Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
15 и м я 1954 г., 85 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ПО -БОЕВОМУ ВЕСТИ У Х О Д ЗА ПОСЕВАМИ! ☆ ☆ ☆ В Хлевенский с о р е в н у ющи х с я р а й о н а х Задонский Секретарь райкома КПСС т. Зубко, председатель райисполкома т. Поляничко. (показатели на 10 июня, в процентах к плану) 100 79 4 24 20 53 В обеих соревнующихся районах есть хорошие примеры ухода за посевами. Бо рясь за высокий урожай, колхозники сель хозартели имени Кирова, Хлевенското райо на, в сжатые срони провели шаровку са харной свеклы и теперь успешно ведут ее прорывку. На обработке пропашных куль тур здесь ежедневно трудится более 200 человек. Высокое трудовое напряжение царит в эти дай на полях колхоза имени Ленина, Вадонского района. Правление колхоза (председатель т. Казанин) позаботилось о создании условий для женщин, работающих на уходе за посевами. Здесь открыто шесть детских яслей. Основная техническая куль тура — сахарная свекла — прошароваиа на площади 200 гектаров. Успешно про водится прорывка растений в рядках. Спорятся дета на плантациях сахарной свеклы также в колхозах «Красный путь»* «За коммунизм», «Путь Ильича». Однако руководители соревнующихся районов, директора и специалисты машин но-тракторных станций плохо распростра няют опыт передовиков, слабо помогают отстающим артелям в организации труда, в укреплении дисциплины, в обеспечении Чибисовский Секретарь райкома КПСС т. Шманов, председатель райисполкома т. Евсикова. (показатели на 10 июня, в процентах к плану) Обработано междурядий подсолнечника Прошаровано сахарной свеклы Прорвано сахарной свеклы Произведено междурядное рыхление сахар ной свеклы Прополото овощей Рыхление кормовых корнеплодов » высокопроизводительной работы машин и людей на уходе за посевами. Вследствие этого некоторые колхозы упускают лучшие сроки работ, что наносит серьезный ущерб урожаю. На плантация сахарной свеклы колхо за имени Кагановича, расположенной ря дом е конторой Хлевевской МТС, букети ровку проводят давно, но букеты вручную но разбираются и не пропалываются. Прошло ужо больше декады, как сдела на букетировка подсолнечника на площади 80 гектаров в колхозе имени Хрущева (председатель т. Золотарев). Однако при наличия всех условий букеты здесь не разбираются, растения «стекают» из-за того, что их глушат сорняки. В колхозах зоны этой станция но осу ществляется такой важный агротехниче ский прием, как боронование картофеля. Руководители ждут всходов, чтобы сразу вести междурядную обработку, а всходы на многих полях появляются .недружно, так как они угаетенй образовавшейся почвен ной коркой и сорняками. Плохо используются богатые возможно сти для ускорения обработки пропашных культур и в ряде колхозов Задонского района. В сельхозартели «Завет Ленина» Секретарь райкома КПСС т. Гусев, председатель райисполкома т. Окороков. (показатели на 10 июня, в процентах к плану) 20 38 26 33 17 11 шаровка сахарной свеклы проведена лишь на 19 гектарах из 90, а прорывка еще но начата. Серьезно запаздывают с обработкой и ставят под удар урожай пропашных куль тур, особенно сахарной свеклы, талике в сельхозартелях «Путь в коммунизму», «Ми ровой Октябрь», имени Андреева Липов- сяого сельсовета и некоторых других. Труженики сельского хозяйства Хлевен- ского и Задонского районов взяли на себя высокие обязательства по повышению уро жайности пропашных культур. Выпаше т е этих обязательств решается сейчас на пряженной работой на уходе за посевами. Надо мобилизовать всех колхозников и ме ханизаторов МТС на борьбу с сорняками, навести образцовый порядок на планта циях. Хлевенский и Задонский райкомы КПСС, райисполкомы, руководители МТС и кол хозов, первичные партийные организации обязаны возглавить борьбу за высокий урожай, обеспечить максимальное уплот нение рабочего дня в колхозах, ввести двухсменную работу тракторных пропаш ных агрегатов. , Елецкий Секретарь райкома КПСС т. Панин, председатель райисполкома т. Голодников. (показатели на 10 июня, в процентах к плану) 15 Обработано междурядий подсолнечника 40 30 Прошаровано сахарной свеклы Прорвано сахарной свеклы __ \ Произведено междурядное рыхление сахар 11 ной свеклы — — Прополото овощей 3 16 Рыхление кормовых корнеплодов 16 Полевые работы в Чибиеовоком районе характеризуются в этом году высокой культурой земледелия, расширением меха низация. В Чибисовокой МТС все культи ваторы еще в мае были подготовлены к ра боте по уходу за посевами. Переоборудован ряд культиваторов «КП-4» для междуряд ной обработки. То же самое и в Екатери- новекой МТС. При ремонте не хватило за пасных частей, но механизаторы иагото- ’ ' вили их на месте. Своевременный ремонт и доставка куль тиваторов в колхозы позволили ряду трак торных бригад без >промедления начать * междурядную обработку пропашных куль тур. В колхозе имени Буденного вся пло щадь свеклы прошароваяа, половина ее -4 прорыхлена. Проведена междурядная обра ботка подсолнечника, кукурузы на всей площади. Хорошо налажен уход за посева ми в колхозах «Великая победа», «Х?И партсъеэд», «Светлый путь». Многие .колхозники и механизаторы по казывают высокую выработку. Трактори сты Н. П. Бутов и А. Е. Еванков в колхо зе имени Сталина выполняют ежедневно задания по уходу за пропашными культу рами на 150— 170 процентов. В районе добрая слава идет о механиза торе Екатериновекой МТС т. Кудряжове. Поля, где он сеял подсолнечник, свеклу, садил картофель и которые он обрабаты вает, покрываются стройными зелеными квадратами. — Точно ка к в кинокартине о зеленых квадратах,— говорят колхозники, любуясь работой передового в районе механизатора. Не опыт передовых людей по уходу за посевами еще слабо распространяется в районе и не стал достоянием многих. Плохо обстоит дело в Елецком рай оне, соревнующемся с Чибисовским. Здесь во многих колхозах хорошие посевы под солнечника, кукурузы и других пропаш ных культур зарастают сорняками, борьба по уничтожению сорняков ведется очень слабо. » Некоторые руководители колхозов и ра ботники МТС забывают о задачах сего дняшнего дня, неудовлетворительно ведут работу по уходу за посевами. Если во всех колхозах- зоны Елецкой МТС начата меж дурядная обработка посевов пропашных культур, то по зоне Хитровской МТС эта работа начата лишь в двух колхозах. В этой МТС до сих пор не подготовлены культиваторы. Плохо ведет обработку пропашных куль тур и Казацкая МТС. Здесь тоже до сих пор не закончена подготовка культивато ров. Силами МТС обработано Меньше 1100 гектаров кормовых корнеплодов и подсол нечника. В ряде колхозов — имени Крупской, «Мировой Октябрь» и некоторых других до сих пор не закончена посадка карто феля. Доярка колхоза имени Скороходова, Липецкого района, Токарева Антонина Ва сильевна добилась хороши^, результатов по надою молоха. За последние 4,5 меся ца она надоила по 1100 килограммов мо лока от каждой коровы своей группы. До конца года она дала обязательство на доить по 2500 килограммов. На снимке: А. «В. Токарева со своей любимицей. Фото Л. Черкашина. ------------------* ★ ------------------ С В О Д К А о выполнении годового плана заготовок и закупок животноводческих продуктов на 10 июня 1954 года (В процентах к плану, по данным облуполминзага) РЕЗЕРВЫ ПУЩЕНЫ В ДЕЛО Чаплыгинские чугунолитейщики увеличивают съем продукции с имеющихся производственных площадей Повысить Наименование районов | Молоко Яйцо н►а о О* <1) 3 Чаплыгинский 50,6 22,5 51,0 Лебедянский 50,2 29,7 57,0 Троекуровский 42,9 15,5 49,6 Трубетчинский 42,4 23,6 37,5 Лев-Толстовский 38,8 18,0 66,4 Воскресенский 35,0 24,9 27,3 Колыбельский 33,8 24,9 47,8 Данковский 31,8 24,7 61,5 Грачевский 27,4 41,0 66,6 Добринский 27,4 39,1 92,8 Хворостянский 26,9 30,2 61,8 Дмитряшевский 26,5 30,9 62,5 Хлевенский 25,5 33,4 66,6 Липецкий 25,1 32,7 41,7 Добровский 24,4 39,9 41,0 Боринский 23,6 32,0 70,5 Грязинский 23,2 33,9 84,0 Усманский 22,9 36,6 82,2 Галицкий 22,6 38,6 62,7 Задонский 22,7 27,0- 59,5 Елецкий 21,2 26,8 46,4 Молотовский 21,0 26,5 58,4 Березовский 20,7 24,0 39,2 Водопьяноаский 19,6 22,2 51,6 Чибисовский 19,4 20,2 39,0 Долгоруковский 19,3 22,4 45,1 Больше-Полянский 18,7 28,2 47,0 Измалковский 18,1 28,9 36,3 Волынский 17,6 22,8 49,3 Становлянский 17,4 21,3 32,0 Чернавский 17,3 24,6 50,6 Краснянский 17,0 22,0 58,8 Воловский 14,5 32,8 42,7 Тербунский 14,1 26,4 * 39,0 Патриотический почин москвичей, на чавших социалистическое соревнование за дальнейшее повышение производительно сти труда, нашел на нашем предприятии горячую поддержку. Были пересмотрены принятые в начале 1954 года обязатель ства и взяты повышенные. Конкретно эта обязательства сводятся ® следующему: план текущего года выполнить в 21 декаб ря, повысить производительность труда на 6,5 процента, сократить технологические потери против 1953 годаяа 20 процентов, дать 60 тысяч рублей сверхплановых на коплений. При этом решено, что увеличе ние выпуска продукции должно быть достигнуто без ввода дополнительных про изводственных площадей, без капитальных затрат на расширение предприятия. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги соревнования чугунолитейщиков. За пять месяцев производство основной продукции возросло по сравнению с. соот ветствующим периодом минувшего года на 12 процентов, производительность труда повысилась на 6,5 процента, себестоимость продукции снижена на 4,5 процента. Улуч шилось качество продукции. На крупном литье производительность труда формовщиков повышена благодаря освобождению их от выполнения вспомо гательных операций. Подачу формовочной смеси в станкам теперь производят под собные рабочие. Это мероприятие дало воз можность увеличить пропускную способ- нооть формовочных станков и повысить производительность формовщиков на круп ном литье на 20 процентов. На ручной формовке мелкого литья про изводительность формовщиков повысилась за счет перевода формовки на модельные плиты и применения простых протяжных станков собственного изготовления. Более рационально стали использоваться формо вочные площади. Так, путем допустимого уменьшения расстояния между литейными формами на крупном литье и внедрения на мелком литье станочной расстановки форм с одновременным применением сифонной заливки, нам удалось увеличить съем литья с квадратного метра площади. Это му способствовало и то, что из цеха были удалены все подсобные службы: рабочие места дежурных слесарей и электромонте ров, высвобождена площадь, занимаемая ра нее ремонтом опок. В результате этих ор ганизационно-технических мероприятий съем литья с одного квадратного метра формовочной площади доведен до 7,8 тон ны вместо 5,4 в 1952 году и 7 тонн в 1953 году. - С увеличением выпуска литья «узким» местом на заводе становился механический цех, работавший в две смены. Некоторые работники завода высказывали мысль, что- де настало время для организации в меха ническом цехе третьей смены. Однако коллектив цеха, возглавляемый молодым специалистом т. А. Д. Медведевым, решил пойти иным путем. Трудоемкие про цессы были механизированы. Обработка основных и тяжеловесных деталей переве дена .на поток. Была повышена произво дительность ведущих агрегатов — расточ ных станков. Для организации технологической по точности в цехе произведена перестанов ка расточных и сверлильных станков. С целью облегчения груда расточников и сверловщиков смонтирован монорельсовый путь с электротельферами. производительность расточ ных станков помогли рационализаторы— токари И. П. Сухинин, расточник А. Соко лов и сверловщик С. Воинов. Они увели чили мощность и число обороте® расточно го редуктора, усовершенствовали на нем режущий инструмент. Производительность станка при этом повысилась более чем на половину. Слесарь Б. М. Карнаухов и мастер смены коммунист С. В. Ряузов механизировали подачу режущего инструмента на развер точное! станке и изменили конструкцию режущего инструмента, что повысило про изводительность труда на 20 процентов. Облегчен также труд рабочих и улучшено качество обработки. Инженерно-технические работники тт. Е. И. Романо®, И. М. Ласточкин, Ю. А. Рыжков, А. Д. Медведев и слесарь Н. Ка тасонов сконструировали сборочные стен ды и необходимые для них приспособле ния, благодаря чему самая трудоемкая и тяжелая технологическая операция— сбор ка котла— значительно облегчена, а про изводительность труда на этой операции увеличилась на 80 процентов. Токарь А. М. Карнаухов сконструиро вал приспособления для обработки на то карном станке отводов и фланцев котла, в итоге— скорость резания на данных опе рациях увеличена в два раза. Большую роль в деле увеличения выпу ска продукции и вообще в экономике про изводства играет борьба е технологически ми потерями и, в частности, е литейным браком. Борясь за отличные качественные показатели, коллектив литейного цеха по ставил перед собой задачу — снизить ли тейный бра®, сократить непроизводитель ные и технологические потери. Продолжительными наблюдениями и ана лизом было установлено, что больше всего литейный • брак рождается в формовочной и заливочном отделениях. Рабочие и специалисты цеха совместно с работниками технического отдела при шли к заключению: необходимо изменить литниковую систему в литейных формах главной детали (вес детали 230 кг., тол щина стенок— 10 мм). В основу был принят литник с дож девой системой и рассеченным питателем вместо прежней обыкновенной литниковой системы со сплошные! питанием. Новая литниковая система была окончательно отработана технологом литейного цеха С. П. Дубовик и конструктором техни ческого отдела И. М. Ласточкиным при активном участии мастера Г. И. Козы рева и бригады формовщиков В. И. Ко щеева. Применение новой литниковой си стемы дало возможность сократить литей ный брав в этом году на 13 процентов. В работе завода имеется, однако, нема ло недочетов, заключающихся главным об разом в том, что некоторые наши мастера все еще мало уделяют внимания развитию творческой инициативы рабочих, не всег да помогают им. Есть ценные предложе ния, которые до конца не обработаны и долго не внедряются в производство. На пример, предложение кузнеца т. В. Смир нова об изготовлении гаек и болтов с по мощью штампов вот уже полгода не внед ряется. С. и. о. главного инженера Чаплыгинского чугунолитейного завода. БЕСЕДЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Роль семьи в политехническом обучении школьников Заканчивая среднюю школу, юноши и девушки часто затрудняются в выборе профессии, так как не имеют достаточно го представления ни об одной производ ственной специальности, не владеют прак тическими умениями и навыками. Между тем, в ближайшее время, в связи с пе реходом на всеобщее среднее образова ние, многие из оканчивающих среднюю школу пойдут работать на производство. л , Это обязывает общеобразовательную школу уделить особое внимание подготовке уча- 'щихся к практической деятельности. Политехническое обучение и имеет сво ей целью дать молодежи знания о науч ных принципах производства, привить школьникам практические навыки и об легчить им тем самым выбор профессии. Политехническое образование не озна- д* чает ознакомления со. многими отраслями промышленности, со всеми применяемыми на производстве машинами и технологиче скими процессами. Его задача состоит в том, чтобы на немногих, тщательно ото бранных и доступных школьникам объек тах показать общие принципы современ ной техники и технологии. Основная роль в осуществлении боль шой и серьезной задали политехническо го обучения принадлежит учителям физи ки, химии, биологии, математики, геогра фии, черчения. Однако они не могут ре шать такой задачи без правильного вос питания учащихся в начальной школе, без необходимого контакта в работе с другими учителями, без содружества шко лы с семьей и советской общественностью. Основы политехнического обучения зак ладываются на тех уроках физики, хи мии, биологии, где учителя, излагая но- * вый учебный материал, рассказывают учащимся о применении законов природы в технике и технологии, рассматривают с ними научные принципы производства. I Известно, что многие дети уже в до школьном возрасте проявляют большой интерес к технике: они могут подолгу наблюдать на улицах городов за работой различных машин, настойчиво расспраши вать шофера или тракториста об устрой стве его машины. Однако такой Интерес к технике не возникает у детей сам собой, а появляется в результате воздей ствия родидаей, старших братьев или сестер, товарищей и других.. Для развития интереса и любви к современной технике большое значение могут иметь прежде всего рассказы ро дителей о тех машинах,, е которыми им приходится иметь дело на производстве. Такие рассказы должны касаться, конеч но, не только самой техники, но и груда работников производства, давать в до ступной детям форме характеристику про изводственных профессий. Некоторые родители, а также взрослые братья и сестры очень удачно знакомят детей с заводом, колхозом, совхозом, где они работают, часто рассказывая в семье о своих успехах и затруднениях в работе, о борьбе коллектива за выполне ние и перевыполнение производственного плана или за высокий урожай. Тогда вея семья, а в том числе и лета, начи нают жить интересами того производства, на котором работают ‘ члены этой семьи. Если у родителей имеется возможность повести детей, учащихся 5— 10 классов, на свое производство, го ее следует обя зательно использовать. Ведь в этом слу чае дети еще лучше, чем только со слов родителей, будут представлять себе ту технику, которая применяется на произ водстве. Они познакомятся с тем, как работают передовики производства, как они используют технику. В ряде школ такая работа уже прово дится. Например, из 400 учащихся 5'— 10 классов 1-й Загорской школы уже 340 учащихся посетили с родителями места их работы — МТС, МТМ, типографию, токар ный, медницкий, котельный, сборочный и Другие цехи завода, железнодорожное депо, телефонную станцию, электростанцию, трикотажную фабрику. С большим успехом, как отмечает класс ный руководитель 1-й Загорской. школы Г. М. Иванов, прошла экскурсия на мест ный завод сельскохозяйственного машино строения. В штамповальнопрессовом цехе один из родителей, мастер этого цеха, охотно объяснил учащимся устройство и принцип действия станков. По рабочим чертежам он указал особенности выпол няемого задания, а затем продемонстриро вал на станке ряд производственных опе раций. Школьники посетили также меха нический, литейный, формовочный и мо дельный цехи, а также цех электросвар ки и монтажа. Учащиеся получили огромное удовлет ворение. Они убедились в том, ка к необ ходимо рабочим знать основы физики, ме ханики, химий, черчения* как умело они используют свои знания для улучшения дела. Это заставило некоторых школьни ков пересмотреть свое отношение в учеб ным занятиям, в работе в кружюах. Гуляя с маленькими детьми, нужно обращать их внимание на работу различ ных машин. Например, в городе можно показать детям, как работают машины, асфальтирующие улицы, кар действует подъемный края на стройке, а в деревне следует познакомить детей с сельскохо зяйственными машинами. С детьми младшего и среднего школь ного возраста можно организовать, учи тывая местные условия, специальные эк скурсии для ознакомления с техникой, фабриками, заводами и профессиями. По бывать, например, с ними на площадке строящегося дома, на колхозных полях, на животноводческой ферме, в мастерской. В одной из школ родители провели эк скурсию на строительство жилого дома. В разных местах площадки )щти длитель ное время наблюдали кладку фундамента, изготовление строительного раствора, воз ведение стропил, установку междуэтаж ных балок и т. п. Один из родителей, подводя 'йтоти экскурсии, в беседе с уча щимися подчеркнул значение в строитель ном деле практических навыков в чте нии чертежей, владения разнообразными инструментами я знакомства ©о строи тельными механизмами: экскаваторами, лебедками, подъемными кранами и т. п. Он указал, что строительные работы опи раются на данные таких наук, как хи мия, физика, математика. Для расширения политехнического кру. говора детей полезно посещать с ними ■различные промышленные и сельскохозяй ственные выставки, использовать для чте ния в семье научно-популярные книги по вопросам техники, промышленного и сель скохозяйственного производства. Для этой же цели очень полезно иметь дома неболь шую библиотеку из таких книг, органи зовывать совместное. чтение вслух наибо лее интересной книги и обсуждать с деть ми вопросы, затронутые в ней. Для развития интереса детей к тех нике в семье могут быть также исполь зованы игры и разнообразные игрушки. Большую роль в приобретении политех нических знаний, умений и навыков имеет учебный труд детей в семье. Ведь без регулярной самостоятельной работы над выполнением домашних заданий уча щиеся не смогут усвоить знания основ наук, приобрести умение применять нау ку на практике, развить в достаточной степени необходимые практические на выки. Своим личным примером и указаниями родители могут способствовать развитию у детей важнейших навыков общетрудо вой культуры: правильно организовать свое рабочее место, содержать в порядке ■орудия труда, экономно расходовать ма териал, беречь время, планировать и учи тывать работу. В связи с задачами политехнического обучения большое значение в настоящее время приобретает выполнение учащими ся домашних практических заданий по изучению машин и приборов, применяе мых в быту, изготовлению ряда самодель ных приборов, проведению разнообразных наблюдений и опытов над комнатными, садовыми, огородными растениями и до машними животными, выполнение прак тических работ в домашней обстановке, в саду или на огороде при доме. Очень важно приучать детей приме нять свои знания на практике, научить их задумываться над тем, какими свой ствами обладает данный материал, почему при его обработке применяется именно этот инструмент, а не другой, как можно было бы усовершенствовать обработку ма териала. Следует также показывать де тям, как можно находить ответы на свои вопросы в книгах, справочниках, энци клопедиях. В. И. Леши говорил, что молодое по коление «должно все задачи своего уче ния ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе моло дежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую ма ленькую, пускай самую простую» (Соч,, т. 31, стр. 274). В настоящее время общественно-полез ный труд учащихся находит все более широкое распространение. Организуя этот труд, школа стремится закрепить в нем знания и практические навыки, получен ные учащимися на уроках, воспитать у них такие моральные качества, как лю бовь к труду, товарищескую взаимопо мощь, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, пре данность своей социалистической Родине. Семья может способствовать развитию общественно-полезного труда школьников, если родители будут проявлять к нему достаточное внимание, давать детям сове ты при выборе и выполнении заданий, содействовать в-приобретении инвентаря и литературы, необходимых для общест венно-полеэного труда. Для того, чтобы дети могли дома за- ! ниматься изготовлением приборов, маке тов, моделей, полезно создавать в семье трудовой уголок школьника, учитывая, конечно, условия жизни семьи. Постоян ный уголок для работы детей с деревом и металлом можно организовать в чулане, сарае, где ставится стол, необходимый для укрепления верстачной доски и ти сков, а также для хранения материалов и инструментов. Если создать такой уго лок нельзя, то детям указывается в ком нате или коридоре то место, где можно расположиться с материалами и инстру ментами лишь на время выполнения практического задания, с тем, чтобы за тем убирать их снова туда, где они обыч но хранятся. Для проведения опытов с растениями и животными детям полезно иметь до машний уголок живой природы. Нужно приучать детей наблюдать за комнатными растениями и заботиться о них. Кроме этих растений, в домашнем уголке живой природы могут находиться аквариум, тер рариум, клетки с п тицам и мелкими зверьками. Детей нужно систематически приучать к хозяйственно-бытовому труду в семье, организуя его по возможности так, что бы школьники закрепляли и развивали в нем свои знания и практические уменья полученные на уроках физики, химии, математики, биологии, знакомились с устройством и использованием домашней техники, могли провести ее несложный ремонт, например, починить электроплит ку, электроутюг <и т. д. Всю эту работу?, направленную в рас ширению политехнического кругозора де тей, к усвоению ими практических на выков, родители должны проводить в тес ном контакте с учителями. Тогда помощь школе в осуществлении задач политехни ческого обучения будет особенно ценной. Т. САВИЧ, кандидат педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz