Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

14 июля 1954 г., N5 105 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 9 З А В Т Р А — 50-леит СО Д Н Я С М Е Р Т И А . И . Ч Е Х О В А Величий русский писатель и патриот Н А Ш / Ч ЕX О В Великий ггр-олетафягжитй писателя, А. М. Горький а ево© время писал: «ТЬопда ум- рст Чехов— умрет один и» легших (друзей России, друг умный, бс/шристраотный, правдивый — друг, люб'/щий ее, состра­ дающий ей во всем, и/Р©еевя вся дрог­ нет от горя и долго ’же забудет его, долго будет учиться доглтагать жизнь по его писаниям, освешодщы'М грустной улыбкой любящего кжрдща ». Россия не 'забыла своего верного, лю­ бящего друга , человека с большим и доб­ рым, гор'дчим русским сердцем, гениаль­ ного художника, произведения которого, жтш гло русские по глубине, правди­ вости, размаху мысли, художественной ю’расоте я изяществу, явились таким большим и ценным вкладом в борьбу на- 'рода за свободу и счастье на земле. Образы унтера Пршпибсева, Беликова, Цибукиных, Чимша-Гималайского, создан­ ные могучей и гневной кистью великого мастера и патриота, с необыкновенной силой разоблачали мещанскую -пошлость, хищничество власть имущих, уродли­ вость самодержавного помсщичье-буроку- ,‘азного строя старой России. Своими про­ изведениями А. П. Чехов помогал народу расшатывать прогнившие |устои этого /строя, бороться за то, чтобы на прекрас­ ной русской земле выросли новые роскош­ ные сады настоящего счастья. Писатель безгранично верил в неисто­ щимость сии народа и страстно мечтал о том времени, когда «вое изменится, точно по волшебству, и будут тогда здесь про- ^ мадные великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замеча­ тельные люди». / Мечта Чехова сбылаСъ. Народ, ведомый Коммунистической партией, сбросил иго капитализма и установил в своей стране самый справедливый строй на земле. 1А. П. Чехов в нашу социалистическую ' эпоху «живой с живыми говорит». Соз- ■данное нм и сейчас столь же действенно, (волнующе, как и в прошлом. Такова не­ умирающая сила правдивого, истинного, народного искусства. Традиции чеховского реал-изм-а пло­ дотворно развиваются советской литера­ турой. Наши писатели учатся у гениаль­ ного русского классика глубине проник­ новения в жизнь, маСТерству создания ярких ти 1 шгчес 1 ких характеров, богатству языка и стиля. Сейчас, когда Коммунистическая пар­ тия настойчиво решает задачу поднятия Цдеиного и художественного уровня -на­ шей литературы, традиции русской клас- отческой литературы и в частности твор­ чества А. П. Чехова приобретают особо актуальное значение. Партийная печать, советские читатели и У зрители справедливо упрекают некоторых наших драматургов в том, что -пьесы не вызывают живого интереса. Как, важно, ка к необходимо в этом свете, обратиться в Чехову-драматургу. А. М. Горький писал 'Антону Павловичу -но поводу его пьес: «Говорят, например, что «Дядя Ваяя» и «Чайка»— новый род драматического ис­ кусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуман­ ного символа. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая Вашу пьесу, ду­ мал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей и о многом другом, -коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальностей -д-о философских обобщений— Ваши делают это». Острота жизненных конфликтов, пре­ дельно сжатый сюжет, психологическая глубина характеров, отчетливые противо­ поставления общественных типов, заме­ чательное мастерство создания ярких об­ разов средствами языка, острая социаль­ ная проб-лемность — вот что отличает ньесы А. П. Чехова -и чему должны учиться у него советские драматурги. У Чехова советский народ продолжает «учиться понимать жизнь». Н. К. Крупская в 1935 году в связи с 75-лстием со -дня рождения А. П. Чехо­ ва писала: «Наша родина богата замеча­ тельными художниками слова, умевшими в живых образах показать жизнь, как она есть. Таким художником слова был и Антон Павлович Чехов. У них учились наши революционеры вглядываться в жизнь, в людей, в их поступки, учились замечать и ненавидеть -пошлость, глу­ пость, лицемерие, фразерство, бездушие, бюрократизм, учились ценить в людях самых нез-ам-етнык, затертых жизнью, -их стремление к светлому будущему, их убежденность, талант, энергию, героизм... Рабочие, работницы, домохозяйки, моло­ дежь наша, просвещенцы, советская ин­ теллигенция хотят сделать жизнь куль­ турной, радостной, полной ярких пережи­ ваний, глубоко коллективной... В жиз­ ни, в быту, в человеческих отношениях еще много пережитков старого. Чтобы их изжить, надо научиться их замечай,. Этому хорошо можно учиться у Антона Павловича». В. И. Ленин и И. В. Сталин не раз ис­ пользовали такие чех-овски-е образы, как учитель географии из рассказа «Учитель словесности», «душечки» из одноименно­ го рассказа, Беликова те -рассказа «Чело­ век в футляре-», для разоблачения врагов народа, обличения людей, цеплявшихся за старое, мешавших борьбе за комму­ низм. Колоссальное образное богатство А. П. Чехова служит нашему народу в его бла­ городной деятельности по созданию совер­ шеннейшего в мире общества, выращива­ нию прекрасного, гармонического челове­ ка коммунистической эпохи. А. П. Чехова помнят и любят не только советские люди. Его имя дорого каждому -прогрессивно мыслящему трудящемуся че­ ловеку всего мира. Его произведения учат жить и бороться и тех, кто еще стонет под игом западногевр-опей-ских и амери­ канских цыбукиных и унтер-пришибе- евых. Его произведения вселяют веру в прекрасное будущее, в поб-еду справедли­ вости, утверждают право человека на сво­ боду и счастье. Его произведения -обраще­ ны в будущему. П ныне с-ве-жо и радостно звучат слова Ани из «Вишневого сада»: «Здравствуй, новая жизнь!», Г. ПЕЛИСОВ, кандидат филологических наук, доцент Елецкого пединститута. гг*г,.чп * с ? > » Н К ' А<^-гл-г АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Ж а ж д а новой жизни (Из произведений и высказываний А. П. Чехова) Если вы зовете вперед, то непременно указы вай те направление, куда именно вперед. Согласитесь, что если, не у ка зы вая направле ­ ния, выпалить этим словом одновременно в монаха и революционе­ ра, то они пойдут по совершенно различным дорогам . Осмысленная ж и зн ь ж и знь , а тя гота , уж а с . без определенного мировоззрения — не * * Н уж н о , чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшин­ ство ( не было для большинства паразитом или насосом, высасы ­ вающим из него хронически лучш ие соки... Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его ж и зн и , его счастье, его восторги. * * * Ж елание сл уж и ть общему бла гу д о лж н о непременно быть п о ­ требностью душ и , условием лично го счастья. * * * Хорошо , если бы ка ж д ы й из нае вставлял после себя ш колу , колодезь, или что -нибудь вроде, чтобы ж и зн ь не проходила и не уходила в вечность бесследно. * * * На Енисее ж и зн ь началась стоном, а кончится удалью , ка ка я нам не снилась и во сне. Н а этом берегу Кра снояр с к , самый л у ч ­ ший и красивый из всех сибирских городов, а на том— горы , на ­ помнившие мне о Кав ка зе , та кие ж е дымчатые , мечтательные. Я стоял и думал : « К а к а я полная , ум ная и смелая ж и з н ь осветит со временем эти берега». ☆ ☆ ЖИВА ПАМЯТЬ О НЕМ Наш народ с большим уважением от­ носится к культурному наследию пред­ шествующих периодов. В этом богатстве творчество А. П. Чехова занимает боль­ шое место. И не случайно в эти дни, ко­ гда все прогрессивное человечество от­ мечает 50-летие со дня смерти этого гениального художника и гуманиста, так велико паломничество людей к местам, связанным с его жизнью, с его творче­ ской работой — в Москве, Мелихове, Ялте. Мне посчастливилось дважды побывать в тех местах, где когда-то некоторое вре­ мя жил и творил свои бессмертные произ­ ведения Антон Павлович Чехов. В одно из своих посещений Ялты я по­ бывал в доме-музее замечательного писа­ теля. ... Маленький дворик, усыпанный галькой. Зеленые скамьи вдоль садовой ограды. Пять каменных ступенек. На темнокоричневой двери медная дощечка: «А. П. Чехов»... Антон Павлович поселился в этом доме в 1899 году. Тут он создал такие заме­ чательные произведения, как «Дама с со­ бачкой», «Архиерей», «Невеста», пьесы «Вишневый сад», «Три сестры» и другие. В доме-музее всегда много посетителей. Ра­ бочие, колхозники, писатели, инженеры, гости из зарубежных стран знакомятся с собранными здесь экспонатами и доку­ ментами. Каждый, кто приходит сюда, подолгу стоит в рабочем кабинете Чехова. На письменном столе, который находится здесь, лежит факсимиле первого листа рукописи рассказа «Невеста». Многие экспонаты рассказывают о посещении дома Чехова выдающимися писателями, артистами, живописцами, композиторами. Тут, у Чехова, гостили Горький, Короленко, Мамин-Сибиряк, Ша­ ляпин, Рахманинов и другие. Нам удалось встретиться и познакомить­ ся с давнишней хранительницей дома- музея— Марией Павловной Чеховой. Мы застали ее за рабочим столом. Только что пришла свежая почта, журнал лы, газеты, увесистая пачка писем. — Меня очень трогает, — сказала она, — тот огромный интерес, который проявляют к Чехову советские люди. Мне пишут литературоведы, педагоги, студен­ ты, школьники, рабочие, служащие. Я считаю своим долгом отвечать на все письма. Интересно письмо демосилизованното воина Сыровецкого: «Все, кто видел с каким упоением читали А. П. Чехова советские воины в дни войны, не могут не преклониться перед его светлой па­ мятью и замечательным творчеством». Мария Павловна показала нам кни гу почетных посетителей музея. Переплет из верблюжьей кожи с тиснениями, перга­ ментные страницы. На титульном листе надпись на афганском языке. Мария Пав­ ловна прочла перевод: «Тетрадь работы переплетного мастера Абдурахмана Сах- хаф. Афганистан». Первая запись в этой книге сделана великой русской актрисой Сашиной 3 июня 1911 года. Она писала: «Поклони­ лась уголку незабвенного Антона Пав­ ловича». Отзывы, собранные в этой книге, — яркое свидетельство мирового значения творчества Чехова. 17 августа 1936 года дом-музей Чехо­ ва посетил Вячеслав Михайлович Моло­ тов, оставивший в книге почетных посе­ тителей следующую запись: «Домик A. П. Чехова напоминает о славном пи­ сателе нашей-' страны, и надо, чтобы мно­ гие побывали в нем. Почитатель Чехова B. Молотов». Ныне дом-музей А. П. Чехова превра­ тился в место паломничества многих ты ­ сяч советских людей. * * * Пятьдесят лет прошло с тех, пор, как не стало замечательного писателя. Но жи­ ва память о нем, бессмертны его творения, нетленна любовь к нему, миллионов совет­ ских людей. В. СТЕБАКОВ. Л ю б и м ы е к н и г и Пятьдесят лет назад умер великий рус­ ский писатель и гуманист Антон Павло­ вич Чехов. Но для каждого советского че­ ловека, для прогрессивных людей всего ми­ ра Чехов остается живым, борющимся, зо­ вущим. Нет сейчас © нашей стране ни одного уголка, где бы Чеховым не зачитывались люди различных -возрастов, профессий. Отзывы читателей центральной город­ ской библиотеки Липецка свидетельству­ ют о горячей любви к творчеству А. П. Че­ хова. «Я особенно люблю последние произве­ дения Антона Павловича Чехова,— пишет работник ремонтно-строительной конторы т. Пе-шехоно®,— за их жизнерадостность, светлую веру в лучшее будущее своего на­ рода, своей Р-одины». Вот отзыв читательницы т. Бородиной о рассказе Чехова «Ванька Жуков»: «Читая «Ваньку Жукова», ярко представляешь се­ бе забитого мальчонку, у которого отняли его детство, все его радости. И невольно поднимается чувство -ненависти к тем, кто и сейчас в капиталистических странах живет за счет труда других. Чехов сумел так душевно, ярко и вместе с тем су-рово показать и беспомощность Баньки и .деда, и самодурство хозяина, что сразу видишь, где причины такой жизни. Только Антон Павлович Чехов мог -на одной— (двух стра­ ничках нарисовать не только, образ одного человека, но ярко и глубоко показать сре­ ду, его окружающую». Эти и другие суждения о произведени­ ях Чехова, о его творчестве говорят омно­ гом: сбылись мечты великого писателя, ко­ торый хотел, чтобы его народ был куль­ турным и грамотным. В. АНИКЕЕВА, активистка библиотеки. БЕССМЕРТНОЕ ТВОРЧЕС ТВО Антон Павлович Чехов (1860 — 1904 г. г.) начал свою творческую деятельность в глухую пору реакции 80-х годов. В ту пору в борьбе с разгулом мракобесия возникали и росли новые силы освободи­ тельного движения. «Именно в эту эпо­ ху,— писал В. И. Ленин,— всего интенсив­ нее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократиче­ с к о г о миросозерцания» (Соч., т. 10, стр. 230). Под воздействием освободительного дви­ жения'Чехов, преодолевая тенденции об- \ щественной пассивности, либерализма, проникался благородными идеями демокра­ тизма, сознательного служения народным интересам. Примерно в 1886 году в твор­ честве Чехова наступает перелом, и его произведения характеризуются все боль­ шим и большим вниманием к актуальным социальным темам, углублением реализма, новаторскими поисками. В 90-ые и после­ дующие годы Чехов сформировался в крупнейшего писателя-демократа, поисти­ не могучего и исключительного по свое­ образию художественного дарования. Он великолепно понимал свое назначение как писателя. «Я,— сказал он устами Тригорина из пьесы «Чайка»,— люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем». В обстановке, предшествовавшей рево­ люции 1905 года, сформировались две основные прогрессивные позиции, противо­ стоящие старому миру: общедемократиче­ ская и пролетарская или социалистиче­ ская. Общедемократическая позиция явля­ лась выражением борьбы всего народа, всех его более или менее прогрессивных сил против самодержавного, помещичьего порядка, борьбы за буржуазно-демократи­ ческий строй. Социалистическая позиция выражала интересы рабочего класса, ко­ торый, возглавляя движение всего народа за Чуржуазно-демократическую революцию, вел в то же время борьбу с буржуазией за социалистическую революцию, за со­ циалистическое устройство общества. В общественно-политической борьбе предреволюционных лет Чехов стоял йена социалистической, а на общедемократиче­ ской позиции, что определяло и его силу и его слабость. Отвечая на запросы текущей жизни, великий писатель разрабатывал самые разнообразные проблемы, глубоко волно­ вавшие его современников. По широте тематического диапазона ему нет равного в литературе критического реализма. Мастер удивительно тонкой, как бы ажурной словесной вышивки лирико-пси­ хологических состояний, он развернул перед читателями длинную галерею раз­ ноликих представителей паразитического, экономически и духовно распадающегося дворянства. («Цветы запоздалые», «В усадьбе», «Вишневый сад»). Резкими маз­ ками он заклеймил отвратную сущность цинически хищной буржуазии («Маска», «Кулачье гнездо», «Три года», «В овра­ ге», образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»). С поистине лотрясающей силой объективности, искусно применяя средст­ ва сатирического гротеска и гневного сар­ казма, рисовал он царскую бюрократию, торжество ее хамского эгоизма, самодо­ вольной пошлости, тупости и ничтожества («Не в духе», «Хамелеон», «Унтер при- тибеев», «Человек в футляре», образ про­ фессора Серебрякова в пьесе «Дядя Ва­ ня»), Испытывая сложные ощущения не­ нависти, горечи и обиды, с грустной, горькой улыбкой лепил Чехов галерею портретов образованных, интеллигентных людей, погрязающих в тине бытовой пошлости, стяжательства, карьеризма, праздности и лени («Либерал», «Талант» «Ионыч», «Три сестры»), С глубоким сер­ дечным состраданием воспроизводил он безысходность крестьянства, задавленно­ го поборами власти, удушаемого жестокой эксплуатацией дворянства и буржуазии («Темнота», «Злоумышленник», «Вань­ ка», «Новая дача», «Мужики»). Испол­ ненный подлинно-гуманного, истинно че­ ловеческого сочувствия, писатель переда­ вал щемящую боль, ничем не отвратимые душевные муки, подавляемый крик серд­ ца и полную бесперспективность умных, тонко и глубоко чувствующих даровитых людей, находящихся в западне мертвящих условий скучной, глупой, нелепой и не­ навистной' им жизни («Палата № 6», образ Астрова и Войницкого из пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры»). С удиви­ тельным изяществом, мягко, ласково, неж­ ными акварельными красками раскрывал он красоту человеческой души и, в осо­ бенности, обаяние юности, полной неист­ раченных жизненных сил, гуманных по­ рывов, светлых упований на неизъяснимое счастье, неизбывной тоски по идеалу и пленительных мечтаний о лучшем, о пре­ красном будущем (образ Нины Заречной из пьесы «Чайка», Ирины из пьесы «Три сестры», Ани из пьесы «Вишневый сад»). С чувством радостной надежды и гордо­ сти рисовал Чехов тех, кто рвался из трясины общественного застоя, обращая свою волю на борьбу с мраком, насилием и произволом («Учитель словесности», «Невеста», образ Трофимова из пьесы «Вишневый сад»). Во всех основных своих рассказах, по­ вестях и пьесах гениальный писатель говорил о том, что дальше жить так, как жили в ту пору люди, — нельзя. Не соглашаясь с устройством современного ему дворянско-буржуазного эксплуататор­ ского общества, Чехов уносился в своих думах к будущему. Эти мечты писателя придали его творчеству своеобразную окраску. Недовольные своим существованием и условиями окружающего их мира, положи­ тельные герои произведений Чехова меч­ тают о жизни грядущих поколений. Об этой жизни, светлой и радостной, у Че­ хова говорят многие: доктор Астров («Дядя Ваня»), сын архитектора Полоз- нева («Моя жизнь»), поручик Тузенбах и подполковник Вершинин («Три сестры»), судебный пристав Громов («Палата № 6» ), ординатор Королев («Случай из практи­ ки»), студент Трофимов («Вишневый сад»), художник Саша и курсистка Надя («Невеста»). В мечтах героев Чехова будущее обще­ ство вырисовывалось как социальный строй, в котором нет места ни власти господ, ни покорности рабов, ни парази­ тизму меньшинства, ни изнурительному труду большинства, г-ге люди, поделив между собой труд и умножив его дости­ жениями техники, получают возможность широчайшего проявления всех своих твор­ ческих возможностей и способностей. Чеховские герои по-разному мыслят о сроках наступления новой жизни и сред­ ствах ее приближения. Если доктор Аст­ ров («Дядя Ваня») допускал возможность счастливой жизни не меньше чем через тысячу лет, то Вершинин («Три сестры») уверял, что жизнь на земле будет нево­ образимо прекрасной, изумительной через двести, триста лет, а Королеву («Случай из практики») казалось, что «хорошая будет жизнь лет через пятьдесят». Еще более оптимистически смотрел на прибли­ жение новой жизни Тузенбах. «Пришло время, — говорит он, — надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует е нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гни­ лую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25— 30 лет работать будет уже каждый человек». Драма «Три сест­ ры», одним из героев которой является Тузенбах, была поставлена и напечатана в 1901 году, и его слова, за которыми стоит Чехов, оказались пророческими. Продолжая лучшие традиции литерату­ ры критического реализма, углубляя и со­ вершенствуя их, Чехов стремился к тому, чтобы в его произведениях полностью вла­ ствовала жизненная правда, неприкра­ шенная, во всей ее будничности, обыч­ ности, повседневности. Он решительно от­ казался от той поэтики, которая основы­ валась на воспроизведении «злодеев и ангелов», т. е. чем-либо выдающихся личностей, изолированных от общества и противопоставленных ему. Утверждение красоты в повседневности, в том, что встречается на каждом шагу, показ обыч­ ной личности не особняком, не вне мас­ сы, а в естественных,. обычных услови­ ях ее окружающей и определяющей обще­ ственной среды— таков ведущий принцип чеховской поэтики. Видя смысл художественного творче­ ства в изображении жизни такой, какая она есть, Чехов был принципиальным противником сюжетно-композиционной изощренности, необычности, исключитель­ ности. Он требовал от писателей сюжетов обыкновенных, житейских, естественно развивающихся. Возводя прозу жизни в чистое золото поэзии, творчество Чехова привлекает читателей и зрителей не только актуаль­ ным, впечатляющим, будящим мысль со­ держанием, но и великолепным искус­ ством своей неповторимой формы. А. М. Горький, восхищаясь стилистическим ма­ стерством Чехова, писал: «Как стилист, Чехов недосягаем, и будущий историк ли­ тературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов». Стремясь воспроизвести во всей истин­ ности и сложности серую, скучную, то­ мительно-тягучую жизнь в условиях само­ державно-капиталистического гнета, пока­ зывая, как здесь прозябали, покрывались плесенью, отравлялись гнилыми жмтаре- ниями жизненной пошлости, задыхались, калечились и гибли даже многие лучшие люди, Чехов исчерпал возможности кри­ тического реализма до конца. Непреходя­ щее значение Чехова в том, что он вме­ сте е I . Н. Толстым завершил критиче­ ский реализм. Творчество .Чехова— одно ив ярчайших свидетельств живой связи предшествую­ щей прогрессивной культуры и культуры социалистического общества. Горячий пат­ риот своей страпы, умный и верный сын русского народа, Чехов всем своим твор­ чеством выступал против эксплуатации человека человеком, против деспотизма, эгоизма, пошлости, косности, бескультурья. Он вел энергичную борьбу за новую жизнь, в которой полновластными хозяе­ вами должны стать труд, просвещение и наука. И вот почему, вспоминая самых выдающихся представителей великой рус­ ской нации, И. В. Сталин в докладе «24-я годовщина Великой Октябрьской со­ циалистической революции» назвал и Че­ хова. Будучи глубоко национальным по сво­ ей сущности, творчество Чехова в то же время является международным. Чехов один из тех русских писателей, которые своим гением поднимали и поднимают уровень всей мировой культуры. Могучее влияние его творчества распространилось по всему миру. Новаторство Чехова и в прозе и в драме благодарно признано на­ родами всех стран. Благотворное влияние Чехова испытали на себе английский пи­ сатель Бернард Шоу, выдающийся деятель китайской литературы Лу-Синь и многие другие зарубежные писатели. Произведе­ ния Чехова пользуются огромной популяр­ ностью в Китае, они издаются во всех странах народной демократии. 15 июля нынешнего года все прогрес­ сивное человечество, вспоминая Чехова, объединяется в едином стремлении к ми­ ру, творческому труду, к счастливой, ни­ чем не омраченной жизни. Так Чехов своим бессмертным творчеством вносит неоценимый вклад в дело мира. Чехов вошел в нашу жизнь, он сделал­ ся нашей гордостью и славой, он соеди­ нил себя с советским народом навеки. И потому, говоря словами поэта Тютче­ ва, сказанными о Пушкине, его «...как первую любовь, России сердце не забудет!». Проф. А. РЕВЯКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz