблем не только в Азии, но и в Европе. Совещание в Женеве показало, что п у ть переговоров между государствами, заинтересованными в укреплении мира и международной бе зопасности, может дать положительные ре зультаты . Женевское совещание показало, что п у т ь переговоров между заинтересованны ми государствами при определённых усло виях может привести в соглашениям, от вечающим интересам народов, стремящих ся к миру и безопасности. Исходя из изложенного выше, Советское Правительство предлагает, с целью обме на мнениями по вопросу о создании систе мы коллективной безопасности в Европе, созвать в течение ближайших месяцев Совещание всех европейских государств, которые пожелают приня ть в нём участие, а т а кж е Соединённых Штатов Америки. Советское Правительство считает жела тельным, чтобы Китайская Народная Рес публика направила на это Совещание сво его наблюдателя. Само собой разумеется, что у ча с тн и ки та ко го Совещания имели бы возможность не только высказать своё отношение к предложениям Советского Правительства, но и внести свои собственные предложе ния по вопросу о создании системы кол лективной безопасности в Европе. Аналогичные ноты Советским Прави тельством направлены также Правитель ствам США и Англии . У* К а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz