Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
14 июля 1954 г., N5 105 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 9 З А В Т Р А — 50-леит СО Д Н Я С М Е Р Т И А . И . Ч Е Х О В А Величий русский писатель и патриот Н А Ш / Ч ЕX О В Великий ггр-олетафягжитй писателя, А. М. Горький а ево© время писал: «ТЬопда ум- рст Чехов— умрет один и» легших (друзей России, друг умный, бс/шристраотный, правдивый — друг, люб'/щий ее, состра дающий ей во всем, и/Р©еевя вся дрог нет от горя и долго ’же забудет его, долго будет учиться доглтагать жизнь по его писаниям, освешодщы'М грустной улыбкой любящего кжрдща ». Россия не 'забыла своего верного, лю бящего друга , человека с большим и доб рым, гор'дчим русским сердцем, гениаль ного художника, произведения которого, жтш гло русские по глубине, правди вости, размаху мысли, художественной ю’расоте я изяществу, явились таким большим и ценным вкладом в борьбу на- 'рода за свободу и счастье на земле. Образы унтера Пршпибсева, Беликова, Цибукиных, Чимша-Гималайского, создан ные могучей и гневной кистью великого мастера и патриота, с необыкновенной силой разоблачали мещанскую -пошлость, хищничество власть имущих, уродли вость самодержавного помсщичье-буроку- ,‘азного строя старой России. Своими про изведениями А. П. Чехов помогал народу расшатывать прогнившие |устои этого /строя, бороться за то, чтобы на прекрас ной русской земле выросли новые роскош ные сады настоящего счастья. Писатель безгранично верил в неисто щимость сии народа и страстно мечтал о том времени, когда «вое изменится, точно по волшебству, и будут тогда здесь про- ^ мадные великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замеча тельные люди». / Мечта Чехова сбылаСъ. Народ, ведомый Коммунистической партией, сбросил иго капитализма и установил в своей стране самый справедливый строй на земле. 1А. П. Чехов в нашу социалистическую ' эпоху «живой с живыми говорит». Соз- ■данное нм и сейчас столь же действенно, (волнующе, как и в прошлом. Такова не умирающая сила правдивого, истинного, народного искусства. Традиции чеховского реал-изм-а пло дотворно развиваются советской литера турой. Наши писатели учатся у гениаль ного русского классика глубине проник новения в жизнь, маСТерству создания ярких ти 1 шгчес 1 ких характеров, богатству языка и стиля. Сейчас, когда Коммунистическая пар тия настойчиво решает задачу поднятия Цдеиного и художественного уровня -на шей литературы, традиции русской клас- отческой литературы и в частности твор чества А. П. Чехова приобретают особо актуальное значение. Партийная печать, советские читатели и У зрители справедливо упрекают некоторых наших драматургов в том, что -пьесы не вызывают живого интереса. Как, важно, ка к необходимо в этом свете, обратиться в Чехову-драматургу. А. М. Горький писал 'Антону Павловичу -но поводу его пьес: «Говорят, например, что «Дядя Ваяя» и «Чайка»— новый род драматического ис кусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуман ного символа. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая Вашу пьесу, ду мал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей и о многом другом, -коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальностей -д-о философских обобщений— Ваши делают это». Острота жизненных конфликтов, пре дельно сжатый сюжет, психологическая глубина характеров, отчетливые противо поставления общественных типов, заме чательное мастерство создания ярких об разов средствами языка, острая социаль ная проб-лемность — вот что отличает ньесы А. П. Чехова -и чему должны учиться у него советские драматурги. У Чехова советский народ продолжает «учиться понимать жизнь». Н. К. Крупская в 1935 году в связи с 75-лстием со -дня рождения А. П. Чехо ва писала: «Наша родина богата замеча тельными художниками слова, умевшими в живых образах показать жизнь, как она есть. Таким художником слова был и Антон Павлович Чехов. У них учились наши революционеры вглядываться в жизнь, в людей, в их поступки, учились замечать и ненавидеть -пошлость, глу пость, лицемерие, фразерство, бездушие, бюрократизм, учились ценить в людях самых нез-ам-етнык, затертых жизнью, -их стремление к светлому будущему, их убежденность, талант, энергию, героизм... Рабочие, работницы, домохозяйки, моло дежь наша, просвещенцы, советская ин теллигенция хотят сделать жизнь куль турной, радостной, полной ярких пережи ваний, глубоко коллективной... В жиз ни, в быту, в человеческих отношениях еще много пережитков старого. Чтобы их изжить, надо научиться их замечай,. Этому хорошо можно учиться у Антона Павловича». В. И. Ленин и И. В. Сталин не раз ис пользовали такие чех-овски-е образы, как учитель географии из рассказа «Учитель словесности», «душечки» из одноименно го рассказа, Беликова те -рассказа «Чело век в футляре-», для разоблачения врагов народа, обличения людей, цеплявшихся за старое, мешавших борьбе за комму низм. Колоссальное образное богатство А. П. Чехова служит нашему народу в его бла городной деятельности по созданию совер шеннейшего в мире общества, выращива нию прекрасного, гармонического челове ка коммунистической эпохи. А. П. Чехова помнят и любят не только советские люди. Его имя дорого каждому -прогрессивно мыслящему трудящемуся че ловеку всего мира. Его произведения учат жить и бороться и тех, кто еще стонет под игом западногевр-опей-ских и амери канских цыбукиных и унтер-пришибе- евых. Его произведения вселяют веру в прекрасное будущее, в поб-еду справедли вости, утверждают право человека на сво боду и счастье. Его произведения -обраще ны в будущему. П ныне с-ве-жо и радостно звучат слова Ани из «Вишневого сада»: «Здравствуй, новая жизнь!», Г. ПЕЛИСОВ, кандидат филологических наук, доцент Елецкого пединститута. гг*г,.чп * с ? > » Н К ' А<^-гл-г АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Ж а ж д а новой жизни (Из произведений и высказываний А. П. Чехова) Если вы зовете вперед, то непременно указы вай те направление, куда именно вперед. Согласитесь, что если, не у ка зы вая направле ния, выпалить этим словом одновременно в монаха и революционе ра, то они пойдут по совершенно различным дорогам . Осмысленная ж и зн ь ж и знь , а тя гота , уж а с . без определенного мировоззрения — не * * Н уж н о , чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшин ство ( не было для большинства паразитом или насосом, высасы вающим из него хронически лучш ие соки... Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его ж и зн и , его счастье, его восторги. * * * Ж елание сл уж и ть общему бла гу д о лж н о непременно быть п о требностью душ и , условием лично го счастья. * * * Хорошо , если бы ка ж д ы й из нае вставлял после себя ш колу , колодезь, или что -нибудь вроде, чтобы ж и зн ь не проходила и не уходила в вечность бесследно. * * * На Енисее ж и зн ь началась стоном, а кончится удалью , ка ка я нам не снилась и во сне. Н а этом берегу Кра снояр с к , самый л у ч ший и красивый из всех сибирских городов, а на том— горы , на помнившие мне о Кав ка зе , та кие ж е дымчатые , мечтательные. Я стоял и думал : « К а к а я полная , ум ная и смелая ж и з н ь осветит со временем эти берега». ☆ ☆ ЖИВА ПАМЯТЬ О НЕМ Наш народ с большим уважением от носится к культурному наследию пред шествующих периодов. В этом богатстве творчество А. П. Чехова занимает боль шое место. И не случайно в эти дни, ко гда все прогрессивное человечество от мечает 50-летие со дня смерти этого гениального художника и гуманиста, так велико паломничество людей к местам, связанным с его жизнью, с его творче ской работой — в Москве, Мелихове, Ялте. Мне посчастливилось дважды побывать в тех местах, где когда-то некоторое вре мя жил и творил свои бессмертные произ ведения Антон Павлович Чехов. В одно из своих посещений Ялты я по бывал в доме-музее замечательного писа теля. ... Маленький дворик, усыпанный галькой. Зеленые скамьи вдоль садовой ограды. Пять каменных ступенек. На темнокоричневой двери медная дощечка: «А. П. Чехов»... Антон Павлович поселился в этом доме в 1899 году. Тут он создал такие заме чательные произведения, как «Дама с со бачкой», «Архиерей», «Невеста», пьесы «Вишневый сад», «Три сестры» и другие. В доме-музее всегда много посетителей. Ра бочие, колхозники, писатели, инженеры, гости из зарубежных стран знакомятся с собранными здесь экспонатами и доку ментами. Каждый, кто приходит сюда, подолгу стоит в рабочем кабинете Чехова. На письменном столе, который находится здесь, лежит факсимиле первого листа рукописи рассказа «Невеста». Многие экспонаты рассказывают о посещении дома Чехова выдающимися писателями, артистами, живописцами, композиторами. Тут, у Чехова, гостили Горький, Короленко, Мамин-Сибиряк, Ша ляпин, Рахманинов и другие. Нам удалось встретиться и познакомить ся с давнишней хранительницей дома- музея— Марией Павловной Чеховой. Мы застали ее за рабочим столом. Только что пришла свежая почта, журнал лы, газеты, увесистая пачка писем. — Меня очень трогает, — сказала она, — тот огромный интерес, который проявляют к Чехову советские люди. Мне пишут литературоведы, педагоги, студен ты, школьники, рабочие, служащие. Я считаю своим долгом отвечать на все письма. Интересно письмо демосилизованното воина Сыровецкого: «Все, кто видел с каким упоением читали А. П. Чехова советские воины в дни войны, не могут не преклониться перед его светлой па мятью и замечательным творчеством». Мария Павловна показала нам кни гу почетных посетителей музея. Переплет из верблюжьей кожи с тиснениями, перга ментные страницы. На титульном листе надпись на афганском языке. Мария Пав ловна прочла перевод: «Тетрадь работы переплетного мастера Абдурахмана Сах- хаф. Афганистан». Первая запись в этой книге сделана великой русской актрисой Сашиной 3 июня 1911 года. Она писала: «Поклони лась уголку незабвенного Антона Пав ловича». Отзывы, собранные в этой книге, — яркое свидетельство мирового значения творчества Чехова. 17 августа 1936 года дом-музей Чехо ва посетил Вячеслав Михайлович Моло тов, оставивший в книге почетных посе тителей следующую запись: «Домик A. П. Чехова напоминает о славном пи сателе нашей-' страны, и надо, чтобы мно гие побывали в нем. Почитатель Чехова B. Молотов». Ныне дом-музей А. П. Чехова превра тился в место паломничества многих ты сяч советских людей. * * * Пятьдесят лет прошло с тех, пор, как не стало замечательного писателя. Но жи ва память о нем, бессмертны его творения, нетленна любовь к нему, миллионов совет ских людей. В. СТЕБАКОВ. Л ю б и м ы е к н и г и Пятьдесят лет назад умер великий рус ский писатель и гуманист Антон Павло вич Чехов. Но для каждого советского че ловека, для прогрессивных людей всего ми ра Чехов остается живым, борющимся, зо вущим. Нет сейчас © нашей стране ни одного уголка, где бы Чеховым не зачитывались люди различных -возрастов, профессий. Отзывы читателей центральной город ской библиотеки Липецка свидетельству ют о горячей любви к творчеству А. П. Че хова. «Я особенно люблю последние произве дения Антона Павловича Чехова,— пишет работник ремонтно-строительной конторы т. Пе-шехоно®,— за их жизнерадостность, светлую веру в лучшее будущее своего на рода, своей Р-одины». Вот отзыв читательницы т. Бородиной о рассказе Чехова «Ванька Жуков»: «Читая «Ваньку Жукова», ярко представляешь се бе забитого мальчонку, у которого отняли его детство, все его радости. И невольно поднимается чувство -ненависти к тем, кто и сейчас в капиталистических странах живет за счет труда других. Чехов сумел так душевно, ярко и вместе с тем су-рово показать и беспомощность Баньки и .деда, и самодурство хозяина, что сразу видишь, где причины такой жизни. Только Антон Павлович Чехов мог -на одной— (двух стра ничках нарисовать не только, образ одного человека, но ярко и глубоко показать сре ду, его окружающую». Эти и другие суждения о произведени ях Чехова, о его творчестве говорят омно гом: сбылись мечты великого писателя, ко торый хотел, чтобы его народ был куль турным и грамотным. В. АНИКЕЕВА, активистка библиотеки. БЕССМЕРТНОЕ ТВОРЧЕС ТВО Антон Павлович Чехов (1860 — 1904 г. г.) начал свою творческую деятельность в глухую пору реакции 80-х годов. В ту пору в борьбе с разгулом мракобесия возникали и росли новые силы освободи тельного движения. «Именно в эту эпо ху,— писал В. И. Ленин,— всего интенсив нее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократиче с к о г о миросозерцания» (Соч., т. 10, стр. 230). Под воздействием освободительного дви жения'Чехов, преодолевая тенденции об- \ щественной пассивности, либерализма, проникался благородными идеями демокра тизма, сознательного служения народным интересам. Примерно в 1886 году в твор честве Чехова наступает перелом, и его произведения характеризуются все боль шим и большим вниманием к актуальным социальным темам, углублением реализма, новаторскими поисками. В 90-ые и после дующие годы Чехов сформировался в крупнейшего писателя-демократа, поисти не могучего и исключительного по свое образию художественного дарования. Он великолепно понимал свое назначение как писателя. «Я,— сказал он устами Тригорина из пьесы «Чайка»,— люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем». В обстановке, предшествовавшей рево люции 1905 года, сформировались две основные прогрессивные позиции, противо стоящие старому миру: общедемократиче ская и пролетарская или социалистиче ская. Общедемократическая позиция явля лась выражением борьбы всего народа, всех его более или менее прогрессивных сил против самодержавного, помещичьего порядка, борьбы за буржуазно-демократи ческий строй. Социалистическая позиция выражала интересы рабочего класса, ко торый, возглавляя движение всего народа за Чуржуазно-демократическую революцию, вел в то же время борьбу с буржуазией за социалистическую революцию, за со циалистическое устройство общества. В общественно-политической борьбе предреволюционных лет Чехов стоял йена социалистической, а на общедемократиче ской позиции, что определяло и его силу и его слабость. Отвечая на запросы текущей жизни, великий писатель разрабатывал самые разнообразные проблемы, глубоко волно вавшие его современников. По широте тематического диапазона ему нет равного в литературе критического реализма. Мастер удивительно тонкой, как бы ажурной словесной вышивки лирико-пси хологических состояний, он развернул перед читателями длинную галерею раз ноликих представителей паразитического, экономически и духовно распадающегося дворянства. («Цветы запоздалые», «В усадьбе», «Вишневый сад»). Резкими маз ками он заклеймил отвратную сущность цинически хищной буржуазии («Маска», «Кулачье гнездо», «Три года», «В овра ге», образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»). С поистине лотрясающей силой объективности, искусно применяя средст ва сатирического гротеска и гневного сар казма, рисовал он царскую бюрократию, торжество ее хамского эгоизма, самодо вольной пошлости, тупости и ничтожества («Не в духе», «Хамелеон», «Унтер при- тибеев», «Человек в футляре», образ про фессора Серебрякова в пьесе «Дядя Ва ня»), Испытывая сложные ощущения не нависти, горечи и обиды, с грустной, горькой улыбкой лепил Чехов галерею портретов образованных, интеллигентных людей, погрязающих в тине бытовой пошлости, стяжательства, карьеризма, праздности и лени («Либерал», «Талант» «Ионыч», «Три сестры»), С глубоким сер дечным состраданием воспроизводил он безысходность крестьянства, задавленно го поборами власти, удушаемого жестокой эксплуатацией дворянства и буржуазии («Темнота», «Злоумышленник», «Вань ка», «Новая дача», «Мужики»). Испол ненный подлинно-гуманного, истинно че ловеческого сочувствия, писатель переда вал щемящую боль, ничем не отвратимые душевные муки, подавляемый крик серд ца и полную бесперспективность умных, тонко и глубоко чувствующих даровитых людей, находящихся в западне мертвящих условий скучной, глупой, нелепой и не навистной' им жизни («Палата № 6», образ Астрова и Войницкого из пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры»). С удиви тельным изяществом, мягко, ласково, неж ными акварельными красками раскрывал он красоту человеческой души и, в осо бенности, обаяние юности, полной неист раченных жизненных сил, гуманных по рывов, светлых упований на неизъяснимое счастье, неизбывной тоски по идеалу и пленительных мечтаний о лучшем, о пре красном будущем (образ Нины Заречной из пьесы «Чайка», Ирины из пьесы «Три сестры», Ани из пьесы «Вишневый сад»). С чувством радостной надежды и гордо сти рисовал Чехов тех, кто рвался из трясины общественного застоя, обращая свою волю на борьбу с мраком, насилием и произволом («Учитель словесности», «Невеста», образ Трофимова из пьесы «Вишневый сад»). Во всех основных своих рассказах, по вестях и пьесах гениальный писатель говорил о том, что дальше жить так, как жили в ту пору люди, — нельзя. Не соглашаясь с устройством современного ему дворянско-буржуазного эксплуататор ского общества, Чехов уносился в своих думах к будущему. Эти мечты писателя придали его творчеству своеобразную окраску. Недовольные своим существованием и условиями окружающего их мира, положи тельные герои произведений Чехова меч тают о жизни грядущих поколений. Об этой жизни, светлой и радостной, у Че хова говорят многие: доктор Астров («Дядя Ваня»), сын архитектора Полоз- нева («Моя жизнь»), поручик Тузенбах и подполковник Вершинин («Три сестры»), судебный пристав Громов («Палата № 6» ), ординатор Королев («Случай из практи ки»), студент Трофимов («Вишневый сад»), художник Саша и курсистка Надя («Невеста»). В мечтах героев Чехова будущее обще ство вырисовывалось как социальный строй, в котором нет места ни власти господ, ни покорности рабов, ни парази тизму меньшинства, ни изнурительному труду большинства, г-ге люди, поделив между собой труд и умножив его дости жениями техники, получают возможность широчайшего проявления всех своих твор ческих возможностей и способностей. Чеховские герои по-разному мыслят о сроках наступления новой жизни и сред ствах ее приближения. Если доктор Аст ров («Дядя Ваня») допускал возможность счастливой жизни не меньше чем через тысячу лет, то Вершинин («Три сестры») уверял, что жизнь на земле будет нево образимо прекрасной, изумительной через двести, триста лет, а Королеву («Случай из практики») казалось, что «хорошая будет жизнь лет через пятьдесят». Еще более оптимистически смотрел на прибли жение новой жизни Тузенбах. «Пришло время, — говорит он, — надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует е нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гни лую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25— 30 лет работать будет уже каждый человек». Драма «Три сест ры», одним из героев которой является Тузенбах, была поставлена и напечатана в 1901 году, и его слова, за которыми стоит Чехов, оказались пророческими. Продолжая лучшие традиции литерату ры критического реализма, углубляя и со вершенствуя их, Чехов стремился к тому, чтобы в его произведениях полностью вла ствовала жизненная правда, неприкра шенная, во всей ее будничности, обыч ности, повседневности. Он решительно от казался от той поэтики, которая основы валась на воспроизведении «злодеев и ангелов», т. е. чем-либо выдающихся личностей, изолированных от общества и противопоставленных ему. Утверждение красоты в повседневности, в том, что встречается на каждом шагу, показ обыч ной личности не особняком, не вне мас сы, а в естественных,. обычных услови ях ее окружающей и определяющей обще ственной среды— таков ведущий принцип чеховской поэтики. Видя смысл художественного творче ства в изображении жизни такой, какая она есть, Чехов был принципиальным противником сюжетно-композиционной изощренности, необычности, исключитель ности. Он требовал от писателей сюжетов обыкновенных, житейских, естественно развивающихся. Возводя прозу жизни в чистое золото поэзии, творчество Чехова привлекает читателей и зрителей не только актуаль ным, впечатляющим, будящим мысль со держанием, но и великолепным искус ством своей неповторимой формы. А. М. Горький, восхищаясь стилистическим ма стерством Чехова, писал: «Как стилист, Чехов недосягаем, и будущий историк ли тературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов». Стремясь воспроизвести во всей истин ности и сложности серую, скучную, то мительно-тягучую жизнь в условиях само державно-капиталистического гнета, пока зывая, как здесь прозябали, покрывались плесенью, отравлялись гнилыми жмтаре- ниями жизненной пошлости, задыхались, калечились и гибли даже многие лучшие люди, Чехов исчерпал возможности кри тического реализма до конца. Непреходя щее значение Чехова в том, что он вме сте е I . Н. Толстым завершил критиче ский реализм. Творчество .Чехова— одно ив ярчайших свидетельств живой связи предшествую щей прогрессивной культуры и культуры социалистического общества. Горячий пат риот своей страпы, умный и верный сын русского народа, Чехов всем своим твор чеством выступал против эксплуатации человека человеком, против деспотизма, эгоизма, пошлости, косности, бескультурья. Он вел энергичную борьбу за новую жизнь, в которой полновластными хозяе вами должны стать труд, просвещение и наука. И вот почему, вспоминая самых выдающихся представителей великой рус ской нации, И. В. Сталин в докладе «24-я годовщина Великой Октябрьской со циалистической революции» назвал и Че хова. Будучи глубоко национальным по сво ей сущности, творчество Чехова в то же время является международным. Чехов один из тех русских писателей, которые своим гением поднимали и поднимают уровень всей мировой культуры. Могучее влияние его творчества распространилось по всему миру. Новаторство Чехова и в прозе и в драме благодарно признано на родами всех стран. Благотворное влияние Чехова испытали на себе английский пи сатель Бернард Шоу, выдающийся деятель китайской литературы Лу-Синь и многие другие зарубежные писатели. Произведе ния Чехова пользуются огромной популяр ностью в Китае, они издаются во всех странах народной демократии. 15 июля нынешнего года все прогрес сивное человечество, вспоминая Чехова, объединяется в едином стремлении к ми ру, творческому труду, к счастливой, ни чем не омраченной жизни. Так Чехов своим бессмертным творчеством вносит неоценимый вклад в дело мира. Чехов вошел в нашу жизнь, он сделал ся нашей гордостью и славой, он соеди нил себя с советским народом навеки. И потому, говоря словами поэта Тютче ва, сказанными о Пушкине, его «...как первую любовь, России сердце не забудет!». Проф. А. РЕВЯКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz