Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
11 июня 19 54 г . , М° 82 . Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я К ОБСУЖДЕНИЮ ИНДО- КИТАЙСКОГО Заявление м и н и ст р а и н о ст р а н ны х дел В . М . ВОПРОСА М О Л О Т О В А н а Ж еневском совещании 8 и ю н я года Господня председатель, господа делега ты ! Восстановление мира в Индо-Китае яв ляется важной задачей Женевского сове щания. Народы Индо-Китая связывают свои надежды с Женевским совещанием, рассчитывая, что оно внесёт свой вклад в дело обеспечения мира, независимости, свободы и единства народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. На стороне националь но-освободительного движения народов Ин до-Витая симпатии народов во всём мире. Их борьба за национальную независи мость и свободу должна получить призна ние со стороны настоящего совещания. На участни ках Женевского совещания ле ж и т ответственная задача содействовать скорейшему прекращению военных дейст вий и установлению устойчивого, надёж ного мира в Пндо-Китае. Нельзя, однако, не считаться и с тем, что, к а к видно, не все у ча с тн и ки настоя щего совещания одинаково понимают свои задачи. Это вид но 'и з того, что происходит на настоящем совещании, а т а кж е во кр у г Женевского совещания и одновременно с ним. Создаётся впечатление, что не все уча с тни ки совещания заинтересованы в скорейшем восстановлении мира в йндо- Кятае. В самом деле, можно участвовать в Женевском совещании, но видеть свою задачу не в восстановлении мира в Индо- Китае, а в том, чтобы доказать невозмож ность договориться по вопросу о прекра щении войны в ИнзЬ-Китае, Но те, кто стремятся доказать невозможность согла шения. те идут не просто по п у т и затя гивания войны в Индо-Китае, но на деле готовят дальнейшее расширение войны, со всеми её опасными последствиями. Имеются факты, свидетельствующие о намерениях некоторых правительств вме сто восстановления мира подготовить дальнейшее расширение воины в И ндо -Ки тае и увеличение числа участников этой войны . Мы не можем не считаться с та кого рода планами, к которым самое близ кое отношение имеет государственный департамент США. Об этом говорят такие факты , к а к про должающаяся возня во кр у г создания во енного блока т а к называемой «Юго-Вос точной Азии» во главе с Соединёнными Ш татами Америки , с участием в йтом блоке некоторых колониальных держав и и х наиболее усл ужливы х сателлитов. Об этом же говорит факт военного совещания в Вашингтоне с участием США, Ан глии , Франции , Австралии и Новой Зеландии. К такого же рода фактам следует отнести п о пы т к у правительства Таиланда поме шать урегулированию индо -китайско го вопроса на Женевском совещании, что сделано явно по ука з ке иностранны х а г рессивных кру гов . Предложение Таиланда создать при Совете Безопасности комис сию по наблюдению за положением на гра нице Индо -Китая является попы ткой за ранее ( подготовить какой -нибудь повод для вмешательства формально Организации Объединённых Наций , а фактически Сое динённых Ш татов Америки, во внутрен ние дела Индо -Китая и направлено на то, чтобы подорвать доверие к Женевскому совещанию, занимающемуся конкретными вопросами восстановления мира в Индо- Китае. Мы не можем не считаться с тем, что в агрессивных к р у га х отдельных стран сущ ествую т опасения насчёт возможности достижения на Женевском совещании не которых положительных результатов по мирному урегулированию индо -китайско го вопроса. В этих условиях советская деле гация считает необходимым подчеркнуть всю ответственность, лежащую на настоя щем совещании в отношении прекращения военных действий и восстановления мира в Индо-Китае. Что касается Советского Союза, то он рассматривает вопрос о прекращении во енных действий в Индо-Китае не к а к к о ро ткую передышку для дальнейшего про должения, а, быть может, и расширения войны, а к а к установление устойчивого мира. Именно поэтому мы считаем необ ходимым рассмотрение на Женевском со вещании к а к военных, т а к и политиче с ки х вопросов. 1 К вопросу о прекращении военных действий Когда приступили к обсуждению индо- китайского вопроса, была достигнута до говорённость начать с военных вопросов, чтобы затем перейти к рассмотрению во просов политического урегулирования в Индо-Китае. Теперь уже пора подвести некоторые ито ги рассмотрения военных вопросов на протяжении последних четы рёх, недель п не откладывать больше рас смотрение вопросов политического ур е гу лирования, тем более, что обсуждение под твердило, что обе эти категории вопросов тесно связаны между собой. Предложения, относящиеся к прекра щению военных действий в Индо-Китае, были внесены к а к делегацией Демократи ческой Республики Вьетнам, т а к и деле гацией Франции. (В ходе обсуждения де легация Китайской Народной Республики внесла свои предложения об основных принципах соглашения о прекращении во енных действий. Обсуждение этих пред ложений показало, что по ряду вопросов наметилось сближение точе к зрения уча с тников совещания. К та ким вопросам относится, прежде все го, вопрос о необходимости одновременного прекращения военных действий на всей территории Индо-Китая всеми вооружённы ми силами воюющих сторон. Хотя в связи с этим на совещании и делались некото рые оговорки, однако, к а к известно, мы достигли соглашения по этому вопросу. Ввиду сложной военной обстановки в Индо-Китае прекращение военных дейст вий требует урегулирования вопроса о зо нах расположения войск той -и другой сто роны. Этот вопрос нельзя разрешить и н а че, к а к путём непосредственных йерегово- ров между сторонами. В соответствии с решением совещания, принятым 29 мая, установлен к о н т а к т между военными пред ставителями обеих сторон. Это уже сде лано в Женеве. Признано т а кж е необходи мым, чтобы был установлен соответствую щий кон та к т на месте в Индо-Китае. Нача лось рассмотрение вопроса о зойах и соот ветствующей дислокации войск обеих сто рон, что является важным шагом в деле урегулирования индо -китайско го вопроса. В холе дискуссии было также установ лено, что все уча с тни ки Женевского со вещания в принципе согласны с предло жением Демократической Республики Вьетнам относительно того, чтобы пре кращение военных действий в Индо -Ки тае сопровождалось недопущением пере бросок в Индо-Кптай извне новых войск и военного персонала всех видов, а та кж е всякого рода вооружения и б деприпасов. Эго и понятно, т а к к а к любое соглашение о прекращении военных действий можно превратить в клочок бумаги, если не по заботиться о том. чтобы не допустить по ступления в Индо-Китай извне войск, вооружения и боеприпасов. В противном случае прекращение военных действий могло бы быть использовано в качестве кратковременной передышки для накопле ния сил п возобновления войны , быть мо жет , в ещё большем масштабе. Не вызвало та кж е сомнений у участни ков совещания предложение относительно создания смешанных комиссий из пред ставителей обепх сторон по контролю ’ за выполнением условий соглашения о пре кращении военных действий. .Важное зна чение т а ки х комиссий вытекает уже хотя бы из того,, что именно на непосредственно заинтересованных сторонах должна лежать главная ответственность за выполнение указанного соглашения и что если сторо ны не будут стремиться к соблюдению до сти гнутой договорённости, то ни кто дру гой не сможет обеспечить должных ре зультатов от подписанного соглашения. Особо летальному обсуждению был под вер гнут вопрос з необходимости установ ления международного наблюдения за вы полнением условий соглашения о прекра щении военных действий в Индо-Китае. Все делегации согласились с тем, что для осуществления такого международного на блюдения необходимо создание соответст вующего авторитетного международного органа. На этом вопросе мне ещё придётся остановиться, поскольку здесь имеются серьёзные расхождения в позициях деле гаций . Советская делегация, к а к известно, по ложительно отнеслась и к предложению Франции относительно того, чтобы участ н и ки Женевского совещания приняли на себя обязательства о гарантиях выполне ния соглашения о прекращении , военных действий в Индо-Китае. Другие делегации т а кж е высказались за необходимость га рантий , хотя не все стороны этого вопро са были подвергнуты достаточному рас смотрению. , Имеются, однако, вопросы, но которым сущ ествую т расхождения между делега циями. Что это за вопросы? Прежде всего, необходимо остановиться на вопросе о международном наблюдении за выполнением соглашения. К а к известно. Советский Союз предло жил образовать комиссию нейтральных стран по наблюдению в составе Индии, Полыни, Чехословакии и Пакистана. Две из этих стран — Индия и Пакистан — имеют дипломатические отношения с ', од ной стороной, а именно -— с Францией, а две д р у г и х— Польша и Чехословакия — имеют дипломатические отношения с дру гой стороной — с Демократической Рес публикой Вьетнам. Советская делегация полагает, что ука занны й состав междуна родной комиссии имел бы необходимый ав торитет и мог бы обеспечить, чтобы в ра боте этого международного органа не бы ло однобокости и пристрастного отноше ния к той или другой стороне. Возраже н и я против участия в этой комиссии та к и х стран, к а к Польша и Чехословакия, якобы не могущих в данном- случае сто я ть на нейтральных позициях по идеоло гическим соображениям, ни на чём не ос нованы. В веменыпей мере такие возра жения могут быть предъявлены в к а п и талистическим странам. Здесь явно забы вают о том, что у ка занны й довод— сал ка о двух концах , о чём едва ли следует рас пространяться. Нельзя забывать и о том, что по соглашению о перемирии в Корее та кж е создана комиссия нейтральных стран с участием представителей Польши и Чехословакии. Теперешние по пы тки дискредитировать указанную комиссию по Корее явно несостоятельны и не могут рассматриваться иначе, к а к стремление помешать достижению договорённости по важному вопросу. Нет ещё должной договорённости также относительно задач и ф ункций к а к меж дународной комиссии по наблюдению, т а к и смешанных комиссий из представителей обеих сторон. Взаимоотношения между этими комиссиями должны определяться различием в их ф ункциях . Главной задачей комиссии нейтраль ны х государств является: обеспечить недопущение переброски в Пндо-Кйтай войск и персонала всех в и дов, а также всякого рода вооружений и боеприпасов: наблюдение за осуществлением обеими сторонами постановлений об определении военных демаркационных линий и об ус тановлении демилитаризованных зон; наблюдение за перемещением воинских частей, проводимым для урегулирования зон: _ наблюдения за работой по репатриации обеими сторонами военнопленных и ин тернированных граждан : расследование по просьбе смешанной комиссии или одной из сторон этой к о миссии фактов нарушения соглашения о прекращении военных действий в деми литаризованных зонах и представление обеим сторонам предложений об их устра нении . Задачей смешанных комиссий являет ся — обеспечить осуществление кон кре т ны х мероприятий на местах по выполне нию условий соглашения о прекращении военных действий. Эти мероприятия бу дут относиться: к контролю за обеспечением одновремен ного и повсеместного прекращения огня ; к выполнению плана урегулирования зон и к перегруппировке вооружённых сил обеих сторон; к разрешению путём переговоров между военными представителями сторон других вопросов, связанных с нарушением усло вий соглашения. Возникает вопрос, к а к быть в том сл у чае, если вн у тр и этих комиссий или ме жд у ними не будет достигнуто соглашения по тому или иному вопросу. Иначе гово ря, где тот орган, к которому следует апеллировать в случае наличия в комис сиях разногласий. Ответить на этот во прос нетрудно, если исходить из упом яну того ранее предложения, что определённые государства должны стать гарантами вы полнения соглашения о прекращении во енных действий в Индо-Китае. Это значит, что в необходимых случаях инстанцией , к которой следует апеллировать, являются государства-гаранты . На н и х будет лежать обязанность приня ть надлежащие согла сованные меры, направленные на устра нение нарушения, соответствующего согла шения или угро зы тако го нарушения. Нельзя не признать , что вопрос о ха рактере и ф ункциях наблюдения за вы полнением условий соглашения о прекра щении военных действий в Индо-Китае требует дальнейшего рассмотрения. Одна ко в случае, если все мы согласимся с оп ределёнными исходными положениями, не будет особенно серьёзных затруднений к достижению договорённости по этому важ ному вопросу. В ходе обсуждения проблемы восстанов ления мира в Индо-Китае возник вопрос, 'должно ли решение о прекращении воен ны х действий и установлении соответст вующ их условий для перемирия относить ся ко всем трём государствам Индо-Китая. При этом обнаружились расхождения ме жду участни ками совещания. Советская делегация исходит из того положения, что перед нами с тои т задача восстановления мира в Индо-Китае в целом, к а к это и предусмотрено Берлинским коммюнике. При этом нельзя у п у с ка ть из виду т о го, что во всех трёх и нд о -ки тай с ки х го сударствах — Вьетнаме, Камбодже и Дао се — события имеют одни и те же основ ные причины . Развернувшиеся в Индо- Китае события показываю т, что во Вьет наме, а т а кж е в Лаосе и Камбодже имеет место национально-освободительная борь ба против иностранного колониального гос подства. В этой борьбе участвую т не только те или иные вооружённые силы, но т а кж е и сами народы. Только этим можно объяснить размах и силу народно- освободительного движения в Индо-Китае. Разумеется, нельзя не видеть и разли чий в национально-освободительном дви жении отдельных государств Индо-Китая. Так , во Вьетнаме три четверти терри тории страны не находится под контролем официальных властей правительства Бао Дая. Известно, что огромные территории Вьетнама на севере, а та кж е в центре и на юге страны управляются органами пра вительства Демократической Республики Вьетнам. Что касается Даоса, то и здесь около половины территории страны не находится под контролем официальных органов правительства. В Камбодже раз мер территории , не находящейся под ко н т ролем официальных властей, меньше, чем в других районах Индо -Китая , но и: здесь развёртывается национально-освободитель ная борьба. Поэтому было бы неправильно отрицать наличие к а к в Лаосе, т а к и Кам бодже национально-освободительной борь бы и объяснять происходящие здесь собы т и я влиянием каких -либо внешних факто ров, например, вмешательством вооружён ны х сил Вьетнама. Глава делегации Демо кратической Республики Вьетнам убеди тельным образом опроверг такого рода утверждения. Присутствующие здесь представители Лаоса, а та кж е Камбоджи придерживаются другого мнения по этому вопросу. Но, ведь, и присутствующ ий среда нас пред ставитель правительства Бао Дая готов го движения во Вьетнаме, хотя неоснова тельность этих утверждений очевидна. Можно с полным основанием сказать , что такого рода заявления свидетельствуют о том, что в них не отражаются ни дейст вительное положение, ни действительная сеязь со своим народом, что в этих заяв лениях голословно отрицаются широко и з вестные факты. Некоторые у ч а с тн и ки совещания п ы тались убедить нас в том, что задача ус тановления независимости индо -ки тай с к и х государств— Вьетнама, Даоса и Кам боджи, будто бы уже полностью решена, что национальные требования этих стран уже удовлетворены. Представитель Кам боджи ссылался при этом на соглашения с Францией от 19 49 года и 19 53 года. Представитель Лаоса ссылался здесь на соглашение с Францией от 1949 года. Наконец, представитель правительства Бао Дая ссылался на недавнее соглашение с Францией, которое, однако, т а к и ос таётся ещё не подписанным, а поэтому и не опубликованным. Все эти заявления не могут вн уш и ть доверия, поскольку они не обеспечивал;; и не обеспечивают дейст- вительной независимости индо -ки тай с ки х государств. При таком положений стано вится понятным , почему почти ни одно государство Азии — и в том числе Индия, П акистан , Индонезия, В и р т — но прида ют серьёзного' значения та ким заявлени ям. Только этим можно объяснить, что страны Азии не хотят иметь дипломати- ческих отношений ни с Вьетнамом, ни с Лаосом, ни с Камбоджей. Можно было бы, кроме того, сослаться, капример, на заяв ления видных государственных и общест венных деятелей Франции и США , уделя ющих значительное внимание Индо-Ви таю , в которых содержатся определённые признания наличия национально-освобо дительного движения во всех трёх стра нах Индо -Китая и в Которых, вместе < тем, указывается на необходимость, чтобы со стороны Франции была обеспечена, на конец, независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Война в Индо-Китае ведётся уже восемь лет. Со стороны правительства Франции делалось немало попы то к добиться своих целей военными мерами. Это не дало ре зультатов. С начала образования Демократической Республики В ьетнам . существовало немало планов, направленных на военный раз гром её армии и на удушение Демократи ческой Республики Вьетнам с дельЬо вос становления колониальных порядков. Это стоило многих жертв народам Индо-Китая. Вместе с тем, война в Индо-Китае принес ла и ■фра-нц/зскому народу тяжёлые жертвы — людские и материальные. После первых успехов, одержанных в результате внезапного нападения на Демо кратическую Республику Вьетнам, фран ц у зс кий экспедиционный корпус начал из года в год терпеть поражения, и это, несмотря на все поставки американского вооружения: тан ков , самолётов, боеприпа сов, а т а кж е другого военного снаряжения и материалов, количество которых всё возрастало за последние годы. Здесь уме стно привести некоторые данные о поте рях французского экспедиционного ко р п у са в Индо-Китае, о которых широко изве стно из выступлений в Национальном со брании Франции. Эти потери составляют значительно больше 1 0 0 ты с . человек убитыми и ранеными, причём эти потери всё возрастают. И ндо -китайская война стоила Франции свыше 2 .0 0 0 миллиардов франков. По. данным, опубликованным в американском журнале «Ридерс дайджест» за май 19 54 г . , «восьмплетняя война обо шлась Франции по чти в т а к ую же сумму, ка к ую она получила от Соединённых Ш татов Америки в качестве экономиче ской и военной помощи». Ещё недавно прославлялся план генера ла Наварра, относительно которого госу дарственный секретарь США в прошлом году говорил, что «война в Индо-Китае будет успешно закончена в течение буду щего года», т . е. в течение 19 54 года. В другом заявлении представителя госде партамента, относящемся к февралю т е к у щего года, было сказано: «Мы подписа лись под планом генерала Наварра и ве рим, что он принесёт успех» . Потребова лось немного времени, чтобы расстаться с расчётами на успех такого рода планов. Этот факт нельзя не признать поучитель- доетаточной веры ни в своих руководите лей, ни в готовность Франции предоста вить подлинную независимость...» . Это заявление было сделано весной прошлого года. В другом докладе т а кж е специальной миссии палаты представителей США , от носящемся уже к 29 января 1 9 5 4 года относительно результатов поездки по стра нам Ю го-Восточной Азии , снова у ка зы ва лось на отсутствие «политической неза висимости» и нд о -ки тай с ки х государств. Эти заявления '-американских миссий, относящиеся к а к к прошлому, т а к и к нынешнему году, заслуживают внимания , поскольку они констатирую т факты , хотя на деле они пр о н и кн у ты духом враждеб ности к народно-освободительному движе нию в Индо-Китае. Но гораздо более важное значение имеют те простые и общеизвестные факты , кото рые .относятся к положению в Индо-Китае. Кто будет отрицать , что оборона Дьен- Бьен -Ф у осуществлялась, главным обра зом, не силами французов и не силами вьетнамцев, а силами собранных туда всякого рода иностранцев. В войсках гар низона Дьен -Бьеи -Фу подавляющее боль шинство составляли люди, не имеющие н и ка ко го отношения н и к Франции , гаи к Вьетнаму. И э ти люди, видите ли, защи щали интересы Вьетнама, хотя вьетнам с кий народ не просил и х об этом. Совершенно другое положение мы имеем в войсках Демократической Республи- к и Вьетнам. В её войсках не было ни ко го , кроме вьетнамцев. (Все п о пы т к и пу с ти ть сл ухи об иностранцах в эти х войсках ока зались очевидной для веёх фальшивкой. Разве это не свидетельствует о том, на чьей стороне стоит вьетнамский народ? П опы т ки умалить значение национально- освободительного движения разбиваются о та ко го рода факты. Возьмите другой пример последнего времени. Совсем недавно, в мае, правительство Бао Дая проводило мобилизацию вьетнам цев для увеличения своих войск . Чем окончилось это дело, вы знаете. По моби лизации явилось только 1 0 процентов при званных в армию. 9 0 процентов не захо тело пойти в армию баодаевского прави тельства. Стоит напомнить и об одном со общении, опубликованном в ан глий ской газете «Обсервер.» два дня тому назад. Согласно этому сообщению, вьетнамская армия Бао Дая «в настоящее время теряет больше людей в результате дезертирства и пассивного сопротивления, чем она по лучает в результате нового призыва» . Разве эти факты сегодняшнего дня не свидетельствуют о том, что народ Вьетна ма не находится на стороне ны неш ни х властей Бао Дая и что вьетнамский народ идёт совсем другой дорогой, оказывая всё более а к т и в н ую поддержку своей демокра тической республике. Что означает при т а к и х условиях про должение колониальной войны , в Индо- Китае? Оно не может означать ничего другого, к а к дальнейшее углубление про тиворечий между Францией и народами Индо-Китая. Между тем, каж заявления правительства Демократической Республи к и Вьетнам, т а к и заявления правитель ства Франции свидетельствуют о возмож ности найти общий я зы к для уре гулиро вания взаимоотношений между Францией и Вьетнамом, а та кж е между Францией и другими индо -ки тай ским и государствами. Если правительство Франции девствитеяь- .но стремится к установлению независимо сти государств Индо -Китая , то в настоя щ их условиях нет оснований для продол жения войны в Индо-Китае, по с ко л ь ку соз дались важные предпосылки для дружест венного урегулирования этих взаимоотно шений . Это урегулирование теперь стало возможным на почётны х условиях для обеих сторон. Во всяком случае, н и к т о не докажет, что продолжение войны в И н до-Китае диктуется национальными ин те ресами Франции . Напротив, от ка з или у к лонение от переговоров-л о этому вопросу с действительными представителями вьет намского народа находится, по нашему убеждению, в противоречии с националь ными интересами Франции . Важное значение имеет т а кж е уре гули рование внутриполитическо го положения во Вьетнаме и в д ру гих индо -китайейих государствах. Мы выслушали здесь претензию пред ставителя Бао Дая по вопросу о вн у тр и политическом урегулировании во Вье тна -. ме. Правительство Бао Дая, оказывается, т а кж е говорит о свободных выборах на территории Вьетнама. Но, согласно его предложениям, во Вьетнаме следует про вести только т а ки е выборы и только в такое время, когда это обеспечит поддер жание теперешней власти Бао Дая, пол ная неавторитетность которой является общеизвестным фактом. В действительно сти же та кой власти не н у ж н ы всеобщие выборы. Для неё выборы опасны. Такая власть опирается не на народ, а на иност ранные ш ты ки . В связи с этим не мешает напомнить о том, что говорил во французском Нацио нальном* собрании 5 марта 1 9 5 4 года о правительстве Бао Дая т а кой авторитет ны й французский деятель, к а к Э. Даладье: «Это правительство не имеет народного доверия. Это доказывает тот факт, что оно могло прибе гнуть только к к а р и к а т у ре м униципальны х и провинциальных выборов в таком районе, к а к , например, Гуэ , где находится от 2 5 0 до 300 ты ся ч жителей . Право голосовать было предо ставлено только 7 — 8 тысячам , да и те не голосовали за кандидатов его величе ства Бао Дая». В этой связи упомяну и о том, что на днях писал ан гл и й с кий журнал «Спек- тейтор» : «Свободные выборы во Вьетнаме на данном этапе, безусловно, приведут к победе Хо Ш и Мина над Бао Даем». Не плохим пояснением к сказанному яв ляются вы ска зы вания журнала «Фцаяс- Обсерватэр» от 3 июня , где дана следую щая оценка нынешнего положения во Вьетнаме: «Враждебное отношение к Бао Даю яв ляется тем более сильным , что он не сдер жал обещании в области внутренней по л и т и ки , к а к - т о : по ко н чи ть е коррупцией , провести аграрную реформу, провести в ж и знь трудовой кодекс и т . д. Уровень ж и з н и рабочих понизился на 60 процен тов по сравнению с 1 9 3 9 годом. Цензура, введённая для печати , является более ужасной , чем когда-либо» . Приведённые сообщения, число которых можно было бы во много раз увеличить , свидетельствуют о том, что внутриполи тическое положение на территории Вьете нама, оккупированной французскими вой - 1 сками , является катастрофическим, пте с к о л ь к у нынешнее правительство не свя зано с народом и ни в к а к о й мере не вы ражает его интересов. Предложение о про ведении свободных выборов, выдвигаемое Демократической Республикой Вьетнам,- особенно важно для действительного у л у ч шения политического и экономического положения во Вьетнаме. Недавнее заявле ние государственного секретаря США » незрелости Вьетнама и его несочувствен- ное_ отношение к проведению свободных) выборов в Индо-Китае не свидетельству ют о стремлении урегулировать вн у тр и политическое положение во Вьетнаме и в д ру гих государствах Индо -Китая . Однако,- ■Женевскому совещанию не следует укл<н няться от ответа на требование Вьетнам-: ;с ко го народа провести в ближайшее вре-< мя свободные выборы, чтобы на основе’ всеобщих свободных выборов обеспечить' ■создание демократического правительства,- единого для' всего Вьетнама. Женевское совещание не может отмолчаться по это му вопросу. Но, прежде всего, это относите- ся к- правительству Франции , которое дол жно заявить о своём отношении к свобод ным выборам во Вьетнаме и в Других го -1 сударствах Индо -Китая . Разумеется, проведение свободных выбо-' ров требует соблюдения определённых условий . Надо, чтобы сам в ье тнам с кий '1 народ взял это дело в свои р у к и и обеспе чил свободу деятельности патриотических партий , г р у п п и общественных организа ций при подготовке я проведении всеоб щ и х свободных выборов. Это открыло бы л учш ий и действительно надёжный п у ть в восстановлению единства Вьетнама. отрицать наличие народно-освободительно-«ным. 2. О политических проблемах Индо-Китая Мне пришлось коснуться военных собы т и й в Индо-Китае, а т а кж е последствий этих событий. Однако следует признать, что восстановление мира в Индо-Китае не сводится только к военным вопросам. Совершенно очевидно, что задача уста новления прочного мира в Индо-Китае требует урегулирования политических во просов. На эТо советская делегация неод нократно указывала , вы ступая в поддерж к у предложений, внесённых Демократиче ской Республикой Вьетнам на рассмотре ние совещания. При этом особенно важное значение име ют две основные проблемы. Первая проб лема относится к взаимоотношениям между Францией и государствами Индо-Китая. Вторая— к внутриполитическому положе нию в и нд о -ки тай с ки х государствах. Советская делегация считает, что изло женная здесь позиция Демократической Республики Вьетнам по вопросу о взаимо отношениях с Францией создаёт необходи мые предпосылки для дружественного урегулирования этой проблемы между за интересованными сторонами в том слу чае, если и Франция стремится к такому урегулированию . Мы "слышали здесь заявления о том, что Франция выражает готовность признать независимость Вьетнама и других индо- к и т а й с ки х государств с должным обеспе чением их суверенитета и национальных Проведение соответствующих мероприя т и й необходимо и в д ру гих индо -ки тай с к и х государствах. Проведению свободных выборов должен предшествовать вывод всех иностранны х войск с территории го сударств Индо -Китая , что, естественно, требует должного урегулирования обсуж даемых на совещании военных вопросов. * * * публ и ки Вьетнам выразило готовность рас смотреть вопрос о вхождении Демократи ческой Республики Вьетнам, в соответст вии с принципом добровольности, во Фрая- ■рухкий Союз. Поскольку обе стороны за являют о возможности урегулировать во прос о взаимоотношениях на основе пр и знания принципов национальной свободы и независимости, казалось бы, что решение этого вопроса не должно было бы натолк ну ться на непреодолимые препятствия . Здесь были сделаны заявления офици альных представителей короля Камбоджи и короля Лаоса, что вопрос о независи мости этих государств будто бы полностью ужо урегулирован чу ть ли ещё не в 19 49 году. Представитель правительства Бао Дая, в свою очередь, ссылался и ц и тировал текст , который никем не подпи сан и , видимо, остаётся у него в рармане. О неубедительности этих заявлений уже говорилось. Можно сказать , что этп заяв ления повсюду не встречают доверия. Вот что, например, сказано в докладе от 12 мая 1953 г . специальной миссии палаты представителей США о поездке в Пакистан , Индию, Таиланд и Индо-Китай по вопросу о положении в Индо-Китае: «Несмотря - па заявления Франции о том, что она намерена предоставить неза висимость, многие индокитайцы говорят, что волнения и неспособность оказывать более сильную поддержку своему прави- интересов. С другой стороны, мы знаем, | тельству объясняются тем, что народ при что правительство Демократической Рес- ■существующих обстоятельствах не имеет Советская делегация считала н уж ны м напомнить об основных политических во просах, требующих разрешения в отноше н и и всех трёх государств Индо -Китая . Сюда относится, прежде всего, вопрос об установлении новых взаимоотношений ме жду Францией и гремя индо -ки тай ским и государствами на основе действительного признания принципов национальной неза висимости и свободы народов Индо -Китая . Сюда относится та кж е вопрос о проведе нии свободных выборов во Вьетнаме и д ру гих и нд о -ки тай с ки х государствах, к о торые позволили бы осуществить скорей шее восстановление единства эти х госу дарств и создание авторитетных демокра т и ч е с к и х правительств. Мы не можем от ложить в сторону решение этих вопросов, если хотим обеспечить восстановление ус тойчивого, .надёжного мира в Индо-Китае. Телец;ь в Женеве установлен непосред ственный к о н т а к т между сторонами по во просам военного порядка. Необходимо, что бы этот ко н т а к т был осуществлён т а кж е на месте, в Индо-Китае, к а к это было все ми. нами недавно признано. Результаты этих непосредственных переговоров мы должны рассмотреть на совещании. Наряду с этим необходимо обсудить те важные политические вопросы, разреше ние которых сделает возможным установ ление столь необходимого мира во всех государствах Индо -Китая. Разумеется, и для разрешения политических вопросов важн-ое значение будет иметь установле ние непосредственного кон та кта между сторонами. Советская делегация считает, что, кро ме рассмотрения обсуждаемых на совеща нии военных вопросов, возникла необхо димость: 1. Рассмотреть без дальнейшею» о т кла дывания политические вопросы, требую щие своего разрешения в связи с положе нием, сложившимся в Индо-Китае. Мы могли бы с этой целью приня ть такой п о -к рядок, при котором военные и политиче ские вопросы рассматривались параллель но, с тем, чтобы заседания, посвящённые военным и политическим вопросам, чере довались. 2. В первую очередь рассмотреть во просы , относящиеся к предоставлению трём индо -китайским государствам суве ренитета и -независимости, проведению в этих государствах свободных всеобщих выборов, а т а кж е к выводу всех иноет- ранных^ войск с территории Индо-Китая. 3. Обеспечить установление непосред ственного кон та к та между представителя ми обеих сторон для обсуждения п о л и т и ческих вопросов, что могло бы иметь по ложительное значение и облегчило бы воз можность достижения соответствующей до говорённости по этим вопросам. Советская делегация стремится всяче с к и содействовать скорейшему рассмотре нию к а к военных, т а к и политических вопросов. Мы надеемся, что все уча стни к и Женевского совещания стремятся в тому, чтобы двинуть вперёд их рассмотре ние, т а к к а к от этого зависит восстанов ление устойчивого и надёжного мира в Индо-Китае. Сегодня мы заслушали заявление гла вы французской делегации , в котором бы ло сказано, что Женевское совещание уже достигло некоторых результатов на п у ти к миру. Значение этого заявления будет зависеть от того, в ка кой мере этому бу дут соответствовать дальнейшие шаги французской делегации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz